Анализ стихотворения «Вам» (В. Маяковский)

Главная страница » Советские писатели » Владимир Маяковский

Меню статьи:

Текст стихотворения

Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и теплый клозет! Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет? Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие нажраться лучше как,- может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?.. Если он приведенный на убой, вдруг увидел, израненный, как вы измазанной в котлете губой похотливо напеваете Северянина! Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?! Я лучше в баре … буду

подавать ананасную воду!

История создания

Стихи Маяковского в основном посвящены его политическим взглядам и гражданской позиции. В 1914 году началась первая мировая война.

Маяковский, поддавшись общему порыву, пытался записаться добровольцем, но ему отказали, объяснив политической неблагонадежностью. Спустя короткое время, когда поэт узнал реальность положения на фронте, он уже не жалел, что не оказался там.

В 1915 году Россия взяла на себя большую часть тягот войны, позволив союзникам получить передышку.

Русские офицеры гибли десятками, рядовых солдат убивали тысячами. Их даже называли «пушечным мясом». В окопах не хватало боеприпасов, провизии и чистой воды, бушевали инфекционные болезни. Узнав обо всем, Маяковский в биографии «Я сам», говорит о войне так: «Вплотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл еще отвратительней. Чтобы сказать о войне – надо ее видеть…».

Большая часть лирического творчества Маяковского безраздельно принадлежит его музе и возлюбленной женщине Лиле Брик. Эту странную, совершенно безумную страсть поэт сохранил до конца жизни. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием стихотворения “Лиличка”, которое вышло из-под пера этого автора

Еще он называл войну: “кровавая бессмысленная свалка, в которую ринулись народы”.

Поэт видел не только войну, но и тыл. В то время, когда русские солдаты погибали за свою страну окопах, у грязи, голоде и холоде, праздная молодежь богатых родителей прожигала свою жизнь, развлекаясь на пирах и балах. Их волновало только как вкуснее поесть и выпить, как похвастаться тем, что в его кругу друзей или среди знакомых есть герой, которого наградили георгиевским крестом.

Крестом награждали тех, кто внес наибольший личный вклад на фронте, за героизм. Нередко награду присваивали посмертно. Но обыватели не думали о том ужасе, что пережил каждый, кому вручили «Георгия».

Они лишь вычитывали знакомые имена со страниц газет и бахвалились своим знакомством с ними.

Маяковский пишет стих «Вам» в 1915 году, обращаясь к тем, кто, избежав войны, прожигал жизнь свою.

Тема стиха

Стих «Вам» – это обращение к тем, кто не пошел на фронт, к благополучным молодым людям, проводящих свою жизнь в оргиях и пустом веселье тогда, когда другие юноши погибали на войне, защищая их свободу и жизнь. Поэт взывает к их совести «Как вам не стыдно…?»

Анализ стихотворения «Вам» (В. Маяковский)

Автор рассказывает об ужасах войны, предлагая подумать о том поручике, кому оторвало ноги. Или представить, как воины увидят объедающихся жителей тыла, похотливо напевающих песни Северянина. Поэт И.

Северянин, с которым Маяковский посещал кружок поэтов-футуристов, воспевал красивую жизнь, которой предавалась «золотая молодежь» – богатые наследники. Маяковский поссорился с Северянином из-за разности взглядов на Первую Мировую Войну.

В стихе «Вам», он вспоминает Северянина, который любил восхвалять балы и богатые приемы аристократов.

Автор рисует картину, как подобный прожигатель жизни, губами, испачканными котлетой, рассуждает о войне и о ее героях, не пытаясь представить себе все ужасы, через которые прошел этот герой, чтобы получить «Крест Святого Георгия».

Поэт говорит, что не готов за таких отдавать жизнь. Здесь явно прослеживается отсылка к тому времени, когда поэт хотел пойти на фронт добровольцем. Сейчас он не жалеет, что ему отказали. Автор говорит, что лучше будет работать официантом в низкопробном баре и подавать ананасовую воду женщинам легкого поведения, чем будет воевать за подобных пустых людей.

Маяковский нередко в своих выступлениях и стихах употребляет жесткие и нецензурные выражения. Он «из народа» и гордится этим, нередко умышленно грубо выражаясь, противопоставляя себя аристократам, говорящим чисто, правильно и красиво.

Жанр

Данное стихотворение, как и все творчество Маяковского можно назвать почти «белым стихом», хотя стих «Вам» написан не обычной для поэта «лесенкой», а четверостишьями, в которых не всегда соблюдается рифма.

Композиция

В начале стихотворения поэт описывает быт того, к кому обращается – людям, живущим от оргии к оргии, имеющим ванную, которая в то время считалась роскошью, и теплый туалет, также атрибут благосостояния.

Эти люди находят в газетах сообщения об именах тех, кто представлен к высшей награде в военное время – к кресту Святого Георгия. Поэт считает, что им должно быть стыдно.

Дальше автор описывает, почему именно это стыдно. Ведь в то время, когда эти самые, как он назвал их «бездарные многие» выдумывают где и как вкуснее поесть и попить, у поручика Петрова бомбой оторвало ноги.

Поэт не называет тех, кто прожигает жизнь по именам или статусам. Они для поэта – серая толпа «бездарных многих». Но поручик Петров стоит того, чтобы его назвали по имени. Потому что он страдает, защищая покой и мир своей родины. Он воюет ради того, чтобы остальные могли жить в мире.

Но для автора невыносимо понимать, что этот самый поручик страдает за тех, кто набивает живот котлетами и поет похотливые песенки.

К концу стихотворения Маяковский обращается к себе. Он ставит себя на место возможного защитника отечества и сообщает, что не готов защищать мир и покой тех, кого он видит вокруг.

Он видит мещан, которые свели круг жизненных потребностей и интересов только на баб и различные блюда.

И поэт сообщает, что готов работать официантом в кабаке, но не защищать тех, чей образ мыслей он презирает и чьи интересы отвергает.

Главный герой

Повествование ведется от первого лица. Маяковский обращается к тем, кто целью жизни выбрал материальное благополучие, еду, получение плотских удовольствий. К тем, кто не знал нужды как поэт в свое время. Поэту знаком голод и холод, он знает, сколько крови проливается на фронте и поэтому не может сдержать гнев.

Главный герой описывает предполагаемый взрыв бомбы, оторвавший поручику ноги в тот самый момент, когда те, кому он пишет, наслаждаются едой, женщинами и разглагольствованиями о героизме.

Хотя взрыв бомбы, конечно, предполагаемый, но на самом деле в каждую минуту Первой Мировой Войны в 1915 году, когда Россия приняла на себя основную тяжесть битв, умирал не один, а много солдат по разным причинам.

Главный герой остается «за кулисами», но продолжает обличать и клеймить тех, кто находится перед ним.

Второстепенные герои

Для поэта те, к кому он обращается, недостойны даже имени. Это – серая масса «бездарных многих», которые потеряли человеческий облик в своих оргиях и пустом провождении времени. Несмотря на то, что он обращается к ним с речью на протяжении всего произведения, поэт не удостоил их чести определения, кроме «бездарные многие» и оскорбительных описаний их бессмысленных действий.

Анализ стихотворения «Вам» (В. Маяковский)

Поэт согласен обслуживать самый презираемый слой населения только бы не защищать жизни тех, кого он видит на балах и оргиях – прожигателей жизни.

В его стихе даже не упомянуты тысячи тружеников тыла, как из простых людей, так и из интеллигенции и аристократии, кто вносил посильный вклад для достижения единой цели для всей страны – для победы.

Ведь страдали не только войны, но и их семьи, часто потерявшие единственного кормильца.

Стих Владимира Маяковского “Послушайте” появился незадолго до второй мировой войны, в то время, когда в народе все больше преобладали безверие и «зацикленность» на материальных ценностях. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Возможно сообщение в конце стихотворения рождено остаточным чувством вины.

Когда многие друзья Маяковского, в том числе члены творческого кружка Николай Гумилев и Михаил Булгаков отправились добровольцами на фронт, Маяковский тоже пошел в пункт призыва, но его не взяли.

Обычно подобные люди очень остро воспринимают гибель товарищей и переживания их семей. Ведь на месте героев или убитых могли оказаться они. Многие тысячи погибших на войне оставляют на сердце поэта рану.

Оставшись в тылу, поэт видит развлекающихся молодых людей, и его чувство вины сублимируется, направляясь на объяснение того, что люди, которых он видит перед собой, не стоят великой жертвы, принесенной за них. И он готов обслужить ананасовой водой женщин легкого поведения вместо того, чтобы жертвовать своей жизнью за тех, кто на его взгляд не достоин этого.

Основная идея стиха

Поэт пытается остановить безумие прожигающих жизнь молодых людей. Он хочет призвать их к совести и объяснить, что их поведение ужасно.

Маяковский уверен, что «сытый голодного не разумеет» и все же пробует призвать их к остановке в жизни, к тому, чтобы эти люди задумались о том, что творят.

Поэт выражает свое презрение и гнев в стихотворении к тем, кто развлекается во время войны и объясняет почему именно.

Автор считает, что за этих людей нет смысла умирать солдатам, посланным на фронт. Поэт расписывает жизнь тех, кто остался в тылу, кого не коснулись тяготы войны, – и переполнен негодования.

Автор стиха не замечает людей, которые трудятся в тылу, кто готовит победу, посылая на фронт все необходимое. Он видит лишь тех, кто развлекается и ищет повода повеселиться.

Когда взгляд сконцентрирован на одной стороне жизни, не удивительно, что суждение человека становится пристрастным. Автор не пытается быть объективным, он просто негодует и возмущается.

Даже ванна и теплый туалет становится для него препятствием в понимании чужих бед.

Ведь для того, чтобы не ожесточиться и уметь сопереживать людям, не обязательно терпеть крайние лишения, достаточно не закрываться в своем благополучном мирке и помогать тем, кто находится в нужде.

Но для поэта мир окрашен в черно-белые тона, и он не видит никого, кроме страдающих солдат с одной стороны и праздных прожигателей жизни с другой, пропуская в середине всех, с помощью которых русская армия все же оставалась способной к защите своих границ.

Разница между голодным, холодным существованием тех, кого «послали на убой» и сытым развратом тех, кого эти воины защищают, слишком огромна, особенно при подобном взгляде на жизнь.

Маяковский не может смириться с этим и рассказывает о своих чувствах, не стесняясь в выражениях.

Он умышленно грубо и даже нецензурно выражается, чтобы подчеркнуть свою связь со страдающим простым народом, которого посылают на фронт в качестве «пушечного мяса».

Поэт – будущий революционер и певец революции. В 1915 году в стихотворении не скрывает революционных настроений и презрения к знатным и богатым. Маяковский в своем стихе не призывает к восстанию, но выражает полное пренебрежение существующей властью и не скрывает ненависти к аристократии.

Средства выразительности

Маяковский начинает стих с эмоционального обращения, в котором сразу подчеркивает факт, что его оппоненты живут в комфорте. Затем он употребляет вопрос, в котором призывает к совести «как вам не стыдно?».

Казалось бы, простое чтение газет становится объектом осуждения поэта. Но он слишком ясно видит разницу между героями, чьи имена перечислены в колонке награжденных и людьми, читающими газеты.

Он знает и причину, по которой читатели обращают внимание на колонку, в которой перечисляются новые герои, представленные к высшей награде – это желание бахвальства.

Читатели в тепле, сытости и уюте хвалятся знакомством с теми, кто отдал здоровье и жизнь ради их спокойной жизни.

В стихотворении автор употребляет жесткий эпитет «бездарные многие», а также сравнение и противопоставление. Сытое и развратное существование знати противопоставляет некоему поручику Петрову, привезенному на фронт «на убой», которому оторвало ноги взрывом бомбы.

  • Также автор предполагает, что тот самый страдающий Петров видит и слышит, как в момент его страданий эти люди, объевшись, прославляют свой образ жизни.
  • Автор употребляет грубые, простонародные слова: «нажраться», «выдрало», «на убой» и нецензурное выражение для того, чтобы подчеркнуть степень своего презрения к тем, к кому он обращается в своем произведении и желание показать свою принадлежность к «простому люду».
  • В произведении употреблено много восклицательных и вопросительных знаков, что подчеркивает эмоциональную насыщенность произведения.
Читайте также:  Сочинение: Злодей или жертва Германн — герой повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»?

Особенности стиха

Обычно Маяковский писал свои стихи «лесенкой», но данное произведение имеет четыре четверостишья.

Стих наполнен горечью и описаниями контраста между теми, кто достоин почести, кто получает высшую награду государства «крест Святого Георгия» и сытой праздностью тех, кого те самые герои защищают.

Почти все произведения Маяковского нельзя причислить к высокой поэзии. В его произведениях жесткая правда жизни, иногда даже гипертрофированная. В стихе «Вам» Маяковский бросает упреки, осуждение и презрительные реплики тем, кто прячется за спины и имена героев, отдавших свое здоровье и даже жизнь ради защиты страны от агрессора.

Анализ стихотворения «Вам» (В. Маяковский)

В коротком произведении употреблено четыре восклицательных знака и три вопросительных. Оно наполнено эмоциями и противоречиями.

В запальчивости обвинений поэт забывает о том, что интеллигенция и настоящие аристократы всегда были «головой» и силой России. Труд на благо родины, глубокие знания и красивая речь выделяла этих людей из толпы и была примером для подражания и уважения многих иностранцев.

Но в эмоциональном порыве автор стиха огульно всех «тыловых» рисует как сытых прожигателей жизни. Резкость и эмоциональность – отличительная черта произведения «Вам» Маяковского.

Отзывы критиков

До революции стихи Маяковского не были настолько популярными, и его признавали не многие, хотя признавали в группах поэтов-футуристов. Но в начале становления молодой республики поэта все больше принимали и пропагандировали. В свое время его назвали «рупором революции».

Во время становления Советского Союза Маяковский был признан и пользовался большой популярностью.

Анализ стихотворения Маяковского Вам

Россия стояла на пороге больших испытаний, начиналась Первая мировая война. Буквально никто не остался равнодушным к тяжестям, приготовленным судьбой. В 1915 году российская армия взяла удар на себя, обеспечив своим союзникам небольшую передышку. Много молодых людей покидали свои дома, оставляя семьи, отправлялись на передовую, на фронт.

Тяжелое время сыграло злую шутку, с фронта начало приходить все больше тревожных вестей о гибели солдат. Георгиевский крест был наградой за участие в военных действиях, чаще всего его присваивали посмертно. Писателя Маяковского до глубины души поразил тот факт, что кто-то боролся за свою страну, отдавая при этом жизнь, а кто-то в этот момент гулял на балу и развлекался.

Сам поэт относился к войне как к большому ужасу. Он считал ее отвратительной. Как только некоторые писатели отправились добровольцами на фронт, это придало словно подъема самому Маяковскому. Но после пережитых трагедий, и боли, в которой утопали солдаты и просто люди, писатель пересмотрел свои взгляды на происходящее.

Война для него теперь кровавое месиво, в котором погибло слишком много людей.

Стихотворение “Вам”, написанное Маяковским в момент горечи и боли, в которой оказалась страна. Поэт описывает, что человек, сам того не ведая оказывается втянут в бесконечную войну, он расплачивается за это своей жизнью.

На первый план выходят сытые и удовлетворенные жизнью люди, которые наблюдают за всем происходящим через преграду, отделяющую их устоявшуюся жизнь от линии фронта. Маяковский недоумевал, как можно быть настолько бесчеловечным, чтобы радоваться жизни, пока кто-то гибнет.

Этим людям было все равно, они веселились, ходили в различные заведения, попросту прожигали свою нелепую жизнь. Своим стихотворением автор словно пытается пристыдить людей, которые так нелепо проживают свои дни, мечтая лишь о том, что съесть и что надеть. А в этот момент в вагонах на верную гибель едут молодые голодные юнцы, готовые стоять до конца.

Произведение начинается с упреков автора, к сытым ровесникам отправленных на фронт солдат. Маяковский взывает к их совести, упрекая в том, что нельзя узнавать, кому теперь присвоили награду за мужество, посмертно, не вникая в то, что происходит далеко за пределами их тихого существования.

Маяковский, написав стихотворение, понимает что человек, имеющий хороший дом, одежду, беззаботную жизнь, никогда не сможет понять горя, пережитого другими. Такие люди не знают сочувствия, им нравится все узнавать со страниц газет, и больше ничего.

Анализ стиха Маяковского Вам ли понять почему я спокойный. По плану кратко

Анализ стихотворения «Вам» (В. Маяковский)

  • Aнализ стихотворения Маяковского Необычайное приключение
    Во многих предреволюционных произведениях Владимира Маяковского можно отследить наличие трагических нот. Что касается перемен, после победы рабочего класса в Октябрьской революции, то стихотворения Маяковского приобрели призывное
  • Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый дом
    Тоска по родине вдохновила автора Сергея Есенина на написания столь трогательного стихотворения « Я покинул родимый дом». В данном произведении автор пытается донести до читателя свою глубокую тоску по прошлому по отчиму дому,
  • Анализ стихотворения Пушкина Птичка
    Будучи на чужбине в ссылке Пушкин пишет очень интересное и чувственное произведение “Птичка”. На тот момент писатель работает в канцелярии одного генерала в Кишиневе. Эта работа, конечно же, ему не по душе, Пушкин словно заточен здесь,
  • Анализ стихотворения Есенина Черемуха 3, 5 класс
    Прекрасное по своей звуковой и цветовой гамме стихотворение «Черёмуха» было написано Сергеем Есениным в 1915г, и в этом же году прошла его публикация в журнале «Мирок». Как и многие произведения его творчества, данное относится к пейзажной лирике.
  • Анализ стихотворения Блока О прекрасной даме
    Александра Блока не зря называли поэтом-символистом, потому что ему довелось жить именно в то время, когда в обществе яро пересматривались устоявшиеся ценности и менялись главные жизненные принципы. И каково же было удивление

«Вам!» В. Маяковский

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов газет?!

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, –
может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?..

  • Если б он, приведенный на убой,
    вдруг увидел, израненный,
    как вы измазанной в котлете губой
  • похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду

подавать ананасную воду!

Дата создания: 1915 г.

Анализ стихотворения Маяковского «Вам!»

Владимир Маяковский являлся ярым сторонником революционных идей, считая, что общество нуждается в хорошей встряске. Понять молодого поэта, который очень рано познал, что такое нужда и отсутствие крыши над головой, можно.

Наблюдая, как его знакомые по гимназии, а потом и по художественному училищу ведут светский образ жизни, просаживая родительские состояния, Маяковский испытывал чувство обиды, смешанное с брезгливостью.

Повзрослев, поэт с удивлением заметил, что в числе поклонников его литературного таланта также все чаще и чаще попадаются представители так называемой «золотой молодежи» – люди без целей и жизненных принципов, привыкшие праздно проводить время.

В 1915 году Маяковский посвятил им свое стихотворение под названием «Вам!», в котором обличает всех тех, кто прожигает зря свою жизнь, ища утех и мечтая о вкусной еде. Именно в этот период Россия терпела поражение в первой мировой войне, отправляя на фронт эшелоны с полуголодными и лишенными оружия солдатами.

А их более удачливые и обеспеченны ровесники в это время развлекались на балах и придумывали новые способы скоротать длинные вечера за азартными играми либо бутылкой хорошего вина. Обращаясь к ним, Маяковский начинает свою обличительную речь с упреков, пытаясь воззвать своих оппонентов к совести.

«Как вам не стыдно о представленных к Георгию вычитывать из столбцов газет?!». В дано случае речь идет о воинах, награжденных крестом Святого Георгия – одной из наиболее значимых наград в дореволюционной России.

И Маяковского искренне возмущают люди, которые пытаются узнать, кому же досталась очередная награда, и нет ли в списках кого-то из знакомых.

Вместе с тем поэт понимает, что георгиевский крест дается за особые заслуги, и что в тот момент, пока любопытные праздные читатели просматривают газеты, кто-то отдает за них свою жизнь на фронте.

Однако подобные мысли даже и в голову не приходят тем, кто не готов пожертвовать даже малой частью своего комфортного существования ради собственной родины.

Маяковский убежден, что «имеющим ванную и теплый клозет» никогда не будет дела до горя других, и весь их патриотический пафос может сводиться разве что к цитированию особо удачных мест из стихов Игоря Северянина.

Перед такой публикой, самовлюбленной и напыщенной, которая уже просто не знает, чем бы еще себя усладить, Маяковский отказывается читать свои произведения, категорично заявляя: «Я лучше в баре блядям буду подавать ананасную воду!».

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Анализ стихотворения «Вам» (В. Маяковский)

Guru · 20.07.2021

Эпоха «Серебряного века» подарила незабываемых поэтов для российской литературы. Особо среди кружка футуристов в этот период выделяется Владимир Маяковский, которому свойственен политизированный взгляд на происходящие события в обществе и государстве.

Это отношение поэт выражает через свои произведения. Ярким примером является стихотворение «Вам!», написанное в годы Первой мировой войны.

Автор высказывает в нем свое негодование по поводу мещанского мирка столичного света, демонстрирующего праздность и богатство в то время, когда мир накрыла военная трагедия.

Не обращаясь к кому-либо конкретно и называя своих оппонентов во множественном числе, поэт подчеркивает, что люди, составляющие такое общество не отличаются индивидуальностью. Это не личности. Маяковский рассматривает их как безликую толпу.

При этом автор считает бесстыдным не только праздный образ жизни некоторой части населения в тылу военных действий, но и то, как эта толпа проявляет интерес к фронтовым новостям. Их интерес также безлик, как и само существование. Они не чувствуют боли за сражающихся и погибающих на войне.

Поэт пытается своими строками «достучаться» до тех, кто так безразличен к происходящему на фронте, к тому, что там гибнут люди. Автор считает кощунственным то, как эти праздные, безразличные наблюдатели знакомятся со списками награжденных высшим знаком отличия – Георгиевским крестом.

А ведь этот орден вручался во время войны за особые подвиги, связанные с большим риском для жизни.

В последнем четверостишии поэт еще раз подчеркивает никчемность обывателей российских столиц, ища ответ на вопрос: стоит ли за таких людей «жизнь отдавать в угоду»?.

По мнению автора, при таком отношении общества к участникам военных событий лучше обслуживать в баре женщину легкого поведения, чем гибнуть на фронте. Маяковский выражает и свое несогласие с позицией однокружковцев, в частности Северянина.

Взгляды поэта на события Первой мировой войны с другими футуристами не совпадали.

Произведение выделяется из всего творчества поэта используемым сочетанием строк. Это единственное стихотворение, в котором автор применил обычные четверостишья.

Для экспрессии Маяковский использует не только жесткие эпитеты, но и ненормативную лексику.

Это позволяет автору высказать свое негодование, обличить праздное столичное общество, противопоставляющее себя страданиям и невзгодам остальной части населения страны.

Читайте также:  Образ платона каратаева в романе «война и мир» (л.н. толстой)

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Владимир Маяковский

Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов газет?

Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?..

Если он приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой

похотливо напеваете Северянина!

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре … буду

подавать ананасную воду!

Анализ стихотворения «Вам» Маяковского

Один из самых политизированных поэтов «Серебряного века», пламенный революционер, В. В. Маяковский с самого начала выделялся из кружка поэтов-футуристов своей четкой гражданской позицией.

В 1915 г, в разгар Первой Мировой Войны, он написал стихотворение, которое он назвал «Вам!», в котором обличил праздный мещанский быт, богатство и изобилие столиц, в то время как на фронтах разворачивается настоящая мировая трагедия.

Автор не называет своих оппонентов по имени, он обращается к ним во множественном числе, тем самым, демонстрируя, что у этих людей нет своей личности, своей индивидуальности. Для него они – всего-навсего безликая толпа. С самого начала, в первом же четверостишье Маяковский противопоставляет бесстыдно праздный образ жизни такому же бесстыдному интересу к новостям с фронта.

Он указывает на то, что пока эти обезличенные люди живут в свое удовольствие, где-то на западе погибает очередной поручик. Маяковский сожалеет, что этот поручик не видит всего столичного разврата, он сожалеет о безразличии, с которым все эти люди относятся к происходящему в стране и мире.

Он удивляется, как можно читать о списках награжденных Георгиевским крестом, живя в роскошных условиях. Ведь, очевидно, что Георгиевским крестом награждают за боевые заслуги, жертвуют жизнью.

В последнем четверостишье автор задается вопросом, стоит ли пресмыкаться перед подобными людьми? Свое отношение к ним он тут же демонстрирует тем, что лучше он будет прислуживать, скажем так, женщинам легкого поведения, тем самым показывая всю низость и никчемность подобного мещанского образа жизни.

Маяковский сетует на ограниченность мышления своих оппонентов. Их не волнует ничего, кроме своего тесного уютного теплого мирка, а все, что происходит за его пределами – не их дело. Даже, когда у них появляется интерес к происходящему вокруг, Маяковский видит в нем лишь все ту же праздность.

Автор старается пристыдить праздное общество, взывает к совести, призывает умерить аппетиты. Не забывает Маяковский заклеймить и певцов такой жизни, в частности, поэта И. Северянина, с которым он состоял в одном кружке футуристов, но поссорился из-за отношения к Первой Мировой Войне.

Стихотворение отличается от других произведений Маяковского тем, что написано обычными четверостишьями, а не привычной «лесенкой». Оно не высмеивает это общество, оно его обличает при помощи грубых эпитетов и нецензурных выражений. При помощи ярких экспрессивных выражений автор противопоставляет уютный ограниченный мир столичного мещанства суровому и мрачному быту всей остальной страны.

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Владимир Маяковский — Вам на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

“Вам!” анализ стихотворения Маяковского

Первая мировая война, ставшая для России временем суровых испытаний, конечно, не оставила никого равнодушным.

В течение 1914 года Россия, поддерживаемая союзниками – Францией и Великобританией, осуществляла наступательные операции на Западном фронте (особенно в Восточной Пруссии).

Уже в 1915 году основная тяжесть борьбы в первой мировой войне легла на армию России, которая обеспечила на этот период своим союзникам короткую передышку для мобилизации внутренних сил.

Именно в это тяжелое для России время, когда с фронта приходили тревожные

вести о гибели русских солдат и офицеров, Владимир Маяковский написал стихотворение “Вам!” , анализ которого и будет дальше представлен.

Любой, прочитавший название стиха, невольно задастся вопросом: а кому – вам? Можно предположить, что речь идет о тех, кто, по разным причинам, не попал на фронт и теперь “вычитывает из столбцов газет о представленных к Георгию”. Как известно, Георгия, или Георгиевский крест, давали за личный подвиг, случалось, и после гибели.

И в тот момент, когда люди, совершая подвиг, жертвовали своей жизнью, герой стихотворения “Вам!” видел перед собой людей, “проживающих за оргией оргию”.

Для самого Маяковского война была чем-то ужасным. В своей биографии “Я сам” он написал: “Вплотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл еще отвратительней.

Чтобы сказать о войне – надо ее видеть. Пошел записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадежности”.

Действительно, сначала Маяковский поддался патриотическому подъему. Ведь на фронт добровольцами отправились Михаил Булгаков и Николай Гумилев. Позже, однако, поэт-футурист Маяковский понял, что война – “кровавая бессмысленная свалка, в которую ринулись народы”.

На злобу дня он написал несколько стихотворений о войне: “Война объявлена”, “Мама и убитый немцами вечер”, “Я и Наполеон”.

В этих произведениях со всей силой звучит чувство боли за ставшего жертвой войны человека, что вызывает “отвращение и ненависть к ней”.

А в произведении “Я и Наполеон” во всей полноте встает трагическая картина войны, усиленная идеей о личной ответственности каждого за творящиеся на фронте бесчинства.

Тыл же, по словам поэта, “еще отвратительней”. И стихотворение “Вам!” наглядно это демонстрирует. Перед взором читателя появляются самодовольные сытые лица обывателей, “имеющих ванную и теплый клозет”, “думающих, нажраться лучше как”. Это те же обыватели, что ярко были описаны Маяковским в более раннем стихотворении “Нате!”.

  • Но сейчас ситуация усугубилась тем, что на фронте отдавали свою жизнь за таких, как эти “бездарные, многие”, кто приходил в увеселительные заведения, чтобы “измазанной в котлете губой похотливо напевать Северянина”.
  • Герой уже с первых строк стихотворения пытается их пристыдить:
  • Как вам не стыдно о представленных к Георгию Вычитывать из столбцов газет?

Но вызвать чувство стыда в людях, думающих лишь о том, чтобы набить утробу, невозможно. И уж тем более нельзя добиться от них сочувствия к обычным рядовым. Ведь помимо офицеров, чьи имена попадали в сводки с фронтов, погибали десятки тысяч простых солдат, “приведенных на убой”.

Недаром их называли “пушечным мясом”, а в романе Михаила Шолохова “Тихий Дон” старый железнодорожник, закрывая засовы на вагонах с солдатами, говорил: “Милая моя говядинка”.

Но ничего из этого не волнует “любящих баб да блюда”. Их не волнует, что “сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика”, что наша страна с каждым днем несет все большие потери, что огромные средства из казны тратятся на военные расходы.

Герой справедливо задается вопросом:

Вам ли… жизнь отдавать в угоду?! И может быть, чересчур категорично заявляет от имени всех патриотов России: Я лучше в баре б… буду Подавать ананасную воду!

Использование нецензурных выражений, наверное, не делает чести самому Владимиру Маяковскому, хотя, как известно, еще Александр Сергеевич Пушкин писал, что не может представить себе русской речи без крепкого словца. И темпераментный Маяковский, конечно, не стал сдерживать своих чувств по отношению к напыщенным, самодовольным обывателям, привыкшим все в этой жизни, даже саму жизнь, покупать.

Стихотворение В.В.Маяковского «Вам!»

/ Сочинения / Маяковский В.В. / Разное / Стихотворение В.В.Маяковского «Вам!»

  Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

    Владимир Маяковский пришел в русскую поэзию в те годы, когда она переживала, в лице символизма, глубокий упадок. К десятым годам, когда со своими первыми стихами и декларациями выступили акмеисты и футуристы, когда зазвучали на страницах журналов первые, пусть еще не громкие строки пролетарских революционных поэтов, все признаки предвещали близость освежающей, очистительной бури.

Должны были появиться поэты, способные вернуть русскому стиху традицию гражданственности, вывести его из добровольного заточения в «башне из слоновой кости» на улицу, в мир больших социальных страстей.     И такие поэты появлялись.

Самым ярким из них до сих пор считают Маяковского, так как он смог, пройдя школу футуризма, не только выработать неповторимые стиль речи и форму стиха (знаменитую лесенку), но и, выйдя за рамки просто протеста против «обывательщины», стать истинным гражданским лириком. К одному из таких стихов, высмеивающих мещанский образ мыслей и образ жизни, относится «Вам!», написанное в 1915 году.

Уже заголовок стихотворения наводит на мысль о вызове, которые делает поэт мещанам, как он противопоставляет себя и «их», как отчаянно бросает им в лицо свои обличительные строки.     Основной темой лирического произведения является описание мещанского быта, который показан поэтом настолько низменным и противным, что вызывает не ироническую улыбку, а отвращение.

Маяковский обличает людей, ведущих такой образ жизни, в том, что они не задумываются ни о чем, кроме собственного комфорта. Их главная цель – иметь «ванную и теплый клозет», «нажраться», «жизнь отдавать в угоду». Весь остальной мир их не интересует.

Я думаю, что Маяковский этим стихотворением хотел заставить людей задумываться о чем-то более высоком и духовном, быть реалистичными и не замыкаться на собственном удобстве и комфорте.     Стихотворение написано от первого лица. Лирический герой обращается к «ним», то есть к мещанам, не с просьбой и не с обращением. Он стыдит эту серую, сытую толпу, обвиняет ее в бездуховности и малодушии.

Своими острыми, часто обидными словами он пытается образумить ее, называет «их» бездарными, по-всякому унижает и не стесняется в выражениях. Мещане предстают перед нами, как совсем опустившиеся люди:
    Как вы с измазанной в котлете губой
    Похотливо напеваете Северянина!
    Неслучайно Маяковский употребил здесь фамилию поэта-футуриста Игоря Северянина.

Когда Владимир Владимирович принадлежал к кружку футуристов, он поссорился с поэтом, и поэтому его фамилия ассоциировалась с чем-то отрицательным. Люди, которые читали и любили стихи Северянина, вызывали у Маяковского отвращение. Упомянув его фамилию, он в очередной раз выразил ненависть к футуристу и к «ним».

    Еще одной важной особенностью я считаю то, что поэт употребляет по отношению к мещанам множественное число. Это подчеркивает отсутствие индивидуальности у этих людей, отсутствие собственного мнения и свободы суждений. Он считал, что такие люди вредны для общества, с ними невозможно будет выстроить социалистическое государство.

Образ безликой серой массы, инертной толпы отражен и в названии стихотворения, и в каждом четверостишии.     Лирическое произведение состоит из четырех строф, и в каждой из них заложен контраст. Противопоставляются низкие, мещанские потребности и события, которые должны волновать многих людей, но не тех, кто любит «баб да блюда».

В первом четверостишии Маяковский, как мне кажется, обличает любовь мещан к сплетням. Им неважно, что написано в газете. Главное – прочитать ее, потому что все читают газеты. Содержание как таковое их не интересует: герои, представленные к высшей награде, Георгиевскому ордену, для них неотличимы от, например, воров и мошенников.

Ведь и о тех, и о других пишут в «столбцах газет»!
    Во втором четверостишии Маяковский обвиняет мещан в том, что им все равно, что происходит в мире. Им неважно, что где-то гибнут люди за высокие цели, дети умирают от голода, многим негде жить из-за военных действий… Мещане живут в собственном ограниченном мирке, где хорошо и тепло, и не надо ничем забивать голову.

Главное – было бы что поесть! Бездушие и безразличие к окружающим людям отражено в третьей строфе. Здесь налицо противопоставление жестокой реальности с мещанским бытом. Маяковский создает очень яркий образ раненого солдата и сытой толпы. И, наконец, в последнем четверостишии, кульминационном, Маяковский противопоставляет себя этой безликой толпе.

Читайте также:  5 сочинений (с 1 по 9 класс) на тему: Итоги уходящего года

Как всегда, гротескно и гиперболично, даже грубо, он в сердцах признается, что лучше «в баре блядям буду подавать ананасную воду!», чем отдавать свою жизнь в угоду этих низких людей. Здесь эмоции лирического героя достигают верха напряжения, вызывая еще больше отвращения к мещанам.

Возможно, в этой строфе поэт снова обращается к творчеству Северянина, точнее, к таким его строкам: «Ананасы в шампанском!». Этим он подчеркивает, как для него низко «подавать ананасную воду», но все же это лучше, чем быть таким, как толпа мещан.     Стихотворение «Вам!» отличается от других творений Маяковского тем, что оно написано не лесенкой, а обычными четверостишиями.

Также оно не является сатирическим, как, например, «Прозаседавшиеся». Оно вызывает не грустную улыбку, а отвращение к мещанской жизни. С помощью грубых эпитетов («нажраться», «измазанной в котлете губой», «похотливо напеваете») и гипербол («любящим баб да блюда», «проживающим за оргией оргию», «бобмой ноги выдрало») поэт добивается яркости и остроты в изображении мещан и их противоположностей, еще больше сталкивая их между собой. В стихотворении есть также и характерные для поэта ритмичность, надрыв и гротеск. Каждая строчка рождает в воображении яркие, гротескные образы, вызывая еще большую неприязнь к «ним». Изобилие восклицательных и вопросительных знаков препинания, многоточий, придают стихотворению эмоциональность. Стихотворный размер изменяется от строки к строке, создавая при этом ритмичность и придавая стихотворению ноты марша. Рифма в стихотворении перекрестная.

    Для меня стихотворение «Вам!» – это великолепный образец сатиры Маяковского, создавая который поэт широко применял разнообразные художественные приемы.

Это и излюбленный им сатирический гротеск, и гипербола в эпизоде с половинами людей, и прием контраста. Восхищает меня и стихотворная речь поэта, пересыпанная неологизмами («взъяренный», «раздвояться», «прозаседавшиеся»).

Все это создает неповторимый облик поэта-сатирика, беспощадный смех которого долетает до нашего слуха с каждой строчки стихотворений.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Маяковский В.В. / Разное / Стихотворение В.В.Маяковского «Вам!»

Сравнительный анализ стихотворений В.В.Маяковского в 11 классе

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ В.В.

МАЯКОВСКОГО «НАТЕ!» И «ВАМ!»

  • НАТЕ!
  • Через час отсюда в чистый переулок
  • вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
  • а я вам открыл столько стихов шкатулок,
  • я – бесценных слов мот и транжир.
  • Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
  • где-то недокушанных, недоеденных щей;
  • вот вы, женщина, на вас белила густо,
  • вы смотрите устрицей из раковин вещей.
  • Все вы на бабочку поэтичного сердца взгромоздитесь, грязные, в
  • калошах и без калош.
  • Толпа озвереет, будет тереться,
  • ощетинит ножки стоглавая вошь.
  • А если сегодня мне, грубому гунну,
  • кривляться перед вами не захочется – и вот
  • я захохочу и радостно плюну,
  • плюну в лицо вам
  • я- бесценных слов транжир и мот.
  • 1913
  • ВАМ!
  • Вам, проживающим за оргией оргию,
  • имеющим ванную и теплый клозет!
  • Как вам не стыдно о представленных к Георгию

вычитывать из столбцов газет?!

  1. Знаете ли вы, бездарные, многие,
  2. думающие, нажраться лучше как,-
  3. может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?..

  • Если б он, приведенный на убой,
  • вдруг увидел, израненный,
  • как вы измазанной в котлете губой
  • похотливо напеваете Северянина!
  • Вам ли, любящим баб да блюда,

жизнь отдавать в угоду?!

  1. Я лучше в баре блядям буду
  2. подавать ананасную воду!
  3. 1915

Проблема понимания поэзии Владимира Владимировича Маяковского актуальна как никогда. Мы привыкли (или нас научили), что Маяковский – это певец революции. Мы знаем Маяковского советского, социалистического.

А значит ненужного, непопулярного сегодня. И это искажает суть творчества великого поэта современности. А дело все в том, что Маяковский – человек.

Который не мог остаться равнодушным к своей стране, к своему народу, человек с нежным и горячим сердцем.

  • В стихотворении «Ко всему» он пишет:
  • До края полное сердце
  • вылью
  • в исповеди!

Первые его стихотворения возникают в предчувствии и ожидании неминуемого взрыва, резкого перелома течения жизни. Ранняя поэзия дышит воздухом своего времени, мучается его вопросами, вдохновляется идеалами.

Именно поэтому, на мой взгляд, ранняя поэзия – ключ ко всему творчеству поэта. Он не изменяет себе и потом, до конца остается активным, действенным, мощным, делает все, чтобы жизнь в его стране изменилась, стала лучше и борется своим средством – словом.

Неслучайно поэт стоит у истоков футуризма в России, литературного направления, которое отвечало пониманию Маяковским сущности поэзии и помогало раскрыться раннему поэту. Ведь футуризм предполагает живой отклик на события современности, смелое введение в поэзию новых тем и образов, новаторство в области рифмы стиха.

Поэтому стихотворение «Нате!», написанное в 1913 году, отмечено как первое стихотворение, обличительно – публицистически направленное.

Мотивы социального протеста и тема поэта и буржуазного общества сближают его со стихотворением «Вам!» (первоначально названное «Вам, которые в тылу»), созданным в 1915 г.

Резкие строки которого направлены против буржуазии, обогащающейся на военных спекуляциях. Оба стихотворения вызвали взрыв возмущения в публике, принявшей обращение поэта прямо на свой счет.

19 октября 1913 года на открытии футуристического кабаре «Розовый фонарь» Маяковский читает стихотворение «Нате!».

  1. Вот как писали газеты того времени об этом событии
  2. «Маяковский стал читать свои стихи о том, как:
  3. – После кабаре толпа понесет свои жирные тела по темному переулку.
  4. – Вы будете топтать меня грязными калошами, мою грудь! – кричал он…
  5. В воздухе стало пахнуть скандалом» («Руль», 1913, 21 октября).

«…Публика пришла в ярость. Послышались оглушительные свистки, крики «долой». Маяковский был непоколебим, продолжая в указанном стиле. Наконец решил, что его миссия закончена, и удалился» («Московская газета», 1913, 21 октября).

11 февраля 1915 года Маяковский выступает в артистическом подвале «Бродячая собака» с чтением стихотворения «Вам!». В прессе появляется немедленная реакция на это:

«Эти ужасные строки Маяковский связал с лучшими чувствами, одушевляющими нас в настоящее время, с нашим поклонением тем людям, поступки которых вызывают восторг и умиление!..

Разросся скандал. Мужчины повскакивали с криками негодования, дамы – со слезами. Артисты бросились к владельцу «Бродячей собаки» Пронину:

– После подобной мерзости мы считаем позорным ходить сюда!.. А Пронин ответил:

– И не надо» («Биржевые ведомости», 1915, 13 февраля, веч. выпуск)

«Публика… застыла в изумлении: кто с поднятой рюмкой, кто с куском недоеденного цыпленка. Раздалось несколько недоумевающих возгласов, но Маяковский, перекрывая голоса, громко продолжал чтение.

  • Когда он вызывающе выкрикнул последние строчки:
  • Я лучше в баре блядям буду
  • подавать ананасовую воду,-

некоторые женщины закричали: « ай, ох!» – и сделали вид, что им стало дурно. Мужчины, остервеняясь, начали галдеть все сразу, поднялся гам, свист, угрожающие возгласы…

  1. Маяковский стоял очень бледный, судорожно делая жевательные движения,- желвак нижней челюсти все время вздувался,- опять закурил и не уходил с эстрады.
  2. Очень изящно и нарядно одетая женщина. Сидя на высоком стуле, вскрикнула:
  3. – Такой молодой, здоровый… Чем такие мерзкие стихи писать, шел бы на фронт.
  4. Маяковский парировал:

– Недавно во Франции один известный писатель выразил желание ехать на фронт. Ему поднесли золотое перо и пожелание: «Останьтесь, ваше перо нужнее родине, чем шпага».

  • Та же «стильная женщина» раздраженно крикнула:
  • – Ваше перо никому, никому не нужно!
  • – Мадам, не о вас речь, вам перья нужны только на шляпу.

Некоторые засмеялись; но большинство продолжало негодовать, словом все долго шумели и не могли успокоиться. Тогда распорядитель вышел на эстраду и объявил, что вечер окончен (Т. Толстая-Вечорка, 1934).

Оба стихотворения построены как прямое обращение не столько к читателю, сколько к слушателю, как сиюминутные, в данный момент произносимые монологи. Заглавие акцентируют их разговорную экспрессию. «Нате!» и «Вам!» – это своеобразные обращения – отклики с восклицательными знаками.

Установка на прямое обращение определяет стилевую окраску монологов, которые лишены художнических изысков. В первом стихотворении поэт употребляет разговорную лексику: «мот», «транжир», «недокушенных», «недоеденных», «озвереет», «вошь», «захохочу», «кривляться», «взгромоздитесь», «обрюзгший жир».

Во втором стихотворении же грубые разговорные слова: «нажраться», «выдрало», «клозет», «баб», «похотливо», даже бранное – «бл…дям». Такая же тенденция наблюдается в использовании образных средств языка.

В «Нате!» еще есть метафоры: «обрюзгший жир», «стихотворная шкатулка», «бабочка поэтиного сердца», метафорическое сравнение «устрицей из раковин вещей», эпитеты: «грубый гунн», «бесценных слов», «стоглавая вошь», «поэтиного языка». «Поэтиного» – авторский неологизм. В «Вам!» образных средств языка практически нет, лишь эпитеты: «теплый клозет», «похотливо напевает».

Связано это с тем, что лирический герой со временем становится беспощадней, суровей, жестче, судит «сытых» строже и беспристрастней. В первом стихотворении он еще не окреп в борьбе, хоть и называет себя «грубым гунном», но мы-то видим нежное, ранимое сердце «бабочку поэтиного сердца». По этой же причине Маяковский сначала обращается к буржуа – «грязные», затем и «бездарные».

Оба стихотворения построены на контрасте. В «Нате!» «чистый переулок» и «обрюзгший жир», «грязные»; «бабочка поэтиного сердца» и «ощетинит ножки стоглавая вошь». В «Вам!» «оргию» – «Георгию», «клозет» – «газет», «израненный» – «Северянина».

На фоне бесконечных военных смертей еще отвратительней казалось Маяковскому словотворчество эгофутуриста Игоря Северянина, идейного противника кубофутуристов. Здесь же слово «убой» связано с эволюцией взглядов поэта на войну.

Если раньше Маяковский считал, что о войне можно говорить в том случае, если сам там был, то со временем понял, что не желает принимать участие в массовом уничтожении «убой» и умирать в угоду «проживающим за оргией оргию», «любящим баб да блюда».

Сравнительная простота образных средств и синтаксических конструкций, присутствие обращений, вопросов, восклицаний обусловлены жанровой природой этих произведений. Это – стихотворения – инвективы (резкое выступление против кого-либо. Чего-либо, грубая, оскорбительная речь).

Маяковский применяет тоническую систему стихосложения. Тонический стих и акустическую (фонематическую) рифму разрабатывали футуристы на фоне живого разговорного языка.

В обоих стихотворениях много общего, они похожи по форме, так как состоят из трех катренов, рифмовка перекрестная, открытая рифма чередуется с закрытой, лишь последнее четверостишье «Вам!» отступает от этого. В «Нате!» рифма еще простая и точная, мужская чередуется с женской. В «Вам!» мужская с дактилической, что сближает еще больше стихотворение с живым народным языком.

Во втором катрене и частично в третьем рифма акустическая. В частности мы наблюдаем следующий ее вид: отсечение конечного согласного «многие» – «ноги», «лучше как»- «поручика», «израненный» – «Северянина». А также первые примеры составной рифмы («лучше как» – «поручика», «бомбой ноги» – «многие»), которая, как и акустическая, в дальнейшем станут основными в творчестве поэта.

В последнем катрене стихотворения «Вам!» есть место аллитерации («любящим баб до блюда», «в баре бл…дям буду»), звуки [л, б, д] напоминают барабанную дробь.

Родство стихотворений подчеркивает сам Маяковский «Нате!» – «Вам!», оно внутренне, потому что написаны под влиянием одного чувства – ненависти к сытым буржуа, но анализ показывает и неоспоримые различия их в форме и содержании.

Литература:

1. Катанян В.В. Маяковский Хроника жизни и деятельности. – М., 1985.

2. Маяковский В.В. Стихотворения. Поэмы. Пьесы. – М., 2002.

3. Маяковский и современность. //Петросов К. О художественной системе и методе раннего Маяковского. – М., 1974.

4. Маяковский и современность // Гончаров Б. рифма Маяковского и фольклор. – М., 1987.

Ссылка на основную публикацию