Сочинение: образ вишневого сада

Действие последнего произведения А.П. Чехова происходит в имении Раневской Любови Андреевны, которое через несколько месяцев будет продано на аукционе за долги, и именно образ сада в пьесе «Вишнёвый сад» занимает центральное место. Однако уже самого начала присутствие такого огромного сада вызывает недоумение.

Довольно жесткой критике это обстоятельство подверг И.А. Бунин, потомственный дворянин и помещик. Он недоумевал, как можно превозносить вишневые деревья, которые не отличаются особой красотой, имеют корявые стволы и мелкие цветочки.

Также Бунин обращал внимание на тот факт, что в барских усадьбах никогда не встречаются сады только одной направленности, как правило, они были смешанными. Если посчитать, то сад занимает площадь примерно в пятьсот гектар! Для ухода за таким садом необходимо очень большое количество людей.

Очевидно, что до отмены крепостного права сад содержался в порядке, и вполне возможно, что урожай приносил прибыль своим хозяевам. Но после 1860 года сад начал приходить в запущенное состояние, так как денег или желания для найма рабочих у хозяев не было.

И страшно представить, в какие непролазные дебри сад превратился за 40 лет, так как действие пьесы происходит на стыке веков, доказательством чего может служить прогулка хозяев и слуг не по прекрасным кущам, а по полю.

Это все показывает, что конкретного бытового значения образа вишневого сада в пьесе не замышлялось. Лопахин выделил только главное его преимущество: « Замечательного в этом саду только то, что он большой».

Но именно образ вишневого сада в пьесе Чеховым вынесен как отображение идеального значения объекта художественного пространства, строящееся со слов действующих лиц, которые в течение всей сценической истории идеализируют и приукрашивают старый сад. Для драматурга цветущий сад стал символом идеальной, но уходящей в прошлое красоты.

И эта скоротечная и разрушаемая прелесть былого, заключенная в мыслях, чувствах и поступках, притягательна и для драматурга, и для зрителей. Связав судьбу усадьбы с героями, Чехов соединил природу с социальной значимостью путем их противопоставления, тем самым раскрывая мысли и поступки своих действующих лиц.

Он старается напомнить, каково истинное предназначение людей, для чего необходимо духовное обновление, в чем заключена красота и счастье бытия.

Образ вишневого сада в сюжетном развитии пьесы имеет большое значение. Именно через отношение к нему происходит знакомство с мироощущением героев: становится понятно их место в исторических переменах, постигших Россию.

Знакомство зрителя с садом происходит в мае, в замечательную пору цветения, а его аромат заполняет окружающее пространство. Из-за границы возвращается хозяйка сада, которая долго отсутствовала. Однако за годы, пока она путешествовала, в доме ничего не изменилось.

Даже детская, в которой давно не было ни одного ребенка, носит прежнее название. Что для Раневской значит сад? Это ее детство, ей даже мерещится мать, ее молодость и не очень удачное замужество за человеком, как и она, легкомысленным транжирой; возникшая после смерти мужа сжигающая ее любовная страсть; гибель младшего сына.

От всего этого она сбежала во Францию, бросив все, надеясь, что побег поможет ей забыться. Но и за границей она не нашла покоя и счастья. И теперь ей предстоит решать судьбу усадьбы. Лопахин предлагает ей единственный выход – вырубить сад, не приносящий ни какой пользы и весьма запущенный, и отдать освободившуюся землю под дачи.

Но для Раневской, воспитанной в лучших аристократических традициях, все, что заменяемо деньгами и ими меряется – пошло. Отклонив предложение Лопахина, она вновь и вновь просит его совета, надеясь, что возможно спасти сад, не уничтожая его: « Что же нам делать? Научите, что?».

Любовь Андреевна так и не решается переступить через свои убеждения, и потеря сада становится горькой утратой для нее. Однако она признала, что с продажей имения у нее развязаны руки , и без долгих размышлений, оставив дочерей и брата, вновь собирается покинуть родину.

Гаев перебирает способы спасения усадьбы, но все они безрезультатны и слишком фантастичны: получить наследство, выдать Аню за богача замуж, попросить денег у богатой тетушки, или перезанять у кого-нибудь.

Впрочем, он об этом догадывается: «…у меня много средств…значит… ни одного». Ему тоже горько от потери родового гнезда, но его переживания не столь глубоки, как ему хотелось бы это показать.

После аукциона его печаль развеивается, как только он слышит звуки так любимого им бильярда.

Для Раневской и Гаева вишневый сад – это ниточка в прошлое, где не было места мыслям о финансовой стороне жизни. Это счастливое беззаботное время, когда не нужно было что-то решать, не случалось никаких потрясений, и они были хозяевами.

Аня любит сад как то единственно светлое, что было в ее жизни « Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад…». Она искренне переживает, но ничего сделать для спасения имения не может, полагаясь на решения своих старших родственников.

Хотя на самом деле, она куда более рассудительна, чем мать и дядя. Во многом под влиянием Пети Трофимова сад перестает значить для Ани то же, что и для старшего поколения семьи.

Она перерастает эту в чем-то даже болезненную привязанность к родным пенатам, и позже сама недоумевает, что разлюбила сад: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде… мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад».

И в финальных сценах она единственная из жителей проданного поместья, которая с оптимизмом глядит в будущее: «…Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь…»

Для Пети Трофимова сад – это живой памятник крепостничеству. Именно Трофимов говорит, что семья Раневской до сей поры живет прошлым, в котором они были владельцами «живых душ», и этот отпечаток рабовладения на них: « …вы …уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет…», и открыто заявляет, что Раневская и Гаев просто боятся настоящей жизни.

Единственный человек, полностью осознающий ценность вишневого сада – «новый русский» Лопахин. Он искренне восхищается им, называя местом «прекрасней которого ничего нет на свете».

Он мечтает скорее очистить территорию от деревьев, но не с целью уничтожения, а чтобы перевести эту землю в новую ипостась, которую увидят «внуки и правнуки».

Он искренне старался помочь Раневской сберечь имение и жалеет ее, но теперь сад принадлежит ему, и безудержное ликование странно перемешано с состраданием к Любови Андреевне.

Написанная на рубеже эпох пьеса «Вишневый сад» стала отражением происходящих в стране перемен. Старое уже ушло, а на смену ему идет неизведанное будущее. Для каждого из участников пьесы сад – свой, но символический образ вишневого сада – как уходящего былого для всех, кроме Лопахина и Трофимова, един.

«Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест» – говорит Петя, тем самым показывая, что людям новой эпохи, к которым он относится, не свойственна привязанность к своим корням, и это настораживает.

Люди, любившие сад, легко отказались от него, и это пугает, ведь если «Вся Россия наш сад», как говорит Петя Трофимов, что же будет, если на будущее России так же все махнут рукой? И вспоминая историю, мы видим: спустя всего чуть более 10 лет в России начали происходить такие потрясения, что страна действительно стала безжалостно уничтоженным вишневым садом. Поэтому можно сделать однозначный вывод: главный образ пьесы стал истинным символом России.

Образа сада, анализ его значения в пьесе и описание отношения главных героев к нему поможет учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Образ сада в пьесе «Вишнёвый сад» Чехова».

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 5/16

Гость завершил

Тест Тундра (4 класс)с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Мертвые души»с результатом 13/19

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Сочинение: Образ вишневого сада в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов) | Литрекон

(360 слов) Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» по праву занимает свое место среди шедевров драматургии.

Название произведения говорит читателю не просто о месте действия, но и знакомит его с первым, пусть и неодушевленным, но все же героем пьесы – самим садом.

Вишневый сад – это сложный и неоднозначный образ, объединяющий вокруг себя всех героев, и по этой причине можно сказать, что вишневый сад – такой же полноценный участник сюжета, как и люди. 

Для хозяйки сада, Любови Раневской, это место занимает особый уголок в ее душе как напоминание о беззаботном детстве, мечтательной юности, о замужестве и материнстве. Сад – это своеобразный «якорь» для некоторых персонажей произведения, как знак неизменности, постоянства, стабильности.

Сад объединяет в себе несколько знаковых поколений, является средоточием прошлого, настоящего и будущего. Когда Лопахин начинает вырубку деревьев, герои освобождаются, разбредаясь в разные стороны, они как бы «отвязываются» от этого места и идут своей дорогой.

Сад – яркий символ уходящего прошлого и расцветающего будущего. 

В пьесе говорится о том, что вишнёвый сад — это вся Россия, прекрасное, но запущенное место, которое требует обновления и нуждается в деятельных, способных людях.

Сад сам по себе также означает красоту и духовность, и если Гаев и Раневская способны чувствовать и всем сердцем любить вишнёвый сад, то Лопахин может только восхищаться, не более, потому как он скорее человек практичный, привыкший действовать, а не рассуждать.

И сад для Лопахина — это новые возможности, прибыль, успешное дело, а не просто красивые цветущие деревья и длинная аллея. Как Раневская никогда не сможет посмотреть на место своей юности с точки зрения расчета, так и Лопахин никогда не достигнет уровня духовности хозяйки сада, не сможет понять глубину ее привязанности и переживаний. 

Сад – это также символ великолепия и живописности природы, которую, при всей ее ценности, люди не могут сберечь. В сердце каждого героя пьесы сад занимает особое место, он связывает всех персонажей воедино и является основным сюжетным стержнем, на котором и закручено дальнейшее развитие событий. 

Образ вишневого сада имеет большое значение для подачи и восприятия пьесы: именно через отношение к саду мы воспринимаем мотивы и ценности героев и узнаем их судьбу. Судьба вишневого сада печальна и отчасти трагична, но герои с облегчением, пусть и не без доли тоски, отпускают связанные с этим прекрасным местом воспоминания и ищут свой путь.

Анастасия Ретунская

Образ вишневого сада в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)

Пьесы А. П. Чехова поразили современников тем, что оказались непохожими на традиционный театральный репертуар. «Вишневый сад» — последнее драматическое произведение автора. На первый план Чехов выдвигает проблему конфликта различных идеологий в России начала века. В центре этого конфликта оказывается образ вишневого сада.

Он появляется в самом начале действия комедии. Епиходов, размышляя о капризах природы, упоминает о том, что заморозок упал на цветущую вишню. Опасность, грозящая саду со стороны природы, по мере развития конфликта переходит в угрозу со стороны людей. Невольно вспоминается ружье, появляющееся в первом действии.

Исторические закономерности происходящих в русской жизни перемен в пьесе заметили не сразу. Мнения критиков по главным вопросам, поставленным в пьесе, разошлись.

Консерваторы были недовольны пассивной ролью дворянства, марксисты увидели нарастающее революционное движение, Луначарский разглядел бессилие человека перед жизнью.

Вишневый сад, так или иначе, связан с жизнью всех действующих лиц комедии. Он обнажает их проблемы, тайные мысли и мечты. Благодаря вишневому саду становится понятно место персонажей в российской действительности.

Читайте также:  Великая отечественная война в поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

Главная героиня произведения, Любовь Андреевна Раневская, после долгого отсутствия возвращается в родные пенаты из Парижа. Она уехала пять лет назад после того, как трагически погиб ее сын. Она сентиментальна, мила, добра, но не приспособлена к жизни.

Любовь составляет основу ее существования, видимо, имя ей Чехов выбрал не случайно. Раневская не может принять правильного решения, чтобы спасти вишневый сад.

Героиня сама также беззащитна, как и он, она предстает жертвой, смиренно склоняющейся «перед топором палача».

Раневской сад особенно дорог. По ее мнению, это самое замечательное, что есть в губернии. Все воспоминания Любови Андреевны связаны с этим садом. Она чувствует неразрывную, кровную связь с имением. Поместье с вишневым садом – родовое гнездо Раневской и ее брата Гаева.  Открыв окно, они окунаются в воспоминания о прошлом. «Сад весь белый.

Ты не забыла, Люба?», — произносит Гаев взволнованно. Цветущие вишни окрашивают сцену чувством любви к жизни, к прежней жизни. В словах Раневской, обращенных к саду, звучит грусть по ушедшей молодости. Она сожалеет, что не может, как и он, сбросить с плеч проблемы и стать молодой и счастливой.

В этом преимущество природы, перед которой становится понятна ничтожность человека.

Раневская и Гаев хватаются за сад и за уходящую молодость. Этим люди не могут понять, как жить в новых условиях. Они привыкли плыть по течению, не умеют принимать самостоятельных решений.

Любовь Андреевна надеется, что ей поможет Лопахин, но решение, предложенное им, не отвечает ее душевным стремлениям. В Раневской слишком много чувства, которое мешает ей мыслить практично. Она ждет, что найдутся деньги, чтобы заплатить проценты, по-детски верит в чудо.

Приехав в родной дом, она действительно ощущает себя ребенком. « И теперь я как маленькая…» — произносит она, растрогавшись. Ее инфантильность, чуткость к страданиям чужих людей вступает в противоречие с черствостью к родным людям.

Она отдает последние деньги случайному прохожему тогда, когда Варя с трудом находит средства, чтобы накормить домашних.

Раневская и Гаев пытаются найти какое-то решение, но их попытки вялые и не сообразующиеся со временем, возможностями. Им подходит любимое слово Фирса «недотепы». Они толком и не знают, нужен ли им этот сад.

Для них мучительно не столько расставание с ним, сколько то, что нужно что-то делать. Когда же проблема решилась, они вздохнули с облегчением.

Ситуация, созданная Чеховым, настолько реалистична, что дворяне, его современники, узнали себя в образах Гаева и Раневской.

Отношение другого героя Лопахина к саду прямо противоположное. Его дед был здесь крепостным. У него нет трогательных детских воспоминаний, связанных с этим местом. Лопахин вырос практичным человеком, знающим цену деньгам. Это человек новой формации, предприниматель, делец.

Он предлагает построить в имении дачи, которые в последнее время стали пользоваться большим спросом. Лопахин не исключает возможности, что здесь будут расти вишни в будущем.

«Теперь он чай пьет на балконе, но может случиться, что …  займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым …» — рассуждает он о дачниках. Предприниматель не плачет над садом, не ведет сентиментальных речей, но в его мыслях есть место саду.

У него есть настоящее, есть мечты о будущем, в чем Чехов отказывает Раневской и Гаеву. Настоящее России за Лопахиными.

Трактовать однозначно образ Лопахина невозможно. Это живой настоящий человек, в котором совмещаются разные начала. В одних ситуациях в нем проявляются черты простого мужика, выбившегося в люди. Достаточно вспомнить, как он радуется покупке имения Гаева и Раневской.

Он с удовольствием вспоминает торги, делится впечатлениями с бывшими владельцами, не заботясь об их чувствах. Он торжествует и в то же время мечтает о том, чтобы изменилась эта «нескладная, несчастливая жизнь». Отношение к нему со стороны других персонажей также противоречивое.

Петя Трофимов наделяет его прямо противоположными качествами: он называет его хищным зверем с тонкой, нежной душой.

Его тонкая душа проявляется в восторженном отношении к Любови Андреевне. В нем сохранилось его детское восхищение красотой, утонченностью барышни. С нежностью он относится к Варе, но не смеет сделать ей предложение.

Хваткий, уверенный в себе капиталист робеет перед девушкой, которая ему очень нравится и которую он хотел бы видеть своей женой. Лопахин ведет себя искренне и честно по отношению к Раневской и Гаеву, что несвойственно для деловых людей, стремящихся получить выгоду.

В ответ на просьбу о помощи он подсказывает единственно возможный вариант решения проблемы, обещает помочь с деньгами.

Так постепенно Чехов выстраивает линию: прошлое – настоящее – будущее. Будущее представляют сын аптекаря Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя представитель разночинцев, его взгляды близки социалистической идеологии. Он симпатизирует Ане, но его чувства сходны с чувствами «новых людей» Чернышевского. По его словам, они выше любви.

Аня признается, что не любит сад, как раньше, когда ей казалось, что это лучшее место на земле. Петя расширяет границы, используя метафору: «Вся Россия наш сад». Здесь появляется новое значение этого образа: Россия рубежа веков.

В своем монологе Петя рассуждает о дворянах, владевших людьми. Глазами Трофимова зритель видит сад, в котором в каждом кустике ему видятся человеческие существа, некогда бывшие крепостными. Крепостничество стало причиной того, что дворяне живут «в долг, на чужой счет».

Это является причиной отсталости, а чтобы начать жить, нужно искупить ошибки прошлого страданиями и «непрерывным трудом». Невзрачный внешне Трофимов олицетворяет собой абсолютную свободу, которая дает ему возможность двигаться вперед.

Его ничего не удерживает ни в прошлом, ни в настоящем, он готов к новой жизни больше других.

Произведение Чехова наполнено поэтикой. Как любое поэтическое произведение, оно вызывает у людей разные мысли и впечатления, получает свою интерпретацию. В свое время автор очень радовался названию, которое он нашел для пьесы. Большую важность он придавал ударению в слове «вишневый». В прилагательном с ударением на «ё» он видел тот образ, который отвечал его идее, вложенной в комедию.

Красивый, цветущий, но никому не нужный сад является главным героем пьесы наравне с действующими лицами. Он безмолвно присутствует в каждом действии и помогает героям проявить свой внутренний мир. Именно он помогает достичь эффекта, отмеченного символистом А. Белым.

По его мнению, герои пьесы «очерчены внешними штрихами, а мы постигаем их изнутри». Они ходят, разговаривают, а зритель видит «бездны духа, сквозящие в них».

Все действие пьесы, все характеры становятся понятны только тогда, когда смотришь на них сквозь призму вишневого сада.

Каждый герой наделяет сад своими качествами. Для Лопахина это коммерческий проект, его покупка помогла ему лишний раз самоутвердиться. Петя видит в нем отсталую крепостническую Россию, дни которой кончены. Раневская и Гаев чувствуют его поэзию, красоту, музыку.

На фоне их лирических высказываний прозаически звучат слова Фирса, который вспоминает, что в прежние времена вишню сушили и отвозили в город. «… Вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая…» — эти слова означают, что прошлое всегда видится более лучшим, чем настоящее.

Люди всегда забывают, что они делали раньше, чтобы быть счастливыми. Все герои пьесы несчастливы в настоящем.

По-настоящему сад не нужен никому, его судьба решена с первых страниц пьесы. Вишневый сад и его гибель стали символами исторических преобразований в России.

Даже удивительно, как тонко почувствовал Чехов, надвигающуюся катастрофу. Пьеса созвучна с произведениями русских писателей, написанных по следам Октябрьской революции 1917 года.

Сквозь фарс, на котором настаивал сам Чехов, видны грусть и драма целого поколения.

Было бы ошибочным говорить, что содержание пьесы ограничивается идеей исторической смены одного поколения другим. Оно намного глубже и сложнее.

Гибель вишневого сада символизирует беззащитность человеческого существования, имеет оттенок обреченности.

Не случайно последней является сцена, где появляется забытый, больной, никому не нужный Фирс, о котором так много говорили и в итоге оставили без сожалений в запертом доме умирать. Умирает Фирс, гибнет сад, уходит в прошлое целая эпоха.

Образ сада в пьесе Вишневый сад Чехова

Вишневый сад – главная фигура в одноименном произведении А.П.Чехова. На первый взгляд, большой вишневый сад всего лишь оказывается местом поместья Гаева и Раневской.

И в тоже время, он содержит в произведении символический смысл.

Сад изображает великолепие естества, великолепие дорогого места, нашей страны, но, первостепенное, в произведении Чехова он оказывается воплощением действительности самой личности.

Вишневый сад располагает около себя всех главных персонажей сочинения. В поместье Гаева и Раневской очутилась родня, приятели и только те люди, которым не равнодушна судьба этого сада. Они радуются желанной встрече.

Действующие лица сочинения – люди разного возраста, социальных слоев общества, различных нравов и убеждений. Они оказались вместе, чтобы решить жизненные вопросы, а непосредственно – будущее вишневого сада.

Но в то же время жизнь сада взаимопереплетается с жизнью любого главного действующего лица.

Была ли возможность сохранить вишневый сад? Безусловно, но ни Гаев, ни Раневская ничто не делают для этого. И тот и другой персонаж мудрый и сердечный, каждый способен любить красоту.

Но в то же время и брат, и сестра существуют в своей реальности, у них отсутствует приземленность, они не решились встать на защиту важного для их сердца родимого места. Для Гаева и Раневской сад часть их детства, прошедших в поместье лет.

Вишневый сад освежает радостные картины прошлого главных персонажей. Они отворачиваются от просьбы Лопахина отдать территорию в аренду. Но одновременно с этим не делают никаких других попыток по сохранению родимого кусочка.

Подобная пассивность людей, которые могут разбираться в великолепии этой действительности, находит отражение с активными поступками остальных персонажей.

Вишневый сад покупает Ермолой Алексеевич Лопахин. Как личность энергичная и твердая, он сразу же берется за исполнение собственных планов, главным из них оказывается вырубка леса. Лопахину безразличен вишневый сад.

Ему все равно, что думают и что чувствуют Раневской и Гаева, он не ждет когда они уедут. Слышится шум топора, осуществляется вырубание леса, основные действующие лица испытывают сердечную отрешенность и безнадежность. Вишневый сад для них был тропой в минувшие картины прошлого.

Утратив ее, действующие лица теряют корни, которыми были привязаны к местам их молодости.

Поэтому, можно прийти к выводу, что вишневый сад в литературной работе воплощает в себе былые времена нашего государства. Произведение Чехова создано вслед за отменой крепостного права, в государстве наступает период изменений. И вырубание вишневого сада олицетворяет собой гибель старой социального системы и возникновение новой действительности.

Вариант 2

Образ Чеховского вишневого сада обусловлен тем, что он представлен не как хозяйственный объект одного из усадеб, а как один из объектов пьесы, чья судьба тесно переплетается с судьбами других действующих лиц. Здесь автор соединил все судьбы воедино, социальный аспект героев с природой, красоты и быта одновременно.

И это не совсем случайно. Через него Чехов старался показать отношение героев ко всему что происходит вокруг, их мировоззрение, перемены, которые происходили на тот момент в России.

Читайте также:  Образ Петербурга в романе «Евгений Онегин»

Сюжет пьесы – ранняя весна, огромный цветущий вишневый сад, его аромат заполняющий все вокруг. Из долгой заграничной поездки возвращается хозяйка усадьбы и сада, и теперь ей предстоит решить их судьбу.

Отношение героев к саду

Для Раневской сад это лишь часть ее детства, прекрасный сад, который радовал ее, просыпаясь по утрам своей красотой. По возвращении все остается прежним, и детская, где уже долгое время не было детей, и комнаты в которых возникают образы матери. Но по воле судьбы ей суждено было покинуть родной дом.

Лопахин местный купец, предлагает сад просто вырубить, так как не видит пользы от его дальнейшего содержания. Но все же он восхищается садом, поскольку он прекрасен. Но он глядит дальше в будущее, и хочет, чтобы земля, которую занимает старый сад, приняла новую ипостась и досталась внукам и правнукам. Лопахин старается помочь сохранить имение.

Гаев брат Раневской, высказывает несколько решений сложившейся проблемы, но все они безрассудны и даже фантастичны. Но он также сопереживает, поскольку сад связывает его с прошлым беззаботным и счастливым, как и Раневскую.

Аня то молодое поколение, которое видит в образе сада все прекрасное и светлое, она глубоко переживает, но найти выход не может, полагаясь на решение старших. И все же после аукциона, она теплится надеждой посадить другой такой же или еще прекраснее новый вишневый сад.

Петя Трофимов – видит сад как пережиток прошлого, памятник крепостничеству. И он считает, что все старое нужно рушить.

Вишневый сад отражает духовные ипостаси каждого героя и их способность в решении проблем. Только решительные действия и ответственность могут спасти их судьбу от страданий, ровно как судьбы в России.

Несколько интересных сочинений

3599. Сочинение Вишневый сад по пьесе Чехова рассуждение Русский язык

А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов показал все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность. Описание прислуги вызывает жалость, их неустроенность и бедность показывают беспросветность бытия простого народа.

В центр всего произведения вынесен образ вишневого сада. Сад не живой герой, он является объединяющим ядром и родственников, и случайных людей, которые должны решить судьбу когда-то красивого и величественного сада.

Раневская и Гаев – сестра и брат, владельцы имения. Усадьба некогда была красивой, прямой тополиной аллеей, с красивым вишневым садом, который во время весеннего цветения сводил с ума всю округу.

Оторванность от реальной жизни, легкомысленность главных героев доводят усадьбу до банкротства. Имение нужно продавать. Крепкий купец Лопахин видит выход из ситуации и даже предлагает проекты по спасению усадьбы.  Но хозяева как все слабые, безвольные люди, только льют слезы о потере «дорого их сердцу сада», внушают всем окружающим, что их жизнь закончится после продажи вишневого сада.

Мучительные торги для хозяев усадьбы состоялись, имение отходит Лопахину. Вишневый сад, как нечто не приносящее доход, пойдет под топор. Лопахин доволен покупкой. Его дед и отец были рабами в этом имении, а теперь он хозяин.

Ермолай Лопахин в пьесе представляется порядочным человеком, но его звериное нутро раскрывает Петя Трофимов. Он сравнивает его с хищным зверем, который для обмена веществ, способен съесть все. И он прав. Лопахин съедает сад. У него есть проекты на эту усадьбу, а остальные должны уйти.

И тут выясняется, для Гаева и Раневской нет никакой трагедии. Раневская покидает родину, уезжает в Париж, Гаев тоже успокаивается.

Чехов вводит персонажей пьесы, которые являются отражением хозяев усадьбы. Нелепость и ненужность этих героев подчеркивают слабость главных героев. Приживалка Шарлотта похожа на свою хозяйку Раневскую. Епиходов – карикатурная фигура, похож одновременно и на помещика Симеонова – Пищика, и на Гаева. Ни один из них не может сделать ни одного конкретного дела, только беготня и разговоры.

Самые молодые герои пьесы – Аня Раневская и Петя Трофимов внушают надежду, что будущее России не такое безнадежное, как при старых хозяевах. Аня легко прощается с садом, не привязывая себя к прошлому, ей хочется идти вперед.

Она счастлива, как могут быть счастливы молодые люди. Петя Трофимов — умный, бедный, «вечный студент». Он говорит возвышенные речи, но действий в его поступках нет. Петя переживает бедственное положение народа и призывает к борьбе.

Самый главный герой – вишневый сад. Он олицетворяет собой и прошлое и будущее. Ему предназначено быть вырубленным. Такое же очищение предстоит обществу, и это неизбежно. Все старое должно умереть, чтобы возродилось новое, молодое поколение. Чехов в своей пьесе поднимает много проблем, которые были характерны для России той эпохи.

2 вариант

В пьесе Чехова «Вишневый сад» перед читателем ставится несколько важных вопросов,  предоставляется возможность подумать над жизненными проблемами, которые были  актуальны не только для героев произведения, но являются такими для людей сегодняшнего времени.

Значение сада для героев раскрывается постепенно. Это необходимо для понимания замысла произведения. Что есть этот сад по Чехову?

Прежде всего, это свидетель событий прошлого и настоящего, на его фоне протекала жизнь старшего поколения: Гаева, его сестры Раневской и престарелого Фирса.

Когда вишневые деревья были  молодыми и цветущими, они тоже были молодыми, беспечными и не подозревали, что однажды им придется расстаться с садом, а воспоминания о нем навсегда остануться в прошлом. Для Раневской утрата сада – самая настоящая трагедия.

Не раз по ходу пьесы она обращается к нему как живому человеку, старинному приятелю и доброму другу.

Во времени настоящем сад – это место встреч, прогулок и, пожалуй, единственное украшение имения. В нем нет как таковой практической пользы: выращенная  вишня никому не нужна и на продажу  не годится. По тому, каким выглядит сад, можно судить о смене времен года. Весной он цветущий и даже радостный, а к зиме становится совсем унылым.

Деревья занимают большую площадь, и это наводит на мысль представителей нового поколения, что сад нужно вырубить, а освободившуюся территорию сдать в аренду дачникам. Эта ситуация сталкивает представителей разных поколений.

Раневская выступает категорически против, а Лопахин видит в этом прекрасную возможность заработать денег и извлечь, тем самым, практическую пользу.

Помимо конфликта поколений, еще одной проблемой произведения можно назвать столкновение характеров. Каждый герой пьесы – человек особенный. Так, например, Любовь Андреевна никогда не поймет таких людей как Лопахин. Для нее они бездушные и слишком зацикленные на собственной выгоде.

Однако Чехов не раз говорил о Лопахине, как о глубоком персонаже с непростой натурой. Автор показывает, что купец всего в этой жизни добивался сам, его ум практичный и живой, при этом он в патриотическом ключе рассуждает о будущем России и о том, что новое поколение предпринимателей должно сделать жизнь в стране лучше.

  Аристократка Раневская воспринимает его с долей неприятия и опасения.

Практически все герои пьесы показаны автором на контрасте друг с другом. Им непросто находить взаимопонимание. Но жизнь все расставляет на свои места.

Все сочинения

Значение символа вишневый сад в пьесе "Вишневый сад" (А.П. Чехов)

Символ сада в пьесе «Вишнёвый сад» занимает одно из центральных мест. Это произведение подвело черту под всем творчеством А.П.Чехова. Именно с садом автор сравнивает Россию, вкладывая это сравнение в уста Пети Трофимова: «Вся Россия – наш сад».

Но почему сад именно вишнёвый, а не яблочный, допустим? Примечательно, что Чехов делал особый акцент на произношении названия сада именно через букву «Ё», и для Станиславского, с которым эта пьеса обсуждалась, не сразу стала понятна разница между «вишневым» и «вишнёвым» садом.

А разница, по его словам, была заключена в том, что вишневый – это сад, способный приносить прибыль, и он всегда нужен, а вишнёвый – это хранитель уходящего барского быта, цветущий и растущий для услады эстетических вкусов своих хозяев.

Драматургии Чехова свойственно вовлекать в действие не только героев, но и окружающую их обстановку: он считал, что только через описание ежедневной жизни и рутинных дел возможно полностью раскрыть характеры персонажей.

Именно в чеховских пьесах появились «подводные течения» придающие движение всему происходящему. Еще одной особенностью пьес Чехова стало применение символов.

Причем эти символы имели две направленности- одна сторона была реальной, и имела весьма предметное очертание, а вторая сторона была неуловимой, ее можно только ощутить на уровне подсознания. Так произошло и в «Вишнёвом саде».

Символика пьесы заключена и в саду, и в звуках, раздающихся за сценой, и даже в сломанном Епиходовым бильярдном кие, и в падении Пети Трофимова с лестницы. Но особое значение в драматургии Чехова занимают символы природы, включающие в себя проявления окружающего мира.

Семантика пьесы и отношение героев к саду

Значение символа вишнёвого сада в пьесе, отнюдь не случайно. У многих народов цветущие вишневые деревья символизируют чистоту и юность. Например, в Китае весеннее цветение, кроме перечисленных значений, соотносится с мужеством и женской красотой, а само дерево- это символ удачи и весны.

В Японии цветок вишни – эмблема страны и самураев, и означает процветание и богатство. А для Украины вишня второй символ после калины, обозначающий женское начало. Вишня соотносится с красивой молодой девушкой, а вишневый сад в песенном творчестве – любимое место для прогулок.

Символика вишнёвого сада около дома на Украине огромна, именно он отгоняет злую силу от дома, исполняя роль оберега. Даже было поверье: если нет сада около хаты, то вокруг нее черти собираются. При переезде сад оставался нетронутым, как напоминание об истоках своего рода. Для Украины вишня – божественное дерево.

А ведь в конце пьесы прекрасный вишневый сад идет под топор. Не предупреждение ли это, что впереди не только героев, но и всю Российскую империю ждут великие испытания?

Недаром ведь, Россия сравнивается с этим садом.

  Сочинение Роль знаний в жизни человека 9 класс

Для каждого героя символ сада в комедии «Вишнёвый сад» имеет свое значение. Действие пьесы начинается в мае, когда вишнёвый сад, судьбу которого предстоит решить хозяевам, цветет, а оканчивается глубокой осенью, когда вся природа замирает.

Цветение напоминает Раневской и Гаеву их детство и молодость, этот сад был рядом с ними всю жизнь, и они просто не представляют, как его может не стать. Они любят его, они восхищаются и гордятся им, рассказывая, что их сад занесен в книгу достопримечательностей местности.

Они понимают, что способны лишиться поместья, но в их головах не может уложиться, как возможно вырубить прекрасный сад и на его месте настроить какие-то дачи. А Лопахин видит прибыль, которую он может принести, но это лишь поверхностное отношение к саду.

Ведь купив его за огромные деньги, не оставив конкурентам на аукционе ни малейшего шанса завладеть им, признается, что этот вишневый сад, лучшее, что он когда-либо видел. Торжество от покупки связано, в первую очередь, с его гордыней, ведь неграмотный мужик, каким Лопахин себя считал, стал хозяином там, где его дед и отец «были рабами».

Равнодушнее всего к саду относится Петя Трофимов. Он признает, что сад красив, он услаждает взор, придает какой-то важности жизни своих хозяев, но ему каждая веточка и листочек рассказывают о сотнях крепостных крестьян, которые трудились, чтобы сад процветал и что этот сад – пережиток крепостничества, с которым необходимо покончить.

Это же он старается донести и до Ани, которая любит сад, но уже не столь сильно как ее родительница, готовая до последнего за него держаться. И Аня понимает, что невозможно начать новую жизнь, сохранив этот сад.

Читайте также:  Краткое содержание книги «божественная комедия» по частям (данте)

Именно она призывает мать уйти, чтоб заложить новый сад, подразумевая, что необходимо начать другую жизнь, которая позволит вписаться в реалии времени.

С судьбой поместья и сада тесно связан и Фирс, прослуживший в нем всю свою жизнь.

Он слишком стар, чтобы начинать что-то заново, да и была у него такая возможность, когда крепостное право отменили и хотели его женить, но получение свободы для него стало бы несчастьем, и он прямо говорит об этом. Он глубоко привязан к саду, к дому, к хозяевам.

Он даже не обижается, обнаружив, что его забыли в пустом доме, то ли потому, что у него уже нет сил и ему безразлично, то ли потому, что понимает: старое существование закончилось, а в будущем уже ничего для него нет.

И как же символично выглядит смерть Фирса под звуки вырубающегося сада, это связано с тем, что заключительной сцене роль символов переплетается – звук лопнувшей струны тонет в звуках ударов топоров, показывая, что прошлое безвозвратно ушло.

Значение символа вишневый сад в пьесе “Вишневый сад” (А.П. Чехов)

Дорогие читатели нашего интернет-журнала «Литеровед», предлагаем вам сегодня поразмышлять вместе с нами над темой «Значение символа вишневый сад в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)».

Одно из самых ярких и запоминающихся произведений А.П. Чехова, великого русского писателя и драматурга, чей талант продолжает радовать не одно поколение благодарных читателей, – комедия в четырех действиях «Вишневый сад». В пьесе отражается переломный момент в истории России, когда старое уже отжило свое и уходит в прошлое, освобождая место новому, которое еще не наступило.

К числу действующих лиц произведения можно с полным правом отнести и образ вишневого сада, вокруг которого разворачивается конфликт пьесы и который объединяет всех персонажей произведения. Вишневый сад – своеобразный символ, который для каждого героя заключается в чем-то своем. Под символом в литературоведении считают образ или объект, имеющий собственное значение, содержание.

Вишневый сад в произведении показан весной, в мае, когда вишневые деревья цвели.

Как и несколько десятков лет назад, сад был прекрасен и напоминал райский уголок: весь белый, с нежно-белыми массами цветов, над которыми раскинулось бездонное голубое небо.

Белоснежные деревца похожи на прекрасных женщин, застывших в разных замысловатых позах. «Какой изумительный сад!», – восклицает Любовь Раневская, не в силах сдержать восторга при виде этой невероятной красоты.

Для Любови Андреевны и Гаева – это место, связанное с воспоминаниями детства и юности, предмет гордости, место благополучия, богатства и упущенного счастья. Раневская и Гаев – помещики, которые владеют вишневым садом, люди чуткие, образованные, умные. Старые хозяева безгранично любят свое имение.

Раневская отмечает, что во всей губернии если и было что-то интересное, то это их вишневый сад. Любовь Андреевна искренне восхищается им и с нежностью вспоминает, как в детстве и юности, просыпаясь по утрам, любовалась прелестью этого райского уголка.

Для нее вишневый сад совсем не изменился, а после ненастной осени и холодной зимы опять полон счастья, молодости и красоты. Когда-то выращенная в саду ягода приносила неплохой доход. По словам Фирса, старого слуги, вишню и сушили, и мариновали, и мочили, варили из нее варенье и даже отправляли на продажу в Москву и Харьков в сушеном виде.

И Любови Андреевне, и ее брату Леониду Андреевичу очень жаль терять сад, но, к сожалению, они не приучены трудиться, добиваться чего-то своим трудом, поэтому спасти от разорения этот прекрасный уголок, который связывает их с их прошлым, не могут.

Они лишены чувства ответственности, практичности, реальности, поэтому не хотят прислушаться к советам Лопахина, который предлагает сдать землю в аренду и получать доход. Брат и сестра – люди духовно богатые, такое предложение Лопахина им кажется пошлым и нечестным.

Для Ермолая Лопахина, чьи предки были крепостными крестьянами, сад – источник богатства, один из способов преумножения капитала. Для него это всего лишь земля, которую можно купить, продать, заложить или сдать в аренду. Герой не может поверить, что именно он стал новым хозяином вишневого сада, смог его купить.

Его предки когда-то были в этом имении крепостными крестьянами, бесправными рабами, которых не пускали даже на порог кухни, а сам он, малограмотный и не раз битый Ермолай, и зимой бегал босиком, так как не было у него обуви. А сейчас он ходит в лаковых ботинках и безмерно гордится тем, что сумел купить сад.

Лопахин не чувствует и не видит красоты сада, не понимает его ценности и важности для других героев. Он мечтает вырубить вишневые деревья и построить на их месте дачи, чтобы внуки и правнуки смогли увидеть новую, счастливую, по его мнению, жизнь. Новый владелец сада приглашает всех посмотреть, как ударят топором по деревьям, чтобы разрушить старую жизнь и построить новую.

Он настолько оглушен счастьем, что проявляет бестактность к прежним владельцам имения и, не дождавшись, когда они уедут, начинает вырубать вишневый сад.

Для Ани и Пети Трофимова сад связан с надеждами на светлое будущее. Молодые люди понимают, что его уже не вернуть, зато можно посадить на его месте новый, еще больше и роскошнее. Трофимов считает, что сад прекрасен, им приятно любоваться, он много значит для Любови Раневской и Леонида Гаева, а также для Ани.

Петя напоминает девушке, что когда-то ее предки владели сотнями душ крепостных крестьян, которые работали в этом саду, чтобы он рос, давал урожай. А теперь с каждого листика, ствола, с каждой веточки глядят на нее глаза этих крестьян.

Он убеждает Аню, что новую жизнь невозможно начать, не порвав со старой, не оторвавшись от вишневого сада, – пережитка крепостничества. И Аня соглашается с ним. Она уже не так любит этот сад, как раньше, уже не связывает с ним свои мечты и планы, поэтому уговаривает мать уехать, начать новую жизнь, заложив новый, еще более роскошный сад.

Однако, чтобы он процветал, сидеть сложа руки не стоит: нужно ухаживать за садом и оберегать его от всего недоброго, несправедливого, злого и безнравственного. Автор не возлагает большие надежды ни на Петю Трофимова, ни на Аню. Первого называют «облезлым барином» и «вечным студентом» за его бедность и нежелание закончить наконец учебу в университете.

Слова Трофимова так и останутся словами, так как их автор не способен к решительным действиям. А Аня еще слишком юна и наивна, чтобы без чьей-либо помощи воплотить мечты в реальность.

Для самого автора вишневый сад – это вся Россия, которая переживает не совсем простые времена, это символ безграничной любви к родине, родной природе. «Вся Россия – наш сад», – утверждает драматург устами Пети Трофимова. В этом символе воплотилась вся горечь сердечных мук самого А.П.

Чехова о невозможности сберечь красоту, богатство и прелесть сада, сохранить ее для своих потомков. Автор задается вопросом, может ли кто-то из героев спасти этот райский уголок природы – вишневый сад.

Писатель пытается примерить роль настоящего хозяина сада и бывшим владельцам, и новому хозяину сада, и молодому поколению, однако не находит среди них ни одного достойного, несмотря на их положительные качества.

Таким образом, значение символа вишневый сад многозначно. Для каждого из героев произведения он ассоциируется с чем-то своим, лишь для него одного близким и понятным. Для одних героев комедии в образе сада заключается их незабываемое прошлое, для других – счастливое будущее.

Будущее России: взгляд современника

На протяжении всей пьесы видно, что герои связаны с вишнёвым садом, кто-то больше, кто-то меньше, но именно через отношение к нему автор постарался раскрыть их значение во временном пространстве прошлого, настоящего и будущего.

Символ вишневого сада в пьесе Чехова – это символ России, находящейся на перепутье своего развития, когда смешиваются идеологии, социальные слои и многие люди просто не представляют, что будет дальше. Но это настолько ненавязчиво показано в пьесе, что даже М.

Горький, у которого постановка не вызвала высокой оценки, признал, что она пробудила в нем глубокую и необъяснимую тоску.

Анализ символики, описание роли и значения основного символа пьесы, которые были выполнены в данной статье, помогут ученикам 10 класса при написании сочинения на тему «Символ сада в комедии «Вишнёвый сад»».

Тест по произведению

Символ сада в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

В 1903 году Антон Павлович Чехов создал великолепную пьесу в четырех действиях. «Вишневый сад» и по сей день является классикой драматического жанра.

Несмотря на то, что произведение начинается в жанре комедии, к концу можно заметить (в принципе, характерное для автора) сочетание комического и трагического.

Насколько символическим является название произведения? Или же «вишневый сад» не имеет никакого двойного смысла?

  Биография Людвига Ван Бетховена: кратко, самое главное

Вишневый сад является объединительным образом в произведении. Он соединяет судьбы героев и обнажает замыслы каждого.

Сад выступает в образе конкретного палисадника, где растут деревья вишен, но также он символизирует дворянский упадок и нарастающие революционные настроения в стране. Середина пьесы пропитана грустными и пессимистичными настроениями от необходимости вырубки любимого сада главной героини.

В пьесе собрались представители трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Прошлое время выступает в образе Раневской, которая привязана к «вишневому саду», то есть она не готова к изменениям и ее все утраивает.

Настоящее представлено в образе Лопахина, который готов к изменениям, более того, он выступает в качестве пропагандиста перемен. Будущее же выступает в роли Ани, дочери Раневской, перспективной девушке, которая пока не знает, чем она будет заниматься в жизни.

Вишневый сад выступает связующим звеном среди этих трех поколений, он — нейтральный образ, вокруг которого плетутся интриги и завязываются споры. Символичным также выступает сезон, который действует на сад: пьеса начинается весной, когда деревья цветут и заканчивается осенью, когда оголение ветвей деревьев неизбежно.

В каждом действии пьесы, практически в каждом диалоге, вишневый сад выступает главной соединительной частью героев. Конечно, кто-то связан с садом напрямую, как, например Раневская, а кто-то и вовсе не имеет никакого отношения и интереса к деревьям, как, например Петр Трофимов. Но именно отношение героев к саду раскрывает истинное значение каждого на временной ленте.

В пьесе Чехова символ вишневого сада является символом России, которая в тот момент находилась на перепутье своего развития. Идеологии, социальные слои и люди разных профессий не могли знать, что ждет их впереди.

Автор старается ненавязчиво об этом сказать в произведении, так, что даже Максим Горький, не дав высокой оценки пьесе, высказался о необъяснимом приливе тоски после прочтения Чеховского сада.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ссылка на основную публикацию