История советской журналистики

Поговорим об одной из древнейших профессий? Нет, это не то, о чем вы подумали – речь пойдет о журналистике. Правда, сходство с известной профессией, называемой древнейшей, у нынешней журналистики предостаточно.

Казалось бы, чего проще человеку, получившему профессиональное образование: пришел, посмотрел, при необходимости задал вопросы, записал в блокнот, на диктофон или теле- видеокамеру, подготовил материал, выдал в печать/эфир/интернет.

Что в Советском Союзе, что до него, что после – алгоритм остается неизменным, если не брать во внимание более совершенное техническое оснащение современных журналистов. Но, как говорится, бес кроется в мелочах.

И эти мелочи в «тогда» и «сейчас» настолько отличаются, что поворачивают на 180˚ представление простого человека о профессии журналиста и журналистики в целом. Итак, предлагаем сравнить, какой была журналистика в СССР и чем она стала в постсоветское время.

Первое и основное отличие – абсолютно все советские СМИ были государственными. Следовательно, пресса следовала официальному курсу страны – в противном случае газета, журнал, теле- или радиопередача была бы незамедлительно закрыта.

Сегодня большинство печатных изданий, теле- и радиоканалов находятся в руках частников, главная цель которых – максимальное извлечение прибыли. О каком-либо официальном курсе коммерческих СМИ говорить не приходится.

Оно и понятно: демократия.

Далее для полноты картины предлагаем провести сравнение по озвученному выше алгоритму.

Пришел

Напомним, что в советское время журналист никогда и никуда не приходил по личной инициативе – его отправляла на задание редакция. Та, в свою очередь, помимо обязательной идейной направленности, руководствовалась спецификой издания. Например, редакция газеты «Труд» посылала корреспондентов на фабрики и заводы, а руководство телепередачи «Сельский час» – на поля и фермы.

Современный журналист тоже приходит по заданию руководства. Однако у руководства сейчас, в основном, другие задачи. Его, прежде всего, интересуют «жареные» факты: сенсации, скандалы, происшествия, подробности личной жизни медийных лиц – словом, все то, что может привлечь внимание большинства аудитории. А большая аудитория – это рейтинг.

А рейтинг, в свою очередь – это прибыль. Как видите, все просто. Поэтому и идут сегодняшние журналисты туда, где их не ждут, где им не рады, а их навязчивость раздражает.

Особенно цинично выглядят настойчивые попытки любой ценой взять интервью у людей, только что переживших горе или эмоциональное потрясение: у погорельцев, жертв терактов, у попавших в ДТП или потерявших близкого человека…

Посмотрел

Судя по советским СМИ, журналисты той эпохи не просто смотрели – они умели видеть и объективно оценивать общую картину. Затем увиденное фиксировалось на бумаге, магнитофонной ленте или в телевизионной записи. И даже несмотря на то, что в прессе явно просматривался идеологический подтекст, информация подавалась максимально точно. Журналистская отсебятина в прессе не только не приветствовалась – была наказуема.

Задача современных журналистов – преподнести информацию под тем «соусом», который заказал главред (а он, напомним, бизнесмен).

Поэтому им мало просто посмотреть – необходимо выдрать из контекста событий то, что требуется для рейтинга и, соответственно, для прибыли медиаресурса. А если выдрать нечего – это следует придумать.

Иначе корреспондент может запросто быть уволен за «профнепригодность».

Задал вопросы

С этим у советского журналиста проблем не было. Список вопросов, которые следовало задать во время интервью, составлялся заранее и утверждался начальником отдела. В особо ответственных случаях список утверждался главным редактором.

Кроме того, в журналистской среде существовала строгая этика, согласно которой во время интервью считалось недопустимым задавать «неудобные» вопросы, касающиеся личной жизни человека.

Правда, популярные люди порой сами охотно рассказывали о своей семье, но это делалось добровольно, по собственной инициативе.

Нынешнего журналиста такое положение не устраивает в принципе: если он не принесет в редакцию «сенсационную» новость или скандальное «разоблачение», он запросто может лишиться работы.

Причем, если интервьюируемые, несмотря на настойчивость журналиста, категорически не желают распространяться о мужьях-женах, любовниках и внебрачных детях – нужная «сенсация» попросту придумывается.

Иначе – сами понимаете…

Неудивительно, что кто-то из популярных личностей в последние годы вообще не дает интервью. Никому. Ни одному изданию. И их можно понять.

Как сказал однажды лидер одной из российских рок-групп: «Я два часа рассказывал журналисту о творческих планах, а на другой день в эфир вышел материал, в котором об этом ни слова. Зато написали, то, о чем не говорилось вообще. Например, сообщили, какого цвета у меня трусы».

После этого инцидента он не давал интервью целых шесть лет и вообще избегал журналистской братии (автору статьи пришлось убедиться в этом лично, когда группа приезжала в наш город с очередными гастролями).

Ради объективности все же стоит сказать, что часто сами знаменитости просят журналистов выдать общественности тайны их закулисной и личной жизни. И щедро за это платят. Для чего им нужен этот эксгибиционизм? На этот вопрос блестяще ответила экс-мегазвезда российской эстрады: «Черный пиар – это тоже пиар. Неважно, что обо мне говорят, – лишь бы говорили».

Боятся забвения, стало быть. Ну, а нынешним масс-медиа это только на руку: внимание общественности – рейтинг – прибыль. Звезды пиарятся, бизнес процветает – и всем хорошо. А общественность… О чем вы? Как говорится в среде современных журналистов, «пипл схавает». Грустно, что он действительно «хавает», да еще и добавки просит.

Значит, надо рубить бабло, пока есть спрос.

Подготовил материал

Для советского журналиста это была обычная техническая работа. Полученная информация систематизировалась, «причесывалась», приводилась к нужному стилю. После этого готовый материал ложился на стол главному редактору и после его визы выдавался в информационное пространство.

Другое дело – современный журналист. Для него подготовка материала – процесс творческий, требующий недюжинной фантазии.

В результате креативной «литературной обработки» от изначальной информации практически ничего не остается. Более того, нередко журналисты кропают «сенсационные репортажи с места событий», не выходя из кабинета.

Действительно, зачем напрягаться, если все равно в итоге придется писать «сочинение» на заданную редактором тему?

Личное отступление

Автору этих строк довелось однажды побывать на собеседовании в редакции газеты «Жизнь». Прямо с порога мне озвучили главное требование (привожу дословно): «Нам неважно, какие творческие планы у артиста – это скучно.

Вам необходимо разговорить его так, чтобы он сообщил, с кем провел прошлую ночь или что сегодня ел на завтрак. Мы готовы платить только за такие материалы». На что я ответила, что все это замечательно, кроме одного: я не готова их писать.

И расспрашивать талантливого певца или писателя про цвет его трусов тоже не готова – мне стыдно. На том и распрощались.

*****

Все бы ничего – как сказал однажды наш нынешний президент, собака лает, а караван идет. Чтобы не пополнять многомиллионную армию «пипла», который «хавает», можно не покупать газеты, не слушать радио, не включать телевизор.

А можно покупать, слушать, включать, фильтруя информацию и перепроверяя ее достоверность, – но это долго, да в большинстве случаев и ни к чему. Обидно только за пожилых людей, которые со времен СССР привыкли доверять прессе и с уважением относиться к тому, что там говорят и пишут.

Для них «я в газете прочитал» или «по телевизору сказали – значит, правда» – самый весомый аргумент. И переубедить их в том, что сегодня две древнейшие профессии практически слились в одну, уже невозможно: слишком крепка у них память о тех, прежних, советских журналистах. Их было не так много, как сейчас.

Но их уважали, любили, знали поименно. И помнят до сих пор. Вспомнят ли большинство сегодняшних работников масс-медиа через 20, 30, 50 лет? Вряд ли.

http://strana-sssr.net/

История советской журналистики | Литерагуру

Отечественная журналистика советской эпохи – это единый пропагандистский комплекс, становление которого началось в условиях диктатуры большевиков и становления однопартийной печати. Советская журналистика направляла все свои силы на поддержание культа личности вождя.

Прорывы первых пятилеток, достижения в строительстве социализма, демократические завоевания – всё ставилось в заслугу действующему вождю. Пресса стала для Сталина той самой идейно-политической трибуной, помогающей нести в массы идеи сталинизма.

Журналистика стала неотъемлемой частью аппарата тоталитарной системы.

1917-1925

Условно всю советскую журналистику можно разделить на шесть периодов. Первый этап  — 1917 – 1925 гг. В первые месяцы советской власти система СМИ претерпевала большие изменения. Органы печати с первых дней обрушили массу критики на большевиков. Идейная линия всех материалов – провал авантюры партии большевиков.

Естественно, действующая партия не могла позволить такого свободомыслия, поэтому 26 октября 1917 года большинство крупных оппозиционных газет были закрыты: «Речь», «День» и другие. Однако и этим не ограничились большевики. В тот же день был введен «Декрет о печати», ограничивающий деятельность антиправительственных изданий.

Декрет вызвал массу негодования, но действующая власть не сбавила обороты, а, напротив, усилила наблюдение за прессой. В 1918 г. заработал Революционный трибунал печати, который впоследствии закрыл свыше 460 изданий. Их место занимали новые . Например, в 1918 году под редакцией Л. С. Сосновского и В.А.Карпинского была издана газета “Беднота”.

Спустя  год тираж издания стал превышать 500 тысяч. Газета ориентировалась на малограмотную аудиторию, поэтому материалы были небольшими, простыми  и популярными. С 1918 г. советская журналистика набирала обороты: появилось первое издание, выпускавшееся в вечернее время — «Вечерняя Краcная газета»( редактор  — В.А. Карпинский). Впоследствии ее сменила  газета «Коммунар».

К концу 18 года насчитывалось около 884 большевистских газет.

Несмотря на неутешительное начало, журналистика первых лет советской власти – это очень продуктивный период. Ведь в 1918 году свершилось знаменательное событие : было создано Российское телеграфное агентство. В дальнейшем благодаря РОСТА возник новый жанр —  стенные газеты.

Читайте также:  О чём стихотворение В. В. Маяковского «Послушаете»

Не отставало в развитии  и радио. Так, первое радиосообщение содержало обращение В.И.Ленина «К гражданам России». В нем была оглашена победа Октябрьской революции. К 18 году действовало уже около сотни радиостанций.

С 1924 года начались регулярные передачи московской радиостанции им. А.С.Попова и радиостанции им.Коминтерна. Кроме того, в свет вышел первый номер «Радиогазеты РосТА».

Радио находилось под жестким контролем Радиокомиссии, осуществлявшей идейное управление радиовещанием. Под цензуру попадал любой материал.

1926-1940

Второй период в истории советской журналистики берет начало в 1926 году и заканчивается в 1940. Этап характеризуется нарастающим влиянием партии на СМИ.

Действующая власть внушала руководителям печати и радио мысль о том, что приоритетная задача журналистики – коммунистическое воспитание трудящихся и внедрение в массы традиций правящей партии.

Спустя десять лет, в 1938 году партийному контролю органов цензуры по всему СССР подвергалось: 8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанции, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек.

Начиная с 1928 года, наметилась тенденция к бурному росту количества печатных изданий. Если в первый год нового периода насчитывалось около 2000 газет, то к 1940 их было уже свыше 9000. Наибольшую популярность имела газета “Правда”, тираж которой достигал 2 млн. экземпляров. Вторую и третью позиции разделили издания “Известия” и “Крестьянская газета”.

Среди сравнительно новых всесоюзных изданий можно отметить  “Литературную газету”. В газете публиковались очерки П. Павленко, А. Караваевой, В. Катаева, В Шишкова. Активно выступал в газете А.М. Горький. Публикуя его статьи «Беседа с молодыми» и «О языке», редакция отмечала, что «борьба за культуру языка – есть борьба за культуру социализма».

Перед началом войны особым ростом отличались отраслевые и производственные издания:  «Нефть», «Техника», «Медицинский работник» и другие. Труд журналистов на узкую категорию граждан был доведен до совершенства.

Параллельно шло и развитие радиовещания. К 1940 году количество радиогазет достигло почти 300. Кардинально система радио преобразилась в 1930 году с появлением звукозаписи. Радио вещание увеличило территориальных охват и к концу второго периода в стране насчитывалось 5 млн. радиоточек.

Второй этап в истории развития советской журналистики знаменателен и тем, что в 1931 году  в СССР состоялась первая экспериментальная телевизионная передача. Именно это событие дает основание говорить о зарождении советского ТВ, которое уже к концу 30-х годов вело относительно регулярные телепередачи.

Если рассматривать основную тематическую линию журналистики довоенного периода, то можно говорить о явном увлечении экономикой и пропагандированием достижений СССР: летопись новостроек, победы летчиков, ликбез, коллективизация. Радио и тв России изначально создавалось исключительно для внедрения коммунистических идей в самые широкие слои населения.

1941-1945

Третий период связан с Великой Отечественной войной. С 1941 по 1945 гг. советская журналистика находилась в крайне тяжелом положении. В годы войны отечественная пресса стала тем самым незаменимым инструментом, способным убедить общество и мобилизировать его на подвиг. Лучшие журналисты страны писали о заслугах воинов, любви к Отечеству и  мужестве простого  народа.

Вся система Средств массовой информации в годы войны была перестроена. Ведущие позиции занимало радиовещание. С момента появления Совинформбюро ежедневно люди слушали сводки о ситуации на фронтах. Любой гражданин знал имя главного диктора Юрия Левитана. Он на долгие годы стал голосом войны.

В газетах и на радио появились военные отделы. Главной темой журналистики стало разоблачение коварных замыслов врага. Газетное дело кардинально изменилось: сократилось количество центральных газет, появились новые фронтовые издания.

Так, например, начала издаваться газета “Красная звезда”. В ней с началом войны публиковались произведения известных писателей: Константин Симонов, Алексей Толстой, Илья Эренбург и остальные.

Возникли и специализированные издания для флота, авиации и партизан.

Военные годы ярко преобразили и жанровое многообразие отечественной прессы. Появились такие материалы, как фронтовые письма, памфлеты, карикатуры и фельетоны. Выходили специализированные издания сатирического характера: “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие. Вся публицистика была нацелена на убеждение в неизбежности нашей победы. Это вселяло в людей веру и надежду на будущее.

1946-1956

Следующее послевоенное десятилетие (1946 – 1956 гг) ознаменовалось победой над фашизмом. Однако урон, нанесенный стране войной, был огромным.

Экономика находилась в упадке, хозяйство было разрушено, ощущалась катастрофическая нехватка мужской рабочей силы.

Все эти обстоятельства создавали непростые условия для журналистов, которые подчинили всю свою творческую деятельность интересам советской пропаганды. СМИ всеми способами мотивировали людей на труд, новые подвиги и свершения.

Довоенная система прессы постепенно восстанавливалась. Кроме того, было возобновлено телевизионное вещание. В 1951 году началось ежедневное вещание в Москве.

Стремительно увеличилась и доля радиовещания. Партия всеми силами старалась ограничить вещание иностранных станций. Глушение западных частот обострилось в 1946 году с началом “холодной войны”. Таким образом правительство вело борьбу за единомыслие, стараясь пропагандировать советский образ жизни.

Главной особенностью этого периода стала неправдоподобность прессы. СМИ приукрашивали реальность, идеализировали героев произведений, ведь партия ставила перед журналистами особую задачу, показать благополучие и стабильность.

Журналистика находилась в жестких рамках идеологической выдержанности, поэтому не было места свободомыслию и оппозиционным изданиям.

Но количество газет не сократилось, так как стали выходить и новые, отвечающие идеологическим задачам партии: “Промышленность стройматериалов”, “За прочный мир, за народную демократию”, “Проблемы мира и социализма”.

1956-1985

Переломный период в истории советской журналистики пришелся на 1956 год, когда состоялся 20 съезд КПСС. Переход от эпохи культа личности Сталина к эпохе свободного строительства коммунизма открыл новые возможности для журналистики.

Хрущевская “оттепель” сменила тематику СМИ: пресса приблизилась к реальности, стали высказываться недопустимые ранее идеи. Среди газет наиболее заметно эти тенденции прослеживаются в газетах “Правда” и “Известия”.

Большую роль в этом процессе сыграли “толстые” журналы — прежде всего “Новый мир” во главе с А.Твардовским.

Однако в начале 80-ых годов свобода журналистики сошла на нет. Настала эпоха застоя. Власть стремилась показать преимущество СССР перед западом, поэтому пресса, как главный инструмент воздействия на умы, обязана была подчинить свою деятельность этой идее. Родилась кампания по показу “положительного героя».

Велась  борьба с инакомыслием, но это не мешало официальной прессе наполняться запрещенными произведениями, которые незаконно размножались и выходили в свет.

Телевидение того времени ничем не отличалось по тематике от газет, ведь даже развлекательный контент носил на себе идеологический отпечаток. Телеканалы свято выполняли задачу воспитания нового человека. Аналогичную задачу выполняло и радио, которое продолжало активно развиваться вопреки всем обстоятельствам.

Благодаря тому, что появились портативные радиоприемники, граждане СССР могли слушать иностранные радиостанции.

В целях борьбы с иностранным вмешательством власти глушили западные станции, но люди продолжали слушать “подрывные” станции как “Свобода”, “Свободная Европа” и другие, ведь именно они могли предоставить объективную информацию о существующем положении дел.

1986-1991

Последний этап в становлении журналистики СССР начался с приходом к власти М.С.Горбачева. Политические и экономические трудности и нарастающие противоречия привели к неизбежности смены существующего курcа политики. Журналистика, несомненно, стала центральным звеном проводимой перестройки.

СМИ этого периода получили свободу слова. Теперь ничего не умалчивалось. Все проблемы выносились на суд народа. Кампания по пропаганде “социализма с человеческим лицом” стояла в приоритете у СМИ. Они оповещали  читателей об обстановке на мировой арене, так, например, на экранах телевидения появились западные политики.

В ряду прогрессивных были газеты “Известия”, “Комсомольская правда”, журнал “Огонек”. Толстые журналы тоже поддерживали идеи «перестройки». В конце 80 — начале 90 годов зародилось «Радио России». Именно с этого момента можно говорить о появлении свободной и независимой журналистики России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История советской журналистики: «Тяжелое дыхание времени»

Рецензия на монографию: Жирков Г. В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы. М.: Флинта; Наука, 2016. 504 с.

Ключевые слова: рецензия

DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2018.254257

Монография Геннадия Васильевича Жиркова, профессора СПбГУ, – фундаментальный научный труд, в основе которого де­сятилетия кропотливой собирательской и аналитической работы по выявлению важнейших факторов, определивших формирова­ние и пути развития советской, а также и антисоветской (пре­имущественно зарубежной) идеологии и утверждения обеих средствами массовой информации. Именно в многоаспектности и широте анализируемого материала – новизна и убедительная до­стоверность научного проблемно-исторического метода известно­го ученого. Сложнейший период становления журналистики мо­лодого государства — 1930—1950 гг. — исследован и представлен объективно, с выявлением недостатков и достижений, противоре­чий и трагических событий.

Укрепление сталинского режима в 1930-е гг. автор связывает, в частности, с международной атмосферой, которая «способствовала выращиванию в СССР вождя-диктатора, который бы только и смог в тех условиях сплотить огромную страну для отпора возможных посягательств на нее.

Она же позволила этому диктатору реализо­вать устранение от власти реальных и предполагаемых оппозицио­неров, проводить такую тактику и стратегию во внутренней полити­ке, которая укрепляла единоличную власть Сталина и создавала культ его личности» (С. 20).

Та же линия прослеживается и в разви­тии журналистики этого периода, которой власть уже манипулиро­вала, воздействуя через прессу на общественное мнение и общест­венное сознание. Как отмечает Г. В.

Жирков, включенность совет­ской журналистики в общецивилизационные процессы тех лет имела и свои положительные стороны: она становится явлением массовой культуры, интенсивно развивает свою систему, включаю­щую огромную сеть газет разных типов (к 1940-м гг.

их выходило около 9-10 тысяч), журналов, книгоиздательство, радиовещание, кинематограф. Тиражи изданий достигают мирового уровня, порой даже превосходят его, растет грамотность населения, вскоре она станет всеобщей. В деле ликвидации безграмотности и культурной революции в целом журналистике была отведена одна из ведущих ролей как собственно в России, так и в национальных регионах.

Становление национальной журналистики в СССР, возникно­вение и развитие селькоровского и рабкоровского движения, борьба литературных группировок и объединений и широко представленное на страницах газет (преимущественно в форме эпистолярия) участие читателей в обсуждении насущных производствен­ных и бытовых проблем – эти и многие другие темы скрупулезно исследуются в монографии с точки зрения их отражения в прессе и ее стремления осветить все аспекты общественной жизни. Дина­мика роста газетной печати – хронологическая и региональная – представлена в отдельных подглавках третьей главы, проиллю­стрированных убедительными графиками и таблицами.

Подробно, на документальной основе в монографии рассма­тривается механизм сращивания партийных и цензурных структур как средство управления информационным процессом.

Читайте также:  Человек в творчестве Пушкина

Журнали­стика и цензурный аппарат контролировались партийными орга­нами, начиная с Политбюро, во главе которого стоял генеральный секретарь И. В. Сталин, и только от его мнения и решения зависе­ло мнение и решение всего Политбюро.

Такая расстановка сил была использована Сталиным в борьбе за власть сначала — с оппо­зицией, потом — с «врагами народа», которых становилось все больше и больше, и, наконец, — в организации ГУЛАГа.

Автор останавливается на мифологемах того времени, которые вошли в партийные документы, звучали по радио, которыми зло­веще пестрели страницы газет и партийных журналов: «классовая бдительность», «революционная бдительность», «большевистская бдительность», «генеральная линия партии» и др.

Заключается этот раздел горьким обобщением: «Правда и ложь соседствовали на страницах периодики, ложь прикрывалась правдой, выдавалась за нее.

“Принцип” революционной или большевистской бдитель­ности был именно таким орудием: им как щитом прикрывалась ложь инспирированных и инсценированных процессов над “вра­гами народа” различной идеологической окраски, чаще всего изо­бретенной самим вождем и частью его окружения» (С. 46).

Особое место в книге занимает период Великой Отечественной войны, ему посвящены две главы — четвертая и пятая. В них иная тональность. Это документальный рассказ о мужестве и героизме всего советского народа, о государственной перестройке журнали­стики на военный лад, о фронтовой печати, о работе СМИ в бло­кадном Ленинграде.

А еще о доставке родного слова — фронтовых вестей — на оккупированные территории, смертельно опасном распространении, чтении и хранении их. Г. В. Жирков приводит уникальные материалы о том, как «почти во всех лагерях смерти (Дахау, Заксенхаузене, Освенциме и др.

) выпускались самодея­тельные листовки, газеты, даже журналы, иногда распространя­лись с трудом дошедшие сюда с Родины советские издания. Усло­вия, в которых готовилась лагерная печать, наложили на нее неизгладимый отпечаток. Листовки-крохи, написанные рукой не­сгибаемого генерала Г. И. Тхора, поздравившего узников лагеря Офлаг в 1942 г.

с праздником Октябрьской революции. Листовки-воззвания, отпечатанные на гектографе, обращенные ко всем во­еннопленным, находившимся в Германии, от Комитета Братского содружества военнопленных (БСВ). Листовки с советскими пе­снями.

Листовки-карикатуры, например, в лагере Равенсбрюк хо­дила такая листовка: на перилах моста сидит огромный черный ворон в фуражке эсэсовца, а под мостом — потоки человеческой крови. Название лагеря буквально обозначает “Вороний мост”» (С. 374).

Тема «Военные корреспонденты» тесно переплетается с темой «Писатели и поэты на войне», так как многие литераторы «к шты­ку приравняли перо», служили в армии, получали ранения, поги­бали в боях или победоносно дошли до поверженной Германии. Г. В.

Жирков называет многие имена, забытые новыми поколени­ями, и дает тонкий филологический анализ появлявшихся тогда преимущественно в периодике произведений малых жанров: сти­хотворений (О. Берггольц, Н. Тихонов, К. Симонов и др.), очерков и циклов публицистических очерков (В. Гроссман, И.

Эренбург, С. Езерский, В. Вишневский, В. Саянов и мн. др.).

Отдельная подглавка называется «Письма товарищу». Автор возрождает термин прошлого духовная публицистика примени­тельно к диалогу журналистики с ее аудиторией в художественной эпистолярной форме. Шедевром публицистики военного времени называет Жирков «Письма товарищу» Б. Горбатова — цикл из пяти произведений. «Гимном ленинградцам — опухшим, упрямым, род­ным», по словам О.

Берггольц, стали три стихотворных «Письма на Каму» матери и матери-Родине. Широкую известность, в том числе у американской радиоаудитории, получили публицистиче­ские письма Л. Леонова «Неизвестному американскому другу» с критикой бездействия союзников на начальном этапе войны с фа­шизмом.

В книге приводится статистика «Писем с фронта» и «Пи­сем на фронт», полученных радиокомитетами за годы войны, — их миллионы.

В конечных абзацах глав и в «Заключении» всей книги Г. В. Жир­ков полемически выходит за хронологические рамки, обозначенные заглавием. И в этом нет ничего удивительного, ведь «актуализация истории — способ обсуждения проблем современности».

В заключение отмечу обширный справочный аппарат, сопрово­ждающий каждую главу, подтверждающий необычайно широкий диапазон исследования.

Книга Г. В. Жиркова ценна богатством нового фактического материала, восполняющего лакуну в истории советской журнали­стики, она строго и четко выстроена композиционно, предлагает интересную и актуальную концепцию разрешения вечной пробле­мы — творцы и власть.

Сожаление можно высказать только по одному поводу: у этого высококвалифицированного и широко востребованного издания — мизерный тираж.

Журналистика и медиа: сто лет назад и сегодня

Социальная сеть уравнивает не хуже пистолетов «Кольт». Эффект усиливается, если пользователям из дней минувших помогают современные редакторы.

Создатели «Проекта 1917» поселили на одной медийной платформе носителей разных точек зрения, дав слово каждому.

Поразительно, как в современной «фейсбучной» обертке оживают голоса, звучавшие сто лет назад, вновь становятся звонкими и убедительными.

«Проект 1917» позволяет сделать еще одно важное наблюдение. Сто лет назад, задолго до появления Интернета и онлайн коммуникаций, российская элита генерировала достаточно контента, чтобы репрезентировать себя в формате социальных медиа.

Конечно, команда «Проекта 1917» собирает материалы из разных источников – газет, дневников, писем и др. Не все они предназначались для печати. Мы не найдем здесь фотографий котиков, ресторанных блюд или туалетолуков.

Коммуникативная культура изменилась, однако благодаря «переводу» с языка «той» культуры» на «эту» появляется возможность сравнивать, искать параллели и пересечения.

Зафиксировав этот тезис, оставим «Проект 1917» с его авторами и сделаем несколько шагов в том увлекательном направлении, которое они нам указали

Российские медиа и государство

С момента запуска при личном участии Петра I «Ведомостей», первой печатной газеты, средства массовой информации в России остаются делом государственной важности. В Советском Союзе государство полностью контролировало медийное пространство страны.

В досоветский и постсоветский периоды власть не претендовала на монополию, выступая, с одной стороны, регулятором медийной деятельности, а с другой, крупнейшим индустриальным игроком. При этом новые правила игры в медийной сфере всегда объявлялись в контексте существенных изменений социально-политического характера.

Однако, в скором времени после смены правовой базы документы начинали обрастать поправками и дополнениями «на злобу дня».

Действующий сейчас Закон «О средствах массовой информации» № 2124-1 укладывается в общую закономерность. Он был принят 27 декабря 1991 г. на фоне развития многопартийности и рыночных отношений.

Документ готовился еще в «печатную» эпоху: Россия унаследовала от Советского Союза развитую систему телевизионного и радиовещания, однако, основными источниками социально политической информации для населения на тот момент были газеты и журналы.

Об Интернете было известно узкому кругу специалистов, до первой презентации Яндекса оставалось 6 лет.

За неполные 26 лет, прошедшие со дня принятия закона, поправки в него вносились 40 раз. Связаны они, в основном, с общественно- политической конъюнктурой..

История отечественной журналистики

Журналистика – это важная составляющая средств массовой информации.

Становление отечественной журналистики

Днем рождения русской журналистики принято считать момент начала издания газеты «Ведомости» в 1702 году. До этого в стране издавались рукописные предшественники «Ведомостей» – «Вестовые походы» или «Куранты». Сводки политических новостей переписывались от руки в одном-двух экземплярах и предназначались для прочтения царем и боярами. Первые «Куранты» были изданы в 1600 году.

Замечание 1

Период с 1703 по 1825 гг. называют эпохой персональной журналистики, когда издатель, автор и редактор были одним лицом.

Первая русская газета оказала большое влияние на развитие национальной культуры. Начиная с 1710 года «Ведомости» стали печататься гражданским шрифтом, а не церковнославянским.

В 1728 году появился первый русский журнал «Примечания», где начинал свою журналистскую деятельность М. В. Ломоносов.

В 1756 году Московский университет начал издавать свою газету – «Московские ведомости». Петербургская и московская журналистика имели существенные отличия. Например, петербургская журналистика была более консервативной и тяготела к научности, а московская – более духовной и новаторской.

За период правления Екатерины II появилось 20 журналов и газет. Преобладающим жанром был сатирический. В журнал «Всякая всячина» писала сама императрица. В этот период появился массовый читатель, издания стали ориентироваться на социальный заказ. 18 века в истории России прошел по идеологией Просвещения, которое пришло из Франции.

Журналистика конца 18 – начала 19 столетий

На рубеже 18-19 веков просветительство смешалось с сентиментализмом и романтизмом. Особого внимания заслуживает полемика, развернувшаяся между журналом «Всякая всячина», который издавала сама императрица и сатирическими журналами Н. И. Новикова. Новиков отстаивал сатиру на лица, а императрица – абстрактную, морализующую сатиру, сатиру на пороки.

Журналистика 18 века была единственным источником общественной информации и оказала большое влияние на развитие литературы.

Начавшаяся в конце 70-х годов революция в Северной Америке нашла свое отражение в газетах «Московские ведомости» и «Санкт-Петербургские ведомости». В журнале «Прибавления к «Московским ведомостям» Н.И.

Новиков опубликовал несколько статей, в которых рассказывал о вождях американского революционного движения, в частности о Вашингтоне. По словам Новикова, он основал республику.

Новиков выступал за невмешательство Европы в дела Америки.

На развитие отечественной журналистики в 30-е годы сильное влияние оказало восстание 1825 года. Император Николай I приложил много усилий, чтобы не случилось повторения событий на Сенатской площади. Правительство, считая, что основным рассадником вредных вольнолюбивых идей является печать, приняло цензурный устав, который отменял прежний устав 1814 года.

Главной целью нового цензурного устала стала борьба с вольнодумными сочинениями. Было запрещено печатать статьи о политике и рассуждения, в которых были мысли о происхождении власти не от бога.

Читайте также:  Аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому по проблеме: Отцы и дети

Кроме того, запрещено было печатать статьи, в которых излагались взгляды, противоречащие христианской религии.

Была разрешена перепечатка сообщений политического характера из газет «Санкт-Петербургские ведомости» и «Санкт-Петербургская газета».

Для журналистики этого периода характерно существенное сокращение числа общественно-литературных изданий.

Выпуск новых газет и журналов требовал личного разрешения императора, а право на выпуск научно-литературных и общественно-литературных журналов предоставлялось в порядке исключения только политически благонадежным лицам. Поэтому в период с 1837 по 1846 годы появилось лишь четыре новых издания.

Но в этот период быстро развивается научно-техническая и экономическая периодика. Появились такие издания, как:

  • «Журнал путей сообщения»
  • «Журнал мануфактур и торговли»
  • «Земледельческая газета» и т.д.
  • Заметно увеличивается количество провинциальных периодических изданий, носящих официальный характер:
  • «Литовский вестник»
  • «Одесский вестник»
  • «Закавказский вестник»
  • «Тифлисские ведомости» и т.д.

Замечание 2

Еще одним знаковым изданием 30-х годов 19-го века стал «Современник» А. С. Пушкина.

Развитие отечественной журналистики в 19-20 вв

Во второй половине 19 века русская либеральная печать занимает существенное место, она становится очень влиятельной и многочисленной. В 1863 году появляется газета «Русские ведомости».

Октябрьская революция и приход к власти большевиков в корне изменили русскую печать. В ноябре 1917 года вышел Декрет о печати, который требовал закрыть все органы прессы, которые призывали к оперативному сопротивлению рабоче-крестьянскому правительству.

1911-1914 гг. в истории отечественной журналистики называют ленинским периодом. В своих статьях В.И. Ленин разработал новую теорию модель социальной прессы, которая из органа сообщения политических новостей превращалась в орган экономического воспитания масс. Главными принципами журналистики в этот период являются народность, массовость и партийность.

Во время правления Сталина система печати развивается, дифференцируется. 30-е годы стали периодом расцвета журналистики. Существенно улучшилась техническая база, развивается детская учебная литература и военная пресса.

В период Великой Отечественной войны публицистика не знала себе равных во всей мировой истории. В этот период вся пресса действовала под лозунгом «Все для фронта, все для победы».

В эпоху правления Брежнева СМИ были свойственны некритическое отражение действительности, парадность.

После прихода к власти Горбачев все предыдущие десятилетия объявил застоем и провозгласил гласность и перестройку. Резкий переход от авторитарного подхода в руководстве средств массовой информации к западному поставил под удар критики со стороны демократически настроенных журналистов весь образ жизни советского общества, партию и историю.

В 1990 году был принят закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», который отменил цензуру и разрешил учреждение СМИ частным лицам. Самым мощным новостным агентством становится ТАСС, но в это время появляются и другие агентства новостей, в числе которых «Интерфакс».

В этот период в СМИ активно формируется мнение о необходимости коммерциализации печати, рекламируется финансовая независимость новых изданий от государства. Капитал заметно вмешивается в политику и начинает контролировать прессу.

История Союза журналистов России

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 ноября 2018 года исполняется 100 лет со дня основания Союза журналистов России. Торжественное собрание, посвященное юбилею пройдет 14 ноября в Москве в Центральном академическом театре Российской армии.

Союз журналистов России (СЖР) – общероссийская общественная организация. Объединяет журналистов, фотокорреспондентов, редакторов и других творческих работников СМИ (печати, радио, телевидения, информагентств, издательств), а также тех, кто занимается научно-исследовательской, преподавательской или организаторской деятельностью в области журналистики.

История

Датой основания СЖР считается 13 ноября 1918 года, когда на первом съезде в Москве был образован Российский союз советских журналистов.

Съезд, созванный по инициативе публициста и писателя Михаила Осоргина (Ильина) собрал 106 делегатов, избрал почетными председателями союза главу Совета народных комиссаров РСФСР Владимира Ленина (Ульянова), наркома по иностранным делам РСФСР Льва Троцкого (Бронштейна), одного из основателей Коммунистической партии Германии Карла Либкнехта и др.

Руководство организацией осуществлял коллегиальный совет. В число первых членов Союза входили: главный редактор газеты “Правда”, ведущий теоретик партии большевиков Николай Бухарин; нарком просвещения РСФСР, писатель Анатолий Луначарский, член комиссии Наркомпроса, супруга Ленина Надежда Крупская, поэт Сергей Есенин и др.

В мае 1919 года организация была переименована в Коммунистический союз журналистов (КСЖ).

Спустя два месяца, в июле того же года, КСЖ фактически прекратил свое существование, войдя на правах секции во Всероссийский союз работников просвещения и социалистической культуры.

В 1928-1930 годах секция журналистов действовала в составе Профсоюза рабочих полиграфического производства Советского Союза.

В период с 1930 по 1956 год творческое объединение журналистов не функционировало.

Союз журналистов СССР

Организация возродилась в середине 1950-х гг. по инициативе высокопоставленного журналиста Алексея Аджубея (в 1957-1959 годах был главным редактором “Комсомольской правды”, в 1959-1964 годах – “Известий”).

В 1956 году было образовано оргбюро Союза журналистов (СЖ) СССР. Окончательное решение о создании СЖ СССР было принято на I Всесоюзном съезде журналистов, состоявшемся 12-14 ноября 1959 года.

Председателем организации был избран главный редактор газеты “Правда” Павел Сатюков.

На конец 1975 года Союз журналистов СССР объединял около 60 тыс. человек. СЖ СССР являлся членом Международной организации журналистов (МОЖ).

Его работа проходила под эгидой органа ЦК КПСС газеты “Правды”: главные редакторы издания избирались председателями организации.

Кроме того, Союз издавал собственные журналы: “За рубежом”, “Журналист”, “Советское фото”, “Демократический журналист” (издание МОЖ на русском языке), “Информационный вестник”.

Союз журналистов России

В начале 1990 годов ряд областных и краевых организаций СЖ СССР выступил с идеей создания республиканского творческого объединения – Союза журналистов РСФСР. Одной из причин образования нового союза было то, что все союзные республики, кроме РСФСР, имели свои журналистские объединения.

Учредительный съезд Союза журналистов РСФСР состоялся в 1990 года и проходил в два этапа. 24 августа была принята декларация о его создании и избран временный исполком во главе с народным депутатом СССР Валерием Кучером.

23 ноября подписан договор о его образовании, принят устав и избрано руководство. Союз журналистов РСФСР возглавил директор издательства “Советская Россия” Виктор Новиков.

В его состав вошли более 60 областных, краевых и республиканских журналистских организаций.

17-18 ноября 1992 года в Москве состоялся II (внеочередной) съезд Союза журналистов РСФСР. Организация поменяла свое название на Союз журналистов России. Ее новым председателем был избран бывший директор генеральной дирекции Центрального телевидения Госкомитета СССР по телевидению и радиовещанию Всеволод Богданов (возглавлял СЖР до 2017 года, в настоящее время – почетный председатель).

Структура, руководство

В настоящее время членами Союза журналистов России являются около 100 тыс. человек. В его структуру входят 83 региональные организации, а также более 40 творческих ассоциаций, гильдий и объединений.

В уставе Союза говорится, что “СЖР, сохраняя преемственность российской журналистики, является продолжателем Союза журналистов СССР, а также его преемником в отношении членов Союза журналистов СССР, являющихся гражданами Российской Федерации”.

Высший руководящий орган СЖР – съезд. Он созывается не реже одного раза в пять лет, всего состоялось 12 съездов. В период между съездами организацией руководит федеративный совет, в состав которого входят председатель СЖР (осуществляет общее руководство деятельностью Союза), руководители структурных подразделений, а также секретари.

С 25 ноября 2017 года Союз журналистов России возглавляет тележурналист Владимир Соловьев.

Цели и задачи, сотрудничество

Основные цели и задачи организации – это защита прав и свобод журналистов, их интересов, чести, достоинства и деловой репутации; содействие утверждению и реализации свободы массовой информации, укреплению правовой базы журналистской деятельности; поддержка плюрализма и независимости СМИ; развитие системы журналистского образования; сбор информации и увековечение памяти о погибших журналистах и др.

Союз журналистов России является членом Международной федерации журналистов (с 1995 года), крупнейшей в мире организации профессиональных работников СМИ. С октября 2017 года членам СЖР выдается международная профессиональная пресс-карта (International Press Card, IPC), действующая в большинстве стран, входящих в Федерацию.

СЖР сотрудничает с профессиональными журналистскими организациями многих стран мира, а также с ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы, Европейской комиссией, Международным институтом прессы и др.

Взаимодействует с факультетами журналистики Международного университета в Москве, ведущих российских вузов – Московского государственного университета им. М. В.

Ломоносова, Московского государственного института международных отношений МИД России и др.

Деятельность

Союз журналистов России участвует в разработке законов федерального и регионального уровней, регулирующих работу СМИ и профессиональную деятельность журналистов. Ведет мониторинг нарушений прав журналистов и СМИ в России и странах СНГ. Оказывает профессиональную юридическую и другую помощь журналистам. Издает журнал “Журналистика и медиарынок” (с 2003 года).

По инициативе организации в России отмечается День памяти погибших журналистов (с 1991 года).

При участии и поддержке СЖР проводятся различные творческие и тематические конкурсы для журналистов (“10 лучших газет России”, “СМИ против коррупции”, “Моя земля – Россия” и др.

), а также Московский международный телефестиваль “Профессия – журналист”, Московский медиафестиваль патриотической направленности электронных СМИ и телевидения “Родина в сердце” и др.

Благодаря усилиям СЖР в 2018 году были учреждены почетные звания “Заслуженный журналист Российской Федерации” и “Заслуженный работник связи и информации Российской Федерации” (по состоянию на 12 ноября награждений ими не производилось).

Профессиональные награды

Союз журналистов России является учредителем ряда профессиональных наград: почетных званий “Легенда отечественной журналистики” и “Золотое перо России”, почетных знаков “Честь. Достоинство. Профессионализм” и “За заслуги перед профессиональным сообществом”. Помимо этого, организация вручает дипломы и почетные грамоты.

Официальный сайт СЖР – http://www.ruj.ru.

Ссылка на основную публикацию