Сочинение лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии

Чтобы не повторяться, не предлагаю
ни словарные выкладки, определяющие сами понятия, ни множество формулировок
тем, которые есть на многих сайтах, созданных в помощь одиннадцатиклассникам, –
 просто публикую высказывания (пословицы,
афоризмы) по теме. Каждый может использовать их по своему усмотрению: в
качестве эпиграфа, для вступления или заключения, мостика-связки между частями сочинения. 

Возможно, кому-то
пригодится и наша подборка стихов о чести и бесчестии.

Береги платье снову, а честь смолоду. Русская пословица

Честь идет
по дороге, а бесчестье — по сторонке. Пословица

  • Нельзя
    обесчестить того, кто не страшится смерти. 
    Жан Жак Руссо
  • Честь
    дороже жизни.   Иоганн Фридрих Шиллер

Не сильные
лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего.

Ф. М. Достоевский

  1. Честь
    нельзя отнять, ее можно потерять.   Антон
    Павлович Чехов
  2. Честь — вот
    истинная красота!  Ромен Роллан
  3. Чем честнее
    человек, тем менее он подозревает других в бесчестности.   Цицерон
  4. Честь от
    бесчестных — тоже ведь бесчестие.  
    Публий Сир

Без добродетели
нет ни славы, ни чести.  А. Суворов

  • Для честных
    людей обещание — это обязательство. Турнье
  • Хочешь быть счастливым всю жизнь — будь честным человеком. Томас Фуллер
  • Честь
    походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у
    неё всю её цену. Пьер Бошен
  • Честь — это
    бриллиант на руке у добродетели. Вольтер
  • Честь — это
    награда, присуждаемая за добродетель. Аристотель
  • Честь есть
    краеугольный камень человеческой мудрости.  Виссарион Белинский
  • Кто не
    готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье. Блез Паскаль

Торгуя честью,
не разбогатеешь. Л. Вовенарг

Тот, кто
требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь. Л. Вовенарг

Не
покидайте никогда дороги долга и чести – это единственное, в чем мы почерпнем
счастье. Жорж Луи Леклерк де Бюффон

Почет
и честь — не в
знатности и званье,
А в скромности и честном воспитанье. Алишер Навои

Честь отчизны…  блюдет не тот, кто покрывает
ее преступления, а тот, кто не боится ее от
них очистить.  –  Борис Акунин. Алмазная колесница

Досадно
мне, что слово «честь»
забыто
И что в чести наветы за глаза.

Владимир Высоцкий

Не платье украшает
человека.
Как из-за чёрных туч сверкает солнце,
Так честь блистает
под одеждой бедной. Уильям Шекспир. Укрощение строптивой

Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Роберт Бернс

Сочинение Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии

Притча 

Вода, Ветер, Огонь и Честь

Встретились Вода, Ветер, Огонь и Честь, подружились, и пришло им на ум прогуляться по миру.
Долго они ходили по земле, устали и решили отдохнуть.

– Под этой горой горит пламя, я соединюсь с ним, – сказал Огонь.
– Ищите меня там.

– По берегам этого озера растет камыш, – сказал Ветер. – Ищите меня там.

– Вон на том склоне бьет родник. Я сольюсь с ним, – сказала
Вода. – Ищите меня там.

Честь устремила глаза в небо и промолчала.

– А как нам найти тебя? – спросил у Чести Ветер.

– Это бесполезно, – сказала Честь. – Всякий, кто отойдет
от меня, никогда не найдет обратной дороги.

Д.С. Лихачев Письма о добром и прекрасномПисьмо десятое

ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я
могу указать на некоторые различия между совестью и честью. 

Между совестью и честью есть одно существенное
различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере
очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной
или слишком преувеличенной (крайне редко).

Но представления о чести бывают
совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб
обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло
такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но
«честь мундира» остается тяжелым грузом.

Точно человек умер, а остался только
мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое
сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные
проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с
охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров
подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.
Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее,
«чиновничьей») души.

Стихи о чести и бесчестии

***
Самуил Маршак

Чести золото не купит.
Честный чести не уступит.
Честь нужна ему, как свет.

Рад продать её бесчестный…
Но, как всякому известно,
У бесчестных чести нет.

  1. Честь имею
  2. Отар Чиладзе

«Честь имею» – два коротких слова –
Выбросил из лексики мой век…
Пистолет заряжен. Все готово.

И шагнул к барьеру человек…

А теперь уладится иначе:
На столе бутылка коньяка…
Что нам до мальчишеских чудачеств

Дуэлянтов энского полка.

Пересохло русло Черной речки,
От тумана горы не видать.
Будет жить без этих слов нам легче,

Но труднее будет умирать.

Что же делать? Время продиктует
Новые удобные слова.
С Черной речки черный ветер дует,

Как Машук, седеет голова.

Недруга приближу, брошу друга,
Нелюбимой в чувствах объяснюсь.
Не боюсь замкнувшегося круга,

Лексикона нового боюсь.

Как поручик юный, холодея
От насмешки тайного врага,
Закричу однажды: «Честь имею», –

Перепутав годы и века.

  • Честь
  • Николай Глазков

– Береги честь смолоду! –
Справедливо слово то.
Было много раз оно

Там, где надо, сказано!..

Но и в зрелые года
Честь твоя – не ерунда,
И ее – об этом речь –

Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть

Сохранившаяся честь!

Ну, а после? Ну, а после?..
Если жизнь прошла без пользы,
То от жизни толка чуть:

Остается только жуть.

Люди добрые, поверьте:
Честь нужна и после смерти.
Долговечней жизни честь –

Это следует учесть!

***
Эдуард Асадов

…………………………………………

Честь не дано сто раз приобретать.
Она – одна. И после пораженья

Ее нельзя, как кофту, залатать
Или снести в химчистку в воскресенье!
Пусть я доверчив. Не скрываю – да!
Пусть где-то слишком мягок, может статься,

  1. Но вот на честь, шагая сквозь года,
    Ни близким, ни далеким никогда
    Не разрешу и в малом покушаться!
    Ведь как порой обидно сознавать,
  2. Что кто-то, ту доверчивость встречая
    И доброту за слабость принимая,
    Тебя ж потом стремится оседлать!
    И потому я тихо говорю,
  3. Всем говорю – и близким, и знакомым:
    Я все дарю вам – и тепло дарю,
    И доброту, и искренность дарю,
    Готов делиться и рублем и домом.
  4. Но честь моя упряма, как броня.
    И никогда ни явно, ни случайно
    Никто не смеет оскорбить меня
    Ни тайным жестом и ни делом тайным…

Пример итогового сочинения «Как выбрать в трудную минуту между честью и бесчестием» | СуперСоч

Пример: Итоговое сочинение на тему “Разум и чувство” по произведениям “Капитанская дочка” и “Судьба человека”.

Введение (вступление):Понятие чести строится, в первую очередь, на самоуважении и верности моральным принципам. Именно оно является критерием оценки своих и чужих поступков. Потерять честь, значит предать самого себя, переступив через нравственность.

Жизненный путь человека не прост, часто люди сталкиваются с выбором, который ставит на чашу весов честь. Как же принять решение в эту сложную минуту?

Тезис: Я думаю, что выбор напрямую будет зависеть от того, какую ценность имеет честь для самого человека.

Аргумент (пример из литературы):В подтверждение своих слов мне хочется обратиться к повести А.С Пушкина «Капитанская дочка». Сюжет произведения разворачивается на фоне пугачевского мятежа. Во время захвата Белогорской крепости, Петр Гринев оказался в очень непростой ситуации.

Встретившись лицом к лицу с Пугачевым, герой, как и многие другие, столкнулся с выбором: предать отчизну или же быть казненным. Петр колебался, но чувство долга восторжествовало в нем над «слабостию человеческою», и герой ответил атаману, что присягал государыне императрице и никому другому служить не может.

Пугачев был поражен искренностью юноши и помиловал его.

Но среди захваченных были и те, кто предпочел бесчестную жизнь достойной смерти, в их числе и Швабрин Алексей, который, как мне кажется, путал гордость с самолюбием, считал себя героем, однако, как выяснилось, понятие чести было чуждо этому человеку.

Примеры выбора между честью и бесчестием описаны и в рассказе Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен к фашистам во время Великой Отечественной войны. И случилось русскому солдату услышать разговор двух людей.

Один из них, Крыжнев, грозился своему взводному, выдать его немцам. Видимо этот человек хотел выслужиться перед фашистами, чтобы добиться их снисхождения. Ради того, чтобы попытаться сохранить свою жизнь, Крыжнев предпочел быть предателем.

Андрей не смог терпеть такой подлости и ночью задушил труса.

Вскоре Соколов и сам оказался перед непростым выбором. Устав от издевательств над пленными, он плохо отозвался о фашистах. Но среди «своих» нашелся доносчик. После этого Соколова вызвал комендант Мюллер. Андрей понимал, что обратно живым не вернется и решил достойно встретить смерть.

Он отвечал на вопросы фашиста, показывая, что не боится его. Возможно, другой человек упал бы немцам в ноги, чтобы вымолить пощаду. Однако этот русский солдат был непоколебим, твердо отказался пить за победу немецкого оружия, тем самым только усугубляя ситуацию.

Читайте также:  Сочинение: Характеристика имения Манилова в поэме Николая Гоголя «Мертвые души»

Боевой дух Андрея поразил Мюллера, и он решил оставить пленного в живых.

Заключение:Подводя итоги, мне хочется сказать, что в любой ситуации люди руководствуются своими ценностями. Для одних – это собственное достоинство, а для других комфорт, безопасность и пусть подлая, но все таки жизнь.

Тот, для кого дорога честь, всегда примет решение в ее пользу. Совершив низкий поступок, такой человек потеряет самоуважение, станет сам себе противен. А жить, осознавая все свое ничтожество, сможет далеко не каждый.

Поэтому в самых сложных ситуациях, человек чести предпочтет умереть, нежели пойти на подлость.

Итоговое сочинение 2016-2017 по теме Честь и бесчестье

Итоговое сочинение – это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.

1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем – 350 слов. 2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2016 году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2017 – 7 декабря, 1 февраля, 17 мая. 3. Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.

Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу. Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения – это более конкретные темы. Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:

1. «Разум и чувство»,

2. «Честь и бесчестие»,

3. «Победа и поражение»,

4.  «Опыт и ошибки», 5. «Дружба и вражда». Темы изложены в проблемном ключе, названия тем – антонимы.

Рекомендованная литература

Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики. Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение 2016-2017:

 1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,  2. А.П. Чехов «Ионыч», 3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель» 4. Б.Л. Васильев «В списках не значился», 5. В.А. Каверин «Два капитана», 6. В.В. Быков «Сотников», 7. В.П. Астафьев «Царь-рыба» 8. Генри Марш «Не навреди», 9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо», 10.

Джек Лондон «Белый клык», 11. Джек Лондон «Мартин Иден», 12. И.А. Бунин «Чистый понедельник», 13. И.С. Тургенев «Отцы и дети», 14. Л.Н. Толстой «Война и мир», 15. М.А. Шолохов «Тихий Дон», 16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», 17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот» 18. Э. Хемингуэй «Старик и море», 19. Э.М.

Ремарк «На западном фронте без перемен»,

20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

Аргумент к теме “Честь и бесчестье”

Точка зрения должна быть аргументирована. Для того, чтобы грамотно оформить аргументы, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме.

Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. Так, аргумент должен: 1. Соответствовать теме 2. Включать в себя литературный материал 3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией 4.

Быть изложен с помощью качественной письменной речи 5. Быть грамотно оформлен.

К теме “честь и бесчестье” можно взять аргументы из произведений М. А. Шолохова “Судьба человека”, А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, А. А. Лиханова “Чистые камушки”.

Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл: Пример сочинения на тему: “Что значит идти дорогой чести?” 

Что такое честь, как идти по «дороге чести»? Для этого нужно разобраться, что же значит «честь»: согласно толковому словарю, «Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека». У каждого человека есть нравственные принципы, за которые он должен бороться и отстаивать их.

Это и значит выбрать верный путь, жить по своей совести, следовательно, и идти дорогой, которую подсказывает честь. Значит человек, не пренебрегающий принципами, даже в самой тяжелой жизненной ситуации идет дорогой своей чести.

Это непростой путь, иногда, чтобы оставаться честным по отношению к себе и своей совести приходится пережить множество трудностей и лишений, но важно помнить, что ведет по этому пути: ваша воля, честь, достоинство.

Такой нравственный выбор отражен в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. Даже в таких условиях он не подавлен духом, высказывает свою точку зрения. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Но герой готов отстаивать свою честь даже перед лицом смерти. Следующий нравственный выбор совершил заключенный, когда комендант Мюллер вызвал его к себе на допрос – Мюллер пытался спровоцировать Андрея, изнеможенного голодом и тяготами заключения: «… кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: “Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия”». Даже в условиях неволи и лишений герой делает выбор в пользу чести: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!». Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что честь и достоинство важнее для человека, чем что бы то ни было. Но вопрос чести стоит не только во время войны, даже в простой жизни, в повседневных заботах человек не должен забывать о ней. Нужно, не взирая ни на обстоятельства, ни на возраст, отстаивать свои права и интересы. Так, в повести «Чистые камушки» А. А. Лиханов рассказывает о мальчике, не побоявшемся дать отпор хулигану Савватею. Задира выбрал учеников начальной школы для своих проказ, каждый день дежурил у здания, грабил и избивал учеников. Но на побоях и грабеже все не заканчивалось, он еще не упускал случая унизить малышей. После нескольких нападений ученик Михаська не выдержал унижений и решил дать отпор, схватил камень и замахнулся на Савватею, но драка не состоялась. Савватея отступил, потому что не ожидал, что его жертвы способны дать отпор, увидел силу Михаськи, не грубую силу удара, а внутреннюю, то мужество, с которым он раньше не сталкивался. Моральная победа осталась за учеником начальной школы, мальчиком, который проявил отвагу, непосильную взрослым и другим детям его возраста. Это и есть моральная победа.

  • Таким образом, можно сказать, что каждый человек обязан самому себе чувствовать свою дорогу чести, отстаивать свои интересы и помогать людям, которым нужна помощь.
  • Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента

Сочинение по литературе: Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». – docbaza.ru

Честь — это одна из самых значимых человеческих ценностей. Поступать честно — значит прислушиваться к голосу совести, жить в согласии с собой. Такой человек всегда будет иметь преимущество над остальными, поскольку никакие обстоятельства не способны сбить его с истинного пути.

Он ценит свои убеждения и остается верен им до конца. Бессовестный человек наоборот – рано или поздно терпит поражение хотя бы потому, что сам себя предал. Лжец теряет свое достоинство и переживает нравственный упадок, а потому у него нет духовной силы отстаивать свою позицию до конца.

Как говорится в известной цитате из фильма «Брат»: «Сила в правде».

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема правды занимает центральное место. В качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Береги платье снову, а честь — смолоду» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути.

Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается.

Зато читатель видит, кого выбирает Маша.

Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым предает и себя, и Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. И Пугачев, разбойник и революционер, оставляет Гринева в живых, потому что способен оценить такой поступок.

Война — это тоже испытание для чести. В повести В. Быкова «Сотников» мы снова наблюдаем двух противоположных персонажей — партизан Сотников и Рыбак.

Читайте также:  Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Сотников, несмотря на свою болезнь, добровольно вызывается идти на поиски продовольствия, «потому что другие отказались». Он в одиночку отстреливается от полицаев, в то время как Рыбак убегает и бросает своего товарища.

Даже попав в плен, на допросе, под жестокими пытками, он не выдает местоположения своего отряда. Сотников погибает на виселице, но сохраняет и честь, и достоинство.

Благородное, казалось бы, возвращение Рыбака за отставшим товарищем имеет низкие мотивы: он боится осуждения окружающих и не знает, как объяснить в отряде свой предательский поступок.

Потом, в плену, когда их ведут на казнь, Рыбак соглашается перейти на службу к немцам, чтобы спасти свою жизнь. Однако потеряв последнюю надежду сбежать, он приходит к выводу, что смерть — его единственный выход.

Но ему не удается совершить самоубийство, и этот трусливый, слабый духом человек вынужден всю жизнь мучиться под ударами совести.

  Сочинение троекуров старинный русский барин 6 класс

В заключение хочется сказать, что мы должны воспитывать в себе и беречь привычку поступать честно, по совести. Это одна из тех основ, на которых держится общество. Даже сейчас, когда времена рыцарей и дуэлей давно прошли, нельзя забывать истинное значение понятия «честь». Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Что такое честь и какую роль в обществе это понятие играет? В первую очередь, честь — это моральное достоинство человека. Без него личность забывает о нравственных ценностях и превращается в подлую и лживую натуру. Для человека перестают существовать обязательства.

Он делает всё возможное, чтобы любыми средствами достичь своей цели. Именно тему чести и бесчестия в своём романе «Капитанская дочка» использует Александр Сергеевич Пушкин. Отец главного героя, Петра Гринёва, даёт сыну одно единственное указание:»Береги честь смолоду».

Герой принимает наказ отца и обещает соблюдать его, в отличие от другого героя произведения, Алексея Швабрина. Бесчестный поступок совершил Алексей Швабрин во время дуэли с Петром Гринёвым. Герой вызвал Швабрина на дуэль за скверные слова, которые были сказаны в адрес его любимой Маши Мироновой.

Алексей Швабрин за то, что Маша отказалась стать его женой, обрисовал её портрет, как девушки «глупой» и «трусливой». Тем самым, герой проявил себя, как человек лживый и двуличный.

Он исподтишка ранил Гринёва, пока тот отвернулся, чтобы посмотреть на Савельича:»В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча, я упал и лишился чувств.»Алексей Швабрин воспользовался беспомощностью Петра Гринёва, который не видел его удара. Швабрин подлыми способами выиграл эту дуэль.

Однако в произведении показаны не только бесчестные герои. Ярким примером человека чести является Пугачёв. Герой помнил милость Петра Гринёва, который дал ему заячий тулуп. Он не мог не отблагодарить его за помощь в беде. Именно поэтому, Пугачёв даровал ему жизнь: Этот поступок характеризует героя, как ч

Сочинения

В своем произведении Капитанская дочка Пушкин, поднимая основную тему крестьянской революции, затрагивает и ряд других проблем. Среди них отношения помещиков и крестьян, политические вопросы, а также обязанности государства перед народом. Переплетаются здесь и темы морально-бытовой стороны, счастья, благородства, а главное, в Капитанской дочке мы видим тему чести и бесчестия.

Честь и бесчестие в эпизодах романа

Многие писатели затрагивают такую тему, как честь и бесчестие, которые идут рядом как добро и зло. Поставил данную проблему в первоочередность и Пушкин, где в нашем сочинении по произведению Капитанская дочка, видим два мужских персонажа, на которые и спроецировал писатель конфликт чести и бесчестья. Это Гринев и Швабрин.

Гринев — это образец чести, а Швабрин — полная его противоположность. Уже в самом начале, при самой первой встрече этих персонажей романа, мы видим бесчестность Швабрина, который пытался оклеветать девушку Машу.

А все потому, что она отказала Алексею, у которого проявились некие чувства к девушке. Вот только была ли здесь любовь? Очень сомнительно. Если пройтись по тексту дальше, то мы неоднократно встретимся с бесчестностью Швабрина.

Хорошим примером является дуэль между Швабриным и Гриневым, где Швабрин ранит Гринева, когда тот отвлекся. Ранит в спину, предательски. Предательство Швабрина по отношению к Родине и друзьям не имеет оправдания.

А чего стоят его клятвы в любви, когда в трудный час Швабрин с легкостью наблюдает, как убивают родителей Маши. Без зазрения совести он рассказывает о мятежниках, выдает главу крепости, а чтобы спасти свою шкуру, переходит на сторону врага.

Гринев же следует совету отца, который дал наставление беречь честь смолоду. По этому принципу он и жил. Несмотря на то, что Петр мог бы стать любимцем Пугачева и пользоваться разными благами, он не перешел на сторону врага. Рискуя своей жизнью, он не предал Родину и остается верным своим убеждениям. При этом он отстоял честь, защищая любимую девушку.

  • Честь показана и на примере Мироновых, которые погибают героями, не предавая Родины, и своих близких.
  • Тема чести и бесчестия в повести Пушкина «Капитанская дочка»
  • А какую оценку поставите вы?

СПАДИЛО.РУ

Швабрин и Гринев

В процессе прочтения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на первый план среди прочих выдвигается тема чести и бесчестия. В произведении противопоставляются два героя, придерживающиеся различных позиций относительно понятия чести – Швабрин и Гринев.

Оба героя принадлежат к дворянству, примерно одного возраста. Судьба свела их в Белогорской крепости против их воли. Гринева отправил на службу отец, а Швабрин был сослан сюда из-за участия в запрещенной в то время дуэли. Дуэль во все времена ассоциировалась с доблестью и честью.

Поэтому в начале повествования Швабрин представляется читателю человеком с высокими нравственными принципами. Однако в сознании простого народа, представительницей которого выступает Василиса Егоровна, дуэль – это обыкновенное убийство.

Такое определение дуэли положительной героини повести ставит под сомнение благородство героя.

Проверка героев сложными обстоятельствами

Истинная суть человека раскрывается в самые сложные жизненные моменты. Для персонажей «Капитанской дочки» таким испытанием становится захват крепости пугачевскими мятежниками. Для Швабрина главным становится сохранение собственной жизни. Ради этого он переходит на сторону бунтовщиков, становится правой рукой Емельяна в процессе расправы над обитателями Белогорской крепости.

Петя Гринев же не унижается до раболепства. Он настроен на то, чтобы разделить судьбу капитана Миронова. Чувство собственного достоинства для него превыше страха смерти. Это очевидно в сцене отказа целовать руку самозванца.

Отношение героев к Маше Мироновой

Различно отношение Швабрина и Гринева к Маше Мироновой. Петр восторгается девушкой, выказывает ей свое восхищение в виде посвященных ей стихов. Швабрин, напротив, втаптывает в грязь репутацию девушки и ее родных. Он не любит Машу. Это доказывает отношение к Маше после захвата крепости разбойниками – Швабрин мучал ее, угрожал передать мятежникам, пытал голодом, шантажировал.

Заключение

Следовательно, приверженцем истинной чести в повести становится Петр Гринев, отстоявший свои принципы и достоинство, верность своему слову и любовь. Швабрин же даже в конце повести продолжает клеветать на Гринева, пытаясь потопить его вместе с собой на суде.

  Что такое буддизм — первое знакомство с учением Будды

В эпиграфе к повести: «Береги честь смолоду», — мы можем предположить авторское отношение к проблеме чести и бесчестия. Соглашаясь с А.С. Пушкиным, я считаю, что, предав единожды, человек навсегда становится предателем.

Сочинение 3

В произведении «Капитанская дочка» Пушкин использовал пословицу, которую знают все, а называется она: «Береги честь смолоду». Именно данная пословица помогает раскрыть всю суть произведения. Все происходит в те времена, когда произошло восстание, которым управлял сам Пугачев.

Каждый человек по-своему реагирует на все происходящие события. Главными героями здесь стали Гринев и Швабрин. И в итоге становится понятно, кто готов ради защиты своей родины на многое, а кто вообще не готов ничем рисковать и больше всего ему хочется получить только одну лишь выгоду.

У Гринева есть сын, которого он отправил служить. Ему не хочется чтобы он стал лентяем. Кроме этого сам он является дворянином. В детстве его воспитывал отец.

И для того чтобы научить и сделать из сына путного человека он постоянно применял разные пословицы и давал нужные наставления, которыми потом он пользовался в жизни.

Он никогда ничего не боялся и всегда шел напрямую к цели, которую перед собой ставил.

Именно поэтому для Гринева самое главное это не только беречь честь, но и быть честным человеком не смотря ни на что. Ему не раз приходилось сражаться с Пугачевым, но из каждой ситуации он выходил живым и невредимым. Немного погодя ему удалось вызволить из плена свою любимую, на которой он потом женился. Но для начала Маша хочет чтобы ее благословили родители.

А вот совсем другим человеком является еще один герой этого романа, и зовут его Швабрин. Он еще никому и никогда не говорил правды и всегда старается обмануть и при этом получить от этого какую-то выгоду.

И даже когда наступает бунт, то он не понимает, почему все переживают, поэтому поводу, ведь все должны восхищаться только им. Кроме этого он даже не совсем понимает что такое на самом деле честь. Также он может легко и просто унизить или оскорбить любую девушку и за это его не будет грызть совесть.

Вот так он оскорбил Машу Миронову. А вот Гринев всегда защищает и помогает тем, кто оказался в трудной ситуации и всегда защитит девушку.

Читайте также:  Женские образы в «Войне и мире»: сочинение

Когда начался Пугачевский бунт, то Швабрин даже без боя готов был сдаться и работать под предводительством другого командира. Теперь он убивает и уничтожает своих бывших товарищей и ему их совсем не жалко.

Кроме этого он захватывает в плен Машу и делает все для того чтобы она стала его женой, но девушка не соглашается. И Швабрина это очень сильно злит и он несколько дней не дает ей еды.

А вот Гринев ни за что не продаст родину и будет биться за нее до последней капли крови.

Савельич также никогда не предаст свою родину и будет верен только своему императору. И все что он прикажет, будет делать. Он во всем ему помогает и дает когда нужно дельный и нужный совет, которым император обязательно пользуется. Кроме этого жизнь императора зависит напрямую от Савельича, и он об этом очень хорошо знает.

"Смерть лучше бесчестья". Сочинение по направлению

Сочинение по направлению честь и бесчестие

Смерть лучше бесчестья (посл.)

Нередко в последнее время слышны рассуждения о том, что утратили  свою актуальность понятия «принципы», «нравственность», «достоинство». Набрав в поисковой системе слова «честь», «бесчестье», вы получите сегодня порядка 146 миллионов результатов (!) и окажетесь в центре противоположных мнений. Да, для кого-то, как и во времена А.Радищева, а позднее А.С.Пушкина, М.Ю.

Лермонтова, ценность составляют незапятнанная репутация, благородство  души человека.  Есть те, кто бравирует отказом от  непреходящих нравственных норм и уверяет в первую очередь себя в том, что и без  достойных уважения убеждений, качеств, поступков можно прожить.

«Смерть лучше бесчестья»? Можно ли переступить, пережить  позор, бесславие, поругание чести или, как писал поэт, «…и вы не смоете всей вашей чёрной кровью…»? 

Перелистывая в памяти страницы любимых произведений, понимаешь, как много значило для героев Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, М.А. Булгакова умение  жить по закону чести.

Мне же показалось интересным проследить жизнь  наших современников после их «сделки» с совестью – это те герои, для которых  позор, бесчестие оказались настолько сильны, что порицания окружающих уже не потребовалось. Р.Брэдбери, Л.Улицкая, Б.Вербер, Д.Киз, П.Санаев, Д.Пиколт.

Список авторов, чьи произведения убеждают: и сегодня бесчестье страшнее смерти – далеко не полон. Подтверждение этому – Халед Хоссейни  и его роман «Бегущий за ветром».

 
Передо мной книга, прочитав которую невозможно продолжать жить безмятежно, безоглядно, не анализируя свои поступки, не задумываясь о последствиях каждого шага.

Автор знакомит читателя с кабульским мальчиком Амиром, сыном местного аристократа,  и мы начинаем  день за днём вместе с героем узнавать мир,   светлые и тёмные его стороны.

Нам, как и подростку, пока ещё не дано осознать, что каждое мгновение  может стать шагом к чести, памяти, благодарности, а может подвести к черте предательства, позора. И  вполне понятно желание ребёнка, росшего без матери, сделать всё, чтобы понравиться суровому немногословному отцу,  объяснима и ревность Амира по отношению к слуге – другу детства Хасану: слишком тепло относится Баба к презираемому в обществе хазарейцу. Но когда Х.Хоссейни подводит своего главного героя к черте, за которой – бесчестье, разрушенная семья, разорванные связи, сломанные судьбы, искалеченные души, понимаешь, как сложно остаться человеком не на войне, под прицелом врага, а в обыденной жизни. 

Что значил для Амира праздник воздушных змеев? Состязание могло принести подростку долгожданное уважение отца, его любовь,  интерес к сыну – именно на это рассчитывал герой, надеясь с помощью Хасана дольше всех продержать змея в воздухе и быстрее всех найти его. Жизнь распоряжается иначе.

Сцену издевательства Асефа, старого недруга мальчиков, над Хасаном невозможно читать ещё и потому, что видим мы её глазами человека, преступившего закон дружбы, не вмешавшегося в безжалостную расправу над слабым и понимавшего собственные подлость, предательство, низость.

Внутренние монологи и маленького струсившего Амира, и известного писателя, которым становится герой, позволяют понять,  что бремя стыда, позора сбросить невозможно: тайное бесчестье, «которое в тиши грызет душу человека» (Томас Манн) страшнее любого приговора!
Ложное обвинение хазарейца в воровстве, вынужденное бегство Хасана из дома, ставшего ему родным, скитания по миру самого Амира в стремлении забыть прошлое, начать жить заново – роман насыщен событиями, но не даёт ответа на вопрос, как избавиться от памяти, освободить самого себя от суда совести. Кольцевая композиция произведения, как замкнутый круг, олицетворяет безысходность этой борьбы и утверждает: бесчестье страшнее смерти. И только в финале романа Х.Хоссейни, позволяя герою вновь оказаться перед выбором: защитить маленького Сохраба или спастись – даёт ему шанс на спасение души.

Интересно, что слово «честь» упоминается в Библии более ста раз, а защите чести и достоинства уделено особое внимание в основном законе нашего государства.

Не думаю, что случайно эти столь разные книга и документ единодушны: по всем канонам жить можно, только слушая голос  совести, следуя нравственным законам, а ложь, лицемерие, предательство – «привилегии» жалкого существования, которое страшнее смерти.

Сочинение по направлению Честь и бесчестие

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова.

Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни.

В основе бесчестия – трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В. Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть.

Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя.

Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он – командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца.

Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно – будет жить! Появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом».

Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия.

И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь – разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит.

Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет».

По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался.

Он все ждал, чтобы улучить удобный момент – может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят…»

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок.

И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В.

Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.

Источник: sochitog.ru

Ссылка на основную публикацию