Сочинение: Главные герои в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»

Произведение А. П. Чехова «Человек в футляре» было написано в 1898 году. Оно вошло в маленькую трилогию рассказов, куда также входят «Крыжовник» и «О любви».

Характеристика главных героев «Человека в футляре» заставляет читателя задуматься о таких вопросах, как совесть, мораль и личный выбор.

Писатель про своего персонажа говорит, что «когда тот лежал в гробу, казалось, улыбался: нашёл свой идеал».

Анализ рассказа

Считается, что у главного героя был прототип. Согласно Википедии, многие писатели спорили, кто это может быть. Современники предполагали, что это был инспектор таганрогской гимназии Дьяконов, но точно так и не выяснили.

Сюжет произведения

Повествование начинается с описания ночлега 2-х охотников: Ивана Чимша-Гималайского и Буркина.

Герои заночевали в сарае председателя села, где беседовали об одиноких людях, которые, словно раки-отшельники или улитки, пытаются уйти в свою скорлупку.

Буркин поведал о некоем гражданине Беликове, который недавно умер в его городе. Именно этот персонаж и был «Человеком в футляре».

Сочинение: Главные герои в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»

Беликов даже в самый теплый, солнечный и погожий денек носил пальто, галоши и брал с собой зонт. У последнего предмета был свой футляр, как и у ножа, и у часов.

Со стороны казалось, что даже голова этого человека была будто в чехле — он все время прятал лицо за воротником. Гражданин хотел создать себе оболочку, за которой смог бы спрятаться от реальности и людей.

Любое отклонение от установленных им правил воспринималось с тревогой, волнением.

Беликов был очень мнительным и осторожным. Постоянно вздыхал и ныл, чем угнетал людей, давил на них. У него была плохая привычка — герой ходил по квартирам учителей, сидел и молчал. Он думал, что таким образом налаживает отношения с товарищами.

Однажды в гимназии появился молодой педагог по истории и географии. Он прибыл в город со своей сестрой Варенькой, которая очаровала всех на дне рождения директора.

У людей сразу возникло желание поженить девушку с Беликовым. Варенька была не против замужества, но мужчина сомневался, не мог принять решение.

Говорил девушке про прекрасную семейную жизнь, а в другой раз о том, что женитьба — очень серьезный шаг.

Молодой педагог сразу возненавидел Беликова, даже придумал ему прозвище — «глитай абож павук», что означает «мироед, или паук». Потом он нарисовал карикатуру «Человека в футляре», где мужчина идет с Варенькой под руку, а снизу подпись — «Влюблённый антропос». Это рисунок был распространен среди всех учителей и чиновников.

Сочинение: Главные герои в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»

Спустя время Беликов увидел возлюбленную с ее братом, катающихся на велосипедах. Он посчитал это неприличным делом. Утром он сказал Коваленко, что неприлично ездить на велосипеде.

Только вот встреча закончилась ссорой, Беликова спустили с лестницы. В это время зашла Варенька, увидела мужчину и рассмеялась. Девушка подумала, что он сам упал. Для Беликова в этот момент все рухнуло.

Никакого сватовства и жизни.

Если кратко, то герой пришел домой, лег и больше не встал, а спустя месяц умер. На похороны пришли все его знакомые, только вместо сожаления о его уходе они испытали облегчение.

Действующие лица

Автор довольно мастерски подобрал всех персонажей произведения. Он описал совершенно противоположные характеры героев, порой вообще несовместимых. Эти люди должны были уживаться друг с другом, чтобы вместе работать в гимназии и жить в маленьком городке.

В рассказе можно выделить две группы действующих лиц:

  1. Герои из самой трилогии.
  2. Персонажи истории Буркина.

К первой группе относятся ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Именно он рассказывает историю про «Человека в футляре».

Ко второй группе относятся:

  • учитель греческого языка Беликов;
  • повар и одновременно его слуга Афанасий;
  • учитель истории Коваленко;
  • возлюбленная главного героя Варенька.

Описание персонажей

Характеристика героев «Человек в футляре» способствует восприятию рассказа, помогает проникнуться идеей писателя, понять, что он хотел передать читателям. Автор в своем произведении показывает обыденность мещанской жизни, раскрывает никчемную сущность людей.

Характерные черты охотников

Сочинение: Главные герои в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»

Иван Иванович Чимша-Гималайский — ветеринарный врач. Это худой высокий человек с длинными усами, уже в возрасте. Сложная двойная фамилия этого персонажа, по мнению людей, ему не подходит, поэтому к нему обращаются только по имени и отчеству.

Чимша-Гималайский переживает о том, что люди вынуждены терпеть обман из-за куска хлеба, не обращать внимания на ложь и молча сносить унижения, а часто им приходится обманывать самим.

Иван Иванович вместе с Буркиным прибыли на охоту в село Мироносицкое. Его друг работает в гимназии. Буркин — небольшого роста, полного телосложения, лысый и с длинной бородой. Он напоминает философа, так как обладает прекрасными ораторскими навыками. Это опытный и наблюдательный человек. Два героя проживали напротив друг друга, были заядлыми охотниками. Они рассказывают историю Беликова.

Качества Беликова

Беликов — учитель греческого языка. Вот кто из героев рассказа Чехова — человек сомневающийся. Именно его называют «человек в футляре».

Его образ представлен как персонаж крайне неприятный. Беликов — маленький человечек, которому за сорок. Внешне он напоминает какого-то зверя наподобие хорька. Герой постоянно тепло одет, носит пальто, галоши, зонтик и очки.

У него все в чехлах. Жизнь «в футляре» для него — самое комфортное состояние. Любые изменения он воспринимал с трудом, поощрял запреты и даже принимал их за норму.

Его дом — один огромный футляр, где персонаж создал свой мир, в котором и живет.

Герой все время опасается чего-то, переживает, когда разговаривает с людьми. Своей тревожностью он заражает всех вокруг. Его боятся все, даже директор гимназии.

Он предпочитает все старое и устоявшееся, а новое ненавидит, мечтает жить в оболочке, которая защитит от всего неизведанного. Беликов тяготеет ко всем древним языкам, обожает вымершие.

Он холост, но накануне своей смерти задумался о женитьбе, только из-за случившейся неприятности сватовство расстроилось.

Ему характерны следующие черты:

Сочинение: Главные герои в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»

  • тщедушный;
  • робкий;
  • тревожный;
  • раздражительный;
  • осторожный;
  • мнительный.

Люди его боялись, но при этом считали солидным и уважаемым.

Семья Коваленко

В произведении представлены брат с сестрой Коваленко, которые начали работать в гимназии. Михаил — высокий мужчина крупного телосложения.

С самого первого дня он невзлюбил Беликова и не понимал, отчего все его боятся, что заставляет его ходить в гости и молчать. Этот персонаж сыграл важную роль в жизни «человека в футляре».

Он единственный, кто сказал ему правду, не стал терпеть его выходки.

Варенька — 30-летняя возлюбленная главного героя. Это очень красивая девушка, жизнерадостная. Она веселая, любит петь, чем очаровала всех вокруг. Михаил и Варвара часто ругаются между собой, так как живут вместе. Девушку сватают к Беликову, а она и не сопротивлялась этому.

Портрет Беликова представлен как нечто странное, ограниченное, пустое, а его жизнь выглядит очень страшной. Главная мысль, которую хотел преподнести автор, — не стоит замыкаться, погружаться в свой «чехол» страхов, переживаний и предрассудков. Не нужно устанавливать ограничения себе и окружению, а вместо этого следует жить полноценной жизнью, быть открытой и жизнерадостной личностью.

Характеристика главных героев рассказа Чехова "Человек в футляре" | Какой Смысл

Произведение «Человек в футляре» А.П. Чехова содержит противоречивых, разных персонажей, которые вынуждены подстраиваться друг под друга. Герои живут в маленьком городке.

Поэтому они просто не могут не взаимодействовать друг с другом. Несмотря на то, что эти люди абсолютно несовместимы, они работают в одной гимназии. Автор своим произведением словно спрашивает читателя: «А нет ли у него подобного футляра».

Чувствует ли человек истинную свободу, находясь в обществе?

Характеристика главных героев рассказа «Человек в футляре»

Главный герой Иван Иваныч

«Ветеринарный врач Иван Иваныч». Внешность у персонажа была заметная. Его выделяли длинные усы. «Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами». Именно так описывает своего персонажа А.П. Чехов.

«У Ивана Иваныча была довольно странная, двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его по всей губернии звали просто по имени и отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом».

Окружающие посчитали, что такая фамилия не подходит ветеринарному врачу. И окружающие люди решили не использовать ее в своей речи. Вместе с Буркиным Иван Иваныч отправились на природу.

Буркин

Учитель гимназии Буркин. Это был лысый мужчина невысокого роста, у которого была длинная борода. Персонаж был своеобразным философом. Он ясно и понятно излагал свои мысли. Герой жил совсем рядом с главным действующим лицом произведения — учителем греческого языка Беликовым.

Их дома стояли напротив. Буркин понимал, что все люди разные. «Что ж тут удивительного! — сказал Буркин. — Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало». Но он не мог принять их. По его словам.

хоронить людей, подобных Беликову, — сродни удовольствию.

Беликов

Беликов выделялся среди остальных жителей небольшого городка. «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате.

И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник». Персонаж хотел абстрагироваться от окружающих. Беликов не принимал никаких изменений.

Его это пугало и выбивало из привычной колеи. Учитель греческого языка был сторонником жестких рамок и правил. Для него любые запреты считались нормой.

«Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Он боялся всего нового, неизведанного. Любое отклонение приводило героя в ужас. Беликов осуждал людей, в поведении которых было что-то необычное.

«…у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». Беликов выбрал для себя жить в футляре. Только так он чувствовал себя в безопасности.

Для него это были самые комфортные условия.

Беликов всегда с тревогой покидал свою скорлупу. Делал это он лишь по большой необходимости. И каждый раз он переживал, чтобы «чего не произошло». Окружающие не понимали его поступков и манеры поведения. Когда Беликов умер, все вздохнули с облегчением.

Читайте также:  Аргументы на тему: отцы и дети в романе «война и мир» (л. н. толстой)

Михаил Коваленко

Еще один учитель — Михаил Коваленко. Он работал вместе с Беликовым и Буркиным. Персонаж был высокого роста и крепкого телосложения. Разговаривал он исключительно громким басом. Герой с неприязнью относится к Беликову. Можно сказать, что он его ненавидит. Он не понимает его поведения.

Коваленко не побоялся высказать в лицо Беликову все, что он о нем думает. Эту правду долгое время скрывали другие коллеги учителя греческого языка. Коваленко не мог безмолвно наблюдать за происходящим. Оставаться в стороне — не в его правилах. Персонаж не смог вытерпеть Беликова у себя в гостях.

Он его выгнал, спустил с лестницы.

Варенька Коваленко

Варенька Коваленко — сестра Михаила Коваленко. 30-летняя героиня была возлюбленной учителя греческого языка. Варвара была привлекательна и умна. Веселая девушка радовалась каждому новому дню. У Варвары Саввишны были отличные вокальные способности. Этим она и очаровала не только коллег, но и Беликова.

Главный персонаж даже поставил портрет жизнерадостной хохотушки на свой стол. Сестра и брат никак не могут найти общий язык. Они постоянно ссорятся. Причина всех их конфликтов — общая жилплощадь. Поэтому коллеги советуют Варваре присмотреться к Беликову. Они наивно полагают, что героине подойдет такой жених.

Но девушка не желает ставить себе ограничения.

Характеристика главных героев рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» ℹ️ описание образов действующих лиц, анализ характеров персонажей

История, жанр и герои рассказа

«Маленькая трилогия» — серия рассказов Чехова, где повествование ведут между собой 3 героя, рассказывая друг другу истории из жизни. В 1898 г. начало этой трилогии положил ее первый текст — рассказ «Человек в футляре».

Центральным в произведении есть образ учителя Беликова, но все остальные персонажи не менее важны, так как их взаимодействие с «человеком в футляре» полностью раскрывает его образ.

Всего в рассказе 8 действующих лиц:

  Персики – О'Генри

  1. Иван Иваныч Чимша-Гималайский — врач-ветеринар.
  2. Буркин — учитель гимназии.
  3. Беликов — преподаватель греческого языка, центральный персонаж произведения.

  4. Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии, коллега Беликова.
  5. Варенька — сестра Михаила Коваленко.
  6. Афанасий — старик шестидесяти лет, повар главного героя.
  7. Мавра — жена старосты.

  8. Учителя, коллеги Беликова.

Подробная характеристика

Главный герой рассказа Чехова «Человек в футляре», учитель греческого языка в гимназии. О нём нам рассказал его коллега Буркин, который хорошо его знал.

Беликов был очень странный человек, он всегда и от всего старался оградиться оболочкой, футляром. В любую погоду он носил галоши, зонтик, тёплое пальто и даже лицо закрывал воротником.

Дома он мог спать, только укрывшись с головой одеялом.

Беликов очень боялся нововведений, открытости, громких звуков и многого другого. Он постоянно осуждал любые начинания, как в гимназии, так и в городе, если его не слушали, начинал жаловаться в вышестоящие инстанции. Из-за этого его все боялись и в городе перестали проводить много различных мероприятий, дел и занятий, лишь бы не стать предметом осуждения Беликова.

Однажды, ему понравилось пение Вареньки, сестры нового учителя в гимназии, и все дружно решили женить его на ней. Она была не против, ему тоже эта мысль понравилась. Беликов поставил её портрет у себя дома, начал за ней, по своему, ухаживать.

Все помогали им, приглашали их вместе в театр, в гости. Время шло, но он всё тянул с предложением, сомневался в надобности этого действия. Он часто заходил к Буркину, говорил тому про ответственность, боялся, как бы чего не вышло после свадьбы.

На первое мая все учителя, включая Беликова, пошли в рощу. Вдруг их обогнали на велосипедах Коваленки. Увидев Вареньку, крутящую педали, он потерял дар речи и мгновенно вернулся домой. На следующий день он пошёл им выговаривать, как неприлично учителям и женщинам ездить на велосипедах.

Михаил Саввич вспылив от его речей, спихнул Беликова с лестницы. Тот, упав, к своему ужасу, увидел Вареньку, которая, не поняв в чём дело, начала хохотать. В шоке он пошёл домой, убрал её фотографию и слёг. А через месяц Беликов умер.

В гробу он лежал, вроде даже как счастливый, ведь он получил такой шикарный футляр.

Запоздавшие охотники

Историю о «человеке в футляре» мы узнаем из диалога двух гостей старосты Прокофия, которые остановились у него заночевать: Ивана Иваныча Чимши-Гималайского и Буркина. Эти же персонажи являются основными повествователями и в двух других рассказах «Маленькой трилогии».

Иван Иваныч

Ветеринарный врач со «странной, двойной фамилией», которая совершенно ему «не шла». Чехов описывает Ивана Иваныча как «высокого, худощавого старика с длинными усами», который курил трубку, был охотником и жил на конском заводе вблизи города.

Чимша-Гималайский, как говорит автор, приехал в село Мироносицкое «подышать свежим воздухом» и стал невольным слушателем и собеседником рассказа Буркина.

Рассказчик Буркин

Учитель гимназии, главный повествователь произведения. Именно он знакомит читателя со своим коллегой Беликовым. Внешность Буркина автор описывает только на последних страницах рассказа: невысокого роста, плотного телосложения, лысый, с длинной черной бородой.

Буркин кратко пересказывает своему собеседнику историю Беликова, который уже умер, а при жизни был настолько замкнутым и нелюдимым, будто окружен от мира невидимым футляром.

Кроме того, что Буркин работал в той же гимназии, что и Беликов, он ещё был его соседом, они часто общались и вместе ходили на работу.

Человек в футляре

На момент выхода рассказа многие читатели произведения гадали, с кого же срисовал литературный портрет главного героя А. П. Чехов, находя схожие черты во многих знакомых писателя, с которыми он пересекался в жизни. Впоследствии литературные критики выразили сомнения таким параллелям, признав, что образ скорее собирательный, а не точный.

Перебирая персонажей произведения, можно с легкостью определить, кто из героев рассказа Чехова — человек сомневающийся, мнительный, обидчивый, ненавидящий всем сердцем действительность и презирающий нарушение любых правил и порядка.

Конечно, это главный герой — учитель греческого языка местной гимназии Беликов.

Буркин рассказывает Ивану Иванычу, что Беликов любым способом пытался отгородиться от внешнего мира, что проявлялось в его образе жизни, разговоре, внешнем виде.

Это невысокий человек с маленьким бледным лицом и в темных очках, которому уже было давно за 40 лет, 15 из которых он проработал в местной гимназии. Беликов всего боялся и всех презирал. Он избегал действительности, скрываясь от нее за темными очками, высоким воротом пальто и зонтиком. Несмотря на свою интровертность и сухость, однажды Беликов, как говорит Буркин, «чуть даже не женился».

Жизнерадостная Варенька одновременно притягивала его своим веселым нравом и ласковым к нему отношением, но пугала и отталкивала неудержимым свободолюбием и желанием нарушать правила, которые были в основе мировоззрения Беликова. Но женитьбе не суждено было случиться.

Неудачная карикатура, в которой Беликова прозвали «влюбленный антропос», прервала не только возможное сватанье, но и жизнь мнительного учителя греческого языка.

Популярные сочинения

  • Нужно уметь и проигрывать — сочинение Каждый человек знает, что не бывает худа без добра и побед без поражений. Именно поражения помогают людям, чаще всего, добиваться желаемого. Они помогают мотивироваться и достигать чего-то большего
  • Сочинение по картине Украинская ночь Куинджи (описание) Картина Куинджи «Украинская ночь» обладает неимоверной мистичностью и энергетикой. Удачно подобранные цвета, а также темные оттенки фиолетового создают эффект некоторой бархатности.
  • Сочинение Письмо маме Здравствуй, моя драгоценная мамочка! В этот яркий и солнечный день я решила написать тебе письмо. И таким способом передать свои искренние и теплые чувства к тебе.

Главный антагонист произведения

По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные черты и абсурдность жизни главного героя. Теперь 2 героя контрастируют, а автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей он стороне.

В противовес замкнутому, неуверенному в себе, угрюмому Беликову автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии, обладающий зычным голосом и суровым характером.

Он уверен в себе, прямолинеен, нетерпим ко лжи и лицемерию. Михаил Саввич прибыл на новое место работы из Украины вместе со своей сестрой Варенькой.

Он резко осуждает учителей, называя их «чинодралами», а атмосферу в коллективе характеризует как «удушающую».

К Беликову относится с подозрением, видя в нем «фискала» и «мерзкого типа», но в личные отношения сестры не вмешивается, предоставляя возможность ей самой выбрать жениха. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании скучных преподавателей и с нетерпением ждет возвращения на Родину, где он будет рыбачить и учить «хохлят».

Несостоявшаяся женитьба

Как глоток свежего воздуха разбавляет «душную» атмосферу местных учителей сестра Михаила Коваленко. Она притягивает и увлекает главного героя своим темпераментом, непринужденным поведением и мелодичными песнями.

Веселая, молодая женщина, которую коллеги Беликова надеялись выдать за него замуж. Варвара Саввишна обладала незаурядной внешностью: была чернобровая, стройная, краснощекая, по словам автора, «не девица, а мармелад».

Она любит петь и весело хохотать, кататься на велосипеде, читать книги и горячо спорить.

Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая взаимностью на его притязания, так как не прочь, как пишет Чехов, выйти замуж, обзавестись семьей и съехать от брата.

Второстепенные персонажи

В рассказе есть несколько второстепенных персонажей. Они лишены реплик и возникают в сознании читателя из рассказа Буркина о Беликове. Каждый из этих персонажей несет смысловую нагрузку, подчеркивая и дополняя образ жизни и мыслей последнего:

  1. Мавра — жена старосты, у которого остановились на ночь охотники. Именно она побудила Буркина вспомнить о «человеке в футляре», так как и сама являлась замкнутой и нелюдимой. Несмотря на то что женщина она была видная, здоровая и умная, Мавра никогда не покидала пределы родного селения, ничего не видела, а последние 10 лет и вовсе сидела на печи и выходила на улицу только по ночам.
  2. Старик Афанасий — шестидесятилетний повар Беликова, который когда-то служил денщиком, поэтому кое-что умеет «состряпать». В тексте Афанасий упоминается бегло, чтобы подчеркнуть нетерпимое отношение главного действующего лица рассказа к женскому полу и его недоверие и презрение к окружающим.
  3. Учителя — собирательный образ: коллеги Беликова, Коваленко, Буркина. По словам последнего, «народ мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине». На деле же, люди унылые, которые не выносят Беликова, но боятся ему возразить, у которых настолько неинтересное и, как говорит Коваленко, «кислое» общество, что они просто от скуки уцепились за возможность сосватать Вареньку за учителя греческого языка.
Читайте также:  Кто такие поэты-шестидесятники?

Несмотря на малый жанр, произведение полностью раскрывает персонажей через диалоги и описания поступков, мыслей и образа жизни героев. Само название рассказа настолько ёмко и точно охарактеризовало типаж Беликова как сухого, закомплексованного интроверта, что на долгие годы стало нарицательным, как и фамилия главного героя.

Главные герои рассказа «Человек в футляре» тесно связаны воедино. Каждый из них чему-то учит читателя. Что хотел донести, создавая образ Беликова, Чехов? Ответ очевиден: не стоит прятаться от жизни, надо быть открытым и свободным, любить и уметь радоваться, не осуждать, не бояться, не быть мнительным и не прятаться в «футляре» от окружающего мира.

Сочинение 2

Рассказ «Человек в футляре» — сатирическое произведение, в котором А.П. Чехов вытаскивает на свет неприглядные черты человеческой натуры: закрытость, мнительность, необщительность и подозрительность. Все эти качества заключены в главном герое произведения — учителе греческого языка Беликове.

Жизнь и поведение Беликова полны странностей. Все, что только можно, он прячет в чехол: очки, часы, зонтик, нож, да и самого себя, вечно до самого лица кутаясь в ватное пальто и обуваясь в калоши в любую погоду.

Окружающая мир — вечный раздражитель для Беликова, от звуков которого он отгораживается, затыкая уши ватой.

Даже свой дом этот странный человек превратил в своеобразный футляр, где спал под ватным одеялом, предварительно закрыв ставни.

Но даже и это не приносило покой — Беликов опасался, что его ограбят, а то и, чего доброго, зарежет во сне слуга. Неудивительно, что наутро учитель гимназии оказывался невыспавшимся, понурым и бледным.

Тем не менее, Беликов через свой многослойный «футляр» все же осознавал, что живет в социуме и работает в коллективе, как бы это прискорбно для него не было.

В связи с чем считал себя обязанным «поддерживать добрые отношения с товарищами». Это выражалось в том, что он просто приходил домой к своим коллегам и часами молча сидел, даже не пытаясь завести или поддержать беседу.

Можно представить, как он невыносимо при этом страдал.

Несмотря на свое угнетающее воздействие на окружающих, Беликов пользовался неким подобием авторитета среди своего окружения. Его побаивались, опасались даже повышать голос в его присутствии, не говоря уже об игре в карте.

Приверженец досконального соблюдения всех приказов и циркуляров, Беликов не гнушался докладывать «куда следует» обо всех, даже мельчайших и незначительных нарушениях. И настолько это человек мог подавлять собой, что побаивалось его даже начальство и духовенство.

«Как бы чего не вышло» — под таким девизом жил Беликов и таково было его отношение к любым, выходящим за рамки общепринятых, действиям.

Беликов был одинок, что естественно для такого человека, как он. Женщин он не держал даже в услужении, опасаясь, что о нем плохо подумают. Но жизнь полна парадоксов, и Беликов однажды даже почти женился. На эту мысль, сами не понимая зачем, навели его коллеги по гимназии.

В невесты прочили Веселую хохотушку Вареньку, сестру одного из преподавателей, полную противоположность Беликову во всем. Удивительно, что и Варенька была «непрочь замуж».

По тем временам она считалась «старой девой», а Беликов при своем положении и должности был для нее если не завидной, то вполне приемлемой партией.

Несмотря на вечные опасения Беликова «как бы чего не вышло», дело медленно, но неукоснительно шло к свадьбе. Даже брат Вареньки, который Беликова на дух не выносил, предпочитал не вмешиваться в дела сестры. Но дело испортил случай — рядовой для любого нормального человека, но экстраординарный для «человека в футляре». Беликов увидел, как Варенька и ее брат катаются на велосипеде.

Этот эпизод в рассказе наглядно показывает, насколько архаичны были представления Беликова о нормальной человеческой жизни. По его мнению, ни девушка, ни преподаватель гимназии не имеют права кататься на велосипеде. Этим они якобы роняют свое достоинство и показывают плохой пример ученикам, которым «только и остается, что стоять на головах».

Со стороны Беликова было непростительной ошибкой явиться со своими нелепыми претензиями к брату Вареньки. Логичный исход этой беседы: «человек в футляре» был спущен с лестницы и опозорен перед несостоявшейся невестой.

Больное воображение Беликова дорисовало и еще более ужасные последствия этого случая: карикатуры на него, позор перед коллегами и начальством и неизбежное прошение об отставке. С горя Беликов заболел и вскоре умер.

Коллеги хоронили его с тщательно скрываемой радостью. Беликов не только сам жил в «футляре», но и заставлял так жить остальных. С его кончиной все вздохнули с облегчением. Однако таких, как Беликов, на свете осталось еще немало. Да и каждому следует задуматься, а не живет ли в футляре он сам.

Ведь все то, что Чехов собрал в утрированном образе Беликова, по отдельности можно обнаружить в каждом из нас.

Главное, увидев в себе малейшие признаки консерватизма, нежелания двигаться вперед, страх свободно вздохнуть и жить полной жизнью — вспомнить человека в футляре и, посмеявшись над ним и над собой, сломать и выбросить свой «футляр» навсегда.

  • 9 класс
  • Другие темы: ← Анализ рассказа «Смерть чиновника» ↑ ЧеховХарактеристика Ионыча Старцева →
  • `

«Человек в футляре» анализ произведения Чехова – тема, смысл, проблематика рассказа

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Чехов

В произведениях А.Чехова можно встретить не только тонкую сатиру. Талантливый прозаик обладал наблюдательностью опытного психолога. Рассказ о маленьком человеке, боящемся жизни, написан в сатирической форме. Автор смеется над самой природой этого явления и предупреждает о том, что любому человеку очень просто закрыться от жизни футляром.

Футляр означает свод неписанных законов, которыми люди привыкли ограничивать себя. Человек, живущий в плену условностей, болен. Он добровольно заточил себя в мире запретов. Обитателю укромного мирка нравится существовать в закупоренном пространстве по своим правилам.

Но второму человеку уже нет места в душном уголке, поэтому футляр обрекает своего пленника на одиночество.

Главному герою рассказа Чехова, учителю Беликову, постоянно кажется, что случится нечто непредвиденное, способное разрушить намеченные планы.

Поэтому Беликов никогда не снимает калош, всегда поднимает воротник, носит зонт в погожие дни и скрывает взгляд за темными очками. Он боится реальности и ненавидит происходящее.

Облачившись в футляр, он ограждает себя от окружающего мира. Беликов давно забыл о духовных ценностях, и не позволяет себе эмоций.

В рассказе присутствует история отношений Беликова с девушкой Варей, которая надеялась вызволить героя из футляра. Но он только крепче в нем закрывался, пугаясь разговоров о женитьбе.

По мнению автора, самая ужасная беда для человека – безразличие к жизни. Беликов так погружен в себя, что не замечает красочный мир за своим футляром. Он равнодушен к тому, что происходит вокруг него, только бы соблюсти приличия.

Люди, подобные Беликову, отказываются от жизни, выбирая жалкое существование. Они не допускают судьбоносных вторжений, несущих перемены. Беликов сам не смог обрести счастье и никого не осчастливил. Он испугался развития чувств и предпочел заменить счастье покоем.

Автор постепенно подводит читателя к выводу: необходимо избавиться от футляра. Иначе замкнутого человека ожидает трагическая судьба. Беликов в итоге умер одиноким и некому его оплакивать. Нет родных и близких, отсутствуют последователи и достижения. Так никчемно закончилась его земная дорога.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Человек в футляре.

Год написания – 1898 г.

История создания – Рассказ явился завершением трилогии. В то время, когда автор работал над этим произведением, у него был обнаружен туберкулез, что привело к увяданию творчества.

Тема – Главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, его замкнутость в собственную скорлупу. Как факт, отсюда выходит тема одиночества, и апатии к жизни. Имеет место и тема любви.

  • Композиция – Рассказ написан доступным для понимания языком, он разделен на небольшие фрагменты, в которых ярко выражена основная мысль.
  • Жанр – Рассказ, являющийся одной из составной трилогии.
  • Направление – Сатира.

Сочинение 2

Бывает, что человек создаёт себе свой собственный мирок, в котором он прячется от всех, закрываясь в нем, подобно какой-нибудь вещи, запакованной в футляр.

Его не волнуют никакие события, происходящие вокруг, он не обращает внимания на окружающих его людей, человек просто отгородился от всех.

Безусловно, такой способ уйти от проблем намного легче, чем решение выбраться из своего «футляра» и как-то изменить ситуацию.

Рассказ «Человек в футляре» А.П.Чехова повествует именно о таком человеке. Его главный герой Беликов – учитель греческого языка. Реальная жизнь его попросту раздражает, он её боится и всячески избегает общения с внешним миром. Даже одежду Беликов предпочитает похожую на футляр, в черных и мрачных тонах. С её помощью он благополучно прячется от солнечного света и чистого воздуха.

Будучи учителем иностранных языков, читая много книг и статей, Беликов живёт в прошлом, восхваляя его и ненавидит настоящее.

И всё бы ничего, если бы он не переносил этот футлярный образ жизни на других людей, подобно заразной болезни.

Он живёт как по уставу, слово «нельзя» для него подобно песне и он заставляет других жить по этим правилам. Жители города его побаиваются и стараются держаться подальше.

Но даже у такого человека, как Беликов, внутри просыпаются какие-то небольшие, но всё-таки чувства. Они возникают у него в отношении сестры нового учителя истории и географии Вари Коваленко. Он долго размышляет и сопоставляет все «за» и «против».

Жениться рано или поздно всё равно придется, это соответствует правилам, а соблюдать правила необходимо.

А вдруг что-то пойдет не так? Можно ли будет изменить ситуацию, ведь ему свойственно пускать все на самотёк, может всё решится само собой? Такие мысли терзали Беликова и доставляли ему неудобства.

После своей смерти Беликов даже выглядеть стал иначе: его лицо выражало умиротворение и даже некую жизнерадостность, создавалось впечатление, что он рад тому, что наконец-то оказался в футляре на самом деле. И как будто он и жил только ради достижения этой цели.

Сколько ещё на свете таких людей, живущих каждый в своей упаковке? И ради чего они живут, если в старости не найдется ни одного человека, который смог подать бы им кружку воды, потому что всю свою жизнь они игнорировали весь мир.

История создания

В год написания рассказа, 1898, Антон Павлович уже был серьезно болен туберкулезом, и стремился завершить работу над «маленькой трилогией», поэтому история создания была спешной, писатель писал все меньше.

Читайте также:  Анализ рассказа Чехова «Лошадиная фамилия»

Создавая своего героя, автор не имел в виду конкретного человека, образ был собирательным, включая в себя характеристики многих прототипов, имеющих некоторое сходство с Беликовым.

В этом же году, рассказ был опубликован в журнале.

Произведение автора вызывает огромные впечатления, его творчество поражает не только литературным талантом, но и тонким знанием человеческой психологии.

Популярные сочинения

  • Характеристика общества в Горе от ума сочинение Общество, в труде Горе от ума, разделилось на противоположные мнения – с одной стороны, это прогрессивная молодежь, а с другой-крайне консервативные помещики старой школы
  • Сочинение на тему Аральское море Постараемся отразить хронику гибели Аральского моря. Аральское море или Арал — умершее море в Средней Азии. В действительности Арал считается мертвым для разных организмов озером.
  • Сочинение по картине Сенокос Пластова (5, 6, 7 класс описание) Очень красивая, летняя картина. Здесь много энергии. Это не просто пейзаж, где зеленые деревья и голубое небо. Тут люди работают! Поэтому и называется она «Сенокос».

Тема

Чтобы сделать в «Человеке в футляре» анализ данного произведения, необходимо выявить проблематику рассказа. Одной из главных проблем, описанных автором, является социопатия. Человек полностью отгораживает себя от окружающего общества, стараясь спрятаться от возможных выпадов жизни, различных непредвиденных ситуаций, могущих повредить размеренному течению его жизни.

Одной из главных тем, является обособленность человека. Таким закрытым от общества человеком, показан главный герой рассказа.

Он прячет от людей не только свою сущность, но и все свои вещи, каждая из которых имеет свой чехол и футлярчик, он прячет свои чувства, стараясь и всего себя укрыть от человеческих глаз.

Беликов боится любого проявления чего – либо неординарного, выходящего, по его мнению, из рамок дозволенного.

Страшно равнодушие Беликова к жизни. Это человек, полностью ушедший в себя. Ему глубоко чуждо стремление людей к чему – то новому и необычному. Беликов понимает, что человек в окружении других людей не должен уходить от общения с себе подобными, но понимает однобоко. Суть его общения заключается в том, что он посещает своих коллег, молча сидит некоторое время, и уходит.

В отношении любви, он ведет себя также. Варенька, кандидатка в его супруги, неотлучно находясь при своем брате, и мечтающая о собственной личной жизни, пытается разжечь в потенциальном избраннике хоть какие – то чувства. Все ее стремления и попытки оказываются напрасными, Беликов не способен на проявление чувств, он бежит от общения с Варенькой.

Последней каплей, поставившей точку на этих так и не начатых отношений, явилась езда Вареньки на велосипеде. Для Беликова такое поведение девушки – край неприличия. Он пошел к брату Варе, чтобы указать тому, что такое поведение недопустимо. Грубый и прямодушный отпор Коваленко, привел Беликова в состояние ступора. Он слег в постель, и через месяц умер.

Так закончилась никчемная жизнь, смысл которой, он так и не нашел, и не понял. Только в гробу выражение его лица приобрело черты, присущие нормальному человеку.

Лишь после смерти замкнутые и напряженные мышцы лица расслабились, и на нем застыла улыбка.

Но и это говорило лишь о том, что, наконец – то, он смог достичь идеала, он лежит в том футляре, в который никто и никогда не посмеет вторгнуться.

Сочинение: Маленький человек в рассказе «Человек в футляре» (А.П. Чехов)

(546 слов) Великий мастер слова Антон Павлович Чехов, как и многие его современники, не обошел стороной тему «маленького человека». Этот вопрос автор поднимает во многих своих повестях и рассказах. Интересно поразмышлять о том, какая роль отводится этой теме в произведении «Человек в футляре»?

Главный герой произведения «Человек в футляре» является маленьким человеком. Но автор нарушил литературную традицию и не стал ему сочувствовать. Напротив, он показал неприглядную изнанку этого образа — зашоренность сознания и оторванность от мира. Перед нами учитель греческого языка, который преподает в гимназии.

Он идеализирует прошлое и дистанцируется от настоящего, поэтому ученики и коллеги не находят с ним общего языка. Разлад обусловлен и странностями в поведении героя. Даже в солнечную и ясную погоду Беликов не изменяет своим привычкам и выходит из дома в тёплом пальто, в галошах и зонтиком. Все его вещи были в чехле. Он всегда носил темные очки и порой затыкал уши ватой.

Герой сам был подобен футляру или чехлу. Внешний облик полностью отражал его внутренний мир. Скрытный и закрытый Беликов ценил и приветствовал все запреты, а любое проявление свободы он воспринимал с опаской. Его коммуникация с внешним миром сводилась к навязыванию ограничений. Своими жалобами, опасениями, страхами он докучал не только учителям, но и директору.

Его манера преподавания вызывала у учеников только отвращение. Мертвый язык преподавал такой же «мертвый в душе» учитель. Психологический «футляр» доставлял дискомфорт его окружению. Страх преследовал и самого Беликова. Он боялся слуги, воров, велосипедов, всего, что, чисто теоретически, могло навредить ему. Учитель пытался огородить себя от всего мира.

«Маленький человек» в интерпретации Чехова ничтожен и жалок, ведь он не стремится расти духовно.

Судьбу маленького человека в футляре могла изменить только любовь. Варенька тронула сердце Беликова. Общие знакомые пытались свести их, однако зона комфорта оказалась важнее для замкнутого учителя греческого языка.

Веселая и заводная хохотушка могла бы вытащить маленького человека из футляра, но Беликов был просто не готов покинуть свой привычный мир, который он создал из скорлупы предостережений, комплексов и консервативности. Маленький человек мелочен во всех своих проявлениях и на настоящую любовь не способен.

Особенно ярко это выразилось в эпизоде, когда Беликов шел со своим коллегой по улице и увидел, как Коваленко вместе со своей сестрой едут на велосипеде и громко смеются. Для главного героя это было ударом.

«Как же так? Учитель и девушка в платье на велосипеде? Что за бескультурье?».

На следующий день молодой учитель наведался с визитом в дом своей «невесты» с возмущением. Вареньки дома не было, но её брат воспринял консервативность нравов «жениха» в штыки и на эмоциях толкнул Беликова с лестницы.

Увидев финал сцены, Варенька громко хохотала, что ввело Беликова в отчаяние. Вернувшись домой, главный герой впал в депрессию и через месяц умер. Лишь в гробу на лице его появилась блаженная улыбка.

Наконец-то он находился в футляре, из которого нет выхода.

Образ маленького человека в лице Беликова дополнил галерею персонажей, созданных писателями. Человек сам, без нажима общества, выбрал такой путь и отгородился от большого мира мелкими страхами, запретами и ограничениями. Бестолковость и обыденность стали главными составляющими его зоны комфорта. Не общество было его врагом.

Он сам сделал себя ничтожеством, сам растоптал лучшие свои качества. Маленький человек, не способный противостоять быстрому ритму и резкой смене понятий, просто отступил и навсегда ушел в свой «футляр».

Это делал каждый персонаж из этой галереи, но только Чехов возложил ответственность за «футлярность» на того, кто должен расти вопреки всему, но не делает этого.

  Андромаха, Жан Расин: содержание по главам

Полина Чернышова

Композиция

Текст рассказа разбит на небольшие смысловые эпизоды, которые выражают самую суть происходящего.

Четко и точно дается описание Беликова, вся его сущность, из чего составляется мнение о нем окружающих.

Своим мировоззрением, своей осторожностью, «как бы чего не случилось», этот маленький и ничтожный человек, сумел держать в напряжении всех жителей города.

Все свои действия, они соразмеряют с его мнением, не позволяя себе ничего лишнего, то есть, сдерживая свои проявления настоящих человеческих чувств.

В городок приезжает новый учитель, Михаил Коваленко, он – полная противоположность Беликову.

Ему сразу видна суть происходящего, и, в отличие от смирившихся горожан, он не собирается подстраиваться под Беликова.

Коваленко дает решительный отпор Беликову, и тот не выдерживает такого бурного натиска, его мозг не в состоянии переработать такое поведение человека, и жизнь Беликова приходит к финалу.

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 4.03 [29 Голоса (ов)]

Когда человек создает свой собственный мир, он закрывается от всего окружающего, подобно предмету, помещенному в футляр. Его не волнует ни происходящее, ни окружающие люди. Он отгораживается от настоящего и проблем, связанных с ним, ведь гораздо проще спрятаться от проблемы, чем найти способ решить ее раз и навсегда.

Беликов выбрал для себя эту роль, каждый день его мировоззрение было закупорено, причем его это полностью устраивало. Общество живет своей жизнью, а Беликов своей, облаченной футляром. Человек лишается всего того, что отличает его от машины.

Автор, создавая образ Беликова, дает читателям понять, что «футляр» самое что ни на есть наше время, в котором именно государственный режим и ряд правил управляют человеком, а не его стремление вносить что-то новое в общество и жизнь обычных людей.

Отрицание правды, истинного просвещения и поощрение доносительства делает Беликова жалкой и в то же время зловещей фигурой. Зловещей — из-за своего пожизненного отрицания всего существовавшего в мире. Жадность, озлобленность на всех, физическая и духовная лень руководят им изо дня в день.

Создав свои собственные правила, он усиленно пытается навязать их всем окружающим, давя на их собственные личности. Жалкой — потому, что ему непосилен был мир «живых» людей. Как только он открылся ему, тут же осознал всю свою неспособность существования в нем и вскоре скончался.

А сколько еще таких людей, подобных Беликову, до сих пор живет в своем лично созданном «футляре»…

Не только общество формирует человека, но и сам человек способен влиять на общество. Страх перед окружающим миром может заставить человека создать «футляр», уходя от реальности.

Да, человеку необходимо подчиняться общественным правил и нормам, но и общество ведь должно учитывать моральные устои и интересы каждого человека как личности. Идеального общества, наверное, не существует. Невозможно построить систему, подходящую каждому индивидууму.

Но к этому нужно стремиться, а нам с вами – не быть задавленными коллективным мнением, не сворачивать со своего пути.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

  • Сочинение по творчеству Чехова А. П.
  • Сочинение «Жизнь среди людей»
  • Сочинение на тему «Идеальный мир»
  • Сочинение «Мое положение в обществе»
Ссылка на основную публикацию