Сочинение: Описание метели и бури в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сочинение: Описание метели и бури в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Буран. “Капитанская дочка”.
Художник М. Малышев

Буран (метель) в романе “Капитанская дочка” Пушкина являются одним из ярких эпизодов. Этот эпизод представлен во II-ой главе романа.

Во время бурана (метели) кибитка главного героя, Петра Гринева, застревает в поле. Внезапно на заснеженной дороге Петр встречает загадочного бородатого мужика. Незнакомец помогает Гриневу добраться до постоялого двора. Впоследствии Петр Гринев узнает, что загадочный незнакомец это бунтарь Емельян Пугачев.
Ниже представлен текст эпизода с описанием бурана (метели) в романе “Капитанская дочка” Пушкина.

Смотрите: Все материалы по роману “Капитанская дочка”

(отрывок из II главы романа)

“…Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?» – Это зачем? – Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу. – Что ж за беда! – А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.) – Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба. – А вон – вон: это облачко. Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!..» Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь?» – спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, – невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». Я стал было его бранить. Савельич за него заступился: «И охота было не слушаться, – говорил он сердито, – воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели… Вдруг увидел я что‑то черное. «Эй, ямщик! – закричал я, – смотри: что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин, – сказал он, садясь на свое место, – воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек». Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поровнялись с человеком. «Гей, добрый человек! – закричал ему ямщик. – Скажи, не знаешь ли, где дорога?» – Дорога‑то здесь; я стою на твердой полосе, – отвечал дорожный, – да что толку? – Послушай, мужичок, – сказал я ему, – знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега? – Сторона мне знакомая, – отвечал дорожный, – слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да вишь какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам. Его хладнокровие ободрило меня. Я уж решился, предав себя божией воле, ночевать посреди степи, как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: «Ну, слава богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай».

– А почему ехать мне вправо? – спросил ямщик с неудовольствием. – Где ты видишь дорогу? Небось: лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой. – Ямщик казался мне прав. «В самом деле, – сказал я, – почему думаешь ты, что жило[1] недалече?» – «А потому, что ветер оттоле потянул, – отвечал дорожный, – и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко».

Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю. Савельич охал, поминутно толкаясь о мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.

Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю[2] с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, – говорит она мне, – отец болен при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» – «Все равно, Петруша, – отвечала мне матушка, – это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из‑за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…» Ужас и недоумение овладели мною… И в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали». – Куда приехали? – спросил я, протирая глаза. – На постоялый двор. Господь помог, наткнулись прямо на забор. Выходи, сударь, скорее да обогрейся. Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее.”

Анализ эпизода "Буран в степи" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Анализ эпизода «Буран в степи» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Сцена бурана в степи из главы «Вожатый» служит завязкой событий исторической повести А.С.Пушкина «Капитанская  дочка» Основная сюжетная линия произведения  связана с образом повествователя – русского дворянина Петра Андреевича Гринева, служившего когда-то  в Белогорской крепости Оренбургского края.

Разные обстоятельства приводят Гринева и предводителя крестьянского восстания Е.Пугачева на завьюженную метелью дорогу. Эпиграф, который взят автором из старинной народной песни, говорит об этом, но ставит перед читателем загадку: о ком пойдет речь – о Гриневе или неведомом «добром молодце», которого завела в «сторону незнакомую» «прытость, бодрость молодецкая».

 Для раскрытия характеров героев  Пушкин использует различные приемы: пейзаж, диалог, портрет.  Вот взволнованный проигрышем и мучимый стыдом перед верным Савельичем Гринев обращает внимание на окружающую местность: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами».

Это только предчувствие событий, и понять его помогает эпитет «печальный». А сами события, как это часто бывает, начинаются со слова «вдруг: ямщик вдруг замечает облачко, предвещающее буран, и просит барина остановиться. Гринев молод, самонадеян, он и на этот раз не хочет слушать Савельича.

И вот, наконец, сцена бурана. Пейзаж у Пушкина немногословен, точен и выразителен. Короткие предложения без пышных эпитетов и сравнений дают тем не менее образную картину: туча «тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо». Метафора помогает почувствовать страх и беспомощность людей перед надвигающейся стихией: «В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем».

Образ метели, бурана в литературе не нов. Новым было символическое значение стихии, которое вслед за Пушкиным подхватили многие русские писатели (например, А.Блок в поэме «Двенадцать»). Бушующее море, яростный ветер, метель – это символы стихийных эпохальных событий: восстаний, революций.

В этом эпизоде есть «мрак и вихорь» и езда по полю, похожая «на плаванье судна по бурному морю». Пушкинский буран в степи – это символ стихийности народного восстания под предводительством Пугачева. Отсюда – одушевленность в описании метели: «И ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным».

Но вот положение готовых погибнуть людей (и свое!) спасает случайный путник. Речь незнакомца успокаивает и завораживает; она рассудительна, уверенна и напевна: «Сторона мне знакомая, слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек …

» Здесь читатель вспоминает эпиграф и опять недоумевает: о ком он? Вожатому «сторона» оказывается «знакомой». Этот случайный попутчик привлекает Гринева.

 В нем все располагает: «хладнокровие ободрило», «сметливость и тонкость чутья…изумили», а позже и «наружность его показалась… замечательной».

Портретная характеристика Пугачева позволит многое узнать об этом  удивительном человеке: ему «сорок лет», а в «бороде проседь», у него «живые большие глаза», говорящие об уме, «волосы обстрижены в кружок» по-казацки, но на нем был крестьянский оборванный армяк и татарские штаны».

Не это ли прообраз психологического портрета у Лермонтова и Достоевского? Примечателен и разговор вожатого с хозяином умета: из иносказательных фраз, напоминающих пословицы и поговорки, мы узнаем о каких-то готовящихся значительных событиях, о которых нельзя высказываться открыто.

Прием иносказания прослеживается и в  эпизоде сна Гринева. Пушкин был чрезвычайно суеверным человеком, верил в приметы и значения снов. Не случайно его герои часто видят «пророческие» сны (вспомним Татьяну Ларину, Германна в «Пиковой даме»).

 Свой «вещий» сон видит и Гринев. Из дальнейшего содержания повести мы узнаем, что, действительно, дорога к счастью пройдет для Гринева и Маши через «мертвые тела» и «кровавые лужи», а Пугачев станет им своего рода «посаженым отцом».

Топор в руках чернобородого мужика окажется символом возмездия.

Читайте также:  Гораций - славный внук, меценат, праотцев царственных: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Таким образом, на степной дороге (другое ее значение – жизненный путь) судьба главного героя повести Гринева пересечется с судьбой Пугачева.

Их пути будут перекрещиваться не раз, и не раз Пугачев спасет и самого Гринева, и его невесту. Пушкину важно подчеркнуть значимость этой сцены.

Отсюда и символический образ бурана, и детали, воссоздающие облик Пугачева. И везде мы видим незримую симпатию, возникшую между двумя героями.

Введение

Наиболее глубокие из современных исследований представляют художественный мир Пушкина как сложнейшее противоречивое целое, которое не может быть сведено ни к одному из своих идеологических полюсов.

Пушкин, воспитанный в Лицее, был совершенно равнодушен к православию, нерелигиозен, но он был искренне верующим человеком с собственным глубоким мистическим опытом.

Отец русской поэзии интересовался не только гороскопами, которые Эйлер составлял по просьбе Екатерины, но он знал и тайную силу камней и талисманов.

Именно поэтому на его известном портрете вы можете видеть столько перстней на его пальцах.

Получив разрешение царя на работу с архивами для написания истории восстания Пугачёва, Пушкин занялся главным для себя делом – исследованием характера и души русского народа.

Непрерывное многолетнее изучение русской и мировой истории и культуры, работа в архивах привели Пушкина к пониманию необходимости самодержавия и православия для русского народа, хотя он сам был глубоко чужд любым идеям о монархии, использующей идеологию религиозного воспитания

Функции образов природной стихии в творчестве А. С. Пушкина разнообразны: эстетическая, философская, символическая, сюжетная. В «Капитанской дочке» образ стихии выполняет прежде всего символическую и философскую функции, перед нами описание бурана, метели. Обе стихии представляют собой сложные символы и помогают Пушкину раскрыть в этих произведениях свою философию.

В «Капитанской дочке» стихия предстает перед читателями в образе бурана, описанного во второй главе. При его изображении Пушкин использует детали и сравнения: зимнюю степь Пушкин называет «снежным морем», движение кибитки похоже на плаванье судна по бурному морю.

Пугачев предлагает, если небо прояснится, искать дорогу по звездам, как это всегда делали мореплаватели. Несколько раз Пушкин называет буран «бурей», хотя это слово больше подходит для описания состояния морской, водной стихии.

Рисуя образ страшного бурана, Пушкин использует аллитерацию, паронимический ряд слов на букву «б». «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда буран!»

Пророческий сон Гринева навеян бураном («я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури, значит, образ бурана в произведении тоже является пророческим. Вся повесть «Капитанская дочка» представляет собой описание стихии Пугачевского восстания.

Образ бурана предвещает и символизирует страшные события, бурю гражданской войны, народной смуты. Образ Пугачева сливается с образом бурана. Пугачев выполняет роль лоцмана, который выводит Гринева из бескрайнего «снежного моря».

Природная стихия сталкивает Гринева и Пугачева, но народная стихия разъединяет этих героев.

Пугачев появляется внезапно из «мутного кружения метели», в предварение мужицкого бунта… Он – оборотень и – как оборотень – не поддается четкой фиксации. Точнее сказать, в нем совмещаются несколько зрительных образов, создавая перед глазами притягательную загадку.

Фигура материализуется из ночного сумрака и снежного вихря, и образ Пугачева, знаменуя дальнейшие метаморфозы в романе, с самого начала вращается: «Вдруг я увидел что-то черное», «Что там чернеется?»; «… Воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что-то шевелится. Должно быть, или волк, или человек».

Развивая эту линию интерпретации образа Пугачева, Абрам Терц пишет: «Цепь переворотов и насильственных смертей плелась возле трона. А вы еще спрашиваете: отчего произошла революция в России?

«Мутное кружение метели» в «Капитанской дочке» символизирует еще и саму жизнь, случайность, непредсказуемость жизни, как в повести «Метель».

И в «Метели» и в «Капитанской дочке» стихия все-таки счастливо влияет на судьбу главных героев.

Ведь если бы Гринев не встретил Пугачева в ту ночь посреди снежной степи и потом не подарил бы ему заячий тулуп, то неизвестно, как сложилась бы судьба Гринева при встрече с Пугачевым в Белогорской крепости.

Невольно приходит на ум, что как в результате наводнения в «Медном всаднике», так и во время народного восстания в «Капитанской дочке» погибают невиновные люди.

Пугачевцы убивают капитана Миронова, его жену, в период наводнения гибнут Параша и ее мать. В «Капитанской дочке» результаты гражданской войны страшны: «Бедствие доходило до крайности… состояние всего обширного края было ужасно».

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — заключает Пушкин устами Гринева.

Полагаю, что образ стихии в повести Пушкина «Капитанская дочка» помогает читателям понять смысл этого произведения и важные для автора идеи.

«Бессмысленный и беспощадный» бунт народа, разъяренная водная стихия — это кара, посланная Богом и правителям, и самому народу за то, что они превратились в тиранов и рабов.

Пушкину ненавистны и «барство дикое», и «рабство тощее», о чем он говорит и в своей гражданской лирике, и в рассматриваемой повести.

Тема бурана и ее значение в повести "Капитанская дочка" Пушкина А.С

Автор Юлия Котова June 5, 2015 30-е годы XIX века – эпоха расцвета пушкинской прозы. «Лета к суровой прозе клонят, лета шалунью-рифму гонят», — так писал сам поэт. В это время один за другим возникают шедевры: «Повести Белкина» (1830), «Дубровский» (1833), «Пиковая дама», «Капитанская дочка» (1836).

Особенности прозы Пушкина

Пушкин создал художественную прозу принципиально нового, реалистического характера. Это особенно видно, если сопоставить ее с предшествующими и современными поэту произведениями. Русская литература XVIII – начала XIX веков была преимущественно стихотворной.

Проза воспринималась, как низкий жанр. В центре литературы стояла ода – торжественная стихотворная форма. Первым, кто вывел прозу как жанр, сопоставимый по значимости со стихотворной формой, был Карамзин.

Но все-таки прозаический слог его был искусственный, слишком художественный, усложненный метафорами и другими оборотами.

Уже в 1822 году Пушкин отмечает большой вклад Карамзина в становление русской прозы, однако отмечает, что, в отличие от стихотворных форм, язык прозы беден и не развит должным образом. Пушкин хочет добиться простоты и естественности в повествовании. Восполнить этот пробел были призваны «Повести Белкина», где писатель блестяще справляется с поставленными задачами.

Повести Белкина

«Повести Белкина» сыграли основополагающую роль в становлении реалистической прозы как в творчестве самого Пушкина, так и во всей русской литературе. Книга состоит из 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

Образцом подлинной прозы считал «Повести Белкина» Лев Толстой, он советовал их перечитывать постоянно. Пушкин написал произведение, которое отличала широта взгляда на жизнь и на человека.

Он смог показать жизнь в целом, с ее конфликтами и противоречиями, счастьем и трагизмом.

Основные принципы пушкинского стиля – драматизм и событийность. Причем последняя лишена исключительных событий, тайн, приключений. Если Пушкин и вводит в повествование фантастические сюжеты – они имеют фрагментарный характер, но никак не сюжетообразующий. По-особенному использует Пушкин и таинственное – оно всегда достоверно объясняется в ходе изложения событий.

Еще одна особенность «Повестей Белкина» и всей прозы Пушкина – отказ писателя от деления героев на резко положительных и отрицательных. Пушкин показывает характер героя со всех сторон, отмечает его неоднозначность и многогранность.

Пушкин приписал авторство «Повестей» условному автору – Ивану Петровичу Белкину. Писатель характеризует его как добродушного человека, который описал события, «слышанные от разных особ». Но эти простые рассказы уже Пушкин наделяет глубоким смыслом, наблюдательностью и жизненной правдой.

Краткое содержание повести «Метель»

Повесть, которую второй поместил в «Повести Белкина» Пушкин – «Метель».

Начинается она с описания семьи поместных дворян, проживающих в поместье Ненарадове: «доброго» Гаврилы Гавриловича Р*, его супруги и дочери Маши, 17 лет. Маша – завидная невеста для многих соседей.

Воспитанная на любовных романах, она влюблена в заезжего армейского прапорщика, Владимира. Конечно, родители Марии Гавриловны против этих отношений.

Возлюбленные встречаются, ведут любовную переписку. Вскоре Маша и Владимир решают тайно обвенчаться. Расчет их прост: родителям не останется ничего, как признать факт женитьбы. Молодые назначили дату, Владимир договорился со священником из соседнего села, чтобы тот обвенчал их в одну из зимних ночей.

В назначенный час Маша, ссылаясь на головную боль, уходит спать раньше. Она переживает, что обманывает родителей, но тем не менее, сговорившись с горничной и кучером, темной зимней ночью убегает из дома. Начинается метель.

В это время Владимир, договорившись со свидетелями, спешит в село Жадрино, где должно совершиться венчание. Метель разыгрывается не на шутку, Владимир блуждает в буране всю ночь, и только под утро оказывается в церкви, но, увы, двери уже закрыты.

После этого Пушкин переносит читателя опять в семью Маши, а там утро начинается как обычно: завтрак родителей, к ним спускается Маша. К вечеру она заболевает горячкой: лежит в бреду несколько дней.

Родители уже согласны на свадьбу ее с Владимиром. Ему отправляют письмо с приглашением, на что получают ответ, что он знать ничего не хочет о Маше. После этого Владимир отправляется на Отечественную войну.

Между тем Маша идет на поправку и узнает о смерти возлюбленного.

Через несколько месяцев умирает Гаврила Гаврилович, Маша становится богатой наследницей. Они с матушкой уезжают от тяжелых воспоминаний в другое селение. Там Марию окружают женихи, но она ни с кем не хочет иметь дело. Единственный, к кому она испытывает симпатию – полковник Бурмин.

Он решается объясниться с Машей и рассказывает ей историю о том, что женат на девушке, которую даже не видел. Путаница случилась в зимнюю ночь, когда разбушевавшаяся метель завела его в небольшую церквушку в селе Жадрино. Оказывается, что его невестой в ту ночь стала Мария.

Бурмин бросается к ногам Маши.

Мария Гавриловна: характеристика героини

Мария Гавриловна – это основной женский образ, который описывает повесть Пушкина «Метель». Девушка сентиментальна, она воспитана на французских романах. Любовь ее к Владимиру – следствие этой увлеченности. Отношения Марии и Владимира строятся также на традициях романов о любви: тайные встречи, переписка, неодобрение родителей и решение скрытно обвенчаться.

Накануне венчания Маша находится в смятении: все обстоятельства, происходящие с ней, говорят читателю о том, что она поступает неправильно. Да и сама героиня отчасти понимает это: в ее действиях и поступках нет решительности, скорее наоборот.

Девушка со слезами прощается с родителями, плачет в своей комнате – она не ведет себя, как счастливая невеста. Особое внимание уделяется сну Маши накануне побега: она видит останавливающих ее родителей и Владимира, лежащего в луже крови. Тем не менее девушка сбегает.

Только в конце повести читатель узнает, что пришлось пережить бедной Маше. Но она никак не выдала себя родителям.

За свой проступок Маша наказана судьбой: чуть не скончалась от болезни, лишилась жениха, умер отец, да еще и замуж выйти не может, потому что обвенчана с совершенно незнакомым человеком.

Мария хранит память о погибшем женихе, и только Бурмин смог растопить ее сердце. Пушкин сразу показывает читателю, что именно он — это тот, с кем Мария будет счастлива.

Читайте также:  Сочинение выпускника о Первом звонке (1 сентября)

Интересно, что спустя четыре года Маша не изменила любовным романам – она стала похожа на их героиню – именно так подмечает Бурмин.

Скрыв от родителей тайный брак, героиня честна с возлюбленным: с горечью на душе она собирается ему рассказать о том, что с ней произошло той зимней ночью в метель.

Честность, открытость, романтичность Марии делает ее продолжательницей традиций Пушкина в описании русских девушек-дворянок, например, Татьяны Лариной. Только последняя была запечатлена в стихах, а Марию Гавриловну гений писателя изобразил в прозе. Далее эти традиции переймет Маша Миронова в «Капитанской дочке».

Владимир: нераскаявшийся эгоист

Два мужских персонажа: Владимира и Бурмина, женихов Маши, описывает Пушкин. Метель сыграла судьбоносное значение в их жизни.

Первый – Владимир, прапорщик, в которого влюблена Маша. Пушкин всячески намекает читателю, что вряд ли Владимиром движет любовь к Маше: «разумеется, молодой человек питал равные чувства», «разумеется, … счастливая мысль (о свадьбе – прим.) пришла в голову молодому человеку», «умолял в каждом письме … венчаться тайно».

Владимир – эгоист, думающий только о своей выгоде. В отличие от Маши, он не испытывает сожаления по поводу того, что родители будут обмануты, нет у него чувства вины, что забирает у них дочь.

Все приготовления к венчанию молодой человек откладывает на последний день, что говорит читателю о том, что свадьба для него не сакральный момент – она нужна как факт.

В отличие от Маши, «соучастницы» преступления, Владимир не испытывает никаких чувств раскаяния и сожаления. Единственное – отчаяние от того, что свадьба не состоялась.

Интересно появление Владимира во сне Маши: раненый, окровавленный, он просит ее поскорее обвенчаться.

Опять писателем делается упор на его эгоизм: обвенчаться несмотря на чувства девушки – во что бы то ни стало нужно выполнить задачу.

Судьба наказывает Владимира – он умирает от полученных под Бородино ран. Пушкин подчеркивает неотвратимость кары.

Бурмин: переосмысление поступков

Совершенно иной полковник Бурмин. С ним Маше «просто и свободно». В прошлом повеса, он искренне влюбляется в Марию Гавриловну и открывается ей в своем проступке.

Бурмин не хочет обманывать возлюбленную: со скорбью рассказывает он ей о своем проступке в прошлом, который наложил печать на его жизнь. Бурмин тоже несет наказание: невозможность жениться на любимой. Его отличие от Владимира – раскаяние.

Это видно по м, которыми он сопровождает рассказ Маше о той ночи: «Непонятная, непростительная ветреность», «преступная проказа», «жестоко подшутил».

Конфликт в повести

Конфликт, который изображает в повести Пушкин: метель – человек. Все основные действия героев происходят на фоне бушующей стихии. Именно она помогает Пушкину донести до читателя главную мысль: неотвратимость наказания.

Важные нравственные проблемы поднимает в повести Александр Пушкин. «Метель» — произведение, которое обличает эгоизм, легкомыслие, непочитание старшего поколения, родителей. Каждый из героев повести повинен в каком-либо из этих проступков.

https://www.youtube.com/watch?v=aK7LP2ipWQY

Чем провинились герои? Владимир – тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома. Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей. В то время это считалось большим грехом. Бурмин тоже провинился перед судьбой: он жестоко подшутил над неизвестной девушкой.

В итоге все герои наказаны судьбой. Причем, Владимир, как нераскаявшийся в «преступлении», несет самое жестокое наказание – умирает. Маша и Бурмин страдают в течение четырех лет. Повинившись в проступке, они обретают надежду на счастье – эти заканчивается повесть.

Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.

Место природной стихии в сюжете

Описанию природной стихии, сыгравшей решающую роль в повествовании, уделяет особое внимание Пушкин. Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин.

Действительно, она пытается остановить Машу от неверного шага, препятствует Владимиру добраться до церкви, приводит Бурмина к Маше, находящейся в полуобморочном состоянии перед алтарем.

Интересно, что отношения со стихией и ее восприятие у героев разное. Что касается Марии Гавриловны, то метель просто пытается не выпустить ее на улицу, буран кажется дурным знаком. Владимира же, напротив, метель сбивает с пути.

Именно его восприятие снежной бури, плутания по заснеженному лесу занимают весомую часть повести.

Владимир больше всех заинтересован в браке с Машей, он действует в пылу своего эгоизма, поэтому метели необходимо больше времени, чтобы отвести его в сторону, не дать осуществиться планам.

Примечательно, что Пушкин, описывая восприятие Владимиром метели, использует слова, обозначающие время: «В одну минуту дорогу занесло», «поминутно был по пояс в снегу», «не прошло и минуты». Это показывает нам, как герой спешит. Он не думает о Маше, как там она, не переживает ли – ему важно успеть заключить брак.

Если Владимира метель отводит от церкви, то Бурмина, наоборот, приводит туда. Он говорит Маше: «казалось, кто-то меня так и толкал». Бурмин признает, что им двигала какая-то неведомая сила.

И хоть восприятие метели у всех трех героев разное – их роднит одно: все отмечают неумолкающий характер стихии. Судьбоносный случай – вот что такое метель.

Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека.

Именно поэтому метель писатель выносит в название повести – так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев.

Особенности композиции

Повесть Пушкина «Метель» имеет линейную композицию. Однако, отличается рядом особенностей:

  1. Несовпадение фабулы и сюжета повести (фабула – временная цепь событий; сюжет – это непосредственно повествование произведения). Этим писатель добивается интриги повествования.
  2. Отсутствие пролога и эпилога. Эта особенность сделала повесть легкой, простой и точной — то, чего добивался Пушкин. «Метель», содержание которой сжато и лаконично, полностью соответствовала задумке автора.
  3. Эпиграфом Пушкин выбрал строки стихотворения Жуковского. Они подготавливают читателя к событиям повести: метели, которая сыграет главную роль в судьбе героев, вещим снам Маши, тайному венчанию в церкви.

Композиционно произведение Пушкина «Метель» сопоставляет две стороны человеческой жизни: романтическую и реальную. К первой писатель относится иронически, даже высмеивает ее. Романтическая – это «любовь» Маши и Владимира, которая подпитывается тягой девушки к любовным романам. Вторая, реальная, – это быт, обстоятельства, которые окружают героев.

Художественное своеобразие «Метели»

Пушкин поставил себе целью создать такую прозу, которая, по его словам, будет «не петь, а говорить». Отсюда и предельная экономия художественных средств в повествовании.

Знакомство читателя с героями происходит с первых же строк, отсутствуют портретные характеристики. Например, про Марию Гавриловну сказано только, что она была «стройная, бледная и семнадцатилетняя девица».

Также писатель не проводит психологического анализа состояния своих героев. Пушкин предлагает судить о персонаже по его поступкам и речам.

Все же в повести можно встретить эпитеты, особенно при описании метели: «мутная мгла» и метафоры: «равнина, устланная белым волнистым ковром». Но эти тропы использованы писателем очень скупо. Чаще даже в описании стихии встречаются глаголы: так событиям придается динамика. Пушкину не важно описать стихию, главное – какую роль она сыграет в судьбе героев.

«Метель» в музыке

Повесть легла в основу фильма, композитором на который был приглашен известный русский композитор Георгий Свиридов.

К повести Пушкина «Метель» он написал такое музыкальное сопровождение, которое предельно точно раскрывает психологическое состояние героев: отчаяние, тревогу, надежду на счастье. Свиридов вводит формы, которые не употреблял Пушкин.

Например, «Романс», который придает колорит произведению, показывает романтичные настроения Маши и Владимира.

Сравним, как показывают Свиридов и Пушкин метель. Отрывок, когда Владимир плутает в лесу. У писателя все построено лаконично, внимание сосредотачивается на поведении героя. То же самое показывает музыкой композитор: смятение, отчаянье, разрушающиеся планы и скорбь.

Образ грозы в пьесе Островского Гроза

Сочинение: Описание метели и бури в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» очень много внимания уделено описанию природы, изображению ее пейзажей. Да и центральной сценой, на фоне которой разворачиваются основные события повести, является снежная метель и вьюга на степных просторах.

Также можно заметить, что прочие описания пейзажей весьма коротки, а сценам вьюги наоборот, уделена изрядная доля внимания.

Так, изначально персонажи заметили, как буря начинала свое буйство – некрупное облако на горизонте постепенно переросло в тучу, которая расползлась по небу, после чего начало сыпать небольшими хлопьями снега, которые еще чуть позже обильно повалили более крупным снегом.

Этому сопутствовало усиление ветра с потемневшим небом, после чего разглядеть хоть что-то во тьме стало совсем нереально. Ситуация усугублялась тем, что дорогу заметает настолько, что проехать становится невозможно.

Но главному герою с кучером везет – блуждая в метели, они натыкаются на неизвестного им крестьянина, и он выводит заплутавших на постоялый двор. Этот момент имеет весьма большой символичный характер, потому что тогда Гринев познакомился с знаменитым разбойником и впоследствии предводителем бунтарей Емельяном Пугачевым.

По сути, вся эта сцена с бурей – знак предначертанной беды, она судьбоносна, символизирует собой будущее восстание. Пушкин сравнивает метель с мятежом – она также начинается с малого, постепенно разрастаясь все больше и больше.

  Сочинение на тему: «Моя будущая профессия — дизайнер»

Также олицетворена природная стихия – ветер свиреп, пустыни печальны, море снежное, туча тяжела, небо темное.

А описываемый автором снежный буран ясно дает нам понять о его отношении к историческим событиям – простой народ не имел понятия, в кого верить, куда и как ступать, что делать.

Так выражена буря – темнота, метель закруживает и заносит все вокруг, за воем ветра ничего толком не слышно, за слепящим снегом ничего не видно. Становится страшно, и персонажи сбиваются с пути.

Смутьян Пугачев спас Гринева два раза – первый раз, выведя из бури, а второй – в разгар мятежа.

Таким образом, автор демонстрирует положительные человеческие качества бунтаря – его благодарность и честность, при умеренном и уместном радушии.

Во время казни военных Петр Гринев дал знать Пугачеву, из-за чего не соглашается присягнуть ему, а тот, в свой черед, уважая Петра и помня его доброту, несмотря на его отказ от присяги пощадил молодого человека и отпустил.

Становится понятно, что буря является сценой с разными планами, выступающими и как элемент композиции, и как рисовка пейзажа, и как фон, который символизирует будущие события в романе.

Разыгравшаяся метель является предвестницей жестоких, кровопролитных событий на Руси, а также череды судьбоносных событий в жизни главного героя Петра Гринева.

Восстание под предводительством Пугачева имело большой размах, и автор вспыхнувший и разросшийся крестьянский мятеж сравнивает с разбушевавшейся стихией, бурей. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Популярные сочинения

  • Сочинение по поэме Василий Теркин (8 класс) Василий Тёркин» — поэма известного писателя Александра Трифоновича Твардовского, написанная в 1942 году. Всего в ней 30 глав. Именно данная поэма принесла писателю известность и народную признанность.
  • Сочинение Тема любви в творчестве Тургенева И.С.Тургенев не был счастлив в личной жизни. Большую часть он прожил на краю чужого гнезда, следуя за семьей певицы Полины Виардо. Может, поэтому все его произведения о любви немного печальные
  • Сочинение Герои повести Царь-рыба Астафьева Произведение «Царь – рыба» писателя Астафьева посвящена людям живущим на севере они выросли и живут в единстве, но, к сожалению, не в гармонии с природой.
Читайте также:  Сочинение по творчеству Анны Ахматовой

Гроза

Алексей Кондратьевич Саврасов. «Гроза». 1856.

Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!..Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый жёлтый лист, Крутясь слетает на дорогу…Ф. Тютчев. 1851.* * *

Алексей Кондратьевич Саврасов. «После грозы». 1870-е.

УспокоениеГроза прошла – ещё курясь, лежал Высокий дуб, перунами сражённый, И сизый дым с ветвей его бежал По зелени, грозою освежённой. А уж давно, звучнее и полней, Пернатых песнь по роще раздалася, И радуга концом дуги своей В зелёные вершины уперлася.Ф. Тютчев. 1830.* * *

Алексей Кондратьевич Саврасов. «Перед грозой». 1880.

В душном воздуха молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Звонче голос стрекозы…Чу! за белой, дымной тучей Глухо прокатился гром; Небо молнией летучей Опоясалось кругом…Жизни некий преизбыток В знойном воздухе разлит, Как божественный напиток, В жилах млеет и горит!Дева, дева, что волнует Дымку персей молодых? Что мутится, что тоскует Влажный блеск очей твоих?  Образ Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»Что, бледнея, замирает Пламя девственных ланит? Что так грудь твою спирает И уста твои палит?..Сквозь ресницы шелковые Проступили две слезы… Иль то капли дождевые Зачинающей грозы?..Ф. Тютчев. Начало 30-х годов.* * *

Архип Иванович Куинджи. «После грозы». 1879.

Весна кончается с первым тёплым дождём и первым раскатистым громом. Услышав гром, девушки должны кувыркаться через голову, чтобы поясница не болела во время жнитва. Причём надо успеть кувыркнуться, пока гром не затих. Хоть в луже, хоть на лужке, хоть в будничном сарафане, хоть в праздничном, всё равно кувыркайся. Смех, возгласы и восторженный девичий визг не затихают вместе с грозой.

В. Белов. «Лад». Москва. «Молодая гвардия». 1982.

* * *

Б. Щербаков. «Михайловское перед грозой».

Не остывшая от зною, Ночь июльская блистала… И над тусклою землёю Небо, полное грозою, Всё в зарницах трепетало…Словно тяжкие ресницы Подымались над землёю, И сквозь беглые зарницы Чьи-то грозные зеницы Загоралися порою…Ф. Тютчев. 14 июля 1851.* * *

Василий Владимирович Сухов. «Гроза». 1993.

Василий Григорьевич Перов. «Наушница. Перед грозой».

Гроза:

  Каков конфликт драмы “На дне”: своеобразие конфликта в пьесе

1. Атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками или между облаком и земной поверхностью (молния), сопровождаемых громом.

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния и гроза разразилась. (Тургенев. Бирюк.)

1.1. Бурные события, потрясения. [Шуйский:] Весть важная! И если до народа Она дойдёт, то быть грозе великой. (Пушкин. Борис Годунов.)

1.2. Сильные душевные потрясения, переживания.

Боже мой, что слышалось в этой тиши! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастия – всё звучало, не в песне, а в её голосе. (И. Гончаров. Обломов.)

2. Беда, опасность.

Грозы не чуя между тем,.. Мазепа козни продолжает. (Пушкин. Полтава.)

2.1. Бурное проявление своего недовольства, раздражения, гнева со стороны того, кто имеет над другим какую-либо власть, силу.

Для того, чтобы прийти в школу, ему [взрослому] нужно было преодолеть свой страх и дичливость, выдержать семейную грозу и насмешки товарищей. (Л. Толстой. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы.)

3. Тот, кто (или то, что) внушает страх, наводит ужас.

[Чуб] стиснул в руке кнут – страх и грозу докучливых собак. (Гоголь. Ночь перед рождеством.)

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1981 год.

* * *

Винсент Ван Гог. «Пшеничное поле под грозовым небом». 1890. Музей Ван Гога, Амстердам.

Дмитрий Белюкин. «Первая гроза».

Иван Иванович Шишкин. «Перед грозой». 1884.

Исаак Ильич Левитан. «Перед грозой». 1879.

Гроза

  • Кругом царила жизнь и радость, И ветер нёс ржаных полей Благоухание и сладость Волною мягкою своей.
  • Но вот, как бы в испуге, тени Бегут по золотым хлебам, Промчался вихрь – пять-шесть мгновений – И, в встречу солнечным лучам,
  • Встают с серебряным карнизом Чрез все полнеба ворота, И там, за занавесом сизым, Сквозят и блеск, и темнота.
  • Вдруг словно скатерть парчевую Поспешно сдёрнул кто с полей, И тьма за ней в погоню злую, И всё свирепей и быстрей.
  • Уж расплылись давно колонны, Исчез серебряный карниз, И гул пошёл неугомонный, И огнь, и воды полились…

Где царство солнца и лазури! Где блеск полей, где мир долин! Но прелесть есть и в шуме бури, И в пляске ледяных градин!Их нахватать – нужна отвага! И – вон как дети в удальце Её честят! Как вся ватага Визжит и скачет на крыльце!Аполлон Майков. 1887.* * *

Исаак Ильич Левитан. «Перед грозой». 1890.

Когда начинается гроза, на бочки с пивом нужно положить железный прут, чтобы пиво не прокисло. (Херефордшир и Кент). Если между 1 ноября и 31 января случается гроза, это предвещает смерть самого известного человека в деревне. (Сельские районы Уэльса).

Колокольный звон отгоняет грозу. (Повсеместно, особенно в Уэльсе).если двери и окна в твоём доме открыты, он защищён от удара молнии, поскольку она пройдёт через дом и выйдет наружу; если же двери закрыты, то дом будет разрушен. (Бедфордшир).

Согласно русским народным представлениям, во время грозы Св. Илья-пророк мчится по небу на огненной колеснице и «мечет на землю молниеносные стрелы, чтобы разить насмерть злых духов, враждебных человеку.

Ведая про то, злые, но трусливые бесы в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надёжные места для защиты».

«Основанием такого убеждения послужило нахождение в песке так называемых «громовых стрелок», то есть конусообразных сплавов от удара молнии в кварц».

От разящих стрел Ильи-пророка бес может спрятаться и в человека, но Святой не пощадит раба Божьего и убьёт его вместе с нечистым.

Русские крестьяне и в наши дни во время грозы неукоснительно соблюдают ряд запретов в качестве предохранительных мер. Так «нельзя быть с растрёпанными волосами, в подоткнутом платье – много места тут укрываться анчутке – беспятому (бесу).

Всякую посуду в избе надо опрокинуть, если она пустая: налитую следует поспешно закрестить». «Иметь во время грозы близ себя нечистых животных, т. е. собак и кошек, безусловно не следует потому, что в них может войти бегущий от опасности нечистый дух»… При пожаре, происшедшем от молнии, не позволяют кричать.

Пожар заливают пресным молоком, дробинами из квасника, или кидают в огонь сырое яйцо».

С первым громом и грозой также связывается идея обновления и очищения всего живого: «Кто умоется водой во время первой грозы, тот в течение целого года не будет хворать никакой болезнью»…

«В предупреждение болезни рук советуют: «когда ударит гром, того же разу кусай пальцы на обоих руках, чтобы успеть каждый палец укусить три раза».

«Энциклопедия суеверий». Москва, «Локид» — «Миф». 1995.

* * *

Йохан Кристиан Клаузен Даль. «Грозовые облака над башней замка в Дрездене».

Карл Павлович Брюллов. «Дорога в Синано после грозы». 1835.

Константин Маковский. «Дети, бегущие от грозы». 1872.

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Пейзаж с грозой». 1639.

ГРОЗА

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Сочинение в художественном стиле на тему гроза

Явления природы. Гроза, молния, дождь, туман Описание грозы Стремительно и напористо из-за горизонта надвинулась темная туча и как-то разом заволокла небо. Накрепко заточила яркое солнце в свою темницу. Стало хмуро. На какой-то миг все притихло, но только на миг. Словно спохватившись, задул резкий холодный ветер и поднял на реке злые черные волны.

Ослепительная молния вспорола небо. И сейчас же, резко и пугающе, как выстрел, прогремел гром. На Дон с неба обрушилась лавина дождя. Он хлестал по волнам толстыми плетями. А волны, огрызаясь, били навстречу тугим дождевым нитям. И в борт теплохода волны колотили шумно и угрожающе. Молнии вспыхивали почти непрерывно одна за другой. Не утихая, гремела в тучах гулкая небесная канонада.

И от этого блистания и грохотания трепетно сжималось сердце… Гроза бушевала долго, по меньшей мере минут тридцать. И оборвалась она так же разом, как и началась. Тучи разбежались и исчезли за горизонтом. Еще ярче засияло солнце, переливаясь мириадами радуг в каплях, повисших на листьях деревьев. Постепенно успокаиваясь, как после отбитой атаки, угомонился и рассвирепевший было Дон.

Колесников Г. Гроза // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С.

330 Ещё цитаты по тегу #Гроза Ночная гроза Все мне кажется, что молния в ночную грозу пытается вырваться из какого то плена: вспорет черноту неба, обдаст землю могучей волной света, но небо мгновенно захлопывает створки, и молния яростно рычит где-то за непроницаемой стеной своей темницы, чтобы снова – пусть на миг только – но прорваться светом сквозь ненавистную тьму. Колесников Г. Плененная молния // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 338. Ещё цитаты по тегу #Гроза Перед дождем Все стало ярко-серым. Полосы дождя где-то далеко от настемнили небо под тучами. Серебристо-сизая тучка все-таки прикрывала солнце, а оно в отместку раскалило ее край, и он засверкал расплавленным серебром… А над нашей головой замельтешили редкие капли. Вот-вот хлынет дождь при ярком солнце. Слепой дождь! Колесников Г. Преддождье // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 336. Ещё цитаты по тегу #Дождь Описание тумана На стыке тепла и холода гремят поздние осенние грозы. А когда остаются еще жаркие дни и наступают уже студеные ночи, над Волгой и Доном поднимаются туманы… На рассвете меня разбудила тишина. Машины теплохода остановились и замолчали. Я вышел на палубу. Все окрест было плотно окутано влажным и непроницаемо белым дымом тумана. Геде-то совсем рядом смутно просматривались очертания какого-то судна. Как наш теплоход, оно стояло на якоре. Что-то из старой сказки – тревожное и загадочное – заволокло душу. Поеживаясь от холода, я ждал на палубе появления солнца. Видимо, оно уже поднялось из-за горизонта. На востоке сквозь туман проступала еле различимая розоватость. Яснее стали очертания баржи рядом с нами. Это было самоходка – теперь она обозначилась совсем ясно. Туман исчезал как-то неприметно. Прояснились берега. Желтые березы на них. Впереди замаячили белые бакены. Как-то вдруг на небе вспыхнуло горячее солнце. Перед нами раскрылась тихая просторная река. Послышалась команда, загремели цепи поднимаемого якоря. Переждав туман, теплоход отправился в путь. Колесников Г. Туман // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 340. Ещё цитаты по тегу #Природа

Ссылка на основную публикацию