Великая отечественная война в литературе 20 века

Инфоурок › Литература ›Презентации›Презентация по литературе “Великая Отечественная война в литературе 20 века”

Великая Отечественная война в литературе 20 века

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Великая Отечественная война в литературе 20 века Описание слайда:

Великая Отечественная Война в литературе 20 века Выполнила учитель русского языка и литературы Головина И.Ф. 2016 год

2 слайд Великая Отечественная война в литературе 20 века Описание слайда:

Война – жесточе нету слова,  Война – печальней нету слова,  Война – святее нету слова  В тоске и славе этих лет,  И на устах у нас иного  Еще не может быть и нет.  А.Твардовский 

3 слайд Великая Отечественная война в литературе 20 века Описание слайда:

Литература всегда была и будет отражением времени, она отражала все события русской истории. Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. 

4 слайд Великая Отечественная война в литературе 20 века Описание слайда:

Причин тому много.

Это и осознание тех, ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации (а события войны — это именно такие события), и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности.

Тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям “свыше”, должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.

5 слайд Великая Отечественная война в литературе 20 века Описание слайда:

Великая Отечественная война ,безусловно, является центральным историческим событием 20 века. Поэтому неудивительно, что про неё написано множество великих литературных произведений, как в прозе, так и в стихах.

Разумеется, основную лепту здесь внесли советские писатели, которые непонаслышке были знакомы с ужасами той страшной войны.

Многие литераторы той поры сами принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны и в своих произведениях доносят «окопную» правду того эпохального времени, которую должен знать каждый гражданин, чтобы величайшая трагедия 20 века больше никогда не повторилась.

6 слайд Великая Отечественная война в литературе 20 века Описание слайда:

Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды… Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть.

Но если едут двенадцать, а возвращаются только двое – правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю.

Стоит ли рисковать, чтобы найти эту правду, – об этом пусть судят сами писатели. Эрнест Хемингуэй

7 слайд Великая Отечественная война в литературе 20 века Описание слайда:

По данным энциклопедии “Великая Отечественная война”, в действующей армии служило свыше тысячи писателей, из восьмисот членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло двести пятьдесят. Четыреста семьдесят один писатель с войны не вернулся – это большие потери.

Они объясняются тем, что писателям, большинство которых стали фронтовыми журналистами, случалось порой заниматься не только своими прямыми корреспондентскими обязанностями, а брать в руки оружие – так складывалась обстановка (впрочем, пули и осколки не щадили и тех, кто в такие ситуации не попадал).

Многие же просто оказались в строю – воевали в армейских частях, в ополчении, в партизанах! 

8 слайд Великая Отечественная война в литературе 20 века Описание слайда:

В военной прозе можно выделить два периода: 1)проза военных лет: рассказы, очерки, повести, написанные непосредственно во время военных действий, вернее, в короткие промежутки между наступлениями и отступлениями; 2)послевоенная проза, в которой происходило осмысление многих больных вопросов, как, например, за что русскому народу выпали на долю такие тяжкие испытания? Почему в первые дни и месяцы войны русские оказались в столь беспомощном и унизительном положении? Кто виноват во всех страданиях? Но все же это условное деление, потому что литературный процесс – это явление порой противоречивое и парадоксальное, и осмысление темы войны в послевоенное время было сложнее, чем в период военных действий.

9 слайд Великая Отечественная война в литературе 20 века Описание слайда:

Великая Отечественная война отражена в русской литературе глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы.

Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство.

На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды.

Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу. 

10 слайд Описание слайда:

Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза времен Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. Для прозы военных лет характерно усиление романтических и лирических элементов, широкое использование художниками декламационных и песенных интонаций, ораторских оборотов, обращение к таким поэтическим средствам, как аллегория, символ, метафора.

11 слайд Описание слайда:

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть В. Быкова “Знак беды”. В.Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием.

Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939—1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая 1941 года).

В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

12 слайд
13 слайд Описание слайда:

Ви́ктор Плато́нович Некра́сов (4 (17) июня 1911,Киев —3 сентября 1987, Париж) — русский советский писатель, диссидент и эмигрант, лауреат Сталинской премии второй степени (1947).

Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году, была одной из первых книг о войне, написанных правдиво, насколько это было возможно в то время.

Она принесла писателю подлинную славу: переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков. По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм«Солдаты».

14 слайд Описание слайда:

Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев, автор любимых всеми книг “А зори здесь тихие” (1968), “Завтра была война”, “В списках не значился” (1975), “Аты-баты шли солдаты”, которые были экранизированы в советское время, в интервью “Российской газете” от 20 мая 2004 г. отметил востребованность военной прозы. На военных повестях Б.Л.

Васильева воспиталось целое поколение молодежи. Всем запомнились светлые образы девушек, соединивших в себе правдолюбие и стойкость (Женя из повести “А зори здесь тихие… “, Искра из повести “Завтра была война” и др.) и жертвенную преданность высокому делу и любимым (героиня повести “В списках не значился” и др.). В 1997 писатель был удостоен премии им. А.Д.

Сахарова “За гражданское мужество”.

25 слайд
26 слайд Описание слайда:

Евгений Носов родился 15 января 1925 года в семье потомственного кузнеца. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия.

Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».

Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

27 слайд Описание слайда:

Первым произведением о войне Е.И. Носова был рассказ “Красное вино победы” (1969 г.), в котором герой встретил День Победы на казенной койке в госпитале и получил, вместе со всеми страдающими ранеными, стакан красного вина в честь этого долгожданного праздника.

“Доподлинный окопник, рядовой боец, он не любит говорить о войне… Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. Нельзя всуе трепать святые слова. Как впрочем, нельзя и врать о войне. А плохо писать о страданиях народа – стыдно.

” Евгений Носов написал на рубеже веков ряд произведений, о которых Александр Исаевич Солженицын сказал, вручая ему премию своего имени: “И, донося через 40 лет всю ту же военную тему, с горькой горечью всколыхивает Носов то, что больно и сегодня.

… Этой неразделенной скорбью замыкает Носов полувековую рану Великой войны и всего, что о ней не рассказано и сегодня”.

28 слайд
29 слайд Описание слайда:

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылициной. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве.  В 1942 году ушёл добровольцем на фронт.

Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

30 слайд

Литература в Великую отечественную войну

Великая Отечественная война – событие, которое отразилось на судьбе всей России. Каждый в той или иной степени коснулся ее. Художники, музыканты, писатели и поэты также не остались равнодушными к судьбе своей страны.

Роль литературы в годы ВОВ

Литература стала тем, что давало надежду людям, давало силы бороться дальше и идти до конца. Именно в этом и определялась цель данного вида искусства.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Существует ли вечная любовь?

С первых дней фронта писатели говорили об ответственности за судьбу России, о тех страданиях и лишениях, которые терпели люди. Многие писатели уходили на фронт корреспондентами. В то же время неоспоримым было одно – беспрепятственная вера в победу, которую ничто не могло сломить.

Призыв искоренить «проклятого зверя, вставшего над Европой и замахнувшегося на твое будущее» мы слышим в стихах-воззваниях «К оружью, патриот!» П. Комарова, «Слушай, Отчизна», «Бей врага!» В. Инбер И. Авраменко, в очерках Л. Леонова «Слава России».

Особенности литературы во время войны

Великая Отечественная война в литературе 20 века

Война заставляла задуматься не только о настоящих проблемах, но и об истории России. Именно в это время появляются работы А. Толстого «Родина», «Петр Первый», повесть «Иван Грозный»,  а также «Великий государь», пьеса В. Соловьева .

Появилось такое понятие, как произведение, написанное «По горячим следам». То есть буквально вчера вечером написанное стихотворение, очерк или рассказ, сегодня мог появиться в печати. Большую роль играла публицистика, так как благодаря ей виделась возможность задеть патриотические чувства русских людей. Как говорил А. Толстой, литература стала «голосом русского народа».

Стихотворениям о войне уделялось то же внимание, что и обычным политическим или светским новостям. Печать регулярно публиковала отрывки из творчества советских поэтов.

Творчество писателей во время ВОВ

Неоспоримым вкладом в общую копилку стало творчество А. Твардовского. Конечно, самое известное из его произведений – поэма «Василий Теркин» стало некой иллюстрацией жизни простого русского солдата. Она глубоко раскрывала характерные черты советского воина, за что и стала горячо любимой в народе.

Великая Отечественная война в литературе 20 века

Многие произведения советских писателей печатались в главной газете СССР на тот момент – «Красная звезда». Там публиковалось творчество В. В. Вишневского, К. М. Симонова, А. П. Платонова, В. С. Гроссман.

Большую роль играет во время войны и творчество К.М. Симонова. Это и стихотворения «Сороковые», «Если дорог тебе твой дом», «У огня», «Смерть друга», «Мы не увидимся с тобой». Спустя некоторое время после второй мировой был написан первый роман Константина Михайловича «Товарищи по оружию». Свет он увидел в 1952 году.

Послевоенная литература

Великая Отечественная война в литературе 20 века

Второй из примеров – М. Шолохов. Им будут написаны такие впечатляющие произведения, как «Судьба человека», «Они сражались за Родину». Правда, последний роман так и не считается завершенным. Писать его Михаил Шолохов начал еще в военные годы, однако вернулся к завершению замысла только спустя 20 лет. Но в конечном итоге последние главы романа были сожжены писателем.

Биография легендарного летчика Алексея Маресьева стала основой знаменитой книги «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого. Читая ее, нельзя не восхищаться героизмом простых людей.

Одним из классических примеров произведений о Великой Отечественной войне можно считать роман Ю. Бондарева «Горячий снег».  Написан он был спустя 30 лет, однако хорошо иллюстрирует страшные события 1942 года, происходившие под Сталинградом. Несмотря на то, что бойцов остается всего три, а орудие только одно – солдаты продолжают сдерживать наступление немцев и бороться до победного конца.

О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения советской литературы.

Великая Отечественная война в литературе 20 века

Великая Отечественная война, длившаяся долгих четыре года, стала тяжелым испытанием для всех народов нашей Родины. Литературное творчество военных лет, а также произведения более позднего времени о войне представляют собой очень большой пласт родной литературы. Парой авторы сами прошли фронтовыми дорогами, примерив кто гимнастерку, кто тельняшку.

Литература военного периода изображало не столько ужасы войны, сколько внутренний мир человека живущего на войне. Во всяком случае, так было в лучших произведениях Константина Симонова стихотворении “Жди меня” и в пьесе “Парень из нашего города” или в поэме Александра Твардовского “Василий Теркин”.

Советская военная лирика вообще явление уникальное. Оказалось, что в суровых военных буднях такие произведения как “Ленинградская поэма” Ольга Берггольц, “Разведка боем” Илья Эренбург или “Вот опять ты мне вспомнилась мама …” Ярослав Смеляков, способны согревать человеческие сердца.

Послевоенная отечественная литература наполняется эпическим жанром, романы рассказывающие о героическом, теперь уже вечным, подвиге советского народа.

Ярким событием мировой литературы стало появление трилогии Константина Симонова “Живые и Мертвые”, “Солдатами не рождаются” и “Последнее лето”.

Не вымышленные персонажи этого романа-эпопеи переживают все главные события войны, от первого дня поражения, до громких побед.

В ряду подобных произведений, монументально описавших в прозе народный подвиг стоят романы “Блокада” Александр Чаковский, “Горячий снег” Юрий Бондарев, “Они сражались за Родину” Михаил Шолохов. Вынеся все лишения, страдания, горе и слезы герои этих произведений всё равно победили, сохранив нежность и любовь.

Уже в конце минувшего века появились романы раскрывающие всю бездну великой трагедии, имя которой война, и судьба в ней простого человека, навсегда потерявшего с прошлой мирной жизнью.

Ярким примером таких произведений являются “В списках не значатся” Бориса Васильева, “Обелиск” Василь Быков.

Особенно трогает судьба героев романа Виктора Астафьева “Прокляты и убиты”, где отчетливо видно весь ужас, вся бессмысленность того отвратительного явление как война.

Уже совсем мало осталось среди нас живых свидетелей войны. Нет в живых и большинства авторов произведений о войне. Тем бережней мы должны относится к этим литературным мемориалам рассказывающие об испытаниях, выпавших на долю нашим предкам.

Сочинение 2

Когда началась, самая ужасная война XX века, активизировались культурные деятели. Они своими стихами, рассказами, музыкой звали, вдохновляли на защиту родной земли.

Эти годы стали самыми страшными в истории человечества. Главными символами этого времени стали страх, боль, смерть. А такие качества, как мужество, радость с каждой победой, взаимовыручка были свойственны всем людям того периода. Они боролись за мирное существование всех людей на земле, и в этой борьбе им оказало поддержку искусство.

Даже во время блокады Ленинграда в городе работали театры и филармония, где играл оркестр, в ней была исполнена симфония № 7 Д. Д. Шостаковича.

Но не только музыка помогала выживать людям. В эти годы были сняты фильмы о любви и храбрости. В этот период появились прекрасные песни, которые сейчас считаются классикой, к этим песням относиться «Синий платочек», «Бьется в теплой печурке огонь…» и многие другие

И всё – таки большую роль, играла литература.

Все кто был причастен к этому виду искусства, знали, что такое война не от кого – то они принимали участие в боях, многие пали смертью храбрых. Такие фамилии, как К. Симонов, Б. Окуджава, Б. Слуцкий, А. Твардовский, В. Астафьев… звучат до сих пор. Их книги стали летописью, для нового поколения, которое не застало этих страшных событий.

Одним из самых страшных стихотворений является «Варварство», автором которого был Муса Джалиль. То какое варварство вытворяли захватчики, не способны сотворить даже звери, они не способны на такую жестокость.

Михаил Шолохов написал по окончании войны рассказ «Судьба человека», он очень реалистичен, даже в наши дни. В книге рассказывается о простом русском солдате, который за войну потерял здоровье, семью, но он не озлобился. Придя с войны он верил, что жизнь даст ему второй шанс, и он не ошибся судьба подарила ему сына.

Константин Симонова создал стихотворение, «Жди меня», которое помогало солдатам выживать и давало силы бороться.

А стихотворение Александра Твардовского «Василий Тёркин», вообще ходил по рукам, его отсылали родным в письмах, вырезали из газет.

Почти все литературные произведения с 1945 по 1970 годы XX века связаны с войной.

Все эти произведения рассказы, романы, стихотворения, песни создавались для того, сто бы последующие поколения могли узнать о тех событиях, что бы ценили то, что для нас сделали ветераны.

Через что им пришлось пройти ради мира на нашей земле. Литераторы старались передать людям в своих трудах все ужасы страшных событий войны.

Другие темы:

← Забота о людях↑ На свободную темуИндивидуальность человека →

Популярные сочинения

  • Сочинение Что такое Взросление
    Взросление – неизбежный процесс. По сути, это переход от состояния ребенка к совершеннолетнему человеку. Что же значит «быть взрослым»? На самом деле, важно не только вырасти в физическом плане
  • Портреты с описанием мальчиков из рассказа Бежин луг Тургенева
    Самым старшим из всей этой гурьбы был Федя. Он был хорошо одет, что показывало то, что он из небедной семьи. Он находится здесь просто из интереса
  • Сочинение на тему Власть денег
    Материальные ценности всегда даровали власть человеку, который ими обладает. Однако, с течением времени величина той власти, которую дают деньги, возрастает и изменяется.

Человек на войне в русской литературе 20-го века

feniks.help – Скорая помощь студентам

XX век стал тяжелым испытанием для российского народа. Это было время революционных потрясений, двух мировых войн и Гражданской войны.

В литературе отражаются наиболее значимые исторические события, происходит их осмысление.

Тема войны является одной из доминирующих в русской литературе XX века. Это произошло в силу разных причин:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Многие писатели сами являлись участниками военных событий. В своих произведениях они описывали то, что видели собственными глазами.
  2. Советское государство нуждалось в сильной идеологии. В героическом прошлом черпались образцы мужества и доблести, стойкости ко всем лишениям и невзгодам.
  3. Страшные последствия боевых действий, выразившиеся в многочисленных человеческих жертвах и поломанных судьбах, требовали осмысления самого факта войны как бесчеловечного и жестокого явления, которое никогда не должно повториться.
Читайте также:  Все рассказы чехова для детей в одной подборке

Военная тематика представлена в самых разных жанрах:

  • художественная литература — преломление реальности в художественной форме с помощью образов и символов;
  • документальная проза — построение сюжетной линии на реальных событиях с небольшими включениями художественного вымысла;
  • мемуары — описание событий, очевидцем которых был сам автор.

Среди наиболее часто встречающихся литературных форм о войне следует отметить следующие:

  • повести;
  • рассказы;
  • романы;
  • поэмы;
  • стихотворения;
  • эссе.

Цели, которым служила военная литература, были многообразны:

  1. Патриотическая — воспитание чувства любви к Родине и восхищения перед ее героическим прошлым.
  2. Морально-нравственная — предоставление лучших образцов поведения человека как нравственных ориентиров.
  3. Историческая — фиксация произошедших событий для дальнейшего их осмысления будущими поколениями.
  4. Художественно-эстетическая — создание системы символов и художественных образов, эстетическое преломление реальности.
  5. Пропагандистская — внедрение установок, идей и принципов, продиктованных Коммунистической партией и руководством страны.
  6. Гуманистическая — приоритет общечеловеческих ценностей, разоблачение антигуманного характера войны.

В каких произведениях звучит тема человека на войне

В XX столетии советские поэты и писатели обращались к разным историческим событиям военных лет. Преобладающей в первой половине XX века была тема Гражданской войны, с 1940-х гг. — Великой Отечественной.

Тема войны 1812 года переосмысливалась в контексте новых исторических реалий. Проводились параллели между национально-освободительным движением двух Отечественных войн, сравнивались масштабы партизанских движений, высмеивались неудачи захватчиков.

А вот тема Первой мировой войны очень скупо освещалась в советской литературе, поскольку она рассматривалась как «имперская» и «буржуазная». Она не вписывалась в рамки советской идеологии, и подвиги русских солдат, погибших на этой войне, долгое время были незаслуженно забыты.

Великая Отечественная война

Война 1941-1945 гг. стала самой страшной в истории российского народа. Она принесла неисчислимые бедствия, оставила незаживающую рану в душе. Ее осмысление началось еще в годы самой войны. Многие писатели и журналисты становились добровольцами, работали на линии фронта, попадали в плен, погибали от ранений.

Творчество военных лет отмечено следующими именами:

  1. Муса Джалиль (1906-1944) — советский поэт татарского происхождения. Работал военным корреспондентом. В июне 1942 года был тяжело ранен и попал в плен. Во время пребывания в концлагере Моабит написал несколько десятков стихотворений, которые вошли в золотой фонд военной литературы. Всемирно известным стало его стихотворение «Варварство», разоблачающее преступления нацизма. Муса Джалиль был казнен в немецком плену, но его творчество продолжило жить. Его произведения переведены более чем на 60 языков мира.
  2. Александр Твардовский (1910-1971) — один из самых известных советских поэтов. Его стихотворение «Жди меня» стало культовым. С ним уходили на фронт, его читали в минуты мрачного отчаяния, чтобы обрести надежду. Не менее известна его поэма про простого русского бойца «Василий Теркин». Она написана простым и четким слогом, отличается энергичностью действия и боевым задором. Поэма начала печататься в 1942 году, а завершена — в 1945. Остроту поэме придавал тот факт, что и сам писатель, и его герой в любую минуту могли погибнуть.
  3. Ольга Берггольц (1910-1975) — поэтесса, прозаик, военный журналист. Осталась в блокадном Ленинграде. Вдохновляла его жителей, почти ежедневно обращаясь к слушателям по радио. Ее стихотворения стали своеобразной летописью тех страшных лет. Автор знаменитой фразы «Никто не забыт и ничто не забыто». Свой самый известный сборник стихов «Узел» посвятила мужу, умершему от голода во время блокады.

В течение первых послевоенных десятилетий появилась блестящая плеяда писателей-фронтовиков, которые в своих произведениях осмысливали пережитый ими опыт.

  1. Борис Васильев (1924-2013) — писатель и сценарист, уроженец Смоленской земли. В 17 лет добровольцем ушел на фронт. Сумел самостоятельно выйти из окружения, куда попал его батальон. В 1943 году подорвался на минной растяжке и был отправлен в госпиталь. Литературным творчеством стал заниматься с 1950-х годов. По многим его произведениям поставлены фильмы. Культовыми стали его произведения: «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», «А завтра была война». Его творчество наполнено любовью к простому человеку, проникнуто гуманистическим пафосом.
  2. Василий Быков (1924-2003) — советский писатель белорусского происхождения. Ушел на фронт в 1942 году, принимал участие в боевых действиях, получил тяжелое ранение. Автор многочисленных произведений о войне, которые переведены на десятки языков мира. В центре внимания Быкова — нравственный выбор человека, его умение сохранить достоинство в самые тяжелые моменты жизни. Многие литературные труды писателя были экранизированы и получили необычайную популярность. Самые известные его произведения: «Журавлиный крик», «Альпийская баллада», «Третья ракета», «Обелиск», «Сотников». Автобиографические черты имеет повесть «Мертвым не больно». В ней описываются события Кировоградской операции, в которой принимал участие сам Быков.
  3. Виктор Астафьев (1924-2001) — советский писатель и драматург, фронтовик. В своих произведениях он передает взгляд на войну с точки зрения простого солдата, на чьих плечах все держится, но которому часто за подвиги достаются не награды, а наказания. Этот образ он противопоставил глубоко презираемым им «тыловикам-приживальщикам», которые безбедно жили в годы войны, наживаясь на чужом горе. Наиболее выдающиеся военные произведения писателя — «Прокляты и убиты», «Где-то гремит война», «Звездопад».

Первая мировая и гражданская война

Сразу после прихода к власти большевиков был подписан «Декрет о мире». Первая мировая война рассматривалась строителями нового государства как нечто реакционное, проводимое в ущерб интересам трудящихся. Ее основной целью назывались хищнические интересы капиталистических стран. В литературе разоблачалась ее «империалистическая сущность».

Впоследствии в отношении к Первой мировой появился термин «забытая война» — так мало внимания ей уделялось в советской историографии и литературе.

Отчасти тема Первой мировой войны звучит на страницах писателей как часть их биографии. Например, в «Юношеском романе» Валентина Катаева главный герой перебирает письма из окопов Первой мировой, вспоминая свою юность.

Во многих рассказах Михаила Зощенко упоминается, что герои прошли через «царскую» войну.

Тема донского казачества в годы Первой мировой войны поднимается на страницах культового романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

Тема Гражданской войны была доминирующей в произведениях советских писателей 1920-1930-х годов. Молодому советскому государству было нужно идеологическое обоснование своего существования, поэтому литературное творчество тех лет часто носило пропагандистский характер.

Высокохудожественной ценностью отличалось творчество тех писателей, которые сумели соединить идеологию с правдой жизни, показать в разрезе этого переломного момента историю судьбы простых людей.

Среди наиболее знаковых писателей того времени следует отметить следующие имена:

  1. Исаак Бабель (1894-1940) — советский писатель, сценарист, переводчик, журналист. Был участником событий Гражданской войны, о чем поведал на страницах самого известного своего произведения «Конармия». Это цикл рассказов, в которых беспощадно и без прикрас описываются события тех страшных лет. Книга развенчивала миф о благородной и самоотверженной Красной Армии и поэтому вызвала резкую критику со стороны Ворошилова и Буденного. Бабель был расстрелян в январе 1940 года, но его произведения пережили время, став наглядным документом эпохи.
  2. Александр Фадеев (1901-1956) — советский писатель и общественный деятель, лауреат Сталинской премии. С 1919 года воевал в составе отряда красных партизан на Дальнем Востоке. События Гражданской войны описывал в романе «Разгром», экранизированном под названием «Юность наших отцов» и других произведениях. Фадеева упрекают в пропагандистском характере его творчества, но он несомненно одаренный писатель, создавший целую галерею ярких образов.
  3. Михаил Шолохов (1905-1984) — советский писатель, журналист, сценарист. Лауреат множества премий, в том числе Нобелевской. Самое талантливое его произведение — эпопея «Тихий Дон» в 4-х томах. В ней рисуется обширная панорама жизни донского казачества в переломное для России время — от начала Первой мировой до Гражданской войны. Даже противники советской власти отмечали высокую художественную ценность романа, колоритность созданных образов, богатую лексику. Книга переведена на многие языки мира и неоднократно экранизировалась.

Отечественная война 1812 года

О войне 1812 года много писалось в XIX веке. Советские писатели не часто рисковали браться за эту тему, поскольку на фоне гениальных произведений Лермонтова и Толстого любое произведение казалось не столь ярким.

Одним из исключений стала пьеса «Давным-давно», написанная Александром Гладковым. В ней повествуется о приключениях девушки, отправившейся воевать с Наполеоном наравне с мужчинами.

В образе главной героини Шуры Азаровой угадываются черты реального человека — кавалериста Надежды Дуровой.

Пьеса была написана в 1940 году, но особую популярность приобрела после ее экранизации Эльдаром Рязановым в 1962 году под названием «Гусарская баллада».

После 1940-х годов две Отечественных войны стали часто рассматриваться в едином контексте. Национально-освободительное движение описывалось как духовный подвиг русского народа. Подчеркивалось умение наших людей объединиться в трудные моменты истории для защиты от общего врага.

В советские годы переиздавались мемуары о войне 1812 года, в том числе Дениса Давыдова и Надежды Дуровой, печатались публицистические и художественные произведения.

На что делали упор советские авторы на страницах произведений

Содержание военных произведений в основном концентрировалась вокруг нескольких тем:

  • подвиг советского солдата;
  • народное единение в борьбе с захватчиком;
  • простой человек в условиях войны;
  • нравственный выбор;
  • патриотизм;
  • жестокий и антигуманный характер войны.
Читайте также:  Топ-15 книг о войне

Многие советские авторы рисовали идеологически выверенные образы: воин-освободитель обязательно должен быть бесстрашным и честным, совершать подвиги без малейших колебаний. Фашисты, напротив, часто изображались карикатурными злодеями, начисто лишенными каких бы то ни было человеческих качеств. Но такие произведения остались забытыми, не сумели пережить свою эпоху.

В лучших военных творениях советских лет присутствует драматизм и глубина, герои сомневаются и рефлексируют, мучительно делают нравственный выбор.

Одним из самых пронзительных произведений о войне является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека».

В нем повествуется о судьбе простого шофера, который в годы войны попал в концлагерь и потерял всю свою семью. Встреча с маленьким мальчиком-сиротой дает ему надежду на новую жизнь.

Рассказ был написан в 1956 году и основывался на реальных событиях. Гуманистическое содержание произведения актуально и в современном мире.

Блистательно раскрыта тема женщины на войне в произведениях «А зори здесь тихие» Бориса Васильева и «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич. В этих повестях рассказывается о судьбах конкретных женщин, чьи жизни искалечила война.

Насколько полезной была для вас статья?

15 поразительных книг о Великой Отечественной войне – Лайфхакер

Автор одного из самых известных произведений о Великой Отечественной войне «А зори здесь тихие…» Борис Васильев добровольно отправился на фронт, когда ему было всего 17 лет. Закончив военную карьеру в 1954 году, он стал писателем и посвятил своё творчество войне.

«В списках не значился» — история о тех, чей подвиг остался в памяти, но чьи имена утеряны. О солдатах, которые шли в бой, не рассчитывая на славу. Действия разворачиваются в 1941 году в Бресте — городе, который одним из первых принял на себя удар врага.

Купить книгу

2. «В окопах Сталинграда», Виктор Некрасов

Автор прошёл почти всю войну, и был отправлен домой только после ранения в начале 1945 года. Он участвовал в битве за Сталинград и одним из первых написал о ней книгу.

Повесть «В окопах Сталинграда» вышла в 1946 году и поразила читателей свой честностью. Главный герой попадает в город незадолго до наступления немцев и успевает застать мирную жизнь людей, которые и не подозревают о том, что им вскоре придётся испытать.

Купить книгу

3. «Седьмая симфония», Тамара Цинберг

Отец писательницы был известным публицистом и знатоком еврейской литературы. В их семье книги почитались, поэтому, когда у Тамары была возможность покинуть блокадный Ленинград, она ей не воспользовалась, так как не могла бросить семейный архив. Именно этому сложному и страшному периоду посвящена повесть «Седьмая симфония».

Главная героиня, девочка-подросток, спасает новорождённого, от которого отказалась мать. Цинберг вложила в образ девочки то, каким видела город — стойким, храбрым и несломленным.

Купить книгу

4. «Молодая гвардия», Александр Фадеев

Книга написана на основе реальных событий в городе Краснодон. Александр Фадеев восстановил историю подпольной организации «Молодая гвардия», которая оказывала сопротивление немецким оккупантам.

В неё входили совсем молодые парни, которые боролись до конца, но враг оказался сильнее.

Фадеев бережно работал с документами и опрашивал жителей города, прежде чем создать произведение о героическом подвиге подростков, чтобы тот не остался незамеченным.

Купить книгу

5. «Повесть о настоящем человеке», Борис Полевой

Борис Полевой во время Великой Отечественной войны работал корреспондентом и даже взял себе псевдоним, отражающий этот период жизни. Но в историю автор вошёл благодаря своей художественной прозе. Она освещает события, свидетелем которых являлся писатель.

«Повесть о настоящем человеке» рассказывает о храбром и волевом лётчике Алексее Мересьеве. Несмотря на то что он лишился обеих ног, герой находит в себе силы продолжать борьбу не только за свою жизнь, но и с фашистским врагом.

Купить книгу

6. «Судьба человека», Михаил Шолохов

С началом войны жизнь главного героя полностью меняется. Он оставляет работу и семью и отправляется на фронт. Вскоре его берут в плен фашисты и отправляют в концлагерь. Лишь чудом военному удаётся выжить и сбежать. Но тяготы преследуют его даже по возвращении домой.

Книга основана на судьбе реального человека, которого встретил Шолохов. Писатель настолько проникся историей, что решил посвятить ей своё произведение.

Купить книгу

7. «У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич

Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич собрала в своей книге истории девушек и женщин, прошедших войну. Они отправлялись на фронт, укрепляли тыл, боролись с врагом и переносили нечеловеческие условия.

Книга отражает одну простую мысль: в войне нет ничего естественного. Вокруг только боль, страх, слёзы и грязь. А в головах людей лишь одна надежда и мечта — выжить.

Купить книгу

8. «Прокляты и убиты», Виктор Астафьев

Писатель ушёл на фронт добровольцем, когда ему было всего 18 лет. Пережитое убедило Астафьева в том, что война — это преступление против всего разумного, что есть на земле.

В романе «Прокляты и убиты» автор показывает путь молодых испуганных призывников, которым предстоит стать храбрыми и сильными солдатами. Только помимо фашистов в их жизни есть и другие враги — зверские командиры, голод, страх и болезни.

Купить книгу

9. «Живые и мёртвые», Константин Симонов

Симонов отправился на фронт в качестве корреспондента газеты «Боевое знамя», стал участником наступления Красной армии и дошёл до Берлина. Во время войны автор вёл дневник, который затем лёг в основу трилогии «Живые и мёртвые».

Первая одноимённая часть цикла показывает самое начало войны глазами непосредственного участника. Поэтому тут есть место как героизму, так и простым человеческим чувствам — любви, дружбе и страху.

Купить книгу

10. «Горячий снег», Юрий Бондарев

Враги уже подошли к Сталинграду, и к ним спешит подкрепление. Помешать им дойти до города предстоит двум артиллерийским взводам. Солдаты должны дать отпор сотням немецких танков, ведь от результата этого противостояния зависит исход Сталинградской битвы.

На фоне сражения Бондарев показывает отношения между очень разными людьми, которых свела война. Борьба и вера в победу объединяют их, несмотря на разногласия.

Купить книгу

11. «Момент истины», Владимир Богомолов

У романа есть и другие названия, например «В августе сорок четвёртого…». Это одно из самых известных произведений о Великой Отечественной войне. Его перевели на десятки языков, а общий тираж превысил миллион экземпляров.

На территории уже освобождённой от врага Белорусской ССР располагаются немецкие шпионы, добывающие ценную информацию. Оперативно-розыскной группе СМЕРШ предстоит найти и обезвредить агентов. В книге показаны не только бои и военные действия, но и тонкая аналитическая работа контрразведчиков.

Купить книгу

12. «Блокадная книга», Алесь Адамович и Даниил Гранин

Алесь Адамович воевал в составе партизанского отряда. Даниил Гранин был в танковых войсках. Писатели объединились, чтобы рассказать историю осаждённого Ленинграда.

«Блокадная книга» в первую очередь история невероятного героизма, но не того, что показывают в фильмах о неуязвимых воинах.

Жители совершали подвиг каждый день тем, что выживали и не сдавались, защищая свой город. Они изливали свои уставшие души в дневниках и устных пересказах.

Авторы собрали эти истории и сохранили память о людях, на чью долю выпали суровые испытания войной, голодом и смертью.

В издание 2017 года вошли архивные фотографии блокадных лет.

Купить книгу

13. «Сотников», Василь Быков

Василь Быков сам участвовал в боях и написал о них множество повестей. «Сотников» примечателен тем, что автор стирает грань между чёрным и белым, добром и злом. Быков показывает, что на войне не так просто отделить друга от врага. Тот, кто ещё вчера был с героем заодно, сегодня может оказаться его палачом.

Два солдата попадают в плен, но у каждого свой путь. Вскоре жизнь одного оказывается в руках второго. Повесть фокусируется на внутреннем выборе, который на фоне войны перерастает в муки совести и попытки, не всегда удачные, сохранить достоинство.

Купить книгу

14. «Жизнь и судьба», Василий Гроссман

Книга «Жизнь и судьба» была опубликована только через 28 лет после создания. В 1961 году рукопись конфисковали и запретили издавать с формулировкой «антисоветская». В этом романе Гроссман проводит параллели между идеологиями Германии и СССР. Но на самом деле писатель ищет истоки зла, которые привели к страшной и беспощадной войне.

В центре сюжета семья Шапошниковых и их знакомые, чьи судьбы витиевато переплетаются. В их жизнь врываются Сталинградская битва, бомбардировки и обстрелы. Но многим удаётся сохранить человечность и доброту, например советскому и немецкому солдатам, которые в одном окопе спасаются от пуль.

Купить книгу

15. «Сын полка», Валентин Катаев

В повести Катаев поднимает страшную тему детей во время войны. Книга написана в 1944-м, когда до Дня Победы оставался ещё целый год.

У главного героя Вани Солнцева погибла вся семья: родителей убили немцы, а жизни бабушки и сестры отнял голод. Но мальчик не желает отсиживаться в тылу, он хочет служить Родине. Двенадцатилетний сирота становится солдатом. Повесть местами горькая и печальная, но не лишена юмора и доброты. Это отражает двойственность натуры героя.

Купить книгу

Ссылка на основную публикацию