Поэзия серебряного века

Поэзия серебряного века

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Ольга Разумихина

Серебряный век поэзии

Конец XIX и начало ХХ века в России принято называть «Серебряным веком русской литературы». Почему Серебряным, спросите вы? Потому что «Золотым веком» называют другую эпоху — время, когда творили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Первоначально этот термин, придуманный критиком М. А. Антоновичем, относился лишь к первой половине XIX века, но затем «захватил» и И. С. Тургенева, и Ф. М. Достоевского, и А. А. Фета с Ф. И. Тютчевым.

Правда, в те времена поэты и писатели в большинстве своём не становились основоположниками литературных направлений, не составляли манифесты. Да, раннюю поэзию Пушкина и Лермонтова можно отнести к романтизму, но он появился на Западе ещё до того, как будущие гении взялись за перо; затем восторжествовал реализм, а некоторые критики, такие как Ф.

В. Булгарин, презрительно называли созданные в русле этого направления работы «натуралистическими», указывая, что писатели, по их мнению, слишком увлеклись бытописанием «грязных» сцен из бытовой жизни. А вот поэты Серебряного века формировали направления более чем осознанно — и у каждого из них была своя идеология и художественные принципы.

Символизм

Самое раннее из литературных направлений Серебряного века — символизм — тоже, строго говоря, не было изобретено отечественными авторами: этот термин родился среди французских поэтов. Однако в России он был переосмыслен и получил новое развитие. Более того, направление стало настолько популярно, что работавшие в его рамках авторы разделились на «поколения» старших и младших символистов.

К старшим символистам принято относить таких поэтов, как К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, — их лирические герои решительно отвергали реальность и предпочитали жить в абстрактном мире идей, свободных фантазий и вдохновения. Младшие символисты — это такие знаменитые поэты, как А. А.

Блок и Андрей Белый, — также утверждали, что действительность далека от идеала, но стремились к более конкретному идеалу: миру, где царит Вечная Женственность, та сила, которая торжествует в Раю, описанном ещё средневековым поэтом Данте в «Божественной комедии».

Добравшись до самого высокого из Небес, Данте встречает Беатриче — женщину, в которой слилось земное и божественное начала:

  • О, что за трепет душу мне объял,
  • Когда я обернулся к Беатриче
  • И ничего не видел, хоть стоял
  • Вблизи нее и в мире всех величий!

Особенно много подобных женских образов встречается в лирике А. А. Блока, автора статьи «О современном состоянии русского символизма» (1910). Лирические герои его стихотворений тоскуют о «Прекрасной даме» или «Незнакомке».

Именно так называется одно из самых знаменитых стихотворений этого автора: в нём рассказывается о таинственной даме, которая, как прекрасное видение, оказывается в трактире среди «пьяниц с глазами кроликов».

Герой не понимает, действительно ли он видит женщину или она только мерещится ему — как отражение мечты о божественной любви:

  1. И каждый вечер в час назначенный
  2. (Иль это только снится мне?)
  3. Девичий стан, шелками схваченный,
  4. В туманном движется окне.
  • И веют древними поверьями
  • Ее упругие шелка,
  • И шляпа с траурными перьями,
  • И в кольцах узкая рука. (1906)

Как и следует из названия направления, его авторы использовали множество символов. Символ отличается от образа тем, что он обладает сразу множеством значений.

Например, роза может быть как символом любви, так и знаком раздора и даже вражды (вспомним Войну Алой и Белой розы), а также скорби. Впрочем, некоторые критики считали, что символисты порой слишком уж «воспаряли» над земным миром — настолько, что это становилось смешным. Так, В. С.

Соловьёв даже написал стихотворный цикл «Пародии на русских символистов», где есть следующие строки:

  1. На небесах горят паникадила,
  2. А снизу — тьма.
  3. Ходила ты к нему иль не ходила?
  4. Скажи сама!
  • И не зови сову благоразумья
  • Ты в эту ночь!
  • Ослы терпенья и слоны раздумья
  • Бежали прочь. (1895)

Акмеизм

Другое литературное направление Серебряного века — акмеизм — можно назвать почти полной противоположностью символизма. Поэты, принадлежавшие к этому лагерю, проповедовали «прекрасную ясность» и вместо символов использовали вполне конкретные детали, пришедшие из «грубого», но всё равно прекрасного, по их мнению, мира.

А. А. Ахматова подытожила опыт поэтов-акмеистов в стихотворении «Мне ни к чему одические рати…», написанном уже в 1940 году. «Одические» здесь — производное от слова «ода», то есть возвышенное классицистическое произведение, написанное в честь какого-либо человека или события.

В этом стихотворении читаем:

  1. Когда б вы знали, из какого сора
  2. Растут стихи, не ведая стыда,
  3. Как желтый одуванчик у забора,
  4. Как лопухи и лебеда.
  5. Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне. (1940)

У акмеистов внутренние противоречия в душах лирических героев отражаются через неловкость движений, эмоциональные всплески. В одном из самых известных стихотворений той же Ахматовой — «Песня последней встречи» — девушка, переживая из-за разрыва с возлюбленным, «…на правую руку надела / Перчатку с левой руки».

Это произведение так понравилось поклонникам (а в особенности — поклонницам) современной поэзии, что они стали «штамповать» собственные творения с практически дословными цитатами. Так, в литературной гостиной Н. С. Гумилёва одна дама вдохновенно читала о том, как она «…туфлю с левой ноги / На правую ногу надела».

Таких поэтесс Гумилёв саркастически называл «подахматовками».

Акмеисты иногда также называли себя «адамистами», отсылая слушателей к фигуре Адама — первого человека на Земле, который, согласно преданию, дал названия всем животным, растениям и предметам.

Слово же «акмеизм» происходит от греческого «акме», которое обозначает «пик, наивысшую точку чего-либо». В рядах акмеистов, помимо Ахматовой, состояли О. Э.

Мандельштам — автор статьи «Утро акмеизма» (1912) — и, конечно, сам Н. С. Гумилёв.

Футуризм

Футуристы (от латинского слова  futurum — «будущее») не пытались сбежать от мира в «башню из слоновой кости»: они мечтали этот мир изменить. Представители этого направления прославились наиболее эпатажными заявлениями и выходками. Так,  в 1912 году они издали манифест под названием «Пощёчина общественному вкусу», в котором утверждали: «Прошлое тесно.

Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Далее они перечислили писателей и поэтов, которым, по их мнению, «нужна лишь дача на реке»: в этот список вошёл символист А. А. Блок, а также — ни много ни мало — Максим Горький.

В манифесте утверждались следующие права поэтов:

  1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
  4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Футуристы призывали к свершению Мировой революции и зачастую пропагандировали свои идеи, шокируя общественность. Они наносили на лица грим, а В. В. Маяковский однажды явился на публике в женской жёлтой кофте. Впрочем, все эти выходки были всего лишь средствами для достижения цели: найти как можно больше единомышленников и пригласить их в свой «лагерь».

  • Оставаясь верными принципам, отражённым в манифесте, футуристы ломали нормы русского литературного языка. Маяковский, как многим известно, выработал свой способ графического написания стихов — «лесенкой»:
  • Сливеют
  •         губы
  •              с холода,
  • но губы
  •         шепчут в лад:
  • «Через четыре
  •               года
  • здесь
  •       будет
  •             город-сад!»

В. Хлебников же сконцентрировался на придумывании новых слов. В «Словаре неологизмов Велимира Хлебникова», изданном уже в 1995 году, набралось аж 560 страниц. Стихотворение, приведённое ниже, — один из самых знаменитых экспериментов поэта-новатора:

  1. КУЗНЕЧИК
  2. Крылышкуя золотописьмом
  3. Тончайших жил,
  4. Кузнечик в кузов пуза уложил
  5. Прибрежных много трав и вер.

«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

Имажинизм

Меньше всего по времени, пожалуй, в Серебряном веке «продержалось» такое направление, как имажинизм, — направление, представители которого видели первостепенную задачу в создании системы образов, способных потрясти воображение читателя, заставить его как бы увидеть у себя перед глазами яркую картину. «Орден имажинистов» в 1918 году основал А. Б.

Мариенгоф, автор «Романа без вранья» и «Циников». Самым прославленным участником объединения был С. А. Есенин.

Поэт, наиболее всего известный по стихотворениям «Отговорила роща золотая», «Письмо женщине» и «Мы теперь уходим понемногу», в бытность свою имажинистом написал теоретическую работу «Ключи Марии» (1918), которая начиналась так:

Орнамент — это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте.

Но никто так прекрасно не слился с ним, как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег.

В этой статье (где слово «Мария» означает «душа») Есенин попытался объяснить важность орнамента для русской и мировой культуры вообще, а также разработать уникальную классификацию образов, где самой ценной находкой был образ «ангелический». Однако получилось не вполне понятно.

Так что, учитывая весьма спорную идеологическую составляющую направления, неудивительно, что имажинизм не стал таким прославленным направлением, как символизм или акмеизм. Впрочем, в сокровищницу русской классики он всё равно принёс немало шедевров.

Чего стоят только строчки Есенина из незавершённого стихотворения «Хорошо им стоять и смотреть»:

  • Оттого-то в сентябрьскую склень
  • На сухой и холодный суглинок,
  • Головой размозжась о плетень,
  • Облилась кровью ягод рябина.

ОБЭРИУ

Наконец, ещё одним заслуживающим внимания литературным направлением Серебряного века стало ОБЭРИУ — «Объединение реального искусства».

Аббревиатура ассоциируется у литературоведов в первую очередь с иманами Д. И. Хармса и А. И. Введенского.

Эти поэты создавали абсурдистские, порой смешные, а порой и очень печальные стихотворные тексты. Вы наверняка слышали вот это стихотворение Хармса:

  1. Из дома вышел человек
  2. С дубинкой и мешком
  3. И в дальний путь,
  4. И в дальний путь
  5. Отправился пешком.
  6. Он шел все прямо и вперед
  7. И все вперед глядел.
  8. Не спал, не пил,
  9. Не пил, не спал,
  10. Не спал, не пил, не ел.
  11. И вот однажды на заре
  12. Вошел он в темный лес.
  13. И с той поры,
  14. И с той поры,
  15. И с той поры исчез.
  16. Но если как-нибудь его
  17. Случится встретить вам,
  18. Тогда скорей,
  19. Тогда скорей,
  20. Скорей скажите нам. (1937)
  21. Помимо стихов, Хармс писал в высшей степени остроумную прозу и небольшие пьесы.

Понятие Серебряного века в русской поэзии: представители, особенности

Определение

Серебряный век – это образное обозначение русской поэзии на рубеже XIX–XX вв. Данный период характеризуют расцветом литературы. Появились новые течения, поэзия стала насыщеннее.

Предпосылкой этому стали естественнонаучные открытия, полностью изменившие представление о понятном мире. Появилось чувство хрупкости прежних ценностей, возникла потребность их переосмысления. Следствием стало рождение модернистского направления в культуре, которое наиболее ярко проявилось в поэзии.

Кто автор термина «Серебряный век»

Понятие «серебряный век» появилось по аналогии с «золотым веком», совпавшим с пушкинской эпохой русской литературы XIX века.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Авторство термина «серебряный век» приписывают философу Николаю Бердяеву. Однако метафора не встречается ни в одном из его трудов. Основанием полагать, что именно Бердяев впервые употребил рассматриваемое понятие относительно литературного положения на стыке веков, является цитата из мемуаров критика Сергея Маковского:

«… «Серебряный век» (так называл его Бердяев, противополагая пушкинскому — «Золотому»)…».

«На Парнасе Серебряного века», 1962.

Основные литературные направления, характерные черты

На стыке веков реализм изжил себя, и на смену ему пришел модернизм со своим разнообразием направлений.

Символизм

Символизм был основным направлением в литературе серебряного века. Для творчества авторов этого течения характерна двойственность мира. В произведениях символистов существовали идеальный и материальный мир, первый из которых считался действительным. Стихотворные труды наделялись скрытыми смыслами и недосказанностью.

Наиболее яркие поэты-символисты: Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Андрей Белый.

Кризис символизма в 1910 году ознаменовал появление новых течений – акмеизма и футуризма.

Акмеизм

Акмеизм – течение в литературе, возникшее на основе символизма, но вступающее в полемику с ним. Авторы направления объединились в «Цех поэтов», образованный Николаем Гумилевым.

Название творческого объединения указывало на взгляд акмеистов на поэтическое ремесло. Представители течения считали, что поэт – это, прежде всего, мастер своего дела. В отличие от символистов акмеисты описывали земную жизнь, не отрицая при этом духовную.

Это сделало акмеистские произведения более понятными для аудитории.

Яркие авторы-акмеисты: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич.

Спад акмеизма наблюдается в 1914 году.

Футуризм

Футуризм возник одновременно с акмеистским течением. Характерной особенностью футуристов был эпатаж их произведений и выступлений. Смысл отходил на второй план, более важно было слово. Футуристические произведения отличались новыми стихотворными формами.

Существовало четыре футуристических ветви:

  • эгофутуристы;
  • кубофутуристы;
  • группа «Мезонин поэзии»;
  • группа «Центрифуга».

При всех различиях существовала одна идея, объединяющая перечисленные течения. Все они считали, что культурное наследие – это пережиток прошлого, от которого нужно отказаться ради урбанистического будущего.

Знаковые представители: Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Владимир Хлебников, Алексей Крученых, Борис Пастернак.

Имажинизм

В 1915 году на смену футуризму пришло хоть и небольшое, но новое течение со своими особенностями – имажинизм. Представители этого течения уделяли большое внимание образности слова, избегали избитых фраз.

Основным художественным приемом в произведениях авторов-имажинистов стала метафора. Творчество поэтов направления не было объединено общей темой.

Авторы писали патриотические стихи, а также творения, наполненные пессимизмом. 

Наиболее известные поэты-имажинисты: Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершневич.

Главные представители эпохи

Александр Блок (1880–1921)

Произведения Александра Блока представляют собой поиск гармонии между синтезом собственного «я», окружающего и мистического мира.

Сквозным образом в произведениях автора является родина, представленная в виде женщины, жены. В это понятие поэт вкладывает Россию не как страну, а как историю народа и его судьбу. Согласно Блоку, родина – единственное, что вселяет надежду в непростые времена.

Наиболее значимым произведением Александра Блока литературоведы считают поэму «Двенадцать», написанную летописно в 1918 году. Как утверждал автор, в произведении он отразил голос революции. Поэма описывает свержение старого уклада ради нового и указывает на жертвы, на которые приходится идти.

Также среди наиболее значимых трудов поэта стихотворения «Незнакомка» (1906), «Русь» (1906), «О доблестях, о подвигах, о славе… » (1908), «Россия» (1908), циклы «Снежная маска» (1907) и «Через двенадцать лет» (1909-1910), поэмы «Двенадцать», «Скифы», «Соловьиный сад».

Марина Цветаева (1892–1941)

Марина Цветаева особенно выделяется среди поэтов своей эпохи. Поэтесса не относилась ни к одному из литературных течений того времени. Цветаева жила в своей реальности и вдохновлялась глубинами своей души, потому и лирическая героиня ее произведений тождественна с личностью поэтессы.

Для лирики Цветаевой характерно наличие противопоставлений: творец противопоставлен миру, русское – чужому, поэт – черни. Отсюда напрашивается вывод, что сама поэтесса была вынуждена в одиночку противостоять окружающему ее обществу.

Художественными особенностями творчества Марины Цветаевой являются смешение разных стилей – разговорной речи и фольклора, иноязычеств, архаизмов и новых слов. Все это создавало контрастную языковую палитру произведений поэтессы.

Среди наиболее употребляемых Цветаевой средств выразительности:

  • небанальные метафоры;
  • экспрессивные эпитеты;
  • инверсия;
  • варьирование темпа.

Лейтмотив творчества Цветаевой – тема поэта и его предназначение. По мнению автора, главная задача поэта – творить. При этом поэтесса оценивает свой вклад в русскую литературу, называя себя «правнучкой» Пушкина.

Марина Цветаева явила собой отдельное течение в русской поэзии, обнажающее душу женщины. На многие стихотворения поэтессы написаны песни. Наиболее известная из них – «Мне нравится, что Вы больны не мной…» – знакома аудитории по фильму Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Анна Ахматова (1889–1966)

Анна Ахматова была акмеистом, но особенно ярко влияние этого течения отразилось лишь в ранних стихах поэтессы. Позднее творчество Ахматовой отличалось зрелостью, но признаки акмеистского направления чувствовались и здесь.

Широкому читателю Ахматова стала известна благодаря сборникам «Вечер» (1912) и «Чётки» (1914). Включенные в них стихотворения острые и емкие. В начале своего творческого пути поэтесса посвящала стихи отношениям между мужчиной и женщиной.

Краткая характеристика стиля Анны Ахматовой:

  • недосказанность сочетается с ясностью;
  • состояние души героя передается через внешний образ;
  • используются контрастные изображения;
  • короткие диалоги.

Одно из значимых произведений Анны Ахматовой создавалось более лет. «Поэма без героя», написанная в 1940–1962 гг., сочетает в себе исторические данные, культуру и тему бессмертия человека. В основе произведения лежат мотивы поэмы «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Ключевой работой в творчестве Ахматовой выступает поэма «Реквием», над которой поэтесса трудилась 15 лет. Это автобиографическое произведение современницы сталинских репрессий. Сама Анна Ахматова пострадала от того режима: были арестованы ее муж Николай Пунин и сын Лев Гумилев. Именно по причине напряженных отношений с властью поэтесса знакомит читателя с поэмой лишь в 1962 году. 

Иван Бунин (1870–1953)

Подобно Марине Цветаевой, Иван Алексеевич Бунин творил вне существующих литературных течений Серебряного века. Основными темами в лирике поэта была природа, философия и любовь. 

В стихотворениях, посвященных окружающему пейзажу, Бунин использовал яркие эпитеты и описывал маленькие детали. Благодаря этому природа в произведениях поэта гармонична.

Философская лирика Бунина поднимала вопросы о жизни и смерти, добре и зле, предназначении человека в этом мире. Особенностью стихов на эту тему была тишина.

Любовная тематика в произведениях поэта всегда была трагичной, герои подвергались страданиям из-за своего чувства.

Сергей Есенин (1895–1925)

Сергей Есенин в начале своего творческого пути писал в направлении новокрестьянской поэзии. Позднее творчество поэта принято относить к имажинизму.

Поскольку Есенин был родом из деревни, неудивителен выбор темы для стихотворений. Поэт перекладывал в стихи неброскую красоту пейзажей родного края, описывал крестьянский труд и то, какими усилиями на столе появляется хлеб. 

Есенин прошел путь от поддержания идей Октябрьской революции, до разочарования в них. Сомнения в мыслях и творчестве поэта возникли после увиденной разрухи в крестьянстве. Новое промышленное государство было чужим для Есенина, поэтому в этот период в лирике поэта преобладает любовная тема.

В последние два года своей жизни Есенин пережил расцвет творчества. За это время он написал около 100 произведений. Характерными особенностями стихотворений этого этапа являются краткость, содержательность, глубокий смысл. Есенин, словно чувствуя свою кончину, в последних произведениях отразил трагическое настроение.

Владимир Маяковский (1893–1930)

Одной из крупнейших фигур русской поэзии Серебряного века считается представитель течения кубофутуристов Владимир Маяковский. На протяжении всего творчества Маяковский стремился к контакту с читателем. Несмотря на осуждающие выкрики «для кого вы пишите?», произведения его нашли отклик в сердцах широкой аудитории.

Творческий путь Маяковского неоднозначен. Он выбирал для себя участь одинокого борца против капиталистического строя ради истинной революции пролетариата. В дореволюционной лирике Маяковского основной темой выступает растерянность человека перед капитализмом.

В одиночный протест вступает поэт и с империалистической войной 1914 года. Свое отношение он отражает в  антивоенной поэме «Война и мир»: «Никто не просил, чтоб была победа».

Постреволюционные произведения Маяковского становятся понятнее широкому читателю. Наиболее выразительную оценку революционным событиями автор дает в «Левом марше». Здесь духовно-нравственное противостояние сменяется политическим. Условное «мы» противопоставляется условному «они». Динамичное «Левой! Левой! Левой!» служит командой идущим и выражает бодрое настроение поэта. 

Наиболее известные произведения Маяковского: поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос», «Флейта-позвоночник»; стихотворения «Лиличка!», «Послушайте!», «Нате!», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Паспорт», «Письмо Татьяне Яковлевой», «А вы смогли бы?».

Примеры произведения эпохи

Александр Блок, отрывок из поэмы «Двенадцать

… И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль.     Ко всему готовы,     Ничего не жаль…

***

… Так идут державным шагом —     Позади — голодный пес,     Впереди — с кровавым флагом,     И за вьюгой невидим,     И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной,     В белом венчике из роз —

    Впереди — Исус Христос.

  • Анна Ахматова, отрывок из поэмы «Реквием»:
  • Нет, это не я, это кто-то другой страдает, Я бы так не могла, а то, что случилось, Пусть черные сукна покроют, И пусть унесут фонари… Ночь.
  • 1939

Читать

Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Есенин, Велимир Хлебников, Константин Бальмонт, Александр Блок, Иннокентий Анненский, Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус, Владислав Ходасевич, Михаил Кузмин

Поэзия Серебряного века

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», издание на русском языке, 2018

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2018

Иннокентий Анненский

«О нет, не стан…»

  • О нет, не стан, пусть он так нежно-зыбок,
  • Я из твоих соблазнов затаю
  • Не влажный блеск малиновых улыбок –
  • Страдания холодную змею.
  1. Так иногда в банально-пестрой зале,
  2. Где вальс звенит, волнуя и моля,
  3. Зову мечтой я звуки Парсифаля,
  4. И Тень, и Смерть над маской короля…

Оставь меня. Мне ложе стелет Скука.

Зачем мне рай, которым грезят все?

А если грязь и низость – только мука

По где-то там сияющей красе?..

19 мая 1906

Вологда

Вербная неделя

  • В желтый сумрак мертвого апреля,
  • Попрощавшись с водною пустыней,
  • Уплывала Вербная Неделя
  • На последней, на погиблой снежной льдине.
  1. Уплывала в дымах благовонных,
  2. В замираньи звонов похоронных,
  3. От икон с глубокими глазами
  4. И от Лазарей, забытых в черной яме.
  • Стал высоко белый месяц на ущербе,
  • И за всех, чья жизнь невозвратима,
  • Плыли жаркие слезы по вербе
  • На румяные щеки херувима.

14 апреля 1907

Царское Село

Пробуждение

  1. Кончилась яркая чара,
  2. Сердце очнулось пустым:
  3. В сердце, как после пожара,
  4. Ходит удушливый дым.
  • Кончилась? Жалкое слово,
  • Жалкого слова не трусь:
  • Скоро в остатках былого
  • Я и сквозь дым разберусь.
  1. Что не хотело обмана –
  2. Всё остается за мной…
  3. Солнце за гарью тумана
  4. Желто, как вставший больной.
  • Жребий, о сердце, твой понят –
  • Старого пепла не тронь…
  • Больше проклятый огонь
  • Стен твоих черных не тронет!

Среди миров

  1. Среди миров, в мерцании светил
  2. Одной Звезды я повторяю имя…
  3. Не потому, чтоб я Ее любил,
  4. А потому, что я томлюсь с другими.
  • И если мне сомненье тяжело,
  • Я у Нее одной ищу ответа,
  • Не потому, что от Нее светло,
  • А потому, что с Ней не надо света.

3 апреля 1909

Царское Село

Константин Бальмонт

«Я вольный ветер, я вечно вею…»

  1. Я вольный ветер, я вечно вею,
  2. Волную волны, ласкаю ивы,
  3. В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
  4. Лелею травы, лелею нивы.
  • Весною светлой, как вестник мая,
  • Целую ландыш, в мечту влюбленный,
  • И внемлет ветру лазурь немая,
  • Я вею, млею, воздушный, сонный.
  1. В любви неверный, расту циклоном,
  2. Взметаю тучи, взрываю море,
  3. Промчусь в равнинах протяжным стоном –
  4. И гром проснется в немом просторе.
  • Но, снова легкий, всегда счастливый,
  • Нежней, чем фея ласкает фею,
  • Я льну к деревьям, дышу над нивой
  • И, вечно вольный, забвеньем вею.

1897

Безглагольность

  1. Есть в русской природе усталая нежность,
  2. Безмолвная боль затаенной печали,
  3. Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
  4. Холодная высь, уходящие дали.
  • Приди на рассвете на склон косогора, –
  • Над зябкой рекою дымится прохлада,
  • Чернеет громада застывшего бора,
  • И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далёко-далёко.

Во всем утомленье – глухое, немое.

  1. Войди на закате, как в свежие волны,
  2. В прохладную глушь деревенского сада, –
  3. Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
  4. И сердцу так грустно, и сердце не радо.
  • Как будто душа о желанном просила,
  • И сделали ей незаслуженно больно.
  • И сердце простило, но сердце застыло,
  • И плачет, и плачет, и плачет невольно.

1900

«Нет дня, чтоб я не думал о тебе…»

  1. Нет дня, чтоб я не думал о тебе,
  2. Нет часа, чтоб тебя я не желал.
  3. Проклятие невидящей судьбе,
  4. Мудрец сказал, что мир постыдно мал.
  • Постыдно мал и тесен для мечты,
  • И все же ты далеко от меня.
  • О, боль моя! Желанна мне лишь ты,
  • Я жажду новой боли и огня!
  1. Люблю тебя капризною мечтой,
  2. Люблю тебя всей силою души,
  3. Люблю тебя всей кровью молодой,
  4. Люблю тебя, люблю тебя, спеши!

«Есть поцелуи – как сны свободные…»

  • Есть поцелуи – как сны свободные,
  • Блаженно-яркие, до исступления.
  • Есть поцелуи – как снег холодные.
  • Есть поцелуи – как оскорбление.
  1. О, поцелуи – насильно данные,
  2. О, поцелуи – во имя мщения!
  3. Какие жгучие, какие странные,
  4. С их вспышкой счастия и отвращения!
  • Беги же с трепетом от исступленности,
  • Нет меры снам моим, и нет названия.
  • Я силен – волею моей влюбленности,
  • Я силен дерзостью – негодования!

Серебряный век русской поэзии – это… Что такое Серебряный век русской поэзии?

Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику.

Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский.

«Серебряный век» протекал с 1880 до 1920 годов.

История

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году.

Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством.

Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России.

Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920 — 1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Литературные течения и объединения

Символизм

— французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

Старшие символисты

  • Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Младшие символисты

А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Акмеизм

Основная статья: Акмеизм

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»).

Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий.

К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.

Футуризм

Основная статья: Русский футуризм

Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего.

Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея».

«Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.

Кубофутуризм

Основная статья: Кубофутуризм

В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов.

В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм

Основная статья: Эгофутуризм

Эгофутуризм -(эго-Я). Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным.

Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии.

Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.

Новокрестьянская поэзия

Основная статья: Крестьянская поэзия

Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Единой творческой школы с единой идейной и поэтической программой они не образовали.

Как жанр «крестьянская поэзия» сформировалась в середине XIX века. Её крупнейшими представителями были Алексей Васильевич Кольцов, Иван Саввич Никитин и Иван Захарович Суриков. Они писали о труде и быте крестьянина, о драматических и трагических коллизиях его жизни.

В их творчестве отразилась и радость слияния тружеников с миром природы, и чувство неприязни к жизни душного, шумного, чуждого живой природе города. Известнейшими крестьянскими поэтами периода Серебряного века были: Спиридон Дрожжин, Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков.

К этому течению также примыкал Сергей Есенин.

Имажинизм

Основная статья: Имажинизм

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.

Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин.

К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.

Авторы

Основная статья: Русские поэты Серебряного века

  • Список женщин Серебряного века
  • Поэты пушкинской поры (Золотой век русской поэзии)

Серебряный век русской поэзии

Определение 1

Серебряный век – период, выделяемый в истории русской поэзии конца XIX – начала XX века, характеризующийся её расцветом, возникновением в ней принципиально новых поэтических течений и поэтов, которые проповедовали эстетику, принципиально отличную от ранее существовавших идеалов.

Принято считать, что образное название, подобранное по аналогии с “золотым веком”, этому отрезку времени дал философ Н. Бердяев, хотя на авторство претендовали также поэты В. Маяковский и Н. Оцуп.

Направление русской поэзии Серебряного века

Указанный исторический период на стыке столетий воспринимался не иначе как глубокий кризис, ощущение перелома запускало в сознании людей процесс умирания прежних идей и устоев и рождение новых.

Отношение к такому “перезапуску” сознания было неоднозначным – абсолютно каждый ощущал в себе одновременно и “волю к жизни”, и “волю к смерти”. Именно поэтому поэзия Серебряного века наполнена трагизмом, ощущением неизбежной смерти, специфическими мотивами увядания и разрушения.

Но гибель здесь мыслится не как конец, а как начало новой, лучшей жизни, надежды на которую лелеяли поэты этого периода.

Мотивы, так или иначе, определяют использование поэтами мистической символики. Причём мистикой поэты окутывали практически все вечные темы:

  • родины,
  • творчества,
  • природы,
  • любви.

Немаловажное значение поэты Серебряного века придавали формам, не боясь экспериментировать с рифмами и словом, в котором их интересовали самые тонкие оттенки значения и поэтические возможности, оказывающиеся практически безграничными в умелых “руках” мастеров.

Поэзия Серебряного века на фоне литературного наследия предыдущих эпох выделяется не только особыми мотивами, порождёнными сложным мировоззрением авторов, но и наличием множества направлений, основными среди которых можно назвать следующие:

  1. Символизм;
  2. Акмеизм;
  3. Футуризм

Символизм. В основе символизма лежит так называемая “эстетика намёка”, согласно которой поэт отходит от чёткого изображения материального мира и пишет только об ассоциациях, вызванных у него теми или иными предметами.

Поэты-символисты были убеждены, что именно символ выступает средством познания окружающей действительности, что одним лишь разумом невозможно постичь все то прекрасное, что несёт в собе искусство, на изображение тонкостей которого они были ориентированы.

Поэтому основной темой произведений символистов является религия, а лирические герои представлены образами пророков и мучеников. Также они считали, что искусство далеко от “грязи” мира политики и общественного быта, поэтому не касались этих тем в своём творчестве.

К представителям символизма относятся такие поэты, как В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт, З. Гиппиус.

Акмеизм – течение, пришедшее на смену символизму. Хотелось бы отметить, что некоторые современные филологи предпочитают не выделять указанное течение в отдельное направление, считая его лишь ветвью символизма. Однако изначально акмеизм появился как “ответ” молодых поэтов разочаровавшему их символизму и отличался от него тем, что:

  • тема религии в поэзии акмеизма перестала быть столь навязчивой, фокус внимания сместился с мистики на описание земного, менее возвышенного, не столь сакрального, но более близкого и понятного;
  • в произведениях акмеистов нет непостижимой тайны, как это было у символистов. Некая загадка все же остаётся, но к ней, поразмыслив, вполне реально подобрать ответ.

Поэты, творившие в направлении акмеизма, являются выходцами из знаменитого “Цеха поэтов”, возглавляемого Н. Гумилевым и С. Городецким. Среди них: А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, Н. Оцуп, Нарбут.

Футуризм – течение стало по-настоящему авангардным, первым в своём роде в русской литературе. Основная идея программы футуризма – разрушение существовавших в литературе стереотипов и прежних ценностей.

Помимо этого футуристы ставили перед собой задачу эпатировать публику как смыслом, вкладываемым в произведения, так и самой формой, нередко пытаясь не самым эстетичным способом видоизменять слова. Поэты-футуристы утверждали, что воспевают искусство будущего, а параллельно с этим нередко возвеличивали и собственное “я”.

Основателями направления в России принято считать членов петербургской группы “Гилея”, которые представляли собой наиболее влиятельное, но далеко не единственное объединение поэтов-футуристов, наряду с “Ego”, “Центрифугой”, “Мезонином поэзии” и другими.

Наиболее яркими представителями направления стали: И. Северянин, В. Маяковский, В. Хлебников, Е. Гуро, Н. Бурлюк.

Временные границы Серебряного века русской поэзии

Хронологические рамки Серебряного века являются несколько размытыми, так как исследователи расходятся во мнениях по поводу конкретных десятилетий, положивших начало и завершивших один из наиболее примечательных периодов отечественной поэзии.

Обычно за точку отсчета принимают середину 1890-го года, как это зафиксировано в большинстве научных трудов. Тем не менее, к поэзии данного периода зачастую причисляют творчество В. Соловьева и А.

Плещеева, поэтика которых была сформирована уже в 70-80 гг.

На вопрос об окончании Серебряного века большинство исследователей отвечают довольно точно, называя конкретную дату, а именно 25 октября 1917 года – начало революции, как было принято считать в рамках советского литературоведения.

Однако далеко не все современные учёные разделяют эту точку зрения, приводя довольно логичный довод о том, что литературный процесс не мог остановиться и поменяться буквально за один день.

Кроме того, неизбежное приближение государственного переворота отчасти как раз благоприятно повлияло на дальнейшее развитие уже сформировавшихся за четверть века до начала революции течений и направлений в литературе.

Поэтому современные литературоведы тяготеют к тому, чтобы раздвигать хронологические рамки Серебряного века вплоть до начала 1920-х годов, учитывая и тот факт, что и какое-то время после революции некоторые поэты творили далеко за пределами позиций социального реализма.

Замечание 1

Какими бы ни были точные временные отрезки данного периода в истории литературы, очевидно одно – формирование мировоззрения относимых к нему поэтов пришлось на рубеж веков, что во многом определило особенности их творчества и, соответственно, поэзии Серебряного века в целом.

Время, когда сознание и жизнь большинства писателей и поэтов были надломлены зверствами революции, стало самым насыщенным периодом в истории русской литературы, открыло огромные таланты, оставившие после себя невероятно богатое наследие и продемонстрировавшие в очередной раз величие русской классической литературы.

Ссылка на основную публикацию