Анализ повести Максима Горького «Детство»

Повесть «Детство» — первая часть автобиографической трилогии М. Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»). Замысел серьезно взяться за собственную автобиографию появился у писателя в 1893 г. В «Изложении фактов и дум» появляются первые наброски, вошедшие впоследствии в повесть.

Анализ повести Максима Горького «Детство»

На протяжении 1913-1914 гг. повесть печаталась частями в газете «Русское слово». Отдельный книгой «Детство» было издано в Берлине, а в 1915 г. вошло в собрание сочинений М. Горького.

В ходе работы писатель планировал изменить название повести на «Бабушка», но отказался от этого замысла. Горький придавал произведению большое воспитательное значение, которое выражается в поговорке: «учение и труд все перетрут».

Смысл названия

Примером для Горького явно служила знаменитая классическая трилогия Л. Н. Толстого. Вероятно, с этим связано одинаковое название первых частей двух автобиографий. Планируя изменить название на «Бабушка», писатель, с одной стороны, хотел подчеркнуть влияние этой женщины на свою судьбу, с другой — показать коренное различие между детством людей разных сословий и разных эпох.

Главная тема произведения — внутренний мир ребенка, влияние окружающей среды на его развитие

«Детство» Толстого начинается со счастливого пробуждения, «Детство» Горького — с ужасной трагедии. Самые ранние воспоминания писателя связаны со смертью отца и его похоронами. Мальчик смертельно напуган даже не видом покойника, а внезапными родами матери.  В это же время в его жизни впервые появляется новый «странный человек» — бабушка.

В судьбах бедных людей рождение и смерть всегда идут рука об руку. В дороге умирает новорожденный брат Алексея, что становится еще одним ударом для окаменевшей от горя матери.

Раннее знакомство с самыми неприглядными сторонами жизни могло нанести серьезный удар по психике мальчика. Веру, надежду и силу ему помогла сохранить бабушка — «самый близкий сердцу… самый понятный и дорогой человек». Ее удивительные сказки погружали ребенка в прекрасный таинственный мир, не имеющий ничего общего с окружающими страданиями.

Огромным событием для маленького Алексея становится переезд к деду. Его первые слова к родной дочери позволяют догадаться, что жизнь будет несладкой: «Что-о, дура? Ага-а! То-то вот… Эх вы-и…». Мальчик «сразу почуял в нем врага», да и остальные родственники (дядя Яков, дядя Михаил, тетка Наталья) произвели на него неблагоприятное впечатление.

Атмосфера в дедовском доме была пропитана духом «взаимной вражды» из-за требований раздела наследства. Мальчик сразу же сталкивается со сценами драк, криков, слез, ожесточенной ругани. Он еще больше привязывается к бабушке, которая сглаживает постоянные ссоры и принимает озлобление на себя: «Что, ведьма, народила зверья?».

У деда Алексей познакомился с суровыми методами традиционного образования и воспитания: беспрекословное подчинение, механическое заучивание молитв без уяснения их смысла, физические наказания.

Первое сечение розгами, во время которого дед еще и «разгорячился», глубоко запало в душу мальчика.

Во время выздоровления происходило его значительное духовное перерождение, выразившееся в острой чувствительности «ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Алексей «смутно помнил, что отец и мать жили не так… другие речи, другое веселье». Родственники же не знали никаких удовольствий, кроме обильной еды и водки. В пьяном виде они пели и плясали, но буйная радость часто сменялась грустью и печалью.

Со всех сторон мальчика окружала злоба и насилие. Самыми значительными и запоминающимися событиями в его жизни становятся гибель Цыганка, пожар, смерть тетки Натальи, пьяное буйство дяди Михаила, самоубийство дядя Петра. Окружающая жестокость сделала Алексея большим любителем уличных драк. В то же время он испытывает отвращение к издевательствам над слабыми и беззащитными существами.

Постоянные безобразные сцены избиения и ругани становились для Алексея привычными, «все слабее трогали сердце». Мальчик неосознанно понимал, что в серой будничной жизни «и горе — праздник, и пожар — забава».

Очередным испытанием для Алексея становится появление отчима. Из рассказов матери и бабушки он знал о родном отце и считал его добрым и хорошим человеком. Грубое вторжение Евгения Васильевича было непонятно, «хотелось озорничать, говорить всем злые слова».

После нового брака матери Алексей попеременно живет то у нее, то вновь у деда. Мерзости и грязи достаточно в обоих домах. Мальчик становится свидетелем избиения бабушки и матери. При этом он начинает ходить в школу, но предпочитает проводить время в компании уличных мальчишек и самостоятельно зарабатывать деньги.

Смерть матери Алексея потрясает своей «обыденностью». Дед даже не сразу верит мальчику и грубо возражает ему: «Что врешь?». Только крик отчима возвещает о трагедии: «Да она умерла, смотрите…».

Конец периода детства для Алексея связан не столько со смертью матери, сколько с прямолинейным заявлением деда: «на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди…».

Проблематика

В финале Горький прямо ставит главную проблему повести: нужно ли с такой беспощадной откровенностью описывать всю мерзость «дикой русской жизни»? Для автора ответ очевиден. О самой суровой правде говорить необходимо. Только это позволит «с корнем… выдрать ее из памяти, из души человека».

На собственном примере Горький доказывает, что «тяжкая и позорная» жизнь не искалечила его душу и не помешала сохранить «несокрушимую надежду» на лучшее. В этой спасительной способности он видит залог будущего возрождения всего русского народа.

Горький М. «Детство», краткий анализ

Повесть «Детство» М. Горького представляет собой первую часть автобиографической трилогии писателя. Впервые эта повесть была опубликована в 1913 году. Повесть Горький начинает писать, когда живет в Италии. В произведении он рассказывает о том, как прошло его детство в семье его деда Василия Каширина в Нижнем Новгороде.

Через три года М. Горький написал вторую часть трилогии «В людях», эта часть посвящена описанию тяжёлой доли рабочего люда. В 1922 году в свет выходит третья заключительная часть цикла – «Мои университеты».

Основные герои повести

Главные герои произведения:

  • Алексей Пешков – главный герой произведения, от его имени ведется повествование. Алексей имеет хорошие физические и умственные данные. Жизнь в доме деда кажется ему невыносимой, он видит всю ненависть и жестокость обитателей дома, из-за чего его сердце становится очень чутким и ранимым к своей и чужой боли.
  • Дед Василий Васильевич Каширин – старичок небольшого роста с рыжей бородой, его возраст примерно 80 лет, он работал цеховым старшиной, в молодости был бурлаком. Он был своенравным человеком, умным, упрямым, суровым. Алексей считал его злым и злопамятным, в повести он показан как человек состоятельный, однако в конце повести он разоряется.
  • Бабушка Акулина Ивановна – ей примерно за 60 лет, ее лицо было добрым, у нее были темные глаза и темные волосы. Он добродушная, трудолюбивая и верующая женщина, происходит от крестьян, не обучена грамоте. С детства она зарабатывала тем, что плела кружево. С Алексеем у нее сложились теплые отношения.
  • Мать Варвара – молодая женщина с серыми глазами, светлыми волосы, она была достаточно крупной, с сильными руками. По характеру Варвара была неразговорчивой и строгой, гордой, спокойной, была обучена грамоте. Она тяжело переносит смерть мужа. В доме деда ей жить очень тяжко. Вскоре она выходит замуж за дворянина Евгения Максимова. Он приносит ей много горя: проигрывает все деньги в карты, избивает ее. От второго брака у нее рождается два сына, которые впоследствии умирают. Сама Варвара тоже умирает от чахотки на глазах у Алексея.
  • Отец Максим Пешков – добрый, честный человек, был умен и силен, хорошо пел и танцевал, никогда не обижал сына. Дядья Алексея и дед не любили его, но бабушка, Григорий и нянька Евгения отзывались о нем очень хорошо.
  • Михаил – старший из братьев, злой, глупый и завистливый человек, он женат, у него двое детей мальчик Саша и девочка Катерина, жену он периодически бьет.
  • Яков – младший из двух братьев, постоянно дерется со своим братом из-за наследства деда, однажды он забил на смерть свою жену, по характеру Яков глупый, злой, завистливый и ленивый человек, братья виновны в смерти Ивана Цыганка. От покойной жены у Якова есть сын Саша.
  • Евгений Максимов – “вотчим” Алексея, проигрывает последние деньги в карты, грубо обращается со своей женой Варварой, Алексей был свидетелем случая, когда Максимов ударил его мать ногой в грудь.
  • Иван Цыганок – парень 19 лет, приемный сын в семье Кашириных, он служит подмастерьем в их мастерской. Он ловкий, веселый, простой, но немного жуликоват. Он хороший работник, поэтому дед и дядья ценят его и редко с ним ругаются. Всех Кашириных, кроме бабушки он не любит. С Алексеем у него сложились теплые дружеские отношения.
  • Григорий Иванович – добрый, умный старик, верный помощник деда Василия в его мастерской. В конце концов Григорий слепнет и становится нищим.
  • Хорошее Дело – один их квартирантов Кашириных, такое прозвище он получил так как имел привычку часто употреблять фразу «Хорошее дело», настоящее имя этого персонажа в повести не упоминается, Он добрый, молчаливый, незаметный человек, он становится хорошим другом Алеши. Однако в доме Кашириных его не любят и вскоре его выживают.

Сюжет произведения

Повествование ведется от лица автора. М. Горький рассказывает о событиях своего детства. Примерно в 1873 году от холеры умер отец Алексея Пешкова (настоящее имя Максима Горького). Затем от тяжёлой болезни умирает и его брат.

Его мать Варвара, бабушка и сам Алексей отправляются к его деду Василию Васильевичу Каширину в Нижний Новгород. Дед работал цеховым старшиной, где красили ткани. В доме деда так же живут уже взрослые дядьки Алексея вместе со своими семьями, так же там проживал подкидыш Иван Цыганок.

Читайте также:  Нравственный смысл рассказа «Кукла» (Н. Носов)

В доме деда царила вражда и неприязнь всех со всеми. Братья Михаил и Яков часто сорятся между собой и с дедом.

В семье деда господствует строгость, часто применяются телесные наказания, к такому юный Алексей не был готов, так как его отец никогда не наказывал сына.

Первый попадает под тяжелую руку деда Сашка, сын Якова, затем достаётся и Алексею, которого дед чуть не засек до потери сознания. Однако мать в тот момент не заступилась за сына, побоявшись гнева своего отца. После этого случая Алексей разочаровывается в матери.

Дед, жалея о случившемся, хочет помириться с внуком, поэтому дарит ему небольшой подарок в виде яблока и “ветки изюма”.

Узнав, что Цыганок пытался защитить его во время порки, Алексей сближается с ним, однако тот через некоторое время погибает в результате несчастного случая.

Единственный человек, с которым у Алексея хорошие отношения – это его бабушка, она часто рассказывает ему разные истории и заботится о внуке. Бабушку в отличии от деда все любили, к ней часто приходили за советом.

Когда дед находится в хорошем расположении духа, он учит Алексея грамоте, читает с ним Псалтырь и рассказывает о пленных французах.

Через некоторое время мать Алексея выходит замуж. Все вместе они уезжают из дома деда, они переезжают в Сормово, там Алексей поступает в школу, однако отношения с одноклассниками и учителями у него не складываются. От нового мужа у Варвары рождается двое детей. Первый слабый ребенок умирает вскоре после своего рождения.

Новый муж начинает изменять Варваре, однажды он пытался ее избить, но Алексей вступился за мать и ранил обидчика ножом. После этого Варвара и Алексей снова возвращаются в дом деда. Там Варвара умирает, а мальчик по наставлению деда идет «в люди».

Дед отправляет внука работать на чужих людей, где ему приходится терпеть побои и унижения.

Тема и проблема произведения

Одной из главенствующих тем этой повести Горького является тема детства. Автор рассказывает о том, как в детстве закладывается характер человека.

Несмотря на то, что главный герой пережил много горя и несправедливости, среда его не ожесточилось, он остался добрым, открытым и чутким человеком. Все горести, через которые пришлось пройти мальчику сделали его только сильнее.

Главное, что на жизненном пути Алексея встречались не только озлобленные люди, но и добрые и чуткие, такие, например, как бабушка Алексей Пешкова Акулина Ивановна.

В повести поднимается и тема роли книг и знаний в жизни человека. Алексей очень тянется к знаниям, он хочет узнать правду, разобраться во всем, анализировать. Знания помогают Алексею находит выход из самых сложных ситуаций.

Еще одной темой произведения является тема выбора жизненного пути. С самого раннего детства Алексей начинает задумываться о своем предназначении. В доме Кашириных он познал и доброту, и жесткость. Он сделал для себя вывод, что должен идти по правильному пути, по дороге нравственности и доброты.

Горький рассуждает и о том, какими нравственными качествами должен обладать человек. Писатель на примере своих дядьев демонстрирует как жажда наживы лишает людей человеческого облика. В образе бабушки Алексея мы видим доброту и заботу, именно она валяется примером хорошего человека с высокими морально-нравственными принципами.

Замечание 1

Горький не скрывает в своём произведении всей жесткости жизни, он считает, что правда выше жалости. Горький крайне негативно относится к жесткости, насилию, нищете, пьянству. Он считает, что эту правду жизни люди должны знать, тогда они смогут избавиться от нее и обрести лучшую долю.

«Детство», анализ повести Горького

Детство – первая пора в жизни каждого человека. «Все мы родом из детства», – утверждал А. Сент-Экзюпери и был прав: действительно, характер человека, его судьба во многом зависит от того, как он прожил свое детство.

Русский писатель Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) тоже считал, что именно из детства человек вырастает «чутким к чужим страданиям», а происходит это, так как он помнит свои страдания, а еще потому, что «детским ясным и ярким взглядом» видит мир он вокруг себя, учится сострадать чужому горю и ценить и отзываться добром на ласку и любовь.

Именно поэтому в 1913 году Максим Горький начал работу над своей знаменитой трилогией, первая часть которой, как и у Льва Толстого, получила название «Детство».

Это автобиографическая повесть, в которой писатель воссоздал обстановку дома, где ему самому пришлось вырасти. Рано потеряв своих отца и мать, уже в 11 лет он оказался «в людях», то есть стал работать у чужих людей, чтобы заработать себе на пропитание.

Это тяжелое испытание, не случайно посвятил он свое произведение сыну, чтобы тот помнил о суровых годах конца XIX века.

Когда после смерти отца Алеша Пешков (автор назвал всех героев реальными именами из жизни) вместе с матерью и бабушкой оказался в Нижнем Новгороде, в родительском доме своей материи, «странная жизнь», которую он начал здесь, стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением».

Мальчик впервые столкнулся с таким понятием, как вражда между родными: он чувствовал, что «дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми».

А еще дед высек Алешу до потери сознания за попытку покрасить скатерть, после чего мальчик долго «хворал», но именно тогда у него появилось беспокойное внимание к людям, точно ему «содрали кожу с сердца», и оно стало «невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Несмотря на то, что Алексей часто сталкивается с несправедливостью, рос он добрым и чутким, ведь его первые девять лет жизни прошли в атмосфере любви, когда он жил в Астрахани с родителями.

Теперь в доме деда ему приходится несладко: он вынужден ходить в школу, учить молитвы, смысла которых не понимает, разбирать по складам Псалтырь. Но есть в доме люди, к которым тянется Алексей.

Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчит большое будущее.

Однако не суждено сбыться пророчествам: Цыганок погиб, раздавленный тяжестью дубового креста, который дядя Яков поклялся отнести на своих плечах и поставить на могилу  жены, вечно им битой и раньше времени отправленной на тот свет.  Вся тяжесть креста легла на плечи Цыганка, а когда тот споткнулся, дядья «вовремя сбросили крест», и так погиб подкидыш, который, по словам дедушки, «поперек горла братьям встал», вот они его и уморили.

Череда несчастий в доме Кашириных продолжается: в пожаре сгорает мастерская, у тетки Натальи от испуга начинаются преждевременные роды, и она умирает, а вместе с ней младенец.  Дед продает дом, выделив соответствующую часть наследства сыновьям – Михаилу и Якову.

В новом доме множество постояльцев – тоже способ заработать. Сами Каширины вынуждены ютиться в подвале и на чердаке.  Много интересного и забавного было в доме для мальчика, но порой его душила неотразимая тоска, он весь как будто наливался чем-то тяжким и подолгу жил, «потеряв зрение, слух и все чувства, слепой и полумертвый». Такие ощущения трудно назвать детскими.

В подобной обстановке для любого ребенка важна поддержка взрослых. Мать Алексея, Варвара, в свое время вышла замуж «самокруткой», без благословения отца, так была рада вырваться из удушающей атмосферы семьи, про которую сам дед сказал бабушке: «Народила зверья».

Бабушка же, говоря  о своей непростой судьбе, рассказала, что у нее восемнадцать детей «было рожено», да вот полюбил господь: все брал да брал ребятишек ее в ангелы.

Выжившие же особым счастьем не отличались: Михаил и Яков постоянно грызлись из-за наследства, Варвара, оставшись вдовой, пыталась вновь наладить личную жизнь, оставив сына на попечении бабушки и деда.

Но и второй брак не сложился: муж, много ее моложе, стал ходить на сторону, а мать мальчика, родив еще двух сыновей, превратилась из высокой статной женщины в высохшую старуху, немую, глядящую куда-то мимо, и вскоре умерла от чахотки.

Поэтому особая роль в становлении мировоззрения юного Алеши Пешкова была отведена бабушке. Уже при первом знакомстве она показалась ему сказочницей, ведь «говорила она, как-то особенно выпевая слова».

Мальчику казалось, что она светилась изнутри, через глаза, «неугасимым, веселым и теплым светом»,  будто до нее он спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, связала все вокруг в непрерывную нить и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

С дедушкой отношения складывались иначе: Алеше казалось, что тот недолюбливал его и следил за ним своими зоркими и умными глазами.

  После того как Алеша был жестоко наказан дедом и тяжело заболел, дедушка пришел к нему, сел на кровать и рассказал о своей трудной молодости – ему пришлось быть бурлаком.

Тяжелые испытания озлобили деда Каширина, сделали подозрительным, вспыльчивым. Он, маленький, сухонький, даже почти в 80 лет все еще поколачивал бабушку, которая была его крупнее и сильнее.

Много потерь было в жизни Алеши, но общение с хорошими людьми помогало выстоять ему в борьбе за существование. Так один человек со странным прозвищем Хорошее Дело предложил мальчику учиться писать, чтобы потом записывать все, что говорила бабушка.

Возможно, этот эпизод был взят из жизни самого автора, что и послужило толчком к будущему ремеслу писателя.

В любом случае, именно жанр автобиографической повести и рассказ от лица главного героя позволили Максиму Горькому передать всю трагичность жизни маленького человека, вступающего в жизнь и уже в какой-то мере ею отвергнутого.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького

  • «На дне», анализ драмы Максима Горького

  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького

  • «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького

  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького

  • «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького

  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького

  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького

  • «В людях», анализ повести Максима Горького

  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького

  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького

  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького

  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького

  • Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

  • Максим Горький, краткая биография

  • По произведению: «Детство(Горький)»
  • По писателю: Горький Максим

Анализ повести Детство Горького

В произведении М. Горького «Детство» описывается непростая жизнь мальчика по имени Алеша. Он рано потерял отца, его воспитанием занимались родители мамы, дедушка и бабушка. Именно они старались сделать все для своего внука, чтобы в будущем он был счастливым.

С родной матерью у него были тяжелые и напряженные отношения. Она была молчаливой и строгой женщиной, не растрачивала на него свою любовь и ласку. В дом часто приходили друзья и родственники. Каждый из них по своему относился к мальчику.

В будущем общение с ними, оставило свой отпечаток на жизненный путь Алеши, его взгляды и характер.

Повесть «Детство» является небольшой автобиографией самого автора. Через мальчика Алешу, Горький вспоминает свои детские годы, о характере, мыслях и поведении в тот период. Он вспоминает о событиях, происходящих с ним в те времена. То он через Алешу переживает о происходящем, то является судьей своему детству.

В жизни мальчика были сложные и трудные времена. Его детство нельзя назвать безоблачным. Пока он был совсем маленьким, в его семье был достаток. Но перед тем, как Алеша должен быть пойти учиться в первый класс все кардинально поменялось. Бедность стала большим препятствием к счастливому детству Алеши.

В классе его обижали и смеялись за то, что его родители не в состоянии были купить ему учебник. Дома постоянно скандалили, дед бил бабушку, вымещая на ней свою злость. У мамы мальчика были братья, которые постоянно ругались и никак не могли поделить наследство между собой.

Мальчика неоднократно били, а он, по доброте своего сердца и слабости не мог им на это ответить.

Все эти события оставляют свой отпечаток на будущем Алеши. В конечном итоге, дед не желает кормить своего внука и выгоняет его из дома. Мальчику приходится самому добывать себе хлеб, чтобы прокормиться. Но, несмотря на всю ненависть и жестокость, Алеша не обозлился на все, что его окружает. Он остался добрым и отзывчивым человеком.

Суть произведения – показать взрослым, что дети такая же личность, как и они. Ребенок – это отдельный элемент общества с характером, отдельными взглядами на жизнь.

Именно поэтому, чтобы его будущее было безоблачным, важно вкладывать в него любовь, нежность, доброту. Обязательно помогать своим близким и не отказывать ему самому в помощи.

Здоровые отношения в семье, уважение друг к другу – это важнейший аспект для нормального развития ребенка.

2 вариант

В известном произведении Максима горького «Детство» описываются трудные эпизоды юности автора. Настоящее имя Горького – Алексей Пешков, однако, в те времена необходимо было скрываться под чужим именем.

У автора произведения очень ушел из жизни папа. Очень многому Горького обучила его бабуля. Родственница всегда старалась помогать и поддерживать Максима. Маму свою писатель остерегался, у них не было близких отношений. Мать была довольной строгой и замкнутой дамой, она не дарила теплу маленькому Алексею

Уже с ранних лет автор узнал, что такое жестокость и ненависть. Этими качествами обладал дедушка Горького. Взгляды на воспитание дедушки значительно отличились от отцовских.

Максим должен был учить молитвы наизусть, которые он даже не понимал. Ведь значение даже не объяснили маленькому мальчику. У Горького изменилась жизнь колоссально. Все его семейство воспитывало его так, как хочет, все родственники повлияли на становление личности Горького.

Автор вкладывает в своего героя частицу себя, но иногда рассматривает некоторые эпизоды с оценочной стороны.

В школьном возрасте автор понял, что такое нищета. У Максима не было денег, чтобы купить учебники, поэтому он не посещал занятия. В доме постоянно избивали бабушку, при чем его собственные братья. Жестокость была кругом. В итоге, Горький отправляться на собственный хлеб уже в юном возрасте.

В произведении автор пытается доказать, что нет лучше времени, чем детство. У него это отлично выходит. Ведь именно в этот период формируется ребенок и его личность. Безумно важно то, насколько о ребёнке заботиться, общаются с ним. В таком возрасте ребенок познает мир и у него происходит взросление.

Детям жизненно необходимо, чтобы рядом были те, кто помогут в такую трудную минуту. Те, кто поддержат и дадут совет. Необходимо, чтобы были те, на кого можно ровняться и с кого брать пример.

Ведь ребенок – это в первую очередь личность, которая нуждается в уважении.

Безусловно важно то, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Важно, чтобы он мог обучаться и развиваться. Важно, чтобы ребенок видел, в основном, только положительные поступки от взрослых.

Никогда не нужно упрекать в чем-то ребенка, нужно помогать ему во всех начинаниях. Необходимо подталкивать ребенка к нежной мысли, чтобы он не чувствовал себя обделенным любовью. К сожалению, всего этого и не хватало Горькому.

Ему не хватало материнской любви, отцовской защиты. Единственным близким человеком для него была бабушка.

← Василиса в пьесе На дне
← Анализ произведения Песня о Буревестнике↑ ГорькийАнализ произведения Песня о соколе →
Анализ рассказа Бывшие люди →

  • Сочинение Этих дней не смолкнет слава
    Тема войны описана писателями, выражена в стихах, показана в фильмах. Героическая победа, одержанная народом над фашистской Германией, увековечена в памятниках и мемориалах.
  • Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс
    Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.
  • План рассказа Москва река Пришвина
    Есть сказание, что находился в неком городишке колокол, и, когда он звенел, его слышали даже в столице. Отсюда и появилось название Звени-город
  • Анализ рассказа Друг детства Драгунского
    Жанровая направленность произведения представляет собой детские рассказы, основной тематикой которого является проявление человеком дружеских качеств.
  • Характеристика и образ Вернера в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение
    «Герой нашего времени» – одно из самых ярких произведений русской литературы XIX в. Сложное и многоплановое, оно ставит перед читателем важнейшие вопросы морали и этики. В образах персонажей показаны модели поведения в непростых жизненных ситуациях.

М.Горький Детство

М.Горький «Детство».Анализ

Особенностью повести является то, что она автобиографическая. Горький рассказывает нам о своем детстве, впечатлениях, чувствах, о своем восприятии событий. Повесть написана от первого лица, Алеша Пешков – и герой, и повествователь.

Первая глава знакомит нас с Алешей, его бабушкой и мамой, которые едут в Нижний Новгород к семье матери.

Только горе, случившееся в семье, заставило мать взять сына и поехать к отцу и братьям, поэтому и едет она грустная, погруженная в свои мысли, будто вспоминая и предчувствуя нелегкую, полную злобы и зависти, жизнь у отца. Увидев родные пейзажи, мать только «хмуро улыбалась», в отличие от бабушки.

Бабушка – особый, светлый, теплый человек. Повидав в жизни гораздо больше горя и слез, рядом с таким человеком как дед, она сохранила неугасимый оптимизм, силу и радость жизни: дорога в Нижний Новгород – пусть короткое, но счастье, возможность отвлечься от того, что ждет ее дома. Потому и светится она радостью при виде ясного неба, золотой осени, широких, просторных берегов Волги:

– Ты гляди, как хорошо-то! – ежеминутно говорит бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияет, а глаза у нее радостно расширены.

  • Часто она, заглядевшись на берег, забывала обо мне: стоит у борта, сложив руки на груди, улыбается и молчит, а на глазах слезы…
  • … – Это, милый, от радости да от старости, – говорит она улыбаясь…
  • Для Алеши дорога – путь к чему-то новому, неизведанному, но обязательно прекрасному.
  • Однако надеждам Алеши не суждено было сбыться: семья, встречающая их, или «неуемное племя», как назвала их бабушка, не понравились Алеше:
  • …И взрослые, и дети – все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась…

«Свинцовыми мерзостями» назвал автор то, чем жила семья Кашириных. В основе отношений семьи лежала злоба и зависть, как говорил мастер Григорий Иванович: «Каширины, брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут – истребляют!»

Братья завидуют сестре Варваре, матери Алексея, что она получит приданное, закатывают безобразную драку между собой, что даже дед взывает их вспомнить, что они «родная кровь», а бабушка воя просит Пресвятую Богородицу «вернуть разум детям…».

Зло, исходящее от братьев, переходит и на их детей; пользуясь их неразумностью, отцы подговаривают их на низости и подлости (вспомните историю с наперстком), да и сами дети готовы донести, обидеть для того, чтобы выгородить себя (вспомните историю со скатертью).

Яков и Михаил завидуют и Цыганку за его ловкость, лихость, понимают, что с кем останется Цыганок, у того и мастерская лучшая будет, поэтому и относятся к нему по-другому:

…Дядья обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не «шутили» с ним, как с мастером Григорием…

и опять проявляется их подлость: «шутили» они только с людьми слабыми, которые не могли им ответить: Григорий Иванович был почти слеп, жена дяди Якова умерла за то, что была лучше его, и только напившись, дядя льет по жене пьяные слезы.

Крест, который купил он для жены, дав фальшиво-наигранный обет нести его до кладбища на плечах своих, является причиной гибели Цыганка – именно на его плечах нес дядя Яков крест, лишь помогая ему, и трусливо отпрыгнув, когда тот придавил Ивана.

  1. Для таких людей не было ничего святого. Обратившись к концу повести, мы видим, что в этой семейной войне нет, да и не могло быть победителей: полный крах и разорение, нищета и скопидомство:
  2. …высыплет чаинки на ладонь себе и, аккуратно пересчитав их, скажет:
  3. У тебя чай-то мельче моего, значит – я должен положить меньше, мой крупнее, наваристее…
  4. Автор не скрывает сцен, происходящих в семье, никак не красивших его детство, напротив, он показывает нам, чего надо опасаться, избегать, уничтожать:
  5. …Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.
  6. И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, – русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолевает их…
  7. Но есть в повести и другая жизнь, другие люди – достойные, сильные, добрые, о которых автор сказал:
  8. «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой…».
  9. Бабушка Алеши, Акулина Ивановна, поражает своим оптимизмом, сохранившимся при такой жизни. Для Алеши она была другом, самым близким сердцу:
  10. …разбудила, вывела на свет ее бескорыстная любовь к миру, обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни…
  11. Ее слова были для Алеши цветами, которые укоренялись в памяти его, глаза светились «неугасимым, веселым и теплым светом».
  12. Бабушка была одарена и талантлива: ее сказки вливали в душу силу, нравились не только внуку, но и бородатым матросам на пароходе, и Хорошему Делу, расчувствовавшемуся до слез, ее танец завораживал и утешал.

Перечитайте сцену пожара. В то время как дед сидел и тихо выл, а дядя Яков уже ябедничал на брата, бабушка отдавала распоряжения по дому, бросалась в горящую избу за бутылью опасного купороса, деду и Якову лишь оставалось бегать за ней, как растерявшимся детям, и вслушиваться в ее указания. Обезумевший от страха и огня конь становился смирным и успокаивался, когда видел ее рядом:

…Мышонок, втрое больший ее, покорно шел за нею к воротам и фыркал, оглядывая ее красное лицо…

Даже дед при всей его скупости на хорошее, восхищался и видимо гордился ею:

– Бабушка-то как, а? Старуха ведь… Бита, ломана… То-то же! Эх вы…

Все тянулись к бабушке как к опоре, готовой всегда помочь, понять, утешить.

Добрым, веселым, простодушным и ловким был Цыганок, словно появившийся из бабушкиных сказок, готовый помочь, утешить, развеселить. Характер его был, как его танец – такой же горящий, переливающийся и яркий.

Непонятным, пугающим и не таким, как все, был жилец Хорошее Дело – одинокий, добрый и мудрый человек, к которому потянулся Алеша и за которого искренне переживал, когда дед все-таки выселил его.

После смерти людей, которые были для Алеши близкими, любимыми и родными, по настоянию деда, мальчик уходит из дома «в люди», унося с собой все то хорошее и доброе, что успели вложить в него эти люди.

Анализ повести Горького Детство 7 класс

В произведении «Детство» раскрыты эпизоды трудного детства Алексея Пешкова. Печатался он под псевдонимом М. Горький.

У него рано умер отец, причём не своей смертью. Многое ему дала бабушка. Она старалась всегда приободрить внука. Мать свою он боялся. Это была замкнутая, строгая женщина, которая не давала тепла сыну.

С малых лет он узнал жестокость и ненависть. Всё это практиковалось у деда. Его взгляды на воспитание противоречили отцовским взглядам. И маленькому мальчику пришлось познать все методы наказания семьи матери.

Ему приходилось заучивать молитвы, которые он не понимал. Их значение ему не объясняли. У него изменилась полностью жизнь. Многочисленные родственники влияли на характер ребёнка.

Автор вкладывает в своего героя частицу себя, но иногда рассматривает некоторые эпизоды с оценочной стороны.

К школьному возрасту он познал нищету. У него не было учебников, поэтому его отстраняли от занятий.  А в самом доме были постоянные побои бабушки братьев. Ощущалась жестокость с их стороны, так как он не мог им ответить. И его отправляют « в люди», чтобы смог себя обеспечить.

В произведении автор красной нитью хочет показать, что самое лучшее это детские годы. Они оставляют отпечаток на развивающейся личности на всю жизнь. И очень важно, как проходит взросление детского организма. Что день за днём наполняет его душу. Чему он учиться и что познаёт.

И так, детям необходимо, чтобы рядом были личности, которые вкладывают чувство нежности, душевной радости, сочувствия и сострадания ближним.

Ребенок – личность и требует к себе уважительного отношения.

В детские чистые души надо закладывать всё добрые, чистые частицы. Обучать добрым поступкам, умению прийти на помощь. Не отказывать в помощи ближним людям.

Важнейшим являются традиции, заложенные в семье. Умение прощать друг другу, заботиться друг о друге. Жить со всеми в мире и согласии.

Очень важно, чтобы у ребёнка было всё необходимое для обучения. И он больше видел добрых поступков, чистых мыслей и слышал прекрасные слова в мире. Развивал свой талант, а не отчаивался и опускался на дно. Старался противостоять злу и боролся с плохими поступками. Уважал свою мать и ценил её. Ведь она дала ему жизнь, выкормила и вырастила его.

Анализ произведения Детство Горького

Писатель Максим Горький огромную часть своего творчества посвящал детям. Не просто писал детские рассказы о приятных и милых моментах в жизни, а писал о трудностях, с которыми иногда сталкиваются не только взрослые люди, но и дети.

И вот в произведении «Детство» мы видим, как описываются реальные жизненные ситуации автора. Весь внутренний монолог этого произведения позволяет нам понять внутренний мир героя.

Эта повесть автобиографическая, дающая понять, что все переживания и жизненные ситуации автор пропустил через себя и возможно когда-то сталкивался с ними в реальной жизни.

В нашем понимании детство это радостная и беззаботная пора, но в это произведении автор наделяет героя взрослыми проблемами, которые очень часто отражаются в будущей жизни. Очень грамотно раскрывается путь становления и развития личности.

Начинается всё с воспоминаний о счастливом детстве с родителями, потом смерть родного человека и первые шаги на взрослом этапе пути. Рассказ ведется от первого лица, от маленького мальчика Алёши. Вся сюжетная линия и все второстепенные персонажи открывают чувства маленького героя и его положительные качества. Так же они дополняют образ мальчика.

После переезда к бабушке и к дедушке в эту странную жизнь ему приходится учить молитвы и читать библию. Как бы ему в этом доме не нравилось, он находит себе людей близких по духу это мастер Григорий и подмастерье Цыганок. Это дает нам более глубоко понять жизненные переживания и чувства мальчика, так же как ему тяжело после переезда в незнакомые стены.

Особенно очень ярко выражаются чувства и любовь к бабушке. Все эти переживания заставляют мальчика взглянуть на мир уже детскими глазами, а взрослыми более осмысленными. Иногда слова маленького Алёши наводят на мысль, что он уже познал многие жизненные ситуации.

А ведь в таких ситуациях очень важна поддержка взрослых. В этом произведении эту роль играла бабушка. Её голос, тихие рассказы, глаза всё это помогло мальчику проснуться от всех проблем. От прочтения этого образа создается такое чувство, будто глаза бабушки светятся теплотой и любовью.

Она становится ему лучшим другом. Мы видим бабушку полной противоположностью деда, которая всегда готова прийти на помощь. Она переживает из-за суровости деда, умеет ценить окружающую красоту и этим пользуются все окружающие ее люди.

Именно этот образ создан для мальчика, для того чтобы его уберечь от проблем в жизни, и помогает держаться на плаву даже в самые тяжелые времена.

Очень контрастно описана ситуация, когда дед избивает нашего героя за испорченную скатерть. Это происшествие открыло мальчику глаза на характер людей и окружающие его боль и равнодушие.

И здесь бабушка выступает в роли ангела, она хватает на руки избитого Алёшу. Автор очень точно наделяет героя переживаниями из своего мира, давая понять что мысли и впечатления автора очень для него важны.

Даже когда они беднеют, Алеша, побираясь, приносит бабушке всю мелочь.

Автор на всем протяжении повести учит нас состраданию к чужим человеческим проблемам, быть добрее к окружающему миру и дарить доброту и любовь. Так же учит, не смотря на все трудности, расти отзывчивым и добрым. Особенно говорит о том, что нужно быть добрее к ближнему своему и никогда не отказывать в помощи неизвестным людям.

7 класс

Несколько интересных сочинений

Ссылка на основную публикацию