Роль второстепенных персонажей в литературе

В сегодняшней статье я собираюсь поговорить об одной чрезвычайно тонкой проблеме, о которой, к большому сожалению, задумываются далеко не все начинающие авторы. Речь сегодня пойдет о роли второстепенных персонажей в литературном произведении.

Дело в том, что начинающие авторы порой либо вовсе забывают о так называемых ролях второго плана, либо уделяют особенно удачному второстепенному образу слишком много внимания в ущерб общему замыслу истории.

Поэтому для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, мы и обсудим место второстепенных персонажей в общей структуре художественного текста.

Для вас, думаю, не секрет, что в рамках блога «Литературная мастерская» я уделяю самое серьезное внимание вопросам работы над персонажами, так как полностью уверен в том, что именно в качественной прорисовке характеров заключается немалая доля успеха всего произведения. Конечно, дело каждого – разделять эти суждения или отказываться от них, но если вас интересуют вопросы грамотной проработки персонажей вашего произведения, данная статья наверняка окажется вам полезной.

Роль второстепенных персонажей в литературе

Второстепенные персонажи

Итак, в самом начале с целью лучшего понимания и структурирования материала мне придется озвучить парочку прописных истин. Понятно, что это всем известные аксиомы, но без них просто невозможно последующее разбирательство в вопросе. Первая банальность звучит примерно так: не все персонажи в литературном произведении созданы равнозначными.

Действительно, условно их можно разделить на главных и второстепенных. И если главным героям авторы почти всегда уделяют повышенное внимание (пытаются раскрыть характер, показать глубину внутренних переживаний), то на второстепенных его зачастую попросту не хватает. А зря. Иногда роли второго плана оказываются не менее важны, чем главные…

Но обо всем по порядку.

В общем-то, главные герои – это те персонажи, о которых и повествует история. Второстепенные – это все остальные.

Вторая банальность на сегодня: сам автор и читатели по ходу произведения должны четко понимать, какие персонажи являются главными, а какие несущественными. Если же у публики возникает путаница или сомнения, вина в этом целиком и полностью ложится на автора.

Он должен четко отделить одних от других, а также всецело осознавать, какую роль в его опусе играют главные герои, а для чего он использует второстепенных.

И если с первыми все в общем и целом понятно (главные герои являются проводниками основной идеи произведения, объектом зрительского интереса и сопереживания), то вот место и задачи вторых не всегда предельно ясны и прозрачны. Именно об этих сложностях мы и поговорим в дальнейшем.

Живой фон

Итак, если действие нашей истории не происходит на необитаемом острове, главные герои обычно окружены множеством людей, которые не имеют особенного влияния на ход истории. Фактически они являются лишь частью фона нашего произведения.

 Они могут выполнять какие-то незначительные функции (сообщить герою новость, подвести его до места действия, наступить на ногу в трамвае, стащить в давке кошелек и т.д.), но после этого неизменно исчезают из поля зрения.

Главный герой не может находиться в абсолютном вакууме, вокруг него всегда присутствуют люди, создающие подвижный фон, динамичную обстановку произведения, иначе происходящее просто не будет реалистичным.

Очень важно, что эти второстепенные персонажи не привлекают к себе излишнего внимания, не мешают восприятию событий и самого героя.

Однако не всегда удается выдержать правильный баланс между главными и второстепенными персонажами. Иногда образ какого-то незначительного лица получается настолько ярким, что он начинает «стягивать одеяло на себя», отвлекать читателя от основного направления истории.

В таком случае писателю следует хорошенько подумать, почему так получается? Быть может, влияние этого персонажа следует сократить, вплоть до того, чтобы вообще исключить его из текста, а может, разумнее было бы несколько изменить сюжет, выделив удачному яркому образу больше свободного пространства, сделать его одним из главных действующих лиц? Этот вопрос автор должен решить самостоятельно, исходя из общего замысла, идеи произведения.

Но в целом, конечно, основная роль второстепенных персонажей – создавать живой фон произведения.

Стереотипность

Чем, по большому счету, главный герой литературного произведения отличается от обычного человека? В подавляющем большинстве случаев тем, что герой способен на те поступки, на которые никогда не отважился бы обыватель. Именно поэтому он и герой.

Но с другой стороны герой может быть героем только на фоне простых людей, только в сравнении с их стереотипностью он может продемонстрировать свой героизм (способность отойти от привычных правил и норм, нарушить запреты, проявить отвагу и т.д.).

Соответственно, роль второстепенных персонажей в истории – это еще и демонстрация стереотипов общества. То есть второстепенные персонажи в любом произведении – это типичные представители социума, носители его стереотипов.

И как только какой-то из героев нарушает эти самые стереотипы, он невольно привлекает к себе внимание читателя. Этим тонким моментом автор должен пользоваться как при работе над главными действующими лицами.

Однако данные суждения ни в коем случае не означают, что второстепенные персонажи должны быть безликими и похожими друг на друга. Вовсе нет. Им тоже вполне позволительно нарушать стереотипы, только делать это они должны поодиночке, а не все сразу.

Эксцентричность и юмор

В персонажах, не претендующих на главные роли, тоже должна присутствовать индивидуальность – мелкие, но яркие детали сделают повествование более интересным и полным, зададут настроение, а иногда и добавят юмора. Думаю, не секрет, что зачастую главными приколистами в художественных произведениях выступают не главные герои, а именно второстепенные персонажи.

От главных действующих лиц традиционно ожидают серьезных героических поступков, спасения мира и прекрасных дев, а вот от второстепенных ничего особенного не требуется, поэтому и юморить им можно вволю. Поэтому эксцентричное поведение эпизодических ролей – это именно тот ресурс, при помощи которого писатель может сделать собственный текст более ярким и интересным.

Об этом не следует забывать.

Здесь же можно упомянуть и об «одержимости» – крайнем варианте эксцентричности, при котором второстепенный персонаж ведет себя слишком навязчиво или слишком эмоционально реагирует на какие-либо события.

Отсюда вытекает и третья функция второстепенных персонажей – это работа по кратковременному развлечению аудитории. Автор имеет возможность сделать второстепенный персонаж сколь угодно эксцентричным, ведь тот, по сути, не влияет на развитие сюжета, но вместе с тем, подобные яркие образы делают текст более интересным и запоминающимся.

Преувеличение

Момент преувеличения при работе над эпизодическими ролями имеет своей целью все то же развлечение читателя по ходу повествования, создание у него ярких эмоций, не связанных напрямую с основной идеей произведения. В общем, всего того спектра ощущений, что уже обсуждался чуть выше, в предыдущем пункте о юморе и эксцентричности.

Основной метод здесь – это намеренное преувеличение отдельных черт характера второстепенного персонажа: жестокости или доброты, непосредственности или расчетливости.

Но почему, спрашивается, для этих целей используется именно преувеличение? Почему бы просто не нарисовать обычного персонажа, наделенного этой самой расчетливостью? Все дело в том, что гипертрофированность дает возможность заострить внимание именно на нужной черте, легко выделить ее на общем фоне посредственности.

Как это может работать? Например, в виде простого трюка, когда второстепенный персонаж сначала излучает гипертрофированную невинность и мягкость, а затем в нужный для себя момент выделяется уже преувеличенной расчетливостью. Как вы понимаете, игра на контрастах понятна всегда и везде. И чем больше величина контраста, тем обычно сильнее производимый им эффект.

На этом все на сегодня. Мы разобрали три основные функции второстепенных персонажей: создание фона, обрисовка стереотипов, развлечение читателя через эксцентричность и юмор. Надеюсь, это поможет вам более вдумчиво подходить к вопросу прорисовки своих персонажей. Жду ваших комментариев и мнений! До скорой встречи!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Роль второстепенных персонажей в книге

Сегодня мы снова поговорим о персонажах, теперь о второстепенных. Я твердо убежден, что от проработки героев зависит большая часть успеха произведения. Ошибок при создании ролей второго плана может быть две: либо автор забывает о таковых персонажах, либо наоборот уделяет им излишне много внимания, особенно если образ получился удачным. Это мешает общему повествованию и развитию главного героя.

Давайте же разберемся какие функции несут в себе роли второго плана. А их по сути три: выделение главного героя посредством стереотипов, создание общего фона произведения и развлечение читателя.

Стереотипы

Для начала давайте поймем, почему наш главный герой стал ключевым персонажем произведения. Наверное, потому что он, или именно его история выделилась на фоне остальных в придумываемом мире. Как мы уже говорили ранее, нашей целью при проработке главного героя является создать его как можно более живым и естественным. А главным он становится в силу какой-либо особенности.

И вот чтобы подчеркнуть эту особенность в историю и добавляют персонажей второго плана. Своей обычностью, они должны выделить его поступки или суждения. Второстепенные персонажи являются рядовыми обывателями мира, мало чем друг от друга отличающихся, по сути носителями стереотипов. И как только, кто-то отходит от этих стереотипов, он привлекает к себе повышенное внимание читателя.

Создание фона

Главный герой всегда существует в социуме. Их окружает множество людей, которые в большинстве своем делятся либо на тех, кто просто наполняет мир, либо кто непосредственно взаимодействует с нашим героем. Последние как правило выполняют какую-то задуманную функцию и пропадают из поля зрения за ненадобностью.

Но бывает, что особо удавшийся второстепенный персонаж, начинает выделяться на общем фоне и затмевать главного героя, в этом случае автор должен будет определиться, либо переработать сюжет, с учетом данной личности, либо вовсе выбросить его из произведения, чтобы не отвлекать читателя от общего хода задуманной истории.

В любом случае, одной из главных функций второстепенных персонажей является простое население мира и придание ему большей живости и естественности, то есть создание живого фона произведения.

Развлечение

Тем не менее, персонажи все равно должны обладать своими собственными чертами характера, добавляющими свою изюминку, а повествование более полным и живым.

Для примера вспомните, множество современных мультфильмов держится на принципе второстепенного героя — юмориста. Шрек и Осел, Аладдин и Джин, миньоны.

Главные действующие лица традиционно выполняют основные геройские поступки, а вот второстепенные могут вволю побалагурить. Введение подобных ролей поможет автору создать более интересный и яркий текст.

Здесь же можно упомянуть и об «одержимости» – крайнем варианте эксцентричности, при котором второстепенный персонаж ведет себя слишком навязчиво или слишком эмоционально реагирует на какие-либо события.

Отсюда мы получаем третью функцию второстепенных персонажей — кратковременное развлечение аудитории. Автор имеет неограниченные возможности по работе с ними, ведь они не влияют на развитие сюжета, но тем не менее делают произведение более запоминающимся и интересным.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Образы животных в баснях И.А. Крылова

Система персонажей | Пиши.про

Что такое «система персонажей»? Главный герой (протагонист, антигерой, антагонист), второстепенные, эпизодические и внесценические персонажи. Взаимосвязи героев, группы персонажей ‑ материал по теории литературы, который будет полезен как начинающим писателям, так и абитуриентам, и студентам филологических вузов.

Для образования системы персонажей необходимы как минимум два героя; их эквивалентом может быть «раздвоение» персонажа (например, в миниатюре Д. Хармса из цикла «Случаи» — Семен Семенович в очках и без очков).

На заре литературного творчества число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета: то есть количество персонажей зависело от самой истории, поскольку действующие лица помогали сюжету двигаться от завязки к развязке. Система персонажей, как и любая другая система, имеет свою структуру и основана на взаимодействии ее элементов.

В нашем случае элементами системы выступают персонажи, они же герои литературного произведения. То есть герои каким-то образом взаимодействуют друг с другом, двигая тем самым сюжет.

«Сложность системы персонажей зависит от сложности самого текста, в котором может быть несколько групп персонажей, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами» ‑ писал литературовед Борис Томашевский.

И чем крупнее форма произведения, тем больше в нем персонажей – чаще всего второстепенных и эпизодических, потому что в качестве главного выступает традиционно один герой, два и больше – уже экзотика. Хотя в «Песне льда и пламени» Мартина одних главных героев как минимум шесть, а второстепенных больше тысячи.

Но этот текст претендует на звание литературного сериала, а для него, как и для романа-эпопеи характерно и большое повествование, и обилие героев.

Вспомним «Войну и мир» Толстого (жанр роман-эпопея), где Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова периодически выходят на передний план и соревнуются за звание протагониста, и только ближе к середине романа четко обозначается лидер тройки – Пьер Безухов.

Как бы то ни было, все персонажи обязаны взаимодействовать друг с другом: разговаривать, совершать какие-либо поступки, делать что-то, так или иначе направленное на развитие действия романа. Хотя в поэме Гоголя «Мертвые души» количество персонажей буквально зашкаливает, причем это персонажи, не влияющие на развитие сюжета, а введеннех автором в повествование для воссоздания колорита эпохи, духа времени, изображения народа во всем его многообразии. Это дядя Миняй и дядя Митяй, зять Ноздрева Мижуев, мальчишки, просящие у Чичикова подаяния у ворот гостиницы, и особенно один из них, «большой охотник становиться на запятки», и штабс-ротмистр Поцелуев, и некий заседатель Дробяжкин, и Фетинья, мастерица взбивать перины, какой-то приехавший из Рязани поручик, большой, по-видимому, охотник до сапогов, потому что заказал уже четыре пары и беспрестанно примеривал пятую и так далее. Эти фигуры не дают толчков к сюжетному действию и никак не характеризуют главного героя – Чичикова. Но избыточная детализация этих фигур позволяет Гоголю создать особую, полную, пеструю картину мира.

Система персонажей – это взаимосвязи и отношения между персонажами. Однако сюжетная связь — не единственный тип связи между персонажами. Система персонажей — это еще и определенное соотношение характеров.

Главный герой – центральное действующее лицо произведения. Его часто называются протагонистомот греческого πρωταγωνιστής: πρώτος«первый», объединенного с αγωνίζομαι «состязаюсь» и αγωνιστής«борец». То есть первый, главный борец.

Это носитель истины, выразитель авторских идей, главный двигатель сюжета.

Пётр Гринев – герой «Капитанской дочки» Пушкина, Иван Денисович – герой «Одного дня…» Солженицына, уже упомянутый Пьер Безухов – герой «Войны и мира» Толстого, Холден Колфилд – герой «Над пропастью во ржи» («Ловец во ржи») Сэлинджера.

Однако если главный герой лишен положительных качеств, а наделен наоборот качествами сомнительными и даже откровенно отрицательными, как например, Тайлер Дёрден из «Бойцовского клуба» Чакка Поланика, Алекс из «Заводного апельсина» Энтони Бёрджеса, Родион Раскольников из «Преступления и наказания», его называют антигероем. Это персонаж лишенный героических качеств в общепринятом их понимании, но тем не менее находящийся в центре повествования.

Протагонисту в произведении (особенно в жанровой литературе) противостоит антагонист- от древнегреческого ἀντί «напротив» αγωνίζομαι «состязаюсь», αγωνιστής «борец», то есть тот, кто борется против, оказывает сопротивление главному герою. Его противник, соперник, в большинстве случаев – злодей.

Например, Волондеморт в истории про Гарри Поттера, Миледи как представитель Кардинала в «Трех мушкетерах», Долохов в «Войне и мире» соперник Пьера Безухова.

Антагонистом может быть не только персонаж, но и силы природы, например в «Мцыри» Лермонтова, социальные условия и законы общественной жизни (например, в «Шинели» Гоголя)

Персонажи, играющие вторую по отношению к главному герою роль, называются второстепенными. Персонажи второстепенной важности – отсюда и название. Не занимающие лидирующие позиции.

Подчас бывает сложно отделить второстепенного персонажа от главного.

Например, Доктор Ватсон – персонаж второго плана, но он не менее важен и для движения сюжета, и как автор-рассказчик, и как герой, помогающий раскрываться характеру Шерлока Холмса.

Персонажи, участвующие в одном или нескольких эпизодах, в одной или нескольких сценах произведения. Они помогают продвигать сюжет, выполняя роль массовки. Эпизодические персонажи могут произносить реплики и даже совершать поступки, которые окажутся важными для действия, но в перед зрителем они появляются редко, а то и вовсе один раз.

Это персонажи, которые упоминаются в тексте произведения, но не участвующие в действии. То есть про них говорят другие герои, но сами они на условную сцену не выходящие – отсюда и название «внесценические». 

Персонаж, проходящий сквозь несколько произведений, участвующий в прозаическом или поэтическом цикле, но не занимающий центрального положения.

Сюжетные связи между персонажами могут быть очень сложными. По некоторым подсчетам, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого — около 600 действующих лиц, а в «Человеческой комедии» О. Бальзака —около 2000 тысяч. Появление этих лиц в большинстве случаев определено сюжетом.Но система персонажей — это еще определенное соотношение характеров.

 В эстетике большинства направлений европейской литературы характеры важнее сюжета. Обычно главные герои произведений, через которых раскрывается замысел автора, занимают центральное место и в сюжете. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров, в зависимости от избранной темы.

То есть сюжет в этом случае занимает второстепенное положение по отношению к характерам персонажей. Так, в некоторых произведениях характеры второстепенных персонажей помогают раскрыть характер главного героя.

Мы сталкиваемся с этим в «Преступлении и наказании», где в повествование вводятся двойники и антиподы Раскольникова, в «Обломове», где изображен Захар, слуга-двойник, и Штольц – антипод главного героя.

То есть второстепенные персонажи здесь не столько двигают сюжет, сколько позволяют автору раскрыть характер главного героя и справиться с поставленной художественной задачей. Здесь характеры персонажей помогают автору раскрыть основную идею произведения и реализовать творческую концепцию.

С какой бы целью персонажи не вводились в сюжет, они обязаны действовать. И эти действия можно объединить в несколько групп. Вот что об этом писал литературовед Б.В. Томашевский в «Поэтике»:

«Действующие лица подвергаются в произведении группировке. Простейший случай — это разделение всех действующих лиц на два лагеря: друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами».

То есть персонажей можно условно разделить на несколько категорий в зависимости от их участия в судьбе главного героя и и влияния на сюжет.

Второстепенные персонажи могут быть друзьями, соратниками главного героя: доктор Ватсон для Шерлока Холмса, три мушкетера для Д’Артаньяна, Гермиона и Рон Уизли для Гарри Поттера, Разумихин и Соня Мармеладова для Раскольникова, Аркадий Кирсанов для Базарова.

Второстепенные персонажи могут быть недругами, врагами главного героя: профессор Мориарти для Шерлока Холмса, Миледи для Д’Артаньяна, Волан-де-Морт для Гарри Поттера, Порфирий Петрович и Лужин для Раскольникова, Швабрин для Петра Гринева, Долохов для Пьера Безухова, Кабаниха для Катерины.

Второстепенные персонажи могут находится в нейтральных взаимоотношениях– быть незнакомыми друг с другом, не вступать в непосредственные взаимоотношения. К таким персонажам можно отнести уже упомянутых многочисленных фигур из «Мертвых душ», персонажей из лирических отступлений «Евгения Онегина», действующих лиц из рассказов Чехова, не влияющих на само действие.

Самый распространенный вид взаимодействия героев, как утверждает Томашевский – это противостояние двух групп, друзей и врагов главного героя. И действительно, подобную расстановку сил – условную борьбу добра со злом –  мы встретим не только в современных голливудских фильмах, но и в классике русской литературы.

Разум и герои, выступающие за просвещенье и воспевающие гуманистические ценности (Милон, Правдин, Софья), противопоставлены косным ретроградам (Простакова, Скотинин, Митрофанушка) в комедии Фонвизина «Недоросль»; человек чести Петр Гринев противопоставлен бесчестному, циничному Швабрину в «Капитанской дочке», семьи порядочные противопоставлены семьям безнравственным в «Войне и мире»; ленивый Обломов противопоставлен деятельному Штольцу и т.д.

В произведениях романтического толка можно встретить главного героя, противопоставленного всему миру в целом: начало было положено «Паломничеством Чайльд-Гарольда» Байрона и нашло развитие в байронических образах Чацкого, Онегина, Мцыри, Печорина, Раскольникова, Базарова. Это герои, вступающие в конфронтацию не с определенной группой персонажей, а со всем миром, то есть со всеми героями произведения.

Один из апологетов постмодернизма в литературе Джон Фаулз писал в романе «Любовница французского лейтенанта» (1969):

   «Все, о чем я здесь рассказываю, — сплошной вымысел.  Герои, которых я создаю, никогда не существовали за пределами моего воображения.

Если до сих пор я делал вид, будто  мне известны их сокровенные мысли  и чувства, то лишь потому, что, усвоив в какой-то мере язык и «голос» эпохи, в которую происходит  действие  моего повествования,  я  аналогичным образом придерживаюсь и общепринятой тогда  условности:  романист стоит  на  втором месте после Господа Бога…    …Наши герои и события  начинают  жить только тогда, когда они перестают нам  повиноваться.  Когда Чарльз оставил Сару на краю утеса, я велел ему идти прямо в  Лайм-Риджис. Но  он  туда не пошел, а ни с того ни с сего повернул и спустился к сыроварне     Мало того, что герой начинает обретать независимость, — если я хочу сделать его живым, я должен с уважением  относиться  к ней  и без  всякого уважения к тем квазибожественным планам, которые я для него составил.

     Иными словами, чтобы обрести свободу для себя, я должен дать свободу  и ему, и Тине, и Саре, и даже отвратительной миссис Поултни».

Джон Фаулз говорит о том, с чем сталкивается, пожалуй, любой начинающий писатель – с обретением персонажами самостоятельности. Но это уже совсем другая история.

10 второстепенных героев классики, которые заслуживают собственной книги

Книги позволяют нам взглянуть на мир под новым углом, погрузиться во внутренний мир другого человека — пускай вымышленного. Но в каждом романе есть место только для нескольких главных героев, а остальные остаются в тени. Мировая литература полна нерассказанных историй, ярких персонажей второго плана, и мы выбрали десять основных претендентов на собственные произведения.

Читайте также:  Поэт-пророк в творчестве м. ю. лермонтова

Пенелопа из «Одиссеи» Гомера

Пока Одиссей двадцать лет странствовал по дальним землям — сражался с троянцами, побеждал монстров, тосковал в плену у нимфы, — его жена Пенелопа всеми силами удерживала порядок на родной Итаке. От царицы требовали признать супруга мертвым и заново выйти замуж, чтобы передать трон.

В такой напряженной обстановке Пенелопа придумывала самые разные уловки, чтобы выиграть время. Сначала она пообещала выбрать жениха, когда закончит ткать свой саван, — а ночами тайно распускала его.

Затем устроила соревнование по стрельбе из лука Одиссея, зная, что ни один участник не сможет даже натянуть тетиву. Внешне образец мудрости и верности, Пенелопа наверняка не раз сталкивалась с сомнениями и отчаянием.

Канадская писательница Маргарет Этвуд уже написала новеллу «Пенелопиада» о внутреннем мире супруги Одиссея, но с тех пор прошло шестнадцать лет, — и эту историю пора обновить.

  • Гордая теми дарами, какие Паллада Афина
    Ей в изобильи дала, — искусством в прекрасных работах,
    Разумом светлым и хитрой смекалкой, — такою, которой
    Мы и у древних не знаем ахеянок пышноволосых,
    Будь это Тиро, Микена в прекрасном венце иль Алкмена.
    Нет, ни одна не смогла б между них с Пенелопой сравняться

  • Хитростью!
  • Меркуцио из «Ромео и Джульетты» Уильяма Шекспира

Жизнерадостный и остроумный Меркуцио — лучший друг Ромео и родственник князя Эскала, герцога Веронского. У него есть связи с обеими враждующими семьями, благодаря чему Ромео попадает на бал-маскарад в доме Капулетти и знакомится с Джульеттой. У Меркуцио редкое чувство юмора, граничащее с грубостью, но при этом совершенно беззлобное.

Он запросто иронизирует над товарищем, страдающим от несчастной любви, над собой и над жизнью вообще, время от времени сбавляя градус драмы. Но не стоит считать его легкомысленным — Меркуцио трагически погибает в драке, защищая честь Ромео.

Однозначно один из самых выразительных персонажей шекспировских пьес, достойный стать героем отдельного произведения.

«Это молодой человек, который любит послушать себя и в час наговорит столько, что будет жалеть об этом целый месяц».

Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» Александра Пушкина

Сделать Татьяну Ларину протагонисткой главного русского романа в стихах предлагал еще Федор Достоевский полтора века назад. По его мнению, «она гораздо глубже Онегина и, конечно, гораздо умнее его». Но не обязательно сравнивать этих двух героев, чтобы понять: Татьяна — самостоятельный сильный образ.

В начале книги у нее множество увлечений: она любит бродить по лесам одна, читает французские романы, гадает и следит за положением луны. Она волевая девушка и уже в семнадцать лет понимает, чего хочет, не стесняется прямо говорить о своих чувствах и даже выдерживает резкий отказ с достоинством.

Читатель так и не узнает, примет ли она новую себя — жену генерала, популярную в светском Петербурге, так что эта история, конечно, требует продолжения.

За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства,
Что так доверчива она,
Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным?
Ужели не простите ей


  1. Вы легкомыслия страстей?
  2. Бетси Тротвуд из «Жизни Дэвида Копперфилда» Чарльза Диккенса

Двоюродная бабушка Дэвида Копперфилда — леди с загадочным прошлым. Когда-то она неудачно вышла замуж, и ей пришлось откупаться от супруга, чтобы получить развод. Затем она вернула девичью фамилию, купила домик на берегу моря и зажила как отшельница.

Из-за всего случившегося мисс Тротвуд возненавидела мужчин: когда она узнает, что у Копперфилдов родилась не девочка, а мальчик, то мгновенно испаряется из их дома. Но десять лет спустя она все-таки проявляет благосклонность к двоюродному внуку и соглашается приютить Дэвида в трудный период.

На эту эксцентричную даму не получается навесить ни один ярлык, а в ее биографии слишком много белых пятен — идеальная формула для главной героини.

«Заходящее солнце из-за садовой ограды озаряло своими лучами незнакомку, направлявшуюся к дверям дома, и шла она с таким самоуверенным видом, с такой суровой решимостью во взоре, которых не могло быть ни у кого, кроме мисс Бетси. Приблизившись к дому, тетушка представила еще одно доказательство того, что это была именно она: мой отец часто говаривал, что тетка его редко поступает, как обыкновенные смертные».

Белый Кролик из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла

Белый Кролик, опаздывающий на встречу с неизвестной Герцогиней, — персонаж с незавидной репутацией. Льюис Кэрролл писал, что этот герой — «робкий, слабый и нервно пугливый», полная противоположность Алисы.

Но, может быть, у него просто выдался неудачный день? По сюжету зверек сначала в спешке теряет необходимые ему перчатки и веер. Затем путает Алису со служанкой, и девочка чуть не разрушает его жилище. Такая обстановка любого сделает нервным.

Нам еще только предстоит понять возможные цели и мотивации этого зверька, без которого путешествие вниз по кроличьей норе не случилось бы совсем.

«Думая об этом впоследствии, Алиса не могла понять, почему же она не удивилась, услышав, что Кролик заговорил, но в тот момент это не показалось ей странным. Однако, когда Кролик вынул из жилетного кармана часы и, взглянув на них, побежал дальше, Алиса вскочила, сообразив, что никогда еще не случалось ей видеть Кролика в жилете и с часами».

Федор Долохов из «Войны и мира» Льва Толстого

Один из самых сложных персонажей эпопеи Льва Николаевича Толстого, повеса, манипулятор, карточный шулер и частый участник дуэлей.

В середине повествования Долохов уезжает из Российской империи, а через три года возвращается, и мы узнаем, что за прошедшее время тот успел послужить министром у какого-то влиятельного князя в Персии, убил брата шаха, а в ранней версии романа даже имел гарем.

Федор Долохов живет по законам, близким к кодексу итальянской мафии: в личном разговоре он признается Николаю Ростову, что отдаст жизнь за немногих любимых людей, а всех остальных готов «передавить».

«Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно-тонко изогнуты.

В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

Санни из «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера

Санни — девочка школьного возраста, по ночам она работает проституткой в отеле «Эдмонт», днем спит и смотрит кино. Холден Колфилд оказывается сильно смущен тем, что девушка по вызову едва ли не младше него, он предлагает Санни не раздеваться, а просто поболтать.

Но та начинает злиться, оттого что клиент играет не по правилам.

В романе Сэлинджера жизнь Санни как фон для жизни Холдена, она раздражает юношу своей простотой и грубостью, ему становится неловко за свои привилегии, когда рядом беззащитная девушка, почти ребенок, вынуждена продавать себя.

Но, может быть, Холден придумал и навязал ей драматичную судьбу? Какой на самом деле была история Санни? Из-за этой героини «Над пропастью во ржи» запрещали в американских школах и библиотеках, но в оригинальном тексте о ней сказано совсем немного.

«Жуткая девчонка. Говорит таким тонким голоском, и все равно с ней жутковато. Если бы она была толстая старая проститутка, вся намазанная, было бы не так жутко».

Маргарита из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова

История Маргариты Николаевны — образцовый пример мужского взгляда на характер и поступки женщины. Ей тридцать лет, она бездетна и невероятно красива, живет в готическом особняке около Арбата с мужем, блестящим инженером, но несчастна с ним.

Почему? Она тоскует по Мастеру и ради своего чувства готова на все: бросить семью и роскошь, пойти на сделку с дьяволом, стать ведьмой, достать горе-творца из забытья и отомстить его врагам. В одном из самых известных русских романов XX века главная героиня сведена до единственной функции — любви к мужчине.

В 2021 году даже странно спрашивать об этом, но все-таки: какой Маргарита человек вне романтических отношений?

«Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?»

Дорн из «Чайки» Антона Чехова

Самый серьезный персонаж «Чайки» — отчасти голос самого Чехова — Евгений Сергеевич Дорн занимает в пьесе особое положение. Он единственный верит в талант молодого писателя Константина Треплева и хвалит его экспериментальную пьесу.

Кроме того, именно ему доверено в финале сообщить читателям о том, что Треплев застрелился. Авторитетный врач пятидесяти пяти лет, холостяк, мудрец и любитель путешествий, Дорн однажды упоминает, что прожил жизнь «разнообразно и со вкусом».

Было бы интересно узнать, что скрывается под такой обтекаемой и интригующей фразой.

«В отношениях женщин ко мне было много хорошего. Во мне любили главным образом превосходного врача. Лет десять-пятнадцать назад, вы помните, во всей губернии я был единственным порядочным акушером. Затем всегда я был честным человеком».

Теодор Лоуренс из «Маленьких женщин» Луизы Мэй Олкотт

Близкий друг семьи Марч, живущий в соседнем от сестер доме, Теодор Лоуренс готовится к поступлению в университет Лиги плюща, а параллельно переживает приключения вместе со своей лучшей подругой Джо.

В романе Луизы Мэй Олкотт все внимание писательницы сосредоточено на женщинах, поэтому Лори досталось мало описаний и действия.

Но в экранизации 2019 года Тимоти Шаламе заново открыл этого обаятельного героя и подготовил почву для возможного спин-оффа.

«Вьющиеся черные волосы, смуглое лицо, большие черные глаза, правильный нос, ровные зубы, маленькие кисти рук и ступни, выше меня, очень вежливый и вообще славный малый. Интересно, сколько ему лет?»

Анастасия Бурмистрова

Роли персонажей: второстепенные герои

Содержание:

Продолжаем рассказ об основных сюжетных ролях, которые выполняют персонажи в сценарии. Нужно понять, что классифицировать персонажей можно по разным признакам, каждая из которых верна, но при этом однобока.

Представьте, что у вас в холодильнике есть отсек с фруктами. И вам нужно разложить их в каком-то порядке. Можно разложить их по цвету, по форме, по соответствию цвета радужному спектру, по свежести. Можно даже попробовать отсортировать по нескольким признакам сразу. Но какой из этих способов правильный?

Читайте также:  Итоговое сочинение: Меняется ли человеческое мышление в эпоху инноваций?

Разумеется, тот, который вам нравится больше всего.

Есть много разных видов классификаций персонажей. Но это только инструмент. В зависимости от ваших задач, вы можете применить одну или несколько сразу. Или не использовать их вообще.

Мы в этом материале разберем самые часто встречающиеся роли персонажей именно с сюжетной точки зрения:

  • Антагонист
  • Конфидент
  • Наставник
  • Источник проблем
  • Комик релиф
  • Любовный интерес

Нужно сразу сказать, что лучшие персонажи часто соединяют в себе сразу несколько функций. Например, конфидент-комик релиф. Или наставник – скрытый антагонист.

Дело в том, что за 120 лет кинематографа эти роли применялись к разным персонажам в тысячах сюжетов. И сегодня трудно использовать их «в чистую», не скатываясь до клише. Кроме того, объединив сюжетные роли, можно сократить количество персонажей. Так что, если есть возможность наделить персонажа сразу несколькими функциями, обязательно ей воспользуйтесь.

Кто такой антагонист?

Чтобы задуманный вами фильм не закончился сразу после первого акта, на пути главного героя к его цели всегда должны быть препятствия. Что-то что будет замедлять или изменять его путь.

Препятствиями могут быть как окружающие обстоятельства и события, так и конкретный персонаж.

Это и есть антагонист. Тот, кто хочет, чтобы герой не достиг своей цели.

Также как главный герой не обязательно должен быть положительным персонажем, так антагонист не обязательно отрицательный. В тех же «Мстителях: война Бесконечности» антагонистами выступают сами Мстители. Да, они на правой стороне, но их сюжетная задача, не дать главному герою – Таносу достигнуть своей цели.

Еще интересней, когда протагонист и антагонист почти одинаковы: в равной степени герои или в равной степени злодеи.

 Результат такого столкновения можно увидеть в той же киновселенной Марвел, в третьем фильме про Капитана Америку. Или, например, в комедийном боевике «Значит война» с Томом Харди, Крисом Пайном и Риз Уизерспун, где по сюжету два лучших друга сражаются за сердце красотки.

Лучше всего нюансы антагонизма рассказывает в своей книге «История на миллион долларов» Роберт Макки. Вот несколько его тезисов:

  • Чем сильнее антагонист, тем лучше он раскрывает главного героя

Если герой изначально сильнее антагониста, если у него сразу есть все необходимые навыки и знания для победы, то за таким противостоянием не интересно смотреть. Злодей в таком случае превращается в карикатуру, а герой в – Мери Сью – персонажа, для которого нет серьезных препятствий и которому некуда развиваться по сюжету.

Исключением из этого правила могут стать комедийные злодеи, которые как раз и задумывались как карикатуры. Таких антагонистов можно встретить в детских мультсериалах или изначально абсурдных фильмах. Например, в «Бетмене» шестидесятых с Адамом Вестом, в «Очень страшное кино» или «Остине Пауэрс». Но такие персонажи больше комик релифы, чем реальные антагонисты.

  • Антагонист всегда должен быть хорош в надавливании на слабые точки протагониста

Есть причина почему, Лекс Лютер не спешит вступать в рукопашную битву с Суперменом. Ясно же, что в физической силе у Супера преимущество. Но зато Лекс гений и манипулятор. А Кларк Кент деревенский парень из Канзаса: мозги не сильная его сторона. И как же логичней всего нападать Лексу?

Исходя из этого принципа, и нужно конструировать антагониста. Найдите недостаток главного героя и научите антагониста бить туда побольнее.

Слабостью героя может быть что угодно.

В боевике Джона Ву «Без лица» с Джоном Траволтой и Николосом Кейджем, главный герой агент ФбР Шон Арчер в прямом смысле пересаживает себе лицо антагониста Кастора Троя, чтобы втереться в доверие к его банде. Но Кастор тоже оказывается не промах, и берет себе лицо.

В результате Шон оказывается в максимально невыгодном положении, ведь все думают, что он и есть разыскиваемый по всему миру террорист. Кастор знает об этом и пользуется преимуществом по полной. Он натравливает на Шона ФБР и использует семью Арчера в качестве приманки.

Согласитесь, было бы совсем не то, если бы Кастор просто преследовал бы Шона по всему миру с криками «Отдай мое лицо».

  • Это давление должно быть постоянным и усиливающимся.

Ну, здесь все понятно. Если напряжение в какой-то момент пропадет, сюжет провиснет. А если напряжение не будет нарастать, история не достигнет точки кульминации.

  • Чтобы между героем и антагонистом произошел конфликт, их цели должны пересекаться. Но при этом выполнение желания одного, поставит крест на желании второго.

Леон, персонаж Жана Рено из одноименного Фильма, хочет спасти девочку Матильду, а Норман Стенсфилд (Гэри Олдмен) – убить ее, ведь она свидетель его преступления. Обе эти цели пересекаются, но достижение желаемого одним из персонажей, мешает второму.

И так должно быть всегда. Если героиня хочет замуж, то ее соперница желает расстроить свадьбу. Если одна выиграет, другая проиграет. Если Фродо хочет уничтожить Кольцо Всевластья, темные силы хотят им завладеть.

Кто такой Конфидент?

Конфидентом – это доверенный персонаж главного героя. Тот, с которым протагонист делится главными переживаниями, идеями и мыслями.

Понятно, что на самом деле эта информация в первую очередь нужна зрителю. Ведь не все переживания можно показать через действие героя. И будет глупо, если он вдруг начнет проговаривать свои самые сокровенные мысли сам себе вслух.

Именно для этого и нужен персонаж, поговорить с которым герой может, не нарушая логику истории.

Чаще всего конфидентом выступает друг или родственник героя. Но иногда конфидентом может выступить и случайный знакомый. Главное чтобы между персонажами сложилась нужная для откровенного разговора атмосфера.

Например, в фильме Алексея Балабанова «Брат», конфидентом Данилы Багрова, становится едва знакомый ему бездомный по кличке Немец.

Конфидент обычно сопровождает главного героя в его приключениях. Он разделяет все тягости и препятствия, хотя, по сути, ему это не так уж нужно. У него нет своей цели и мотивации следовать за ней напролом.

Взять хотя бы лучшего друга Шрека – говорящего осла. Зачем ему, все эти спасения принцесс и охота на драконов? Незачем. Он идет рядом, просто потому, что хороший друг. Ну и чтобы Шреку было с кем обсудить план и излить душу.

Кто такой Наставник?

Наставником называют героя, который более опытный и цельный как личность, чем главный герой. Как понятно из названия, его главная задача, чему-то научить героя, указать на его ошибки или подсказать выход из тупиковой ситуации.

Чаще всего наставниками выступают люди старшего поколения: учителя, тренеры, родители. Архетипичный наставник – это, конечно, мудрый старец: Альбус Дамблдор, Оби Ван Кеноби. Но это не обязательно.

Роль наставника напрямую связана с ролью конфидента. Все наставники одновременно выполняют роль конфидентов, но не все конфиденты – наставники. Наставник обязательно должен чему-то научить героя. Конфиденту достаточно его выслушать.

Кто такой резонер?

Резонер – это персонаж, доставшийся кино по наследству из театра. Основная задача этого персонажа – озвучивать мысли сценариста, высказывая нравоучения или обличая других героев и их недостатки.

Так или иначе, но в массовом кино иногда нужно в лоб проговорить основную мысль. Иначе смысл истории может ускользнуть от зрителя.

Но тут главное не переусердствовать. Нельзя считать зрителя откровенным дураком. Излишние разжевывания или повторения, откровенное морализаторство и нравоучения всегда воспринимаются в штыки.

Именно поэтому полноценные персонажи-резонеры чаще встречаются на телевидении. Где они могут высказываться в каждой серии по новому поводу. В фильмах же, функцию резонера обычно присоединяют либо к персонажу-наставнику, либо к персонажу конфиденту.

Источник неприятностей

Персонаж, чья главная функция – втравить героя в неприятности.

Например, в «Мальчишнике в Вегасе», источником всех неприятностей стал персонаж Зака Галифианакиса, который всего лишь хотел влиться в крутую компанию друзей жениха.

В «Человек Дождя» источником проблем Чальза Бэббита стал его больной брат Рэймонд..

Также источником неприятностей могут быть внезапно свалившиеся на голову главного героя дети, родственники или даже животные (фильм «Бетховен»).

Главное, чтобы все неприятности не были вызваны злым умыслом. Иначе персонаж «источник неприятностей» превратится в антагониста.

Кто такой комик релиф?

С английского Comic Relief дословно переводится, как разрядка смехом.

В этом и есть основная задача подобных персонажей. Чаще всего это персонажи легких приключенческих фильмов и мультфильмов. Тимон и Пумба из «Короля льва», персонажи Кевина Харта и Джека Блэка из перезапуска «Джуманджи».

Еще тридцать лет назад, персонажи = комик релифы были очень популярны. Но сегодня, персонажи, все цель которых вызывать смех в нужных местах считаются плохим тоном.

Сегодня лучше не придумывать комик релифа, а наделить его свойствами персонажа уже имеющего какую-то функцию в сюжете.

Любовный интерес героя

Казалось бы, какая сложность прописать любовный интерес главному герою? Опиши партнера по привлекательней и все. Но что дальше? Зачем он нужен? И какую функцию будет нести?

На самом деле сам по себе любовный интерес не несет в себе никакой сюжетной функции. Чтобы этот персонаж сработал нужно приписать к нему какую-либо другую роль.

Например, любовный интерес – антагонист. Это уже имеет смысл. Один из них влюбляется, а второй не заинтересован в отношениях. И начинается противостояние: либо один сдастся, либо у второго проснутся чувства. Пример: фильм «Укрощение строптивого» с Адреано Челентано и Орнеллой Мути, где юная красавица Лиза влюбляется в ворчуна и убежденного холостяка Элиа и пытается его соблазнить.

Любовный интерес – конфидент. Боевая подруга главного героя. Тоже вполне четкая сюжетна функция. По сути это просто лучший друг, в которого герой в конце влюбляется.

Любовный интерес – источник неприятностей. Типичная девушка в беде. Или чуть реже – парень в беде. Как, например, в экспериментальном фильме Тома Тыквера «Беги, Лола, Беги», где главной героине Лоле нужно найти существенную сумму денег, чтобы спасти своего парня от бандитов.

Любовный интерес – комик-релиф. Тоже достаточно понятная роль. Персонаж с ярко выраженной комедийной перспективой, в которого влюбляется протагонист. Как, например, в фильме «Не та девушка» с Дэвидом Спейдом или «Птичка на проводе» с Голди Хоун и Мэлом Гибсоном.

В заключение, хотелось бы напомнить: любая классификация или типология персонажей, лишь отправная точка для придумывания героев. И ни одну из них нельзя использовать буквально. Это лишь ориентиры, которые помогут начинающим сценаристам. Точка, от которой вы сожжете оттолкнуться, чтобы придумать что-то свое.

Ссылка на основную публикацию