Великая отечественная война в поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

Великая Отечественная война – это беда, которая принесла утраты, горе и слезы. Она побывала в каждом доме, миллионы людей испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили.

Я знаю много писателей, которые были участниками этой войны.

Они были там, видели как погибали в тяжелейших боях защитники Отечества, многие уцелели в огне испытаний, другие получили увечья, но их стойкость, мужество, дружба и верность вдохновляли писателей на создание произведений о войне.

Новые поколения должны знать и помнить своих героев.

Примером такого художественного произведения по праву считается поэма “Василий Теркин” Александра Твардовского. Главный герой поэмы – солдат Василий Теркин. Теркин – воплощение русского солдата. Он не выделяется ни внешностью, ни умственными способностями, скромен и прост. Его сослуживцы считают своим парнем и радуются, что служат вместе с ним.

Василий часто сталкивается со смертью, однако жизнелюбие и юмор помогают справиться со страхом. На протяжении всей войны Теркин удивляет своих товарищей невероятными подвигами: переправа через реку, победа над смертью, расстрел самолета из винтовки.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Сбив самолет, он чувствует себя героем и даже чувствует себя немного неловко. Сержант вручает ему орден, ребята завидуют Теркину. Он становится для них примером.

В поэме не описываются жестокие сцены допросов и кровопролитных боев, а повествуется о жизни простого солдата, о его подвигах и самопожертвовании.

Автор написал поэму простым слогом, похожим на народную песню, что делает произведение запоминающимся.

Я считаю, что поэма “Василий Теркин” является одной из лучших поэм о войне. Те суровые лишения военных лет не ожесточили людей, а наоборот, скрашивали их тяжелые будни, давали силы для борьбы. И в память о тех, кто воевал, мы должны любой ценой сохранять мир.

Полезный материал по теме:

Великая отечественная война в поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

Великая отечественная война в поэме «Василий Теркин»Твардовский А. Т.Стр. 1

В помощь школьнику. а. т. твардовский. «василий тёркин» – год литературы

Ольга Разумихина *

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

«Василий Тёркин» — произведение парадоксальное. Казалось бы, это поэма, но единого сюжета у неё нет; казалось бы, она о Великой Отечественной войне, а эта тема явно не для шуток, — но написана она легко, читается «запоем» и временами вызывает неподдельный смех. Про такие произведения говорят: «Нарочно не придумаешь».

И действительно, А. Т. Твардовский, бывший тогда корреспондентом фронтовой газеты «На страже Родины», писал книгу стихийно, бессистемно — лишь бы хоть как-то порадовать, приободрить советских солдат. И уж тем более он не предполагал, что Тёркин станет знаковой фигурой и миллионы читателей будут любить Василия как родного.

Но обо всём – по порядку.

«Вася Тёркин — мой герой»

Продолжая традицию классиков обращаться к центральному персонажу как к другу или брату (здесь уместно вспомнить, как А. С.

Пушкин в романе «Евгений Онегин» утверждает, что хорошо знаком как с самим Онегиным, так и с Татьяной, которая якобы отдала ему на хранение то самое письмо), Твардовский в первой главе поэмы — «От автора» — выражает Тёркину благодарность за то, что он прошёл вместе с автором через все тяготы и лишения военного времени:

  • Не прожить, как без махорки,
  • От бомбёжки до другой
  • Без хорошей поговорки
  • Или присказки какой —
  • Без тебя, Василий Тёркин,
  • Вася Тёркин — мой герой…

Отдав дань уважения герою, Твардовский начинает пересказывать различные эпизоды из жизни Василия.

Поскольку центрального сюжета в поэме нет, жанр произведения автор обозначает как «книга про бойца без начала, без конца».

Поэма разбита на множество глав, которые было очень удобно публиковать в газетах. В каждой из них разворачивается вполне законченный сюжет — без всяких там «Продолжение следует…».

Так кто же такой Василий Тёркин? Это удалой, жизнерадостный боец, человек не всегда удачливый (несколько раз его ранят в бою), зато упорный и самоотверженный; он — настоящий патриот, который понимает, что немца нужно одолеть любой ценой.

Так, в одной из самых трогательных глав — «Смерть и воин» — Тёркин едва не погибает после тяжёлой схватки, но до последнего цепляется за жизнь и не поддаётся на уговоры Смерти, которая обещает ему покой.

Он говорит Косой, что ещё многое не сделал: ему хочется помочь согражданам приблизить победу над немцем, а затем вернуться на родину и привести в порядок отчий дом.

Также, кажется (но об этом автор прямо не говорит), у Василия в родных краях есть любимая девушка… В конце концов Тёркин, истекающий кровью, почти сдаётся, но озвучивает последнее желание:

  1. Я не худший и не лучший,
  2. Что погибну на войне.
  3. Но в конце её, послушай,
  4. Дашь ты на день отпуск мне?
  5. Дашь ты мне в тот день последний
  6. Услыхать салют победный,
  7. Что раздастся над Москвой?

Смерть отвечает отказом, и Тёркин говорит, что в таком случае не готов отправиться на тот свет. К счастью, в этот момент Василия замечают однополчане и доставляют в госпиталь.

Тёркин рискует жизнью ещё не раз: в главе «Переправа» он бросается в ледяную воду, чтобы доставить взводу, оставшемуся на другом берегу, весть, которая может спасти жизнь множества солдат.

А в главе «Кто стрелял?» при приближении вражеского самолёта Василий, вместо того чтобы послушаться команды «Ложись!», выхватывает винтовку и сбивает немца.

За этот подвиг Тёркину дают орден, хотя в другой главе он скромно говорит:

  • Нет, ребята, я не гордый.
  • Не загадывая вдаль,
  • Так скажу: зачем мне орден?
  • Я согласен на медаль.

Откуда взялся Тёркин?

Но как же появился этот удалой боец, отважный и при этом скромный, весёлый — и вместе с тем глубоко сочувствующий горю ближнего? Был ли у него прототип — или Твардовский его попросту выдумал? И почему ему досталось такое незамысловатое, в чём-то комическое имя?

Здесь стоит сделать отступление и сказать, что в большинстве случаев воссоздать историю создания даже самого знаменитого произведения — дело нелёгкое.

Чтобы понять, кто был прототипом того или иного героя, что из происходящего на страницах поэмы или романа правда, а что — вымысел, литературоведы месяцами сидят в архивах, изучая записные книжки и переписку авторов с друзьями и собратьями по перу. Иногда им открываются удивительные факты: так, М. Ю.

Лермонтов, автор поэмы «Мцыри», во время пребывания на Кавказе набрёл на монастырь, выглядевший давно заброшенным. Однако оказалось, что в ветхом здании до сих пор живёт один-единственный монах.

Старец разговорился с Лермонтовым и поведал ему свою историю: когда он был совсем маленьким, его захватили в плен, но по дороге мальчик захворал, и военным пришлось оставить «трофей» в ближайшем монастыре. Монахи выходили мальчишку, но тот годами тосковал по родине — и наконец решился на побег, который, правда, не увенчался успехом.

Истощённого и израненного, юношу нашли в лесу и привели «домой», и со временем он смирился со своей участью и больше не пытался убежать. Более того — он взял на себя все хозяйственные хлопоты, когда монахи, некогда поставившие его на ноги, сами стали старыми и немощными. Так что вполне возможно, что знаменитый Мцыри после встречи с барсом и прочих злоключений остался жив — просто Лермонтов решил об этом умолчать и дать читателю самому решить, что в «предсмертной» речи его героя правда, а что нет.

Однако в случае с «Василием Тёркиным» всё намного проще, ведь А. Т. Твардовский сам подробно изложил историю создания поэмы в работе, которая так и называется — «Как был написан “Василий Теркин” (ответ читателям)».

Как уже говорилось, Тёркин стал самым популярным героем военного времени; неудивительно, что Твардовский получал тысячи писем от его поклонников по всей России.

Естественно, автор не мог отвечать каждому адресату, поэтому он выделил наиболее часто встречающиеся в этих письмах вопросы и ответил на них в отдельной статье. Вот с чего она начинается:

Первые главы «Василия Тёркина» были опубликованы в 1942 году, хотя имя героя книги было известно по военной печати значительно ранее. Но именно с 1942 года я, как автор «Книги про бойца», получаю читательские письма, в которых вместе с общей оценкой этого произведения высказываются замечания, пожелания, выдвигаются вопросы. Их нельзя оставить без ответа.

Вопросы, с которыми читатели этой книги обращаются ко мне вот уже много лет подряд, при всём многообразии оттенков и частностей, сходятся к трём основным:

  1. Вымышленное или действительно существовавшее в жизни лицо Василий Тёркин?
  2. Как была написана эта книга?
  3. Почему нет продолжения книги о Тёркине в послевоенное время?

На все три вопроса Твардовский отвечает подробнейшим образом и, очевидно, с огромным удовольствием, — ведь настоящий писатель всегда «прикипает» душой к своим героям. Поэтому, конечно, стоило бы ознакомиться со статьёй самостоятельно. Однако школьник нынче пошёл занятой: уроки, репетиторы, подготовительные курсы… Поэтому всё-таки перескажем основные тезисы Твардовского.

Итак, был ли у Тёркина прототип? Нет — это персонаж собирательный. Более того — если бы Василий был «списан» с конкретного человека, он бы вряд ли вызвал столько читательских восторгов.

Придумывая Тёркина, Твардовский хотел, чтобы каждый боец нашёл в нём что-то близкое, даже родное, и мог ассоциировать себя с героем. Именно поэтому, кстати, Василий — рядовой, а не генерал или, скажем, хотя бы полковник.

Автор не умаляет заслуг военачальников, но подчёркивает, что победа над фашистской Германией была бы невозможна без миллионов простых солдат. Кроме того, Твардовский сообщает:

«Василий Тёркин», повторяю, известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 года. Но «Вася Тёркин» был известен ещё с 1939—1940 года — с периода финской кампании. В то время в газете Ленинградского Военного Округа «На страже Родины» работала группа писателей и поэтов: Н. Тихонов, В. Саянов, А. Щербаков, С. Вашенцев, Ц. Солодарь и пишущий эти строки.

Читайте также:  Какие ошибки можно назвать ценными?

 Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что-нибудь вроде еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки. Затея эта не была новшеством в армейской печати.

По образцу агитационной работы Д. Бедного и В. Маяковского в пореволюционные годы в газетах была традиция печатания сатирических картинок со стихотворными подписями, частушек, фельетонов. Там были иногда и условные персонажи, вроде какого-нибудь повара-весельчака.

 И вот мы, литераторы, , решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок. Это должен был быть некий весёлый, удачливый боец, фигура условная, лубочная. Стали придумывать имя.

Шли от той же традиции «уголков юмора» красноармейских газет, где тогда были в ходу свои Пулькины, Мушкины и даже Протиркины (от технического слова «протирка» — предмет, употребляющийся при смазке оружия). Имя должно было быть значимым, с озорным, сатирическим оттенком.

Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Тёркиным, именно Васей, а не Василием. Так родилось это имя». 

Итак, Вася Тёркин «появился на свет» ещё в 1939 году и был центральным персонажем множества лёгких, наивных фельетонов о войне в Финляндии. Но как же «лубочный» персонаж стал героем целой книги о Великой Отечественной?

На этот вопрос также даётся исчерпывающий ответ.

В 1940 году финская кампания закончилась, и в редакции «На страже Родины» о Тёркине быстро позабыли — все, кроме Твардовского, который продолжал писать о бравом бойце, совершенствуя и видоизменяя его портрет, характер, привычки, сочиняя более проработанные и правдоподобные эпизоды с его участием, чем те, что они с коллегами уже придумали.

«Тёркин”, по тогдашнему моему   замыслу, должен был совместить доступность,   непритязательность формы — прямую предназначенность фельетонного “Тёркина” — с  серьёзностью и, может быть, даже лиризмом содержания», — пишет Твардовский. Нелегко дался автору и выбор подходящего стихотворного размера — четырёхстопного хорея.

Но работа спорилась, и, когда началась Великая Отечественная война, Твардовский вновь вывел героя «в свет». Первоначально автор планировал опубликовать лишь несколько глав, но истории про Тёркина имели необыкновенный успех; они вдохновляли солдат, дарили им хоть какую-то радость в тяжёлые дни наступления немецкой армии. Поэтому Твардовский решил, что не имеет морального права бросать работу над книгой.

Наконец, почему же Александр Трифонович не написал ни одной сцены из послевоенной жизни Тёркина? Отчасти потому, что читатели в письмах высказывали совершенно разные пожелания относительно дальнейшей судьбы героя: кто-то предполагал, что Тёркин останется в армии, кто-то — что станет колхозником, третьи прочили ему успехи в спорте.

Предоставить Василию заниматься всем и сразу было бы невозможно, неправдоподобно, а выбор одной-единственной сферы удовлетворил бы часть читателей, но расстроил бы другую; Твардовский не хотел, чтобы люди разочаровались в полюбившемся образе.

Но главная причина была в том, что Твардовский понимал: продолжать «Тёркина» — значит эксплуатировать уже устоявшийся образ и писать заведомо слабые тексты.

Впрочем, какое-никакое продолжение истории Тёркина Твардовский всё-таки написал. И назвал эту сатирическую поэму неожиданно: «Тёркин на том свете».

Сюжет данного произведения разворачивается ни много ни мало в потустороннем измерении, где удалой боец встречает множество уморительных персонажей — ярых сторонников советской власти.

А к руководству СССР Твардовский имел очень, очень большие претензии. Но это, как говорится, совсем другая история.

*

Великая отечественная война в поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

— выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

«Василий Тёркин» – главный вклад поэта в Победу | Камертон

9 мая 1945 года Александр Твардовский под Кенигсбергом закончил свою «Книгу про бойца»

В городе Гвардейске на доме 21 по улице Калининградской двадцать лет назад по инициативе журналистов Петра Казаченка и Эдуарда Лившица установлена Мемориальная доска Александру Трифоновичу Твардовскому.

На ней изображен писатель и поэт в форме подполковника Советской Армии и надпись: «В этом доме 9 мая 1945 г. встретил День Победы и дописал последнюю главу поэмы “Василий Тёркин” поэт-фронтовик Александр Трифонович Твардовский.

В послевоенное время главный редактор журнала “Новый мир”, лауреат Ленинской премии, общественный деятель».

Одной из главных движущих сил в Великой Отечественной войне была матушка-пехота. «Наша война, как известно, изобилует всевозможными подвигами, сотни тысяч людей всех поколений, воинских званий и родов войск совершили на ней чудеса храбрости и воинского умения.

Но лично я, немного повоевавший в пехоте и испытавший часть ее каждодневных мук, как мне думается, постигший смысл ее большой крови, никогда не перестану считать ее роль в этой войне ни с чем не сравнимой ролью, – писал фронтовик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственно премий Василь Быков.

– Ни один род войск не в состоянии сравниться с ней в ее циклопических усилиях и ею принесенных жертвах. Видели ли вы братские кладбища, густо разбросанные на бывших полях сражений от Сталинграда до Эльбы, вчитывались ли когда-нибудь в бесконечные столбцы имен павших, в огромном большинстве юношей 1920—1925 годов рождения? Это – пехота.

Она густо устлала своими телами все наши пути к победе, сама оставаясь самой малозаметной и малоэффективной силой, во всяком разе, ни в какое сравнение не идущей с таранной мощью танковых соединений, с огневой силой бога войны – артиллерии, с блеском и красотой авиации». 
О действиях пехоты в годы войны слагали песни, стихи.

Но наиболее полно, на мой взгляд, впечатления о действиях пехоты в Великой Отечественной войне, воплотились в истории главного героя поэмы Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин». (Второе название – «Книга про бойца»). 

Вот что пишет сам Твардовский в автобиографии: «“Книга про бойца” в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения.

“Тёркин” был для меня во взаимоотношениях поэта с его читателем – воюющим советским человеком – моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».

Поэма эта получила всенародное признание, хотя и посвящена она вымышленному герою пехотинцу Василию Тёркину, который «большой охотник жить лет до девяноста».

 
Люди моего поколения зачитывались каждой главой поэмы – своеобразной новеллой о Васе Теркине, который воевал на своем веку второй раз (первый – на афинской войне). За словом он в карман не лезет, едок хороший. В общем, «парень хоть куда». Война для него – стихийное бедствие, горячая работа:

Не унывай.
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы – не помрем.
Срок придет, назад вернемся,

Что отдали, все вернем… 

Помимо борьбы с фашистами, Тёркин еще и развлекал солдат различными шутками и прибаутками, пытаясь спасти их от страха и паники перед наступающей атакой.

В годы Великой Отечественной стихами «Тёркина» говорила вся сражающаяся страна – как на фронте, так и в тылу, в городах и весях.

Как рассказывали фронтовики, отрывки из «Книги про бойца» заучивали наизусть, передавали друг другу вырезки из газет. Полностью подтвердились слова поэта:

Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
– Вот стихи, а все понятно,

все на русском языке…

В Васе Тёркине воплотилась поражающая своей силой жажда жизни, неукротимая энергия и стальная выдержанность русского характера – с его естественной, само собой разумеющейся, постоянной тревогой о доме, семье, матери, детях, заботой о природе родного края, привязанность к земле-матушке.

Обычно скупой на похвалы Иван Бунин, один из самых взыскательных мастеров русской литературы XX века, так отозвался из Парижа о «Тёркине»: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова».

Поэму Александр Трифонович Твардовский задумал и начал писать еще в 1940 году в ходе войны с Финляндией. И вновь обратился к своему герою уже в годы Великой Отечественной на которую писатель ушел в первый же день. 21 июня 1941 года ему исполнился 31 год, а 22 июня в своем дневнике он записал: «Война с Германией. Еду в Москву».

Через четыре года он напишет в письме жене: «Не то удивительно, что я не пропал на этой войне физически – ведь я не воевал, а то, что я не пропал как поэт и как поэт пригодился множеству людей, живых ныне и мертвых также, пока они были живы…» Письмо это было написано под Кенигсбергом.

Именно здесь, в Восточной Пруссии, создавались заключительные главы «Василия Тёркина» – главного вклада поэта в Победу. 4 мая 1945 года Александр Твардовский писал своему двоюродному брату фронтовику Михаилу Плескачевскому, что за зиму сделал три новые главы «Тёркина».

В заключительных главах «Василия Тёркина» мы встречаем устраненные ныне с Калининградской области названия, узнаваемый восточно-прусский пейзаж:

Читайте также:  Фантастический реализм в литературе

Скучный климат заграничный
Чуждый край краснокирпичный… 
Но война сама собой,
И земля дрожит привычно,
Хрусткий щебень черепичный

Отряхая с крыш долой…

Последняя точка в «Книге про бойца» была поставлена 9 мая в городе Топиау – нынешнем Гвардейске Калининградской области. В 1945 году вместе с войсками 3-го Белорусского фронта в составе редакции фронтовой газеты «Красноармейская правда» подполковник Твардовский вошел в Восточную Пруссию с востока на запад.

Писал по живым впечатлениям стихи и прозу. Его очерк «Кенигсберг» опубликован 11 апреля 1945 года – через день после штурма крепости.

Автор пишет: «И, однако, тяжелая громада города-крепости и в этом своем полуразмолотом виде предстает настолько внушительно, что это несравнимо со всеми другими, уже пройденными городами Восточной Пруссии».

 
Писатель Евгений Воробьёв о 9 мая 1945 года вспоминал: «Стоя на крыльце уцелевшего дома, где ночевали сотрудники редакции, Александр Твардовский вместе со всеми участвовал в салюте, оглушившем Тапиау. Свои патроны расстрелял, выпросил запасные обоймы у писателя Марка Слободского и художника Ореста Верейского…»

 
А. Твардовский ( в центре) 9 мая 1945 года в Тапиау

С художником Орестом Верейским в редакции «Красноармейской правды» по фронтовым дорогам Твардовский прошагал не одну сотню километров. Орест Верейский одним из памятных дней войны считал именно 9 мая 1945 года.

В тот день, по утверждению художника, «все были веселы и в различной степени пьяны». Как вспоминал Верейский, опустошив барабан, Александр Трифонович пошел к себе наверх, отказавшись от стихийного застолья.

В эту ночь именно там он начал последнюю главу «Василия Тёркина» – «От автора»:

  • «Светит месяц, ночь ясна,
    Чарка выпита до дна…»
  • Тёркин, Тёркин, в самом деле,
    Час настал, войне отбой.
    И как будто устарели
  • Тотчас оба мы с тобой.
  • И как будто оглушенный
    В наступившей тишине,
    Смолкнул я, певец смущенный,
  • Петь привыкший на войне.

…Все дальше и дальше уходит от нас Великая Отечественная. Вечером 9 мая, перед Минутой молчания мы вновь услышим слова диктора: «Пройдут годы, десятилетия. Век за веком прошумят над землей. Придут новые поколения.

И вечно будут жить герои в памяти человеческой…» 
Слова, от которых комок сам подкатывает к горлу. В эти скорбные шестьдесят секунд молчания мы – дети, внуки и правнуки фронтовиков – мысленно отчитаемся перед живыми и павшими.

Мой отец, который прошел войну от «звонка до звонка» и о котором Александр Твардовский написал поэму «Иван Громак», 9 мая наливал себе фронтовые сто грамм. Увы, нет уже бати в живых – спустя 55 лет после Победы его догнала все-таки война. Но в этот день фронтовые сто грамм нальем мы, его дети.

И выпьем за отца, за его боевых товарищей. И, конечно же, за Твардовского, который написал сильную и правдивую поэму про простого Солдата – Победителя.

Художник: Ю. Непринцев.

«Василий Тёркин»: энциклопедия войны в стихах

Впервые солдат Вася (именно Вася, не Василий) Тёркин появился на страницах фронтовой газеты «На страже Родины» задолго до начала Великой Отечественной — в 1939–1940 годах. Тогда шла советско-финская (или зимняя) кампания. Складывалась она для СССР поначалу не слишком удачно, и пропаганда должна была как-то скрасить бойцам тяготы войны.

Василий Тёркин, иллюстрация Ореста Верейского (источник фото)

Несколько товарищей, включая Александра Твардовского, Николая Тихонова и Самуила Маршака, начали писать в газету фельетоны с весёлыми иллюстрациями о Васе Тёркине, опираясь ещё на опыт пропаганды времён Гражданской войны. Они тогда понятия не имели о полном тёзке своего героя из уже забытого романа Петра Боборыкина о похождениях купца Василия Тёркина.

Вася Тёркин? Кто такой? Скажем откровенно: Человек он сам собой

Необыкновенный.

Получил красноармеец и стихотворную биографию. «Богатырь, сажень в плечах», он был пулемётчиком, то есть весьма умелым бойцом. И опытным — воевал на Хасане: «Был на сопке Заозёрной и на речке Халхин-Гол». Был ранен в боях за Белосток во время освободительного похода Красной армии (этот поход стал первым боевым опытом для Твардовского).

Супергерой советских комиксов — «до того, как это стало мейнстримом» (источник фото)

А уж на финской Тёркин вообще творил чудеса.

«Кошкой» выдёргивал шюцкоровца (члена охранных отрядов) за штаны прямо из самолёта, раскрашивал финские надолбы под красноармейцев — и враг в панике разносил свою же защиту; спасал финского солдата от расстрела офицером и разоблачал болтунов, распространявших слухи о вражьем чудо-оружии, мчал на лыжах через горы, водопады и не только. Причём сначала рисовали картинки, а уже к ним придумывали текст. В общем, создатели Халка и Железного человека обзавидовались бы.

За время советско-финской Вася Тёркин получил некоторую известность, но вскоре о нём забыли. А Твардовский тем временем обдумывал увиденное на фронте и рассказанное сослуживцами. Но тут началась другая война — Великая Отечественная.

Книга про бойца

Твардовский поехал военным корреспондентом на Юго-Западный фронт. Вскоре он понял: говорить прежним языком с читателем невмоготу. Другая война, другая ситуация в стране — и читатель тоже другой.

Весной 1942 года Твардовский, наперекор всем литературным правилам, начал писать стихи «без начала, без конца» и без строгого сюжета. Лубочный супергерой Вася исчез. Появился Василий Тёркин.

«Просто парень сам собой / Он обыкновенный».

Поколение XXI века (к нему принадлежит автор этой статьи) просто не может представить себе, что в военные годы пришлось пережить людям. Но Твардовский — мог. Первые же строки поэмы — о простых человеческих чувствах. О жажде.

  • На войне, в пыли походной, В летний зной и в холода, Лучше нет простой, природной Из колодца, из пруда, Из трубы водопроводной, Из копытного следа, Из реки, какой угодно, Из ручья, из-подо льда, — Лучше нет воды холодной,
  • Лишь вода была б — вода.

Бойцам на войне бывает страшно. И опытным в том числе. Больше всего на свете они мечтают выспаться и поесть — не с колена, а со стола.

А привычные сегодня вещи, как, например, «спать в одном белье нательном» или чистота, от которой «озноб по коже», — воспринимались ими как рай.

Эпизод, когда Тёркин попадает в госпиталь, где совсем другие условия, нежели на передовой, — он долгое время не может уснуть без шапки. Это проникает в самую душу.

Твардовский мог бы и дальше писать, как Тёркин «русской ложкой деревянной восемь фрицев уложил». Были и такие авторы. Но он предпочёл правду. Передавая невообразимую боль, которую испытывали защитники, оставляя родные деревни. Это пережил и сам автор — он был родом со Смоленщины.

Александр Твардовский на пепелище родного дома в деревне Загорье в Смоленской области (фото: Военный альбом)

Немец сыт и физически сильнее Тёркина. Немецкий блиндаж обустроен гораздо лучше. Такого врага картинками из газеты не испугаешь. Он очень метко бьёт из миномётов.

Поэтому даже с Тёркиным крохотную деревню Борки — не Ростов, не Харьков, не «гордую твердыню, что у матушки-реки» — красноармейцы берут раз за разом. И никак не могут взять. Пожалуй, никто лучше Твардовского не смог всего парой строф описать трагедию взаимодействия частей 1942 года.

  1. Все хорошие ребята, Как посмотришь — красота. И ничуть не виноваты,
  2. И деревня не взята.

И если б не поэт — о Ржеве никто бы и не вспомнил, как это ни печально. Но автор даёт и надежду — ведь в сорок первом было куда хуже.

Твардовский вспоминал опыт прежних войн и войны современной. Показывал, что в бою иногда приходится заменять убитого командира. Что лучше не переть на пулемёты в лоб, а попробовать в обход.

Что даже Тёркин может быть тяжело ранен, и не раз. Что умирать тошно в любое время. Что спасение товарища — святое. И что читать только про войну — трудно.

Поэтому в поэме удивительно лирические и нужные отступления.

«Берег левый, берег правый…», иллюстрация Ореста Верейского (источник фото)

Некоторые строки «Василия Тёркина» Твардовский взял из первых стихотворных опытов о реальных событиях зимней войны.

Так, знаменитые строки «Переправа, переправа…» относились первоначально к неудаче во время форсирования советскими войсками крохотной финской речушки Тайпален-Йоки.

А фрагмент «Страшен танк, идущий в бой…» описывает действия бронемашины трёх Героев Советского Союза — Диденко, Крысюка и Кривого. Да и речь самого героя: «Я вторую, брат, войну на веку воюю», — однозначно говорит о его боевом опыте.

В то время как на страницах многих газет с шутками и прибаутками писали о пехоте, истребляющей вражеские танки и самолёты чуть не тысячами, Твардовский честно писал о страхе, который наводит один-единственный самолёт. И сбить его — подвиг, достойный ордена и отпуска домой.

Удивительно, но в феврале 1942-го в бою у деревни Некрасовка политрук 1270-го полка вправду смог сбить немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111» из ружья. Тогда два члена экипажа попали в плен. Правда, ружьё было противотанковым.

Иллюстрация Ореста Верейского

Менялась война — и с ней менялся герой. Постепенно слово «солдат» заменило слово «боец», а «офицер» стали употреблять вместо «командир». И даже сейчас чувствуешь радость очевидцев 1941-го при виде темпов наступления советской армии в 1944-м:

  • Позабудешь и про голод За хорошею войной. Шутки, что ли, сутки — город,
  • Двое суток — областной.

И горе вернувшихся в родные деревни, от которых ничего не осталось (деревня Твардовского превратилась в пепелище). И сам становишься участником последних боёв — уже в чужих городах.

После победы Твардовский, несмотря буквально на мольбы читателей, не стал продолжать поэму о Тёркине. И она навсегда осталась памятником военной эпохи — страшного и великого времени.

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Ефимов Д.П. 1
Ефимова О.П. 1

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Введение

В 8 классе на уроках литературы мы изучали поэму Александра Твардовского «Василий Тёркин». Я прочитал её буквально за вечер, поэма мне очень понравилась: во-первых интересная и захватывающая, во-вторых легко читается.

После прочтения я задумался: события, описанные в поэме, действительно происходили во время Великой Отечественной войны или это полностью выдумка автора? Ведь если произведения художественной литературы полностью соответствуют произошедшим событиям, то возможно изучение истории Великой Отечественной войны стало бы намного интереснее.

Актуальность выбранной темы: я считаю, что изучение истории Великой Отечественной войны будет актуально всегда.

Без памяти о Великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших прадедов, дедов, бабушек и прабабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, – подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России. Художественная литература как наиболее доступный голос времени, способный передать историю человечества, стала средством раскрытия этой проблемы.

Читайте также:  Сочинение: образ вишневого сада

Новизной исследования я считаю изучение художественной литературы как исторического источника.

Объектом исследования является исторический путь Красной Армии в Великой Отечественной войне, предметом исследования – путь советского солдата от отступления к победе в поэме А.Т.

Твардовского «Василий Тёркин». Произведение А.

Твардовского создавалось на протяжении суровых военных лет с 1941 по 1945 год, в нём отражены основные события войны; его композиция и движение сюжета определялись передвижениями линии фронта.

  • Цели исследовательской работы:
  • 1)выявить, может ли поэма «Василий Тёркин» служить достоверным источником изучения истории Великой Отечественной войны;
  • 2)установить, может ли это художественное произведение» в эпоху невиданной циничной атаки на объективные архивные материалы остаться островком исторической правды.
  • Задачи:
  • 1)сопоставить события в поэме А.Твардовского «Василий Тёркин» с событиями Великой Отечественной войны, составить таблицу;

2)нарисовать карту пути, пройденного героем поэмы Василием Тёркиным. Гипотеза: поэма А.Т.Твардовского является достоверным историческим источником знаний о Великой Отечественной войне.

Теоретические методы исследования:

1)анализ научной литературы о поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» и Великой Отечественной войне;

2)сравнительный анализ событий в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» с реальными историческими событиями

Обзор литературы:

Монография Абрамова А.М. «Лирика и Эпос Великой Отечественной войны» посвящена поэзии времен Великой Отечественной войны. В книге автор всесторонне анализирует фронтовую лирику, эпические произведения тех лет, в том числе и поэму А. Твардовского «Василий Тёркин».

В статье Снигирёвой А.Т.«Навсегда, Василий Тёркин, подружились мы с тобой»исследуется природа творческого феномена А. Твардовского. Главные произведения – поэма «Василий Тёркин» и стихи из книги «Фронтовая хроника» рассматриваются в соотнесенности с атмосферой военных лет.

Энциклопедия « Великая Отечественная война 1941-1945» о многогранной деятельности советских людей в военные годы, выпущенная под редакцией М.М.

Козлова, состоит из вводного обзора и 3300 расположенных по алфавиту статей.

Последние освещают основные операции Советских Вооруженных Сил, их организацию и вооружение, военную экономику, внешнюю политику СССР в годы войны, вклад в победу над врагом науки и культуры.

Книга Никулина В.В., Бредихина В.Е. «СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» позволяет обобщить и систематизировать знания по одному из ключевых этапов отечественной истории XX века – периоду Великой Отечественной войны, включает вспомогательные схемы и таблицы.

Основная часть

Начальное отступление советских войск в ходе Великой Отечественной войны.

Как известно, поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была завершена в 1945 году вместе с окончанием Великой Отечественной войны (последняя глава «В бане»- в марте 1945 года). Первое отдельное издание ещё не законченного произведения вышло в 1942 году.

Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяется на три части главами «От автора». В ней присутствует хронологическая последовательность, упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции. Мне предстоит выяснить, насколько повествование поэмы связано с ходом войны1941-1945 г.

и в какой степени соотносится с исторической хронологией событий Великой Отечественной войны.

В прологе « От автора» есть упоминание, позволяющее нам считать, что событийный ряд поэмы начинается с 22-23 июня (сам А.Т.Твардовский со второго дня на фронте, сначала на Юго-Западном, затем на 3-м Белорусском).

Автор начинает своё произведение с рассказа об отступлении Красной Армии в первые месяцы войны, когда сол­даты двигались за сме­щавшейся на восток линией фронта.

В начальных одиннадцати главах поэмы (в первой части) возникает картина именно первых месяцев войны: отступление, плен, ранения и гибель солдат, остающиеся в оккупации деревни. О горьких днях отступления Теркин – главный герой – рассказывает в главе «Перед боем».

Из изученных источников я узнал, что немецкие войска стремительно ворвались на территорию СССР сразу с нескольких фронтов. Вероломное нападение Германии застало врасплох большинство дивизий и полков пограничных военных округов.

Уже на второй – третий день войны чётко вырисовался замысел противника – изолировать и окружить в районе западнее Минска большую часть западного фронта. Таким образом, основной удар пришёлся по Западному фронту, откуда впоследствии отступали советские солдаты, как в реальной жизни, так и в поэме А.Твардовского.

В целях у немцев был прорыв сразу через несколько советских фронтов и последующее окружение советских солдат. Это им осуществить удалось, о чём написано и у Твардовского в главе «На привале».

В главе «Тёркин ранен» описывается героическое сражение советских солдат за освобождение Тулы.

К октябрю 1941 года немецкие захватчики довольно сильно продвинулись вглубь.

В Туле в 1941 все оборонные заводы работали на полную мощность, но кроме полка НКВД, охраняющего оборонные заводы, истребительных батальонов из рабочих и служащих, 732-го зенитно-артиллерийского полка, который прикрывал город от воздушного налета противника, ничего не было. И 29 октября немцы вплотную приблизились к Туле. В этот же день началась оборона Тулы.

В главе «Кто стрелял?» описывается почти сказочный, но реальный военный эпизод: Тёркин выстрелом из трёхлинейной винтовки сбил немецкий бомбардировщик.

Изображение Великой Отечественной войны в поэме Твардовского «Василий Теркин»

/ Сочинения / Твардовский А.Т. / Василий Теркин / Изображение Великой Отечественной войны в поэме Твардовского «Василий Теркин»

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, Твардовский приступил к работе над поэмой «Василий Теркин». «Книга про бойца» была задумана как лирико-публицистический дневник, в котором на основе хронологического военного сюжета были отражены чувства и мысли автора, единые со всем народом.

    В первых одиннадцати главах возникает картина первых месяцев войны: отступление, плен, ранения и гибель солдат, остающиеся в оккупации деревни. Это время превратило «наших стриженных ребят» в бойцов, продолжающих путь русского труженика-солдата. В следующих двенадцати главах воспроизводится страшная действительность второго лета войны, «опоясавшего» страну фронтами от Дона до Ладоги.

Это новый этап истории, так как здесь путь-дорога русских солдат поворачивает на запад.
    Освобождение занятой врагом страны изображено в третьей части поэмы, начинающейся с третьим летом войны. Вдвое меньше половины остается до «судного дня» – «светлого дня Победы», в который неизменно верит смертельно уставший, но не сломленный русский чудо-человек.

В последней главе «От автора» подводится итог «повести памятной годины».
    В своей поэме автор рисует вовсе не благоприятные обстоятельства. Единственный выход на войне – принять их, не впадая в отчаяние. Несколькими выразительными строчками дается описание этих обстоятельств.

Ты ощущаешь тяжесть мокрой шинели, холод, идущий от небесной крыши, царапанье хвои по лицу, жесткие бугры на ночевке. Что-то древнее, почти звериное, проявляется в умении приспособиться к тому, что можно было бы назвать противоестественным. При этом обнаруживается особая физическая и духовная сила русского человека, простого солдата.

    Обыкновенный, не исключительный, широко и густо рассеянный по военной земле человеческий тип, Теркин все же неповторимо индивидуален. Твардовский наделяет его некоторыми особыми чертами личности. Он концентрирует в характере героя редкое умение быть самим собой и делать единственно необходимое дело.

    В поэме Теркин говорит от мира тех, кому на долю выпало пережить тяжелое начало войны, позор поражения и отступления, неразбериху, недоумение от происходящего. У Твардовского мы не найдем стальных интонаций упрека бойцам, для которых первые месяцы войны обернулись настоящей мукой. После этого воевать, имея «связь и часть», казалось не самым тяжелым уделом.

    Все произведение пронизывает лейтмотив жестокости природы, изуродованной войной, по отношению к человеку. Главный герой окружен пространством, мало пригодным для жизни.

Так, зимний пейзаж составляет не предмет поэтического очарования, а ранит душу противоестественной обезображенностью:
    На могилы, рвы, канавы,
    На клубки колючки ржавой,
    На поля, холмы – дырявой,
    Изувеченной земли,
    На болотный лес корявый,
    На кусты – снега легли.
    Земля теперь превращена в мерзлую груду снега и грунта. Люди дни и ночи проводят возле танков и орудий.

Твардовский описывает то, что называется настроением поколения, проявлением национального характера.
    На протяжении всех глав, в которых действует герой, от одного эпизода к другому все полновеснее раскрывается его характер. В главе «Переправа» Василий совершает настоящий подвиг.

По ледяной ноябрьской воде, выполняя возложенное на него задание, он прорвался на вражеский берег под огнем противника. Разве немцы могли предположить такой отчаянный поступок со стороны русских? Все прошло благополучно.
    В штабной избушке доктор спиртом растирает промерзшее тело бойца.

Тут Теркин с юмором спрашивает:
    Доктор, доктор, а нельзя ли
    Изнутри согреться мне,
    Чтоб не все на кожу тратить?
    На пользу пошла приятная стопка. Все, как есть, доложил пловец полковнику.

Благодарный командир называет бойца «молодцом», а тот, чтобы не упустить момент:
    А еще нельзя ли стопку,
    Потому, как молодец?
    Такое «балагурство» Теркина свидетельствует не только о его находчивости, но и напоминает о больших потерях при переправе. Два взвода погибли целиком, и обратное возвращение было смертельно опасным. И в такой ситуации Теркин еще и шутит! Разумеется, двойная переправа требовала особой закалки и крепкого здоровья, а он – «обыкновенный».
    В своем произведении Твардовский не дает описания батальных сцен, крупных военных сражений. Его внимание сосредоточено на трудовых буднях простых солдат. Проявляемая смелость в главе «Кто стрелял?» – само собой разумеющаяся. Но рядом – еще и шутка, песня, которые поддерживают товарищей и дают жизненный урок, пробуждают презрение к немцам.
    Фрагментарность книги определила включение в нее героев – солдат, которые в своей совокупности творили победу. Это и суровый и чуткий генерал, колоритная фигура солдата–бородача, дед, у которого Василий чинил часы.

    А.Н. Твардовский создает огромное лиро-эпическое полотно – поэму «Василий Теркин», посвященную страшному горю, тихой радости, обыденной жизни – Великой Отечественной войне.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Твардовский А.Т. / Василий Теркин / Изображение Великой Отечественной войны в поэме Твардовского «Василий Теркин»

Ссылка на основную публикацию