Черты антиутопии в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина

Урок 68. М. Е. Салтыков-Щедрин: личность, творчество. Проблематика и поэтика сказок

Урок 69. Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»: замысел, история создания, жанр, композиция романа

Урок 70. Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Образы градоначальников

УРОК 70
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА». ОБРАЗЫ ГРАДОНАЧАЛЬНИКОВ

Цель:

показать остроту политической сатиры в изображении градоначальников города Глупова в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»; развивать
интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие
художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, формировать у них активную жизненную позицию.

  • Оборудование:
  • Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
  • Прогнозируемые результаты:

учебник, раздаточный материал, текст романа «История одного города», иллюстративный материал.

учащиеся раскрывают образы градоначальников города Глупова из романа «История одного города»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного
содержания романа; участвуют в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту романа.

ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний «Из секретов литературоведения»: ознакомление с памяткой

  1. «Сатирические приёмы»
  2. Сатирические приёмы
  3. • Ирония
  4. • сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
  5. • гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
  6. • иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой;
  7. • Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
  8. • гипербола — чрезмерное преувеличение.

(запись на доске или раздаточный материал) • Какие из этих сатирических приёмов использует М. Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города»? Своё мнение аргументируйте, подтверждая цитатами из текста. — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

  • Слово учителя
  • IV. Работа над темой урока
  • 1. Аналитическая работа «Образы градоначальников»
  • 1) Выполнение задания
  • Комментарий.
  • Примерный план анализа образов градоначальников
  • Задания
  • 2) Беседа
  • 3) Постановка и решение проблемного вопроса
  • Образец схемы

— Начиная писать «Историю одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существования
самодержавия с его общественными пороками, законами и нравами. В «Истории одного города» гротескные фигуры глуповских градоначальников, их самоуправство и фантастические «походы» на обывателей, доводящие тех до полнейшего ошеломления и апатии, находили себе соответствие отнюдь не только
в давнем прошлом. Разные были в Глупове градоначальники: «деятельные» и «бездеятельные», либеральные и консервативные, вводившие просвещение и искоренявшие его. Однако все их многообразнейшие прожекты и поползновения в конце концов сводились к одному: к выколачиванию недоимок и пресечению крамолы.
Да, иные страницы книги прямо перекликались с тем, что можно было прочесть у профессиональных историков. «Таков был царь; таковы были подданные! Ему ли, им ли должны мы наиболее удивляться? Если он не всех превзошёл в мучительстве, то они превзошли всех в терпении…»,— писал о временах Ивана Грозного Карамзин. Глуповская власть представлена в книге целой галереей градоначальников. С многообразием лиц, «в разное время Глуповым правивших», сатирик знакомит читателя в главе «Опись градоначальникам». Краткие характеристики перечисленных в ней правителей поистине впечатляющи. Кто только не распоряжался судьбами глуповцев! Зачем же нужны писателю эти и другие аналогичные им образцы? Как понимать все эти «несообразности»? Сам сатирик говорил: «Бывают чудеса, в которых, по внимательному рассмотрению, можно подметить довольно яркое реальное основание». (в мини-группах) Группы представляют «портреты градоначальников», описывая те черты, которые стали основой для их рисунка и которые обличал в своём творчестве писатель. 1. Фамилия, имя, отчество градоначальника (говорящие фамилии, фамилии-клички). 2. Внешность и черты характера. 3. Методы управления. 4. Жизнь народа в период правления градоначальника. 5. Исторические аналогии. 6. Сатирические приёмы, использованные автором для создания образа. 7. Авторская позиция. 1-я группа. Дементий Варламович Брудастый. 2-я группа. Семён Константинович Двоекуров. 3-я группа. Пётр Петрович Фердыщенко. 4-я группа. Василий Семёнович Бородавкин. 5-я группа. Иван Пантелеич Прыщ. 6-я группа. Эраст Андреевич Грустилов. 7-я группа. Угрюм-Бурчеев. • Какие общие черты можно выделить при описании градоначальников? • Докажите, что это образы типические. • Какой вывод можно сделать? • Что можно сказать о городе, в котором такие правители? • Какие приёмы сатирического изображения героев использует автор? • Финал произведения остаётся тёмным, о чём свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении. • Появление «оно» означает предсказание народной революции. • «Оно» знаменует начало ещё более жестокой реакции. Объясните финал произведения, аргументируйте свой ответ. 2. «Умники и умницы» (работа в парах) • Каждый из градоначальников в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина является обобщённым образом своей эпохи. Составьте схему прототипов градоначальников города Глупова (запись на доске и в тетрадях).
Черты антиутопии в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина
3. Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!» • Ознакомьтесь с высказыванием современников М. Е. Салтыкова-Щедрина об «Истории одного города» (обращение к записи на доске). Чья позиция вам
ближе? Аргументируйте своё мнение.

  1. Карточка
  2. 4. «Под сенью дружных муз…»: работа с иллюстрациями Кукрыниксов к роману «История одного города»
  3. У ч и т е л ь.

Смеяться над безобразием глуповца всё равно, что смеяться над уродством калеки, или над дикостью дикаря, или над неопытностью ребёнка (Д. И. Писарев). Градоначальники безумны, народ ещё безумнее, градоначальники развратны, народ ещё развратнее, градоначальники вислоухи, народ ещё более вислоух. Какой сатирик приносил ещё большее жертвоприношение? (А. Суворин) Существует два вида карикатуры: одна преувеличивает истину, но не извращает её, другая же более или менее сознательно отклоняется от естественной
правды и реальных соотношений. Салтыков прибегает только к первому роду, который один только и допустим (И. С. Тургенев). (Иллюстрации размещены на доске.) Иллюстрировать Салтыкова-Щедрина трудно: образы его предельно гротескны и включают несколько уровней смысла. Когда-то давно
к «Истории одного города» осмелились подступиться молодые ещё Кукрыниксы.[2] Выполненные в их ранней, близкой к сюрреализму манере, эти иллюстрации не столько смешны, сколько страшны: огромная помойка, в которой копошатся омерзительные человекообразные существа. Кукрыниксы наделены: • необычным чувством юмора;
• острой проницательностью;
• живым, насмешливым умом;
• в их карикатурах много градаций смешного: от добродушного юмора до сарказма;
• в основе их шуток и насмешек лежит серьёзный смысл. Рассмотрите некоторые иллюстрации. Кто изображён на них?

Сопоставьте их с героями романа: соответствуют ли они изображённым героям Салтыкова-Щедрина? Своё мнение аргументируйте.

«История одного города» – роман-антиутопия? Журналистское расследование!

ВикиЧтение

Журналистское расследование [litres] Коллектив авторов

«История одного города» – роман-антиутопия? Журналистское расследование!

Исследование и глубокий анализ общественной жизни, ее извращений и пороков всегда были главной задачей Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826 – 1889), а жизнь первого пореформенного десятилетия давала писателю материал для поразительных сопоставлений.

Уже в очерках из цикла «Признаки времени», которые печатались в «Современнике» и «Отечественных записках», встречается понятие «торжествующее бесстыжие». В первом десятилетии ХХ века, работая над лекциями по истории русской литературы, А. М. Горький писал: «В наши дни, – подчеркивал он, – Щедрин ожил весь.

И нет почти ни одной его злой мысли, которая не могла бы найти оправдание в переживаемый момент»[36]. Сатира Салтыкова-Щедрина оказалось близкой не только мрачному периоду реакции, но и настоящему моменту. Так, в очерке «Хищники» из «Признаков времени» есть все, чем пестрят газеты сегодня: «пирамиды», концессии, жульничество.

И разве не прекрасной иллюстрацией деятельности иных нынешних губернаторов является «История одного города», написанная в 1869 – 1870 годах?

Новое сочинение Щедрина произвело на русское общество странное впечатление. Кто-то признавал, что это «мастерски написанная сатира на градоначальников», и советовал «нашим влиятельным людям познакомиться с ним, прежде чем они решатся подать свой голос за проект о рассмотрении губернаторской власти».

Иные обвиняли писателя в стремлении «поглумиться» и «позлословить» над народом, но абсолютное большинство дореволюционных критиков сочло, что зеркало сатиры «Истории одного города» обращено «не к настоящему, а к прошедшему».

Очевидно, их ввело в заблуждение то, что рассказы смиренных глуповских летописцев содержали в себе намеки на некоторые подлинные события русской истории. Но не историческую, а совершенно обыкновенную сатиру имел в виду писатель, по собственному признанию.

Острие этой сатиры было направлено против тех черт русской действительности, которые, по его мнению, «делали ее не совсем удобной». К таким чертам он относил, в частности, «благодушие, доведенное до рыхлости», и «легкомыслие, доведенное до способности не краснея лгать самым бессовестным образом».

«История одного города» остается самой совершенной сатирой Салтыкова-Щедрина. Причудливо переплетая настоящее и минувшее, писатель создает блестящий образец литературного произведения, жанр которого определить затруднительно.

Что это – роман? Антиутопия? Исследование? В одной из наиболее обстоятельных работ, посвященных истории журналистских расследований, – коллективной монографии, подготовленной группой ученых Северо-Западного университета (North-West University) под руководством профессора Дэвида Протесса, сказано: «Выбор сюжета, подбор и организация фактов в процессе написания расследовательских материалов служат нравственной задаче – вызвать сочувствие к жертве, которая, может, не вполне безгрешна, но достаточно невиновна для того, чтобы вызвать возмущение действиями властей»[37]. С этой точки зрения «Историю одного города» вполне можно назвать журналистским расследованием.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:  Как авторская позиция проявляется в финале драмы Островского «Гроза»?

Военный роман
Это было во время войны. Под Ленинградом его ранили, оперировали, но рана была тяжелая, и Юрия отправили в тыл, в Ташкент. Вначале его, чуть живого, привезли в госпиталь. На носилках занесли на площадку, а затем уложили в какой-то занавешенный брезентом угол,

§ 2. Функционирование Суда Европейского Союза как одного из институтов ЕС

§ 2. Функционирование Суда Европейского Союза как одного из институтов ЕС
В современных условиях развития интеграционных и глобализационных процессов в европейском регионе Суд Европейского Союза является его важнейшим институтом и осуществляет свою деятельность в

§ 1. Система замены одного наказания другим

§ 1. Система замены одного наказания другим
При назначении наказания лицу, виновному в совершении преступления, суд с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, влияния наказания

§ 4 Передача дела из одного суда в другой

§ 4
Передача дела из одного суда в другой
Несмотря на то что дело, принятое судьей к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, в зависимости от конкретных обстоятельств может возникнуть необходимость в изменении

Статья 39. Передача дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд

Статья 39. Передача дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд
1. В ч. 1 комментируемой статьи установлено общее правило неизменности подсудности дела: если дело принято к производству данного арбитражного суда с соблюдением правил подсудности, оно должно

3.3. Расторжение брака по заявлению одного из супругов

3.3. Расторжение брака по заявлению одного из супругов
По заявлению одного из супругов, несмотря на наличие у четы общих несовершеннолетних детей, производится расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:• признан судом безвестно

Руденко Роман Андреевич (1907–1981), действительный государственный советник юстиции

Руденко Роман Андреевич
(1907–1981),
действительный государственный советник юстиции * * *Родился в селе Носовка Черниговской губернии в семье крестьянина-бедняка. Учиться ему пришлось недолго. Надо было помогать большой семье, и юноша пошел на завод. Вскоре становится

«Уотергейт» и журналистское расследование. Феномен «Вудстайна»

«Уотергейт» и журналистское расследование. Феномен «Вудстайна»
Классическим примером журналистского расследования принято считать «Уотергейтское дело». Этот громкий политический скандал, потрясший Америку в начале 70-х годов ХХ века, для советских людей

4.2. Журналистское расследование и сеть Интернет

4.2. Журналистское расследование и сеть Интернет
В настоящее время Интернет проник почти во все области человеческой деятельности. Аудитория Всемирной паутины непрерывно растет: современный человек обитает в среде изменяющихся «мобильных» информационных потоков, и ему

2.4 Города-государства

2.4
Города-государства
Древнейшие государственные образования, как правило, возникали на социально-экономической основе раннего земледельческого общества. Первые города-государства образовались в 4–3 тысячелетиях до н. э. в Месопотамии, Горном Перу и других регионах в

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как антиутопия. Угрюм-Бурчеев

Тема: История одного города

Наиболее ужасным из всех градо­начальников был Угрюм-Бурчеев (глава «Подтверждение покаяния. Заключение»). Заметим, однако, что сам Угрюм-Бурчеев предупреж­дал: «Идет некто за мной, который будет еще ужаснее меня».

Из «Описи градоначальников» сле­дует, что на страницах «Истории одного города» дол­жен был появиться некто Перехват-Залихватский, который «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки». Летописец кратко заметил: «О сем умолчу».

Что же предвещал Угрюм-Бурчеев? Что такое ужасное должно было про­изойти после него?

Сам же Угрюм-Бурчеев был страшен прежде все­го тем, что являлся воплощением непреклонности. В его идиотском воображении возникла фантасти­ческая утопия: возвести руками глуповцев город, который так и должен был бы называться — «Не­преклонск».

В этом городе, по замыслу градоначаль­ника, все жители обязаны были бы не только действовать, но и думать совершенно одинаково. Всё подчинялось строгим и совершенно обязательным правилам, законам, регламентам.

«В каждом доме живут по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков… Школ нет и грамотности не полагается; наука числ преподается по пальцам. Нет ни прошедшего, ни будущего, а потому летосчисление упраздняется… Работы произ­водятся по команде.

Обыватели разом нагибаются и выпрямляются; сверкают лезвия кос, взмахивают грабли, стучат заступы, сохи бороздят землю — все по команде».

Что же мерещится там, впереди, в какой-то лу­чезарной дали, которая покамест еще задернута туманом?

«— Ка-за-р-рмы! — совершенно определительно подсказывало возбужденное до героизма воображе­ние».

Есть такое понятие: казарменный социализм, ко­гда высокие и благородные идеи свободы, равенства и братства преобразуются в унылую и мелочную регламентацию, когда в основу всего положены ка­зарменные порядки.

И создатели разного рода утопий (Томас Мор, Т. Кампанелла, Н.

Чернышевский) не свободны были от желания все заранее расписать, рассчитать, предусмотреть малейшие подробности и детали будущего социалистического общества.

Утописты, создавая план переустройства мира, так страстно и восторженно стремились к счастью для всех, что не останавливались порою и перед возможностью применения силы для осуществления своих величественных замыслов. Как это ни пара­доксально, но опасность утопий заключается в их осуществимости. Материал с сайта //iEssay.ru

Горький опыт XX в., реализация на практике жестокой регламентации, подавление свободной человеческой личности во имя государства или «интересов коллектива» привели к возникновению жанра антиутопий (книги Е. И. Замятина «Мы», А. П. Платонова «Котлован», В. В.

Набокова «Приглашение на казнь», английского писателя Джорджа Оруэлла «1984», аме­риканца Рея Дугласа Бредбери «451 градусов по Фарен­гейту» и др.

)» Суровые предостережения авторов об угрозе исчезновения высоких гуманистических цен­ностей, вообще завоеваний цивилизации в тотали­тарном государстве, в жестоком и безнравственном мире — такова направленность этих произведений.

Возвращаясь к Салтыкову-Щедрину, скажем, что он один из первых создал именно антиутопию в главе, посвященной Угрюм-Бурчееву. Пророческий смысл этой антиутопии стал ясен только сейчас, и мы мо­жем оценить всю силу боли и гнева писателя, пред­видевшего мрачные катаклизмы в развитии общества.

На этой странице материал по темам:

  • история одного города-антиутопия
  • глава про угрюм бурчеева
  • угрюм бурчеев его порядки
  • чем ужасен угрюм бурчеев
  • угрюм бурчеев в какой главе

Сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» – вершина его творчества

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – писатель большого литературного диапазона. Его наследие по праву называется классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

«История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова‑Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя‑сатирика, на долгое время, упрочив ее.

В январе 1869 года сатирик создает первые главы «Опись градоначальникам», «Органчик», которые печатаются в первом номере журнала «Отечественные записки». В 1870 году Салтыков продолжает работу над романом и публикует в журнале «Отечественные записки» в 1-4, 9 номерах. В этом же году роман вышел отдельным изданием под названием «История одного города».

Роман вызвал много откликов, в том числе и негативных, что заставило М.Е. Салтыкова ответить на статью публициста Суворина «Историческая сатира», напечатанную в журнале «Вестник Европы». Суворин, не вникая в глубину замысла и суть художественного своеобразия произведения, обвинил писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории.

После появления этой статьи прежний интерес читающей публики к роману несколько угас.

Но произведение нашло своих читателей: спустя полвека Максим Горький говорил: «Необходимо знать историю города Глупова, – это наша русская история и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…»

Понять идею «Истории одного города» невозможно без глубокого осмысления ее своеобразия и неповторимости. Произведение написано в форме повествования летописца – архивариуса о прошлом города Глупова, но исторические рамки ограничены – с 1731 по 1826 год.

Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII века, Салтыков-Щедрин выступает в разных ипостасях: сначала он ведет повествование от лица архивариусов, составителей «Глуповского летописца», затем от автора, выполнявшего функции издателя и комме архивных материалов.

Писатель-сатирик к истории обратился для того, чтобы сгладить неизбежное столкновение с цензурой.

Салтыков-Щедрин не следовал исторической канве развития России, но некоторые события, а также лица, исторически узнаваемые, оказали влияние на сюжет романа и своеобразие художественных образов.

«История одного города» – это не сатира на прошлое, потому что писателя не интересовала чисто историческая тема: он писал о настоящей России.

Однако некоторые правители города Глупова напоминают реальных правителей: Павла I – в образе Грустилова, Николая I – в образе Перехват – Залихватского; некоторые градоначальники отождествляются с государственными деятелями: Беневоленский – со Сперанским, Угрюм-Бурчеев – с Аракчеевым.

Связь с историческим материалом особенно ощутима в главе «Сказание о шести градоначальницах».

Дворцовые перевороты после смерти Петра I «организовывались» в основном женщинами, и некоторые из императриц угадываются в образах «злоехидной Ираидки», «беспутной Клемантинки», «толстомясой немки Щтокфиш», «дуньки-толстопятой», «Матренки-ноздри».

Кто конкретно завуалирован – не важно, потому что писателя интересовали не конкретные лица, а их действия, согласно которым осуществлялся произвол власти имущих.

Роман начинается с главы «Обращение к читателю», стилизованной под старинный слог, в которой писатель знакомит своих читателей со своей целью: «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных».

Читайте также:  Краткий пересказ рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Глава «О корени происхождения глуповцев» написана как пересказ летописи. Начало- подражание «Слову о полку Игореве», перечисление историков XIX века, имеющих прямо противоположные взгляды на исторический процесс. Доисторические времена Глупова кажутся нелепыми и нереальными, так как поступки народов, живших в давние времена, далеки от осознанных поступков.

«Опись градоначальникам» представляет собой комментарий к последующим главам, и, согласно биографическим данным, каждый правитель Глупова уходил из жизни по совершенно нелепой причине: одного заели клопы, другого растерзали собаки, у третьего испортился головной инструмент, пятый пытался понять сенатский указ и умер от натуги и т. д. Каждый образ индивидуален и в то же время типичен. М.Е. Салтыкова-Щедрина считают новатором в разработке методов сатирической типизации.

Рассказ о деятельности глуповских градоначальников открывает глава «Органчик», повествующая о Брудастом, образ которого олицетворяет основные черты бюрократизма, тупости и ограниченности. «Эзоповский язык» позволяет писателю назвать Брудастого дураком, прохвостом и злобной собакой.

Наипростейший деревянный механизм, с помощью которого Брудастый выкрикивает свои приказы – команды, является преувеличением, образ этого градоначальника, как и остальных фантастичен и гиперболизирован. Но поступки, совершаемые человеком с деревянной головой, почти ничем не отличались от деятельности реальных людей.

«Сказание о шести градоначальницах» — это не только сатира на царствование коронованных особ, но и пародия на многочисленные произведения на историческую тему, появлявшиеся в 60-е годы.

Глава «Известие о Двоекурове» содержит в себе намек на Александра I. Двоекуров сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Но биография градоначальника не дошла до современников, которые могли бы разобраться в теории его правления.

В главах «Соломенный город» и «фантастический путешественник» выведен образ Фердыщенко. Знакомство с ним происходит в главе «Голодный город».

Бедствия принимают огромные масштабы, а народ безмолвно терпит эти испытания судьбы и не пытается защитить свои интересы. Сатира на мужика приобретает силу негодования автора, не терпящего унижения и притеснения русского народа.

Пожары, наводнения, голод все довелось испытать русскому мужику, который еще не умеет отстаивать свои интересы.

Не менее уродливым, фантастичным является образ градоначальника Негодяева, выведенный в главе «Эпоха увольнения от войны». Согласно «Описи», «он размостил вымощенные предместниками его улицы», т. е. пытался скрыть деяния своих предшественников. Градоначальник Михаладзе отменил строгую дисциплину, поддержал изящество манер и ласковое обхождение.

В одном из своих писем, сатирик заметил: «Я могу каждое свое сочинение объяснить, против чего они направлены».

Во вступлении к главе «Поклонение мамоне и покаяние» даются некоторые обобщения и итоги. Речь идет о народе, который живет, несмотря на смертный бой. «Одну из… тяжких исторических эпох, вероятно, переживал Глупов в описываемое летописцем время», — сообщает писатель.

Автора «Истории одного города» обвиняли в принижении роли народа в общественной жизни, в сознательном осмеянии народных масс.

Но по мысли автора, «В слове «народ» надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собой идею демократизма.

Первому, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и тому подобных, я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал…»

Вывод, к которому автор пришел в заключительных строках своего романа, ясен и понятен: населению Глупова пришло время устыдиться бессмысленной и гибельной несамостоятельности, но, перестав быть глуповцами, необходимо начать новую, неглуповскую, жизнь. Писатель твердо убежден, что строителями будут другие люди, не глуповцы.

В «Истории одного города» представлены социальная сатира и сказочные мотивы, сатирическая повесть М.Е. Салтыкова-Щедрина по праву может быть отнесена к жанру антиутопии, и актуальность ее обусловлена не только общечеловеческим смыслом, присущим классике вообще, но и пророческим провидением.

Основное художественное средство в романе – гротеск Он помогает автору обнажать социальные и нравственные пороки русского общества.

Тургенев, рецензируя это произведение, восхищался «серьезным и глубоким юмором» сатирика, отмечал свойственный писателю «честный и трезвый реализм при самой необузданной игре воображения» и делал вывод, что писатель-сатирик «знает свою родную страну лучше кого бы то ни было».

Список литературы

  1. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. – Горький: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1986. – 208 с.
  2. Жанровые особенности романа «Истрия одного города» http://megaobuchalka.ru/8/26125.html.
  3. Литературные произведения: М.Е. Салтыков-Щедрин История одного города http://claw.ru/book12/13.htm#2.
  4. Сатирическая хроника Салтыкова-Щедрина «История одного города» http://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=734537#1.

Оригинал работы:

Сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» – вершина его творчества

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина как антиутопия. Угрюм-Бурчеев

Наиболее ужасным из всех градоначальников был Угрюм-Бурчеев . Заметим, однако, что сам Угрюм-Бурчеев предупреждал: «Идет некто за мной, который будет еще ужаснее меня».

Из «Описи градоначальников» следует, что на страницах «Истории одного города» должен был появиться некто Перехват-Залихватский, который «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».

Летописец кратко заметил: «О сем умолчу». Что же предвещал Угрюм-Бурчеев?

Что такое ужасное должно было произойти после него?

Сам же Угрюм-Бурчеев был страшен прежде всего тем, что являлся воплощением непреклонности. В его идиотском воображении возникла фантастическая утопия: возвести руками глуповцев город, который так и должен был бы называться — «Непреклонск».

В этом городе, по замыслу градоначальника, все жители обязаны были бы не только действовать, но и думать совершенно одинаково. Все подчинялось строгим и совершенно обязательным правилам, законам, регламентам.

«В каждом доме живут по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков… Школ нет и грамотности не полагается; наука числ преподается по пальцам.

Нет ни прошедшего, ни будущего, а потому летосчисление упраздняется… Работы производятся по команде. Обыватели разом нагибаются и выпрямляются; сверкают лезвия кос, взмахивают грабли, стучат заступы, сохи бороздят землю — все по команде».

Что же мерещится там, впереди, в какой-то лучезарной дали, которая покамест еще задернута туманом?

«- Ка-за-р-рмы! — совершенно определительно подсказывало возбужденное до героизма воображение».

Есть такое понятие: казарменный социализм, когда высокие и благородные идеи свободы, равенства и братства преобразуются в унылую и мелочную регламентацию, когда в основу всего положены казарменные порядки. И создатели разного рода утопий не свободны были от желания все заранее расписать, рассчитать, предусмотреть малейшие подробности и детали будущего социалистического общества.

Утописты, создавая план переустройства мира, так страстно и восторженно стремились к счастью для всех, что не останавливались порою и перед возможностью применения силы для осуществления своих величественных замыслов. Как это ни парадоксально, но опасность утопий заключается в их осуществимости.

Горький опыт XX в.

, реализация на практике жестокой регламентации, подавление свободной человеческой личности во имя государства или «интересов коллектива» привели к возникновению жанра антиутопий » Суровые предостережения авторов об угрозе исчезновения высоких гуманистических ценностей, вообще завоеваний цивилизации в тоталитарном государстве, в жестоком и безнравственном мире — такова направленность этих произведений.

Возвращаясь к Салтыкову-Щедрину, скажем, что он один из первых создал именно антиутопию в главе, посвященной Угрюм-Бурчееву. Пророческий смысл этой антиутопии стал ясен только сейчас, и мы можем оценить всю силу боли и гнева писателя, предвидевшего мрачные катаклизмы в развитии общества.

«История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина

Роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» был написан в течение 1869-1870 гг., но писатель работал не только над ним, поэтому роман писался с перерывами.

Первые главы были напечатаны в журнале «Отечественные записки» № 1, где Салтыков-Щедрин был главным редактором.

Но до конца года работа над романом приостановилась, так как Салтыков-Щедрин взялся за написание сказок, завершил несколько неоконченных произведений и продолжал писать литературно-критические статьи.

Продолжение «Истории одного города» было напечатано в 5 номерах «Отечественных записок» за 1870 г. В том же году книга вышла отдельным изданием.

Литературное направление и жанр

Салтыков-Щедрин – писатель реалистического направления. Сразу после выхода книги критики определили жанровую разновидность романа как историческую сатиру, причём отнеслись к роману по-разному.

С объективной точки зрения Салтыков-Щедрин столь же великий историк, сколь и замечательный сатирик. Его роман – пародия на летописные источники, прежде всего, на «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».

Салтыков-Щедрин предлагает собственную версию истории, которая отличается от версий современников Салтыкова-Щедрина (упомянутых первым летописцем Костомарова, Соловьёва, Пыпина).

В главе «От издателя» господин М.Щедрин сам отмечает фантастичность некоторых эпизодов (градоначальника с музыкой, полёты градоначальника по воздуху, обращённые назад ступни градоначальника).

При этом он оговаривает, что «фантастичность рассказов нимало не устраняет их административно-воспитательного значения».

Эта сатирическая фраза означает, что «Историю одного города» нельзя рассматривать как текст фантастический, но как мифологический, объясняющий менталитет народа.

Фантастичность романа связана с гротеском, который позволяет изобразить типичное через предельное преувеличение и деформацию образа.

Некоторые исследователи находят в «Истории одного города» черты антиутопии.

Тематика и проблематика

Тема романа – столетняя история города Глупова – аллегории Российского государства. История города – это биографии градоначальников и описание их великих дел: взыскание недоимок, обложение данями, походы против обывателей, устройство и расстройство мостовых, скорая езда на почтовых…

Таким образом, Салтыков-Щедрин поднимает проблему сущности истории, которую государству выгодно рассматривать как историю власти, а не историю соотечественников.

Современники обвиняли писателя в том, что он раскрыл якобы ложную сущность реформаторства, приводящего к ухудшению и усложнению жизни народа.

Демократа Салтыкова-Щедрина волновала проблема взаимоотношений человека и государства.

Градоначальники, например, Бородавкин, считают, что смысл жизни живущих в государстве (не на земле!) «обывателей» – в пенсии (то есть в государственной выгоде).

Читайте также:  Итоговое сочинение по направлению «Время перемен» (пример)

Салтыков-Щедрин понимает, что государство и обыватели живут сами по себе. Об этом писатель знал не понаслышке, сам некоторое время исполняя роль «градоначальника» (был вице-губернатором в Рязани и Твери).

Одна из проблем, которые волновали писателя, состояла в исследовании менталитета своих соотечественников, их национальных черт характера, влияющих на жизненную позицию и вызывающих «необеспеченность жизни, произвол, непредусмотрительность, недостаток веры в будущее».

Сюжет и композиция

Композиция романа с момента первой публикации в журнале была изменена самим автором, например, глава «О корени происхождения глуповцев» была поставлена третьей, вслед за вступительными главами, что соответствовало логике древнерусской летописи, начинающейся с мифологии. А оправдательные документы (сочинения трёх градоначальников) переместились в конец, как часто размещают исторические документы по отношению к тексту сочинителя.

Роман состоит из 16 глав, у которых авторы разные. Первая и последняя главы написаны издателем М.Щедриным, нашедшим в городском архиве тетради «Глуповского летописца» и желавшим открыть читателям «физиономию города».

Последняя глава, приложение «Письмо в редакцию» – это возмущённый ответ Щедрина на рецензию, в которой он был обвинён в «глумлении над народом». В этом письме автор объясняет идею своего произведения, в частности, что его сатира направлена против «тех черт русской, жизни, которые делают её не вполне удобною».

«Обращение к читателю» написано последним из четырёх летописцев, архивариусом Павлушкой Маслобойниковым. Здесь Салтыков-Щедрин подражает реальным летописям, имевшим несколько авторов.

Глава «О корени происхождения глуповцев» рассказывает о мифах, доисторической эпохе глуповцев.

Читатель узнаёт о враждующих между собой племенах, о переименовании головотяпов в глуповцев, о поисках правителя и порабощении глуповцев, нашедших себе в правители князя не только глупого, но и жестокого, принцип правления которого воплотился в слове «запорю», начинающем исторический период Глупова. Исторический период, рассматриваемый в романе, занимает целое столетие, с 1731 по 1825 гг.

«Опись градоначальникам» – краткая характеристика 22 градоначальников, которая подчёркивает абсурдность истории концентрацией описанных безумцев, из которых наименьший, «ничего не совершив,.. смещён за невежество».

Следующие 10 глав посвящены описанию наиболее выдающихся градоначальников в хронологическом порядке.

Герои и образы

«Замечательнейшие градоначальники» заслужили более пристальное внимание издателя.

Дементий Варламович Брудастый «более чем странный». Он молчалив и угрюм, к тому же жесток (первым делом высек всех ямщиков), склонен к приступам ярости. Есть у Брудастого и положительное качество – он распорядителен, приводит в порядок недоимки, запущенные предшественниками. Правда, делает он это одним способом – чиновники ловят граждан, секут их и порют, описывают их имущество.

Глуповцы от такого правления ужасаются. Спасает их поломка механизма, который находится у Брудастого в голове. Это органчик, повторяющий только две фразы: «Разорю» и «Не потерплю». Возникновение второго Брудастого с новой головой избавляет глуповцев от пары органчиков, объявленных самозванцами.

Многие герои – сатира на настоящих правителей. Например, шесть градоначальниц – это императрицы 18 века. Их междоусобная брань длилась 6 дней, а на седьмой день в город прибыл Двоекуров.

Двоекуров – «человек передовой», новатор, занимавшийся в Глупове плодотворной деятельностью: вымостил две улицы, открыл пивоварение и мёдоварение, заставил всех употреблять горчицу и лавровый лист, а непокорных сёк, но «с рассмотрением», то есть за дело.

Петру Петровичу Фердыщенко, бригадиру, посвящены целых три главы. Фердыщенко – бывший денщик князя Потёмкина, человек простой, «добродушный и несколько ленивый». Глуповцы считают градоначальника глупым, дураком, смеются над его косноязычием, называют гунявым стариком.

За 6 лет правления Фердыщенко глуповцы забыли о притеснениях, но на седьмом году Фердыщенко взбесился и увёл мужнюю жену Алёнку, после чего началась засуха. Глуповцы в припадке ярости сбросили Алёнку с колокольни, но Фердыщенко воспылал любовью к стрельчихе Домашке. За это глуповцев постиг страшный пожар.

Фердыщенко покаялся перед народом на коленях, но его слёзы были лицемерными. В конце жизни Фердыщенко путешествовал по выгону, где и умер от обжорства.

Василиск Семёнович Бородавкин (сатира на Петра 1) – блестящий градоправитель, при нём Глупов переживает золотой век. Бородавкин был росту небольшого и собой не статен, но криклив. Он был сочинитель и смелый утопист, политический мечтатель.

Прежде чем покорять Византию, Бородавкин покоряет глуповцев «войнами за просвещение»: снова вводит в употребление забытую после Двоекурова горчицу (для чего предпринимает целый военный поход с жертвами), требует строить дома на каменном фундаменте, разводить персидскую ромашку и учредить в Глупове академию.

Строптивость глуповцев была побеждена вместе с довольством. Французская революция показала, что насаждаемое Бородавкиным просвещение вредно.

Онуфрий Иванович Негодяев, капитан, в прошлом истопник, начал эпоху увольнения от войн. Градоначальник испытывает глуповцев на твёрдость. В результате испытаний глуповцы одичали: обросли шерстью и сосали лапы, потому что ни еды, ни одежды не было.

Ксаверий Георгиевич Микаладзе – потомок царицы Тамары, обладающий обольстительной наружностью. Он подавал подчинённым руку, ласково улыбался, завоёвывал сердца «исключительно посредством изящных манер». Микаладзе прекращает просвещение и экзекуции и не издаёт законов.

Правление Микаладзе было мирным, наказания мягкими. Единственный недостаток градоначальника – любовь к женщинам. Он вдвое увеличил население Глупова, но умер от истощения сил.

Феофилакт Иринархович Беневолинский – статский советник, помощник Сперанского. Это сатира на самого Сперанского. Беневолинский очень любил заниматься законотворчеством.

Законы, придуманные им, бессмысленны, как «Устав о добропорядочном печении пирогов». Законы градоначальника настолько глупы, что не мешают процветанию глуповцев, так что те становятся тучными, как никогда.

Беневолинский был сослан за связь с Наполеоном и назван прохвостом.

Иван Пантелеевич Прыщ не издаёт законов и управляет просто, в духе «беспредельного либерализма». Он отдыхает сам и склоняет к этому глуповцев. И горожане, и градоначальник богатеют.

Предводитель дворянства наконец догадывается, что у Прыща фаршированная голова, и съедает её без остатка.

Градоначальник Никодим Осипович Иванов тоже глуп, потому что его рост не позволяет ему «вмещать ничего пространного», но это качество градоначальника идёт глуповцам на пользу. Иванов умер то ли от испуга, получив «слишком обширный» указ, то ли был уволен из-за присыхания мозгов от их бездействия и стал родоначальником микрокефалов.

Эраст Андреевич Грустилов – сатира на Александра 1, человек чувствительный. Тонкость чувств Грустилова обманчива. Он сластолюбив, в прошлом утаивал казённые деньги, развратничает, «спешит жить и наслаждаться», так что склоняет глуповцев к язычеству. Грустилова арестовывают, и он умирает от меланхолии. За время его правления глуповцы отвыкли работать.

Угрюм-Бурчеев – сатира на Аракчеева. Он прохвост, ужасный человек, «чистейший тип идиота». Этот градоначальник изнуряет, ругает и уничтожает глуповцев, за что его прозывают сатаной. Он обладает деревянным лицом, взор его свободен от мысли и бесстыж. Угрюм-Бурчеев бесстрастен, ограничен, но полон решимости. Он подобен силе природы, идущей напролом по прямой, не признающей разума.

Угрюм-Бурчеев разрушает город и на новом месте строит Непреклонск, но ему не удаётся совладать с рекой. Кажется, сама природа избавляет от него глуповцев, унося его в смерче.

Приход Угрюм-Бурчеева, а также следующего за ним явления, названного «оно» – картина апокалипсиса, прекращающего существование истории.

Художественное своеобразие

Салтыков-Щедрин мастерски меняет речь разных повествователей в романе. Издатель М.Е.Салтыков оговаривает, что исправил только «тяжёлый и устарелый слог» Летописца.

В обращении к читателю последнего архивариуса летописца, чей труд был издан через 45 лет после написания, встречаются устаревшие слова высокого стиля: ежели, сей, таковой.

Но издатель якобы не исправлял именно это обращение к читателям.

Всё обращение последнего летописца написано в лучших традициях ораторского искусства античности, содержит серию риторических вопросов, изобилует метафорами и сравнениями, в основном из древнего мира.

В конце вступления летописец, следуя библейской традиции, широко распространённой на Руси, уничижает себя, называя «скудельным сосудом», а Глупов сравнивает с Римом, причём от сравнения Глупов выигрывает.

Аллегоричность текста – его основное свойство. Именно в подтексте прочитывается истинный замысел Салтыкова-Щедрина. Аллегорией пронизаны все пласты повествования. Основной приём создания художественного образа – это гротеск. Гротескные образы яркие и запоминающиеся (фаршированная голова или голова-органчик, обросшие шерстью глуповцы).

Салтыков-Щедрин не только широко использует фольклор (народные песни, пословицы и поговорки), но и создаёт подражания фольклорным жанрам, причём порой неотличимые от фольклора.  Так рассказ о глупых выходках глуповцев напоминает небылицы или сказки о дураках. Своеобразны пословицы и афоризмы: «Такали мы, такали и протакали», «Несть глупости горшия, яко глупость».

  • «История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

  • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ

  • «Господа Головлёвы», анализ романа Салтыкова-Щедрина

  • «Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

  • «Господа Головлевы», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание

  • «Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина

  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография

  • По произведению: «История одного города»
  • По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович
Ссылка на основную публикацию