Тургеневская девушка в «Асе» Тургенева

Тургеневская девушка в «Асе» Тургенева Тургеневская девушка в «Асе» Тургенева Тургеневская девушка в «Асе» Тургенева Тургеневская девушка в «Асе» Тургенева Тургеневская девушка в «Асе» Тургенева Тургеневская девушка в «Асе» Тургенева Тургеневская девушка в «Асе» Тургенева Тургеневская девушка в «Асе» Тургенева Тургеневская девушка в «Асе» Тургенева Тургеневская девушка в «Асе» Тургенева

Сам герой не находит точного определениям своим чувствам. Но читатель понимает, что его уж захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от него он уходит в горы, а когда возвращается, то отправляется к Ганиным, прочитав записку брата Аси.

Что же узнал Н. Н. об Асе из рассказа брата? • Глава 8, стр. 306 • Ася – дочь отца Ганина и бывшей горничной Татьяны, то есть незаконнорожденная. На 9 -ом году она лишилась матери, и отец взял её в свой дом.

• С возрастом, понимая своё ложное положение, она мечтала заставить целый мир забыть её происхождение. • После смерти отца Гагин остался на руках с 13 -тилетней девочкой. Он поместил её в пансион.

Манеры её стали лучше, но всё же Ася шла своим путём.

Как меняется душевное состояние Н. Н? Он мгновенно обретает утраченное равновесие и так определяет своё эмоциональное состояние: «Я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце: точно мне втихомолку мёду туда налили…» . После разговора об Асе последовала новая фаза в развитии любовных отношений тургеневских героев: теперь наступило взаимное доверие и сближение.

Как вы понимаете слова Аси: «Если бы мы с вами были птицами – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…» ? (Гл. 9) Любовь окрыляет человека, приподнимает его над обыденностью. Литературовед М.

Гершензон писал: «Вот образ любви по Тургеневу – любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей»

Что чувствовал Н. Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры, весёлого вальсирования с Асей и её призыва вообразить, что у них выросли крылья? Н. Н. чувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство, а с другой – упоение радостью сближения; в нём зарождалась жажда счастья.

Как Тургенев через пейзажную зарисовку (гл. 10) помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент? Пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь «пейзажем» души.

Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую герой ещё не смел назвать по имени.

Герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо» (психология созерцателя).

Образ героя-повествователя в повести И. С. Тургенева «Ася»

1. От чьего имени ведется повествование? 2. Почему повествование оформлено в виде воспоминаний? 3. Какими чертами наделяет героя – повествователя? 4. Как автор относится к нему? 5. Почему это произведение было так дорого Тургеневу?

К герою повести у автора особое отношение. Попытаемся найти в тексте доказательства этому.

• Какую форму повествования выбирает автор? • Что придаёт эта форма повествования тексту? • Почему повествование оформлено в виде воспоминаний? • Какими чертами автор наделяет героя-повествователя? Каково авторское отношение к нему? • Есть ли у главного героя какиелибо жизненные принципы? ( «Я жил без оглядки…» ) • Чем вы объясните нерешительность героя в любви?

Особенности композиции повести И. С. Тургенева «Ася»

От чьего лица ведётся повествование в произведении? Какой смысл привносит этот приём в художественное произведение? Какой смысл приобретает цитирование в начале повести строчек поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» ? Образ Германии в изображении И. С. Тургенева. Повесть выстраивается на сопоставлениях как с русской, так и с немецкой литературными традициями.

Гретхен «Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами…» «Что за хамелеон эта девушка!» Первый серьёзный разговор Аси и Н. Н. , представляющий собой завязку, впервые открывает внутреннюю общность и различия героев Выпишите из текста слова и фразы, в которых звучит мотив смерти.

Почему мотив смерти сопровождает образ героини? Образ природы. Тема рока в повести. Какая тема звучит в легенде о Лорелее? Как образ Лорелеи соотнесён с образом Аси? Прочитайте фрагмент 4 главы от слов «Помнится, я шёл домой…» до слов «…досада меня разбирала» . Какие мотивы звучат в этом описании? Уже до свидания Аси и Н. Н.

трагичный конец был предрешён Почему в повести отсутствует развязка?

Урок литературы в 8-м классе по теме "Тургеневская девушка в повести. Образ Аси"

Цель:  провести синтез и углубление знаний об образе главной героини; подготовить учащихся к сочинению, составив план к нему.

Задачи:

  • Определить, почему повесть называется «Ася»?
  • Как название связано с темой повести?
  • Какова главная мысль, идея всего произведения?
  • Составить план к сочинению на тему: «Образ «тургеневской девушки» в повести И.С.Тургенева «Ася».

1. Итак, повесть называется «Ася». Почему?

– Но какое настоящее имя носит героиня? Вдумаемся в значение имен: Анна – грация, миловидность, а Анастасия (Ася) – рожденная заново. Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей? Когда же происходит рождение заново? Оставляем этот вопрос открытым, мы еще вернемся к нему, но одна особенность у нас уже есть: смысл названия, у Тургенева оно всегда очень значимо.

– Как зовут нашего героя? Почему Тургенев отказывает ему в имени? Что вы можете о нем сказать? Каковы его занятия, увлечения? В какой момент мы с ним встречаемся? Перед нами человек, переживший несчастную любовь. Но Тургенев дает почувствовать читателю, что это не главное. А делает он это с помощью иронии («поражен в сердце», «жестоко меня уязвила», «краснощекий лейтенант»). Очевидно, любовь была не настоящая.

– Где начинается история? Она начинается на берегу Рейна на каменной скамье, возле которой стоит статуя Мадонны. Символично описание ее:Сидя на «каменной скамье» под «одиноким огромным ясенем», Н.Н. видит сквозь его ветви «печальный» лик «маленькой Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами…».

«Почти детские щечки» и «грациозное», но еще не вполне развившееся сложение отметил Н.Н. и в облике Аси в момент знакомства с девушкой. «Статуйка Мадонны» вновь в контексте с Асей возникает в восьмой главе повести, где девушка впервые косвенно обнаружила свое чувство к Н.Н., вдруг подав ему при расставании руку.

Наконец, «маленькая Мадонна», «все так же печально» выглядывающая из темной зелени старого ясеня, появится в концовке событийной части произведения после получения героем последней «маленькой записки» Аси со словами «Прощайте навсегда!». Анализируя портрет героев, выявляем вторую тургеневскую особенность: ключевое слово, которое играет свою роль в повествовании.

В портрете Гагина это слово «мягкий» (оно повторяется дважды в одной строке), а в портрете Аси это слова «Что-то особенное», подтверждающиеся затем «черными, светлыми» (!) глазами.

– Какова же Ася? Правда ли, странная? В чем же ее странность? «Кудри на глаза падали», смех поведение в первую ночь знакомства.

– Какое же чувство испытывает герой в эту ночь? Почему «был счастлив»? Ответ на этот вопрос мы находим во второй главе.

– Зачем приходит к герою Гагин? Любоваться природой приглашает! Но ведь в этой главе нет описания природы! Почему? Обратим внимание, когда герой начинает восхищаться природой. Когда появляется Ася (глава четвертая).

Микровывод: Ася как бы освещает все вокруг, с ней чувствуется живее, слышится звонче, человек становится счастливее! Вспомним ночь накануне, попытайтесь нарисовать картину лунной ночи словесно (река, таинственный блеск, пахучий воздух, звуки вальса, а над всем эти – лунный, серебряный столб через всю реку). Случайно ли его разбивает наш герой? Вспомните слова Аси: «Вы его разбили». Ведь это символ (третья особенность Тургенева),   разбитый столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, это разбитая мечта девушки о герое, любви, полете…

– Понимает ли господин Н.Н., что Ася не пройдет мимо него в этой жизни? На основании чего он делает такой вывод? Почему, возвращаясь от Гагиных, он вспоминает Россию? (глава четвертая).

Что русского в Асе? Она смела, красива, стройна, безрассудна… Но почему, когда в пятой главе он увидел ее «совершенно русскою», ему стало «чего-то жаль»? Чего? Оказывается, ему не хватает того, что раньше раздражало: Асиной неестественности, то есть поведения светского, понятного (так вели себя все девушки того времени), которое свидетельствует о том, что Ася неравнодушна к герою (доказательство этому – разговор брата и сестры (глава шестая).

– Почему у Гагиных бывать герою не хочется после подслушанного разговора? Чем занимается он в эти дни? Почему вновь появляется описание природы, ведь Аси нет рядом? Все дело в том, что чувство есть! Анализируя разговор о происхождении героини, докажем, что герой испытывает глубокое чувство к Асе (глава восьмая). Итак, чувство есть, но что же с ним происходит, с этим чувством? Ответ на это дает автор, показывая, что этим людям не судьба быть вместе: они живут в разных измерениях, которые не могут совпасть   (М и к р о в ы в о д).

Проанализируем две встречи, два разговора: первый разговор и сцену разрыва. Интонация первого задушевного разговора (глава девятая) светлая, но печальная.

Почему возникает такое настроение? Ведь, казалось бы, тропинка друг к другу найдена?  Анализируем художественные детали: цвет и свет, слова, которые произносят герои, ключевой образ – образ летящей птицы. Видим, что задушевным этот разговор является лишь для Аси: именно она открывает душу, а не герой.

Он не испытывает то, что чувствует Ася, не понимая, почему, цитируя Пушкина, Ася заменяет слово «нянею» на слово «матерью». Эти два человека не предназначены судьбою.

Обратимся к сцене разрыва (глава шестнадцатая).

Какой цвет и свет?  Что и как говорят герои? Почему Ася на свидании «словно мертвая птица», ведь она надеется на любовь? Этот ключевой образ птицы поможет понять мысль писателя: не судьба! Ася убегает, понимая, что любовь не будет иметь продолжения. На протяжении всей повести автор подводит нас к этому через художественные детали несоответствия у Аси и у Н.Н. (главы одиннадцатая и двенадцатая):

  • Он                                                              Она
  • Веселый                                                     печальная Любуется                                                   боится Вошел                                                         хочет бежать Не думал ни о чем                                     о многом думала Ему очень хорошо                                      мысль о смерти
  • Смеется                                                       дает клятву.
Читайте также:  Стихи о рождении ребенка: красивые стихотворения классиков про рождение детей

Ася раньше героя понимает все. А герой – счастлив! – Почему же Гагин убежден, что свадьбы не будет? (Глава четырнадцатая).

Микровывод:  Гагин видит, что Н.Н. поступает по правилам, а любовь – это не правила, не законы. Любовь – это нарушение всех правил, море звезд, буря чувств, лунный свет и лунный столб, который разбивает наш герой.

Разбил – и Аси нет! А кто есть? Вспомним, после разрыва Ася не появляется, мы ее не видим.

Почему? А потому, что родилась новая женщина – Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир «светлыми черными глазами», не будет «наклоняться с забавной нежностью», не будет «смеяться тихим легким смехом», не будет мечтать о полете. Да. В ней остается миловидная грация (Анна), но Аси уже не будет…

Вывод: Повесть называется «Ася» по имени главной героини, так как она не только оказалась главной, то есть лучшей, истинной по сравнению с Н.Н., но и потому, что осталась на всю жизнь неповторимой в памяти и мыслях рассказчика.

2. Главная тема повести – любовь, в основе сюжета – история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей его девушки.

3. Главную мысль, идею всего произведения Тургенев вкладывает в уста своего героя, который только после разрыва с Асей убеждается в своей любви к ней. Автор наказывает своего героя за то, что тот не узнал любовь, что сомневался в ней. В любви нельзя сомневаться, любовь нельзя откладывать на завтра.

Идея: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

4. Наблюдения и выводы о характере и поступках Аси позволяют нам подойти к понятию литературного типа (обобщенного образа) «тургеневской девушки» Что же для него характерно? – Душа, которую невозможно не полюбить.

– Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства. – Устремленность в будущее. – Сильный характер, готовность к самопожертвованию. – Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.

– Строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью.

План к сочинению на тему: «Образ «тургеневской девушки» в повести И. С. Тургенева «Ася»

1. «Тургеневская девушка» как историко-литературное понятие. 2. Образ» тургеневской девушки» в повести «Ася»: а) Портрет героини: подвижность, изменчивость как главные черты внешнего облика; обаяние и грация.

б) Основные черты характера Аси: непосредственность, естественность; самобытность; любовь к природе; сложность, «странность» внутреннего мира героини; большие духовные запросы; стремление к самосовершенствованию, нравственный максимализм; требовательность в выборе любви, «окрыленность».

в) Образ Аси как олицетворение жизни. г)  Драматизм судьбы «крылатой» натуры в мире «бескрылых» существ.

3. В чем привлекательность тургеневской героини для современного читателя?

25.03.2010

Ася «Тургеневская девушка»

  Под термином «Тургеневская 
девушка»-скрывается образ пленительных, обладающих особыми качествами души героинь с драматической судьбой.  
    Ася «Тургеневская девушка» из повести «Ася»- девушка с необычной судьбой. Тургенев насыщает не внешний, а внутренний мир героини.

Что-то особенное было в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и черными, светлыми глазами. Она была грациозна, сложена, но как бут – то не вполне еще развита. Возможно, она была не столь красива лицом, но вся красота ее внутренней светлости открывается в ее глазах.

 
    Лицо и внешность Аси меняется вместе с ее внутренним состоянием души. Полный портрет героини, как ее внешний, так и внутренний мир раскрывается в ее поступках. Она со стаканом в руке карабкается по развалинам, то сидит над пропастью – здесь мы видим ее бесстрашной.

То хохочет и шалит, положив соломенную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом; то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду тщательно причесанной, перетянутая и в перчатках; то в стареньком платье тихо сидит за пальцем – совсем как простая русская девушка.

Необычные, странные поступки – это ее психологический склад – девушка хамелеон. Она живет своим миром. Порывность – таков ее темперамент.  
    Ася целеустремленная, она не хочет прожить жизнь даром  
    «Пойти куда – нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, – продолжала она.

– А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» Ася обладает детской наивностью и естественностью. Она способна к возвышенным чувствам, способна к любви и окрыленности. У нее кроткое, открытое сердце. Тургенев уделяет большое внимание в повести детстве Аси.

Рассказывая о нем, он обращает внимание на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на повышенной ранимости и самолюбии.  
    Ася обладает искреннем сердцем, сильным духом и способностью к трудным свершениям, это доказывается ее поступком по отношению к Н.Н.

Она «ломая» все предрассудки, нарушая все правила приличия, готовая на все, назначает свидание молодому человеку. Здесь и проявляется весь драматизм повести. Н.Н не готов был ответить взаимностью на чувства Аси. Он был еще слишком молод и безответственен, за что его не следует судить. Столкнувшись с неприятностями, она не упала духом и нашла в себе силы уехать и навсегда расстаться с любимым ею человеком. Все что не убило нас сегодня, делает сильнее завтра. Безответная любовь сделала Асю сильнее и взрослее.  

    Мы можем сделать все, но не можем вернуть время, чтоб хоть что-то исправить. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих в каждую минуту своей жизни.

Жанр произведения — повесть. В 
основе сюжета — история любви, завершившейся 
разлукой. Главная героиня — «тургеневская девушка» — одаренная натура, неординарная личность, искренняя, гордая, сердечная. Любовь героя запоздала, он был обречен на одиночество.

Завязка — знакомство с Гагиными. Развитие действия — встречи героя с Гагиным и его сестрой Асей, взаимоотношения между молодыми людьми. Кульминация — объяснение с Гагиным. Развязка — объяснение с Асей, ее отъезд. Заключение — дальнейшая судьба Н.Н.

, размышления о прошлом и настоящем его жизни.

мпульсивная, добрая, способная отдаться сильному чувству без остатка, умеющая остро чувствовать, переживать, достойная необыкновенного человека)

Ася — главная героиня одноименной 
повести И.С. Тургенева. Рассказчик, господин Н.Н., знакомится с ней, когда девушке 17 лет.

Ася поражает противоречивостью своих 
поступков: у неё резко меняется настроение, она смеется невпопад, грустит, как кажется, без повода. Такое впечатление, что она хочет привлечь к себе внимание.

Девушка вызывает у рассказчика 
смешанные чувства: «Она хочет удивить 
нас, к чему это? Что за детская 
выходка?»

Господин Н.Н. ощущает, что в поведении 
Аси много загадочного, девушка очень привлекает его, но и настораживает непохожестью на других. «Что за хамелеон эта девушка!» — восклицает Н.Н.

Помогает понять характер девушки 
история, рассказанная Гагиным.

Из этой истории мы узнаем, что 
Ася — незаконная дочь дворянина и горничной. Мать воспитывала дочь очень строго, а после смерти матери отец взял девочку к себе. Это было на девятом году жизни Аси.

Жизнь Аси наложила отпечаток на её характер. «Она многое знала, что 
не должно бы знать в её годы», — 
говорит Гагин. Еще рядом с 
Асей не было наставника, который помог 
бы ей понять себя. «Неправильно начатая 
жизнь слагалась неправильно…» 
— пишет И.С. Тургенев.

Что значит «неправильно начатая»? Значит с нарушением общепринятых норм и правил.

Представим себе, что творилось в душе девушки, желающей правды и искренности! Тяжело было Асе и в пансионе, «она никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…»

И вновь рядом с ней не было человека, который научил бы её, как 
себя вести.

Вот с такой Асей и встретился господин Н.Н.

Глубоко раскрывается характер Аси 
в диалоге с Н.Н. в IX главе. Становится понятной та сила, с которой девушка стремится к правде, жажда добра и деятельности добра.

Господин Н.Н. мог бы стать её добрым другом и наставником, если бы не испугался полюбить её, её, отягощенную происхождением.

Но господин Н.Н. не способен на решительный 
поступок, он успокаивает себя, что 
это судьба, но мы понимаем, что это 
не судьба, а характер: сомневающийся, нерешительный.

Господин Н.Н. расстается с Асей, читатели тоже. Что будет с девушкой дальше, неизвестно. Однако социальные условия того времени не позволяли 
надеяться, что её судьба сложится счастливо.

После прочтения повести остается острое чувство сожаления о том, что самые лучшие и чистые мечты не сбываются, чаще всего, по вине самих людей.

Повесть Ивана Сергеевича Тургенева 
«Ася» — произведение о любви, которая, по мнению писателя, «сильнее смерти и страха смерти» и которою 
«держится и движется жизнь». 
 
С первых минут появления главной героини на страницах повести ее окутывает какая-то тайна.

Именно романтическая недоговоренность образа Аси, печать таинственности, лежащая на ее характере и поведении, придают ей притягательность и очарование. «Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен». Поведение Аси отличается экстравагантностью.

Она то со стаканом в руке карабкается по развалине, то сидит над пропастью, то хохочет и шалит, то в сереньком платьице тихо сидит за пяльцами, то, нарушая правила этикета, назначает молодому человеку свидание, то порывает с ним и уезжает из города.

 
 
В чем причина такой неординарности характера и поведения героини? Прежде всего это двусмысленность ее происхождения и ненормальные условия воспитания, сказавшиеся на повышенном самолюбии, ранимости, стремлении к свободе. Нельзя забывать о возрасте Аси — ведь ей всего 17 лет.

Влияет на ее поведение присутствие молодого человека, который производит на нее впечатление с первой встречи. Но больше всего в ее экстравагантных поступках проявляется ее натура. «Ее надо хорошенько знать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней ладить». Она мечтает, по словам ее брата, о герое, необыкновенном человеке, или живописном пастухе в горном ущелье. 
 

И вот такой герой появляется. Это молодой человек, веселый, беззаботный, не задумывающийся о жизни. Это человек не активного действия, а созерцатель. Конечно, он не герой, но сумел тронуть сердце Аси. В экзотической обстановке, на фоне чудесной природы и древних башен, где все дышало романтической сказкой, господин Н. Н. представился ей необыкновенным человеком.

С удовольствием он начинает догадываться, что Ася его любит. «Я о завтрашнем дне не думал; мне было очень хорошо». «Любовь ее меня и радовала и смущала… Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня…

Читайте также:  Нежная ночь с фицджеральдом

» И он приходит к заключению: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Верящий в то, что будущее бесконечно, он не собирается решать свою судьбу сейчас. Он отталкивает Асю, которая, по его мнению, обогнала естественный ход событий, скорее всего, не приведший бы к счастливому концу.

Лишь спустя много лет герой понял, какое значение имела в его жизни встреча с Асей. Отодвигать решение на неопределенное будущее — признак душевной слабости. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих каждую минуту своей жизни.

АСЯ — героиня 
повести И.С.Тургенева «Ася» (1858). А.— один из самых поэтичных женских 
образов Тургенева. Героиня повести 
— открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью 
и благородством.

Трагизм жизни 
А. в ее происхождении: она дочь крепостной крестьянки и помещика; этим во многом обусловлено ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе и т.п.

После смерти отца девушка 
оказывается предоставленной самой 
себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. А.

близка к другим женским образам в произведениях 
Тургенева, больше всего в ней 
сходства с Лизой Калитиной («Дворянское 
гнездо»). С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность 
к сильным страстям, мечта о 
подвиге.

А. дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где А. живет со своим братом, ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама А. впервые в своей жизни сталкивается с этим чувством, Н.Н.

представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь, но ее избранник оказывается безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость А. пугает его, и Н.Н.

оставляет ее; первая любовь героини оказывается несчастной.

Подробный анализ повести представлен в статье Н.Г.Чернышевского «Русский человек 
на rendez-vous» (1858). В этой работе подробно описаны причины той ситуации, в которой оказалась А., когда ее благородная решимость поступиться общественными приличиями ради любви была отвергнута.

Критик объясняет реакцию общества на поведение героини тем, что в нем приветствуется благородство на словах, поэтому к А. относятся благосклонно, пока она лишь говорит о своих убеждениях и не пытается осуществить их на деле. Н.Н. принадлежит к этой среде. Он один из «лишних людей», и трагедия А.

в том, что она встретила именно такого человека.

Ася — о кажется странной и 
неестественной именно потому, что 
обычная жизнь людей ее круга 
ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им.

Так, наблюдая за толпой богомольцев, она замечает: “Вот бы пойти с ними”. Она понимает жизнь простых людей как подвиг: “Пойти куда-нибудь на молитву, на трудный подвиг”. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого.  
Асе никто не внушал никаких правил.

Не подавляемая извне, она была цельной натурой. Но как раз благодаря этому Асю считали странной и непонятной люди ее круга. В Асе, воспитанной без всяких правил и проведшей раннее детство в крестьянской семье, совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека.

Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его.  
Ася дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где Ася живет со своим братом. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь.

Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Н.Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную.

Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.

 
Ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н.Н. оставляет ее. Первая любовь героини оказывается несчастной.  

Нежный образ Аси навсегда остался в памяти Н., так же как образ «тургеневской» девушки, нарисованный писателем, навсегда остается в памяти читателя. Он поражает своей красотой, искренностью, чистотой. Он вдохновляет и сводит с ума, этот милый образ Аси.

открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе.

После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает.

Сочинение Образ Аси тургеневской девушки (по повести Тургенева Ася)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Тургенев
  4. Образ Аси тургеневской девушки

Понятие «тургеневской девушки» стало известно с момента издания писателем своего произведения, в котором был раскрыт образ девушки с точки зрения ее внутреннего мира.

Автор повествует о жизни девушки с непростой драматической судьбой. Ася родилась в союзе богатого дворянина и крепостной. Строгое воспитание матери, а затем сменившая его вседозволенность отца определило нестандартный характер молодой женщины, отличающийся повышенной ранимостью и самолюбием.

Она представляет собой чувствительную, добрую натуру, которая в тоже время может быть вспыльчивой, порывистой и бесшабашной.

Образ девушки раскрывается посредством описания ее увлечений рисованием, наблюдением за природными явлениями, изображая перед читателем женскую естественность, нежность, романтичность и кротость.

Но вдруг Ася становится бесстрашной, совершает прогулки по опасным местам, совершенно не боясь последствий и выражая тем самым свой взрывной темперамент.

Девушка имеет деятельный нрав и мечтает осуществить на жизненном пути поставленные перед собой цели. Она привлекает к себе детской наивностью и открытым сердцем, способным на искреннюю, бескорыстную любовь. Ася, пренебрегая мнением общества, несмотря на установленные правила приличия, сама приглашает на свидание юношу, в которого страстно влюблена.

Молодой человек в силу молодости и неопытности не может правильно оценить поступок Аси, не осознает ее искренние чувства к нему и в результате не отвечает девушке взаимностью. Он считает, что подрывает его репутацию в обществе и брак с юной особой не входит в его планы.

  Любовь в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Ася, обладая сильной волей и независимостью, не падая духом из-за безответной любви, находит в себе силы уехать и навсегда расстается с возлюбленным, со своей первой любовью. Но это событие в ее жизни не только не разрушает внутреннюю красоту девушки, но и делает ее еще сильнее.

Описание образа пленительной, самоотверженной девушки, имеющей неповторимые душевные качества, и дало название литературному термину «тургеневской девушки».

Невозможно поверить, что тургеневская героиня слабая и беспомощная девушка, в реальности она отличается мощным внутренним потенциалом, исходящим из моральных и нравственных соображений.

Тургеневские девушки готовы на самоотречение ради дорогих людей. Их душевные силы гораздо внушительней и сильнее мужской воли.

Нерешительный молодой человек, отказавшийся от искреннего чувства девушки, всю свою жизнь вспоминал те жаркие переживания, которые он ощутил только с Асей и более ни с одной из женщин. Он впоследствии осознал, что это и было настоящее чувство, а все остальное лишь обычное вожделение.

Автор, являясь великим мастером на писательском поприще, изображает перед читателем неповторимый образ прелестной молодой женщины, не сломленной несчастной любовью, не потерявшей веру в собственные силы, сохранившей уважение и к себе, и к окружающим и продолжившей искать свой истинный путь в этой жизни.

Сочинение про Асю

В русской литературе существует такое понятие, как «тургеневская девушка». И вполне естественно, что главная героиня повести «Ася» является яркой представительницей таких девушек.

Ася, или Анна Николаевна Гагина, в повести — это девушка семнадцати лет, плод любви барина Николая Гагина и крепостной Татьяны. После смерти матери, в девять лет ее взял на воспитание отец. В тринадцать лет лишившись отца, Ася осталась на попечении сводного брата. Имея приличный доход, молодой Гагин решает поехать со сводной сестрой за границу.

До отъезда девушка училась в Санкт-Петербургской гимназии, где в плане учебы показала себя с лучшей стороны, однако воспитательница часто жаловалась на Асю за ее взбалмошный характер. По природе Ася была застенчивой и тихой, но стеснялась своего нрава, поэтому держа себя несколько развязано, думала, что этим преодолевает стеснительность.

Однажды девушка призналась брату, что всем сердцем желает, чтобы все забыли о ее происхождении. Она до девяти лет воспитывалась у матери, поэтому светские манеры были ей чужды, хотя она всячески старалась привить их себе. Особенно это заметно в сравнении с братом, чьи манеры, простые и добродушные, выдавали в нем дворянина.

Особенностью этой несколько дикой девушки была жажда правды. Она не переносила трусости, лести и низости. Иногда ее манеры вызывали ступор у господина Н. Но он сумел разглядеть в ней необыкновенную натуру и влюбился.

То, что ее происхождение было необычным, повлияло на судьбу девушки. Она рано задумывалась о смысле жизни. Праздное существование тяготило ее. Ася признавалась, что не умеет играть на фортепьяно, не умеет петь, рисовать и даже шьет плохо. Зато вальсировала она божественно.

В Германии Ася скучала, так как была глубоко привязана к родине. Эту черту Тургенев показывает в эпизоде, где девушка сидит на скамье около виноградника, сливаясь с небом. Именно в Германии они с братом знакомятся с господином Н. Понимая, что влюбилась, Ася полностью отдается своему чувству. Порой ее переменчивое настроение пугает Н. Но по-другому она не может и не хочет себя вести.

Девушка отдает свое сердце, сказав: «Я ваша», но господин Н. находятся в смятении. Верный себе и своему кредо, которое признает лишь спокойное течение жизни, он отвергает любовь Аси.

Спустя годы, он наконец понимает, что это был ошибочный шаг. Любовь с каждым годом укрепляется в нем. Но кто знает, может это всего лишь иллюзия…

  Несчастная любовь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Ситникова↑ ТургеневХарактеристика Феди из рассказа Бежин луг →

Читайте также:  Бесцельное существование или невыполнимая цель?

Сочинение: Образ тургеневской девушки в прозе И.С. Тургенева (на примере повести «Ася»)

(422 слова) Образ тургеневской девушки запомнился многим поколениям читателей. И действительно, Иван Сергеевич Тургенев создал ряд удивительных героинь, обладающих яркой индивидуальностью и очаровывающих с первой встречи.

Конечно, среди прочих образов невозможно не вспомнить Анну Гагину, которую читатель, наверняка, запомнил как Асю.

Ася – одна из самых экспрессивных женских героинь, созданных писателем, и в ее образе, как ни в одном другом, особенно ярко проявились все черты настоящей тургеневской девушки.

Ася совсем юна, ей всего лишь семнадцать лет. Она — дочь простой крестьянки и помещика.

До 9 лет она жила с матерью в деревне, но мать девочки умерла, и отец забрал ее к себе в поместье, пытаясь сделать из нее настоящую образованную барышню.

Потом оставленная на попечение брата Ася отправляется в пансион, однако после своего семнадцатилетия вновь возвращается к брату. Девушку мы видим именно глазами Н.Н. — нового приятеля Гагина.

Ася обладает необычной внешностью; в ее бледном лице, «резво обвеянном кудрями», в ее «влажных и робких глазах», то глубоких и нежных, то дерзких и смелых, во всем ее тонком теле была разлита какая-то особая «полудикая прелесть».

Характер девушки противоречив и сложен: стыдясь своего неблагородного происхождения, она часто ведет себя вызывающе неестественно и странно. От природы девушка была очень робка, но чувствуя дискомфорт в обществе, она «с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось».

Ася – своенравная, эмоциональная девушка («Порох она настоящий»). При всей переменчивости своего настроения, она добрый, искренний и чуткий человек; Ася понятлива и умна, хорошо владеет языками, в то же время – ребячлива и очень подвижна.

Одни из наиболее выраженных черт характера девушки – ее честолюбие и гордость. Однако Тургенев дает понять читателям, что черты эти сформировались в девушке под влиянием обстоятельств ее жизни, ее двойственного положения в обществе: ни барышня, ни крестьянка, она не может найти себе места, считая необходимым выбрать для себя одну из установленных моделей поведения.

Несмотря на всю противоречивость, в любви девушка показала себя самоотверженно и смело. Она бесстрашно отдается чувству первой любовной нежности. Ее душа невинна и чиста; она открыта перед тем, кого выбрало ее сердце .

Однако судьба первого чувства оказывается печальной. Героине приходится столкнуться с безволием и трусостью возлюбленного.

Тем не менее, Ася навсегда останется в сердце героя прекрасным воспоминанием и сожалением о собственной нерешительности.

Ася – прекрасный мираж, созданный Тургеневым. Ее образ – символ первого, трепетного чувства, хрупкого и загадочного, остающегося в душе на всю жизнь и тревожащего сердце удивительной, ни с чем не сравнимой свежестью и красотой.

Как и другие тургеневские девушки, Ася вынуждена сталкиваться с людьми, не всегда способными принять ее трепетную, живую чувственность, и как они – она без компромиссов принимает правду, поражая читателей силой своего большого, отзывчивого сердца.

Екатерина Озаровская

Сочинение на тему: ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» (по повести И. С. Тургенева «Ася»)

ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» (по повести И. С. Тургенева «Ася»)

Повесть «Ася» пронизана светом, торжеством юности, расцветающей природы. Праздничный, сказочно-прекрасный городок 3., серебристо-золотой Рейн; багряный закат. Серебро, золото, пурпур, насыщенный блеском воздух; Ася, обли­тая солнечным светом… Именно в такой сказоч­ной обстановке впервые увидел главный герой повести г-н Н. Н. Асю.

Увидел и понял, что стол­кнулся с необъяснимым чудом, необыкновенной тайной, разгадать которую ему так и не удалось. В чем же кроется секрет очарования и привлека­тельности образа Аси? Уверенно можно утверждать, что внешняя привлекательность отнюдь не является ключом к разгадке. Хотя в ее лице было «что-то свое, осо­бенное », красавицей Ася не была.

Небольшой тон­кий носик, почти детские щечки и черные глаза. «Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита… Черные волосы, острижен­ные и причесанные, как у мальчика, падали круп­ными завитками на шею и уши».

Ася не могла на­ходиться в состоянии покоя и часто смеялась «пре­странным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходив­шим ей в голову». Как видим, в ее облике было много детского, как, впрочем, и в поведении.

Трудно найти логическое объяснение ее стран­ным поступкам: вспоминается случай на разва­линах. Ася, словно козочка, карабкалась по раз­валинам со стаканом в руке с единственной це­лью — полить цветы, растущие на древних сте­нах. Движения ее были легкими и ловкими, но девушка, несомненно, играла.

На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохота­ла: «Вы находите мое поведение неприличным, — казалось, говорило ее лицо, — все равно: я знаю, вы мной любуетесь». Но в этот же момент происходит преображение изменчивого лица де­вушки.

На смену детскому очарованию приходит сосредоточенное, почти печальное выражение.

Объяснение странного поведения девушки появляется несколько позже. Тайну происхож­дения Аси г-ну Н. Н. раскрывает ее брат. У Аси своя судьба, свое прошлое — незаконнорожден­ной дочери дворянина. Ее мать, бывшая горнич­ная, не считала возможным для себя соединить судьбу с барином. Но после кончины матери отец взял девочку к себе на воспитание.

Он стал ее учи­телем и наставником, хотя его воспитание было своеобразным. Девочке была предоставлена пол­ная свобода, так как отец в душе всегда считал себя перед ней виноватым.

«Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец; но она так же скоро поняла свое ложное положение; самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укореня­лись, простота исчезла. Она хотела заставить це­лый мир забыть ее происхождение».

После смер­ти отца воспитание тринадцатилетней девочки полностью легло на плечи ее двадцатилетнего сводного брата. Брат поместил ее в один из луч­ших пансионов. В пансионе, вдалеке от родного и любимого человека, по-настоящему проявляет­ся характер Аси. Честность, бескомпромиссность — вот основные качества человека, считающего, что лесть и трусость — самые дурные пороки.

Ко­нечно, манеры девушки стали лучше, училась она прекрасно, лучше всех, но «никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, гляде­ла букой…». Дружила она в пансионе только с одной некрасивой, загнанной и бедной девушкой. Остальные приятельницы, большинство из кото­рых принадлежали к хорошим фамилиям, не любили Асю, язвили, старались уколоть как только могли.

Исследователи творчества Тургенева отмеча­ют, что повесть, особенно страницы, посвящен­ные Асе, проникнута поэзией искренности, ду­шевной открытости. В первую очередь связано это с тем, что основана повесть на биографиче­ском факте, дорогом самому автору.

История дет­ства героини, незаконнорожденной дочери дво­рянина, напоминает судьбу Полины, дочери са­мого Тургенева, сначала воспитывавшейся в име­нии его матери, а затем в семье Полины Виардо.

Но самый облик Аси скорее напоминает Анну, дочь дяди писателя и крепостной крестьянки: «Помните ли вы маленькую, очень своеобраз­ную… девочку, о которой я вам говорил в одном из моих писем? — спрашивал Тургенев Полину Виардо.

— Представьте себе самое хорошенькое маленькое личико, какое только можно видеть; черты лица невероятной тонкости, прелестную улыбку и глаза, каких я никогда не видывал, гла­за взрослой женщины, то кроткие и ласкающие, то острые и наблюдательные… Она много раз­мышляет и никогда не хитрит; поразительно, с какой инстинктивной прямотой ее маленький мозг движется к истине…» Несомненно сходство этого портрета-воспоминания с образом героини повести, о которой Тургенев чуть ли не этими же словами скажет: «все ее существо стремилось к правде…»

Сочинение Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»

Под термином «Тургеневская девушка»-скрывается образ пленительных, обладающих особыми качествами души героинь с драматической судьбой. Ася «Тургеневская девушка» из повести «Ася»- девушка с необычной судьбой. Тургенев насыщает не внешний, а внутренний мир героини.

Что-то особенное было в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и черными, светлыми глазами. Она была грациозна, сложена, но как бут — то не вполне еще развита. Возможно, она была не столь красива лицом, но вся красота ее внутренней светлости открывается в ее глазах.

Лицо и внешность Аси меняется вместе с ее внутренним состоянием души. Полный портрет героини, как ее внешний, так и внутренний мир раскрывается в ее поступках. Она со стаканом в руке карабкается по развалинам, то сидит над пропастью — здесь мы видим ее бесстрашной.

То хохочет и шалит, положив соломенную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом; то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду тщательно причесанной, перетянутая и в перчатках; то в стареньком платье тихо сидит за пальцем — совсем как простая русская девушка. Необычные, странные поступки – это ее психологический склад – девушка хамелеон.

Она живет своим миром. Порывность — таков ее темперамент. Ася целеустремленная, она не хочет прожить жизнь даром «Пойти куда – нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, — продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» Ася обладает детской наивностью и естественностью. Она способна к возвышенным чувствам, способна к любви и окрыленности.

У нее кроткое, открытое сердце. Тургенев уделяет большое внимание в повести детстве Аси. Рассказывая о нем, он обращает внимание на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на повышенной ранимости и самолюбии. Ася обладает искреннем сердцем, сильным духом и способностью к трудным свершениям, это доказывается ее поступком по отношению к Н. Н.

Она «ломая» все предрассудки, нарушая все правила приличия, готовая на все, назначает свидание молодому человеку. Здесь и проявляется весь драматизм повести. Н. Н не готов был ответить взаимностью на чувства Аси. Он был еще слишком молод и безответственен, за что его не следует судить.

Столкнувшись с неприятностями, она не упала духом и нашла в себе силы уехать и навсегда расстаться с любимым ею человеком. Все что не убило нас сегодня, делает сильнее завтра. Безответная любовь сделала Асю сильнее и взрослее. Мы можем сделать все, но не можем вернуть время, чтоб хоть что-то исправить. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих в каждую минуту своей жизни. .

Ссылка на основную публикацию