Анализ произведения М.Ю. Лермонтова «Россия»

Анализ произведения М.Ю. Лермонтова «Россия»

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 35.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 35.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Прощай, немытая Россия” отражает острые социальные и политические взгляды автора. Написано незадолго до поездки на Кавказ в 1840 году, оно стало своего рода предвидением скорой смерти поэта. Полный и краткий анализ “Прощай, немытая Россия” по плану пригодится на уроках литературы в 9 классе.

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Прощай, немытая Россия.
  • История создания – 1841 год, после приказа покинуть Петербург, перед отправлением в ссылку на Кавказ.
  • Тема – непринятие общества и политики царской России.
  • Композиция – 2 четверостишия, построенных на антитезе.
  • Жанр – лирическое стихотворение с чертами политической эпиграммы.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
  • Метафоры – “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши”.
  • Эпитеты – “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”.
  • Синекдоха – “голубые мундиры”.
  • Гипербола – “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”.

Стихотворение написано в 1841 году перед ссылкой поэта на Кавказ. Его личная жизнь снова неустроенна, служба не приносила удовольствия, свобода творчества была практически ограничена.

После очередной дуэли с участием Лермонтова его арестовали на основании слухов, было вынесено постановление о ссылке поэта на Кавказ (война там длилась около полувека) “в первую линию наступления”. Фактически это был смертный приговор, и Лермонтов понимал это, не зря его стихотворение начинается со слова “Прощай..”.

Именно так в царской России поступали с неугодными людьми, которые мешали режиму, но были слишком яркими личностями, чтобы быть осужденными безвинно. Поэт написал гневное стихотворение зимой 1841 года, летом этого же года его не стало.

Неприятие общественных устоев и политического режима России. Обида и одиночество человека, не признанного своей страной, ненужного ей. Невозможность жить в условиях слежки, доносов, низости и самоуправства.

Это единственное стихотворение, в котором Лермонтов так откровенно осудил ту Россию, которая превратилась в безликую, раболепствующую, угнетённую страну. Он чётко разграничил тех, кто управляет “мундиры голубые”, “паши” и кто пресмыкается “им преданный народ“.

Будучи человеком с тяжёлым характером, острым и язвительным, Лермонтов практически не имел друзей, не был уважаем в “благородном” обществе, за ним тянулась слава неуравновешенного, обозлённого человека.

Этот факт способствовал тому, что он чувствовал себя чужим на балах и светских раутах, ему были неинтересны пышные приёмы, где он часто вступал в конфликты, бросал колкости в адрес присутствующих.

Идея – поэт не принимает раболепское мышление и образ жизни дворянства, вездесущий контроль со стороны жандармерии, которая была одинакова нелюбима гражданскими и военными.

Их способы управления и воздействия на думающих людей поэт презирал, как и самого царя. Искренняя любовь к России, как матери, её природе, красоте и обычаям – вот то, что ценил Лермонтов.

До конца жизни он был ярым патриотом, несмотря на отношения с властью.

Лирический герой в стихотворении печален и разочарован, он потерян и угнетён. Яркой антитезой звучит сравнение “немытой” России и гордого свободного Кавказа. Такой обидный эпитет родина заслужила за то, что она погрязла во лжи, чинопоклонении, доносах и угодничестве.

Небольшое произведение – всего два четверостишия – вместило целую эпоху и характеристику общества XIX века. В первой строфе поэт прощается со всем, что его тяготит, в этих строках чувствуется боль и разочарование.

Во второй строфе лирический герой выражает смутную надежду найти своё место “за стеной Кавказа“, где нет отвратительного мировоззрения и устоев, характерных для Москвы и Петербурга (“всевидящих глаз и всеслышащих ушей“).

Ощущение присутствия лирического героя достаточно значимо благодаря формам глаголов, которые использует автор и эмоциональной субъективности во второй строфе.

Размер стихотворения: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Это лирическое стихотворение, затрагивающее тему человека и толпы, непринятия пороков современного общества. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, оно очень эмоционально.

В произведении есть и черты эпиграммы, оно ярко высмеивает “всевидящий и всеслышащий” режим, рабское сознание людей, их недостатки. Как и эпиграмма, оно обращено к конкретному адресату, даже к нескольким “мундирам”, “народу”, “немытой” родине. С.

Наровчатов назвал стихотворение “эпитафией всей николаевской России”.

Незабываемые авторские эпитеты, которые делают стихи произведения непревзойдённо “лермонтовскими”: “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”. Последние два словосочетания являются также тонкими сатирическими гиперболами.

Синекдоха “голубые мундиры” используется вместо озвучивания слова “жандармы”.

Метафоры – “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши”.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 35.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 11/15

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 15/15

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 16/19

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 16/19

Гость завершил

Тест на тему “Приставка НЕ”с результатом 3/5

Гость завершил

Тест «Ася»с результатом 10/14

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 14/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Анализ произведения М.Ю. Лермонтова «Россия»

Михаил Юрьевич Лермонтов – настоящий патриот своей страны. Однако, несмотря на свою к ней любовь,  он видел достаточное количество недостатков и в открытую говорил о них.

Стихотворение «Россия» — это своеобразное прощание со своей страной. Также в этом произведении мы видим полный уход от ответственности за будущее страны.

В этом произведении поэт, как мы уже сказали, прощается со своим государством. У читателей может создаться впечатление, что Лермонтов понимал свою ненужность на своей земле.

Можно отметить, что это произведение у Лермонтова получилось пророческим, так как для каждого человека тяжело убрать свою родину из собственной жизни. Лирический герой этого стихотворения уходит и от Родины, и в общем от всего мира, который он считает для себя чужим.

Так и произошло в жизни с Лермонтовым. Вскоре после написания стихотворения поэт погибает на дуэли.

История создания

Стихотворение «Россия» было написано автором в 1841 году. Лермонтов еще успел его опубликовать при своей жизни в журнале «отечественные записки». Этот стих был воспринят общественностью, как декабристское и оппозиционное.

Люди, через которых оно проходило цензуру, увидели в стихотворении явный призыв автора к переменам. Стоит отметить, что царем было осуждено произведение.

На тот момент Лермонтов уже успел побывать в двух ссылках, поэтому у Николя Первого этот автор вызывал явную неприязнь.

С приходом 1841 года Михаил Юрьевич решил уйти в отставку с военной службы. К тому моменту она для него стала бессмысленной. Хотя бабушка автора не приветствовала такое решение своего внука. Она надеялась, что ему удастся сделать военную карьеру, так как много было потрачено сил с ее стороны.

Лермонтову ничего не оставалось, как покориться бабушке. Он обратно уехал на Кавказ, где проходил службу на передовой. Он не жалел себя в сражениях, предчувствовал свой скорый уход.

Свое стихотворение «Россия» Лермонтов назвал именно так, потому что прощался именно с государством. А вот прощение с отечеством здесь вовсе нет, так как оно было глубоко в его сердце. Это мы можем увидеть по произведению «Родина». А в рассматриваемом стихотворении автор показал тираническое государство, где постоянные слежки за людьми, нет свободы. У него было в планах вернуться с Кавказа.

Жанр и направление

Произведение «Россия» относится к жанру стихотворения. Это можно увидеть по его объему, рифме.

Лермонтов творил в направлении романтизма. Если вчитываться в строки стихотворения, то можно увидеть бунт героя, направленный против всех. Такой позиции всегда придерживались поэты-романтики.

Они не признавали реальность, относились к ней с осуждением. Таким был и Лермонтов.

Он уехал на Кавказ, так как там ему удалось скрыться от цивилизации, а фольклор и удивительная природа тех мест были ему близки.

Стихотворение «Россия» написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой.

Композиция

Композиция стиха очень легка для понимания:

  1. В первой строфе мы видим своеобразный толчок к тому, что дальше будет происходить.
  2. Во второй строфе лирический герой находится в поиске надежды, что ему удастся уйти в небытие и получится найти себе место на Кавказе.

Образы и символы

В стихотворении герой — категорически тверд, проявляет свой максимализм. У него мир делится на черное и белое, мечта и действительность. Он делает свой выбор в пользу мечты и демонстративно уходит.

В своих произведениях Лермонтов образ России всегда делил на родину и государство. Стих «Россия» относится ко второму варианту. Автор именно прощается с государством и его непонятными для него проявлениями по отношению к народу. Именно поэтому автор убегает в неизвестность.

Кавказ в стихотворении автора ассоциируется с дикостью, свободой действий и удивительной природой. Именно здесь герою удается освободиться от оков империи.

Темы, настроение и проблемы

Основная тема – проявление гражданской позиции автора, которая выражается через переживания лирического героя.

Главной проблемой является несправедливость, несвобода и бегство от реальности.

Герою хочется, чтобы его родина была свободной, развитой. Но так как этому не бывать, он решается убежать от нее, где есть настоящая свобода.

Главная идея стихотворения заключается в протесте и скитаниях лирического героя. Он открыто показывает, что нет свободы у его родины.

Михаил Юрьевич понимал, что его государство нуждается в кардинальных переменах, так как присутствие полнейшего контроля над каждой личностью не позволяют стране развиваться и идти вперед. Его огорчало то, что его никто не слышал и не слушал.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:  Фраческо петрарка и лаура: анализ «книги песен»

Анализ произведений
Анализ произведения М.Ю. Лермонтова «Россия»

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия»

1. История создания

Точная дата создания произведения неизвестна. Считается, что оно было написано перед очередной ссылкой в 1941 году.

Царское правительство, обвинив М.Ю. Лермонтова в участии в дуэли, нашло повод для того, чтобы избавиться от неудобного поэта.

Ссылка на Кавказ, где шли военные действия, была равносильна смертному приговору. Предчувствуя гибель, М.Ю. Лермонтов прощается с Россией.

Через несколько месяцев его не стало.

2. Литературное направление

Структура и идейное содержание стихотворения соответствует переходному периоду в творчестве поэта от романтизма к реализму.

Трагические ноты, разлад с окружающей действительностью — признаки романтического направления. Исторические детали, критическая направленность — соответствуют реалистическому направлению.

3. Род

Произведение представляет собой лирическое произведение, содержащее монологическое высказывание поэта.

4. Жанр

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия» — яркий образец гражданской лирики поэта, в котором присутствуют элементы политической эпиграммы.

5. Проблематика

Короткое произведение сумело отразить несколько важных общественных проблем:

  • негативные последствия крепостного права, превращающего русский народ в послушных рабов;
  • неограниченная власть жандармов, лишающая человека свободы и независимости;
  • любовь к Родине и ненависть к угнетателям;
  • мечты о свободной счастливой жизни.

6. Тематика

Основная тема стихотворения — осуждение существующего в России режима.

Жизнь в «стране рабов, стране господ» полна унижений и обид. Обвинительная речь поэта обращена не только правящему классу, но и покорному, рабски преданному народу.

Ссылка на Кавказ, по мнению автора, является избавлением от постоянной слежки, «всевидящего глаза» жандармов.

7. Идея

Строки стихотворения передают боль и переживания поэта за судьбу горячо любимой Родины. Лермонтов не может принять существующий политический порядок. Страна, где с молчаливого согласия царя правят жандармы, не достойна уважения благородного и честного человека.

Всю силу своего возмущения поэт вкладывает в слово «немытая», которое становится синонимом лжи, коварства, угнетения. Россия должна отмыться от этих пороков и стать свободной, считает поэт.

8. Пафос

Каждое слово небольшого стихотворения наполнено чувством негодования, осуждения и горечи. Лермонтов понимает, что его преданность России не в состоянии изменить существующий порядок.

9. Система образов

Центральный образ России включает в себя ряд второстепенных персонажей. В первой строфе читатель видит обездоленный, рабски преданный народ, вездесущих жандармов. Любимая Родина превращается в «страну господ».

Во второй строфе возникает символический образ Кавказа, который является олицетворением вольной счастливой жизни.

Необычный образный ряд связывает воедино трагическое настоящее с надеждой на счастливое будущее.

10. Центральный персонаж

Центральным персонажем стихотворения является несчастная Родина поэта. Именно за нее болит душа у лирического героя.

«Немытая Россия» с неограниченной властью жандармерии и страдающим народом достойна иной счастливой участи и обновления.

11. Лирический герой

Лирический герой выражает чувства и мысли автора. Поэт вместе с ним испытывает горечь расставания с Россией, переживает боль за свой униженный порабощенный народ, клеймит беззакония и грезит о свободной жизни без «голубых мундиров».

Лирический герой — личность смелая, гордая и свободолюбивая.

12.Сюжет

В стихотворении «Прощай немытая Россия» нет привычной сюжетной линии.

Однако под статичным описанием чувств поэта скрывается целая история жизни человека и страны. Сюжетная линия скрыта от глаз читателя, но она незримо присутствует в каждом слове.

Трагические события прошлого (несчастная любовь, неприятности на службе, преследования власти), боль настоящего (тяжело покидать родные места) и надежды на будущее (на Кавказе он избавится от постоянного надзора и слежки) слились воедино в восьми строках стихотворения.

13. Композиция

В основе композиции произведения, состоящего из двух четверостиший, лежит противопоставление (антитеза).

Описание удушающей обстановки в России сменяется картиной вольного Кавказа, где нет «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей».

Повествование ведется от первого лица. Читатель слышит голос лирического героя, который созвучен чувствам и мыслям автора.

14. Художественное своеобразие

«Прощай немытая Россия» — монологическое высказывание автора.

Главной художественной особенностью произведения являются лаконизм, риторичность и эмоциональная насыщенность текста стихотворения, которая доносится до читателя с помощью изобразительно – выразительных средств.

15. Размер, рифма, строфика

  • Стихотворение включает в себя два четверостишия с перекрестной формой рифмовки (АБАБ).
  • Чередование мужской и женской рифмы придают строкам законченность и лаконичность.
  • Четырехстопный ямб выражает силу негодования поэта.

16. Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности передают гражданский пафос стихотворения.

Поэт употребляет яркие тропы:

  • эпитеты «немытая Россия», «преданный народ»;
  • гиперболы: «всевидящего глаза», «всеслышащих ушей»;
  • метафоры: «стена Кавказа»;
  • перифраз: «мундиры голубые».

Использует:

  • риторические обращения: «прощай, немытая Россия», «мундиры голубые», «преданный народ»;
  • книжную лексику: «сокроюсь», «господ», «рабов»;
  • прием противопоставления: «страна рабов, страна господ».

17. Значение стихотворения

Крамольное произведение, содержащее резкую критику государственной власти, не было опубликовано при жизни поэта, однако быстро приобрело широкое распространение и популярность среди свободомыслящих слоев населения России.

Стихотворение содержало скрытый призыв к активным действиям, выражало неудовлетворенность существующей государственной властью.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова «Прощай немытая Россия» не утратило своей актуальности в современном обществе. Благодаря ему мы знакомимся с одним из сложных исторических периодов в истории нашей страны. Ведь, чтобы не совершать ошибок в настоящем, надо хорошо знать прошлое.

19. Мое отношение

Мне нравится это небольшое, но очень эмоциональное стихотворение великого поэта. В нем ощущается бунтарская душа Лермонтова, его непримиримая позиция к несправедливости, злу и насилию. Читая эти строки, понимаешь свою ответственность за судьбу страны, в которой родился и вырос.

20. Чему учит

Произведение Лермонтова учит преданности и патриотизму, воспитывает в человеке активную гражданскую позицию.

Сравнение стихотворения М.Ю.Лермонтова "Родина" и А.А.Блока "Россия"

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Сравнение стихотворения М.Ю.Лермонтова “Родина” и А.А.Блока “Россия”

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Тема Родины имела большое значение для многих поэтов XIXи начала XX века. Через свои стихи поэты пытались выразить любовь к Родине, показать её красоту, величие. Эта тема также играла не второстепенную роль в творчестве Лермонтова и Блока.

    Стихотворение Лермонтова «Родина» было написано в последний год его жизни и отображает чувства поэта перед смертью. Известно, что Лермонтов всю свою жизнь придерживался романтических традиций.

Но стиль стихотворения «Родина» не романтический, а реалистический:     Люблю дымок спаленной жнивы,
    В степи ночующий обоз,
    И на холме средь желтой нивы
    Чету белеющих берез.
    В начале стихотворения поэт отмечает, что любит свою Родину «странною любовью».

Его чувства необъяснимы, ведь, как говорит сам автор, ему нравится в ней не только богатство пейзажных красок и красоты русской природы, но и бедность, обыденность деревенской жизни:
    С отрадой многим незнакомой
    Я вижу полное гумно,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно;
    Лермонтов находит что-то родное и радостное в том, что на самом деле является простым, на что обычно люди не обращают внимания. Его взор обращен к крестьянской России, лирический герой этого стихотворения – это человек, который смотрит на Родину глазами крестьянина. При этом, Лермонтов использует обыденную лексику, пользуясь такие слова, как «скакать», «пляска», «мужичков», «топанье», «свист». В этом стихотворении употребляется стихотворный размер ямб, который подчеркивает величие и придает торжественность этим строчкам.
    Тема России четко выделена и у Блока. Он говорил: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни…». Особенно ярко Блок выражает свои чувства к Родине в стихотворении «Россия».
    У Блока любовь тоже своеобразная, странная, ведь, как и Лермонтов, он обращает свой взор к нищете, бедности и обыденности его родной земли. То, что он видит перед собой, его Родина, хоть и серая, полная печали, очень важна поэту:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые,-
    Как слезы первые любви!
    Но даже сквозь всю грязь этой деревенской жизни он сумел найти что-то светлое и красивое, что украшает и делает его Родину богаче: расписные спицы, узорный плат, прекрасные черты. Образы Блока по-настоящему красивы и прекрасны. В этом стихотворении Блок одушевляет Россию, рисуя её загадочной женщиной. Эта женщина сама по себе нежна и мила, несмотря на её простоту, но с тех пор, как прошли «золотые годы», она заметно обнищала. Поэт пишет, что несмотря ни на что, его Родина не пропадет:
    Пускай заманит и обманет,-
    Не пропадешь, не сгинешь ты,
    И лишь забота затуманит
    Твои прекрасные черты…
    Блок также использует звукопись, чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты. Он часто употребляет глухие согласные: «т» (например, «забота затуманит свои черты») и «ш» (не пропадёшь, не сгинешь,) в начале стихотворения. А в конце автор наоборот чаще использует звонкие согласные, что подчеркивает оптимистичность его взгляда на Родину и надежду на хорошее, светлое будущее.

    Точки зрения Лермонтова и Блока очень похожи. Поэты рисуют реалистичную Россию, восхваляют её простоту и обыденность.

Но, в отличие от Лермонтова, в своем стихотворении Блок использует прекрасные образы, сравнивает Россию с слезами его первой любви.

Лермонтов лишь изображает свою Родину, рисует её образ, а Блок говорит нам, что его Родина, хоть и «нищая Россия», но никогда не пропадет и не поддастся «чародеям».

Читайте также:  Роберт бернс - баллады: читать баллады бернса

Добавил: Frederica

55153 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения "Прощай, немытая Россия" и основанная на нем новая версия гибели Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Коллаж “ПвВ” – свободное использованиеМихаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Коллаж “ПвВ” – свободное использование

Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов имел достаточно язвительный характер и давал весьма нелицеприятные оценки многим, включая целые народы.

В частности в своей гениальной поэме “Демон” он писал:

Недолго продолжался бой:Бежали робкие грузины!М.Ю.Лермонтов. Демон. Стих XI

И вот в каком-то спектакле из 1990-х, содержание которого кроме этой мизансцены я уже давно позабыл, “главный сталинский сатрап” Лаврентий Павлович Берия поучает своего “подручного”, генерала НКВД Богдана Захаровича Кобулова –

Берия: Кобулов, ну что ты такой необразованный? Ты хотя бы книжку какую-нибудь почитал. Пушкина, там, или Лермонтова…Кобулов: Лермонтов грузин не любил.

Берия: Когда это Лермонтов “грузин не любил”?!Кобулов: А он написал “бежали робкие грузины”.Берия: Ты, Кобулов, неправильно понимаешь великого русского классика.

Ведь как надо понимать эти слова Лермонтова? Их надо понимать так, что “бежали робкие грузины”, а не робкие грузины не бежали и продолжали сражаться.

К чему я это рассказываю?

А к тому, что творчество Лермонтова (ну пусть даже не Лермонтова, поскольку лермонтовское авторство стихотворения “Прощай, немытая Россия…” сегодня принято оспаривать) весьма неоднозначно.

В том числе и потому, что многие, как говорил легендарный красный комдив Василий Иванович Чапаев в одноименном культовом советском кинофильме 1934 года, “хотят к чужой славе примазаться”.

То есть пытаются истолковать отдельные произведения и, в целом, творчество, классиков русской и мировой литературы в свою политическую или иную пользу. Далеко выходя при этом за рамки объективности.

Если вспомнить, чему нас учили в советской школе, то получится, что все более-менее известные дореволюционные русские писатели и поэты были сплошь одержимы революционными идеями.

В связи с этим у меня еще в раннем детстве возникали вопросы по поводу того, почему эти поэты и писатели не перестреляли всех царей и их сатрапов, с которыми им приходилось постоянно встречаться на балах и светских раутах?

Не избежало участи предельной идеологизации и стихотворение “Прощай, немытая Россия…”,

которое нам преподносят как протест Лермонтова против “удушающей атмосферы проклятого самодержавия”.

Так ли это на самом деле?

Давайте разбираться

Это стихотворение состоит всего из двух (но каких!) четверостиший.

Вот первое:

Прощай, немытая Россия,Страна рабов, страна господ,И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

В первой строке Лермонтов (или другой поэт – пусть об авторстве спорят желающие, мы же сейчас пытаемся раскрыть смысл этого произведения) одним прилагательным “немытая” создает крайне уничижительный образ России.

Ведь, “немытая” это не только грязная, некрасивая, но и глупая и ленивая. Потому что умный и трудолюбивый не будет все время ходить грязным.

  • И далее – если Россия “не моется” по своей собственной воле (на что автор прямо указывает), то она – сама виновата в том, что неприглядно выглядит, и поэтому не заслуживает никакого к себе снисхождения и жалости.
  • И здесь как бы подразумевается, что автор снимает с себя всякую гражданскую ответственность и не намерен ничего предпринимать для исправления существующего положения в откровенно презираемой им России.
  • Ибо бесполезно предпринимать какие-либо усилия к улучшению, если сама Россия этого не хочет.
  • Во второй строке автор дает

Математически точное определение народа России

через перечисление свойств элементов составляющего множество “Народ России”, которых всего два. По мнению автора “Немытой России”, народ России это – “рабы и господа”.

И это он не о форме

То есть не о крепостном праве. А о содержании – о внутреннем состоянии народа, среди представителей которого можно встретить, по мнению автора “Немытой России”, только состояние подчиненности, но никогда равенства.

Более полно это сформулировал Ф.М.Достоевский в своих романах.

Так у него в “Преступлении и наказании” Родион Раскольников пытаясь определиться, принадлежит ли он к “рабам” или “господам”, задается вопросом – “Тварь я дрожащая, или право имею?”. Право давить “дрожащих тварей” так, как ему хочется.

А в “Бесах” того же Достоевского это показано еще выразительнее.

Там у Федора Михайловича один из антигероев, “демократ” Петр Верховенский, признается, что добровольно и страсно желает стать “рабом” у “аристократа” Николая Ставрогина, аристократизм которого выражается в том, что тот с легкостью готов убить и себя, и любого другого, что, по мнению Верховенского, и делает его идеальным предводителемрусской “демократии”.

Вы ужасный аристократ. Аристократ, когда идет в демократию, обаятелен! Вам ничего не значит пожертвовать жизнью, и своею и чужою. Вы именно таков, какого надо. Мне, мне именно такого надо, как вы. Я никого, кроме вас, не знаю. Вы предводитель, вы солнце, а я ваш червяк… Ф.М.Достоевский. Бесы. Из монолога Петра Верховенского

Кто-то скажет: “Ну это всего лишь романы”.

А в жизни все было еще круче!

Первые русские революционеры – декабристы, перед тем, как выступить за “свободу, равенство и братство” выбрали себе… “диктатора”.

Им стал князь Сергей Трубецкой, который то ли струсил, то ли по каким-то другим причинам не изволил выйти к восставшим под его “диктаторством” полкам.

А остальные без “диктатора” оказались не в состоянии не то что двинуть их на штурм “оплота самодержавия” – Зимнего дворца, а даже задержать царя, который постоянно крутился у них под носом не имея долгое время сил для подавления этой первой в России “демократической” революции.

Читайте мою заметку “Комиссар о декабристах”

Не менее “демократично” вели себя большевики (в “девичестве” – социал-демократы), установившие после захвата власти в стране “диктатуру пролетариата” под руководством своих вождей из числа отнюдь не рабочих и беднейших крестьян.

Третья и четвертая строки “Немытой России” насквозь контрреволюционны (в булгаковском смысле этого слова).

В них автор с нескрываемым раздражением указывает на преданность народа России… “голубым мундирам”.

А “голубыми мундирами” тогда за форму голубого цвета называли царских жандармов – духовных наследников опричников Ивана Грозного, символами которых была собачья голова, ибо они, “яко псы”, должны были вынюхивать государственную измену, и метла, которой “оную измену надлежало выметать из пределов богохранимого царства Российского”.

Жандармы не только “вынюхивали” и докладывали Государю о творящихся в его Империи “темных делишках”, и выполняли его повеления (читайте мою заметку “Гибель Казарского: конфликт правосудия и целесообразности”), но и имели право самостоятельно и внесудебно брать смутьянов под гласный и негласный надзор, сажать их под аресты и ссылать туда, куда Макар телят не гонял.

Все это делало жандармов особо ненавистными для российских “либералов” и “демократов” и… любимыми простым народом.

Читайте мою публикацию “Загадка картины Репина “Арест пропагандиста”

Но главное не в этом, а в том, что

В своем стихотворении автор, если это действительно М.Ю.Лермонтов, свидетельствует о преданности народа не просто жандармам, а через них Императору Николаю I,

на которого впоследствии либералы и социал-демократы разных мастей навесили ярлык “Николай Палкин”.

Если же автором был не М,Ю.Лермонтов,

и эти стихи были написаны позже – а они были впервые опубликованы в 1887 году – то речь в них идет о преданности народа Александру III, по словам современников “подморозившему Россию”, то есть “придушившему” распоясавшихся при его папеньке, зверски убитом революционерами освободителе крестьян от крепостной зависимости Александре II, тех же российских “демократов” типа Верховенского и Ставрогина.

Возникает вопрос

Куда эта преданность делась после?

И ответом на него в значительной мере является само стихотворение “Прощай немытая Россия”. Причем, даже не его содержание, а его антимонархическая направленность, время появления и популярность среди “демократической общественности”.

Надо сказать, что еще декабристы пытались сочинять псевдонародные песни, в которых подвергалось резкой обструкции русское самодержавие и его верховные представители. Но этот “первый блин” в соответствии с русской пословицей, вышел “комом”, то есть ничего путного у декабристах из этого дела не получилось.

Поэтому народ, в лице солдат, пришлось поднимать на бунт не революционными лозунгами, а прямым обманом, заявляя, что они идут защищать “Конституцию – супругу настоящего императора Константина”.

Хотя на самом деле старший брат Николая I Константин Павлович отказался от престола и никогда не имел жены по имени Конституция.

Но, как мы видим по “Немытой России”, либеральная пропаганда не стояла на месте. Особенно она расцвела в эпоху “первой гласности”, во время реформ Александра II, которые далеко не всеми в России, а тем более за рубежом, были встречены с восторгом, включая даже отмену крепостного права.

Читайте мою заметку “”Панургово стадо” “цветных революций””

Там о том, как “либералы” провоцировали армию стрелять в крестьян, и как крестьяне кричали солдатам: “Мы – царские, мы за царя!”.

Естественно, бесконечно так продолжаться не могло, на что и рассчитывали революционеры и те, кто ими манипулировал.

Признание в намерении дезертировать?

Именно это из себя представляет второе четверостишье “Немытой России” –

Быть может, за стеной КавказаУкроюсь от твоих пашей,От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Если, конечно, воспринимать его буквально, и если оно написано русским офицером… или солдатом.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа А.П. Чехова «Орден» для читательского дневника

Потому что “укрыться от… всевидящего глаза” и “всеслышащих ушей” “за стеной Кавказа” можно было, пожалуй, лишь в Персии, или Турции.

Нет, конечно, к Закавказью относились также и нынешние Грузия, Армения и Азербайджан, которые тогда были российскими генерал-губернаторствами. Но поставленные во главе их царем генерал-губернаторы по сути являлись теми самыми “пашами”, от которых так страстно желает “укрыться” автор “Немытой России”.

При этом, надо признать, что случаи перехода русских военнослужащих, в том числе и офицеров, на сторону врага во время кавказских войн хотя и очень редко, но имели место. Что не удивительно, учитывая, что в Кавказскую армию ссылали опальных и разжалованных офицеров, хотя бы из тех же декабристов, и отданных в солдаты через чур вольнолюбивых студентов.

Конечно, кто-то может возразить, что во всем этом слишком много “если”. Но эти возражения хороши для тех, кто судит об этих стихах сидя дома за компьютером. И совершенно по другому они воспринимались бы окружением офицера, находящегося в действующей Кавказской армии в середине 19 века.

Офицер, сочинивший такое, считался бы, как минимум, крайне ненадежным.

И из этого логически вытекает совершенно ранее нигде и никем не озвученная

Новая версия гибели Лермонтова

Если Лермонтов был автором этого стихотворения, не могли ли его ликвидировать из опасения, что он дезертирует и перейдет на сторону противника, или отправится в Турцию или Иран?

Это вовсе не значит, что Лермонтов действительно вынашивал такие намерения. Второе четверостишье, да и вся “Немытая Россия”, могла с начала до конца быть вымыслом, позой, желанием скандального двадцатишестилетнего корнета, извините за выражение, выпендриться ради “красного словца”…

Но, учитывая его намерения выйти в отставку, которую Николая I ему не давал, склад характера, гениальность и огромную популярность, возникшую в одночасье после “Погиб поэт! Невольник чести”…

  1. Сложив все это, думаю, мало кто бы возражал, что вырвись Лермонтов из России за границу, то в обратном направлении могли бы пойти публикации, бичующие самодержавие, и, очень может быть, Ленин написал бы, что декабристы разбудили не Герцена, а Лермонтова.
  2. Безусловно, что-то подобное должны были чувствовать и те самые “паши”, от “ушей” и “глаз” которых Лермонтов (если автором “Немытой России” был именно он) хотел “укрыться”, и которые отнюдь не было глупы, хотя бы уже потому, что смогли в свое время присоединить к России Сибирь, Украину, Крым, Прибалтику, Молдавию, Кавказ, Закавказье, Среднюю Азию (простите, если кого забыл).
  3. Опасения того, что Лермонтов сможет неподцензурно развернуться в будущем за границей, гораздо более весомый мотив для его устранения, чем месть за написанное и сказанное им в прошлом, или глупая ссора со старым товарищем, или очередная интрижка с какой-нибудь светской дамой или девицей.

Впрочем, это всего лишь версия, то есть предположение…

А что Вы обо всем этом думаете?

Заходите на мой канал “Путешественник во Времени“, комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь ссылками в соцсетях…

Полный анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» (М.Ю. Лермонтов)

Полный анализ стихотворения «Прощай, немытая Росси», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, помогает раскрыть весьма актуальные проблемы и понять настроение автора в тот момент. Команда Литеровед.ру поможет разобрать основные вопрос произведения, а так е раскроет смысл, которые передал нам автор.

История создания

Стихотворение «Прощай, немытая Россия» было написано Михаилом Юрьевичем в 1841 году, когда он собирался отправиться в ссылку на Кавказ.

Личная жизнь не приносила никакой радости, в службе тоже не было никакого просвета, а творчество было настолько ограничено, что автор не мог писать свободно о наболевшем. Благодаря слухам, Михаила Юрьевича арестовали за участие в дуэли.

Поэтому было вынесено решение отправить его на Кавказ, где война уже шла далеко не первый год. Автор понимал, что очень вряд ли вернется оттуда. Возможно поэтому он начинает свое стихотворение со слова : «Прощай».

Лермонтов так же понимал, что неугоден власти, именно поэтому его отправляют туда, откуда назад нет пути. Зимой 1841 года было написано стихотворение «Прощай, немытая Россия», а летом того же года великий поэт погиб.

Темы, проблемы

Главной темой произведения выступает непринятие того режима, который был в России. Нежелание повиноваться общественным устоям и полная неудовлетворенность властью. В тексте хорошо прослеживается обида поэта на то, что в родной стране его так и не смогли понять и оценить по достоинству.

Он не хотел находиться в стране, где правило самоуправство, невежество и низость. Каждый мог донести на другого, что было поэту неприемлемо. Это единственное произведение, где Лермонтов так открыто осуждает Россию и то, что с ней стало.

Он не понимает ни сторону правителей, ни тех, кто молча им покорился.

Михаил Юрьевич имел очень непростой характер, из-за которого у него практически отсутствовали друзья. Высшее общество не принимало его из-за вздорного и неуравновешенного характера, который был ярко выражен у поэта.

На приемах он часто высказывал свое негативное отношение и мнение на чей-то счет, что, естественно, совершенно не нравилось публики. Острый на язык творец не собирался перед кем-то лебезить.

Он открыто высказывал свое мнение, совершенно не заботясь о чувствах окружающих.

Лермонтов высказывает свое недовольство властью и режимом, которые на тот момент царили в России. Он до конца своих дней остается патриотом своей Родины, которую очень любил и ценил. Но принять тот порядок, который устоялся в стране, он так и не смог. Он безумно любит Россию, но ненавидит власть.

Состояние автора прослеживается через лирического героя, который раздавлен и опечален всей ситуацией в его государстве. При помощи антитезы автор показывает яркий контраст между порабощенной Россией и свободным Кавказом. Называя в стихотворении Россию «немытой», он тем самым подчеркивает всю ту ложь и грязь, которая как болото затягивала страну все дальше и дальше.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две строфы. Но даже в этих двух четверостишьях автор сумел емко охарактеризовать всю эпоху.

В самом начале лирический герой прощается со всем тем, что так неприятно ему было наблюдать. Весть этот режим, который установился в России, действовал очень удручающе на поэта, и разрушало его.

В каждой строчке первой строфы мы можем видеть боль и разочарование.

  • Прощай, немытая Россия,
  • Страна рабов, страна господ,
  • И вы, мундиры голубые,
  • И ты, им преданный народ.

В заключительной же строфе автор высказывает некую надежду на то, что возможно его место в жизни находится на далеком Кавказе. Подальше от всего того хаоса, который происходит на родной земле Михаила Юрьевича. Благодаря использованию определенных форм глагола, которые употребляет автор во второй строфе, ощущается присутствие лирического героя.

  1. Быть может, за стеной Кавказа
  2. Укроюсь от твоих пашей,
  3. От их всевидящего глаза,
  4. От их всеслышащих ушей.

Жанр, размер

Поскольку данное творение затрагивает тему отношений в государстве, а также неприятие жизненных устоев общества, то в нем можно заметить черты эпиграммы.

Здесь явно показан негатив, который направлен на существующий режим, а так же то, что толпа безмолвно покорилась власти. Так же о чертах эпиграммы говорит обращение к определенному адресату.

Автор взывает к родине, а так же к господствующей власти и народу.

Размер стиха – это четырехстопный ямб, рифмовка – перекрестная.

Средства выразительности

Михаил Юрьевич Лермонтов пишет данное стихотворение на эмоциях, о чем говорит большое использование эпитетов. В самом названии автор использует эпитет, чтоб подчеркнуть свое отношение и эмоции. Так же использование сатирической гиперболы и метафор делают текст ещё более ярким и выразительным. Он отлично передает эмоциональный фон поэта, который он выплеснул на бумагу.

Основная мысль произведения

В стихотворении «Прощай, немытая Россия» Михаил Юрьевич Лермонтов передал все свое отношение, которое сложилось относительно действующей власти. Власть, почувствовав свое могущество и безнаказанность, просто издевается над русским народом.

Люди же, выбрали вариант просто смириться и преклониться перед действующим режимом, чем попробовать как-либо бороться. Поэту тяжело наблюдать за тем, как его родина превращается просто в сборище пирующих правителей.

Ему очень больно и противно наблюдать подобное, что чувствуется практически в каждой строке.

Творец не может больше находиться там, где его никто не понимает и не принимает. Лучшим выходом он видит отъезд. Призрачная надежда лишь мелькает в его сознании, что там на чужбине, возможно, он найдет свое место.

Он сам до конца не верит в это, потому что является настоящим патриотом, который готов бороться за светлое будущее государства. Но что он может сделать в одиночку? Он прекрасно понимает всю бесполезность своих действий.

Он устал от окружающего его беспредела, поэтому отъезд на Кавказ для него и то становится выходом из данной ситуации.

Настроение автора отлично чувствуется при прочтении этого бессмертного стихотворения. С одной стороны – это призыв к борьбе, высказывание негодования и протест. С другой же стороны, данное произведение – это своего рода стихотворение разочарования.

Автор огорчен и разбит, ему невыносимо больно наблюдать все то, с чем пришлось столкнуться его современникам. Он безумно любит свою родину за ее бескрайние пейзажи, обычаи и красоту.

Но он так и не смог принять образ жизни дворянства, и понять народ, который молча склонил голову.

Ссылка на основную публикацию