Анализ стихотворения «из-под таинственной, холодной полумаски» (м.ю. лермонтов)

“Из-под таинственной холодной полумаски” Лермонтова – это любовное стихотворение, заметно отличающееся от других его творений, написанных в жанре любовной лирики. Что особенного в этом произведении и кто послужил прототипом этой таинственной женщины?

Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта

К сожалению, точная дата написания неизвестна, но большинство литературоведов сходятся во мнении, что это был тот самый роковой год для поэта – 1841-й. Опять же, достоверно неизвестно, с кого списан образ таинственной незнакомки в полумаске. Некоторые считают, что это – последнее увлечение Лермонтова.

Эта была замужняя женщина, но она все-таки отвечает на чувства поэта. К тому времени Михаилу Юрьевичу уже наскучило Но чтобы встретиться со своей возлюбленной, ему приходилось бывать на балах.

Эти встречи проходили в молчании, потому что по этикету в те времена замужним женщинам не разрешалось говорить с незнакомыми мужчинами.

Есть предположения, что одна из таких встреч и вдохновила написать Лермонтова “Из-под таинственной холодной полумаски”.

Это небольшое любовное стихотворение отличается от других тем, что оно наполнено не бушующими страстями, а умиротворенными чувствами.

Возможно, это связано с тем, что к тому моменту все юношеские страсти сменились спокойными и глубокими чувствами.

Ведь его отношения с Лопухиной не могли развиваться, поэтому Лермонтову оставалось только хранить в своем сердце нежную привязанность и любоваться ею со стороны.

Мотивы в стихотворении

При анализе “Из-под таинственной холодной полумаски” Лермонтова следует более подробно рассмотреть мотивы, которые есть в этом произведении. Это мотив встречи, ведь герой встречает на бале-маскараде таинственную незнакомку. Несмотря на то что она кажется ему холодной, он пытается запечатлеть в своем сердце образ этой загадочной красавицы.

Далее идет мотив узнавания, когда герой узнает речи и другие черты. И мотив надежды на следующую встречу, на которой они уже будут старыми друзьями. Но герой был бы этому рад, потому что смог бы еще раз увидеть ту красавицу и просто пообщаться с ней.

Композиция произведения

Стихотворение “Из-под таинственной холодной полумаски” Лермонтова имеет следующую композицию:

Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» (М.Ю. Лермонтов)

Литературные приемы

В “Из-под таинственной холодной полумаски” Лермонтов использует для создания облика героини контраст: то она кажется герою холодной и далекой в полумаске. Но под ней он уверен, что она излучает тепло и доброту. Конечно, при описании женского облика поэт применяет романтические штампы, но образ все равно получается самобытным.

Также для того, чтобы стихотворение было плавным и музыкальным, Лермонтов использует ассонансы, инверсии и параллелизм. По своему настроению оно скорее оптимистичное, нежели печальное. Об этом говорит последняя строка, в которой выражена надежда поэта на встречу с незнакомкой.

Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» (М.Ю. Лермонтов)

“Из-под таинственной холодной полумаски” Лермонтова – это лирическое стихотворение, проникнутое надеждой.

Здесь нет сильных чувств, а тихое любование и нежная привязанность к образу таинственной незнакомки, случайно встреченной на балу лирическим героем поэта.

Возможно, вся история о Лермонтове и Лопухиной – правда, но независимо от того, кому было адресовано стихотворение, оно занимает достойное место среди лирических произведений.

  • Какой
    представляется вам лирическая героиня в стихотворении Лермонтова?
  • Из-под таинственной, холодной полумаски
  • Светили мне твои пленительные глазки
  • И улыбалися лукавые уста.
  • Сквозь дымку легкую заметил я невольно
  • И девственных ланит, и шеи белизну.
  • Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

  1. И создал я тогда в моем воображенье
  2. По легким признакам красавицу мою;
  3. И с той поры бесплотное виденье
  4. Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
  5. И все мне кажется: живые эти речи
  6. В года минувшие слыхал когда-то я;
  7. И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
  8. Мы вновь увидимся, как старые друзья.

М.Ю. Лермонтов, 1841

Показать текст целиком

Лирическая героиня в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Из-под таинственной,холодной полумаски…”- мечта,с которой лирического героя связывают романтические отношения.
Он восхищается красотой возлюбленной:”пленительные глазки”,”лукавые уста”.

Лирическую героиню можно представить в образе незнакомки.Персонаж стихотворения замечает каждую деталь героини:”шеи белизна”,”девственные ланиты”
.Он запомнил определенные черты внешности,

Критерии

  • 2 из 3
    К1
    Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 0 из 1
    К2
    Следование нормам речи
  • ИТОГО: 2 из 4

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумас­ки…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Стиль его — романтический.

Произведение рождает у нас множество ассоциаций с творче­ством поэта. Так, атмосфера стихотворения напоминает нам мас­карад, мы вспоминаем драму Лермонтова с одноименным назва­нием, вспоминаем стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…».

В контексте всего творчества поэта мы можем рас­сматривать лирического героя как человека одинокого, проти­востоящего обществу. В душе его (как и любого романтического героя) — противостояние мечты и реальности.

Мечта — это пре­красная Незнакомка, которой, вероятно, (как и у Блока) не су­ществует в реальности. У нее — «отрадный голос», «локон свое­вольный», «живые речи». Но мечта эта бесконечно далека от ли­рического героя. И это передано уже в самом начале стихотворе­ния.

Так, «холодная полумаска» передает душевную закрытость героини, улыбка лукавых уст — это дерзкий вызов, брошенный герою. Получается, что даже в отношениях его со своей люби­мой мечтой нет гармонии.

К тому же образ героини затушеван, неопределенен. При со­здании ее портрета поэт использует расхожие эпитеты («плени­тельные глазки»), слова высокого стиля («девственных ланит»). Эти определения можно отнести к любой красавице. Все это еще больше отдаляет героиню. И близкие, гармонические от­ношения здесь невозможны.

Душа лирического героя беско­нечно тоскует по родной ему душе: «И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я». Но финал разо­чаровывает: герой и героиня увидятся «как старые друзья». Это исключает возможность романтических отношений, любви.

Поэтому лирический герой остается бесконечно одиноким, оди­ноким дважды: мечта его далека и неопределенна, а в реальности нет счастья.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть включает три первые строфы. Здесь развивается тема прекрасной мечты, и читатель еще допускает воплоще­ние ее в реальности. Развитие темы, обрисовка образа здесь идет по восходящей линии и достигает своей кульминации в третьей строфе.

Четвертая строфа — это спад темы. Лирический герой здесь приближается к реальности: в реальности не существует родной ему души, а мечта исключает возможность романтических отно­шений.

  • Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («из-под таинственной, холодной полумаски»), сравнение («отрадный, как мечта»), метафору («бес­плотное виденье ношу в душе моей»), инверсию («родных куд­рей покинувший волну»), лексику высокого стиля («девствен­ных ланит»).
  • Из-под таинственной, холодной полумаскиЗвучал мне голос твой отрадный, как мечта.Светили мне твои пленительные глазки
  • И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольноИ девственных ланит, и шеи белизну.Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!..

  1. И создал я тогда в моем воображеньеПо легким признакам красавицу мою;И с той поры бесплотное виденье
  2. Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
  3. И все мне кажется: живые эти речиВ года минувшие слыхал когда-то я;И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
  4. Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Михаила Лермонтова

Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» (М.Ю. Лермонтов)

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски» Михаила Лермонтова

Последним любовным увлечением в жизни Лермонтова стала В. Лопухина, уже состоявшая в браке. Поэту давно наскучило шумное человеческое общество, он предпочитал оставаться в одиночестве. Но ради возлюбленной последнюю зиму 1841 г. перед отъездом на Кавказ он проводит на светских балах.

Это дает ему возможность постоянно встречаться с Лопухиной. Правда, эти встречи обычно проходили в молчании, так как согласно правилам хорошего тона женам было запрещено общаться с неизвестными мужчинами.

Под впечатлением от одной из таких встреч Лермонтов написал стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…» (1841 г.).

Бал-маскарад, являвшийся самым популярным светским развлечением, подробно описан в различных произведениях русских поэтов и писателей. Лермонтов в своем творчестве также неоднократно обращался к этой теме.

Особую пикантность такому балу придавали маски, которые скрывали истинное лицо человека. Случайно оброненное слово, жест, улыбка становились источниками догадок и слухов.

Нередко незначительное происшествие на маскараде приводило к скандалам и даже дуэлям.

«Холодная полумаска» не может скрыть от влюбленного поэта облик своей хозяйки. Он узнает любимую по голосу, «пленительным глазкам» и «лукавым устам». Остальные детали с легкостью дорисовывает его воображение. Автор не может ошибиться в догадке.

Даже «шеи белизну» и «локон своевольный», которые могут принадлежать любой женщине, он уверенно соотносит с возлюбленной. На основании этих отрывочных наблюдений поэт воссоздает цельный облик девушки.

Благодаря этому он легче переносит невозможность близких отношений, ведь в его душе теперь поселилось «бесплотное виденье», которое он окружил благоговением и любовью.

Встреча в таинственной и загадочной обстановке оставляет неизгладимый след в душе Лермонтова. Ему кажется, что мимолетные взгляды и улыбки наполнены тайным смыслом. Благодаря им возникает незримая связь с любимой женщиной. Это дает ему надежду на сближение и развитие любовных отношений. В другой ситуации, уже ни от кого не скрываясь, они смогут встретиться «как старые друзья».

Лопухина действительно ответила на чувства Лермонтова. Но поэт не хотел разрушать ее брак. К тому же разочарование в жизни и ссылка на Кавказ не позволяли Лермонтову надеяться на счастливое будущее. Он сам отказался от своего счастья и уехал в поисках быстрой смерти. Но при этом поэт до конца жизни хранил в памяти «бесплотное виденье», ставшее его последним радостным воспоминанием.

Читайте также:  Как понимают счастье герои и автор поэмы «кому на руси жить хорошо»?

24 сентября 2021 в 23:30

«Из-под таинственной, холодной полумаски» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – тема, идея, жанр

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски» поражает прекрасным женским образом. Школьники изучают стихотворение в 5 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Из-под таинственной, холодной полумаски» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Из-под таинственной, холодной полумаски.

История создания – произведение было написано в 1841 году под впечатлением от встречи с Варварой Лопухиной на балу. Впервые было напечатано в журнале «Отечественные записки» за 1843 г.

Тема стихотворения – теплые чувства к таинственной красавице.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: портрет женщины, созданный на основе увиденного, рассказ об образе красавицы, созданном в воображении лирического героя. Произведение состоит из четырех катренов.

  Подробный анализ поэмы “Руслан и Людмила” Пушкина

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей».
  • Эпитеты – «таинственная, холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «старые друзья».
  • Сравнение – «голос твой отрадный, как мечта».

Анализ стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…»

Если ранняя любовная лирика Михаила Лермонтова была полна душевных страданий и драматизма, то в более поздних стихах чувствуется некоторое умиротворение.

В этом нет ничего удивительного, так как в 15 лет юный поэт влюбился в Екатерину Сушкову и очень долго добивался расположения этой ветреной особы, не понимая, что в ее сердце нет места ответным чувствам.

Однако незадолго до гибели у Лермонтова вспыхивает роман с Варварой Лопухиной, которая к тому моменту была замужем, но вес же ответила на чувства поэта. Именно ей посвящено стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

Предположительно, оно было написано зимой 1841 года, когда Лермонтов приехал в Петербург, рассчитывая подать в отставку. Однако его рапорт не приняли, и молодому офицеру не оставалось ничего иного, как насладиться последним в своей жизни отпуском. Он провел его в светских салонах и на балах, которые посещал с единственной целью – увидеться с Лопухиной.

Одна их этих встреч и послужила поводом для создания стихотворения. В нем возлюбленная поэта предстает в образе таинственной незнакомки, лицо которой скрыто маской. Однако даже среди сотен дам Лермонтов способен безошибочно узнать ту, которая занимает все его мысли. Ведь именно ему в этот вечер светили «пленительные глазки, и улыбалися лукавые уста».

Стоит отметить, что в 19 веке, согласно правилам этикета, замужние женщины даже на балах не могли открыто общаться с любыми другими мужчинами, кроме собственных супругов либо родственников. Поэтому заговорить с Лопухиной в присутствии всех светских сплетников Лермонтов не мог себе позволить.

Ему оставалось довольствоваться малым – украдкой брошенными взглядами, обменом улыбками и тайными рукопожатиями. Тем не менее, поэт считает себя счастливцем, так как он в этот вечер сумел заметить и «шеи белизну», и «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну». Все остальное дорисовало его богатое воображение, которому автор был весьма признателен.

Более того, мысленно он составил целый диалог с возлюбленной, в который поверил сразу же и безоговорочно. Более того, даже после бала поэт признается, что «живые эти речи» уже когда-то слышал, но не может вспомнить, с кем еще мог вести подобные разговоры.

Лермонтов не испытывает иллюзий по поводу того, как сложатся его отношения с Лопухиной, так как разрушать брак своей избранницы не собирается. Поэтому, восхищаясь красотой этой женщины, от честно признается: «Мы вновь увидимся, как старые друзья».

«Из-под таинственной холодной полумаски» Лермонтова — это любовное стихотворение, заметно отличающееся от других его творений, написанных в жанре любовной лирики. Что особенного в этом произведении и кто послужил прототипом этой таинственной женщины?

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной женщины списан с Варвары Лопухиной. Именно в нее поэт был влюблен в этот период.

В 1841 г. Михаил Юрьевич прибыл в Петербург, чтобы подать в отставку. Ее молодой офицер не получил, зато появилась возможность провести в столице отпуск. Он оказался последним в жизни поэта. Свободные от службы дни М. Лермонтов провел в светском обществе. Он посещал балы и салоны, чтобы увидеться с Лопухиной.

Женщина испытывала к поэту симпатию, но уже была замужем, поэтому не могла открыто проявлять свои чувства. Согласно этикету лермонтовской эпохи, замужняя женщина на светских мероприятиях могла разговаривать только со своим мужем. Вот почему героиня стихотворения молчит, а лирический герой лишь ловит ее взгляды.

Произведение увидело мир в журнале «Отечественные записки» в 1843 г.

План и действующие лица

  1. Драма «Маскарад», впервые увидевшая свет на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге в 1864 году, состоит из четырех действий, каждое из которых содержит от одной до четырех сцен с несколькими выходами.

  2. На сцене спектакль длится около двух часов, но краткое содержание по главам, а точнее, по действиям, можно уложить в три страницы.
  3. Список персонажей произведения достаточно велик.

    На сцене действуют:

  1. Евгений Арбенин, человек средних лет, светский лев, бывший некогда завсегдатаем столичных игорных домов, карточным игроком и шулером, обыграть которого не удавалось никому,
  2. Нина, его молодая жена, после женитьбы на которой Евгений оставил свое пристрастие,
  3. Князь Звездич, приятель Арбенина, завзятый игрок, но далеко не столь удачливый, как Евгений.
  4. Баронесса Штраль, вдова, тайно влюбленная в Звездича.
  5. Афанасий Павлович Казарин – еще один приятель Арбенина, также завзятый игрок и шулер.
  6. Шприх Адам Петрович – темная личность неясной национальности, вращающаяся в среде игроков и предлагающая деньги в долг тем из них, кто крупно проигрывает.
  7. Неизвестный в маске.

Также в число персонажей входят игроки, слуги и служанки. Среди исследователей творчества классика существует мнение, что главная причина придирчивости цензоров, столь долго препятствовавших дебюту драмы, была в том, что за основу сюжета пьесы «Маскарад» Лермонтов взял трагический случай, в действительности произошедший некогда в Петербурге. Краткий пересказ драмы дает общее представление о содержании, но, как и любое драматургическое произведение, «Маскарад» лучше не читать онлайн, а смотреть в театре.

Музыку к экранизации произведения написал известный советский композитор Арам Хачатурян.

Тема

В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта. Если во времена любви к Е. Сушковой Михаил Юрьевич выражал свои чувства пылкими строками, то в анализируемом произведении любовь спокойная, умеренная.

В центре стихов два образа – лирический герой и незнакомка в маске. Мужчина вспоминает, как когда-то заслушался приятным голосом женщины. Лицо красавицы пряталось под маской, но даже она не могла скрыть красоту героини.

Поклонник замечает пленительные глаза и «лукавые уста», «девственные ланиты» и белую шею. Настоящим счастливцем чувствует себя лирический герой, когда видит локон, выбившийся из прически.

Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.

Прекрасная женщина в маске стала для лирического героя эталоном красоты. Ее образ поселился в душе мужчины. Герой признается, что любит и ласкает этот образ.

Нетрудно догадаться, что влюбленный герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни. В последнем катрене мужчина выражает надежду, что когда-то сможет еще раз встретиться с красавицей.

Он знает, что надеяться на любовные отношения тщетно, поэтому говорит, что увидятся они «как старые друзья».

Сюжет пьесы

Чтобы записать краткое содержание «Маскарада» Лермонтова для читательского дневника, следует ознакомиться с произведением. Евгений Александрович сумел заработать хорошее состояние, принимая участие в азартных играх. В немолодом возрасте он заключил выгодный брачный союз и неожиданно для себя влюбился в молодую супругу. Дома Настасью Павловну звали Ниной и обожали ее за легкий нрав.

Молодая женщина обожала балы. Однажды она возвратилась гораздо позже условленного времени, за что получила выговор от рассерженного мужа. Он был расстроен не только поведением супруги, но и тем, как прошел день. Пытаясь спасти князя и друга, он нарушил данное себе слово и сел за игорный стол.

В этот же день Звездич получил от незнакомки в маске подарок — изящный браслет. По стечению обстоятельств такое же украшение пропало с запястья Нины. Молодая женщина считала, что он был утерян во время бала. Увидев подобное украшение у Звездича, Арбенин заревновал и потребовал у супруги объяснений. Однако ей не в чем было признаться.

Арбенин мучался от ревности и гордыни. Он представлял, как над ним смеются счастливые соперники — любовники супруги.

Плохую роль сыграл и опыт мужчины, ведь в прошлом он часто общался с женщинами вольного поведения и слушал рассказы циников-друзей. Нина рассказала о своей ситуации баронессе Штраль.

Женщина вспомнила о случайно найденном на балу браслете и поняла, что совершила. Однако она не выдала себя. Звездич начал ухаживать за Ниной.

Арбенина была верна супругу, который видел повышенный интерес к своей супруге и находился в плену предрассудков. Развязка наступила на балу, когда ревнивый супруг подал жене отравленное мороженое.

Почувствовав себя плохо, Нина еще раз заверила супруга, что невиновна, и умерла. После ее гибели героя одолели сомнения.

Он получил письмо, из которого узнал, что флиртовала со Звездичем подруга жены, а оказавшийся у него в руках браслет Нины — роковое совпадение.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времен Лермонтова.

  Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой

В каждую строфу поэт вплетает метафору: светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей», «живые эти речи».

Основный инструмент для создания портрета красавицы – эпитеты: «таинственная, холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «старые друзья».

Сравнение в тексте одно: «голос твой отрадный, как мечта».

  • Предыдущая
  • Анализ стихотворений«Капитаны» анализ стихотворения Гумилева по плану кратко – тема, идея, жанр
  • Следующая
  • Анализ стихотворений«Зимний вечер» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – метафоры, средства выразительности, идея, история создания

План и действующие лица

  1. Драма «Маскарад», впервые увидевшая свет на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге в 1864 году, состоит из четырех действий, каждое из которых содержит от одной до четырех сцен с несколькими выходами.

  2. На сцене спектакль длится около двух часов, но краткое содержание по главам, а точнее, по действиям, можно уложить в три страницы.
  3. Список персонажей произведения достаточно велик.

    На сцене действуют:

  1. Евгений Арбенин, человек средних лет, светский лев, бывший некогда завсегдатаем столичных игорных домов, карточным игроком и шулером, обыграть которого не удавалось никому,
  2. Нина, его молодая жена, после женитьбы на которой Евгений оставил свое пристрастие,
  3. Князь Звездич, приятель Арбенина, завзятый игрок, но далеко не столь удачливый, как Евгений.
  4. Баронесса Штраль, вдова, тайно влюбленная в Звездича.
  5. Афанасий Павлович Казарин – еще один приятель Арбенина, также завзятый игрок и шулер.
  6. Шприх Адам Петрович – темная личность неясной национальности, вращающаяся в среде игроков и предлагающая деньги в долг тем из них, кто крупно проигрывает.
  7. Неизвестный в маске.

Также в число персонажей входят игроки, слуги и служанки. Среди исследователей творчества классика существует мнение, что главная причина придирчивости цензоров, столь долго препятствовавших дебюту драмы, была в том, что за основу сюжета пьесы «Маскарад» Лермонтов взял трагический случай, в действительности произошедший некогда в Петербурге. Краткий пересказ драмы дает общее представление о содержании, но, как и любое драматургическое произведение, «Маскарад» лучше не читать онлайн, а смотреть в театре.

Музыку к экранизации произведения написал известный советский композитор Арам Хачатурян.

Сюжетная линия

При изучении произведения в рамках школьной программы ученикам может быть задан пересказ текста, составление цитатного плана, анализ «Маскарада» Лермонтова или написание тематического сочинения.

В силу загруженности быстрое прочтение пьесы целиком не всегда возможно. В этом случае можно обратиться к читательскому дневнику или ознакомиться с кратким содержанием.

Условно поэму можно разделить на 3 главные части:

  1. Завязка сюжета. Судьба сводит Арбенина, Звездича и Шприха за игорным столом. Звездич проигрывает, но светский лев отыгрывается за него, спасая от долговых обязательств. Он же предлагает всем развеяться на маскараде, не зная, что там планирует присутствовать его супруга Нина. Во время веселья незнакомка в Маске дарит Звездичу браслет, который потеряла жена Евгения. Чуть позже молодая женщина и князь случайно сталкиваются в доме баронессы Штраль. Мужчина уверен, что браслет ему подарила именно эта красавица. Однако Нина дает ему отпор. Хвастливый князь показывает браслет Арбенину, который узнает вещь супруги. Не вдаваясь в размышления и сходя с ума от ревности, он устраивает дома скандал.
  2. Кульминационный момент. Понимая суть Звездича, баронесса решает не выдавать себя. Она пустила слух о связи Нины и князя. Сплетни дошли до супруга молодой женщины, который все это время невыносимо страдал, не желая верить людской молве. Обезумев, он ворвался в дом Звездича с намерением прикончить соперника. Однако в последний момент не решился. Он наказал его позже, за игорным столом, обвинив в шулерстве и опорочив имя. Нине Арбенин подсыпал яд в мороженое. Его супруга угасла на глазах, но не признала своей вины.
  3. Развязка. Главным действующим лицом выступает Неизвестный. Он обличает Евгения в убийстве супруги и приводит факты в пользу ее супружеской верности. Когда-то Арбенин разорил его, и теперь он хочет взять реванш. В ход событий вмешивается Звездич. Он осознает, какое непростое время пришло для Арбенина и хочет восстановить свое доброе имя. Понимая, что он натворил, светский лев бросается к гробу жены и впадает в безумство.

Лермонтов "Из-под таинственной холодной полумаски": анализ стихотворения. Анализ Стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски» поражает прекрасным женским образом. Школьники изучают стихотворение в 5 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Из-под таинственной, холодной полумаски» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Из-под таинственной, холодной полумаски.История создания – произведение было написано в 1841 году под впечатлением от встречи с Варварой Лопухиной на балу. Впервые было напечатано в журнале «Отечественные записки» за 1843 г.

Тема стихотворения – теплые чувства к таинственной красавице.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: портрет женщины, созданный на основе увиденного, рассказ об образе красавицы, созданном в воображении лирического героя. Произведение состоит из четырех катренов.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей».
  • Эпитеты – «таинственная, холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «старые друзья».
  • Сравнение – «голос твой отрадный, как мечта».

Основная идея

Поэт обращает к нам внутреннюю сторону своей жизни, а не ее оболочку. Он ясно рисует истинную картину любви: ведь далеко не всегда и не каждому она приносит гармонию и радость.

Любовь может доставлять тяжелые страдания, будучи при этом взаимной. Торжество действительности над мечтой, общественных рамок над эмоциями – это и есть главная мысль стихотворения.

Чувства далеко не всегда приносят счастье, зачастую они разбиваются о реалии жизни.

Лермонтов говорит о том, насколько непростыми могут быть отношения между любящими друг друга людьми, желающими быть вместе, но не имеющими возможность обрести это счастье.

Однако даже такое положение вещей имеет смысл в жизни человека, способного любить.

И своим примером поэт, будто призывает нас ни под каким предлогом не отказываться от своей любви, не бояться самому себе признаться в этом чувстве к другому человеку, даже если у этой дороги нет четкого маршрута и радужных перспектив.

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной женщины списан с Варвары Лопухиной. Именно в нее поэт был влюблен в этот период.

В 1841 г. Михаил Юрьевич прибыл в Петербург, чтобы подать в отставку. Ее молодой офицер не получил, зато появилась возможность провести в столице отпуск. Он оказался последним в жизни поэта. Свободные от службы дни М. Лермонтов провел в светском обществе. Он посещал балы и салоны, чтобы увидеться с Лопухиной.

Женщина испытывала к поэту симпатию, но уже была замужем, поэтому не могла открыто проявлять свои чувства. Согласно этикету лермонтовской эпохи, замужняя женщина на светских мероприятиях могла разговаривать только со своим мужем. Вот почему героиня стихотворения молчит, а лирический герой лишь ловит ее взгляды.

Произведение увидело мир в журнале «Отечественные записки» в 1843 г.

Вариант №2

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…» было посвящено Варваре Лопухиной, с которой у поэта незадолго до смерти был роман. Женщина была замужем, но отвечала на нежные чувства поэта.

Именно этим произведение отлично от ранней любовной лирики Лермонтова. Здесь не чувствуется буйства сердечных мук и страданий. Стихотворение полно таинственности и умиротворенного знания предмета своего воздыхания под маской.

Предполагается, что это стихотворение Михаил Юрьевич написал в свою последнюю зиму, последнего отпуска в 1841 году. Лермонтов приехал в Петербург, чтобы подать в отставку, но ее не приняли.

Поэт часто посещал светские рауты, салоны, балы и вечера в надежде на встречу с Варварой Лопухиной. В один из таких вечеров встреча произошла и именно ей и посвящено стихотворение.

Там таинственная незнакомка представлена в маске, но поэт способен узнать ее из тысяч других женщин по своевольному локону, белизне шеи, блеску глаз и лукавой, посвященной только ему улыбке.

Отдельный романтизм поведению поэта и его возлюбленной придавали строгие правила, действующие в то время. Замужним дамам строго воспрещалось общаться и показывать лицо любым мужчинам, кроме своих родственников и мужей. Поэт не мог прилюдно, на балу даже поговорить с возлюбленной, поэтому ловил каждый мимолетный взгляд, тихую улыбку или мимолетное скрытое рукопожатие.

А светские сплетники подобно коршунам следили за каждым шагом замужних особ. Что говорить о том, что опорочить любую женщину в то время могли и просто потому, что скука застилала глаза, и поговорить было не о чем. Вот и придумывалось на ходу что угодно, лишь бы болтовни и развития событий хватило, хотя бы, на месяц.

Но Михаил Юрьевич Лермонтов, также как его лирический герой, довольствовался тем малым, что получал и был счастлив уже от этого. Поэт ценил каждое мгновение своей жизни, где могла присутствовать, пусть даже и косвенно, любимая женщина.

Он наслаждался каждым мимолетным мгновением, проведенным рядом с любимым человеком. Пусть, нет возможности поговорить и прикоснуться, но богатое воображение поэта поможет дорисовать недостающие образы и несостоявшиеся разговоры с возлюбленной. Так четки и реалистичны были эти картины, что лирический герой верил в них сам.

Поэт признает, что все диалоги с незнакомкой уже были услышаны им и хорошо знакома сама девушка, но память подводит и вспомнить, с кем именно свел его Амур, герой понять не может. Он предполагает, что в скором времени снова встретит свою тайную любовь, уже без маски, как хорошо знакомого друга, но не узнает ее.

Лирический акцент на то, что поэт не узнает свою возлюбленную специально, читается между строк. Он ни за что не признается в этом даже лучшим друзьям. Потому, что не позволит задевать честь своей возлюбленной, которая пребывает замужем и порочить ее в связях на стороне.

Кроме того, поэт не собирается разрушать брак любимой женщины. Он не питает иллюзий молодости по этому поводу. Он трезво признается, что они скоро увидятся как старые друзья.

Тема

В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта. Если во времена любви к Е. Сушковой Михаил Юрьевич выражал свои чувства пылкими строками, то в анализируемом произведении любовь спокойная, умеренная.

В центре стихов два образа – лирический герой и незнакомка в маске. Мужчина вспоминает, как когда-то заслушался приятным голосом женщины. Лицо красавицы пряталось под маской, но даже она не могла скрыть красоту героини.

Поклонник замечает пленительные глаза и «лукавые уста», «девственные ланиты» и белую шею. Настоящим счастливцем чувствует себя лирический герой, когда видит локон, выбившийся из прически.

Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.

Прекрасная женщина в маске стала для лирического героя эталоном красоты. Ее образ поселился в душе мужчины. Герой признается, что любит и ласкает этот образ.

Нетрудно догадаться, что влюбленный герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни. В последнем катрене мужчина выражает надежду, что когда-то сможет еще раз встретиться с красавицей.

Он знает, что надеяться на любовные отношения тщетно, поэтому говорит, что увидятся они «как старые друзья».

Темы и настроение

  1. Основная тема стихотворения — это, конечно, любовь. Она движет всеми помыслами и действиями поэта, она меняет и раскрывает его изнутри.

    Любовь к Варваре Лопухиной поистине прошла проверку временем и обстоятельствами: Лермонтов сохранил свое светлое чувство к Вареньке до конца жизни.

  2. Также мы видим ностальгию по ушедшим временам, которую мы тоже можем назвать темой произведения.

    Автор с горестью и тоской вспоминает те времена, когда шансы были еще не утеряны.

  3. Настроение лирического произведения то же, что и у самого автора. Его снедает горестная печаль от невозможности обрести счастье рядом с любимой женщиной и одарить ее им же.

    При этом темп стихосложения спокоен и не отличается пылкостью выражения. Это все было свойственно позднему периоду творчества Лермонтова.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времен Лермонтова.

В каждую строфу поэт вплетает метафору: светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей», «живые эти речи».

Основный инструмент для создания портрета красавицы – эпитеты: «таинственная, холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «старые друзья».

Сравнение в тексте одно: «голос твой отрадный, как мечта».

Средства художественной выразительности

Все художественные средства, используемые автором при создании этого стихотворения, служили для построения полноты образов себя самого как лирического героя, незнакомки в маске, выступающей в роли любимой женщины, и в целом для всеобъемлющей передачи трепетных чувств поэта.

Лермонтов использовал только одно сравнение и уже в первом четверостишии: «Звучал мне голос твой отрадный, как мечта». Поэт тем самым сразу заявляет о стремлении своего сердца к возлюбленной, способности легко узнать ее средь шума и бала и о душевной боли, наполняющей его, будучи одновременно рядом и далеко от нее.

Эпитеты передают яркую эмоциональную окраску, придаваемую поэтом описываемым чувствам и переживаниям: «пленительные глазки», «лукавые уста», «таинственная, холодная полумаска», «девственные ланиты». Вместе с тем эти художественные образы говорят о том, что поэт одинок и раним. Он осознает, что не найдет способа выражения своей любви.

Порой ему кажется, что любимая играет его чувствами, кокетничает. Это явственно передается через метафоры: «светили мне твои пленительные глазки», «улыбалися лукавые уста», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей». «Уста» — как пример возвышенной лексики, сообщающий о силе чувств к незнакомке в маске.

Восклицание «Счастливец!» также передает высокую степень эмоционального состояния лирического героя.

  Анализ стихотворения Снегирь Г. Р. Державина по плану

Лермонтов подошел к созданию данного стихотворения, будучи преисполненным самых теплых, искренних и крепких чувств к даме сердца. И потому он наполнил свое творение самой изысканной и трогательной лексикой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумас­ки…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Стиль его — романтический.

Произведение рождает у нас множество ассоциаций с творче­ством поэта. Так, атмосфера стихотворения напоминает нам мас­карад, мы вспоминаемдрамуЛермонтовас одноименным назва­нием, вспоминаем стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…».

В контексте всего творчества поэта мы можем рас­сматривать лирического героя как человека одинокого, проти­востоящего обществу. В душе его (как и любого романтического героя) — противостояние мечты и реальности.

Мечта — это пре­красная Незнакомка, которой, вероятно, (как и у Блока) не су­ществует в реальности. У нее — «отрадный голос», «локон свое­вольный», «живые речи». Номечта эта бесконечно далека от ли­рического героя. И это передано уже в самом начале стихотворе­ния.

Так, «холодная полумаска» передает душевную закрытость героини, улыбка лукавых уст — это дерзкий вызов, брошенный герою. Получается, что даже в отношениях его со своей люби­мой мечтой нет гармонии.

К тому же образ героини затушеван, неопределенен. При со­здании ее портрета поэт использует расхожие эпитеты («плени­тельные глазки»), слова высокого стиля («девственных ланит»). Эти определения можно отнести к любой красавице. Все это еще больше отдаляет героиню. И близкие, гармонические от­ношения здесь невозможны.

Душа лирического героя беско­нечно тоскует по родной ему душе: «И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я». Но финал разо­чаровывает: герой и героиня увидятся «как старые друзья». Это исключает возможность романтических отношений, любви.

Поэтому лирический герой остается бесконечно одиноким, оди­ноким дважды: мечта его далека и неопределенна, а в реальности нет счастья.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть включает три первые строфы. Здесь развивается тема прекрасной мечты, и читатель еще допускает воплоще­ние ее в реальности. Развитие темы, обрисовка образа здесь идет по восходящей линии и достигает своей кульминации в третьей строфе.

Четвертая строфа — это спад темы. Лирический герой здесь приближается к реальности: в реальности не существует родной ему души, а мечта исключает возможность романтических отно­шений.

Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («из-под таинственной, холодной полумаски»), сравнение («отрадный, как мечта»), метафору («бес­плотное виденье ношу в душе моей»), инверсию («родных куд­рей покинувший волну»), лексику высокого стиля («девствен- ныхланит»).

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски» поражает прекрасным женским образом. Школьники изучают стихотворение в 5 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Из-под таинственной, холодной полумаски» по плану.

Ссылка на основную публикацию