Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Слайд 1Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»Описание слайда:

Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Слайд 2Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»Описание слайда:

Эпиграф Невозможно всегда быть героем, но можно всегда оставаться человеком И.В. Гёте

Слайд 3Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»Описание слайда:

А. Толстой «Русский характер» «Русский характер. Поди-ка опиши его. Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, – который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни».

Слайд 4Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»Описание слайда:

Словарная работа Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

Слайд 5Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»Описание слайда:

Положительные черты характера умение любить стойкость великодушие уверенность в себе честность мужество верность патриотизм сострадание доброта Самопожертвова- ние

Слайд 6Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»Описание слайда:

Семейное счастье

Слайд 7Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»Слайд 8Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»Слайд 9Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»Описание слайда:

Эпизод «Вызов к Мюллеру»

Слайд 10Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»Описание слайда:

Что впереди?

Слайд 11Описание слайда:

Встреча с Ванюшкой

Слайд 12Слайд 13Описание слайда:

Словарная работа Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

Слайд 14Описание слайда:

“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

Тема русского характера в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Рассказ «Судьба человека» был написан М. А. Шо­лоховым в 1956 году. Это не просто интересная исто­рия, а действительно судьба реального человека, ис­пытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Весной 1946 года автор случайно встретил на реч­ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи­ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от­дохнуть.

Тогда-то и поведал писателю случайный со­беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведе­ния.

Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.

Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец се­мейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отры­вает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастли­вая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное — попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена.

Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе му­жество оставаться человеком. В духовной борьбе с фа­шизмом раскрывается характер героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хо­тел выдать командира.

Огромная сила духа и выдерж­ка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с ко­мендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно поте­рявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Роди­ны. М. А.

Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашист­ский плен, в то время это была запретная тема.

И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой расска­за прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды.

Но тяжелые испы­тания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда — встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны.

Злая и беспощадная судьба не оставила солда­ту ни родных, ни даже пристанища на земле.

Андрей Соколов говорит своему случайному собе­седнику: «Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нет и не дождусь!».

После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучи­тельной боли. Но он стойко и мужественно преодоле­вает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу.

Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту — Ванюшу, мальчика со «светлыми, как небушко, глазами».

Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу воз­вращаться к жизни.

«И хотелось бы думать,— пишет М. А. Шолохов,— что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, кото­рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо­леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в чело­века. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, со­хранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бо­роться.

Заглавие рассказа символично, это не просто судь­ба отдельного солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жесто­кие испытания войной.

Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завое­вана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.

Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлинно русский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.

Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека". 10-й класс

Класс: 10

Цель: раскрыть через восприятие содержания рассказа  истинное назначение человека и смысл человеческого бытия; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», развивать навыки анализа текста.

Оборудование: доска, текст М.Шолохова «Судьба человека», мультимедийный проектор, Презентация, экран, иллюстрации О. Верейского и Б. Алимова к рассказу, фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека».

  • ХОД УРОКА
  • I. Организационный момент (приветствие класса) Слайд № 1
  • II. Слово учителя

Наш урок я хотела бы начать с притчи: Слайд № 2 Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали.»  «А это уже не ваше дело», – сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет». «Надо родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»…

–  А как бы вы ответили на это вопрос? (Мнение учащихся). А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим».

Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по–своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой… А каким изобразил его М.

Шолохов, мы узнаем,  открыв страницы его рассказа «Судьба человека»  

Откройте тетради и запишите число, тему урока.  Эпиграфом являются слова В.Гёте. Слайд № 3

Невозможно всегда быть героем, но можно всегда оставаться человеком

Гёте

–  Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме? На эти вопросы мы ответим в конце урока.

III. Актуализация знаний, умений и навыков. Слайд № 4

В рассказе А. Толстого «Русский характер» мы найдём такие строки:  «Русский характер. Поди–ка опиши его. Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, – который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни». И у Шолохова мы тоже слышим рассказ Андрея Соколова о своей жизни, о тех испытаниях, которые выпали на его долю.

  1. –  Как вы понимаете слово «характер»? (индивидуальное задание: работа с толковым словарём)
  2. Слайд № 5.

Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка). – Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Такие вопросы задает своим читателям Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека».

  • – Какие положительные черты характера вы можете назвать?
  • Слайд № 6 (На экране и в тетради слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.)

– Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали? Будем рассуждать, доказывать,  опираясь на текст рассказа.

– Когда и где встретились герои рассказа? Что поражает в портрете собеседника? («Глаза человека – зеркало его души». Не случайно многие писатели, создавая образ своего героя, непременно обращали внимание на его глаза.

 Итак, «высокий, сутуловатый мужчина…присел рядом и положил на колени большие темные руки, сгорбился….Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?».

Это описание глаз Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова.)

– Почему Андрей Соколов говорит, что «поначалу жизнь моя была обыкновенная»? Каково представление героя о счастье? Слайд № 7 (Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно).

Читайте также:  Модные книги в 2018 году: что еще вчера нужно было приобрести в книжном?

– Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.)

Слайд № 8

– Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? (Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка»). Слайд № 9

Индивидуальное задание: сведения о пленных во время ВОв.

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “…Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата…”

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения.

Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных.

Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов.

Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём – чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений.

Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

– Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. Докажите текстом.

(“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…”)

– Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?

В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского, пристального внимания – сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.

Чтение по ролям:  эпизода с условным названием «Вызов к Мюллеру».

Слайд № 10

ВЫВОД: Несмотря на то, что Соколов полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом». В этом поединке победил голодный пленный русский солдат.

(Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок. Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть войну, несмотря на техническое превосходство противника. Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве «языка».)

– Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни? Слайд № 11 (Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме – о важных человеческих ценностях.)

– И что же впереди? Ученики читают: (“В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома…

” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс…

Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)

– Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом – очаг, хранитель семейного счастья, уют. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

– Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.)

– Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.) Слайд № 12

– Кто кого нашёл?Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?Мнение учащихся.

– Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.

IV. Анализ финала рассказа

– Какова концовка рассказа?  Слайд № 13 (Лирическая концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки настоящего Человека.

«Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».)

  1. V. Подведение итогов
  2. – Шолохов верит в русский характер, восхищается им и еще многого ждет от него, а потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле, освобожденной от фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и мальчик с символическим именем Иван. 
  3. – В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»? Слайд № 14

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

–  Назовите те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова?

Это и есть лучшие черты русского характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность. Обращение к эпиграфу. Слайд № 15

Урок хочу закончить словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

Слайд № 16

Д/З:

1. Подготовиться к тесту по рассказу М. Шолохова «Судьба человека». Слайд № 17 2. Прочитать отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба» (отметить по тексту взаимоотношение человек и природа)

17.06.2013

Сочинение на тему «Сила русского характера в романе «Судьба человека»

Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого “словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской”. Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он “сгорбился”, положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека.

Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем “фунт лиха”, сражался в гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив.

Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен.

Но самое страшное ждало героя впереди — он попадает в фашистский плен.

Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.

С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря.

Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.

Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни.

На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи.

Он говорит своему случайному собеседнику: “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: “За что же ты, жизнь, меня так покалечила?” Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…”

После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со “светлыми, как небушко, глазами”.

И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить.

 “И хотелось бы думать, — пишет Шолохов, — что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Профессия

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека” проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.

Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.

Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту – Ванюшу, мальчишку со «светлыми, как небушко, глазами». Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь.

«И хотелось бы думать, – пишет Шолохов, – что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ.

Заглавие его символично, ибо это не просто отдельная судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе Человека с большой буквы, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой заплатил советский народ за право всего человечества на будущее.

Поэтому так важна нравственная роль этого небольшого по объему рассказа.

Сочинение на тему: Русский характер в рассказе Судьба человека, Шолохов

­Главная>Сочинения по произведению Судьба человека

Русский характер

20 предложений/ 434 слова

Рассказ «Судьба Человека», написанный Михаилом Шолоховым в 1956 году, — это по-настоящему грустная и трагическая история жизни одного простого шофера по имени Андрей Соколов.

По своей сути данное произведение является «эпосом, сжатым до размеров рассказа», поскольку в образе главного героя мы находим отражение всех лучших черт русского народа, а его судьба во многом сходна с судьбами других людей, переживших войну.

Что же такое настоящий русский характер? Прежде всего, его определяют такие качества, как широта души, способность к сочувствию и состраданию. Кроме того, русские люди обладают сильной волей, они не привыкли сдаваться ни при каких обстоятельствах, они преданы своей Родине, бесстрашны и способны совершать поистине героические поступки. Именно таким человеком был Андрей Соколов.

«Несгибаемая воля» позволила этому мужчине не только выжить тогда, когда его родители и сестра умерли от голода, но и потом найти в себе силы начать нормальную жизнь: жениться, завести семью, устроиться на хорошую работу.

Позже, когда началась война, даже в самое «тошное время» Андрей Соколов никогда не падал духом и не позволял себе проявить ни малейшую слабость, поскольку считал, что мужчина должен уметь «все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Не изменил герой этим своим принципам даже будучи в немецком плену. Там он мужественно сносил все тяготы лагерной жизни и, даже находясь на пороге смерти, отстаивал интересы своей страны.

Об этом свидетельствует рассказ Андрея Соколова о том, как он отказался пить водку «за победу немецкого оружия» и закусывать «ихней подачкой».

Так мужчина доказал врагам, что у него есть свое «русское достоинство и гордость», и что немцы, как бы они ни старались, все равно не смогли превратить его «в скотину».

Вернувшись из плена и узнав сначала о гибели своей жены и дочек, а затем и о смерти сына, Андрей Соколов проявляет необычайную стойкость характера, свойственную, пожалуй, только русскому человеку. Он находит в себе силы справиться со своей бедой и решает двигаться по жизни дальше.

Сердце героя, несмотря на все пережитые мужчиной страдания, хоть и «закаменело от горя», но не зачерствело. Даже в самое тяжелое для себя время Андрей Соколов не может оставаться равнодушным к чужой беде.

Когда он встречает маленького сироту Ванюшку, у которого, так же как и у самого героя, война отняла все, что когда-то было мальчику дорого, в Андрее сразу же «закипает горючая слеза», и мужчина решает взять Ваню «к себе в дети».

Только поистине сильный и мужественный человек с настоящим русским характером способен был бы достойно справиться со всеми теми испытаниями, которые выпали на долю Андрея Соколова. И таких людей в нашей стране было очень много. Каждый из них мог бы рассказать свою историю, которая, вероятно, была бы не менее трагической, чем история главного героя рассказа «Судьба человека».

  • см. также:Другие сочинения по произведению Судьба человека, Шолохов
  • Характеристики главных героев произведения Судьба человека, Шолохов
  • Краткое содержание Судьба человека, Шолохов
  • Краткая биография Михаила Шолохова

Русский характер в рассказе Михаила Шолохова Судьба человека

  • Тема: Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»
  • Цель занятия:
  • Рассказать о личности писателя;

Проанализировать рассказ. Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить в своей душе?

  1. Актуализация знаний, умений и навыков.
  2. Провести словарную работу.
  3. Прививать патриотизм по отношению к родине, воспитывать чувство гордости за наших героев в Вов.
  4. Форма урока: беседа.
  5. Объем и содержание изучаемого материала:
  6. Объем текста небольшой, рассказ, возможен подробный анализ на уроке.
  7. Используемые методы обучения:
  8. – слово учителя;
  9. – беседа с учениками;
  10. – словесное рисование;
  11. – использование наглядных пособий, просмотр эпизодов фильма «Судьба человека»
  12. Ожидаемые результаты: ученики должны справиться с анализом текста рассказа, и написать сочинение на тему «В чём сила русского характера», на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

– Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что смог сохранить в своей душе? Об этом поведал Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и наш разговор на уроке.

  • Посеешь привычку — пожнёшь характер,
  • Посеешь характер — пожнёшь судьбу.
  • Нет, не только во сне плачут пожилые,
  • Поседевшие за годы войны мужчины.
  • Старая истина
  • — Как вы понимаете слово “характер”?
  • Словарная работа:

Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

  1. — Какие положительные черты характера мы можем назвать?
  2. Записываем слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.)
  3. — Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?
  4. Анализируем текст, поступки Андрея Соколова, тем, выявляя черты его характера.
  5. 3. Анализ текста

(Пересказ эпизода с условным названием «Мирная жизнь» — от слов: “Поначалу жизнь моя была обыкновенная…” до слов: “Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты”.)

Андрей Соколов, помыкавшись по белу свету, осел в Воронеже, нашёл девушку “по душе”. (“Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая, угодливая и умница, не мне чета…

И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!”) Зажили Андрей и Ирина счастливо, радуя друг друга. Их любовь подарила им детей, которые, в свою очередь, радовали своих родителей.

А “старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в газете писали”.

— В чём же видит Андрей Соколов счастье?

Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.

  • Подчёркиваем те черты характера Андрея, которые помогли ему в мирной жизни.
  • Ученикам хочется закончить рассказ словами: “И жить ему без бед до старости, и умереть в своей постели”.
  • — Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.

  1. — Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни?
  2. Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало дороже.
  3. (Комментированное чтение эпизода с условным названием «Сцена прощания» — от слов: “Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери — Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз”.)

Ученики обращают внимание на то, что воспоминания Андрея полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. “Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи…” А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: “Родненький мой… Андрюша… не увидимся.

.. мы с тобой… больше… на этом… свете…” Возможно, что-то предчувствовала… И вспоминается плач Ярославны, и видится готовность мудрой Февронии на своих плечах вынести из беды мужа.

Мы отмечаем сравнения: “моя прижалась ко мне, как лист к ветке”, “сама вся вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра”. Это стремление уберечь мужа, защитить его от малейшей опасности, помочь в трудную минуту, подарить ему нежность и ласку. Да, сильный ветер обрушился на страну. И ушла мирная жизнь.

.. И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.

— Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лозовеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. “Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка”.

Читайте также:  Нужно ли бороться с несправедливостью?

Исторический комментарий

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: “…Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата…”

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале войны, что будет соблюдать её основные положения.

Однако двум важным пунктам Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение посылок и об обмене списками пленных.

Это дало Германии повод не соблюдать нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов.

Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной полиции, в большинстве своём — чтобы не умереть с голоду, а не из идейных соображений.

Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.

“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену.

Как вспомнишь не людские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…”

— Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?

Выразительное чтение эпизода с условным названием «Вызов к Мюллеру»

— Почему комендант Мюллер “великодушно” подарил Андрею Соколову жизнь?

Мюллер — очень безжалостный человек, “правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить”. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности.

Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке. Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова “настоящим русским солдатом”.

(Отрывок из фильма»Судьба человека»

— Дороги ли нам его слова?

Да, очень. Это признал враг, тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе.

С героической стороны раскрывается характер Андрея Соколова. Мы подчёркиваем стойкость, самоотверженность, храбрость. Ученики просят меня дописать в список положительных черт характера и щедрость. (Придя в барак, герой рассказа поделился “дарами Мюллера” со всеми.)

  • — Остался ли в плену Андрей Соколов?
  • Ему пришлось возить “на опель-адмирале” немца-инженера в чине генерала армии, но при первой же возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве “языка”.
  • — Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?
  • Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме — о важных человеческих ценностях.

— И что же впереди? (Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату».) На фоне песни показываются слайды с изображением разрушенного Воронежа, других городов.)

— Найдите в тексте строки, соответствующие настрою песни.

(Ученики читают: “В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома…

” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс…

Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)

Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

Лишь на миг “блеснула ему радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий”. И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились “стариковские мечтания” о будущем сына, внучатах. Человек должен жить будущим. Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.

— Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

— Произошло ли это с Андреем Соколовым?

Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

— Кто кого нашёл?

Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”. И описания Шолохова стали ярче, красочнее.

Какие сравнения: “глазёнки — как звёздочки ночью после дождя!” Прямая оценка: “И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём…

” “Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»” (Отрывок из фильма»Судьба человека»)(Встреча Ванюшкой)

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.

— К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца. Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник. (Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова.)

— От кого мы узнаём историю главного героя?

Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе “случайному” прохожему. Но в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт, не спросит лишнего.

“Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька”.

Шолохов использует композицию “рассказ в рассказе”, показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего.

Обращаю внимание учеников на описание природы. Оно косвенно отражает чувства повествователя. Находим в тексте доказательства.

“Солнце светило горячо, как в мае”, — скажет он в начале рассказа. “Солнце светило так горячо…” — повторит он там же. Чувство успокоенности владеет им: “Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покоряясь тишине и одиночеству…”

  1. И вот встреча с чужим горем, с несмываемой временем бедой — и словно всё подёрнулось серой, безрадостной пеленой.
  2. “Всё так же лениво шевелил сухие серёжки на ольхе тёплый ветер; всё так же, словно тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни”.
  3. 4. Подведение итогов
  4. Тест.
  5. Словарная работа

Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-нибудь, или чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

(Называем те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова.)

Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

— Как показал Шолохов, что бескорыстие, стойкость, выносливость присуще многим русским людям? У кого мы замечаем эти же черты характера?

Учащиеся вспоминают, как уставшие, еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал и его не убили. Также запомнился врач, который под сильным дождём, в темноте, проходил и искал раненых среди пленных и бескорыстно помогал им, не думая о своей жизни. “Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал!”

— Зачем автор вводит в рассказ образ предателя?

1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.

2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения.

3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.

Обсуждаем первый эпиграф и возвращаемся к смыслу названия рассказа; говорим о том, что Шолохов не назвал его «Судьба Андрея Соколова», подчёркивая тем самым обобщённое значение повествования.

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему «в чем сила русского характера» на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Урок заканчивается словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/147514-russkij-harakter-v-rasskaze-mihaila-sholohova

Ссылка на основную публикацию