Сочинение-рассуждение: Хлестаков и хлестаковщина

В знаменитом произведении Н.В. Гоголя (краткое содержание) сосредоточено множество человеческих пороков, которые автор многократно  высмеивает.

Он даже несколько искажает действительность, обращая внимание на  несправедливость и попустительское отношение местных чиновников.

Сколько же среди них обманщиков, воров и лгунов! Но практически все эти отрицательные черты сосредоточены в Хлестакове. И ведь недаром эта фамилия стала нарицательной.

Хлестаков – герой, который оказался в нужное время и в нужном месте. Он отправляется в Саратовскую губернию к отцу, где его случайно принимают за ревизора. Он же, какое-то время не понимая причины почтительного к нему отношения чиновников, пользуется своим положением и начинает брать в долг крупные суммы.

Догадавшись о том, что его принимают не за того, кем он в действительности является, он начинает по-настоящему пользоваться этой возможностью и соответственно вживается в роль. Он приспосабливается к самым разным и неожиданным ситуациям, надевая попеременно маски то одного, то другого героя.

Сам же он человек абсолютно пустой, абсолютно обделенный и необразованный. Он расточителен: он проигрывает деньги в карты, а также имеет кучу долгов. Причем, когда в трактире его отказываются кормить, он абсолютно искренне удивляется, полагая, сто все должно доставаться бесплатно.

В момент, когда Хлестакова принимают за ревизора, он абсолютно бездумно распоряжается деньгами.

Хлестаков достаточно трусливый и слабохарактерный человек. Не рассчитавшись с хозяином гостиница, он страшно боится наказания за свой проступок. Помимо этого, главный герой произведения «Ревизор» страшный лгун.

Он рассказывает чиновникам о своей дружбе с Пушкиным, врет о том, что любит литературу и с большим удовольствием пишет стихи. Особенно его склонность ко лжи проявляется в общении с женщинами. Он открыто флиртует с дочерью городничего и его женой.

Не скупится на комплименты и высокопарные слова «Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…».

Хлестакову нравится, когда перед ним заискивают, боятся его, во всем угождают. «Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса…».

Проанализировав основные черты характера главного героя произведения Н.В.

Гоголя «Ревизор», можно прийти к выводу, что «хлестаковщина» — это целый набор отрицательных качеств, среди которых безответственное отношение к деньгам, трусливость, глупость, безнравственность, склонность ко лжи и хвастовству. Неспроста эта фамилия в современном мире стала нарицательной. Сколько таких «Хлестаковых» окружают нас и сегодня.

Сочинение рассуждение кратко

Комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя – общественное явление XIX века, настоящий шедевр, который не утратил своей актуальности до настоящего времени. Произведение стало сосредоточием множества людских пороков, выставленных на обозрение и осмеяние.

Основной смысл пьесы –обличение мира чиновников. И среди них центральный персонаж произведения – Хлестаков, который собрал в себя большое количество отрицательных черт, создав тем самым новое понятие «хлестаковщина».

Рассмотрев и проведя исследование личности Хлестакова, можно определить его значение.

Завязка развития сюжетной линии комедии – случайный приезд главного героя Ивана Александровича Хлестакова в уездный городишко. Его чиновники в страхе ожидают приезда ревизора. И его роль блестяще «сыграл» Хлестаков.

Сам по себе герой – ничтожный маленький человечишка, безвредный и бесхарактерный. Он – как хамелеон, меняющий свои обличья в зависимости от ситуации. В этом ему помогает небывалое умение врать и приспосабливаться.

Основа жизни героя – вранье, вызванное бесконечным презрением к себе, но и опьяняющее Хлестакова. Он создает вокруг себя вымышленный мир, перестает быть самим собой. Хвастовство Хлестакова помогает ему самоутвердиться.

Он с легкостью врет, что дружит с Пушкиным, делает себя литературоведом и писателем стихов. Также нагло и безобразно флиртует и врет женщинам.

Даже догадавшись, что его приняли за другого человека, Хлестаков не прекращает водить за нос местных представителей власти.

Хлестаков – собирательный образ чиновничества, трусливого, глупого, безнравственного, утонувшего во лжи и хвастовстве.

Гоголь тщательно характеризовал своего героя через призму его убийственных выражений: вульгарные выражения, не понятные ему французские слова.

Реальный Хлестаков – человек поверхностный, бездуховный, плывущий по течению жизни. Деньги и жажда наживы – уровень его ничтожной личности.

Н. В. Гоголь воплотил в образе Хлестакова идею лживого общества, его тип разбросан во многих русских характерах.

«Хлестаковщина» перешла в мир, находящийся за пределами гоголевской комедии, стала олицетворением лжи, беззастенчивого хвастовства, глупости, трусливости. «Хлестаковы» — не только прошлое, но и настоящее.

Пороки, высмеянные с помощью гоголевского героя, актуальны и легко выделяются в современном обществе, в поступках людей- «хлестаковых».

Вариант 3

Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» повествует о событиях, развернувшихся в городе N в связи с мнимым приездом в него ревизора, в роли которого выступает Иван Александрович Хлестаков. Автор с присущей ему иронией обличает пороки чиновничества, и многие из затронутых им проблем актуальны и в наше время.

По сюжету произведения, Хлестаков — промотавшийся молодой человек, страдающий от недостатка средств к существованию.

Он и его слуга, Осип, перебиваются последним куском хлеба в то время, как находится решение их проблем: чиновники города N принимают его за нагрянувшего с проверкой ревизора.

  Молодой человек же, быстро сориентировавшись в ситуации, разыгрывает перед ними спектакль, словно всё так и есть.

Обратимся к знаменитой сцене, когда пьяный Хлестаков оказывается в гостиной Городничего. У молодого человека мгновенно «развязывается язык». Он сочиняет всевозможные небылицы о своём происхождении, обучении, богатстве.

Внезапно оказывается, что в Петербурге он находится «на короткой ноге с Пушкиным» и суп ему привозят на пароходе «прямо из Парижа». Чем легче  чиновники верят в его ложь, тем развязнее она становится.

Хлестаков оговаривается, путается в собственных рассказах, причисляет своему авторству шедевры мировой литературы, но страх, обуявший чиновников перед лицом, которое они сочли высокопоставленным, не позволяет им усомниться в его словах.

Хлестаков и Осип одинаково превосходны в своём искусстве лгать и приукрашивать, слуга поддерживает хозяина и беспокоится о том, чтобы их замысел не был раскрыт. Собрав у чиновников города денег «взаймы», Хлестаков исчезает из жизни жителей города N так же быстро, как он возник в ней.

Таким образом, «хлестаковщина» — понятие, означающее явление, при котором человек хвастается вещами, несоответствующими действительности, бахвалится и лжёт.

  «Хлестаковщина» в  произведении  затрагивает не только молодого самонадеянного петербуржца Хлестакова, но и каждого из жителей города N, в особенности — городничего, обронившего «славно быть генералом» в то время как его дочь ещё даже не вышла замуж.

Единственное средство, способное спасти людей от этого явления — ироничное к нему отношение.

Чиновникам города не стоило воспринимать Хлестакова всерьез, но из-за собственного страха они не разглядели в нём простого петербуржского франта, умеющего хорошо притворяться и грамотно сочинять. Мы делаем вывод, что доля Хлестакова живёт в каждом человеке, однако важно следить за тем, чтобы она не перерастала в сплошной обман, царящий в комедии.

Все сочинения

Сочинения на тему Сочинение на тему: «Хлестаков и хлестаковщина» по литературе

Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» – актуальное во все времена произведение. Здесь автор показывает невежество и глупость народа, который всего боится. В комедии нет положительных героев. Каждого из персонажей автор критикует за какие-то качества и поступки. Больше всего критики вылилось в адрес чиновничества. Они разворовывают бюджет, берут взятки, пропивают имущество города. Неудивительно, что ни одна служба не работает.

«Ревизор» – бессмертное произведение, которое привлекает читателя своим тонким юмором, легкостью написания, идейным смыслом, интересной сюжетной линией и композицией. Многие фразы из книги, используются и в наши дни. Менее популярное выражение – «хлестаковщина». Это производное от имени главного героя комедии – Хлестакова.

Хлестаков – мошенник и любитель покутить, поэтому у него всегда туго с деньгами. Он очень удивился, когда окружающие начали его опекать и раздавать деньги. Это произошло из-за того, что его сочли ревизором, который должен проверить город. Основная черта Хлестакова – лживость. Он заставляет чиновников поклонятся ему.

Герой умело оставляет в дураках городничего и выходит из игры победителем. С одной стороны, можно рассматривать его как положительного героя, ведь он наказал «зло». С другой стороны, Хлестаков использовал для этого плохие способы и остался безнаказанным.

Он и дальше сможет играть со взяточниками, используя для этого их страхи.

«Хлестаковщина» – явление, которое было вызвано социальным и политическим строем. В комедии мы видим боль Гоголя, который искренне болеет за Россию и не может оставаться в стороне, видя злоупотребления чиновников. Автор жил в обществе, где правили ложь, ничтожество, пренебрежение людьми и учебой, трусость, жадность и другие человеческие пороки.

Пока на Земле есть жизнь, в мире будет «хлестаковщина». Поколения меняются одно за другим, но цели и способы их достижения всегда остаются одними и теми же. Вечные проблемы изображены в образе Хлестакова и чиновников.

Понимая, что ему не под силу что-либо изменить, автор просто обращает внимание общества на эти проблемы. К сожалению, умных и образованных людей, которые могли бы противостоять невежеству очень мало.

Да и вряд ли они могли б чего-то добиться под руководством таких людей, как городничий и Хлестаков.

Сочинение на тему «Хлестаков и хлестаковщина»

Николай Васильевич Гоголь в своей работе «Ревизор» описал интересную личность. Главный герой Хлестаков обычным непримечательным парнем. В нем нет ничего особенного. Он не отличается высокоморальной духовностью. Нельзя назвать Хлестакова умным человеком. Он ленивый и ни к чему не стремится. Ему не знакомо понятие честь и любовь.

Характеристика Хлестакова

Сам писатель пренебрежительно относится к главному герою. Он говорит, что тот глуп и бесчестен. Но при этом Хлестакова нельзя назвать злым или жестоким. Он является пустышкой. В нем нет ничего особенного. Все, что волнует главного героя – отсутствие денег. Он ищет способы быстрой наживы. Хлестаков хитрый, склонный к обману, любит хвастаться, сильно преувеличив свои возможности.

От фамилии главного героя возникло понятие «хлестаковщина». Оно обозначает человека или даже целое общество, которому присуща глупость, жажда быстрой наживы, хвастовство и прочие черты характера знаменитого персонажа произведения «Ревизор». Эти люди трусливые, много врут, но абсолютно не умеют это делать. Они не имеют цели в жизни и склонны к обману.

Особенности развития сюжета

Хлестаков не стремился разработать гениальную аферу, ему просто повезло. В какой-то момент он оказался в городе, где ждали приезд ревизора. Местные чиновники были коррумпированные. Именно страх, что от них отберут государственную кормушку, затмил их здравый рассудок.

Хлестакова они приняли за ревизора. Молодой парень не сопротивляется, но цели кого-то обмануть изначально у него не было. Чиновники построили свою удобную систему. Их приводило в ужас осознание того, что один проверяющий может это разрушить.

Они не замечают, что перед ними пустой человек, который ничего собой не представляет.

Хлестаков быстро приступает к своему любимому делу – вранью. Оказывается, молодой парень уже добился серьезных высот.

Его с радостью приглашают в дворец, угощают лучшими кушаньями, а сотки курьеров выполняют все его мелкие поручения. Главный герой врет самозабвенно, с особой страстью и без стыда.

Читайте также:  Губернский город в поэме н. в. гоголя «мертвые души»

Чиновники принимают все за чистую монету. Они стараются угодить ревизору, чтобы получить его благосклонность.

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении собрал наихудшие человеческие характеристики, которые процветали в России. Он старался высмеять систему.

Хлестаков и хлестаковщина являются национальными пороками, которые, к сожалению, актуальные и в современном мире. Люди слепы в виденье мира, так как желают получить как можно больше наживы.

Гоголь старался бороться с таким порядком вещей с помощью смеха.

Если вам понравилось сочинение на тему «Хлестаков и хлестаковщина», то так же вам могут понравиться и следующие сочинения

Сочинение на тему «Нет уз лучше товарищества»

“Прозвища” (опасны или нет?)

Сочинение на тему «Опыт и ошибки»

Сочинение на тему Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Ревизор : Гоголь Н. В.)

Хлестаков является одним из главных персонажей комедии Гоголя «Ревизор», В основном именно на его действиях строится сюжет произведения.

Автор хотел высмеять негативные стороны существующего строя того времени, но в образе данного героя можно заметить немало сходств и с чиновничеством нашего времени.

Писатель хотел показать глупость и бездарность многих чиновников, которые должны ответственно выполнять свои должностные обязанности, ведь они правят судьбами миллионов.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Но на деле к своим

служебным обязанностям эти персонажи подходят весьма безответственно.

Итак главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Иван Александрович Хлестаков. Он является простым канцелярским работником, живущим в Петербурге.

Есть в произведении и другие персонажи — это сельские чиновники, которые боялись визита и проверок ревизора. Автор описывает Хлестакова как человека, который не способен испытывать какие-либо эмоции.

Ненависть, любовь, доброта и зло — всё это для него пустые слова. Главная цель жизни у героя — деньги и игры в карты.

Писатель описывал хлестаковщина как никчёмную растрату собственного времени и жизни в целом, сопровождавшуюся враньём, притворством и лицедейством. Когда Хлестаков приехал в водный городок, его приняли за городского ревизора.

Слуга Осип подсказал ему притвориться ревизором и он решил так и сделать. «Ревизор» врал без остановки, называя себя вельможей, руководящим 1000 работниками.

Он говорит что ест парижские блюда, состоит в дружеских отношениях с братом Пушкина и является очень важной личностью на государственной службе. Хлестаков отличался своей непредсказуемостью и действовал по обстоятельствам.

На приёме у городничего он произнёс феерическую речь, целиком и полностью основанную на лжи. В конце произведения ложь также выручает героя комедии, она помогает ему сбежать из городка с деньгами местных чиновников.

Создавая образ Хлестакова, автор использовал качества, присущие многим людям и нашего времени. В образе Хлестакова успешно уживается чиновник, фантазер, вдохновитель и простодушный человек.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id72375

Ответы Mail.ru: ПОМОГИТЕ написать сочинение на тему Хлестаков и Хлестаковщина (по комедии Гоголя "Ревизор")

★ к₱естовая ♣ Фея Высший разум (2846233) 5 лет назад

В комедии Гоголя “Ревизор” читатель видит историю одного города, который столкнулся с человеком не из их мира, с Иваном Александровичем Хлестаковым. Все его принимают за тайного ревизора.

Что же такое “хлестаковщина”? “Хлестаковщина” – это беззастенчивое и безудержное хвастовство и враньё, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности. Быстро освоившись в обществе и поняв, что его принимают не за того, кем он является, Хлестаков в полной мере начал раскрывать черты своего характера.

Хвастовство, глупость, лживость и жадность – всё это было в главном герое. Он был простодушный, “без царя в голове”, заполняющий душевную пустоту богатствами своей фантазии, нескончаемыми мимолетными мечтаниями.

Долгие эмоциональные рассказы Хлестакова о своей жизни захватывали дух чиновников, они безукоризненно верили каждому его слову, даже несмотря на то, какие оговорки он делал: “Как взбежишь по лестнице на четвертый этаж . Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже”.Хлестаков не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь одной мысли”.

То он говорит о литературе, то вдруг о том, что у него суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. Ему верят, и он этим пользуется. И вот, осмелев, Хлестаков начинает брать у чиновников деньги “взаймы”. Жадность, предчувствие лёгкой наживы овладели им: с каждым разом он просит денег всё больше и больше, напрямую и без каких-либо уловок.

“Денег нет у вас?” – говорит он Бобчинскому и Добчинскому, как только они к нему зашли. Не в одном Хлестаковом есть подобные черты. Городничий, замечтавшись о том, что его дочь удачно выйдет замуж, представляет как “славно быть генералом”. Так ведь в каждом из нас есть частичка этой мечтательности и хвастовства. Во всех живет Хлестаков, и понятие “хлестаковщина” актуально вне времени и места.

Виталий Л Ученик (174) 5 лет назад Образ Ивана Александровича Хлестакова, главного героя комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»,— один из самых примечательных и характерных в творчестве писателя, «любимое дитя его фантазии». В образе мелкого петербургского чиновника Гоголь воплотил хлестаковщину — особое порождение российского сословно- бюрократического строя. Комедия «Ревизор» — поистине гениальное произведение: оно заключало в себе такую взрывную силу, какой еще не знала русская драматургия. Это произведение — меткий укол в самое больное место: глупость и невежество народа, который всех и всего боится. В этой комедии нет ни одного положительного героя — все персонажи подверглись жестокой критике автора. Основной удар пришелся по чиновничеству, представленному в комедии рядом взяточников, глупцов и просто никчемных людей. Назвав Хлестакова главным героем, Гоголь подчеркнул его особую роль в пьесе. Что же такое хлестаковщина? Название этого явления, совершенно очевидно, происходит от имени главного героя произведения. Иван Александрович Хлестаков — молодой человек, плут и мот, любитель покутить и по этой причине постоянно нуждающийся в деньгах. Волей случая в уездном городе, куда он приехал, его приняли за ревизора, приехавшего проверить результаты деятельности городского правления. Каково же было удивление ничего не подозревающего Хлестакова, когда местные чиновники наперебой стали предлагать ему деньги и всячески опекать, домогаясь его благосклонности. Разобравшись в ситуации, Хлестаков решает использовать ее себе во благо. С подсказки своего слуги Осипа он вступает в предложенную ему игру, не пытаясь объяснить окружающим ошибочность ситуации. С помощью убедительной лжи он заставляет трепетать местных чиновников перед его ничего не значащей персоной и под занавес удаляется победителем, оставив в дураках городничего и его приближенных. Образ мыслей Хлестакова типичен для большинства героев Гоголя: алогичность, бессвязность его речей и безудержная ложь просто ошеломляют. Возможно, с образом Хлестакова связана некоторая «чертовщина», возможность невозможного. Не наваждение ли, что солидный и опытный городничий принимает «фитюльку» за «значительное» лицо. Мало того — весь город вслед за ним в припадке умопомрачения несет «ревизору» дань, умоляет о защите, старается умаслить этого ничтожного человечка. Создавая образ Хлестакова, Гоголь несколько отступил от современной ему русской и западно-европейской литературной традиции. Обычно двигателем интриги в комедии выступал «плут», домогающийся какой-либо цели. Цель эта могла быть как бескорыстна, так и корыстна. Гоголь своим Хлестаковым начисто порвал с этой традицией. Хлестаков не ставил перед собою никаких целей обмана чиновников хотя бы потому, что цель и преднамеренный обман несовместимы с его характером. Как правильно заметил один из первых рецензентов комедии П. А. Вяземский: «Хлестаков — ветреник, а впрочем, может быть и добрый малой; он не взяточник, а заемщик…». Между тем городничий и другие чиновники приготовились видеть в нем как раз взяточника. Тончайший комизм действия состоит в том, что простодушие и глупость все время сталкиваются с плутовством и хитростью — и берут верх! Именно на долю Хлестакова, не обладающего ни умом, ни хитростью, ни даже внушительностью фигуры, выпадает неожиданный успех. А охваченные страхом чиновники «сами себя высекли»…

Не последнюю роль в том, что Хлестакову так ловко удалось провести чиновников, сыграл всеобщий страх. Это тот импульс, на котором держится весь конфликт в комедии.

Именно страх не дает открыть глаза городничему и чиновникам, когда Хлестаков в самоупоении обрушивает на них такой поток вранья, в который трудно поверить здравомыслящему человеку.

Каждый персонаж под влиянием страха превратно истолковывает слова другого: ложь прини

Дмитрий Алимов Ученик (222) 4 года назад

Иван Александрович Хлестаков – один из главных героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Сам автор так характеризует его: «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький;… несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения».

Мы узнаем, что Хлестаков по дороге из Петербурга домой проигрался в пух и прах. И теперь, без копейки денег, сидит в гостинице уездного города N. Здесь-то его и находит городничий, принимая за «важную птицу» – ревизора. Хлестаков – это типичный «маленький человек», осознающий свое полное ничтожество. Он служит в канцелярии и получает мизерную зарплату.

Но, в то же время, герой мечтает о другой жизни, которую он каждый день видит в Петербурге.

Хлестаков хочет чувствовать себя «значительным лицом», вести роскошный образ жизни, хочет быть «любимцем дам»: «Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем».

Но на самом деле все это герою не дано. Не дано от рождения, а, значит, Хлестаков никогда этого не получит. При этом Иван Александрович наделен талантом неудержимого фантазера и враля. Гоголь говорит о нем, как о человеке «без царя в голове». Кроме всего прочего, этот герой очень легкомыслен и поверхностен, он не задумывается о последствии своих поступков.

Именно поэтому он, оказавшись в роли лжеревизора, начинает неудержимо врать о себе: «Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем». Что самое интересное, Хлестаков сам верит в то, о чем говорит.

Он, завираясь, представляет себя и великим писателем, и генералом, и общественным деятелем, чуть ли не самим государем-императором. Без зазрения совести этот герой берет «в долг» от чиновников деньги, зная, что не вернет их.

Хлестаков считает допустимым волочиться сразу за двумя дамами – женой и дочерью городничего, обеим обещая любовь до гроба: «Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал: «Законы осуждают». Мы удалимся под сень струй…» И все это «безобразие» могло бы продолжаться еще долго.

И закончилось бы очень плачевно для самого Хлестакова, ведь герой не смог бы вовремя остановиться. По счастливой случайности он уезжает из города, и вскоре городничий и весь город узнают, что это был всего лишь обманщик, лгун, вертопрах: «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю». По имени Хлестакова названо целое явление – «хлестаковщина». Оно подразумевает и безудержное вранье, и легкомысленность, и поверхностность, и глупость, и стремление выдать себя не за того, кем ты являешься на самом деле, и безответственность!

Читайте также:  Образ музы в лирике Некрасова

оксана почтарь Знаток (290) 4 года назад В комедии Гоголя “Ревизор” читатель видит историю одного города, который столкнулся с человеком не из их мира, с Иваном Александровичем Хлестаковым. Все его принимают за тайного ревизора.Что же такое “хлестаковщина”? “Хлестаковщина” – это беззастенчивое и безудержное хвастовство и враньё, умение примерить на себе другой образ и убедить остальных в его подлинности. Быстро освоившись в обществе и поняв, что его принимают не за того, кем он является, Хлестаков в полной мере начал раскрывать черты своего характера.

Хвастовство, глупость, лживость и жадность – всё это было в главном герое. Он был простодушный, “без царя в голове”, заполняющий душевную пустоту богатствами своей фантазии, нескончаемыми мимолетными мечтаниями.

Долгие эмоциональные рассказы Хлестакова о своей жизни захватывали дух чиновников, они безукоризненно верили каждому его слову, даже несмотря на то, какие оговорки он делал: “Как взбежишь по лестнице на четвертый этаж . Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже”.Хлестаков не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь одной мысли”.

То он говорит о литературе, то вдруг о том, что у него суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа. Ему верят, и он этим пользуется. И вот, осмелев, Хлестаков начинает брать у чиновников деньги “взаймы”. Жадность, предчувствие лёгкой наживы овладели им: с каждым разом он просит денег всё больше и больше, напрямую и без каких-либо уловок.

“Денег нет у вас?” – говорит он Бобчинскому и Добчинскому, как только они к нему зашли. Не в одном Хлестаковом есть подобные черты. Городничий, замечтавшись о том, что его дочь удачно выйдет замуж, представляет как “славно быть генералом”. Так ведь в каждом из нас есть частичка этой мечтательности и хвастовства. Во всех живет Хлестаков, и понятие “хлестаковщина” Образ Ивана Александровича Хлестакова, главного героя комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»,— один из самых примечательных и характерных в творчестве писателя, «любимое дитя его фантазии». В образе мелкого петербургского чиновника Гоголь воплотил хлестаковщину — особое порождение российского сословно- бюрократического строя. Комедия «Ревизор» — поистине гениальное произведение: оно заключало в себе такую взрывную силу, какой еще не знала русская драматургия. Это произведение — меткий укол в самое больное место: глупость и невежество народа, который всех и всего боится. В этой комедии нет ни одного положительного героя — все персонажи подверглись жестокой критике автора. Основной удар пришелся по чиновничеству, представленному в комедии рядом взяточников, глупцов и просто никчемных людей. Назвав Хлестакова главным героем, Гоголь подчеркнул его особую роль в пьесе. Что же такое хлестаковщина? Название этого явления, совершенно очевидно, происходит от имени главного героя произведения. Иван Александрович Хлестаков — молодой человек, плут и мот, любитель покутить и по этой причине постоянно нуждающийся в деньгах. Волей случая в уездном городе, куда он приехал, его приняли за ревизора, приехавшего проверить результаты деятельности городского правления. Каково же было удивление ничего не подозревающего Хлестакова, когда местные чиновники наперебой стали предлагать ему деньги и всячески опекать, домогаясь его благосклонности. Разобравшись в ситуации, Хлестаков решает использовать ее себе во благо. С подсказки своего слуги Осипа он вступает в предложенную ему игру, не пытаясь объяснить окружающим ошибочность ситуации. С помощью убедительной лжи он заставляет трепетать местных чиновников перед его ничего не значащей персоной и под занавес удаляется победителем, оставив в дураках городничего и его приближенных.

Образ мыслей Хлестакова типичен для большинства героев Гоголя: алогичность, бессвязность его речей и безудержная ложь просто ошеломляют. Возможно, с образ

Хлестаковщина — что это такое

Обновлено 21 июля 2021 Просмотров: 443734 Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. До недавнего времени жизнь русского общества определяла литература.

https://www.youtube.com/watch?v=h78SHXtDGI0

Писатель считался властителем дум, а герои его произведений воспринимались либо как нравственный ориентир, либо как антипример.

Русская классика подарила нам целую галерею художественных типов, описала многие черты национального характера. Но тем, кто не читал то или иное произведение, трудно понять, что, например, означают такие понятия как «Хлестаков» и «хлестаковщина».

Чтобы это исправить, достаточно познакомиться с комедией Гоголя «Ревизор».

Хлестаковщина — это..

Хлестаковщина – это наглое виртуозное враньё, беззастенчивое, ни на чём не основанное хвастовство, желание выдать себя за того, кем на самом деле не являешься.

Данный термин образован от фамилии персонажа комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», написанной в 1836 году.

Понятие «хлестаковщина» уместно вспомнить тогда, когда человек изо всех сил желает показать собственную значимость, преувеличивая и раздувая её до небес.

При этом он и сам увлекается выдумкой, начинает верить ей и вести себя соответствующим образом. Он как бы перевоплощается в героя, которого создаёт в своём воображении, и начинает играть настолько достоверно, что обращает в свою веру окружающих.

Эффектом Хлестакова, до сих пор встречающимся в общественной жизни, можно объяснить тот факт, что солидные посты порой занимают люди посредственные, зато уверенные в себе.

Комедия Гоголя «Ревизор»

Иван Александрович Хлестаков – один из основных героев комедии Гоголя «Ревизор».

Это молодой петербургский щёголь, попавший в провинциальный город, проигравшийся в карты и совершенно случайно принятый за чиновника ревизионного ведомства, которого с трепетом ожидает городское начальство.

Городничий и его подчинённые в страхе припоминают собственные грешки: должностные нарушения, злоупотребления властью, недогляд. Им кажется, что их вот-вот постигнет кара.

Городские сплетники Бобчинский и Добчинский, а также почтмейстер, не брезгующие чтением чужих писем и распространением сплетен, делают поспешный вывод: молодой человек, остановившийся в трактире со своим слугой, — и есть ревизор.

Хлестакову начинают оказывать всяческие знаки внимания. Ревизора ведь нужно задобрить! Чиновники предлагают ему деньги, приглашают в гости.

Иван Александрович, поначалу удивлённый столь радушным приёмом, постепенно входит во вкус и «включается» в игру.

Он начинает повышать на просителей голос, сулить повышения по службе в обмен на взятки, хвастаться близостью к литературной элите («с Пушкиным на дружеской ноге») и самому царю, кокетничать одновременно с женой и дочерью губернатора.

Дойдя до предела вранья, Иван Александрович собирает все сливки и покидает город. Вслед за этим вскрывший его письмо почтмейстер обнаруживает обман. Наконец, следует немая сцена: чиновники получают весть о прибытии настоящего ревизора.

Сочинение «Хлестаков и хлестаковщина»

Перед тем как написать сочинение о том, что такое «хлестаковщина», необходимо разобраться в характере Хлестакова. Какие черты присущи персонажу? Глупость, поверхностность, «воздушность».

  • Гоголь подчёркивал его обыкновенность в х к пьесе:
  • «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».
  • В разные годы критики и литературоведы оценивали этого героя с самых неожиданных точек зрения:
  1. — Виссарион Белинский не считал Хлестакова главным героем пьесы, утверждая, что гораздо значительнее для понимания пьесы фигура Городничего;
  2. — Дмитрий Мережковский в начале ХХ века находил в Хлестакове инфернальные (потусторонние, демонические) черты, полагая, что в лице изменчивого Ивана Александровича в город N явился сам чёрт;
  3. — советский критик Александр Воронский называл стихией Хлестакова воздух, по его мнению, этот персонаж олицетворяет все веяния своего времени, носящиеся в воздухе;
  4. — писатель Владимир Набоков назвал героя «добрым малым» с оригинальной фантазией и любовью к игре.
  1. Эти трактовки сходятся в одном: Хлестаков не был злодеем и мошенником, он лишь плыл по течению, стараясь получить максимальную выгоду из сложившейся ситуации.
  2. Получается, что желание пустить пыль в глаза, присущее герою, высмеивалось Гоголем как бич времени, внутренняя характеристика каждого из нас.
  3. Подытожив размышления о том, что такое «хлестаковщина», сочинение уместно завершить наблюдениями за днём сегодняшним.

В чём социальная опасность «хлестаковщины»

Со времени написания комедии прошло почти 200 лет, но образ Хлестакова отнюдь не изжил себя. Скорее, наоборот: мы наблюдаем вокруг всеобщее стремление не быть, а казаться.

Чтобы продвинуть своё имя, продать товары или услуги, люди многократно преувеличивают свои достижения, собирают пухлые портфолио (это как?), рассылают «звёздные» резюме (это что?) и презентуют пустоту.

Современные Хлестаковы проводят бесконечные бизнес-тренинги, занимаются коучингом (это как?), небескорыстно помогая другим в выстраивании стратегий личностного роста, публикуют сотни учебников и заманивают людей на онлайн-курсы.

Они имеют за плечами весьма скромное образование и не всегда умеют писать без ошибок, но у них непременно есть блог в Instagram с сотней тысяч подписчиков.

Они не бывали в Литературном институте, но издают многостраничные романы про вампиров и оборотней; не прошли прослушивание в музыкальной школе, но записывают диски для фанатов; разрушили собственные семьи, но учат подписчиков счастливому родительству.

Наш век становится временем профанации (это что?) и непрофессионализма. Люди научились манипулировать информацией, создавать яркую рекламу, выстраивать положительный имидж. Всё это – варианты хлестаковщины.

А ещё Хлестаковы – это те, кто ещё вчера был никем, а сегодня получил новое назначение и задрал нос. Это душевная неразборчивость, непорядочность, поверхностность.

Разоблачить всех лжецов невозможно, зато имеет смысл прислушаться к совету Гоголя и поймать Хлестакова внутри себя.

Действительно ли мы знаем то, о чём говорим? Можно ли считать себя грамотными на основании простого тестирования? У нас ухоженные лица, но значит ли это, что красива наша душа?

А? Кто там? Не Иван ли Александрович сообщает, что курьеры несут ему новые депеши? Ловите, ловите его скорей, пока он не уехал в столицу!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Что такое хлестаковщина? (по комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”)

Что же такое хлестаковщина? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать характер героя, от чьего имени и образовался этот термин.

Итак, речь пойдет о главном персонаже комедии – Иване Александровиче Хлестакове. Это молодой чиновник из Петербурга, проездом оказавшийся в небольшом уездном городке. Будучи расточительным, он привык к легкой, праздной, беззаботной жизни. Хлестаков привык жить не по средствам, играл в азартные игры и проигрывал большие суммы.

Читайте также:  Алексей фатьянов стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта алексей фатьянов - поэзия

Именно в этот момент, когда чиновник остался без денег, автор знакомит нас с ним. Наш герой не сразу понял, почему местные чиновники относятся к нему с таким вниманием, почтением и уважением. Однако, осознав, что его приняли за особо важную персону, он решил воспользоваться этим и проявил свой характер во всей красе.

Рассказывая другим о себе, он сочинял, воображал, фантазировал, как только мог! ” Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге… Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут в фельдмаршалы… Я всякий день на балах”, — сочинял Хлестаков. Видя, что его слова производят огромное впечатление на чиновников, Хлестаков, все более и более вдохновляясь, уже не может остановиться.

Он начинает нагло просить деньги у всех подряд. Дело дошло до того, что он внаглую просил у помещиков целую тысячу, а те еле-еле наскребли шестьдесят пять рублей. Более того, Хлестаков вскружил голову дочери городничего Марии Антоновне, пообещав на ней жениться. Счастью городничего не было предела. Он уже получал хоть и неискренние, но поздравления от других чиновников.

Все эти эпизоды характеризуют Хлестакова как человека пустого, эгоистичного, хвастливого… Он живет только сегодняшним днем, только для себя, совершенно не беспокоясь о будущем.

Следует отметить, что все эти черты в какой-то степени присутствуют во многих людях. Именно поэтому мы можем говорить о хлестаковщине как о собирательном, обобщенном образе.

Под хлестаковщиной я понимаю беззастенчивое хвастовство, вопиющее вранье, наглость, лицемерие, безответственность, умение пустить пыль в глаза и примерить на себя маску другого человека.

Гоголь считал, что бороться с хлестаковщиной можно только смехом и юмором, поэтому и выбрал для своего произведения жанр комедии.

Мне очень понравился образ главного героя этого произведения. Гоголь сам был хорошо знаком с жизнью мелкого чиновничества в Петербурге, поэтому так колоритно и мастерски смог передать этот образ!

  Даниил  

Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор» – сочинение по литературе 8 класс

Тема сочинения «Хлестаков и хлестаковщина» — классическая тема при изучении комедии «Ревизор» Николая Гоголя на уроках литературы в 8 классе. Ниже представлены 3 варианта сочинения.

Вариант 1

Содержание:

  • 1 Вариант 1
  • 2 Вариант 2
  • 3 Вариант 3

В письме к Пушкину Гоголь обращается с просьбой, которую принято считать началом, исходной точкой «Ревизора»: «Сделайте милость, дайте какой‑нибудь сюжет смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию.

Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта». И Пушкин рассказал Гоголю и об истории с литератором Свиньиным, и о происшествии, случившемся с ним самим, когда он отправился в Оренбург за материалами для «Истории Пугачева».

Местный губернатор был уверен, что литературные занятия – лишь прикрытие тайной ревизии деятельности городских чиновников. Таким образом, явление это для России вполне типичное.

Повсюду в государстве царили беззаконие, казнокрадство, а вместе с ними страх ревизии и твердая убежденность, что неподкупного ревизора не бывает.

Именно поэтому ловкий мошенник без труда мог выдать себя за важное лицо, и поэтому же какой‑нибудь проезжий господин мог быть принят за таковое лицо.

Правда, есть разница между «выдать» и «быть принятым», для Гоголя очень существенная, но и в том и в другом случае причина превращения «проезжего господина» в чиновника одна и та же. Сюжеты о мнимых ревизорах бытовали и в устных рассказах, проникли и в литературу.

Комедия вводит читателя и зрителя в мир тихого провинциального городка, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Размеренное течение жизни в городе взрывает «пренеприятное известие» о приезде тайного ревизора, о чем в начале пьесы сообщает городничий своему окружению.

Узнав о предстоящем визите государственного инспектора, все чиновники города тут же направляют свои усилия на соблюдение внешней благопристойности.

Мы видим, что ни одно из распоряжений городничего в связи с приездом ревизора не содержит ничего дельного по существу – все направлено лишь на соблюдение внешних приличий.

Поэтому вместо того чтобы заниматься решением насущных задач города, чиновники направляют свои усилия на наведение «порядка» (снятие охотничьего арапника, висевшего в присутствии, уборки улицы, по которой поедет ревизор).

«Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких‑нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено», – говорит городничий. В такой обстановке всеобщего ожидания ревизора и появляется в комедии мелкий чиновник из Петербурга Хлестаков.

Появившийся персонаж отличается стремлением казаться «чином повыше» и способностью «блистать среди себе подобных при полной умственной и духовной пустоте». Вначале Хлестаков не понимает, за кого его принимают, и наслаждается «приятностью» своего нового положения.

Он сочиняет небылицы о своем высоком положении в Петербурге, что называется, пускает пыль в глаза. Причем, как пишет Гоголь, Хлестаков «не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит».

Именно Хлестаков – идеал человека в своем обществе – стал самым ярким образом чиновника того времени, символом эпохи.

Хлестаков – наивный баловень, пустейший дворянчик, прожигающий средства своего отца‑помещика. Он пустышка, «без царя в голове», и он же воплощение нахальства. У него «легкость необыкновенная в мыслях». «Он просто глуп, – писал Гоголь, – болтает, потому что слушают, врет, потому что хорошо поел и выпил хорошего вина».

Он легко переходит от фанфаронства к трусости, от заносчивости к унижению. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, самое главное для него – пыль в глаза пустить. Он может совершить любую подлость, потому что не имеет понятия о добре и зле. Он игрок, и волокита, и взяточник, и крепостник (слуга голодает, ему это безразлично).

Он врет, а все видят в этом вранье исполнение своих заветных желаний, их не шокирует, когда он, завравшись, хватит лишнего.

Образ Хлестакова – один из самых ярких, созданных Гоголем, он является обобщающим образом чиновничьей России. Характер Хлестакова совершенно новый в литературе. «Хлестаковщина» стала именем нарицательным. В комедии правдиво раскрыты психология и характеры людей, которых в жизни можно было встретить нередко.

«Микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» – так определил В. Г. Белинский основные черты хлестаковщины, характеризующие чиновничество России того времени.

«Ревизор» — читательский дневник

Вариант 2

Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что «оригиналы» большинства персонажей его комедии «всегда почти находятся перед глазами».

А о Хлестакове писатель говорит, что это «тип многого разбросанного в разных русских характерах… Всякий хоть на минуту … делался или делается Хлестаковым.

И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат грешный, литератор, окажется иногда Хлестаковым».

В этом герое соединились и умственное ничтожество, и убожество духовной жизни, и отсутствие нравственных убеждений, и развязность, способность к особой пошлости, и стремление «играть роль чином выше собственной».

Усилиями окружающих созданы условия, чтобы раскрылось с полной откровенностью все, что таилось в душонке этого «пустейшего» человечешки, что рисовалось в его нелепых мечтах.

Верят россказням Ивана Александровича чиновники потому, что в его болтовне реализуется не только хлестаковский принцип: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия», но и их предел мечтаний: иметь власть, знакомства, известность, деньги, не прилагая никаких усилий, не расходуя ума и сердца, не имея никаких ежедневных обязанностей.

Поэтому и становится похожим на Хлестакова городничий, уверовавший, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!» В мечтах его и Анны Андреевны появляется дом, который должен быть первым в столице, так же как у Хлестакова, вкусные рыбицы, красная генеральская лента через плечо, лошади, на которых разъезжаешь по обедам. Н. В. Гоголь специально делает эти повторы в речи своих героев, показывая, как городничий становится Хлестаковым.

Хлестаковщина, т. е. бахвальщина, не подкрепленная возможностями, делами, стремление казаться не тем, чем ты являешься на самом деле, внутренняя пустота, безответственность, тщеславие; явление очень живучее. В наше время, к сожалению, тоже есть люди с подобными качествами. Благодаря комедии Н. В. Гоголя мы понимаем цену таким хлестаковым и стараемся держаться от них подальше.

Ляпкин-Тяпкин — характеристика судьи в комедии «Ревизор»

Вариант 3

В произведении Гоголя под названием «Ревизор» существует два понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Хлестаков и хлестаковщина, которые со временем вышли за пределы простых литературных понятий и стали частью жизни. Произведение стало популярным на широких театральных подмостках, а потом как произведение стало широко известным среди обычных масс.

Хлестаков – человек, обладающий фактически пустой душой, он способен играть совершенно любые роли, не способен на индивидуальность, обычно подстраивается под происходящие события. Внутренний трус не позволяет ему проявлять храбрость, он часто льстит окружающим его людям и старается понравится исключительно всем. Да и сам Хлестаков не против взяток и лести.

Да и сам герой быстро вживается в роль и становится тем самым ревизором, который должен приехать на место и провести разгром происходящего на месте.

А понятие Хлестаковщины – это пустая трата жизни, вранье, которое принимает вселенские масштабы. Призрачность человеческой фигуры, которая не намерена становится индивидуальной, ей по вкусу подстраиваться под существующие обстоятельства.

У таких фигур полностью отсутствует содержание, это видно именно в то время, когда герой быстро перевоплощается в ревизора. Он так запросто становится совершенно другим человеком, которые занимает высокую должность и чин.

При этом он не обладает особенными полномочиями, он самый обычный человек, которому не хватает даже смелости признаться в том, что он не является высоко поставленным чиновником, у которого есть власть и особенные полномочия.

Сам Хлестаков в этот момент начинает лгать много и профессионально. Он ведет себя, как самый высокий вельможа, который достоин почтения и особого уважения к своей персоне. Да и, по его словам, он незаменим, он самый необыкновенный человек, у которого все должны валяться в ногах и удовлетворять любые его желания.

Таким образом, Хлестаков и хлестаковщина становятся символами российского чиновничества и в принципе политики, когда каждый старается отхватить себе лучший кусочек, при этом неизвестно, что они готовы поставить на кон.

При этом, автор не говорит о том, что фактически все чиновники обладают подобным характером и склонностями, но в целом существует система, которую достаточно трудно переломить.

Поэтому такими яркими образами он подчеркивает происходящее.

Ссылка на основную публикацию