Тема революции в поэме Блока «Двенадцать»

А. Блок — поэт, который теме родины «сознатель­но и бесповоротно» посвятил всю свою жизнь Это сквозная тема в его творчестве. Поэт радовался радостями своей страны, жил ее болями.

Блок приветствовал Октябрьскую революцию. Ее безоговорочное принятие он выразил в поэме «Двенадцать». Она стала новой и высшей ступенью творческого пути Александра Блока. Поэма написана всего за три дня. Она стала первым значительным поэтиче­ским откликом на свершившуюся революцию.

Действие «Двенадцати» происходит на фоне разгулявшейся природной стихии: «завивает ветер белый снежок», «свищет ветер», «порхает снег», «пылит пурга», «ветер, ветер — на всем божьем свете!», «ра­зыгралась чтой-то вьюга». Образы ветра и метели имеют в поэме символическое значение. Они знамену­ют собой историческую бурю событий.

Блок рисует конфликт между старым и новым ми­ром, их яростную, непримиримую борьбу. Их проти­востояние подчеркивается резким контрастом ис­пользованных цветов — черного и белого. Белый сим­волизирует новое, светлое, а черный — уходящее, ненужное, разрушаемое.

В первой главе вниманию читателя предстают представители старого мира: буржуй, писатель-ви­тия, товарищ поп, барыня в каракуле. Все они враж­дебно настроены к революции. Поэт изображает всех их иронически, подчеркивая историческую обречен­ность старого мира.

  • Неоднократно поэт сравнивает его с «псом безрод­ным», передавая свое отношение к происходящему в стране.
  • Стоит буржуй, как пес голодный,
  • Стоит безмолвный, как вопрос.
  • И старый мир, как пес безродный
  • Стоит за ним, поджавши хвост.
  • Со всеми представителями старого мира природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, и это тоже символично.

Двенадцать красногвардейцев — представители и ярые защитники нового строя. Но Блок не идеализи­рует их. С одной стороны, они стоят на защите правого дела, с другой, почувствовав свободу, творят зло и без­законие:

  1. Запирайте етажи,
  2. Нынче будут грабежи!
  3. Отмыкайте погреба —
  4. Гуляет нынче голытьба!

Такая вседозволенность оборачивается убийством Катьки. Поведение красногвардейцев поэт объясняет тем, что они вышли из старого мира, воспитывались и росли в его недрах, а потому не могут сразу преодолеть накопленный за долгие годы негатив.

В заключительной главе возникает образ Иисуса Христа. Образ этот многозначный. До сих пор в кри­тике не утихают споры относительно финала поэмы.

Одни полагают, что присутствие Христа — свидетель­ство того, что сам Бог не только на стороне револю­ции, но и во главе ее. Они указывали на связь назва­ния поэмы с легендой о двенадцати апостолах, учени­ках Иисуса, шедших за ним.

Другие называют такие утверждения святотатством и в доказательство при­водят неоднократно употребленную в поэме фразу «Эх, эх, без креста!»

Поэма «Двенадцать» — своеобразный гимн рево­люции. Блок высоко оценивал собственное творение. Закончив его, в своем дневнике он записал: «Сегодня я— гений».

Реферат: Тема революции в поэме А.А. Блока

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Тема
революции в поэме А.А. Блока “Двенадцать”

Поэма
А. Блока “Двенадцать” была написана
в 1918 году.

Это было страшное время:
позади четыре года войны, ощущение
свободы в дни Февральской революции,
Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец разгон Учредительного
собрания, первого российского парламента.
Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события
воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли.

На
этом фоне явным контрастом прозвучала
блоковская поэма, она многим его
современникам показалась не только
неожиданной, но даже кощунственной. Как
мог певец Прекрасной Дамы создать стихи
о толстомордой Кате? Как мог поэт,
посвятивший такие проникновенные
лирические стихи России, написать в
страшные для нее дни слова: “Пальнем-ка
пулей в Святую Русь?”.

Вопросы эти
были поставлены после первой публикации
поэмы “Двенадцать” в газете “Знамя
труда”.

Сегодня, спустя более трети
века, все эти вопросы встали перед нами
с новой силой, поэма “Двенадцать” вызвала пристальный интерес, мы
вглядываемся в нее, вглядываемся в прошлое, пытаясь понять настоящее и
предугадать будущее, понять позицию
поэта, продиктовавшую ему строки этого
стихотворения.

“Эпиграф столетия”
— так называют блоковскую поэму
исследователи современности, предлагая
различные варианты ее прочтения. В последние, девяностые годы толкователи
порой пытаются прочесть стихотворение
“от противного”, доказать, что Блок
в нем дал сатиру на революцию, а его
Христос на самом деле Антихрист. Однако
так ли это?

Прежде
всего, А. Блок предупреждал, что не
следует переоценивать значение
политических мотивов в поэме “Двенадцать”.
Она имеет более широкий смысл.

В центре
произведения – стихия, вернее, пересечение четырех стихий: природы музыки, и стихии
социальной, само действие поэмы
происходит не только в Петрограде 1918
года, сколько, как пишет поэт, “на
всем божьем свете”. Идет разгул
стихийных сил природы, а для поэта-романтика,
поэта-символиста, которым был А.

Блок,
это символ, противостоящий самому
страшному – обывательскому покою и
уюту. Еще в цикле “Ямбы” (1907-1914) он писал: “Нет!Лучше сгинуть в стуже
лютой! Уюта нет. Покоя нет.” Поэтому
и стихия природы так созвучна его душе,
она передана в “Двенадцати”
множеством образов: ветер, снег, вьюга
и пурга.

В этом разгуле стихий, сквозь
вой ветра и пурги А.Блок услышал музыку революции – в своей статье “Интеллигенция
и Революция” он призывал: “Всем
телом, всем сердцем, всем сознанием –
слушайте Революцию”.

Главное,
что услышал поэт в этой музыке, – это ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике
поэмы – она вся построена на смене
музыкальных мелодий. Среди них и боевой
марш, и бытовой разговор, и старинный
романс, и частушка (известно, что А. Блок
начал писать свою поэму со строчек “Уж
я ножичком полосну-полосну”, услышанных
им и поразивших его своей звукописью).

И за всем этим многоголосием, дисгармонией
поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым
заканчивается поэма. Стихийна в ней и
любовь. Это темная страсть с черными
хмельными ночками, с роковой изменой
и нелепой гибелью Катьки, которую
убивают, целясь в Ваньку, и никто не
раскаивается в этом убийстве.

Даже
Петруха, пристыженный своими товарищами,
ощущает неуместность своих страданий:

“Он
головку вскидывает,

Он
опять повеселел”.

А.
Блок очень точно ощутил то страшное,
что вошло в жизнь: полное обесценивание
человеческой жизни, которую не охраняет
больше никакой закон (никому даже не
приходит в голову, что за убийство Катьки придется отаечать. Не удерживает
от убийства и нравственное чувство –
нравственные понятия предельно
обесценились. Недаром после гибели
героини начинается разгул, теперь все
дозволено:

  • “Запирайте
    етажи,
  • Нынче
    будут грабежи!
  • Отмыкайте
    погреба –
  • Гуляет
    нынче голытьба!”
  • Не
    в состоянии удержать от тёмных, страшных
    проявлений человеческой души и вера в
    Бога. Она тоже потеряна, и Двенадцать,
    которые пошли “в красной гвардии
    служить”, сами это понимают:

“Петька!
Эй, не завирайся!

  1. От
    чего тебя упас
  2. Золотой
    иконостас?”
  3. и
    добавляют:
  4. “Али
    руки не в крови
  5. Из-за Катькиной любви?”

Но
убийство творится не только из-за любви
– в нем появилась и иная стихия, стихия
социальная. В разгуле, в разбое – бунт
“голытьбы”.

Эти люди не просто
бушуют, они пришли к власти, они обвиняют
Ваньку в том, что он “буржуй”, они
стремятся уничтожить старый мир: “Мы
на горе всем буржуям/ Мировой пожар раздуем…

” И вот тут возникает самый
сложный вопрос, который мучит читателей
блоковской поэмы и сейчас, как мучил
три четверти века назад: как мог А. Блок
прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение
культуры, в которой он был воспитан и
носителем которой был он сам?

Многое
в позиции А. Блока может прояснить то,
что поэт, будучи всегда далеким от
политики, был воспитан в традициях
русской интеллигентской культуры XIX
века с присущими ей идеями “народопоклонства”
и ощущением вины интеллигенции перед
народом.

Поэтому разгул революционной
стихии, который приобретал подчас такие
уродливые черты, как, например, упомянутые
поэтом разгромы винных погребов, грабежи,
убийства, уничтожение барских усадеб
со столетними парками, поэт воспринимал,
как народное возмездие, в том числе и
интеллигенции, на которой лежат грехи
отцов.

Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей,
разгулом вседозволенности – такой
предстает Россия в поэме “Двенадцать”.
Но в том страшном и жестоком, через что
предстоит ей пройти, что она переживает
зимой 18-го года, А. Блоку видится не
только возмездие, но и погружение в ад, в преисподнюю, но в этом же – ее очищение.

Россия должна миновать это страшное;
погрузившись на самое дно, вознестись
к небу. И именно в связи с этим возникает
самый загадочный образ в поэме – образ,
который появляется в финале, Христос.
О финале этом и образе Христа написано
бесконечно много. Трактовали его очень разнообразно.

В исследованиях прошлых
лет звучало вольное или невольное
(вернее, часто подневольное) стремление
объяснить появление Христа в поэме
едва ли не случайностью, недопониманием А. Блока того, кто должен быть впереди
красногвардейцев.

Сегодня
уже нет нужды доказывать закономерность
и глубоко продуманный характер этого
финала. Да и предугадывается образ
Христа в произведении с самого начала
– с названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской
культуры, изучавшего в школе Закон
Божий, число двенадцать было числом
апостолов, учеников Христа.

Весь путь,
которым идут герои блоковской поэмы –
это путь из бездны к воскресению, от
хаоса к гармонии. Не случайно Христос
идет путем “надвьюжным”, а в
лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь
прекрасные и традиционные для А.

Блока: “Нежной поступью надвьюжной, Снежной
россыпью жемчужной, В белом венчике
из роз Впереди – Исус Христос”.

На
этой ноте завершается поэма, проникнутая
верой А. Блока в грядущее воскресение
России и воскресение человеческого в
человеке. Борьба миров в произведении
– это прежде всего борьба внутренняя, преодоление в себе темного и страшного.

Тема революции в поэме Блока "Двенадцать": краткий обзор

Главный образ, выведенный в произведении, — это ветер, который сметает все на своем пути. Именно описанием снежной вьюги и пурги начинает поэт свое повествование.

Картина зимнего вечера, в котором смешались черные краски приближающейся ночи и белые — снега, олицетворяет мятежную бурю, которая разгорелась не только в городе, но и в душах людей.

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» в начале представлена в образах природы, причем автор выбирает наиболее драматические стихии: ветер, снежный буран, затянутое облаками небо.

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

А. Блок — поэт, который теме родины «сознатель­но и бесповоротно» посвятил всю свою жизнь Это сквозная тема в его творчестве. Поэт радовался радостями своей страны, жил ее болями.

Блок приветствовал Октябрьскую революцию. Ее безоговорочное принятие он выразил в поэме «Двенадцать». Она стала новой и высшей ступенью творческого пути Александра Блока. Поэма написана всего за три дня. Она стала первым значительным поэтиче­ским откликом на свершившуюся революцию.

Действие «Двенадцати» происходит на фоне разгулявшейся природной стихии: «завивает ветер белый снежок», «свищет ветер», «порхает снег», «пылит пурга», «ветер, ветер — на всем божьем свете!», «ра­зыгралась чтой-то вьюга». Образы ветра и метели имеют в поэме символическое значение. Они знамену­ют собой историческую бурю событий.

Блок рисует конфликт между старым и новым ми­ром, их яростную, непримиримую борьбу. Их проти­востояние подчеркивается резким контрастом ис­пользованных цветов — черного и белого. Белый сим­волизирует новое, светлое, а черный — уходящее, ненужное, разрушаемое.

В первой главе вниманию читателя предстают представители старого мира: буржуй, писатель-ви­тия, товарищ поп, барыня в каракуле. Все они враж­дебно настроены к революции. Поэт изображает всех их иронически, подчеркивая историческую обречен­ность старого мира.

  • Неоднократно поэт сравнивает его с «псом безрод­ным», передавая свое отношение к происходящему в стране.
  • Стоит буржуй, как пес голодный,
  • Стоит безмолвный, как вопрос.
  • И старый мир, как пес безродный
  • Стоит за ним, поджавши хвост.
  • Со всеми представителями старого мира природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, и это тоже символично.

Двенадцать красногвардейцев — представители и ярые защитники нового строя. Но Блок не идеализи­рует их. С одной стороны, они стоят на защите правого дела, с другой, почувствовав свободу, творят зло и без­законие:

  1. Запирайте етажи,
  2. Нынче будут грабежи!
  3. Отмыкайте погреба —
  4. Гуляет нынче голытьба!

Такая вседозволенность оборачивается убийством Катьки. Поведение красногвардейцев поэт объясняет тем, что они вышли из старого мира, воспитывались и росли в его недрах, а потому не могут сразу преодолеть накопленный за долгие годы негатив.

В заключительной главе возникает образ Иисуса Христа. Образ этот многозначный. До сих пор в кри­тике не утихают споры относительно финала поэмы.

Читайте также:  Черты антиутопии в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина

Одни полагают, что присутствие Христа — свидетель­ство того, что сам Бог не только на стороне револю­ции, но и во главе ее. Они указывали на связь назва­ния поэмы с легендой о двенадцати апостолах, учени­ках Иисуса, шедших за ним.

Другие называют такие утверждения святотатством и в доказательство при­водят неоднократно употребленную в поэме фразу «Эх, эх, без креста!»

Поэма «Двенадцать» — своеобразный гимн рево­люции. Блок высоко оценивал собственное творение. Закончив его, в своем дневнике он записал: «Сегодня я— гений».

Вещественные образы

Помимо этого, он прибег и к материальным образам, изображая плакаты, флаги с революционными лозунгами, которые развеваются в Петрограде как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и тщетность этой суеты: рядом с этими плакатами мечутся простые люди, вроде бедной старушки, которая не понимает происходящего.

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» носит двойственный характер. С одной стороны, автор принимает народную стихию и своим поэтическим чутьем как бы прислушивается к музыке мятежа. Но с другой, он ужасается безраздельному разгулу страстей, беззакония, символом чего выступают черные ремни винтовок, на которые автор постоянно обращает внимание.

Герои

Но в центре повествования, разумеется, остаются люди – двенадцать красногвардейцев, которые несут службу в городе в комендантский час. Они чувствуют себя хозяевами в этом новом мире и полагают, что им все дозволено. Кульминацией и апогеем данного разгула стало убийство одним из них своей бывшей возлюбленной Катьки.

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» проявляется в первую очередь через конкретные человеческие судьбы. Поначалу убийца, молодой парень, искренне сожалеет о содеянном: он говорит о своей любви к девушке и злится на себя за свою ревность.

Тем самым автор хотел показать, что совесть в людях все-таки осталась, несмотря на все ужасы военного времени. Однако хуже всего то, что его товарищи стыдят его, утверждая, что время оправдывает любое беззаконие.

Таким образом, поэт чутко уловил новое веяние своего времени, когда многих охватило чувство вседозволенности.

О старом мире

Образ этого прежнего порядка занимает важное место в произведении. Тема революции в поэме Блока «Двенадцать», краткое содержание которой составляет предмет настоящего обзора, отличается неоднозначностью трактовки данных событий, что делает данное произведение уникальным в отечественной литературе.

С одной стороны, поэт показывает, что вся мощь народной стихии со всей силой обрушилась на него, готовясь окончательно уничтожить то, что было накоплено веками предыдущей истории.

С другой, повествователь, со стороны наблюдая за разгулявшейся народной стихией, выражает серьезное опасение за то, каковы могут быть последствия столь неосторожного обращения с собственным прошлым. И хотя он вслушивается в музыку этого мятежного духа, тем не менее все сочинение пронизано духом тревоги за будущее.

Именно поэтому неоднозначное звучание приняла тема революции в поэме Блока «Двенадцать». Кратко эту мысль можно выразить так: суть происходящих событий заключалась не столько в противостоянии сословий и классов, сколько в борьбе добра и зла в душах людей.

Это противостояние наблюдается, прежде всего, среди тех, кто начал борьбу за свободу, а закончил разбоями и убийствами.

Поэт надеется на то, что светлое начало в конце концов восторжествует, однако сама поэма остается по сути открытой и оставляет место для размышлений.

Столь противоречивая трактовка событий привела к тому, что с приходом к власти большевиков сочинение оказалось под запретом.

О революции в поэме Блока «Двенадцать» трудно говорить однозначно: автор как будто одновременно и принимает ее, и в то же время страшится, что люди потеряли нравственный ориентир в жизни.

LiveInternetLiveInternet

Ноябрь 1917 года определил судьбу России на весь последующий век и продолжает влиять и на наш сегодняшний день, пусть и не так явно. Поэтому привожу найденную на просторах Сети статью (сочинение) о том, как изображена революция в поэме очевидца тех событий Александра Блока.

Любой социальный взрыв, именуемый революцией, происходит, по определению, не случайно. Для него, как и для любого явления в жизни общества, нужны предпосылки, причины, поводы. Выражаясь языком “великого и ужасного” теоретика и практика отечественного коммунизма В. И. Ленина, необходимо наличие “революционной ситуации”, той самой, когда “верхи не могут…”, а “низы не хотят…”

Последствия социального взрыва при этом могут быть самыми различными, но всегда одинаково неизбежным является идейный раскол в обществе, проходящий отнюдь не только между классами угнетателей и угнетаемых, эксплуататоров и эксплуатируемых, “буржуев” и тех, кому “нечего терять, кроме своих цепей”.

Этот рубеж, эта линия “невидимого фронта” зачастую разделяет отца и сына, старшего и младшего братьев, старинных друзей. И самое ужасное, что ни те ни другие не имеют на своей стороне объективной истины.

У каждого есть своя правда, но правда, подобно хамелеону, легко меняет цвет от белого до черного, в то время как красный — цвет безвинно и бессмысленно пролитой человеческой крови — одинаков для всех.

Начало XX века в нашей стране ознаменовано без преувеличения самым грандиозным социальным взрывом всех времен и народов — Октябрьской социалистической революцией. Центробежные силы в очень короткий срок расставили по своим местам ее сторонников и противников.

Раскола, конечно же, не избежала и русская творческая интеллигенция. Представители литературного мира незамедлительно озвучили свои позиции. Четкая и всепоглощающая определенность стихотворных и прозаических “за” и “против” позволяла и позволяет судить каждого по его словам.

Однако из правил исключением оказался Александр Александрович Блок и его поэма “Двенадцать”:

(Эскиз обложки неосуществленного издания поэмы А.Блока «Двенадцать»)

  Сочинение Чацкий и фамусовское общество (конфликт)

…И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль…

Никогда еще не было до Блока и не будет после него в литературе столь неоднозначного произведения. Каждое слово, каждая фраза, каждый эпитет не поддается безапелляционному осмыслению.

Обе стороны могли с легкостью найти оправдание себе в этой поэме. Любая из сторон видела в строках Блока потоки обличительной желчи, направленные на своего социального врага.

В чем же загадка “Двенадцати”? В первой части поэмы автор показывает сломленность старого мира и торжество мира нового:

От здания к зданию Протянут канат. На канате — плакат: “Вся власть Учредительному собранию!”.

Старушка убивается — плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят, А всякий — раздет, разут… А вон и долгополый — Сторонкой — за сугроб… Что нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед И крестом сияло Брюхо на народ?..

Однако при всем, казалось бы явном положительном, отношении к революции, которое здесь видели большевики, Блок вкладывает в уста эпизодических персонажей слова негодования и отчаяния создавшимся положением:

Старушка, как курица, Кой-как переметнулась через сугроб. — Ох, Матушка-Заступница! — Ох, большевики загонят в гроб!..

А это кто? —Длинные волосы И говорит вполголоса: — Предатели! Погибла Россия! —

Должно быть, писатель —

Вития…

В дальнейшем повествовании, в странном марше двенадцати человек с винтовками за плечами, в убийстве “толстомордой Катьки”, в потрясающих своей простотой и необузданной, животной силой словах: “Уж я ножичком полосну, полосну!..” каждый видел то, что хотел видеть, что мог видеть, что обязан был видеть. С одной стороны, это торжество революции во всей ее дикой красе.

С другой — хаос и беззаконие, в которые погрузилась страна на долгие дни, месяцы, годы. Современники Блока, отрицавшие революцию, не могли понять, как автор проникновенных патриотических стихов о Родине мог воспеть разгул варварства.

Как он позволил себе в страшные для своей Родины дни написать слова: “Пальнем-ка пулей в Святую Русь!”? Большевики же, напротив, искренне восхищались талантом Блока-революционера: “В «Двенадцати» Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины.

Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном огне которого должен сгореть без остатка весь старый мир…”

Но, как водится, ни те ни другие не были правы вполне. Сам Блок говорил о том, что политические мотивы в его поэме суть исторический фон.

В центре же его произведения -грандиозное сплетение четырех стихий: природной, социальной, чувственно-человеческой и Божественной.

Словно роза ветров, соединяющая в себе противоборствующие начала воздушных потоков, революция поглотила все проявления бытия.

Она, как нечто живое, дышащее, издает звук чудесной, необъяснимой тональности, и эта музыка революции, сплетающаяся из воя ветра, стона пурги, криков и причитаний людей, грохота выстрелов, стука шагов двенадцати пар ног, по мнению Блока, прекрасна! В своей статье “Интеллигенция и революция” поэт писал: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию”. Блок считал, что ее, революцию, просто необходимо услышать, пропустить сквозь себя этот атональный, аритмичный мотив неподвластности и страсти. Стихотворный строй поэмы столь же неритмичен и спонтанен, как музыка революции.

Что же до самого социального явления, то Блок и здесь был до крайности объективен. Поэт беспристрастно изобразил жесточайший разгул “голытьбы” с его погромами, разбоями, обесцениванием человеческой жизни, полной потерей всяческих нравственных устоев, обозначая им народное возмездие.

И это возмездие есть очищение, через которое необходимо пройти России, чтобы, “погрузившись на самое дно, вознестись к небу”. Недаром впереди идущих двенадцати движется “с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим” сам Иисус Христос.

Революция — слишком острое явление, едва ли позволяющее относиться к себе с подобной метафизической отстраненностью. Поэтому, конечно же, образ революции, данный Александром Александровичем Блоком, воспринимался и воспринимается по сей день весьма различно.

Но, на мой взгляд, именно так и никак иначе не мог бы представить ее гений русского символизма.

источник — https://ymnik.ru/page.php?subs=296&page=654

Серия сообщений «классика»: перечитаем вмечте

Часть 1 — «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» А.С. ПУШКИНА Часть 2 — КАВКАЗ И ГОРЦЫ В ПОЭЗИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА … Часть 9 — Француз о Толстом и русской душе Часть 10 — Реформатор армии Часть 11 — Революция в поэме Блока «Двенадцать» Часть 12 — ПУШКИН — КОДЕКС ЧЕСТИ Часть 13 — послушаем о Пушкине … Часть 36 — Тургеневские юноши Часть 37 — поговорим о чае Часть 38 — Вспоминаем Пушкина

Сочинение на тему революция в поэме блока двенадцать

Главная
Рефераты – Сочинения по литературе
Тема революции в поэме А.А. Блока “Двенадцать” – сочинение
Тема революции в поэме А.А. Блока “Двенадцать”
Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году.

Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли.

На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о толстомордой Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: “Пальнем-ка пулей в Святую Русь?”.

Вопросы эти были поставлены после первой публикации поэмы “Двенадцать” в газете “Знамя труда”.

Сегодня, спустя более трети века, все эти вопросы встали перед нами с новой силой, поэма “Двенадцать” вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, вглядываемся в прошлое, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позицию поэта, продиктовавшую ему строки этого стихотворения.

“Эпиграф столетия” — так называют блоковскую поэму исследователи современности, предлагая различные варианты ее прочтения. В последние, девяностые годы толкователи порой пытаются прочесть стихотворение “от противного”, доказать, что Блок в нем дал сатиру на революцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако так ли это?
Прежде всего, А.

Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме “Двенадцать”. Она имеет более широкий смысл. В центре произведения – стихия, вернее, пересечение четырех стихий: природы музыки, и стихии социальной, само действие поэмы происходит не только в Петрограде 1918 года, сколько, как пишет поэт, “на всем божьем свете”.

Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А.Блок, это символ, противостоящий самому страшному – обывательскому покою и уюту. Еще в цикле “Ямбы” (1907-1914) он писал: “Нет!Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта нет. Покоя нет.

” Поэтому и стихия природы так созвучна его душе, она передана в “Двенадцати” множеством образов: ветер, снег, вьюга и пурга. В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги А.Блок услышал музыку революции – в своей статье “Интеллигенция и Революция” он призывал: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию”.

Главное, что услышал поэт в этой музыке, – это ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы – она вся построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка (известно, что А. Блок начал писать свою поэму со строчек “Уж я ножичком полосну-полосну”, услышанных им и поразивших его своей звукописью). И за всем этим многоголосием, дисгармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма. Стихийна в ней и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве. Даже Петруха, пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих страданий:

“Он головку вскидывает,

Читайте также:  Сочинение по картине Юона «Русская зима»

Он опять повеселел”.
А. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отаечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство – нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено:

“Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!”
Не в состоянии удержать от тёмных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и Двенадцать, которые пошли “в красной гвардии служить”, сами это понимают:

“Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас
Золотой иконостас?”
и добавляют:

“Али руки не в крови

Из-за
Катькиной любви?”
Но убийство творится не только из-за любви – в нем появилась и иная стихия, стихия социальная. В разгуле, в разбое – бунт “голытьбы”. Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти, они обвиняют Ваньку в том, что он “буржуй”, они стремятся уничтожить старый мир: “Мы на горе всем буржуям/ Мировой пожар раздуем…” И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит читателей блоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти века назад: как мог А. Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был воспитан и носителем которой был он сам?
Многое в позиции А. Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с присущими ей идеями “народопоклонства” и ощущением вины интеллигенции перед народом. Поэтому разгул революционной стихии, который приобретал подчас такие уродливые черты, как, например, упомянутые поэтом разгромы винных погребов, грабежи, убийства, уничтожение барских усадеб со столетними парками, поэт воспринимал, как народное возмездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности – такой предстает Россия в поэме “Двенадцать”. Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 18-го года, А. Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, в преисподнюю, но в этом же – ее очищение. Россия должна миновать это страшное; погрузившись на самое дно, вознестись к небу. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме – образ, который появляется в финале, Христос. О финале этом и образе Христа написано бесконечно много. Трактовали его очень разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало вольное или невольное (вернее, часто подневольное) стремление объяснить появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием А. Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев.
Сегодня уже нет нужды доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала. Да и предугадывается образ Христа в произведении с самого начала – с названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы – это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем “надвьюжным”, а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А. Блока: “Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз Впереди – Исус Христос”.

На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А. Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке. Борьба миров в произведении – это прежде всего борьба внутренняя, преодоление в себе темного и страшного.

Тема революции и ее воплощение в поэме А. Блока «Двенадцать» » Шпоры для студентов

Блок встретил революцию восторженно и упоено. В статье «Интеллигенция и революция», напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все … Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию».

В январе 1918 года Блок создал знаменитую поэму «Двенадцать».

В ней он с величайшей страстью и громадным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной, революционной родины.

Верный своим исконным представлениям о «России-буре», поэт понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном огне которого должен испепелиться весь старый мир без остатка:

  • Мы на горе всем буржуям
  • Мировой пожар раздуем,
  • Мировой пожар в крови –
  • Господи, благослови!
  • Поистине великолепен найденный Блоком сильный, смелый, свежий образ рухнувшего мира:
  • Стоит буржуй, как пес голодный,
  • Стоит безмолвный, как вопрос,
  • И старый мир, как пес безродный,
  • Стоит за ним, поджавши хвост.
  • Сама революция показана в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, врывающейся в жизнь обывателя:
  • Черный вечер.
  • Белый снег.
  • Ветер, ветер!
  • На ногах не стоит человек.

Герои поэмы – двенадцать красногвардейцев. О каждом из них в отдельности ничего не сказано, но вместе они – сила, которая разрушит мир «до основания». Эти герои до конца и не понимают, какова их цель. В начале пути Блок изобразил их как анархистов, разрушителей. Они совсем не организованы, у них есть только «святая злоба». Красногвардейцев ведет ненависть, а не любовь к людям.

Они не приобрели еще себе нового Бога, а веру в старого уже потеряли. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство. Только после этого потрясения красногвардейцы понимают истинное свое предназначение, осознают свою ответственность за судьбу страны.

  1. Однако, до самого конца, они идут «без имени святого», а значит, не понимая и не принимая окончательно идеалов новой жизни. И тогда Блок выводит образ Христа, который возглавляет с красным флагом в руках победный марш красногвардейцев:
  2. И за вьюгой невидим,
  3. И от пули невридим
  4. Нежной поступью надвьюжной,
  5. Снежной россыпью жемчужной,
  6. В белом венчике из роз
  7. Впереди – Иисус Христос.

Рисуя Христа, Блок исходил из своих субъективных представлений о раннем христианстве как о бунтарской силе, сокрушившей в свое время старый языческий мир. Для Блока образ Христа – олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, назначение этой новой веры – в служении обновлению жизни.

В таком значении, как мне кажется, Христос появился в финале поэмы, знаменуя идею нового мира, во имя которого герои поэмы творят свое возмездие над силами мира старого.

Но образ Христа все же вносит противоречие в пламенную революционную музыку поэмы. Блок воспринял революцию как вселенский пожар, который должен был принести за собой желанное обновление.

Неслучайно, что после 1918 года он не написал ничего существенного до самой смерти в 1921 году. Блок был разочарован от того, что революция не явилась тем, что он в ней хотел увидеть.

По выражению самого поэта, причиной тому стало «социалистическое строительство».

Тема революции в поэме Двенадцать Блока

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Тема революции в поэме Двенадцать Блока

Поэма была написана в январе 1918 года за 20 дней. Ещё были свежи воспоминания об Октябрьской революции.

Россия находится географически и в Европе, и в Азии. Блок прямо говорит в поэме, что мы–скифы, мы–азиаты, с раскосыми и узкими глазами. В результате столкновения цивилизованной Европы и дикой Азия рождается новая Россия.

Место действия поэмы – Петроград. Это уже не тот величественный город, Северная Венеция, построенная Петром I. Сейчас этот город холодный, безжизненный, голодный, потерянный, да ещё и насквозь продуваемый холодными ветрами с Балтики.

Революция подобна стихии. Сильный ветер, не переставая, несёт снег. Люди не могут стоять на ногах. Так и революция выбивает людей из колеи налаженной жизни. И несёт их, как снег, по России. Для Блока революция – это катастрофа вселенского масштаба. Революция разрушает старый мир. А новый мир ещё не построен.

Весь старый мир озлобился на новый. Людям кажется, что это конец света, а раз так, то на фоне анархии и безвластия выползают на свет бандиты всех мастей, выдающие себя за революционеров.

И начинается разгульная вакханалия – убийства, грабежи, насилие. В их руках обычный ножик становится грозным оружием против обывателей, простых людей.

Об этом говорит строчка: «Уж я ножичком полосну, полосну!»

Поэт понимает революцию, как стихию народа. Нет ничего страшнее русского бунта, а революция тот же бунт, только управляемый большевиками во главе с Лениным.

  Тест по русской литературе “Жизнь и творчество А.И.Куприна”

Они видят в революции благо для всех.

Они теперь полноправные хозяева новой России, собираются на собрания, обсуждают, постановляют держать революционный шаг, потому что враг не дремлет. Они сметают всех и всё на своём пути.

Революция не бывает без жертв, потому что старый мир не хочет сдавать свои позиции. И вся власть Учредительному собранию.

Революция в поэме – это ветер. Он символизирует перемены. Как ветер, так и революция, не знает преград. Она затронула всех людей. Одних ветер сбивает с ног, валит на землю, не даёт двигаться вперёд. Других, наоборот, ветер толкает в спину, и помогает взлететь на самый верх.

Число 12 – это число людей в отряде, это — число глав поэмы, это – количество месяцев в году, это – число апостолов. Двенадцать человек отреклись от Христа. Но он неотлучно следует за ними. Точнее, над ними. Он должен привести Россию к возрождению. Блок верит в это.

Интересно, что он смотрит на все происходящие события как-бы со стороны, оценивает их. Об этом говорят фразы: «А вон…», « А вот…» Русская интеллигенция по-разному восприняла революцию. Многие, как и Блок, были сторонними наблюдателями. Некоторые в ней потеряли себя так, что потом не смогли найти в ней своё место.

Историческая справка — Октябрьская революция

Октябрьская революция не возникла ниоткуда, у нее были свои причины. Люди того времени устали от военных действий, полнейший развал грозил промышленности и сельскому хозяйству, крестьяне все больше нищали с каждым днем при отсутствии решения по аграрному вопросу.

Проведение социальных и экономических реформ постоянно оттягивалось, в стране возник финансовый кризис катастрофического характера. Вследствие указанного в начале июля 1917 Петроград сотрясают народные волнения, которые требуют свергнуть Временное правительство. Власть издает указ подавить мирную демонстрацию с применением оружия.

Проносится волна арестов, повсюду начинаются смертные казни. В этот момент буржуазия побеждает. Но в августе революционеры отыгрывают свои позиции.

Тема революции в поэме А.А. Блока "Двенадцать"

  • Муниципальное общеобразовательное 
  • учреждение 
    «Лицей №38»
        
     
  • Выполнила:
  • Ученица 11 класса «В»
  • Беседина 
    Екатерина
  • Проверила:

Чернышёва Э.В.  

Белгород, 2008г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Вступление……………………………………………………………..………3 стр.
    • Биография………………………………………………………………….4 стр.
    • Творчество………………………………………………………………..7 стр.
  2. Основная часть. Поэма «Двенадцать» и концепция революции………….19 стр.
  3. Заключение……………………………………………………………………33 стр.
  4. Список используемой литературы……………………………………..……..35 стр.
  5. Приложение…………………………….……………………………………..36 стр.

      
      
      
      
  

ВВЕДЕНИЕ 

   Александр Блок – один из ярчайших поэтов Серебряного 
века. Его творчество совпало со сложным периодом в истории России – революцией. В это же время 
было написано и его главное произведение – поэма «Двенадцать».

   Мне интересны не только произведения Блока, но и события тех лет. Поэтому, я с особым удовольствием прочла эту знаменитую поэму. Темой моего 
реферата является тема революции в 
поэме А.А.

Блока «Двенадцать». Этот выбор не случаен.

Мне бы хотелось тщательнее изучить это произведение, разобраться проблемах, которые охватили людей после революции, понять состояние людей, переживших весь этот «кошмар».

   После прочтения этого грандиозного, на мой взгляд, произведения я заинтересовалась А.А. Блоком как поэтом. Я изучила многие другие его произведения, и, бесспорно, в них виден четкий отпечаток его сложной и трудной судьбы.  
      
      
    

Биография 

Читайте также:  Образ России в лирике Лермонтова

    Блок Александр Александрович — поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма.

    Родился 16 (28) ноября 1880 в Петербурге. По отцу, профессору-юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.). По матери — из русской дворянской семьи Бекетовых. Потомки врача Блока принадлежали к состоятельному, но со временем оскудевшему служилому дворянству.

Прадед по матери был «большим барином и очень богатым помещиком», к старости потерявшим почти все свое состояние.

Со стороны обоих родителей Блок унаследовал интеллектуальную одаренность, склонность к занятиям литературой, искусством, наукой, но наряду с этим и несомненную психическую отягощенность: дед по отцу умер в психиатрической больнице; характер отца отличался странностями, стоявшими на грани душевного заболевания, а иногда и переступавшими за нее.

Это вынудило мать поэта вскоре после его рождения покинуть мужа; последняя сама неоднократно лечилась в лечебнице для душевнобольных; наконец и у самого Блока к концу жизни развилось особое тяжелое нервно-психическое состояние — психастения; за месяц до смерти его рассудок начал омрачаться.

    Раннее 
детство А.А.Блока прошло в семье деда по матери, известного ботаника, общественного деятеля и поборника женского образования, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова.

Зиму маленький Блок проводил в «ректорском доме», в Петербурге, лето — «в старом парке дедов», «в благоуханной глуши маленькой усадьбы» — подмосковном имении деда, сельце Шахматове. После вторичного выхода матери замуж за офицера, Ф. Ф.

Кублицкого-Пиоттух, девятилетний поэт вместе с матерью переехал на квартиру отчима, в казармы, расположенные в фабричном районе.

По окончании гимназии, отталкивавшей Блока от себя, по его собственным словам, своим «страшным плебейством», не соответствующим его «мыслям, манерам и чувствам», он поступил на юридический факультет Петербургского университета. С третьего курса перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906.

    В гимназии и в первые годы университета А.А.Блок очень увлекался театром, «готовился в актеры». «Сочинять стихи» начал, по его собственным словам, «чуть ли не с пяти лет»; «серьезное писание началось около 18 лет».

Стихи Блока еще до появления в печати получили широкое распространение в небольших кружках преимущественно московской молодежи, объединенных именем и идеями только что умершего философа и поэта Владимира Соловьева. В этих кружках юношу А.Блока уже склонны были считать «первым из русских поэтов современности».

Его стихи впервые были напечатаны в 1903, в петербургском журнале Мережковских «Новый путь» и одновременно в Москве, в альманахе «Северные цветы», издательства «Скорпион».

    В том же 1903 А.А. Блок женился на дочери университетского товарища деда, соседа его по Шахматову, знаменитого химика Д.И. Менделеева, — Л. Д. Менделеевой. К этому же времени относится личное знакомство и тесное сближение Блока с А.

Белым и последним мистически настроенным кружком «аргонавтов», несколько более раннее сближение с Мережковскими, знакомство с Брюсовым и московскими символистами. Революция 1905 сразу захватила Блока. В одной из уличных демонстраций он нес красное знамя впереди толпы.

Поэт, однако, быстро охладел. «В революцию — по его собственным словам, — он не пошел», тем не менее, события 1904–1905 оставили в Блоке свой след: им написано несколько стихотворений на революционные темы, лирическая драма «Король на площади».

Важно, что с этой как раз поры «равнодушие к окружающей жизни» сменилось в нем «живым интересом ко всему происходящему».

    В конце 1904 в издательстве «Гриф» вышел 
первый сборник стихов А. Блока — «Стихи о Прекрасной Даме». Из опасения затруднений со стороны духовной цензуры сборник был пропущен через провинциальную цензуру в Нижнем Новгороде. «Стихи о Прекрасной Даме» были восторженно встречены в кружках «соловьевцев» и «аргонавтов».

Однако широкую популярность принес Блоку не этот сборник, а вторая книга стихов — «Нечаянная радость» (1907) в особенности лирическая драма «Балаганчик» (она была поставлена в 1906 Мейерхольдом в театре Комиссаржевской). К этому времени А.А.

Блок становится литератором-профессионалом: сотрудничает в ряде журналов, печатает стихи, статьи, рецензии, выпускает сборник за сборником своих новых произведений.

    Живет А.А. Блок в Петербурге, вращаясь главным образом среди литературной интеллигенции — представителей и сторонников «нового искусства» («Среды» Вячеслава Иванова, религиозно-философское общество) и в кругах театрально-артистической богемы (театр Комиссаржевской и др.).

Помимо поездок с матерью в Германию (Bad-Nauheim) Блок предпринял три заграничных путешествия — в Италию, Бретань и на юг Франции. В результате этих путешествий возникли последовательно «Итальянские стихи» (1909), драма «Роза и крест» (1912) и поэма «Соловьиный сад» (1915).

    В 1916 А.А. Блок выпустил под своей редакцией и со вступительной статьей собрание стихотворений Аполлона Григорьева. Вскоре после этого поэт был призван на военную службу, однако, благодаря хлопотам друзей назначен не в действующую армию, а табельщиком инженерно-строительной дружины Союза земств и городов.

На фронте (под Пинском) Блок оставался до марта 1917 года. Вернувшись в Петербург, он работал в Чрезвычайной следственной комиссии при Временном правительстве: редактировал стенограммы показаний бывших царских министров. Февральскую революцию А.Блок встретил с радостными надеждами. Октябрьский переворот — восторженно.

Высшего подъема революционная настроенность Блока достигла в январе 1918, когда им была написана знаменитая, переведенная на многие языки, поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и революция», в которой он призывал своих собратьев-интеллигентов «всем телом, всем сердцем, всем сознанием» слушать «великую музыку будущего», «величавый рев и звон мирового оркестра» — «слушать Революцию». Все эти произведения А.Блока были напечатаны в изданиях левых эсеров. Не входя в их партию, он им особенно в это время сочувствовал. Одним из первых среди писателей Блок начинает работать в советских учреждениях: председательствует в репертуарной секции ТЕО, состоит членом редакционной коллегии издательства «Всемирная литература» (редактирует сочинения Гейне). С 1919 работает в качестве председателя режиссерского управления Большого драматического театра. В 1919 А.А. Блок принимает близкое участие в организации «Вольной философской ассоциации» (Вольфила), в 1920 — в организации Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов, председателем которого одно время состоит. Работает в правлении Союза писателей. Годы вслед за 1919 у поэта отмечены резким упадком настроения, апатией, подавленностью, мрачным отчаянием. Одновременно ухудшается физическое состояние А.Блока. В мае 1921 А.А.Блок заболевает воспалением сердечных клапанов. 7 августа 1921 он скончался.  

Творчество 

    Александр Блок — по преимуществу поэт-лирик. Даже когда ему случается выходить за пределы собственно лирики в другие жанры словесного творчества, он накладывает на них явно выраженный лирический колорит, создавая особые роды лирических драм, лирической публицистики («лирические статьи» о «России и интеллигенции»), даже лирических рецензий.

Наиболее чистым, беспримесным лиризмом отмечен первый период творчества Блока — период «Стихов о Прекрасной Даме» (1898–1904). В «Стихах о Прекрасной Даме» поэт целиком следует традиции дворянской чистой лирики, отрешенной от всяких общественных элементов, всяческой «злобы дня». Первым «вдохновителем» Блока, по его собственным словам, был Жуковский.

В дальнейшем особенно сильное влияние оказала на него поэзия Фета.

Типичная тематика дворянско-усадебной лирики — любовь и природа, вернее, любовь на фоне природы — «розовых утр», «алых зорь», «золотистых долин», «цветистых лугов» — является основным тематическим стержнем всех лирических признаний, обращений и призывов, из которых большей частью состоит первый сборник стихов А.А.Блока.

Однако тема любви в переживаниях поэта — «последнего дворянина», завершителя всей линии дворянско-усадебной поэзии — приобретает особую окраску. Любовь Блока, в которой романтическая настроенность юноши (через Жуковского познавшего «дух немецкой романтики») усиливается переживаемым романом с будущей женой, пронизана мистицизмом.

На первых курсах университета «всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева», рассказывает сам поэт. Продолжателем мистической, проникнутой культом «Вечно-женственного», «Мировой души», «Божественной мудрости», Софии, поэзии Владимира Соловьева Блок начинает свой творческий путь. Как и у Соловьева, мистическая эротика А.А.Блока насквозь проникнута «апокалиптикой».

Культ «Жены, облеченной в солнце» у поэта эпохи двух революций, сперва надломивших, а затем и вовсе уничтоживших родной ему дворянский класс, характерно соединяется с переживаниями надвигающегося конца мира. Признаки конца болезненно чуткий, утонченно нервный поэт видит и слышит везде вокруг себя.

«Шорохи», «шепоты», «мнимый конский топот», — и во всем этом надвигающаяся Тайна, — «Озаренная жена», «Солнце завета» — таков пафос «Стихов о Прекрасной Даме», вскормленных шахматовским «дворянским гнездом», вековой дворянской лирикой и смутным ощущением приближающейся социальной грозы, крушения и гибели «любезных сердцу барских усадеб».

В сознании «романтика» и «соловьевца» Блока это принимает грандиозные, радостно-пугающие формы конца мира, преображения «улыбкой ясною Жены» всего сущего. «Мысль о Ней всегда несет в себе зерно мысли о конце», пишет А.Блок Андрею Белому, разделяющему все настроения и чаяния поэта. В своей статье «Апокалипсис в русской поэзии» (журнал «Весы», 1905) А. Белый доказывает, что А.А.

Блок является завершителем исконных устремлений русской лирики, окончательно приподымающим покров с «софийного» лица русской музы. Четко замкнутый в себе период «Стихов о Прекрасной Даме» продолжается всего несколько лет. К моменту выхода их в свет отдельным сборником (конец 1904) сам поэт уже далек от настроений, которыми насыщены эти стихи.

В предисловии ко второму сборнику своих стихов «Нечаянная радость» (1907) А.А.Блок вскрывает сущность происшедшего в нем переворота. «Молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, «для которой мир — балаган, позорище», всегда «осталась бы такою, если бы не тревожили людские обители города. Там, в магическом вихре и свете, страшные и прекрасные видения жизни». «Деревенская», усадебная стихия начинает вытесняться в поэте стихией городской. Из «милой сердцу барской усадьбы», замкнутого шахматовского дворянского гнезда, Муза поэта выходит на просторы улиц и площадей современного буржуазно-капиталистического города.

    В 1903–1904 годах городские мотивы все 
громче звучат среди деревенских 
пейзажей «Стихов о Прекрасной Даме». Издатель первых стихов А.Блока, П. П.

Перцов, вспоминает, с каким удивлением он прочел в 1903 году стихотворение о «фабрике» («В соседнем доме окна желты»), подписанное именем поэта, который до того времени сам утверждал, что только «вечно-женственное» составляет единственную тему его поэзии. Со времени революции 1905 тема города всецело завладевает поэтом.

В сборнике «Нечаянная радость» А.Блок помещает рядом знаменитую «Незнакомку» и стихотворение «Ты в поля отошла без возврата». Появляется «Незнакомка» — «влекущая и пугающая», «страшная и прекрасная» — городская стихия, и навсегда «отходит в поля» первая властительница дум поэта — «Прекрасная Дама» его юношеских шахматовских вдохновений.

Смена образов и тем отмечена одновременной сменой литературных влияний. Один из «соловьевцев» и близких друзей поэта с горечью вспоминает, как, приехав к нему в 1904, он нашел на его столе вместо сочинений Владимира Соловьева новые книги Бальмонта. Но с особенной силой А.

Блок испытывает на себе в это время влияние вождя «новой поэзии», одного из наиболее характерных представителей городской буржуазно-капиталистической культуры, поэта-урбаниста — Валерия Брюсова. Некоторое время влияния Владимира Соловьева и Брюсова как бы сосуществуют в А.А.

Блоке: к сборнику «Стихов о Прекрасной Даме» он еще берет эпиграфы равномерно из Брюсова и Соловьева; в рецензии на стихи Брюсова пытается даже установить внутреннюю близость между обоими поэтами. Но скоро влияние Брюсова решительно одолевает. По словам очевидца, близкого человека, впечатление, которое произвел на А.

Блока Брюсов при личном знакомстве, было «потрясающим». Появившаяся как раз около этого времени одна из наиболее значительных книг Брюсова — «Urbi et orbi» — «раздавила» Блока. Сам он полушутя признавал в эту пору, что в новых его стихах от него сохранились только две последние буквы его имени, что их следует подписывать «В.Я. Бр…ок».

Влиянием Брюсова окончательно определилось вхождение Блока в орбиту той «новой поэзии», из которой, по его собственным словам, в период его ранних стихов, овеянных последней улыбкой умирающей дворянской культуры, он не знал «ни строки».

Если влияние Соловьева подсказало образы, определило общую настроенность, тональность его первой книги, — в школе Брюсова он овладел всеми техническими достижениями «новой поэзии», вырос в свою очередь в того высокого мастера нового стиха, одного из вождей русского символизма, каким он заявил себя в последующих произведениях. Впитывание в себя А.Блоком элементов урбанизма, вхождение в русло «городской» поэзии обусловило признание его Брюсовым главой этой поэзии (до появления «Незнакомки» Брюсов считал А.А.Блока «поэтом второстепенным» и даже вовсе «не поэтом»).

Ссылка на основную публикацию