Итоговое сочинение: Образы животных в баснях И.А. Крылова

И.А. Крылов был русским баснописцем и мастером своего дела. Баснями называют короткие рассказы, отражающие жизненные ситуации и высмеивающие различные человеческие пороки.

В своих произведениях он наделял героев множеством свойств, которые в полной мере отражали их характер.

Басня «Волк и журавль» демонстрируют коварство и безнаказанность, в работе «Ворона и лисица» главными отрицательными чертами являются лесть и хитрость, а «Лев и волк» показывает жадность.

Такие аллегории используются и в реальной жизни, например, хитрая-лиса, упертый-баран, глупый-осел и т.д. В «сказках» писателя невозможно не обратить внимания на саму манеру повествования. Он ориентируется на разговорную русскую речь, дает героям прозвища и использует пословицы, что делает произведения проще для их чтения и понимания.

Крылов виртуозно наделял каждого героя не только чертами человеческого характера, но и отображал социальный уровень.

Таким образом, лев всегда представляет собой стать и величие, что говорит о высших слоях общества. А лягушка или ягненок-наоборот, описывают беззащитных, «маленьких» людей.

Ярким примером выступают басни «Волк и ягненок» и «Лев и барс», в которых хорошо просматривается эта разница между классами.

Уникальность работ автора заключается еще и в том, что он использовал не только личностные качества и бытовые проблемы людей, но и философские, социальные и исторические подтексты. В басне «Воспитание льва» мораль заключается в том, что образование должно быть применимо на практике для пользы человека или общества, а также связанно с реальной жизнью.

Но в этом произведении скрыт и другой контекст, а именно – высмеивание традиции приглашать зарубежных педагогов для воспитания русских дворян на примере Александра l. А «Лебедь, щука и рак» и «Квартет» отражают иронию построения государственных институтов.

Именно поэтому работы Ивана Андреевича являются столь интересными, неустаревающими и не зависят от возраста читателя.

Читая многочисленные труды Крылова, невольно видишь в них отражения реальных людей или же самого себя. В баснях есть место не только осмеяниям жадности, эгоизма и грубости, но и таким качествам, как храбрость, смелость, доброта.

Таким образом, муравей и пчела олицетворяют трудолюбие, а медведь-мужественность. Все это в совокупности приводит читателя к морали, которая помогает искоренить пороки. А реализм созданных ситуаций делает их актуальными по сей день.

5 класс. 8 класс

`

Животные в баснях Крылова

Популярные сочинения

  • Сочинение Темные аллеи Бунина (разум и чувство и тема любви)
    Борьба разума с чувствами, как и борьба добра со злом была и будет актуальна во все времена. Споры на эту тему могут продолжаться бесконечно, художники, писатели, поэты в своих произведениях до
  • Сочинение на тему Снежный барс
    Снежный барс это крупный хищник. Так же его часто называют Ирбисом. Это животное относится к семейству кошачьих. Барса считают довольно бесстрашным созданием, поэтому ему стоит бояться только более сильных хищников
  • Сочинение на тему Биология
    В мире много разных наук, и у каждой из них своё предназначение: у одной – исследовать и искать новые вещества, у другой – систематизировать и логически выстраивать различные алгоритмы, у третьей – открывать новые звёзды.

Научно – исследовательская работа «Основные образы животных в баснях И. А. Крылова»

Научно – исследовательская работа

«Основные образы животных в баснях И. А. Крылова».

  • Выполнил:  
  • Хрущев Илья Максимович
  • учащийся  6 кадетского  класса
  •  Муниципального  бюджетного  общеобразовательного  учреждения
  • «Средней общеобразовательной  кадетской школы №4»
  • Руководитель:
  •                                                                                              Немальцева Анна Николаевна,
  •  учитель русского языка и литературы
  • Муниципального  бюджетного  общеобразовательного  учреждения
  • «Средней общеобразовательной  кадетской школы №4»

г. Нефтеюганск, 2018 г.

  1. Аннотация.
  2.                                   Кто не слыхал его живого слова?
  3.                                               Кто в жизни с ним не встретился своей?
  4.                                  Бессмертные творения Крылова
  5.                                                  Мы с каждым годом любим все сильней.
  6.                                                     Со школьной парты с ними мы сживались,
  7.                                      В те дни букварь постигшие едва.
  8.                               И в памяти навеки оставались
  9.                             Крылатые крыловские слова.
  10. М. Исаковский

На уроках литературы с начальных классов  мы изучаем басни И.А.Крылова, знакомимся с приемами аллегории.

Встречая образы одних и тех же животных, я заинтересовался  таким вопросом: Какие животные чаще всего встречаются в баснях, какие качества их натуры являются самыми типичными?

Цель  моего исследовательского проекта заключается в том, чтобы выяснить, что скрывается за привычными строками известных басен И.А. Крылова.

Основополагающий вопрос звучал так: Какие образы животных и  как часто встречаются  в баснях И.А.Крылова?

После изучения теоретического материала и работы над баснями, я  пришел   к выводу: чаще всего писатель использует те образы животных, качества которых соответствуют самым часто встречающимся среди человеческого общества.

Задачи:

  1. Изучить историю происхождения басен.
  2. Познакомиться с  баснями  И. А. Крылова.
  3. Провести сравнительный анализ басен.

Объект исследования – басни Крылова, персонажами которых являются представители животного мира.

Предметом  исследования  стали образы животных в баснях Крылова.

Актуальность научно – исследовательской работы: Иван Андреевич Крылов с помощью образов животных высмеивает человеческие недостатки и влияет на наши чувства понимания добра, справедливости, умение строить отношения между людьми. Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе.

Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.

Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут нам стать лучше, а  научно – исследовательская работа принесёт пользу и  другим  ученикам.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Результаты исследования. Басня,  согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов.

По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен.

 Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк.

Принято считать, что образ каждого животного у баснописца — это аллегория какой-либо человеческой черты характера, например Обезьяна, Свинья — аллегория невежества; Осел — глупости; Кот — хитрости; Петух, Кукушка — бездарности.  

В баснях для Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов — последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа.

Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова — это только лишь аллегория одного человеческого порока.

В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Так какие же образы встречаются чаще всего? Я прочитал  50  басен и посчитал, что самым часто встречающимся образом является  Волк, он герой 14 басен. Лиса встречается 12 раз, Лев – 10, Осел, Собака, Овцы  – 7, далее идут Обезьяна, Кот, Медведь,  Змея – 5 раз.

Почему именно Волк занимает первое место? Что в этом образе интересного? Какими же качествами он обладает? Волк в басне «Волк и Ягненок»  –  всесильный тиран, для которого нет закона, кроме своего желания.

  • «Молчи! Устал я слушать,
  • Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
  • Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
  • В «Волке на псарне» я вижу не только желание спасти свою шкуру, но и озлобление, бессилие, лукавство.
  • Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,
  • Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
  • Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть…
  • В  басне «Волк и журавль»  –   неблагодарность за помощь, коварство, сознание своей силы и безнаказанности.
  • «Ты шутишь? – зверь вскричал коварный, –

Тебе за труд? Ах ты неблагодарный!

  1. А это ничего, что свой ты долгий нос
  2. И с глупой головой из горла цел унес!
  3. Поди ж, приятель, убирайся,
  4. Да берегись: вперед ты мне не попадайся. »
  5. В басне «Волк и Лисица»   –  глупость, невезение.
  6. И серый рыцарь мой,
  7. Обласкан по уши кумой,
  8. Пошел без ужина домой.
  9. В басне «Лев и Волк»  –  жадность, желание урвать кусок мяса без приложения труда, мысль о слабости сильных мира сего и желание их унизить.    
  10.   … на мысли Волку вспало,
  11. Что Лев, конечно не силен,
  12. Коль так смирен:
  13. И лапу протянул к ягненку также он.
  14. Ан вышло с Волком худо:
  15. Он сам ко Льву попал на блюдо.
  16. Лев растерзал его…

На основании этого можно сделать вывод:  Волк в баснях И.А.Крылова представляет одни из самых худших качеств человека, против искоренения которых и выступал баснописец.

Вторым по частотности образом является Лисица. Её характер не замыкается только на одной черте – хитрости. Она и находчива, и коварна, и рассудительна, и обладает чувством юмора.

  • В басне «Ворона и Лисица»  главная черта – хитрость, умение найти слабые черты, лесть, желание поживиться за чужой счет.
  • «Голубушка, как хороша!
  • Ну что за шейка, что за глазки!

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!»

В басне «Лисица и Сурок»  –  желание оправдаться, обелить себя, представить потерпевшей за правду.

«Мне взятки брать? да разве я взбешуся!

  1. Чтоб этому была причастна я греху?»
  2. В басне «Добрая Лисица»  – рассуждение о сострадании, милосердии, жалости, но только до той поры, пока это выгодно.
  3. «Послушайте меня: докажем, что в лесах
  4. Есть добрые сердца и что…» При сих словах
  5. Малютки бедные все трое…
  6. Попадали к Лисе, на низ.
  7. Что ж кумушка?  –  Тотчас их съела
  8. И поученья не допела.
  9. В басне «Лисица и виноград»   – умение скрыть свое бессилие за оскорблением других.
  10. Пошла с досадою и говорит: «Ну что ж!
  11. На взгляд – то он хорош,
  12. Да зелен – ягодки нет зрелой:
  13. Тотчас оскомину набьешь».
  14. В басне «Лисица и Осел»  –  умение иронизировать.
  15. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»…
  16. «Но ты коснуться Льву, конечно, не дерзнул?»
  17. Также во многих баснях Лисица выступает в роли советчика, но ее советы всегда не без пользы для самой себя.
  18. Вывод таков: образ Лисицы несет в себе черты человека, умеющего приспосабливаться к ситуации, везде находящего себе выгоду.

А вот образ Льва, царя зверей, по частотности находится лишь на третьем месте. Это, на мой взгляд, связано с тем, что он является носителем определенного набора качеств, присущих его положению: он властитель леса, тиран и судья, призванный держать в страхе своих подданных, умеющий практически из любой ситуации извлечь выгоду: «Лев и Барс», «Лев на ловле», «Лев и Волк», «Лев и Лисица».

  • В то же время он не избегает участи всех властителей при утрате силы: каждый может над ним посмеяться,  как в басне «Лисица и Осел»:
  • «Пропал к нему весь прежний страх,
  • И поплатился он старинными долгами!
  • Кто мимо Льва ни шел, всяк вымещал ему
  • По – своему:
  • Кто зубом, кто рогами…»

Очень интересно отношение И.А.Крылова к вечному спутнику человека – Собаке, которая по частотности находится на четвертом месте. Обычно Собака – это преданный друг, защитник. Какова она в баснях?

В басне «Собачья дружба»  –  клятва в вечной дружбе не выдерживает  испытание первой же костью.

«Орест мой!»  –  «Мой Пилад!» Прочь свары, зависть, злость!

  1. Тут повар, на беду, из кухни кинул кость.
  2. Вот новые друзья к ней взапуски несутся:
  3. Где делся и совет  и лад?
  4. С Пиладом мой Орест грызутся,  –
  5. Лишь только клочья вверх летят.
  6. В басне «Прохожие и Собаки»   –  это пустобрехи, вместо дела занимающиеся пустыми разговорами и осуждением.
  7. В басне «Слон и Моська»  –  умение прославиться пустым делом, без ущерба для себя.
  8. «Вот то-то мне и духу придает,
  9. Что я, совсем без драки
  10. Могу попасть в большие забияки…»
  11. В басне «Две Собаки»  –  умение приспособиться к ситуации, забыв о гордости и самоуважении.
Читайте также:  Как авторская позиция проявляется в финале драмы Островского «Гроза»?

«Чем служишь? Вот прекрасно!  –

  • С насмешкой отвечал Жужу, –
  • На задних лапках я хожу».
  • В басне «Собака и Лошадь»  –  желание показать себя более значительным, чем есть на самом деле.
  • «И  можно ли тебе равняться в чем со мною?
  • Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:
  • Днем стадо под моим надзором на лугу,
  • А ночью дом я стерегу»,  –
  • «Конечно,  –  Лошадь отвечала, –
  • Твоя правдива речь:
  • Однако же, когда б я не пахала,
  • То нечего б тебе здесь было и стеречь».
  • Близость к человеку делает Собаку пустейшим существом, перенявшим худшие черты  своего покровителя.

Рядом с Собакой стоит Осел, ярчайшими  чертами  которого являются глупость, хвастовство, высокое самомнение. В каждой басне эти черты подчеркиваются особо: «Осел и Соловей», «Осел», «Осел и Мужик».

Все эти представители животного мира относятся к классу руководящих, а вот самыми безропотными, безобидными, не умеющими постоять за себя являются Овцы, которые зачастую даже не имеют права голоса, чаще всего употребляются во множественном лице, исключение составляют басня «Волк и Ягненок», где герой пытается даже спорить с Волком: «Ах, я чем виноват?» и «Змея и Овца», в которой ягненок тоже спрашивает у Змеи: «Что сделал я тебе?». Образ Овец мы встречаем в 7 баснях: «Волк и Ягненок», «Мирская сходка»,  «Мор зверей», «Овцы и Собаки», «Змея и Овца», «Крестьянин и Овца», «Пестрые Овцы». Наверно, лишь об этих героях автор говорит без иронии, выражает сочувствие и осуждает тех, кто их притесняет.

Среди тех, кто встречается в пяти баснях: Обезьяна, Кот, Медведь, Змея, наиболее интересен Медведь. В нем воплощены черты простодушия, доходящего до глупости, дружелюбия, желания помочь. Но все они напоминают известный фразеологизм – медвежья услуга (услуга, повлекшая, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана).

В басне «Пустынник и Медведь» И.А.Крылов пишет:

Хотя услуга нам при ну́жде дорога́,Но за нее не всяк умеет взяться:Не дай бог с дураком связаться!Услужливый дурак опаснее врага.

  1. В басне «Медведь в сетях», герой, пытающийся оправдаться, говорит:
  2. «Что изо всех зверей мне только одному
  3. Никто не сделает упрека,
  4. Чтоб мертвого я тронул человека».
  5. На что получает ответ:
  6. «Так лучше бы ты мертвых ел
  7. И оставлял живых в покое».

Следующими по частотности употребления следуют Орел, Мышь, Пчела (в четырех баснях), Щука, Кукушка (в трех баснях), Ворона, Курица, Лягушка, Вол, Муравей, Петух, Слон, Соловей, Свинья, Скворец, Муха, Белка, Паук, Козел, Лошадь (в двух баснях). По одному разу встречаем Синицу, Барса, Стрекозу, Сурка, Зайца, Гусей, Дрозда, Крота, Рака, Крысу, Чижа, Голубя, Журавля. Птицы, по сравнению с животными, реже участвуют в сюжетах басен.

Заключение.

Итак, я  пришел  к выводу, что образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип.

Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Овцы — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И.А.

Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед нами  возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. А частотность употребления того или иного образа говорит нам о том, против каких человеческих черт  направлена сатира, с чем борется писатель, кого хочет высмеять.

 Баснописец  создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и бессмертие  басен И. А. Крылова

Используемая литература.

  1. Архипов В. А. И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М.: «Московский рабочий», 2015.
  2. Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М.: «Kнигa», 2014.
  3. ru.wikipedia.org›wiki/
  4. Степанов Н. Л. Басни Крылова. – М.: «Художественная литература», 2011.

В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература 5-6 кл.- М.: «Просвещение», 2016.

Образы животных в баснях Крылова | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Басня ― это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория ― воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни ― это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»).

Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой‑либо черты характера, например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осел ― глупости; кот ― хитрости; Петух, кукушка ― бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа.

Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую‑то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А.

Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из‑за морали, а из‑за самого интересно и остроумно изложенного рассказа.

Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого‑либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

  • Лисица стала и сытней,
  • Лисица стала и жирней,
  • Но все не сделалась честней…
  • …Выбрав ночку потемней,
  • У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹…› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

  1. Не минуло и году,
  2. Как все узнали, кто Осел:
  3. Осел мой тупостью в пословицу вошел,
  4. И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела ― это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой‑либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне.

Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя.

Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве.

И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» ― это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» ― это Наполеон. Можно сказать, что Волк ― это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Образы зверей у баснописца ― не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

Образы животных в баснях Крылова сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Крылов
  • Образы животных в баснях Крылова

Иван Андреевич Крылов – признанный мастер в написании басен, его творчество всемирно известно. Действующими персонажами в его литературных произведениях чаще всего выступают животные.

Используя приём аллегории, автор наделяет животных присущими им чертами характера и особенностями поведения, сравнивая их с людьми, тем самым завуалированно высмеивая определённые недостатки или подчёркивая достоинства. К примеру, осёл – упрямый и глупый, сова – мудрая, собака – преданная, змея – хитрая.

  • В басне «Крестьянин и Лисица» лиса во всех описанных ситуациях проявляет себя как хитрое и лживое существо, пытающееся извлечь из всего собственную выгоду.
  • Пчела является воплощением трудолюбия, также как и муравей.
  • Иногда, в своём творчестве Крылов характеризует при помощи образов животных реальных исторических личностей, к примеру, в произведении «Волк на псарне» прототипом главного персонажа выступает Наполеон Бонапарт, а львёнок из басни под названием «Воспитание Льва» — это российский император Александр I.

Осёл, мартышка, козёл и медведь – анималистическое воплощение членов государственного правления. С их помощью автор описывает беспорядок, происходящий в современном для него обществе и то, к каким последствиям подобная модель поведения среди людей, руководящих любой страной, может привести.

Ягнёнок олицетворяет кроткость, наивность, беззащитность и покорность, овца – глупость, свинья – невежество, лев – гордость и властность, а заяц – трусость. Часто животные являются метафоричным воплощением разных социальных категорий и статусов в реальном мире.

По мнению Крылова, высмеивая человеческие пороки, он даёт читателю возможность узнать в персонажах животных самих себя, извлечь из басни поучительную мораль, что и является основной целью подобных произведений, а затем искоренить указанные недостатки.

Крылов перенял у предшественников и мастерски усовершенствовал приём наделения животных человеческими чертами характера. Каждая его басня несёт в себе мораль и философский подтекст, благодаря чему произведения данного автора по праву считаются шедеврами этого жанра литературы.

Басня «Волк на псарне»

Аллегорическая история войны 1812 г. Выражение патриотизма автора. Иносказательный смысл афоризмов из басни

Для Крылова была характерна необычайная острота восприятия современной ему жизни. Своим творчеством он откликнулся на самые животрепещущие исторические события, свидетелем которых он стал. Одним из таких событий была Отечественная война 1812 г.

, которая вызвала необычайный общественный подъем в России. Крылов написал несколько басен, в которых дал оценку народному характеру войны, ведь на схватку с врагом поднялись все слои общества.

Предлогом для создания басни «Волк на псарне[2]» стали неудачные попытки французского императора добиться в сентябре 1812 г. мира с русскими.

Оригинальная басня «Волк на псарне», созданная в октябре 1812 г., отличается от обычной басни, в ней не животные являются носителями человеческих черт, а человек представлен в облике хищника.

В басне аллегорически в образах Волка и Ловчего изображены реальные личности: французский император Наполеон и русский полководец М.И. Кутузов.

Мораль басни выражена не словами автора, а заключена в обращении Ловчего: нередко человек, посягнувший на жизнь или интересы других людей, ради «спасения своей шкуры» клянется в собственной невиновности, прикидывается миролюбивым созданием. Однако, он заслуживает не прощения, а наказания.

Убеленный сединами мудрый псарь убежден, что в чем бы не клялся хищник, у него все равно злые помыслы; мир с волками возможен, только «снявши шкуру с них долой». Слово «ловчий» означает человека, ловко ведущего охоту, занимающегося ловлей зверя.

Читайте также:  Короткие стихи о счастье: красивые со смыслом о радости жизни стихотворения классиков

Иллюстрация к басне «Волк на псарне»

Наполеону, по мнению Крылова, присущи «волчьи» качества: он хитрый, сильный и коварный захватчик, изворотливый и наглый агрессор. Называя волка «серым забиякой», автор подчеркивает сходство серого походного мундира Наполеона с цветом волчьей шерсти. Завоевавший почти всю Европу, император считал собственную армию непобедимой и рассчитывал с легкостью покорить Россию.

Однако русская армия упорно сопротивлялась, создавалось ополчение, на борьбу с агрессором поднялись даже крепостные крестьяне. Наполеон, оставшись в сожженной Москве, словно Волк в псарне, оказался загнан в угол. Он просил императора Александра I о перемирии, но ответа не последовало.

После отправил предложение о мире Кутузову, предпринял еще несколько попыток заключить мир, но так и не был удостоен ответа.

Чтобы спасти остатки армии, Наполеону пришлось отступать. Русская армия контролировала отступление, заставив французов возвращаться по дороге через Смоленск, ими же разграбленной во время наступления, не давая возможности добыть провизию.

В спущенной Ловчим и его помощниками стае гончих воплощена русская армия.Кутузов в лице старика Ловчего наделен мудростью, терпением, проницательностью, рассудительностью.Он с достоинством отвечает волку: «Ты сер, а я, приятель, сед».

В этой фразе, ставшей афоризмом, намек не только на седину опытного полководца, но и на вековой народный опыт защиты своей земли от захватчиков.

Крылов выразил в басне «Волк на псарне» свои патриотические взгляды. Рукопись басни он отправил Кутузову, который получил ее после победной битвы с Наполеоном под городом Красным. Фельдмаршал прочитал текст перед командным составом для поднятия боевого духа. Таким образом, баснописец внес свою поэтическую лепту в русскую победу.

Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

Высмеивание в баснях недостатков людей в образах животных

Для басенного творчества используются сюжеты, которые кочевали из эпохи в эпоху, от одного автора к другому. Басня «Лисица и виноград», приписываемая Эзопу, повествует о голодной лисе, которая хотела полакомиться виноградом, но не смогла его достать.

Уходя, она нашла себе оправдание в том, что виноградные гроздья «еще зеленые». Так и люди, не достигнув желаемого, оправдывают свое неумение сложившимися обстоятельствами.К сюжету эзоповской басни обратился в XVIII в.

французский баснописец Жан де Лафонтен и, переработав ее, написал свою басню. Его персонаж Лис был перенесен во Францию XVII в.У Крылова тоже есть басня с таким названием, в ней Лиса названа кумой, так в русских традициях называли крестную мать своего ребенка.

Используя известный уже сюжет, каждый баснописец придает персонажу национальные черты, чтобы сделать его понятнее своим соотечественникам.

В баснях используется прием аллегории, передающей в конкретном образе абстрактное понятие или идею. Так в образах растений или животных переданы обобщенные человеческие качества.

Причем каждому животному или растению приписываются определенные, характерные только для него, свойства или недостатки человека.

Так, например, образ лисы олицетворяет собой хитрость, заяц – трусость, свинья – невежество, волк – злость, медведь – грубую силу и пр.

Басня «Ворона и Лисица» была опубликована в первом сборнике Крылова. Основой для сюжета послужила басня «Ворон и Лиса» Эзопа. При практически схожих сюжетах следует отметить существенные различия. В обеих баснях рыжая плутовка, используя лесть, обманывает птицу, которая, попавшись на хитрую уловку, разинула клюв и выронила лакомство.

Но мораль у каждой басни своя. В мировой мифологии образ черного ворона был символом мудрости, серая ворона – птица простоватая. У Эзопа основным качеством ворона, которого лиса называет царем, должен быть ум, но он оказывается глупцом.

Лиса ловко использует глупость царя, не способного за лестью распознать правду, заставляет продемонстрировать«царский» голос. Выпавшее мясо лисица подхватила, убегая, не забыла намекнуть на отсутствие ума у правителя. Иная мораль в басне Крылова. Она гласит, что «лесть гнусна, вредна», на нее может попасться любой простак.

Льстивыми речами лисица уговорила ворону спеть, схватила выпавший сыр и безнаказанно ускользнула, не утруждая себя объяснениями.

Иллюстрация к басне «Ворона и Лисица»

В отличие от героев Эзопа герои басни Крылова представляют собой яркие человеческие типажи. Лиса у Эзопа просто хитрая натура, Крылов дает более развернутую характеристику персонажам.

Он называет Лисицу не только хитрой, но и плутовкой, которая ради получения лакомого кусочка, проделывает множество манипуляций: «говорит так сладко, чуть дыша», «на цыпочках подходит», «вертит хвостом», «глаз не сводит».Лиса сообразила, что не сможет силой отнять сыр и пытается его добыть обманом.

Нерасторопная и простоватая ворона, «взгромоздясь» не дереве, перед едой «подзадумалась». Взирая с высоты своего положения на юлящую внизу Лису, глупая ворона от льстивых слов возомнила себя «вещуньей», у нее от радости «дыханье спёрло», «с похвал вскружилась голова».

Человеческую слабость преувеличивать свои способности, раздутое самомнение хитрецами используются для получения личной выгоды. Поучительный урок дан в басне: лесть приносит выгоду только самому льстецу, а поверивший «сладким речам» глупец обязательно «проворонит» свою удачу.

В нравоучительной басне «Свинья под дубом», написанной в 1823 г., Крылов, всю жизнь занимавшийся самообразованием, затронул тему невежества. Похожий сюжет есть и у Эзопа.

В народном представлении образ Свиньи наделен множеством отрицательных черт:нечистоплотностью,неблагодарностью, эгоизмом, недальновидностью.

Образы Дуба и Ворона связаны с положительными качествами: мудростью, познанием, долголетием, опытом.

Свинья слишком приземленная натура,следуя своим животным инстинктам, она рылом роется все время в земле. Она облюбовала место под Дубом, потому что там можно найти пищу и выспаться после еды. Не поднимая голову, она не может увидеть, что питается плодами дерева, которому подрывает корни.

Тщетно пытается вразумить Свинью разумными доводами Ворон, после и сам Дуб обратился к «неблагодарной», промолвив, что желуди на нем растут. Но Свинья слышит только себя.

Финал истории остался открытым: мы не узнаем, погибло ли дерево или Свинья образумилась? Мораль басни выведена в последних строках: невежды не видят проку в «науках и ученье», хотя сами по-свински пользуются неосознанно плодами прогресса, не понимая, что достижения науки делают лучше их существование.

Иллюстрация к басне «Свинья под дубом»

Оставьте свой комментарий

  1. Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
  2. Время чтения: 4 минуты
  3. Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
  4. Время чтения: 1 минута
  5. Власти Ямала сделали доступней льготное образование для детей из коренных северных семей
  6. Время чтения: 2 минуты
  7. Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
  8. Время чтения: 2 минуты
  9. Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов
  10. Время чтения: 1 минута
  11. Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
  12. Время чтения: 2 минуты

  Открытый урок по рассказу И.С. Шмелева “Русская песня”

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.

Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сочинение: Образы животных в баснях Крылова

Басня – это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных способов иносказания в басне является аллегория – воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни – это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»).

Принято считать, что образ каждого животного у баснописца – это аллегория какой-либо черты характера, например, обезьяна, свинья – аллегория невежества; осел – глупости; кот – хитрости; петух, кукушка – бездарности и т.д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа.

Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом Крылов – последователь Фр.

Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у Крылова – это только аллегория одного человеческого порока.

В большинстве случаев образ животного у Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости или лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она по-разному ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

  • Лисица стала и сытней,
  • Лисица стала и жирней,
  • Но все не сделалась честней…
  • …Выбрав ночку потемней,
  • У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «Осел, гоняя птиц со всех ослиных ног … такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

  1. Не минуло и году,
  2. Как все узнали, кто Осел:
  3. Осел мой тупостью в пословицу вошел,
  4. И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И Крылов использует это в своих баснях, в чем и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела – это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы.

Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя.

Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» – это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» – это Наполеон. Можно сказать, что Волк – это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в меткости отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.



Образы животных в баснях Ивана Крылова, Крылов Иван

  • KtoNaNovenkogo
  • ЧАстые ВОпросы
  • Вы здесь

9 декабря 2018

  1. Аллегория — это…
  2. Пример в современной литературе
  3. Аллегории в баснях Крылова
  4. Другие примеры в литературе
  5. Чем это отличается от метафоры

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание».

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов.

Аллегория — это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык».

Теперь обещанное определение аллегории:

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь». Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Читайте также:  Калинов и его обитатели в пьесе Островского «Гроза»

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:

  1. Зима, которая окутала всю землю – это смерть, которая подстерегает человека и может забрать его в любой момент.
  2. Свеча, горящая на столе – это лучик света, надежды, а также сама жизнь. Яркий образ дает нам ясно понять, насколько наша жизнь хрупкая, что может быть задута малейшим ветерком. Но при этом жажда жизни в нас очень сильна, так как «вьюга мела весь февраль, но таки не смогла погасить свечу».
  3. Скрещенье рук, скрещенье ног – это действительно любовные отношения двух людей, но не ради удовлетворения инстинктов. Это символ объединения вокруг света, отсюда и «судьбы скрещенье».

Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

Все сочинения по литературе за 8 классКоллектив авторов

2. Образы животных в баснях И. А. Крылова

Басня ― это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория ― воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни ― это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»).

Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория какой-либо черты характера, например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осел ― глупости; кот ― хитрости; Петух, кукушка ― бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа.

Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую-то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А.

Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из-за морали, а из-за самого интересно и остроумно изложенного рассказа.

Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого-либо животного у автора ― это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.

Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:

  • Лисица стала и сытней,
  • Лисица стала и жирней,
  • Но все не сделалась честней…
  • …Выбрав ночку потемней,
  • У куманька всех кур передушила.

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹…› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:

  1. Не минуло и году,
  2. Как все узнали, кто Осел:
  3. Осел мой тупостью в пословицу вошел,
  4. И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела ― это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев ― это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ― придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ― «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне.

Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя.

Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве.

И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» ― это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» ― это Наполеон. Можно сказать, что Волк ― это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.

Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.

Образы зверей у баснописца ― не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

Аллегории в баснях Крылова

Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер:

  1. Так, Лиса – это всегда олицетворение хитрости и заискивания.
  2. Осел – упрямство и невежество.
  3. Медведь – сила и доброта, иногда неуклюжесть.
  4. Петух – самолюбие и зазнайство.
  5. Заяц – хвастовство и трусость.
  6. Стрекоза – беспечность.
  7. Муравей – трудолюбие.
  8. Мартышка – глупость и так далее.

Но Крылов прячет под аллегории не только характеры, но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

У сильного всегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим.

По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь басня (что это такое?) не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».

Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор — Почуя серого так близко забияку.

В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года. Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.

Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.

«Волк на псарне»

У Крылова мы также можем найти множество актуальных басен. Его произведения почти все написаны как отклик на общественное событие в сфере искусства или политики.

Например, всем известно, что басня «Волк на псарне» изображает аллегорически события 1812 года, Отечественной войны, вернее, попытку Наполеона начать с Россией мирные переговоры. Подразумевается под волком Бонапарт, а М.И. Кутузов изображен в виде седого ловчего.

Попав в Россию (на псарню) Волк оказывается сам этому не рад. Псарня для него стала адом. Этот герой решается вступить в переговоры, но ловчий на хитрые уловки не поддается.

Другие примеры аллегорий в литературе

Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».

Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей.

Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни.

И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.

От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.

Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького. Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах … Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!

Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.

Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока.

Вагоны шли привычной линией, Вздрагивали и скрипели; Молчали жёлтые и синие, В зелёных плакали и пели.

Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).

Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

  И. А. Бунин “Слово”: анализ стихотворения

Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.

В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей. Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

Использование народной аллегории в произведениях

Настоящими виртуозами являлись И.А. Крылов и М.Е. Салтыков-Щедрин в использовании такого приема, как аллегория. Примеры из литературы, созданные этими авторами, которые мы привели, а также другие их произведения вошли в сокровищницу культурного наследия.

Эти писатели, используя традицию аллегории в народном представлении, усложнили и развили ее в своих произведениях. Оба автора создавали как актуальные, злободневные произведения, так и философские, общечеловеческие глубокие творения.

Недаром и по сей день остаются любимыми писателями эти создатели сказок и басен для читателей всех возрастов.

Мы рассмотрели такое понятие, как аллегория. Примеры из литературы в этой статье были представлены лишь некоторые. На самом деле их намного больше. 5 примеров аллегории, выделенных нами в заголовки, — это лишь одни из самых ярких произведений. Очень интересно будет познакомиться и с другими творениями Крылова и Салтыкова-Щедрина.

Примеры аллегории в русском языке благодаря творчеству этих и других авторов сегодня весьма многочисленны. Это средство обогащает нашу речь. Широко используется сегодня в устной речи аллегория.

Примеры предложений, изображающих как живые существа такие понятия, как любовь, смерть, слава, справедливость, попробуйте составить самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию