Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Значение и роль художественной детали в рассказах Чехова трудно переоценить — великий писатель мог буквально одной фразой дать исчерпывающую характеристику персонажа.

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Помимо этого, Антон Павлович обладал невероятной наблюдательностью в жизни, что помогало ему наиболее точно подмечать и описывать те или иные особенности человеческой натуры.

Ранние произведения

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Чехов, наряду с Островским, Гоголем, Носовым и многими другими писателями и поэтами, обладал ярким талантом рассказчика. Этому небольшому литературному жанру соответствует быстрое развитие сюжетной линии при относительно небольшом объёме содержания, что ставит определённые задачи перед автором. Мастерство Антона Павловича в раскрытии сущности человека посредством нескольких выразительных подробностей проявилось уже в его ранних сочинениях и новеллах:

  • «Цветы запоздалые». Знакомство с главными героями, их характером и личностными особенностями происходит благодаря частому использованию антитезы (противопоставление) — добросердечная княжна и бессовестный брат Егор, состоятельный Топорков и бедный, униженный Приклонский. Чехов даже в описании местоположений героев в помещениях использует эту деталь, подчёркивая их различия и непримиримость между собой.
  • «Живой товар». Подробное описание мебели в доме Грохольского («В стеклянные двери внесли большие кресла и диван, обитый тёмно-малиновым бархатом, большую двуспальную, а также детскую кровать») происходит в момент нравственного выбора перед женой, стоящей на пороге измены своему мужу. Пик мучительных переживаний наступает в тот момент, когда взгляд женщины падает на кроватку для её ребёнка.
  • «Ненужная победа». При описании волнения и тревоги главной героини (Ильки Цвибуш) Чехов фокусирует внимание читателя на деталях, которые способствуют лучшему пониманию её состояния: «Она издала свистящий звук своими толстыми губами — она всегда издавала отрывистые, свистящие звуки, когда её что-нибудь тревожило или заставляло задуматься. На её большом лбу и горбинке носа светились капельки пота. Ремень от арфы давил ей плечо, а острый край неделикатно ёрзал по боку».

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Содержательная наполненность и символическая заряженность чеховских рассказов объясняется тем, что автору удаётся выхватить из множества явлений ту суть, которая полнее всего отражает смысл происходящих событий.

Роль художественной детали в прозе Чехова также сводится к отображению запутанной ситуации в истинном свете (пример тому — рассказ «Хамелеон», в котором приспособленчество и низость главного героя подчёркивалась всего лишь описанием изменения цвета лица).

Особенности пейзажа и природы

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Создавая разнообразные пейзажные описания, Чехов, одновременно с этим, накладывает на него внутренние переживания своего героя (когда учитель словесности Никитин «чувствовал на душе неприятный осадок», на улице шёл дождь, было холодно и темно). Антон Павлович, в отличие от многих других писателей, никогда не описывал природу в отрыве от наблюдателя. Понять, какую роль в рассказах писателя играли природные явления, помогут следующие примеры:

  • Новелла «Студент». Иван Великопольский, охваченный острой тоской проходит через тёмный лес, его настроению вторит погода и дождь, «ледяными иглами впивавшимся в его тело». В то же время, возвращаясь в родную деревню, Иван, «охваченный ожиданием счастья», видел перед собой «освещённую багровой полосой зарю».
  • Рассказ «Ионыч». Трепетное состояние Старцева, одержимого любовью к Екатерине Турковой, подчёркивается «мягким лунным светом». Узнав о легкомысленном розыгрыше девушки, опечаленный Ионыч расстался со своими надеждами, на его душе стало темно и мрачно, и в это же время «луна уходит за облака».
  • «Дом с мезонином». Цветущая рожь, кричащие перепела и идиллическая картина русской деревни, выраженная в светлых тонах, тотчас меняется на появление «грязных коров и спутанных лошадей» как только у рассказчика возникает «будничное, трезвое настроение».

Помимо этого, подробная детализация окрестностей, в которых происходят основные действия новелл, необходима не только для углубления психологического анализа персонажей, но и для придания отдельным фактам дополнительного значения.

Так, в повести «Палата № 6» Чехов подробно описывает лес, расположенный неподалёку от роковой больницы, при знакомстве читателя с её пациентами, писатель упоминает репейник, крапиву, а также торчащие из старого забора гвозди, что лишний раз подчёркивает сходство этого места с тюрьмой.

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Немаловажное значение в творчестве Чехова имеют сады — у писателя они ассоциируются с человечностью и осмысленностью существования.

Образ и детализация музыки

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Среди произведений Чехова имеется много примеров, в которых одним из главным художественных приёмов, способствующих максимально точной характеристике героев, являются музыкальные элементы (эти новеллы критики метко называли «музыкальной прозой или прозой настроений»). Звуковые эффекты позволяют усилить эмоциональное воздействие на читателя, а также помогают выразить состояния, которые невозможно описать посредством слов. Использование некоторых эпитетов и сравнений помогают воссоздать неповторимую атмосферу при прочтении отдельных мест:

  • «Скрипка Ротшильда». Музыка лучше любых иных описаний помогает тоску и страдание души гробовщика Якова: «Не жалко было умирать, но как только дома он увидел скрипку, у него сжалось сердце и стало жалко. Думая о пропащей, убыточной жизни, он заиграл, сам не зная что, но вышло жалобно и трогательно, и слёзы потекли у него по щекам. И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка».
  • «Чёрный монах». Звуки музыки ввергают Корвина в необычное состояние, вследствие чего он начинает видеть галлюцинации — «Когда вечерние тени стали ложиться в саду, неясно послышались звуки скрипки и поющие голоса. Это напомнило ему чёрного монаха».
  • «Ионыч». Игра Екатерины на рояле названа «громогласной и громоподобной», подчёркивая тем самым отсутствие у неё всякого музыкального дарования.
  • «Дама с собачкой». Музицирование Анны Сергеевны раскрывает не только её внутреннее состояние, но и умонастроения Гурова, гуляющего неподалёку от имения: «он слышал игру на рояле и звуки, доносившиеся из дома, были слабыми и неясными». Чехов таким образом показывает, что мысли Гурова были заняты ожиданием скорой встречи с Анной.

Одним из известных примеров использования музыкальных эффектов в творчестве Чехова является 2-е действие пьесы «Вишнёвый сад» — ремарка мелким текстом: «Вдруг с неба раздаётся звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Если натянутая струна является символом готовности и жизненности, то лопнувшая олицетворяет конец.

Антон Павлович нередко использовал в своих новеллах музыкальные песни и инструментальные пьесы, которые его герои слышали в момент раздумья перед тяжёлым выбором или же в период мучительной борьбы с сомнениями.

Так, в рассказе «Который из трёх?» барон Владимир Штраль, готовясь к вынужденному расставанию с Марией Лангер насвистывает весёлую песенку «Стрелочка».

Подобный контраст между истинными переживаниями и напускной лёгкости указывает на то, что барон Штраль чувствует свою вину перед девушкой, однако в силу своей гордости он никогда не признается в том, что неправ.

Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Художественные детали в рассказах Чехова стали его «визитной карточкой», благодаря которой писатель создаёт выразительный и зримый образ своих персонажей.

Помимо этого, подобные нюансы повествования подчёркивают колорит эпохи и прекрасно передают дух времени.

Роль художественной детали в рассказах Чехова

Антон Павлович Чехов особое внимание в своем творчестве отдавал малой прозе – рассказам. Для такого литературного жанра характерно быстрое развитие событий и сравнительно небольшой объем содержания. Поэтому использование в тексте подробных описаний затруднительно.

Чехов А.П. в своих произведениях для передачи основной идеи и смысла использует художественную деталь. Применение выразительной подробности, не бросающейся в глаза, но несущей в себе глубокий смысл, и сделала автора виртуозом среди новеллистов.

Деталь помогает писателю раскрыть глубокий смысл повествования, показать истинные характеры и намерения персонажей, отобразить ситуацию в истинном свете.

В каждом рассказе А.П. Чехова можно обнаружить выразительные, придающие особый глубокий смысл детали. Писатель всегда уделял повышенное внимание к подбору описаний персонажей и их поведения. Автору удалось создать огромное количество настолько точных, емких и запоминающихся образов, типажей, отражающих национальный колорит, что многие из них стали нарицательными.

Обратимся к рассказу «Хамелеон», который повествует о надзирателе Очумелове и бедной дворняжке. Очумелов сравнивается автором с хамелеоном, потому что в зависимости от ситуации оба меняют «окрас».

В случае с надзирателем меняется его состояние страха и смелости. Его решение может задеть интересы высокопоставленных лиц, от этого его бросает то в жар, то в холод.

Деталью подчеркивающей непостоянство, приспособленчество и чинопочитание является шинель, которую то снимает, то вновь надевает надзиратель Очумелов.

Не менее ярким рассказом, высмеивающем страх перед вышестоящими чинами, является «Смерть чиновника». Здесь о неоправданном страхе нам снова говорит деталь, которая представлена в самом конце повествования – вицмундир. Эта одежда словно стала второй кожей Червякова, приросла к нему и пропитала раболепческим страхом перед генералом, на которого он случайно чихнул.

В рассказе «Человек в футляре» Чехов А.П. неоднократно подчеркивает замкнутую жизнь Беликова. Портретные детали словно зажимают, запирают персонаж в футляр. Очки как и зонт он носит в чехле, воротник поднят как футляр. Его комната напоминает футляр.

Читайте также:  Против каких пороков направлена комедия «Недоросль»?

Герой постоянно напряжен и опасается, чтобы ничего не случилось. Покой Беликов обретает, лишь оказавшись в вечном «футляре» – гробу. Художественная деталь помогает читателю понять мысль, которую стремиться передать автор. Чехов А.П.

высмеивает такой образ жизни, в котором люди сами себя ограничивают и загоняют в «футляр» от собственного страха.

Таким образом, художественная деталь помогает писателю передать внутренний мир человека, описать духовные и душевные переживания, отобразить психологические процессы. Это значит, что использование детали в рассказе позволяет Антону Павловичу Чехову усилить психологизм повествования.

Роль художественной детали в рассказах Чехова рассуждение

Художественная деталь присутствует почти в каждом произведении. Творения Антона Павловича Чехова — не исключение.

Писатель часто использует художественную деталь для описания человека. Читателя удивляет, как Чехову удаётся дать герою характеристику, используя лишь одну-две фразы.

Например, в произведении «Три сестры» автор с помощью зелёного пояса на розовом платье Наташи подчёркивает, что у героини совсем нет вкуса.

Или, например, в рассказе «Человек в футляре», чтобы высмеять желание главного героя отгородиться от всего мира оболочкой, Антон Павлович использует множество мелких деталей: вещи, запрятанные по разным ящикам, наличие футляра у часов, очков, перочинного ножа и даже у мыслей.

Также автор использует художественную деталь, чтобы подчеркнуть эмоции персонажей. Ярким примером может стать герой из рассказа «Хамелион». Очумелов, пытаясь разобраться, чья собака, то снимает, то надевает шинель.

Это подчёркивает его состояние: персонажа бросает то в жар, то в холод из-за боязни задеть чувства высокопоставленных лиц. В рассказе «Учитель словесности» главный герой застаёт возлюбленную с кускам синей материи в руке.

При признании в любви он держал одной рукой руку девушки, а другой — ту самую материю. Этой деталью автор указывает на волнение и переживание влюблённого.

Часто незначительная деталь описания интерьера может ускользнуть от взгляда читателей, однако и она важна. Например, в рассказе «Душечка», при описании старого отцовского кресла, автор указывает на отсутствие четвёртой ножки. Но такой незначительный факт играет важную роль в описании жизни героини, а именно усиливает одиночество Оленьки.

Антон Павлович Чехов мастерски использует художественную деталь с разными целями. Примеры этому можно найти во всех его произведениях.

Сочинение Роль художественной детали в рассказах Чехова

Антон Павлович Чехов  прославился тем, что буквально несколькими словами мог содержательно  охарактеризовать человека, подчеркнуть его отличительные и яркие черты характера.

  Художественная деталь помогала писателю  в коротких рассказах  показать социальную принадлежность,  моральные ценности героев, их душевное состояние и смысл жизни.  Художественная деталь в произведениях  А.П.

Чехова даёт возможность  раскрыть социальные проблемы, характеры людей через  частичное описание  одежды, манер, привычёк.

В рассказе « Толстый и тонкий» с первых строк становится  понятно, к каким социальным слоям относятся  главные персонажи. Толстый двигается не спеша, не суетится – его жизнь размеренная и спокойная.  Он уже состоялся в этой жизни, достиг должности. Толстый – человек состоятельный.

  Такой вывод мы можем сделать из той детали,  что он на вокзале не перекусывает бутербродом, а заказывает  дорогой обед.  Также он может позволить себе  выпить дорогого вина.

 То, что толстый не несёт с собой багаж, подсказывает нам, что он может позволить себе носильщика, а значит главный герой, действительно, не обделён деньгами. 

Пахло от толстого дорогим одеколон, аромат тянулся шлейфом. Раз человек может позволить себе дорогой одеколон, то он зарабатывает достаточно денег.  В разговоре со своим старым знакомым толстый  смог вставить только несколько фраз.  Тонкий тараторил без остановки, хвастался своими достижениями, хотя они были совсем незначительными.

Постоянно похлопывал по плечу толстого, вспоминая годы обучения в гимназии. Телодвижения, манера поведения говорили о том, что тонкий рад встрече.  По одежде тонкого и его семьи было видно, что живут они небогато. Описание мимики, движений тела тонкого указывает на то, как изменился человек, когда узнал, что его друг – большой начальник.

В рассказе «Хамелеон» автор через фамилии смог передать сущность главных персонажей. Даже не зная сюжета произведения, мы можем охарактеризовать  полицейского Очумелова, золотых дел мастера Хрюкина. Первый будет двуличный, не держит своего слова. Второй – постоянно пьян. Такая деталь как узелок в руке  указывает на то, что Очумелов мелочный и жадный.

Скорее всего, что этот узелок был  конфискован и присвоен надзирателем.  Городовой несёт решето с крыжовником – даже этим не побрезговали.  У двоих стражей закона на первом плане – нажива. Значительную часть своего времени Очумелов проводит на базарной площади, а не ищет преступников. Эта художественная деталь ещё раз указывает на жадность полицейского.

Та деталь, что полицейскому надзирателю становится то холодно, то жарко, подсказывает нам, что Очумелов нервничает, подстраивается под ситуацию. Для него нет закона, главное – услужить генералу.  Автор указывает, что у Очумелова добротная новая шинель, которая стоит немало денег. Читатели могут сделать вывод, что полицейский живёт богато.

Денис Григорьев в рассказе «Злоумышленник» описан как чрезвычайно тощий, с нечёсаными, путаными волосами, в латаных портках – эти детали указывают нам на нищенское существование. В произведении А.П.Чехов называет Григорьева мужичонка, а не мужик.

Эта деталь подчёркивает, что главный герой бесправный. Денис в подробностях рассказывает следователю про грузила,  живцов,  пескарей, окуней, щук, налимов. Можно сделать вывод, что рыбалка –  единственный способ не умереть с голоду и прокормить семью.

Таким образом, в своих произведениях  автор с помощью художественной детали  смог подчеркнуть различия в мышлении, нравственности, логике главных персонажей, показал их разное отношение к действительности.

6 класс кратко

Роль детали в рассказах А. П. Чехова Роль художественной детали в рассказах Чехова

Сейчас читают:

  • Мои любимые страницы романа Герой нашего времени сочинение
    Всегда при чтении любой книги ваши любимые страницы ее напрямую связаны с основными действующими лицами, их характерами, особенностями сюжетных перипетий. Так и с текстом Михаила Юрьевича «Герой нашего времени». Интересные страницы этого шедеврального
  • Характеристика и образ Анны Одинцовой из романа Тургенева Отцы и дети сочинение
    Главным женским образом в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Анна Сергеевна Одинцова. И хотя это не единственный образ, представительниц прекрасного поля, в произведении, есть еще Фенечка, мать Базарова, Катя Одинцова, но автор
  • Сочинение В гостях хорошо, а дома – лучше по пословице
    У меня очень много родственников и друзей. Мы часто ездим с родителями к бабушке и дедушке, к тетям, дядям. Я люблю такие поездки. Ведь могу повидаться со своими братьями и сестрами, поиграть новыми игрушками.
  • Смысл названия пьесы Гроза сочинение
    В название пьесы автор вложил глубокий смысл. Гроза помогает понять персонажей и углубиться в происходящее действие. Во время развития действия, гроза формируется и надвигается. Она символично подчеркивает трагедию пьесы.
  • Описание Тараса Бульбы внешность и портрет героя сочинение
    В своем произведении Николай Васильевич Гоголь рассказывает о событиях, происходящих в 17 веке во времена борьбы Украины за свою независимость. В этой повести описывается героизм и преданность своему государству и долгом перед народом,
  • Сочинение Воронеж – мой город
    Город расположился на берегу одноимённой реки, недалеко от того места, она впадает в Дон. Он возник благодаря Петру Первому. Там были судостроительные верфи. У нас проживает более 1 млн. человек. Скоро будут строить метро.

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»



Подтекст является специфической чертой чеховской поэтики, выделяющей его в ряду других авторов. Он применил в своем творчестве художественные средства, которые и прежде использовались его предшественниками и современниками, для создания нового, подтекстового значения произведения.

Подтекст как литературоведческая категория стал объектом активного изучения лишь в XX веке, данную проблему в своих исследованиях рассматривали Н. Я. Берковский, А. А. Богатырев, В. В. Виноградов, И. Р. Гальперин, Н. И. Крылова, Т. И. Сильман, B. Е. Хализев и другие.

Читайте также:  Стихи спокойной ночи: красивые стихотворения классиков, известных поэтов о доброй ночи

В плане структурно-композиционном подтекст, согласно Т. Сильман, часто создается посредством «рассредоточенного, дистанцированного повтора, все звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, из чего и рождается их новый, более глубокий смысл» [1, 91].

У Чехова огромное значение в создании подтекста в произведениях приобретают художественные детали. Чеховские детали при этом крайне разнообразны: это детали-намеки, детали в психологическом пейзаже, детали из предметного мира.

Все они являются одним из важных и действенных средств, применяемых писателем, и способствуют активному читательскому сотворчеству и сопереживанию.

Именно благодаря этому возможно достижение такой глубины и тонкости психологического изображения, которое раскрывается через подтекст.

Рассмотрим, как же посредством художественной детали реализуется подтекст в рассказах Чехова. Материалом для нашего исследования стал рассказ «Ионыч».

Этот рассказ — история земского врача Дмитрия Ионыча Страцева, оказавшегося в городе С. Это произведение по своему содержанию и глубине раскрытия истории развития и утраты личности главного героя впору сравнить с романом.

За несколько страниц текста перед нами проносится около 10 лет жизни Дмитрия Ионыча, за которые происходят кардинальные перемены в его существовании.

И вроде бы Чехов ничего не сказал прямым текстом, все скрыто на уровне подтекста.

Как отмечалось, именно подтекст у Чехова является основным средством выражения авторской мысли. Именно это мы и наблюдаем в данном рассказе.

В тексте отсутствует какое-либо прямое выражение авторского отношения к судьбе героя, к происходящим с ним изменениям, но через множество деталей мы понимаем, что нам представлена история «духовного падения», на которое автор стремится обратить внимание читателя.

Неслучайно в начале рассказа мы встречаемся с героем по имени Дмитрий Ионыч, или же он именуется как Старцев, а к концу произведения от всего его имени остается только краткое Ионыч, звучащее столь обывательски и даже пренебрежительно.

Безусловно, для проникновения в смысл текста, понимания всех скрытых идей важно обратить внимание на образы героев, их портреты и характеристики. При анализе данного произведения особенное внимание стоит уделить самой семье Туркиных.

Создавая образы членов этой семьи, автор прибегает определенным выразительным средствам, в частности, к художественным деталям, которые многократно повторяясь, складываются в своеобразные лейтмотивы, сопровождающие героев.

Объясняя понятие «лейтмотив», следует обратить внимание обучающихся на отдельные элементы, формирующие его: многократное повторение деталей в описании поведения героев, их действий и речи. В данном тексте мы находим яркие примеры этого.

Ивана Петровича слывет в городе шутником, но шутки его банальны, отнюдь не интеллигентны, и, слегка варьируясь, повторяются из года в год. Основа шуток — коверканье слов, использование самостоятельно придуманных неологизмов, типа «цыпка», «большинский», «недурственно».

Все шутки Ивана Петровича однообразны и постоянно повторяются, и смешат, в первую очередь, его самого.

Его излюбленная забава — заставлять лакея Павлушу кривляться, принимать трагические позы с трагическим произнесением фразы: «Умри, несчастная!» Юмор Туркина не искрометен и сиюминутен (что является совершенно неотъемлемой характеристикой настоящего остроумия), он является результатом «долгих упражнений», что само по себе нелепо и абсурдно.

Его супруга Вера Иосифовна — пишет романы и читает их своим гостям. Именно к ней относятся мысли Старцева: «Бездарен, не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого» [3, 42].

Интеллигентность Веры Иосифовны также вызывает сомнения, особенно подчеркивает это фраза «Для чего печатать? Ведь мы имеем средства» [3, 28].

Становится очевидным, что литературное творчество для нее не более чем баловство, она не воспринимает его как искусство.

Все творчество Веры Иосифовны не более чем графоманство, что невольно чувствуют все ее слушатели, она и сама даже не помышляет о том, чтобы опубликовать свои творения. Все свои длинные романы она пишет «о том, чего никогда не бывает в жизни».

За прослушиванием романа Веры Иосифовны гости проводят не один час («прошел час, другой…»). И эти грандиозные объемы произведений героини заставляют вспомнить одну из наиболее известных фраз, произнесенных когда-то самим Чеховым: «Краткость — сестра таланта».

Именно в умении сокращать и выделять главное выдел писатель истинное писательское мастерство.

Показательна сцена, следующая за чтением Веры Иосифовны в первой главе — гости в тишине слушают хор песенников, исполняющий «Лучинушку». Эта песня выступает как резкое противопоставление ранее услышанному роману, поскольку в ней было «то, чего не было в романе и что бывает в жизни» [3, 28].

Ярчайшей характеристикой образа Екатерины Ивановны, Котика, становится ее увлечение игрой на фортепиано. Музыка — прекрасное искусство, и владение инструментом для общества описываемого времени есть признак культуры и интеллигентности. Итак, Екатерина Ивановна играет на фортепиано.

Игра эта далеко не талантлива, о чем свидетельствует описание трудного пассажа, который был интересен «именно своею трудностью, длинный и однообразный» [3, 29].

Описание музицирования Екатерины Ивановны дает читателю понимание, что играет она плохо: многократно говорится, что она не нажимает на клавиши, а ударяет по ним («ударила по клавишам», «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту»), «казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля», «гостиная наполнилась громом» — именно так описывает автор игру Котика.

Подчеркивают плохую игру и возникающие у Старцева ассоциации во время прослушивания этого исполнения: «Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться» [3, 29]. Возможно ли такое описание прекрасной игры, изысканного звучания мелодий? Безусловно, нет.

Но Екатерина Ивановна весьма амбициозна, она желает учиться в консерватории и даже уезжает в Москву на какое-то время. Но и после возвращения из консерватории она играет на рояле «шумно и долго».

Описание ее игры значительно сокращено, тем не менее эти две ключевые фразы вызывают яркую ассоциацию и заставляют вспомнить, как же описывалась она ранее в первой главе, и помогают понять, что все так же, как и прежде.

Немаловажной деталью в создании образа семьи Туркиных является и постоянное упоминание о еде, раздающихся в доме запахах. Так, когда Вера Иосифовна впервые читает свой роман, слышится стук ножей и доносится запах жареного лука.

Практически каждое собрание у Туркиных заканчивается долгими чаепитиями, что всегда упоминается автором. Когда Ионыч оказывается у Туркиных после возвращения Котика из Москвы, прослушиванию романа предшествует чай со сладким пирогом.

Это соседство искусства как пищи духовной и разного рода угощений как пищи материальной снижает все ту интеллигентность и высококультурность Туркиных, которую они стремятся демонстрировать обществу.

Кроме того, оно подчеркивает то, что Туркины недалеко ушли от с-ких обывателей, для которых разговоры о несъедобном столь трудны и раздражительны, что «остается только рукой махнуть и отойти» [3, 39].

И все эти детали сопровождают героев на протяжении всего рассказа, а его действие вбирает в себя целое десятилетие. Иван Петрович все также шутит, Вера Иосифовна читает свои романы гостям, а Екатерина Ивановна играет на рояле.

Даже попытка уехать в Москву все равно не помогает Котику сбежать от обывательской жизни. Она возвращается в город С. с нежеланием продолжать занятия музыкой, с осознанием, что она «не пианистка», но тем не менее среда возвращает все на круги своя.

В конце рассказа мы узнаем, что ничего не изменилось, Екатерина вновь играет на рояле, как было это и в самом начале истории.

Литература:

  1. Сильман Т. И. Подтекст — это глубина текста. // Вопросы литературы. — 1969. — № 1. — С.89–102
  2. В. Е. Подтекст // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов.энциклопедия. — Т.5. — 1968 г. — Стб.829–830.
  3. Чехов А. П. Рассказы. — М.: Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. — С. 25–47.

Основные термины (генерируются автоматически): Москва, автор, деталь, подтекст, роман, Чехов.

Художественная деталь в рассказах А.П.Чехова

Реферат

Тема
«Художественная деталь в рассказах А.П.Чехова»

Содержание:

I. Введение.

  • II. Основная часть:
  • 1) Предметный 
    мир персонажа;
  • 2) Деталь в 
    диалогах;
  • 3) Деталь в 
    мыслях героев;
  • 4) Деталь в 
    пейзаже.
Читайте также:  Полная биография Л.Н. Толстого: жизнь и творчество

III. Заключение.

IV. Список используемой 
литературы.

I.Введение

А.П.Чехов не только великий русский писатель конца 19 века, но и тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм. За два месяца до смерти Чехова В. Э. Мейерхольд писал ему: «Вы 
несравнимы в вашем великом творчестве. Когда читаешь пьесы иностранных 
авторов, вы стоите оригинальностью 
своей особняком. И в драме 
Западу придется учиться у вас»
1.

Так и вышло. Театральный язык Чехова был нов, непривычен; его критиковали, ему 
сопротивлялись. Но остановить его 
воздействие на драматургию, на мировую 
сцену было нельзя — он неуклонно 
ее завоевывал. Теперь влияние это 
общепризнанно; Чехова называют Шекспиром 
двадцатого века.

Антон Павлович умел выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или 
предмета. Деталь, в том числе 
и повторяющуюся, используют почти 
все писатели. Ведь это служит безотказным 
и целенаправленным средством характеристики человека. Все без исключения подробности 
имеют характерологическую и 
социальную значимость.

Этот принцип 
изображения внешнего окружения 
человека лучше всего можно охарактеризовать словами И. Тэна: «Под внешним человеком 
скрывается внутренний, и первый проявляет 
лишь второго. Вы рассматриваете его 
дом, его мебель, его платье — все 
это для того,

чтобы найти 
следы его привычек, вкусов, его 
глупости или ума

Все эти внешние 
признаки являются дорогами, пересекающимися 
в 

______________________________

1«Литературное наследство», т. 68. «Чехов». М., Изд-во АН СССР,

1960, стр. 448.

одном центре, и 
вы направляетесь по ним только для 
того, чтобы достигнуть до этого 
центра». 1

Данный метод 
присущ литературе самых разных направлений. Однако у Чехова он встречается значительно 
чаще, чем у кого-либо, многие рассказы на деталях и построены. Одной 
деталью Чехов может наметить фон повествования, раскрыть сущность человеческого характера, передать индивидуальность речи героя, добиться художественной конкретизации.

Меня заинтересовало своеобразие чеховского стиля, поэтому 
я решила более подробно изучить 
художественные детали его рассказов.

Цель работы: познакомиться с творчеством писателя, выделить в его произведениях наиболее яркие художественные детали. Для этого необходимо решение следующих задач:

ѕ перечитать рассказы А.П. Чехова;

  1. ѕ
    определить детали, которые играют наиболее важную роль в данных рассказах;
  2. ѕ определить смысл 
    деталей;
  3. ѕ указать их роль в произведении.
  4. ___________________________________

1И. Тэн. « О методе критики и об истории литературы». СПб., 1896, стр. 9.

II.1) Предметный мир персонажа

В годы литературной работы Чехова освоение способа обращения 
с деталями стало обязательным этапом литературной учебы всякого начинающего 
писателя.

Этот способ казался неотъемлемым свойством «литературности».

Он уже 
спустился в малую литературу, стал достоянием газетных романов с 
продолжениями, бытовых очерков, сценок и прочих жанров юмористических и 
иллюстрированных журналов 70–80-х годов.

Ранний Чехов 
частично усвоил этот урок, преподанный 
литературной традицией целого века; особенно это проявилось в его 
больших вещах начала 80-х годов — таких, как «Цветы запоздалые», «Живой товар», «Ненужная победа», «Драма на охоте». Сохранился он в какой-то степени 
и в более поздних повестях — «Степь», «Скучная история», «Палата 
№ 6».

Но в этих зрелых вещах Чехова, как и в 
других его произведениях конца 80-х — начала 90-х годов, традиционный способ использования предмета уже 
сочетается со способами совершенно иными.

В «Палате № 6» дана развернутая характеристика Ивана Дмитрича Громова. Она занимает целую главу.

«Он никогда, даже в молодые студенческие годы не производил впечатления здорового. Всегда он был 
бледен, худ, подвержен простуде, мало ел, дурно спал. Говорил он тенором, громко, горячо и не иначе, как негодуя и возмущаясь, или 
с восторгом и с удивлением, и всегда искренно».

Далее сообщается о содержании его речей, его образованности, об отношении к нему в городе. Заканчивается глава так: «Читал он очень много.

Бывало, все сидит 
в клубе, нервно теребит бородку 
и перелистывает журналы и 
книги, и по лицу его видно, что 
он не читает, а глотает, едва успев 
разжевать.

Надо думать, что чтение было одною из его болезненных 
привычек, так как он с одинаковою жадностью набрасывался на все, что 
попадало ему под руки, даже на прошлогодние газеты и календари. Дома у себя читал он всегда лежа».1

Каждая новая 
фраза, каждая новая подробность 
проясняет перед читателем личность героя. За исключением последней 
фразы.

Что, действительно, добавляет она к представлению 
о духовном облике героя? На какую 
сторону его характера указывает? Что за звено вплетается ею в обдуманно 
связанную цепочку характерологических 
подробностей?

Эта деталь будто 
бы необязательна, и кажется, что 
убери ее — и фабульно-характеристическая цепь останется невредимой, наше представление 
о герое не изменится, хотя явно нарушится 
некое, еще не уясненное, непривычное 
для литературной традиции равновесие. Но, на самом деле, она играет немаловажную роль, указывая на лень героя.

______________________

1 Чехов А.П. «Повести и рассказы», куйбышевское изд. 1984г., рассказ

«Палата № 6»

Еще один пример из этой же повести. Речь идет о другом герое — Андрее Ефимыче Рагине.

«Жизнь его 
проходит так. Обыкновенно он встает утром, часов в восемь, одевается 
и пьет чай.

Потом садится у 
себя в кабинете читать или идет в больницу Андрей Ефимыч, придя 
домой, немедленно садится в кабинете за стол и начинает читать Чтение всякий раз продолжается без перерыва по нескольку часов и его не утомляет.

Читает он не так быстро и 
порывисто, как когда-то читал Иван Дмитрич, а медленно, с проникновением, часто останавливаясь на местах, которые 
ему нравятся или непонятны. Около 
книги всегда стоит графинчик 
с водкой и лежит соленый огурец или моченое яблоко прямо на сукне, без тарелки».

Какая художественная надобность вызвала к жизни эту 
неожиданную подробность, непомерно 
разрастающуюся — благодаря своей 
живописной единственности — на общем 
фоне чисто логических рассуждений, фоне, лишенном до сей поры всякой картинности?

При внимательном подходе ясно, что эта деталь призвана символизировать некую черту 
личности героя — его неряшливость, например.

Другой пример. «Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в 
Сибирь. И Оленька осталась одна.

Теперь она 
была уже совершенно одна. Отец давно 
уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки».1

Ветеринар уехал, отец умер. Все сведения существенны, все нужны для того, чтобы полнее воспроизвести одиночество Оленьки. И даже кресло отца, которое теперь валяется на чердаке, в известном 
смысле служит тем же целям. Повествование 
о том, что оно без одной 
ножки усиливает ощущения о состоянии 
Оленьки.

  • Неожиданная живописность этой детали, несомненно, сродни сообщению 
    об огурце и моченом яблоке «на 
    сукне, без тарелки» в «Палате 
    № 6».
  • И постоянно 
    мы встречаем у Чехова такие — как 
    правило, очень мелкие — детали обстановки, черты внешности, цель и смысл 
    которых усиливают понимание 
    содержания рассказа.
  • В рассказе Чехова «Неприятность» тяжелые мысли доктора, после того как он ударил фельдшера, сопровождаются такими предметными 
    картинами:

«…думал он, садясь у открытого окна и глядя 
на уток с утятами. Один утенок подобрал на дороге какую-то кишку, подавился 
и поднял

тревожный писк; другой подбежал к нему, вытащил 
у него изо рта кишку и тоже подавился. Далеко около забора бродила кухарка Дарья…»1

____________________________

1 Чехов А.П. «Повести и рассказы», куйбышевское изд. 1984г., рассказ «Душечка».

С точки зрения целенаправленного изображения 
такие «перебивы» не нужны. Мало того, они — с этой точки зрения — только мешают, отвлекают в сторону. Игривая 
сценка с утятами, разросшаяся до размеров внефабульного эпизода, как будто явно разрушает общее, отнюдь не шутливое, настроение рассказа. В повествовании Чехова она полноправна.

II.2) Деталь в диалогах

Диалоги у Чехова гораздо обильнее снабжаются предметными 
подробностями. Его герои не могут 
воспарить над вещностью и 
вести диалог поверх барьеров.

Повествователь Чехова непременно обратит внимание и на скатерть в трактире, и на физиономию полового, и на то, как 
топорщатся воротнички у одного из собеседников.

Человек Чехова не может 
быть отъединен от собственной телесной оболочки и вещного окружения 
ни во время бытового разговора, ни в момент философского спора.

В дочеховской 
литературной традиции описание тяготеет к возможно большей целесообразности любой мелочи. Каждая такая мелочь стремится одновременно и сигнализировать 
о виде ситуации и охарактеризовать героя. Знак ситуации тяготеет к характеристичности.

У Чехова он тяготеет к обратному полюсу — случайной, нехарактеристической детали, не имеющей 
прямого отношения к герою 
или сцене.

После натуральной 
школы роль бытового фона в коммуникативной 
сцене возросла чрезвычайно. И все 
же это именно фон, придающий действию локальный колорит и подчеркивающий нужные смысловые акценты. Это плоский 
театральный задник, который не может 
быть «вдвинут» в диалог и участвовать 
в нем на равных правах с персонажами.'

У Чехова мир 
вещей — не фон, не периферия сцены. Он уравнен в правах с персонажами, на него так же направлен свет авторского внимания. Разговор двух людей не освобожден от окружающих предметов, даже когда 
он — на гребне фабулы.

Так, это неизбежное «присутствие» вещей формирует, например, поэтику любовных сцен — ситуаций, несомненно, фабульно острых у каждого 
писателя.

______________________________

1 Чехов А.П. «Рассказы. Сценки. Повести», изд. «Советская Россия» 1978г., рассказ «Неприятность».

Придя для решительного объяснения, герой «Учителя словесности» застает свою Манюсю с куском синей 
материи в руках. Объясняясь в 
любви, он «одною рукой держал ее за руку, а другою — за синюю материю».

Сцена с поцелуем в «Ионыче» не освобождена от «неподходящих» сопутствующих подробностей — например, от городового, который «около освещенного 
подъезда клуба» кричит «отвратительным 
голосом» на кучера: «Чего стал, ворона? Проезжай дальше!»

Когда Полознев в первый раз поцеловал Машу Должикову 
1 , он «при этом оцарапал себе щеку до крови булавкой, которою была приколота ее шапка».

Сцена, фабульно существенная, у многих писателей 
знает, может быть, еще более мелкие подробности. Но они мотивированы. В 
прозе Чехова их присутствие не «оправдано» 
задачами ситуации — они не движут к результату диалог или сцену; они даже не усиливают и не ослабляют тех смыслов, которые заложены в слове героя.

II.3) Деталь в мыслях героев

Диалог, массовая сцена — коммуникация вообще — часть 
текста, по самому своему содержанию наиболее детализированная, больше всего связанная 
с миром вещей.

Но какова роль предметов в частях текста, непосредственно 
с миром вещей не связанных? Таковым 
является текст, изображающий мысль, то есть жизнь духа в ее чистом виде.

У Чехова внимание повествователя равно распределяется между жизнью духа и той вещной обстановкой, в которой она протекает.

В «Палате № 6» седьмая глава целиком посвящена 
философским размышлениям доктора. «О, зачем человек не. бессмертен? — думает он.

— Зачем мозговые центры и извилины, зачем зрение, речь, самочувствие, гений, если всему этому суждено 
уйти в почву ? Обмен веществ! Но какая трусость утешать себя этим суррогатом бессмертия! Бессознательные 
процессы, происходящие в природе… » и тому подобное.

Глава эта — центральная в смысловой структуре 
повести. Здесь нет других событий. «Тишина вечера и потом ночи не нарушается ни одним звуком и

Ссылка на основную публикацию