Поэт-пророк в творчестве м. ю. лермонтова

Содержание

  • 1 Назначение поэта в обществе
  • 2 Поэт — пророк

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. ЛермонтоваРоль и место поэта в поэзии всегда волновали русских поэтов. Об этом писал Пушкин, который считал, что поэт должен быть пророком, глашатаем, жечь словом сердца людей.

Назначение поэта в обществе

О назначении поэта и поэзии Лермонтов весьма выразительно говорит в стихотворении «Поэт», сравнивая поэзию с кинжалом. Пока кинжал в руках воина, он является грозным оружием мести, защиты. Но вот его приобрели для красоты, повесили на стену, и кинжал превратился в бесполезную игрушку.

Такой же игрушкой в руках власть имущих становились «придворные» поэты, поэты, писавшие на заказ. В свое время Николай 1 приложил немало сил, чтобы такой же игрушкой в своих руках сделать Пушкина. Но этот поэт, хоть и изменил свое отношение к революциям и бунтам, оставался верным своему предназначению и целям.

Он оставался до конца певцом свободы, чувства добрые пробуждал лирой.

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

В стихотворении «Поэт» Лермонтов обращается к поэтам современникам:

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

В заключении Михаил Юрьевич сравнивает поэта с пророком:

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

Поэт — пророк

Тема пророчества в поэзии проходит и через другие произведения Лермонтова. Например, в стихотворении «Я жить хочу, хочу печали» он говорит о том, что жизнь поэта не может быть спокойной и благостной.

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

Эта же мысль встречается потом в стихотворении «Журналист, читатель и писатель»

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

В Молитве «Не обвиняй меня, всесильный» поэт говорит о том, что призвание поэта, стремление познать жизнь не оставляют ему времени и душевных сил для внимания Богу. Лермонтов просит в этом у Бога прощения, и говорит:

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

В эмоциональном, страстном стихотворении « На смерть поэта», посвященном Пушкину, в других своих стихах Лермонтов отмечает, что судьба истинного поэта не только трудна и наполнена душевными исканиями, страданиями. Она трагична.

Лермонтов свое предназначение в поэзии выразил следующими словами:

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

Но оказалось, что правда, которую нес поэт, была никому не нужна.

С одной стороны, Лермонтова преследует непонимание, которое он ощущал, с первых дней его взрослого творческого пути. Он чувствовал себя одиноким. С другой, собственная самокритичность, переходящая в комплексы, мешают ему раскрыться в полной мере. Он пишет, потому что творчество – это потребность души. Но он не спешит печататься.

Первые опубликованные стихи попали в печать вопреки его воле. Свой первый сборник он решился опубликовать только в 1841 году, и то, наверняка, под давлением друзей, знатоков литературы, понимавших, какой дар был дан Лермонтову свыше. К Пушкину он так и не пришел.

Ему казалось, что он не достоин предстать перед великим русским поэтом со своими произведениями.

Стихотворение «Журналист, читатель и писатель», написанное в форме диалога, отчасти объясняет позицию Лермонтова. Свои мысли и чаяния Михаил Юрьевич вложил в уста писателя. В этом произведении он с горечью восклицает:

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

Он прекрасно видит, что печатаются преимущественно люди малограмотные и недостойные.  Эти горе-литераторы готовы марать бумагу чем угодно и как угодно ради гонораров, не заботясь об интересах читателей. В комнате писателя присутствует читатель.  Он не доволен  критикой и произведениями современных для той эпохи литераторов. Сплошные переводы, подражания.

«Писатель» – Лермонтов признается, что его произведения не способны заинтересовать читателя, поэтому он пишет (как сейчас говорят литераторы) в стол. Хуже того, писатель своими произведениями топит камин.

В предопределения, в способность человека предсказывать будущее, можно верить или не верить. Бытует мнение, что в роду Лермонтовых в той или иной степени проявлялась способность к предвидению, пророчеству. Некоторые историки и критики считают пророческим стихотворение «Предсказание», в котором поэт в юном возрасте предсказал революцию. В другом произведении он предсказал собственную смерть.

Свое назначение как поэта, Лермонтов видит в даре пророчества, в способности вести за собой людей. Библейские пророки не только предсказывали приход спасителя. Они учили людей жить так, чтобы достойно встретить этот приход. Люди смеялись над пророками, не верили им. Не все поверили и тогда, когда Иисус родился.

От Иисуса требовали чудес, словно это был цирковой фокусник. Власть имущих испугались его влияния на простых людей. Поспешили от него избавиться. Прошло 2 тысячи лет. Психология человеческая не изменилась. Только вот пророков уже не стало. Остались «придворные» поэты, прислуживающие тем, кто больше заплатит.

Образ поэта–пророка в лирике М. Ю. Лермонтова

  • Сегодня на уроке мы:
  • ·     поговорим о поэзии, поэтах и толпе;
  • ·     узнаем, какова роль поэта с точки зрения Михаила Юрьевича Лермонтова;
  • ·     выясним, что Лермонтов считал источником вдохновения.

Для чего человеку даётся поэтический дар? В чём предназначение поэта? Кому он служит? Для кого пишет свои стихи?

На эти вопросы поэты ищут ответы со времён античности, снова и снова возвращаясь к ним в течение жизни. Их выводы меняются со временем или остаются прежними.

Как же отвечал на эти вопросы Михаил Юрьевич Лермонтов?

В творчестве Лермонтова поэт – это не только стихотворец. Поэт всегда наделён пророческим даром.

Вспомним, что Лермонтов считал себя потомком легендарного шотландского поэта и пророка Томаса Рифмача.

На одном из балов Лермонтов даже появился в костюме предсказателя, а в руках у него была книга пророчеств. Все пророчества для каждого из гостей Лермонтов написал и зашифровал тайным шифром.

  1. Известно также пророческое стихотворение, которое поэт написал в 15 лет:
  2. Настанет год, России черный год,
  3. Когда царей корона упадет;
  4. Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
  5. И пища многих будет смерть и кровь.
  6. С читается, что он предсказал революцию и гражданскую войну XX века.

Есть стихотворения, в которых он предсказывает собственную смерть почти детально. Но чем же отличается поэт-ясновидец от поэта-пророка?

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

Пророк не просто предсказывает будущее, он открывает людям волю бога. Он голос бога на земле. Вспомним строки Александра Сергеевича Пушкина:

  • Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
  • Исполнись волею моей,
  • И, обходя моря и земли,
  • Глаголом жги сердца людей.

У Лермонтова тоже есть стихотворение под названием «Пророк». Написано оно в 1841 году – в год смерти поэта. Стихотворение перекликается с «Пророком» Пушкина не только названием. Так же, как и Пушкин, Лермонтов берёт библейскую тему, чтобы рассуждать о судьбе поэта.

Стихи Лермонтова словно продолжают историю, рассказанную Пушкиным. В них описывается жизнь пророка после получения божественного дара. И если герой Пушкина – это библейский пророк Исайя, Лермонтова вдохновил другой библейский образ.

Его пророк – это Иеремия, гонимый толпой и страдавший от груза божественного дара.

  1. Что же произошло, когда пророк обрёл всеведенье?
  2. Провозглашать я стал любви
  3. И правды чистые ученья:
  4. В меня все ближние мои
  5. Бросали бешено каменья.

Толпе не нужен свет истины, поэтому люди ненавидят пророка. Они проклинают его и не верят ему. Лермонтовский пророк обречён на непонимание.

  • Смотрите: вот пример для вас!
  • Он горд был, не ужился с нами:
  • Глупец, хотел уверить нас,
  • Что бог гласит его устами!

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

Гармонию пророк обретает лишь в пустыне, наедине с природой, где его слушают птицы, звери и даже звёзды, «лучами радостно играя». И если библейский Иеремия нашёл в себе силы вернуться на путь служения и снова пойти к людям, пророк Лермонтова полностью разочаровался в людях и отвернулся от них.

Итак, что же мы видим?

Поэт-пророк обречён на одиночество и непонимание. Людская толпа ненавидит и гонит его. Поэтический дар тяжёлый и бессмысленный, ведь слова поэта пропадают впустую. Он не может достучаться до людских сердец.

Эти мотивы мы видим и в стихотворении «Смерть поэта», которое открывает период зрелого творчества Лермонтова. Пушкин погибает на дуэли, но истинным убийцей поэта Лермонтов называет не Дантеса. Дантес всего лишь пустой человек, презирающий культуру страны, в которую приехал в погоне за счастьем. Он только орудие, не осознающее всей серьёзности своих действий.

  1. На ловлю счастья и чинов
  2. Заброшен к нам по воле рока;
  3. Смеясь, он дерзко презирал
  4. Земли чужой язык и нравы;
  5. Не мог щадить он нашей славы;
  6. Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

Убил поэта не тот, кто стрелял. По мнению Лермонтова, поэта убила толпа. И гнев Лермонтова обращён на светское общество, эту самую толпу.

  • Не вы ль сперва так злобно гнали
  • Его свободный, смелый дар
  • И для потехи раздували
  • Чуть затаившийся пожар?

Интересно, что Лермонтов и в этом стихотворении использует библейские мотивы.  Образ погибшего поэта сближается с образом Христа, которого тоже обрекла на смерть толпа.

  1. И прежний сняв венок они венец терновый,
  2. Увитый лаврами, надели на него:
  3. Но иглы тайные сурово
  4. Язвили славное чело;
  5. Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова
Читайте также:  Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»

Более того, призывая божий суд и предсказывая, что месть свершится и справедливость восторжествует, поэт берёт на себя функцию пророка. Воистину, в этом стихотворении он по заветам Пушкина «глаголом жжёт сердца людей».

Удивительно, но всего через год вопрос взаимоотношений поэта и толпы в творчестве Лермонтова зазвучал совсем иначе.

Мы можем увидеть это в стихотворении «Поэт», которое Лермонтов написал в 1838 году во время ссылки на Кавказ.  Композиция стихотворения двухчастная.

Первая часть наполнена кавказским колоритом. В ней рассказывается история кинжала. У великолепного клинка героическое прошлое:

  • Наезднику в горах служил он много лет,
  • Не зная платы за услугу;
  • Не по одной груди провел он страшный след
  • И не одну порвал кольчугу.

Но сейчас кинжал превратился в дорогую игрушку. Как пишет поэт, «бесславную и безвредную».

В первой же строфе второй части стихотворения становится ясно, что Лермонтов сравнивает судьбу оружия с судьбой поэта. Речь не идёт о ком-то конкретном, Лермонтов использует обобщённый образ и говорит о том, что происходит в современной ему литературе.

В сущности, Лермонтов снова обращается к образу поэта-пророка. На это указывают образы, которые Лермонтов использует, рассказывая о былом могуществе поэта. Звук его речей был нужен толпе, «как фимиам в часы молитвы», а стих носился над толпой, «как божий дух». Только здесь пророк «осмеянный», потерявший власть над толпой. Он забыл о своём призвании.

  1. Свое утратил назначенье,
  2. На злато променяв ту власть, которой свет
  3. Внимал в немом благоговенье?

Можно сказать, что поэт-пророк утратил силу, потому что пошёл на поводу у толпы. Он стал таким же, как толпа, которой он когда-то властвовал. Поэт погряз в роскоши и фальши, променял истину на пустой обман.

  • Но скучен нам простой и гордый твой язык,
  • Нас тешат блёстки и обманы;
  • Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
  • Морщины прятать под румяны…
  • Последняя строфа – это призыв, который напоминает об истинном предназначении поэта-пророка:
  • Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!
  • Иль никогда, на голос мщенья,
  • Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

И говоря о предназначении поэта, невозможно не вспомнить стихи Пушкина. Ведь мы снова приходим к тому же выводу: роль поэта – «глаголом жечь сердца людей».

Ну хорошо, скажете вы, с ролью поэта всё понятно. А что же служит ему источником вдохновения?

На прошлом уроке мы говорили о стихотворении «Молитва», в котором лирический герой просил Всевышнего избавить его от поэтического дара. Источник вдохновения для него – земная грешная жизнь, которая сбивает поэта с духовного пути, пути к Богу. А сейчас мы обратимся к другому стихотворению, написанному 3 года спустя. В нём поэт восклицает:

  1. Я жить хочу! Хочу печали
  2. Любви и счастию на зло;
  3. Почему же Лермонтов в свои 18 лет стремится к страданиям?

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

Потому что радость и счастье убаюкивают. Вспомните стихотворение «Поэт», в котором говорится, что поэту нужно быть сильным и твёрдым, опасным для порока, как отточенный клинок. Любовь, спокойствие и счастье характера не закаляют, а наоборот, ведут к изнеженности и равнодушию, притупляют остроту чувств.

  • Они мой ум избаловали
  • И слишком сгладили чело.
  • Только страдания помогают душе совершенствоваться и делают поэта сильным, способным стать властителем дум:
  • Что без страданий жизнь поэта?
  • И что без бури океан?
  • В следующих строках Лермонтов говорит о том, как должен жить истинный поэт.
  • Он хочет жить ценою муки,
  • Ценой томительных забот.
  • Он покупает неба звуки,
  • Он даром славы не берет.

Страдания – плата за поэтический дар. Уже в свои 18 лет Лермонтов уверен, что путь поэта должен быть мучительным, трудным и полным горестей, как путь подвижника. Он предчувствует и непонимание толпы, и разочарование, и душевную борьбу.

Стихотворение «Есть речи – значенье…» относят к любовной лирике поэта. Оно написано в 1840 году и посвящено Марии Соломирской, жене однополчанина поэта. Более ранний, черновой вариант стихотворения почти двумя годами раньше Лермонтов записал в альбом Марии Бартеневой.

Почему же мы рассматриваем его в теме поэта и поэзии? Потому что это не любовное послание и не мадригал. По смыслу стихотворение сближается с элегией «Невыразимое» Василия Андреевича Жуковского.

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

  1. На вопрос Жуковского «Невыразимое подвластно ль выраженью?» Лермонтов отвечает четверостишием:
  2. Не встретит ответа
  3. Средь шума мирского
  4. Из пламя и света
  5. Рожденное слово
  6. В мирской суете откровение останется незамеченным, но душа поэта всегда на него откликается:
  7. Но в храме, средь боя
  8. И где я ни буду,
  9. Услышав, его я
  10. Узнаю повсюду.
  11. Не кончив молитвы,
  12. На звук тот отвечу,
  13. И брошусь из битвы
  14. Ему я навстречу.

В течение своей бурной и беспокойной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов не раз обращался к теме поэта и поэзии. В его творчестве менялось отношение к предназначению поэта, поэт был изгоем и властителем дум, но некоторые идеи оставались неизменными.

Они характерны для романтического мировоззрения. Это образ поэта-пророка, мысль о тяжести творческого пути, а также об одиночестве поэта и противопоставлении поэта и толпы.

Поэтесса Анна Андреевна Ахматова так написала о стихотворном даре Лермонтова «Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг написал нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это не возможно, ибо он владеет тем, что у актера называется «сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя…»

Поэт-пророк в творчестве М. Ю. Лермонтова

Сочинение на тему Поэт

Стихи о поэзии и поэте занимают особенное место в русской литературе.

В них говорится о гораздо большем, чем о осознании мастерами своего высокого искусства, в таких стихотворениях отраженно отношение русской поэзии к реальности, к Родине, к миру. М.Ю.

Лермонтов уделил проблеме поэзии и поэта значительную часть собственного литературного творчества. Он отобразил в своих произведениях рассуждения о своём поколении, о временах, о самом себе, о государстве.

Многие произведения пронизаны горестью одиночества, осознанием того, что его соплеменники живут не имея цели. Об этом и рассказывает Лермонтов в стихотворении “Дума”, повествуя о том, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”.

Многие считают, что Лермонтов — моральный и интеллектуальный преемник Пушкина. Приметно и то, что стих Лермонтова «Пророк» начинается именно с того момента, на котором заканчивает А.С. Пушкин в своем стихотворении «Пророк».

Но, если Пушкин рассказал нам о самом процессе создания Творцом прорицателя, то Лермонтов показал уже итог действий такого пророка. Жизнь лирического героя в его стихах наполнена мучениями от недопонимания со стороны общества и его мнения.

Так, «шумный град» приветствует героя Лермонтова издёвками и безразличием.

В 1837 году Лермонтов, потрясенный мучениями и смертью А. С. Пушкина, сочиняет стихотворение “Смерть поэта”, наполненное болью и тоской. В этом произведении Лермонтов рассуждает о печальной участи поэта, обдумывает его несладкую участь.

Притом он винит не только Дантеса, так как он не понимал, что творит. Самые последние важные строчки направлены против царской власти, которые не менее виноваты в гибели стихотворца, им Лермонтов пророчит божий суд. Он успешно воплотил образ величайшего русского поэта всех времён.

Но самое главное заключается в том, что Лермонтову удалось постичь вечные проблемы. Так как в “Смерти поэта” показана трагичная судьба не только Пушкина, но и каждого гениального человека, который слишком раним, одинок.

А возникновение убийцы и угнетателей свободы — результат существования всякого бездуховного общества.

Поэт, облик которого создается в лирике Лермонтова, это человек с твёрдой и пылкой волей. Так, в одном из его стихотворений «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный…

», 1828) поэт отождествляется с живописцем, который, восхищаясь собственным искусством, «перед картиною упал». Но потом этот момент восторга заканчивается, и художник о нем больше не вспоминает.

Лермонтов делает попытку понимания сущности стихотворца и этакого явления, как воодушевления.

Свои рассуждения о судьбе и жизни поэта, о предназначении поэзии в этом мире продолжает Лермонтов в стихотворении “Поэт” («Отделкой золотой блистает мой кинжал…») 1838 года. Оно начинается с раздумий о судьбе кинжала.

Были времена, когда клинок был надёжным помощником своему хозяину. Потом он был забран казаками “на холодном трупе господина” и продан армянину, где и приобрёл его поэт.

И вот теперь кинжал лежит без дела, утратив свое предназначение, а поэт, глядя на него, задумывается о поэзии своего времени.

Читайте также:  Как раскрыть тему «Я и другие»

В стихотворении “Молитва” (“Не обвиняй меня, всесильный”), которое было написано в 1829 году, Лермонтов говорит о творчестве, как о “всесожигающем костре”, а “жажду песнопений” называет “страшной”. Это значительно выделяет его из поэтов прошедших лет, и в исключительном тоне от Пушкина, для него стихосложение – дар, который приходит легко и натурально.

Но Лермонтов – человек другого времени, другой эпохи, он замечает разобщенность людей, а не их объединение, видит, что люди кардинально изменились, что общество уже совсем не то, что было раньше, и всё это нашло отражение во внутреннем мире людей, в их житейских нуждах.

Лермонтов также пишет о том, что в этот век “позорно малодушных” людей поэт лишился своего истинного предназначения.

Тема пророчества в творчестве М.Ю. Лермонтова

Определение 1

Мотив в литературе – это устойчивый формально-содержательный компонент произведения, который может повторяться в рамках творчества одного автора, а также в контексте мировой литературы в целом.

В творчестве поэтов с трагической судьбой удивительным образом проявляется пророческое начало. Эта особенность поэтов многие годы привлекает литературоведов, философов, лингвистов. Лермонтов глубоко осознавал свой пророческий дар. У поэта есть произведения, лирическим героем в которых является пророк (например, одно из самых известных стихотворений «Пророк»).

Культурные истоки пророческих стихотворений М.Ю. Лермонтова, по мнению исследователей, связаны с эпохой романтизма. Поэт, как известно, в ранней юности увлекался Оссианом, Байроном и русскими романтиками – Жуковским, ранним Пушкиным.

Но кроме внешних причин, истоком пророческих произведений Лермонтова была глубокая укорененность поэта в христианском мировоззрении. Н.А. Бердяев называет М.Ю. Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов».

Например, изображаемое Лермонтовым в стихотворении «Пророк» пророчество через страдания имеет определенный ветхозаветный источник – книгу пророка Иеремии. Предсказатель, призывавший народ к исправлению и покаянию, прошел через множество испытаний – ему угрожали расправой, его бросали в темницу.

Однажды Иеремия даже усомнился в Боге и посмел бросить свое дело, но все же сумел преодолеть временную слабость и прошел до конца свой тяжелый путь прорицателя.

Темы предсказаний М.Ю. Лермонтова

Темами предсказаний Лермонтова являются:

  • Пророчества о грядущих бедах Отечества;
  • Предчувствие собственной гибели, ее обстоятельств.

Замечание 1

Свою раннюю гибель М.Ю. Лермонтов предсказал, например, в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой»: «Я раньше начал, кончу ране».

В лирике Лермонтова можно выделить ряд мотивов, которые тем или иным образом связаны с предсказанием смерти. Поэт начинает об этом писать уже в ранний период своего творчества. В стихотворениях «Ночь», «Завещание» (1831), «1831-го Июня 11 дня» Лермонтов во многом предваряет мотивы стихотворений, написанных незадолго до дуэли с Мартыновым:

  • «Сон»;
  • «Завещание» (1840);
  • «Я к вам пишу случайно; право…».

Этот мотив у Лермонтова тесно связан с его осознанием собственной исключительности. В стихотворении «1831-го июня 11 дня» Лермонтов наиболее полно и ярко показывает свою способность предвидеть приближение трагической гибели: «Я предузнал мой жребий, мой конец».

Почти за сто лет Лермонтов предсказал страшную революцию. В произведении «Предсказание» поэт говорит о том, что Россию ждут тяжелые времена: «Настанет год, России черный год…».

С темой смерти связаны многие поэтические сновидения М.Ю. Лермонтова. Например, в написанном незадолго до смерти стихотворении «Сон» Лермонтов рисует смерть поэта на Кавказе, когда он, смертельно раненный, лежит один, брошенный всеми. В. Соловьев отмечает, что «Лермонтов не просто предчувствовал свою роковую гибель, он ее видел заранее».

Тема поэта-пророка в творчестве Лермонтова

Обращение к теме поэта-пророка позволяет М.Ю. Лермонтову наиболее полно раскрыть экзистенциальные вопросы. Тема поэта-пророка включает философские вопросы:

  • об отношении к жизни и к поэзии,
  • о предназначении поэта-пророка,
  • о феномене пророчества.

В тему поэта-пророка у М.Ю. Лермонтова органично вписаны тема одиночества и тема Демона. У Лермонтова Демон является не только олицетворением темного начала и всемирного зла. Демон – это трагический образ восставшего духа, тоски по родной душе и по истинным чувствам.

Душа поэта полна настроениями безысходности, печали, разочарования и неустроенности земной жизни. В произведениях Лермонтова (например, «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Выхожу один я на дорогу» содержится ощущение трагического конца. В этих произведениях нет надежды на бессмертие, в отличие, например, от стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Замечание 2

Стихи «Пророк», «Поэт», написанные незадолго до трагической гибели Лермонтова, наполнены глубоким философским смыслом.

В полной мере пророческий дар поэта проявляется в предчувствии им своей безвременной гибели. Этот мотив получает развитие в лирическом автобиографическом произведении «Когда твой друг с пророческой тоскою…», где поэт, обращаясь к предмету своей любви, говорит о себе в третьем лице, предчувствуя неизбежность приближающегося скорого конца.

Заканчивая свою поэму «Демон», М.Ю. Лермонтов пишет строки, в которых выражает свое отношение к добру и злу, упование на неизбежное торжество добра над олицетворенным в образе Демона злом. Демон победил земную любовь, но перед божественной силой добра он бессилен.

Однако даже в этой духовной победе добра над злом Демон не смиряется с поражением, растворяясь в своем одиночестве. Таким образом, оценка Демона у Лермонтова диалектичная и строится с учетом сложности отношений добра и зла.

В этом Лермонтов усматривает непреодолимую трагичность жизни поэта и человеческой жизни вообще.

У Лермонтова тема пророчества, поэта-пророка, одиночества, демона и демонизма органично связаны между собой и составляют целостное мировосприятие. Большая роль в этом мировосприятии принадлежит фаталистической вере, мистике, которая составляет основу трагического мироощущения Лермонтова.

Поэзии Лермонтова характерна такая особенность, как сосредоточенность на собственных переживаниях, на своей личности. Как отмечает В.

Соловьев, Лермонтов благодаря остроте и силе своего взгляда, обусловленным его необычной сосредоточенностью на себе, мог проникать в более глубокую связь существующего, и эта способность была пророческой.

Однако своей способности Лермонтов не давал практического применения, поэтому в настоящем смысле слова, по мнению Соловьева, Лермонтов не является пророком. Поэт не был занят историческими судьбами отечества, он был занят только своей судьбой, и в этом он «более пророк, чем кто-либо из поэтов».

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Уроки литературы в 9 классе

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией
В. Я.

Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал
УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии.

В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе.

С учётом ФГОС для каждого урока определено основное
содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

2. «Нет, я не Байрон, я другой…» – впервые опубликовано в «Библ. для чтения» (1845, т. 68, № 1, отд. I, стр. 12). Датируется 1832 годом, так как расположено в тетради XX вслед за копиями стихотворений «Ты молод» и «К*» («Я не унижусь пред тобою»), написанными в этом году (автографы их находятся в тетради IV).

В стихотворении Лермонтов подчеркивает национальное своеобразие своего творчества. (вернуться)

3. «Я жить хочу! хочу печали…» – впервые опубликовано с письмом к С. А. Бахметевой (без стихов 9—12) в «Современнике» (1854, т. 43, № 1, отд. I, стр. 6).

Датируется июлем 1832 года, так как первые 8 стихов этого стихотворения процитированы в письме Лермонтова к С. А. Бахметевой от августа этого года после фразы: «Странная вещь, только месяц тому назад я писал» (см. настоящее издание, т. 6). (вернуться)

4. Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный…») – впервые опубликовано в 1859 г. в «Отечественных записках» (т. 125, № 7, отд. I, с. 28). (вернуться)

5. Стихотворение “Смерть Поэта” – впервые опубликовано под заглавием «На смерть Пушкина» в «Полярной звезде» на 1856 год (Лондон, 1858, кн. 2, стр. 33–35).

В копии, приложенной к «Делу о непозволительных стихах…», имеется дата создания «28 генваря 1837 г.

», что не отвечает действительности, так как стихотворение могло быть написано только после смерти Пушкина (Пушкин умер 29 января 1837 года).

В некоторых списках стихотворения (в том числе и в копии, приложенной к «Делу о непозволительных стихах…») имеется следующий эпиграф: “Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к ногам твоим; Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример.” Эпиграф взят из трагедии французского писателя Ротру «Венцеслав» в переделке А. Жандра (во французском тексте есть аналогичный монолог в V сцене IV акта).
Убийство Пушкина вызвало глубокое возмущение среди передовой части русского общества, и стихи Лермонтова, в которых он клеймил убийцу великого поэта и способствовавших подготовке дуэли представителей высшего света, еще в первоначальной редакции (без последних 16 стихов) быстро разошлись по городу в многочисленных списках. И.И.Панаев писал, что «стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми» (И.И.Панаев. Литературные воспоминания. ГИХЛ, 1950, стр. 96).
Правительственные круги и реакционная часть светского общества защищали Дантеса и распускали клеветнические слухи о Пушкине. С. А. Раевский писал в своих показаниях, что к больному Лермонтову приехал его двоюродный брат, камер-юнкер Н.А.Столыпин, и, передавая мнения этих кругов, «отзывался о Пушкине невыгодно, говорил, что он себя неприлично вел среди людей большого света, что Дантес обязан был поступить так, как поступил… настаивал, что иностранцам дела нет до поэзии Пушкина, что дипломаты свободны от влияния законов, что Дантес и Геккерн, будучи знатные иностранцы, не подлежат ни законам, ни суду русскому…».

Читайте также:  Сочинение: Отзыв о произведении Леонида Андреева «Кусака»

В ответ на эти толки Лермонтов и написал дополнительные 16 стихов, которые также быстро разошлись и имели еще больший успех. Политическая острота стихотворения, гневное обличение придворной аристократии вызвало недовольство правительства.

И когда Николай I получил копию стихотворения с надписью «Воззвание к революции», против Лермонтова и Раевского, участвовавшего в распространении стихов, было начато дело. 21 февраля 1837 года они были арестованы.

25 февраля Николай I отдал приказ: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк, и губернского секретаря Раевского выдержать под арестом на гауптвахте один месяц и потом отправить в Олонецкую губернию на службу, по усмотрению тамошнего гражданского губернатора». Таким образом, Лермонтов был сослан на Кавказ в действующую армию. См. страницу “Лермонтов в Петербурге” на сайте “К уроку литературы” .

Необычен характер лермонтовского стихотворения: сочетание элегического и ораторского начал. Отзвуки пушкинских тем и образов придают особую убедительность позиции Лермонтова как наследника пушкинской музы. (вернуться)

6. «невольник чести» – цитата из поэмы Пушкина «Кавказский пленник». (вернуться)

7. «Поникнув гордой головой» – реминисценция стихотворения «Поэт». (вернуться)

8. Свет – (иноск.) высший свет, избранное (выдающееся по своему положению) общество. (вернуться)

9. Све́точ – (устар.) большая свеча, факел. (вернуться)

10. «Как тот певец неведомый, но милый» – и далее Лермонтов вспоминает о Владимире Ленском (из «Евгения Онегина»). (вернуться)

11. «Зачем от мирных нег и дружбы простодушной» – и след. близки к элегии Пушкина «Андрей Шенье» («Зачем от жизни сей, ленивой и простой, Я ринулся туда, где ужас роковой…»). (вернуться)

12. “венец терновый” – иносказательно: символ страдания. В Евангелиях Нового Завета говорится о колючем венце из тёрна (терновника), который надели на голову Иисуса римские воины перед его казнью на кресте (от Матфея, гл. 27, ст. 29; от Марка, гл. 15, ст. 17; от Иоанна, гл. 19, ст. 2): «И воины, сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову». (вернуться)

13. Чело́ – лоб. (вернуться)

14. Концовка стихотворения (дополнительные 16 стихов) перекликается с «Моей родословной» Пушкина (характеристика новой знати). (вернуться)

15. Наперсник (устар. от перси – грудь) – любимец, пользующийся особым доверием и благосклонностью кого-либо. (вернуться)

16. Стихотворение “Пророк” – впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1844, т. 32, № 2, отд. I, стр. 197). Датируется маем – началом июля 1841 года по положению в записной книжке.

Лермонтовский «Пророк» является своеобразным продолжением стихотворения Пушкина под тем же заглавием («Пророк», 1826 г.). Если Пушкин ставит вопрос об огромном общественном значении поэта и поэзии, то Лермонтов говорит уже о печальной судьбе поэта-гражданина, осмелившегося выступить с критикой общественных порядков. (вернуться)

17. Пророк – буквально – «говорящий будущее»; в религии: избранник бога на земле, открывающий его волю и смысл истории – прошедшее. (вернуться)

18. Очи – глаза (устар.). (вернуться)

19. Завет предвечного – совет Бога. Завет – наставление, совет последователям, потомкам. Предыечный – в христианском богословии – эпитет Бога, в знач. безначальный, искони существующий. (вернуться)

20. Тварь – живое существо ( первонач. в религиозных представлениях – то, что сотворено богом) (книжн. устар.). (вернуться)

21. Как презирают все его… – возможно, последние строки стихотворения Лермонтова были полемическим ответом на евангельское изречение из Апостола Павла, выписанное В. Ф. Одоевским для Лермонтова перед его отъездом на Кавказ в Зап. книжку: «Держитеся любве, ревнуйте же к дарам духовным да пророчествуете. Любовь же николи отпадает». (вернуться)

22. Поэт (“Отделкой золотой блистает мой кинжал”) – впервые напечатано в «Отеч. записках» (1839, т. 2, № 3, отд. III, стр. 163–164). Датируется по содержанию 1838 годом.

Стихотворение является выражением декабристских представлений о высоком назначении поэта – побуждать сердца сограждан к борьбе за политическую свободу. (вернуться)

23. Булат (булатная сталь, от перс. пулад – сталь) – литая углеродистая сталь со своеобразной структурой и узорчатой поверхностью. (вернуться)

24. Бранный – здесь: военный, боевой. (вернуться)

25. Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. (вернуться)

26. Свет – (иноск.) высший свет, избранное (выдающееся по своему положению) общество. (вернуться)

27. Фимиам – ладан, благовонное вещество, сжигаемое при богослужениях. (вернуться)

28. «колокол на башне вечевой» – вече (вещать завет) народное собрание, совещание, мирская сходка. Вечевой – колокольный звон для созыва сходки и сама башня. Здесь: обращение к теме древней новгородской вольности, воспевавшейся декабристами. (вернуться)

29. «осме́янный пророк» – этот образ лег в основу позднейшего стихотворения Лермонтова «Пророк». Пророк – буквально – «говорящий будущее»; в религии: избранник бога на земле, открывающий его волю и смысл истории – прошедшее. (вернуться)

Тема поэта и поэзии в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Пророк"

Сочинение на тему:

«Тема поэта и поэзии в стихотворении

М.Ю. Лермонтова «Пророк»

  • Выполнила ученица 10 класса
  • МОБУ СОШ с.Сухоречка
  • Дадукова Алёна.

        М.Ю Лермонтова считают последователем и преемником А.С. Пушкина. Если Пушкину довелось испытать горечь непонимания, то Лермонтов как поэт изведал не только одиночество и непонимание.

Его судьба была отчетливо трагическая. И даже собственную гибель Лермонтову подсказала судьба его гениального предшественника.

Лермонтов подхватывает тему пророчества, начатую Пушкиным, и развивает ее уже с учетом опыта жизни своего поколения.

        Стихотворение «Пророк» – одно из последних произведений поэта, написано в 1841 году. Оно повторяет название пушкинского стихотворения, написанного в 1826 году.

        В стихотворении Лермонтова речь идет о приобщении человека к тайнам бытия. И хотя оно продолжает пушкинского «Пророка», оно отличается от него и по содержанию, и по стилю. В лермонтовском «Пророке» гораздо меньше старославянизмов.

Характер особой суровости судьбе поэта-пророка придали достаточно простые рифмы, использованные автором. Эта стилистическая простота как бы заглушает библейский мотив в произведении.

Лермонтов вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбления и попреки людей.

        Стихотворение «Пророк» имеет особое значение для понимания темы предназначения поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. В нем поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения.

Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он продолжает свое дело.

Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:

  1.         С тех пор как вечный судия
  2.         Мне дал всеведенье пророка,
  3.         В очах людей читаю я,
  4.         Страницы злобы и порока.

        Общество времени жизни Лермонтова – масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго.

Лермонтов прочувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта на презрение толпы.

Он показал в своих стихах судьбу поэта, свою собственную судьбу человека, живущего в государстве, где подавляется личность и правит невежество и бездуховность.

Ссылка на основную публикацию