Реализм в творчестве Тургенева

Слайд 1Реализм в творчестве ТургеневаОписание слайда:

Реализм в литературе. И.С. Тургенев. Л.Н. Толстой. Выполнила: Малиночкина Жанна 2-9РТ

Слайд 2Реализм в творчестве ТургеневаОписание слайда:

Реализм— художественный метод в искусстве и литературе. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. Реализм— художественный метод в искусстве и литературе.

История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. В России XIX век является периодом исключительного по силе и размаху развития реализма.

Во второй половине века художественные завоевания реализма, выводя русскую литературу на международную арену, завоевывают ей мировое признание. Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А.

 Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова.

Слайд 3Реализм в творчестве ТургеневаОписание слайда:

Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Представитель старинного дворянского рода, проведший детство в родительском имении Спасском-Лутовинове близ г. Мценска Орловской губернии, он как ни кто другой смог передать атмосферу русской деревни – крестьянской и помещичьей.

Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Калиныч» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г.

«Современник» печатал рассказы один за другим. Выход их вызвал большой общественный резонанс. Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника». Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883).

Представитель старинного дворянского рода, проведший детство в родительском имении Спасском-Лутовинове близ г. Мценска Орловской губернии, он как ни кто другой смог передать атмосферу русской деревни – крестьянской и помещичьей. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей.

Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Калиныч» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г.

«Современник» печатал рассказы один за другим. Выход их вызвал большой общественный резонанс. Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника».

Слайд 4Реализм в творчестве ТургеневаОписание слайда:

Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе«Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.).

Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе«Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.).

Слайд 5Реализм в творчестве ТургеневаОписание слайда:

На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Наследие его огромно.

Титаническая личность Толстого представляет собой характерную для русской культуры фигуру автора, для которого литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в.

и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские исевастопольские рассказы), проявился мощный талант. В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве.

На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Наследие его огромно.

Титаническая личность Толстого представляет собой характерную для русской культуры фигуру автора, для которого литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в.

и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские исевастопольские рассказы), проявился мощный талант. В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве.

Слайд 6Реализм в творчестве ТургеневаОписание слайда:

Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869 гг.) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим.

Картины семейного быта, любовная линия, характеры людей переплетаются с масштабными полотнами исторических событий. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная». Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869 гг.

) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Картины семейного быта, любовная линия, характеры людей переплетаются с масштабными полотнами исторических событий.

По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была «мысль народная».

Слайд 7Реализм в творчестве ТургеневаОписание слайда:

Народ показан в романе как творец истории, народная среда как единственно верная и здоровая почва для любого русского человека. Следующий роман Л. Н. Толстого – «Анна Каренина» (1874–1876 гг.).

В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий великий роман великого писателя – «Воскресение» (1889–1899 гг.), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании».

Народ показан в романе как творец истории, народная среда как единственно верная и здоровая почва для любого русского человека. Следующий роман Л. Н. Толстого – «Анна Каренина» (1874–1876 гг.).

В нем история семейной драмы главной героини сочетается с художественным осмыслением острых социальных и нравственных вопросов современности. Третий великий роман великого писателя – «Воскресение» (1889–1899 гг.), названный Р. Ролланом «одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании».

Слайд 8Реализм в творчестве ТургеневаОписание слайда:

Литературную и культурную жизнь России, можно назвать весной жизни, эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов, временем горячих стремлений к свету и к новой еще неизведанной общественной деятельности; … небывалое до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению.

Благодаря поэтам, мы получили новую ветвь в литературе, а так же и в искусстве, ведь многие художники смогли изобразить великолепные картины посвященные их произведениям.

Литературную и культурную жизнь России, можно назвать весной жизни, эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов, временем горячих стремлений к свету и к новой еще неизведанной общественной деятельности; … небывалое до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению.

Благодаря поэтам, мы получили новую ветвь в литературе, а так же и в искусстве, ведь многие художники смогли изобразить великолепные картины посвященные их произведениям.

Слайд 9Реализм в творчестве ТургеневаОписание слайда:

Спасибо за внимание!!!

Реализм в творчестве Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель второй половины 19 века. Творчество Тургенева внесло неоценимый вклад в развитие литературы того времени. Основным направлением писательской деятельности Ивана Сергеевича был реализм.

В произведениях Тургенев представлена правдивая жизнь русского народа без прикрас. Творческое наследие писателя представляет наибольшую ценность для современников, так как отражает правдивую действительность русского общества 19 века.

Творчество Тургенева развивалось в эпоху крепостного права. Так как основным направлением творчества писателя был реализм, тема крепостничества не могла не найти своего отражения в произведениях Тургенева. Писатель был противником крепостного права, на протяжении жизни он боролся с ним, в том числе и при помощи литературных произведений.

Так в сборнике рассказов «Записки охотника» повествуется о простых крестьянах, об их взаимоотношениях с помещиками. Сборник состоит из небольших рассказов, в каждом из которых Тургенев рассказывает о людях с разной судьбой. Герои рассказов, крепостные крестьяне, наделены такими качествами характера, как бескорыстие и простодушие, доброта и честность.

Например, в рассказе «Хорь и Калиныч» повествуется о дружбе совершенно разных на первый взгляд людей. Калиныч – человек романтического склада характера, он любит природу, умеет наслаждаться радостью жизни. Хорь – реалист, ему не интересны красота природы с ее пейзажами, он живет суровой реальностью.

Но, не смотря на это, Хорь и Калиныч хорошо понимают друг друга, их дружба крепка и проверена временем.

Черты реализма нашли свое отражение и в одном из наиболее известных романов И.С.Тургенева «Отцы и дети». В произведении описана жизнь крепостных крестьян, находящихся под гнетом помещиков. Однако тема крепостничества в романе оттеснена на второй план. Главной идей произведения является конфликт поколений.

Образ Евгения Базарова является новым для российской действительности, но в тоже время типичным для второй половины 19 века. В нем легко узнаваемы черты революционера-демократа, человека отвергающего старые устои общественной жизни. В романе Тургенев смог отобразить разрушение старой эпохи, разрушение ее идеалов и норм и расцвет новой.

Конфликт поколений является жестокой реальностью как для времени, когда жил Тургенев, так и для современности.

Читайте также:  Константин симонов - стихи о войне для детей, школьников, взрослых - стихотворения о 1941-1945 годах

Произведения Тургенева повлияли на развитие литературы. В них писатель отобразил жизнь русского народа. Тургенев смог передать наиболее важные явления и события современной ему действительности, которые больше всего волновали людей.

2 вариант

Во второй половине XIX века писателей было много, и среди них выделялся Иван Сергеевич Тургенев. Хоть он прожил почти всю свою зрелую жизнь за границей, он оставался патриотом своей страны и традиций. Он переживал за судьбу России и её самобытность.

Его произведения внесли большой вклад в развитие русской литературы того периода. Главное направление его творчества был реализм. В его произведениях описывается быт русского народа без приукрашивания.

Творческое наследие Тургенева имело ценность для современников, и показывала действительность общества XIX века.

Писатель начал работать в эпоху крепостного права в России. Из – за его направления реализм, он остро показывал отношения между крестьянами и помещиками. Писатель был против крепостного права, и всегда боролся против него. Не только дал волю своим крестьянам, но и через свои произведения.

У писателя есть сборник рассказов «Записки охотника», в котором показана жизнь обычных людей, взаимоотношения с помещиками. В сборник входят небольшие рассказы, каждый это цельный рассказ о каком – то событии в жизни героев. Все герои этих рассказов бескорыстные и простодушные, они ко всем относятся с добром и честностью.

В этих простых людях автор видит душу, они слиты с природой и в них проявляются все черты русского характера.

В самом известном романе Тургенева «Отцы и дети» отлично показаны черты реализма. В романе описывается жизнь крепостных и то, как им тяжело под гнетом помещиков.

Но главным конфликтом произведения является отношения между детьми и родителями. В романе Тургенев отобразил разрушение старого устоя общества, её норм и правил и появление нового строя.

Конфликт поколений всегда был реальностью для всех времен.

Произведения писателя внесли большой вклад в развитие литературы. В них автор смог показать жизнь русского народа. Он описал явления и события его эпохи, которые всегда волновали людей.

Его творчество многогранно. Он был прозаиком, поэтом и драматургом. Писатель написал много стихотворений в прозе, в литературе развивал понятие «лишнего человека» и распространял русскую литературу в Европе. 

Даже первые его романтические произведения стремятся к реализму. Именно это смешение стилей и принесло писателю успех.

Главные герои почти во всех произведениях писателя является интеллигенция. В его романах встречаются разные типы интеллигенции, того времени. К этим типам относятся: «лишний человек», человек старающийся изменить себя, разночинец ‒ революционер, нигилист.

← В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма?
← Характеристика героев Муму↑ ТургеневТема любви в повести Ася →
Смысл романа Отцы и дети →

Тургенев: лирический реализм

Поэтичность тургеневской прозы отмечают все современники.

Среднерусские и западноевропейские пейзажи его текстов располагают к идиллии, но она довольно скоро разрушается: Тургенев мастерски описывает любовные коллизии, которые лишь позже приобретут в его прозе политические обертоны. «Тургеневские девушки» горды, душевно независимы, способны на жертву; в ранних тургеневских текстах они запоминаются сильнее, чем герои мужского пола.

  • Молодой помещик Астахов, подумывающий о браке, приезжает в свою деревню, сходится с семьёй соседа и увлекается двумя совсем непохожими друг на друга девушками — Надей и Машей. Появление чужака вносит возмущение в местное общество: Астахов против воли вовлечён в дуэль, но её удаётся расстроить, и мир поэтичного затишья возобновляет свою обычную жизнь. Вновь приехав к соседу, Астахов становится свидетелем трагедии, которая потрясает этот казавшийся идиллическим мир. Впрочем, несколько лет спустя всё это уже вспоминается как сон: обстановка, дорогая сердцу Тургенева, здесь ещё важнее самого сюжета, хотя уже здесь появляются первые «тургеневские девушки».
  • В «Асе» реализован классический тургеневский сюжет: герой совершает ошибку и оказывается недостойным любви доверившейся ему женщины. Главный герой Н. Н. знакомится за границей с братом и сестрой Гагиными, которых связывают странная семейная история и не вполне обычные отношения; несмотря на то что Ася ведёт себя очень непоследовательно, именно Н. Н. оказывается виноват в разлуке с ней. Ещё один постоянный мотив тургеневской прозы, работающий здесь, — «русский человек за границей»: поведение соотечественников всегда выделяется на общем фоне.
  • Дворянин Фёдор Лаврецкий возвращается из-за границы, разорвав отношения с изменившей ему женой. Он влюбляется в дочь своей кузины Лизу, ничем не похожую на его ветреную супругу. Узнав о смерти своей жены, он объясняется Лизе в любви, но счастливому браку не суждено состояться: жена оказывается жива и здорова. Наряду с Еленой из «Накануне» Лиза — типичная «тургеневская девушка»: красивая, замкнутая, обладающая большой силой воли; к портрету Лизы добавляются религиозность и жертвенность — вплоть до готовности покинуть мир, уйдя в монастырь. Основная сюжетная линия оттенена волнующими побочными, — например, линией немецкого музыканта Лемма, стремящегося к созданию шедевра.Подробнее о книге
  • Немолодой Владимир Петрович вспоминает по просьбе друзей о своей первой любви: шестнадцатилетним он полюбил девушку старше него — своенравную, капризную Зинаиду; та кокетничала с ним, даже испытывала его чувства, но явно не относилась к нему всерьёз. Мучимый терзаниями рассказчик с ужасом узнал, что Зинаида — любовница его отца, и стал свидетелем их жестокого разрыва. Автобиографическая повесть, возможно, раскрывает нам источник многих любовных коллизий в прозе Тургенева.
  • 22-летний Дмитрий Санин совершает праздный вояж по Европе и спасает 14-летнего мальчика-итальянца. Благодарная семья приглашает его в гости, и он влюбляется в сестру мальчика — 17-летнюю Джемму. Жених Джеммы — ничтожный тип, а храбрость Дмитрия решает исход дела: жениху отказано, Дмитрий сам обручается с прекрасной итальянкой. Однако — типичный тургеневский поворот — Дмитрий делает роковую ошибку: изменяет Джемме и теряет её навсегда. В начале и финале повести мы видим постаревшего Дмитрия: Джемма так и осталась главной любовью его жизни, и он получает письмо от неё с фотографией её дочери, очень похожей на мать.

Особенности реализма Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) принадлежит к числу писателей, внесших наиболее значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX в.

Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений.

Он был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели. Выражая мысли, чувства и чаяния современников, литература запечатлевает и передает грядущим поколениям духовный опыт эпохи, имеющий непреходящую ценность, как и характеры людей, порожденные временем.

Внимание Тургенева было постоянно приковано к новым явлениям жизни общества.

Глубоко уважая традиции национальной культуры, черпая в них творческие импульсы, Тургенев с интересом и сочувствием следил за намечающимися, еще не заметными для большинства современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью.

Тургенев первый в русской литературе создал книгу, в которой через картины ежедневного современного деревенского быта и многочисленные образы крестьян была выражена мысль о том, что закрепощенный народ составляет корень, живую душу нации («Записки охотника»).

Первым сделал он и попытку воплотить идеал человека эпохи падения крепостного права — 60-х гг. — идеал активного деятеля, борца, убежденного демократа («Накануне»). Тургеневу же принадлежит инициатива анализа личности «нового человека» — шестидесятника, оценки его нравственных качеств и психологических особенностей.

Изобразив демократа-материалиста, сурово отвергающего устои дворянской культуры и под декларации о полноте отрицания, о своем «нигилизме» утверждающего новые принципы взаимоотношений между людьми, Тургенев показал высокое общечеловеческое содержание этих новых идеалов, находящихся в процессе становления. Образ Базарова не был нормативен. Он будоражил умы, вызывая на спор.

Сразу после своего появления тургеневский герой стал предметом страстного обсуждения, борьбы мнений.

Тургенев первый оценил значение и другого проявления социальных сдвигов, которые происходили в России в 60-х гг. XIX в., — изменения роли женщины в жизни общества и самого типа передовых женщин.

Писатель заметил, что разрушению крепостнических дворянских гнезд и патриархальных крестьянских общин сопутствует стремление лучших людей России, в том числе и женщин, к расширению своего кругозора, увеличению арены своей деятельности.

Окончательно отходит в прошлое идеал «теремной» женщины, помыслы которой ограничены кругом семьи, и именно в процессе приобщения женщины к разнородным интересам времени, включения ее в интеллектуальную, творческую жизнь поколения и даже в политическую борьбу открывается все богатство ее натуры, в полной мере обнаруживается то гуманное влияние, которое она может оказать на современников («Накануне», «Новь», «Памяти Ю. П. Вревской», «Порог»). Наблюдательность Тургенева, его художественная зоркость, его умение подойти с историческим критерием к современным событиям привели к тому, что Тургенев, несмотря на свои либеральные политические убеждения, одним из первых писателей оценил высокое этическое значение самоотверженного служения идеалу, подвига революционерок-народниц.

Тургенев знал и любил своих читателей, его творчество отвечало на вопросы, которые их волновали, и ставило перед ними новые, важные социальные и нравственные проблемы.

Вместе с тем уже на относительно ранних этапах своей деятельности Тургенев приобрел значение «писателя для писателей». Его произведения открывали перед литературой новые перспективы, на него смотрели как на мастера, авторитетного судью в вопросах искусства, и он ощущал свою ответственность за его судьбы.

Читайте также:  По-настоящему интеллектуальные детективы для искушенного читателя

Участие в литературе, работу над словом, художественное развитие русского литературного языка Тургенев считал своим долгом и общественным служением.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

На закате своих дней он выразил в лаконичных, отточенных формулах стихотворения в прозе «Русский язык» мысли, которые были ему дороги на протяжении всей жизни.

Издатель журнала «Вестник Европы» М. М. Стасюлевич писал ученому — историку и филологу А. Н. Пыпину об этом стихотворении Тургенева, которое он определяет как «думу» писателя: «Величиной она ровно пять строк, но это золотые строки, в которых сказано более, чем в ином трактате; с такою любовью мог бы Паганини отозваться о своей скрипке».

Однако, говоря о своем «инструменте», о русском языке, которым он владел, как виртуоз, Тургенев думал не о технике искусства, а о проблемах исторической жизни народа.

Лирической эмоцией, выраженной в этом стихотворении, была скорбь гражданина, трагически переживающего социальные и политические коллизии своего времени, но горячо верящего в будущее родной страны.

Начинаясь словами «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…», оно оканчивается убежденным восклицанием писателя: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

Читать книгу онлайн: история русской литературы xix века. часть 2: 1840-1860 годы

1810–1830-е годы – «золотой век» русской поэзии, достигшей в романтическую эпоху наиболее значительных художественных успехов. Это объясняется тем, что в период романтизма и рождавшегося реализма русская литература нашла не только национальное содержание, но и национальную литературную форму, осознав себя искусством слова.

Этот период – начало творческой зрелости русской литературы. Ранее всего национальную форму обрела поэзия, и поэтому именно она выдвинулась в начале XIX в. на первое место среди других родов и жанров. Время расцвета драматических и эпических жанров, время драмы и прозы было еще впереди.

Первые крупные эстетические удачи национальной литературы не только в лирике и в поэмах, что вполне естественно, но и в комедии («Горе от ума»), и в эпосе (басни Крылова) связаны со стихом и с усовершенствованием поэтического языка. Поэтому с полным правом можно сказать, что первая треть литературы XIX в.

ознаменована подавляющим господством поэзии, в которой были высказаны самые глубокие для того времени художественные идеи.

Несколько причин способствовали мощному и буйному расцвету поэзии. Во-первых, нация находилась на подъеме, на гребне своего исторического развития и переживала могучий патриотический порыв, связанный как с победами русского оружия, так и с ожиданиями коренных общественных перемен, о которых в начале века заговорило само правительство.

Во-вторых, в России создалась в среде военного и штатского дворянства прослойка свободных, европейски мыслящих людей, получивших прекрасное образование дома или за границей. В-третьих, язык, благодаря усилиям русских писателей XVIII в.

, был уже настолько обработан, а «стихов российских механизм» настолько усвоен и внедрен в культуру, что создалась почва для новаторских открытий, решительных реформ и смелых экспериментов.

Все эти благоприятные обстоятельства не были бы использованы, если бы на арену литературы не вышли сотни даровитых, хотя и не одинаково талантливых людей, которые резко двинули литературу вперед и сообщили ей невиданное до тех пор ускорение. Незабываемую роль в общественно-литературной жизни сыграли семья Тургеневых, Н. Гнедич, М.

 Милонов, Д. Давыдов, А. Шишков, А. Шаховской, Ф. Глинка, Н. Катенин, К. Рылеев, А. Бестужев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский, П. Вяземский, А. Дельвиг, Н. Языков, И. Козлов, Д. Веневитинов, С. Шевырев, А. Хомяков, семья Аксаковых, В. Бенедиктов, А. Кольцов и десятки других литераторов, чьи имена также не должны быть забыты (А.

 Мерзляков, А. Воейков, А. Измайлов, М. Загоскин, И. Лажечников, О. Сенковский, А. Вельтман, А. Погорельский, братья Полевые, Н. Павлов, Ф. Булгарин, Н. Греч, В. Туманский, Ф. Туманский, А. Подолинский, В. Тепляков, Н. Кукольник, А. Тимофеев, А. Полежаев).

Здесь не названо еще множество писателей, творчество которых ныне имеет лишь исторический интерес, но которые (часть из них не относилась к профессиональным литераторам) были известны в свое время и внесли скромную лепту в общее движение нашей литературы (О. Сомов, П. Плетнев, А. Ротчев, Трилунный, Е. Зайцевский, Л. Якубович, В.

 Щастный, И. Ободовский, А. Волкова, З. Волконская, А. Ишимова, Н. Дурова, Е. Ган и др.).

Поскольку центральной фигурой литературного процесса в первое тридцатилетие был Пушкин, то поэты или группировались вокруг него, сохраняя свой лирический почерк и интонацию, или подражали ему, или оппонировали его художественным принципам.

Все они творили в одно с Пушкиным время, но их поэтические судьбы складывались по-разному. Некоторые из них, примкнув впоследствии к пушкинскому кругу писателей, творчески сложились независимо от Пушкина и вышли на литературную дорогу раньше него.

Великий поэт считал, например, Дениса Давыдова своим учителем. Другие лирики были ровесниками Пушкина, а третьи – младшими современниками. Ряд поэтов не присоединился ни к сторонникам Пушкина, ни к противникам и не причислял себя к его подражателям.

Испытывая огромное влияние Пушкина, они стремились сохранить поэтическое своеобразие.

Реализм романа «Отцы и дети»

Творчество Тургенева отражает жизнь в ее конфликтах, представляет разнообразные социальные ориентации российской жизни 60-х годов ХIХвека, привлекает внимание к наиболее характерным социальным и историческим типам. Для этого писателя характерно постижение:

  • реальной народной жизни и народных типов,
  • новых идей, влияющих на умонастроения людей, которые своей жизнью проверяют величие и ущербность исторических веяний.

Черты реализма в романе «Отцы и дети»

Важная черта романа Тургенева — отражение типичных, а потому и реалистичных, для русской культуры характеров. По-новому показывает писатель и образ «лишнего человека»: «лишний человек» Тургенева способен проявить себя не в конкретном поступке, а исключительно словесно, в призывах к действию («Рудин», «Дым»).

Новый тип героя

Новая для российской действительности, но в то же время типичная фигура — это Евгений Базаров. В нем воплотились реальные черты революционеров-демократов 60-х годов:

  • позитивизм как философия Базарова провозглашает превосходство жизненной силы над моральными категориями — долгом, честью и т.п;
  • эстетические взгляды героя близки к взглядам Чернышевского —

«Прекрасно то, что полезно»;

  • эксперимент для героя — единственный способ изучения человека и природы и человека.

Сочетание типического и индивидуального в судьбах главных антагонистов — Базарова и Павла Петровича Кирсанова — выражено наиболее рельефно:

  • судьба Базарова — типичная судьба разночинца, однако его смерть в конце романа — это индивидуальный ход автора;
  • судьба Павла Петровича тоже типична, однако ее индивидуальность связана с любовной историей героя, что могло бы при другом характере иметь и другую развязку.
  • Авторская позиция писателя
  • В романе «Отцы и дети» отсутствует внешняя авторская оценка (недаром волна критики обрушилась на писателя и со стороны либералов, и со стороны демократов: и те и другие посчитали роман пасквилем).
  • Однако автор, не выражая открыто своей оценки, композицией романа, сюжетными ходами показывает неправоту героев (высказывания Базарова о любви — любовь героя к Одинцовой).

Особое значение в выражении авторской позиции имеет описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Идеи умирают вместе с их основателями, человек смертен, но природа вечна. В этом жизненный и философский реализм писателя.

Композиционное решение романа

Роман построен как диалог противников, диалог поколений, который автор переносит в плоскость социально-идеологических концепций. Павел Петрович и Базаров изначально обозначены в романе как непримиримых антагониста.

Ходом сюжета писатель доказывает, что позиции и того и другого слишком категоричны и поэтому не могут быть признаны верными. Для самого Тургенева нигилизм Базарова неприемлем, так как не имеет позитивной программы.

В основе композиции — реальный конфликт между либералами и революционерами-демократами как двумя поколениями людей, думающих о судьбах России. Именно в композиции заложена полемика автора с героем. Так, за безапелляционными суждениями главного пероснажа о любви, об отношении к женщине ( Базаров об Одинцовой:

«… этакое богатое тело! — хоть сейчас в анатомический театр»)

следует рассказ о любви героя к Одинцовой. Эта любовь опровергает утверждения героя, а автору позволяет высказать свое несогласие с его позицией. Жизнь многообразнее утверждений нигилиста.

  1. Композиция романа «Отцы и дети» может быть разделена на две части: Тургенев дважды проводит героя по кругу — Марьино, Никольское, родительский дом.
  2. Это позволяет писателю показать, что Базаров, познавший сомнения, мучительно пытающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от сложностей реального мира, проигрывает в этой схватке.
  3. Образная система  — реализм персонажей романа
Читайте также:  Краткое содержание повести Александра Пушкина «Выстрел». Главы 1, 2

В системе образов романа важны все персонажи. Так, Павел Петрович — главный противник Базарова.

Николай Петрович, Аркадий — это тоже участники спора, но их высказывания значительно мягче, они дополняют спорщиков, но в то же время показывают, что жизнь гораздо разнообразней.

Анна Сергеевна Одинцова не похожа на тургеневских девушек прежних романов. Она человек, который знает, чего он хочет.

  • Любовь к Одинцовой — испытание и для нее, и для Базарова.
  • Гротескные фигуры Ситникова и Кукшиной дискредитируют позиции нигилиста Базарова, показывают, до какого абсурда может быть доведена социальная теория, если ее переносят на общество люди, подобные Ситникову и Кукшиной.
  • В композиции, в раскрытии характеров особую роль играет эпилог:
  • примат вечной природы на смертным человеком в описании могилы Базарова,
  • кульминация идеи нелепости нигилизма и его наследников — в упоминании о Кукшиной и Ситникове,
  • описание мирного поместного существования семьи Кирсановых — закономерный итог развития характеров Аркадия и Николая Петровича,
  • далекое от родины существование Павла Петровича- также закономерно и показывает финал жизни еще живого человека,
  • судьба Одинцовой, вышедшей замуж за человека, который является одним из будущих общественных деятелей России, который способен трезво оценить ситуацию, представляет авторский компромисс — результат ожесточенных идеологических споров.

Описания, портреты и речь героев романе «Отцы и дети»

Несомненно важны и портреты героев, детали, речи персонажей:

  • описание одежды Павла Петровича и Базарова как бы задает будущий антагонизм их отношений,
  • красная, обветренная рука Базарова свидетельствует о том, что он привык к работе,
  • а изнеженная рука Павла Петровича говорит о аристократизме;

фраза Базарова

«Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку»

должна, по мнению героя, определить его место в кирсановском доме, показать этим аристократишкам, что он, Базаров, не будет перед ними унижаться;

многие фразы этого героя представляют собой афоризмы, хорошо отточенные, быстро запоминающиеся

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,

  1. что свидетельствует о продуманности его нигилизма, а также о его несомненном даровании.
  2. Наша презентация

Реализм Тургенева в романе «Отцы и дети» внес много нового в развитие этого литературного направления. Несомненен вклад писателя в решение мучительных проблем, волнующих русское общество в середине ХIХ. Однако развитие нашей страны в ХХ веке заставило по-новому прочесть это произведение русского писателя и оценить его прозорливость.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Статья о значении творчества И.С.Тургенева

Перу И.С.

Тургенева (1818-1883) принадлежит множество романов и повестей, в которых отражен богатый жизненный опыт писателя, включающий период раннего детства с его крепостным бытом, прекрасное домашнее образование и учебу на словесном отделении Петербургского университета, первые литературные принципы и идеи, служба чиновником, тесное общение с Белинским, сотрудничество с журналом «Современник», которым руководил Некрасов, трехлетнее пребывание в Париже, дружба с певицей Полиной Виардо, общение с крестьянством. Все это нашло отражение в творчестве Тургенева, в частности в таких его произведениях, как:

  • ✓ Ранние поэмы «Параша», «Помещик»;
  • ✓ Ранние повести «Андрей Колосов», «Три портрета»;
  • ✓ Драматические произведения «Безденежье», «Месяц в деревне», «Нахлебник»;
  • ✓ Повести о любви «Ася», «Первая любовь», «Переписка»;
  • ✓ Рассказ » Му-му»;
  • ✓ Сборник рассказов «Записки охотника»;
  • ✓ романы «Рудин» (1855), «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1860);
  • ✓ роман «Отцы и дети».

KONSPEKTY.NET

Иван Сергеевич Тургенев, в будущем всемирно известный писатель, был рожден 9 ноября 1818 года. Место рождения — город Орел, родители — дворяне. Свою литературную деятельность он начал не с прозы, а с лирических произведений и стихотворений. Поэтические нотки чувствуются и во многих последующих его рассказах и романах.

Творчество Тургенева кратко представить очень сложно, слишком велико было влияние его творений на всю русскую литературу того времени. Он является ярким представителей золотого века в истории русской литературы, а его известность простиралась далеко за пределы России – за границей, в Европе имя Тургенева также было знакомо многим.

Перу Тургенева принадлежат созданные им самим типичные образы новых литературных героев – крепостных, лишних людей, хрупких и сильных женщин и разночинцев. Некоторые затронутые им более 150 лет назад темы актуальны и по сей день.

Если охарактеризовать творчество Тургенева кратко, то исследователи его произведений условно выделяют в нем три этапа:

  1. 1836 – 1847.
  2. 1848 – 1861.
  3. 1862 – 1883.

Каждому из этих этапов присущи свои особенности.

1) Этап первый – это начало творческого пути, написание романтических стихотворений, поиск себя как писателя и своего стиля в разных жанрах – поэзии, прозе, драматургии.

В начале этого этапа Тургенев был подвержен влиянию философской школы Гегеля, и творчество его носило романтический и философский характер.

В 1843 году он познакомился с известным критиком Белинским, который стал его творческим наставником и учителем. Чуть раньше Тургенев написал свою первую поэму под названием «Параша».

Большое влияние на творчество Тургенева оказала любовь к певице Полине Виардо, вслед за которой он на несколько лет уехал во Францию. Именно этим чувством объясняются последующие эмоциональность и романтизм его произведений. Также за время жизни во Франции Тургенев познакомился со многими талантливыми мастерами слова этой страны.

К творческим достижениям данного периода относятся следующие произведения:

  1. Поэмы, лирика — «Андрей», «Разговор», «Помещик», «Поп».
  2. Драматургия – пьесы «Неосторожность» и «Безденежье».
  3. Проза – рассказы и повести «Петушков», «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер», «Муму».

Все лучше вырисовывается будущее направление его творчества – произведения в прозе.

2) Этап второй – самый успешный и плодотворный в творчестве Тургенева.

Он наслаждается заслуженной славой, возникшей после публикации первого рассказа из «Записок охотника» — напечатанного в 1847 году в журнале «Современник» рассказа-очерка «Хорь и Калиныч».

Его успех послужил началом пятилетней работы над остальными рассказами из этой серии. В этом же 1847 году, когда Тургенев находился за границей, были написаны следующие 13 рассказов.

Создание «Записок охотника» несет важный смысл в деятельности писателя:

  Сочинение на тему талант любви в произведениях куприна

  1. — во-первых, Тургенев одним из первых русских писателей затронул новую тему – тему крестьянства, более глубоко раскрыл их образ; помещиков же он изображал в реальном свете, стараясь не приукрашивать и не критиковать без повода;
  2. — во-вторых, рассказы проникнуты глубоким психологическим смыслом, писатель не просто изображает героя определенного сословия, он старается проникнуть ему душу, понять образ его мыслей;
  3. — в-третьих, эти произведения не понравились властям, и за их создание Тургенева сначала арестовали, а потом отправили в ссылку в его родовое поместье.
  4. Творческое наследие:
  1. Романы – «Рудь», «Накануне» и «Дворянское гнездо». Первый роман был написан в 1855 году и имел у читателей большой успех, а два последующих еще больше укрепили славу писателя.
  2. Повести – «Ася» и «Фауст».
  3. Несколько десятков рассказов из «Записок охотника».

3) Этап третий – время зрелых и серьезных произведений писателя, в которых писатель затрагивает более глубокие вопросы. Именно на шестидесятые годы приходится написание самого известного романа Тургенева – «Отцы и дети». Этот роман поставил актуальные и по сей день вопросы взаимоотношения разных поколений и породил множество литературных дискуссий.

Интересным фактом также является то, что на заре своего творческой деятельности Тургенев вернулся к тому, с чего начинал – к лирике, стихам.

Он увлекся особым видом стихотворений – написанием прозаических фрагментов и миниатюр, в лирической форме. За четыре года им было написано больше 50 таких произведений.

Писатель считал, что такая литературная форма может в полной мере выразить самые тайные чувства, эмоции и мысли.

Произведения этого периода:

  1. Романы – «Отцы и дети», «Дым», «Новь».
  2. Повести – «Пунин и Бабурин», «Степной король Лир», «Бригадир».
  3. Мистические произведения – «Призраки», «После смерти», «История лейтенанта Ергунова ».

В последние годы своей жизни Тургенев преимущественно находился за границей, не забывая при этом свою Родину. Его творчество оказало влияние на многих других писателей, открыло в русской литературе многие новые вопросы и образы героев, поэтому Тургенев по праву считается одним из самых выдающихся классиков российской прозы.

  • Скачать данный материал:
  • Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
  • (7 оценили, оценка: 4,43
Ссылка на основную публикацию