Сочинение: Люди дна (по пьесе Горького «На дне»)

Сочинение: Люди дна (по пьесе Горького «На дне»)В мировой культуре много имен русских писателей. Достойное место среди них занимает имя Максима Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами.

Пьеса «На дне» по праву считается лучшей. Горький показал в ней изнанку общества, заставив человечество содрогнуться. В пьесе зрители впервые увидели мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.

Страшно выглядит то место, где живут персонажи пьесы: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». У каждого персонажа свой путь на дно. Горький не дает подробно изложения биографий героев пьес, но по немногим репликам пьесы можно отследить их судьбы. Внутренний мир героев раскрывается не из поступков, а из разговоров.

Трагична судьба умирающей Анны: «Не помню, когда я сыта была, — говорит она. — Над каждым куском хлеба тряслась. Всю жизнь мою дрожала…» Освобождения от тягот жизни она ждет только от смерти.

Васька Пепел — выходец из семьи воров. С детства он слышит, что он — сын вора и вор, и считает, что путь его предопределен. Но Пепел широкая натура, мечтающая об иной жизни.

Бубнов, бывший скорняк, оставил мастерскую из-за измены жены и страха перед ее любовником. Он равнодушен ко всему и ни во что не верит.

Актера сгубило пристрастие к алкоголю — пьянство вытолкнуло его из профессии.

Барон, разорившись, пошел служить и совершил там растрату. Паразитический образ жизни привел его к полному моральному разложению. Сатин — самый колоритный персонаж пьесы, в прошлом телеграфист. В тюрьму он попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Настя — наивная, трогательная и беспомощная, стремится уйти от окружающей ее грязи в мечты о чистой и светлой любви.

Клеща, мужа Анны, судьба сделала жестоким и злобным, но все же он упорным трудом стремится подняться. Татарина Асана отличает честность, Наташу — душевная чистота и нежность.

Почти все обитатели дна склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства. Но на самом деле эти люди сами слабы и порочны. Так, находясь в одинаковом положении, они немилосердны друг к другу. В ночлежке действуют волчьи законы. Обитатели полны призрения друг к другу.

Они беспробудно пьянствуют, потому что пробуждение страшно. И привели их в ночлежку их собственная слабость, нежелание смотреть в лицо реальности. Так, Бубнов говорит, что в любом случае лишился бы мастерской, так как страдает запоями.

Сатин не считает труд жизненной необходимостью, он не способен к общественно-полезному труду, заражен идеями анархизма. Они не стремятся, кроме Клеща, реально изменить жизнь. Люди оказываются на «дне» будучи пассивными в жизни, ищущие свободы в прозябании.

Это всегда говорит неспособности человека противостоять жизненным трудностям, о стремлении идти по пути наименьшего сопротивления. Но жизнь устроена так, что как только человек начинает плыть по течению, он оказывается на обочине жизни.

Появившийся в начале пьесы странник Лука сумел зародить в каждом из них искру надежды, но после его ухода еще безнадежней стала жизнь обитателей ночлежки. Надежда, порожденная Лукой, лишь разбередила старые раны, но не заставила действовать, что бы изменить жизнь к лучшему.

Нельзя не отметить, что многих на дно отбрасывают те социальные условия, которые существуют в обществе. В условиях разрушения вековых традиций, имевших место в России в начале ХХ в., шло быстрое обогащение одних и стремительное обнищание других. В 1990-х гг.

в России разразился жестокий экономический кризис. Фабрики и заводы закрывались. Под влиянием тяжелейшей экономической ситуации огромное количество люмпенов опускается на дно жизни.

Поэтому и Клещ, несмотря на свое трудолюбие, лишившись средств труда, не имеет шансов подняться со «дна» жизни.

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек.

Среди жалких, искалеченных бродяг, несчастных и бездомных звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании: «Человек — вот правда! Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек — это великолепно! Это звучит гордо!»

Эти слова только резче оттеняют истинное положение обитателей ночлежки. И этот контраст приобретает особый смысл.

Пламенный монолог Сатина звучит неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как посажен в тюрьму Пепел, повесился Актер, ушел Лука.

Но это выражение мысли автора, в этих словах отношение писателя к таким философским категориям как, правда, свобода, счастье. В этих словах отношение Горького к человеку, его месту в мире.

Мы можем соглашаться с автором или спорить с ним, но проблемы, поднятые автором более ста лет назад, актуальны по сей день.

Сочинение по драме Горького «На дне»

статьи

школьная программа

Сочинение: Люди дна (по пьесе Горького «На дне»)

В статье вы найдете сочинение по драме Горького «На дне», которое можно назвать: «Правда и ложь в произведении». Или «Роль старца Луки в судьбах героев».

Текст сочинения:

Пьеса «На дне», написанная Максимом Горьким в 1902 году, обладает красноречивым названием.

Автор показывает, как на социальном дне оказываются тёмные, опустившиеся, надломленные люди, которые не только стали жертвами обстоятельств, как некоторые женские персонажи пьесы, но и сами оказались виноваты в своём длительном падении.

Так, Актёр и Барон спились, несмотря на благополучный старт, Сатин совершил убийство в состоянии аффекта, а Настя и Наташа находятся в любовной связи с мужчинами неподобающего статуса, тянущими их вниз ещё больше.

Находясь в ночлежке, эти нищие и никому не нужные отбросы общества, не имеющие надежды на улучшение условий, казалось бы, смирились со своим бедственным положением. Но вот появляется «святой старец», который утешает обитателей и вселяет в них веру в себя.

Измученные ежедневными лишениями люди тянутся к нему и всеми фибрами души желают верить его удивительным рассказам. Но оказывается, что все эти утешения ложны, старец всё выдумал, всего лишь желая расположить к себе жильцов ночлежки.

И это новое потрясение, связанное с потерей будто бы обретённого смысла жизни, могут выдержать не все.

Автор задаёт читателю риторический вопрос: что же лучше, горькая правда или сладкая ложь? И предлагает ответить ещё на один: почему человек, которому дана возможность критически мыслить, готов хвататься за любую соломинку, веря в самые невероятные россказни? Понимая это свойство психики, на протяжении всей человеческой истории находились жулики, прячущиеся за личиной святош, готовые обманывать простодушных слушателей. Сотни и тысячи книг написаны на данную тему, а люди все не меняются и готовы внимать любому проповеднику.

«Лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок». Старец Лука игнорирует эту истину, откровенно льстя каждому босяку и подмечая его положительные стороны. Только вор Васька Пепел осмеливается в глаза сказать сказочнику о его лжи, но поскольку сам является циником, то лишь посмеивается, не считая нужным открывать глаза другим, и разговор остаётся между ними.

Когда святой странник исчезает (его проповеди являются маскировкой для блуждания по городам, так как он беглый каторжник), многие ночлежники даже начинают скучать по его рассказам. Они не понимают всех масштабов издевательства над ними. Сатин даже подводит философию: рабам требуется утешительная ложь, которая может поддержать их.

Он оправдывает Луку приписываемым тому желанию поддержать ночлежников. И только Актёр, как человек, по долгу службы знакомый с вымыслом и умеющий отличать художественное произведение от наглой лжи в глаза, не выдерживает свалившегося на него открытия.

Ведь сказочник Лука утверждал, что есть лечебницы для борьбы с алкогольной зависимостью, в которые берут нищих. А поскольку именно это пагубное пристрастие привело Актёра к маргинальному образу жизни, именно с ним он не мог совладать усилиями воли, он и становится в прямом смысле жертвой фантазий: вешается на пустыре.

Хотя такие лечебницы были на самом деле. Но Актёр, обнаружив ложь в малом, разуверяется и в их существовании.

Бывает ложь во спасение, бывает художественный вымысел, бывает и ложь примиряющая, как говорил Сатин о сказках Луки. И тем более горькой является контрастирующая с ней реальность.

«Какой тебе, Васька, правды надо? Знаешь ты про себя правду», – звучит реплика Бубнова, показывающая, что в том положении, в котором находятся обитатели ночлежки, им не поможет ничего, кроме деятельного участия, но осуществляться оно должно не на словах.

Иначе ложная надежда может стать опаснее, чем осознание глубины падения.

Сочинение предоставлено Леонидом Савельевым.

Сочинение на тему Люди «дна»: характеры и судьбы ( : Горький Максим)

Упрямо я стремлюсь ко дну,

Дыханье рвется, давит уши…

Зачем иду на глубину –

Чем плохо было мне на суше?

В.С. Высоцкий

Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в 1902 году, в предреволюционное время, когда в обществе стали появляться волнения. В этот момент политические, экономические и социальные проблемы достигли своего пика. Тогда человеку требовался призыв к действиям, которые смогут нарушить устоявшиеся порядки. Именно таким обращением к людям и стала пьеса «На дне».

На страницах произведения находят отражение человеческие мысли, чувства, мечты. Персонажи пьесы – люди 20 века. В тот момент старая эпоха стремительно разрушалась и начиналась новая жизнь. Но мы не можем сказать, что все они относятся к типичным представителям общества того времени.

У каждого из героев своя судьба, свои надежды и стремления. Но одно их объединяет точно – все это люди дна, изгои, отвергнутые социумом, они не могут найти себе места в нормальном обществе.

Каждая деталь произведения показывает нам то, насколько сильно эти люди погрязли в своих пороках и разврате. Например, обстановка в ночлежке. Место это неприглядное, малопривлекательное: «Подвал, похожий на пещеру.

Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Грязная и некрашеная мебель, «везде по стенам – нары».

В общем, ночлежка символизирует социальное «дно» общества, на котором волею судьбы оказались Васька Пепел и Актёр, Бубнов и Клещ, Лука и Сатин…

Всех их объединяет то, что они не вписываются в общепринятые нормы. Большинство из них попало туда из-за своей слабости, не имея возможности противостоять обществу или соответствовать ему в полной мере. Но что же стало главной причиной, что каждый из них оказался здесь?

Бубнов в прошлом был скорняком – мастером по изготовлению изделий из меха и кожи. Он был женат, но супруга его влюбилась в одного из работников. Бубнова одолела такая ярость, что он хотел даже убить ее, но вовремя остановился.

Читайте также:  Сочинение: Образ Земляники в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

С тех пор он живет в ночлежке, а «мастерская на жену была… и остался я – как видишь!» Да, предательство любимого человека простить сложно. Оно заставляет страдать от душевной боли, которая мешает дышать, есть, спать. Но время лечит любые раны, даже самые глубокие.

Так почему же он не стремится обратно к нормальной жизни? Почему остается там, где у него нет никакого будущего?

Актера погубило пристрастие к алкоголю: «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат! Все кончено для меня!» Он больше не может играть на сцене, ведь никому не нужен артист, постоянно забывающий сценарий. Пьянствует он на чужие деньги, ничего сам не зарабатывая.

Поэтому и за жилье он платить не может, оставаясь в долгу у господина Костылева. Актер ни к чему не стремится, живя воспоминаниями о невозвратном прошлом. Так и было до того момента, как в ночлежке появился Лука. Старик рассказал Актеру о том, что есть бесплатная лечебница для пьяниц. Конечно, странник выдумал ее, ведь он не указал ни города, ни названия больницы.

Но Актер настолько загорается идеей вылечиться и снова играть в театре, что бросает пить и начинает копить деньги на дорогу. Здесь многие читатели думают, что вот тот персонаж, который сможет подняться с самого дна. Но всех их ждет жесткое разочарование. Узнав об обмане, Актер снова начинает выпивать, а затем кончает жизнь самоубийством.

Почему, поняв, что такой больницы не существует, Актер перестает в себя верить, перестает стремиться наверх? Неужели нельзя перестать пить и уехать в другой город, начав совершенно новую жизнь? Он выбрал самой простой путь – уйти от проблем, просто лишив себя жизни. Но ведь трудности возникают у каждого, они неотъемлемая часть нашего существования.

Именно слабость героя, неспособность противостоять самому себе, своим порокам и привела его к гибели.

У некоторых обитателей ночлежки иногда возникают мысли о том, чтобы уехать оттуда и начать все сначала.

Например, Васька Пепел был выходцем из «воровской династии» и ему ничего не оставалось, как продолжить дело отца: «Мой путь – обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уже в ту пору меня звали вор, воров сын…

» Однако его отталкивает такое жалкое существование: «Как в трясине тону… за что ни схватишься… всё – гнилое… всё – не держит…” Влюбленность в Наташу побуждает его к действиям, он действительно собирается уехать вместе с ней куда-нибудь подальше, начать новую жизнь.

Но волею судьбы, во время драки он убивает Костылева, за что его вскоре сажают в тюрьму. Возможно, Васька Пепел смог бы преодолеть этот барьер, через который так тяжело переступить, чтобы начать новую счастливую жизнь.

Большинство персонажей, скорее всего, так и останутся на дне, даже не пытаясь выбраться наверх. Но есть герои, которые приложили немного усилий и переступили эту грань …

Например, Наташа – девушка с тяжелой судьбой. У нее нет собственного дома, из-за чего она вынуждена жить у сестры; Василиса ее ненавидит и всячески пытается сжить со свету. После того, как ее ошпаривают кипятком, девушка попадает в больницу.

Но в ночлежку она больше не возвращается. Так почему же эта героиня пьесы не осталась на том самом дне, а попыталась начать жизнь с чистого листа? Наверное, при помощи этого персонажа М.

Горький хотел показать нам, что все возможно, но нужно приложить немного усилий и начать действовать.

Я считаю, что почти все обитатели «дна» склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства в том, что они оказались в бедственном положении. Но если бы все сложилось как-то иначе, ночлежников все равно постигла бы та же участь. Потому что каждый из нас сам выбирает свою дорогу. И только от тебя зависит: опустишься ты на самое дно или будешь бороться со всеми трудностями.

Таким образом, при помощи персонажей пьесы М. Горький показывает нам, что каждый волен решать сам, как ему поступить: остаться на дне, не имея возможности жить нормальной жизнью, или пробираться наверх, преодолевая все преграды.

Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)

    В пьесе Горького «На дне» необыкновенно интересна система образов. Но, прежде чем непосредственно к ним обратиться, следует подробнее рассмотреть смысл названия произведения.

Что есть это «дно»? По идее Горького, это не только жильё – «подвал, похожий на пещеру, потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», не только социальное положение, но и состояние души.

    И вот в пьесе Горького каждый герой несчастлив по-своему, поэтому у каждого свой путь стремления к свету жизни. 

    Теперь обратимся к галерее образов «На дне». Васька Пепел, вор и бунтарь, Клещ, по всей видимости, талантливый слесарь, но человек жесткий, даже жестокий, спокойно взирающий на то, как умирает в мучениях его жена Анна. Далее в списке действующих лиц следует Настя, девица двадцати четырех лет, единственной радостью в жизни которой становится любовный роман «Роковая любовь».

Квашня – торговка пельменями, женщина сочувствующая, также со своей душевной трагедией. Бубнов – картузник и пьяница. Сатин, личность достаточно интересная, со своей жизненной философией, откровенно пропивающий все свои способности и возможности. Актер, бывший служитель Мельпомены, теперь алкоголик. Барон, бывший когда-то хозяином и потерявший все.

Алешка, молодой сапожник двадцати лет, человек без будущего, как и остальные. Татарин, верующий мусульманин и, возможно, поэтому еще хоть как-то спасающийся от полной душевной деградации. И, наконец, Лука, странник, внезапно появившийся в жизни ночлежников и за недолгое время оставивший след в душах каждого обитателя подвала.

Каждый из этих образов по-своему интересен, жизнь каждого из них по-своему горька.

    Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор!..

Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». Может, это действительно правда. На человеке поставили клеймо, и он уже вынужден жить так, как видят его жизнь окружающие.

И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит…» 

    Васька был любовником старшей сестры Наташи, Василисы. Это женщина властная, даже страшная, жестокая, любящая только деньги. Она и подбивала Пепла к воровству. Мало того, она начала подговаривать его на убийство своего мужа, хозяина ночлежки. В итоге, она добивается своего: Васька в драке, не рассчитав своей силы, убивает Костылева. Дальнейшая судьба Пепла понятна – каторга или тюрьма. 

    Вызывает спорные чувства и девица Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, при этом торгуя собой. Начитавшись любовных романов, она представляет себе своего возлюбленного: то Рауля, то Гастона. И плачет, плачет… Невольно задаешься вопросом: можно ли осудить ее пустые мечтания, ложь, которую она пытается выдать за правду?..

    Актер, спившийся служитель Мельпомены, всем и каждому говорит, что его «организм отравлен алкоголем», будто бы даже гордясь этим. На самом деле он с такой болью вспоминает о сцене!.. Но из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями.

Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, Актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя.

    Очень интересен Сатин, человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д.

Этот герой отличается от остальных обитателей «дна».

О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…». 

    Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? Вот его собственные слова: «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» А сидел он за убийство обидчика своей родной сестры, которая, вскоре после осуждения брата, умерла. Вот налицо человеческая трагедия! Нам становится жалко этого героя. Именно о нем странник Лука говорит такие слова: «Как же это ты свихнулся со стези своей, а?.. Эдакий ты бравый… неглупый… и вдруг…». Кстати, именно Лука помогает раскрыть характер каждого из обитателей ночлежки, но на Сатина он оказал особо сильное влияние: «Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Именно этот герой после ухода Луки делает первый шаг к принятию более активной жизненной позиции.

    Совершенно неоднозначен образ «странного человека» Луки. Он появляется в пьесе и начинает будоражить эмоции и глубоко скрытые чувства обитателей ночлежки. Давно привыкшие к жестокости и бесчеловечности, они с удивлением и недоверием глядят на Луку, у которого для каждого найдется доброе слово.

Тут возникает известный спор о том, говорить ли человеку жестокую правду или успокаивать его спасительной ложью. Автор выступает против спасительной лжи.

Но что плохого в том, что Лука утешает умирающую Анну, говоря ей, что она наконец-то отдохнет? А вот Актер не выдерживает столкновения выдумки и реальности и кончает с собой.

Лука говорит каждому то, что они в глубине души хотели услышать, то, что способно пробудить в их больных душах какие-то светлые чувства. Но не каждая душа способна перенести такую встряску. Поэтому мы не можем сказать однозначно, положительный он герой или отрицательный. 

    Итак, пьеса Горького «На дне» очень интересна своими героями, их неоднозначностью, сложностью. Споры об этом произведении продолжаются до сих пор, и это во всей полноте говорит о гениальности Горького как драматурга.

Читайте также:  В чем разница между мечтой и желанием?

Сочинение: Бывшие люди в пьесе "На дне" М. Горького, 11 класс

Максим Горький написал свою пьесу “На дне” в девятисотые годы, во времена, когда в России был жесткий экономический кризис. Многие обнищали и скитались по стране.

Люди опустились на самое “дно” жизни и не знали, как оттуда выбраться. Появляются ночлежки, превращенные сообразительными владельцами трущоб в места пребывания. Там собираются “бывшие” люди.

Автор пишет эту пьесу дабы показать совсем иной слой населения.

Действие разворачивается в одном из темных подвалов с обветшалой обстановкой, там не было стульев, вместо них стояли обрубки деревьев, по всем стенам расположились нары, а посередине был грубо сколоченный стол. Здесь у каждого присутствующего своя история, которая и привела его сюда. Кому-то просто негде ночевать, кого-то выгнали из дома, а кто-то безбожно спивался.

И все понимали, что жизнь их уже на дне, и не старались ничего изменить. Однако были здесь и те, кто наделся вырваться в другой мир, но как это сделать, они не знали. Однажды в ночлежке появился странник Лука, мужчина лет шестидесяти. Он старался заставить каждого поверить, что есть надежда на светлое будущее, что еще можно все изменить.

Умирающей Анне он пообещал покой, Пеплу рассказывал о Сибири, а Актеру рассказал, что есть лечебница, помогающая избавиться от алкогольной зависимости. Однако все надежды рушатся, стоит Луке исчезнуть. Герои понимают, что рассказы старика были ложью, для того чтобы поддержать их. Клещу приходится продать инструменты, чтобы похоронить жену, он не знает, как жить дальше.

Сатин, который был противником теории Луки, то есть выступал за “горькую правду”, говорит Актёру, что нет лечебниц, и тот кончает жизнь самоубийством. И выходит, что Лука наоборот подтолкнул всех еще дальше ко дну. Он хотел вроде бы, как лучше, вселял надежду. Однако после крушения надежд, они совсем потеряли веру, поняли, что ничего уже не изменится.

Они снова потерпели поражение в борьбе за новую жизнь.

Горький, подводя итог пьесе говорит о том, что все беды героев от их несвободы. Они сами себя загоняют в рамки, не пытаются ничего изменить, а плывут по течению. Только человек, который свободен, может бороться за лучшую жизнь.

И свобода эта заключается не только в физическом смысле, люди должны разрушить оковы, связывающие их мысли, поверить, что все возможно.

Только по-настоящему свободные люди с силой характера смогут побороть все трудности и добиваться своих целей.

Пример 2

Ночлежный дом — пристанище для людей, жизнь которых пошла под откос. Грязное, неуютное помещение, где нет места мечтам и планам на жизнь.

У обитателей ночлежки всё самое важное в жизни уже произошло, у них нет будущего, они «бывшие люди». У них нет фамилий. У некоторых еще остались имена, у других — только прозвища. Актер: «Без имени — нет человека».

Это ли не показатель абсолютной бесполезности таких людей для общества?

Судьбы одних героев кажутся логичными, других — невероятными. Васька Пепел — вор, сын вора. На мой взгляд, с детства обречен был на подобную жизнь. Актер пропил свой талант. Анна лежит при смерти, считает побои мужа причиной своих несчастий. Муж ее, Клещ, ждет, когда она скончается, чтоб освободиться от бремени и начать работать.

Что ему сейчас мешает — неясно. Удивительной кажется история Барона. Он говорит, что всю жизнь «в башке стоит какой-то туман». Ему кажется, что на протяжении жизни он только переодевался: мундир дворянского института, свадебный фрак. Чему учился не помнит, зачем на скверной женился не знает.

Казенные деньги растратил — переодели в арестантский халат. Глупо прожил жизнь. 24-летняя Настя рассказывает о своей жизни одну и ту же историю в разных вариациях, про трагичную любовь. Никто не верит ей, а ее эта ложь греет. Сатин был рубаха-парень, смешить людей любил. В тюрьму попал за убийство обидчика сестры.

Сейчас он скептик и реалист, главный оппонент случайного странника, попавшего в ночлежку на денек.

Обычные повседневные перепалки перерастают в настоящие философские споры, как только на дно к «бывшим людям» спускается старик Лука. К каждому он относится с уважением, каждого жалеет, пытается утешить и подарить надежду на новую жизнь.

Анну утешает тем, что после смерти она наконец отдохнет. Насте говорит, что любовь была, раз она так верит в это. Актеру рассказывает про клинику, в которой его вылечат от алкоголизма, и он сможет снова раскрыть свой талант.

Ваську склоняет к женитьбе и новой жизни в Сибири, в «золотой стороне».

Сатин пытается спорить, считает, что «горькая правда» лучше «сладкой лжи». Никого не оставляют равнодушными эти разговоры. Актер загорается идеей, бросает пить, метет улицы для заработка.

Васька уговаривает любимую Наташку бежать с ним от злой сестры. Но у «бывших людей» нет будущего. Анна умирает в смятении, силы воли Актера хватает на один день, а Васька совершает убийство. Дно опускается еще ниже.

Лука исчезает, впрочем, как и надежда на лучшее.

Сочинение на тему: Правда о человеке в пьесе «На дне»

Горький написал отличное произведение «На дне», которое и сегодня ставится в театрах, а ведь пьеса была написана более ста лет назад! Но, как ни печально прозвучит, сегодня также есть спивающиеся люди, места, где обреченные доживают последние дни.

И сейчас имеются сломанные жизнью люди, имеются и те, кто утешает, дарит веру в себя, хоть она и мимолетная.

До сих пор каждый из нас задается вопросом, что же для человека и его счастья нужно: реальность в правдивой информации, или же утешение во лжи?

Человек и правда «На дне»

Горький затронул тему человека и правды в своей пьесе. В работе писателя мы видим не единую для всех правду. У каждого героя она своя и мы можем найти тому подтверждение в цитатах. Герои рассуждают о том, что лучше: принять жизнь, как она есть или же услышать ложь, что создаст определенную иллюзию.

Здесь мы встречаем Сатина. Он считает, что обманывать людей и жалеть их не нужно. Есть реальность, имеются факты и пусть эта действительность жестокая, но факты есть факты, что тут скрывать.

По мнению Сатина, люди должны надеяться на себя. Его правда в том, что нет смысла в жалости. Он так и говорит: Какая будет польза тебе, если я тебя пожалею.

Есть человек, все остальное — это рук его творения.

Правда Бубнова — это гнет бесчеловечных обстоятельств. Это безверие. Он считает, что все рождены, чтобы умереть и жалеть друг друга тоже нет смысла.

А еще мы встречаем Луку. Он считает, что исказить реальность, приукрашивая действительность с благими намерениями, не только можно, но и нужно. Это некий толчок к действиям, поэтому он пьянице рассказывает о бесплатном лечении, Анне, которая умирает, говорит о жизни после смерти. Он каждого попытался поддержать, пожалеть и подарить надежду.

Только Сатинин говорит, что ложь — религия рабов. С иллюзиями жить невозможно, а сама ложь никого еще не спасла. И как подтверждение тому, мы видим судьбы героев.

Рассуждая по теме Человек и правда, хочется сказать, что каждый герой произведения верен своему взгляду. В правде каждого есть истина, поэтому судить, кто прав, а кто нет, очень сложно.

Единственное, что могу сказать, я лично за то, чтобы мы жили в реальном мире, а не в иллюзорном, ведь как ни крути, а с действительностью все равно столкнемся, ну, а приукрасить реальность немного можно.

Но, только в том случае, чтобы подпитать человека на действия или поступок, ведь не зря же говорят, что под лежачий камень вода не течет.

В пьесе Горького эту подпитку давал Лука. Вот только у самих героев не хватило сил и энтузиазма, чтобы вырваться из болота и изменить свою судьбу. Да и можно ли что-то менять, когда люди в полной безысходности, где нет работы, нет жилья, нет сил. Бесчеловечное общество убивает, вот и финал жизни героев столь трагичен.

305. Бывшие люди в пьесе На дне Горького сочинение Русский язык

Сам замысел о создании произведения относится к 1900 годам. В самом начале у писателя появилась идея о создании 4 пьес, которые, скорее всего можно отнести к драме. Ведь изображение каждой из них включает в себя описание всех слоев общества в том виде, котором они являлись на самом деле.

Пьеса начинается с описания беднейшего слоя населения в России. Центральным точкой является конфликт, возникший между людьми которые очутились на самом дне своей жизни и между окружающим их миром.

Как то в одной из редакций было даже указано «На дне жизни», ведь каждому из людей приходится день изо дня оказываться, на дне своих мыслей и начинать разбираться в себе самом.

Исходя из всей пьесы, можно понять, что этот конфликт развивается на протяжении всей пьесы.

Вначале мы видим в одном помещении находятся жители, но неспроста, они постоянно недовольны своей жизнью и собой. Они считают, что ранее их жизнь не была таким существованием, она была гораздо лучше, им было легче жить, но время переменилось, и они стали жить гораздо хуже.

Каждый, кто попал в подобное положение думает, что они оказались там временно, что попали случайно и в этом абсолютно нет их вины, кто-то развелся, кто-то потерял работу, для некоторых это порядке вещей.

  Например Клещ считает что попал в подобное положение исключительно из-за смерти жены, он думает,  что сможет исправить это положение стоит ему только захотеть.

Актер с каждым разом все больше напивается, его единственное утешение это алкоголь и он не видит другого выхода.

Но вот происходит нечто необычное, среди всех этих несчастных людей, появляется некий странник по имени Лука, который является стариком, но, не смотря на это он испытывает большое сострадание к каждому из них и поэтому начинает им помогать, для начала он достает для них одежду.

  Его слова успокаивают полную безнадежности лежащую на смертном одре жену Клеща, Актеру же он открывает занавес жизни и сообщает, что существует лечебница совершенно бесплатная для тех, кто страдает алкоголизмом.

Читайте также:  Какое влияние родители могут оказать на своих детей?

А Пеплу с Наташей он рассказывает о том, что они способны изменить свою жизнь кардинально, они могут уехать в Сибирь, где их жизнь способна измениться вовсе, они начнут все с начала и перестанут нищенствовать.

Однако все же несмотря на большую поддержку и убеждения в то что все будет хорошо, возникает вопрос у самого автора, «Была ли такая необходимость той лжи о которой говори Лука?», ведь именно после того как Лука покидает их и продолжает странствовать, их жизнь меняется в еще более худшую сторону чем было до того как он пообещал что она изменится.

У Клеща умирает жена, ее имущество распродано за долги и он остается абсолютно ни с чем, Васька убивает в драке Костылева, вследствие чего, скорее всего он попадет за решетку. Актер, который так верил в то, что на свете существуют бесплатные больницы для алкоголиков, под постоянными убеждениями Сатиного, оканчивает свою жизнь самоубийством.

Все сочинения

Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Ведущую роль в пьесе М. Горького «На дне» несет идеологический конфликт, глубокое противостояние нравственных, эстетических, общественных, фило­софских взглядов героев. Автор рисует их горячие споры. В связи с этим пьесу «На дне» считают пье­сой-диспутом!

Пьеса «На дне» — социально-философская. В ее ос­нове лежит спор о человеке, о его назначении, поло­жении в обществе и отношении к нему. В нем участву­ют практически все обитатели ночлежки.

Внимание Горького сосредоточено не на судьбах отдельных лиц, а на течении жизни всех персонажей в целом.

Пока­зывая их жизнь, драматург останавливает внимание на переживаниях, чувствах, мыслях и устремлениях героев, пытается заглянуть на самое дно человеческой души.

Обитатели ночлежки стремятся вырваться из нее на волю, покинуть наконец пресловутое дно жизни. Однако эти люди обнаруживают свое полное бессилие перед запорами костылевской пещеры, что рождает в них абсолютное ощущение безысходности. Нарисо­ванные Горьким босяки давно потеряли себя и смысл жизни.

Они ведут пустое существование. Судьба и бес­человечные жизненные условия обездолили их и опустошили нравственно. Горьковские босяки — люди без будущего. Не у каждого из них есть и про­шлое. Им хвастаются только бывший барон, бывший телеграфист, бывший актер провинциального театра, « вор, воров сын».

Взбудораживает жизнь «дна» появление Луки. Именно с его образом связана в пьесе проблема чело­века. Это самый сложный, противоречивый образ в пьесе, который и вызывает главный философский во­прос. М. Горький утверждал: «Основной вопрос, кото­рый я хотел поставить, это что лучше, истина или со­страдание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострада­ние до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

Философия Луки сводится к утверждению: «Чело­век все сможет, если ему помочь в это поверить, если его заставить этого захотеть». В роли некоего чародея, навевающего «золотой сон», выступает Лука.

Старик глубоко убежден, что человека надо уметь пожалеть, обогреть, обнадежить, выслушать, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Лука считает, что людям страшна и не нужна подлинная правда жизни, так как она слишком сурова и беспо­щадна.

Чтобы облегчить положение обездоленных, нужно приукрасить их жизнь красивым словцом, привнести в нее сказку, иллюзию, обман, розовую мечту, подарить надежду. Лука рассказывает разные притчи, которые наглядно и красноречиво иллюстри­руют его философию, доступно говорят босякам о ста­риковской правде.

Он ласков с ними, называет их «милый», «голубка», «детынька». Пепел спрашивает Луку: «Зачем ты все врешь?», и тот отвечает: «И что тебе правда больно нужна, подумай-ка? Она, прав­да-то, может, обух для тебя».

Основываясь на этом, таинственный странник уми­рающей Анне рассказывает о счастливой загробной жизни, успокаивает ее рассказами о блаженной ти­шине после смерти, о долгожданном избавлении от всех недугов и бед. Пеплу Лука возвещает о чудесной стране Сибири, вольной и свободной, где он сможет наконец найти себе применение.

Актера старик те­шит сказом о бесплатной лечебнице с мраморными полами, где его избавят от пристрастия к алкоголю, после чего он непременно вернется к прежней жизни. Актер и Анна во время первого же разговора прислу­шиваются к Луке.

Бывший артист чувствует, что в его душе пробуждается что-то доброе и забытое, он вспо­минает свое имя, свое любимое стихотворение.

Идея Луки — спасай, обманывая. Он щедро сеет слова утешения и надежды. Люди легко доверяются ему, потому что он снисходителен к их слабостям и порокам, терпим к грехам, отзывчив на просьбу о по­мощи, проявляет неподдельный интерес к их давно уже всем безразличной натуре, к их судьбе. Старик умеет выслушать.

Неслучаен такой выбор имени этого героя. Оно многое объясняет в его характере. Лука — означает лукавый, хитрый, себе на уме, скрытный, обманщик, добродушный, шутливый. В имени героя обнаружи­вается связь с Евангелием, с апостолом, также несу­щим миру свое учение.

И горьковский Лука — носи­тель мудрости, раздаривающий людям свою правду. Он правдоискатель, много ходил по земле, много уз­нал и увидел. Странник искренне любит людей, от души желает им добра, для него нужен и важен каж­дый человек, и этим он отогревает обитателей ночлежки.

Лука проповедует: «Человек добру может нау­чить очень просто».

Драматург не рисует прошлого Луки, но отсутствие паспорта свидетельствует о многих трудностях в его судьбе. Старик имеет большой житейский опыт, он наблюдателен, любит вести поучительные беседы, в которых звучат и нотки покорности («Все, милая тер­пят»), и направляющие суждения («Кто крепко хо­чет — найдет»).

Приход Луки осветил ночлежку внезапным све­том. В жизни обитателей костылевской пещеры поя­вился луч доброты и ласки, внимание и желание по­мочь.

Взаимоотношения в ночлежке с приходом Луки стали чуть человечнее, стало пробуждаться забытое, вспомнилось прошлое, в котором у всех были не клич­ки, а настоящие, человеческие имена, окрепла вера в возможность жить лучше, появились первые шаги к возвращению себе человеческого «я».

Позиция Луки весьма спорна и противоречива. Рассуждения о человеке обостряются в ночлежке в Связи с внезапным исчезновением старика. Оценка личности странника ночлежниками неоднозначна. Настя говорит, что «хороший был старичок», Клещ, что «он жалостливый был».

Сатин называет Луку « мякишем для беззубых », « пластырем для нарывов ». Его ложь давала ночлежникам силы жить, сопротив­ляться злой доле, надеяться на лучшее. Но она лишь на время принесла успокоение, приглушая тяжелую реальность.

Когда Лука исчез, реальная жизнь ужас­нула Актера, и он повесился, а Настя от безысходно­сти впала в отчаяние, Васька же Пепел попал в тюрьму.

Пробужденные в душах героев надежды оказались слишком непрочными и скоро угасли. Им волей-нево­лей пришлось возвращаться к прозаической и суро­вой реальности. Виновником своего тяжелого отрезвления они назвали бесследно исчезнувшего старика.

Грезы и сны вдруг развеялись и неизбежно наступило горькое разочарование. Вместо покоя и мира в косты­левской ночлежке разворачиваются драматические события.

Лука действительно сумел заронить в сердце каждого босяка искру надежды, подарить ему мечту, но после его ухода всем ночлежникам стало только тя­желее. Они безвольны, слабы и ничего не могут изме­нить в своей участи. Поманил старик, а дороги не по­казал.

Ночлежники демонстрируют абсолютную не­готовность что-то предпринимать, чтобы воплотить мечты в жизнь. Надежда, подаренная Лукой не смог­ла найти опоры в характерах босяков.

Лука — идеолог пассивного сознания, которое все­гда отвергал Горький. Такая психология, считал дра­матург, способна только примирить человека с его по­ложением, но она никогда не толкнет его это положе­ние изменить.

Монолог Сатина является живой реакцией на фи­лософию Луки. Сатин является оппонентом Луки в споре о человеке. Это образ сложный, противоречи­вый, неоднозначный Сатин пропагандирует необхо­димость уважения к человеку, а не жалости к нему. Жалость, по Сатину, унижает личность.

Он считает, что человека нужно учить пользоваться свободой, ему нужно раскрыть глаза. В основе сатинских слов ле­жит глубокая вера в человека, в его неограниченные возможности и исключительные силы. «Что такое че­ловек? — вопрошает герой. — Это — огромно! Что та­кое правда? Человек — вот правда…

Существует толь­ко человек, все остальное — дело его рук и его мозга». Драматург вкладывает в уста Сатина свои собствен­ные сокровенные мысли.

Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утвер­ждает высокое назначение человека, гуманизм со­страдательный, призывающий только лишь жалеть его, пассивен и ложен. Проповедники, подобные Луке, неприемлемы для Горького, потому что они примиряют человека с недопустимой действитель­ностью.

Сатин понимает, что Лука лгал не из корысти, а из жалости к людям. Он говорит, что Лука «проквасил» жителей, а на него самого «подействовал… как кисло­та на ржавую монету». Но в своем монологе он все же провозглашает иное отношение к человеку. Утеши­тельная ложь Луки названа им религией рабов и хозя­ев.

Сатин высказывает мнение о том, что нужно не примирять человека с действительностью, а заста­вить ее служить человеку. Он говорит о высокой самоценности человеческой личности. Человек, по Сати­ну,— творец, хозяин и преобразователь жизни. «Су­ществует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга»,— звучит из его уст.

Он смело утвержда­ет равенство людей независимо от их социального по­ложения и национальности. Слова Сатина произнесе­ны в минуту глубокого душевного подъема, и это сви­детельствует о том что не все умерло в его душе, раз герой продолжает размышлять о жизни и о месте че­ловека в ней.

Выступление Сатина является главным моментом в развитии споров ночлежников о правде и человеке.

Нельзя не сказать и о Бубнове, провозглашающем правду факта. Позиция Бубнова незатейлива. Он счи­тает, что не следует пытаться что-то изменить в жиз­ни, нужно со всем смириться, все принять как долж­ное, и зло в том числе.

По Сатину, человек должен без колебаний плыть по течению. «Люди все живут…. как щепки по реке плывут»,— утверждает он. Эта пози­ция неверна. Она подрывает стремление человека к лучшему, лишает его надежды, обессмысливает веру.

Носитель такой позиции становится пассивным, жес­токим и бессердечным. Свидетельство этого — слова Бубнова, брошенные умирающей Анне: «Шум смерти не помеха». Сходных с Бубновым воззрений придер­живался, пожалуй, Барон.

Он всю жизнь бессмыслен­но плыл по течению (плыл вниз!). В результате из дво­рянина он превратился в босяка. Он и есть пример че­ловека — щепки.

В одном из писем Горький писал «… моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, гово­рить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания» Эти слова дают яркое представление об ответе драматурга на главный вопрос пьесы.

Ссылка на основную публикацию