Аргументы на тему: Доброта и жестокость в произведении «Тарас Бульба» (Н. В. Гоголь)

В дополнение к итоговому сочинению по данной теме приводим аргументы из литературы!

«Тихий Дон» М.А. Шолохова

Главный герой романа «Тихий Дон» – Григорий Мелехов рос обычным юношей. Он был добрым и честным мальчишкой. Сострадание Грише было не чуждо. Автором живо, ярко описана сцена, это подтверждающая.

Парень косил траву и не заметил в зарослях цыпленка, обезглавив его. Он бережно, с невыносимым чувством жалости и вины, держит в руках погибшее маленькое существо. Боль, мука героя передается даже читателю.

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в произведении «Тарас Бульба» (Н. В. Гоголь)

Мелехов младший не смог полюбить жену, злился на нее. Тирания отца, его властный поступок пробудили жестокость в сыне. Молодой мужчина оставляет жену, понимая какой позор на нее ляжет, какие муки придется вынести. Но его собственные страдания, неустроенность жизни, боль притупляют сочувствие, сострадание к другим.

Еще большую черствость, жестокость в душе героя взращивает война. Григорий, как истинный казак, самоотверженно бросается в бой с неприятелем, защищая родную землю, страну и собственную семью. На груди уже блестят награды. Но это не приносит удовлетворения и радости.

Мужчина понимает, что правительство безразлично к судьбам народа великого Дона. Приходит осознание бессмысленности войны личной и государственной. Слишком поздно и тяжело дается понимание, что жестокость не приносит счастья. М.А.

Шолохов доказывает читателю на примере главного героя, что только доброта дарит гармонию и покой в душе.

«Шинель» Н. В. Гоголя

Н.В. Гоголь в своей известной повести «Шинель» знакомит нас с мелким чиновником. Участь его несчастна. Герой живет в мире жестокости, где мнение о человеке, отношение к нему определяется его материальным, служебным статусом и внешним видом. Встречают здесь исключительно «по одежке».

Над добрым, безобидным, спокойным Акакием Акакиевичем смеются сослуживцы, даже самые молодые, вновь прибывшие в департамент. Неудивительно, ведь он покорно, бессловесно переписывает бумаги. А одет он жутко бедно. Его старенькая шинель давно прохудилась, заплаты ставить негде, что лишает ее гордого звания. Все называют ее капот.

Тогда, как шинель для чиновника – гордость, а не только форма одежды.

Башмачкину путем жесткой экономии удается скопить на новую шинель. На него сразу начинают смотреть по-другому, даже зовут в гости в богатый район Петербурга. Но в мире, где царит жестокость, нет места справедливости. У Акакия Акакиевича отнимают шинель. И никто не хочет ему помочь. Нигде он не находит защиты, понимания, справедливости.

Добрый и милый старенький чиновник умирает. Но появляется жестокий призрак, который карает жителей Петербурга за равнодушие, похищая у всех шинели. Таким образом, Н.В. Гоголь показал как легко можно погубить добро, трансформировать его в жестокость.

«Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

Главный герой повести Н.В. Гоголя – Тарас Бульба не был жестоким человеком. Но он был властным в семье и доблестным воякой на поле сражений. Честь казака превыше всего. А беспощадность к врагу для настоящего казака не жестокость, а необходимость. Поэтому его расстраивает доброта сыновей. Он берет их в бой, чтобы перевоспитать.

Андрей же сильно отличается от отца. Он помогает девушке, в которую влюблен, спасает ее от голода. А после и вовсе бежит из военного лагеря, прихватив мешок хлеба для голодающих поляков. Суровый отец считает этот поступок предательством. За что расправляется с сыном.

То, что совершил Андрей относится к его внутренней доброте. Женщины, дети и старики не воюют, это мирное население. Но им приходить страдать, умирать во время битвы. Андрей понимает несправедливость происходящего. Любовь, чувство справедливости, сострадание оказываются сильнее воинского долга и страха перед отцом. Тарас не может этого понять. Он выбирает путь жестокости по отношению к сыну.

«Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева

В повести Бориса Васильева «Не стреляйте белых лебедей» мы встречаемся с Егором Полушкиным. В деревне все, даже собственная жена называют его Бедоносцем.

А все потому, что не мог он ни одно дело без души делать, а значит качественно, но долго выходило. А когда лесником стал, не смог стерпеть бессмысленную и ужасную жестокость над лебедями.

Егор проявляет себя как настоящий боец за охрану природы. Отправился один ночью на озеро бороться с браконьерами. И погиб.

Доброта редко бывает выгодна, часто приносит неприятности, беды своим носителям. Но даже погибая, они понимают, что все было не зря. Что благодаря им жестокости в мире стало меньше.

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» появляется самый противоречивый герой отечественной литературы. Родион Раскольников не был плохим человеком, отрицательным персонажем, каких мы привыкли встречать в книгах. Это обычный студент, бедный юноша, которому хочется посочувствовать.

Но молодой человек рассуждает имеет ли право на жестокость, решая, что все же имеет. Его преступление нельзя ничем оправдать. Помимо вредной процентщицы, он убивает ее невинную беременную сестру, ставшую невольной свидетельницей расправы.

В романе показан долгий путь осознания, раскаяния и очищения жестокого убийцы.

«Тарас Бульба» — аргументы для сочинения по повести Н. Гоголя

Мы подготовили для Вас несколько аргументов для сочинения по произведению — Тарас Бульба. Используйте этот материал для выполнения задания по литературе.

Вариант 1

Содержание:

  • 1 Вариант 1
  • 2 Вариант 2
  • 3 Вариант 3 (кратко)

Чтобы понять, почему в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» так много внимания уделено теме жестокости и достаточно незначительно теме доброты, читатель должен не просто прочесть текст произведения.

Необходимо узнать историческую подоплеку борьбы запорожских казаков за родную землю и веру, попытаться сопоставить несколько произведений Гоголя, вникнуть в суть описываемых событий времен казацкой вольницы.

Читая «Тараса Бульбу», надо учесть, что повесть имеет признаки эпического эпоса, исторического повествования и реалистического произведения, что влияет на ее жанровые и стилистические особенности.

С проявлением жестокости читатель сталкивается уже на первых страницах повести. Жалость и сострадание вызывает одна из героинь произведения – мать Остапа и Андрия Бульб, жена Тараса. Она не входит в список главных действующих лиц произведения, но ее образ и отношения к ней главных героев весьма существенно влияют на понимание жизненного уклада казаков и их характеров.

Нестарая еще женщина, называемая Тарасом «старушкой», мужественно сносит все тяготы супружеской жизни с казачьим атаманом, полковником войска запорожского. Она испытывает тоскливое одиночество, месяцами не видя своего мужа-воина, непрестанно находящегося то в военных походах, то на казацких пиршествах.

Двое сыновей Бульба учатся в Киевской академии, и мать тоскует по ним, с нетерпением ожидая встречи. После долгой разлуки она жаждет обнять Остапа и Андрия. Вышедший навстречу сыновьям, Тарас испытывает их казацкую удаль и предлагает биться на кулаках.

Бульба поучает, пренебрежительным тоном говоря младшему Андрию: «Э, да ты мазунчик, как я вижу!.. Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю — вот ваша матерь!».

Бессердечное и жесткое отношение к чувствам женщин, матерей в то время было вполне допустимым и естественным в казацкой среде.

Поэтому мать не пытается одернуть своего супруга, она понимает, что старый полковник останется непреклонным и не позволит перечить себе. В первые же минуты встречи Бульба заявляет, что отправит сыновей на Запорожскую Сечь.

Он считает, что только там Остап и Андрий получат настоящие уроки жизни, постигнут воинское искусство, познают истинное товарищество.

Решение Тараса очень жестоко по отношению к матери, только что дождавшейся своих любимых детей и вынужденной снова расстаться с ними надолго.

Но бессердечный, как кажется читателю, Бульба неумолимо твердит: «Полно, полно выть, старуха! Казак не на то, чтобы возиться с бабами.

Ты бы спрятала их обоих себе под юбку, да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол все, что есть».

Писатель очень проникновенно передает страдания женщины: «…Никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и судорожно сжатых губах…»

Ночью, когда Тарас и сыновья уснули, «она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами».

А когда настала минута расставания с сыновьями, «она со всею лёгкостью дикой козы, несообразной её летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из них с какою-то помешанною, бесчувственной горячностью…»

Безжалостно отношение Бульбы к своей жене, матери своих прекрасных сыновей. Но в понимании Тараса проявление жалости к жене или к сыновьям не поспособствует воспитанию достойных воинов – защитников родной земли и веры.

Жестокость – неотъемлемая часть военного противостояния. Героическая борьба казаков-запорожцев, православных христиан с польскими шляхтичами-католиками в первой половине XVII была очень кровопролитной. Повесть полна описаниями битв, жестоких пыток, разрушений и смерти.

Гоголь не смягчает присущую казакам жестокость: «Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками…».

Читателю важно осознавать: жестокость казаков – явление побочное.

Не на ней необходимо концентрировать внимание. Главное качество запорожцев – готовность незамедлительно отдать свою жизнь за истину, волю, родную землю, православную веру. Описывая жестокость и мужество, которые совмещаются в казаках удивительным образом, автор лишь подчеркивает глубину и сложность характеров героев, их героизм.

Жестокость свойственна не только запорожцам.

Поляки-католики, устраивавшие гонения на православных, ущемляющие их права и физически их преследовавшие, упоминаются Тарасом так: «Слушайте!.. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан».

Читайте также:  Краткое содержание «Евгения Онегина» для читательского дневника

Вариант 2

Наверное каждый человек размышлял о такой ситуации в которой ему пришлось бы выбирать между смертью или бесчестием, позором на всю оставшуюся жизнь. Я считаю, что такой сложный выбор только кажется простым. Ведь во многих фильмах, книгах нам показывают и говорят что разумнее выбрать смерть и мы даже до конца не осознаем как на самом деле это страшно в реальной жизни.

Порой люди готовы на всё на самые гнусные поступки, но только, для того чтобы выжить. В современном мире понятие чести почти утратило свою значимую часть в обществе.

Люди готовы на всё ради денег и славы, поэтому многие бы выбрали бесчестие, чем полную остановку всех жизненных процессов в организме. И это случается не только в нынешнее время, это происходило во все времена человечества.

Например, путь бесчестия выбирает сын Тараса Бульбы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Андрий предает отца и Родину.

Он не способен бороться со своим чувствам к полячке, потому переходит на сторону противника и сражается против тех, кого совершенно недавно считал приятелями.

Но хоть он и выбрал «дурную славу» смерть не обходит его стороной и Андрий погибает от рук своего отца которых не смог вытерпеть предательства сына.

Но конечно же, все люди разные и не все думают только о себе, поэтому старший брат Остап с самого детства брал вину на себя, когда они с мальчишками обворовывали сад.

Он никогда не предавал своих товарищей и Родину поэтому бился до конца с поляками и погибает в ужасных муках, но остается верен своим нравственным принципам.

Также люди, которые рисковали жизнью ради чести-это конечно же герои Великой Отечественной войны, которые не жалея своей молодости, отдавали жизни за чистое небо над головами своих потомков.

В заключении хочу сказать, что в нашей жизни на протяжении долгих лет идет ожесточенная борьба между такими понятиями, как честь и бесчестие. Человек всю жизнь может казаться порядочным, но лишь столкнувшись лицом к лицу с опасностью., показывает истинную натуру.

Вариант 3 (кратко)

Андрию, младшему сыну Тараса Бульбы, нужно было сделать выбор: остаться верным отцу и Родине или встать на путь предательства, перейдя ради любви на сторону врага. Юноша не раздумывая выбрал любовь, предав по-настоящему дорогих ему людей.

В этой ситуации нравственного выбора проявились истинные внутренние качества Андрия. Его отец, Тарас Бульба, оказался в ситуации нравственного выбора позже. Он мог оставить сына-предателя в живых или убить его, не считаясь с родственными связями.

Для Тараса Бульбы честь важнее всего, поэтому он убивает недостойного сына, не предавая своих принципов.

Анализ повести «Тарас Бульба» Гоголь

Год написания и публикации — 1835 г, повторная редакция – 1842 г. История создания — Гоголь изучал и преподавал историю, планировал написать обширный труд по истории Украины. Но история казацкого восстания легла в основу чисто художественного произведения.

Основная идея — В основе освободительного движения украинского народа лежит любовь к родной земле и традициями, верность долгу. Тема — Борьба запорожских казаков с насаждением польской власти. Проблема — Сохранение верности избранному пути не всем дается легко, перед лицом смерти или соблазнов проявляются человеческая слабость и малодушие.

Композиция — Сюжет строится вокруг истории одной семьи, взаимоотношений отцов и детей. Повесть состоит из 12 глав.

Развёрнутый анализ

1. Тема: Патриотизм – главная добродетель казачества.

Проблема: Любовь к родине для казака ставится превыше всего, она способна вытеснить даже родственные отношения.

По этой причине Тарас не может простить Андрию предательство и убивает его.

2. Тема: Православная вера – опора русской национальной идеи и очень важная вещь в сознании казака.

Проблема: Принадлежность человека к той или иной вере считается определяющей: все, кто исповедуют другую религию, считаются врагами. Несмотря на то, что поляки и украинские казаки верят в одного бога, их делает врагами деление христианства на разные течения: поляки – католики, украинцы – православные.

3. Тема: Семья и родственные отношения.

Проблема: Семейные отношения всегда на втором месте после товарищеских, святость которых принимается казаками безоговорочно.

Семья строится по традиционному укладу, в ее основе – долг перед обществом. Мать Остапа и Андрия не знала никакой любви, кроме материнской. Для нее семья важнее всего, но для Тараса и сыновей казацкое товарищество дороже.

4. Тема: Нравственный выбор в сложных жизненных обстоятельствах.

Проблема: Трудно не только сделать выбор, но и принять выбор другого человека. Андрий относительно легко делает выбор в пользу любви, а для Тараса это неприемлемо

Описание войны ужасает, автор стремится показать ее без прикрас, даже с излишним натурализмом. Однако он подчеркивает мысль, что для украинского народа это была праведная, освободительная война. Казацкий протест явился ответом на то, как попирались обычаи, вера и культура украинского народа со стороны Польши.

Гоголь рисует картину единения народа и ту силу, которая появляется в минуты настоящей опасности, и ее не одолеть никакому врагу. Патриот Тарас, как и многие другие казаки, готов пожертвовать ради Отчизны всем, что у него есть, даже жизнью.

Находятся среди казаков и предатели вроде Андрия: он переходит на сторону врагов из-за любви к девушке. Но для казаков это позор, поэтому Андрий получает справедливое возмездие от рук отца.

Тарас Бульба — старый опытный казак, проведший много времени в боях. Отец Остапа и Андрия. Человек, для которого товарищество и служение родине было превыше всего. Остап — старший сын Тараса, ставший его преемником. Во многом похож на отца, и даже вперед него получил звание атамана.

Храбрый, сильный характер, который не ищет для себя удовольствий и лучшей доли. Казнен поляками. Андрий — младший сын Тараса, чувствительный молодой человек. Умел избегать и наказаний, и любых неприятностей. Всегда был неравнодушен к женским чарам. Влюбляется в полячку, из-за чего предает казаков.

Убит отцом в бою.

Второстепенные герои: польская панночка, дочь воеводы; татарка, ее служанка; жид Янкель, многочисленные товарищи по казачьему войску.

Главным художественным приемом, предающим дух старины, становится язык – образный, яркий, полный метафор и удивительных авторских оборотов речи.

* Обилие деталей— примета такого рода литературы, как эпос. Описания Гоголя всегда эпичны, то есть в них описано все, и нет ничего лишнего (например, описание внутреннего убранства дома в I главе).

* Фольклорные мотивы — отразились в образах героев и описании их действий, они напоминают героев сказок или былин.

– Описание битвы в сказочном ключе: «Там, где прошли незамайновцы – так там и улица! Где поворотились – так уже там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!»

  • – Трижды в бою Тарас спрашивает казаков о том, если ли у них «порох в пороховницах и сила казацкая» – по аналогии с троичными действиями в сказках.
  • * Архаизмы (устаревшие слова) — чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, десница – рука, выя – шея, око – глаз, свара – ссора, зело – очень, пря – спор и др.
  • * Сравнения — «Запорожец, как лев, растянулся на дороге», «Сердца козаков встрепенулись, как птицы», «Мать Остапа и Андрия, как степная чайка, вилась над детьми своими».
  • * Гипербола — (преувеличение): «шаровары шириною с Черное море», «чуб захватывал на пол-аршина земли»; Андрий увидел красавицу, «какой еще не видывал отроду».
  • * Эпитет — (образное определение): «Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений, девственная пустыня, зелёно-золотой океан, серебряно-розовый свет».
  • * Метафора — (перенос признака с одного предмета на другой): «отведать битвы», «Перед нами дело великого поту, великой козацкой доблести»

Главный конфликт произведения – между казаками и «басурманами», то есть врагами, людьми другого вероисповедания и других национальностей. Все они ущемляют интересы страны, подрывают веру и традиционный уклад жизни, почему запорожцам приходится их защищать.

Важный нравственный конфликт раскрывается в теме предательства Андрия. Юноша должен был сделать выбор в пользу товарищей и родной веры, но выбрал любовь к прекрасной полячке. Для него человеческое отношение перевесило родовые и товарищеские принципы. В то же время, Тарас остается верен казацкой чести: он не жалеет предателя, хоть это и его родной сын.

***

Суровые реалии того времени отражались на поведении и нравах людей. При всей своей жестокости, война как освободительное движение была необходима для самоопределения украинского народа.

Гоголю удалось убедительно раскрыть героические характеры героев.

Моральные уроки исторической повести Гоголя «Тарас Бульба»

Кадр из фильма “Тарас Бульба”, 2009Кадр из фильма “Тарас Бульба”, 2009

В повести можно выделить несколько основных тем, каждая из которых будет способствовать пониманию моральных уроков произведения:

Отношения между отцом и сыновьями

Тема отцовской любви к своим сыновьям воплощена через образ главного героя – казацкого полковника и впоследствии атамана, Тараса Бульбы. Этот человек поначалу может показаться грубым и неотесанным.

Кадр из фильма. Главный герой Тарас Бульба (Богдан Ступка)Кадр из фильма. Главный герой Тарас Бульба (Богдан Ступка)

Тарас гордится тем, что у него выросли два красавца-сына.

Тарас Бульба любит обоих своих сыновей, но лишь старший, Остап, оправдает его надежды. Не случайно повесть еще долго продолжается после смерти Андрия, и далее сюжет концентрируется исключительно на борьбе казаков против поляков. Тарас отныне называет своим сыном только Остапа и думает только о нем.

Читайте также:  Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Кадр из фильма. Тарас и его сын ОстапКадр из фильма. Тарас и его сын Остап

Жизнь Андрия после его измены казачеству полна роскоши и счастья. Это поцелуи с полячкой, ожидание свадьбы, одежда вся в золоте. Эта жизнь противопоставляется жизни его брата Остапа и всех остальных казаков, оставшихся на своем поле боя. Остапа ждут не только суровые битвы в неравном бою, но и плен, тюрьма, тяжелейшие пытки, казнь.

Гибель каждого из братьев также сильно отличается.

Смерть Андрия позорна, так как его застрелил “как собаку” его собственный отец, ставший к тому моменту атаманом казаков.

Наоборот, героичная смерть Остапа вызывает беспредельное восхищение его отца. Тарас Бульба даже жертвует еврею Янкелю всеми своими деньгами и рискует жизнью, чтобы оказаться рядом с Остапом, на площади, в момент его казни.

В своей трагичности гибель Остапа от руки палача – аллюзия на смерть Христа, описанную в Евангелии (мотив “тяжелой чаши”, которую ему предстоит испить, пытки, всенародное унижение, призывание своего отца после всех мучений, в самый момент смерти). 

Остап просит всех остальных казаков принимать страдания стойко и мужественно, ничем не выдавая тяжести своих мучений:

Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!После этого он приблизился к эшафоту.– Добре, сынку, добре! – сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

Тема патриотизма, воплощенного в казачестве

Главный герой, Тарас Бульба, живет понятиями дружбы и товарищества, которые для него неизмеримо выше любви. Ведь что в те времена только товарищество спасало родину от опасности и от унижений. В то время большая часть России находилась в крепостном, униженном состоянии, а украинские крестьяне терпели притеснения от польского дворянства.

Поэтому Тарас Бульба живет ненавистью ко всем, кто унижает своих – его народ, приверженцев его веры, православия. К своим он относит как русских, так и украинцев, поскольку казаки и православные включают и тех и других. А также, потому что в те времена Россия воспринималась как возможная защитница или союзница в борьбе против притеснений Польши.

Все, кто так или иначе обидели его страну, его веру, записываются в лагерь не-людей.

Отныне все, любые члены (до единого) этой вражеской группы не подлежат никакому сочувствию и состраданию, их следует лишь безжалостно и жестоко уничтожать.

Такой же философии со своей стороны придерживался и вражеский лагерь. Религия другого народа не признавалась, не уважалась, и ее приверженцы не могли рассчитывать ни на малейшую терпимость и понимание.

Тема любви к женщине

Эта тема показывается через одного лишь героя – Андрия. Его отец Тарас не был привязан к своей жене, она терпела от него грубое, холодное отношение, и временами «даже побои».

Казаки держались как святыни единой ценности – это верность родной земле, верность своему воинскому товариществу, которое защищало свободу и достоинство этой земли.

Они не могли себе позволить быть домашними людьми, так как в силу исторических обстоятельств должны были вести жизнь дикого и свободного вояки, всегда готового к битве, а женщина по своей натуре мешала этому.

Итак, казаки не одобряли привязанность к женщине (ни к жене, ни к матери), женщины не допускались даже в предместье  Запорожской Сечи.

Однако у Андрия, в отличие от остальных казаков, чувствительная и романтичная душа. Он влюбляется без памяти, и ради возлюбленной полячки оставляет свое служение Отчизне и товариществу. Его чувство возвышенно и благородно, он готов на любые подвиги ради панночки. 

Кадр из фильма “Тарас Бульба” Андрий и панночкаКадр из фильма “Тарас Бульба” Андрий и панночка

Портрет польской дворянки, к которой Андрий столь сильно привязывается, написан Гоголем такими же яркими и нежными красками, как и образы степи, неба, земли.

Она прекрасна, как сама природа, и автор не может не восхищаться ею вместе с Андрием. Автор описывает и ее взаимные искренние чувства к Андрию.

  Дочь польского воеводы показана не только красивой, но и обладающей тонкой, чувствительной душой.

Итак, в отличие от своих любимых героев-казаков, Гоголь не высказывает презрения либо осуждения ко всем полякам как к нации. (Так,  с большим сочувствием автор показывает картину голодающего Дубна, осажденного казаками…) Его позиция – это особая авторская позиция, она отличается от позиции его любимого героя, Тараса Бульбы.  

Однако любовь Андрия и польской дворянки входит в неразрешимое противоречие с понятием долга – сыновнего, воинского, гражданского.

Андрий чувствует в своей душе лишь одно желание – желание служить своей избранной. Все остальные понятия теряют для него смысл. Ради своей страсти, какой бы возвышенной она ни была, он забывает свою честь и свою родину. Так он становится изменником, предателем в глазах своих товарищей, позорным человеком в глазах своего отца.

Сам Андрий чувствует, что он в западне этого конфликта между чувством и долгом.

Именно поэтому, заманенный в лес Тарасом, он так покорно слезает с коня, бросает оружие, которым хотел защищать свою панночку от казаков, и безропотно подставляет свою грудь под выстрел отца.

Тарас своим смертельным выстрелом словно избавляет своего сына от конфликта страсти и чести, который тому разрешить не под силу.

Какой же урок можно вынести из истории запретной любви Андрия и полячки?

У Гоголя нет однозначного и четкого ответа на этот вопрос, он показывает жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Автор способен глубоко понять эмоции каждого героя.

Но  в данном произведении Гоголь больше склонен воспевать мужество и героизм казаков, нежели любовь, даже самую прекрасную и возвышенную, к женщине. Не случайно мы так и не узнаем даже имени прекрасной полячки.

Этим подчеркивается, что она остается для автора персонажем не близким, второстепенным.

И автор не удостаивает смерть Андрия теми похвальными, торжественными словами, которыми он сопровождает эпизод гибели каждого из казаков под Дубно.

Почему же писатель воспевает прежде всего воинствующее, героическое казачество? Почему  в речи Тараса под Дубно сказано, что товарищество даже сильнее и важнее любви?

Автор показывает нам, что в товарищеской любви меньше эгоизма. Товарищи думают о благе общем, а не о своем собственном. Понятие чести для них важнее собственного счастья, радости, удовольствия.

Поэтому в понятии товарищества больше возвышенности, благородства.

Такая любовь совершенно чиста и тверда духом, и в этом смысле она стоит выше любви к женщине, любви к своим родственникам, к своим детям.

  • В тех исторических обстоятельствах, именно такая верность товариществу, которая даже выше любви, была способна удерживать в среде казаков чувство свободы, достоинства, целости нации.
  • Поэтому Тарас не принимает возможности любви к полячке и убивает собственного сына, перешедшего во враждебный лагерь.
  • Именно в этом заключается главный моральный урок повести “Тарас Бульба”.

Нравственный выбор – аргументы

Андрию, младшему сыну Тараса Бульбы, нужно было сделать выбор: остаться верным отцу и Родине или встать на путь предательства, перейдя ради любви на сторону врага. Юноша не раздумывая выбрал любовь, предав по-настоящему дорогих ему людей.

В этой ситуации нравственного выбора проявились истинные внутренние качества Андрия. Его отец, Тарас Бульба, оказался в ситуации нравственного выбора позже. Он мог оставить сына-предателя в живых или убить его, не считаясь с родственными связями.

Для Тараса Бульбы честь важнее всего, поэтому он убивает недостойного сына, не предавая своих принципов.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Момент захвата Белогорской крепости стал для Петра Гринева во многом решающим. Он должен был сделать выбор: перейти на сторону самозванца Пугачева или погибнуть гордым и достойным человеком.

Для Петра Гринева предательство Родины было позорным, он и не думал, обесчестив себя, сохранить жизнь. Герой выбрал казнь и только в силу обстоятельств остался жив. Даже при выборе, от которого зависела жизнь, Петр Гринев остался верным своей стране.

Ситуация нравственного выбора показала, что он — человек чести.

Полная его противоположность — Швабрин. Этот недостойный человек сразу же признал в Пугачеве государя, спасая себе жизнь. Такие люди, как Швабрин, вызывают отвращение. В ситуациях нравственного выбора они готовы предать кого угодно, лишь бы сделать лучше себе.

М. Шолохов «Судьба человека»

Андрей Соколов проявил свои лучшие моральные качества в ситуациях нравственного выбора. Например, в плену у немцев, будучи вызванным на допрос к Мюллеру, он отказался пить за победу немецкого оружия, хотя эти минуты могли стать последними в его жизни.

Андрей Соколов, изможденный голодом и непосильным трудом, остался верен своим моральным принципам. Он показал Мюллеру характер настоящего русского солдата, чем вызвал уважение.

Немец не стал расстреливать Андрея Соколова, признав в нем достойного человека, и отпустил обратно с хлебом и салом.

Аргументы к проблеме нравственного выбора можно найти почти в каждом произведении. Мало этих трех книг? Прочитайте небольшие произведения А.П. Чехова или А.С. Пушкина. Стоит прочитать «Войну и мир» Л.Н. Толстого, если вы не боитесь больших текстов. Ни один банк аргументов не даст вам тот «фундамент», с помощью которого можно легко найти аргументы почти к каждой проблеме.

Проблема выбора в повести «Тарас Бульба»

В повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» прослеживается очень явная проблема выбора. Казаку Тарасу Бульбе пришлось выбирать между сыном и Родиной.

Тарас Бульба- очень интересный персонаж. Он настоящий патриот своей родины, бывалый воин. Тарас имеет двух сыновей: старший- Остап, младший- Андрий. Остап, подобно отцу, смелый и решительный человек, патриот. Андрий наоборот очень скромный и тихий человек.

Читайте также:  Аргументы на тему: доброта и жестокость в романе «преступление и наказание»

В своем дое Бульба- глава, он суров и кроток. Но семья, в общем, живёт мирно, но вот начинается война против Речи Посполитой (нынешней Польши). Тарас с сыновьями выступает в военный поход. Они много сражаются и казацкое войско захватило много земель. Но один город никак не сдавался было решено взять его под осаду.

Андрий знакомиться с дочерью польского полковника, начинает воевать на стороне Речи Посполитой. Это ужасно раздражает Тараса. Он не может смириться с тем, что его сын предал свою родину.

Опьянённый яростью Тарас на одной из вылазок польских солдат (там был и Андрий) убивает своего сына со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Мне, как человеку, у которого пока ещё нет детей, нельзя осуждать или оправдывать Тараса.

Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Но мне кажется, что убить своего родного сына- пожалуй, как минимум, неправильно. На месте Тараса Бульбы я бы выпорол, ударил, треснул, в общем научил уму разуму, но не убил! Оправдать Бульбу всё-таки можно.

Его дом сожгли поляки, его жену тоже убили. Тарас ошибочно для себя посчитал, что его сын перешёл на сторону людей, убивших его жену. Но Андрий просто полюбил девушку, его не интересовала национальная принадлежность.

Он просто полюбил.

Таких примеров в истории не мало. Например, Иван Грозный, убивший своего старшего сына за предательство. Возможно никому из нас не дано понять Тараса Бульбу, так как в те времена мир был более жесток, и, соответственно, люди были такие же суровые, даже жестокие. Нам повезло жить в нынешнее время, так как наше общество более гуманно.

Полезный материал по теме:

  1. Тарас Бульба-герой повести Н.В.Гоголя
  2. История и вымысел в повести Тарас Бульба
  3. Тарас Бульба-герой одноименной повести Н.В.Гоголя
  4. Чем отличаются Остап и Андрий? (по повести «Тарас Бульба»)
  5. Тарас Бульба — главный герой повести по литературе 7 класс

Доброта и жестокость. Доброта и жестокость на войне

Что такое доброта? Я думаю, что это душевное, сердечное отношение к другим людям, к животным, ко всему окружающему миру. А жестокость – это одно из проявлений зла. И то, и другое вечно существуют в нашей жизни.

Чего больше? На этот вопрос вряд ли можно ответить.

Наиболее ярко эти душевные качества людей проявляются в критических ситуациях, во время тяжёлых испытаний, бедствий, на войне, потому что именно тогда человек раскрывается, обнажаются все его хорошие и плохие черты.

Проблема доброты и жестокости во время военных действий рассматривается и в художественной литературе. Обратимся к примерам.

Не бывает войны без смертей и жестокости. А в основе произведения Гоголя «Тарас Бульба» – война украинского народа за свою независимость. Вспомним эпизоды из этой повести. Один из них – это описание того, как Тарас убивает своего младшего сына Андрия. Молодой казак изменил своей Отчизне, своим товарищам из-за любви к прекрасной паночке.

«Я тебя породил, я тебя и убью», — говорит Бульба сыну. Жестоко ли поступает Тарас по отношению к нему? Конечно, жестоко. Но, на его взгляд, справедливо. Андрий – изменник. А Тарас Бульба не только отец, но и атаман запорожских казаков, которые борются против польских панов, захвативших Украину.

Поэтому он не может поступить иначе, не должен прощать сына.

Беспощадной была война казаков против ляхов. Тарас со своим полком немало погубил народу в Польше. И ляхи так же сурово поступают с самим Бульбой. В конце повести автор рассказывает о смерти главного героя. Тараса сжигают на костре на высоком берегу Днестра. Всё это примеры жестокости, которая, однако, является проявлением исторических условий того времени.

Но война – это не только походы и сражения. Воюют люди, и в тяжёлых военных условиях проявляются их различные качества: смелость и трусость, жадность и щедрость, жестокость и доброта. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть такой эпизод. Русские солдаты в ночном лесу грелись у костра. К ним вышли два француза, слабые, измученные.

Тарас Бульба главный герой повести Гоголя – аргументы для сочинения по теме

Тарас Бульба – герой одноимённой повести Николая Гоголя. В литературных произведениях существуют главные герои (протагонисты) и второстепенные персонажи. Но можно ли назвать Андрия и Остапа персонажами? Или эти три образа равнозначны, и, соответственно всё трое – главные герои? Чтобы ответить на эти вопросы, для начала нужно разобраться с терминологией.

Главный герой – основное действующее лицо произведения; активно преображает и осваивает художественную действительность. Его характер и поступки предопределяют дальнейшее развитие событий. Из текста произведения читатель узнаёт, что действия Тараса Бульбы являются движущей силой сюжета.

Повествование начинается с того, что главный герой Тарас Бульба принимает решение везти своих сыновей на Сечь. На Сечи события разворачиваются совсем не так, как планировал старый козак: опасаясь, что сыновья погубят себя в празднестве и гуляниях, Бульба агитирует своих товарищей отправиться в Польшу. Но и здесь не всё так просто.

Кошевой не хочет нарушать мирные договорённости между странами и отказывает Тарасу. Всё могло бы закончиться, так и не начавшись, но будучи человеком упрямым и настойчивым, Бульба организовывает переворот.

Толпа лишает кошевого права на власть, а на его место выбирают давнего знакомого Тараса Бульбы (Бульба сам шепнул одному из толпы фамилию, после чего публика поддержала претендента).

Тарас Бульба будто собственноручно выстраивает русло для дальнейшего сюжета. Аналогичная сцена есть и в середине повести. Когда Тарас узнал, что Андрий предал запорожцев, старый козак хотел посмотреть своему сыну в глаза, а после – отомстить ему. В повествование вновь вмешивается случай: до козаков дошли нехорошие слухи.

Пока защитники были в Польше, татары разграбили Сечь и взяли в плен нескольких запорожцев. Если до этого момента козаки единогласно поддержали идею Тараса остаться и ждать, пока в Дубно закончатся припасы еды, чтобы потом вновь дать бой, то после полученной информации, воины хотели свести счёты с татарами.

В итоге часть козаков уезжает, а другие остаются около города Дубно.

Наиболее значимым сюжетным поворотом в повести оказывается убийство Андрия. Не сумев смириться с выбором сына, Бульба убивает его. Козак мог пощадить сына, оставить того биться с запорожцами или же устроить над ним суд, взяв в плен – вариантов было несколько. Но Бульба не раздумывал ни минуты.

Полный решительности и жажды справедливости, Бульба-старший стреляет в Андрия. Для того чтобы решиться на такой поступок, нужно быть по-настоящему отважным человеком, который верен своим незыблемым идеалам. Бульба очень много говорит о православной вере, в частности, о христианстве.

Он считает себя законным защитником христиан, а потому: «самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма.

Сам со своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трёх случаях всегда следует взяться за саблю…» Эпизод в тюрьме наглядно демонстрирует насколько сильно вопрос веры волнует козака. Переодевшись иностранным посетителем, Бульба проникает в темницу с помощью Янкеля.

Один из стражников не хотел пропускать гостей и позволил себе резко высказаться о христианстве. Не смог стерпеть этого Тарас – он отвечает стражнику, раскрывая тем самым свою личность.

Товарищество для Бульбы значило очень много. Недаром он произносит монолог о том, что товарищество – основа козацкого войска и Сечи в целом. Нужно уважать и не забывать о запорожцах, помогать товарищам, попавшим в беду, ведь только благодаря таким отношениям запорожское войско стало настолько могущественным.

Тарас Бульба проявил себя и как отважный воин. Козаки избрали его атаманом и под его предводительством вновь организовали военный поход на Польшу. В битвах Тарас отличался свирепостью и безжалостностью.

Он сражался до последнего. Перед смертью Бульба беспокоится не о себе, а об оставшихся козаках; просит вспоминать его в песнях.

Он уверен, что запорожцы спасутся и через время приедут вновь, чтобы поквитаться с поляками.

Князь Потоцкий выбрал страшную казнь для Тараса Бульбы – сожжение на костре. Но ни слова, ни криков не было слышно: виднелся лишь дым от костра. Благодаря характеристике литературного героя легко понять почему именно такого героя выбирает автор.

Главный герой – Тарас Бульба – превыше всего ценит долг и свободу, и не остановится ни перед чем в борьбе за свои идеалы. Он действительно преобразует художественную действительность, являясь движущей силой сюжета.

Именно поэтому можно говорить о том, что именно Бульба-старший и есть главный герой произведения.

Безусловно, Тарас Бульба – герой повести Гоголя, но кроме этого, он также является ещё и настоящим героем.

Факты, доказывающие, что именно Тарас Бульба является главным персонажем повести Гоголя, пригодятся 6-7 классам при подготовке сочинения на тему «Тарас Бульба – главный герой повести Н.В.Гоголя»

  • Предыдущая
  • СочиненияТарас Бульба – характер рождённый временем – факты для сочинения по теме
  • Следующая
  • СочиненияХарактеристика Тараса Бульбы в повести Гоголя – кратко для сочининия по теме
Ссылка на основную публикацию