Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…»

  • Сжала руки под тёмной вуалью…
  • “Отчего ты сегодня бледна?”
  • – Оттого, что я терпкой печалью
  • Напоила его допьяна.
  • Как забуду? Он вышел, шатаясь,
  • Искривился мучительно рот…
  • Я сбежала, перил не касаясь,
  • Я бежала за ним до ворот.
  • Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.”

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: “Не стой на ветру”

Краткое содержание

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…»

Иллюстрация к стихотворению. Неизвестный художник

В данном стихотворении Ахматова повествует о восприятии акта  расставания с любимым мужчиной с точки зрения женской психологии.

Посредством множества нюансов, деталей и определённой лексики поэтесса мастерски транслирует читателям отчаяние лирической героини непосредственно в момент расставания.

Ахматова осознанно не сообщает нам ни о чём конкретном: ни о дальнейшей судьбе участников несчастной любовной истории, ни о развитии их отношений после разлуки.

Поэтесса не даёт ответов на волнующие всех читателей вопросы: имели ли отношения влюблённых счастливую перспективу? Мог ли возлюбленный простить свою избранницу? Смогут ли мужчина и женщина примириться? В чём причина их разрыва? Подобная осознанная недосказанность со стороны автора даёт читателям уникальную возможность предаться собственным рассуждениям и самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы.

История создания

На момент создания данного поэтического шедевра, Ахматова уже год состояла в гармоничном браке с поэтом Николаем Гумилёвым. Поэтому исследователи творчества поэтессы убеждены, что история написания стихотворения не имеет прямой связи с личной жизнью автора.

Поэтические строки поднимают проблему горького и болезненного расставания влюблённых, в то время как Ахматова и Гумилёв смогли прожить в гармоничных отношениях порядка десяти лет. Год написания стихотворных строк – 1911.

Исходя из года написания, произведение следует отнести к раннему периоду творчества поэтессы.

Безусловно, будет несправедливым назвать брачный союз двух творческих людей – Ахматовой и Гумилёва – безоблачным и бесконечно счастливым. Но, доподлинно известно, что Анна Андреевна была верна своему супругу и ни разу не опустилась до измены ему. В связи с этим, несправедливо утверждать, что за стихотворными строками скрыт образ какого-то конкретного мужчины.

Скорее всего, герои данного произведения являются плодами богатого творческого воображения поэтессы.

Возникает стойкое впечатление, что описывая сцену расставания лирической героини с любимым мужчиной, Ахматова примеряла на себя «платье» одинокой женщины, подсознательно готовясь к будущему расставанию с мужем, которое случится спустя девять лет. В момент расставания, по мнению поэтессы, женщина должна быть сильной и гордой.

Жанр, направление, размер

Перед нами прекрасный образец произведения, которое можно отнести к трём жанровым направлениям одновременно – это любовное стихотворение, психологическая лирика и сюжетная поэзия.

Помимо всего вышеперечисленного, в произведении присутствуют заметные черты элегии: стихотворение передаёт личные переживания человека, окутанные эмоциями ностальгии, грусти и печали.

В произведении отражены раздумья лирической героини о сути любовных отношений.

Стихотворные строки написаны в рамках литературного направления «акмеизм», постулатам которого следовала Ахматова. Для неё был важен возврат к изначальному смыслу каждого использованного слова, а не к символическому его значению. Поэтому в произведении отсутствуют многозначные лексемы, а образы прозрачны для понимания и трактовки.

Поэтический размер – анапест. Это трёхсложный размер, предполагающий постановку ударения на последнем слоге. Благодаря анапесту, стихотворные строки звучат мелодично и динамично. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

С семантической точки зрения произведение можно разделить на две самостоятельных части:

  1. Часть первая – повествование о тщетной попытке догнать любимого мужчину и вернуть.
  2. Часть вторая – воспроизведение финального диалога, происшедшего непосредственно перед расставанием и уходом мужчины.

Повествование начинается с небольшой вступительной части, которая подводит читателей к последующим событиям. С целью передачи всех подробностей Ахматова использует прямую речь и вводит в повествование образ невидимого собеседника.

Образы и символы

В стихотворении представлено два ключевых образа, посредством которых Ахматова доносит до читательской аудитории основную идею. Этими образами являются:

  • образ женщины (лирической героини) – центральный. Героиня ощущает себя виновной в произошедшей размолвке с избранником. Она осознаёт, что своими действиями (словами) причиняет мужчине боль. Поэтому героиня искренне признаётся: «…я терпкой печалью… напоила его допьяна…». Для женщины сложилась трагическая ситуация: её сердце всё ещё любит, она пытается догнать любимого, всё исправить, но, при этом, осознаёт горькую правду – в сердце мужчины больше нет любви;
  • образ мужчины – центральный. Мы понимаем, что мужчина не смог простить свою избранницу, и готов расстаться с ней окончательно. Но, ошибочно считать, что герою абсолютно всё равно в момент расставания. Для него случившееся становится не меньшим ударом, чем для женщины. Об этом красноречиво говорят следующие строки: «Он вышел, шатаясь… Искривился мучительно рот…». Мужчина не смог простить любящую женщину, поэтому смог отпустить свои чувства из сердца раньше, чем она.

Помимо двух центральных образов, в произведении представлен и важный второстепенный образ:

  • образ тёмной вуали – вуали чёрного цвета чаще всего носили вдовы, оплакивающие своих усопших супругов. В данном аспекте, образ тёмной вуали символизирует траур и смерть. Помимо этого, вуаль ассоциируется с загадочностью, неоднозначностью и мистикой. Подобными эпитетами можно охарактеризовать чувственную связь мужчины и женщины. В связи с этим, определение «тёмная» имеет оттенок отчаяния и мрачности.

Темы и настроение

Основная тема, которую поднимает автор в произведении – это весьма традиционная для любовной лирики тема разрыва отношений двух любящих сердец. Ахматова изучает эту тему с определённого ракурса: с позиции брошенной женщины, являющейся главной героиней произведения.

Чтобы полноценно раскрыть интересующую тему, Анна Андреевна демонстрирует всего лишь несколько сцен ссоры, возникшей между  влюблёнными.

Вектор внимания поэтессы устремлён на детали: её интересуют жесты героев, их мимика, позы… Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями трагизма, горечи расставания, душевного смятения и безысходности. Читатели испытывают искреннее участие и жалость к героине.

Основная идея

Основная мысль, которую транслирует читателям Ахматова, заключается в следующем утверждении: чувство любви – это невероятно хрупкая материя, практически хрустальная. Поэтому к любви следует относиться с максимальной бережностью и тактом, чтобы не разрушить и не нарушить гармонию этого волшебного чувства.

Ахматова своими поэтическими строками словно бы предостерегает людей: обиды и оскорбления, нанесённые любимым человеком, фатальны, так как порождают безразличие, усталость и отчаяние.

  К сожалению, слово «Прости» не всегда способно возродить любовь и воссоединить хрупкую связь, оборванную невниманием и плохими поступками.

Средства выразительности

Поэтесса пользуется разнообразными приёмами с целью создания необходимой психологической атмосферы внутри стиха и образов главных героев. В произведении присутствуют следующие тропы:

  • эпитеты – «бледна», «терпкой», «тёмной»;
  • метафора – «терпкой печалью напоила его допьяна»;
  • антитезы – «тёмной вуалью» – «ты сегодня бледна»; «задыхаясь» – «крикнула»;
  • риторический вопрос – «Как забуду?»;
  • оксюморон – «спокойно и жутко»;
  • аллитерация – «… он вышел, шатаясь… Искривился мучительно рот…  Я сбежала, перил не касаясь… Я бежала за ним до ворот».

Анализ стиха «Сжала руки под темной вуалью» Ахматова

  • Посвященное, как и многие стихотворения Анны Андреевны, взаимоотношениям мужчины и женщины, произведение «Сжала руки под темной вуалью» получилось у Ахматовой особенно пронзительным и глубоким.
  • Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…»
  • Сочинение и анализ «Сжала руки под темной вуалью» рекомендуем использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стиха «Сжала руки под темной вуалью»

  1. Анна Ахматова
  2. Сжала руки под темной вуалью
  3. Сжала руки под тёмной вуалью…
  4. “Отчего ты сегодня бледна?”
  5. – Оттого, что я терпкой печалью
  6. Напоила его допьяна.

  7. Как забуду? Он вышел, шатаясь,
  8. Искривился мучительно рот…
  9. Я сбежала, перил не касаясь,
  10. Я бежала за ним до ворот.
  11. Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.

  • Улыбнулся спокойно и жутко
  • И сказал мне: «Не стой на ветру».
  • 1911 г.

Краткий анализ произведения

Анна Ахматова – не только гениальный поэт, но и исследователь взаимоотношений мужчины и женщины. Герои её стихов обладают внутренней силой, как и сама поэтесса. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сжала руки под тёмной вуалью» по плану.

  • История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.
  • Тема стихотворения – разрыв отношений влюблённых людей.
  • Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, которые постепенно раскрывают тему.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,
  • Эпитеты – «тёмная вуаль», «ты сегодня бледна».

Личность человека, о котором Анна Андреевна написала столь проникновенные строки, до сих пор не раскрыта. Считается, что он был лишь плодом воображения Ахматовой, которая на протяжении всего своего несчастливого брака хранила верность мужу.

Однако ей не хватало настоящих эмоций. Выход, как человек творческий, она нашла в порождении эмоций воображаемых. Они-то и воплотились в стихотворении.

Анализ стиха «Сжала руки под темной вуалью»

Стихотворение Анны Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» посвящено теме любви. В основу сюжета положена история разрыва двух любящих людей.

В стихотворении Ахматова рисует нам картину последних мгновений ссоры двух влюбленных. Лирическая героиня переживает и страдает из-за разрыва («Сжала руки под тёмной вуалью…», «бледна»).

Женщина признает то, что сама виновата в случившемся. Она понимает, что не сможет забыть ту боль, которую причинила возлюбленному («Как забуду? Он вышел, шатаясь,//Искривился мучительно рот…) и пытается исправить совершенную ошибку.

Лирическая героиня, понимая, что может потерять любимого человека, бежит за ним, «не касаясь перил». Однако это не спасает их отношения.

Женщина пытается остановить возлюбленного криком «Шутка//Всё, что было. Уйдешь, я умру.», однако в ответ слышит лишь равнодушное «Не стой на ветру». Герои не хотят понять друг друга, они равнодушны и эгоистичны, поэтому их отношения уже невозможно спасти.

Читайте также:  Анализ творчества Александра Блока

Выразительные средства, используемые Анной Ахматовой в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…», помогают передать весь накал чувств и переживания героев.

С помощью эпитетов («терпкая печаль», «искривился мучительно», «улыбнулся спокойно и жутко») и метафор («печалью напоила допьяна») поэтесса показывает боль героев от разлуки, а благодаря образу «черной вуали» читатели понимают, что любовь погибла навсегда.

Таким образом, А. А. Ахматова подводит нас к выводу о том, что любовь – это сильное и глубокое чувство, которое невозможно сохранить там, где царят эгоизм, непонимание и обида.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Несмотря на то, что на момент создания стихотворения Анна Ахматова уже год пребывала в браке с Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история создания его не была связана с этими отношениями.

Стихотворение раскрывает проблему расставания, а супруги прожили вместе почти десять лет. Произведение было написано в 1911 году, поэтому его относят к раннему периоду творчества.

Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но Анна Андреевна никогда не изменяла своему мужу, поэтому нельзя считать, что за строчками скрывается какой-то конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой – плод воображения поэта. Кажется, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к расставанию, чтобы быть при этом гордой и сильной.

Тема

В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит её с точки зрения брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подаёт всего несколько сцен из ссоры между возлюбленными. Её внимание устремлено на детали: жесты, мимику героев.

В первой строчке автор рассказывает о сжатых под тёмной вуалью руках. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов позволяют предположить, что женщина мучается, чувствует эмоциональное напряжение, ей больно. Тем не менее, она не хочет выдать свои переживания, поэтому прячет руки под вуаль.

Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который интересуется, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее. Следующие строки – рассказ лирической героини о своей беде. Написаны они от первого лица.

Женщина признает, что сама виновата в случившемся: «тёрпкой печалью напоила его допьяна». Видимо, между влюбленными вспыхнула ссора, которая очень ранила мужчину. Об этом говорят его походка и искривленный от мучения рот. Героиня на минутку забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.

Сцена у ворот ранила теперь её. Женщина попыталась исправить свою ошибку, сослалась на шутку, но любимого не убедила. Даже вечный аргумент: «Уйдёшь, я умру» не остановил его.

Избранник лирической героини, видимо, был таким же сильным, как и она, так как сумел совладать с собой, когда внутри металась буря. Его ответ выглядит необыкновенно спокойным и холодным. Единственное, что указывает на его настоящие переживания – нотка заботы в последних словах.

В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что складывалось годами.

Композиция

Произведение А. Ахматовой по смыслу делится на две части: описание «погони» за любимым после ссоры и воспроизведение последнего разговора перед его уходом. Начинается стихотворение с небольшого вступления, которое подводит читателя к дальнейшим событиям.

Для передачи всех деталей в тексте используется прямая речь. Также поэтесса вводит второстепенный образ невидимого собеседника.

Данное стихотворение сюжетное: в нём можно выделить все элементы сюжета. Стихотворный размер – трехстопный анапест. А. Ахматова использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы

Жанр

Жанр произведения можно определить как элегию, так как в нём чувствуется печальное настроение. Есть в произведении и признаки лирического стихотворения, так как в центре – переживания лирической героини. В конце стихотворения темп ускоряется, что не характерно для элегии.

Средства выразительности

Внутреннее состояние лирической героини передаётся при помощи художественных средств. Также они служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения до читателя идеи.

В тексте есть несколько метафор: «тёрпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот». Они придают обыденной ссоре художественность. Дополняется картина эпитетами: «тёмная вуаль», «улыбнулся спокойно и жутко». Сравнения поэт не использует.

Психологическое состояние передаётся и через интонацию. Ахматова использует  вопросительные предложения, в том числе и риторическое, оборванные синтаксические конструкции.

Некоторым строкам выразительности придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как забуду? Он вышел шатаясь, искривился мучительно рот…».

Сочинение о стихе Сжала руки под темной вуалью

Известная поэтесса Анна Ахматова смогла создать такие прекрасные стихотворные работы, которые доказали целому миру факт о том, что особы слабого пола не только испытывают волнующие трепетные чувства, они могут мастерски выражать их при помощи пера и бумаги.

На счету у писательницы десятки работ, которые можно отнести к любовной лирике. Одной из них является «Сжала руки под темной вуалью».

Данное стихотворение можно назвать загадкой. Оно считается образцовым для работ интимной лирики. Кому посвящено стихотворение? Кто тот незнакомец, о котором пишет поэтесса?

Имя его не известно и до сих пор. Данная работа была написана после годовщины замужества Ахматовой и Гумилева. Но, их недолгий и не очень счастливый брак не давал повода Анне для измен и романов. Литературные критики считают, что герой, которому посвящена не одна работа, просто был выдуман Ахматовой. Его и вовсе никогда не существовало.

Тема стихотворения – ссора возлюбленных.

Оба героя переживают последние минуты после ссоры. Они огорчены, опечалены. Героиня стихотворной работы осознает, что наговорила множество горьких слов своему любимому. Однако иначе она поступить не могла. Иначе, она предала бы саму себя.

Такими же терзаниями переполнена душа и самого героя. Однако Ахматова обещала писать только о женщинах, поэтому, никак не характеризует обиженного мужчину.

Из последних строк читатель узнает о том, что возлюбленные расстаются. Героиня пыталась догнать любимого остановить его. Однако он ответил ей отказом. Он не хочет быть с той, которая делает так больно обычными фразами и словами.

На этом, творческая работа поэтессы обрывается. Она дает каждому из нас возможность поразмыслить, а возможно ли вообще примирение после такой серьезной, болезненной ссоры.

Анализ стихотворения «Песня последней встречи» А.А. Ахматовой.

Таким образом, А.А. Ахматова подчеркивает тему ответственности любимых людей друг перед другом. Любовь — не только радость, но еще и страшная, порой смертельно опасная сила, и с нею нельзя безнаказанно шутить.

Краткий анализ произведенияПодробный анализ стихотворенияАнализ стиха «Сжала руки под темной вуалью»Сочинение о стихе Сжала руки под темной вуалью

Анализ стихотворения Ахматовой Сжала руки под темной вуалью

Анна Ахматова – представитель русской поэзии, который смог очень ярко и полно открыть и передать читателю мир женской души. Весьма примечательно, что многие стихи поэтессы обращены к теме любви.

«Сжала руки под темной вуалью…» – одно из первых стихотворений поэтессы, и одно из наиболее известных ее творений. Оно написано в 1911 году, и находится в сборнике стихов Ахматовой «Вечер».

  Стихотворение рассказывает читателю о конфликте, произошедшем между влюбленными. В первом четверостишии звучит вопрос, обращенный к лирической героине: «Отчего ты сегодня бледна?».

В последующих строфах дается ответ на него.

В стихотворении не говорится причина конфликта двух любящих людей. Но из первой строфы становится понятно, что героиня винит себя в случившемся. Она говорит, что печалью напоила любимого человека.

Последующие строки повествуют о душевных мучениях героя. Они изображены при помощи восприятия и оценки женщины.

Лирическая героиня замечает, что всегда будет помнить, как выглядел ее любимый после ссоры. Его боль передана в жестах (искривился рот в мучениях), в походке (вышел, шатаясь). Но он не упрекает, и уж тем более не обвиняет, любимую женщину.

Герой покидает комнату, не проронив ни слова, и героиня в это мгновение понимает, что была не права. Она чувствует свою вину, ей стыдно, за то, что она причина боль близкому человеку.

  В спонтанном порыве, она бросается за возлюбленным, чтобы остановить его.

Ее поспешность выражена всего в одной детали: она сбежала по лестнице, не прикасаясь к перилам. И становится ясно, что героиня стремится вернуть уходящую любовь. Задыхаясь от волнения, она кричит: «Уйдешь, я умру».

Мне кажется, что здесь говорится о смерти не физической, а душевной, эмоциональной. Ответом на ее крик становятся слова лирического героя: «Не стой на ветру».

Не смысл слов, а то, как они сказаны (с улыбкой спокойно и жутко), говорит о том, что любовь в сердце мужчины потеряна навсегда.

Анализ стихотворения Сжала руки под темной вуалью Ахматовой

Анна Ахматова прославилась в мире литературы благодаря своей тонкой женской любовной лирике. Эта линия достаточно ярко выражается в ее произведениях. Стихи про любовь до сих пор очень популярны во многих русскоговорящих странах.

Конечно, Ахматова не первая женщина-поэтесса, которая писала о любви, но лишь она смогла стать голосом женщины своего времени. Именно поэтесса смогла доказать, что женщина, по своей натуре, может пережить достаточно сильные чувства.

Очень отчетливо Ахматова проводит грань переживаний своих героинь, с точностью перенося их в строки произведений. Поэтесса мастерски описывает на бумаге изображения действительности.

Одним из достаточно известных произведений Анны Ахматовой является стихотворение “Сжала руки под темной вуалью”. Как и во многих своих стихах, Анна верно и идеально не только изображает, но и передает читателю внутреннее состояние главных героев. Анна не выделяет женщину или мужчину, у каждого из них своя правда. Нет осуждения ни для него, ни для нее.

Героиня, любит и хочет быть любимой, она еще не готова отказаться от своей любви. Питая надежды, она все еще ждет и надеется. Этого нельзя сказать о главном герое, для него же, этот разрыв окончательный. Насыщенность переживаний, трепета и надежд, в стихотворении не могут перекрыть отношения главных героев.

Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению 15.3 «Что такое сострадание?»

Они были влюблены, но все закончилось и в знак угасающих чувств они оба сохраняют достоинство друг перед другом.

Конечно же, на первый план стихотворения выходит линия любви. В сюжет стиха поэтесса вкладывает любовь, а точнее ссору между некогда любящими людьми. Как возникает ссора и каковы ее причины читателю не понять, но здесь четко видны, и прочувствованы переживания, страдания и непонимания, возникшие между героями.

“Темная вуаль” выступает некой тенью, придавая таинственности в отношениях между мужчиной и женщиной. Человеческие отношения сложны и непредсказуемы. Своим стихотворением Ахматова показывает, что мир любви настолько хрупок и неповторим, что если сделать в нем малейшую ошибку, возникшие заблуждения, сомнения и непостоянства могут все разрушить.

В стихотворении раскрываются две темы – это любовь и смерть. Потерять любовь для главной героини равносильно смерти. После ухода любимого возникает отчаяннее, оно же и заставляет женщину задуматься о многом.

Уже все сказано, обида переполняет все, но героиня, понимая, сколько боли, причинила своими словами, не может остановиться, иначе поступить, просто не выходит. Любовь, с ней шутки очень плохи.

Слишком тяжело осознание того, что в минуты прощания герой все еще заботиться о своей любимой.

По плану

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…»

  • Анализ стихотворения Тютчева Когда дряхлеющие силы
    Смерть – штука несладкая. От неё не убежишь, не скроешься, её не обманешь. А когда умираешь от старости, то силы покидают тебя, ты уже не способен на то, что делал в молодости, и остаётся только наблюдать за новыми поколениями,
  • Анализ стихотворения Гумилева Слово
    Элегию «Слово» Гумилёв издал в 1919 г в Петрограде. А напечатали его в 1921 г. в сборнике «Огненный столп». Являясь стихотворцем, Н. Гумилев хорошо понимал, какой мощной энергией обладает обычное слово. Душевная тонкость к словесному
  • Анализ стихотворения Фета На заре ты её не буди
    Лирику Фета можно разделить на два периода. Первый приходится на юношество и молодость поэта. Тогдашние его стихи лёгкие, безоблачные, безмятежные. Второй период начинается с 1849 года. Стихи после него стали более мрачными,
  • Анализ стихотворения Фета Если ты любишь, как я, бесконечно
    Стихотворение А. Фета “Если ты любишь” представляет две смысловые части, каждая из которых прикрыта признательными фразами в любви поэтом. В сторону его избранницы сыплются нежные пожелания быть вместе,
  • Анализ стихотворения Фета Воздушный город
    Изумительную картину рисует Афанасий Фет в своем произведение « Воздушный город ». Познакомившись с этим произведением, мы можем быть свидетелями воплощающей игры воображения, которую демонстрирует нам автор.

Эссе по стихотворению Анны Ахматовой "Сжала руки под тёмной вуалью" ~ Проза (Эссе)

Анна Ахматова – не только гениальный поэт, но и исследователь взаимоотношений мужчин и женщин. Герои ее стихов обладают внутренней силой, как и сама поэтесса. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сжала руки под тёмной вуалью» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сжала руки под тёмной вуалью.История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.

Тема стихотворения – разрыв отношений влюбленных людей.

Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трех катренов, которые постепенно раскрывают тему.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,
  • Эпитеты – «темная вуаль», «ты сегодня бледна».

Смысл

Стихотворение отражает невозможность обретения счастья и любовной гармонии там, где царят непонимание и обида. Оскорбление, нанесенное любимым человеком, переживается тяжелее всего, а душевное напряжение приводит к усталости и безразличию.

Основная идея Ахматовой — показать хрупкость любовного мира, который можно разрушить одним лишь неверно или грубо сказанным словом.

Неизбежность трагической развязки подводит читателя к мысли о том, что любовь – всегда принятие другого, а значит и прощение, отказ от эгоизма и показного равнодушия.

Поэтесса, ставшая одним из символов своего поколения, впервые показала общечеловеческий характер именно женских чувств, их полноту, силу и такую непохожесть на мотивы и проблемы мужской лирики.

Валерия Пронина Интересно? Сохрани у себя на стенке!

История создания

Несмотря на то, что на момент создания стиха Анна Ахматова уже год пребывала в браке с Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история создания его не была связана с этими отношениями. Стих раскрывает проблему расставания, а супруги прожили вместе почти десять лет. Произведение было написано в 1911 году, поэтому его относят к раннему периоду творчества.

Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но поэтесса никогда не изменяла своему мужу, поэтому нельзя считать, что за строчками скрывается какой-то конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой – плод воображения поэта. Кажется, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к расставанию, чтобы быть при этом гордой и сильной.

История написания

Анна Андреевна написала произведение «Сжала руки…» в 1911 году. Эта работа относится к раннему творчеству поэтессы. Литературный шедевр вошел в цикл стихотворений «Вечер», отразив направленность сборника в целом.

В начале своей творческой деятельности Ахматова состояла в союзе «Цех поэтов», читала свои произведения на башне Иванова, а позднее присоединилась к объединению акмеистов.

Принадлежность к этому движению нашла отражение в лирических работах женщины, особенно в цикле «Вечер», главной темой которого были любовные переживания, столкновение характеров, часто превращающихся в своеобразную демоническую игру.

Контрастные персонажи, их предметность, трагические мотивы — такие черты характерны не только для акмеизма в общем, но и для творчества Анны Андреевны.

Рассматриваемое стихотворение Ахматова написала через год после бракосочетания с Гумилевым.

В произведении нет посвящения кому-либо, однако оно является идеальным образцом лирики, которая отражает личные чувства, а также различные аспекты людских взаимоотношений.

На протяжении года начиная с 1911 поэтесса путешествовала по европейским городам. Впечатления от поездок оставили след в произведениях ее дебютного сборника. В стихотворениях чувствовался след разочарования, характерный для романтического мироощущения.

Тема

В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит ее с точки зрения брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подает всего несколько сцен из ссоры между возлюбленными. Ее внимание устремлено на детали: жесты, мимику героев.

В первой строчке автор рассказывает о сжатых под темной вуалью руках. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов позволяют предположить, что женщина мучается, чувствует эмоциональное напряжение, ей больно.

Тем не менее, она не хочет выдать свои переживания, поэтому прячет руки под вуаль. Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который интересуется, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее.

Следующие строки – рассказ лирической героини о своей беде. Написаны они от первого лица.

  Анализ стихотворения Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать»

Женщина признает, что сама виновата в случившемся: «терпкой печалью напоила его допьяна». Видимо, между влюбленными вспыхнула ссора, которая очень ранила мужчину. Об этом говорят его походка и искривленный от мучения рот. Героиня на минутку забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.

Сцена у ворот ранила теперь ее. Женщина попыталась исправить свою ошибку, сослалась на шутку, но любимого не убедила. Даже вечный аргумент: «Уйдешь, я умру» не остановил его.

Избранник лирической героини, видимо, был таким же сильным, как и она, так как сумел совладать собой, когда внутри бушевала буря. Его ответ выглядит необыкновенно спокойным и холодным.

Единственное, что указывает на его настоящие переживания – нотка заботы в последних словах.

В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что строилось годами.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» – разрыв отношений двух влюбленных. Болезненное для обоих расставание отражено Ахматовой в динамике жестов и чувств.

По факту поэтесса изображает момент осознания, что все кончено, при этом не используя типичные приемы – выражение обвинения, обилие восклицаний, описание слез.

Это говорит о том, что и герой, и героиня очень сильны духом и могут достойно пережить свои чувства внутри себя, быстро совладать с собой. И от этого читатель чувствует особенную трагичность, ведь эмоции героев нельзя назвать показушными.

В тексте косвенно затронуты темы раскаяния и прощения. Героиня чувствует себя виноватой, как было отмечено ранее, она подмечает каждое движение, каждое изменение в мимике некогда любимого человека.

Читайте также:  Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

Она надеется, что он ее простит, быстро сбегает по лестнице за ним, «перил не касаясь», задыхаясь, умоляет остаться: «Уйдешь, я умру».

Но герой не прощает и даже игнорирует ее слова, будто не слыша и спокойно отвечая: «Не стой на ветру».

Грустным, даже трагическим мотивом проникнуты все действия и слова в стихотворении. Этого Ахматова добивается с помощью средств выразительности, о которых пойдет речь далее.

Средства выразительности

Внутреннее состояние лирической героини передается при помощи художественных средств. Также они служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения до читателя идеи.

В тексте есть несколько метафор: «терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот». Они придают обыденной ссоре художественного облика.

Дополняется картина эпитетами: «тёмная вуаль», «улыбнулся спокойно и жутко». Сравнения поэтесса не использует.

Психологическое состояние передается и через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе и риторическое, оборванные синтаксические конструкции. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как забуду? Он вышел шатаясь, искривился мучительно рот…».

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…» Ахматовой А.А

Сжала руки под темной вуалью…” (1911) — характернейшее стихотворение из книги “Вечер”, в котором разнообразно представлены коллизии непростых отношений между мужчиной и женщиной. В данном случае женщина, охваченная внезапным состраданием и острой жалостью, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать.

Разговор ведется с невидимым собеседником, очевидно с собственной совестью, так как собеседник этот знает о бледности героини, закрывающей лицо и вуалью и руками. Ответом на вопрос: “Отчего ты сегодня бледна?” — и является рассказ о конце последнего свидания с “ним”.

Нет ни имени, ни — пока — других “опознавательных” признаков героя, читатель должен удовлетвориться лишь тем, что это очень хорошо известный героине и важный для нее человек. Опущен весь разговор, его содержание сконцентрировано в одной метафоре “… я терпкой печалью / Напоила его допьяна”.

Печалью “напоили” его, но сейчас страдает она, в этом виноватая, способная переживать за другого, раскаиваться в причиненном ему зле. Метафора перерастает в скрытое сравнение: напоенный “допьяна” “вышел, шатаясь”, но это не снижение героя, ведь он только как пьяный, выбитый из равновесия.

Поэт после его ухода видит то, чего героиня видеть не может, — его мимику: “Искривился мучительно рот”, — как внутренний собеседник видел ее скрытую бледность.

Столь же допустимо другое толкование: сначала страдальческое выражение появилось на лице, потом вышел, шатаясь, но в восприятии смятенной героини все перепуталось, она рассказывает сама себе, вспоминает происшедшее (“Как забуду?”), не управляя потоком собственной памяти, выделяя самые напряженные внешние моменты события.

Непосредственно гамму охвативших ее чувств передать нельзя, поэтому говорится лишь про вызванный ими поступок. “Я сбежала, перил не касаясь, / Я бежала за ним до ворот”. Повторение глагола в столь емком, из трех четверостиший, стихотворении, где Ахматова экономит даже на местоимениях, подчеркивает силу внутреннего перелома, происшедшего в героине. “Перил не касаясь”, т.е. стремительно, без всякой осторожности, не думая о себе, — это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь. Здесь поэт, видящий эту деталь поведения героини, уже явно отделен от нее, вряд ли способной фиксировать в своем сознании такие частности.

В третьей строфе есть еще одно, по сути, уже четвертое указание на стремительность этого бега: “Задыхаясь, я крикнула…” Из сдавленного горла вырывается только крик.

И в конце первого стиха последней строфы повисает слово “шутка”, отделенное от завершения фразы сильным стиховым переносом, тем самым резко выделенное. Ясно, что все предыдущее было всерьез, что героиня неловко, не думая пытается опровергнуть ранее сказанные жестокие слова.

В этом контексте ничего веселого в слове “шутка” нет; наоборот, сама героиня тут же, непоследовательно, переходит к предельно серьезным словам: “Шутка / Все, что было. Уйдешь, я умру” (вновь словесная экономия, опущено даже “Если ты…”). В этот момент она верит в то, что говорит.

Ho он, как мы догадываемся, только что выслушавший гораздо больше совсем другого, уже не верит, лишь благородно изображает спокойствие, что отражается на лице в виде страшной маски (опять его мимика): “Улыбнулся спокойно и жутко” (излюбленный ахматовский синтаксический прием — оксюморон, сочетание несочетаемого). Он не вернется, но принесшую ему такое горе женщину по-прежнему любит, заботится о ней, просит ее, разгоряченную, уйти со двора: «И сказал мне: “He стой на ветру”».

Местоимение “мне” здесь как бы дважды лишнее. Герою обращаться больше не к кому, а схема 3-стопного анапеста не предполагает на этом месте слова с ударением. Ho тем оно важнее.

Это односложное слово задерживает темп и ритм речи, обращает на себя внимание: так сказал мне, такой мне, несмотря на то что я такая. Благодаря тончайшим нюансам мы многое додумываем, понимаем то, что прямо не сказано.

Настоящее искусство предполагает именно такое восприятие.

Тест по стихотворению

  1. Начать тест(новая вкладка)
  2. Доска почёта
  3. Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Жанр, размер, направление

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — произведение лирического жанра, которому свойственна передача субъективных впечатлений и переживаний, отражение полноты чувств, построенное на эмоциональности и экспрессии.

Стихотворение написано анапестом – трехсложным стихотворным размером с ударением на последнем слоге. Анапест создает особую мелодику стиха, придавая ему ритмическое своеобразие и динамику. Тип рифмовки – перекрестный. Строфическое деление осуществляется по традиционному образцу, представляя собой четверостишие.

Творчество Ахматовой приходится на первую половину 20 века, условно названного Серебряным. В 1910 – е гг. получила развитие принципиально новая эстетическая концепция в литературе и искусстве, получившая название модернизм.

Ахматова принадлежала к акмеистическому течению, которое стало одним из основных в модернистском направлении.

Стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» написано в традициях акмеизма, оно отражает драму чувств через конкретику вещей, создавая субъективный образ на основе динамичных деталей.

Темы и проблемы

Проблематика стихотворения, несомненно, любовная. Ахматова – мастер любовной лирики, содержащей в себе глубокий психологизм. Каждое ее стихотворение представляет собой блестящую композицию, в которой есть место не только личному восприятию, но и сюжетной линии.

«Сжала руки под тёмной вуалью…» — история разрыва двух любящих людей. В небольшом по размеру стихотворении Ахматова поднимает целый ряд проблем, связанных с человеческими взаимоотношениями. Тема расставания приводит читателя к проблеме прощения и покаяния.

Любящим людям свойственно ранить друг друга в ссоре обидными и жестокими словами. Последствия такой опрометчивости могут быть непредсказуемыми, а подчас и печальными. Одна из причин расставания героев – обида, стремление скрыть истинные чувства под маской безразличия к горю другого.

Равнодушие в любви – одна из проблем стихотворения.

Анна Ахматова

Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

  • Как забуду? Он вышел, шатаясь,
    Искривился мучительно рот…
    Я сбежала, перил не касаясь,
  • Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой

Русская поэзия дала огромное количество блестящих образцов мужской любовной лирики. Тем ценнее являются стихотворения о любви, написанные женщинами. Одним из них стало произведение А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 г.

Стихотворение появилось, когда поэтесса уже была замужем за Н. Гумилевым. Однако оно не было посвящено мужу.

Ахматова признавалась, что никогда не любила его по-настоящему и вышла замуж лишь из жалости к его страданиям. При этом она свято хранила супружескую верность и не имела романов на стороне.

Таким образом, произведение стало выражением внутреннего любовного томления поэтессы, не нашедшего своего выражения в реальной жизни.

В основе сюжета лежит банальная ссора между влюбленными. Причина ссоры не указана, известны лишь ее горькие последствия. Героиня потрясена случившимся настолько, что ее бледность заметна окружающим. Ахматова подчеркивает эту нездоровую бледность в сочетании с «черной вуалью».

Мужчина находится не в лучшем положении. Героиня косвенным образом указывает, что она была причиной ссоры: «напоила его допьяна». Она не может изгнать из памяти образ любимого человека. Она не ожидала такого сильного проявления чувств от мужчины («искривился мучительно рот»).

В порыве жалости она была готова признать все свои ошибки и достигнуть примирения. Героиня сама делает первый шаг навстречу. Она догоняет любимого человека и пытается убедить его считать ее слова шуткой. В выкрике «Я умру!» нет никакого пафоса и хорошо продуманной позы.

Это выражение искренних чувств героини, раскаивающейся в своем поступке.

Однако мужчина уже взял себя в руки и принял решение. Несмотря на бушующий в душе пожар он спокойно улыбается и произносит холодную равнодушную фразу: «Не стой на ветру». Это ледяное спокойствие страшнее, чем грубость и угрозы. Она не оставляет ни малейшей надежды на примирение.

В произведении «Сжала руки под черной вуалью» Ахматова показывает хрупкость любви, которая может быть разбита из-за одного неосторожного слова. Также она изображает слабость женщины и ее непостоянный характер. Мужчины, в представлении поэтессы, очень ранимы, но их воля значительно сильнее женской. Принятое мужчиной решение уже невозможно изменить.

Читать стих поэта Анна Ахматова — Сжала руки под темной вуалью на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Ссылка на основную публикацию