Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Профессия

«Обелиск». В. Быков

Своей повестью «Обелиск» автор хотел отдать дань памяти и уважения всем безвестно погибшим солдатам, защищавшим нашу Родину на фронтах Великой Отечественной войны.

Кинолента «Минута молчания», которая была снята по мотивам этого произведения, с успехом обошла не только советские экраны, но и демонстрировалась практически во всех кинотеатрах континентальной Европы. Отличительной особенностью произведений В.

Быкова, является беспрецедентный реализм, гармонично сочетающийся с глубокой безмерной любовью и искренним сочувствием к своим героям.

Повесть «Обелиск» рассказывает о реальной истории простого учителя, который был готов идти на смерть, чтобы не оставлять своих подопечных без поддержки. Он отказался устраниться от разворачивавшейся трагедии и своим личным участием решил поддержать детей, которых фашисты вели на смерть.

В этом поступке сплелось все, и личное мужество учителя, и его любовь к детям, и беспримерное чувство ответственности за вверенных ему учеников школы.

Педагог это тот же солдат, только его линия фронта проходит через души оставшихся в тылу детей, а основным оружием является сила духа, решимость и личный пример.

«Плаха». Ч. Айтматов.

После своего отчисления из числа семинаристов, главный герой романа Авдий пытается найти применение своему педагогическому призванию в различных сферах.

Он нанимается на сомнительные работы, попадает в среду наркоманов и браконьерские бригады по отстрелу диких животных.

На обратном пути из Моюнкумской пустыни, при попытке вразумить своих попутчиков отказаться от преступного бизнеса по доставке наркотиков, он чудом остается в живых – его на полном ходу выбросили из товарного вагона.

Более печальный и драматический финал ожидал его при конфликте с браконьерами.

Людям предложили хорошие деньги за зверское истребление сайгаков – местному начальству необходимо было выполнить план по заготовке мяса, и оно уже не в первый раз решало этот вопрос чрез убийство животных этого редкого вида.

Настойчивые призывы Авдия остановить бойню, кроме раздражения и агрессии у браконьеров не вызвали никакой реакции. Чтобы убрать ненужного свидетеля, его подвергают мучительной смерти, распяв на саксауле. Авдий не являлся профессиональным борцом с преступностью и несправедливостью.

Его стремление остановить, творящийся вокруг беспредел, никого не вдохновило и не остановило, но юноша не просто погиб в этой извечной борьбе добра со злом, он своей смертью хоть и немногим, но дал возможность задуматься, прийти в себя, и выбраться из этой трясины.

«Милый недруг». Дж. Уэбстер.

Эта весьма необычная и трогательная история рассказывает нам о девушке, на плечи которой неожиданно свалилась тяжкая ноша – ей пришлось взять на себя обязанность по управлению сиротским приютом. На первых порах это мероприятие настолько тяготило и раздражало молодого директора, что она готова была бросить все и, закрыв глаза, покинуть город.

Отсутствие педагогической практики и опыта общения с обездоленными малышами, подвергали ее в отчаяние. Все изменили сами дети, они настолько привязались к молодой директрисе, что растопили ее сердце и настолько расположили к себе, что девушка уже не представляла свою жизнь без своих подопечных.

В итоге благодарные дети помогли ей даже устроить свою личную жизнь.

«Я не верю в монстров».  Л. Сашар

Практически в каждом классе любого учебного заведения, существует категория учащихся, которые показательно игнорируют требования педагогов и соблюдение элементарных норм поведения. Обычно такие дети удобно располагаются на задних партах, и всячески пытаются сорвать урок. Они никогда не выполняют домашних заданий и не проявляют никакого интереса к тому, о чем говорит преподаватель.

Обычно это круглые двоечники, которых с трудом перетаскивает администрация школы из класса в класс. Да, это дети, на которых все давно махнули рукой — и учителя, и одноклассники, а часто и родители. Вот только мало кому приходит в голову мысль разобраться, что чувствует такой ребенок, попадая в коллектив сверстников.

Для того, чтобы проникнуть в его внутренний мир, необходим совершенно иной подход. Вы должны не шарахаться от такого ученика, а искренне и с пониманием отнестись к его детским заблуждениям. Автор этого рассказа дает подсказку – станьте его другом.

Вот только много ли найдется желающих принять участие в таком эксперименте?

«Песчаная учительница».  А. П. Платонов.

Существует мнение, что серьезные дела в одиночку не делаются. Человек всегда должен иметь возможность с кем-либо посоветоваться, или обратиться за помощью к своему другу или напарнику. Так вот, А. П.

Платонов всем своим творчеством пытается нас убедить в обратном. Основной посыл автора во многих его произведениях, сводится к несгибаемой личности человека.

Он подобно бетонной свае должен четко придерживаться своих убеждений, и ни на миллиметр не отклоняться от них в любых жизненных ситуациях

Сюжет рассказа Платонова построен на иллюстрации некоторых биографических фрагментов Кашинцевой Марии, которые главной героине произведения приходится проживать заново. По мотивам этого удивительного произведения на большие экраны вышел фильм «Айна».

«Педагогическая поэма».  А. С. Макаренко.

Хорошо известный у нас и далеко за пределами страны писатель и автор многих исследований по педагогике А. С. Макаренко, всю свою жизнь проработал с трудными подростками. Его роман «Педагогическая поэма» красочно и во всех мелочах обрисовывает нам первые годы существования послереволюционной России.

Сотни тысяч беспризорных детей заполонили улицы больших городов страны. Советская власть стала предпринимать определенные шаги для исправления ситуации, и одним из них было создание детских трудовых колоний. Руководителем одного из таких учреждений и был автор этого бессмертного произведения.

Так что события, описанные в романе, являются свидетельством из уст очевидца.

«Уроки французского». В. Г. Распутин.

Этот рассказ признан одним из лучших произведений хорошо известного русскому читателю автора. Он без преувеличения стал классикой советской литературы. Валентин Григорьевич пытается донести до нас все сложности той обстановки, в которой оказались обычные дети после окончания Великой Отечественной войны.

В трудное и голодное послевоенное время мальчик одиннадцати лет приезжает в районный центр из далекого села, чтобы учиться в местной школе. Он остается совершенно один, оторванный от родителей и лишенный радости семейного уюта. Мальчик собственными усилиями пытается выжить, и чтобы не умереть голодной смертью связывается с дурной компанией.

Он пытается заработать себе на пропитание, играя в «орлянку» со своими сверстниками, и выигранные деньги тратит на покупку молока, ежедневное употребление которого ему рекомендовал местный доктор. Фортуна, однако, не всегда благоволит главному герою. Часто старшие дети избивают его и забирают выигранные деньги, а иногда просто не везет, и мальчик остается без денег и пропитания.

На бедственное положение подростка обратила внимание молодая учительница французского языка Лидия Михайловна. Под видом необходимости дополнительных занятий по ее предмету, она стала посещать мальчика и оказывать ему всяческую помощь. Главный герой понял это, и, желая показать, что сам в состоянии заботиться о себе, категорически отказывается от такого сочувствия и участия в своей судьбе.

Долгое время Лидия Михайловна искала подход к ребенку – она от имени родителей мальчика присылала ему посылки с продуктами и даже играла с ним в «орлянку», умышленно проигрывая мальчику свои деньги.

Ребенок со временем привыкает к ней и начинает доверять учительнице, как своему близкому другу.

Благодаря усилиям неравнодушного преподавателя, подросток открывает для себя совершенно иной мир, основными правилами которого, являются искренняя дружба и забота о ближнем.

«Вверх по лестнице, ведущей вниз».  Б. Кауфман.

Книга Б. Кауфман знакомит нас с молодым преподавателем Сильвией Баррет, которая всеми силами пытается привить детям любовь к читаемому ею курсу английской литературы, но очень скоро начинает понимать, что все ее усилия тщетны. Учеников ее предмет совершенно не интересует, а безучастность своих коллег к процессу воспитания вверенных им детей, повергает преподавателя в полное отчаяние.

Однако со временем, Сильвия находит путь к сердцам детей, и разрабатывает собственную методику стимуляции их интереса к тому, что происходит в школе и конкретно к своему предмету.  Выбранная автором форма повествования, придаёт произведению свежесть и динамичность. К тому же сюжет романа основан на вполне реальных событиях, непосредственным участником которых являлась сама писательница.

«Первый учитель» Ч. Айтматов

Читайте также:  Роль Аси в повести Тургенева «Ася»

Известная многим читателям повесть киргизского писателя Ч. Т. Айтматова, знакомит нас с комсомольцем, который в тяжелый послереволюционный период открывает первую общеобразовательную школу в забытом всеми киргизском ауле.

Тема, которая поднимается автором, поражает своей масштабностью и знанием подробностей ситуации, которая сложилась в области образования, в родной республике писателя.

Главный герой повести Дюйшен представлен автором, как образ педагога, который своей самоотверженностью, честностью и любовью к детям, ломает вековые предрассудки и стереотипы, передававшиеся в Киргизии по наследству, в течение многих поколений.

Население республики, в большей своей части, никогда не обучалось грамоте, поэтому первые попытки Дюйшена обучить своих подопечных чтению и письму, ни к чему не привели. Родители не хотели отправлять своих детей в школу, поскольку не понимали, зачем им это нужно.

Все истории и события, описываемые в произведении, не являются художественным вымыслом или фантазиями автора, но имеют прочную историческую привязку к тому периоду, который описывается в повести. Именно по этой причине, повествование воспринимается как художественно взаимосвязанные между собой реальные исторические эпизоды.

«Взгляд кролика». Кэндзиро Хайтани.

Как гласит старая японская мудрость: «Не обязательно родиться Буддой для того, чтобы увидеть окружающий мир глазами кролика — достаточно просто заглянуть ему в глаза». Японский писатель и публицист К. Хайтани посвятил несколько своих книг детям, среди которых и рассматриваемый нами роман.

Эта книга получила заслуженное признание и стала популярной не только на родине писателя, но и далеко за ее пределами. Главная героиня Фуми Котани — молодой преподаватель младших классов в обыкновенной школе, пытается найти подход к ученикам вверенного ей класса.

Один из них, круглый сирота Тэцудзо, приносит учительнице массу хлопот— он молчалив, замкнут и недружелюбен, а круг его интересов ограничивается лишь мухами, которые не дают ему покоя.

О том, как можно войти в доверительные отношения с таким ребенком, и увидеть окружающий мир так, как его видит он, подсказывает нам этот талантливый автор.

«Последний учитель». Вардгес Петросян

Главные действующие персонажи книги В. Петросяна «Последний учитель», ученики выпускного класса одной из обычных школ армянской столицы. У учеников 10-Б класса возникает конфликт с некоторыми преподавателями и директором школы, из-за пренебрежительного отношения к себе.

И действительно, руководитель этого учебного заведения заявляет пред классом, что их коллектив является лишь «средне арифметическим» значением показателей школы, а учитель математики называет их поколение уравнением со множеством неизвестных, решение которого в результате неизменно равно нулю.

Единственный преподаватель, который вызывает у ребят симпатии, учитель родной литературы Мамян. Он действительно видит в каждом ученике личность и с должной деликатностью и тактом вникает в их индивидуальные проблемы.

На этой почве у преподавателя возникает конфликт с руководством школы, но на его защиту становится 10-Б класс.

Аргументы на тему «Возможен ли путь без ошибок» для итогового сочинения

  • Честно сделанные ошибки следует считать не неудачами, а семенами для основной деятельности по их исправлению. (Стивен Гоуолд)
  • Ошибка – такое же важное обстоятельство в жизни, как и правда. (Карл Юнг)
  • Мы не должны стыдиться признавать свои ошибки, что означает только то, что сегодня мы мудрее, чем были вчера. (Александр Поуп)
  • Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, — все время бояться совершить ошибку. (Элберт Хаббард)
  • Не ошибается только тот. кто ничего не делает; но вся его жизнь — одна большая ошибка. (Кардинал Мерсье)
  • Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг. (Джоан Коллинз)
  • Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим. (Конфуций)
  • Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. (Фрэнсис Бэкон)
  • Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао-цзы)
  • На пути постижения мудрости не надо бояться, что свернёшь не туда. (Пауло Коэльо)
  • Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь подобно звездам спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели. (Иоганн Гёте)
  1. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Жизненный путь без ошибок пройти невозможно, но порой наши просчеты фатальны и непоправимы. Например, Оля Мещерская в свои пятнадцать лет пережила сексуальное насилие, и эта травма отразилась на ее поведении не лучшим образом. Девушка начала вступать во взрослые отношения с целью позабавиться и самоутвердиться. Возможно, так проявлялась ее месть мужчинам за пережитое унижение. И, конечно, шаг за шагом она приближалась к роковой развязке. Один из обманутых кавалеров не смирился с обидой и убил девушку в порыве ярости. На суде он заявил, что жертва сама виновата в таком исходе. И в чем-то он прав, ведь Оля провоцировала людей на такое поведение, давала ложные надежды. Именно ее сомнительные заигрывания с мужчинами были теми ошибками, которые исказили ее жизненный путь.
  2. И.А. Бунин, «Темные аллеи». Нередко люди ошибаются в попытке найти свое счастье в личной жизни. Например, Надежда и Николай пережили страстное увлечение, которое так и не привело к созданию семьи. И их отношения были изначально обречены на этот финал, ведь Надежда была простой крестьянкой, а Николай — барином. Как все люди его круга, главный герой сначала позабавился с красавицей, а потом ее бросил, чтобы жениться на женщине более высокого статуса. Крестьянка болезненно отреагировала на расставание. Она так и не смогла забыть свою первую и последнюю любовь. В результате, замуж она так и не вышла, чтобы никого не обманывать. Впрочем, Николай тоже не был счастлив, так как жена изменила ему, а сын не оправдал ожиданий. Герои ошиблись под влиянием сильных чувств, и правильного ответа в их жизненной ситуации не найти. Но даже из разбитого сердца можно извлечь опыт, чтобы жить дальше и стать сильнее.
  3. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Все люди ошибаются, но некоторые из нас не признают своего заблуждения и становятся его жертвами. Такое случается нередко. Вот, например, главный герой рассказа всю жизнь работал и не уделял времени ни себе, ни семье. Он откладывал свой досуг на будущее, не зная, что дней ему осталось очень мало. Из-за своего напряженного графика Господин смог выбрать в первый отпуск, когда ему было за пятьдесят. По его холодным и проблемным отношениям с женой и дочерью можно сделать вывод, что и они недополучили его теплоты и заботы. И вот когда он вознамерился все это дать им, у него случился приступ, который привел к летальному исходу. Герой умер, так и не пожав плоды своих усилий, так и не успев самого главного, ради чего мы живем. На протяжении всей жизни он ошибался, но не признал заблуждения, поэтому оно наложило свой негативный отпечаток на его судьбу.
  4. А.Н. Островский, «Гроза». Мы все ошибаемся, но у многих просчетов есть вполне конкретные причины, от нас не зависящие. Поэтому человек не может пройти свой путь, не поскользнувшись, ведь ему ставят подножку. Так и Катерина совершила ложный шаг, изменив мужу, но разве можно ее винить, зная, кем был этот супруг? Как и многие пары в те времена, Тихон и Катерина сочетались браком, даже не познакомившись друг с другом в должной мере. Для героини это был необходимый брак, ведь партия была подходящая по финансовым критериям. И вот в таком подневольном союзе места для любви не нашлось, потому что свекровь Катерины была деспотом в женском обличие. Она отравила жизнь молодой семьи своими упреками, манипуляциями и грубостями. Кабаниха доводила слабовольного сына до настоящих побегов из дома. Под любым поводом он отправлялся прочь, чтобы забыться в кабаках. А супруга вынуждена была сносить капризы свекрови и пренебрежение от мужа, который, судя по его признаниям в финале, верен жене не был. В такой ситуации развод выглядит вполне естественным, но тогда было невозможно уйти от мужа. И Катерина изменила ему, в чем сама и покаялась. Ее поступок — ошибка, но его спровоцировали другие люди своим отношением к ней. И таких примеров множество.
  5. И.А. Гончаров, «Обломов». Люди не могут не ошибаться, потому что получение опыта происходит только методом проб и ошибок, иначе никак. Например, Ольга, молодая барышня без знания жизни и мужчин, выбрала избранника, который ей совершенно не подходил. Она не соприкасалась с материальной стороной бытия, поэтому не понимала важности трудоспособности для будущего спутника. Ей казалось, что любовь может превозмочь все, и это единственное, что нужно для брака. Однако в процессе приготовлений к свадьбе Ольга задумалась о том, что Обломов пока еще ничего не сделал для организации их совместного быта. Все ее просьбы были отложены на никогда не наступающее завтра, как и все заботы. Илья Ильич был неприспособлен к ответственности, поэтому он ее испугался. Осознав это, Ольга рассталась с ним. Да, она ошиблась и долго переживала разрыв со своими заблуждениями. Но только так она могла узнать мир и людей лучше, только опыт делает человека зрелым.
  6. А.П. Чехов, «Ионыч». Если человек что-то делает и к чему-то стремится, он ошибается в процессе познания своей цели. Это непременное условие его личностного роста. В этом мы убеждаемся, читая рассказ Чехова. Катя мечтала стать пианисткой и много трудилась для этого. Ради цели она готова была пожертвовать всем. Поэтому она отказалась выходить замуж и отправилась в большой город, чтобы учиться музыке профессионально. Но мастера своего дела и практика показали героине, что у нее нет этого призвания. Как бы она ни старалась, игра выходила топорной и резкой. Катерина разочаровалась в себе и уехала домой. Конечно, это можно расценить как поражение, но если разобраться, то даную ситуацию лучше трактовать по-другому. Девушка одержала верх над своими иллюзиями, убедилась в их тщетности и посмотрела правде в глаза. Она лучше узнала себя и свои возможности, получила уникальный опыт. Если бы она не совершила этот шаг в неизвестность, то до старости тешила бы себя заблуждениями, как ее мать. А так она поднялась на ступень выше благодаря своему просчету и не повторила судьбу матери.
  7. А.И. Куприн, «Олеся». Порой мы идем на ошибку сознательно, зная исход наверняка, но принимая его как плату за удовольствие и уникальный опыт. Именно так поступила Олеся. Благодаря гаданию и дару предвидения героиня сразу поняла, что отношения с Иваном будут временными. Про вероятные несчастья она тоже знала. Да и разум не мог не подсказать ей, что люди разного статуса и происхождения в те времена едва ли могли сойтись и не расставаться. Но Олеся не смогла устоять перед искушением полюбить и быть любимой. Этот союз обещал не только много горя, но и много счастья. И она пошла ва-банк. Общение с Иваном обогатило ее кругозор. Их чувства были сильными и искренними. А поход в церковь и избиение закалили характер героини и дали ей стимул найти новое место, где ее примут и поймут. Поступок Олеси был ошибочным с точки зрения тактики, но не стратегии. Дальновидные люди могут оценить перспективу рискованного решения и осознать его значимость для будущего. По таким ошибкам человек добирается до цели, которую он даже представить себе не может.
  8. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Даже самые умные люди совершают ошибки. Это доказывает пример Филиппа Филипповича Преображенского. Ученый с мировым именем и очередями пациентов сделал эксперимент, пересадив гипофиз и семенники человека собаке. В итоге получился Шариков — искусственно созданное подобие «Homo sapiens». Однако вскоре профессор признал, что зря пошел поперек природы. Его подопытный не прошел все стадии формирования ментальности и характера человека, а потому стал ужасно безнравственным, подлым и интеллектуально неполноценным чудовищем. Контролировать его становилось все сложнее, и ученый принял решение повернуть вспять ход эксперимента. Преображенский признал неправоту и впредь решил не тягаться с эволюцией, позволив ей вершить свое дело без лаборантов. Этот опыт сделал героя мудрее и совершеннее. Даже умным людям необходимо двигаться дальше и работать над собой, падая и поднимаясь.
  9. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Как правило, человек ошибается, потому что становится жертвой обмана. Наивные и неподготовленные к жизни люди часто натыкаются на мошенников. Так случилось и с Наташей Ростовой. В ожидании возвращения жениха и свадьбы девушка совсем загрустила, и ее тоску взялся развеять Анатоль Курагин. Ему помогала его сестра, женщина хитрая и развратная. Вместе они запутали Наташу в паутине соблазна и лжи. Анатоль признался героине в своих чувствах и предлагал бежать из дома. На деле он уже был женат, и никакая Наташа ему не была нужна. Но поразвлекаться с молоденькой девушкой ему хотелось бы. А героиня была неопытной и простодушной, всему поверила и сама полюбила. Побег предотвратила Марья Дмитриевна, но весть о нем распространилась в обществе. Наташа была опозорена. Но в данном случае ее вина невелика, ведь ошибки не произошло бы, если бы девушку не обманули. К сожалению, многие из нас оступаются только потому, что вокруг полно недобросовестных людей с плохими намерениями.
  10. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Ошибка — необходимая часть любого обучения. Нельзя освоить новые знания, ни разу не допустив помарки или не испытав недопонимания. Однако бывают роковые шаги, которые могут перечеркнуть всю судьбу человека. И такие случаи встречаются часто, если люди безрассудно рискуют все потерять. Такой пример описал Ф.М. Достоевский. Катерина Ивановна жила в богатой дворянской семье. Ее родители были статусными и добродетельными людьми. Но героиня влюбилась в бедного офицера и, конечно, не получила благословения на брак. Тогда она решилась на отчаянную авантюру — сбежала из дома. И впоследствии жалела об этом всю жизнь. Как и предполагали мудрые папенька с маменькой, хороший жених оказался ужасным мужем. Он пил, бил жену и мало зарабатывал. Буйный нрав и вредные привычки свели его в могилу. И Катерина осталась в нищете с тремя детьми. Ее ошибка была роковой. Она научила ее многому, но как применить эти знания на руинах жизни? Увы, некоторые просчеты ведут человека к падению, и порой подняться уже невозможно.
Читайте также:  Стихи современных поэтов 21 века: читать лучшие стихотворения современников нашего времени

Аргументы к сочинению части с!

Пожалуй, для любого школьника, самая сложная часть в ЕГЭ по русскому языку, это сочинение части С. А уж абзац, который, предположительно, должен содержать в себе аргументы, и вовсе способен довести до истерики.

Что писать? Как писать? И главное, какие литературные произведения выбрать? Все не так страшно! На нашем сайте вы найдете аргументы для сочинения части С почти на все темы! Более того, эта страница постоянно обновляется, так как мы выкладываем все новые и новые аргументы! Заглядывайте к нам почаще, и на ЕГЭ по русскому языку вы будете чувствовать себя вполне спокойно и уверенно. Для удобства восприятия мы группируем аргументы в таблицы по темам. Сохраняйте себе нужные таблицы или просто учите их, и тогда вам не понадобится перечитывать кучу литературных произведений, чтобы хорошо написать сочинение в части С. Итак, аргументы!

ПРОБЛЕМА ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА!

1) Проблема “лишнего человека” не раз находила отражение в русской литературе. “Лишний человек” — особая конкретная историческая социально-психологическая разновидность более общего типа “странного человека“. “Лишним человеком“ мы можем назвать и главного героя произведения Лермонтова “Герой нашего времени“ Печорина.

Личность Печорина в романе шире своего времени, среды, конкретных обстоятельств, предлагаемых ему обществом социальных ролей.

Осознание себя, духовно-свободной целостной личностью, ответственной не только за отдельные поступки, но и за выбор жизненной позиции, за осуществление своего “назначения высокого“, и в то же время трагического непонимания своего предназначения делает Печорина “лишним человеком“.

2) Еще одним героем, которого вполне можно назвать «Лишним человеком, является герой одноименного романа в стихах Евгений Онегин.

Онегин живет по принципам окружающего общества, но вместе с тем он далек от него. Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник»

Именно Евгений Онегин открывает собой целую «галерею лишних людей» в русской литературе.

ПРОБЛЕМА ТЯЖЕЛОГО ДЕТСТВА!

1) Мы найдем немало произведений русской классической литературы, в которых отражается эта проблема.

Вспомним, например, маленького двенадцатилетнего Ваську из произведения Куприна “В недрах Земли”, который вынужден работать в шахте, которая кажется ему странным и непонятным чудищем. Васька — тоже ребенок с украденным детством.

Он вынужден ходить на работу в шахту, хотя ему и непонятны нравы, царящие среди рабочих, а сама работа слишком тяжела для мальчика двенадцати лет.

2) Не только литературные произведения учат нас ценить то, что у нас есть. Реальные истории о детях, участвующих в военных сражениях Великой Отечественной Войны, известны почти каждому ребенку. Мы помним имена Лени Голикова, Вали Котика, Зины Портновой, Нади Богдановой. Все они потеряли на войне свое детство, а некоторые и жизнь.

ПРОБЛЕМА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И ЧИНОВНИЧЕСТВА!

1) Вспомним произведение Н.В. Гоголя “Ревизор”. Узнав о приезде ревизора, чиновники страшно пугаются и пытаются “подготовиться” к его прибытию.

Например, попечителю богоугодных заведений советуют одеть больных в чистые колпаки, да и вообще, сделать так, чтобы больных было поменьше. В итоге, все чиновники решают дать принимаемому за ревизора Хлестакову взятку “якобы в долг”.

Все это показывает, что уже во времена Николая Васильевича взяточничество и беспредел чиновников являлись достаточно большой проблемой.

2) В “Божественной комедии” Данте в одном из кругов ада в ров, залитый кипящей смолой, черти бросают взяточников. Также черти следят за тем, чтобы взяточники не высовывались из кипящей смолы, а тех, кто высовывается, они бьют крючьями.

ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ!

1) “Отцы и дети” И. С. Тургенев. Главный герой романа Евгений Базаров отрицает всякого рода чувства, дружбу, любовь.

Он никогда не показывает своего теплого отношения к родителям, которые безумно любят своего сына и восхищаются им. Герой мало общается со своими родителями, после долгой разлуки уезжает, погостив лишь несколько дней….

Только перед смертью Базаров осознает, как сильно он любит их на самом деле.

2) “Станционный смотритель” А. С. Пушкин. Автор рассказывает нам историю бедного станционного смотрителя, единственной отрадой которого была любимая дочь. Но девушка покидает отца. Он пытается найти ее, хотя бы просто увидеть, но его выгоняют из дома дочери. И лишь после его смерти, когда девушка приезжает навестить отца, она понимает, что натворила.

ПРОБЛЕМА СУДЬБЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА!

1) Баллада Жуковского “Людмила”. Основной мыслью баллады Жуковского, написанной в подражание “Леноре” Бюргера, было убеждение в том, что роптать на судьбу — это грех. Людмила, потерявшая жениха, именно ропщет на судьбу, поэтому ее мольба становится услышанной небом. За Людмилой приезжает мертвый жених, который и увозит ее в могилу.

2) “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова. В главе “Фаталист” романа М. Ю. Леромонтова мы также сталкиваемся с вопросами судьбы. Офицеры затеивают спор о том, написана ли судьба человека на небесах.

Решить спор вызывается поручик Вулич, который  наугад берет со стены оружие, решается выстрелить себе в голову и… допускает осечку! Но Печорин уверен, что видел на его лице печать смерти.

И действительно, Вулич погибает в этот же вечер от рук пьяного казака.

ПРОБЛЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА», ОТНОШЕНИЯ СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА К СЛАБОМУ!

1) «Шинель» Н. В. Гоголя. Проблема “маленького человека” не раз находила отражение в русской литературе. Вспомним главного героя повести “Шинель” Н. В. Гоголя.

Акакий Акакиевич — типичный образ “маленького человека”: униженный и бесправный чиновник, всю жизнь проработавший в департаменте, переписывая бумаги. Трагедией для этого героя становится кража новой шинели.

Акакий Акакиевич пытается искать помощи у вышестоящих лиц, но не находит отклика в обществе. И все, к кому он обращается, считают его проблему незначительной и не стоящей внимания.

2) «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. Другим примером отражения проблемы “маленького человека” является произведение А. С. Пушкина “Станционный смотритель”.

В этом произведении автор рассказывает нам историю Самсона Вырина, единственная дочь которого уезжает с гусаром и оставляет бедного отца.

Вырин не может даже увидеть дочь! Он чувствует огромную пропасть между ним, его жизнью и новым положением в обществе его Дуни. Так и не смирившись с предательством дочери, он умирает.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА!

1) «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Эта проблема не раз находила отражение и в русской классической литературе.

Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором Воланд и его свита искушают москвичей, которые раз за разом делают неправильный выбор, за что и получают свое наказание.

Никанор Иванович Босой берет взятку, буфетчик жульничает, Степа Лиходеев развратничает… И, конечно, говоря о нравственном выборе, нельзя не вспомнить о Понтии Пилате, который так и не смог сделать правильный выбор. Ведь он слишком поздно понимает, что «сегодня днем он что – то безвозвратно упустил».

2) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Другим литературным героем, который также не смог сделать выбор по совести, является Евгений Онегин. Герой понимает, что его дуэль с Ленским абсолютно бессмысленна, но все-равно принимает вызов. Почему? А.С.

Пушкин дает вполне однозначный ответ: «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» То есть для Онегина общественное мнение было важнее, чем жизнь друга.

А ведь есть бы герой попробовал сделать выбор, опираясь на свою совесть, то все закончилось бы хорошо.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЧЕЛОВЕКА И БЕРЕЖНОГО К НЕЙ ОТНОШЕНИЯ!

1) Слово о полку Игореве. Природа отражает душевное состояние героев, указывает на опасность, предостерегает князей.

2) «Война и мир» Л. Н. Толстой.  Наташа Ростова восхищается красотой ночного пейзажа в Отрадном, он окрыляет его. А изменения, которые происходят в душе Андрея Болконского, отражаются во внешнем облике дуба, который он видит, отправляясь в Отрадное и обратно. Дуб здесь — символ перемен и новой, лучшей жизни.

3) «Дед Мазай и Зайцы» Н. А. Некрасов. Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.

Ссылка на основную публикацию