Анализ главы «Два солдата» (из поэмы «Василий Теркин»)

UGC

С лиро-эпическим творением Александра Твардовского о простом солдате, который стал символом непобедимости народного духа, школьники знакомятся в восьмом классе. Поможет в изучении знаменитой поэмы «Василий Теркин» краткое содержание и литературоведческая справка. Воспользуйтесь подсказками, чтобы систематизировать учебный материал.

«Василий Теркин»: краткое содержание

Поэма «Василий Теркин», краткое содержание которой предлагаем изучить, была рождена на фронте. Впечатления автора о действиях пехоты, которая стала одной из главных движущих сил Второй мировой войны, воплотились в истории главного героя — Василия Теркина.

При подготовке к занятию по теме «Поэма Твардовского “Василий Теркин”» краткое содержание по главам поможет акцентировать внимание на важных деталях, характеристиках персонажей. Ориентируйтесь на такое изложение сюжета поэмы «Василий Теркин» по главам:

От автора

В произведении несколько лирических отступлений, в которых Твардовский:

  • размышляет о важности прибаутки, которая поднимает боевой дух;
  • раздумывает о бесстрашии воинов;
  • вспоминает отчий дом;
  • опровергает слухи о смерти Василия Теркина;
  • прославляет каждого солдата, который стал воплощением его героя.

Анализ главы «Два солдата» (из поэмы «Василий Теркин») YouTube.com / Театр у микрофона: UGC

На привале

В первой роте появился солдат, который ест за двоих и удивляет интересными рассказами. Его шутки помогают замерзшим, в холодных и грязных шинелях, голодным бойцам не терять силу духа.

Запишите в краткое содержание: Василий Теркин — неказистый парень в «просоленной гимнастерке» — прошел ни одну сотню военных дорог — воевал на Карельском фронте за рекой Сестрой.

Перед боем

История Теркина о вине перед родными. Солдаты не могли их защитить и вынуждены были отступать. Герой в составе группы из десяти человек выходил из окружения. Он был политруком и старался подбодрить солдат.

Они остановились на постой в деревне, где жила семья командира. Его жена накормила и обогрела солдат, но порадоваться приходу мужа не смогла: советские войска отступили, оставляя их в немецкой оккупации.

Горькую правду осознавал и командир. Он до утра колол дрова, потому что хотел облегчить быт жене, искупить свой грех. На утро дети провожали отца слезами.

Анализ главы «Два солдата» (из поэмы «Василий Теркин») YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

Переправа

Зима. Полк переправляется через реку. Первый взвод добирается до противоположного берега, начинается артобстрел. Переправа сорвана.

Все считали, что первый взвод погиб, но утром дозорные заметили плывущего в сторону бойцов человека. Это Теркин, который сообщил, что солдаты его взвода живы и просят поддержки артиллерии.

«Василий Теркин»: о войне

Весельчак и жизнелюб Теркин рассуждает о войне:

  • нельзя, чтобы в такое время твоя хата была с краю;
  • война неравная, но победит мужество и благородство, потому что они защищают родную землю.

Василий Теркин спокойно воспринимает вероятность гибели, говорит о том, что их подвиг еще будет воспет последующими поколениями.

Теркин ранен

Протягивая связь, Теркин попадает под артобстрел. Снаряд падает рядом с ним, но не взрывается. Боец, показывая свое бесстрашие, проверяет блиндаж, из которого велся вражеский огонь, и вступает в противостояние с немецким офицером, у которого пистолет. Теркин защищается штыком, побеждает, но его ранят.

Раздается выстрел советской артиллерии. Теркин понимает, что погибнет. На утро его обнаружили танкисты. Башенный стрелок держал его на руках и согревал своим дыханием. Так рождается солдатское побратимство.

О награде

Теркин воюет не ради славы, возможности похвастаться и рассказать о подвигах, а ради жизни.

Гармонь

По дороге из госпиталя Теркин знакомится с танкистами, которые в бою потеряли командира. Они отдают Теркину его гармонь. Осиротевший инструмент в руках героя отогревает души людей — они забывают о страхе и потерях.

Анализ главы «Два солдата» (из поэмы «Василий Теркин») YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

Два солдата

В разделе поэмы «Василий Теркин» «Два солдата» главный герой по пути на фронт («в трех верстах от фронта») задерживается на ночевку у пожилых супругов-крестьян. Дед — бывший солдат. Теркин помогает им по хозяйству, чинит часы. Герой обещает, что немца они разобьют.

О потере

Боец с бородой сокрушается, что потерял кисет, который напоминал ему о родном доме. Теркин говорит о своей потере — шапке. Он размышляет о том, что вещь потерять можно, а вот Родину — нельзя.

«Василий Теркин»: поединок

Теркин, плохо владеющий раненой рукой, вступает в рукопашную с упитанным немцем и берет «языка».

Кто стрелял

Весна. Отдых после боя. Гул майского жука сменяет гуд бомбардировщика. Теркин поднимается и со зла стреляет в небо, подбивает самолет.

О герое

Василий вспоминает о госпитальном друге — мальчишке из Тамбова, который получил за свой подвиг орден. Родная Теркину Смоленщина пока что не могла похвалиться героем.

Анализ главы «Два солдата» (из поэмы «Василий Теркин») YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

Генерал

Второй год войны, лето. Теркин в обороне. Его вызывают к генералу. Теркина награждают орденом и недельным отпуском домой. От последнего герой отказывается.

Бой в болоте

Идет бой за деревушку Борки. Солдатам кажется бессмысленным погибать за разрушенную деревеньку. Теркин считает, что лучше сидеть в своем болоте, в кругу своих однополчан, поддерживаемыми своими танками и артиллерией, чем как он год назад прятался от немцев один в копне сена под Москвой.

О любви

У каждого защитника дома осталась любимая женщина. Их любовь оберегает и вдохновляет солдат, предостерегает и стоит на страже их совести. Женщины в письмах не жалуются на тяготы военной жизни. Только у главного героя нет суженой. Большая любовь еще ждет его.

Отдых Теркина

Главного героя отправляют в Дом отдыха — теплая печь, чистое постельное белье, отличное питание. Но после первых суток пребывания в «раю» солдат убегает из этого мира покоя, чистоты и ограничений. Он ловит попутку и возвращается на передней край. Война не завершена, поэтому отдых может быть только перед боем.

В наступлении

Наступление. Молодые бойцы равняются на опытного и, как им кажется, бесстрашного Теркина. Но тому тоже страшно. В атаке убит командир — лейтенант. Главный герой заменяет его и ведет в бой подразделение. Его тяжело ранят.

Анализ главы «Два солдата» (из поэмы «Василий Теркин») YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

Смерть и воин

Теркин остался на поле боя: свои сочли его мертвым. К нему приходит Смерть. Она пугает героя увечьем, но он отказывается сдаваться и просит дать ему возможность увидеть победу и погулять среди живых. В санчасть Теркина доставляет похоронная команда. Смерть не отстает до последнего.

Теркин пишет

Герой из госпиталя сообщает в часть, что живой, но ранен в ногу. После выздоровления вернется к своим, чтобы вместе выгнать врага за пределы страны либо погибнуть.

Теркин–Теркин

Вернувшись в часть, Теркин почувствовал себя чужим, потому что у него появился конкурент — Иван Теркин — молодой рыжий парень, герой и балагур, орденоносец, гармонист. Василий сначала отнесся ревностно к нему, но потом уступил лидерство. Проблему решил командир, который сказал, что скоро в каждой роте будет свой Теркин.

Дед и баба

Третья весна войны. Теркин в качестве разведчика приходит в село, где чинил деду и бабе часы. Старики прячутся в погребе, часы унес немец в качестве трофея. Василий обещает, что больше не отступит и привезет им из Германии пару таких часов.

На Днепре

Бабье лето, идет бой на Днепре. Теркин со всей пехотой переправляется вплавь на правый берег. Немцы сдаются в плен.

Про солдата-сироту

Войска освобождают один за другим населенные пункты. В каждом из них солдат встречают их родные. Один боец отпросился, чтобы навестить семью в селе Красный Мост, и узнал, что его жена и сын погибли. Он горько плачет о них. Их смерти требуют расплаты.

Анализ главы «Два солдата» (из поэмы «Василий Теркин») YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

По дороге на Берлин

Советские солдаты в Европе. Их приветствуют как освободителей. По дороге Теркин встречает землячку, солдатскую мать, которая возвращается за Днепр. Он дает ей лошадь, корову, домашнюю утварь.

В бане

Баня в чужой стороне — воспоминание о Родине. Солдат раздевается, видны все шрамы от ран. Бойцы радуются завершению войны. Солдата в чистой гимнастерке с орденами сравнивают с Теркиным.

Нужен краткий пересказ? «Василий Тёркин» — одна из немногих поэм, которую легко пересказать благодаря плотности событий. Воспользуйтесь представленными подсказками, чтобы подготовиться к занятию по литературе.

«Старик и море»: краткое содержание и анализ

«Василий Теркин»: анализ произведения

Изучаете поэму «Василий Теркин»? Анализ по главам позволяет увидеть, каков центральный персонаж произведения А. Твардовского, какими качествами наделен, понять, какие проблемы волнуют автора, как воплощен идейный замысел поэмы.

Анализ главы «Два солдата» (из поэмы «Василий Теркин») YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

Литературоведческая справка поможет понять идейно-художественное содержание поэмы. «Василий Теркин» — произведение, в котором воспета стойкость народа, его духовная мощь и сила, воля к победе главных героев Второй мировой войны — солдат.

Обратите внимание на такие художественные особенности этого произведения:

  • Кто такой Василий Теркин: замысел и история создания поэмы.

Вася Теркин — герой финского конфликта — стал героем фронтовой литературы в 1939-м году. Персонаж — продукт коллективного творчества сотрудников «На страже Родины» — ленинградской газеты, в которой работал Александр Твардовский. Герой стал настолько популярным, что писатель задумал написать масштабное произведение о неунывающем и удачливом воине.

Работа над поэмой о герое финской войны Васе Теркине была завершена к 1940 году. В начале Второй мировой войны А. Твардовский оказался в эпицентре военных действий — выходил из окружения в Киеве.

В 1942 году писатель вернулся к идее создать поэму о стойком солдате. Первые главы произведения появились в печати во время отступления советских войск. Поэма «Василий Теркин» до конца войны и на протяжении 1946 года выходила в периодике частями.

Анализ главы «Два солдата» (из поэмы «Василий Теркин») YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

Сюжетообразующая тема произведения — это восхваление мужества и стойкости солдата, поклонение его героизму и подвигу, утверждение веры в победу. Поэма наполнена жизнеутверждающим пафосом. В контексте темы войны и подвига народа автор поднял такие проблемы, как:

  • любовь к родной земле;
  • ответственность за друзей и соратников на войне;
  • военная дружба;
  • подвиг простого солдата;
  • нелегкая армейская служба;
  • умение сопереживать и прощать, несмотря на вызовы войны;
  • значение для солдат любви и поддержки родных;
  • ценность свободы и взаимовыручки.
Читайте также:  Сочинение: Смысл рассказа Антона Чехова «Студент»

Раскрывая эти проблемы, писатель реализовал гуманистический идеал, продемонстрировал уважение к простому человеку, воспел истинного героя войны и победителя — народ.

Анализ главы «Два солдата» (из поэмы «Василий Теркин») YouTube.com / Казаковтеатр: UGC

  • «Василий Теркин»: главные герои.

Центральный персонаж поэмы — Василий Теркин — собирательный образ. Он воплотил лучшие человеческие, моральные качества, жизненные идеалы, черты характера.

Биография Василия Теркина — отражение принципа собирательности. Родом из смоленской деревеньки, простой парень. В разделе «На привале» автор говорит, что его герой не молод и не стар, некрасив, не высок, но и не мал ростом. Получил в бою осколочное ранение, но награжден так и не был, трижды побывал в окружении. Он имеет военный опыт — воевал в финскую.

Шутками поднимает боевой дух соратников по оружию, в бою демонстрирует отвагу и взаимовыручку, чувствует ответственность перед теми, кого призван защищать, не боится смерти, но хочет увидеть победу. Гармонист и песенник.

Стойкость народного духа Твардовский воплотил в образе деда — героя Первой мировой войны. Он огорчен отступлением советских войск, но верит в то, что они непременно победят немца. С топором в руках защищает от врагов старуху.

Гуманизмом веет от образа старого генерала, который награждает Теркина. Он с уважением, по-отечески говорит с простым солдатом, обещает тому освобождение родного края Василия.

Сюжет поэмы Твардовского изложен в тридцати завершенных частях. Есть пролог и эпилог. В произведении нет указания на конкретные даты, топографию событий, потому что задача писателя — создать масштабный и всеобъемлющий образ фронтовых дорог простого солдата-пехотинца — того, кто победил в войне.

Собранные автором истории объединяет центральный персонаж — Теркин — символ стойкости народного духа. Каждая часть произведения отличается завершенностью. Это обусловлено тем, что произведение печатали частями. Авторские диалоги, которые он ведет с героем, с самим собой, с читателями, делают изложение живым и эмоциональным.

Поэму «Василий Теркин» кратко рекомендуем перечитать перед занятием, чтобы систематизировать хронологию изложенных автором событий, акцентировать внимание на самых важных сюжетных поворотах.

«Мастер и Маргарита»: краткое содержание и анализ

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1850485-vasilij-terkin-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

"Василий Теркин": анализ поэмы Твардовского (по главам) – Твардовский А.Т. Литература 20 века

“Книга про бойца” (“Василий Теркин”) Александра Твардовского стала народной книгой во время войны, потому что ее автору удалось рассказать о войне устами солдата, на котором всегда держались и будут держаться величие России и ее свобода. Даже такой сверхстрогий ценитель, как И. А.

Бунин, откровенно враждебно относившийся к советской литературе, восхищался “Теркиным” и талантом его автора.

Особенности военного времени определили художественное своеобразие поэмы: она состоит из отдельных глав, сюжетно не связанных между собой (“На войне сюжета нету”, – говорит автор), каждая из которых повествует о каком-то эпизоде из боевой жизни главного героя.

Такая композиция произведения вызвана еще и тем, что оно печаталось во фронтовых газетах, на отдельных листовках, и читатель не имел возможности следить за сюжетом – кто его знает, попадет ли к нему “продолжение” истории Тёркина, ведь война есть война, тут загадывать нельзя…

Анализ главы “Переправа”

В главе “Переправа” Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: “Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле”. В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним.

Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига “ребят”, выполнивших свое задание ценой потерь: “Этой ночи след кровавый В море вынесла волна”. “Вцепившийся” в правый берег “первый взвод” не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: “Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу”.

И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку (“Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна”) для того, чтобы сообщить “Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!”.

После того, как он сообщает о готовности первого взвода “переправу обеспечить”, Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут – и он должен вернуться.

Анализ главы “Два солдата”

Глава “Два солдата” в юмористическом духе показывает связь поколений, на которой держится боевой дух армии.

Теркин, солдат войны нынешней, и “дед-хозяин”, отвоевавший свое, отдавший свой долг отечеству, быстро находят общий язык, и происходит это не только потому, что Тёркин легко и просто решает все “хозяйственные проблемы”, а потому, что оба они – защитники Родины, и их разговор – “разговор… солдатский”.

Этот полушутливый разговор, в котором каждый из собеседников норовит “подколоть” другого, на самом деле касается очень важной темы – исхода нынешней войны, самого главного вопроса, который только может волновать сейчас любого русского человека: “Отвечай: побьём мы немца Или, может, не побьем?”.

Его, вопрос этот, задаёт Тёркину старый солдат, и ответ Теркина, данный им тогда, когда солдат, готовясь уходить, был уже “у самой двери”, короток и точен: “Побьём, отец…”.

Здесь автор замечательно использует знаки препинания: троеточие в конце предложения лишает этот ответ “казённого патриотизма”, оно показывает, что Теркин знает, сколь трудным будет путь к победе, но и уверен также, что победа обязательно наступит, что русский солдат сумеет ее добиться. От такой интонации раздумья и уверенности одновременно слова героя приобретают особое значение, становятся особенно весомыми. Автор заканчивает явно юмористическую главу (одно предложение Тёркина “помочь” старухе жарить сало чего стоит!) серьезными, выстраданными словами героя, которые доходят до сердца читателя и становятся его собственным убеждением в победе.

Анализ главы “Поединок”

Глава “Поединок” имеет в поэме “Василий Теркин” особое значение, потому что в ней автор показывает рукопашный бой, схватку Тёркина один на один с немцем, который “был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит”, но в этой схватке как бы в обобщенных, но индивидуальных образах сошлись Россия и Германия, их армии: “Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, – Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка всё решит”. Получается, что от исхода этого поединка Василия Тёркина зависит исход всей войны, и герой это понимает, он отдаёт этой схватке все силы, он готов умереть, но только вместе с врагом. Описание поединка местами как бы носит былинный характер, местами – натуралистический, но герой знает, что его моральное превосходство над врагом (“Человек ты? Нет. Подлец!”, – говорит Тёркин о немце и доказывает это, описывая “подвиги” этого вояки) должно ему помочь, он ощущает могучую поддержку всей страны, всего народа: “Бьется насмерть парень бравый. Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: – Герой!” Твардовский показывает, что истоки мужества и героизма русского солдата кроются именно в этом – в ощущении и понимании своего единства с народом, в осознании себя как части народа, что делает невозможным отступление в бою, каким бы трудным этот бой ни был.

Анализ главы “Кто стрелял?”

Глава “Кто стрелял?” начинается с описания пейзажа, “вечера дивного”, который принадлежит не войне, а мирной жизни, и этот вечер “растревожил” солдат, привыкших к войне и сейчас как бы вернувшихся в ту мирную жизнь, ради которой они воюют.

Они как бы переносятся в эту мирную жизнь, но “со страшным ревом” появляется немецкий самолет, который несет с собой смерть, и картины мирной жизни отступают перед страхом смерти: “Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет”.

Однако автор, понимая причины этого страха, все же не может согласиться с тем, что русскому солдату пристало бояться смерти: “Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу…”.

И на его слова откликается один из солдат, который “бьет с колена Из винтовки в самолет”, и этот “бой неравный, бой короткий” заканчивается тем, что немецкий самолет “штопором” врезается в землю! Великолепна деталь: “Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай”! Глава заканчивается словами Теркина, обращенными к сержанту, сказавшему, что “парню счастье, Глядь – и орден, как с куста”: “- Не горюй, у немца этот – Не последний самолет…”, и юмор автора помогает избежать ненужных рассуждений о героизме, о подвиге, который и в самом деле совершил Тёркин, причем автор показывает, что подвиг героя не в том, что он сбил самолёт (это как раз и могло быть случайностью), а в том, что он сумел преодолеть свой страх, бросить вызов смерти и победить ее.

Анализ главы “Смерть и воин”

Одна из самых психологически глубоких глав поэмы “Василий Теркин” Твардовского – глава “Смерть и воин”, в которой автор показывает героя в едва ли не самый трудный момент его жизни: Тёркин тяжело ранен, он бредит, и в этом бреду к нему приходит Смерть, с которой он разговаривает и которая убеждает его, чтобы он сам отказался от жизни: “Нужен знак один согласья, Что устал беречь ты жизнь, Что о смертном молишь часе…”. Полная капитуляция героя – если он сам станет просить Смерть “забрать” его, поэтому она уговаривает его отказаться от борьбы за жизнь, объясняя, что может так статься, что его подберут, и “пожалеешь, что не умер Здесь, на месте, без хлопот…” Ослабевший герой вроде бы и сдаётся на уговоры Смерти (“‘И со Смертью Человеку Спорить стало выше сил”), однако он хочет выторговать у нее хотя бы один день “погулять среди живых”, но она отказывает ему в этом. Этот отказ воспринимается героем как знак того, что он должен продолжать бороться за жизнь: ” – Так пошла ты прочь, Косая, Я солдат ещё живой”. Эти слова героя не были восприняты Смертью всерьез, она была уверена, что никуда он от неё не денется, она даже готова пойти следом за бойцами из похоронной команды, которые стали санитарами и доставляют раненого в санбат. Разговоры солдат – полуживого и тех, кто спасает его (“Берегут, несут с опаской”), отдавая ему свои рукавицы и тепло своих душ, заставили Смерть “впервые” подумать о том, что она не всемогуща, что ее сила должна отступить и отступает перед силой людских душ, перед силой солдатского братства, поэтому ей приходится “нехотя” давать “отсрочку” раненому, которого из ее рук вырывают такие же простые солдаты, как и он сам. В этой главе произведения Твардовского “Василий Теркин”, анализ которого мы провели, автор сумел показать непоколебимую силу солдата, который никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку товарищей по оружию, по общей борьбе за свободу Родины.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое неуверенность в себе» по тексту Крамера

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014

Твардовский, Василий Тёркин. Как изображен Теркин в главе «Два солдата»?

Василий Теркин — поэма Твардовского, которая описывает время Великой Отечественной войны, да и пишет ее писатель в военное время отдельными главами. Каждая часть может считаться отдельным произведением, ведь повествует читателю об отдельной истории, где главным героем является солдат Вася Теркин.

Произведением Александра Трифоновича зачитывались все бойцы, что воевали на фронте и ждали каждую главу с нетерпением, ведь работа писателя вдохновляла, дарила веру в победу, воодушевляла и обнадеживала. Теперь же и мы изучили поэму Твардовского, остановившись подробнее на главе Два солдата.

Именно данную часть нам предстоит проанализировать, выделяя образ Василия.

Василий Теркин: Два солдата

Глава Два солдата из поэмы рассказывает о том, как боец отправился на фронт. По дороге на войну он остановился в избе стариков. Он разговаривает с ними о быте, помогает по хозяйству. Василий чинит старикам пилу, а также настенные часы.

Старушка угощает молодого бойца салом, которое сначала припрятала, но в итоге не пожалела для человека, ставшего на защиту Родины. Когда Василий уходил, на вопрос старика: побьем ли мы немца, молодой боец дал обнадеживающий ответ.

Не раздумывая и с полной уверенностью Теркин заявил, что обязательно побьем.

Краткий анализ

Знакомясь с главой, мы видим состарившегося хозяина, бывшего солдата, что воевал в годы Первой Мировой, воина, который также в свое время рисковал жизнью, лишь бы страна была свободной от врага. Теперь же пришел черед молодого поколения отстаивать свободу народа.

Теперь молодые бойцы идут на фронт, чтобы одержать победу в Великой Отечественной войне. В поэме и ее части Два солдата мы видим, как оттаял старик в отношении Теркина, признав его за равного. Замечаем и старуху, которая подает кушанья бойцу, несмотря на то, что вокруг царит голод.

А все потому, что увидели в молодом Василии защитника Родины.

Самого же Теркина автор в главе Два солдата изображает остроумным опытным бойцом, что не теряется ни перед какими обстоятельствами.

Теркин — мастер на все руки, ведь без проблем починил не только пилу, но и часы, за которые не каждый бы часовщик взялся. Теркин бравый молодец, который сумел найти те самые слова, что так ожидали услышать старики.

Парень подарил надежду, подарил веру, произнеся краткие два слова: Побьем, отец.

Анализируя главу, хотелось бы отметить и ее необычное построение, что напоминает нам сказку, ведь и начинается она со слов жили-были дед и баба. Да и бравый молодец здесь имеется, который в итоге просто обязан победить и змея Горыныча, и Кащея Бессмертного, и Гитлера. Словом, любого врага, который позарился на русскую землю.

Для побед же нужно немного, полная отдача, вера в победу и сплочение. Это мы и видим во главе Два солдата поэмы Василий Теркин, где старый и молодой солдаты, где два поколения, выступают единым фронтом. Теперь же с уверенностью можно сказать, описанная сказка стала былью, где все же наш народ в конечном счете одержал победу.

Послушаем главу Василия Теркина Два солдата

"Василий Теркин". Анализ глав 5-10 – как хранить веру во время поражений

Главы 1- 4

Глава 5 “О войне”

Эта глава имеет обобщенное название, то есть она дает понять, что такое война в целом. И что же это прежде всего, по мнению автора? Готовность расстаться с жизнью, если очень кратко. Именно в этом главная идея этой главы.

Она о том, что настоящий боец за Родину – это тот, кто заранее готов умереть за нее. Эта мысль перекликается с основной идеей описания Бородинской битвы в романе Л. Толстого “Война и мир”: русские выстояли тогда именно потому, что шли с готовностью отдать свою жизнь.

На войне себя забудь, Помни честь, однако…

Эти строки напоминают эпиграф и основную идею “Капитанской дочки” Пушкина (“Береги честь смолоду”) и подвиг Петра Гринева и капитана Миронова ради верности присяге.

Ну, да что о том судить,-Ясно все до точки.Надо, братцы, немца бить,

Не давать отсрочки.

Истинный солдат способен отнестись к своей смерти даже с юмором:

А застигнет смертный час, Значит, номер вышел. В рифму что-нибудь про нас

После нас напишут.

  • Вот так, будто бы легко, и без выспренних фраз настоящий боец совершает самопожертвование на войне.
  • Глава 6 “Теркин ранен”
  • Сюжет продвигается – если “переправа” происходила в ноябре, то теперь наступила зима.

И лихой, нещадной стужи Не бранили, как ни зла: Лишь бы немцу было хуже,

О себе ли речь там шла!

В этой главе мы видим Теркина как связиста. Желая проверить, не занят ли замеченный им окоп немцами, он остается на линии огня один, отослав товарищей в часть. Там он сначала убивает подошедшего немца, а потом оказывается под огнем русских. Но подошедшие танкисты его спасают.

Глава 7 “О награде”

Теркин хотел бы получить медаль лишь для того, чтобы понравиться “девчонке”, когда он вернется в родное село. Но в родную Смоленщину нет пока дороги – она занята немцами.

Страшный бой идет, кровавый, Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Основная идея этой главы раскрывается тонким намеком – поэт дает нам понять, что основная награда для Теркина будет – не медаль, а освобождение родной земли, чтобы солдат просто мог туда когда-нибудь вернуться.

Глава 8 “Гармонь”

Теркин возвращается из госпиталя в строй. По дороге он встречает полк, в котором погибший накануне командир был гармонистом. Теркин берет его гармонь и начинает играть. Все начинают плясать.

Нет, какой вы все, ребята,Удивительный народ.Хоть бы что ребятам этим,С места — в воду и в огонь.

Выясняется, что погиб командир тех самых танкистов, что спасли Теркина из немецкого окопа. Они подарили Теркину гармонь командира.

Глава 9 “Два солдата”

Теркин делает перевал в избе, где живут старик со старухой. Все он им починил – и пилу, и старые часы. Смешной неуклюжий, но душевный старик растроган:

— Вот что значит мы, солдаты.

Под конец их дружеского застолья, под раскат снарядов, грохочущих совсем рядом, старик спрашивает:

Отвечай: побьем мы немца Или, может, не побьем?

Теркин не дает ответа сразу. Он не бросает легких фраз. И лишь уходя, он отвечает старику:

— Побьем, отец…

Мы можем себе представить, что эта ключевая фраза явилась магической для всех читателей “Теркина” – всех сражавшихся на фронте, в ту пору, когда ничего еще не было ясно и вовсю гремел страшный, неравный бой.

Глава 10 “О потере”

Товарищ Теркина потерял свой кисет для махорки. Он потерял и семью, и “двор и хату”. “Хорошо”, “Ну, ладно”. Удивительные по своему смирению и простоте реакции! В этом особенность произведения: никаких нюней, никаких трагических гореваний, на войне как на войне. Нет времени и лишних сил даже горевать. И лишь “без кисета – как без рук”.

Потерял края родные, Все на свете и кисет.Кисет времени ВОВ

Теркин дарит ему свой кисет и рассказывает, как во время ранения потерял ушанку и получил подарок от санитарки – ее собственную шапку, которую он бережет как память. Он напоминает товарищу, что не кисет страшно потерять, а Россию, “мать-старуху”. Не о кисетах нужно переживать на войне.

Анализ глав 11-16

Твардовский, Василий Теркин. Как изображен Теркин в главе “Два солдата”?

Как изображен Теркин в главе “Два солдата”? Почему она так названа?

Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил ста­рого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьян­ской избе.

Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятель­ствами, мастеровой, знающий и крестьян­скую жизнь, и законы солдатской жизни.

Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часов­щик-профессионал.

Зная хорошо быт де­ревни,

Теркин уверен, что у старухи при­пасено сало: “Не был немец – значит есть!” Очень интересны наблюдения поэ­та, как ест Теркин: “Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…” Это чер­та трудового русского человека, умеюще­го и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.

  • Он вздохнул у самой двери
  • И сказал:
  • – Побьем, отец…
Читайте также:  Тема родины в творчестве Лермонтова

Глава названа “Два солдата” не случай­но. Диалог деда и Теркина свидетельству­ет о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Можно ли считать, как утверждает автор, Тер­кина и старика солдатами-братьями?

Можно. Оба вынесли на войне много су­ровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легко­стью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:

  1. И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо.
  2. Разговор ведут солдатский,
  3. Дружно спорят, горячо.
  4. Рассуждения молодого солдата нравят­ся старику, и он признает его право на ра­венство: |
  5. Рассуждать со мной достоин.
  6. Ты – солдат, хотя и млад,
  7. А солдат солдату – брат.

Какое отношение проявляют друг к другу ста­рик и Теркин? Как это выражено в их словах, по­ступках, жестах, манере обращения?

Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперни­чающее – такими словами можно оха­рактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколе­ний давно прошедшей и нынешней войн.

Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам. Немаловажной дета­лью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и “солда­ту самому”.

“Брат” и “солдат” – наибо­лее частые обращения старика к Тер­кину.

В свою очередь, молодой боец назы­вает старика “дед”, “хозяин”, “отец”, уважительными в народе словами.

Какие сказочные, обрядовые и народно-пе­сенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?

Народно-песенные традиции проявля­ются в ритмике стиха, интонациях, свой­ственном песне хореическом размере. Са­ма ситуация, принятая в сказках, “Жи­ли-были дед и баба” и оказывающий им помощь “добрый молодец”, использована в главе.

Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформле­нии применительно к войне.

Народно-поэтические выражения “то-то ладно, то и складно”, “дунул, плюнул, – что ты ду­маешь, пошли” и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.

Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе “Дед и баба”? Что, по-ва­шему, приобретено и что утрачено солдатом?

Прошло три года с момента прощания “двух солдат” в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупа­ция, бои… И наконец, новая встреча – при отступлении немцев.

И Теркин – во главе разведывательного отряда. Это уже возмужавший, помудревший Теркин, ко­торому доверено руководить разведыва­тельной операцией перед освобождением деревни.

В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произ­веденным в офицеры, но впоследствии ре­шил оставить все же рядовым бойцом (по­эма называлась “Книга про бойца”), и по­тому в главе “Дед и баба” он назван “старшой”, “молодец”, “вроде даже офи­цер”.

  • Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе “Два солдата”, а с достоин­ством и доброй шуткой-полувопросом от­вечает:
  • – Закусить бы счел за честь,
  • Но ведь нету, бабка, сала?

Самое главное – уверенность в гряду­щей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобре­тения. Он теперь не просто “мастер-ухарь, с кем сидели у стола” и не только “цел по­куда”, “а теперь гляди, кто буду, – вроде даже офицер”. Появляется и такое новше­ство в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: “Это я, Василий Теркин, говорю.

И ты уж верь”. Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.

Сопоставьте сцены прощания в главах “Два солдата” и “Дед и баба”. Что общего в них и что различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?

Есть что-то общее в сюжетах глав “Два солдата” и “Дед и баба”. Это, прежде все­го, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе – не будет ли отступлений). Но есть и разли­чия. Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой.

  1. Сейчас настрадав­шаяся крестьянка от радости освобожде­ния и встречи с дорогим человеком, рус­ским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая уго­щение, оказывает уважение крестьянско­му дому:
  2. И спешил, а все ж отведал, Угостился, как родной.
  3. Табаку отсыпал деду И простился.

Часы – очень важная деталь, связую­щая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении. Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доб­рое прошлое, нежели представляли прак­тическую ценность, а фашист-разруши­тель украл их. И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина.

Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берли­на, еще раз выражая свой победный опти­мизм и природный юмор.

Какие изменения происходят в облике стари­ка и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?

Изменения происходят вследствие пе­ренесенных в оккупации страданий, не­отступного страха быть убитыми. Поста­ревший дед стремится предугадать ход во­енных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.

  • И уже казалось деду, –
  • Сам хотел того иль нет, –
  • Перед всеми за победу Лично он держал ответ.

И он больше не разговаривает с чувст­вом некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защит­нику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.

  1. Меняется и отношение к своему супру­гу и со стороны бабки. Если в главе “Два солдата” мы читаем:
  2. С кем жила – не уважала,
  3. С кем бранилась на печи,
  4. От кого вдали держала По хозяйству все ключи,
  5. то теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.
  6. Две войны прошел солдат Целый, невредимый.
  7. Пощади его, снаряд,
  8. В конопле родимой!
  9. И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он
  10. За топор – и наперед Заслонил старуху.
  11. Гибель верную свою,
  12. Как тот миг ни горек,
  13. Порешил встречать в бою,
  14. Держит свой топорик.

Так, общие испытания военного лихо­летья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уро­вень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.

Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава “О себе”?

Глава “О себе” дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о фор­мировании его мировоззрения, об обога­щении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обра­щается к читателю с сокровенным. Поэти­ческое раздумье писателя идет к само­му сердцу читателя, который приглаша­ется к проверке авторских рассуждений.

Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему при­дают особый лиризм, теплоту, приближа­ют его к герою, автору произведения, изо­бражаемым событиям.

Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе “О себе” Твардовский делает Теркина сво­им земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится бит­вой за родной дом и дорогой к нему.

  • Я дрожу от боли острой,
  • Злобы горькой и святой.
  • Мать, отец, родные сестры У меня за той чертой.
  • Я стонать от боли вправе И кричать с тоски клятой.
  • То, что я всем сердцем славил И любил, – за той чертой.

Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?

Одна из важных тем поэмы “Василий Теркин” – тема родной земли, родного края. В главе “О себе” большое место зани­мают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. “Мать-земля моя родная” – дваж­ды обращается поэт к своей малой родине.

И еще одно обращение – “отчий край”. Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символи­ческом смысле. Для него родина и детство едины. Это “милый лес”, который красоч­но описывает Твардовский, и “стежка до колодца”, и дворик, “где песочек золо­той”, и лед на речке, и родная школа, и учитель.

И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это “край, страдающий в плену”.

Каковы размышления автора о своих связях с героем? В чем смысл этих рассуждений? Можно ли сказать, что в этой главе достигается единство лирического и эпического начал в поэме, трагиче­ская гармония?

На данный вопрос о слиянии лириче­ского и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и пе­реживаниями о родине, которая у них по воле автора одна – Смоленщина.

  1. Отвечая на упреки в свой адрес, что в “Книге для бойца” автор многое пи­шет о себе и от себя, Твардовский отве­чает:
  2. Но давайте скажем честно:
  3. Я ведь тоже человек.
  4. То, что молвить бы герою,
  5. Говорю я лично сам.
  6. Я за все кругом в ответе,
  7. И заметь, коль не заметил,
  8. Что и Теркин, мой герой,
  9. За меня гласит порой.
  10. Он земляк мой, и, быть может,
  11. Хоть нимало не поэт,

Все же как-нибудь похоже Размышлял. А нет, ну – нет.

Теркин – дальше. Автор – вслед.

Ссылка на основную публикацию