Сочинение-рассуждение 15.1 по высказыванию Шанского

Сочинение-рассуждение из задания 15.1 ОГЭ подразумевает собой написание сочинения-рассуждения небольшого объема (но не менее 70 слов), в котором Вашей задачей является раскрыть смысл высказывания, приведя аргументы из предложенного текста. В роли текста часто выступает цитата или комментарий на какой-либо лингвистический или околоязыковой феномен.

К примеру, в последние годы задания ОГЭ 15.1 были следующими:

Задание для сочинения-рассуждения 15.1 ОГЭ 2017

Сочинение-рассуждение 15.1 по высказыванию Шанского

Предложенный текст:

Сочинение-рассуждение 15.1 по высказыванию Шанского

Как же написать сочинение-рассуждение ОГЭ 15.1 по такому тексту?

Во-первых, подумайте, внимательно прочтите текст. Какие строки взволновали вас больше остальных? Видимо, именно эти строки Вам и нужно будет проанализировать.

Вспомните, какие аспекты языка существуют, и что Вы можете подвергнуть анализу. Конечно, главное – это слово, но, быть может, средствами выразительности также являются звуки? Знаки препинания? Особые способы построения предложения?

Помните, характерная черта сочинения-рассуждения ОГЭ 15.1 в том, что здесь не может быть ошибочной точки зрения, если, конечно, Вы придерживаетесь тематики и отвечаете на поставленный вопрос. Вся соль в хорошо построенной доказательной базе: если Вы можете аргументировать свою точку зрения – значит она правильная.

Структура сочинения 15.1

Естественно, Вы не должны забывать, что Ваша задача, построить сочинение в виде рассуждения. Поэтому Вы должны придерживаться четкой структуры. Обычно, для сочинения 15.1 рекомендуют структуру из четырех абзацев. Здесь мы приведем саму структуру, а также пример ответа по предложенному выше заданию.

1 АБЗАЦ

Введение / тезис – здесь нужно отразить основную идею Вашего сочинения, для чего необходимо отразить предложенную в задании позицию автора цитаты. Также необходимо отразить, как Вы понимаете смысл этой цитаты.

Шаблоны для начала сочинения:

… сказал: “…”. С этим нельзя не согласиться, ведь… / Эту фразу я понимаю так.

Пример начала по предложенному заданию.

Классик русской литературы К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя передать русским словом».

  С этим нельзя не согласиться, ведь, как известно, лексическое богатство русской речи не только отражено в многочисленных словарях, но и в русской литературе, равной которой, вероятно, в мире нет. Прекрасное подтверждений этому высказыванию К.Г.

Паустовского есть и в отрывке из рассказа Б. Васильева. Достаточно будет двух примеров, чтобы доказать оправданность данного высказывания.

2 АБЗАЦ

1-й аргумент+пример. Во втором абзаце необходимо привести первый аргумент в поддержку своей точки зрения, а также первый пример из текста с личным комментарием.

3 АБЗАЦ

2-й аргумент+пример. Во третьем абзаце необходимо привести второй аргумент в поддержку своей точки зрения, а также второй пример из текста с личным комментарием.

4 АБЗАЦ.

Вывод по написанному. ОБЯЗАТЕЛЬНО перечитайте еще раз цитату и ваш вывод. Насколько они соотносятся друг с другом. Проверьте себя, не отошли ли вы от темы. Это очень важно, так как если ваш вывод не является выводом по предложенной теме, вы не получите высоких баллов.

Кстати, о баллах, сколько баллов можно получить за сочинение 15.1 и как они начисляются?

Критерии оценивания сочинения-рассуждения 15.1.

В сочинении-рассуждении ОГЭ 15.1 необходимо раскрыть смысл высказывания, приведя аргументы из предложенного текста. Максимальное количество баллов за задание ОГЭ 15.1 – 9 баллов.

Что нужно сделать? Количество баллов (max)
1 Обосновать ответ, используя фактический материал без ошибок в понимании смысла тезиса / высказывания. 2
2 Привести как минимум 2 аргумента, указав их роль в тексте 3
3 Составить сочинение-рассуждение связным, последовательным и осмысленным 2
4 Выдержать композицию сочинения-рассуждения 2

Сочинение 15.1 9 класс. На примере сложноподчиненного предложения можно проследить, как человек выражает..

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания известного филолога Н.М. Шанского: «На при­мере сложноподчиненного предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собствен­ной точкой зрения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Я понимаю смысл высказывания Н.М. Шанского сле­дующим образом: самые разнообразные оттенки в смысло­вых и синтаксических отношениях между частями сложно­го предложения наиболее ярко проявляются в структуре сложноподчиненного предложения, потому что в зависимо­сти от цели высказывания, которую ставит перед собой че­ловек, придаточные предложения могут быть самыми раз­ными.

Попробуем найти доказательства этого утверждения в тексте В. Солоухина.

  • Изъяснительная придаточная часть в предложении 4 по­могает увидеть то, что открылось глазам рассказчика, и, ес­ли бы Витька ушел незамеченным, эта история о жажде от­мщения и прощении никогда не была бы написана.
  • Однако мальчик увидел своего обидчика, и придаточное времени в предложении 11 рисует его коварный план: он отомстит Витьке, «когда все забудется».
  • Действительно, сложноподчиненные предложения по­могли рассказчику именно с его точки зрения передать все, что произошло с ним, что он испытал.

Филолог Н.М. Шанский, несомненно, прав.

Вариант 2

В сложноподчиненном предложении придаточная часть всегда отвечает на вопрос, заданный от главной. Данная синтаксическая конструкция позволяет автору рассказать о своих наблюдениях и умозаключениях.

Думаю, именно это и имел в виду филолог Н.М. Шанский.

Правоту его утверждения можно доказать, обратившись к тексту В. Солоухина.

В предложении 27 придаточная часть раскрывает нам последствия хорошего воображения рассказчика, который пытался вспомнить всю силу своей обиды.

У него это полу­чилось: «спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок».

Читатель видит результат усилий оскорб­ленного мальчишки, более того, мы лучше узнаем его ха­рактер, ведь даже через несколько дней после нанесенной обиды он так и не смог простить Витьку.

Однако прогулка по лесу помогла рассказчику лучше уз­нать одноклассника и даже оценить его достоинства: прида­точное причины в предложении 38 поясняет, почему Витька первым замечал самое интересное. И рассказчик не злится на него за такое везение, наоборот, он восхищается Витьки- ной внимательностью.

Утверждение Н.М. Шанского, несомненно, верно.

Вариант 3

Филолог Н.М. Шанский был уверен: «На примере слож­ноподчиненного предложения можно проследить, как чело­век выражает отношения между миром и собственной точ­кой зрения».

Действительно, анализ связи между частями сложнопод­чиненного предложения — интересная работа, ведь она по­могает читателю лучше понять авторский замысел, чуть ближе подойти к внутреннему миру создателя художествен­ного текста. В сложноподчиненных предложениях автор вы­ражает свою позицию и демонстрирует ее место относитель­но окружающего мира. Именно так я понимаю мысль, вы­сказанную известным филологом.

Легко доказать истинность утверждения Н.М. Шанского, обратившись к тексту В. Солоухина. В предложении 3 при­даточная часть раскрывает смысл основной: читателю объ­ясняется, зачем рассказчик наклонился к земле. .Читателю становится понятно, что повествование ведется от лица мальчишки, для которого приключения составляют весомую часть жизни.

Предложение 62 начинается с придаточного условия. Рассказчик как будто оправдывается перед собой и читате­лями за свое малодушие: да, сегодня Витька заслужил про­щение, но еще одна такая же выходка точно не сойдет ему с рук.

Анализируя сложноподчиненные предложения, можно понять мысли, чувства, переживания героев текста, их от­ношение к окружающим.

Ученый Н.М. Шанский был абсолютно прав.

Текст для работы

(1)0днажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.

(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убе­гает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.

(5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задергалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слезы от самой маленькой обиды.

(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, под­крался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз непо­вадно было.

(Ю)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда все забудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (ІЗ)Просто и хорошо. (14)То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»

(15)В урочный день и час, на большой перемене, я подо­шел к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно.

—  (17)Да уж… (18)Я знаю, ты драться начнешь. (19)Отплачивать.

—  (20)Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжем теп­линку.

(22)Между тем положение мое осложнилось. (23)Одно де­ло — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чье мясо съела, а другое дело — весь этот раз­говор. (24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошел, было бы куда все проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.

(26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспом­нить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так все точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)3начит, я накалился и готов к отмщению.

(29)На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент. (ЗО)Как раз Витька, шедший впереди ме­ня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы еще больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы.

—   (32)Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку. — (ЗЗ)Шмель оттуда вылетел, я сам ви­дел. (34)Давай раскопаем? (Зб)Может, там меду полно.

(36)     «Ну ладно, эту норку мы раскопаем, — решил я, — потом уж я с тобой разделаюсь!»

(37)     На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, потому что у него глазищи по чайному блюдечку.

—    (39)Айда за солью! — предложил Витька. — (40)Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

  1. (42)     А  я думал, лелея по-прежнему свой злодейский за­мысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищу­чу в лесу!»
  2. (43)     Мы принесли соль и два куриных яйца.
  3. —   (44)Теперь давай ямку копать.

(45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засы­пали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем до­мой, и тут я буду должен… (47)Что бы еще такое придумать, так не хочется идти домой…

Читайте также:  Краткий пересказ рассказа В. П. Астафьева «Людочка»

— (48)Бежим на речку, — говорю я Витьке. — (49)Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьем холодненькой.

(51)Ну вот, мы и попили, и увдылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идет вперед. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!

(56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.

(58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что- нибудь интересное придумает.

(61)Ладно! (62)Если он еще раз стукнет меня между ло­паток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь — ладно.

(64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.

(По В. Солоухину)

Огэ сочинение 15.1 конспект

Известный филолог Н. М. Шанский утверждал: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Я согласен с этой мыслью. Сложноподчиненные предложения являются одним из видов сложных предложений.

Они делятся на две части – главную и придаточную. Придаточная часть в таких предложениях обязательно зависит от главной, причем эта зависимость выражается в необходимости продолжения мысли.

Другими словами, сложноподчиненное предложение без придаточной части будет неполным и вполне возможно, что потеряет всякий смысл.

Благодаря свойствам сложноподчиненных предложений их главным назначением можно считать использование предложений со сложным подчинением для выражения собственной точки зрения, а наряду с этим – отношения автора или рассказчика к какому-либо событию, действию или предмету.

Примером такого предложения в тексте( автора ) может служить предложение (3). В русском языке существует три вида сложноподчиненных предложений. Это сложноподчиненные предложения с последовательным (35), параллельным и однородным подчинением (37). Как правило, в сложноподчиненных предложениях придаточная часть выделяется знаками препинания.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что использование этого вида предложений дает возможность разнообразить речь, сделать ее более увлекательной и эмоциональной. Кроме того, такие предложения позволяют выражать отношение автора к тому или иному предмету или действию, не теряя при этом нить основного повествования.

Сложноподчиненные предложения играют экспрессивную роль, они являются одним из средств, выражающих авторское “я”).

(Без придаточных предложений главная мысль не была бы выражена так ярко, эмоционально, проникновенно и страстно).

Конструкция предложения играет важную роль: главное предложение вынесено в начало, что усиливает эмоциональную напряженность. Последовательное подчинение помогает подробно, точно передать мысли автора).

При создании текста художественного или публицистического стиля авторы используют широкий набор средств выразительности.

Наряду с привычными средствами художественной выразительности: эпитет, метафора, лексика разных стилей – настоящим мастером слова широко используются конструкции предложений.

А сложноподчиненные предложения помогают текст сделать эмоциональным, законченным, полным, выразительным)

При помощи чего присоединяются к главному предложению придаточные определительные? Обоснуйте их роль. (При помощи союзных слов каким – 4 раза, который – 1 раз. Союзное слово каким вносит в предложение оттенок сравнения, уподобления.

Союзное слово который – имеет определительное значение.

Данные придаточные к таким предложениям, в главной части которых выражена относительно законченная мысль, а придаточное содержит добавочные сведения, связь между главным и придаточным менее тесная.)

Найдите в тексте СПП с придаточными изъяснительными. Запишите в тетрадь любые 3 предложения и составьте схемы. Какова роль этого вида придаточных? (Пояснить, обосновать, растолковать).

  • -Сколько в тексте придаточных изъяснительных предложений?(12)
  • – Объясните соотношение СПП с придаточными определительными и изъяснительными.
  • ( Автору необходимо было не столько описать события, сколько объяснить, истолковать свою позицию).
  • -А теперь произведите подсчет, с помощью каких языковых средств (союзов и союзных слов) присоединяются придаточные изъяснительные (как – 3 раза, что – 9 раз), а также
  • укажите части речи изъясняемых слов, частоту их употребления.(Глагол – 11 раз)

Что можно сказать о грамматической и морфологической законченности изъяснительных придаточных?(Изъяснительное придаточное предложение, относясь к слову (словосочетанию) в главном, распространяется это слово.

Главное предложение не закончено ни грамматически, ни лексически, оно требует своего восполнения. Изъяснимые слова в главном предложении обладают способностью к управлению.

Это слова со значением речи, мысли, сообщения, восприятия, чувства, желания, побуждения, приказания.)

– Исходя из значения придаточных изъяснительных, дайте оценку авторскому замыслу. (Предать собственные чувства, , мысли, сообщения, восприятия, желания)

Какое значение имеют придаточные предложения с союзом и союзным словом что?(Это наиболее распространенные придаточные. Их основное значение – сообщение о факте, в достоверности которого сообщающий не сомневается

) Задания 3-й группе.

-Встречаются ли ещё какие- либо СПП?(Да, с придаточными обстоятельственными). Выпишите 3 с разными значениями обстоятельств Составьте схемы.

-Сколько в тексте обстоятельственных придаточных предложений?(25, в том числе обстоятельственных времени – 3, условия – 4, места – 1, причины – 17)

-Что выражают СПП с придаточными обстоятельственными причины? Какое значение они имеют?(Причинные придаточные содержат указание на причину или обоснование действия, о котором говорится в главном предложении. Причинные придаточные в большинстве случаев относится ко всему главному.)

-Что можно сказать о соотношении обстоятельственных причины и других видов обстоятельственных придаточных?) (Для писателя важно объяснить причины происходящих событий, убедить современников в искренности поступков бывших военнопленных, представить новый взгляд на этих людей).

– Какие причинные союзы встретились в тексте? (Союзы: потому что, так как. Эти союзы наиболее употребительны.)

Сложноподчиненные предложения занимают большое место, они дают представление о сложных связях явлений действительности. На примере рассказа мы пронаблюдали, как мастер слова широко использует СПП обосновывает, объясняет, выражает собственные чувства

ложноподчиненныминазывают предложения, в которых одно из предложений (придаточное) по смыслу подчинено другому (главному) и связано с ним подчинительными союзом или союзным словом

Сочинение-рассуждение: “Смысл высказывания известного филолога Н. М. Шанского: “В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для ее выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений”

Контрольный текст:

(1) Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2) Самое интересное здесь – двор. (3) Он большой, зеленый, есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4) Ребята играли почти каждый день, особенно летом.

(5) И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему. (6) Потом меня стали назначать судьей в волейбольных встречах.

(7) Судить никто не любил, все хотели играть, а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?

(8) А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли

в шахматы и лото. (9) Изредка ребята приходили ко мне домой. (10) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сем, но ни о чем серьезном. (11) И еще ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12) Точнее говоря, это были не совсем голуби. (13) Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца. (14) Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15) Они здорово летали, плавными широкими кругами. (16) Иногда ветер подымал их на приличную высоту и уносил со двора. (17) Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18) Чтобы не было свалки, решено было заранее говорить, какого голубка я кому посылаю. (19) Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20) На одном рисовал всякие узоры, на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвертом – цветы и бабочек. (21) И всякие космические картинки. (22) И еще много всего – получалось красиво и интересно. (23) Ребятам это, конечно, нравилось, но я все равно был среди них чужим. (24) И мне вдруг расхотелось пускать с балкона голубков. (25) Я сделал последнего и – сам не знаю почему – нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек. (26) Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27) Хотелось, чтобы появился друг. (28) Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий…

(29) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унес его за тополя. (30) И я подумал: вот найдет кто-нибудь, догадается, придет ко мне… (По В. Крапивину).

“В монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для ее выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений” – так считал известный филолог Н. М. Шаманский. Я полностью согласен с его высказыванием.

Как правило, монолог одного действующего лица повествования дает возможность передать самые сокровенные мысли и собственные чувства персонажа. Для выражения этих мыслей и чувств лучше всего подходит связанный текст – монологическая речь, в которой можно использовать самые разнообразные языковые средства.

Герой текста В. Крапивина откровенно делится с читателями своими душевными переживаниями. В его рассказе о новом доме и его обитателях часто повторяются слова “я” и “ребята”, которые выделяют самое важное в монологе. Рассказывая о себе, мальчик часто использует личное местоимение “я”.

Кроме того, в монологе мальчика часто используются однородные члены предложения. Например, в предложении (10) однородные члены позволяют узнать, чем новые приятели героя занимались у него в гостях. А предложение (30) помогает нам понять, какие действия ожидает увидеть герой при появлении нового друга – “найдет, догадается, придет”.

Использование в монологической речи мальчика неопределенного местоимения “кто-нибудь” дает возможность сделать вывод о том, что герой истории не знает, как правильно выбирать друзей.

А замечание в предложении (29) о том, что “ветер схватил и унес” последнего бумажного голубя, позволяет читателям представить, как все это произошло, а также ощутить, насколько одинок герой рассказа, ведь только ветер играет с его замечательной поделкой.

Как известно, монолог представляет собой большое по объему и количеству слов высказывание одного действующего лица произведения.

Для того, чтобы передать смысл мыслей и переживаний героя, которые хочет донести читателям автор, используется обширная монологическая речь.

Чаще всего монолог не укладывается в одно-единственное предложение, поэтому автор использует целую группу грамматически связанных между собой и единых по смыслу предложений.

Это и есть монологическая речь, дающая возможность употреблять в монологах самые различные языковые средства, в том числе и связанные по смыслу предложения, о которых говорил в своем высказывании известный филолог Н. М. Шаманский.

Читайте также:  Образ Каренина в романе Толстого «Анна Каренина»

Сочинение ОГЭ – (1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно

Сочинение ОГЭ — (1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое ин­те­рес­ное здесь — двор. (3)Он боль­шой, зелёный, есть где иг­рать и в мяч, и в пря­тал­ки, и в раз­ные дру­гие игры. (4)Ре­бя­та иг­ра­ли почти каж­дый день, осо­бен­но летом. (5)И я по­сте­пен­но пе­ре­зна­ко­мил­ся с ними, и все мы от­но­си­лись друг к другу по-хо­ро­ше­му.

(6)Потом меня стали на­зна­чать судьёй в во­лей­боль­ных встре­чах. (7)Су­дить никто не любил, все хо­те­ли иг­рать, а я — все­гда по­жа­луй­ста: как не по­мочь дру­зьям?.. (8)А бы­ва­ло, что на ши­ро­ком крыль­це со­сед­не­го де­ре­вян­но­го дома мы иг­ра­ли в шах­ма­ты и лото.

(9)Из­ред­ка ре­бя­та при­хо­ди­ли ко мне домой. (10)Пла­стин­ки слу­ша­ли, иг­ра­ли моей же­лез­ной до­ро­гой, бол­та­ли о том о сём, но ни о чём серьёзном.

(11)И ещё ре­бя­та лю­би­ли, когда я пус­кал с бал­ко­на бу­маж­ных го­лу­бей. (12)Точ­нее го­во­ря, это были не со­всем го­лу­би. (13)Я на­учил­ся де­лать из бу­ма­ги пти­чек, по­хо­жих на ле­та­ю­щие блюд­ца.

(14)Со­всем круг­лых, толь­ко со склад­кой по­се­ре­ди­не и с тре­уголь­ным клю­ви­ком. (15)Они здо­ро­во ле­та­ли, плав­ны­ми ши­ро­ки­ми кру­га­ми. (16)Ино­гда ветер поды­мал их на при­лич­ную вы­со­ту и уно­сил со двора.

(17)Ре­бя­та тол­пой го­ня­лись за каж­дым го­луб­ком — кто пер­вый схва­тит! (18)Чтобы не было свал­ки, ре­ше­но было за­ра­нее го­во­рить, ка­ко­го го­луб­ка я кому по­сы­лаю.

(19)Дело в том, что каж­до­го го­луб­ка я раз­ри­со­вы­вал фло­ма­сте­ра­ми. (20)На одном ри­со­вал вся­кие узоры, на дру­гом — ко­раб­ли­ки среди моря, на тре­тьем — ска­зоч­ные го­ро­да, на четвёртом — цветы и ба­бо­чек. (21)И вся­кие кос­ми­че­ские кар­тин­ки. (22)И ещё много всего — по­лу­ча­лось кра­си­во и ин­те­рес­но.

(23)Ре­бя­там это, ко­неч­но, нра­ви­лось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И вдруг я расхотел пус­кать с бал­ко­на го­луб­ков.

(25)Я сде­лал по­след­не­го и — сам не знаю по­че­му — на­ри­со­вал ве­чер­нее небо, оран­же­вое солн­це на го­ри­зон­те и до­ро­гу, по ко­то­рой идут рядом двое маль­чи­шек.

(26)Хотя нет, я знал, по­че­му на­ри­со­вал такое. (27)Хо­те­лось, чтобы по­явил­ся друг. (28)Не слу­чай­ный, не на час, когда за­бе­га­ет по­иг­рать в шах­ма­ты или по­слу­шать Пола Мак­карт­ни, а на­сто­я­щий…

(29)Я пу­стил го­луб­ка с бал­ко­на, и ветер схва­тил и унёс его за то­по­ля. (30)И я по­ду­мал: вот найдёт кто-ни­будь, до­га­да­ет­ся, придёт ко мне…

(По В. Кра­пи­ви­ну) Кра­пи­вин Вла­ди­слав Пет­ро­вич (род. в 1938 г.) — со­вре­мен­ный пи­са­тель, жур­на­лист, автор книг о детях и для детей, в том числе фан­та­сти­че­ских. Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н. М. Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. М. Шанского. 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Хотелось, чтобы появился друг. Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий…»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. 15.1 Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации.
Нельзя не согласиться с высказыванием Н. М. Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Раскрывая смысл высказывания Шанского, отметим, что монологическая речь представляет из себя собственно текст, объединенный общей мыслью, обладающий смысловой и композиционной законченностью. Для доказательства этого обратимся к тексту Владислава Крапивина.
Приведенный отрывок из произведения В. Крапивина написан от первого лица и может расцениваться как монологический текст. Герой рассказывает нам о периоде своей жизни после переезда в новый дом. Основной мыслью, которую он хочет донести до читателя, является мысль о том, что мальчику очень хотелось иметь настоящего друга, без которого он чувствовал себя очень одиноко, хотя приятелей у него было много. Эта мысль, сосредоточенная в предложениях 27—30, является своего рода выводом из монолога о детстве автора, который представлен предложениями 1—27.
Таким образом, действительно, монологическая речь зачастую выходит за рамки одного предложения, что является доказательством правоты высказывания Н. М.

Шанского.

15.2 В приведённом фрагменте текста употребляется интересное выражение — друг на час — это о случайных людях, которых мы, возможно, даже считаем своими друзьями. Нас объединяют какие-то незначимые дела, интересы. Но такая «дружба» может рассыпаться без видимых причин. Такие «друзья» есть у героя текста Владислава Крапивина.
Переехав в новый дом, мальчику пришлось на новом месте выстраивать новые отношения со сверстниками. У него появились приятели. Именно приятели. Об этом можно судить по предложениям номер 10—11. Сначала рассказчик говорит о том, что никаких серьёзных разговоров у них не было, потом как бы в подтверждение своих слов добавляет, что и дела совместные у них были «незначительные»: пускание голубков, слушание пластинок, игры. В предложении 23 автор подводит итог таким отношениям: «Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим».

Вот почему герою хочется, чтобы появился настоящий друг, тот, с которым будет интересно не только пускать голубков и слушать музыку, но и сделать что-то значимое, настоящее.

15.3 Без друзей трудно. Человеку свойственно испытывать потребность в общении, желание с кем-то поделиться бедой или радостью, обсудить какие-то проблемы, надеяться на чью-то помощь или самому эту помощь оказывать. Всё это можно реализовать, если у тебя есть друг. Потребность в друге испытывает, я думаю, каждый человек.
Герою Владислава Крапивина после переезда в новый дом пришлось на новом месте выстраивать новые отношения со сверстниками. У него появились приятели. Именно приятели.
Сначала рассказчик говорит о том, что никаких серьёзных разговоров у них не было, потом как бы в подтверждение своих слов добавляет, что и дела совместные у них были «незначительные»: пускание голубков, слушание пластинок, игры. В предложении 23 он подводит итог таким
отношениям: «Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим». Вот почему герою хочется, чтобы появился настоящий друг, тот, с которым будет интересно не только пускать голубков и слушать музыку, но и сделать что-то значимое, настоящее.
Настоящие друзья были у Александра Сергеевича Пушкина.
Лицейскую дружбу смогли через всю жизнь пронести Пушкин, Пущин, Дельвиг. Не один десяток верст пришлось преодолеть Пущину, чтобы навестить опального друга в Михайловском. Нужны были преданность другу и смелость, чтобы поехать к вошедшему в немилость к царю поэту.

Приведённые примеры подтверждают, что дружба — великий дар и награда судьбы. Хорошо бы, чтобы каждому в жизни встретился настоящий друг.

Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно. – презентация

1

2 Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.М.

Шанского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3 Взаимоотношения реального мира находят свое отображение в мышлении человека, выражаясь соответствующими средствами – словами, словосочетаниями и предложениями. Связи между словами в предложении – это прежде всего отражение отношений, складывающихся в мышлении под влиянием воздействия внешней среды и внутреннего мира человека.

«Язык не соотносится непосредственно с физическим миром, а остается только формой проявления мышления (а не мира), и в то же время и мышление, и язык по содержанию соотносятся с предметами и явлениями действительности, только первое соотносится с ними отношением отражения, второй – отношением обозначения». Колшанский Г.В.

Из теории вопроса

4 Язык и мышление тесно взаимосвязаны. Именно в синтаксисе особенно ярко обнаруживается неразрывная связь языка и мышления, что находит свое выражение в строе предложения.

Фраза, выражающая суждение, вопрос или побуждение, в речи реализуется предложением – коммуникативной единицей языка.

Предложения, в свою очередь, объединяются в более сложные единства, отражающие совокупность суждений.

5 К слову сказать… Сложные конструкции (сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; простые распространенные предложения, осложненные однородными членами, вводными словами, причастными и деепричастными оборотами) являются важнейшим средством выражения в языке связей, отражающих реальные отношения предметного мира и человеческих взаимоотношений. Самые разнообразные оттенки в смысловых и синтаксических отношениях между частями сложного предложения наиболее отчётливо проявляются в структуре сложноподчинённого предложения. В зависимости от целей, которые ставит перед собой пишущий, и от функционально-стилистической принадлежности текста придаточные предложения могут выражать самые различные отношения между частями сложного предложения (определительные, изъяснительные, обстоятельственные).

Читайте также:  Короткие стихи твардовского, которые легко учатся: небольшие, легкие стихотворения александра твардовского

6 Вспоминаем изученное 1. Придаточное предложение может быть связано с отдельным словом (группой слов) главного предложения, выполняя функцию распространения или пояснения этих членов. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (Пушкин) (придаточное предложение распространяет сказуемое главного предложения снится).

Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика (Л. Толстой) (придаточное предложение поясняет группу слов одна из тех). 2. В других случаях придаточное предложение соотносится со всем составом главного предложения.

Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания (Горький) (придаточное предложение относится к главному в целом). 3. Придаточное предложение может разъяснять слово в главном, не являющееся членом предложения.

Расти, страна, где волею единой народы все слились в один народ! (Лебедев-Кумач) (придаточное предложение относится к слову-обращению страна). 4. Придаточное предложение может относиться к двум главным предложениям в целом. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).

Связь между главным предложением зависимой от него придаточной частью осуществляется при помощи подчинительных союзов и союзных слов в придаточной части и указательных слов в главной. Наличие двух элементов связи (в главной и придаточной частях) дает широкие возможности для их комбинаций, что обусловливает богатые возможности в выражении различных отношений.

7

8 (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.

(3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда. (4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами. (6)Парень спросил: (7)– Березу объезжаешь, значит? (8)– Нет, – тихо сказал Алька (9).– Это я играю.

(10)Парень закурил и лениво сообщил: (11)– Ну, скоро твоей игре конец! (12)– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя. (13)Тот охотно объяснил: (14)– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок. (16)– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю.

(17)– Ха! (18)Не надо! (19)А мост? (20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить. (22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.

(23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил: (24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне. (26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.

(27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам? (29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы! (30)– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень.

9 ( 31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался: (33)– Ползёшь, пацан? (34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал.

(36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие? (37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке. (38)– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)– Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст.

(42)А рейку где взял? (43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним. (44)– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребёнком делаешь? (45)– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание.

(46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы. (47)– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. (48)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (49)Я тебе устрою баню!(50)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал? (51)– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька.

(52)– Берёзу? (53)– Ага. (54)Вон ту.(55) Потому что будет мост… (56)Дяденька, правда срубят? (57)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся. (58)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он. (59)– Моя… (60)То есть она ничья. (61)Я играю с ней. (62)Правда срубят? – снова со страхом спросил он. (63)– Нет, – сказал Матвей Сергеевич.

(64)– Чего же дерево губить? (65)Он обнял Альку и прижал к себе. (66)– Расти, сынок. (67)Из тебя настоящий человек выйдет. (По Крапивину В.)

10 Работаем с текстом 1. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, укажите их номера. 2. Определите виды придаточных в составе сложных предложений. 3.

Укажите вид придаточного в следующем предложении: Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. От слов какой части речи мы задаём вопрос к изъяснительному придаточному предложению? (От глагола.

Кроме глагола, такими словами в СПП с придаточными изъяснительными могут быть прилагательное, наречие, существительное, которые имеют значение чувства, речи, мысли, т.е. того, что нужно изъяснить). 2.

Какие союзы и союзные слова могут связывать главную часть с придаточной и выражать изъяснительные отношения в СПП? (Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов будто, что, чтобы, как, ли, якобы и т.п.) 3.

Для чего говорящий использует в речи такие предложения? (Они связаны с мыслительной, речевой деятельностью и эмоциональной сферой человека. Говорящий использует такие предложения для передачи и пояснения своих и чужих слов, мыслей, чувств. Без придаточного изъяснительного главное предложение было бы не законченным по смыслу и структурно.)

11 Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях 1. Определительные: Определяют и распространяют слово, к которому присоединяется придаточное.

Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы! Придаточное определительное в сложноподчинённом предложении 29 помогает читателю понять, каким видится Касюков Альке. Наивный, доверчивый мальчуган принял за чистую монету подлый розыгрыш практиканта. 2.

Изъяснительные: Дополняют, поясняют один из членов главного предложения (чаще сказуемое). Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки.

Грамматическая конструкция сложного предложения 1 с разными видами связи воссоздает суть его любимой игры: придаточные изъяснительные части в сложноподчинённых предложениях, поясняя сказуемые в главных, помогают читателю понять, почему у мальчика берёза превращается в лошадь, а сам он – в великана.

12 3. Цели: указывают на цель, назначение действия Тут везде места много, чтобы его построить. Убеждённость мальчика в том, что берёзу не стоит рубить, отражает придаточное цели в сложноподчинённом предложении 21: Алька уверен, что мост можно построить в любом месте. 4.

Условия: указывают на условие, от которого зависит осуществление действия события, явления. Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька. Придаточная часть в сложноподчинённом предложении 51 помогает читателю понять условие, которое вынудило Альку тащить «тяжеленную рейку» ради спасения берёзы.

Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях

13 5. Причины: указывают на причину или обоснование действия (события, явления) И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.

В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик видит Зелёную Гриву «волшебной, великанской» лошадью. 6.

Уступки: указывают на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие) Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие? Придаточное уступки в сложноподчинённом предложении 36 относится ко всей главной части и называет ситуацию, вопреки которой может осуществится то, чего Алька боялся больше всего: обозлённый «незваный гость» уничтожит берёзу. 7. Сравнения: поясняют содержание главной части, сравнивая одно событие (действие, явление) с другим. Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор. Страх Альки за судьбу своей волшебной лошади можно увидеть в построении сложноподчинённого предложения 22: придаточное сравнения, поясняя главную часть, заставляет читателя поверить, что мальчик любой ценой постарается спасти дерево.

14

15 Возможные варианты речевого оформления Аргумент 1 Это утверждение можно подтвердить примерами из текста… Докажу это утверждение примерами из текста. Во-первых, в предложении… Во-вторых, в … предложении Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В предложении….

Справедливость этого утверждения можно доказать на примере предложения… Рассмотрим предложение… Так, в предложении… можно найти подтверждение этой мысли. Предложение … подтверждает мысль о том, что …. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.

Пример этого языкового явления можно найти в предложении… Например, в предложении… есть наглядное подтверждение высказанной мысли. Аргумент 2 Кроме этого, в предложении….

В качестве ещё одного аргумента можно привести пример из предложения … Также ещё одним убедительным аргументом может стать… В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения … Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…

16 Задание Используя полученные знания и наработанные вами материалы, напишите сочинение по высказыванию Н.М.Шан- ского.

17 Схема 1 Тезис Рассуждение о смысле высказывания Пример явления 1, его роль Пример явления 2, его роль Вывод Схема 2 Небольшое вступление (пояснение к тезису) Пример явления 1, его роль Пример явления 2, его роль Тезис (вывод)

18

19 Литература Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1976 г. Дунев А.И. Сложноподчинённое предложение в аспекте культуры речи.

– Санкт- Петербург Клычникова З.И. Коммуникативная природа письменной речи // Ученые записки 1-го МГПИИЯ, Максимов Л.Ю.

Сложноподчиненные предложения в ряду других синтаксических единиц // Мысли о современном русском языке. – М., 1969.

Ссылка на основную публикацию