Анализ произведения «Тошнота» (Ж.П. Сартр)

Анализ произведения «Тошнота» (Ж.П. Сартр) Источник: канал @cultpop

С философами особенно сложно совладать — они так замороченно транслируют блоки идей, что временами голова идёт кругом. Иногда кажется, что на самом деле они хотят ещё больше нас запутать. Но совсем скоро мы узнаем, что всё совсем не так…

А как всё — мы не знаем и не узнаем никогда!

Сегодня наш глубоко субъективный художественный текст посвящён роману-манифесту знаменитого философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра «Тошнота» . Скорее всего, Сартра бы это не обрадовало, потому как, по Сартру, никто, кроме самого Сартра, не может знать ничего о Сартре и его произведениях. И наши поиски смысла бесполезны.

Но мы понадеемся, что они и безвредны, и всё-таки поищем.

Среди основоположивших экзистенциализм философов Сартр в самых первых рядах. Он максимально «раскрутил» экзистенциальную теорию, разложил всё по полкам, причём каждое утверждение не просто пропустил через себя, а даже и прожил. Легче от этого лично ему не стало, зато у кого-то глаза открылись пошире…

Философские поиски Сартра принесли плоды в виде множества произведений, которые с восторгом приняла публика. «Тошнота», в частности, и сделала его знаменитым. У писателя были тучи фанатов, но его это не трогало. Признание, впрочем, тоже — он как-то даже отказался от Нобелевской премии…

Вообще, похоже, вынашивание и проживание идей не принесло ему ни счастья, ни удовлетворения. И даже перед смертью философ сокрушался:

“Мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел”…

Давайте попробуем разобраться, действительно ли всё так печально, через одно из наиболее известных (и, по мнению многих критиков, самых удачных) произведений Жана-Поля Сартра — роман «Тошнота».

Первоначально философ назвал свой труд «Меланхолия».

Меланхолия, говорит Википедия, — «хандра, мрачное помешательство», и в романе это основное средство, с помощью которого автор доносит некую сюрреалистическую и парадоксальную концепцию.

Тошнота же как метафора включает в себя меланхолию, и генерирует разнообразные ощущения, поэтому на интуитивном и чувственном уровне (по идее) должна быть понятнее читателю. Сам герой говорит о ней:

«Так вот что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову! И писал о ней невесть что!»

Роман считается манифестом экзистенциализма — и действительно, он чудесно (хотя и мрачновато) иллюстрирует эту концепцию.

Кстати, одним из первых на книгу после публикации откликнулся другой хорошо известный нам писатель-экзистенциалист — Альбер Камю, излив на неё ушат критики. Он признал талант Сартра, но возмутился его методом и идеями:

«Его герои свободны, но их свобода им ни к чему».

Так это или нет — вопрос философский.

Автор заложил в роман экзистенциальный мотив: «Человек обречен быть свободным, куда бы эта свобода его ни завела». Сартр отрицает бога, он говорит, что человек свободен по своей сути — и одновременно пленник этой свободы.

Оправдываться человек должен только перед самим собой — и это накладывает на него фантастическую ответственность (поэтому он «несёт на своих плечах всю тяжесть мироздания»). Отрицается и судьба, и предопределённость: свобода первичнее всего, значит, человек может выбирать сам, как ему жить, и кто он.

Никто не обязан соответствовать тому образу, к которому его подталкивает воспитание, общество и его вездесущее мнение. Вот, например, как герой «раскатывает» семейный уклад (довольно тяжелая «пощёчина» всему социальному устройству):

«Да они всю жизнь прозябали в отупелом полусне, от нетерпения женились с бухты-барахты, наудачу мастерили детей[…] И вот к сорока годам они нарекают опытом свои мелкие пристрастия и небольшой набор пословиц и начинают действовать, как торговые автоматы: сунешь монетку в левую щёлку — вот тебе два-три примера из жизни в упаковке из серебряной фольги, сунешь монетку в правую щёлку — получай ценные советы, вязнущие в зубах, как ириски… к сорока годам их распирает опыт, который они не могут сбыть на сторону. По счастью, они наплодили детей, их-то они и заставляют потреблять этот опыт, не сходя с места. Они хотели бы внушить нам, что их прошлое не пропало даром, что их воспоминания потихоньку сгустились, обратившись в Мудрость».

Антуан Рокантен в «Тошноте», осознавая эти идеи, оказывается в моральном параличе.

Другой важный слой в романе «Тошнота» — переосмысление природы вещей, отношения к вещам, явлениям, понятиям. Суть идеи в том, что в природе не существует объективной информации. Любая информация — лишь отражение того, кто её передает.

Каждое понятие — лишь слово, которое придумал человек, а что за ним стоит на самом деле, неизвестно! Эту идею иллюстрирует постепенно искажающееся восприятие героем романа окружающего мира.

Например, Антуан задумывается о скамейке в трамвае: точно ли это именно скамейка, вдруг это мёртвый осёл?.. (И тут мы почувствовали тревогу)

Получается, что мы не можем верить ни научным, ни историческим исследованиям, ведь их делали люди, каждый из которых фиксировал собственное восприятие чего бы то ни было — явления, человека, события… Всё, что у нас есть — множество художественных текстов, ни один из которых не имеет отношения к истине. Да и истины никакой не существует. Тут-то и появляется знаменитое:

«Я не мыслю, стало быть, я — усы».

Почему бы, собственно, и нет?

Раз мир непознаваем, и все наши знания изначально кем-то навязаны, значит, человек свободен поступать с этой информацией так, как ему заблагорассудится. Такому смелому образу мыслей и действий нас никто не учил, – значит, пробовать страшно, и мало кто осмелится.

Но герой «Тошноты» как раз это и делает, медленно, но верно.

В начале романа Рокантен пишет биографию маркиза де Рольбоне, затем понимает, что любой другой человек также непознаваем и свободен, как и он сам. Осознав, что никто не в состоянии понять другого, он прекращает работу над биографией.

В финале же романа герой приходит к тому, что хоть он не может создать именно биографию, но может (и даже должен) сотворить свой «художественный текст».

Придумать историю, которая «должна быть прекрасной и твёрдой как сталь, такой, чтобы люди устыдились своего существования».

Именно творчество Сартр считает единственным выходом из «Тошноты» жизни в искусственных рамках, единственным оправданием и смыслом человеческого существования, единственной возможностью для человека в нём смысл отыскать.

А творчество — это вам не копипаста, а с нуля создаваемое художественное произведение. Впрочем, и оно здесь больше метафора, чем может показаться: этот «художественный текст» воспринимается героем как попытка «перетолковать мир на свой лад» (цитата не Сартра, а Гёте, но подходит).

И, только намучившись со своим творением, можно стать кем-то и запечатлеть себя в мире.

Роман действительно взрывает мировосприятие, даже и сейчас. И странное дело: вроде и мыслей много правильных, и выглядит всё логично, но преследует привкус «безнадёги».

Возможно, философ, несмотря на кажущуюся пластичность и гибкость идей, слишком абсолютизировал их — причём, что особенно любопытно, как бы вопреки самому себе. Абсолютных истин не существует, а концепция Сартра очень уж неумолима со своим единственным вариантом «спасения»…

Но истину ведал только сам великий экзистенциалист, мы лишь транслировали собственную интерпретацию его слов.

Художественный текст, не более — ну, вы поняли.

Чтобы осознать и хоть как-то пропустить все эти сложные нагромождения сартровских смыслов через себя, придётся попотеть. Но если воспринимать «Тошноту» именно как иллюстрацию к его утверждениям или как справочник по вопросам «о смысле жизни и вообще», будет уже сильно проще — или сложнее. Но в любом случае формулировки у Сартра гениальные.

А в конечном итоге ничто не важно, кроме вашего личного «художественного текста», созданного с нуля.

Экзистенциальное сознание в романе Сартра «Тошнота»

Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр склонялся к марксизму, впрочем, и до этого позиционировал себя как человек левого толка), писатель, драматург и эссеист, педагог.

Вернул термин «Антироман» (новый роман), ставший обозначением литературного направления, в практический словарь литературной критики.

Атеистическо-экзистенциальный взгляд Сартра, если можно так сказать, начинает здесь свой путь. Темы, которые поднимает автор, типичны для философии существования — человеческая судьба, хаос и абсурд человеческой жизни, чувства страха, отчаяния, безысходности.

Сартр подчёркивает значение свободы, трудности, которые она привносит в существование, и шансы, позволяющие их преодолеть. Протагонист романа пытается найти Истину, он хочет понять окружающий его мир. Абсурд, прежде всего, понимается как осознание бессмысленности и иррациональности жизни[1]. М. А. Киссель в работе «Философская эволюция Ж.

-П.Сартра» описывал завязку романа так: «Герою романа неожиданно открывается омерзительная картина обнажённого бытия, лишённого покровов, которыми обычно скрыты воспринимаемые вещи.

Потрясённый герой внезапно осознаёт, что чистое бытие — это не абстракция мышления, а нечто вроде клейкой пасты, заполонившей собой всё пространство, только что наполненное светом и красками и вдруг представшее в совсем ином виде…»[2].

В 1939 г. драматург, публицист, прозаик, известный философ-экзистенциалист, участник Сопротивления, сторонник «новых левых» и экстремизма, а также Советского Союза, Жан-Поль Сартр публикует роман «Тошнота», представляющий художественное выражение идей экзистенциалистов.

После войны Сартр продолжает писать на основе этой доктрины романы и пьесы, одновременно выступая с пропагандой этих идей в публицистике.

Читайте также:  Краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, главы 6, 7, 8, 9, 10

Восприняв идею Ницше «бог умер», Сартр в своей философской системе отталкивается от абсурда как объективной бессмыслицы человеческого бытия.

Роман «Тошнота» представляет собой дневник ученого и философскую прозу нового типа: Антуан Рокантен исследует жизнь безобразного «дон Жуана» времен Марии-Антуанетты маркиза де Рольбоне. Рокантен пытается доказать, что маркиз приложил руку к убийству Павла I, но постепенно приходит к выводу, что «доказать вообще никогда ничего нельзя».

Сартра интересует состояние души и мироощущения Рокантена. Это роман о власти тошноты, в которой оказался ученый, находящийся в естественном для него состоянии изолированности от мира. Вместе с тем, состояние тошноты становится в романе Сартра емкой метафорой страха и одиночества, существования как такового.

Это поиск своего «я» и смысла бытия, преодоление отвращение к себе.

«Так вот что такое тошнота, – понимает Рокантен, – значит она и есть эта бьющая в глаза очевидность?.. Теперь я знаю: я существую, мир существует, и я знаю, что мир существует. Вот и все. Но мне безразлично. Странно, что все мне настолько безразлично, меня это пугает».

Помышляющий о самоубийстве, но неспособный его совершить в своей апатии, «лишний» Рокантен как бы предвосхищает мироощущение «чужого» Мерсо из повести Камю.

Рокантен предстал типичным для экзистенциализма героем вне социальных связей и нравственных обязательств, на пути обретения абсолютных одиночества и свободы.

Он провозгласил свободу от общества и бессмысленного мира, свободу делать выбор и отвечать за него, воспринимая ответственность вне социальной значимости.

Как уже говорилось, сущность философии экзистенциализма заключается в том, что она считает мир бессмысленным, хаотичным и неуправляемым никакими законами, а человека – бесконечно одиноким, так как он не может понять не только действительность, но и других людей, чей внутренний мир отгорожен от него непреодолимой стеной. Экзистенциализм претендовал на то, что он раскрыл основное в существовании человека – отсюда и название этого течения.

Тем не менее французские экзистенциалисты (Камю, Сартр) теоретически отвергая всякое сотрудничество, на практике все-таки признают взаимопомощь людей.

Пройдя через опыт Сопротивления, эти писатели поднимаются до понимания необходимости борьбы со злом, каким бы всесильным оно не представлялось, в их произведениях звучит мужественный стоицизм (антифашистская пьеса «Мухи» Сартра, 1942; роман Камю «Чума», 1947).

Анализ произведения «Тошнота» (Ж.П. Сартр)

Сартр в своей философии признает единственным достоверным фактом лишь существование земли и человека на ней, отрицая как бога, так и любую объективную закономерность развития общества (даже понятие общества для Сартра условно, так как общество для него – скопище разрозненных индивидуумов), Сартр тем не менее не впадает в аморализм, полагая, что настоящий человек, сознавая свое одиночество, должен не отдаваться во власть отчаяния, в преодолевать его и, свободно выбирая судьбу, выбирать наиболее достойный путь, постоянно совершенствоваться.

В 1940 году, находясь в немецком лагере для военнопленных, Сартр написал пьесу «Мухи». Через три года она была поставлена в Париже и воспринята как пьеса антифашистская. Проблемы личной ответственности, выбора и свободы решались в ней на мифологической основе, как это было в «Антигоне» Ануя.

Орест прибывает в Аргос, где находится дворец его предков, там живет Клитемнестра со своим новым мужем Эгисфом. В Аргосе Ореста встречает жуткая реальность: полчища трупных мух, зловоние, вереницы плакальщиц, молящиеся старухи. Преступно вошедший на престол Эгисф учредил культ мертвых и заставил живых каяться в грехах перед ними.

Люди же «лелеют свое горе, они нуждаются в привычной язве и заботливо поддерживают ее, расчесывая грязными ногтями. Их можно вылечить только насильно», – говорит Электра. Орест вмешивается в судьбу горожан, мстит Эгисфу, но лишь с целью доказать, что человек свободен.

В результате Орест оказывается одинок в толпе, которой свобода не по плечу, но идет до конца, уводя за собою эриний и очищая город.

В трагедии «Мухи» содержалась попытка противопоставить разум и нравственный императив иррационализму и мистике, к которым прибегала фашистская идеология.

Жан-Поль Сартр «Тошнота»

«Тошнота» – дебютный роман Сартра, он считается одним из лучших произведений писателя. В книге рассказывается о человеке, посвятившем лучшие годы изучению чужой биографии, в то время как своя судьба осталась без внимания.

Об авторе

Жан-Поль Сартр – французский прозаик, драматург, педагог и философ, лауреат Нобелевской премии, от которой оказался по принципиальным соображениям.

Получил прекрасное образование, окончив лицей, Высшую школу в Париже, где написал диссертацию на философскую тему, ездил в Германию на стажировку во Французский институт.

Почти пятнадцать лет занимался преподавательской деятельностью, в дальнейшем посвятил себя литературе. Всю жизнь Сартр был защитником прав человека и вел антивоенную пропаганду.

Знаменитые произведения Сартра, ставшие классикой французской литературы:

Сюжет романа «Тошнота»

Анализ произведения «Тошнота» (Ж.П. Сартр)

Действие разворачивается в 1932-ом году. Антуан живет обычной жизнью исследователя, но вдруг понимает, что с ним происходит неладное. На него нападает состояние, похожее на небольшое помешательство, когда все вокруг как-будто оживает. Камень и тот кажется ему одушевленным.

Антуан начинает задумываться, чем это вызвано, что отвлекает его от трудов праведных. И чувствует, что его слегка подташнивает. А ведь когда он начал изучать жизнь маркиза десять лет назад, ему казалось, нет ничего интересней. Сам де Рольбон был яркой личностью, имел влияние при дворе во время правления Марии Антуанетты, ездил в Россию, когда был убит Павел Первый.

В Бувиле Антуан оказался по причине своих изысканий – в библиотеке хранилось много архивных документов, писем, дневников. Рокантен начинает понимать, что маркиз ему порядком надоел. Но как же годы исследований!? Получается, что все зря и жизнь его стает бессмысленной?!

Тошнота становится спутником Антуана, она не проходит нигде. В кафе, куда он ходит, его спасает только одна песня, которую он очень любит. Музыка заполняет все его существо, и тошнота уходит, а ощущение счастья остается.

Рокантен вспоминает свою возлюбленную Анни, которую не видел уже лет шесть. Вдруг она дает о себе знать, написав письмо, где сообщает, что будет проездом в Париже и хочет свидиться.

Анни была странной, для нее все должно было быть совершенным. За три прожитых вместе года они стремились все прожитые моменты довести до совершенства и держать их при себе.

В итоге это стало невыносимо тяжело, и они расстались.

Днем обычно Антуан работал в библиотеке, там два года назад он познакомился с Самоучкой. На самом деле его звали Ожье П., он читал все книги подряд в алфавитном порядке. Именно Самоучка приглашает исследователя в ресторан побеседовать.

Когда работать уже нет сил и библиотека закрывается, на Антуана снова нападает приступ. Он быстро выходит на улицу, чтобы подышать чистым воздухом. Но его продолжает преодолевать безотчетный страх, преследуя его везде, в доме, кафе, на улице.

Тогда он идет в музей изобразительного искусства и смотрит на портреты знаменитых людей и понимает никчемность своего существования, которое было столько лет было заполнено только маркизом, что он сам перестал быть личностью, а перевоплотился в де Рольбона.

В ресторане Самоучка ведет спор с Антуаном, говоря, что в существовании человека есть смысл. Этот смысл – любовь к людям и рассказывает о своих ощущениях после посещения барака, набитого мужчинами до отказа, во время войны в лагере для военнопленных…

«Тошнота», анализ романа Сартра

«Тошнота» была написана Жан-Полем Сартром в 1938 году, во время пребывания писателя в Гавре. По своему жанру это произведение относится к философскому роману.

В нём производится анализ классических проблем, присущих экзистенциализму как литературному направлению: осмысление субъектом категории существования и вытекающие из него (осмысления) положения абсурдности человеческой жизни, её бессмысленности и тяжести для мыслящего сознания.

По своей форме «Тошнота» представляет собой дневник тридцатилетнего историка Антуана Рокантена. В нём герой тщательно и подробно описывает своё открытие категории существования окружающего его мира и себя, как его составной части.

Живущий на ренту и занимающейся историческими изысканиями, персонаж избавлен писателем от необходимости трудиться, а значит – быть погружённым в социум. Антуан Рокантен живёт один. В прошлом у него была большая любовь с Анни – актрисой, помешанной на создании «совершенных мгновений».

В настоящем герой ещё только приближается к пониманию того, что же это такое. Время для Рокантена – важная сторона существования. Он чувствует его, как череду мгновений, каждое из которых тянет за собой другое. Необратимость времени он ощущает как «чувство приключения», а себя в такие минуты видит «героем романа».

Периодами Рокантен воспринимает время как ёмкую субстанцию, в которой вязнет окружающая реальность. Глядя на события, происходящие в настоящем, герой понимает, что ничего, кроме текущего времени нет и быть не может: прошлое давно исчезло, а будущее – бессмысленно, потому что в нём не происходит ничего важного.

Но что больше всего пугает Рокантена – так это окружающие его предметы и его собственное тело. С каждой новой записью он всё глубже проникает в суть вещей и понимает, что они ничем не отличаются друг от друга: красная скамейка трамвая вполне может быть издохшим ослом, а его рука – шевелящим лапками крабом.

Как только предметы начинают терять свои имена, на героя наваливается вся тяжесть познания. Подступающая к нему Тошнота – это «бьющая в глаза очевидность», с которой ему сложно примириться.

Композиция романа отличается логичностью выстраиваемых художественных эпизодов, вырастающих к финалу в классические философские рассуждения о существовании.

Стиль «Тошноты» тесно связан с общим ходом повествования: в начале он напоминает дневниковые записи обычного человека, затем перерастает в историческую публицистичность, затем приобретает черты обычного художественного стиля (яркого, метафоричного) и заканчивается чёткими философскими положениями, выражающими основные выводы, к которым пришёл главный герой произведения:

  • он чувствует себя лишним и понимает, что даже смерть не изменит этого состояния, поскольку его мёртвая плоть будет такой же лишней;
  • существование – мира и человека – не имеет причин, а значит и лишёно смысла;
  • весь ужас существования в том, что оно уже есть – в мире существует даже то, что не хочет существовать, поскольку просто «не может не существовать».
Читайте также:  Почему сложные решения рекомендуют принимать с «холодной» головой

Осознание героем этих простых истин завершается пониманием его одиночества, свободы и, как следствие, духовной смерти.

В Бога Рокантен не верит, человеческому обществу – не принадлежит, а любовь в лице Анни для него навсегда потеряна, поскольку она уже давно пришла к выводу о том, что нет в мире «совершенных мгновений», а она – самый обычный «живой мертвец». Такие же одиночки, как и он сам, ничем не могут помочь Рокантену.

Таким людям скучно друг с другом. С одиночками же склада Самоучки герою просто не по пути, поскольку он относится к людям равнодушно: он их не любит, но и не ненавидит. Люди для Рокантена – это всего лишь ещё одна субстанция бытия.

Выход из состояния Тошноты герой находит в творчестве. Слушая на протяжении всего романа старую пластинку с песней Негритянки, Рокантен как будто возносится над временем. По его мнению, музыка не принадлежит общему существованию.

Она – сама по себе, как чувство, как эмоция, как порыв души. И именно через музыку герой приходит к мысли о том, что преодолеть тяжесть окружающего мира можно, написав книгу, которая покажет людям прекрасную часть существования.

  • Анализ «Тошноты» – не единственное, что есть на GoldLit:
  • По произведению: «Тошнота»
  • По писателю: Сартр Жан-Поль

Проблема абсурда и отчуждения в романе Ж.-П. Сартра "Тошнота"

Определение 1

Экзистенциальная литература – это подвид философского романа, наполненный переживаниями героя о смысле собственного существования.

Роман «Тошнота» был написан Жан-Полем Сартром в 1938 году, в период его пребывания в Гавре. Произведение по своему жанру относится к философскому роману.

Здесь проводится анализ классических проблем, свойственных такому литературному направлению, как экзистенциализм: осмысление категории существования субъектом и вытекающие из этого осмысления положения бессмысленности человеческой жизни, ее абсурдности и тяжести для мыслящего сознания.

По форме роман – это дневник главного героя произведения, тридцатилетнего историка Антуана Рокантена, в котором он подробно и тщательно описывает свое открытие категории существования себя и окружающего мира.

Персонаж живет на ренту и занимается историческими изысканиями, а потому он избавлен от необходимости работать, соответственно, ему не нужно погружаться в социум. Рокантен живет один.

В прошлом у героя произведения была большая любовь с актрисой Анни. Сейчас же Рокантен лишь приближается к пониманию того, что такое любовь. Время для героя является важнейшей стороной существования.

Рокантен чувствует время как череду мгновений, каждое из которых влечет за собой другое.

Необратимость времени Рокантеном ощущается как «чувство приключения». Себя в эти минуты он видит «героем романа». Временами герой воспринимает себя в качестве емкой субстанции, в которой вязнет вся окружающая реальность.

Он, глядя на происходящие события, понимает, что нет ничего, кроме текущего времени, и ничего не может быть, кроме него. Однако Рокантена больше всего пугает собственное тело и окружающие предметы.

С каждой новой записью Антуан все глубже докапывается до сути вещей и приходит к пониманию, что они ничем друг от друга не отличаются. Например, его рука вполне может быть крабом, шевелящим лапками, а красная скамейка трамвая – издохшим ослом.

И как только предметы начинают утрачивать свои названия, на Рокантена наваливается вся невыносимая тяжесть познания. К нему подступает Тошнота, которую он определил как «бьющую в глаз очевидность», с которой герою крайне сложно примириться.

Логичность выстраиваемых художественных эпизодов, которые к финалу вырастают в классические философские рассуждения о бытие, отличает композицию романа. Стиль произведения связан с общим ходом повествования.

В самом начале романа это обычные дневниковые записи, затем – историческая публицистичность, а позже произведение приобретает черты художественного стиля, метафоричного, яркого.

Завершается роман четкими философским положениями, которые выражают основные выводы главного героя:

  • Он чувствует себя лишним и приходит к понимаю того, что этого состояния не изменит даже смерть, так как мертвая плоть будет такой же лишней;
  • Причин для существования мира и человека нет, соответственно, существование не имеет смысла;
  • Весь ужас существования заключается в том, что оно, существование, уже есть. И в мире существует даже то, что существовать не хочет, так как просто не существовать оно не может.

Осознание этих истин героем завершается пониманием его одиночества и свободы, и как следствие, духовной смерти. Рокантен не верит в Бога, не принадлежит человеческому обществу, любовь для него потеряна навсегда.

Такие же одиночки, как сам Рокантен, помочь ему не могут, так как таким людям друг с другом скучно. С одиночками иного склада ему не по пути, так как он равнодушен к людям.

Люди для героя являются всего лишь еще одной субстанцией бытия.

Проблема абсурда и отчуждения в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота»

Ж.-П. Сартр понимает абсурд как осознание иррациональности и бессмысленности существования. Именно в таком ключе он рассматривает проблему абсурдности в своих произведениях. От осознания абсурдности существования, от глубочайшего разлада с миром мучается и Антуан Рокантен.

В прошлом у героя произведения было множество событий – и интересная работа, и путешествия, и большая любовь к женщине. Но об этом прошлом он почти не вспоминает, так боится вспоминать.

В его воспоминаниях всплывают только обрывочные картинки, и Рокантен точно не знает, вымысел это или воспоминания.

К находящемуся в этом состоянии Рокантену приходит Тошнота. И тогда он из «просто человека» превращается в экзистенциалистского героя, для которого не нужны чрезвычайные происшествия и идеи. Ему нужно, например, только неотрывно смотреть на пивную кружку. Внезапно Рокантен понимает, что мир «есть», и он «вне».

Тошнота Рокантена сама по себе – это абсурдистское понятие, и возникает она от не до конца еще осознанного факта того, что вещи «есть» и они не есть «я». И одновременно от того, что «я» не является вещью, «я» – «ничто».

Антуан Рокантен улавливает «ничто» и «бытие», улавливает отсутствие смысла бытия, то есть абсурдность существования. Абсурдность за собой влечет неоправданность, и Рокантену все начинает казаться «лишним».

А обычные вещи преобразуются, вдруг становятся пугающими, неузнаваемыми.

Замечание 1

Абсурдность всеобъемлюща и абсолютна. Если жизнь человека не имеет смысла, то все его действия тоже бессмысленны. И в этом мире абсурда, мире «Ничто», где «ничего не происходит» и ничего не может произойти, всякое действие оказывается невозможным.

По этой причине Рокантен отказывается от идеи написания книги о маркизе де Рольбоне. И именно по этой причине от не предпринимает абсолютно никаких действий, не отправляется в путешествие.

По мысли Рокантена, приключения возникают в тот момент, когда о них рассказывают, а не в тот момент, когда эти события действительно совершаются. Приключения есть в разговорах и в книгах, но на самом деле они никогда не происходят.

Он считает, что когда человек живет, ничего не происходит. Просто меняется сцена, приходят и уходят люди, вот и все.

Открыв однажды этот безумный мир, Антуан Рокантен не может нигде найти точку опоры. Перед его эмоционально преображенным взглядом все поплыло, потеряло привычные очертания. Он открывает новое измерение, которое не поддается освоению и пониманию обычными человеческими средствами.

У Сартра проблема абсурда тесно связана с проблемой отчуждения. По мнению писателя, жизнь абсурда еще и по той причине, что человек живет в чуждом ему мире. Он постоянно ощущает свое одиночество, свою разобщенность с другими. Рокантен со своей возлюбленной разделен не только расстоянием, но и чем-то большим. Люди оторваны от мира, оторваны друг от друга, то есть «отчуждены».

Анализ произведения «Тошнота» (Ж.П. Сартр)

Двадцатое столетие заметно отличается от девятнадцатого века не только литературой, но и появлением особого направления в философии, возникшего в Западной Европе.

Поиск своего «я» в абсурдном и хаотичном мире отражается в произведениях представителей экзистенциализма, и роман Жан-Поля Сартра «Тошнота» — яркий тому пример.

Что такое Тошнота, и зачем главный герой пишет это слово с заглавной буквы? Почему Сартр выбрал такое название для своего произведения, и чем оно покорило публику – это предстоит выяснить читателям вместе с главным героем Антуаном Рокантеном.

История создания

«Тошнота» — литературный дебют Жан-Поля Сартра. Французский писатель и философ закончил свое произведение в 1938 году в Гавре.

В своем романе автор подчеркивает абсурд человеческого существования, а на первый план выдвигаются отчаяние, одиночество и безысходность эпохи.

Философ в «Тошноте» представляет свой атеистический экзистенциальный взгляд на мироустройство и дает своему герою догадаться, в чем смысл жизни.

За свое творчество Сартр был удостоен Нобелевской премии в 1964 году, от которой он многозначительно отказался, что привлекло руководителя Советского государства Никиту Сергеевича Хрущева, и тот пригласил писателя с визитом в СССР.

Когда генсек заинтересовался личностью скандального лауреата, ему сказали, что одно из главных произведений философа – роман «Тошнота», и политик сильно негодовал из-за названия романа, хоть и ему разъяснили позже, что Тошнота в литературном произведении приводится не в буквальном смысле.

Читайте также:  Трагифарс «в ожидании годо»: анализ

LiveInternetLiveInternet

Вторник, 23 Августа 2011 г. 08:48 + в цитатник Snorri_Sturluson

все записи автора Я, как обычно, начну откуда-нибудь издалека. Например, с личности Жана Поля Сартра. Как и к любому другому писателю, к Сартру можно «прикрепить» несколько «клише», которые облегчают понимание его текстов. Иногда это вынужденная мера, когда необходимо объяснить не читающему человеку, что есть Сартр.

Итак, у меня получилось вот что: «левый», «непредсказуемый», «свободомыслящий», «экзистенциальный», «полигамный», «художник». Мне посчастливилось прочесть несколько его произведений – «Тошнота», «Стена», «Мухи», «Дьявол и Господь Бог», «Слова». Несмотря на короткие, емкие, отрывистые и лаконичные названия, тексты искрят смыслами, изящными метафорами, фееричными диалогами.

Но лично для меня главное – это гнетущая атмосфера, которая закрывает любую книгу Сартра погребальным саваном. Это тяжелая, удушающая масса, которую можно почувствовать физически, просто прочтя десять страниц. Она затягивает, как водоворот, поглощая предложения, слова, буквы, точки и запятые, а с ними душу читателя, его разум и воображение, унося в маленький тесный замкнутый мир.

Любимая тема Сартра, его «конек» — затворничество. Если герои не заперты снаружи – они закрывают себя изнутри. Вешают гигантский проржавевший замок на все свое существо, подвергая себя изощренному мазохистскому эксперименту. И, кажется, словно писатель не просто переносит свои мысли по этому поводу на бумагу, а стенографирует ход реального эксперимента, который он проводит над собой.

К сожалению, я вряд ли смогу когда-нибудь спросить у него, в правильном ли направлении я мыслю. Повесть «Тошнота», в известном смысле, не является книгой «взаперти». Но это только на первый взгляд. Вот что говорится в аннотации, найденной мною в Интернете: «Тошнота» – первый роман Ж.-П.Сартра, крупнейшего французского писателя и философа XX века.

Он явился своего рода подступом к созданию экзистенционалистской теории с характерными для этой философии темами одиночества, поиском абсолютной свободы и разумных оснований в хаосе абсурда. Это повествование о нескольких днях жизни Антуана Рокантена, написанное в форме дневниковых записей, пронизано острым ощущением абсурдности жизни».

Первые двадцать страниц тянулись для меня, как жеванная-пережеванная резина, и я уже хотела бросить это нудное чтение, но постепенно, с каждым новым абзацем меня начало увлекать со страшной силой. В этой книге нет сюжета, нет динамики, нет резких поворотов. Это не книга-действие, а книга-размышление. Хотя по мне, это вообще книга-абсурд.

Но Жан писал богически, магически, как шаман, он оплетал свой текст незримой дымкой, которая действует, как приворотное зелье. Есть во всех его словах что-то неуловимо притягательное. Я не утверждаю, что всем обязательно должно понравиться, но кому-нибудь точно придется по вкусу. Стоит отметить, что чтение не из легких.

Большую часть текста Жан Поль Сартр писал под мескалином, который вытащил наружу всех его демонов, всю отвратительную, пугающую, мерзостную часть души писателя. От некоторых эпизодов остается отвратительно послевкусие – словно хлебнул прогорклого масла. Все эти видения меняются и перетекают друг в друга, они нескончаемы – бесконечны.

Лишь на самой последней странице я вздохнула свободно, в восхищении. Главный герой – Антуан Рокантен. Он очень сильно напоминает мне Раскольникова, с одной яркой отличительной чертой – у него нет совести. Да и чувств, судя по всему, тоже. Каждый день он живет с одним-единственным ощущением – тошнотой. Она появляется из ниоткуда в такие моменты, которые ну никак не должны её вызывать.

Значит, это что-то другое?.. Не утверждаю, что моя теория верна, но хотелось бы её озвучить: Сартр подразумевает под тошнотой процесс создания литературного произведения на самой первой его стадии – вынашивание идеи.

И тут идеальным и гармоничным будет сравнение с беременностью – как женщина долгие месяцы вынашивает в себе разбухающую, растущую жизнь, так писатель откармливает внутри себя стержень будущей книги. Со всеми вытекающими – например, токсикозом. Разум отторгает идею, которая приходит извне, чуждую и опасную.

Он пытается разъесть её и уничтожить, как поврежденный нежизнеспособный плод, а тошнота накатывает волнами, чтобы сломить волю, нашептывает: «Не нужно, не то, лучше не шевелись». Антуан находится на перепутье: принять тошноту как должное, как неприятный побочный эффект зачатия или абортировать свою идею в зародыше.

Собственно, вся книга – это метания Рокантена, его попытки осмыслить абсурдный мир, где идея не приносит радость создателю сразу же, в минуту зарождения, а мучает, истязает, испытывает. И окружающая реальность под стать – она расплывается, как желе, растекается вместе с галлюцинациями Антуана по темным улицам, и только он сам способен поставить все на свои места.

На мой взгляд, это великая книга. Да и Нобелевскую премию за просто так никому не дают. Чтобы читать Сартра, совсем не обязательно любить его творчество. Он не из тех писателей, о которых говорят: «О да, он мой любимчик, зачитываюсь всеми его книгами!». Тут как в пословице про яд и лекарство: малыми дозами проза и драматургия Сартра полезна, она открывает глаза на такие вещи, о которых мы порой и не задумываемся, но с другой стороны, передозировка этих текстов чревата неправильным, искаженным восприятием. И все-таки, я очень советую обратится к этому писателю – потрясающему интересному человеку, чьи книги давно и прочно обосновались в «сливках» интеллектуальной философской прозы.

  Краткое содержание: “Волки” Шукшина Василия Макаровича

Рубрики: Философия Альтернатива Советую! Интеллектуальная проза Зарубежная Проза

Роман Сартра “Тошнота” – художественное осмысление тотальной абсурдности бытия

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра – проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является “для-себя-бытие”.

“Для-себя-бытие” – высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира.

Однако полностью осознать себя человек может только через “для-другого-бытие” – различные взаимоотношения с другими людьми.

Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему “другого”. Важнейшим условием жизни человека, ее

“стержень”, основание активности – свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, этого решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важ ные для человека проблемы).

Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь – цепочка различных “маленьких жизней”, отрезков разного бытия, связанная особыми “узлами” – экзистенционалъиыми решениями.

Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть.

Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством.

Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя (“Все, что со мной происходит, – мое”). Единственное, за что человек не может отвечать, – это за свое собственное рождение.

Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе. Первый роман Ж.-П.

Сартра “Тошнота” (1938) воплотил экзистенциалистскую мысль о головокружении, “тошноте”, охватывающей человека от сознания своего одиночества в чуждом и абсурдном мире.

“Тошнота” – это повествование о нескольких днях жизни Антуана Рокантена, роман написан в форме дневниковых записей, как отражение сознания главного героя, пронизан острым ощущением абсурдности жизни.

Рокантен избегает рассматривать предметы, людей, т. к. испытывает непонятное беспокойство, странные приступы тошноты. Рокантен “подавился” вещами, очевидность их существования наваливается на него невыносимой тяжестью. Не лучше обстоит дело и с миром человеческих мыслей. “Мысли – вот от чего особенно муторно… Они еще хуже, чем плоть.

Тянутся, тянутся без конца, оставляя какой-то странный привкус”, говорит герой романа.

Тошнота возникает от того, что вещи “есть” и что они не есть “я”, от раздвоенности мира и сознания, которые никогда не смогут стать гармоничной общностью.

Роман изображает болезнь сознания Антуана Рокантена – отвращение к абсурдному миру и безысходность нигилистического бунта интеллигента Рокантена, который чувствует себя лишним в “обезбоженном мире”.

Главный герой романа Антуан Рокантен, оказавшись в небольшом провинциальном городке Бувиле, пишет книгу о маркизе Рольбоне. Рокантен ведет дневник, главным содержанием которого становятся “озарения”, переживаемые героем.

Эта череда “озарений” складывается в сюжет романа, главной темой которого становится открытие личностью абсурда. Открытие Рокантеном абсурдности бытия происходит в результате его столкновения с окружающими предметами.

Мир вещей и природное бытие оказываются враждебными человеческой субъективности. Погруженность субъекта в это природное “месиво”, в бесформенную и мертвую объективность вызывает в нем чувство тошноты. Достоинство и свободу личности Сартр видит в трезвом признании абсурдности бытия.

Рокантен преодолевает чувство тошноты, привнося во враждебный человеку природный мир субъективное, личностное начало.

Ссылка на основную публикацию