Анализ произведения «Пари» (А.П. Чехов)

Анализ произведения «Пари» (А.П. Чехов)

  • Рассказ “Пари” написан Чеховым в 1888 году, за шесть лет до смерти. Антон Павлович уже знал, что жить ему остаётся совсем немного, и последние его произведения носят характер переосмысления жизни, подведения её итогов. “Пари” по своему содержанию можно отнести к рассказу-притче – жанру, несвойственному Чехову .

Анализ произведения «Пари» (А.П. Чехов)

  • Заключенное между двумя спорящими условие, по которому проигравший должен выполнить какое-н. обязательство.
  • Договор, по которому каждая из сторон, его заключающих, обязывается уплатить в пользу другой определенную сумму денег, передать вещь или совершить известное действие, если окажется правильным утверждение другой стороны относительно наступления или не наступления определенного, но неизвестного пока сторонам события. ( Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
  • Заключенное между двумя спорящими лицами условие о каком-н. обязательстве, падающем на того из них, кто окажется неправым. держать пари (заключать такое условие, биться об заклад).  (Толковый словарь Ушакова)
  • Рассказ начинается с воспоминаний старого банкира, которые относят его на пятнадцать лет назад. На званном вечере собрались учёные, журналисты, банкиры и юристы. Они обсуждали правильно ли карать преступников смертной казнью. Мнения разделились.
  • Возник спор между банкиром и молодым юристом о выборе между смертной казнью и пожизненным заключением. Юрист выступал за пожизненное заключение, так как в этом случае человек все равно живет. Банкир и юрист заключили пари. Молодой юрист должен был просидеть в заточении пятнадцать лет, ни с кем не общаясь, и получить два миллиона рублей. Особенно было сложно то, что узник мог выйти на свободу в любой момент, при этом проиграть спор.
  • Они обговорили условия заключения. Узник имел право читать книги, пить вино, курить сигары, но не разговаривать с людьми.
  • Большое внимание автор уделяет списку литературы, который выбрал юрист. Начиналось всё с чтения более лёгкой литературы, а затем его выбор становился серьёзнее. Особое внимание узник уделил изучению богословских книг и Евангелия. Это очень сильно повлияло на мировоззрение молодого человека.
  • Спустя пятнадцать лет у банкира финансовые дела шли не очень хорошо, и потеря двух миллионов рублей означало для него разорение. Эти обстоятельства вынудили старика решиться на убийство узника. Но, зайдя к нему в комнату, банкир прочитал прощальное письмо юриста, и не стал убивать. Узник отказывался от денег и собирался выйти раньше оговоренного в пари срока из заточения.
  • Банкиру было очень стыдно за свои намерения. Он понял, что главное в жизни не богатство. Люди за стремлением заработать больше денег, не видят самого главного в жизни. Если же у человека появится время на обдумывание смысла жизни, он многое захочет в ней изменить.

Анализ произведения «Пари» (А.П. Чехов)

  • Банкир
  • Возраст
  • Человек с жизненным опытом
  • Качества
  • Юрист
  • Молодой человек, лет 25
  • Избалованный, нервный, не знавший счета своим миллионам, легкомысленный, в восторге от удачно заключенного пари
  • Ведет азартные биржевые игры, рискованно спекулирует, горячий, бесстрашный, самонадеянный, гордый богач
  • Отношение к смертной казни и пожизненному заключению
  • Что ставит на кон

Считает, что «смертная казнь нравственнее и гуманнее заключения. Казнь убивает сразу, а пожизненное заключение медленно».

  1. Любит деньги, алчный, готов променять свободу на деньги
  2. «И смертная казнь, и пожизненное заключение безнравственно, но если бы мне предложили выбрать между казнью и пожизненным заключением, то я, конечно, выбрал бы второе. Жить как-нибудь лучше, чем никак»
  3. Ставит 2 миллиона – пустяк
  4. «Добровольное заточение гораздо тяжелее обязательного»
  5. Предположение о том, чем закончится пари
  6. Ставит свободу
  7. Жалость к юристу, снисхождение, уверенность в том, что тот не выдержит заключение.
  8. Увеличение срока заключения с 5 до 15 лет

Анализ произведения «Пари» (А.П. Чехов)

  • Какой палач человечнее?
  • Тот, который убивает вас за несколько минут?
  • или
  • Тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет?

Анализ произведения «Пари» (А.П. Чехов)

«Все безнравственно…, потому что имеет одну и ту же цель – отнятие жизни. Государство не Бог. Оно не имеет права отнимать то, что не может вернуть, если захочет»

Анализ произведения «Пари» (А.П. Чехов)

  1. Банкир
  2. Юрист
  3. Нельзя
  4. порог флигеля
  5. в саду банкира
  6. людей
  7. газеты
  8. Можно
  • музыкальный инструмент
  • Книги
  • Письма
  • Пить вино
  • Курить табак

Анализ произведения «Пари» (А.П. Чехов)

  • Год заключения
  • Мысли, чувства, ощущения
  • 1 год

Страдал от одиночества и скуки. Отказался от вина и табака, так как вино возбуждает желания, а это враги узника и нет ничего скучнее, как пить вино и никого не видеть. Табак же портит воздух. А табак

  1. 2 год
  2. 5 год

Попросил вина, ел, пил, лежал на постели, зевал, сердито разговаривал сам с собой. Не раз плакал.

  • вторая половина 6 года
  • Узнал 6 языков в совершенстве, испытывал счастье от того, что может понимать гениев.
  • 10 год
  • Последние два года
  • Вел себя как в море среди обломков корабля и, желая спасти себе жизнь, жадно хватался то за один обломок, то за другой.

Анализ произведения «Пари» (А.П. Чехов)

  1. Год заключения
  2. Музыка
  3. 1 год
  4. Слышались звуки рояля.
  5. 2 год
  6. Музыка смолкла
  7. 5 год
  8. Слышалась музыка.
  9. вторая половина 6 года
  10. 10 год
  11. Последние два года

Анализ произведения «Пари» (А.П. Чехов)

  • Год заключения
  • Книги
  • 1 год
  • Книги легкого содержания: романы со сложной любовной интригой, уголовные и фантастические рассказы, комедии.
  • 2 год
  • Читал только классику
  • 5 год
  • Книг не читал, но по ночам садился писать, писал долго и под утро разрывал все написанное на клочки.
  • вторая половина 6 года
  • Изучал языки, философию, историю, науки, так что банкир не успевал выписывать книги (за 4 года прочел около 600 томов)
  • 10 год
  • Читал Евангелие неподвижно целый год, историю религий и богословие
  • Последние два года
  • Читал без разбора (естественные науки, Байрон, Шекспир, химия, медицинский учебник, роман, философский или богословский трактат)

Анализ произведения «Пари» (А.П. Чехов)

  • Проанализируйте, как меняются увлечения юриста в течение 15 лет. Какой год можно считать переломным? Почему?
  • Какая сторона жизни выходит для него на первый план?
  1. Банкир
  2. Возраст
  3. Старый
  4. Занятия
  5. Банкир средней руки, трепещет при всяком повышении или понижении бумаг.
  6. Внешность
  7. З а 60
  8. Чем занят в последнюю ночь перед окончанием срока пари?

Пари было прихотью сытого миллионера. Думает, что «должен заплатить 2 миллиона. … все погибло: я окончательно разорен».

Не знал, чего у него больше – денег или долгов? Мысли о необходимости убийства юриста (1 грех), отведение подозрения от себя на сторожа (2 грех), подозревает юриста в алчности «видит во сне миллионы» (3 грех). Вновь мысль о возможности лишения человека жизни другим человеком.

  • Юрист
  • Возраст
  • 40 лет
  • Занятия
  • На столе, на двух креслах, на ковре, возле стола, лежали раскрытые книги
  • Внешность
  • Научился сидеть неподвижно, не похож на обыкновенных людей, скелет, обтянутый кожей, длинные женские кудри, косматая борода, цвет лица желтый с землистым оттенком, щеки впалые, спина длинная и узкая, рука тонка и худа, в волосах седина, старчески изможденное лицо
  • Чем занят в последнюю ночь перед окончанием срока пари?
  • Спит сидя, спокойно
  • 2 письмо «Завтра в 12 часов я получаю свободу…» (накануне освобождения)
  • – Что звучит в письме сейчас?

(отказ от земных благ, страстей)

  • – Какие важные философские и нравственные категории проявляются?

(Совесть, Бог, мудрость, которую дали «ВАШИ КНИГИ». В то же время осознание своего превосходства по уму, презрение к свободе, жизни, здоровью, земным благам. Всё мираж, призрак. Все смертны. Все путают правду – ложь, красоту-безобразие).

  • 1 письмо «Дорогой мой тюремщик!» (6 год заключения)
  • – Что звучит в этом письме?

(ирония)

  • – Какие земные качества еще звучат в юристе?

(Просьба о выстреле в саду, если его признают владеющим в совершенстве 6 языками. Стремление к тщеславию, признанию себя равным гениям)

  1. уверенный хозяин жизни
  2. казнь – лучшее
  3. желание доказать,
  4. что он прав
  5. азарт, риск
  6. банкротство
  7. желание смерти юриста
  8. попытка покушения
  9. духовное обнищание

???

???

  • презрение ко всему,
  • ощущение бренности и
  • конечности бытия
  • отказ от денег
  • обретение духовной мудрости
  • физическое старение
  • чтение книг и изучение языков
  • заключение
  • любая, но жизнь
  • молодой, желание денег

Лаконично, Чехов всё сказал в этих нескольких страницах. Такой рассказ заставляет подумать о приоритетах жизни. Можно мчаться в никуда всю жизнь, и окажется так, что просто бил воздух. Тот человек, который умеет останавливаться и думать о жизни в тишине – тот будет насыщенным жизнью.  

Конспект урока литературы по рассказу Чехова "Пари"

Разработка урока

 русской литературы по рассказу  А.П.Чехова «Пари» (1889)

  • для 10-11 класса (2 урока)
  • Фроловой Татьяны Владимировны,
  • учителя русского языка и литературы
  • МБОУ «Черемшанский лицей»
  • Черемшанского района
  • Черемшана
  • Республики Татарстан
  • 2014 год

Разработка урока по русской литературе по рассказу  А.П.Чехова «Пари» (1889)

10-11 класс (2 урока) (слайд 1)

Цели: (слайд 2)

– познакомить с рассказом А.П.Чехова «Пари»;

  1. – раскрыть тему и идею произведения;
  2. – продолжить обучение анализу художественного произведения;
  3. – развивать умения разрешения проблемной ситуации;
  4. – развивать умение работать в группах и высказывать свою точку зрения;
  5. – воспитывать стремление к духовно-нравственному совершенствованию личности.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, текст рассказа «Пари»,  проектор.

Методы и приемы: беседа, создание проблемной ситуации, составление таблицы, характеристика героев, устное словесное рисование и т.п.

План

  1. Организационный момент
  2. Обращение к личному опыту.
  3. Чтение 1 части рассказа.
  4. Чтение 2 части рассказа
  5. Беседа по тексту.
  6. Работа  по составлению таблицы «Банкир и юрист в момент спора»
  7. Создание проблемной ситуации
  8. Работа в группах. Создание таблицы «Годы заключения»
  9. Сравнительная характеристика героев спустя 15 лет.
  10. Составление линии жизненного пути и сопоставительный анализ писем
  11.  Подведение итогов.
  12. Обсуждение домашнего задания.  
Читайте также:  Стихи про пдд, правила дорожного движения для детей, школьников: детские стихотворения

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Обращение к личному опыту.

– Любите ли вы спорить? (слайд 3)

– Как, в каких условиях происходит ваш спор?

–  О чем вы спорите? Какие темы поднимаете?

  • – Мы сегодня познакомимся с рассказом Чехова «Пари». Каково значение слова  
  •   «пари»? (слайд 4)
  • – Какие синонимы можете подобрать к этому слову? (слайд 5)
  • – Как вам кажется, в чем будет заключаться пари в рассказе?

III. Чтение 1 части рассказа. (слайд 6)

  1. – запишите ваши первые впечатления.
  2. – Какие вопросы вы задаете себе после  чтения начала рассказа?
  3. – Возникал ли когда-нибудь подобный спор между вами?
  4. – Какое окончание рассказа вы ожидаете?

IV. Чтение 2 части рассказа. (слайд 7)

– Ваши ощущения после прочтения 2 половины рассказа.

– Совпадает ли окончание рассказа с вашими представлениями? Неожидан ли для вас конец рассказа?

V. Беседа по тексту. (слайд 8)

  • – В каких условиях происходят события произведения?
  • – Кто является главным героем?
  • – Почему Чехов называет героев по их профессии и не упоминает имени?
  • – Что послужило толчком к развитию  создавшейся ситуации?
  •      – С помощью каких приемов характеризует своих героев писатель? (прямая  
  •         характеристика, их   реплики)
  •   VI. Работа по составлению таблицы «Банкир и юрист в момент спора»
  •           (слайд 9-10)           
Банкир Юрист
Возраст Человек с жизненным опытом Молодой человек, лет 25
Качества Избалованный, нервный,  не знавший счета своим миллионам, легкомысленный,  в восторге от удачно заключенного париВедет азартные биржевые игры, рискованно спекулирует,  горячий, бесстрашный, самонадеянный, гордый богач Любит деньги, алчный, готов променять свободу на деньги
Отношение к смертной казни и пожизненному заключению Считает, что «смертная казнь нравственнее и гуманнее заключения. Казнь убивает сразу, а пожизненное заключение медленно».   «И смертная казнь, и пожизненное заключение безнравственно, но если бы мне предложили выбрать между казнью и пожизненным заключением, то я, конечно, выбрал бы второе. Жить как-нибудь лучше, чем никак»
Что ставит на кон Ставит 2 миллиона – пустяк«Добровольное заточение гораздо тяжелее обязательного» Ставит свободу
Предположение о том, чем закончится пари Жалость к юристу, снисхождение, уверенность в том, что тот не выдержит заключение. Увеличение срока заключения с 5 до 15 лет

VII. Создание проблемной ситуации  (слайд 11)

– Какой проблемный вопрос задает Чехов устами своих героев? (Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет?)

– Какая еще точка зрения представлена в споре? (Один из гостей: «Все безнравственно…, потому что имеет  одну и ту же цель – отнятие жизни. Государство – не Бог. Оно не имеет права отнимать то, что не может вернуть, если захочет») . (слайд 12)

– Чью точку зрения поддерживаете вы в данный момент? Почему?

– На каких условиях было заключено пари? (составление  схемы). (слайд 13)

  1.  – надзор                                                       Юрист                        – музыкальный

Пари

В первую очередь посмотрела фильм “Пари”, а затем прочитала сам рассказ Чехова, он, конечно, полнее и многое объясняет.

Когда завязался спор о пожизненном заключении или смертной казни, что гуманнее из этих двух наказаний и ведь надо случиться такому, как по иронии судьбы, один являлся банкиром, богатым и преуспевающим, а второй молодым юристом, у которого вся жизнь впереди. И юрист, по молодости лет решил заработать себе на оставшуюся жизнь после выхода из добровольного заключения.

За эти целых 15 лет всякое могло произойти и произошло.

Из рассказа понятно, какую жизнь вёл банкир и какую – юрист в заключении. Особенно мне понравились места о его времяпрепровождении – о чтении, и каком! Интересно, что за 4 года он одолел 600 томов, выучил шесть иностранных языков, изучал философию,…

Развернуть

Называется без царя в голове. Произведение не несёт лично для меня смысловой нагрузки. Вы ничтожные суетливые насекомые, а я, а я.
Метод планируемого убийства и время индикатор умственной отсталости банкира.

Впечатление: этот короткий рассказ мне посоветовали сегодня, как вечерние чтение. И в очередной раз я убеждаюсь, какой крутой был Чехов. Слишком просто и тонко объясняется вся тщетность бытия, и ещё больше хочется вырваться из рутины.

О чем книга: рассказ о банкире и простом человеке , которые заключили пари, что один проведёт в заточение 15 лет, а второй даст ему за это денег. Но человек пробывший в «тюрьме»  познаёт высшие значение человека, и его уже не интересуют деньги, в тот момент, когда банкир готов уже убивать, ради сохранения капитала.

Читать/не читать: читать

Всё-таки гениальный писатель – заключить такую глубину мысли в такой короткий рассказ! Казалось бы, речь о том, какая это глупость – добровольно лишать себя 15 лет жизни ради какого-то пари. Но не всё так просто. Финал расставит всё по своим местам. О смысле жизни.

Что же есть одиночество?
Что же это за зверь?
Одиночка — и хочется
На волю, за дверь? Ну а может быть, просто —
Твой отчаянный крик
С нелюдимого острова
На материк? Что же есть одиночество?
Что не понят другим,
И стихи, и пророчества —
Беспредметны, как дым? И что все твои замыслы,
Все, чем жизнь дорога, —
Непролазные заросли
И мрачны, как тайга? Что же есть одиночество? —
Не понять мне вовек.
Может, миг, когда корчится
В петле человек?..

Одиночество” (Виктор Астафьев) из романа «Царь-рыба»

Эксперимент, который описал в своём рассказе Чехов, когда человек на 15 лет самоизолируется от общества, на мой взгляд, слишком умозрителен. То есть придумать и написать об этом Антон Павлович, конечно, мог. Но в реальной жизни подобный опыт вряд ли мог иметь место. Поэтому первое название…

Развернуть

Пожалуй, самый запоминающийся и интригующий рассказ у Антона Павловича.
Однажды некий банкир поспорил со своими гостями на счёт смертной казни и длительного заключения.

Один сказал, что смертная казнь лучше, чем мучительное уединение, другой сказал, что жизнь в клетке всё равно лучше принудительного ухода в иной мир.

Молодой юрист заключает пари с хозяином дома, что проведёт 15 лет во флигели и будет общаться с внешним посредством записок через маленькое окошко. На кону 2000000 рублей. Читатель наблюдает перерождение юриста.

Банкир по истечению срока пари понимает, что ему придётся распрощаться со своим богатством и решает убить своего пленника.
На самом деле рассказ поднимает важные темы, призывает задуматься о духовном, а не о материальном. Юрист пришёл к пониманию важных истин. И…

Развернуть

И смеялась до слез и грустила, никогда не надоест читать и перечитывать любимого Чехова

Замечательный, короткий, но ёмкий и наполненный смыслом рассказ… Заключённых в сюжет мыслей множество, размышлять можно бесконечно, о том как отказавшись от большого, можно обрести великое.

Как разбивается материальная ценность, когда обретается духовная.

Интересный рассказ, хотя я и не совсем согласна с посылом, если правильно его поняла. Как-то на вечеринке поспорили подвыпившие господа по поводу гуманности замены смертной казни на пожизненное заключение, мол стоит ли такая жизнь того, чтобы ее жить.

И в пылу спора заключается пари на очень большую сумму денег, по его условиям молодой юрист проведет 15 лет своей жизни в добровольном заключении у миллионера, который выплатит ему эти деньги, если он не попросит выпустить его раньше.

Очень интересная завязка, и в принципе я согласна, что духовное важнее материального, но все же не настолько чтобы его полностью отвергать, я тут опять же таки за золотую середину)

Текст вашей рецензии… Всего 1K Всего 359

Классика русской литературы: краткое содержание "Пари" Чехова А. П

Краткое содержание заключенного спора между молодым юристом и достаточно зрелым банкиром сводится к вопросу о способности человека отказаться на долгие годы от общения с людьми.

Один из спорщиков утверждал, что сможет находиться в добровольном заключении на протяжении пятнадцати лет.

Дискуссия, которая начиналась вполне безобидно, закончилась решением осуществить, на первый взгляд, бессмысленный эксперимент.

Заключенным стал юрист. Банкир же обязался выплатить узнику два миллиона рублей, если тот выдержит в неволе ровно пятнадцать лет.

Анализ рассказа А. П. Чехова ”Пари”

Анализ рассказа А. П. Чехова “Пари”

Рассказ А.П. Чехова «Пари» несет в себе глубочайший смысл человеческой жизни. Автор повествует о сделке, заключенной между богатым банкиром, решившим себя таким образом потешить, и молодым юристом.

Суть сделки – в отказе от мирских благ, от человеческого общения, одним словом – заточение молодого человека на пятнадцать лет в одиночестве, но с книгами и музыкой. Взамен, при соблюдении условий спора, банкир готов заплатить сумму в два миллиона.

Читайте также:  Верность – это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки

Вероятно, не каждый бы смог согласиться на такие условия.

Сам предмет спора позиционирует банкира, человека богатого, как вершителя судеб.

Имея огромное состояние, герой рассказа уверен, что и юрист, ради материальной выгоды, согласится на заточение, но в глубине души надеется, что тот не выдержит, дав банкиру возможность оставить деньги себе.

И по прошествии этих пятнадцати лет ничего не поменялось в мировоззрении богача: он также переживал за свое состояние; оказавшись на грани банкротства даже спланировал убийство(!) человека в целях сохранения оставшихся у него двух миллионов.

Что же касается второго участника спора, он круто изменил свои взгляды на жизнь, на существование в целом. В первые годы его одолевала скука и одиночество; по мере его знакомства с большим и большим количеством книг разных жанров и разных поколений, он, можно сказать, проживал несколько жизней одновременно, жизней, наполненных приключениями, свершениями.

Как выразился известный венецианский драматург Карло Гольдони, «Человек с хорошей книгой в руках не может быть одиноким». Персонаж поистине обрел мудрость и отрекся от мирских благ, презирая все земное.

Отказавшись в конце концов от своего вознаграждения, молодой юрист поверг в шок банкира, выразив свое презрение к зависимости от материального состояния, и к людям, которые превозносят эти блага до смысла своей жизни.

  Краткое содержание произведения Фёдора Абрамова «Пелагея»

  • Короткий рассказ, всего два действующих лица, а тема настолько глубоко трогает читателя, так превосходно передает мысль автора о бесконечной важности и неоценимом вкладе книг в жизнь каждого человека, о их способности влиять на систему ценностей каждого человека, понять, что в самом деле важно; казалось бы, человек, находящийся в одиночестве 15 лет, мог бы лишиться рассудка, но в данном случае рассудка лишился богач, допустивший мысль об убийстве ради выгоды.
  • Мила
  • Оценка от редакции SochinenieNa5.ru: ⭐ ️⭐️ ⭐️ ⭐️ ⭐️

Освобождение

Прошло пятнадцать лет. Банкир стал не столь расточителен. И очень не хотел расставаться с двумя миллионами. Их потеря стала бы для пожилого человека финансовым крахом. А узник все же выиграл пари. Он выдержал испытание. Следовало с ним рассчитаться, но, не желая этого делать, банкир решил избавиться от оппонента. Он задумал убить заточенца.

В ночь накануне освобождения банкир пробрался в комнату и увидел спящего изможденного человека. А на столе лежало письмо, в котором тот отказывался от причитающихся миллионов и выражал презрение к земной жизни.

Это послание банкир должен был получить позже, на следующий день. Прочитав письмо, пожилой банкир поцеловал спящего человека, заплакал и отправился домой.

И никогда в жизни, даже во времена самых больших биржевых проигрышей, ему не было стыдно так, как в ту ночь.

Таков сюжет одного из самых ярких произведений, которые создал А. П. Чехов. «Пари», краткое содержание которого отражает последовательность событий в произведении, следует все же читать в оригинале. На чтение уйдет не более десяти минут. Идея этого небольшого произведения, однако, столь глубока, что способна изменить мировоззрение человека.

Антон Чехов — Пари

  1. Антон Павлович Чехов
  2. Пари
  3. I

Была темная, осенняя ночь. Старый банкир ходил у себя в кабинете из угла в угол и вспоминал, как пятнадцать лет тому назад, осенью, он давал вечер. На этом вечере было много умных людей и велись интересные разговоры.

Между прочим говорили о смертной казни. Гости, среди которых было немало ученых и журналистов, в большинстве относились к смертной казни отрицательно. Они находили этот способ наказания устаревшим, непригодным для христианских государств и безнравственным.

По мнению некоторых из них, смертную казнь повсеместно следовало бы заменить пожизненным заключением.

– Я с вами не согласен, – сказал хозяин-банкир.

– Я не пробовал ни смертной казни, ни пожизненного заключения, но если можно судить a priori, то, по-моему, смертная казнь нравственнее и гуманнее заключения.

Казнь убивает сразу, а пожизненное заключение медленно. Какой же палач человечнее? Тот ли, который убивает вас в несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь в продолжение многих лет?

– То и другое одинаково безнравственно, – заметил кто-то из гостей, – потому что имеет одну и ту же цель – отнятие жизни. Государство – не бог. Оно не имеет права отнимать то, чего не может вернуть, если захочет.

Среди гостей находился один юрист, молодой человек лет двадцати пяти. Когда спросили его мнения, он сказал:

– И смертная казнь и пожизненное заключение одинаково безнравственны, но если бы мне предложили выбирать между казнью и пожизненным заключением, то, конечно, я выбрал бы второе. Жить как-нибудь лучше, чем никак.

Поднялся оживленный спор. Банкир, бывший тогда помоложе и нервнее, вдруг вышел из себя, ударил кулаком по столу и крикнул, обращаясь к молодому юристу:

  Борис Васильев Завтра была война: читаем краткое содержание

– Неправда! Держу пари на два миллиона, что вы не высидите в каземате и пяти лет.

– Если это серьезно, – ответил ему юрист, – то держу пари, что высижу не пять, а пятнадцать.

– Пятнадцать? Идет! – крикнул банкир. – Господа, я ставлю два миллиона!

– Согласен! Вы ставите миллионы, а я свою свободу! – сказал юрист.

И это дикое, бессмысленное пари состоялось! Банкир, не знавший тогда счета своим миллионам, избалованный и легкомысленный, был в восторге от пари. За ужином он шутил над юристом и говорил:

– Образумьтесь, молодой человек, пока еще не поздно. Для меня два миллиона составляют пустяки, а вы рискуете потерять три-четыре лучших года вашей жизни. Говорю – три-четыре, потому что вы не высидите дольше.

Не забывайте также, несчастный, что добровольное заточение гораздо тяжелее обязательного. Мысль, что каждую минуту вы имеете право выйти на свободу, отравит вам в каземате всё ваше существование.

Мне жаль вас!

И теперь банкир, шагая из угла в угол, вспоминал всё это и спрашивал себя:

– К чему это пари? Какая польза от того, что юрист потерял пятнадцать лет жизни, а я брошу два миллиона? Может ли это доказать людям, что смертная казнь хуже или лучше пожизненного заключения? Нет и нет. Вздор и бессмыслица. С моей стороны то была прихоть сытого человека, а со стороны юриста – простая алчность к деньгам…

Далее вспоминал он о том, что произошло после описанного вечера. Решено было, что юрист будет отбывать свое заключение под строжайшим надзором в одном из флигелей, построенных в саду банкира.

Условились, что в продолжение пятнадцати лет он будет лишен права переступать порог флигеля, видеть живых людей, слышать человеческие голоса и получать письма и газеты. Ему разрешалось иметь музыкальный инструмент, читать книги, писать письма, пить вино и курить табак.

С внешним миром, по условию, он мог сноситься не иначе, как молча, через маленькое окно, нарочно устроенное для этого. Всё, что нужно, книги, ноты, вино и прочее, он мог получать по записке в каком угодно количестве, но только через окно.

Договор предусматривал все подробности и мелочи, делавшие заключение строго одиночным, и обязывал юриста высидеть ровно пятнадцать лет, с 12-ти часов 14 ноября 1870 г. и кончая 12-ю часами 14 ноября 1885 г. Малейшая попытка со стороны юриста нарушить условия, хотя бы за две минуты до срока, освобождала банкира от обязанности платить ему два миллиона.

В первый год заключения юрист, насколько можно было судить по его коротким запискам, сильно страдал от одиночества и скуки. Из его флигеля постоянно днем и ночью слышались звуки рояля. Он отказался от вина и табаку.

Вино, писал он, возбуждает желания, а желания – первые враги узника; к тому же нет ничего скучнее, как пить хорошее вино и никого не видеть. А табак портит в его комнате воздух.

В первый год юристу посылались книги преимущественно легкого содержания: романы с сложной любовной интригой, уголовные и фантастические рассказы, комедии и т. п.

Во второй год музыка уже смолкла во флигеле и юрист требовал в своих записках только классиков. В пятый год снова послышалась музыка и узник попросил вина.

Те, которые наблюдали за ним в окошко, говорили, что весь этот год он только ел, пил и лежал на постели, часто зевал, сердито разговаривал сам с собою. Книг он не читал.

Иногда по ночам он садился писать, писал долго и под утро разрывал на клочки всё написанное. Слышали не раз, как он плакал.

Во второй половине шестого года узник усердно занялся изучением языков, философией и историей. Он жадно принялся за эти науки, так что банкир едва успевал выписывать для него книги. В продолжение четырех лет по его требованию было выписано около шестисот томов.

В период этого увлечения банкир между прочим получил от своего узника такое письмо: «Дорогой мой тюремщик! Пишу вам эти строки на шести языках. Покажите их сведущим людям. Пусть прочтут. Если они не найдут ни одной ошибки, то умоляю вас, прикажите выстрелить в саду из ружья.

Читайте также:  Сочинение: Русская действительность в рассказе «Старый гений» (Н.С. Лесков)

Выстрел этот скажет мне, что мои усилия не пропали даром. Гении всех веков и стран говорят на различных языках, но горит во всех их одно и то же пламя. О, если бы вы знали, какое неземное счастье испытывает теперь моя душа оттого, что я умею понимать их!» Желание узника было исполнено.

Банкир приказал выстрелить в саду два раза.

Затем после десятого года юрист неподвижно сидел за столом и читал одно только Евангелие. Банкиру казалось странным, что человек, одолевший в четыре года шестьсот мудреных томов, потратил около года на чтение одной удобопонятной и не толстой книги. На смену Евангелию пошли история религий и богословие.

В последние два года заточения узник читал чрезвычайно много, без всякого разбора. То он занимался естественными науками, то требовал Байрона или Шекспира.

Бывали от него такие записки, где он просил прислать ему в одно и то же время и химию, и медицинский учебник, и роман, и какой-нибудь философский или богословский трактат.

Его чтение было похоже на то, как будто он плавал в море среди обломков корабля и, желая спасти себе жизнь, жадно хватался то за один обломок, то за другой!

II

  «Проблематика драмы Г Ибсена «Кукольный дом» 1»

Старик-банкир вспоминал всё это и думал:

«Завтра в 12 часов он получает свободу. По условию, я должен буду уплатить ему два миллиона. Если я уплачу, то всё погибло: я окончательно разорен…»

Пятнадцать лет тому назад он не знал счета своим миллионам, теперь же он боялся спросить себя, чего у него больше – денег или долгов? Азартная биржевая игра, рискованные спекуляции и горячность, от которой он не мог отрешиться даже в старости, мало-помалу, привели в упадок его дела, и бесстрашный, самонадеянный, гордый богач превратился в банкира средней руки, трепещущего при всяком повышении и понижении бумаг.

– Проклятое пари! – бормотал старик, в отчаянии хватая себя за голову. – Зачем этот человек не умер? Ему еще сорок лет.

Он возьмет с меня последнее, женится, будет наслаждаться жизнью, играть на бирже, а я, как нищий, буду глядеть с завистью и каждый день слышать от него одну и ту же фразу: «Я обязан вам счастьем моей жизни, позвольте мне помочь вам!» Нет, это слишком! Единственное спасение от банкротства и позора – смерть этого человека!

Пробило три часа. Банкир прислушался: в доме все спали и только слышно было, как за окнами шумели озябшие деревья. Стараясь не издавать ни звука, он достал из несгораемого шкапа ключ от двери, которая не отворялась в продолжение пятнадцати лет, надел пальто и вышел из дому.

В саду было темно и холодно. Шел дождь. Резкий сырой ветер с воем носился по всему саду и не давал покоя деревьям. Банкир напрягал зрение, но не видел ни земли, ни белых статуй, ни флигеля, ни деревьев. Подойдя к тому месту, где находился флигель, он два раза окликнул сторожа. Ответа не последовало. Очевидно, сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь на кухне или в оранжерее.

«Если у меня хватит духа исполнить свое намерение, – подумал старик, – то подозрение прежде всего надет на сторожа».

Он нащупал в потемках ступени и дверь и вошел в переднюю флигеля, затем ощупью пробрался в небольшой коридор и зажег спичку. Тут не было ни души. Стояла чья-то кровать без постели да темнела в углу чугунная печка. Печати на двери, ведущей в комнату узника, были целы.

Интегрированный урок литературы по теме "Философия жизни в рассказе А.П.Чехова «Пари». Анализ эпизода в контексте рассказа" для 10 класса

Стенина Нина Викторовна

Федеральное государственное
общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа имени
А.Н.Радищева г.Кузнецк-12

Учитель русского языка и литературы

Тип
урока:
интегрированный

Образовательные
цели:

  1. найти и осмыслить поднятые проблемы в рассказе;

  2. увидеть позицию автора и выразить свое личностное отношение к изображаемому;

  3. дать понятие «проблемная ситуация», ориентировать на ее разрешение;

  4. обучить составлению психологического портрета;

  5. учить анализировать эпизод в контексте (контекстуальному анализу эпизода);

  6. отработать навыки редактирования и форматирования текста;

  7. познакомить с дополнительными способами форматирования текста:

  8. расширить представление учащихся об использовании информационных технологий в учебном процессе;

  9. способствовать развитию межпредметных связей.

Развивающие
цели:

  1. развивать монологическую речь;

  2. развивать логический и алгоритмический стили мышления;

  3. развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные
цели:

  1. приобщить к основам аналитической деятельности;

  2. способствовать развитию у учащихся трудолюбия, чувства взаимопомощи;

  3. воспитывать потребность качественного выполнения задания.

Оборудование:компьютеры,
проектор.

Программноеобеспечение:Windows
XP,Microsoft
Word, Microsoft PowerPoint.

Ход урока

Вступительное слово учителя ИИКТ. В
современном обществе наблюдается
повышенный интерес молодого поколения
к компьютерам.

Поэтому сегодня мы
хотим провести необычный урок литературы,
на котором интерес к компьютеру, его
уникальные возможности, а также знания
и умения, полученные на уроках информатики
и информационно-коммуникационных
технологий позволят вам достаточно
быстро осмыслить, достичь понимания и запоминания программного материала
литературы.

Вступительное слово учителя литературы. Тема урока и задачи. История рассказа
«Пари», место рассказа в творчестве
А.П.Чехова.

В.Альбов в статье «Два момента в развитии
творчества Антона Павловича Чехова…»
писал о «безнадежно тоскливом настроении»
Чехова конца 80-х годов.

«Герой рассказа
«Пари» презирает все человечество со
всеми его великими и малыми делами,
великими и малыми мыслями это на том
единственном основании, что в конце
концов все исчезнет и сам земной шар
обратится в ледяную глыбу». Рассказ
Чехова вызвал и положительные отзывы
современников. А.Б.

Гольденвейзер записал
16 сентября 1901 года в своем дневнике, что
Л.Н.Толстому рассказ «Пари» понравился
«оригинальностью замысла и мастерством
письма».

При жизни Чехова рассказ был переведен
на болгарский, венгерский, польский и
сербскохорватский языки.

Учитель ИИКТ. Запустить Word
и открыть текстовый документ с отрывком
рассказа А.П.Чехова «Пари».

Учитель литературы. Спросить, почему
именно этот отрывок выбран для анализа.
Слово учителя о емкости слова. Слово у
Чехова – слово-деталь.

Задание. Найти слова-детали
(опорно-ключевые), которые помогут
увидеть важность эпизода-письма в
раскрытии темы и идеи рассказа, обозначить
поднятую проблему в произведении.

Учитель ИИКТ. Найти ивыделить
в тексте опорно-ключевые слова, используя
такие средства форматирования текста
как выделение цветом, заливкой или
рамкой.

Открыть текстовый документ «Ключевые
слова» и, опираясь на него, проверить
верность выполненного задания.

(Ключевые слова: мудрость, мысль, мираж,
бессмертие, ложь, правда, жизненный
путь, презрение, небо, земля).

Учитель литературы. А теперь заглянем
в «Толковый словарь» и проведем
лексическую работу.

Дайте оценку этим понятиям: что из них
является нравственной категорией, что
философским понятием. (На доске плакат).

Учитель ИИКТ. Втекстовом
документе «Ключевые слова» выделить
красным цветом ключевые слова, относящиеся
к нравственной категории, зеленым – к
философии и представить их в виде
таблицы.

Учитель литературы. Средиданных
слов есть ключевые понятия, помогающие
увидеть позицию автора, поднятую им
проблему в рассказе. Найти, опираясь на
ключевые слова, поднятые проблемы,
обосновать правильность выбора.

Учитель ИИКТ. Открыть текстовый
документ «Проблемы».

Учитель литературы. Найдите, на ваш
взгляд, верный вариант поднятой проблемы.
(Учащиеся предлагают вариант № 1).

Учитель ИИКТ. В документе «Проблемы»оставьте верный вариант, остальные
удалите.

Учитель литературы. Найдите в тексте
доказательство верности выбранного
варианта. Аргументируйте.

Учитель ИИКТ. Выделите в тексте
аргументированные варианты и, используя
средства форматирования текста, выделите
их цветом.

Учитель литературы. Обратите
внимание на фразу: «…так я удивлюсь
вам, променявшим небо на землю».
Прокомментируйте ее смысл.

Комментарий учителя литературы.

Смысл жизни человека заключается
в том, чтобы приобретать духовные
ценности, ибо они вечны, как небо (это
смысл слова «небо»); все земное бренно
и тленно и даже книги, которые дают
возможность постичь мудрость жизни
(это смысл слова «земля»). Земная жизнь
дается для подготовки к жизни вечной,
в которую человек понесет только духовные
богатства, а не материальные.

А теперь убедимся в верности рассуждения.
Сначала расскажите об особенностях
профессии банкира и юриста.

Выстроим траекторию жизни героев:
банкира и юриста. Посмотрим, как влияет
профессия на их мировоззрение.

Учитель литературы. Комментирует.

Столкнулись две стороны жизни, две ее
составляющие (духовное и материальное).

Духовное богатство вечно. Оно возвеличивает
человека, раскрывает все его добродетели.

Материальное невечно. Оно, наоборот,
обнажает все низменное в человеке.

Просмотр эпизода из фильма «Пари».

Учитель литературы. Так в чем же
смысл пари?

Человеческая жизнь имеет смысл в любых
условиях. И никто не имеет права лишить
человека жизни. Это право только у Бога.
В этом и заключается позиция автора.

Учитель ИИКТ. Я надеюсь, что этот
урок дал возможность добиться не только
понимания предмета, но и умения
применять и закреплять знания,
полученные на уроках информатики и
информационно-коммуникационных
технологий, при изучении других предметов,
а также понять, что полученные знания
по предметам тесно взаимосвязаны
и могут пригодиться в дальнейшей
профессиональной деятельности.

Ссылка на основную публикацию