Краткое содержание драмы Л. Петрушевской «Уроки музыки»

  • Краткие содержания
  • Петрушевская
  • Уроки музыки

Иванов некоторое время находился в тюрьме, после чего решил вернуться к Гавриловым. Он хочет спокойной жизни: жить с дочкой Галей. Но никто из родственников не проявляет к нему доверия.

А особенно Нина — старшая сестра Гали, она настроена серьезно и не допустит, чтобы ее сестру обижали. В свои восемнадцать лет она была вынуждена покинуть школу, устроиться в гастроном, чтобы хватало времени и денег. Нина делает все, чтобы Галя ни в чем не нуждалась.

Граня — сожительница Иванова разрешает жить ему в квартире, не обращая внимания на запреты и недовольства соседей.

К соседям из армии возвращается сын Николай, он отлично играет на пианино, поэтому отец, соскучившись, ждет, когда сын сыграет. Он жалеет, что талант сына пропадает. Но Николай пришел не один, а с девушкой Надей, она сразу не понравилась родителям. Мать не показывает свое недовольство и принимает девушку.

Надя — маляр, у нее комната в общежитии, свое свободное время посвящает выпивке, курению, не редко остается наедине с Николаем. Она показывает свою независимость, но родственники Николая уверяют, что цель девушки — заполучить квартиру.

Их роман заканчивается печально — девушка бросает Николая, аргументируя это тем, что он ей не подходит.

Нина не желает жить с Ивановым, поэтому весь день находится на улице. Николай замечает девушку, с которой ранее общался. Родители Николая приглашают Нину в гости, чтобы сблизить с ней сына. Но Николай не интересуется девушкой, поэтому Козловы желают избавиться от Нины.

Внезапно появляется Надя, она беременна, Козловы понимают, что это отличный шанс прогнать Нину, сказав, что Николай уже женат. Но родители против брака с Надей, они настраивают Нину на брак с их сыном.

Николай предан своей бывшей любви, знает о ее попытке умереть, поэтому не может оставить девушку на произвол судьбы.

  Тендряков, “Ночь после выпуска”: краткое содержание

Драма заканчивается тем, что две девушки сидят на качелях, а родственники потеряли интерес к происходящему.

Данное произведение показывает темную сторону людей, их желание наживаться на горе других. Только Нина по-настоящему обеспокоена за судьбу младшей сестренки, она загубила свою жизнь ради нее.

Это пример бескорыстия, милосердия и преданности. Другие же соседи только осуждают, не помогая, строя казни за спиной. Автор показывает черствое и злое общество, то, как люди портят жизнь другим.

Козловы — собирательный образ отравителей жизни, они мешают Нине и другим соседям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Популярные сегодня пересказы

  • Кошкин дом — краткое содержание сказки Маршака Самуил Маршак написал произведение «Кошкин дом». Жила кошка, которая была богатой. У нее было два племянника, у них не было родителей. Они пришли к ней попросили еды и погреться. Местный дворник начал прогонять
  • Краткое содержание повести Всем смертям назло Титова Повесть «Всем смертям назло» была создана Владиславом Андреевичем Титовым в 1967 году. Произведение носит автобиографический характер, автор рассказывает о молодом шахтере, сумевшем продолжить жить
  • Третья волна — краткое содержание книги Тоффлера Произведение является авторским исследованием развития человечества, определяемым писателем в виде нескольких технологических волн, приводящих к кардинальным изменениям в жизни людей.
  • Домик в саду — краткое содержание рассказа Саша Чёрный С наступлением лета родители заказали для своих детей смастерить небольшой домик, чтобы можно было в нем играть. Заказ выполнял мастер – рыжий плотник Данил. Он мастерски выполнял свою работу

Краткое содержание драмы Петрушевской «Уроки музыки»

Краткое содержание драмы Читается за 4 минуты

В небогато обставленную квартиру Гавриловых возвращается из тюрьмы Иванов, сожитель тридцативосьмилетней Грани. Он говорит, что хочет увидеть свою недавно родившуюся дочь Галю и зажить спокойной семейной жизнью. Гавриловы не верят ему.

Особенно непримиримо настроена против пьяницы Иванова старшая дочь Грани, восемнадцатилетняя Нина. Она вынуждена была уйти из школы, теперь работает в гастрономе и нянчит маленькую Галю.

Несмотря на недовольство Нины и увещевания любопытной соседки Анны Степановны, Граня решается пустить Иванова.

В квартиру зажиточных соседей Козловых возвращается из армии единственный сын Николай. Родители рады возвращению сына.

Отец требует, чтобы сын сыграл что-нибудь на пианино, и сетует, что тот так и не закончил музыкальную школу, несмотря на все старания родителей, которые ничего для него не жалели.

Радость омрачается тем, что Николай привёл с собой Надю, которая вызывает открытую неприязнь у отца Федора Ивановича и у бабки. Мать, Таисия Петровна, держится с подчёркнутой любезностью. Надя работает маляром, живёт в общежитии.

Она курит, пьёт вино, остаётся ночевать в комнате Николая, держится независимо и не пытается понравиться родителям жениха. Козловы уверены, что Надя претендует на их жилплощадь. На следующий день Надя уходит, не простившись. Николай бросается за нею в общежитие, но она заявляет, что он ей не подходит.

Нина не хочет жить в одной квартире с пьяницей Ивановым. Весь день она стоит на улице у подъезда. Здесь её видит Николай, которого когда-то дразнили её женихом. Николай равнодушен к Нине.

Надеясь отвадить сына от Нади, Таисия Петровна приглашает Нину в гости и предлагает остаться. Нина рада возможности не возвращаться домой.

Зашедшей за дочерью Гране Козлова объясняет, что у них девушке будет лучше, и просит больше не приходить.

Три месяца спустя Граня снова появляется в квартире Козловых: ей надо лечь в больницу на аборт, но не с кем оставить маленькую Галю. Иванов пьёт. Граня оставляет ребёнка Нине. К этому времени Козловы уже поняли, что Николай живёт с Ниной от скуки. Они хотят избавиться от Нины, попрекают её своими благодеяниями.

Увидев Галю, Козловы окончательно решают отправить Нину домой. Но в этот момент появляется Надя. Ее с трудом можно узнать: она беременна и выглядит очень плохо. Мгновенно сориентировавшись, Таисия Петровна объявляет Наде, что Николай уже женился, и предъявляет Галю в качестве его ребёнка. Надя уходит.

Нина слышит этот разговор.

Испугавшись неожиданного появления Нади, Козловы требуют, чтобы Николай срочно женился на Нине. Оказывается, он знает о беременности Нади и о том, что она пыталась отравиться. Николай отказывается жениться на Нине, но родители не отстают.

Они уговаривают и Нину, объясняют ей: важно взять мужика на привязь, родить ему ребёнка, а потом он привыкнет к месту и никуда не денется — футбол будет смотреть по телевизору, изредка выпьет пива или сыграет в домино.

Выслушав все это, Нина уходит домой, оставив подаренные ей Козловыми вещи. Родители боятся, что теперь Николай женится на Наде.

Но сын вносит ясность: раньше, может быть, он и женился бы на Наде, но теперь отношения с ней оказались слишком серьёзными и он не хочет «вязаться с этим делом». Успокоившись, Козловы садятся смотреть хоккей. Бабка уходит жить к другой дочери.

Над потемневшей сценой раскачиваются качели, на которых сидят Нина и Надя. «Если на них не обращать внимания, они отстанут», — оживлённо советует Таисия Петровна. Николай ногами отталкивает налетающие качели.

  • Предыдущая
  • ПересказыКраткое содержание комедии Петрушевской «Три девушки в голубом»
  • Следующая
  • Пересказы«Где сходилось небо с холмами» за 7 минут

Петрушевская Л.с. — Уроки Музыки

279 0

В небогато обставленную квартиру Гавриловых возвращается из тюрьмы Иванов, сожитель тридцативосьмилетней Грани. Он говорит, что хочет увидеть свою недавно родившуюся дочь Галю и зажить спокойной семейной жизнью. Гавриловы не верят ему.

Особенно непримиримо настроена против пьяницы Иванова старшая дочь Грани, восемнадцатилетняя Нина. Она вынуждена была уйти из школы, теперь работает в гастрономе и нянчит маленькую Галю.

Несмотря на недовольство Нины и увещевания любопытной соседки Анны Степановны, Граня решается пустить Иванова. В квартиру зажиточных соседей Козловых возвращается из армии единственный сын Николай. Родители рады возвращению сына.

Отец требует, чтобы сын сыграл что-нибудь на пианино, и сетует, что тот так и не закончил музыкальную школу, несмотря на все старания родителей, которые ничего для него не жалели.

Радость омрачается тем, что Николай привел с собой Надю, которая вызывает открытую неприязнь у отца Федора Ивановича и у бабки. Мать, Таисия Петровна, держится с подчеркнутой любезностью. Надя работает маляром, живет в общежитии.

Она курит, пьет вино, остается ночевать в комнате Николая, держится независимо и не пытается понравиться родителям жениха. Козловы уверены, что Надя претендует на их жилплощадь. На следующий день Надя уходит, не простившись.

Николай бросается за нею в общежитие, но она заявляет, что он ей не подходит. Нина не хочет жить в одной квартире с пьяницей Ивановым. Весь день она стоит на улице у подъезда. Здесь её видит Николай, которого когда-то дразнили её женихом. Николай равнодушен к Нине.

Надеясь отвадить сына от Нади, Таисия Петровна приглашает Нину в гости и предлагает остаться.

Нина рада возможности не возвращаться домой. Зашедшей за дочерью Гране Козлова объясняет, что у них девушке будет лучше, и просит больше не приходить. Три месяца спустя Граня снова появляется в квартире Козловых. Ей надо лечь в больницу на аборт, но не с кем оставить маленькую Галю. Иванов пьет. Граня оставляет ребенка Нине.

К этому времени Козловы уже поняли, что Николай живет с Ниной от скуки. Они хотят избавиться от Нины, попрекают её своими благодеяниями. Увидев Галю, Козловы окончательно решают отправить Нину домой. Но в этот момент появляется Надя. Ее с трудом можно узнать. Она беременна и выглядит очень плохо.

Мгновенно сориентировавшись, Таисия Петровна объявляет Наде, что Николай уже женился, и предъявляет Галю в качестве его ребенка.

Надя уходит. Нина слышит этот разговор. Испугавшись неожиданного появления Нади, Козловы требуют, чтобы Николай срочно женился на Нине. Оказывается, он знает о беременности Нади и о том, что она пыталась отравиться. Николай отказывается жениться на Нине, но родители не отстают. Они уговаривают и Нину, объясняют ей.

Важно взять мужика на привязь, родить ему ребенка, а потом он привыкнет к месту и никуда не денется — футбол будет смотреть по телевизору, изредка выпьет пива или сыграет в домино. Выслушав все это, Нина уходит домой, оставив подаренные ей Козловыми вещи. Родители боятся, что теперь Николай женится на Наде.

Но сын вносит ясность. Раньше, может быть, он и женился бы на Наде, но теперь отношения с ней оказались слишком серьезными и он не хочет «вязаться с этим делом».

Успокоившись, Козловы садятся смотреть хоккей. Бабка уходит жить к другой дочери. Над потемневшей сценой раскачиваются качели, на которых сидят Нина и Надя. «Если на них не обращать внимания, они отстанут», — оживленно советует Таисия Петровна. Николай ногами отталкивает налетающие качели..

Краткое содержание Петрушевская Уроки музыки

Иванов некоторое время находился в тюрьме, после чего решил вернуться к Гавриловым. Он хочет спокойной жизни: жить с дочкой Галей. Но никто из родственников не проявляет к нему доверия.

Читайте также:  Анализ романа «женщина французского лейтенанта» (дж. фаулз)

А особенно Нина – старшая сестра Гали, она настроена серьезно и не допустит, чтобы ее сестру обижали. В свои восемнадцать лет она была вынуждена покинуть школу, устроиться в гастроном, чтобы хватало времени и денег. Нина делает все, чтобы Галя ни в чем не нуждалась.

Граня – сожительница Иванова разрешает жить ему в квартире, не обращая внимания на запреты и недовольства соседей.

К соседям из армии возвращается сын Николай, он отлично играет на пианино, поэтому отец, соскучившись, ждет, когда сын сыграет. Он жалеет, что талант сына пропадает. Но Николай пришел не один, а с девушкой Надей, она сразу не понравилась родителям. Мать не показывает свое недовольство и принимает девушку.

Надя  – маляр, у нее комната в общежитии, свое свободное время посвящает выпивке, курению, не редко остается наедине с Николаем. Она показывает свою независимость, но родственники Николая уверяют, что цель девушки – заполучить квартиру.

Их роман заканчивается печально – девушка бросает Николая, аргументируя это тем, что он ей не подходит.

Нина не желает жить с Ивановым, поэтому весь день находится на улице. Николай замечает девушку, с которой ранее общался. Родители Николая приглашают Нину в гости, чтобы сблизить с ней сына. Но Николай не интересуется девушкой, поэтому Козловы желают избавиться от Нины.

Внезапно появляется Надя, она беременна, Козловы понимают, что это отличный шанс прогнать Нину, сказав, что Николай уже женат. Но родители против брака с Надей, они настраивают Нину на брак с их сыном.

Николай предан своей бывшей любви, знает о ее попытке умереть, поэтому не может оставить девушку на произвол судьбы.

Драма заканчивается тем, что две девушки сидят на качелях, а родственники потеряли интерес к происходящему.

Данное произведение показывает темную сторону людей, их желание наживаться на горе других. Только Нина по-настоящему обеспокоена за судьбу младшей сестренки, она загубила свою жизнь ради нее.

Это пример бескорыстия, милосердия и преданности. Другие же соседи только осуждают, не помогая, строя казни за спиной. Автор показывает черствое и злое общество, то, как люди портят жизнь другим.

Козловы – собирательный образ отравителей жизни, они мешают Нине и другим соседям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Петрушевская. Все произведения

Уроки музыки. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Канитель
    Сатирический рассказ о том, как трудно двум существам договорится и добиться консенсуса, если сферы интересов не имеет точек соприкосновения.
  • Краткое содержание Бунин Сверчок
    У шорника Ильи было прозвище Сверчок. Сверчок вместе с Василием работает у помещика Ремера. У помещика есть молодая беременная жена, и они только недавно переехали.
  • Краткое содержание Капитанская дочка Пушкина
    Петр Андреевич Гринев провел свои детство и юность в поместье родителей в Симбирской губернии. По достижении им 17 лет, его отец — отставной офицер отправляет его на военную службу. И хотя Петр еще до своего рождения был приписан к Семеновскому полку
  • По Эдгар
    Эдгар любил свою работу и работал всегда с упорством, но был беден, так как его работа сводилась к журналистике, хоть что-то ,что вызывало интерес у публики.
  • Краткое содержание Севастопольские рассказы Толстого
    Во время Крымской войны Севастополь находился под осадой французов. Город жил под постоянными обстрелами. Жизнь все равно шла своим чередом. По городу шли по своим делам гражданские жители

«Уроки музыки» за 4 минуты. Краткое содержание драмы Петрушевской

В небогато обставленную квартиру Гавриловых возвращается из тюрьмы Иванов, сожитель тридцативосьмилетней Грани. Он говорит, что хочет увидеть свою недавно родившуюся дочь Галю и зажить спокойной семейной жизнью. Гавриловы не верят ему.

Особенно непримиримо настроена против пьяницы Иванова старшая дочь Грани, восемнадцатилетняя Нина. Она вынуждена была уйти из школы, теперь работает в гастрономе и нянчит маленькую Галю.

Несмотря на недовольство Нины и увещевания любопытной соседки Анны Степановны, Граня решается пустить Иванова.

Продолжение после рекламы:

В квартиру зажиточных соседей Козловых возвращается из армии единственный сын Николай. Родители рады возвращению сына.

Отец требует, чтобы сын сыграл что-нибудь на пианино, и сетует, что тот так и не закончил музыкальную школу, несмотря на все старания родителей, которые ничего для него не жалели.

Радость омрачается тем, что Николай привёл с собой Надю, которая вызывает открытую неприязнь у отца Федора Ивановича и у бабки. Мать, Таисия Петровна, держится с подчёркнутой любезностью. Надя работает маляром, живёт в общежитии.

Она курит, пьёт вино, остаётся ночевать в комнате Николая, держится независимо и не пытается понравиться родителям жениха. Козловы уверены, что Надя претендует на их жилплощадь. На следующий день Надя уходит, не простившись. Николай бросается за нею в общежитие, но она заявляет, что он ей не подходит.

Нина не хочет жить в одной квартире с пьяницей Ивановым. Весь день она стоит на улице у подъезда. Здесь её видит Николай, которого когда-то дразнили её женихом. Николай равнодушен к Нине.

Надеясь отвадить сына от Нади, Таисия Петровна приглашает Нину в гости и предлагает остаться. Нина рада возможности не возвращаться домой.

Зашедшей за дочерью Гране Козлова объясняет, что у них девушке будет лучше, и просит больше не приходить.

Три месяца спустя Граня снова появляется в квартире Козловых: ей надо лечь в больницу на аборт, но не с кем оставить маленькую Галю. Иванов пьёт. Граня оставляет ребёнка Нине. К этому времени Козловы уже поняли, что Николай живёт с Ниной от скуки. Они хотят избавиться от Нины, попрекают её своими благодеяниями.

Увидев Галю, Козловы окончательно решают отправить Нину домой. Но в этот момент появляется Надя. Ее с трудом можно узнать: она беременна и выглядит очень плохо. Мгновенно сориентировавшись, Таисия Петровна объявляет Наде, что Николай уже женился, и предъявляет Галю в качестве его ребёнка. Надя уходит.

Нина слышит этот разговор.

Брифли существует благодаря рекламе:

Испугавшись неожиданного появления Нади, Козловы требуют, чтобы Николай срочно женился на Нине. Оказывается, он знает о беременности Нади и о том, что она пыталась отравиться. Николай отказывается жениться на Нине, но родители не отстают.

Они уговаривают и Нину, объясняют ей: важно взять мужика на привязь, родить ему ребёнка, а потом он привыкнет к месту и никуда не денется — футбол будет смотреть по телевизору, изредка выпьет пива или сыграет в домино.

Выслушав все это, Нина уходит домой, оставив подаренные ей Козловыми вещи. Родители боятся, что теперь Николай женится на Наде.

Но сын вносит ясность: раньше, может быть, он и женился бы на Наде, но теперь отношения с ней оказались слишком серьёзными и он не хочет «вязаться с этим делом». Успокоившись, Козловы садятся смотреть хоккей. Бабка уходит жить к другой дочери.

Над потемневшей сценой раскачиваются качели, на которых сидят Нина и Надя. «Если на них не обращать внимания, они отстанут», — оживлённо советует Таисия Петровна. Николай ногами отталкивает налетающие качели.

Анализ пьесы Петрушевской «Уроки музыки»

Аннотация. В статье даётся краткий обзор творчества современной писательницы Л. Петрушевской и предлагается один из вариантов прочтения её пьесы «Уроки музыки».

Сымитировать тайну, энергию, атмосферу, которая есть в пьесах Петрушевской, пока не удалось никому. Есть много талантливых драматургов, но совершивших революцию в драматургии, как это сделала Петрушевская, — нет. Николай Коляда

Вступительное слово учителя. Одна из черт литературы 80-90-х годов ХХ — первых десятилетий XXI века — исследование нравственных основ современной жизни. Такие писатели, как Петрушевская, Т.Толстая, В.Маканин, далеки от политики, их привлекает душа конкретного, «маленького» человека нашего времени.

Отношения между людьми, человеком и окружающим миром, состояние души – вот круг вопросов, объединяющих этих ярких мастеров современной прозы. Остановимся на творчестве Петрушевской и её пьесе «Уроки музыки».

Сообщение учащегося о писательнице Петрушевская Людмила Стефановна родилась 26 мая 1938 года в Москве. Прожила тяжёлое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ.

Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, редактором Центрального телевидения. Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности. Первым опубликованным произведением был рассказ «Через поля» (1972).

Первые пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 году и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983 году). Профессиональные театры (Театр на Таганке, Современник, МХАТ) начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы.

Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» : редакции не брали рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни». Несмотря на это, Петрушевская не прекращала работы, создавая и пьесы, и прозу.

Проза Петрушевской по тематике продолжает её драматургию. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Страна», «Кто ответит?» и др.

Петрушевская является лауреатом престижной Пушкинской премии (1991), премии «Триумф». Её рассказы и пьесы опубликованы во многих странах мира, драматические произведения ставятся в России и за рубежом.

Понравилась ли вам пьеса Петрушевской? Каковы впечатления? Какая сцена, на ваш взгляд, самая сильная? Что в центре внимания писательницы? Какие проблемы её волнуют?

В пьесе изображается жизнь современной семьи, взаимоотношения между старшим поколением и младшим. Вечный конфликт отцов и детей. Как жить? Зачем жить?

Чем ты отвечаешь на любовь родителей? Что может принести бесконечная родительская опека над детьми? Как отличить родительскую любовь от чрезмерного покровительства, не дающего молодым людям возможности самостоятельно принимать решения?

Каким родителем можешь стать ты? Вот круг вопросов, затронутых автором произведения. Петрушевскую интересует человек в современном мире, взаимоотношения людей, их нравственные ориентиры, представления о ценностях. В бытовых конфликтах раскрываются такие чувства героев, как одиночество, любовь, чувство времени.

Расскажите о семьях Гавриловых и Козловых. Сопоставьте эти семьи. Чем они отличаются и в чём похожи?

Драма в двух действиях погружает нас в быт двух семей, Гавриловых и Козловых, живущих в одном доме. У них, как и в жизни, рядом с белым — чёрное, с бедой — радость.

Особенность пьесы в том, что в ней нет главных героев. Все герои занимают равное положение, у них больше недостатков, чем достоинств.

Гавриловы — типичная неполная семья. Граня, 38-летняя женщина, одна воспитывает сына-школьника Витю, 18-летнюю Нину и недавно родившуюся Галю. Гражданский муж Грани Иванов отсидел год в тюрьме за драку, возвращается в дом, но там он лишний: нет прописки, маленькая квартира, чужие дети…

Да и возвращение его никому не в радость, потому что, кроме выпивки с друзьями за чужой счёт, этот человек ни на что не способен.

Он обещает завербоваться на Север, но дальше слов дело не идёт. На разумное предложение Вити поселиться в пустом доме в Чулкове у тёти Маруси, устроиться сторожем на работу и хоть какую-то пользу при носить Иванов отвечает расплывчато: «Это как хотите. Ваше дело, семейное».

Мы видим героя, типичного для нашего времени: тунеядец, живёт за счёт других, готов побираться, но нисколько не стыдится своего положения.

А самое главное, он не ставит перед собой никаких высоких целей в жизни — лишь бы сегодня прожить, а завтра видно будет.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Черный монах» по главам

Его не волнует судьба дочери, приёмных детей, положение жены, которая вновь вынуждена идти в больницу «на три дня» и подкидывать соседям Галю, чтобы её хотя бы покормили. Зритель и читатель видят деградацию Иванова.

Фамилия Иванов выбрана автором случайно?

Это очень распространённая фамилия в России, как и имя, от которого она образована. Но эта художественная деталь подчёркивает типичность образа героя. Жалкий, подлый, наглый тип, приспосабливающийся ко всякой среде, как репей, пристающий к любому предмету, — таким рисует Петрушевская главу первой семьи. Граня — мать троих детей.

Судя по репликам, командному тону в обращении к старшей дочери, к сыну ( «Где ты такую власть взяла? Где это выучилась людей выгонять?», «Решительная какая!», «Ты голоса не поднимай!»; «Радио включили! Давно тебя не слышали, разговорился!»), она властная, нервная, несдержанная.

Граню можно пожалеть или осудить?

Её можно пожалеть за те страдания, которые выпали на долю матери-одиночки (чем может помочь ей такой горе-муж»), и осудить за слабохарактерность и нерешительность, постоянную уступчивость в отношениях с Ивановым. В ней не побеждает материнская любовь и желание добра детям.

Какова семья Козловых? Можно ли назвать её счастливой?

Большая авторская ремарка перед второй картиной подчёркивает достаток и материальное благополучие: «Ковры, хрусталь, полированная мебель … » В этом доме на первый взгляд всё благополучно: сын вернулся из армии, родители рады, устраивают праздничный ужин. Что же настораживает?

Отношение сына к родителям. Николай слишком расчётлив, эгоистичен, привык всё брать, но ничего не давать взамен. Поэтому и отношение к родителям презрительно-пренебрежительное: «Ну, мам! Я только пришёл, только пришёл из армии — и уже начинается!», «Это я хочу!», «Поночуйте ночку!», « …вы должны были закрыть глаза и растаять».

Поражает и желание родителей побыстрее решить проблемы сына, не спрашивая его согласия на такое вмешательство. Особенно в этом преуспели мать и бабушка. Разница семей — в материальном достатке, а сходство — в бездуховности, отсутствии интересов, подлинных жизненных идеалов.

Можно говорить о сходстве Нади и Нины, о трагизме их судеб? Сравним этих героинь. Надя шокирует своим появлением в доме Козловых. Уже во время первого визита к родителям она курит, наливает себе вина, требует выполнения своих желаний, бесцеремонно выясняет, сколько комнат на даче, делает замечания: «Зачем этот сервант, эта выставка посуды? Зачем журнальный столик?

У вас что, журналы? Ковры должны быть с длинным ворсом, чтобы утопала нога». На просьбу Таисии Петровны вымыть посуду Надя отвечает: «Только без меня». В итоге бабушку выселяют на кухню, молодые занимают её комнату.

Нежелание оказаться матерью-одиночкой приводит её к попытке самоубийства. Надя выживет, но останется никому не нужной, с ребёнком-инвалидом, без собственного жилья, без всякой надежды на лучшее. Самое страшное в том, что теперь она не нужна не только родителям, но и Николаю. Её очень жаль.

А Нина? Что можно сказать о ней?

Старшая дочь Грани в школе недоучилась, нужно было воспитывать младшего брата, а потом и сестру, поэтому успела поработать на стройке, а сейчас она «учётчица в молочном». Козловы бросают ей слова: «У вас на руках двое детей выросло! Мама помогала! Другие маме помогают, а здесь наоборот».

Ей нет места в собственном доме, так как вернулся Иванов и кто-то из них должен уйти. Уходит Нина. Но в семействе Козловых она нужна родителям Николая, а не ему. Очень выгодная, с их точки зрения, партия: скромная, тихая, не пьёт, не курит, помогает во всём. Вот только У Николая никаких чувств к ней нет: «Это вы всё за меня сочинили. Я вообще не собираюсь жениться».

Трагизм этих героинь в неустроенности их жизни, ненужности ближним. Кажется, что они вообще лишние в этом мире. Расскажите о Николае Козлове. Какое отношение к себе он вызывает?

Николай — типичный современный герой-повеса, расчётливый, живёт ради удовлетворения своих прихотей. Его нисколько не смущает то, что Надя, брошенная им, в положении, попытается отравиться.

Реакция Николая поражает своим цинизмом: «Когда мне девчата её сказали, какое там дело вышло, я сразу отошёл в сторону. Отравилась – это такое дело. Это можно срок схлопотать. Лучше не вязаться с этим делом».

Не зря отец говорит ему: «Для тебя слово совесть — ничто ».

Возмущает отношение Николая к Наде и Нине. Если Надя нужна ему была лишь для развлечения, никакого серьёзного чувства к ней он не испытывал, то к Нине он совершенно безразличен, её судьба его не трогает.

Так есть ли в пьесе положительные герои?

Однозначно это не Граня, не Надя и не Нина. Они жертвы, оказавшиеся на дне жизни по разным причинам: тут и обстоятельства, и собственная пассивность.

Может быть, положительные герои — отец и мать Козловы?

С одной стороны, чувствуется в этом союзе желание жить для семьи, для своего дома: « …Мы Козловы, понимаешь? Мы всё ради семьи, ради своих. Мы всё сюда несём с матерью, всё тебе. А кому ещё? Нам, что ли?»

Понятно желание Фёдора Ивановича сделать из сына хорошего человека, «чтобы был смелый, таланты свои развивал, например к музыке. Чтобы не врал в жизни».

Но слишком рьяно они пытались уберечь его от всех трудностей жизни, учили не врать, хотя сами лукавили; слишком много брали на себя, решая всё за сына; вот и результат: «Молодой ты Коля, а уже делов натворил. Двух девочек чуть в гроб не загнал».

  • В пьесе Петрушевской нет положительных героев.
  • Ненавязчиво, почти не выдавая своего отношения, Петрушевская говорит читателю: «Если в семье на первом месте материальные ценности, слепое желание родителей самим решить проблемы детей, если дети с детства становятся своеобразными идолами, на которых родители молятся, то к добру это не приведет».
  • О чём говорит нам финал пьесы: «над потемневшей сценой высвечиваются качели, на них раскачиваются Нина и Надя, девушки со сложными судьбами, черты человеческой расчётливости и грубости?»

Скорее всего, качели — символ возмездия, кары. Они заставляют «грешников» Козловых «пригнуться», «ползти на четвереньках», «идти на полусогнутых», и мы понимаем, что Николай подлый, циничный, а заботливые родители Козловы недалёкие мещане. Жалко только, что прозрение приходит к ним слишком поздно.

Как вы определите жанр произведения?

Можете ли вы отметить особенности стиля писательницы?

«Уроки музыки» по жанру — социально-психологическая драма. Несмотря на откровенно будничный фон пьесы, в ней глубокий подтекст, размышления над вечными вопросами.

Характерная особенность стиля Петрушевской — отсутствие в её пьесе масштабных событий. Среда обитания героев преимущественно бытовая, «среди своих».

Сделаем добавление к выводам наших учеников: пьесы Петрушевской поражают несоответствием между словами, вынесенными в их заглавие («Любовь», «Уроки музыки», «Три девушки в голубом»), и обыденностью, цинизмом, приземлённостью, которые становятся нормой существования героев.

Испытание человека обстоятельствами жизни, бытовым благополучием и неблагополучием — одна из самых злободневных проблем современной литературы. Петрушевская — яркий, талантливый драматург, который помогает зрителю и читателю задуматься о своей семье, смысле жизни, о своём предназначении. Она не требует от нас «быть великими», она учит становиться и оставаться людьми…

Краткое содержание: Уроки музыки

В достаточно скудно меблированную квартиру Грани Гавриловой из мест, не столь отдаленных, возвращается Иванов, ее сожитель. Он утверждает, что отныне желает жить в тихой семейной обстановке, чему Гавриловы не особенно верят, и видеть свою дочь Галю, которая не так давно появилась на свет.

Нина, восемнадцатилетняя девушка, старший ребенок Грани, настроена особенно воинственно против этого пьяницы. Девушка вынуждена бросить обучение в школе. Она работает в магазине и нянчится с маленькой сестрой. Однако, Граня не слушает ни Нину, ни свою соседку по этажу Анну Степановну, и впускает сожителя.

В квартиру зажиточной семьи Козловых, живущих по-соседству с Гавриловыми, из армии возвращается сын Николай. Родители радуются возвращению единственного сына. Отец просит Николая сыграть для него на пианино, мимолетно упрекая сына, что не завершил обучения в музыкальной школе, вопреки усердиям родителей, не жалевших для сына ничего.

Однако радость его возвращения омрачена появлением некоей Нади, которую привел Николай. У отца Николая, Федора Ивановича, и у бабушки Надя вызывает явную недоброжелательность. Таисья Петровна, его мать, ведет себя с девушкой крайне любезно. Надя по профессии – маляр, она проживает в общежитии.

Девушка курит и пьет, ночует в комнате сына и нисколько не пытается заслужить благосклонность родителей жениха. Все семейство уверено, что эта особа имеет виды на их жилплощадь. День проходит довольно сумбурно, но на следующий Надя уходит, не говоря им ни слова. Николай отправляется за девушкой в общежитие, но та объявляет ему, что он ей – не пара.

Нина день напролет стоит у своего подъезда на улице: она не желает проживать на одной жилплощади с сожителем матери. Нина встречает Николая, когда-то их называли женихом и невестой, но теперь он к Нине равнодушен. Чтобы сын поскорее забыл Надю, Таисья Петровна предлагает Нине зайти в гости, а уже вечером уговаривает остаться. Девушка рада, что ей не придется возвращаться в квартиру матери.

Зашедшую Граню мать Николая уверяет, что у Козловых Нине будет намного лучше и настаивает, чтобы Гаврилова больше к ним не приходила.По истечении трех месяцев, Граня вновь посещает их квартиру: она ложится в больницу для прерывания беременности, а за малышкой Галей нужен присмотр. Иванов снова пьет. Гаврилова оставляет Галю старшей дочери.

К тому самому моменту семейство Козловых понимает, что для их сына Нина – лишь средство развеять скуку. Теперь Козловы хотят выпроводить Нину, попрекая девушку всем тем, что они когда-либо для нее делали. Появление Гали окончательно убеждает их в этом решении. Однако, в их квартире снова появляется Надя. Она беременна и находится в весьма болезненном состоянии.

Козлова, без промедления представляет ей Галю в качестве дочери Николая и заявляет девушке, что он уже женат. Надя удаляется. Теперь Козловы настаивают на срочной женитьбе сына на Нине, находясь под впечатлением появления и состояния Нади. Оказалось, Николай знает не только о ее беременности, но также о попытке Нади покончить с собой. Он наотрез отказывается от брака с Ниной.

Козловы продолжают упрашивать не только Николая, но и Нину, советуя ей привязать их сына к себе, родив ему ребёнка. Нина же уходит в квартиру матери, не взяв с собой ничего из подаренного ей Козловыми. Мать и отец Николая в ужасе, они полагают, что теперь Николай обязательно женится на этой Наде. Однако, Николай их успокаивает: их отношения стали слишком серьезны, к чему он еще совершенно не готов. Обрадованные Козловы рассаживаются у телевизора в предвкушении впечатлений от хоккейного матча.

Читайте также:  Анализ произведения А.П. Платнова «В прекрасном и яростном мире»

Над сценой маятником покачиваются качели с сидящими на них Надей и Ниной. «Сделай вид, что не замечаешь их… Отстанут…» – слышится голос Таисьи Петровны. Николай отталкивает качели ногами при каждом их приближении.

Краткое содержание романа «Уроки музыки» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Уроки музыки». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Краткое содержание Петрушевская Уроки музыки за 2 минуты пересказ сюжета

  • Краткие содержания
  • Петрушевская
  • Уроки музыки

Иванов некоторое время находился в тюрьме, после чего решил вернуться к Гавриловым. Он хочет спокойной жизни: жить с дочкой Галей. Но никто из родственников не проявляет к нему доверия.

А особенно Нина — старшая сестра Гали, она настроена серьезно и не допустит, чтобы ее сестру обижали. В свои восемнадцать лет она была вынуждена покинуть школу, устроиться в гастроном, чтобы хватало времени и денег. Нина делает все, чтобы Галя ни в чем не нуждалась.

Граня — сожительница Иванова разрешает жить ему в квартире, не обращая внимания на запреты и недовольства соседей.

К соседям из армии возвращается сын Николай, он отлично играет на пианино, поэтому отец, соскучившись, ждет, когда сын сыграет. Он жалеет, что талант сына пропадает. Но Николай пришел не один, а с девушкой Надей, она сразу не понравилась родителям. Мать не показывает свое недовольство и принимает девушку.

Надя — маляр, у нее комната в общежитии, свое свободное время посвящает выпивке, курению, не редко остается наедине с Николаем. Она показывает свою независимость, но родственники Николая уверяют, что цель девушки — заполучить квартиру.

Их роман заканчивается печально — девушка бросает Николая, аргументируя это тем, что он ей не подходит.

Нина не желает жить с Ивановым, поэтому весь день находится на улице. Николай замечает девушку, с которой ранее общался. Родители Николая приглашают Нину в гости, чтобы сблизить с ней сына. Но Николай не интересуется девушкой, поэтому Козловы желают избавиться от Нины.

Внезапно появляется Надя, она беременна, Козловы понимают, что это отличный шанс прогнать Нину, сказав, что Николай уже женат. Но родители против брака с Надей, они настраивают Нину на брак с их сыном.

Николай предан своей бывшей любви, знает о ее попытке умереть, поэтому не может оставить девушку на произвол судьбы.

  Краткое содержание притчи Бедный волк Салтыкова-Щедрина

Драма заканчивается тем, что две девушки сидят на качелях, а родственники потеряли интерес к происходящему.

Данное произведение показывает темную сторону людей, их желание наживаться на горе других. Только Нина по-настоящему обеспокоена за судьбу младшей сестренки, она загубила свою жизнь ради нее.

Это пример бескорыстия, милосердия и преданности. Другие же соседи только осуждают, не помогая, строя казни за спиной. Автор показывает черствое и злое общество, то, как люди портят жизнь другим.

Козловы — собирательный образ отравителей жизни, они мешают Нине и другим соседям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Особенности драматургии Л. Петрушевской

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.

В середине 1960-х годов начала писать рассказы, первый из которых, «История Клариссы», был опубликован в 1972 году.

Пьеса «Уроки музыки» (1973) впервые была поставлена режиссёром Р. Виктюком в Студенческом театре МГУ.

Первая постановка на профессиональной сцене – пьеса «Любовь» (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю. Любимов).

Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах: в дачном домике («Три девушки в голубом», 1980), на лестничной площадке («Лестничная клетка», 1974) и т.п.

Личности героинь выявляются в ходе изматывающей борьбы за существование, которую они ведут в непростых жизненных ситуациях.

Петрушевская делает зримой абсурдность обыденной жизни, и этим определяется неоднозначность характеров её персонажей.

Уроки и структура курса

Чтобы вам было проще овладеть элементами музыкальной грамотности, но при этом не перегружать восприятие информацией, которая мало востребована в прикладном плане, мы структурировали весь доступный материал по теории музыки так, чтобы сосредоточиться преимущественно на полезных в практической деятельности аспектах.

Мы рекомендуем изучать материал последовательно, не пропуская уроки даже в случае, когда тема кажется вам хорошо знакомой. Прочитайте урок с целью убедиться, что вы не пропустили ничего, когда обращались к данной теме ранее.

Урок 1. Свойства звука

Цель данного урока – понять физические свойства звука, разобраться, чем отличается музыкальный звук от любого другого. Кроме того, нужно понять, что такое октава, получить представление о нотно-октавной системе, ступенях звукоряда, тонах, полутонах. Это все напрямую связано со свойствами звука и последующими темами курса.

Урок 2. Нотная грамота

Данный урок имеет целью познакомить вас с нотной грамотой «с нуля», дать представление о нотах, паузах, знаках альтерации и их расположении на нотном стане. Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.

Урок 3. Гармония в музыке

Цель данного урока – разобраться, что такое гармония в музыке, изучить ее основные составляющие и понять, как использовать их на практике. В уроке дается представление об интервалах, ладах, тональностях, что вплотную приближает вас к навыкам самостоятельного подбора мелодий, в том числе на слух.

Урок 4. Полифония и сведение музыки

Целью данного урока является понять, что такое музыкальная полифония, многозвучие и многоголосие, как на их основе формируется мелодия и каковы основные приемы и принципы соединения мелодических линий в полифонических мелодиях. Эти знания полезны для записи и сведения голоса и музыкальных инструментов для получения готового аудиотрека.

Урок 5. Развитие музыкального слуха

Цель урока – понять, что такое музыкальный слух и как его развивать, что такое сольфеджио и как оно поможет развитию музыкального слуха. Вы получите конкретные инструменты и рекомендации, как проверить свой музыкальный слух, и конкретные упражнения для тренировки музыкального слуха.

Урок 6. Музыкальные инструменты

Цель урока – дать представление о наиболее популярных музыкальных инструментах, рассказать об отличиях инструментов, которые традиционно путают, как, например, пианино и фортепиано. Кроме того, в этом уроке вы найдете ссылки на книги, обучающие видеоматериалы и курсы по музыке, которые облегчат вам освоение музыкального инструмента.

Как проходить курс?

Как было сказано выше, уроки курса следует проходить последовательно, не пропуская ни один из них и обращая внимание на иллюстрации и пояснения к иллюстрированному материалу. Картинки визуализируют те нюансы, которые сложно воспринимать, просто читая текст.

Если вам что-либо непонятно, перечитайте урок еще раз. Для более надежного закрепления материала в памяти рекомендуется по окончании курса еще раз вернуться к наиболее сложным для вас темам. После того как вы освоите материал в целом, вам будет проще понять роль различных составных частей курса.

Что такое теория музыки?

Теория музыки изучает основы и принципы построения музыкальных произведений, закономерности формирования музыкальных – певческих и инструментальных – звукосочетаний.

В рамках теории музыки изучается нотная грамота, которая является, по сути, аналогом алфавита для любого языка.

Поскольку словосочетание «язык музыки» является устойчивым и часто применяемым, такая аналогия выглядит полностью логичной.

Кроме того, «Теория музыки» – это одна из специальных дисциплин в учебных заведениях музыкального профиля. Теория музыки тесно взаимосвязана с такими понятиями и дисциплинами как полифония, гармония, сольфеджио, инструментоведение, т.е. подробное изучение конструкции и звучания музыкальных инструментов, их классификация по разным системообразующим признакам.

Цели и задачи курса

Цели и задачи курса, в целом, ясны из названия. Однако стоит уточнить ряд моментов, чтобы было понятно, что подразумевается под музыкальной грамотностью.

Зачем нужен наш курс:

1 Научиться читать ноты – запись на нотном стане является распространенным форматом для многих жанров музыкальных произведений и единственным доступным вариантом знакомства с классической музыкой. Научившись читать «с листа» вы заметно расширите свои возможности как музыканта и вокалиста.
2 Ориентироваться в аккордах и табах – это те же самые ноты, только записанные в другом формате. Аккорды состоят из нот, и каждый значок в табах отображает ту или иную ноту. Понимая закономерности нотного и интервального строения мелодий, вам будет проще понимать и интерпретировать табы и аккорды.
3 Ускорить освоение музыкального инструмента – все практические упражнения к обучающим курсам игры на фортепиано, гитаре и других инструментах записаны на нотном стане либо в виде аккордов и табов. Вы сможете воспользоваться ими и сэкономить время, которое потратили бы на поиск более простых форматов изложения «без нот».
4 Начать играть в музыкальной группе – для взаимодействия с другими музыкантами нужно выучить язык музыки и понимать особенности всех музыкальных инструментов, которые используются в группе.
5 Упростить разбор песен – подготовка к вокальному конкурсу или караоке-баттлу пойдет быстрее, если вы понимаете ноты и аккорды. А дополнительно поработав над развитием слуха, вы без труда услышите движение мелодии вверх или вниз, даже если в вашем распоряжении будут только аккорды без указания октавного диапазона.
6 Начать писать песни или музыку – это проще, чем вам кажется, но для этого нужно знать ноты, слышать интервалы и понимать, что такое полифония и квинтово-квартовый круг тональностей.
7 Сделать первые шаги в освоении саунд-дизайна и самостоятельного сведения треков – многие современные программы обработки звука содержат встроенную панель аккордов и опцию изменения файлов в нотном редакторе. А собственно процесс сведения будет проще, если вы поработаете над своим музыкальным слухом.

Как видите, теория музыки полезна всем, кто желает петь или играть на музыкальном инструменте хотя бы на любительском уровне. И всем, кто хоть как-то соприкасается с волшебным миром звуков. Изучайте теорию музыки, и вы услышите намного больше!

Как освоить теорию музыки?

В эпоху доступности практически любой информации многое из того, зачем раньше приходилось посещать музыкальную школу или брать частные уроки, можно освоить самостоятельно. Современные методики позволяют это сделать намного быстрее, чем за 5-7 лет музыкальной школы. Именно для этого разработан и наш курс по основам теории музыки.

Этот курс даст основы знаний как начинающим музыкантам, так и тем, кто уже попробовал свои силы на музыкальном или вокальном поприще и желает развиваться дальше. Уроки составлены таким образом, чтобы материал был понятен абсолютно всем, в том числе людям, никогда ранее не интересовавшимся теоретическими основами музыки.

Наш курс ни в коем случае не замена профессионального музыкального образования, однако это очень действенный первый шаг в освоении теории музыки. Если возникнет потребность в более глубоких знаниях по какой-либо теме, можно воспользоваться списком дополнительной литературы. В списке есть дополнительные материалы по всем затронутым программой курса темам.

Ссылка на основную публикацию