Любовь в рассказе бунина «кавказ»

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ» входит в его цикл «Тёмные аллеи», который практически полностью посвящен теме любви. Это обуславливает и тему самого рассказа, который не стал исключением в цикле, так же описывая и раскрывая тонкое строение такого глубокого чувства, как любовь.

«Кавказ» повествует нам о любовном треугольнике, центре которого находится главный герой. Он искреннее любит замужнюю женщину. Главный герой фактически живёт от свидания со своей возлюбленной и до следующего такого свидания.

  Она же так же сильно его любит, хоть и постоянно встревожена и боится того, что её муж, некий офицер, характеристика которого Буниным практически не дана (в целом его сюжетная линия довольно скупо описывается писателем на протяжении всего произведения), узнает о её тайной любви.

Муж же, чувствуя неладное, превращается в подозрительного ревнивца, любовь которого приобретает нездоровый, разрушительных характер и не несёт ему никакого счастья.

Спустя некоторое время, герой и его возлюбленная всё-таки решаются на их давний план – они вдвоём сбегают из Москвы на Кавказ.  Несмотря на возможные последствия, своим побегом они идут на риск и в итоге обретают счастье, во взаимной любви вдали от страха быть обнаруженными. Они обретают гармонию, находясь в тишине и существуя во взаимной любви друг к другу.

 Даже их места обитания противопоставляются: Москва предстаёт душной и тесной, в то время как Кавказ пропитан гармонией и спокойствием.

Подобный поступок герое и обретенное ими счастья показывают и позицию самого Бунина по этому вопросу – видимо, писатель считает, что ради настоящей любви можно и нужно идти на риск, выходить за рамки обыденного, дабы, подобно героям, стать счастливым.

Однако в произведении Бунина есть и неожиданный сюжетный поворот. Муж главной героини, оставаясь для читателя примером отрицательной любви,  потеряв рассудок, отправляется искать её по всему югу России.

Он объездил весь Геленджик, все Сочи, все Гагры, но не нашёл сбежавших любовников. Потеряв свою жену, поняв, что он больше никогда её не увидит, он не может смириться с этим.

Он уходит из жизни, совершая самоубийство.

Через этот поворот раскрывает непредсказуемость любви. Счастье главного героя и его возлюбленной оказалось трагедией для офицера-мужа возлюбленной. Гармония и любовь одних может стать концом нормального существования других, что может привести к ужасным последствиям.

И именно пример, данный нам Буниным в «Кавказе», говорит нам о том, что каждый из нас может стать как счастливым героем, так и трагически ушедшим из жизни офицером.

И в этом и есть та непредсказуемость любви, её загадочность и невозможность предугадать, к чему она приведет каждого конкретного человека.

Вариант 2

Иван Алексеевич Бунин по праву признан самим временем одним из мастеров русской прозы. Его рассказы небольших объемов, но продолжают пользоваться сумасшедшей популярностью среди читателей даже в настоящее время. Рассказ, который носит название «Кавказ» написан этим же автором. Он считается одним из лучших творений Бунина. Вошел во всем известный сборник «Темные аллеи».

Почти все произведения Ивана Алексеевича посвящены теме любви. Любовь у него бывает разная: трагическая, несчастная, печальная. Все потому, что никогда она не заканчивается воссоединением любящих сердец на всю жизнь. Не суждено им скрепит свои отношения узами брака.

Рассказ «Кавказ» также имеет в себе любовную линию.

Главный герой произведения приезжает в столицу России. Он ждет каждой встречи со своей возлюбленной, словно какого-то праздника. Он увековечивает в своей памяти абсолютно каждое свидание с нею. Он создает наброски портрета любимой девушки.

Она представляет собой создание бледное, взволнованное и прекрасное. Автор делает акцент на чувствах и страданиях главных персонажей, при этом он не характеризует их внешность до крайности подробно.

Влюбленные люди объединенны неподдельными чувствами друг к дружке и общим деланием покинуть столицу России с целью побега на Кавказ.

Но этому не суждено произойти. Героиня насильно выходит замуж. Это тревожит главного героя. Образовывается любовный треугольник, прием которого распространен в искусстве слова. Данная ситуация ярко демонстрирует то, как из обыденной жизни человека могут вырвать любовные влечения.

Мужем героини представлен самодовольный офицер. При чем он постоянно ревнует свою супругу ко всем лицам мужского пола, с кем бы она не общалась. На примере данного героя Иван Бунин демонстрирует, что ревность порождает любовь разрушительную, болезненную.

Нельзя представить себя крепкие чувства, которые загоняют в какие-то ограничения. Им невозможно дать какое-то нормированное определение, заставить подчиняться каким-то правилам.

Любовь есть стремление, что невозможно обуздать, словно это жажда жить. Именно она производит перевороты в человеческих сердцах и толкает людей покинуть зону комфорта.

Именно этим и занимаются основные персонажи рассказа «Кавказ».

Не обращая внимания на всю опасность и риск, герои находят в себе силы, чтобы сбежать на Кавказ. Их бережет любовь.

8 класс

Несколько интересных сочинений

Любовь в рассказе Кавказ Бунина 8 класс сочинение

Иван Алексеевич Бунин – необыкновенный писатель.  Он поэт, философ, блестящий знаток русского языка.

Бунину ведомы радость и грусть, боль и отчаяние, но самое главное – ему как писателю и человеку было даровано беспредельное ощущение мира, в котором он жил, а также глубокая вера в неизменные основы бытия.

Склад характера писателя и противоречивое понимание действительности отразились на его творчестве, породив своеобразный сплав лирической нежности и сурового анализа происходящего. Даже такая прекрасная тема любви, которой посвящены многие произведения И.А.

Бунина рассматривается им не только как дар Бога, способный сделать людей безгранично счастливыми, но и как наказание, причиняющее страшную боль. Рассказ «Кавказ» является прекрасной иллюстрацией, где перед нами предстает именно такая любовь.

Главный герой произведения – рассказчик, который любит женщину и живет «от свидания до свидания с нею». Они не могут быть постоянно вместе, так как она замужем.  Её супруг – офицер, обладающий, по её словам, жестоким и самолюбивым характером.

Но даже тот факт, что обманутый муж находит тайную переписку и заявляет, что ни перед чем не остановится, защищая свою честь, не пугает влюбленных покинуть дождливую Москву и отправиться к морю, на побережье Кавказа, где тепло и солнечно. Там их никто не знает, им не нужно будет скрывать своих чувств.

Они сбегают на юг, где повсюду цветут магнолии, герои счастливы.

Тем временем, муж героини отправляется за ней, следуя адресам, которые супруга указала на открытках, намеренно отправленных из Геленджика и Гагр. Не найдя её, он понимает, что это означает. Не в силах снести позора, он решается на  страшное – « он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Он лишился своего счастья, так значит и жить ему не для чего.

Счастье сбежавших влюблённых оказывается трагедией для мужа героини. Через самоубийство офицера писатель показывает ту самую непредсказуемость любви, загадочность, неизвестность, к которой  она может привести человека. Будут ли в дальнейшем счастливы герои, остаётся только гадать.

Если в начале рассказа нам хочется, чтобы молодым людям удалось бежать от сурового мужа, то уже в конце произведения нам становится жаль обманутого супруга, который оказывается сильным и благородным человеком, которого предали. Поступок пары мне кажется трусливым.

Ведь было бы благороднее и честнее признаться во всём обманутому мужу. Возможно, и не было бы данной трагедии.

Это небольшое по своему объёму произведение произвело на меня огромное впечатление. Оно заставляет задуматься на разные темы: счастья и обманутой любви, предательства, измены, смысла жизни. Ивану Алексеевичу Бунину удалось показать читателю трагедию любви и описать самые тонкие чувства человеческих переживаний.

`

Любовь в рассказе Кавказ

Популярные сочинения

  • Сочинение Грей в повести Алые Паруса (Образ и характеристика)
    Артур Грей – один из главных героев повести «Алые паруса», родился и рос в прекрасном доме, в знатной семье. Единственный любимый сын с младенчества был окружён любовью и вниманием заботливых родителей
  • Сочинение Когда человеку необходимы перемены?
    Для многих людей повседневность, обыденность и спокойствие – это идеал жизни, к которому следует и даже необходимо стремиться. Чаще всего человек, желающий только умиротворения и комфорта – это гражданин
  • Что я знаю о войне – сочинение
    Начав изучать историю в школе, я усвоил, что война так же вечна, как сама история человеческого общества. Она является формой разрешения больших и малых конфликтов.

Сочинение Любовь в рассказе Кавказ Бунина 8 класс

  • Сочинения
  • По литературе
  • Бунин
  • Любовь в рассказе Кавказ

Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт с тонкой душевной организацией и своими особенными взглядами на жизнь.

Бунин очень многие свои рассказы посвящал теме любви. Он описывал её как некую силу, которая может полностью перевернуть жизнь. Она способна сделать человека счастливым или же причинить ему огромную боль.

В рассказе «Кавказ» представлена история такой любви, в которой переплетается и счастье и горе.

В центре внимания влюбленные друг в друга. Автор называет их герой и героиня, не дав им имён. Внезапно вспыхнувшие чувства пара скрывает, потому что героиня – замужняя женщина.

Она живёт в страхе: ей кажется, что муж догадывается о её связи с другим мужчиной.

Однако влюблённые настолько увлечены друг другом, что мечтают о том, чтобы сбежать на море, где никто не будет препятствовать их безграничной любви. И они осуществляют задуманный побег…

Из душной многонаселённой Москвы они попадают на Кавказ, где всё цветёт и пахнет, где тишина и покой, где нет лишних глаз, где никто не тревожит их. Они счастливы, что находятся рядом друг с другом.

Однако на фоне их романтических чувств происходит ужасная трагедия. Муж героини – офицер – властный и сильный мужчина, по словам его жены. Он узнаёт обо всём происходящем и приходит в ужас. Сначала ошарашенный известием об измене он пытается отыскать свою любимую жену, а, не найдя её нигде, решает покончить жизнь самоубийством.

В своём гостиничном номере он сам пускает себе пулю в голову. Это объясняется тем, что была затронута его честь, которая для него превыше всего, и он не смог пережить такого предательства со стороны своей возлюбленной. Без своей жены и любви к ней он не видел дальнейшей жизни и будущего, потому что его счастье заключалось в ней.

Бунин в своём рассказе постоянно использует контраст, тем самым производит ещё большее впечатление на читателя. Если о влюбленных он пишет много и красочно, то об офицере скупо и неярко.

В сцене, когда муж провожал героиню на поезд, также показан контраст: офицер заботливо усаживает героиню в вагон, а герой, прячась, тихо сидит в купе.

Счастливые влюбленные и преданный женой офицер, застреливший сам себя – тоже контраст.

Сочинение Тема любви в произведении Кавказ

Иван Алексеевич Бунин в своем рассказе «Кавказ» описывает трех человек, которые связаны между собой чувством-любовь. Есть муж с женой, мужчина офицер и для него его служба является главным в жизни. Женщина устала от того что муж постоянно на службе, она просит его уйти и быть с ней. Третье действующее лицо любовник той самой женщины.

Читайте также:  Краткое содержание романа Д. Остен «Гордость и предубеждение»

Двое любовников скрывают свои чувства и прячутся, чтобы их не поймали и не узнали об их связи. Героиня очень сильно боится, что муж обо всем догадался и тогда их план не осуществится, и любовники не смогут сбежать. Они запланировали свой побег на кавказское побережье и хотели, чтобы их не поймали в одном поезде.

Девушка приходила тайком к любовнику и рассказывала ему о том, что муж, наверное, обо всем догадывается, о ее связи. Они долго обсуждали свой побег и мечтали о том, как они наконец-то будут жить вместе. Они очень любили друг друга и наслаждались каждой минутой проведенной вместе.

Главный герой видел, как муж провожал свою жену на поезд и ждал от нее весточку с моря, куда она отпросилась у него. После этого она отправила мужу несколько открыток с Сочи и Геленджика. Любовники отправились в то место, где они должны были провести около месяца.

Бунин описывает Московскую сырую погоду, как в ней неуютно и холодно. После того как жена не вернулась муж отправляется на ее поиски и хочет вернуть ее. Он говорил жене о том, что никогда не даст опозорить честь его мундира.

Поискав жену там где она останавливалась и не найдя ее там, он решается на неотвратимые действия. Муж решает покончить с собой и доводит дело до конца. Не выдержав того что жена его бросила и таким образом опозорила его он кончает жизнь самоубийством.

Офицер ложится на кровать в снятом номере отеля и выстреливает себе в голову.

Иван Алексеевич в своем рассказе пишет о любви двух людей, которые счастливы вместе. Больше читателя трогает трагедия третьего человека того самого оскорбленного мужа. В то время как любовники радуются своему счастью, в его жизни происходит переломный момент.

Вначале рассказа Бунин описывает мужа как самовлюбленного и даже жестокого человека. Он офицер, который проходит много лет службу и находится на хорошем счету у руководства. К концу рассказа мужчину становится жалко, ведь он любит свою жену и не хочет ее терять, но она сделала свой выбор не в его пользу.

Иван Алексеевич описал сильного человека, который не смерился с предательством и обманом. И любовника, который трусливо прячется и боится в открытую бороться за свою любовь. В рассказе больше говорится о трагедии человека, который не смог пережить того что жена с ним так поступила.

Для 8 класса

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Образ грозы в пьесе Островского При написании своего произведения Островский назвал его «Гроза», это подчеркивает значимость образа природного явления. Гроза для жителя описанного городка Калинов олицетворяет знак общение
  • Сочинение Описание картины Утро Яблонской для 6 класса На своей картине Утро художница Татьяна Яблонская изобразила свою старшую дочку в собственной киевской квартире. Картина написана в 50-х годах предыдущего века и квартира
  • Сочинения для 11 класса Сочинения и работы для 11 класса

Сочинение на тему любви в рассказе бунина кавказ

Любовные треугольники непременно приводят к душевным мукам. Хорошо, если концовка будет не так трагична, как в рассказе И.А.Бунина «Кавказ». Автор ведет повествование от первого лица любовника замужней женщины, не указывая никаких имен. Он называет себя вором и затворником, понимая низость своего поступка.

Он не борется за любовь в открытую, предпочитая тайну. Женщину Бунин характеризует мнительной и растерянной. Она боится мужа, называя его жестоким и самолюбивым. Нет ни одного слова о бывшей к нему любви. Скорее всего, офицера она не любила никогда: «…лучше смерть, чем эти муки…».

У нее не хватило смелости во всем признаться, поэтому утопала во лжи, сбежав с любовником. Сочувствие и жалость к героине проявляется в момент спокойствия, когда «она радостно плакала глядя на…» стаю орлят. Она не вспоминала офицера и была счастлива.

Третий герой, казалось бы, играет второстепенную роль, пока в финале не стало известно, что именно муж – заложник несчастной трагической любви. В начале рассказа автор описывает его бесчувственным человеком с сильным характером: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!».

В итоге он не может пережить предательство любимого человека. Автор ни слова не говорит о чувствах офицера, но поступки явно указывают на преданность. Он везде искал любимую и, когда понял, что не найдет, «выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Почему Бунин подчеркивает, что именно из двух? Я думаю, что автор тем самым указывает на решительность офицера и боязнь промазать. Он решил прекратить свои душевные муки. Этот герой противоречив. Его поступок можно рассматривать как действия не безумно влюбленного, а просто человека слова. Он пытался защитить свою честь мужа и не смог.

Возможно, именно от безысходности он покончил с собой. Однако его прощание с супругой все-таки доказывает обратное: «целуясь с ней, крестя ее…». Он не хотел ее отпускать из-за сильной привязанности. Особенность произведения в развязке. На фоне соединения влюбленной пары и мелких деталей описания их жизни, читатель забывает об офицере.

Пока автор не сообщает, что педантичный, строгий мужчина, потеряв смысл жизни, прекращает свое существование. Как расценивать его поступок? Слабость это или сила? Я симпатизирую мужу, и мне кажется, что он проявил силу характера. Он знал, что не сможет полюбить другую, и позволил любимой быть счастливой.

Отдельное место в произведении автор отдает описанию Кавказа: «место первобытное», «страшные тучи», «злобная буря», «чернота лесов», «быстро прыгала…прозрачная речка». Автор передает метафорами и эпитетами настроение сбежавших влюбленных. Они боялись и не могли полностью насладиться восхитительной природой гор. Их окутывал «безнадежно-счастливый вопль…». В рассказе И.А.Бунина «Кавказ» раскрывается проблема нравственного выбора людей и вопрос о цене счастья.

Трагическая любовь в рассказе И.Бунина «Кавказ»

Рассказ И.Бунина «Кавказ» входит в цикл «Тёмные аллеи». Все рассказы этого цикла объединены одной темой – темой любви, взаимной или неразделённой, но всегда мучительной и трагической.

Сюжет рассказа прост: молодая женщина уезжает на юг со своим любовником. Муж, заподозривший неладное, отправляется следом и, не найдя её ни на одном из курортов, кончает жизнь самоубийством. В рассказе три героя: он, она, её муж.

Он молодой, пылко влюблённый, готовый жить в незаметных номерах затворником от свидания до свидания с ней.

Она – замужняя женщина, давно не любящая своего мужа, хрупкая, несколько экзальтированная, живущая в постоянном страхе, что её тайный роман будет раскрыт.

Запретное чувство делает её счастливой и одновременно тяготит своей безысходностью. Муж героини – военный, по-видимому, немолодой уже человек, ревнивый, что-то подозревающий. По словам жены, он при своём жестоком и самолюбивом характере способен на многое.

День отъезда из Москвы автор изображает сумрачным, дождливым. Грязные, мокрые, чёрные улицы создают ощущение тревоги и напряжения. Даже райский уголок, с горячим солнцем, белизной снежных гор, ровным и мирным морем, не делает героев безмятежными и по-настоящему счастливыми.

Ощущение недолговечности счастья, его преступности не покидает героев. Любовь, на миг подарившая блаженство, оборачивается трагедией, которая до конца жизни омрачит существование влюблённых.

Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Украденное счастье будет стоить слишком дорого – жизни человека. В финале рассказа Бунин лаконичен: он скупо описывает последние минуты мужа героини. В его действиях нет суетливости, но есть драма офицера и человека. Несимпатичный в начале рассказа, персонаж в финале вызывает сочувствие. Человек чести, он не может перенести предательства жены и жить с этим позором.

В своём рассказе Бунин размышляет о том, что счастье одних людей может принести боль и страдания другому человеку. Преступная любовь оборачивается трагедией не только для обманутого мужа, но и для счастливых любовников. Остаток жизни они вынуждены будут прожить с тяжёлой ношей вины и невозможности раскаяния.

  Сочинение на тему почему я выбрал профессию строителя

Полезный материал по теме:

  1. Любовь по роману В списках не значился Васильев
  2. Анализ стихотворения Дмитрия Ведяпина «Любовь, как Чингачгук, всегда точна»

«Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»

1 ученик

. Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года. Его родители – отец Алексей Николаевич и мать Людмила Александровна – принадлежали к старинному дворянскому роду.

Детство Вани Бунина прошло в небольшом родовом поместье близ Ельца. Видимо, домашний учитель Николай Осипович Ромашков, человек образованный, знавший несколько языков, пробудил в маленьком Бунине страсть к стихотворству. Николай Осипович оказался оригинальным педагогом. Он учил Ваню по «Одиссее» Гомера.

В 10 лет Ваню отдали в Елецкую гимназию. Но проучившись там 4 года, он оставляет её.

Дальнейшее образование Ване даёт старший брат – Юлий Алексеевич. Он прочёл своему младшему брату весь курс гимназии, а по отдельным предметам – курс университета.

Трепетное и нежное сердце писателя всегда жаждало любви. С юных лет молодой Бунин пытался обрести личное счастье, Правда, ему не всегда это удавалось. В его жизни было не мало грустных и трагических историй. Таковы были и его первые отношения с Варварой Пащенко. «Жизнь Арсеньева» — лирико-автобиографическая книга Ивана Бунина в пяти частях.

В книге, являющейся, по определению Владислава Ходасевича, «автобиографией вымышленного лица», запечатлены многие факты и подробности из жизни самого Бунина. Бунин утверждал, что Лика — это придуманная героиня; она создана «на основе только некоторой сути пережитого».

Однако литературоведы полагают, что в историю любви Арсеньева к Лике положена подлинная житейская драма самого Бунина, который в молодости был страстно влюблён в свою «невенчанную жену» Варвару Пащенко (1869—1918). Они встретились в редакции «Орловского вестника», где девушка, только что окончившая гимназию, работала корректором.

Она отличалась строптивым характером, носила пенсне, считала себя эмансипированной и всегда была окружена поклонниками. Подобно Лике, Пащенко занималась музыкой, увлекалась театром; в перечне её жизненных планов были консерватория и актёрская стезя. В письме брату Юлию (1890).

В книге отец Лики предупредил героя, что его дочь Арсеньеву не пара; в жизни доктор Пащенко наотрез отказался видеть мужем Вари 19-летнего юношу без образования и денег.

2ученик.

Бунин продолжает писать стихи и начинает писать рассказы. В 17 лет началась его литературная деятельность: вышел сборник его рассказов.

Он знакомится со многими писателями: Короленко, Куприным, Брюсовым, Горьким. Но особенная дружба связывала его с Антоном Павловичем Чеховым. Чехов предсказал, что из Бунина выйдет «большой писатель».

  • Предсказание Чехова сбылось – Бунин был дважды награждён Пушкинской премией, а в 1933 году он первым из русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии.
  • Иван Алексеевич Бунин категорично не принял Октябрьскую революцию и 1920 году Бунин вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой навсегда покинул Россию, но долго мучился от разлуки с родиной.
  • 6 ученик.
  • Он работал до самой смерти; писал рассказы, объединённые в книгу «Тёмные аллеи» (38 новелл).
  • Рассказы «Темных аллей» раскрывают не только тему любви, они раскрывают глубины человеческой личности и души, и само понятие «любви» представляется, как основа этой непростой и не всегда счастливой жизни.
  • И любовь не обязательно должна быть взаимной, чтобы приносить незабываемые впечатления, любовь не обязательно должна превращаться во что-то вечное и неустанно продолжающееся, чтобы радовать и делать человека счастливым.
Читайте также:  Сочинение: Люди дна (по пьесе Горького «На дне»)

Чаще всего любовь приходит к ним всего лишь на одну ночь. В этом заключается огромный трагизм всех историй. Влюбленные разлучаются по-разному: по требованию родителей («Руся»), из-за неизбежного возвращения к семейной жизни («Визитные карточки»), из-за различного социального положения («Степа»).

Иногда гибельная страсть приводит к смерти. В рассказе «Кавказ» кончает жизнь самоубийством обманутый муж. Очень трагична смерть главного героя в рассказе «Зойка и Валерия».

Урок "Повествование о любви в рассказе И.А.Бунина "Кавказ"

Обсуждение рассказа. (Домашним заданием было прочитать рассказ.)

– Когда и где происходит действие рассказа? (Сначала в Москве, потом на Кавказе). – Летом – подтверждение текстом. Слайды – Москва, Арбат начала 20 века.

– Прочитаем первые три абзаца рассказа. Обратите внимание, какой эпитет выражает настроение героя? (Жил томительно)– Счастлив ли герой в своём томлении? (Да, он любит)

– Какой стилистический приём в словосочетаниях «была бледна прекрасной бледностью», «потрясало меня жалостью и восторгом» подчёркивает взволнованность героя, трепетность в любви и в то же время тревожность? (Оксюморон – соединение противоречивого). Этот приём писатель использует часто в своих произведениях.

–  Перескажите сжато сюжет рассказа.

– В чём счастье и несчастье героев? ( Разные ответы по поводу несчастья: не могут быть вместе, смерть мужа героини…. Итог: счастье – в любви, несчастье – тоже в любви; но уже неразделённой, трагической.

  • –  В какой части рассказа мы видим, что герои счастливы? (В начале)
  • – Всё ли так спокойно? (Нет, присутствует ощущение беды, опасности)
  • Слово учителя.

Бунин очень интересен как писатель. Он говорил, что главное для него – «найти звук, мелодию рассказа».  К.Г. Паустовский говорил, что «у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения».

— Попытаемся найти звук, краски и свет в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». Для этого разделимся на 3 группы и проанализируем эпизоды по вопросам и заданиям.

  1. – Предлагаю такие эпизоды (учитель указывает страницы и абзацы):
  2. 1 ряд – Эпизод 1 «Вокзал. Отправление поезда»
  3. 2ряд – Эпизод 2 «Утро в поезде и прибытие на место» до слов «… горячие, весёлые полосы света»
  4. 3 ряд – Эпизод 3 со слов «Когда жар спадал» с до слов « …смотрела поздняя луна»
  5. – Задания (на слайде): Найдите и выпишите слова, которые выражают: 1пара – цвет, свет, 2 пара-пространство, 3 пара- настроение и ощущения героев, 4 пара–звуки (на общую работу вам 5 минут )
  6. Беседа (зачитывание ответов с примерами)
  7. – Как в связи с изменениями внутреннего психологического состояния героев рассказа Бунина «Кавказ» меняется окружающая их обстановка?
  8. – Вот что у нас получилось. 

ВЫВОД: (запись в тетрадь) краски от чёрно-белых в 1 эпизоде становятся цветными, яркими, сочными во 2 и 3 эпизодах.; пространство расширяется, появляется свет, прозрачность; настроение меняется от тревожного до радостного, счастливого, а звуки — от глухих до сильных, выразительных.

  • Художественно-выразительные средства в рассказе.
  • Задание: какие средства художественной выразительности использует автор для передачи настроения героев, состояния окружающей среды? (Задание по группам: 1ряд – эпитеты, 2 ряд – метафоры, 3 ряд – сравнения; время работы 3-5 минут)
  • – Вывод: эпитеты, метафоры, сравнения, – всё помогает автору «просто, точно» выразить свои ощущения.
  • — Какие средства встретились ещё? Олицетворение (глядела луна)
  • — Для передачи чувств и мыслей Бунин использует паузы – Синтаксис: тире, многоточие (запись в тетрадь )

ВЫВОД: Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, – выражаясь словами Бунина, – чувственного, вещественного, из чего создан мир”, предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и поразительнейших деталей и оттенков.

– Какую роль играет последний эпизод, описывающий бурю, удары грома? (Предвещает трагедию). В литературе, как вы знаете, это приём предвещания трагической развязки.

– Действительно, сначала мы следим за парой влюбленных, наслаждающихся отдыхом, общением друг с другом, но вот вдруг не любовь, не жизнь, а смерть… Кто в ней виноват? (Мы , наверное, не имеем права судить героя и отвечать на этот вопрос)

–  Имеют ли право на счастье герои? (Да. Слова Бунина этому подтверждение – см. эпиграф)

(Нет, разрушила жизнь мужа. ВЫВОД: однозначного ответа нет)

– Вызывает ли сочувствие самоубийца? (Нет, сильный офицер не выдержал. Да, он глубоко несчастный человек, потерял цель и смысл жизни) Для русского дворянства и офицерства защита чести вплоть до риска жизнью была святым долгом. Муж героини, понимая, что он обманут, что его честь запятнана, не смог перенести предательство жены и жить с этим позором и предпочел смерть.

  1. – Почему же все-таки герои – муж и жена – не могли расстаться, не мучая друг друга, и разойтись, как это принято сейчас?
  2. Слово учителя
  3. – Бракоразводные процессы в дореволюционной России были исключены (0,4% от заключенных браков, в то время как сейчас эта цифра – 50%).
  4. – Мог ли он поступить иначе? (Дворянин, офицер должен был смыть позор кровью своей или противника)
  5. – Почему он стреляет в виски из двух револьверов? (Убивает в себе офицера, а потом человека)
  6. – Как Бунин через пейзаж показывает внутреннее состояние героев?
  7. – Почему автор назвал свой рассказ «Кавказ»?
  8. – Пейзаж помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг нее – реальность, грозящая катастрофой.

– Каков же главный звук в рассказе? (Звук выстрела: пугающий и вместе с тем освобождающий от уз брака героиню. Он разрешил все проблемы).

– Рассказ разделён на 2 части, резко отличающиеся одна от другой. Как называется такой композиционный приём в литературе? (Антитеза)

– Что противопоставлено у Бунина? (Жизнь и смерть, любовь и предательство, ощущения героев в Москве и на Кавказе, цвет, свет, природа…)

– В каком произведении вы встречали этот приём? (Л.Н.Толстой ,После бала») – На описание предчувствия счастья и само счастье влюблённых И.Бунин отводит 3 страницы текста, а на несчастье и смерть – 7 строчек. – Как вы думаете, почему?

Алина ЧЕУЗОВА. ЛЮБОВЬ КАК НАПРЯЖЕНИЕ ДУХОВНЫХ СИЛ. Комментарий к рассказу Бунина «Кавказ» – Газета День Литературы

  • Алина ЧЕУЗОВА
  • ЛЮБОВЬ КАК НАПРЯЖЕНИЕ ДУХОВНЫХ СИЛ
  • Комментарий к рассказу Бунина «Кавказ»

Рассказ «Кавказ» впервые был опубликован в газете «Последние новости» (Париж, 1937, № 6077, 14 ноября) [1: 612; 2: 791].

Он вошёл уже в первое издание сборника «Тёмные аллеи» (Бунин И.А. Темные аллеи. Нью-Йорк, 1943), которое состояло «из двух разделов: I – «Темные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Апрель», «Степа», «Муза», «Поздний час»; II – «Руся», «Таня», «В Париже», «Натали»». [1: 608].

«Кавказ» вошел и в последующие сборники (Париж, 1946 и др.).

Рассказ включен в «Темные аллеи» не случайно, ведь весь этот сборник объединен общей темой. Об этом Бунин писал Н.А. Тэффи в письме от 23 февраля 1944 г.

: «Вся эта книга называется по первому рассказу – «Темные аллеи», – в котором «героиня» напоминает своему первому возлюбленному, как когда-то он все читал ей стихи про «темные аллеи» («Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи»), и все рассказы этой книги только о любви, о её «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». Бунин также говорит в этом письме, что содержание рассказов «вовсе не фривольное, а трагическое».  [1: 609]

Или вот ещё о единой теме сборника «Темные аллеи» в письме к Б.К. и В.А. Зайцевым от 11 ноября 1943: «Книга эта называется по первому рассказу «Темные аллеи» ­– во всех следующих дело идет, так сказать, тоже о темных и чаще всего весьма жестоких «аллеях любви».

Рассказы эти большей частью в лист – самая крайняя сжатость, хотя я и всегда был на этом довольно помешан.

И вот еще что – нынешней осенью всё хотелось писать и писал что-нибудь милое, пустяковое, веселое из любовных делишек – что ж все думать о смерти и дьявольских делах в мире! Бокачио написал «Декам» во время чумы, а я вот «Темные аллеи»». [2: 41]

По поводу же предыстории самого рассказа «Кавказ» Бунин писал в статье «Происхождение моих рассказов»:

« «Кавказ». Написал этот рассказ, вспомнив, как однажды – лет сорок тому назад – уезжал из Москвы по Брянской дороге с женой одного офицера, с которой был в связи и которую он провожал на Брянском вокзале в Киев, к её родителям, не зная, что я уже сижу в поезде, еду с ней до Тихоновой пустыни.

Это была очаровательная, веселая, молоденькая, хорошенькая женщина с ямочками на щеках при улыбке, решительно ничем не похожая на ту, что написана в «Кавказе», сплошь, кроме воспоминания о вокзале, выдуманном; на Кавказском побережье я тоже никогда не был, – был только в Новороссийске и в Батуме, видел прочее побережье только с парохода.

«Кавказ». У меня много лет тому назад была тайная связь с одной молодой женщиной, женой офицера, чрезвычайно ревнивого. Она однажды поехала на юг, к своим родным, и я провожал её до половины её пути точно так, как это рассказано в «Кавказе».

Женщина эта была на редкость очаровательна, ей было всего двадцать два, двадцать три года, она была небольшая ростом и такая живая, милая, легкая характером, что я другой такой не встречал; в полную противоположность той, что в моем рассказе. Отсюда и всё прочее, что выдумано в нем, чем он кончается.

А муж её вполне мог застрелиться именно так, как в рассказе, если бы узнал про её измену». [3: 177-178]

Имя этой «жены офицера» сам Бунин не указал в своей статье. Вероятно, та же «жена офицера» упоминается в статье «Жизнь Бунина», написанной женой Бунина Верой Муромцевой. В этой статье отразились в частности события жизни Бунина осенью 1905 года, основанные на архивных данных, так как познакомились Вера Муромцева и Иван Бунин позже – только 4 ноября 1906 года [4: 134]:

«В Васильевском царило оживление: приехала погостить из Огневки Настасья Карловна, а с ней знакомая Софьи Николаевны по Ефремову, молодая жена офицера, служившего в Смоленске.

Когда гости на Рождестве собрались уезжать, Иван Алексеевич отправился с ними в Ефремов, где у Отто Карловича и встречал Новый 1906 Год. Память об этой встрече запечатлелась в стихах «Новый Год».

В этих стихах отразился его короткий роман с женой офицера. Летом он на несколько дней съездил в Смоленск, но, кажется, больше сидел в гостинице, чтобы её не скомпрометировать, – муж у неё был болезненно ревнивым человеком. Иван Алексеевич говорил, что она была прелестна, на редкость легкая по характеру женщина, но жизнь её с мужем была нудной». [5]

  1. Поскольку Вера Муромцева упоминает стихотворение «Новый Год», приведем его полностью:
  2. Ночь прошла за шумной встречей года…
  3. Сколько сладкой муки! Сколько раз
  4. Я ловил, сквозь блеск огней и говор,
  5. Быстрый взгляд твоих влюбленных глаз!
  6. Вышли мы, когда уже светало
  7. И в церквах затеплились огни…
Читайте также:  Василий Теркин, Переправа, анализ главы

О, как мы любили! Как томились!

  • Но и здесь мы были не одни.
  • Молча шла ты об руку со мною
  • По средине улиц. Городок
  • Точно вымер. Мягко веял влажный
  • Тающего снега холодок…
  • Но подъезд уж близок. Вот и двери…
  • О, прощальный милый взгляд! «Хоть раз,
  • Только раз прильнуть к тебе всем сердцем
  • В этот ранний, в этот сладкий час!»
  • Но сестра стоит, глядит бесстрастно.
  • «Доброй ночи!» Сдержанный поклон,
  • Стук дверей – и я один. Молчанье,
  • Бледный сумрак, предрассветный звон…
  • 1906
  • В этом стихотворении отразилась та же тема – любовь, которой нужно прятаться, невозможность остаться наедине и связанные с этим муки.
  • * * *

«Я считаю «Темные аллеи» лучшим, что я написал, – заявлял он (Бунин – примечание автора) запальчиво, – а они, идиоты, считают, что это порнография и к тому же старческое бессильное сладострастие. Не понимают, фарисеи, что это новое слово в искусстве, новый подход к жизни!». [2: 200]

Если принять во внимание это высказывание Бунина, а также обстоятельства его собственной жизни (взять хотя бы их жизнь втроем – с женой Верой Николаевной и молодой «ученицей» Галиной Кузнецовой [2]), можно почувствовать, что в рассказе «Кавказ», как и во всем сборнике «Темные аллеи», нет того дидактизма, который ему приписывают, например, школьные учителя.

Сравните, как объективным замечаниям по поводу особенностей художественного строя рассказа «Кавказ» сопутствуют очень субъективные оценки преподавателя, которые навязываются учащимся: «…автор не дает ни имен своим персонажам, ни их портретных описаний…

Важнее переживания героев, тонкие «переливы чувств», показ изменения настроения, для того чтобы к концу рассказа объяснить, что это было – любовь или страсть». [6: 317] «Женщина – для чувственного наслаждения» [6: 321]. «Герой поселился в Москве «воровски», т.е. осознает, что совершает нечто противозаконное.

«Дурной поступок – потеря душевного мира. Стремясь уехать из Москвы, герой тем самым пытается «уехать» от ответственности за свои поступки». [6: 318] В рассказе «четко раскрывается тезис: отсутствие терпения – причина нравственного падения героини».

[6: 320] Все выводы (выделенные мной) отражают мировоззрение учителя, они могут вытекать из субъективного мировосприятия, но это не значит, что сам Бунин считал эту любовь-страсть преступной, что он её осуждал и размышлял о греховности содеянного.

«Светские условности и предрассудки «Анны Карениной»», – так, например, Бунин говорил о невозможности вступить во второй брак, не расторгнув первый [2: 201]. Он сам был и в роли оставленного мужа, и в роли тайного любовника.

  1. Большое значение играет в «Кавказе» Бунина природа. Пейзаж тесно связан с внутренним миром героев и их настроениями:
  2. – с посещением Кавказа связаны яркие впечатления о пережитых некогда чувствах;
  3. – наступление осени в Москве совпадает с тоской по возлюбленной и страхом ее потерять;
  4. – первая ночь в вагоне, когда влюбленные сбегают от обязательств и наслаждаются близостью – утро солнечное, но при этом за окном «выжженная степь» и «пыльные широкие дороги», курганы и могильники, «нестерпимое сухое солнце, небо, подобное пыльной туче» – всё это намекает нам на кратковременность счастья и жизни в целом.

Все рассказы сборника объединены образом открытого пространства – дороги – и закрытого – вокзала, железнодорожной станции или купе вагона. И в «Кавказе» также у Бунина дорога воспринимается как метафора жизненного пути, а вагон – как миг возможного счастья.

Кинематографичность, наличие контекста и подводных сюжетных линий являются основными жанровыми чертами «миниатюр» из цикла «Темные аллеи». Все это проявилось в полной мере в «Кавказе», где «И.А. Бунин вводит персонаж (муж героини), первоначально воспринимающийся как второстепенный, но по мере развития действия переходящий в разряд главных. С ним связана отдельная сюжетная линия.

Первоначально воспринимаемый как препятствие на пути героев к счастью, в конечном итоге он становится жертвой – своей любви к жене.

Трагическая развязка этой сюжетной линии, открытость финала линии герои-любовники в конечном итоге подготавливают развязку подводной сюжетной линии, раскрывают авторский взгляд: счастье двух любящих лишь вспышка, короткий миг, но это стоит того, чтобы его испытать». [7]

В «Кавказе» наблюдается композиционная ассиметрия: большая его часть посвящена отношениям скрывшихся любовников, но в последнем абзаце перед нами вдруг во всей полноте вырастает фигура обманутого мужа, готовящегося к самоубийству и совершающего его. [8]

У Бунина окончание рассказа максимально лаконично и при этом насыщенно деталями: «На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Эта смерть в финале «предсказывается» в тексте. «Резкие звуки являются знаками смерти (глухой стук в барабан в «Кавказе»)», – пишет Фиш М.Ю. [9]

«Многие рассказы Бунина содержат образ страшных, жестоких притеснителей женщины. Ими оказываются обманутые мужья; брошенные любовники. Финал всегда один – убийство изменившей: «Генрих», «Дубки», «Пароход «Саратов»», – пишет Смирнова Л.А.

[10: 174] Но в «Кавказе» обманутый муж не настигает супругу, да и его жестокость известна лишь по заявлениям изменяющей жены («…Я думаю, что он на все способен при его жестоком, самолюбивом характере.

Раз он мне прямо сказал: „Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!“ Теперь он почему-то следит буквально за каждым моим шагом…»). Более того, его самоубийство освобождает любовников.

Какие глубинные мотивы подтолкнули офицера к самоубийству? Вот как призывает толковать этот поступок на уроках русской литературы Кутейникова Н.Е.: «Муж героини действительно её любит, поэтому…

её отпускает: брак в России тех лет был браком венчанным, церковным, разводы не допускались, следовательно, смерть одного из супругов давала свободу другому. Однако часто другому-то эта «свобода» была не нужна.

При этом данный персонаж явно болезненно относился и к понятию «честь», и к понятию «супружеская верность», поэтому не мог допустить, чтобы было опорочено имя его семьи. Он приверженец христианской морали, поэтому поступок жены его просто убил».

[6: 321] Честно говоря, то, что офицер – «приверженец христианской морали» – в тексте рассказа никак не проявляется. Объективно ли такое освещение рассказа?

Смерть в финале рассказа и вообще соседство смерти с любовью – черта, объединяющая весь сборник «Темные аллеи». Это может показаться чересчур патетичным. И знакомая Бунина, поэтесса и прозаик И.В. Одоевцева в статье «На берегах Сены» писала, например:

«Мне нравятся «Темные аллеи». Но меня удивляло количество самоубийств и убийств в них. Мне кажется, что это какое-то юношеское, чересчур романтическое понимание любви. Чуть что – ах! И она вешается, или он стреляется, или убивает её. Я говорю ему (Бунину – прим. автора) об этом очень осторожно.

Он сердито пожимает плечами:

– Вот как? По-вашему, незрело, романтично? Ну, значит, вы никогда не любили по-настоящему. Понятия о любви у вас нет.

Неужели вы ещё не знаете, что в семнадцать и семьдесят лет любят одинаково? Неужели вы ещё не поняли, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу – а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее почти каждая моя любовь была катастрофой, – я был близок к самоубийству.

Даже когда никакой катастрофы не было, а просто очередная размолвка или разлука. Я хотел покончить с собой из-за Варвары Пащенко. Из-за Ани, моей первой жены, тоже, хотя я её по-настоящему и не любил. Но когда она меня бросила, я буквально сходил с ума. Месяцами. Днем и ночью думал о смерти.

Даже с Верой Николаевной… Ведь я был всё ещё женат, и моя первая жена мне назло не желала со мной разводиться. Я боялся, что Вера Николаевна откажется. Не решится соединить свою жизнь со мной. Ведь это было ещё до первой мировой войны. Светские условности и предрассудки «Анны Карениной» были ещё живы.

А она – Муромцева, дочь известного профессора, племянница председателя I Думы. Но жизнь без неё я себе не представлял. Если бы она не решилась, отказала мне, я бы непременно… – он замолкает на минуту, глядя в окно. – И теперь ещё, – голос его звучит устало и грустно. – Совсем недавно. Вы же знаете…».  [2: 200-201]

Как видим, финал «Кавказа» – это отражение бунинских представлений о любви: он считал и в молодости, и в зрелом возрасте, что мучение от любви или от её невозможности граничит со смертью, для него любовь была напряжением всех духовных сил. И герои Бунина – такие же. И именно слова самого писателя следует брать за основу, а не субъективные впечатления читателей, основанные на личном опыте.

Санкт-Петербург

                Список использованной литературы:

  1. Бабореко А.К. Темные аллеи: Комментарий // Бунин И.А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 5. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи; Рассказы 1932-1952. М.: Худож. Лит., 1988. C.571-628.
  2. Бабореко А.К. Поэзия и правда Бунина: Дневники. Воронеж, 1980. № 1. С. 132-140.
  3. Бакалдин, И.П. Мотив воровской любви в «Кавказе» И.А. Бунина Текст. / И.П. Бакалдин // Университетские чтения-2002. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ч. 2. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. -186 с. – С.164-168.
  4. Бунин И.А. Происхождение моих рассказов // Бунин И.А. Полное собрание сочинений в 13 т. Т. 13. М.: Воскресенье, 2006. С.177-178
  5. И.А.Бунин: Pro et contra. Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология. Спб: Изд-во Русского Христианского гуманитарного инчтитута, 2001. 1011 с.
  6. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.Е. Кутейникова. М. : Просвещение, 2009. 400 с.
  7. Лозюк Н.Ю. Композиционный ритм в новеллах И.А. Бунина :”Темные аллеи”: Автореферат диссертации. Новосибирск, 2009. 
  8. Лозюк Н.Ю. Ритмическая композиция в новелле Бунина «Кавказ» // Филологические чтения: Материалы Международной научно-практической конференции (Оренбург, 1-2 ноября 2007). Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. С.243-249
  9. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Вагриус, 2007.512 с.
  10. Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с.
  11. Фиш М.Ю. Сенсорные коды поэтики цикла рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 2009. Электронный доступ:  http://www.aspirant.vsu.ru/ref.php?cand=1461
  12. Щербицкая И.В. Стилистические особенности цикла И.А. Бунина “Темные аллеи”: Автореферат диссертации. Махачкала, 2008. Электронный доступ: http://www.dissercat.com/content/stilisticheskie-osobennosti-tsikla-ia-bunina-temnye-allei
Ссылка на основную публикацию