Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на «отлично»?

Мы расскажем, как на «отлично» написать сочинение даже тем, кто это делать не любит. Здесь вы найдете примеры лучших работ ЕГЭ, выполненных выпускниками школ 2021.

Чем отличается сочинение от изложения

Сочинение — это письменная работа на заданную тему, позволяющая оценить уровень знаний при изучении литературного произведения.

Такие творческие задания в виде повествования, миниатюры, рассуждения, анализа предлагаются не только на уроках литературы, но и на других предметах.

Автор через письменное повествование высказывает свою личную позицию, рассуждает о морально-этических качествах героев и персонажей.

Изложение — это пересказ прочитанного или услышанного текста. Ученик своими словами пересказывает то, что услышал или прочитал сам.

изложение — излагаются чужие мысли, чужой текст,

сочинение — сочиняется свой собственный текст.

Как оценивается работа на ЕГЭ

Прежде чем практиковаться в написании сочинений по русскому языку на ЕГЭ, необходимо разобраться, по каким критериям происходит оценивание работ.

  • В содержании оценивается: насколько четко сформулирована проблема, наличие комментариев, какова позиция автора текста, и высказывает ли экзаменуемый свое отношение.
  • В речевом оформлении оценка ставится за умение связно, последовательно и логично излагать свои мысли, правильно использовать речевые обороты.
  • В текстах оценивается грамотность, это – орфография, пунктуация, языковые и речевые нормы, фактологическая точность.

Вам может быть также интересно: ОГЭ по биологии: как легко подготовиться и сдать экзамен

Как написать сочинение ЕГЭ — 8 простых лайфхаков

Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на «отлично»?

Есть ученики, которые любят писать сочинения, они умеют размышлять, выражать свои мысли на письме. Существует другая категория детей, не способная мыслить творчески. Для них написать сочинение – большая проблема. Но и тем, и другим необходима тщательная подготовка к ЕГЭ,

Чем раньше ученик приступит к ней, тем больше шансов получить высокий балл на экзамене. Научить ребенка, как правильно писать сочинение, в одной статье, невозможно. Этому навыку учатся на протяжении всего обучения в школе. Но некоторые советы мы все же дадим.

1. Чтобы писать сочинение — нужно писать

Системно и как минимум 1-2 часа в день. Заведите блог или дневник и пишите.

  • Прочитайте написанное
  • Уберите лишнее — то, без чего содержание текста не пострадает.
  • Дополните важными мыслями или деталями

2. Изучите то, о чем пишете

Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на «отлично»?

Прочитать весь материал, разбираться в нем досконально или выучить все наизусть практически невозможно. Многие ученики имеют лишь поверхностные знания. Но, если вы готовитесь к сочинению, необходимо иметь представление о том, о чем вы будете писать. Читайте произведения, читайте комментарии, читайте сочинения других.

3. Успокойтесь

Перед тем, как писать, успокойтесь и внимательно прочитайте все предложенные темы. Через некоторое время, когда паника утихнет, вы сможете вспомнить то, что учили, и выбрать себе тему, которую сможете раскрыть.

4. Составьте план и работайте по нему

В задании к ЕГЭ сформулировано, как правильно писать сочинение. А это – уже хорошая подсказка. Включите в текст 2 примера —иллюстрации из произведения, которые наиболее важны для раскрытия темы.

Поясните их значение, найдите взаимосвязь, напишите позицию автора и свое отношение, обоснуйте его. Продумайте переходы от одной мысли к другой.

Это поможет глубоко раскрыть тему и не упустить важные моменты.

Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на «отлично»?

Большим плюсом будет, если вы напишите цитату из произведения или изречение критиков, характеризующих основную идею. Наизусть запомнить все сложно, но научиться находить в тексте значимые фразы можно, если в процессе работы над произведением делать маленькие закладки. Замените пересказ текста цитатами и высказываниями критиков.

6. Сосредоточьтесь над каждым словом заданной темы

Вдумчиво прочитайте тему, остановитесь на лексическом значении каждого слова и значении всего высказывания в целом. Перед тем, как написать сочинение, соотнесите тему со своими знаниями, можете ли вы ее раскрыть в полной мере или лучше рассмотреть другой вариант.

Запишите кратко все, о чем вы хотите сказать, все слова, относящиеся к теме. Сформулируйте проблему, выберите 2-3 мысли, над которыми и будете работать.

7. Не придумывайте ничего лишнего

Опирайтесь только на текст и свои знания. Пишите то, о чем вы точно знаете, не придумывайте ничего лишнего. Высказывайте мысли простым языком. Главная цель – показать, что вы умеете писать такие тексты.

8. Соотнесите объемы всех основных частей

Больший объем текста должен приходиться на основную часть, самый короткий раздел – заключение. Вступление в 2-3 раза меньше основной части. Неправильное распределение объема может сказаться на оценке.

Посмотрите видео-разбор идеальной письменной работы ЕГЭ по литературе:

Как оформить правильно сочинение на ЕГЭ

Любой текст, будь то сочинение по литературе или доклад по географии, состоит из «скелета», это 3 части:

  • Вступительная;
  • Основная;
  • Заключительная.

Эта структура не должна нарушаться, и отсутствие одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка.

Во вступлении автор знакомит читателя с темой. Это – не краткий пересказ сюжета книги, а изложение проблемы. Во вступлении может присутствовать риторический вопрос, личное отношение к проблеме, содержаться какой-либо факт биографии автора, или описываться исторический период. Важно, чтобы в этой части присутствовали литературные термины: «тема мира», «образ главного героя».

Основная часть отводится анализу литературного произведения. Следует избегать пересказа сюжета и моментов, не связанных с проблемой. На ЕГЭ оценивается, насколько вы владеете темой, знаете текст, умеете аргументировано и логично излагать свои мысли.

Заключение – это подведение итога ко всему вышесказанному. Эта часть самая которая и емкая. В ней учащийся может выразить свое личное отношение, причем очень корректно и без восторженных оценок.

Примеры оформления

Мы подобрали примеры написанных работ. Ориентируйтесь на расположение всего текста на бланке. Обратите внимание, где в тексте написан комментарий и сколько абзацев он занимает. Это важно при оценивании результата.

  • Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на «отлично»?
  • Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на «отлично»?
  • Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на «отлично»?

Типичные ошибки в сочинении ЕГЭ

Рассмотрим наиболее типичные ошибки, которые допускают школьники.

Работа над текстом в неправильной последовательности

  1. Обозначаем проблему;
  2. Высказываем позицию автора, иллюстрируя ее собственными ми;
  3. Пишем о своем отношении, аргументируя примерами из произведения;
  4. Подводим итог.

После того, как все изложенное мы записали на черновик, переписываем в соответствии со сценарием.

Неправильно сформулированная проблема

Нередко ученики путают такие понятия как тема, проблема, идея. Напомним, что обозначает каждое из них:

  • Тема – о чем повествуется в произведении;
  • Идея – через нее автор выражает свое отношение;
  • Проблема – это вопросы, возникающие в процессе развития сюжета.

Рассмотрим, как писать сочинение ЕГЭ, на примере романа «Война и мир» Толстого. Отечественная война 1812 года, народ, дворянство – это все темы. Идеей, которую автор выразил в своем произведении, является духовное единение русских людей. В романе автор затрагивает общечеловеческие проблемы: о смысле жизни, вере, безверии, любви, чувстве долга.

Еще одна ошибка – неумение сформулировать проблему. Мы дадим маленький совет: проблему лучше всего записать вопросительным предложением, например, «В чем выражается патриотизм?»

Обратите внимание: в тексте мы должны затронуть только одну проблему и дать на нее ответ. Расширение проблемы недопустимо.

Неправильное оформление в тексте

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки:

  • Комментарий оформляют двумя и более абзацами. Комментарий – это одна мысль, ее формулируют одним абзацем.
  • Неправильный подбор примеров-иллюстраций. Цитаты должны соответствовать тому, о чем вы пишите.

Отсутствие обоснования собственной позиции

Ошибкой считается, если ученик высказывает свое отношение к проблеме, но не обосновывает свою позицию. Необходимо предоставить аргументы, в противном случае это будет расцениваться, как пустые слова. Где взять эти аргументы:

  • Это общепринятый факт;
  • Высказывания великий людей;
  • Факты из биографии великих людей;
  • Аргументы из литературных произведений.

Не проверяете себя — еще одна ошибка

Сочинение оценивают по ряду критериев: пунктуации, орфографии, грамматике, речевым нормам. Недопустимо, чтобы сочинение было написано по плану, и полностью была раскрыта тема, но присутствовали при этом грамматические или синтаксические ошибки.

Как подготовиться к сочинению за неделю — видео

Мы надеемся, что советы, как научиться писать сочинения, помогут ученикам подготовиться к экзаменационным работам. Школьникам задают сочинения не только по литературе, русскому языку, но и по другим предметам, иностранному, истории, обществоведению. Им придется писать сочинения ОГЭ и ЕГЭ, по итогам года. Овладеть навыками творческого мышления помогает чтение художественных произведений, ведение дневника или блога. Запишитесь в литературный или драмкружок, на курсы литературного творчества. Только так можно «набить руку» и научиться красиво и грамотно писать.

6 советов, которые помогут тебе подготовиться к итоговому сочинению 2022

Через полтора месяца одиннадцатиклассников ждёт первое серьёзное испытание — итоговое сочинение. По результатам ИС ты будешь допущен к сдаче ЕГЭ (либо не допущен, но такой вариант мы даже не рассматриваем). За сочинение ты также можешь получить дополнительные баллы при поступлении, а это веский аргумент, чтобы подготовиться и написать итоговое хорошо.

Совет № 1: изучи темы

В нашем материале мы рассказали всё, что тебе нужно знать об итоговом сочинении. Там же ты найдёшь темы, которые ФИПИ определил для абитуриентов 2022 года. Для начала перейди по ссылке и выпиши их. Далее — выдели в каждой из них главную мысль и поставь вопрос, на который ты должен будешь ответить в своём сочинении. Поможет тебе в этом подсказка от ФИПИ.

Подумай, какая из тем тебе ближе или на какую ты сможешь привести больше аргументов. Для этого постарайся рассмотреть темы с разных сторон.

К примеру, если берёшь «Преступление и наказание — вечная тема», то подумай, как можно раскрыть понятия «преступления», «наказания» и «вечности» темы. Делай акцент не на том, что преступления — плохо, а наказания — хорошо, а на причинах этого.

Поразмышляй, почему преступления совершаются, в каких жизненных ситуациях находится человек, почему всегда следует наказание и так далее.

Совет № 2: подбери литературу

Хоть итоговое сочинение и не является проработкой школьной программы, отсылки к произведениям русской литературы от тебя всё же ждут.

Это поможет тебе в аргументации своей точки зрения и в любом случае послужит плюсом. Если ты уже разобрал темы итогового сочинения 2022, то подбери к каждой из них подходящую литературу.

Причём это могут быть не только художественные, но и научно-популярные книги.

Читайте также:  Анализ рассказа Булгакова «Морфий»

Из названия темы тебе может показаться, что сочинение нужно написать по произведению. Например, как в случае с темой «Преступление и наказание — вечная тема».

Да, безусловно, ты можешь обратиться к книге Достоевского, но тут скорее нужно раскрыть саму тему, а не написать пересказ произведения классика.

Помимо «Преступления и наказания» можешь вспомнить «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова или Герасима из «Муму» Тургенева.

Совет № 3: сделай конспекты

Не исключено, что некоторые произведения ты мог забыть или вовсе не читал. Мы прекрасно понимаем, что перечитывать их в полном объёме — задача времязатратная (есть ведь дела поважнее, правда?). А краткие содержания обычно не запоминаются, а потом сюжет путается в голове. Как быть? Отличный выход — сделай мини-конспекты по каждому произведению!

Какая информация пригодится: имена героев, их роли, краткий сюжет. Также обязательно выпиши цитаты, которые сможешь использовать при аргументации в своём сочинении.

Совет № 4: продумай структуру

Мы уже рассказывали, как написать сочинение-рассуждение на любую тему, где подробно рассказали о том, какая структура должна быть в сочинении. Если кратко, то это: вступление, основная часть и заключение.

В основной части должно быть три аргумента с разных сторон: пример из науки (факты), из литературы и личный опыт. По этой схеме ты легко сможешь продумать структуру сочинения на каждую из тем.

Просто составь краткий план на каждую из них: что можешь сказать во вступлении, какую литературу вспомнить и так далее.

Совет № 5: поищи факты

Как мы говорили в предыдущем пункте, твоя линия аргументации должна содержать какой-то факт, пример из литературы и личный опыт, если с последними двумя пунктами ты ещё можешь справиться без подготовки, то факты придётся поискать заранее. Какими они могут быть? Наука, статистические данные, результаты опросов — в общем, всё, что может подойти к твоей теме. И да, факты обязательно нужно записать, потому что незаписанная мысль = потерянная мысль.

Совет № 6: почитай другие сочинения

Ты можешь поискать в интернете, какие сочинения абитуриентов предыдущих лет набирают больше всего баллов. Проанализируй их: как выглядит вступление, какие выбраны метафоры, какие примеры приводятся и так далее.

Это нужно для того, чтобы у тебя была «насмотренность» — навык, который поможет тебе быстро определить, что хорошо написано, а что не очень.

В идеале, конечно, потренироваться и самому писать сочинения, так как теорию всегда нужно закреплять на практике.

Надеемся, советы Адукар были для тебя полезными.

Если вдруг у тебя начинается паника, то спешим тебя успокоить: ешё есть все шансы подготовиться к сочинение не просто на «хорошо», а на «отлично»! Поэтому не теряй времени приступай к изучению материала.

И да, помни, что в сочинении важна не только творческая подача, но и грамотность. Навыки правописания можешь здорово прокачать на наших онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

  • Итоговое сочинение 2022: всё, что о нём нужно знать
  • Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
  • Насколько хорошо ты знаешь произведения из школьной программы?
  • Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
  • ***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на «отлично»?

Как сдать ЕГЭ по литературе и не прогневать экспертов? – Год Литературы

Ольга Лапенкова

Edukovrov.ru

Литература — не химия и физика: единственно верного способа выполнить задание здесь не существует. Поэтому, чтобы успешно сдать госэкзамен, стоит ненадолго поставить себя на место проверяющего. Советы, собранные в этой статье, помогут вам написать сочинения, которые понравятся экспертной комиссии.

1. Изучите критерии и кодификатор

ЕГЭ по литературе содержит задания двух типов: с кратким (одно-два слова либо последовательность букв или цифр) и развернутым ответом. Ответы на эти задания записываются на соответствующие листки — это бланк № 1 и № 2 соответственно.

Вряд ли стоит лишний раз говорить, что инструкцию по заполнению этих листков и сами задания следует читать внимательно.

Но если вы вдруг забыли, можно ли на бланке № 1 исправлять ошибочные ответы (можно — для этого есть специальное поле) и нужно ли ставить пробел, если краткий ответ содержит два слова (не нужно), вам напомнят об этом непосредственно перед экзаменом. А вот в процессе подготовки стоит обратить внимание на две другие вещи: список критериев и кодификатор.

Рассмотрим, например, задания на сопоставление — 9 и 16, которые звучат примерно так: «В таком-то стихотворении Есенина описан внутренний мир одинокого, всеми покинутого человека.

В каких еще произведениях герой чувствует себя оторванным от мира?» Казалось бы, что сложного? Вспомни побольше похожих стихотворений и перечисли! Но в списке критериев прописано, что нужно привести два примера — не больше и не меньше.

И не просто привести, а обосновать свой выбор, да еще и сопоставить каждое выбранное стихотворение с «исходным». То есть в сочинении обязательно должны присутствовать фразы, начинающиеся примерно так: «Как и в стихотворении Есенина…»

В списке критериев прописаны специфические требования и к другим работам.

Например, в последнем задании (сочинение объемом ~ 250 слов) нужно обязательно упомянуть несколько литературоведческих терминов (не «образное определение», а «эпитет»; не «комната Онегина», а «интерьер»).

Так что советуем найти в пособии или просто в интернете несколько «идеальных» сочинений выпускников прошлых лет и «поиграть в эксперта».

Что касается кодификатора: это список произведений, которые необходимо разобрать, чтобы успешно сдать ЕГЭ. Если название той или иной книги приведено полностью и рядом нет отметки «по выбору учащегося», значит, отрывок из такого текста может попасться на экзамене.

Если же в кодификаторе стоит отметка «по выбору» или упомянут только автор, а названий произведений нет, изучать этот материал не обязательно. (Хотя он может здорово помочь при выборе аргументов.) Данное правило касается почти всех произведений второй половины ХХ века.

Список критериев и кодификатор можно найти на сайте ФИПИ.

2. Будьте осторожны с терминами

Хотя основной процент ошибок и, соответственно, снятых баллов приходится на сочинения, в заданиях с кратким ответом тоже есть подводные камни. Дело в том, что иногда на ЕГЭ от ученика требуется дать не самый логичный ответ — но именно он будет засчитан как правильный.

Например, при описании речи в литературоведении пользуются тремя терминами: монолог (говорит один персонаж), диалог (говорят два персонажа) и полилог (три персонажа и больше).

Но так уж вышло, что в ЕГЭ термин «полилог» не используется.

И если вам попался, например, отрывок из пьесы «На дне», где переругивается вся толпа ночлежников, а под отрывком оказался вопрос: «Как называется такой обмен репликами между персонажами?», в бланк нужно будет написать: «Диалог».

Также некоторые педагоги учат, что синекдоха — частный случай метонимии, а «рассказчик» и «повествователь» — разные понятия. Но терминов «синекдоха» и «повествователь» в мире ЕГЭ тоже не существует.

Такое положение вещей тем обиднее, что апелляция тестовой части не предусмотрена. Поэтому нужно прорабатывать побольше материалов из пособий и решать задания на тематических сайтах.

Но помните, что даже в книге вы можете встретить ошибку.

Если вы абсолютно уверены в своей правоте, а в ответе оказалось что-то другое, поделитесь сомнениями со своим школьным преподавателем литературы, репетитором — или, на худой конец, со знающими людьми из тематических групп в соцсетях.

3. Воздерживайтесь от спорных трактовок

Это замечание касается в первую очередь отличников-энтузиастов, которые давно вызубрили школьную программу и захотели большего.

У литературоведов есть много любопытных (и часто несостоятельных) теорий. Например, А. А. Зимин считал, что «Слово о полку Игореве» — подделка и создано оно далеко не в XII веке; А. Н.

Ужанков высказал мысль, что Татьяне Лариной было всего 13 лет, а Д. Л. Быков убежден, что «Мастер и Маргарита» — роман для одного читателя, своеобразное послание Сталину.

Всё эти мнения интересны, но госэкзамен — не лучшая площадка для их обсуждения.

Почему от спорных теорий лучше воздержаться? Кто-то из экспертов может быть ярым противником идей того или иного литературоведа, а кто-то может о нем и вовсе не знать.

А главное: чтобы хорошо ответить на «егэшные» вопросы, знание тонких материй не требуется.

Сочинение на условную тему «Почему Татьяна не отвечала на письма Онегина?» не предполагает доскональных подсчетов, в каком году родился каждый из героев романа.

4. Выбирайте аргументы с умом

И еще один совет для юных знатоков литературы. Если вы ищете аргументы для заданий на сопоставление (где, как мы разобрались, нужно привести два примера похожих произведений), не гонитесь за оригинальностью.

Ни сочинения протопопа Аввакума, ни последние романы Пелевина упоминать не стоит.

И, само собой, никаких священных текстов, публицистики и фольклора: мы все-таки сдаем экзамен по русской художественной литературе.

5. Не пишите фанфики

Эта рекомендация, в отличие от двух предыдущих, будет актуальна для тех, кто привык компенсировать недостаток знаний фантазией и чувством юмора. Умение свободно мыслить — это отлично, но на ЕГЭ нельзя «достраивать» произведение за автора. Иными словами, не стоит придумывать, кем были родители сироты Чацкого и — тем более — что вышло бы, если бы Печорин влюбился в Наташу Ростову.

6. Запаситесь конкретикой

Зубрежка — это скучно, но, увы, к госэкзамену лучше бы выучить как можно больше точных сведений о произведениях из кодификатора. И речь не только об именах авторов и главных героев, но и о деталях. Помните, кто спас Светлану из баллады Жуковского от мертвеца? Белый голубок — символ Святого Духа.

Именно поэтому «лучший друг нам в жизни сей — вера в Провиденье».

А из-за чего состоялась дуэль Гринёва и Швабрина? А что приснилось городничему из «Ревизора» в ночь перед тем, как пришло пренеприятное известие? А куда собрался уехать Свидригайлов, но вместо этого застрелился? И — главное — почему это важно?

Чтобы запомнить побольше деталей, перечитывать произведения к ЕГЭ лучше с карандашом, делая пометки на полях. А любителям читать с гаджетов стоит скачать приложение, позволяющее делать виртуальные закладки.

Кстати, знание цитат — не только из художественной литературы, но и из критических статей — необходимо, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл (90 и выше). Хотя бы за две недели до экзамена сделайте табличку: левый столбец — название произведения, правый — цитаты.

Их очень здорово использовать в качестве эпиграфов, поэтому выбирайте общие фразы. Например, высказывание В. Г. Белинского «Пушкин был на Руси полным выразителем своей эпохи» подойдет для работы и по «Капитанской дочке», и по «Евгению Онегину», и по лирике вообще.

Читайте также:  Анализ рассказа «Студент» (А. П. Чехов)

И учите! Но помните: цитаты в заключении сочинения — недопустимы.

В идеале на ЕГЭ по литературе вы должны упомянуть десять цитат — по две в каждом сочинении. Для заданий 8 и 15 их можно брать из исходного текста.

Если у вас осталось мало времени на подготовку и вы боитесь, что не успеете вызубрить столько текста, сосредоточьтесь на повторении тех цитат, которые вы уже знаете.

Только не говорите, что ничего не помните! Все мы учили стихи в школе и повторяли крылатые фразы вроде «Не хочу учиться, хочу жениться» или «Счастливые часов не наблюдают» — осталось только узнать, кто из героев это произнес.

Увы, запомнить цитату слово в слово получается не всегда. Ели вы не уверены в точности формулировки, не рискуйте: переделайте прямую речь в косвенную. (Не «А. С. Пушкин — солнце нашей поэзии», а «В. Ф. Одоевский называл Пушкина солнцем нашей поэзии».) Нет кавычек — нет фактической ошибки.

7. Сдерживайте творческие порывы

То, что вы сдаете ЕГЭ по литературе, еще не значит, что и вам придется создавать художественные произведения. Наоборот: задания с развернутым ответом подразумевают, что вы будете использовать научный стиль.

Там, где вы придумали красивый эпитет или смелую метафору, эксперты увидят речевую ошибку. Тем более — не нужно вместо сочинения писать стихи или инсценировку. А если вам не вполне понятно, что такое научный стиль, почитайте статьи на «Киберленинке» (заодно и материал повторите, и наберете цитат современных литературоведов).

8. Не бойтесь спорить

Получили результаты госэкзамена и расстроились? Рекомендуем пойти на апелляцию. «Выбить» один-два балла вполне реально. А если даже и не получится, эксперты объяснят вам, за что они снизили оценку, и вы не будете мучиться из-за неизвестности.

Кстати, парадокс: чем больше у вас баллов, тем выше вероятность, что вам их добавят.

Ведь отличникам обычно снижают оценки не за грубые ошибки, а за неточные формулировки и незначительные промахи в композиции. Так что попробуйте доказать комиссии, что вы действительно знаете, о чем пишете.

И не бойтесь, что балл могут не повысить, а, наоборот, снизить: практика показывает, что это происходит крайне редко.

Само собой, спорить с экспертами следует максимально вежливо: меньше эмоций — больше аргументов. Поэтому «линию защиты» лучше выстроить заранее. Перечитайте свои работы (сканы появятся на сайте с оценками), проверьте, правильно ли вы написали имена авторов, персонажей, нет ли ошибок в цитатах. Опять же — пришлите свои сочинения учителю или репетитору.

Успехов с ЕГЭ и поступлением!

Итоговое сочинение на «отлично»! Советы учителя литературы: как готовиться и где искать аргументы

Перед тем, как сдавать ЕГЭ, одиннадцатиклассникам еще предстоит написать итоговое сочинение — оно является допуском к экзаменам. 

Что нужно знать, чтобы получить зачет? О структуре, аргументах и направлениях рассказала учительница русского языка и литературы Татьяна Александровна Иванча.

Какие направления встретятся

В этом году направления стали абстрактнее. Если раньше из названия тема сразу была понятна — теперь составители хотят увидеть размышления ученика. Вам предстоит выбрать одно из следующих направлений:

«Я и другие»

Это направление предполагает, что ученик осознает роль взаимодействия личности и общества. Могут попасться темы: «Что такое толерантность?», «Может ли человек жить вне общества» или «В чем причины одиночества?».

«Забвению не подлежит»

Эти темы проверяют способность размышлять о значимых исторических событиях, деятелях и явлениях. Ученики могут встретить темы: «Роль личности в истории народа?», «Кого можно назвать учителем человечества?» или «Почему важно помнить о подвигах на войне?».

«Разговор с собой»

Здесь выпускник должен поразмышлять о том, что значит быть самим собой. Направление связано с вопросами, которыми мы задаемся. Поэтому могут попасться темы: «Как найти себя?» или «Зачем человеку совесть?».

«Время перемен» 

В рамках этого направления нужно подумать о меняющемся мире и его новых принципах. Кроме того, можно поразмышлять о том, как меняется человек. Возможно, встретятся темы: «Каковы причины внутренних изменений?», «Можно ли меняться, оставаясь собой?» или «Может ли человек жить без перемен?».

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» 

Это направление призывает подумать об интересах современного человека и об его отличиях от представителей прошлого поколения. Здесь встречаются такие темы: «Что читает мое поколение?», «О чем мечтает мое поколение?», «Может ли компьютер заменить книгу?».

Критерии проверки

Есть два основных критерия: соответствие теме и аргументация. Здесь все просто. Нужно следить за ходом мыслей и качеством ваших доказательств.

Если вы получите баллы за эти критерии — «зачет» у вас в кармане. Но не забывайте, что проверят еще композицию, качество речи, грамотность и уникальность.

Минимальный объем сочинения 250 слов если вы не наберете столько – вашу работу не будут читать. 

Где брать аргументы

Обязательно нужно привести один аргумент с опорой на литературное произведение, второй — на любой другой источник (публицистика, история и художественная культура).

Поэтому до декабря стоит познакомиться с новыми книгами и освежить в памяти уже прочитанные.

Разделите любимые книги по направлениям и выделите ключевые моменты — это поможет быстро сориентироваться и найти аргумент.

Главное в сочинении — соответствие теме. Татьяна Александровна посоветовала: «Когда вы приводите в пример произведение — обязательно указывайте полное имя автора, название, без ошибок упоминайте имена героев.

Помните, что опираться необходимо на определенный эпизод текста, который поможет раскрыть ваш тезис. Вы должны анализировать фрагмент, а не пересказывать его. И не забудьте сделать микровывод после приведенного вами примера.

Про это часто забывают и впоследствии теряют баллы». 

Что обязательно прочитать 

В отличие от экзамена по литературе, на итоговом сочинении нет кодификатора, который нужно прочитать. К счастью, есть произведения, которые подходят для всех направлений, среди них «Капитанская дочка» А.С Пушкина.

Если вы не знаете, где найти аргумент — попробуйте вспомнить этот роман. В нем есть темы чести, любви, истории, патриотизма. Не забываем и про роман-эпопею Л.Н Толстого «Война и мир» — он тоже имеет богатую проблематику.

О темах в произведении мы рассказали здесь. 

Прочитайте короткие рассказы А.П Чехова, они наполнены сатирой — это поможет раскрыть многие темы. 

Помните, что вы можете брать аргументы не только из русской литературы. Например, у Рэя Брэдбери есть небольшие произведения, которые тоже подходят для всех направлений. 

Важно не откладывать подготовку и уже сейчас тренироваться в написании сочинений. «Готовиться к сочинению лучше с начала учебного года. Уже известны направления, поэтому нужно успеть написать пробные работы по каждому из них», – рассказала Татьяна Александровна.

  • Дает ли сочинение дополнительные баллы? 

За хорошую работу в некоторых университетах добавят до 10 баллов к результатам ЕГЭ. При просмотре индивидуальных достижений сочинение проверят в МГУ, НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ, РГГУ, ЮФУ и в других. Учтите, что вузы добавят баллы только за идеальную работу.

По данным ФИПИ, некоторые университеты требуют два литературных аргумента для того, чтобы сочинение зачли. Эту информацию можно уточнить на сайте вуза.

Помимо основных критериев в университете проверяют оригинальность и фактическую точность в фоновом (не литературном) материале.

Однако не на всех факультетах посмотрят итоговое сочинение. Чаще всего работа важна для гуманитарных направлений, в частности для журналистики и филологии. 

Структура итогового сочинения 

В этой работе нет ничего особенного, поэтому композиция самая простая:

Вступление 

Здесь вы рассуждаете по теме сочинения и выдвигаете тезис, который нужно доказать. Если тема сочинения это вопрос — дайте ответ на него, а если это цитата — раскройте ее.

Основная часть

Нужно привести два аргумента в защиту тезиса. Помните, что лучше разбить основную часть на два абзаца и в конце каждого сделать микровывод.

Важно правильно строить логические переходы от одного аргумента к другому. Не делайте резкий и несвязанный скачок от первой части ко второй. Такого быть не должно. Используйте следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами: «обратимся к…», «вспомним также», «перейдём к…». 

Заключение

Здесь вы должны повторить тезис  и подвести итоги всего рассуждения. 

ФИПИ рекомендует написать сочинение от 300 до 350 слов, однако минимум — 250. Если вы не набираете больше 300 — не нужно писать лишнего, это может лишь добавить речевых ошибок. Подробно почитать о композиции сочинения вы можете здесь. 

Советы по подготовке

Изучите все направления, обратите внимание на их суть, а также просмотрите примерные темы по каждому из них. Это поможет понять, что от вас требуется. Кроме того, ознакомьтесь с критериями, по которым будет оцениваться ваша работа, чтобы не допустить ошибок. Постарайтесь успеть до декабря написать сочинение по каждому направлению. 

Не допускайте речевых ошибок, они портят работу, поэтому так необходимо читать больше классических произведений. По каждому из направлений есть определенный список литературы, он поможет определиться с аргументами.

Если что-то не читали — выбирайте маленькие произведения, чтобы успеть ознакомиться с ними.

Посмотрите примеры готовых работ по направлениям, выделите их плюсы и минусы, это также поможет при подготовке, — уточнила Татьяна Александровна.

Читайте также:  Короткие стихи есенина о женщине: стихотворения о любви к женщине

Готовьтесь по чужим работам, но ни в коем случае не списывайте с них. Ведь даже если переписана часть сочинения — оно не проверяется. 

— Самое главное, верьте в себя и свои силы. Когда вы изучите все вышеперечисленное — поймете, что ничего страшного в этой работе нет. Вы писали множество сочинений 11 лет подряд — это одна из подобных работ. При добросовестной подготовке вы обязательно со всем справитесь, — поделилась Татьяна Александровна. 

Каталог сочинений прошлого года вы можете посмотреть здесь.

«Все мои ученики сдали ЕГЭ на 100 баллов». Репетитор по литературе — о секретах подготовки к экзамену

Олеся Остапчук — журналист и преподаватель. В этом году к ЕГЭ по литературе она готовила пятерых выпускников — все они сдали экзамен на высший балл. Мы записали монолог Олеси и поговорили с ее учениками о том, в чем же секрет — в усердной подготовке, преподавательском таланте, или это просто дело случая.

Есть мнение, что репетитор по литературе — пустая трата времени и денег, потому что для сдачи экзамена по этому предмету нужно просто прочитать все произведения из программы. Это далеко не так.

Обычно люди, использующие такой подход, на высокий балл ничего не сдают: сегодня ты прочитал произведение, а завтра его уже забыл. Даже я научилась хорошо читать и по ходу анализировать текст только к окончанию журфака.

А в школе, как мне кажется, нужно, чтобы обязательно кто-то направлял.

Репетиторствовать я стала ещё в старших классах — давала уроки математики. Но поступать при этом решила не на физмат — в 2015 году окончила школу и подала документы на журфак МГУ. К ЕГЭ по литературе начала готовиться еще за год до выпуска, в 10-м классе.

Не сказать, что я была гуманитарием: предмет особо не знала, готовилась с нуля. За это время я успела выработать свою систему подготовки, с помощью которой и сдала экзамен на 96 баллов. А потом с первого курса университета сама стала преподавать литературу.

В этом году у меня было пять учеников. Я бы не сказала, что это какие-то специфичные ребята. Не было такого, что я посмотрела на них и поняла: «Да, эти девочки сдадут ЕГЭ на сто баллов». Это просто внимательные, послушные, нацеленные на результат дети.

С одной девочкой мы готовились два года — начали, когда она была в 10-м классе, поэтому все проходили постепенно. С другими готовились год, а с одной ученицей начали занятия буквально за пару месяцев до экзамена. Все они получили одинаковый максимально высокий результат.

Саша Цимбалюк, ученица Олеси Остапчук:

«Я готовилась к ЕГЭ по литературе с начала апреля, то есть три месяца. И решила выбрать этот предмет, потому что собираюсь поступать на дизайн.

Изначально мне казалось, что это очень сложно и что очень много всего надо будет выучить. Я рассчитывала баллов на 80, потому что для меня это не было вопросом жизни и смерти — скорее интересный челлендж.

Но в итоге мы начали заниматься, и мне ужасно понравился процесс. Все было структурировано, я вела конспекты, после каждого занятия Олеся задавала мне сочинения, которые у меня получались.

Занятия не были шаблонными, и я узнавала кучу нового, много действительно интересных и важных вещей.

Я рада даже не своему результату, а тому, что решила подтянуть литературу и очень много всего получила в результате».

Мы с учениками просто проходим все, что есть в кодификаторе. Там даны все произведения — от «Слова о полку Игореве» до поэтов второй половины XX века, например Бродского или Самойлова. Со всеми я иду от самого начала до самого конца.

Дальше на процесс влияет особенность самого ученика.

Есть дети, которые любят разбирать произведения, философствовать, обращать внимание на интересные пейзажные описания и так далее — с ними мы действительно много беседуем.

Если я вижу, что человеку литература не особо нужна и он прямо говорит: «Мне просто надо ЕГЭ сдать», — то с ним мы будем меньше разглагольствовать, больше нарешивать и записывать.

Однажды я готовила девочку, которая поступала на актёрское. Читать она не любила, но оставалась пара месяцев до сдачи ЕГЭ

Она мне на первом занятии сказала: «Знаете, я как Митрофан из „Недоросля“. Я избалованный ребенок. Я ничего читать не буду».

Я знаю, какие примерные темы встречаются на сочинениях в ЕГЭ, и по каждой теме ей просто надиктовывала сочинения. Я ей говорила: «Отлично. У тебя есть актерские навыки. Я тебе надиктую сочинение, главные тезисы, заучивай наизусть».

Она так и делала. Не думаю, что в плане изучения литературы это сильно её продвинуло, но ЕГЭ она сдала на 96 баллов.

У меня нет строгих правил вроде того, что дети обязаны учиться по какой-то моей системе. Если я вижу, что человеку нужно немного другое, то свой снобизм я убираю подальше. Я понимаю: бессмысленно закатывать глаза из-за того, что человек не знает, что такое метафора. Лучше ему понятно и просто это объяснить.

Или другая история: был у меня ученик, который спрашивал: «А не банально ли будет упомянуть в сочинении по «Евгению Онегину» статью Белинского про «энциклопедию русской жизни»? Я думаю: «Господи, золотой ребенок! Помнит цитату, да еще и спрашивает, не будет ли это банально». И вот с ним я была чуть жестче.

Говорила: «Ты её упомяни, но мы подумаем, какие еще цитаты из критики можно использовать». Я понимала — если буду говорить: «Да, конечно, ты напишешь на 100 баллов каждое свое сочинение», — то человек расслабится и сдаст экзамен хуже.

Кого-то нужно вывозить на более высокий уровень, с кем-то разбираться на более примитивном.

Мария Степанова, ученица Олеси Остапчук:

«Я начала готовиться к ЕГЭ в начале 10-го класса, у меня было два года. Это мне тоже посоветовала Олеся — мы были знакомы по медиашколе МГУ. Я поступаю на факультет журналистики, и туда нужно сдавать литературу.

Предмет никогда не казался мне сложным — ни до подготовки, ни после. Особенно если действительно к нему хорошо готовиться, учить цитаты, анализировать произведения. С Олесей мы занимались раз в неделю. Это оптимально: за это время я успевала прочитать какие-то произведения, проанализировать героев.

Каждое занятие было очень атмосферным, Олеся понятно объясняла, и в голове у меня всё было структурировано. Потом я даже параллельно помогала одноклассникам, которые тоже сдавали этот экзамен.

Во время ЕГЭ очень волновалась. Но я знала всю теорию и даже в спорных моментах в тестовой части быстро разобралась. Могу признаться честно: я ожидала 100 баллов, потому что очень долго готовилась. Их и получила».

Уже после первого года преподавания я перестала на что-то рассчитывать и разочаровываться в своих учениках. По-моему, это очень токсичная установка. Во время экзамена человек может повести себя по-разному. Я стараюсь это объяснять родителям, потому что это они, как правило, перед экзаменом спрашивают: «Ну что? На сколько наш ребенок сдаст?»

Но дело в том, что знать он может на 100, а сдать на 70. Например, потому что переволновался или потому что ему не хватило времени. Из моих учеников никто никогда ЕГЭ не заваливал.

За все время самый низкий балл был 66, и человек был этим баллом абсолютно доволен. А однажды девочка, от которой я ждала 100 баллов, не успела переписать большое сочинение с черновика на экзамене в чистовик.

И это было ужасно обидно.

Поскольку я преподаю в школе журналистики, у меня есть много знакомых 11-классников, у которых я литературу не вела, но спрашивала про экзамен. Когда мои сдали, мне показалось, что раз все написали на 100 баллов, то, наверное, задания был легкими.

Хотя, когда дети вышли с экзамена и еще не знали результатов, я всех спросила, как они сдали, и многие сомневались. Сочинение, например, многие писали по «Старухе Изергиль».

Я бы не сказала, что это самый легкий вариант — не «Герой нашего времени» и не «Онегин».

Так что не думаю, что это какой-то аномальный год, когда все сразу хорошо сдали литературу

В целом ЕГЭ по литературе — такая вещь, которая особо не меняется. За последние 5 лет в ЕГЭ по каждому предмету появлялось что-то новое, а вот литература никак не эволюционировала. Немного поменялись лишь критерии оценки, но в плане структуры и заданий все осталось таким же, каким было в 2015 году.

Вообще, это достаточно свободный экзамен по сравнению с остальными. Хотя, конечно, свободы всё равно меньше, чем хотелось бы: и здесь есть шаблонные позиции, которые все-таки мне не близки. Я всегда проговариваю это с учениками.

Допустим, на экзамене спрашивают о произведении «Кому на Руси жить хорошо»: «А кто должен быть счастлив, по мнению Некрасова?» Правильный ответ — Гриша Добросклонов. Но на занятиях я очень чётко проговариваю с детьми: «Смотрите. Гриша Добросклонов.

Нужно о нем писать сочинение, но вы сами как думаете? Его ждет каторга и чахотка. Это огромное счастье? Как вы считаете?» ЕГЭ не мешает мне учить детей думать.

Есть и ещё один плюс: чтобы сдать, хорошо бы все прочитать и усвоить. Весь экзамен состоит из сочинений. Заданий с открытым ответом не так много, зато есть три маленьких сочинения, одно большое. Такие письменные задания всегда хорошо влияют на школьников, потому что помогают развить умение излагать свои мысли.

Кроме того, это экзамен, к которому действительно очень интересно готовиться. Но вот что экзамен учит по-настоящему анализировать произведения, я не уверена. Скорее это заслуга каждого отдельного преподавателя плюс способности каждого отдельного ученика.

Что нужно знать при подготовке к ЕГЭ по литературе

1. В конце кодификатора есть часть, где не перечисляются произведения, а просто списком упоминаются поэты и писатели. И это не та часть, на которую можно забить. Её придётся пройти. Допустим, нет большого смысла проходить драматургов второй половины XX века — например, Вампилова, Арбузова, — хотя они там тоже есть. Но пройти поэтов нужно обязательно.

Каждый год я наблюдаю такую картину: кто-нибудь из моих знакомых, с кем мы не готовились, говорит: «Боже, мне попался на ЕГЭ поэт, которого нет в кодификаторе». А такого не может быть. Когда я спрашиваю кто, мне обычно говорят: «Самойлов. Я не запомнила. Или Тарковский».

Но Тарковский есть в кодификаторе, и Самойлов есть. Их не проходят в школе, и не все репетиторы до них доходят, это правда. Поэтому нужно самостоятельно что-то об этих людях почитать: биографию, стихотворения. Они не сложные, с ними все понятно.

Я бы не сказала, что они сложнее для анализа, чем Лермонтов.

2. Даже если вы готовитесь с репетитором, регулярно самостоятельно просматривайте кодификатор. Там указаны все термины и все произведения, которые нужно знать. Например, я не разбираю литературоведческие термины отдельно, ведь к каждому произведению можно отнести огромное количество этих определений.

И если вы понимаете, что чего-то не знаете, лучше уточнить это сразу: «Марьиванна, я не знаю, что такое аллитерация. Я впервые слышу о параллелизме. Я не знаю, что такое психологизм». Это можно определить, проходя какие-нибудь тесты на «Решу ЕГЭ».

Такие моменты лучше обнаружить до экзамена, чтобы потом не кричать: «Мне попался ультрасложный вариант, я ничего не смог решить!»

3. Превратите процесс подготовки к экзаменам в приятное занятие. Во-первых, литература из школьной программы — это прекрасные художественные произведения.

Если кажется, что «Кому на Руси жить хорошо» — это жутко скучно, можно сходить на спектакль того же Серебренникова по этому произведению — и вы откроете его с другой стороны. Я не против того, чтобы ученики параллельно смотрели спектакли, сериалы, пусть даже с немного другой трактовкой.

Это вовлекает, развивает интерес: посмотрев сериал BBC, ты будешь читать «Войну и мир» как минимум без отторжения и равнодушия к героям.

Как преподаватели иностранных языков говорят: «Встройте иностранный язык в свою жизнь. Пусть у вас там на холодильнике висят стикеры и так далее». Так вот литературу тоже можно встроить в повседневную жизнь и превратить если не в хобби, то в приятное занятие.

Ссылка на основную публикацию