Тема родины в творчестве Лермонтова

Михаил Юрьевич неоднократно возвращается к теме родины. Поэт был истинным патриотом. Однако, это не мешало ему объективно оценивать окружающую обстановку. Лермонтов часто сравнивал период времени, в котором проживал, с прошлым. Он идеализировал российскую историю.

Автора абсолютно не устраивало реальное положение дел. Он часто выказывал недовольство по поводу жизни современного народа и власти. Поэт не выставлял себя патриотом. Его любовь к стране можно проследить в работах, которые переполнены чувственной составляющей и восторгом.

Михаила Юрьевича глубоко впечатляла природа России. Однако, всё, что касалась народа, господ и власти, Лермонтов оценивал объективно. Ничего не приукрашал.  

Писатель подчёркивал тот факт, что лучшие умы пытаются внести свой вклад в историю России. Они делают всё, чтобы изменить ситуацию. Но, к сожалению, все их старания абсолютно безуспешны. Михаил Юрьевич описывает Российскую империю, как государство, в котором правят господа.

Слуги не имеют никаких прав, они приравниваются к вещам. Их ничто не может вытащить из подобного положения. Однако, при это писатель восторгается подвигами военнослужащих. Автор отражает подвиги бойцов, подчёркивает их отвагу, смелость, любовь к родине и самоотверженность.

Даже сам поэт говорит, что любит родную землю странную любовью. Данную мысль автор описывает в своей работе под названием «Родина». В нём он констатирует, что рассудок не может возобладать над сердцем.

Поэт не может забыть о красотах родной стороны. Михаил Юрьевич очень часто возвращается к детским воспоминаниям. Детство – лучшее время для многих, когда мир такой большой и прекрасный. Автор описывает всё в ярких тонах. Сам Лермонтов не может объяснить, почему так сильно любит родную страну. Эта любовь приносит поэту страдания и боль.

Автор часто описывает красоту лесов, степей, морей и водоёмов. Он не может налюбоваться окружающим миром. В своих стихотворениях писатель раскрывает свои мысли и чувства. Человек, не испытывающий подобных чувств, сможет узнать, каковы они.

Михаил Юрьевич открывает своё сердце и знакомит читателей с таинством, которое доступно не каждому. Это таинство кроется в истинной любви к родине. Автор знает, что никакая другая страна не сможет заменить ему Отечество. Даже если она будет обладать несметными богатствами.

Родина всегда лучше. Только потому что вся жизнь, лучшие воспоминания и грустные моменты – всё связано с ней.

Вариант 2

Главной темой в творчестве этого писателя является Родина. Отношение Лермонтова к Родине немного непонятное. Когда он рассуждает о прошлом своей отчизны, он ею восхищается. Все то что происходило и окружало поэта в давние времена, было для него идеальным, нежели в настоящее время.

Необъяснимые чувства вызывает у Михаила Юрьевича любовь к своей стране. Он никогда не был патриотом своей страны, но он всегда говорил о том, что с ней творится. Он писал, что люди ушедшего времени, делали все чтобы как то изменить ситуацию в стране, но все их старания как выясняется, оказались безрезультатными.

В своих стихотворениях поэт показывал Россию, как страну господ и рабов. Но он всегда с большим уважением и гордостью рассказывал о подвигах, совершенных в прошлом. Так например в стихотворении «Родина», поэт пишет о своей любви к родине.

Для поэта родина и природа это одно целое. Очень часто тема родины связывалась у него с воспоминаниями из прошлого, н вспоминал детство.

Лермонтов всегда использовал яркие насыщенные краски, чтобы передать читателю те чувства и эмоции, которые у него возникали.

К примеру в одном из своих произведений, написанных в 1840году, Лермонтов, возвращается в детство, в те места где он жил. Все что его окружало в детстве это тишина и покой, это были пруды, поля, туман.

Именно поэтому в творчестве этого поэта, тема родины связанна с русской природой.

Когда ему становилось тоскливо и одиноко, он начинает вспоминать о российских пейзажах, о садах и ландышах, это его успокаивало.

В произведениях Михаила Юрьевича, практически нет строк с политическим уклоном. Для него Родиной была там, где природа и умиротворение. Он считал, что власть всегда может смениться, а вот природа навсегда останется неизменной.

Поэт практически в каждом произведении показывает свою любовь к Родине. Для писателя природа была, божественным созданием, для него не было ни чего прекрасней. Михаил считал, Родиной не только природу, но и общество в котором он жил.

Но для него, общество в котором он жил, было лишено той гармонии, которая присутствовала в природе. Для него общество было лживое, озлобленное и лицемерное, что для Лермонтова было неприемлемо.

Невозможно быть счастливым человеком живя в таком обществе, в таком мире не может быть спокойствия и умиротворения.

По мнению писателя, такое общество было противопоставлением природе. Именно поэтому Михаил Лермонтов обретает покой только тогда когда полностью оторван от общества и находится наедине с природой. Которая давала ему спокойствие, душевное равновесие и излечивало душевные раны.

Несколько интересных сочинений

Тема родины в творчестве М.Ю. Лермонтова. Цель: осмыслить, как развивается тема Родины в творчестве поэта «Лермонтов – поэт русский в душе, в нем живет. – презентация

1 Тема родины в творчестве М.Ю. Лермонтова

2 Цель: осмыслить, как развивается тема Родины в творчестве поэта «Лермонтов – поэт русский в душе, в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни».(В.Г. Белинский)

3 Фронтальная беседа Назовите стихи, в которых отразились мотивы вольности и гордого одиночества. Каковы предпосылки написания подобных стихов? Послушайте стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен..» – Особенности композиции – Что чему противопоставлено? – Каково отношение лирического героя к обществу? – Каков он сам?

4 Стихи о родине «Два великана» «Бородино» «Родина» «Дума» Прощай, немытая Россия»

5 Какие общественно- политические вопросы волнуют современников М.Ю. Лермонтова Война 1812 года Восстание декабристов – Чем закончились? Почему? Нет связи с народом. Углубился разрыв между Россией народной и официальной.

6 Работа с опорной схемой « Дума » Судьба поколения 30-х годов в лирике Лермонтова Узко литературный Историко-культурная контекст перспектива Общий романтический Расцвет творчества конфликт Мечты и Лермонтова приходится Реальности на эпоху «безвременья» (А.И.Герцен), это ощущается поэтом как личная трагедия

7 Анализ стихотворения «Дума» Задание : составить цитатную характеристику поколения. Задание : составить цитатную характеристику поколения.

«Богаты… ошибками отцов» «Богаты… ошибками отцов» «К добру и злу постыдно равнодушны» «К добру и злу постыдно равнодушны» «Перед опасностью… малодушны» «Перед опасностью… малодушны» «Перед властию… рабы» «Перед властию… рабы» «Иссушили ум наукою бесплодной» «Иссушили ум наукою бесплодной» «И ненавидим мы, и любим мы случайно» «И ненавидим мы, и любим мы случайно»

8 «Дума» Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и поздним их умом ».

9 «Дума» В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о поколении 30 х годов: Печально и гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно.

10 «Дума» С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений.

Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений: С горечью и болью поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений.

Стихотворение заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений:

11 «Дума» Толпой угрюмою и скоро позабытой, Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

12 «Дума» Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.

13 «Дума» Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять.

14 «Дума» Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество, стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса, его усилия были тщетны. Таких людей он не нашел. Лермонтов пишет стихотворения, в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших поколений.

15 «Дума» Какая жизнь – такое поколенье ? Относит ли себя лирический герой к этому поколению ?

16 «Дума» Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество, стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса, его усилия были тщетны. Таких людей он не нашел. Лермонтов пишет стихотворения, в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших поколений.

17 Вывод : Самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию. Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста.

18

19 1. 1. Родина земля, давшая жизнь и страдание 2. – «Смерть» Оборвана цепь жизни молодой …пора домой … Пора туда, где будущего нет. Ни прошлого, ни вечности, ни лет. Ни горьких слез, ни славы, ни частей… Ощущение дисгармонии – «Монолог» К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем. ……………………………………………

20 1. 3. Образ идеальной романтической отчизны 2. «Отрывок». Страшна конечность земного существования и ничтожество жизни («ничтожество есть благо на земле»).

Тяготение к небу – это поиски духовной свободы, отрадного слияния с природой («Хранится пламень неземной / Со дней младенчества во мне»).

Но и в этом стихотворении образ небесного рая сменяется антитезой земле: Теперь я вижу: пышный свет Не для людей был сотворен. Мы сгибнем, наш сотрется след, Таков наш рок, таков закон;

Читайте также:  Анализ рассказа «попрыгунья» (а. п. чехов)

21 1. 4. Отрицание той России, «где стонет человек от 2. рабства и цепей» «Жалобы турка» Там рано жизнь тяжка бывает для людей, Там за утехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей!.. Друг! этот край … моя отчизна! 5. Стихотворение «Бородино» – вера в народ.

22 Завершение темы родины год «Прощай, немытая Россия» «Родина» презрение к стране рабов, признание в любви стране господ

23 «РОДИНА» Какие два облика России рисует Лермонтов? Что же входит для Лермонтова в понятие Родина? Что приходит на смену величественным картинам природы? Что вызывает у Лермонтова добрые, светлые чувства? На какие детали крестьянского быта он обращает внимание? Объясните, как вы понимаете строки: «Дрожащие огни печальных деревень»? Подведем итог: что не волнует поэта, а что он любит, в чем странность этой любви

24 «Прощай, немытая Россия» Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей 3, От их всевидящего глаза, От их все слышащих ушей.

25 Проанализируем эпитет «немытая Россия».

Как вы понимаете его, что, по вашему мнению, имел в виду поэт ? Какую черту империи автор отмечает как главную? Как характеризуется реальность внутреннего мира народа? Что, кроме биографической мотивировки, вносит слово «Прощай…» в это стихотворение? Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой? (Эпиграмма – краткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление) Все, о чем мы сейчас говорили, наверное, и позволило С. Наровчатову назвать это стихотворение «…эпитафией всей николаевской России» (Эпитафия – надгробная надпись)

26

Тема Родины в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Русская поэзия, словно горный ландшафт. Она содержит и высокие хребты, и небольшие горы, и холмы. Самая высочайшая вершина, конечно же, Пушкин. Он дал русской поэзии начало всех начал.

Это тот фон, на котором рассматривается творчество других, тоже очень талантливых, поэтов: Лермонтова, Некрасова, Тютчева. Каждый из них в отдельности образует большой самостоятельный и органичный мир.

Их поэтические индивидуальности настолько велики, что они не меркнут на фоне Пушкина. А за ними тянутся иные горные хребты: Бунин, Блок, Маяковский, Есенин, Пастернак…

Мы постоянно ощущаем присутствие этих удивительных людей в нашем духовном мире. Их произведения стали великими, потому что являлись исповедями, в которых поэты сжигали себя дотла, чтобы потом возродиться заново.

Величие этих людей в том, что их творения не умирают вместе с ними, а продолжают жить, пробуждая в человеческих душах самые лучшие качества.

Минуют годы, столетия, но не умолкают звуки волшебной музыки, звучащей в их стихах.

  • У каждого времени своё жизнеощущение, поэтому творчество поэта новыми поколениями всегда воспринимается по – иному и видится гораздо крупнее и значительнее.
  • Лицом к лицу Лица не увидать.
  • Большое видится на расстоянье.

И в той удивительной стране, имя которой поэзия, среди этих великих имён мне наиболее близко и дорого творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.

Каждый раз, закрывая томик его стихов, я поражаюсь, как мог человек ещё юный, не достигший полных лет зрелости, страдающий и гонимый, сказать так много, разнообразно и так современно, с такой философской мудростью и такой неустрашимой гражданской страстью!

Явившись вслед за великим гением Пушкина, Лермонтов выступил как его ученик и продолжатель его литературного дела. Бросив вызов придворному обществу, он смело заговорил вслух.

Однако в отличие от Пушкина, которого в юности окрыляли мечты о скорой свободе, Лермонтов начинал свой путь, когда мечты эти были уже развеяны, и заканчивались они почти всегда Сибирью или казнью и никогда – торжеством. Поэтому так необходимо было поэту рассказать всю правду о своём времени.

Всем своим творчеством он отрицал то общественное устройство, ту деспотическую Россию, в которой ему суждено было жить. Об этой России, в иносказательной форме, говорил поэт в стихотворении «Жалобы турка»:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей, Там за утехами несётся укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! Этот край …моя отчизна!

Действительно, в такой стране, где жизнь человека обесценена, обессмыслена, опустошена и поругана, было на кого и во имя чего роптать. И Лермонтов вынес приговор николаевской России. В одном из его самых смелых и сильных политических произведений – стихотворении «Прощай, немытая Россия…» – отразилась страстная ненависть поэта к самодержавно-помещечьему строю. Знаменитые строки:

  1. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые,
  2. И ты, послушный им народ, –

дали нам почувствовать лермонтовскую горечь и отчаяние, связанные с тем, что в народе не было революционности, его гнев и печаль при виде послушности и покорности народа. Академик Виноградов отмечал, что при восприятии текста данного стихотворения важно правильно осмыслить значение слова « преданный».

Он считал, что Лермонтов употребил его в смысле «отданный во власть, предоставленный в распоряжение кого-нибудь». Другими словами: «И ты, им отданный во власть, народ». Поэта терзало такое положение и состояние народных масс, их неподвижность и молчание.

Но как бы ни сетовал он на народ, только в нём видел Лермонтов избавление России от гнёта самодержавия.

После «Прощай, немытая Россия» Лермонтов пишет свою «Родину», где возводит в идеал крестьянскую, трудовую жизнь. Это стихотворение можно считать краткой энциклопедией народного опыта и народной мудрости, которые выражены в нём как чувства и мысли самого поэта, который до конца слился со своим народом, проник в его душу, в его интересы.

  • Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит её рассудок мой…
  • Да, это любовь великого поэта, человека огромного ума, необъятного сердца. Но одновременно в этом удивительном чувстве присутствует и что-то простое, мужицкое:
  • С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой,
  • С резными ставнями окно.

Такой любви к крестьянской России многие в ту пору не знали. У Лермонтова она не имела ничего общего ни с казённым монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью; ей было чуждо «гордое доверие», основанное на убеждении в незыблемости крепостнических отношений.

Если при этом знать, что стихотворение возникло под впечатлением путешествия через Россию после неурожая тысяча восемьсот тридцать девятого года, когда в деревнях ели даже кровельную солому, его строки покажутся нам более значительными.

В лермонтовском патриотизме мы увидим желание сделать всё для того, чтобы простой народ жил в достатке.

«Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта», – писал об этом стихотворении Добролюбов, утверждавший, что Лермонтов «понимал любовь к родине истинно, свято и разумно».

«Странная любовь» поэта к своей Отчизне так и осталась до конца не разгаданной. Близкая и бесконечно дорогая его сердцу Россия открывалась ему во всей красе на обычных просёлочных дорогах, с их незатейливым пейзажем. Родные просторы, природа лечили тоскующую душу поэта, даря ему спокойствие и счастье.

  1. Но я люблю – за что, не знаю сам – Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье,
  2. Разливы рек её, подобные морям…

Вслушаемся в эти строки. И мы почувствуем безбрежную ширь степей, переходящую в разливы моря. И возникнет ощущение холодной весны, ощущение долгих, бесконечных дорог. Здесь каждое слово сильно и необычно. Дивный лермонтовский пейзаж стал эмблемой России:

  • Люблю дымок спалённой жнивы, В степи ночующий обоз, И на холме средь жёлтой нивы
  • Чету белеющих берёз.

Русская берёзка. Она вошла в народное творчество как неотъемлемый элемент нашей национальной культуры. А Лермонтов, силой своего гения, утвердил его в литературе и дал ему большую жизнь в поэзии. Этот прекрасный образ встречается у Некрасова, Есенина и у многих других поэтов и писателей. Без него русской поэзии в её целостности и полноте просто бы не существовало.

Но хотя описание родного края у поэта лирично, трепетно и нежно, в нём всё равно звучит боль, сожаление, обида. Лирика Лермонтова обладает особым трагическим характером.

Поэт ощущает себя человеком, родившимся не в своё время, опоздавшим на «пир героев». И эта грусть – тоска по минувшим временам, по людям героической эпохи отразится в его стихотворении «Бородино».

Впервые в нём появится выражение «наше время».

  1. Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя:
  2. Богатыри – не вы!

Это то героическое время, которое, казалось, прошло безвозвратно. Куда же делось «могучее, лихое племя», где его великие дела и свершения, на что тратятся его силы? Все эти вопросы задаёт автор в «Бородине». Это стихотворение по огромности исторической и философской идеи с полным правом можно назвать эпической поэмой.

Рассказ о великом событии ведётся от лица рядового участника сражения. Это не какая – то солдатская «байка». Бородинская битва описывается в нём конкретно и точно, как бы изнутри, из самой гущи боя. Правда, автор не называет никаких имён.

Он даже не упоминает Кутузова, а говорит только о солдатах, которые, по его мнению, являются главными героями этого события. Но всё-таки есть одно имя, которое открыто звучит в произведении- это Москва. Поэма «Бородино» – поэма о Москве.

Образ столицы прочно и нерушимо занял в ней своё место, а слово «Москва» заменило слова «народ» и «родина». И как самозабвенно прозвучало:

«Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

Это знаменитое выражение помогло автору раскрыть психологию солдата и психологию боя, в нём заключался весь идейный настрой поэмы.

Без него описание битвы превратилось бы в жестокую резню и померкло бы в своём величии.

Читайте также:  Сочинение: Мое отношение к повести Владимира Короленко «В дурном обществе»

Но идея защиты Москвы придала самым ужасным картинам отблеск настоящей героики, исторического свершения и, таким образом, возвратила им человеческий смысл и подлинную человечность.

  • Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала
  • Гора кровавых тел, –

эти отталкивающие строки показали жестокую битву в её исторической необходимости. А грандиозный образ Москвы, которая искупила великие, неисчислимые жертвы, явился символом нерушимой связи человека с родной землёй.

В «Бородине» мы увидели и почувствовали всю силу русского богатырского духа.

И с какой роскошью образов, с какой красочностью и простотой подлинно народной речи поэт передал это! Каждое слово у него наполнено светом мудрости, глубиной исторического содержания, каждое достойно пристального изучения: в них наша жизнь, наш народный характер, наша история. Прислушаемся лишь на минутку к ворчанию стариков, которым за столько лет впервые пришлось отступать:

«Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

В этих строках вся история русской армии, здесь весь, как на ладони, суворовский солдат, не знавший, что такое отступление, полный отваги и чувства юмора, не гаснущего в любой обстановке.

В нём чувствуется и уверенность в себе, и осознание правоты своего дела, и снисходительность к противнику, и ирония над ним.

Но это добродушие русского солдата может мгновенно сменится суровой решимостью стоять насмерть:

Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою

За родину свою!

На протяжении этих семи строк Лермонтов предстал перед нами великим психологом, которому удалось постигнуть тайну души русского солдата. Он попытался донести до читателя золотые россыпи несметных духовных богатств, переполняющих наш народ. И его поэма о великом народном подвиге стала поэмой о духовном величии русского народа.

  1. Читая «Бородино», мы заново открываем для себя историческое значение этой битвы.
  2. Возьмём лишь небольшой отрывок: Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета,
  3. Как ликовал француз, –

и сразу станет ясна вся история наполеоновских походов и психология наполеоновских солдат, привыкших к лёгким победам. Кликам ликования французов Лермонтов противопоставляет святую решимость русских солдат, готовых сражаться насмерть. И какие слова он находит!

  • Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито,
  • Кусая длинный ус.

Эта мнимая занятость, эта страшная тишина «открытого» бивака, защитой которому были только груди солдат, – всё изумительно точно передаёт всеобщую готовность к смертельному бою. Эти сцены очень похожи на те, которые уже после Лермонтова создаст другой великий писатель Толстой.

В них народ изображается не как нейтральный исторический фон, на котором разыгрывается битва титанов, а как главное действующее лицо.

Этот народ настолько глубоко врос в родную землю, что поэту не составило труда найти удивительное сравнение, которое заключило в себе всю полноту народно-патриотического сознания:

Земля тряслась – как наши груди…

И хотя это сравнение несложно и почти незаметно, оно открывает новую страницу в поэзии, рождённую появлением на исторической арене нового героя, простого труженика земли, её «сеятеля и хранителя», не знающего, где кончается земля и начинается он.

Неразрывная связь с родной землёй, любовь к Родиной воплотились в произведениях Лермонтова во всей глубине страстного чувства, высказанного с потрясающей искренностью, силой и смелостью. Это чувство пронизано магической музыкой, звучащей в словах поэта. Вот почему каждое творение Лермонтова заставляет трепетать наше сердце, будит мысль, зажигает воображение и устремляет его вперёд.

Михаил Лермонтов Лирика Стихотворение Сочинение Школьная программа

Родина в лирике Лермонтова

ТЕМА РОДИНЫ В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВАТема патриотизма — одна из основных в лирике М. Ю. Лермонтова.

Когда же на Руси бесплодной,Расставшись с ложной мишурой,Мысль обретёт язык простойИ страсти голос благородный?

Лермонтов Любовь к Родине естественна для любого человека.

Мы  скучаем вдали от родных мест, переживаем трудные времена вместе со своей страной, гордимся славным историческим прошлым своего Отечества. Патриотическая тема — одна из ведущих тем в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. 

Стихотворение «Бородино» было одним из первых произведений поэта, в котором воплотились его мысли и чувства о Родине. Просто, искренне, без напыщенности и хвастовства звучит рассказ рядового солдата о Бородинском сражении.

 Лермонтов передаёт настроение русских бойцов перед сражением, их любовь к своему Отечеству и решимость умереть за него, высокий героизм.

В уста полковника вложены слова, которые не раз повторяли потом многие советские воины последующих эпох: «Ребята! не Москва ль за нами умрём те ж под Москвой,

Жизнь современной России никогда не оставляла поэта равнодушным и всегда находила отклик в его творчестве. Наиболее яркие и злободневные стихотворения Лермонтова становились заметным явлением в жизни русского общества. Вспомнить хотя бы произведение, посвященное трагической гибели А. С. Пушкина.

В стихотворении «Смерть Поэта» звучит не только гражданское негодование, но и явный протест против николаевской действительности, в которой гибнут самые талантливые люди России. Лермонтов обвинял высший свет и высокопоставленных чиновников, погубивших «свободный, смелый дар» Пушкина. «Люблю отчизну я, но странною любовью — восклицает Лермонтов в стихотворении « Родина».

В нём поэт создал великолепные картины русской природы: холодное молчание степей, «лесов безбрежных колыханье», подобные морям разливы рек. Степи, леса и моря — такие пейзажи характерны для русского фольклора, когда речь идёт об описании Родины. Затем поэт приводит нас в деревню, и перед читателями предстаёт картина жизни простых русских людей. Лермонтову близка и понятна эта жизнь: >

И в праздник, вечером росистым,Смотреть до полночи готовН а пляску с топаньем и свистомПод говор пьяных мужичков.Отношение Лермонтова к России всегда носило противоречивый характер. Поэт нежно любил русскую природу, народ, прославлял славное историческое прошлое страны.

Но он видел Россию и с другой стороны: видел деспотическую и жестокую власть, подавляющую любое проявление свободной мысли. Вот почему поэт любит свою отчизну «странною любовью».

Лермонтов сам называет чуждые ему формы патриотизма: его не интересует «слава, купленная кровью ». Он любит Россию народную, крестьянскую: соломенные крыши, печальные деревни. В этом стихотворении патриотическая тема носит лирический характер.

«Родина» — одно из последних стихотворений Лермонтова, поэтому оно воспринимается как итоговое, обобщающее произведение.

Любовь поэта обращена не к могучей империи, а к России народной. Лермонтов откликается душой на всё, что его окружает в родной стране, и не возникает сомнений, что ему бесконечно дороги и «чета белеющих берёз», и народная «пляска с топаньем и свистом ».

Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема Родины?

    Легко ли читать стихи? Легко ли писать стихи?.. Уходят в прошлое произведения одних поэтов, творчество других продолжает жить в веках. Но есть поистине бессмертные творцы, стихи которых читаешь и перечитываешь, каждый раз открывая для себя что-то новое и становясь богаче душой. Одним из таких поэтов для меня является Михаил Юрьевич Лермонтов. Почему?

    Поэт решал проблемы вселенского масштаба. Его не стало. Теперь те же проблемы решают другие поэты. Продолжается Жизнь. И в этой Жизни есть место Лермонтову. Его творчество многогранно и удивительно.

В своих стихах он обращается к разным сторонам жизни человека и к различным нравственным и этическим проблемам. Поэт и гражданин, Лермонтов любил Россию, любил ее народ, ее природу, желал своей стране счастья.

Любить Родину в понимании поэта означало – бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства.

    Любовь к России – тема многих стихотворений Лермонтова («Два великана», «Бородино», «Жалоба турка»). Причем поэт показывает Родину двуликой.

С одной стороны, он обнажает темную сторону николаевской жандармской империи во всем ее античеловеческом уродстве. С другой – рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, в которой обыденное и грандиозное одинаково поэтично.

Такая двуликая Россия для каждого русского человека того времени и была реальной исторической действительностью.

    Тема эта с особой силой и полнотой раскрывается в стихотворении «Родина», созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели.

Лермонтов заявляет о своей связи с родной ему русской природой, с русским народом, его горестями и радостями.

Свою любовь к Родине поэт называет «странной», потому что он любит ее народ, природу, но ненавидит «страну господ» – самодержавно-крепостническую, официальную Россию:

    Люблю Отчизну я, но странною любовью:

    Не победит ее рассудок мой,    Ни слава, купленная кровью,    Ни полный гордого доверия покой.

    Что же любит поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданиям темной старины? Вот что он любит:

    Проселочным путем люблю скакать в телеге

    И, взором медленным пронзая ночи тень,    Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,    Дрожащие огни печальных деревень.

    Патриотизм Лермонтова раскрывается в этом стихотворении. Искренность, безыскусственность чувств поэта к Родине подчеркивается простыми, деревенскими образами. Таким образом, создается поистине народный образ России. 

    Лермонтова, на мой взгляд, можно с полной уверенностью назвать патриотом своего Отечества. Ему чужды показные, наигранные чувства, поэтому его не интересует Россия городов и царского двора. Он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой родная страна является идеальным государством. Россия Лермонтова предстает совсем в ином свете:

    Прощай, немытая Россия,

    Страна рабов, страна господ…

    Россия входила в художественный мир Лермонтова через образы родной природы. Чаще всего эти образы были связаны с пензенской землей, с имением бабушки поэта в Тарханах:

    И вижу я себя ребенком, и кругом

    Родные все места: высокий барский дом    И сад с разрушенной теплицей,    Зеленой сетью трав подернут старый пруд,    А за прудом село дымится, и встают    Вдали туманы над полями.

Читайте также:  Сочинение: Народный характер в произведении Николая Гоголя «Тарас Бульба»

    Тема Родины ярко прослеживается в стихотворении «Бородино». Она сильно связана с идеей искреннего, великого патриотизма и готовностью умереть за родную страну и за ее покой:

    Что тут хитрить, пожалуй к бою:

    Уж мы пойдем ломить стеною,    И постоим мы головою    За Родину свою!

    Вот она, по мнению Лермонтова,- истинная любовь к родной земле, любовь без пафоса и высоких фраз, любовь настоящая и глубокая. Для поэта Россия – разная, но в этом ее истинная прелесть и красота. Он безумно любит Россию и одновременно презирает её за косность, тщеславие и наигранность, но не может представить свою жизнь без нее, такой разной и непредсказуемой.

Тема родины в лирике Лермонтова

В 1837 года М. Ю. Лермонтов создал свое стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…”, в котором отобразил гармоничный и целостный образ человека и природы.

Здесь мы видим, что данный образ природы у поэта встречается очень редко. Чаще она изображалась в качестве определенного фона и отражала душевное состояние героя, его порыв и смятение, неудовлетворенность.

Здесь экс лирический герой обретает утраченную гармонию постепенно, создавая не общую картину, а поочередный образный ряд. Образы природы олицетворяются, становятся персонажами стихотворения.

Достигает он этого при помощи глаголов. Так, нива волнуется, лес шумит. Мы привыкли к употреблению этих глаголов в их переносном значении. Далее авторское зрение фокусируется и выхватывает отдельные детали.

Поэт умеет видеть прелесть и красоту в малом, “оживляет” природные образы, делая их своими собеседниками.

Так, слива у него “прячется”, ландыш “призывно кивает головою”, а студеный ключ не течет, а именно – “играет по оврагу” и “лепечет… таинственную сагу”.

Здесь мы видим тот самый редкий случай, в котором поэт примеряется с окружающей действительностью. С природной гармонией душа человека, словно позабыв о несовершенстве мира, обретает столь желанный покой. “Свобода и покой” – вот две составляющие идеала Лермонтова-поэта. (Вспомним, как ищет покоя его “парус”.) И в этом он словно продолжает А. С. Пушкина, который приходит к мысли: “Счастья на свете нет, а есть воля и покой”.

Можно сказать, что обе эти категории станут основой стихотворения М. Ю. Лермонтова “Родина”. Оно начинается со странного, на первый взгляд, утверждения: “Люблю Отчизну я, но странною любовью”. Разве может любовь быть странной? 

Именно поэтому автор продуманно отвечает и обстоятельно, выражает свои чувства и рассуждения, испытываемых впечатлений. Искренность автора обосновывается реальными образами и картинами, наипростейшим изображением быта, выхваченного наблюдательным взором поэта. Также выделяется язык своей необычайной простатой.

Это стихотворение, в котором вымысел сведен к минимуму. Есть наблюдательность поэта и сила его воображения в соединении большого и малого. Эмоциональная сила воздействия стихотворения на читателя в его простоте. А простота, в свою очередь, залог искренности.

Такое личное чувство Родины было для того времени новым. Тем более что в первой строке автор называет ее Отчизной, как поступил бы, к примеру, Г. Державин. Отчизна в то время была, скорее, образом историческим и государственным. 

В дальнейшем сам Лермонтов еще дважды подчеркнет свою странность: “Но я люблю – за что, не знаю сам…” и “С отрадой, многим незнакомой”.

Далее поэт в основных чертах представляет “официальный” образ Родины: “слава, купленная кровью”, “гордый полного доверия покой”, “старины заветные преданья”.

Так, в нескольких строках Лермонтов, как патриот и гражданин, создает национальный образ своей страны, ее истории и культуры. Однако в стихотворении нет противопоставления, даже скрытого. В нем отсутствуют негативные интонации.

Мы помним и в дальнейшем еще раз убедимся, что язвить, высмеивать Лермонтов умел мастерски. Ему было достаточно нескольких слов и образов. Здесь же, в этом стихотворении, автор показывает многозначность самого понятия “родина”. И от этого оно становится еще более величественным, значимым.

Перед нами два образа Родины: исторический и лирический. Для Лермонтова в данном случае важен не ее традиционный образ, а стремление осознать и одновременно ощутить “родину” через собственное “я”, выразить свое чувственное переживание.

Такой образ Родины у Лермонтова отличается предельной ясностью и простотой (не будем забывать, что он – “поэт мысли”) и лишен ненужной патетики и избитых штампов.

Однако первый образ в трактовке Лермонтова также весьма интересен и нуждается в пояснениях. Так что же означает “слава, купленная кровью”? Этот образ у исследователей творчества Лермонтова не получил однозначного толкования. Некоторые из них считают, что под ним следует понимать “самодержавную власть”.

Но мы последуем примеру Н. Добролюбова. Да, это слава военных побед, но именно в самих победах автор увидел внутреннее противоречие. Это могут быть победы, прославляющие Отчизну, когда русский человек встал на ее защиту.

Однако в “Бородино” Лермонтов не поэтизирует войну, а показывает ее жестокую правду. Он также был участником военных событий на Кавказе, где русские выступали уже в ином качестве.

Поэтому и строчка о славе получилась неоднозначной.

“Гордый полного доверия покой” – это государственная власть, некий ее идеал, эталон. “Покой”у поэта напрямую связан с идеальным миром. Это указывает на то, что Лермонтов был человеком своего времени и своего социального круга. Он не ставил под сомнение правомерность самодержавной власти, а атмосферу духоты и серости своей эпохи связывал исключительно с личностью Николая І.

Образ “заветных преданий” старины заимствован из известной романтической поэмы Пушкина “Руслан и Людмила”. Это уже обращение к литературной традиции русского романтизма, который в легендарном историческом прошлом видел образец для подражания, источник художественного вдохновения.

Представив национальные идеалы, Лермонтов тут же заявляет, что не они – тема этого стихотворения и предмет авторских рассуждений. Более того, он осознает, что его любовь к родине – это личное чувство, и понимает, что переживания поэту выразить и описать гораздо сложнее.

Для решения творческой задачи поэт выбирает неожиданный ход. Его образ Родины лишен вымысла и построен на основе яркого реального понимания. Поэт, превратившись в созерцателя ее жизненных бытовых сторон и путешественника по ее просторам. Его задача – отобразить, ничего не приукрашивая и не выдумывая.

Сила поэтического воображения проявляется в способности разглядеть детали, невидимые или незначительные для глаза обычного человека, и умении объединить их в целостную картинку.

Поэта взгляд меняется словно фокус, переходя с большого на совсем малое и обратно. Он представляет нам динамичный образ России, где природный мир неразделимо связан с человеческим миром. Вот проселочная дорога, а вот план еще крупнее: мы видим телегу на ней. По бокам дороги – сжатые поля, и мы можем определить, что на дворе август-сентябрь.

Вот под вечер дороги приводят нас в деревню. Но уже темно, и вначале мы видим только огни, а лишь затем – детали быта. Если до этого мы ощущали запахи, то теперь пространство наполняется звуками.

Лермонтов может сузить свое видение до предмета, явления или одной яркой характерной черты. Например, пляска “с гиканьем и свистом”. Мы картину не только представляем, но и слышим. Именно из этих деталей и авторских интонаций выступает образ его России.

Мы уже отмечали предельную реалистичность и жизненность образов стихотворения, Поэтому главное в произведении – это интонация автора. Именно по ней мы узнаем, из чего состоит личный образ Родины у Лермонтова, красоте в жизненной силе и простоте. Осознав это, поэт ощущает душевную гармонию, особый покой торжества.

Любовь к родине у поэта – это чувство высокого, которое в объяснениях не нуждается. Русская поэзия не знала образа Родины, наполненного такой глубиной и проникновенностью и, вместе с этим, простотой и прозрачностью деталей.

Так, вслед за созданием целостного образа природы и гармонии с ней человека Лермонтов приходит к Целостному пониманию образа Родины и чувств поэта. В этом и была странность его любви к Отчизне.

Спустя короткий промежуток времени Лермонтов создал абсолютно противоположный образ Родины. Накануне своего вынужденного отъезда на Кавказ он написал стихотворение “Прощай, немытая Россия…”.

Почему “немытая”? Очевидно, это слово должно с первой строки настраивать читателя на особую авторскую интонацию. Не привычное “великая Россия”, а то, что режет слух – “немытая Россия”. Возможно, он также стремится передать читателю душную атмосферу.

В небольшом по объему произведении автор “во всей красе” представил нам свою злую иронию и насмешку. Если в “Родине” он очаровывает и завораживает нас плавностью наблюдений и раздумий, своей неспешной манерой изложения, то данное стихотворение – это страстный эмоциональный всплеск.

В стихотворении мы видим обобщенный социальный образ России: страна господ и рабов, голубые мундиры: жандармов, послушный народ. Поэт разграничивает понятия: “Родина” – это родная земля, страна, а “Россия” – это государство, действующая власть. “Голубые мундиры” – это своеобразная гиперболизация той роли, которую в Николаевской России выполняла тайная полиция – третье отделение. Сила безликая, но всевидящая и всеслышащая.

Кавказ выступает в данной ситуации как романтический образ-символ свободы и место душевного покоя. Однако у автора есть надежда и стремление, но нет уверенности, что здесь он станет свободным и избавится от своих соглядатаев.

Таким образом, если в стихотворении “Родина” происходит утверждение подлинных ценностей – это природа и ее простор, русский народ; то в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” – неприятие, отрицание и даже ненависть к сложившейся социальной системе.

В “Родине” Лермонтов показал, что наполняет его душу священным трепетом и внутренней гармонией, в “немытой России” словно собрал все негативное, что есть в Николаевской империи, и вызывает у поэта, сына своего Отечества, гражданина неприятие и презрение.

М. Лермонтов создает три образа Родины: гармоничный, связанный с природой в традиции романтизма; обобщенный социально-философский, наполненный реалиями жизни и быта, и сатирическую аллегорию на Николаевскую империю.

Ссылка на основную публикацию