Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?

Древнегреческий философ Платон писал: « Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно ещё может стать совершеннее».

Что такое честь? Это внутреннее достоинство человека, которое заключается в том, что мы всегда стремимся к лучшему. А что же является лучшим? Это идеал, к которому можно двигаться в двух направлениях.

С одной стороны, мы можем сделать лучше мир, который нас окружает, трудясь на благо человечества.

С другой стороны, человек должен стремиться к нравственному совершенствованию.

Докажем это на примерах из художественной литературы. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» лучшие его герои находятся в постоянном поиске истины, пытаются понять, в чём смысл жизни, в чём их предназначение. Например, Андрей Болконский неудовлетворён своей жизнью в светском обществе, считая его пустым и ничтожным.

Он стремится к славе, его кумиром является Наполеон. Князь Андрей отправляется на войну 1805 года, где повторяет подвиг Наполеона, когда устремляется со знаменем вперёд, увлекая за собой русских воинов. Но вскоре герой разочаровывается в своих прежних идеалах. Раненый, лёжа на Праценской горе.

Болконский видит перед собой бесконечное небо и понимает, что и Наполеон, и мечты о славе – всё пустое и ничтожное по сравнению с бесконечным небом, по которому медленно и торжественно плывут облака.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Теперь его идеалом становится тихая семейная жизнь. Ему кажется, что после позорного поражения в Аустерлицком сражении он больше не пойдёт на военную службу. Но наступает война 1812 года, и князь Андрей идёт защищать свой дом, свою семью, свою Отчизну от врагов. Путь героя Л.Н.

Толстого – это дорога чести, а честь его состоит в том, что он всегда стремится быть вполне хорошим человеком, стремится приносить пользу обществу. Мне кажется, что вершины своего нравственного развития князь Андрей достигает тогда, когда после тяжёлой операции простил своего врага Анатоля Курагина, которому только что ампутировали ногу.

Болконский почувствовал жалость и сострадание к этому человеку.

Мы можем привести ещё один литературный аргумент. В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, как и Болконский, следует всегда дорогой чести, несмотря на трагические события, которые выпали на его долю.

Он оказался свидетелем крестьянского восстания под предводительством Пугачёва. Во время штурма Белогорской крепости он готов защищать со шпагой руке и свою возлюбленную Машу Миронову, и честь офицера.

Он отказался давать присягу самозванцу, готовясь умереть, но сохранить верность долгу офицера. Только счастливая случайность избавила молодого человека от казни, так как Пугачёв узнал в офицере того самого барина, который подарил ему на постоялом дворе заячий тулуп.

Гринёв всегда был предельно честен и искренен в разговоре с крестьянским вождём, и поэтому Пугачёв отпустил дворянина на все четыре стороны.

Проанализировав характеры и поступки двух героев, мы можем сделать вывод о том, что нужно всегда быть верным своей клятве, следовать дорогой чести. Если все будут поступать так, как Болконский и Гринёв, то мир станет лучше, а человечество совершеннее.

Полезный материал по теме:

Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?

Сочинение «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно ещё может стать совершеннее». (Платон).Итоговые сочиненияСтр. 1

Золотые законы и нравственные правила Платона

Платону приписывают более сорока произве­дений. Многие из них написаны в форме диало­гов, в которых главным действующим лицом вы­ступает Сократ. Считается, что неподлинными являются от 8 до 12 диалогов. Еще у 12 диалогов подлинность сомнительна.

Платоновский корпус (CorpusPlatonicum) — это исторически сложившаяся совокупность со­чинений, которые с давних времен связываются с именем Платона. Он формировался на протяжении очень длительного времени. Во время этого «собрания сочинений» философа случались как потери, так и приобретения.

Первой важной вехой на пути формирования Платоновского корпуса считается собрание платоновских сочинений, составленное в III веке до н.э. Аристофаном Византийским.

Он же, по всей видимости, положил начало систематизации со­чинений Платона, поскольку в его издании они располагались трилогиями.

В частности, в одной трилогии объединялись «Государство», «Тимей» и «Критий», в другой — «Законы», «Минос» и «Послезаконие», в третьей — «Критон», «Федон» и «Письма». При этом сочинения, которым не находилось тематических аналогов, в трилогии не включались и располагались беспорядочно.

Современное состояние Платоновского корпуса определяется изданием Анри Этьенна HenricusStephanus), французского филолога-элиниста, работавшего во второй половине  ХIV века.

Хронология произведений Платона:

–        Ранний период (приблизительно 90-е годы IV века до н.э.)

  • –        «Апология Сократа»
  • –        «Критон»
  • –        «Евтифрон»
  • –        «Лахет»
  • –        «Лисид»
  • –        «Хармид»
  • –        «Протагор»
  • –        1-я книга «Государства»

–        Переходный период (80-е годы IV века до н.э.

  1. –        «Горгий»
  2. –        «Менон»
  3. –        «Эвтидем»
  4. –        «Кратил» и др.

–        Зрелый период (70—60-е годы IV века до н.э.

  • –        «Федон»
  • –        «Пир»
  • –        «Федр»
  • –        2-я – 10-я книги «Государства» (учение об идеях)
  • –        «Парменид»
  • –        «Софист»
  • –        «Политик»
  • –        «Филеб»
  • –        «Тимей»
  • –        «Критий» и др.

–        Поздний период (50-е годы IV века до н.э.

  1. –        «Законы»
  2. –        «Послезаконие»
  3. АФОРИЗМЫ
  4. О бедности
  5. Бедность заключается не в уменьшении иму­щества, а в увеличении ненасытности.
  6. О стыде и бесстыдстве

Стыд — страх перед ожидаемым бесчестьем. Бесстыдство — терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

  • О боге
  • Бог в нас самих.
  • О людях
  • В своих бедствиях люди склонны винить судь­бу, богов и все, что угодно, но только не самих себя.
  • О власти и политике
  • Во всех государствах справедливостью счита­ется одно и то же, а именно то, что пригодно су­ществующей власти.
  • Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в по­литику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.
  • О демократии
  • Из демократии рождается тирания.
  • О воспитании
  • Воспитание и наставления начинаются с са­мых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.
  • О времени
  • Время – движущееся подобие вечности.
  • О творчестве
  • Все, что вызывает переход из небытия в бы­тие, — творчество.
  • Об истине
  • Всеми силами души надо стремиться к истине.
  • Речь истины проста.
  • Следуя мне, меньше думай о Сократе, а боль­ше об истине.
  • О глупости
  • Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.
  • Об искусстве ораторов
  • Говорить без усталости, ничего не сказав, — это всегда было высшим даром ораторов.
  • Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, раз­ве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?
  • О дружбе и друзьях
  • Истинна древняя пословица, что равенство создает дружбу.
  • Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.
  • Чтобы приобрести расположение друзей, надо оценивать их услуги выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо счи­тать меньшими, чем это полагают наши друзья.
  • О справедливости и несправедли­вости
  • Крайняя несправедливость — казаться спра­ведливым, не будучи таковым.
  • Кто не совершает несправедливости, почте­нен; но более, чем вдвое, достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливо­стей.
  • О невежестве
  • Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается.
  • Круглое невежество не самое большое зло: на­копление плохо усвоенных знаний еще хуже.
  • О любви
  • Любимое часто ослепляет любящего.
  • Любовь и вожделение — совершенно разные, даже противоположные, исключающие друг дру­га чувства, в тот момент когда человек действи­тельно любит, ему даже в голову не придет мысль о телесном единении с любимым существом.
  • Любовь — это стремление к бессмертному.
  • О мудрости
  • Мудрым является тот, кто сведущ в том деле, которое он совершает.
  • Основа всякой мудрости есть терпение.
  • Разумный наказывает не потому, что был со­вершен проступок, а для того, чтобы он не совер­шался впредь.
  • О музыке
  • Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображе­ния.
  • О воспитании
  • Мы понимаем под воспитанием то, что с дет­ства ведет к добродетели, заставляя человека стра­стно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчинять­ся или же справедливо властвовать.
  • О надеждах
  • Надежды — сны бодрствующих.
  • О женах
  • Не на приданое, не на знатность, не на кра­соту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и ка­чества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.
  • О смерти и бессмертии
  • Смерть — не самое худшее, что может случить­ся с человеком.
Читайте также:  Герои романа Толстого «Война и мир» (система образов)

Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. И, однако, все ее страшатся как бы в сознании, что она — величайшее зло.

  1. Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим.
  2. Рождение — это та доля бессмертия и вечнос­ти, которая отпущена смертному существу.
  3. О человеке
  4. Никто не становится хорошим человеком слу­чайно.
  5. Хороший человек — тот, кто способен платить другому добром.

Человек — игрушка Бога. Этому-то и надо сле­довать. Надо жить играя.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.

  • Победа над самим собой есть первая и наилуч­шая из побед.
  • О здоровье
  • Развитие телесной силы и жизнерадостности во многом зависит от веселых, живых игр.
  • О рассудительности
  • Рассудительность — это умение обуздывать свои вожделения и страсти.
  • О врагах
  • Сколько рабов, столько врагов.
  • О счастье
  • Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
  • О судьбе
  • Судьба — путь от неведомого к неведомому.
  • О предателях
  • Предатели предают прежде всего себя самих.
  • О чести
  • Честь наша состоит в том, чтобы следовать
  • Луч­шему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.

Цитата: Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.
© Платон
 2 года назад 

Если ваша единственная цель состоит в том, чтобы стать богатым, вы никогда не достигнете ее.

Джон Дэвисон Рокфеллер

 добавлено: 5 лет назад 

похожие

+2

Нужно пройти через худшее, чтобы прийти к лучшему.

 добавлено: 2 года назад 

похожие

+1

Наша цель состоит не в том, чтобы переходить друг в друга, но узнать друг друга и видеть и уважать в другом то, что он есть: противоположность другого и дополнение.
© Герман Гессе

 добавлено: 2 года назад 

похожие

+1

Нужно пройти через худшее, чтобы прийти к лучшему.
Ошо

 добавлено: 3 года назад 

похожие

+7

Нужно пройти через худшее, чтобы прийти к лучшему.

Ошо

 добавлено: 3 года назад 

похожие

Нужно пройти через худшее, чтобы прийти к лучшему.

Ошо

 добавлено: 4 года назад 

похожие

+2

Нужно пройти через худшее, чтобы прийти к лучшему.
Ошо

 добавлено: 3 года назад 

похожие

+1

Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял; состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу — и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

 добавлено: 5 лет назад 

похожие

Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял; состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу — и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

 добавлено: 4 года назад 

похожие

+1

Так или иначе, но всё всегда меняется к лучшему. Просто иногда кое-что меняется к лучшему более длинным путём — через худшее.

 добавлено: 4 года назад 

похожие

+4

Так или иначе, но всё всегда меняется к лучшему. Просто иногда кое-что меняется к лучшему более длинным путём — через худшее.
Юрий Татаркин

 добавлено: 2 года назад 

похожие

+1

Счастье не в том, чтобы завоевать тело женщины, а в том, чтобы стать её избранником.

Андре Моруа

 добавлено: 5 лет назад 

похожие

+2

Свобода человека состоит не в том, чтобы делать что хочешь: она в том, чтобы никогда не делать того, чего не хочешь.

Жан-Жак Руссо

 добавлено: 5 лет назад 

похожие

+2

Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

Лев Толстой

 добавлено: 5 лет назад 

похожие

+1

Первая твоя обязанность состоит в том, чтобы сделать счастливой саму себя.

 добавлено: 2 года назад 

похожие

+2

Любовь не в том, кого любят, а в том, кто любит.

Платон

 добавлено: 4 года назад 

похожие

Секрет перемен состоит в том, чтобы сосредоточиться на создании нового, а не на борьбе со старым.

Сократ

 добавлено: 4 года назад 

похожие

+1

Секрет перемен состоит в том, чтобы сосредоточиться на создании нового, а не на борьбе со старым.
Сократ

 добавлено: 3 года назад 

похожие

+2

Секрет перемен состоит в том, чтобы сосредоточиться на создании нового, а не на борьбе со старым.

Сократ

 добавлено: 4 года назад 

похожие

Секрет перемен состоит в том, чтобы сосредоточиться на создании нового, а не на борьбе со старым
© Сократ

 добавлено: 2 года назад 

похожие

Чтобы руководить своей судьбой, требуется выдающийся ум. А следовать плану может и дурак.
Дэниел Киз “Таинственная история Билли Миллигана”

 добавлено: 3 года назад 

похожие

Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности.
Наполеон Бонапарт

 добавлено: 2 года назад 

похожие

Первая твоя обязанность состоит в том, чтобы сделать счастливым самого себя.

Людвиг Фейербах

 добавлено: 5 лет назад 

похожие

+1

Секрет жизни в том состоит, чтобы ко всему относиться как можно легче.

Оскар Уайльд

 добавлено: 4 года назад 

похожие

Секрет жизни в том состоит, чтобы ко всему относиться как можно легче.

Оскар Уайльд

 добавлено: 4 года назад 

похожие

+1

Секрет спокойной старости состоит в том, чтобы войти в достойный сговор с одиночеством.
Габриэль Гарсиа Маркес

 добавлено: 2 года назад 

похожие

+1

В морали, как в живописи, главное состоит в том, чтобы в нужном месте провести линию.

Гилберт Честертон

 добавлено: 5 лет назад 

похожие

+1

Я понял одну простую истину; она состоит в том, чтобы делать чудеса своими руками.

Александр Грин

 добавлено: 5 лет назад 

похожие

+1

Дипломатия состоит в том, чтобы гладить собаку до тех пор, пока намордник не будет готов.

Фридрих Ницше

 добавлено: 4 года назад 

похожие

+4

Самые интересные фразы и короткие высказывания Платона

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Составил подборку цитат древнегреческого философа Платона (между 429 и 427 до н. э. — 347 до н. э.).

Идеи Платона (платонизм) оказывали и оказывают существенное влияние на развитие философии, религии, социальных учений вплоть до наших дней.

Цитаты сгруппированы по темам: жизненная этика, человеческие проявления, любовь, воспитание, речи, государство, брак, душа, справедливость, философия, истина, мудрость, творчество, смерть, невежество, познание, бог, люди, время, счастье, политика, гимнастика, число и арифметика, жизнь, война, дружба, греки.

О жизненной этике

  • Всеми силами души надо стремиться к истине.
  • Когда мы стремимся искать неведомое нам, то становимся лучше, мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать.
  • Самая лучшая победа для человека — это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего.
  • Быть обманываемым самим собою — хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.
  • Мне кажется, всякий, кто в здравом уме, всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого.
  • Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.
  • Хороший человек — тот, кто способен платить другому добром.
  • Никто не становится хорошим человеком случайно.
  • Угождать во имя добродетели прекрасно в любых случаях.
  • Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.
  • Не прибавляй огонь к огню.
  • Ничто в мире не заслуживает больших усилий.
  • В серьёзных делах надо быть серьёзным, а в несерьёзных — не надо.
  • Во всяком деле самое главное — это начало.
  • Хороший план сегодня лучше очень хорошего плана завтра.
  • Чтобы приобрести расположение друзей и приятелей при житейских сношениях с ними, следует оценивать их услуги, оказываемые нам, выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшими, чем это полагают наши друзья и приятели.

  Цель жизни заключается в том, чтобы придать ей смысл

Кто в верности не клялся никогда, тот никогда ее и не нарушит.

Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью; такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар; как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадает в оскорбителя.

Читайте также:  Инструкция по применению «Зиланткон»

О человеческих проявлениях

  1. Если человек одарен щедростью, то он благороднее всех других.
  2. Рассудительность — это умение обуздывать свои вожделения и страсти.
  3. Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее.
  4. Мужество — стойкость в исполнении должного.

  5. Воля — целеустремленность, соединенная с правильным суждением…
  6. Стыд — страх перед ожидаемым бесчестием.
  7. Сострадание — есть горе о чужом несчастье, зависть — есть горе о чужом счастье.
  8. Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.

  9. Почести меняют нравы, но редко в лучшую сторону.

О любви

Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом.

Любой человек поэт, когда он любит.

Каждый из нас — это половинка человека, рассеченного на две части. И поэтому каждый всегда ищет соответствующую ему половину. Поэтому любовь — это жажда цельности и стремление к ней.

Рожденье — это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. А значит, любовь — это стремление и к бессмертию.

Кто любит за высокие нравственные достоинства, тот остается верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному.

Кстати, цитаты о любви

О воспитании

  • Воспитание есть усвоение хороших привычек.
  • Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни.
  • Наилучшее воспитание молодых людей, да и самих себя, заключается не во внушениях, а в явном для всех осуществлении в собственной жизни того, что внушается другому.
  • Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.
  • Книга — немой учитель.

О речах

  1. Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.

  2. Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь того, о чем он собирается говорить?
  3. Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.

  4. Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим.
  5. Говорить без усталости, ничего не сказав, — это всегда было высшим даром ораторов.

О государстве

  • В государствах заключены два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств.
  • В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети — тоже, да и все их воспитание будет общим.
  • Пока в государствах не будут царствовать философы, либо нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, до тех пор государствам не избавиться от зол.
  • Каждый гражданин должен играть свою роль в обществе согласно своим личным способностям.

О браке

  1. Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя.

  2. Подобно огню, который в тростнике, соломе или заячьем волоске легко вспыхивает, но быстро угасает, если не найдет себе другой пищи, любовь ярко воспламеняется цветущей молодостью и телесной привлекательностью, но скоро угаснет, если ее не будут питать духовные достоинства и добрый нрав юных супругов
  3. Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как недавно склеенные горшки легко рассыпаются от малейшего толчка; зато со временем, когда места скреплений станут прочными, ни огонь, ни железо их не берут.
  4. Кстати, цитаты про свадьбу и брак

О душе

  • Первые детские ощущения — это удовольствия и страдания, и благодаря им сперва и проявляются в душе добродетель и порок.
  • В каждом из нас есть два начала, управляющие нами и нас ведущие; мы следуем за ними, куда бы они ни повели; одно из них врожденное, это — влечение к удовольствиям, другое — приобретенное нами мнение относительно нравственного блага и стремления к нему.
  • Нет человеческой души, которая выдержит искушение властью.
  • Кстати, цитаты о душе

О справедливости

  1. Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость.
  2. Крайняя несправедливость — казаться справедливым, не будучи таковым.
  3. Кто не совершает несправедливости — почтенен; но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей.

О философии

  • Изумление есть начало философии.
  • Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью.
  • На философию потому рушится бесславие, что не по достоинству берутся за неё: не званые, а избранные должны ею заниматься.

Об истине

  1. Речь истины проста.
  2. Слаще всего — слышать истину.
  3. Сократ — друг, но самый близкий друг – истина.

О мудрости

  • Основа всякой мудрости есть терпение.
  • Духовное зрение улучшается по мере ухудшения зрения физического.
  • Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.
  • Кстати, цитаты про мудрость

О творчестве

  1. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество.
  2. Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза.
  3. Необходимость — мать всех изобретений.
  4. Кстати, цитаты о творчестве

О смерти

Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. И, однако, все ее страшатся как бы в сознании, что она — величайшее зло.

Смерть — это не самое худшее, что может произойти с человеком.

Никто из нас еще не родился бессмертным, и, если бы это с кем-нибудь случилось, он не был бы счастлив, как это кажется многим.

О невежестве

Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться.

Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.

О познании

Для каждого из существующих предметов есть три ступени, с помощью которых необходимо образуется его познание; четвертая ступень — это само знание, пятой же должно считать то, что познается само по себе и есть подлинное бытие: итак, первое — это имя, второе — определение, третье — изображение, четвертое — знание.

Ум человека, поглощённый ничтожными вещами, неизбежно не замечает того, что поистине достойно удивления.

О боге

Бог в нас самих.

Бог всегда остается геометром.

О людях

Человек — игрушка бога. Этому — то и надо следовать. Надо жить играя.

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя.

Кстати, цитаты о людях

О времени

  • Время — движущееся подобие вечности.
  • Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
  • Кстати, цитаты о времени

О счастье

  1. Счастье приносят добрые дела и помощь другим людям.
  2. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
  3. Кстати, цитаты про счастье

О политике

Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.

Демократия перерождается в тиранию.

О гимнастике

Гимнастика есть целительная часть медицины.

Для соразмеренности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

О числе и арифметике

Число составляет всю суть каждой вещи.

  Статусы про зрение и глаза. Статусы про глаза

Из всех остальных так называемых искусств… не осталось бы ни единого, но все они совершенно исчезли бы, если бы было исключено искусство арифметики.

О жизни

  • Если не изучишь жизнь, то в ней нет никакого смысла.
  • Во всей трагедии и комедии жизни страдание и удовольствие смешаны друг с другом.
  • Кстати, цитаты о жизни

О войне

  1. Война — главный источник частных и общественных бед, когда она ведется.
  2. Конец войны видели только мёртвые.
  3. Кстати, цитаты о войне

О дружбе

  • Самая тесная дружба, как о том судят древние мудрецы, бывает у сходных меж собою людей.
  • Истинна древняя пословица, что равенство создает дружбу.
  • Кстати, цитаты про дружбу

О греках

Греки расселись по берегам Средиземного моря, как лягушки вокруг болота.

Мы должны признать, что эллины совершенствуют всё то, что они получают от варваров.

О разном

  1. Судьба — путь от неведомого к неведомому.
  2. Надежды — сны бодрствующих.
  3. Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она — отдых.

  4. Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения…
  5. Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.
  6. Астрономия заставляет душу взирать ввысь и ведет ее туда, прочь ото всего здешнего.

  7. Бедность заключается не в уменьшении имущества; а в увеличении ненасытности.
  8. Победившие спят слаще побежденных.
  9. Сколько рабов, столько врагов.
  10. Предатели предают прежде всего себя самих.

  11. Женский пол — это другая часть нашего человеческого рода: правда, ввиду своей слабости он уродился более скрытным и лукавым.
  12. Благодарю судьбу за то, что я родился человеком, а не бессловесным животным; эллином, а не варваром; а также за то, что жить мне пришлось во времена Сократа.

    (Слова умирающего Платона, согласно Плутарху)

Безусловно, представленный обзор цитат Платона не позволяет составить сколько-нибудь верное и полное представление об учении и основных философских идеях Платона. Скорее мы имеем здесь дело с их пестрыми «лоскутами». В этом плане хорошим дополнением цитат Платона являются

Цитаты про Платона

  • Аристотель: Платон мне друг, но истина дороже.
  • Диоген Лаэртский: Он соединил учения Гераклита, Пифагора и Сократа: о чувственно воспринимаемом он рассуждал по Гераклиту, об умопостигаемом — по Пифагору, а об общественном — по Сократу.
  • Аврелий Августин: Итак, если Платон называет мудрым человека, подражающего Богу, не знающего и любящего Его и через общение с Ним делающегося блаженным, то зачем нам подвергать разбору других [философов]? Никто не приблизился к нам более, чем философы его школы.
  • Ф. Геббель: Согласно учению о переселении душ, возможно, что Платон опять сидит за партой и терпит побои за то, что не понимает Платона.
  • С. Франк: Первым мыслителем, открывшим и описавшим идеальное бытие был Платон. Как бы много образно-мифологического элемента не было примешано к учению Платона, существо этого учения навсегда сохраняет силу: платонизм в течении веков и доселе был и есть основа всей творческой философской мысли.
  • А. Уайтхед: Наиболее правдоподобная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она представляет собой серию примечаний к Платону.
  • А. Лосев: Надо уловить самый стиль, античный стиль платонизма и не навязывать Платону западноевропейских воззрений. Апологет монахов и философ полиции, защитник рабства и мистического коммунизма, профессор догматического богословия, гонитель искусств и наук, заклятый враг семьи и брака, душитель любви и женский эмансипатор, мистик-экстатик и блестящий художник, проповедник казармы, абортов, детоубийства, музыкального воспитания души, педераст, моралист, строжайший аскет и диалектик – вот что такое Платон; и это все – диалектически-органическая целость, единый и цельный лик философа, единый и цельный стиль платонизма.
  • К. Поппер: Свободная мысль, критика политических институтов, обучение юношей новым идеям, попытки ввести новый религиозный культ или даже только мнения — все это Платон объявил серьезными преступлениями Сократа. В платоновском государстве Сократу никогда не была бы предоставлена возможность защищать себя публично. Он просто был бы доставлен в секретный Ночной совет с целью «лечения» его больной души и в конце концов ее сурового наказания.

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

  • цитаты Сократа
  • цитаты Аристотеля
  • цитаты Конфуция
  • цитаты Канта
  • цитаты Гёте
  • цитаты Ницше

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Читать книгу онлайн: диалоги

После обвинительных речей

17

Как подействовали мои обвинители на вас, о мужи афиняне[1], я не знаю; что же меня касается, то от их речей я чуть было и сам себя не забыл: так убедительно они говорили.

Тем не менее, говоря без обиняков, верного они ничего не сказали.

Но сколько они ни лгали, всего больше удивился я одному – тому, что они говорили, будто вам следует остерегаться, как бы я вас не провел своим ораторским искусством;

b

не смутиться перед тем, что они тотчас же будут опровергнуты мною на деле, как только окажется, что я вовсе не силен в красноречии, это с их стороны показалось мне всего бесстыднее, конечно, если только они не считают сильным в красноречии того, кто говорит правду; а если это они разумеют, то я готов согласиться, что я – оратор, только не на их образец. Они, повторяю, не сказали ни слова правды, а от меня вы услышите ее всю. Только уж, клянусь Зевсом, афиняне, вы не услышите речи с разнаряженной, украшенной, как у этих людей, изысканными выражениями,

c

а услышите речь простую, состоящую из первых попавшихся слов. Ибо я верю, что то, что я буду говорить, – правда, и пусть никто из вас не ждет ничего другого; да и неприлично было бы мне в моем возрасте выступать перед вами, о мужи, наподобие юноши с придуманною речью.

  • Так вот я и прошу вас убедительно и умоляю, о мужи афиняне: услыхавши, что я защищаюсь теми же словами, какими привык говорить и на площади у меняльных лавок[2], где многие из вас слыхали меня, и в других местах,
  • d
  • не удивляйтесь и не поднимайте из-за этого шума. Дело-то вот в чем: в первый раз пришел я теперь в суд, будучи семидесяти лет от роду[3]; так ведь здешний-то язык просто оказывается для меня чужим, и как вы извинили бы меня, если бы я, будучи в самом деле чужеземцем,
  • 18
  • говорил на том языке и тем складом речи, к которым привык с детства, так и теперь я прошу у вас не более, чем справедливости, как мне кажется, – позволить мне говорить по моему обычаю, хорош он или нехорош – все равно, и смотреть только на то, буду ли я говорить правду или нет; в этом ведь и заключается долг судьи, долг же оратора – говорить правду.
  • И вот правильно будет, о мужи афиняне, если сначала я буду защищаться против обвинений, которым подвергался раньше, и против первых моих обвинителей[4], а уж потом против теперешних обвинений и против теперешних обвинителей.
  • b

Ведь у меня много было обвинителей перед вами и раньше, много уже лет, и все-таки ничего истинного они не сказали; их-то опасаюсь я больше, чем Анита с товарищами.

И эти тоже страшны, но те еще страшнее, о мужи! Большинство из вас они восстановляли против меня, когда вы были детьми, и внушали вам против меня обвинение, в котором не было ни слова правды, говоря, что существует некий Сократ, мудрый муж, который испытует и исследует все, что над землею, и все, что под землею[5], и выдает ложь за правду.

c

Вот эти-то люди, о мужи афиняне, пустившие эту молву, и суть страшные мои обвинители, потому что слушающие их думают, что тот, кто исследует подобные вещи, тот и богов не признает.

Кроми гого, обвинителей этих много и обвиняют они уже давно, да и говорили они с вами в том возрасте, когда вы больше всего верили на слово, будучи детьми, некоторые же юношами, словом – обвиняли заочно, в отсутствие обвиняемого.

d

Но всего нелепее то, что и по имени-то их никак не узнаешь и не назовешь, разве вот только сочинителей комедий[6].

Ну а все те, которые восстановляли вас против меня по зависти и злобе или потому, что сами были восстановлены другими, те всего неудобнее, потому что никого из них нельзя ни привести сюда, ни опровергнуть, а просто приходится как бы сражаться с тенями, защищаться и опровергать, когда никто не возражает. Так уж и вы тоже согласитесь, что у меня, как я сказал, два рода обвинителей: одни – обвинившие меня теперь,

e

а другие – давнишние, о которых я сейчас говорил, и признайте, что сначала я должен защищаться против давнишних, потому что и они обвиняли меня перед вами раньше и гораздо больше, чем теперешние. Хорошо.

19

Итак, о мужи афиняне, следует защищаться и постараться в малое время опровергнуть клевету, которая уже много времени держится между вами.

Желал бы я, разумеется, чтобы так оно и случилось и чтобы защита моя была успешной, конечно, если это к лучшему и для вас, и для меня. Только я думаю, что это трудно, и для меня вовсе не тайна, какое это предприятие.

Ну да уж относительно этого пусть будет, как угодно богу[7], а закон следует исполнять и защищаться.

Припомним же сначала, в чем состоит обвинение, от которого пошла обо мне дурная молва,

b

полагаясь на которую Мелет и подал на меня жалобу. Хорошо. В каких именно выражениях клеветали на меня клеветники? Следует привести их показание, как показание настоящих обвинителей: Сократ

Ссылка на основную публикацию