Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

  • Итоговое декабрьское сочинение по литературе: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса.
  • НАПРАВЛЕНИЯ 2021-2022 ГОДА
  • Примеры сочинений по направлению “Человек путешествующий: дорога в жизни человека”:
  • 1 Путешествовать – значит развиваться

2 Что значит «идти своей дорогой»?3 Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?4 Для чего человеку нужны путешествия?5 Почему человек всегда стремится вернуться домой?

Примеры сочинений по направлению “Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?”:

1 С какими вызовами сталкивается человек 21 века?

2 Чем опасны технологии в руках безнравственных людей?3 Как технологии меняют жизнь человека?4 Что значит «быть цивилизованным человеком»?5 “Прогресс — закон природы” (Вольтер)6 Как технологии меняют общество?

Примеры сочинений по направлению “Преступление и Наказание – вечная тема”:

1 Всегда ли за преступлением следует наказание?

2 Какого человека можно назвать опасным для общества?3 Почему люди совершают преступления?4 Может ли раскаяние помочь человеку встать на путь исправления?

Примеры сочинений по направлению “Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня”:

1 Какую роль играет искусство в жизни человека?

2 С каким героем произведения вы себя ассоциируете?3 Книга, которая изменила мою жизнь4 Какую книгу вы бы прочитали своим детям?5 Какое произведение вы бы хотели внести в школьную программу по литературе?

Примеры сочинений по направлению “Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина”:

1 Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

2 Может ли общество полностью избавиться от пороков?3 Кто такой гражданин?4 Что такое гражданский долг?5 Каковы истоки социальных пороков?

НАПРАВЛЕНИЯ 2020-2021 ГОДА

Примеры сочинений по направлению ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ:

1 «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»2 «Каковы источники формирования исторической памяти?»3 «Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?»4 «Культура – это память человечества»5 «Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?»

Примеры сочинений по направлению Я И ДРУГИЕ:

1 «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»2 «В чем причины межличностных конфликтов?»3 «Может ли человек жить вне общества?»4 «Что объединяет людей?»

Примеры сочинений по направлению ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН:

1 «Почему люди боятся перемен?»2 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 1)3 «Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 2)4 «В чем причины изменений, происходящих в душе человека?»5 «Можно ли меняться, оставаясь собой? »

Примеры сочинений по направлению РАЗГОВОР С СОБОЙ:

1 «Что значит быть самим собой?»(пример 1)2 «Что значит быть самим собой?» (пример 2)3 «В чем состоит опасность душевного разлада?»4 «Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? »

Примеры сочинений по направлению МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ:

1 «Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка?»2 «Как формируются нравственные ориентиры современного человека?»3 «Кого можно назвать героем XXI века? »4 «Каков он: портрет современного человека?»

НАПРАВЛЕНИЯ 2019-2020 ГОДА

Примеры сочинений по направлению ВОЙНА И МИР

1 “Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…”2 “Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.”3 “Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…”4 “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”5 “Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей”6 “Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть”7 “Какова роль личности в истории?”8 “Что объединяет людей в годы войны?”

Другие литературные сочинения по роману “Война и мир”

“Роль народа и личности в истории по роману Толстого “Война и мир”

Примеры сочинений по направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

1 “Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?”2 “Какова роль надежды в жизни человека?”3 “Надежда — лучший врач из всех, какие известны”4 “Бывают ли надежды напрасными?”5 “Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться”6 “Надежда – это единственное, что нельзя отнять у человека”7 “К чему может привести отчаяние?”8 “Отчаяние не есть отрицание надежды. Отчаяние — это отрицание жизни”9 “Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, – самые опасные люди на свете”

Примеры сочинений по направлению ДОБРО И ЗЛО

1 “Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые”2 “Когда Добро бессильно, оно – Зло»3 “Искусство – одно из средств различения доброго от злого»4 “Высшая мудрость – различать добро и зло”5 “Делать добро легче, чем быть добрым “6 “Что помогает человеку верить в добро? “7 “Кто не пресекает зло — дает ему свершиться”8 “Может ли добро существовать без зла?”

Сочинения и анализы на тему: ДОБРО И ЗЛО в разных произведениях:

“Зло в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско?” Добро и зло в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Добро и зло в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Примеры сочинений по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

1 “Гордость без смирения – тщеславие, смирение без гордости – униженность”2 “Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость”3 “Гордость – это положительное или отрицательное чувство?”4 “Чем отличается гордость от гордыни”5 “Когда лучше проявить гордость, а когда смирение?”6 “К чему может привести «непомерная гордыня»?”7 “В каких ситуациях смирение – отрицательное чувство?”8 “Можно ли научиться смирению?”

Примеры сочинений по направлению ОН И ОНА

1 Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?2 Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?3 “Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит”4 “Может ли любовь быть эгоистичной?”5 “Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить”6 “Может ли любовь изменить человека?”7 “Как связаны понятия любовь и прощение?”

НАПРАВЛЕНИЯ 2018-2019 ГОДА

Направление “Доброта и жестокость”

Тема сочинения: “Кого можно назвать идеально добрым человеком?”

Направление “Мечта и реальность”

Тема сочинения: “Как связаны между собой мечта и реальность”Тема сочинения: “Всегда ли мечта становится реальностью?”Тема сочинения: “Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?”Тема сочинения: “Всегда ли достижение мечты приносит человеку счастье?”

Направление “Отцы и дети”

Тема сочинения: “Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?”Тема сочинения: “Кого называют “отцами” и “детьми” в науке и искусстве?”Тема сочинения: “Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?”

Направление “Искусство и ремесло”

Тема сочинения: “Что такое истинное искусство?”Тема сочинения: “Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?”

Направление “Месть и великодушие”

Тема сочинения: “Может ли отмщение принести счастье”

НАПРАВЛЕНИЯ 2017-2018 ГОДА

Направление “Смелость и трусость”

Тема сочинения: “Может ли смелый человек бояться?”

Направление “Цель и средства”

Тема сочинения: “Можно ли утверждать, что цель оправдывает средства”

Направление “Равнодушие и отзывчивость”

Тема сочинения: “Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?”

НАПРАВЛЕНИЯ 2016-2017 ГОДА

Направление “Разум и чувства”

Тема сочинения: “Должен ли разумный человек жить чувствами?”

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе

Сочинения по литературе ЕГЭ. Примеры сочинений по литературе С5

Загрузка. Пожалуйста, подождите…

Пример сочинения на ЕГЭ по литературе Главная » Сочинения ЕГЭ по литературе 

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед

  Лермонтов М.Ю

Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? (по лирике М.Ю. Лермонтова)

Почему история бегства Мцыри из монастыря завершается трагически? (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)?

«Герой нашего времени»: роман или сборник новелл?

Как вы понимаете слова В.Г. Белинского: «Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходимостью»?

  • Является ли Печорин трагическим героем?
  • В чем заключается противоречивость характера Печорина?
  • Что является самым важным для Печорина: честь, долг, совесть, свобода?

С какой целью Печорин затевает любовную интригу с княжной Мери? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Является ли Печорин фаталистом? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») 

 Гоголь Н.В

Почему «Мертвые души» — поэма?

Почему Н.В. Гоголь использует именно художественную деталь как главное средство психологизма?

Можно ли согласиться с утверждением А. Белого о том, что «Чичиков — подлинный черт»? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Каково значение «Повести о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души»?

В чем заключается символизм повести «Шинель»?

Трагичен или смешон Акакий Акакиевич? (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)

С кем из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» соотносится понятие «хлестаковщина»? 

 Островский А.Н

В чем главное отличие Катерины от других жителей города Калинова? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Можно ли назвать Катерину трагической героиней? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Почему «жизненная наука» Варвары не принесла Катерине счастья? (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») 

 Тургенев И.С

В чем главная причина конфликта Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия?

Почему любовь «сильных личностей» в романе «Отцы и дети» несчастлива?

В чем заключается принцип «тайного психологизма» И.С. Тургенева? (по роману «Отцы и дети») 

 Гончаров И.А

На чьей стороне автор, Обломова или Штольца? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

В чем причина бездеятельности Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов») 

 Фет А.А

Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета? 

 Некрасов Н.А

В чем новаторство Н.А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой? (по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 

 Салтыков-Щедрин М.Е

Читайте также:  Анализ произведения А.П. Платнова «В прекрасном и яростном мире»

В чем главное отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных? 

 Достоевский Ф.М

Является ли эпилог романа окончательным итогом духовно-нравственных исканий героя? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Чем «маленький человек» в изображении Достоевского отличается от своих литературных предшественников?

Как сны, которые видит Раскольников, соотносятся с главными событиями духовной жизни героя? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев?

Согласны ли вы с утверждением, что Петербург в изображении Ф.М. Достоевского — полноправный герой романа?

  1. Кто не заслуживает снисхождения автора в романе «Преступление и наказание»?
  2. Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении? 

 Толстой Л.Н

Кто из героев, по вашему мнению, ближе к толстовскому пониманию национального характера — Тихон Щербатый или Платон Каратаев?

Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? 

 Чехов А.П

Как и почему меняется мироощущение героя в рассказе А.П. Чехова «Студент»?

Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (по рассказу «Человек в футляре»)

Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования?

Чем смешны и чем страшны герои в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»?

Можно ли говорить о разрушении традиции изображения «маленького человека» в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»?

Кто, по-вашему, доктор Старцев, «белая ворона» среди обывателей или такой же, как они? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Кто виноват в деградации Ионыча? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Почему Гаева и Раневскую называют людьми «прошлого» России? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

В чем заключается символическое значение образа вишневого сада в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»?

Как сочетаются в Ермолае Лопахине два противоположных качества личности — «нежная душа» и «хищный зверь»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

Кто он, Ермолай Лопахин, — «хищный зверь» или «нежная душа»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад») 

 Бунин И.А

Как раскрывается И.А. Буниным философская тема в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

Почему любовь в изображении И.А. Бунина трагична?

Почему любовь героев в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» названа «странной»?

Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени и психологии?

Можно ли назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина произведением символизма?

Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала XX века? 

 Горький М.

Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне») 

 Шолохов М.А

Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») 

 Булгаков М.А

В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? 

Другие сочинения по литературе

 Развернутый ответ на проблемный вопрос. Методические комментарии

В 3-й части работы (Задания С5.1, С5.2, С5.3) проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на задан­ную литературную тему, сформулированную в виде вопроса про­блемного характера. Выпускнику предлагается 3 вопроса (С5.1-С5.

3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 — по произведениям первой половины XIX века, 2 — по произведениям второй половины XIX века, 3 — по произведениям XX века.

Выпускник выбирает только один из вопро­сов и дает на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

Вопросы проблемного характера указы­вают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литера­турно-критической статьи, рецензии, эссе (жанр выбирает экзаменуе­мый). Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль уча­щихся, дает им возможность выразить свое отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.

Примеры проблемных вопросов, входящих в 3-ю часть КИМов по литературе:…

 Можно ли утверждать, что Чацкий обречен на одиночество?

«Горе от ума» — «общественная» комедия с социальным конфлик­том «века нынешнего» и «века минувшего». Произведение построено так, что об идеях социально-политических преобразований, о новой морали и стремлении к духовности на сцене говорит лишь Чацкий.

 Комедия или драма? (по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Грибоедов рассматривал театр в традиции классицизма не как уве­селительное заведение, а как трибуну, с которой можно произнести важные мысли, чтобы их услышала Россия, чтобы Россия увидела свои пороки мелочные, пошлые и посмеялась над ними.



Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед

Решу егэ

Пояснение.

12.1. Авторское отношение к героям и событиям в «Слове о полку Игореве».

Каждая фраза, каждый образ «Слова» свидетельствуют об авторе как о патриоте Русской земли. Знание и достоверное изображение всех подробностей похода князя Игоря позволяют высказать предположение, что автор был непосредственным участником описываемых событий.

И, наконец, неравнодушное отношение автора к главному герою своего повествования говорит о том, что он, вероятно, был одним из его сподвижников. В образе Игоря мы видим многочисленные княжеские доблести, патриотизм, любовь к родной земле.

С другой стороны, автор видит не только достоинства, но и недостатки своего героя.

Так, он ясно дает понять, что поражение, которым закончился поход, имело своими причинами отсутствие у князя ясного представления о необходимости единения и совместной борьбы против врага, стремление к личной славе.

12.2. Почему теория Раскольникова привела героя к духовному кризису?

(По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Теория Раскольникова, реализованная на практике, открыла самому герою парадоксальное соседство в его душе любви к людям и презрения к ним.

Он считает себя избранником, который имеет право (и даже должен) убить, чтобы облагодетельствовать не только себя, но и все человечество. И здесь же он вдруг понимает, что его притягивает и власть ради самой власти, желание господствовать над другими.

Нелепая теория Раскольникова и ее крушение видится Достоевскому закономерным событием.

Он показал, как туманность спасительности и благодетельности новой идеи, ее неопределенность может послужить некой психологической завесой, способной усыпить даже совесть человека, чтобы уничтожить, размыть границы между понятиями добра и зла.

Раскольников постепенно осознает сущность своей идеи, ее гибельность, ее действительный смысл. Он испытывает сильнейшие муки совести и готов к покаянию, готов отныне руководствоваться в своей жизни только заповедями Евангелия. По мнению Достоевского, восстановить в герое человеческий облик способна только жертвенная, дающая любовь, причем не абстрактная, ко всему человечеству, а конкретная, к конкретному ближнему. Для Раскольникова таким спасением является сострадательная любовь между ним и Соней Мармеладовой.

12.3. Как в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» связаны личная судьба и история народа?

В поэме «Реквием» личная трагедия осознается как трагедия всенародная, а всенародная — как личная. Сама поэтесса вспоминала: «В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

Как-то раз кто-то «опознал» меня.

Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом):

  • — А это вы можете описать?
  • И я сказала:
  • — Могу.
  • Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.
  • 1 апреля 1957 года.
  • Ленинград.»
  • И Ахматова создает обобщенный портрет всех женщин, что разделили с ней такую же судьбу:
  • И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною…

От первой до десятой главы перед читателем открывается трагедия Человека, Женщины, Матери, которую Ахматова раскрывает через свою собственную, личную. Многообразие поражающих деталей, оттенков чувства потери близких заставляет читателя переживать вместе с героиней эти страшные события.

В последней, десятой, главе возникает образ Богоматери, образ вечного материнского страдания.

Этот образ подготовлен всем ходом событий, а тема безвинно уничтоженных, «распятых» проходит красной нитью через всю поэму: «На губах твоих холод иконки», «И звон кадильный, и следы куда-то в никуда», «О твоем кресте высоком и о смерти говорят»…

12.4. Красота мира и человека в произведениях отечественной поэзии второй половины ХХ − начала ХХI в. (Не менее трёх стихотворений)

  1. Благодатным материалом для сочинения являются стихи Высоцкого о любви!
  2. «Баллада о любви»:
  3. Когда вода всемирного потопа
  4. Вернулась вновь в границы берегов,
  5. Из пены уходящего потока
  6. На берег тихо выбралась любовь

Или «Красивых любят чаще и прилежней…»:

  • Красивых любят чаще и прилежней,
  • Весёлых любят меньше, но быстрей, –
  • И молчаливых любят, только реже,
  • Зато уж если любят, то сильней.
  • «Лирическая»:
  • В какой день недели, в котором часу
  • Ты выйдешь ко мне осторожно?
  • Когда я тебя на руках унесу
  • Туда, где найти невозможно?

Настоящие чувства! Без пошлости, без обыденности и грязи. Как не хватает нам этого в современном мире!

А стихи Высоцкого о дружбе! «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…». Как порой непросто отличить настоящую дружбу от приятельских отношений, как самому научиться дружить и не ошибиться в друге? Тема может быть раскрыта на произведениях В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Р. Рождественского, А. Вознесенского и других.

Читайте также:  Пример сочинения 15.3 на тему: Сила духа

12.5. Как особенности композиции помогают раскрыть идею произведения? (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

Тема может быть рассмотрена на примере рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» имеет кольцевую композицию: история главного героя является лишь фрагментом неостановимого течения жизни, быстро вернувшегося к «миру и покою» после его смерти.

Господин из Сан-Франциско — человек, давно избравший для себя образец, на который, по его мнению, стоило равняться. Долгие годы «упорного труда» позволили ему добиться желаемого. Он богат. Он знает, что люди его

круга часто ездят отдыхать в Старый Свет – туда же едет и он. Герой окружает себя яркими декорациями и ограждает себя от всего того, чего не желает видеть. Однако правда заключается в том, что жизнь – настоящая, искренняя — остаётся как раз за этими декорациями его искусственного, пропитанного насквозь фальшью мирка.

По иронии судьбы, герой возвращается в родные места на той же «Атлантиде». Однако смерть его ничего не меняет в целом мире — люди продолжают изображать счастье, потакать своим секундным порывам. Господин из Сан-Франциско же уже никогда не сможет увидеть и оценить красоту моря, гор, бесконечных равнин.

И вся драма заключается в том, что он не смог бы этого сделать и при жизни — страсть к богатству атрофировала в нём чувство прекрасного.

Задание 12. Сочинение на литературную тему. ЕГЭ 2022 по литературе

Можно ли Чацкого назвать романтическим героем? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Обратите внимание на то, что это тот тип сочинения, создавая которое нужно идти не вслед за автором и развитием сюжета, а пошагово показывать черты романтизма в герое А. С. Грибоедова. Ключевое понятие в формулировке вопроса — «романтический герой».

Своё рассуждение можно начать с того, что комедия А. С. Грибоедова — это произведение, в котором сочетаются черты реализма и романтизма. И романтические тенденции прежде всего связаны с образом главного героя.

Чацкого можно назвать романтическим героем, которому свойственны яркость, исключительность. Это личность, которая остро переживает несовершенство мира, вступает с ним в конфликт, находится в поиске идеального мира. Отсюда мотивы одиночества и странствий.

Как романтический герой, Чацкий не приемлет косную среду, которая ему знакома с детства. Покажите на примерах, как герой Грибоедова противостоит фамусовскому обществу, чем герой резко отличается от представителей московского барства.

Прокомментируйте один или несколько монологов героя (например, «А судьи кто?»), в которых раскрывается сила характера Чацкого, категоричность суждений, исключительность его внутренней жизни, которой свойственна несхожесть с общепринятой нормой.

Романтичность героя усиливается глубоким переживанием драматичных обстоятельств, связанных с любовью к Софье. Чацкий чувствует холодность девушки, но не может понять причин этого. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины.

Непонятость окружающими, безответная любовь обусловливают одиночество главного героя комедии А. С. Грибоедова, что характерно для романтического героя.

В финальном монологе Чацкий подводит горькие итоги своего пребывания в Москве. Он расстаётся с миром, в котором почувствовал себя изгнанником и человеком, которого предали:

С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут! Мучителей толпа, В любви предателей, в вражде неутомимых, Рассказчиков неукротимых, Нескладных умников, лукавых простаков, Старух зловещих, стариков,

  • Дряхлеющих над выдумками, вздором…
  • И, наконец, само развитие сюжета показывает, что Чацкий — романтический герой: мотив странствий открывает его появление в доме Фамусова, где ждёт его загадка любви Софьи, которую он разгадает только в финале комедии, когда случайные обстоятельства помогут ему понять происходящее. Более того, мотивом странствий завершается в сюжете пребывание героя в Москве:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Роль антитезы в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (С опорой на анализ эпизодов)

Начните своё сочинение с того, что антитеза является основным композиционным приёмом, использованным М. Е. Салтыковым-Щедриным в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Антитеза прослеживается уже в заглавии произведения: число «один» противопоставлено числу «два», то есть автор противопоставляет мужика генералам.

Далее раскройте свой тезис, покажите, в чём смысл этого противопоставления и как оно реализуется в тексте.

Генералы чудесным образом оказались на острове, где всего много. Но автор показывает их абсолютную беспомощность. Они блуждают среди обилия плодов, дичи и рыбы и чуть не погибают на острове от голода.

Покажите это на примерах из текста, сопровождая их ми. Обратите внимание на то, что в сказке утрируется, даже несколько гиперболизируется невозможность генералов выжить в этом почти райском месте.

Как результат неприспособленности к жизни Салтыков‑Щедрин изображает процесс быстрого одичания героев.

Нежизнеспособности, беспомощности генералов в сказке противопоставлены ловкость и находчивость простого мужика. Крестьянин — мастер на все руки. Он умеет готовить пищу, ловить рыбу, строить корабли и т. п. Этот мини-тезис также обязательно подтвердите одним или несколькими примерами из текста, сопровождая их аналитическими ми.

Размышляя о роли антитезы в сказке, покажите, что контраст является важным композиционным принципом в структуре образа мужика. С одной стороны, это громадный «мужичина» (не случайно писатель использует именно такую форму слова «мужик»). Он многое может.

Но с другой стороны, крестьянин — забитый, робкий человек. Несмотря на свою физическую силу, он не может дать отпор двум генералам.

Противоречие между физической мощью и уровнем сознания обнаруживается в фразе мужика: «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на верёвке, и стену краской мажет, или по крыше словно муха ходит — это он самый я и есть!».

Прокомментируйте приём сравнения, который автор использует в этом отрывке: то, что герой соотносит себя с мухой, мелким неприятным насекомым, подчёркивает, каким ничтожным существом он себя считает.

В заключении вам необходимо подвести итоги, которые содержательно должны быть связаны с темой сочинения.

Итак, антитеза в сказке позволяет автору раскрыть важную мысль о проблемах современного ему русского общества: простой мужик, народ является залогом жизни правящих классов.

В образе мужика сатирик изображает силу и слабость русского крестьянства в эпоху самодержавия, указывает на огромный потенциал, скрытый в народных массах, и на крестьянскую пассивность, покорность, долготерпение.

Почему лирический герой В. В. Маяковского одинок?

Можно начать сочинение с небольшого рассуждения о том, что тема одиночества в русской лирике занимает существенное место. Её поэтически осмысляли А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет. Эту же тему развивает в своей лирике В. В. Маяковский.

Обратите внимание на то, что ключевым понятием в формулировке вопроса являются причины одиночества. Следовательно, вы должны не просто вести речь об одиночестве, а определить, что именно порождает такое сложное и драматичное ощущение себя в мире.

Выявляя причины одиночества лирического героя В. В. Маяковского, проанализируйте не менее трёх его стихотворений.

По-особому одиночество раскрывается в стихотворении «Нате!», где описан сложный конфликт поэта и толпы. Причины такого состояния заключаются в том, что герой не принимает существующий миропорядок. Публика видит в поэте раба, готового выполнить любое её желание. Но он восстаёт против этого, потому что для него главная цель — служение искусству.

Покажите, как с помощью приёма противопоставления автор подчёркивает различия между толпой и лирическим героем. С одной стороны, Маяковский акцентирует внимание на людском самодовольстве, сытости, погружённости в быт; с другой — на душевной щедрости и искренности поэта.

Герой сознаёт, что его сердце хрупкое, трепетное, как бабочка. Этим он отличается от толпы, которая становится ещё одной причиной одиночества.

Одиночество порождается безразличием друг к другу и разобщённостью людей. Именно эта мысль становится важной в стихотворении «Скрипка и немножко нервно». Скрипка надрывно плачет, но её никто не хочет услышать и понять, она только раздражает оркестр: «Дура, плакса, вытри!» — кричит ей «меднорожий, потный» геликон. Только лирический герой не остаётся бесчувственным, безразличным, безотзывным:

я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул: «Боже!», Бросился на деревянную шею: «Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору —

  1. а доказать ничего не умею!»
  2. Отметьте, что короткие, дроблёные фразы, обилие восклицаний, экспрессивной лексики («ору», «наплевать», «влип») выражают в этом стихотворении протест против бессердечия общества.

Равнодушие как причина одиночества показано в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». Сцена с упавшей лошадью помогает понять драму одинокого человека в мире. Вместо сочувствия беспомощному существу лирический герой слышит смех толпы. Только он видит слёзы и ощущает «звериную тоску» упавшей лошади:

  • Смеялся Кузнецкий. Лишь один я
  • голос свой не вмешивал в вой ему.
  • Слово «один» помогает автору противопоставить героя толпе и подчеркнуть его одиночество.

В этом стихотворении одиночество и его причины преодолеваются. Лирический герой поддерживает сочувственным словом несчастную лошадь. Он даёт ей понять, что она не одинока в этом мире:

Читайте также:  Краткое содержание поэмы «мертвые души» по главам (н. в. гоголь)

Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь.

Прокомментируйте финал произведения. Подчеркните важную для В. В. Маяковского мысль о том, что слова поддержки дают силы преодолеть одиночество:

Рыжий ребёнок. Пришла весёлая, стала в стойло. И всё ей казалось — она жеребёнок, и стоило жить,

и работать стоило.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Тема репрессий в отечественной литературе ХХ века. (На примере одного-двух произведений)

Тема репрессий занимает особое место в русской литературе. Эта трагическая страница советской истории легла в основу многих произведений. «Страшные годы ежовщины» — так А. А. Ахматова называет эпоху репрессий в своей поэме «Реквием».

Начните своё рассуждение с утверждения, что мотив «окаменения» помогает автору усилить тему страдания, плача матери по сыну и тему памяти, этот мотив объединяет их.

С одной стороны, в поэме можно увидеть личную трагедию, которую пережила автор, с другой — в истории героев поэмы отразилась страшная судьба целого народа.

В предисловии А. Ахматова рассказывает о причинах создания поэмы. Однажды в тюремной очереди незнакомая женщина спросила, может ли она описать это. И Ахматова ответила: «Могу».

Обобщённая картина страны, охваченной репрессиями, появляется во «Вступлении», где автор рисует яркий образ Ленинграда, который сравнивается с «ненужным привеском», болтающимся возле тюрем.

Приём сравнения помогает Ахматовой выразить мысль о том, что жизнь города и вместе с ним всей страны сосредоточилась в тюрьмах.

Обобщение развивается, когда с помощью метонимии и ярких эпитетов автор вводит узнаваемые приметы жизни периода репрессий и создаёт образ Руси, корчащейся «под кровавыми сапогами и под шинами чёрных марусь».

  1. Тему репрессий поэт помещает в евангельский контекст, таким образом показывая ситуацию репрессий как общечеловеческую трагедию, и связывает с мотивом «окаменения».
  2. Впервые мотив «окаменения» появляется в части под названием «Приговор»:
  3. И упало каменное слово На мою ещё живую грудь. Ничего, ведь я была готова,
  4. Справлюсь с этим как-нибудь.

Автор ведёт речь о страдании, лишающем жизни, повергающем в состояние бесчувствия. Неслучайно слову «каменный» в этом контексте противопоставляется слово «живой».

Мотив «окаменения» связан также с идеей памяти. Понимая, насколько мучительным может быть груз памяти, героиня призывает на помощь забвение: «Надо, чтоб душа окаменела».

Героиня, как и её сын, является воплощением «окаменелого страданья».

Мотив «окаменения» завершает развитие в эпилоге поэмы, в котором вновь появляется образ тюремной очереди и вместе с ней образ памятника. В этой части буквально материализуется метафора «окаменелое страданье». Это памятник страданию героини, страданию её современниц, а также памятник поэту, который эти страдания увековечил.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Ответ:

Егэ литература. сочинения

ЕГЭ 2020 Литература, вариант 22.

№ 8. В чём заключается сущность противоречий в душе Николая Ростова?

     Душу Николая Ростова раздирают сомнения, основанные на противоречивости жизненных реалий.

С одной стороны, пирующие офицеры, к которым присоединяется и сам герой, с другой стороны, госпиталь, раненые солдаты, «запах мёртвого тела».

«Для чего же, – думает Ростов, – оторванные руки, ноги, убитые люди? Зачем воевать друг с другом русским и французам, если император Александр любит и уважает Наполеона?»

     Николай Ростов боится предаваться таким мыслям и сомневаться во всём, что происходит вокруг. Сомнения, противоречия в душе могут привести к тому, что «ничего святого не останется». Хотя он приходит к мысли, что его «дело исполнять свой долг, рубиться и не думать», но всё-таки в глубине души остаются неразрешённые вопросы.

№ 9. В каких произведениях русской литературы герои испытывают мучительные сомнения и в чём их можно сопоставить с толстовским героем?

     Герои многих произведений испытывают мучительные сомнения. Так, Родион Раскольников, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», одержимый теорией сильной личности, не знает покоя ни днём ни ночью. Мысленно он отточил свою идею, он поверил, что она правильная, но душа сопротивляется, не мирится с тем, что ради высокой цели можно отнимать у людей жизнь.

     Мечется от внутренних противоречий и Григорий Мелехов, главный герой романа     М. А. Шолохова «Тихий Дон». Во время гражданской войны он сражается то на стороне белых, то на стороне красных. И там и тут он сталкивается с жестокостью, видит море крови, и сам становится невольным участником кровавых распрей.

     Таким образом, все названные герои, попавшие в водоворот страшных событий, в трудные условия, испытывают мучительные сомнения в выборе целей, в воплощении их в жизнь.

ЕГЭ 2021. Литература, вариант 2.

№ 8. Как содержание фрагмента влияет на значение его заключительной фразы?

     Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! Такой заключительной фразой заканчивается фрагмент рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки». Её значение обусловлено содержанием текста с кольцевой композицией. Уже в первых предложениях говорится, как наступает «студёная заря» и «к ночи становится очень холодно и росисто». Не зря барчук бежит к дому, «пряча руки в рукава».

     Но всё же «аромат новой соломы и мякины», и «душистый дым вишневых сучьев», и «сказочная картина» звёздного неба, и «чистый, чуткий воздух» – всё это приводит рассказчика в восхищение, и он душой и сердцем чувствует, «как хорошо жить на свете».

     Таким образом, заключительная фраза по своему значению подытоживает всё содержание фрагмента и является как бы следствием восприятия юным рассказчиком осенней природы.

№ 9. В каких произведениях отечественной литературы звучат воспоминания героев о своём детстве и в чём эти произведения можно сопоставить с «Антоновскими яблоками»?

     В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой, помещик Пётр Андреевич Гринёв, в своих записках вспоминает о детстве. К двенадцати годам Петруша с помощью крепостного дядьки кое-как научился читать, а его учитель, мосье Бопре, больше интересовался вином и женщинами, чем обучением мальчика. Петруша гонял голубей и играл с дворовыми мальчишками.

     В отличие от него бунинский барчук более самостоятелен: он ночью приходит в сад, любуется звёздами, стреляет из ружья, но оба ведут праздный образ жизни.    

     В романе И. А. Гончарова «Обломов» тоже изображено детство главного героя. Семилетний Илья живёт в родной деревне с родителями, окружённый многочисленными слугами.

     У барчука из «Антоновских яблок» и Ильи Обломова много общего: оба они дети помещиков, очень любознательные, готовые вбирать в себя всё прекрасное, но Илья менее свободен в своих поступках, так как за ним постоянно следят, ограничивают даже передвижение в пределах усадьбы.

     Таким образом, во всех рассматриваемых произведениях герои в той или иной форме вспоминают о своём детстве. Мальчики принадлежат к дворянскому сословию, и поэтому они не приучены к труду, растут недорослями, хотя в них можно заметить и некоторую любознательность, и доброту.

№ 15. Как название стихотворения М. К. Луконина связано с его содержанием.

     В небольшом стихотворении «Хорошо» автор утверждает мысль о том, что на войне, особенно перед боем, нужно быть оптимистом. Солдат должен верить в свои силы. Он обязан преодолевать страх смерти. Вера в успех – это уже половина победы. Если боец настроен на победу, то это очень хорошо. Поэтому стихотворение и называется «Хорошо».

№ 16. Кто из отечественных поэтов обращался к теме человека на войне и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением М. К. Луконина «Хорошо»?

     К теме человека на войне обращались многие поэты, такие как А. Т. Твардовский, Н. С. Тихонов, М. И. Алигер, П. Г. Антокольский, А. А. Ахматова, О. Ф. Берггольц, Ю. В. Друнина, П. П. Хузангай, М. В. Исаковский, Я. Г. Ухсай, Б. Л. Пастернак и многие другие.

     Одним из них, Михаилом Львовым, написано стихотворение «Высота». В нём поэт рассказывает о штурме высоты. Батальон взял её. Отталкиваясь от этого факта, автор приходит к философской мысли о том, что

                                  У каждого есть в жизни высота,

                                  Которую он должен взять когда-то.

     В стихотворении Бориса Слуцкого «Мои товарищи» говорится о сгоревших танкистах, но они остались в памяти товарищей, «из них зажглись много звёзд». Их подвиг не забыт, «про них рассказывают в праздники, показывают их в кино».

     Три жизнеутверждающих стихотворения полны оптимизма. Вера в победу, вера в себя перед боем, во время сражения, готовность погибнуть за родину – вот общие мотивы, которые объединяют эти произведения.

Ссылка на основную публикацию