В чём смысл утверждения ф. шиллера: «голова должна воспитывать сердце»

В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»

В пользу разума Посерединке В пользу чувства Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой. Эпиктет Единственное место, где Бог точно существует, – Разум – подлец, оправдает что угодно. Ф. М. это человеческий разум. Там он расположился Достоевский во всем своем величии и ужасе. Алан Мур Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. Ф. Шиллер Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет. Вольтер Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями. Н. В. Гоголь Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума. Софокл Разумное и нравственное всегда совпадают. Л. Н. Толстой Если бы человек всегда прислушивался к голосу разума, с ним никогда не происходило бы ничего интересного. Роберт Шекли Цель мира в том, чтобы царствовал разум. Ренан Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие — сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. П. Я. Чаадаев “. . . имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. . . ” (Стародум) “. . . [без души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь» . (Стародум) “. . . я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. . . ” (Стародум) “. . . наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. . . ” (Стародум) “. . . Прямое достоинство в человеке есть душа…” (Правдин) Где для вас формула ЦЕЛОМУДРИЯ?

«Разум и чувство» Литература: Д. И. Фонвизин «Недоросль» А. С. Грибоедов «Горе от ума» Шекспир «Гамлет» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь» А. Н. Островский «Гроза» Ф. И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» А. П. Чехов «Ионыч» , «Человек в футляре» М. А. Булгаков «Собачье сердце»

Темы Произведения 121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции? 122. Почему человек не должен быть рабом своих чувств? 123. Возможно ли в жизни следовать только чувствам? 124. Когда следовать чувствам неразумно? 129. Могут ли чувства быть истинными и ложными? 133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом? Грибоедов «Горе от ума» Пушкин «Е.

О» , «Капитанская дочка» Толстой «Война и мир» Островский «Гроза» Чехов «Ионыч» , Человек в футляре» , «О любви» Шолохов «Судьба человека» Е. Водолазкин «Авиатор» 126. Может ли человек, живущий по законам разума, глубоко чувствовать? 127. В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» ? 128.

Когда чувства человека оказываются сильнее голоса разума? Фонвизин «Недоросль» Грибоедов «Горе от ума» Пушкин «Е. О» , Тургенев «Отцы и дети» Достоевский «Преступление и наказание» Толстой «Война и мир» Солженицын «Матренин двор» 130. Всегда ли разумный поступок является нравственным? 132.

Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом? Фонвизин «Недоросль» Грибоедов «Горе от ума» Пушкин «Е. О» , «Капитанская дочка» Толстой «Война и мир» Островский «Гроза»

Контрастные качества (чувства) человека Злобность, злопамятство, злословие, злорадство, злодейство, злопыхательство, злонамеренность Неблагодарность Эгоизм, себялюбие Алчность, жадность, скупость, корысть, своекорыстие Страх, трусость, боязнь, робость Гордыня, тщеславие, чванство, надменность, заносчивость, хвастовство самодовольство, зазнайство, самонадеянность, самолюбование Доброта, добросердечность, добродушие, доброжелательность, благожелательность Благодарность, признательность Самоотверженность, самозабвение, самоотречение, самопожертвование Бескорыстие, щедрость, помощь, пожертвование Мужество, бесстрашие, смелость, доблесть, отвага, храбрость, героизм, неустрашимость Скромность, смирение, достоинство, сдержанность, уверенность, кротость Необидчивость, умиротворенность, прощение, примирение Лживость, нечестность, лукавство, изворотливость, честность, правдивость, принципиальность, справедливость, прямота, неподкупность Лицемерие, притворство, двуличие, Искренность, чистосердечие, бесхитростность, доверие Обида, ожесточение, озлобление, мстительность, непримиримость неискренность, коварство

Работа над вступлением Вступление должно быть небольшим, но интересным. Люди чаще всего обращают внимание на то, что написано в начале и в конце текста.

Рассмотрим типичные цели вступления: – дать общие сведения об обсуждаемой теме (В ответе малого объёма это не нужно) – ввести в тему текста – назвать проблему, которой будет посвящен ваш текст – обосновать актуальность проблемы – заинтересовать потенциального читателя – подготовить к восприятию текста (сформулировать тезис) -высказать свою точку зрения на проблему.

Типы вступления Историческое вступление Возможно только в тех сочинениях, где рассматривается значение данного произведения, творчества писателя или поэта, связь эпохи и произведения. Также где говорится об эволюции какого-нибудь явления. ( «Эпоха революционных преобразований в произведениях А. Платонова, М. Замятина, М. Шолохова» .

Аналитическое вступление В нём анализируются центральные понятия темы (литературоведческие, философские и др. термины) и проблемно сформулированные определения. «Душа и маска Печорина в художественном изображении М. Ю. Лермонтова» : нужно определить, что понимается под словами «маска Печорина» и что мы имеем в виду, говоря о душе героя.

Определение понятий «чувство» и «разум» Биографическое вступление Некоторые темы предполагают знание учащимися сведений из биографии автора, фактов его жизни, истории создания произведения и т. п. «Россия в лирике А. Блока» : невозможно обойтись без обращения к истории души поэта и изменению его взглядов на мир.

Сравнительное вступление «Война гуляет по России, а мы такие молодые…» (По произведениям Б. Васильева, В. Астафьева, К. Воробьева и др. ): автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений.

Вступлениехарактеристика произведения Если в теме сочинения предлагается сравнить героев одного произведения, то начать такое сочинение надо с характеристики произведения в целом, его места в творчестве писателя, его новизны и значимости. ( «Женские образы в романе М.

Лермонтова «Герой нашего времени» ) «Лирическое» вступление Такое введение будет своеобразным ответом на вопрос: «Почему я выбрал(а) эту тему? Что особенно интересно в ней? Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и размышлениями? » Вступление-перекличка с современностью В нём указывается, ЧТО роднит произведение (тему) с сегодняшним днём, что делает её особенно актуальной.

Четвёртый этап анализа темы сочинения: метафоры в формулировке темы Если в формулировке темы есть метафора, то следует переформулировать тему сочинения, определив прямой и переносный смысл метафоры. Только в этом случае можно правильно понять тему будущего сочинения и сформулировать его основную мысль. Пример.

В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце» ? «Голова» и «сердце» – выразительные метафоры в высказывании романтика Фридриха Шиллера. Сделаем своеобразный «перевод» высказывания замечательного немецкого поэта и философа: «Разум отвечает за проявление чувств человека» .

Значит, по Шиллеру, именно разуму отдаётся первенство в поступках, поведении, мировоззрении человека. Я глубоко не согласен с замечательным автором. И понимаю иронию Ф. М. Достоевского, назвавшего в одной из «Петербургских повестей» двух немцев пошляков, живущих в Подьяческой улице, Шиллером и Гофманом.

Дело не только в разуме, когда речь идёт о мировоззрении человека. Рассмотрим это на примере двух романов: И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (94 слова) «У истории нет корзины для хлама» (В. Гюго) 1.

Для истории одинаково важны как значительные события, определяющие судьбы стран и народов, так и незначительные происшествия. 1. История помнит лишь о значительных, великих событиях, действительно предопределяющих её ход, а не только кажущихся такими и на самом деле подобных хламу.

Оба тезиса могут стать основой будущего сочинения только в том случае, если неизвестны контекст, в котором были произнесены эти слова и события, их породившие.

Порядок работы над основной мыслью сочинения 1. Определить понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, т. е.

дать им чёткое толкование, поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, особое внимание обратить на метафоры, если они есть в формулировке темы. 2.

По вопросам определить отношения между основными понятиями. 3. Сформулировать основную мысль, ответив на вопрос: «О чём и что нужно писать в сочинении? »

РАБОТА НАД ВСТУПЛЕНИЕМ 1. Погружайтесь в тему, толкуйте её. 2. Актуализируйте знания. 3. Создайте интерес 4. Пробудите доверие. ИДИТЕ ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ: К любой теории. Дайте практический пример или случай. Будьте искренними, но не вульгарными.

Создадим вступления к нескольким темам 121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции? 133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом? 130. Всегда ли разумный поступок является нравственным?

Создадим вступления к нескольким темам. ПИШЕМ! Сначала определимся в понятиях. Эмоции – это чувства. Значит, следует подумать о 121. Почему важно уметь контролировать свои эмоции? том, почему важно, необходимо даже держать чувства под контролем. Возникает вопрос: «А кто должен контролировать? » Думаю, что разум.

Ведь не случайно эти два понятия существуют в паре: разум-чувство. Что будет с нами, если мы эмоции не поставим под контроль разума? ТЕЗИС (51 слово)( «Горе от ума» ; «Капитанская дочка» ; «Война и мир» ; «Отцы и дети» …) Доля разумного в поступках и поведении современного человека начинает 133. Когда важнее руководствоваться чувствами, а доминировать.

Мы долго думаем, просчитываем даже, стоит ли знакомиться с кемто, помогать кому-то, идти куда-то. Насколько это нам выгодно, необходимо, какие не разумом? будет иметь последствия. Разум мой современник давно уже поставил на первое место, а чувства при этом девальвировались, это проявляется даже в любви, дружбе, взаимопомощи.

Редко кто «сиганёт» в огонь, сделает искусственное дыхание. Зато будет фиксировать, снимать видеокамерой происходящее на его глазах. Всё-таки, думаю, руководствоваться в жизни нужно именно чувствами. (71 слово) ( «Недоросль» ; «Горе от ума» ; «Преступление и наказание» «Евгений Онегин» , «Станционный смотритель» , «Шинель» , «Матрёнин двор» ) 130.

Всегда ли разумный поступок является нравственным? «Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце» , – говорил знаменитый немецкий романтик Фридрих Шиллер. С этим можно поспорить. Так бывает далеко не всегда. Не всяктй разумный поступок будет одновременно и нравственным.

Для обоснования своего мнения обратимся к романам А. С. Пушкина «Капитанская дочка» , «Евгений Онегин» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (44 слова)

ПИШЕМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА К ОСНОВНОЙ ЧАСТИ 1. 2. 3.

Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3 и т. д. Что следует из вышесказанного? В ы в о д

«Голова должна воспитывать сердце» (Ф. Шиллер). Сочинения ЕГЭ: Разум и чувства

В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»

Разум и чувства — два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории человечества.

Читайте также:  Моё любимое стихотворение серебряного века (сочинение для девушек)

Сложность и изменчивость взаимоотношений между ра­зумом и чувствами объясняют крайнюю разноречивость осмысления их связи и различий — от фактического их отождествления до абсолютного противопоставления.

К примеру, если мы говорим об эпохе классицизма в на­шей литературе, то имеем в виду противопоставление разума чувствам. Пришедший ему на смену сентимен­тализм, наоборот, во главу угла ставил чувственность, отодвигая научное познание мира на второй план.

Толь­ко в мифологическом сознании эти два способа освоения человеком мира были тождеством.

В целом же взаимо­отношения разума и чувств могут расцениваться как благотворные для них обоих, если они не ведут к подав­лению специфических законов освоения действительно­сти путем научного познания или чувственного воспри­ятия. О таких крайностях свидетельствуют классицизм и сентиментализм в нашей литературе.

Литературный классицизм берет свое начало от идей эпохи Просвещения, господствовавшей в Европе в ХУ1-ХУН веках. В основе классицизма лежат идеи ра­ционализма.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стре­мится распознать только существенные, типологиче­ские черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

Кроме того, эстетика классицизма придавала огромное значение общественно-воспитательной функ­ции.

Обратимся, например, к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Само название комедии относит нас к ука­зу Петра I, который запрещал неученым дворянам слу­жить и жениться, называя таких молодых людей «не­дорослями». Митрофанушка — тот самый «недоросль», который бесполезен Отечеству.

Но не о нем здесь пойдет речь, а о Стародуме, дяде Софьи, который бросил все и уехал в Сибирь, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть», не мог, а теперь возвраща­ется и пытается устроить судьбу племянницы. Он не спрашивает Софью о ее чувствах, и Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, соглашается с его во­лей.

Видимо, они оба считают, что «голова должна вос­питать сердце», поэтому никаких других вариантов не допускают. Счастье Софьи, что ее выбор совпал с дя­дюшкиным, а ведь могло быть и иначе… Так вот, все бе­седы Стародума (с Правдиным, Милоном, Софьей) — это пример того, как «голова воспитывает сердце».

Беседуя с Софьей о добродетели, Стародум объясняет племянни­це, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Говоря о семейной жизни, он поучает, что муж и жена должны понимать друг друга, поддер­живать, если они любят друг друга, то любовь эта долж­на быть дружеской.

Конечно, мы понимаем, что без правды и благонравия нельзя жить, что залог благосос­тояния государства — достойные, честные, образован­ные, воспитанные люди. Но хочется, чтобы и искрен­ним чувствам в этом обществе нашлось соответствующее место.

Человечество часто идет путем крайностей. Вот и в эпоху сентиментализма выдвигаются, в противовес классицизму, идеи «естественного», «чувствительного» человека. Писатели-сентименталисты исходили из того, что человек — творение природы — от рождения обла­дает задатками «естественной добродетели» и «чувстви­тельности».

Теперь не разум, а степень чувствительно­сти определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Поэтому на литературной сцене появля­ются не государственные мужи с их проповедями об об­разованности, а крестьянки, которые «тоже умеют лю­бить». Такой героиней стала Лиза из повести Н.М.

Карамзина «Бедная Лиза». Будучи по происхождению выходцем из третьего сословия, она влюбилась, на свою беду, в молодого дворянина Эраста. Конечно, ее внут­ренний мир не уступал по своему богатству и чистоте чувств образованному и воспитанному в дворянской среде Эрасту, но даже превосходил его.

Однако умом Лиза должна была понимать, что никогда они не соста­вят счастье друг другу, но слушалась только сердца. А «голова должна воспитывать сердце», потому для дос­тижения счастья не было тех предпосылок, которые увидел бы человек со светлым умом.

В итоге — личная трагедия, которая сделала несчастными еще и преста­релую мать, рассказчика, да и самого Эраста.

Конечно, все мы несовершенны, в нас от природы за­ложено добро и зло, разумное начало и чувственная сто­рона, но мы не должны идти на поводу только у разума или только у сердца, мы должны искать единодушия.

Совершая дурные и добрые поступки, испытывая благо­родные и низкие чувства, мы обязаны анализировать каждый прожитый день и стремиться к самосовершен­ствованию.

И пусть «просвещенный разум облагоражи­вает нравственные чувства», а голова воспитывает серд­це, как говорил немецкий писатель-мыслитель XVIII века Ф. Шиллер.

    • Разум и чувства — два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории человечества. Сложность и изменчивость взаимоотношений между ра­зумом и чувствами объясняют крайнюю разноречивость осмысления их связи и различий — от фактического их отождествления до абсолютного… Подробнее…
    •   На протяжении всей жизни человека разум и чувство играют важную роль. Разум дан для того, чтобы человек 16 мог анализировать свои поступки, контролировать свои действия, сдерживать излишние эмоции, предостере­гать человека от необдуманных поступков. Разум все всегда взвешивает. А чувство — это высшая форма эмо­ционального отношения человека ко всему, что его ок­ружает…. Подробнее…
    •   Любовь — одно из самых светлых человеческих чувств и одновременно столь сильная стихия, что может она человека и до небес вознести, и жизни лишить. Ка­кой же она должна быть: рассудочной, насколько это возможно, или же чувства могут так захватить даже ра­зумного человека, что он готов на безумные и отчаянные поступки? «Любовь должна быть… Подробнее…
    •   Можно ли разрушить чужую жизнь ради своих ис­кренних чувств? Имеет ли влюбленный человек на это право, зная, что причинит невыносимые страдания близким людям, разрушит чужую семью, отлаженный и устоявшийся быт? Хватит ли сил на столь отчаянную перемену в жизни? Безусловно, каждый, считающий себя порядочным, честным и рассудочным, будет… Подробнее…
    • Человек — существо разумное. Это аксиома, непре­ложная истина. Даже в толковом словаре русского язы­ка С.И. Ожегова сказано, что разум — это «высшая сту­пень познавательной деятельности» именно человека, хотя и животные бывают разумными. В этом же словаре разум как «способность логически и творчески мыс­лить» противопоставлен чувству,… Подробнее…
    •   Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма. А как добиться того, чтобы ум и сердце находились в гармо­нии, ведь они, по мысли Белинского, одинаково нужда­ются друг в друге? Как научиться жить так, чтобы… Подробнее…
    •   Каждый из живущих на земле рано или поздно, час­то или крайне редко вступает в конфликт с окружаю­щим миром и людьми. Выходит победителем только тот, кто готов на разумный компромисс, на душевную теп­лоту и возможность прощения. Таких людей немного. Но еще меньше тех, кто выходит победителем из слож­нейших внутренних конфликтов личности. В… Подробнее…
    •   Разум — сила человека, которая правильно указыва­ет жизненный путь, не дает оступиться в сложных об­стоятельствах. Благодаря способности мыслить, рассу­ждать люди могут избегать непоправимых ошибок, достойно переносить горе и быть счастливыми в радо­сти. Но всегда ли столь положительное влияние оказы­вает разум на человеческую жизнь? Не лишит ли он… Подробнее…
    • «Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется», — утверждал Ф. Ларошфуко. Наверное, он был прав, потому что безрассудных людей благоразумию учат несчастья, а движущая сила всякого развития — это борьба внутренних противоречий, борь­ба между рациональным и эмоциональным, то есть ме­жду разумом и чувствами. Для того чтобы… Подробнее…
    • Нельзя оспорить истину, что человек познает мир двумя способами: через разум и чувства. Человеческий разум отвечает за то познание мира, которое характери­зуется устойчивыми целями, мотивами деятельности, склонностями и интересами. Однако, познавая действи­тельность, человек чувственно относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам,… Подробнее…

В чем смысл утверждения ф. шиллера: «голова должна воспитывать сердце»?

  • Использование схемы, трафарета признано экспертами как ошибочное заблуждение, недопустимое при написании сочинения
  • Большинство работ построено по одной схеме: 1) вступление (заранее заготовленное для данного тематического направления); 2) два-три предложения-парафразиса или очень простой тезис; 3) два примера (не аргумента) на тему; преимущественно пересказ сюжета без комментариев; 4) заключение-заготовка для тематического направления.
  • Пример неудачного сочинения, в котором заложена описанная выше схема.
  • Тема: «Над какими чувствами разум может быть не властен?»
  • А что такое чувство и разум?

Чувство – это состояние человеческой души. Каждый человек что-то чувствует, это может быть чувство страха, чувство долга, чувство симпатии к кому-либо или к чему-либо и наконец, самое главное чувство любви. Чувство любви это самое лучшее, что может испытывать человек. И совсем не важно, будь то человек, или же что-нибудь совершенное иное.

Ну а что же такое разум? В моём понимании разум – это сознание своих действий и поступков.

И я думаю, что над чувством любви разум может быть не властен.

В доказательство своего мнения я приведу пример из поэмы Куприна «Гранатовый браслет». Мелкий чиновник Георгий Желтков влюбляется в главную героиню поэмы Анну. На протяжении долгих лет он пишет ей письма с признаниями своих чувств к ней.

Анна будучи замужем не отвечает взаимностью. На именины к Анне Желтков приносит ей письмо и коробочку с подарком. Но Анна не успевает застать его на месте. Прочитав письмо и открыв коробочку, Анна находит там гранатовый браслет.

После именин Анна рассказывает мужу об очередном письме Желткова к ней. Муж отправился со своим другом к Желткову. Желтков им сказал, что не сможет жить, зная, что Анна не отвечает ему взаимностью, но и забыть её он не сможет.

После беседы Анна получает последнее письмо от Желткова о любви. После этого Анна узнает, что он покончил жизнь самоубийством.

В этой поэме чувство любви Желткова к Анне взяли верх над разумом.

В поэме Островского «Гроза» противоположный случай. Героиня поэмы Катерина, будучи замужем, влюбляется в молодого человека. Муж Катерины постоянно в разъездах, свекровь Катерины, постоянно не довольна ей. И чтобы обрести спокойствие в душе Катерина заводит роман.

Она осознает, что у неё есть любящий муж, но чувство любви к другому берут верх над разумом. Когда муж узнает об измене своей жены, он прощает её. Возлюбленный Катерины собирается уезжать и зовёт её с собой, но Катерина не соглашается.

Вскоре Катерина понимает, что не сможет жить с этим грехом и бросается в реку с моста.

Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению 15.3 «Что такое сострадание?»

В заключении я хотела бы сказать, что чувство любви не подвластно разуму.

Приведем пример интересной, композиционно сбалансированной работы с хорошим анализом, однако тема подменена, поэтому автор получил «незачет». Вероятные формулировки, по которым шла подготовка «Что в большей степени управляет человеком – разум или чувства?» и «Что преобладает разум или чувства?»

В чем смысл утверждения ф. шиллера: «голова должна воспитывать сердце»?

Смысл утверждения Ф. Шиллера в том, что человек может прожить только разумом, не поддаваясь чувствам. Но это будет тусклая и безрадостная жизнь.

Могут ли разум и чувство владеть человеком одновременно или это разные понятия, исключающие друг друга? Верно ли, что в порыве сильных чувств человек может совершить низменные поступки или совершить поступок говорящий о его великодушии?

На страницах литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» представляют два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, а с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и её брат, черствый Анатоль.

Многие конфликты в романе происходят именно от того, что герои зачастую слушаются своего сердца.

Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является измена Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго.

Могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Разум и чувства героини ставят её перед выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаваться порыву и дождаться Андрея.

В пользу сердца был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Я не могу осуждать Наташу Ростову, зная её нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Высказывание древнего философа совершенно справедливо: человек может прожить только разумом, но это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная.

Только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя живые эмоции. Как писал Лев Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управлять разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

Только разумный человек может управлять своими чувствами и жить разумной жизнью.

Авторы таких сочинений не пытаются рассуждать в рамках сформулированного конкретного вопроса, а воспроизводят по памяти (или списывают) готовые шаблоны под открытое направление.

Используя на экзамене домашнюю заготовку к тематическому направлению, участник оказывается не в состоянии изменить ее, «приспособив» к ракурсу избранной темы.

Показательно и то, что в приведенных ниже сочинениях экспертами неправомерно поставлен зачет по критерию № 1 «Соответствие теме».

Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце (Шиллер)

С древних времен дошла до нас притча о мудром старике, наставляющем внука на путь истинный. Он рассказывает мальчику, что внутри каждого человека идет борьба, которую можно сравнить с битвой волков. Один хищник олицетворяет зло, ложь, эгоизм, ревность, сожаление, амбиции.

Другой – доброту, мир, истину, любовь, надежду и верность. Когда несмышленыш спрашивает: кто из волков в итоге побеждает? Старик, загадочно улыбаясь, молвит: “Всегда побеждает тот, которого ты кормишь”…

Эта мудрость красочно иллюстрирует важный закон жизни:

каждый из нас имеет то, чего достоин.

Нас окружает общество, которое заслуживаем, а на смену придет поколение, которое мы сами взрастили. Знать потомки будут то, чему их научили старшие, и руководствоваться они будут теми же нравственными принципами. Какого из волков станут “подкармливать” наши дети – зависит от моральной составляющей периода взросления.

Что победит в душе – добро или зло, истина либо ложь – зависит от воспитания и образованности.

По моему мнению, жизненный опыт от образования отличается способом постижения. Чтобы постичь жизнь, надо прожить ее. А вот качество самой жизни нередко зависит от образованности.

Образование позволяет человеку совершенствовать систему личной жизни, поэтому процесс познания длится до тех пор, пока человек существует как личность, как единица социума.

Образовательный процесс включает в себя не только обучение наукам, но и нравственное воспитание. Сложно сказать, какой из процессов важнее, ведь они составляют единое целое. Любое новое знание влияет на воспитанность, а нравственность – важнейшая основа жизни человека.

Руководствующаяся моральными принципами личность стремится к знаниям. Такие люди, как правило, надежны, справедливы и благородны.

В наше жестокое время, когда мораль отходит на задний план, очень важно подсказать ребенку правильные ориентиры, помочь ему осознать, что от уровня личной образованности, мировосприятия и духовного развития зависит будущее, в котором ему доведется жить.

(1 votes, average: 5.00

«Голова должна воспитывать сердце» Ф. Шиллер

«Голова должна воспитывать сердце» (Ф. Шиллер)

Разум и чувства — два способа освоения человеком мира, взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом на протяжении всей истории человечества.

10 Сложность и изменчивость взаимоотношений между разумом и чувствами объясняют крайнюю разноречивость осмысления их связи и различий — от фактического их отождествления до абсолютного противопоставления. К примеру, если мы говорим об эпохе классицизма в нашей литературе, то имеем в виду противопоставление разума чувствам.

Пришедший ему на смену сентиментализм, наоборот, во главу угла ставил чувственность, отодвигая научное познание мира на второй план. Только в мифологическом сознании эти два способа освоения человеком мира были тождеством.

В целом же взаимоотношения разума и чувств могут расцениваться как благотворные для них обоих, если они не ведут к подавлению специфических законов освоения действительности путем научного познания или чувственного восприятия. О таких крайностях свидетельствуют классицизм и сентиментализм в нашей литературе.

Литературный классицизм берет свое начало от идей эпохи Просвещения, господствовавшей в Европе в XVI-XVII веках. В основе классицизма лежат идеи рационализма.

Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.

Кроме того, эстетика классицизма придавала огромное значение общественно-воспитательной функции.

Обратимся, например, к комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Само название комедии относит нас к указу Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями». Митрофанушка — тот самый «недоросль», который бесполезен Отечеству.

Но не о нем здесь пойдет речь, а о Стародуме, дяде Софьи, который бросил все и уехал в Сибирь, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть», не мог, а теперь возвращается и пытается устроить судьбу племянницы. Он не спрашивает Софью о ее чувствах, и Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, соглашается с его волей.

Видимо, они оба считают, что «голова должна воспитать сердце», поэтому никаких других вариантов не допускают. Счастье Софьи, что ее выбор совпал с дядюшкиным, а ведь могло быть и иначе… Так вот, все беседы Стародума (с Правдиным, Милоном, Софьей) — это пример того, как «голова воспитывает сердце».

Беседуя с Софьей о добродетели, Стародум объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Говоря о семейной жизни, он поучает, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, если они любят друг друга, то любовь эта должна быть дружеской.

Конечно, мы понимаем, что без правды и благонравия нельзя жить, что залог благосостояния государства — достойные, честные, образованные, воспитанные люди. Но хочется, чтобы и искренним чувствам в этом обществе нашлось соответствующее место.

Человечество часто идет путем крайностей. Вот и в эпоху сентиментализма выдвигаются, в противовес классицизму, идеи «естественного», «чувствительного» человека. Писатели-сентименталисты исходили из того, что человек — творение природы — от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности».

Теперь не разум, а степень чувствительности определяет достоинство человека и значимость всех его действий. Поэтому на литературной сцене появляются не государственные мужи с их проповедями об образованности, а крестьянки, которые «тоже умеют любить». Такой героиней стала Лиза из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Будучи по происхождению выходцем из третьего сословия, она влюбилась, на свою беду, в молодого дворянина Эраста. Конечно, ее внутренний мир не уступал по своему богатству и чистоте чувств образованному и воспитанному в дворянской среде Эрасту, но даже превосходил его.

Однако умом Лиза должна была понимать, что никогда они не составят счастье друг другу, но слушалась только сердца. А «голова должна воспитывать сердце», потому для достижения счастья не было тех предпосылок, которые увидел бы человек со светлым умом.

В итоге — личная трагедия, которая сделала несчастными еще и престарелую мать, рассказчика, да и самого Эраста.

Конечно, все мы несовершенны, в нас от природы заложено добро и зло, разумное начало и чувственная сторона, но мы не должны идти на поводу только у разума или только у сердца, мы должны искать единодушия.

Совершая дурные и добрые поступки, испытывая благородные и низкие чувства, мы обязаны анализировать каждый прожитый день и стремиться к самосовершенствованию.

И пусть «просвещенный разум облагораживает нравственные чувства», а голова воспитывает сердце, как говорил немецкий писатель-мыслитель XVIII века Ф. Шиллер.

Историческая трагедия Шиллера «Дон-Карлос»

Классицистские реформы в области поэтического стиля, предлагавшиеся Шиллером, носили сложный характер, были связаны с характером его восприятия философии Канта. Намечающиеся художественных формах.

В «Лекциях по эстетике» он указывал на то, что «тиски стихотворного размера и языка» не должны мешать свободе и правдивости в поэзии. В 1771 г.

в полемике с Бюргером, который представлялся ему защитником «натуралистических» тенденций «Бури и натиска», Шиллер свое требование «идеализации» истолковывал даже как принцип реалистического искусства.

В качестве «театрального писателя», состоящего при Мангеймском театре, он продолжает действовать еще в известной степени как поэт «Бури и натиска», стремится увидеть в классическом искусстве идеаль – ный «сплав» правды жизни и высокой патетики.

Вслед за Винкельма-ном и в противовес толкованию античности штюрмерами (и своему собственному — поры юности) Шиллер в античности видит не бурю, а покой, не столько политический и гражданский идеал, сколько эстетическую гармонию, умиротворение, обуздание мятежных чувств.

Деятельность Шиллера в Мангеймском театре должных практических результатов не дала. Дальберг и его окружение отдавали предпочтение мещанской драматургии (Иффланда и др.). Материальное положение писателя снова становится трудным. В апреле 1785 г. Шиллер оставляет Мангейм и по приглашению друзей едет в Лейпциг.

Читайте также:  Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Два года, проведенные в Лейпциге и Дрездене, в творческом отношении были весьма плодотворны. Произведения разных жанров — лирические стихотворения, «Философские письма», законченная трагедия «Дон Карлос» — объединены тенденцией гуманизма, идеей дружбы.

В оде «К радости» (1785), завершающей юношескую лирику Шиллера и обращенной к человечеству, поэт с энтузиазмом воспевает природу, естественные чувства, радость дружбы миллионов. Словами торжественного гимна Шиллера Бетховен закончил Девятую симфонию.

Критику идей штюрмерства Шиллер намечает в «Философских письмах» (1786). Уже в предисловии к «Письмам» он указывает на недостатки сентиментальной литературы, считает, что «голова должна воспитывать сердце».

Наряду с этим, характеризуя положения эстетики штюрмерской и кантианской, он приходит к выводу о том, что авторы писем разными путями пришли к одним и тем же рационалистическим выводам.

Многие из новых теоретических положений были реализованы Шиллером в его научном и художественном творчестве.

Одним из наиболее важных произведений Шиллера явилась историческая трагедия «Дон-Карлос» (1787), над которой он работал в течение довольно продолжительного времени, что, несомненно, отразилось на характере реализации замысла. В отличие от «штюрмерской» драмы (с темой «бурного гения», мотивами семейной хроники) новая пьеса осуществлена как трагедия философская, психологическая и политическая.

По стилю трагедия «Дон Карлос» продолжала оставаться класси-цистской.

Социальные противоречия показаны в ней как антагонизм между «всемирно-историческими личностями», волей и решением которых или, как говорил один из героев ее маркиз Поза, «росчерком пера» определяется ход исторического развития.

Философский элемент пронизывает в пьесе и7 идеалистическую концепцию движущих сил истории: противоречия и борьба представлены в диспутах-поединках между отдельными персонажами.

В своей трагедии Шиллер попытался дать исторический фон: абсолютизм в Испании XVI в. и восстание фландрских провинций, нарастание буржуазной революции в Нидерландах. Выбор исторической эпохи был не случаен для Шиллера, которого глубоко волновала судьба немецкой наций.

В «Письмах о Дон Карлосе» (1788) содержание эпохи, изображенной в трагедии, драматург определил как «борьбу разума с предрассудками», защиту «прав человека и свободы», как столкновение «идеи свободы и человеческого благородства» с «рабством и суеверием».

Карлос представляется возвышенной натурой, человеком, способным стать идеальным монархом, практическим исполнителем гуманистических принципов Родриго Позы.

Инфант проникнут моральным идеализмом, он стремится принять участие в борьбе за высокие идеалы, мечтает о том, чтобы «создателем златого века стать в Испании».

Возвышенны его чувства («тайная роковая любовь») к мачехе (своей бывшей невесте), романтическая дружба с Позой.

Маркиз Поза задуман и осуществлен как образ «гражданина мира», просветителя-гуманиста, преданного своей идее до самопожертвования. Он видит козни придворных и инквизиторов, врагов народа, носителей социального зла.

Одновременно он верит в доброту монарха, считает, что и король Филипп смог бы стать таковым, не будь он окружен клевретами и иезуитами. Но в большей мере Поза, как политический деятель, лелеет мечту о гуманистическом воспитании инфанта.

Он становится наставником и другом юного Карлоса, надеясь на то, что доброе правление его воспитанника будет направлено на благо народа.

Образ Филиппа, как человека и самодержца, предстает достаточно – сложным. Шиллер поставил его между двумя лагерями: это Карлос (вдохновляемый идеями маркиза1 Позы) и силы реакции (герцог Альба, Доминто).

Король даже испытывает желание почувствовать себя человеком, взбунтоваться против власти инквизиции. Переживая глубокий кризис от разрыва с сыном и сознания неправоты своих сторонников, Филипп говорит о своем одиночестве, жаждет иметь при себе честного советника и верного друга.

Тк психологически подготавливается его встреча с Позой — центральная сцена трагедии. Маркиз пытается использовать колебания короля, чтобы склонить его к сочувствию восставшим Нидерландам, дать, наконец, свободу угнетенному народу.

Он внушает королю мысль о том, что «кладбищенский покой» в Испании не означает счастья, врагам прогресса не остановить «колеса судеб всемирных».

Помогая распутать королевскую «семейнную тайну», Поза жертвует собой для спасения Карлоса, подозреваемого в связи с мачехой и в государственной измене. Однако инфант все же попадает в руки великого инквизитора, осуждающего его на смерть. Гибель Позы и Карлоса — олицетворение напрасной жертвы.

Трагедия объективно ставила вопрос о недостаточности мер просветительского характера. Здесь Шиллер продолжил трактовку вопроса о необходимости практического действия во имя блага народа.

По мысли маркиза Позы, феодально-абсолютистский строй обречен историей, поэтому общество должно способствовать наступлению «весны свободы».

Общей эволюции Шиллера способствовал переезд писателя в Веймар, где предстояла встреча, дружба и творческое сотрудничество с Гёте. При содействии Гёте Шиллеру в 1789 г. удалось занять должность профессора истории Иенского университета (правда, оплачивавшуюся крайне плохо).

Десятилетний период по окончании «Дон Карлоса» был для Шиллера порой творческих исканий. На первом плане стояла задача «овладения греческой трагедией», правилами и мастерством по образцу древних. Не менее важным обстоятельством для него как мыслителя было знакомство с философией Канта.

Вера в свободу, достижимую в плане этическом, пронизывает сознание многих героев Шиллера, таких, например, как Поза, Макс Пикколомини, Иоанна. Нравственный долг теперь будет интерпретироваться писателем как обязательная категория, своего рода кантовский императив. Абстрактный моральный героизм Канта внешне напоминал Шиллеру и его собственные юношеские принципы, суждения штюрмерских героев.

Печатью определенных противоречий отмечены теоретические груды Шиллера по вопросам эстетики; с одной стороны, они были связаны с подъемом буржуазного демократического движения на Западе, с другой — отражали отсталость, недостаточность демократической оппозиционности в Германии. Шиллер видел, что Кант решительнее других теоретиков искусства подчеркивал значение творческой деятельности личности, хотя субъективизм его носил формалистический и антиисторический характер.

В статье «О грации и достоинстве» (1793) Шиллер выступает против абстрактности и сурового аскетизма Канта в области морали. В духе философии Просвещения этическим идеалом является человек, творящий добро по склонности.

Способной на это, по мнению Шиллера, может стать гармонически развитая личность, человек «прекрасной души». Эстетическое проявление гармонии в грации и символизирует собой прекрасное как выражение нравственной свободы.

В статьях Шиллера «О возвышенном» (1793) и «О патетическом» {1793—1794) разрабатывается – теория трагического в духе моральной философии Канта.

Задачей трагедии, по его мысли, является выявление трагического несоответствия чувственного и достоинств «прекрасной души».

Поэтому «возвышенный» герой трагедии, как выразитель идеального начала, противостоит у Шиллера героям «реальным», эгоизм и вульгарный материализм которых приводит к гибели идеального.

Умозрительность взглядов Шиллера на искусство нередко определялась и объективными обстоятельствами. И, конечно, осознание немецкой отсталости побуждало искать вдохновляющие примеры вовне.

Немалое значение имело для Шиллера обращение к фактам всемирной истории, что приводило его как писателя и ученого-историка к идее необходимости связывать теоретическую эстетику и искусство с историческими событиями и общественными задачами современной эпохи.

Под влиянием событий Французской революции Шиллер считал, что взоры современных мыслителей должны быть «прикованы к политической арене».

Одно из его основных противоречий заключалось в том, что, будучи ярым защитником свободы, он отрицал методы революционной борьбы, верил главным образом в моральное усовершенствование личности и достижение свободы в сфере прекрасного.

В этом процессе и искусство, как думал Шиллер, займет свое место: оно призвано восстановить природную целостность человеческой личности, разрушенную в мире несвободы разделением труда, всем аппаратом государства, закона, церкви.

Внимание к вопросам современной жизни помогает Шиллеру осознать, что содержанием (мате-рией) искусства является реальность, прийти к диалектическому выводу о том, что «без формы нет материи, без материи нет формы».

Высшим идеалом красоты теперь он считает единство содержания и формы (правда, невозможное в настоящей действительности и мыслимое лишь в идее).

Утопическая концепция «царства эстетической видимости» побуждала Шиллера искать убежище в античности.

Античное искусство импонировало ему своей полнотой ощущения бытия, выражением существенных сторон жизни.

Поэтому искусство нового классицизма, по его мысли, должно устранить кантовскую антиномию чувства и разума и решить историческую задачу эстетики — восстановить единство мышления и ощущения.

Личное знакомство и сближение Шиллера с Гёте происходит летом 1794 г. Немалое значение имело их сотрудничество в журналах «Талия» и «Оры». Более устойчивыми становились те общие взгляды на искусство, к которым не всегда сходными путями приходили оба поэта. «Веймарский классицизм» Гёте и Шиллера представлял собой немецкий вариант гуманистического идеала современной культуры.

При помощи высокого искусства, проповедующего «гармонию» и «цельность характера», Шиллер мечтал преобразовать уродливое содержание и эстетическое бессилие феодально-бюргерской эпохи.

Искусство поэтов романтической школы его не удовлетворяло своей «расплывчатостью», «фрагментарностью»,- «странным сочетанием туманного с характерным».

Только «классический реализм», по мысли Шиллера, был в состоянии воплотить в художественном произведении величественное и существенное.

Со второй половины 90-х годов Шиллер и Гёте все чаще отходят от принципов классицизма, пристально изучают опыт романтиков, все более утверждаясь на позициях реалистического искусства. В письмах к В. Гумбольдту этих лет Шиллер заявляет, что для нового искусства, в отличие от античного, характерны «реализм и отсутствие ограничений» и что поэтому «новые поэты имеют преимущество перед греками».

Высказываясь против «единообразия общего» в пользу «индивиду ального» и «характерного», Шиллер в письме к Гёте от 7.VIII 1799 г.

признает, что наступил подходящий момент, чтобы «осветить и пересмотреть создания греческого искусства с точки зрения характерного» и, таким образом, привести в соответствие концепции Винкель-мана и Лессинга.

Принципы универсального1 искусства продолжали развиваться у Шиллера в условиях нового национального и европейского общественного подъема и творческого общения с Гёте.

Наиболее полно и систематически новые эстетические принципы Шиллера, при переходе к последнему этапу его литературной деятельности, были изложены в статье «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—1796).

Если в «Письмах об эстетическом воспитании человека» он еще придерживался точки зрения о неизменности человеческой природы и эстетических, идеалов человечества, то здесь он уже решительно отходит от «внеисторических» представлений, диалектически устанавливает идею исторического развития искусства, дает обоснование учению о «сентиментальной поэзии» как главной и специфической форме литературы современности, в отличие от поэзии античной, «наивной».

Сложность позиций, типичная для философско-эстетических работ Шиллера, отразилась в романтической прозе (новеллы, роман «Духовидец») и лирике 80—90-х годов.

В античных стихотворениях «Боги Греции» (1788) и «Художники» (1789) изображена идеальная пора детства человеческого общества. «Боги Греции» — это апофеоз эллинской культуры, гимн древности, где не было «разрыва» между действительностью и искусством, миром чувственным и идеальным, не существовало еще пагубного в современных условиях разделения труда.

Ссылка на основную публикацию