Анализ пьесы чехова «вишневый сад»

UGC

Если знаете Антона Чехова как прозаика, то пришло время постигнуть его талант драматурга. Пьесы писателя задали тональность русскому театральному искусству на десятки лет. Составьте мнение об одной из лучших его пьес — драме «Вишневый сад». Краткое содержание пьесы — отличная помощь тем, кто хочет узнать об основных событиях и характерах, представленных в произведении. Ознакомьтесь с историей «ухода со сцены жизни» старой дворянской России, описанной Антоном Чеховым.

«Вишневый сад»: краткое содержание

Знакомство с творчеством одного из самых талантливых российских писателей конца XIX века Антоном Чеховым будет неполным, если не прочитаете «Вишневый сад». Краткое содержание пьесы позволит составить общее представление о событиях, которые описал драматург, героях, которые реализовали замысел.

Запрос «Чехов “Вишневый сад” кратко» поступает от участников образовательного процесса — школьников и студентов. Краткое содержание «Вишневого сада» помогает глубже проникнуть в основные события, которые происходят в драме, осмыслить взаимоотношения персонажей, систематизировать прочитанное, акцентировать внимание на важных деталях произведения.

Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад» изд-во «Мир книги»: UGC

В процессе подготовки к обсуждению драмы «Вишневый сад» кратко по главам, а точнее, по актам восстановите сюжет произведения, уточните, кто из героев главный, а кто второстепенный персонаж.

Вот как можно рассказать о драме «Вишневый сад» кратко:

«Вишневый сад»: действие первое (экспозиция и завязка)

Весна, имение помещицы Любови Андреевны Раневской, цветет сад. Управляющий имением Ермолай Алексеевич Лопахин — бывший крепостной Раневских — ожидает приезда помещицы, поскольку нужно решить вопрос о продаже имения за долги.

Компанию ему составляют конторщик Епиходов, которого из-за неловкости прозвали «22 несчастья», и горничная Дуняша. Сводный брат Раневской, игрок и повеса Леонид Андреевич Гаев также ожидает ее приезда, как и приемная дочь Варя.

Раневская с радостью возвращается домой. Она с восхищением осматривает имение, ходит по комнатам, с теплотой вспоминает о прошлой жизни, ведет обыденные разговоры:

  • со сводным братом Гаевым;
  • с дочерью Варей;
  • с горничной, которая выбирает, за кого выйти замуж — за Епиходова или лакея Яшу;
  • со старым лакеем Фирсом (старый слуга все время что-то бормочет под нос);
  • с гувернанткой Шарлоттой Ивановной (эксцентричной и странной особой), которая хвалится собачкой;
  • соседом-помещиком Симеоновым-Пищиком (просит денег взаймы).

У Лопахина есть план спасения имения — сдать дачникам участки. Это принесет 25 тыс. рублей в год. Чтобы его реализовать, нужно расчистить место — вырубить вишневый сад. Это приводит в ужас всех героев.

Раневская и другие предпочитают не думать о разорении, избегают принятия решений, уходят от разговора с Лопахиным. Любовь Андреевна предпочитает делать вид, что ничего страшного не происходит, а попросту ждет, что все само собой образуется.

В конце дня в гостиной появляется вечный студент Петр Трофимов — бывший наставник Гришеньки. Раневская вспоминает о своей утрате (маленький Гриша утонул), плачет и думает о сыне.

Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

«Вишневый сад»: действие второе

События происходят на природе. Герои собираются около старенькой церквушки, откуда виден сад и город.

Ермолай Алексеевич, помещица и ее брат только что вернулись из города. За несколько минут до появления главных участников событий на этом месте перед церковью произошло последнее объяснение Епиходова и Дуни: она отказала конторщику, выбрав развязного Яшку-лакея.

Близится время торгов. Лопахин делает еще одну попытку, чтобы переубедить главную героиню, но она, как ее брат Леонид и дочь Аня, уверена, что их спасет тетушка из Ярославля.

Читатель узнает о драматических событиях жизни Любови Андреевны. Если знакомитесь с драмой «Вишневый сад» в сокращении, тогда обратите внимание на такие детали:

  • Гаев в разговоре с Аней характеризует ее мать как «порочную» женщину.
  • Она вышла замуж не за дворянина, поэтому семья (в том числе тетушка) ее осудили.
  • В дальнейшем поведение Любови Андреевны не было добродетельным.

Из воспоминаний-монолога главной героини за шесть лет до начала событий у нее скоропостижно скончался муж-пьяница. Вдова не долго оставалась в одиночестве: она встретила молодого человека, с которым сошлась.

Потеря младшего сына сделала жизнь Раневской в имении невыносимой — она уезжает во Францию. Три года она с любовником жила на даче в Ментоне.

Любимый человек оказался альфонсом: притворился больным и обобрал Раневскую. Когда деньги закончились и пришлось продать дачу, он бросил Любовь Андреевну. Так она потерпела эмоциональный крах. Теперь ее ждет еще и крах финансовый.

Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

Раневская обращает внимание Ермолая Алексеевича на чувства, которые питает к нему Варя. Она советует ему немедля сделать ей предложение. К их разговору присоединяются подошедший Петр Трофимов и Аня.

Бывший учитель рассуждает о слабости интеллигенции, которая предпочитает себя жалеть, не умеет трудиться, но позволяет себе унижать мужиков-трудяг. Лопахин поддерживает разговор и рассказывает о своей тяжелой жизни (его избивал отец) и о том, как сложно вести дела, поскольку люди мельчают. Он не успевает высказаться, потому что Любовь Андреевна его перебивает.

Герои не хотят слышать друг друга. Внезапно западает тишина. Слышится пронзительный звук оборвавшейся струны.

«Вишневый сад»: действие третье

Если решаете, стоит ли пьесу «Вишневый сад» читать полностью, тогда пересказ может пробудить интерес относительно развития главной интриги — продажи сада. О том, что имение выкуплено Лопахиным, Раневская узнает во время приема, который организовала. Бал проходит невесело, потому что все ждут окончания торгов. Пары танцуют, но в воздухе разлилось уныние и тоска:

  1. Петр дразнит Варю, называя ее мадам Лопахиной. Девушка не против выйти замуж за купца, но тот не делает ей предложения.
  2. Любовь Андреевна получает телеграмму — любовник снова заболел. Трофимов смеется над этим, чем вызывает негодование Раневской. Она называет Петра недотепой и чудаком, который не умеет любить.

Обиженный студент, уходя, падает с лестницы.

Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

«Вишневый сад»: действие четвертое

Имение продано. Раневская собирается в дорогу — в гостиной стоят чемоданы. Лакей Яша уезжает в Париж с хозяйкой, Варя просит его писать письма.

Новый владелец предлагает всем шампанского, однако ему говорят, что это не к месту и что у него нет такта. Слышится стук топоров. Вырубают вишневый сад. Раневская просит подождать с вырубкой, пока она не покинет усадьбу.

Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

Появившийся Симеонов-Пищиков отдает долги Лопахину и Раневской. На его земле англичане нашли месторождение промышленной глины и тем самым спасли его от разорения. Любовь Андреевна взволнована:

  • переживает за больного лакея Фирса, которого должны были отправить в больницу;
  • обсуждает будущее Вареньки, оставляет их наедине с Лопахиным. Молодые люди так и не смогли открыть своих чувств друг другу.

Раневская с тоской осматривает на прощанье дом. Для нее и для Анны открывается новая жизнь, но прошлое не отпускает. Все уходят, оставляя в запертом доме больного Фирса. Тот жалуется на жизнь, которая прошла, а он и не заметил. Старик укладывается на диван и отходит в мир иной.

Когда школьники вкратце узнают, о чем пьеса «Вишневый сад», тогда появляется желание познакомиться с полным текстом произведения. Пересказ также поможет акцентировать внимание на самом важном, не упустить детали.

«Шинель»: краткое содержание и анализ произведения

«Вишневый сад»: анализ произведения

Пьеса «Вишневый сад», текст которой невелик по объему, считается вершиной творчества Чехова-драматурга. Ему удалось отыскать емкий образ, который стал символом ломки старых устоев, их уничтожения и установления нового миропорядка.

Поможет ли проникнуть в идейный смысл драмы «Вишневый сад» пересказ, с которым рекомендуем ознакомиться? Этот инструмент пригодится тем, кто вначале прочитал драму, однако позабыл о каких-то нюансах сюжета или последовательности действий. Кроме того, он пригодится для системного анализа произведения.

Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

Вот на какие аспекты пьесы рекомендуем обратить внимание:

  • Пьеса «Вишневый сад»: замысел и его реализация.

Работу над драмой писатель завершил в 1903 году. Через год эту пьесу поставил Московский художественный театр, приурочив ее выход к 25-летию творческой деятельности Чехова. Она вызвала фурор среди публики. Драма стала завершающим аккордом в размышлениях автора над судьбой России.

Пьеса поразила многих реалистичностью и глубиной психологического анализа представленных характеров. Это не удивительно, поскольку замысел произведения родился у Чехова задолго до написания произведения. Жена писателя Книппер-Чехова упомянула, что об идее этого произведения драматург написал ей еще в 1901 году.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «вишневый сад» по действиям

В основе сюжета — личные воспоминания автора о продаже родного дома в Таганроге, знакомство с А. Киселёвым — владельцем имения Бабкино под Москвой (прототип Гаева), впечатление от запущенных и умирающих дворянских усадеб близ Сум (Харьковская губерния). Работа над произведением шла медленно: Чехов был тяжело болен и писал «по четыре строчки в день и те с нестерпимыми мучениями».

Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

Задумывал Чехов «Вишневый сад» как комическое произведение. В письмах к супруге он писал, что его новая пьеса вышла легкомысленной, смешной, что порой комическое в ней переходит в фарс.

Однако режиссеры и актеры, воплотившие сюжет на сцене, представили пьесу как трагедию — тяжелую драму жизни. За маской смешного притаилось трагическое.

Такая особенность пьесы определила ее жанр — трагикомедия.

Несмотря на то что споры относительно жанровой природы этого произведения продолжаются по сей день, ее без каких-либо ремарок можно определить как драму.

  • Тема и проблематика произведения.

Продажа родового имения разорившимися дворянами — тема, которая была не новой для русской литературы рубежа веков. Однако ее не следует воспринимать как основную. Идейно-тематический пласт «Вишневого сада» намного масштабнее.

К рождению этой пьесы Чехова подтолкнули процессы экономического переустройства страны, которые вели к изменению духовного и культурного облика России. На смену старому дворянству приходит новый класс предпринимателей. Каковы будут жизненные приоритеты, каков уклад жизни они предложат — вопросы, которые тревожили писателя.

Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

Эта тема реализуется через ряд проблем, благодаря чему пьеса вышла полифонической. Среди них:

  • конфликт поколений;
  • отсутствие понимания в семье, между родными людьми;
  • внутренний разлад героев (они не умеют слушать других и понимать);
  • разрушение собственных корней, забвение памяти о предках;
  • разрушение красоты человеческой жизни;
  • уничтожение культуры (вишневый сад — это старая Россия).

Идея произведения — показать трагедию несоответствия желаемого и действительного. Нежелание что-то менять в жизни, меняться самим — причина жизненной драмы каждого персонажа произведения.

Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад» YouTube / Малый театр России: UGC

  • Главные герои «Вишневого сада»: ключи к характеристике.

В пьесе четко противопоставлены две категории героев — символы прошлого и настоящего. Аристократы, дворяне привыкли жить за счет других, они не ценят труд, умеют только тратить деньги.

Им противопоставлен Лопахин — человек, который всего добивается собственным умом, предприимчивостью, деловой хваткой.

Ему не важна красота (вишневый сад), для него важен доход и целесообразность использования ресурсов.

Будущее у обеих категорий героев туманное и мрачное: им придется строить жизнь заново. Они теряют родственные связи, связь с прошлым, привязанность к дому. Всем им суждено быть одинокими.

Представленная пьеса показывает, каких глубинных проблем и конфликтов удалось коснуться автору. Произведение обладает сильным и многоаспектным подтекстом, который можно познать, только прочитав полностью этот шедевр.

«Ромео и Джульетта»: краткое содержание и анализ

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1848375-visnevyj-sad-kratkoe-soderzanie-i-analiz-pesy/

Анализ «Вишнёвый сад» Чехов

Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад»

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3423.

Обновлено 14 Октября, 2021

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3423.

Обновлено 14 Октября, 2021

Пьеса Чехова “Вишнёвый сад” – это последнее драматическое произведение писателя, преисполненное печали об уходящей эпохе русского дворянства.

Большинство критиков и литературоведов, которые проводили анализ произведения, сходятся во мнении, что в этой пьесе Чехов выразил своё отношение не только к прошлому России, но и к её настоящему и будущему.

Предлагаем ознакомиться кратко с нашим вариантом анализа пьесы Чехова по плану при подготовке к уроку литературы в 10 классе.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.

Год написания – 1903 г.

История создания – Отец Чехова вынужден был продать свою усадьбу. Это событие подтолкнуло автора на написание “Вишнёвого сада”.

Тема – Основные темы, которые поднимаются в произведении “Вишнёвый сад”, – это: тема невозможности приспособиться к “новому времени”, конфликт отцов и детей, потерянное поколение, размышления о судьбе России.

Композиция – Пьеса состоит из пяти частей. Первое действие пьесы – экспозиция. Второе действие – завязка, разделённая на две условные части. третье действие – это кульминация произведения и четвертое действие – развязка.

Жанр – Чехов называл пьесу “Вишнёвый сад” комедией, критики – трагикомедией и драмой.

Направление – “реализм”.

История создания “Вишнёвого сада” началась в городе Таганроге, где находилось родовое имение Чехова. Отец писателя вынужден был продать своё “дворянское гнездо” ради того, чтобы расплатиться с долгами.

Чехов лично испытал всю гамму чувств, связанных с потерей своего имения, поэтому ему с легкостью удалось создать образ Раневской. Антон Павлович также был знаком и с прототипом героя Гаева – Киселевым А. С.

, которому также пришлось продать усадьбу, чтобы поправить материальное положение.

И если изначально драматург хотел создать легкую и смешную пьесу, где главным действием должна была стать продажа имения с молотка (этими идеями Чехов поделился в письме к своей жене в 1901 – ом году), то впоследствии ему пришлось отказаться от этого замысла. Наблюдая за процессом обнищания и вырождения дворянства как класса, Чехов не мог игнорировать явный трагизм происходящего и вместо весёлой комедии на свет появилось произведение, созданное на основе жизненного опыта и потому правдивое и грустное.

Анализ произведения “Вишнёвый сад” невозможен без определения темы.

Основная тема произведения – тема времени, и она не нова в литературе. При смене эпох не каждый человек может приспособиться и влиться в новое течение времени, принять новый порядок и найти своё место в изменившемся мире.

Главная проблема произведения – это непонимание одного поколения другим. Чехову мастерски удалось отобразить конфликт поколений, используя многоуровневую систему образов, где Раневская и Гаев символизируют прошлое, Лопахин – настоящее, а неопределенное будущее – Аня и Петя.

Необходимость приспосабливаться к новому времени, чтобы выжить, – это одна из основных мыслей произведения.

Общая характеристика личностного отношения автора к Раневской – негативное. Это инфантильная особа, любящая страдания: она любит вишнёвый сад, хотя пережила в нём немало бед, но все равно возвращается туда.

Эта женщина не умеет любить. Иначе как объяснить то, что она забывает своего верного старого слугу Фирса в доме, когда покидает имение, и его заколачивают внутри? Окружающие её люди, которые сделали ей немало добра, для неё никто.

Конфликт отцов и детей также проходит красной нитью в проблематике пьесы. Любовь к дочери Анечке у Любови Андреевны Раневской также неполноценна. Она отказывается принимать то, что дочь уже не ребёнок, и поэтому беззастенчиво устраивает личную жизнь в ущерб интересам дочери.

Сам же вишнёвый сад – это символ России. Старый сад никому не нужен, кроме Раневской. Аня и Петя мечтают о новом саде, старый погибающий сад им ни к чему. Гаев, как и Раневская, любит вишнёвый сад, но ничего для его сохранения не предпринимает.

Таким образом, автор очевидно говорит читателю о том, что старая Россия умрёт вместе со старым поколением и выражает надежду на то, что новое поколение построит новую Россию, с новым укладом.

Параллель между садом и всей Россией придаёт очевидный смысл названию произведения. Вишни расцветают в мае: они , благоуханны и прекрасны ровно отпущенную им неделю, а затем опадают.

Так прекрасно и скоропостижно опало дворянство, погрязшее в долгах и нескончаемых полемиках.

Композиционно пьеса состоит из пяти частей.

Первое действие пьесы – это экспозиция. В доме все ожидают приезда из Парижа хозяйки имения Раневской с дочерью. Домочадцы говорят и думают каждый о своем, совершенно не слушая друг друга.

Именно поэтому многие реплики героев брошены невпопад. Эта разобщенность очень напоминает разноголосую Россию, в которой также живут такие же непохожие друг на друга люди, которым сложно достичь взаимопонимания.

В первом же действии читатель наблюдает и завязку. Любовь Андреевна с дочерью появляются в доме.

Постепенно домочадцы узнают, что Раневской грозит разорение, но ни сама хозяйка имения, ни ее брат Гаев не могут предотвратить неминуемого банкротства.

Только у Лопахина появляется план спасения: вырубить старые вишни и построить на месте вишнёвого сада дачи. Это помогло бы выжить имению, но спесивые хозяева отвергают его предложение.

Читайте также:  Сочинение: Описание метели и бури в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Во втором действии герои возвращаются к обсуждению судьбы поместья с садом. Раневская вновь с презрением отказывается от помощи Лопахина в решении этого вопроса и предпочитает предаваться воспоминаниям о былом. Ей намного проще бездействовать, нежась в своих страданиях. Гаев и купец постоянно ругаются.

Третье действие является кульминацией пьесы. Старые владельцы, словно ничего страшного не происходит, решают устроить бал, и пока они веселятся, проходят торги и их усадьба уходит с молотка. Её приобретает бывший крепостной Раневской – Лопахин.

Четвертое действие – это развязка произведения. Раневская возвращается в Париж, чтобы продолжать проматывать своё состояние. После её отъезда все герои расходятся кто куда. В доме остаётся лишь старый слуга Фирс, о котором попросту забыли и оставили в заколоченном доме.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Вишнёвого сада», а для основных подготовили отдельные страницы:

Определить жанр “Вишнёвого сада” непросто. Сам Чехов считал своё произведение комедией, но с его мнением категорически были не согласны литературоведы и театральные критики, которые относили пьесу к жанру трагикомедии или драмы. Возможно, именно это жанровое своеобразие обеспечило произведению успех.

К тому же пьеса изобилует элементами нового течения, так называемого, “театра абсурда”. Реплики героев очень часто не имеют никакого смысла и логической связи. Они обращены в никуда, словно люди разговаривают сами с собой.

Эта антидрама изобилует разрушенными диалогами и несостоятельностью коммуникации.

Отчуждение личности от общества, глобальное одиночества каждого человека в мире – вот суть экзистенциальной проблемы, которая также присуща театру абсурда.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3423.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 15/15

Гость завершил

Тест «Биография Набокова»с результатом 5/10

Гость завершил

Тест «Маленький принц»с результатом 12/14

Гость завершил

Тест «На дне»с результатом 12/15

Гость завершил

Тест Глагол 7 классс результатом 7/10

Гость завершил

Тест на тему “Былина”с результатом 5/5

Гость завершил

Тест «Биография Тургенева»с результатом 8/12

Гость завершил

Тест на тему “Письмо другу”с результатом 5/5

Гость завершил

Тест «Капитанская дочка»с результатом 13/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Анализ пьесы Чехова Вишневый сад

История создания пьесы

Впервые о своих планах по поводу написания пьесы «Вишнёвый сад» Антон Павлович Чехов упоминал ещё в 1901 году. Сначала она была задумана, как смешная пьеса, а её темой должна была стать – продажа очередного имения с молотка.

Эта тема была очень знакома писателю, так как когда-то в детстве так же само был продан и дом его отца.

Дело в том, что конец девятнадцатого – начало двадцатого столетия – это период, когда новое третье сословие начало постепенно вытеснять из своих дворянских гнёзд бездумно разорившихся бывших хозяев.

Именно из истории обитателей этих умирающих дворянских усадеб и черпал Чехов замысел своей пьесы. Работал Чехов над этой пьесой намного дольше, чем над другими своими произведениями, и связано это как отмечал сам писатель с тем, что эта тема была для него очень важна и болезненна.

Смысл названия

Вишнёвый сад – это прекрасное создание Матушки-природы и человеческих рук. Однако сад в пьесе Чехова имеет ещё и ряд символических значений. Так, для Любочки сад – это воспоминание о детстве, об утрате чистоты и молодости, и о времени, когда она была беззаботной и счастливой девочкой, такой, как его родная дочка Анечка.

С образом вишнёвого сада связаны и рассуждения главных героев о социальном укладе в современной России. Можно ли спасти этот прекрасный сад, который так дорог всем обитателям этой помещичьей усадьбы? Как окажется, нет, нельзя, он обречён. Спасение его хозяев только в одном. Необходимо вырубить его, а саму землю отдать под застройку дачных домиков.

Но сад в пьесе имеет ещё один символ. Сад – это глубокая вера человека в лучшее будущее.

Почему А.П.Чехов назвал пьесу «Вишнёвый сад» комедией?

Сам Антон Павлович Чехов называл её комедией, а иногда даже фарсом. Почему, спросите Вы? Да потому, что комедия – это такой жанр, который заставляя своего зрителя смеяться, одновременно разоблачает отрицательные стороны как отдельно взятого человека, так и всего общества в целом.

Своей цели автор, работающий над комедией, добивается при помощи ряда специальных художественных средств, а именно: принцип преувеличения или приуменьшения, пародии, сближение явлений абсолютно противоположных по отношению друг к другу.

Ну и самое главное значение смеха в пьесе – это, конечно же, желание автора заставить своего читателя или зрителя посмотреть на окружающий мир совершенно с другой стороны.

Основная идея пьесы

Основной идеей пьесы  является чувство ожидания каких-то изменений в жизни. И это чувство владеет всеми героями пьесы. Каждый из них чувствует временность своего пребывания в этом мире, бренность самого бытия.

В их жизни, как и в самой России, старая жизнь оказалась разрушенной, а вот новая ещё не построена, и совершенно непонятно какой она будет. Вот они все, от страха перед этим самым будущим, и хватаются за прошлое.

  • Тема пьесы
  • Основная тема пьесы  – рассказ о гибели «дворянского гнезда», победа промышленников над отжившими свой век главными героями – Раневской и Гаевым, победа нынешнего времени над прошедшим.
  • Проблематика пьесы

Главная проблема – это недопонимание между поколениями. Представителями старшего поколения являются Раневская и Гаев – разорившиеся дворяне, не желающие смириться с этой мыслью. Они олицетворяют прошлое. А настоящие представляет среднее поколение (Лопахин) и молодое (дочь Раневской и Петя Трофимов)

В пьесе конфликт ярко не выражен, он является скрытым, так сказать, внутренним  и заменён в пьесе драматическими переживаниями главных героев.

Символика в пьесе

Главным символом пьесы «Вишнёвый сад» является образ самого сада. Недаром же, Трофимов в своём монологе говорит о том, что «Вся Россия – это сад». Вокруг этого сада происходят все действия в пьесе, на его проблеме раскрываются характеры каждого из героев и их судьба.

Символичным является также и топор, который был занесён над садом, потому что именно он вызвал конфликт в жизни каждого из героев. Но, надо сказать, что этот конфликт так и не был разрешён – ни с садом, ни в душах героев.

Ещё одним символом является время, которое герои проживают за время действия пьесы. Сам спектакль идёт около трёх часов. Само же действие – это более длительный отрезок времени, в котором олицетворяется прошлое, настоящее и будущее как самих героев, так и самой России.

Композиция

Пьеса Чехова «Вишнёвый сад» не имеет так называемой завязки, кульминации и заключения в том смысле, в котором мы привыкли понимать эти понятия. «Вишнёвый сад» очень сильно отличается от обычного драматического произведения.

Комедия имеет четыре действия, которые в свою очередь делятся ещё на несколько явлений. По времени действие пьесы длится пять месяцев – с мая до октября.

  1. Первое действие
  2. Экспозиция.
  3. Все основные персонажи ждут приезд Раневской из Парижа.
  4. Завязка.

Приезд Раневской с дочерью. Имение выставляется на торги. Лопахин предлагает выделить его под строительство дач, но Раневская и Гаев не могут принять такое трудное для них решение. Эта нерешительность как раз и является началом конфликта, конфликта между поколениями – между прошлой жизнью и настоящей.

  • Действие второе
  • Во втором действии как раз будет решаться судьба и сада и самого имения госпожи Раневской.
  • Действие третье
  • Кульминация.
  • За пределами сцены происходит продажа помещичьего имения и вишнёвого сада, а на сцене зрители могут видеть глупый и нелепый бал, который Раневская устроила для соседей-дворян бал на последние деньги.
  • Действие четвёртое
  • Развязка.

Проблема вроде бы как разрешилась. Все успокоились и устремились в будущее. Все разъезжаются по домам. И вот только зрители могут слышать удар топора. Это рубят вишнёвый сад.

2 вариант

В творчестве А.П.Чехова тема судьбы Родины присутствует практически в каждом произведении. Особенно ярко она стала выражаться в последние годы жизни писателя. Пьеса «Вишневый сад» яркий пример этого. Пьеса с ярко выраженной социальной направленностью выражает отношение автора к будущему России. Для него страна и есть тот самый сад, который вырубается.

Читайте также:  Анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» (Бунин)

Несмотря на то, что А.П.Чехов назвал свое произведение комедией, однозначно отнести ее к этому жанру нельзя. Разрушаются человеческие судьбы, разоряются поместья, вырубается сад, обесцениваются человеческие ценности. Все это производит впечатление трагедии на фоне комических картинок.

Яркими образами наполнена вся пьеса. Обычные люди со своими достоинствами и недостатками представляют прошлое, настоящее и будущее дворянского сословия России.

Представители прошлого поколения- это Раневская, Фирс, Гаев, умеют лишь сорить деньгами, говорить, но ничего не делать. Л.А.Раневская-владельца поместья, в котором разворачиваются события пьесы.

Она сентиментальна, привыкла к роскоши и ничего в образе жизни менять не собирается, несмотря на тяжелое финансовое положение.

Ничем не отличается и ее брат Гаев, умеющий много говорить, строить не реальные планы и бездействовать.

Современное дворянство представлено в образе Лопахина, который сам в жизни всего добился.Он трудолюбив, расчетлив, но для него главное показать окружающим как он -человек крестьянского происхождения- сумел купить поместье бывших хозяев его отца.

Будущее России автор видел в молодых героях произведениях- Анне и Трофимове. Они мечтают о переменах в обществе, для них продажа имения и вырубка сада- прощание с мрачным прошлым.

Действие пьесы носит довольно длительный период времени (с мая по октябрь). Жизнь одного имения течет равномерно, без каких-либо явных конфликтов. Многие события в жизни героев происходят за сценой (торги по продаже имения). Этим и отличается пьеса Чехова от привычного классицизма.

Пьеса состоит из 4 частей, как и в других произведениях она начинается с экспозиции-ожидание приезда хозяйки, собравшиеся говорят каждый о своем, не слушая друг друга.

Далее завязка сюжета Раневская объявляет о разорении, предложенный Лопахиным план по вырубке сада и строительстве дач отвергается. Кульминация пьесы можно назвать «балом во время чумы»: торги по продаже имения, а на сцене бал бывших хозяев.

И символичная развязка- дом покинут, остался лишь старый слуга Фирс.

Вишневый сад-символичен для всех поколений. Темы, затронутые в произведении актуальны сейчас. До сих пор близки проблемы человеческого одиночества, поиска счастья, взаимоотношения родителей и детей. Пьеса всех времен и поколений будет интересна еще ни одно столетие.

Вариант 3

Произведение «Вишневый сад» является одной из последних работ Антона Павловича, поставленное в 1904 году. Как раз в это время  Россия находилась  на пороге новых политических событий. Обновленные черты относятся не только в изменениях промышленности, но и в убеждениях  людей, теряются прежние жизненные ценности.

Основные события  происходят в имении Раневской, где четкой чертой рассматривается конфликт дворянства уходящего  с пришедшей ему на смену буржуазией.  Чехов, словами персонажей сравнивает Россию с садом. Но  грезы  Ани и Пети разрушаются об практический подход  Лопахина, по воле которого вишневый сад уничтожается.

Сравнивая Раневскую с  Николаем  Кирсановым из повести Тургенева «Отцы и дети», мы видим, что женщина  не желает  присоединиться  к свежим  веяниям жизни, а продолжает  расточительство. Ее переполняют эмоции и воспоминания о прошлом. И женщина  боится думать о том, что происходит сейчас.

Ее же брат Гаев показан полным ничтожеством. Этот герой  заканчивает  ряд  портретов  «лишних людей» в русской литературе. Длинные его высказывания смешны и нелепы.

Мы видим, что этот  конфликт  положительно решается  в пользу Лопахина, который является полной противоположностью прежним хозяевам сада. Автор  ясно понимал  хищническую природу денежной системы. Когда-нибудь  душа Лопахина огрубеет, и коммерческая жилка возьмет верх.

К тому же писатель показал, как деградирует дворянство.  Как считает  автор, капиталистический строй – непостоянное  явление, так как  несет с собой разрушение.

В пьесе Чехов изобразил  Россию, где еще прошлое не искоренено, но уже проглядывает будущее.  Так, например, Петя Трофимов, вечно мечтающий юноша, кажется автору человеком, который внесет изменения в эту жизнь. Ему верит только  Аня  и согласилась  отбыть  с ним в Москву. Видно, она впоследствии будет  революционеркой.

 Автор не предоставил нам картину новой жизни.  Петя должен был сменить Лопахина. Писатель был убежден, чтобы человек стал свободным, ему нужен весь земной шар. «Вишневый сад» – стал итоговой работой  творческого пути Антона Павловича. Данной пьесой он продолжил  идейное развенчание дворянства, начатое Тургеневым.

 Здесь он первым дал бой дворянству как классу.

Анализ произведения Вишневый сад

В произведении “Вишневый сад” Антон Павлович Чехов рассказывает о прошлых и нынешних хозяйствах, которым принадлежит сад. Любовь Андреевна была первой хозяйкой сада, которая в следствии обстоятельств вынуждена была продать его.

Ее приемная дочь Варя, с большой любовью и трепетом относится к вишневому саду. В доме она была и экономкой и управляла всем хозяйством. Варя единственный человек, который переживает за потерю сада, ее горе сравнимо с потерей близкого человека.

Любовь Андреевна Раневская по своему переживает потерю своего сада.

Она выросла в этом имении. Вишневый сад был очень дорог для нее, ведь здесь осталось ее прекрасные воспоминания о прошлом, каждая стена напоминала ей о каком-то счастливом событии из ее жизни. Как бы она не пыталась спасти его, даже передавала часть дачникам, и это не спасло их положение и не покрыло даже часть долгов.

Перед уездом в Париж Раневская очень сложно расстается с садом, даже уговоры ее брата Гаева смириться с потерей не утешали. Гаев был мечтателем, все время надеялся на свершение какого-то чуда, которое поможет спасти их имение, при этом сам не пытался что-то сделать для этого.

Единственным человеком, который был рад продаже имения, была дочь Раневской Анна. Своими заявлениями о том, что они купят новый сад, который будет лучше этого, она пытается успокоить свою мать.

Лопахин новый хозяин сада, очень рад, что приобрел прекрасное имение в свои руки, но больше его радует, что он обошел на аукционе другого покупателя.

Он очень жалеет, что придется избавляться от деревьев в саду. Но в глубине души Лопахин очень опечален тем фактом, что все-таки придется избавиться от деревьев. Его поведение говорило об обратном, в его словах был намек на то, что он не сделает этого.

Не случайно говоря с бывшими хозяевами имения, он проговаривает фразу ” попрощайтесь с садом до следующей весны».

Естественно читателю сразу понятно, что Лопахин в конечном итоге сделает все, чтобы Вишневый сад, сохранился таким, какой он есть, красивым и цветущим каждую весну.

Вишневый сад – было последнее произведение Чехова, возможно именно поэтому, к нему было приковано столько внимания. Это произведение был своего рода прощанием поэта с тем что на самом деле было очень дорого ему.

В этой пьесе поэт как будто хочет показать столкновение, прошлого, настоящего и будущего. Некоторые герои как будто пропитаны своим прошлым и живут в нем не замечая настоящего.

Кто, то же наоборот извлекает пользу из каждого прожитого дня, не теряя ни минуты, заботясь тем самым о своем будущем. Это делает сюжет произведения интереснее.

← Анализ рассказа Мальчики
← Анализ рассказа Хамелеон↑ ЧеховОбраз Рагина в повести Палата номер 6 →
Анализ рассказа Попрыгунья →

  • Актуальность Слова о полку Игореве
    Первые упоминания о «Слове» приходятся на 80 – 90-е годы 18 века. Его обнаружение связано с именем графа Алексея Мусина – Пушкина. Граф Алексей был известным коллекционером памятников Древней Руси
  • План рассказа О чем плачут лошади Абрамова
    Рассказчик любил подкармливать хлебом пасущихся лошадей и часами смотреть на добрых и умных животных. Бывало, что пьяный конюх забывал про привязанных на лугу лошадей
  • Анализ произведения Джейн Эйр Шарлотты Бронте
    Роман «Джейн Эйр» – один из лучших мировых произведений, написанный в форме биографического любовного романа.
  • Сочинение Делать чудеса своими руками по повести Алые паруса Грина
    Что такое чудеса? И верят ли в них люди? Господствует ошибочное мнение, что чудеса живут лишь в детских сказках, и верят в них только дети. Иногда кажется, что по мере взросления человек теряет способность верить в чудо
  • План рассказа Крыжовник Чехова
    Вдоль поля шли Иван Иванович Чимша‑Гималайский, ветеринарный врач, с учителем гимназии Павлом Константиновичем Буркиным. Буркин напомнил Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать о своем брате. Но тут начался ливень.
Ссылка на основную публикацию