Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя

Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя

Мы подготовили для Вас цитатную характеристику Собакевича из поэмы «Мертвые души». Используйте наш материал для урока литературы в школе.

Общая цитатная характеристика помещика Собакевича

… твёрдо стоит на земле …

… крепкий хозяин, «кулак» …

…Вам понадобились души, я и продаю вам…

Описание внешности Собакевича — цитаты

… медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем…

… Зная привычку его наступать на ноги…

…хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил…

…круглое, широкое, как молдавские тыквы» лицо

…широкая, как у вятских приземистых лошадей…» спина

…ноги его, походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах…

черты лица «сделаны топором

… он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке…

Интересы Собакевича цитаты

…Щи, моя душа, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками…

Манеры поведения и речь Собакевича — цитаты

…познакомился он с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и несколько неуклюжим на взгляд Собакевичем, который с первого раза ему наступил на ногу, сказавши: «Прошу прощения»…

…«А! Собакевича знаешь?» – спросил он и тут же услышал, что старуха знает не только Собакевича, но и Манилова, и что Манилов будет поделикатней Собакевича: велит тотчас сварить курицу, спросит и телятинки; коли есть баранья печенка, то и бараньей печенки спросит, и всего только что попробует, а Собакевич одного чего-нибудь спросит, да уж зато всё съест, даже и подбавки потребует за ту же цену…

…«Эк, куда хватили… ведь я продаю не лапти»…

…«Это всё мошенники; весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы» (Собакевич высказывается о чиновниках)…

Характер Собакевича — цитаты

… Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны…

…Зодчий […] хотел симметрии, хозяин – удобства…» (хозяин это Собакевич)…

… Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности…

… у этого губа не дура… (Чичиков про Собакевича)

… Что ж, душенька, пойдем обедать, – сказала Собакевичу его супруга… (жена зовет Собакевича душенькой)

… Помещик, казалось, хлопотал много о прочности..

Жена Собакевича — цитаты

… Жена Собакевича, Феодулия Ивановна, – в противоположность мужу дама высокая и худая, со степенной походкой, величественными движениями, с вымытыми огуречным рассолом руками…

Имение и дом Собакевича — цитаты

…Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана…

… Вошел в гостиную, Собакевич показал на кресла, сказавши опять: «Прошу!» Садясь, Чичиков взглянул на стены и на висевшие на них картины.

На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато в красных панталонах и мундире, с очками на носу, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу.

Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках…

…Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»…

Собакевич про Плюшкина

…«Мошенник, такой скряга, какого вообразить трудно»…

Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя

Характеристика образа Собакевича в поэме Гоголя «Мертвые души»: раскрытие личности и характер персонажа

При создании поэмы «Мертвые души» Гоголь постарался со всех сторон описать различные типы помещиков. Особое внимание привлекает характеристика образа Собакевича, четвертого продавца несуществующих крестьян. Автор подробно описывает этого нетипичного героя в пятой главе. Хоть подобного рода помещики были редкостью, Николай Васильевич решил, что они заслуживают отдельного рассмотрения.

Общее описание героя

Перед читателем предстает активный и энергичный человек. Его возраст колеблется от 40 до 50 лет, точно определить нельзя. Внешность Собакевича разительно отличается от описания знати.

Персонаж обладает тучным и громоздким телом. Сам автор сравнивает его с медведем, выделяя неуклюжесть и нелепость движений.

Огромные размеры туловища автоматически придают герою важности и заставляют окружающих опасаться этого человека.

Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя

Гоголь описывает его внешность очень подробно, не только показывая читателю богатырское телосложение Михаила Семеновича, но и уделяя внимание его тучным ногам и большим ступням. При этом здоровье у героя было просто отменным. Он ни разу не болел и любил хвастаться этим.

Отсутствие обаяния и непримечательная внешность сильно отличают Собакевича от других представителей знати. Автор подчеркивает, что черты его лица очень грубые и не многогранные, форма головы подобна тыкве. Из-за этого сложно понять, какие эмоции испытывает человек, нарушена мимика. Смотрел мужчина в основном исподлобья, и его взгляд ничего не выражал.

Персонаж одевался очень опрятно, но безвкусно и однотипно. Темная одежда только подчеркивала недостатки и его отличие от других людей.

Взаимоотношения с родственниками

Гоголь кратко упоминает об отце Михаила, уточняя, что именно от родителя он унаследовал такое хорошее здоровье и богатырскую внешность.

У него счастливый брак с Феодулией, которая на его фоне выглядит очень высокой и худощавой. Выходя в свет, жена помещика всегда держала голову гордо и шла уверенной походкой.

У нее был простой нрав, несмотря на свой социальный статус, знатную фамилию и герб семьи, она близка к образу крестьянской женщины.

Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя

В их чете всегда было понимание и обоюдное уважение, ведь муж оставлял свой негативный настрой за дверью дома, а любые конфликты старался сгладить. Романтики между супругами не было, но они соблюдали любезную манеру общения. В обращении друг к другу используется слово «душенька». Сам персонаж сравнивает собственное поведение с собачьим, ссылаясь на постоянное желание угождать ближним.

Детей в семье нет, автор не посчитал нужным объяснять причину этого. Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» можно почерпнуть в описании его поместья.

Внешне оно казалось надежным и крепким, все работы по строительству делались ответственно, на совесть.

Несмотря на отсутствие аристократических излишеств на фасаде дома, он ничем не уступал другим благородным поместьям, расположенным по соседству.

Внутри же все указывало на натуру хозяина: грубая массивная мебель была прочна, но совсем отсутствовало какое-либо изящество. На стенах были развешаны портреты полководцев. Ничто не указывало на роскошь, лишь крепость конструкции и внушительный размер предметов интерьера.

Черты характера и занятия

Персонаж практически всегда высказывал свое недовольство, было сложно добиться от него похвалы. У него была склонность не доверять людям, в каждом своем знакомом он видел мошенников и предателей, готовых на все ради наживы. Несмотря на свое аристократическое происхождение, Михаил Семенович мог заниматься крестьянской работой.

Основные черты его характера:

Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя

  • сила воли;
  • прямолинейность;
  • предприимчивость;
  • стойкость;
  • душевное равновесие;
  • меркантильность.

Его волновало благополучие каждого крепостного, помещик всегда знал в подробностях обо всех подчиненных, неважно, живые они или мертвые. Но делал это не из-за человечности и сострадания, его волновало лишь качество и добросовестность сделанных работ. Ведь важнее всего порядок, только это имеет значение. Анализ такого подхода подчеркивает финансовый интерес и хозяйственность персонажа.

Любимое занятие Собакевича — поедание вкусных блюд. Причем он не любил изысканной пищи, главным критерием считалось ее питательность и калорийность. Можно сказать, что в этом частично была его жизненная цель. Ведь даже уровень достатка он измерял количеством съестных запасов.

Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя

Этот аристократ откровенно порицал предпочтения в еде своего окружения, ненавидел немецкую и французскую кухню. Если хозяин не одобрит блюдо, повару приходилось его выбрасывать. Ел он много и сытно, высмеивал диеты, больше всего предпочитал мясо. Обжорство — сущность этого персонажа, даже наевшись вдосталь, он не добрел.

Михаил очень самокритичен, он знает свои недостатки, но не видит смысла бороться с ними. Всегда руководствуется холодным расчетом и никогда не упускает возможности извлечь выгоду. Он склонен хитрить и обманывать, при этом презирает тайны и намеки. Разговаривает с людьми прямо и открыто. Герой не склонен к иллюзиям, всегда трезво смотрит на ситуацию.

Читайте также:  Может ли человек победить в себе труса?

Обвиняя всех в мошенничестве, сам никогда не упустит возможности смухлевать. Если Манилов, не поняв смысла аферы, старается задобрить гостя, а Коробочка больше всего боится продешевить, Собакевич твердо осознает, что у говорящего покупателя есть своя выгода. Поэтому он сразу начинает расхваливать товар на высоком коммерческом уровне.

Торговля мертвыми душами

Упорядоченные и сытые будни — мерило благополучия для помещика. Анализируя пятую главу, можно увидеть, как в приведенной сцене раскрывается личность Собакевича. Он целеустремлен, легко повышает цену своему товару, используя красноречие и психологический подход. Несмотря на скверный характер, ради выгоды Михаил может быть радушным и любезным.

У персонажа незаурядный ум, но образование получено пренебрежительно, нет тяги к прекрасному. Ему хорошо в глуши, крепостные насыщают аппетит, но такой герой в качестве городской власти принес бы людям много неприятностей. Сила и воля у Собакевича чисто механические, не подкрепленные эмоционально или душевно.

Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» М.В. Гоголя

Хоть помещика и удивило отношение к мертвым, как к товару, но он не побрезговал, сделав собственный вывод, тут же приводить нелепые доводы в пользу качества своих почивших крепостных.

Михаил Семенович прекрасно понимает, что сделка незаконна, но никаких переживаний или угрызений на этот счет у него нет.

Спокойно и невозмутимо он хитрит, включая в список мужских душ женщину, тем самым нарушив первоначальную договоренность.

Герой поэмы подчинен своим порокам:

  • обжорству;
  • корысти;
  • ненависти.

Автор видит в этом персонаже потенциал. Несмотря на грубость и недалекость, Собакевич намного лучше своего окружения.

Гоголь высмеивает узость взглядов и корысть героя, используя первое впечатление от образа, но при этом оставляет возможность возрождению душевных качеств, предполагая, что материальные потребности подавили его натуру, но это может измениться.

Используя краткий образ жизни Собакевича и нарисованную автором картинку внешности героя, можно написать сочинение, составить план урока и лучше понять тему произведения.

Собакевич – характеристика в поэме “Мертвые души”, характер помещика

Первое впечатление от Собакевича – средней величины медведь. Лицо его словно вырублено топором несколькими неловкими ударами.

Он неповоротлив, обязательно наступит собеседнику на ногу. Зовут его Михаил Семенович, что также подчеркивает его медвежью сущность.

Характер имеет основательный, в умозаключениях прям и груб. Жена его высокая дама с лицом, похожим на огурец.

Возраст Собакевича Гоголь не указал конкретно. Судя по всему, ему от 40 до 50 лет. В то время, когда Гоголь работал над поэмой, ему было чуть за 30. В таком возрасте и сорокалетние кажутся чуть ли ни стариками.

Следовательно, Гоголь предполагал возраст Собакевича никак не более сорока лет. Этому персонажу посвящена вся пятая глава поэмы.

Портрет: описание внешности, речевая характеристика

Автор отмечает, что Чичикову Собакевич показался похожим на медведя средней величины. Даже в его одежде преобладали коричневые цвета, фрак был «совершенно медвежьего цвета», рукава его были длинны. Длинными были и панталоны. Ходил этот помещик косолапо, постоянно наступая на чужие ноги. Сапоги этого персонажа отличались исполинским размером.

Его сходство с медведем подчёркивало то, что он был неуклюж, а на лице его не видно было никаких эмоций (на медвежьей морде тоже не бывает видно настроения и намерений этого зверя).

Голову он держал немного наклонённой, шеей не ворочал. Цвет лица у него был «калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке». Черты лица Собакевича грубые.

Лицо было круглое и широкое, как молдаванские тыквы, из которых делают балалайки.

Интересно, что облик жены Собакевича Феодулии Ивановны совершенно противоположен облику мужа: лицо у неё было узкое, длинное, голову она держала прямо.

Речь Собакевича была отрывистой и краткой. На вечере у губернатора Манилов пригласил Чичикова приехать к нему в деревню, Собакевич тоже кратко сказал: «И ко мне прошу».

Приехавшему к нему Чичикову он отрывисто сказал: «Прошу!» — и повел в дом. Но при торге этот человек становится довольно многоречивым.

Разговор идёт о деньгах, поэтому он старается говорить убедительно и экспрессивно (почти после каждого его предложение автором поставлен восклицательный знак).

Жизненные цели

Цель Собакевича – просто жить. Душа его находится где-то далеко, как Кощеево яйцо. И понятно, что Собакевич любит безраздельно властвовать. Он хочет, чтобы все было по его воле, даже если это неправильно.

Прогресс и Собакевич – две несовместимые вещи. Гоголь отмечает в лирическом отступлении, что такие люди, как Собакевич, уж лучше пусть будут помещиками. Так как если они придут во власть, то горе будет стране и особенно чиновникам, которые подпадут под их власть, ведь чиновников можно «щелкать» без вреда для себя, а крестьян нельзя, ибо при этом ты теряешь свой заработок.

Образ помещика

Особенности образа персонажа ярче всего просматривается в сцене торгов. Чичиков пытается называть желаемую покупку словами, скрывающими ее суть. Собакевич называет вещи своими именами, он нисколько не удивлен. В его мире все продается и покупается. Дошла очередь и до умерших.

Главное – не продешевить. Его прямолинейность пугает даже продавца. Помещик начинает тянуть переговоры, торговаться. Говоря кратко об образе Собакевича, следует подчеркнуть, что он не глуп. Помещик сразу понял, что гостю нужны души. Его задача – их продать подороже.

Цинизм граничит с грубостью, невежественность с жадностью.

Помещик умудрился «смухлевать», обмануть. Он вносит в списки проданных «женскую душу» – Елизавета Воробей, надеясь, что Чичиков невнимательно отнесется к купчей.

Информация об образе персонажа направлена на сбор материала по тексту. Написать сочинение «Образ Собакевича» станет проще. Предложенные рассуждения позволят описать образ, дать характеристику помещику, основать свое мнение о типе литературного героя.

Любимые занятия

Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.

Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.

Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у Чичикова.

Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.

Взгляды на жизнь

Медведь по натуре, помещик против просвещения. Он не видит смысла в культуре. Для чего быть образованным и верующим, что дает религия? Все, что не приносит дохода, не имеет цены.

  Краткое содержание Мальчик в белой рубахе Астафьева

Что для персонажа имеет ценность? Еда, сон и деньги.

Прием пищи – это целая система, образ жизни Собакевича. Для жены – ее основная задача. Если подойти к еде с математической точки зрения, можно испугаться в правильности подсчетов. Сначала удивит количество еды, затем количество времени, которое тратится на прием пищи. Столько съесть сможет редкий человек.

Представить трапезу можно только вообразив, что Собакевич сказочный персонаж: половина бараньего бока, индюк ростом с теленка, ватрушки и множество различных блюд. Их даже представить на столе сложно, а не то что в животе среднего роста человека.

Но все укладывается «комом в желудке» Собакевича, размеры которого неизвестны.

Михаил Семенович против иноземных блюд. Что по сравнению с русской кухней лягушачья лапка или устрица? На балу он один съедает осетра, не задумываясь о том, что кто-то тоже возможно хотел его попробовать. От огромного блюда остался один рыбий хвост.

Понятно, что плотная трапеза требует отдыха. Помещик предается сну. Гоголь показывает, что сытый медведь не меняет расположения духа, не добреет. Лицо человека, «наевшегося вдоволь», не становится мягким. Нет улыбки или умиления. Еда – это необходимость, цель, не меняющая эмоций.

Деньги, их преумножение – основное любимое занятие Собакевича. Они добавляют ему устойчивости, веры в себя и в свою правоту. Деньги – непросто материальный достаток, это смысл жизни, основная цель существования помещика. Чем богаче, тем дальше скрываются чувства, тем тверже медвежий характер, злее собачий нрав.

Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству

Интерьер усадьбы Михаила Семеновича под стать хозяину до такой степени, что каждый предмет мебели как бы говорит: «я тоже Собакевич».

Все хозяйство его устроено крепко, основной упор делается не на мелочное украшательство, а на прямую пользу, долговечность, основательность.

Не нужны ему окна – он их заколотил, понадобилось окно – вырезал там, где нужно, совсем другого размера. Внешний вид Собакевичу не важен – только польза.

Он заботится о своих крестьянах. Ведь чтобы крестьяне приносили доход, они должны жить в крепких постройках и хорошо кушать. Дома их сделаны без излишеств, но даже сараи сложены из полновесных бревен.

Отношения с людьми

Для Собакевича все вокруг мошенники, продавшие душу. Отзываясь о них нелестно, он с желанием ведет торговлю, ищет возможность заключить сделку и увеличить свой доход. Нельзя сказать, что у Михаила Семеновича есть друзья, он только гость или собеседник.

Когда дело касается выгоды, у Собакевича появляется «рысь и дар слова». Собачий нрав не позволяет доставлять удовольствия ближнему, хотя жена называет его «душенькой». На этом слове-обращении спотыкается каждый читателей.

Слово не подходит ни к внешности, ни к поведению человека.

Читайте также:  Когда победа не приносит радости и удовлетворения?

Характер персонажа многогранен. У него есть положительные черты, но душа помещика мертва. Написать сочинение «Характеристика Собакевича», используя информацию, станет проще. Выделить основные черты характера не составит труда.

Манера поведения и речь помещика

Медведь, совершенный медведь, убеждался Чичиков, продолжая общаться с Собакевичем. Все-таки он наступил ему на ногу.

Ему трудно двигать шеей, поэтому смотрит несколько вниз и вбок, тем не менее, он быстро понимает суть происходящего.

Речь его кратка, в ней и следа нет красивостей Манилова, говорит только по существу вопроса. Собакевич с презрением относится ко всему современному: «вот, раньше были люди!».

Он даже о себе говорит с пренебрежением, полагая, что его отец был и здоровее, и крепче, чем он сам. О своих умерших крестьянах Собакевич произносит целую оду.

История персонажа

Собакевич – помещик, которому Чичиков предлагает выгодную сделку по продаже «мертвых» душ. Персонаж дополняет галерею образов, созданную Николаем Васильевичем Гоголем.

Первоначально писатель планировал создать три тома произведения, отталкиваясь от композиции «Ад – Чистилище – Рай», но позднее отказался от этого замысла.

Литературоведы до сих пор анализируют и разбирают характеристики и описания персонажей с целью анализа поэмы.

Отношение к окружающим Собакевича

Об отношении Собакевича к знакомым исчерпывающе говорит хотя бы эта его фраза: «один прокурор в губернии хороший человек, да и тот свинья». Даже губернатор у него мошенник, а все вокруг христопродавцы.

Однако со своими мужиками он в ладу, попусту их не обижает и всегда поддержит в укреплении своего хозяйства.

Собакевичу свойственна вера, что раньше все было лучше: и люди здоровее и даже животные были крупнее. Тут заметен след мифа о золотом веке, свойственный людям всех времен и народов.

Сближает его с народом и нелюбовь ко всему иностранному, презрение к либеральным идеям, прогрессу.

Черты характера

Нельзя представить характер Собакевича каким-то одним типом людей. Он очень разный. То кулак, то красноречивый оратор, то скупердяй, то заботливый хозяин. Персонаж стоит на фоне природе, между двумя лесами – березовым, олицетворяющим светлые чувства, и сосновым, символизирующим темные дела. Какие черты характера можно назвать основными:

  • Грубость. Порядочный человек для помещика имеющий власть прокурор «…да и тот …свинья».
  • Прямолинейность. Отрицает рассуждения, говорит все прямо в лоб, не подбирая слов и выражений.
  • Жадность. Собакевич знает цену грошу. Он старается не уступить Чичикову в цене за мертвые души, целясь за каждую копейку.
  • Плутовство. Хитрость и изворотливость в характере помещика видны во время торгов с Чичиковым. Гость подбирает эпитет для «медведя», называет его бестией. Плут видит выгоду и не может пройти мимо нее.

В каждой черте соединяются рядом отрицательное и положительное. Хорошо, что мужчина говорит то, что думает. Но страшно даже начинать разговаривать с человеком, для которого все дураки и мошенники.

Знает помещик цену труду, строит все на века, но за деньги готов продать то, что никто никогда не сможет оценить – мертвых крестьян. Итак, в каждой черте характера. Из положительного получается страшная звериная натура, ищущая, кого проглотить.

Краткая характеристика и точные фразы позволяют читателю додумывать, что за реальный человек стоит за описываемым типом.

Парадоксы образа

В поэме Гоголь неоднократно обращает внимание читателей на том, что Собакевич – это «вылитый медведь».

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию Биографию Чичикова в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”.

Внешне помещик очень похож на этого зверя, его походка такая же косолапая, он также неуклюж и время от времени проявляет небывалую ловкость, подобно дрессированным медведям. В добавок к этому, одежа его также была коричневая, как шкура медведя – «Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны».

В доме все предметы интерьера также роднят помещика с образом этого зверя, даже дрозд и тот Чичикову напоминает медведя.

Павел Иванович при этом неоднократно делает замечания в сторону Собакевича подобного рода: «медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем».

Однако при этом упускается сходство этого помещика с еще одним животным – собакой. Как известно, в поэме Гоголь широко использовал систему символических имен и фамилий.

Исходя из этих данных, фамилия Михаила Семеновича должна наталкивать читателя на восприятия этого помещика не только как символического «медведя», но и как символического «пса».

Сам помещик также указывает на этот факт в своей речи: «нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему».

Другими словами, парадокс Собакевича заключается в том, что в его образе уживается два символа – медведя – большого, сильного и неуклюжего и собаки – лающей на всех.

Цитаты

Умелый делец, Собакевич не желал сплоховать с выгодной сделкой. Демонстрируя размах, он бахвалился перед Чичиковым, используя свои любимые выражения:

«У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!».

Герой не стеснялся в выражениях, описывая свое мировоззрение и пытаясь доказать, что его образ жизни имеет свои преимущества и гораздо честнее, чем у остальных:

«Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Честные рассказы о своей точке зрения не мешали Собакевичу плутовать, дерзко окручивая гостя вокруг пальца и набивая цену погибшим крепостным:

«Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня – что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик».

Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    Основная мысль бессмертной поэмы «Мертвые души» – изображение российской действительности XIX века: невежественные помещики и чиновники, тяжелая участь простого народа, произвол властей.
    Очень ярким представителем класса помещиков является Михаил Семенович Собакевич.

У этого помещика довольно большая деревня, с крепкими и основательными постройками. Его дом, «как будто был определен на вековое стояние». Дома крестьян в его деревне «тоже срублены были на диво» – прочно и надежно.

Этот факт говорит о том, что помещик Собакевич не только сам заботился о прочности и порядке своего дома, но и давал возможность крепостным крестьянам иметь хорошие деревенские избы.

    Сам Собакевич показался Чичикову «похожим на средней величины медведя»: «Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета», он был весьма неуклюжим и наступал беспрестанно на чужие ноги.
    Убранство комнат дома Собакевича было «прочное и неуклюжее в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома…».

«Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, и каждый предмет, казалось, говорил «И я тоже Собакевич!»…
    О городских чиновниках Михаил Семенович отзывается грубо и нелестно: губернатор, по его словам, первый в мире разбойник, полицмейстер – мошенник, все – христопродавцы.

    Даже о тех людях, с кем Собакевич, кажется, дружен, он не произносит ни одного хорошего слова, помещик твердо уверен, что в их городе «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

    Собакевич груб и невежественен, отказывается принимать все новое и передовое:«Эти доктора – немцы до французы, я бы их перевешал…Толкуют: просвещенье, просвещенье, а это просвещенье – фук!».

    Хотя сам Собакевич, по словам Чичикова, настоящий кулак, излишнюю скупость он не приемлет и осуждает: «У меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!». Это тоже характеризует Собакевича, как хорошего хозяина.
    Просьбу Чичикова о продаже мертвых душ, Собакевич выслушивает спокойно и просит за это довольно большие деньги. Когда торг состоялся, Собакевич пишет список умерших крестьян с такой аккуратностью и точностью, описывая «ремесло, звание, лета и семейное состояние, что любо было глядеть». Мы понимаем, что он не только крепостной помещик и хозяин своих крестьян, он прекрасно знает людей и ценит их качества. Т.е., говоря словами Чичикова, со своими мужиками Собакевич в ладу и их не обижает.

    «Эк наградил-то тебя бог! Вот уж точно, как говорят, неладно скроен, до крепко сшит», – это изречение Чичикова наиболее точно отражает образ помещика Михаила Семеновича Собакевича.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

«Мертвые души» Гоголя: характеристика Собакевича

В данной статье мы разберем характеристику Собакевича из произведения «Мертвые души».

Работа Гоголя над произведением «Мертвые души» началась в первой половине 19 века. Главная задача писателя была создать масштабное эпическое произведение, отображающее духовную культуру и жизнь России.

За основу сюжета была взята реальная история из жизни, пересказанная писателю Пушкиным.

 Для того, чтобы раскрыть интересные характеры и показать реальную жизнь того времени, Гоголю пришлось поколесить по стране.

Основная тема произведения «Мертвые души»

В произведении «Мертвые души» постоянно чередуются грустные и смешные события. Прислушиваясь к мнению других писателей о первых главах, Гоголь неоднократно менял замысел произведения и переписывал содержание. В процессе написания роман перерос в длинную поэму. Центральным образом произведения выступает вся Россия и ее многогранная жизнь.

Читайте также:  Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве»

В главной теме произведения Гоголь раскрывает человеческие качества социальной прослойки населения, акцентируя внимание на их душевности и черствости. Показывает, что самое ценное в человеке – это его душа.

Что именно от нее зависит смысл нашей жизни. Автор связывает кризисную ситуацию в России с бездушным поведением общества. Холодные и черствые души людей постепенно умирают и проводят родную страну в критическое состояние.

  Гениальная тема, поднятая в поэме, бессмертна во все времена.

Мертвые души

Первый том поэмы пользовался большой популярностью среди читателей. Многие поддерживали взгляды писателя. Некоторые находили в образах произведения свое отображение. Со стороны верхушки общества Гоголю было выставлено множество обвинений и претензий.

Писатель неоднократно предпринимал попытки к написанию второго тома, но так и не смог правдоподобно выразить свои убеждения. Во втором томе Гоголь пытался отобразить идеалы человеческих характеров, перерожденных из действительности первого тома.

Его задумку позднее смогли реализовать Достоевский и Толстой.

С помощью главных героев произведения, Гоголь выводит на «чистую воду» чиновников и помещиков. В различных эпизодах отображает такие черты характера как подкупность и взяточничество, необразованность и посредственность.

  • Одних помещиков автор позиционирует как хозяйственных и расчетливых, других преподносит как тунеядцев и дармоедов. Среди чиновников наблюдаются как безобидные, так и злостные персонажи.
  • Всех героев объединяет одна общая черта – душевное уродство. Гоголь акцентирует внимание на том, что нормальный человек живет и трудится для своей семьи, для блага общества и государства.
  • Персонажи поэмы далеки от благородных целей. Они живут ради наживы и собственного удовольствия. В них отсутствует нравственность и духовность. Характер каждого героя раскрывается на примере различных ситуаций. Несколько типажей помещиков стали открытием в литературе.
  • О жизни крестьян Гоголь упоминает лишь изредка, в основном в качестве крепостных помещиков. Главным персонажем произведения выступает коллежский советник Чичиков. Его умение удачно проворачивать различные авантюры и махинации помогает герою жить в финансовом благополучии. Основные события разворачиваются вокруг этого героя.

Автор

Одним из персонажей, который представляет читателю события в новом свете, стал помещик Собакевич.

Характеристика Собакевича

Гоголь преподносит Собакевича как активного и энергичного человека.

  • Точный возраст персонажа не указывается, но дается намек, что ему уже за сорок. Его внешность значительно отличается от привычных типажей аристократов. Тучное и громоздкое тело приближает Собакевича к повадкам медведя. Его неуклюжесть подчеркивается нелепыми движениями.
  • Проводя параллель с медведем, Гоголь дает ему имя Михаил. Огромная осанка придавала его образу важности и заставляла опасаться этого человека.
  • Тучные ноги и огромные ступни очень напоминали конечности слона. Впечатляющее телосложение можно назвать богатырским. Несмотря на тяжелые формы тела, помещик был очень изворотлив и хитер в делах. Собакевич не испытывал дискомфорта и при случае подчеркивал свое отменное здоровье.

Собакевич

В Собакевиче отсутствовало обаяние. Тыквообразная форма головы не обладала никакими примечательными чертами. Его лицо было похоже на неуклюже вырубленные формы, не отражающие никаких эмоций. В его глазах было сложно уловить заинтересованность. Здоровый мужчина с багровым лицом и взглядом исподлобья не вызывал никакой симпатии.

Опрятный внешний вид сопровождался однотипными мрачными одеждами. Цвет и фасон вещей еще больше подчеркивали его схожесть с медведем.

Взаимоотношения Собакевича и родственников

В поэме кратко упоминается об отце Собакевича. Именно от него сын унаследовал крупные параметры и хорошее здоровье.

  • Помещик состоит в счастливом браке. Супруга Феодулия на фоне мужа выглядела как высокая худощавая женщина.
  • В обществе она всегда держалась уверенно с высоко поднятой головой. Простой нрав Феодулии приближал ее образ к крестьянским женщинам. В семье царило взаимопонимание и уважение. Собакевич никогда не переносил негатив в семью и старался избегать любой ругани.

Жена

  • В отношениях супругов не было места романтики, но при этом всегда соблюдалась любезная манера общения. Феодулия называет его «душенькой». Собакевич всегда старался угодить ближнему и в этом отношении сравнивал себя с собакой.
  • Единственное чего не хватает в семье Собакевича – это детей. Гоголь не упоминает причину их отсутствия.

Поместье, в котором проживали супруги, подчеркивало хозяйственные черты Собакевича. Внешний вид дома создавал впечатление надежной и крепкой конструкции. Ограждения и сооружения вокруг поместья также были сделаны на совесть. Фасад поместья был лишен всяческим излишеств, но ничуть не уступал соседним постройкам.

Излишняя сверх прочность и массивность деревянных материалов, делали из поместья укрепленную крепость. Внутреннее обустройство дома полностью отображало своего хозяина. Грубая мебель не отличалась изяществом, но обладала высокой прочностью. Стены дома украшали изображения полководцев. Их внушительные размеры также перекликались с хозяином поместья.

Характер Собакевича

Характер Собакевича дополнял его грубую внешность. Помещик постоянно выражал свое недовольство.

  • От него было сложно дождаться похвалы. В своем окружении он видел мошенников и продажных личностей: «Я их знаю всех. Это все мошенники, весь город там такой, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек — прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья». Каждый характер для него отрицательный.
  • Аристократическое положение не мешает помещику занимает крестьянской работой. Он в полной мере обеспечивал благополучие своих крепостных. Был во всех подробностях осведомлен о каждой живой и мертвой душе. Активное участие во всех делах давало возможность контролировать качество и добросовестность проделанной работы.

Собакевич

  • Порядок в делах для него превыше всего. Только так Собакевич приходил в душевное равновесие. Такая активность еще раз подчеркивает финансовую заинтересованность и хозяйственность помещика.
  • Важным показателем качества жизни для Собакевича были съестные запасы. Основным требованием помещика была не изысканность блюд, а их калорийность и питательность. Насыщение от вкусных блюд привносило особый смысл в жизнь Собакевича.
  • Ему не понятны кулинарные изыски. Он открыто высказывает недоумение о вкусовых предпочтениях его окружения. Презирал французские и немецкие блюда. Никакую лягушку или устрицу не променял бы на русские щи. Повар помещика неоднократно отправляет на помойку еду, не одобренную хозяином.
  • Собакевич высмеивает основателей диет, ест всегда много и сытно. Порция для него весьма условное понятие. Мясные блюда предпочитал в размере тушки. Но даже набивая брюхо до отвала, помещик не становился добрее, обжорство было его сущностью. Прожорливость помещика в полной мере дополняла его медвежий образ.
  • Собакевич достаточно самокритичная личность. Он прекрасно видит недостатки своего характера, но при этом не предпринимает попыток к самосовершенствованию. В своих поступках помещик руководствуется холодным расчетом. Во всех процессах его интересовал прежде финансовый интерес.
  • Он никогда не упускает возможности поторговаться и извлечь двойную выгоду. Если при заключении сделки можно смухлевать, то Собакевич обязательно использует этот шанс. В беседе всегда открыт и прямолинеен. Вместо намеков и тайн предпочитает реальное положение дел. Трезво оценивает любую ситуацию и не тешит себя иллюзиями.  Он обвиняет окружающих в мошенничестве, но при этом сам использует такие же методы.
  • Благополучие помещик видит в упорядоченных и сытных буднях. Его твердые убеждения помогают добиваться поставленных целей. Продавая товар, легко набивает ему цену, применяя свое красноречие.

Герой произведения

Помещик не очень дружелюбен по своей натуре. Но ради материальной выгоды, был готов радушно принять гостя и любезничать в беседе. Деловое предложение подкреплял намеками на близкие отношения и крепкую дружбу. Практичность Собакевича удачно подчеркивает Чичиков: «Неладно скроен, да крепко сшит».

  • Собакевич далеко не глупый человек, но к процессу образования относился с пренебрежением. Красивые вещи не вызывают у него реакции. Любой красоте он предпочтет прочность и крепость. Вопреки своей грубости, положение в обществе обязывает помещика проявлять элементарную вежливость.
  • Автор характеризует взгляды помещика на окружающий мир, как «типичный кулак». Провинциальная глушь придерживает аппетиты помещика, но если подобного персонажа допустить в городскую власть, то населению пришлось бы не сладко.
  • Проявление силы и воли в поступках Собакевича происходит механически, без душевных и сердечных эмоций. В разговоре с Чичиковым помещика удивляет отношение к человеческой душе, как к вещи. Тем не менее, он не брезгует расхваливать «мертвые души» и старается выручить за них побольше денег.
  • Охваченный азартом, помещик начинает озвучивать нелепые доводы о мертвых крестьянах: «Ну нет, не мечта. Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете. Машинища такая, что в эту комнату не войдет, нет, это не мечта! А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади, хотел бы я знать, где бы вы в другом месте нашли такую мечту».
  • Заключая незаконную сделку, он не испытывает никаких переживаний или угрызений совести. Его поведение пропитано спокойствием и невозмутимостью. Воспользовавшись ситуаций, проявляет хитрость. В список мужских душ добавляет женскую, нарушая договоренность.

Характеристика

Гоголь видит в Собакевиче потенциал для возрождения положительных человеческих качеств. Несмотря на грубую душевную организацию, в помещике гораздо больше хорошего, чем в его окружении.

По мнению автора, душа Собакевича была задавлена его тучной плотью. Автор высмеивает корыстолюбие и узкие интересы помещика.

Показывает, что страсть к богатству подталкивает человека на безрассудные поступки.

Видео: Характеристика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Ссылка на основную публикацию