Сочинение 15.3 «Что такое любовь» по тексту Щербаковой

  • Конспект урока
  • русского языка в 9 классе
  • «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения –                                     рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

  1. Цель: – выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.
  2. – усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
  3. Задачи:
  4. 1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;
  5. 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
  6. 3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,
  7. как милосердие, отзывчивость, человечность.
  8. Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным  этапом  урока стала  рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Прослушивание аудиозаписи (Стихотворение о любви). Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Актуализация знаний. Работа над построением сочинения – рассуждения.

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?

  • -Тезис.
  • -Аргументы (доказательства)
  • -Вывод.  

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

  1. Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
  2. Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
  3. Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

III. Работа над построением сочинения – рассуждения.

  1. Чтение задания к сочинению.

15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова ЛЮ­БОВЬ?

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое лю­бовь», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние.

Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

  • Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.
  • Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.
  • Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.
Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку
Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)
1. Тезис На мой взгляд, лобовь – это…(или)По моему мнению, любовь – это… (или)Мне кажется, что любовь – это… (или)Я думаю, что любовь – это… (или)Что такое любовь? Многие над этим размышляют. Я считаю, что…
2. Аргумент 1 Обратимся к тексту Ю. Яковлева, в котором говорится о… (или) В тексте Ю. Яковлев поднимает проблему…В предложении № … автор говорит о том, что…
3. Аргумент 2 Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или)В жизни мы часто наблюдаем… (или)Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…
4. Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… (или)Таким образом, можно заключить, что… (или)В заключение я хочу сказать, что…

Собеседование с классом:

Вопрос к классу: Над каким понятием мы сегодня будем работать?

1.Как вы понимаете значение слова. Дайте определение.

  1. После собеседования учащиеся приходят к выводу, что

Тезис. Любовь— это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви.

2.Комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

  1. После собеседования учащиеся приходят к выводу, что любовь нужна каждому, без нее человек не может прожить.
  2. Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
  3. Комментарий: Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
  4. – Индивидуальное задание ( Найти определение слова доброта в словарях)

ЛЮБОВЬТолковый словарь Ожегова1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Л. до гроба (вечная). 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям. 3.

Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-н. Л. к правде, к истине. Л. к балету, к чтению, к театру, спорту. Л. к животным. 4. им. п. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). 5. Пристрастие, вкус2 к чему-н. Л. к сладкому, к нарядом, к комфорту.

ЛЮБОВЬ |Большой Энциклопедический словарь (БЭС)– – интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.

В древней мифологии и поэзии – космическая сила, подобная силе тяготения.

У Платона и в платонизме любовь – эрос – побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь – любовь, свободная от чувственного влечения.

  •  – Подобрать синонимы к слову любовь: благоволение, благорасположение, благосклонность, близкие отношения, верность, влечение, влюбленность, вожделение, доброжелательство, интимные отношения, интрига, ласка, любовная связь, мания, нежная страсть, нежное чувство, неравнодушие, обожание, преданность, привязанность, пристрастие, пристрастность, расположение, роман, связь, сердечная склонность, сердечные дела, симпатия, склонность, страсть, тяга, тяготение, увлечение, человеколюбие, чувство.
  • Чтение и  Анализ текста.
  • ТЕКСТ 

(1)Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос. (2)Он поразил меня, заставил сердце биться чаще, чем обычно. (3)У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две: одна звучала низко, густо, а другая – высоко, тонко.

(4)Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (5)Самые простые слова, когда она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз.

(6)Голос обновлял слова, наполнял теплом.

(7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза – с угольками в середине, губы – чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра.

(8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица.

(10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.

(11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в колени. (12)Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула. (13)Я сделал большой круг, обошёл её, чтобы посмотреть, не спит ли она. (14)Её глаза так сосредоточенно смотрели в одну точку, что я подумал: она видит сон с открытыми глазами.

(15)У неё были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными. (16)Когда же солнце не светило в лицо и она открывала глаза широко, вся чернота собиралась в маленькие точки. (17)Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.

(18)И вдруг она оторвалась от своего сна, подняла глаза и сказала:

– (19)А я тебя знаю.

– (20)Ты меня знаешь? – (21)Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.

– (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?

– (24)Не видел!

– (25)Какой ты невнимательный, – сказала она.

– (26)Я слышал твой голос… (27)Я услышал твой голос, – сказал я.

– (28)Ты узнал меня по голосу?

– (29)Нет, другое… (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.

– (31)Тебе понравился мой голос?

(32)Понравился! (33)Это было не то слово. (34)Этот голос полностью захватил власть надо мной!

  1. (35)И вдруг я сказал:
  2. – (36)Ты можешь прочитать наизусть таблицу умножения?
  3. (37)Моя неожиданная просьба застала её врасплох.
  4. – (38)Смеёшься?

– (39)Нет, серьёзно. (40)Я буду слушать твой голос.

(41)Наиля посмотрела на меня пристально, покачала головой. (42)Она не могла понять, а я не мог объяснить ей, что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые. (43)И таблица умножения превращалась в стихи.                                                 (По Ю.Я. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

  1. Как связать вступление и основную часть?

 Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия на примере из текста

Яковлева Юрия Яковлевича

5. Аргументы –  примеры.

1-й аргумент – из прочитанного текста

          Обратимся к тексту Ю.Я.Яковлева, герой которого влюблён в Наилю. Он искренне восхищён девочкой. Ему приятно находиться рядом, разглядывать её. Особенно мальчика поразил голос Наили: он заставил его сердце биться чаще, чем обычно, и полностью захватил власть над героем. Общение с девочкой доставляет рассказчику огромную радость и толкает на безумные поступки.

2-й  аргумент – из Вашего жизненного опыта(примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории  посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Читайте также:  Краткий пересказ сюжетной линии повести «Старик и море» (Э. Хемингуэй)

Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы.

Вариант 2 аргумента: 

          Не менее искренние и глубокие чувства испытывает и Пётр Гринёв, герой повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Ради любви к Маше Мироновой он готов на многое: драться на дуэли, вернуться во вражеский стан, обмануть Пугачёва и даже принять несправедливое обвинение в измене воинскому долгу.

6.Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

  •   Вывод
  • Таким образом, настоящая любовь имеет необъяснимую власть над человеком, она делает его лучше и благороднее.
  • Рефлексия.
  • – Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка)

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (и 15.3) по предложенному тексту.

  1. Самоанализ открытого урока
  2.          Целью открытого урока  было  выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы. Во время проведения занятия учителем были поставлены следующие задачи:
  3. 1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;
  4. 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
  5. 3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,     как милосердие, любовь, верность.
  6.         Учащиеся проводили  анализ текста, выбирали и обобщали всю информацию, приводили аргументы из русской классической литературы.

Триединые задачи, сформулированные к уроку,  позволили сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).

          На уроке имели место следующие формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным  этапом  урока стала  рефлексия. Был сделан общий вывод об усвоении нового материала и о том, где и как могут в дальнейшем полученные знания использованы учащимися.

Подборка сочинений-рассуждений 15.3 на ОГЭ 2015 года (По тексту 8.6 Открытого банка заданий.)

                                    Что такое материнская любовь?

                                                     Сочинение 1.

Что такое материнская любовь? Это самая чистая, искренняя и сильная любовь. Это безвозмездная любовь. Ведь мама любит своего ребёнка, не потому что он что-то сделал, а потому что это её ребёнок. 

Я считаю, что материнская любовь – это не только любовь к своему ребёнку, но и к другим детям. Это объясняется тем, что материнское сердце как бездонная чаша нежности, заботы, внимания, в которой есть место для любви ко всем детям. За доказательствами обратимся к тексту Ю.Я.Яковлева и к жизненному опыту.

Например, в предложении 36 рассказчик, которого «мучила нечеловеческая жажда»,  называет мамой чужую женщину, прося у неё воды. “Чужая” женщина дает рассказчику воды и поддерживает его как родного. Это в очередной раз доказывает великодушие всех матерей, их безграничную любовь.

Также  хочется вспомнить недавно прочитанное мною стихотворение Д. Кедрина “Сердце”. Казак, разрубив клинком грудь матери, приносит девушке в дар материнское сердце. Но на крыльце он упал, и сердце матери выпало из рук. Но несмотря ни на что, сердце матери спросило сына, не ушибся ли тот. Этот поступок “сердца” показывает огромную силу материнской любви: она простила его.

Таким образом, мы доказали огромные  “размеры” материнских сердец, в которых находится место не только для родных детей, но и для чужих детей, нуждающихся в их материнской помощи. Мы поняли, что любовь матери безгранична.

Согомонян Амрай, ученик И.А.Суязовой

                                                     Сочинение 2. 

Материнская любовь, на мой взгляд, самое прекрасное чувство в мире. Оно способно творить чудеса, возвращать к жизни и спасать в трудные минуты. 

Я считаю, что материнская любовь – это более широкое понятие, нежели просто любовь к своему родному ребенку. Любовь, а именно материнская, не имеет границ. В подтверждение своей точки зрения могу привести следующие доказательства из текста Ю.Я.Яковлева и жизненного опыта.

В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмем предложение  36. В нём говорится о том, что к чужому ребенку посторонняя женщина-мать проявила свою любовь и заботу. Именно в этом предложении, как мне кажется, и раскрывается смысл безграничной любви.

В качестве второго аргумента, доказывающего мое мнение о том, что такое материнская любовь, мне бы хотелось привести пример из жизни. В родильном доме у чужой мамы не было молока, чтобы кормить ребенка. Ребенок очень сильно плакал, но, так как моей маме было его очень жалко и у неё было много  молока, она решила помочь:  с радостью кормила чужого ребенка, а также и свою дочь, мою сестру.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: материнская любовь – великая сила, которая помогает нам в самые тяжелые мгновенья жизни. Любовь матери всеобъемлющая: её хватает и на своих, и на чужих детей.

Лозовая Елизавета, ученица И.А.Суязовой

                                                           Сочинение 3.

Материнская любовь… Что это? Это что-то особенное, светлое, радостное и доброе. Это самое сильное и прекрасное чувство в мире. Любовь-это забота, это ласка, это нежность, поддержка, понимание… Это всё! Без мамы не было бы жизни на земле.

Я считаю, что самым главным в жизни является любовь, материнская любовь.

Нет ничего важнее матери, ведь ее чувства проявляются не только к собственному сыну или дочери, её любовь, ответственность и забота распространяются на всех.

И она, словно птица, заботливо прикрывает надежным крылом от невзгод и опасности детей, своих и чужих. В подтверждение своей точки зрения могу привести следующие доказательства.

Например, в предложенном для анализа тексте в предложениях 34-36 мы видим, что солдат, мать которого погибла в осажденном Ленинграде, принял чужую женщину за свою мать, потому что та откликнулась на его зов 6 “мамочка”.В этом поступке незнакомой женщины – безграничная материнская любовь. 

В качестве второго доказательства я хочу привести высказывание одного известного писателя. Максим Горький говорил: “О матерях можно рассказывать бесконечно. Так неизбежна та любовь, которой одаривает мать своё дитя. А главное – бескорыстная.” Его слова только подтверждают, что нет любви сильнее материнской. 

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: материнская любовь-это высшая степень любви. Любить, ничего не требуя взамен…

Елфимова Наташа, ученица И.А.Суязовой

                                                Сочинение 4.

Материнской любовью можно назвать определённый набор положительных чувств и качеств, которым владеют все матери мира. Это и материнская забота, и преданность, и душевное тепло, которое мать дарит своему ребёнку.

Я считаю, что каждая мать может любить не только своё дитя, но и всех детей в мире. Материнская любовь – это чувства, которые охватывают всю планету, независимо от времени. В подтверждение своей точки зрения, обращусь к прочитанному тексту Ю.Я.Яковлева и жизненному опыту.

В качестве первого аргумента, подтверждающего моё мнение, возьму предложение 36. В нём говорится о том, что одна мать может заменить другую, так как материнская любовь схожа и безгранична. Это, наверное, одно из самых странных свойств материнской любви: женщина-мать не делит детей на своих и чужих.

В качестве второго аргумента, доказывающего тезис о том, что такое материнская любовь, мне хотелось бы привести пример из жизни. Недавно прочитала в газете о том, что одна женщина, которая не имела своих детей,  взяла из приюта ребёнка. Она готова дарить свою любовь чужому ребёнку, как своему родному, чтобы он чувствовал, что кому-то нужен на нашей земле.

Проанализировав два аргумента, я пришла к выводу, что материнская любовь – это нечто фантастическое, ведь материнская любовь не имеет точного термина, потому что каждый воспринимает материнскую любовь по-своему. 

Куницына Милена, ученица И.А.Суязовой

                                           Сочинение 5. 

     Материнская любовь – это любовь каждой матери к своему сыну, это поддержка и забота в трудную минуту. Материнская любовь чувствуется на расстоянии. 

    На мой взгляд, материнская любовь –  это не только любовь к своим детям. Есть женщины, которые по каким-то причинам воспитывают чужих детей или помогают им в трудную минуту. Они не  делят детей на своих и чужих. В подтверждение своей точки зрения могу привести примеры из текста Ю.Я.Яковлева, предложенного для анализа, и личного опыта.

    В тексте говорится о том, что главный герой на войне получает ранение. В этот момент он зовёт на помощь мать…И вдруг рассказчик чувствует «знакомое прикосновение руки», он слышит «родной голос» (26).

Потом, уже после войны, вспоминая своё прошлое, он говорит о том, что «у всех матерей есть великое сходство» (36).

Читайте также:  Джованни боккаччо - фьезоланские нимфы: читать полностью поэму онлайн

Главный герой  понимает силу материнской любви: «если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая» (36).  

   Недавно я прочитал статью о русском юноше, который в Турции попал в аварию, после чего не может ходить, говорить,  не может вспомнить, кто он, как его зовут. Уже около семи лет за ним ухаживает турчанка, которая забрала юношу из больницы. Она полюбила его как родного сына и даже пыталась найти родную мать, но это было безуспешно.

   Таким образом, я могу сделать вывод, что материнскую любовь нельзя ничем заменить, она может распространяться на чужих детей.  Это огромная сила, на которой держится мир.         

Ясенко Дима, ученица И.А.Суязовой

                                                      Сочинение 6.

Что такое материнская любовь?  Это самая бескорыстная, самая сильная, самая светлая любовь на свете. Мама никогда не предаст, не обманет, она всегда с тобой рядом, поддерживает тебя, заботится о тебе. Иногда мне кажется,  что мама – это ангел, которого нам Господь дал при рождении.

Я считаю, что мы всегда должны помнить, что материнская любовь творит чудеса. Давайте посмотрим на отрывок из рассказа Ю.Я.Яковлева  и обратимся к жизненному опыту, доказывая мою точку зрения. 

Во-первых, в предложении 13 герой рассказывает о маме, которую он звал, когда был ранен, и которая пришла ему на помощь, не бросила его. Это потом он узнает, что его родная «мать погибла в осаждённом Ленинграде» (34). А тогда, на войне, к нему подошла не родная.  Она поддерживала его «голову осторожно, боясь причинить боль» (24). Он отводила от него смерть (25).

Во-вторых, хочу обратиться к своему читательскому опыту –  книге “Мать человечья”.  Она о женщине,  на глазах которой расстреляли мужа, а она спряталась в поле подсолнухов. Много детей она спасла за эту войну. Они жили в подвале её разрушенного дома. Мария, главная героиня повести,  заменила им всем маму, которую у них отняли фашисты.

Таким образом, мы объяснили, что такое ” материнская любовь”. Многие книги посвящены этой теме, но ни одна не расскажет вам о вашей маме. Она у каждого своя, но в то же время все мамы похожи своей добротой и безграничной любовью к детям. 

Осадченко Анастасия, ученица И.А.Суязовой

                                                            Текст 8.6

(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью. 

(6)Один, только один раз земля не уберегла меня…  

(7)Я очнулся  в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.

(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась.

(23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль.

(25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

– (27)Сынок, сынок, родненький…

(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:

– (33)Мама, мамочка…

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.

(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.                                        (По Ю.Я. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) –  писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.   

Решу огэ

Задание 9 № 8206

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И. Г. Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, — это выбор слов, содержащих оценочный элемент».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Г.

Милославского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, — храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней: – На, возьми мою конфету!..» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)А было это давно, Оля тогда в школе училась. (2)Чтобы хорошо учиться, до глубокой ночи за уроками сидела. (3)Ещё очень любила Оля книжки читать, жаль, что времени на них почти не оставалось.

(4)Утром вставала рано, до свету, – курам задать корма, то да сё, потом младших будила, в школу собирала. (5)А там уроки да перемены.

(6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила

и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать. (8)Все смеялись и подтрунивали над ним, а Оля была уверена: он своего добьётся. (9)Она верила в него, как ни в кого.

(10)С пятого класса по нему сохла. (11)Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…

Читайте также:  Сочинение: Катерина Измайлова в повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

(12)Пять лет Оля держала внутри это чувство, стараясь ничем не выдать себя. (13)Как среднюю школу окончили, так больше половины одноклассников разъехались кто куда, а он до последнего класса учился, бередил ей душу. (14)Нравилось ей в нём всё: мужественность какая-то, ещё лёгкость к жизни, весёлость.

(15)Оля-то девочка замкнутая, чрезмерно серьёзная. (16)Не умела она на публике выступать, вперёд никогда не лезла, предпочитала скромное место в последнем ряду. (17)А Сашка не такой – он прикольный, смешной. (18)Анекдоты рассказывал так, что все до колик хохотали, в самодеятельности участвовал, где ему всегда главные роли давали.

(19)Потому и решился в театральный поступать.

(20)А как он её один раз защитил! (21)Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех. (22)Мало кто с ним общался,

и вообще никто не дружил. (23)А он, однако, всё старался обратить на себя внимание, да не получалось. (24)Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.(25)Вот как-то у кого-то день рождения был, и раздали всем по конфете. (26)Оля ещё и развернуть своё угощение

не успела, как почувствовала сильную боль в затылке – это Лёшка её кулачищем огрел, а он у него – будь здоров. (27)Ударил и отобрал конфету. (28)Слёзы хлынули потоком, и от боли, и от обиды. (29)Уж каким Лёшка

ни был порой грубым и наглым, но такого она от него не ожидала. (30)Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание. (31)Хорошо, перемена – в классе суета, шум, гам. (32)Не любила она скандалов, да и вообще, совестно показаться рёвой перед всеми, большие ведь уже были, седьмой класс.

– (33)И не стыдно тебе девчонку бить? – услышала она

вдруг голос Саши. – (34)Силач!

– (35)Чего? – привстал Лёшка, и Оля почувствовала дрожь в коленях: ох, Сашка, зря ты полез, ещё и тебя огреет. (36)Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише…

– (37)Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, – храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней:

– (38)На, возьми мою конфету!..

(По О.Ю. Рою)*

* Рой Олег Юрьевич (род. в 1965 г.) – российский писатель.

1

Задания Д6 № 8029

Замените просторечное слово «огрел» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

Разговорное слово «огрел» в предложении 26 заменяем стилистически нейтральным синонимом «ударил» или «стукнул».

Ответ: ударил или стукнул.

  • Ответ: ударил|стукнул
  • Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант C93756
  • Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

Пояснение.

1. Русский язык — один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания.

Добиться этого можно и при посредстве суффиксов, с помощью которых выражаются самые разнообразные оттенки экспрессии: сочувствие, ирония, пренебрежение, злоба, пестрая и противоречивая гамма эмоций и оценок. Поэтому трудно не согласиться с высказыванием И. Г.

Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, — это выбор слов, содержащих оценочный элемент». Подтвердим это примерами из текста Олега Роя.

В предложении номер 11 ((11)Вроде бы не было в нём ничего необычного — худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…) для раскрытия отношения Оли к Сашке ис-пользуются формы слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: худенький, нос с горбинкой.

Использование таких форм слов помогает понять, с какой нежностью воспринимает его девочка.

Этой же цели служит и употребление слова «кулачищем» с суффиксом —ищ-, который вносит значение предельной степени качества, то есть имеет значение «очень» большой, грубый, предельно неприятный — это о Лёшке.

Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения И. Г. Милославского о том, что суффиксы могут передать все оттенки чувств и ощущений.

2. Почему так бывает, что при виде одного человека внутри тебя что-то вдруг замирает или наоборот начинает трепыхаться, перехватывает дыхание или дышится легко и свободно? Трудно описать состояние, когда ты влюблён. Вот почему так дороги Оле слова Сашки в финале текста.

Оля влюблена, влюблена по-настоящему, для неё весь мир заключён в нем одном. В предложении 5 автор говорит, что Оля по нему «сохла», она верила в него, потому что иначе не может относиться влюблённый человек к предмету своего обожания: «Она верила в него, как ни в кого». Как возвышенно и проникновенно сказано! Даже в себя так не верила, как в него!

Оля никому не говорит о своих чувствах, потому что о настоящем не принято кричать на всех углах, ведь это настолько личное, что пустить в душу кого-то ещё невозможно: «Пять лет Оля держала внутри это чувство, стараясь ничем не выдать себя».

Чтобы испытать такое, конечно же, стоит любить. Это прекрасно, когда тебе на пути встретилась настоящая любовь, это значит, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных чувств на земле.

3. Кто из нас не испытывал в своей жизни особые переживания по поводу первой любви, когда при виде виновника наших переживаний захватывало дух, подкашивались ноги, потели руки и лоб? Когда хотелось постоянно видеть, слышать и быть рядом с объектом наших воздыханий?

Оля, героиня текста Олега Роя, влюблена, влюблена по-настоящему, для неё весь мир заключён в нем одном. В предложении 5 автор говорит, что Оля по нему «сохла», она верила в него, потому что иначе не может относиться влюблённый человек к предмету своего обожания: «Она верила в него, как ни в кого». Как возвышенно и проникновенно сказано! Даже в себя так не верила, как в него!

Герой повести Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв искренне влюблён в Машу Миронову. Их любовь чиста, бескорыстна, поэтому привлекает современного читателя, ведь в наше время нелегко найти примеры такой любви.

Есть на страницах повести и другая любовь, отталкивающая и пугающая — любовь Швабрина к Маше.

Швабрин не способен на глубокое чувство, он может пойти на низость и подлость, чтобы добиться своего, о чувствах любимого человека он не думает.

Любовь бывает взаимной и безответной. Первая делает человека счастливым, вторая делает его несчастным. Ради любви человек может совершить подвиг, а может пойти на преступление. Значит, любовь — это огромная сила, способная двигать людьми, распоряжаться их судьбами, вершить суд и даровать милость.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1
  1. Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,
  2. ИЛИ
  3. тезис не доказан,
  4. ИЛИ
  5. дано рассуждение вне контекста задания,
  6. ИЛИ
  7. тезис доказан на бытовом уровне
С2К2: Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте 3
  • Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,
  • ИЛИ
  • привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
  • ИЛИ
  • привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте
2
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте 1
  1. Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,
  2. ИЛИ
  3. экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
  • Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
  • — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  • — в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
  1. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО
  2. допущена 1 логическая ошибка,
  3. И/ИЛИ
  4. в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
  • В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
  • НО
  • допущено более 1 логической ошибки,
  • И/ИЛИ
  • имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
С2К4: Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2
  1. Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
  2. НО
  3. допущена 1 ошибка в построении текста
1
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста
Максимальный балл 9
Критерии оценки грамотности и фактическойточности речи экзаменуемогоБаллы
ГК1: Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки 2
Допущено 2–3 ошибки 1
Допущено 4 и более ошибки
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2
Допущено 3–4 ошибки 1
Допущено 5 и более ошибок
ГК3 Соблюдение грамматических норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2
Допущено 3–4 ошибки 1
Допущено 5 и более ошибок
ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2
Допущено 3–4 ошибки 1
Допущено 5 и более ошибок
ФК1 Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов 1
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов
Максимальный балл 10

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант C93756

Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года

Ссылка на основную публикацию