Анализ стихотворения «о доблестях, о подвигах, о славе» а.а. блока

Инфоурок › Литература ›Презентации›Презентация по литературе на тему: “Анализ стихотворения А.А.Блока “О доблестях, о подвигах, о славе…”

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока Описание слайда:

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html Бесплатно и без регистрации.

2 слайд Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока Описание слайда:

План анализа 4 Тема стихотворения 1 2 3 5 Жанр Сюжет Художественные средства Образ лирического героя, авторское «Я»

3 слайд Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока
4 слайд Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока Описание слайда:

Тема стихотворения В творчестве Александра Блока всегда преобладала тема любви. Радость и печаль соединились в его любовной лирике, видимо, потому, что идеал утонченной и возвышенной, гордой и доверчивой, прекрасной и нежной женщины не находил своего земного воплощения.

Блок сначала был сильно увлечен своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, которой посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». По словам К.И.

Чуковского, если внимательно вчитаться в эту книгу, то увидишь, что «это подлинная повесть о том, как один подросток столь восторженно влюбился в соседку, что создал из нее Лучезарную Деву и весь ее окружающий пейзаж преобразил в неземные селения. Это было то самое, что сделал Данте с дочерью соседа Партинари».

Все стихи сборника проникнуты жаждой «в земном увидеть неземное» (В. Брюсов). Сугубо личное переживание переплавляется здесь во вселенское, в мистерию с грядущим схождением на землю Вечной Женственности.

5 слайд Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока
6 слайд Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока Описание слайда:

Шесть лет Блок писал об одной женщине, посвятил ей 687 стихотворных произведений. В 1903 году поэт обвенчался с Любовью Дмитриевной. На этом и прекратился лирический дневник, обращенный к Прекрасной Даме. В поэтический мир Блока входят новые темы, новые образы.

В цикле «Возмездие», в котором поэт пророчит скорый суд и расплату обществу, сковавшему, поработившему и «заморозившему» человека, публикуется ставшее знаменитым «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908 г.).

Стихотворение написано в особой манере и заметно отличается по стилю и тематике от других стихотворений цикла «Возмездие».

7 слайд Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока Описание слайда:

Жанр Это стихотворение по жанру представляет собой любовное послание. Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ.

Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может быть, вернуться к герою.

Все стихотворение построено на оппозиции двух образов (лирического героя и его любимой женщины), что лишь подчеркивает непреодолимое расстояние между ними.

8 слайд Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока
9 слайд Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока Описание слайда:

Сюжет стихотворения и его развитие неразрывно связаны с личностью лирического героя. В первой строфе мы видим, что весь мир героя сосредоточен на образе возлюбленной. «О доблестях, о подвигах, о славе

10 слайд Описание слайда:

Художественные средства «Я забывал на горестной земле» — эти первые строки подтверждают, что влюбленным свойственно испытывать чувство полного удовлетворения и гармонии с миром и самим собой лишь тогда, когда объект любви находится рядом.

Но вот «час настал», во второй строфе любимая покидает героя. И смысл жизни исчезает вместе с ней. Потеря внутренних ориентиров полностью выбивает героя из колеи, и он остается наедине со страстями, которые «терзают» его жизнь.

На протяжении отрезка времени, заключенного в следующих трех строфах, жизнь лирического героя наполнена лишь воспоминаниями и болью от осознания потери.

Однако в последней строфе мы видим, что ему наконец удается принять зрелое решение отпустить утраченную любовь, и в этом несомненно видно взросление героя и его становление как самодостаточной личности.

11 слайд Описание слайда:

Композиция: размер, рифма, ритм. Рифма перекрестная. Первая строка последней строфы «Уж не мечтать о нежности, о славе…», с одной стороны, завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию. С другой стороны, она содержит глубокую мысль о том, что личное счастье человека и его социальная роль тесно связаны между собой.

Размер стихотворения: _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’/ _ _’ /_ пятистопный ямб. Этот стихотворный размер использовался многими поэтами от Шекспира до современников «Серебряного века». Он воссоздает человеческую речь в рамках эпического или драматического рассказа, напряженность воли, ему присущи ясность, твердость.

Очевидно то, что Блок использует имен этот размер, чтобы подчеркнуть трагизм, выраженный в произведении.

12 слайд Описание слайда:

Первая строка произведения «О доблестях, о подвигах, о славе…» как бы обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдет о теме гражданского долга.

Однако любовные переживания оказываются для героя на определенном этапе жизни важнее всего, так велика и безгранична горечь его утраты. Поэт с первых строк намекает читателю на настроение всего произведения, употребив эпитет «На горестной земле».  Тропы.

Для придания языку литературного произведения большей выразительности используются специальные средства: Эпитеты, сравнение, метафоры.

13 слайд Описание слайда:

Во второй строфе центральным образом является заветное кольцо — символ любовной верности. Беспредельное отчаяние лирического героя, вызванное уходом возлюбленной, выражается в эпизоде, когда он выбрасывает «заветное кольцо». Ночь в данном случае символизирует тьму и неизвестность.

Однако, согласно эстетическим взглядам поэтов-символистов, к которым принадлежал и А.А.Блок, значение символа никогда не может быть исчерпано до конца. В этом случае оно может быть воспринято и шире: ночь — это время, когда восстают бесовские силы.

Отчаяние и потеря смысла жизни для рассказчика описываются эпитетами «проклятым роем», «в сырую ночь».

14 слайд Описание слайда:

Чтобы донести до читателя то, как много значила для героя его избранница, используется сравнение: «И звал тебя, как молодость свою». Автор указывает на то, что с уходом любви уходят и лучшие дни жизни нашего героя. Безмятежная юность позади, настало время сурового взросления.

Метафоры «когда твоё лицо в простой оправе», «передо мной сияло на столе», указывающие нам на героиню, отражают то, что лирический герой склонен обожествлять и идеализировать ее даже после предательства.

«Я бросил в ночь заветное кольцо», «ты отдала свою судьбу другому» – эти метафоры как бы указывают на выбор обоих персонажей и на то, что пути их расходятся.

Олицетворения «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою» Блок использует, чтобы показать, будто над жизнью и судьбой героя довлеют потусторонние темные силы, с которыми он не желает бороться. Силу любовного чувства лирического героя актуализирует и мотив сна: «Я крепко сплю, мне спится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла».

15 слайд
16 слайд Описание слайда:

Стилистические фигуры: Повторы/рефрен: «лицо в простой оправе». Повторение демонстрирует важность для автора описываемого объекта, процесса, действия и т.д.

При употреблении этой фигуры автор многократно упоминает о чем-либо особенно его взволновавшем, концентрируя также и внимание читателя на этом.

Антитеза: Противопоставление — выразительное средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения.

Так же в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя. «Когда твоё лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе… Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола»;

17 слайд Описание слайда:

Инверсия: «Терзали жизнь мою», «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла», «убрал я со стола». Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины.

18 слайд Описание слайда:

Поэтическая фонетика: Ассонанс: «Не знаю, где приют твоей гордыне / Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий», «Все миновалось, молодость прошла! / Своей рукой убрал я со стола». Анафора придает тексту дополнительную эмоциональность.

«И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою…» Даже по прошествии лет лирический герой все вспоминает тот роковой день прощания: «Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слёзы лил, но ты не снизошла». Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

Синонимы: доблести, подвиги, слава; милая, нежная. Архаизмы: час настал, аналой, гордыня.

19 слайд Описание слайда:

Образ лирического героя, авторское «Я» В стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе» появляется образ опустошенного жизнью человека с нелегкой судьбой. Стихотворение автобиографично, ведь в этот период от него уходит его первая любовь — Любовь Дмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева, и уходит к близкому другу Блока — поэту Андрею Белому.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встречает он больше и настоящей любви, на жизненном пути он сталкивается лишь со страстью. Мы видим, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял нравственную опору. Утрата превратила беспечную жизнь героя в существование.

Его терзают вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на нее, сжигающая и опустошающая душу. Символично, что герой вспоминает возлюбленную перед аналоем (аналой — высокий столик с покатым верхом, на который в Церкви кладут иконы и священные книги). Очевидно, в любви он ищет спасения для своей заблудшей души.

Также именно перед аналоем в Храме проводится обряд венчания. Этот образ использован, чтобы показать, как дороги герою уже забытые клятвы вечной любви и верности.

20 слайд Описание слайда:

Строка «Все миновалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть вспять. Человек, погрузившись в свои страдания, а потом, стремясь утешиться, проводя дни в поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все. Честолюбивые мечты юности безвозвратно ушли в прошлое. Жизненные планы остались нереализованными.

Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать портрет возлюбленной со стола. Однако, потеряв возлюбленную, лирический герой не озлобился против нее. Спустя годы он все еще называет ее милой и нежной. Разрыв воспринимается им как роковая случайность, в которой виновата гордыня. Всю жизнь он лелеял надежду на ее возвращение.

Портрет, убранный со стола в финале стихотворения, свидетельствует об окончательной утрате этой надежды, но одновременно это и определенный мужественный шаг человека, в котором разум, наконец, победил болезненное, разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот прощальный жест героя А.А.

Читайте также:  Итоговое сочинение на тему: Верность и измена

Блок сумел вложить столько горя и тоски, что читатель, даже понимая правильность совершенного поступка, все равно продолжает сочувствовать несчастному человеку.

21 слайд Описание слайда:

В стихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирики А.А.Блока в целом. Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драму разбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театрального реквизита. В этот непростой период поэт порывает со своими друзьями-символистами.

Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.

22 слайд Описание слайда:

Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их никогда не было в его стихах.

23 слайд Описание слайда:

О доблестях, о подвигах, о славе… О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Перед мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо. Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою… Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Проверен экспертом

Общая информация

Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» относится к любовной лирике.  Оно пронизано душевными переживаниями по поводу разлуки с любимой женщиной.

Посвящено это лирическое произведение было жене поэта. Чета хоть и рассталась, но связь они поддерживали между собой всю жизнь. Поэт считал, что они связаны духовно, и такие отношения были для него много важнее супружеских. Нужно отметить, что пара расставалась и вновь воссоединялась несколько раз. В один из таких периодов разлуки и появилось это стихотворение.

И, даже если не вдаваться в подробности истории рождения этого творения поэта, переживания, описанные в нем, можно назвать общечеловеческими. Горечь утраты и расставания с дорогими сердцу людьми знакома многим. Многим очень близко и понятно то, о чем говорится в нем.

С первых же строк становится ясно, что женщина, которой они посвящены, являлась для поэта не просто любимой, а настоящей музой. Он забывал обо всем, когда видел перед собой ее сияющее лицо. В стихотворении образ этой девушки – портрет на столе поэта.

Оно начинается словами о нем, о том, какое действие имели над автором черты любимого лица. Затем идет описание сцены расставания. Она ушла ночью, закутавшись в синий плащ. Синий цвет – символ измены.  Поэт в ответ на это выбросил в ночную темноту заветное кольцо.

 Кольцо – непременный атрибут венчания, символ любви и преданности.  Но, кольцо выброшено – знак полного разрыва связи. Однако, автор строк осознает, что хоть и было временно забыто лицо любимой, благодаря вину и страстям, вместе с ней оказался утерянным и смысл его жизни. Мало того, уход ее он соотносит с окончанием своей молодости.

Теперь уже не мечтать ему больше о том, что ушло вместе с этой женщиной и молодостью, все это прошло, осталось позади. Во сне он видит синий плащ, завернувшись в который ушла из дома любимая. Он плакал и звал ее, но тщетно.

И, наконец, развязкой этого накала описываемых переживаний является решительный жест автора – он убирает со своего стола портрет любимой. Он подчеркивает то, что делает это собственной рукой.

Таким образом, в этом стихотворении предстает описание переживания разлуки. Причем, чувства, по- видимому, были действительно сильны. Но утерянное не всегда можно вернуть, остается лишь попытаться предать забвению. Это и видит читатель в данных строках.

История создания, кратко по плану

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока

  • Анализ стихотворения Ахмадулиной По улице моей который год
    Данное стихотворение Белла Ахатовна написала в 1959 году, на тот момент ей было всего лишь 22 года. Пожалуй, это самое знаменитое произведение поэтессы, ведь читая стих, кажется, что его написал человек,
  • Анализ стихотворения Лермонтова Горные вершины
    Обращаясь к творчеству Лермонтова, невозможно остаться равнодушным перед темой одиночества в его стихотворениях. Насколько мы знаем, поэт всю жизнь страдал от чувства одиночества, оно преследовало его везде и всегда, ему не ведомо
  • Анализ стихотворения Бунина Одиночество 11 класс
    Иван Алексеевич Бунин был известным русским писателем. Бунин неоднократно получал Пушкинскую премию, являлся Нобелевским лауреатом по литературе. В 1909 году был признан почётным академиком. Его жизнь была наполнена
  • Анализ стихотворения Ахматовой А там мой мраморный двойник…
    Тема поэтического памятника встречается во многих произведениях русских лириков. Осмысляя своё предназначение, поэтическое наследие, которое останется потомкам, литераторы часто проводят параллель между
  • Анализ стихотворения Некрасова Гадающей невесте
    В творчестве Николая Алексеевича Некрасова огромное место занимала тема жизни и судьбы русской женщины. Не важно, была это крестьянка или дворянка, потому что женщины не имели никаких прав в обществе.

Александр Блок

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,

  • И я забыл прекрасное лицо.
  • Летели дни, крутясь проклятым роем…
    Вино и страсть терзали жизнь мою…
    И вспомнил я тебя пред аналоем,
  • И звал тебя, как молодость свою…
  • Я звал тебя, но ты не оглянулась,
    Я слезы лил, но ты не снизошла.
    Ты в синий плащ печально завернулась,
  • В сырую ночь ты из дому ушла.
  • Не знаю, где приют твоей гордыне
    Ты, милая, ты, нежная, нашла…
    Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
  • В котором ты в сырую ночь ушла…
  • Уж не мечтать о нежности, о славе,
    Все миновалось, молодость прошла!
    Твое лицо в его простой оправе
  • Своей рукой убрал я со стола.

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока

Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» относится к любовной лирике поэта. Оно посвящено реальному событию в жизни. Блок написал его в 1908 г., сразу же после того, как его покинула жена. Следует заметить, что их отношения были очень странными. Супруга поэта, Л.

Менделеева, была актрисой, что накладывало очень большой отпечаток на ее жизнь. Между творческими людьми редко складываются прочные семейные отношения. Бурная жизнь постоянно толкает их на поиски новых сильных впечатлений. Так и произошло в семье Блока. Менделеева покинула его ради другого поэта – А. Белого.

Блок тяжело переживал измену жены, которая долгое время была для него творческой музой.

В стихотворении чувствуется глубокое личное переживание автора. Он не использует сложную символику, присущую его раннему творчеству. За каждой строчкой ощущается боль обманутого человека. Образ «лица в простой оправе» — портрет жены, который постоянно находился на рабочем столе поэта. В нем он находил источник своего вдохновения.

Первое время после измены жены автор был во власти охватившей его злобы и непонимания. Он выбрасывает «заветное кольцо» и уверяет себя, что навсегда забыл о неблагодарной женщине.

Лирический герой ищет выхода в «вине и страсти». Но постепенно его захлестывают воспоминания о счастливом прошлом.

Брак был заключен в раннем возрасте, поэтому измена жены ассоциируется у Блока с потерей молодости.

Поэт пытается вернуть любимую. Но его мольбы и слезы остается без ответа. Здесь появляется еще один символ произведения – «синий плащ», в котором жена ушла из дома. В душе Блока уже нет злобы, он обращается к бывшей супруге с ласковыми словами: «милая, нежная».

Даже во сне его постоянно преследует образ «синего плаща», который в одну ночь переломил надвое всю жизнь поэта.
Стихотворение завершается признанием того, что и молодость и любовь безвозвратно прошли. Беззаботные мечты навсегда покинули поэта.

Символическим прощальным действием становится очищение стола от «лица в простой оправе».

Произведение все же не стало финальной точкой. Поддавшись на мольбы Блока, жена вернулась к нему, но вновь ушла через какое-то время. До самой смерти поэта продолжались эти загадочные отношения. Он сам, разуверившись в чистой любви, заводил кратковременные романы. Но первая жена навсегда осталась для него символом первой непорочной любви.

Читать стих поэта Александр Блок — О доблестях, о подвигах, о славе на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Читайте также:  Образ главной героини в повести «Ася» (И.С. Тургенев)

«О доблестях, о подвигах, о славе» анализ стихотворения Блока по плану кратко – композиция, жанр,тема – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

В раннем творчестве Александра Александровича Блока тема любви была одной из центральных и животрепещущих тем. Однако в более позднем периоде она уступила место разочарованию и тоске по утраченным идеалам.

Подобное настроение поэта особенно остро чувствуется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…», вошедшим в цикл «Возмездие».

Приводим краткий анализ «О доблестях, о подвигах, о славе…» по плану, который будет полезен при подготовке учащихся к уроку литературы в 11 классе.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О доблестях, о подвигах, о славе.
  • История создания – Стихотворение было написано в 1908 году, и вошло в цикл под названием «Возмездие».
  • Тема стихотворения – Разочарование в любви.
  • Композиция – Кольцевая композиция.
  • Жанр – Любовное послание.
  • Стихотворный размер – Пятистопный ямб с перекрестной рифмой.
  • Метафоры – «когда твое лицо в простой оправе», «ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо».
  • Эпитеты – «горестная», «сырая», «проклятый».
  • Олицетворения – «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».
  • Сравнения – «И звал тебя, как молодость свою».
  • Инверсия – «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».
  • Архаизмы – «гордыня», «аналой».

История создания

Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. В течение шести лет он посвятил ей почти семь сотен лирических стихотворений, написанных с большой любовью.

Неудивительно, что серьезным ударом для Блока стала измена любимой женщины, с которой он к тому времени обвенчался. Любовь Дмитриевна покинула поэта ради его близкого друга, поэта Андрея Белого.

Уход супруги, которую он с таким трепетом боготворил все это время, опустошила Александра Александровича. Утратив иллюзии и былые идеалы, он был морально уничтожен, и долго не мог оправиться после предательства.

Впоследствии Любовь Дмитриевна вернулась к супругу, но былого чувства он уже не испытывал к ней.

Глубокое эмоциональное потрясение стало причиной создания цикла «Возмездие». Однако, несмотря на красноречивое название, в нем автор не пытался расквитаться с изменницей за причиненную душевную боль. В цикл вошло и стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», проникнутое душевными терзаниями и изнеможением поэта.

Тема

Главная тема произведения – разочарование в любви. Измена и уход некогда столь любимой женщины оставляют глубокую рану в душе поэта. Он не готов простить предательство и принимает для себя решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной.

В попытке избавиться от душевных терзаний, лирический герой пускается во все тяжкие. Однако ни вино, ни другие женщины не в состоянии залатать ту брешь, которую оставил после себя уход любимой. Все стихотворение пронизано унынием, тоской и горьким послевкусием измены.

Герой видит смысл жизни лишь в любви, и никакие земные радости не способны заменить прелести жизни духовной. Однако сильная любовь не проявляется в полумерах – она либо окрыляет и возносит до небес, либо полностью уничтожает.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию, в которой первая строфа повторяет последнюю, но при этом противопоставляется ей. Данный прием является причиной замыкания произведения в некий безысходный круг. Лирический герой наполнен горечью и отчаянием, он подавлен утратой своей мечты и былых идеалов.

Однако он все же страстно мечтает вернуть любовь, и этим желанием пронизано все стихотворение, что подчеркивается синтаксическим параллелизмом и двойной анафорой.

Жанр

Стих написан в жанре любовного послания. Лирический герой обращается к любимой женщине, покинувшей его. Он страстно мечтает вернуть ее, а вместе с ней – то сильное чувство, которое он некогда испытывал.

Предательство возлюбленной глубоко ранит героя, утратившего смысл жизни. Дни без любви летят «проклятым роем», и ничто не предвещает душевного покоя.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Для придания большей выразительности автор использовал в своем произведении много символов, среди которых встречается и традиционная христианская символика. Так, «заветное кольцо» – это символ верности, аналой – символ любви и верности, ночь олицетворяет собой тьму и неизвестность, а синий цвет плаща – измену.

При помощи ярких эпитетов («горестная», «проклятый»), олицетворений («летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою») и метафор («ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо») поэт описывал переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Любовь же он сравнивал с безвозвратно ушедшей молодостью («И звал тебя, как молодость свою»).

Каждая фраза наполнена глубоким смыслом и символами, скрывающими страдание, печаль и отчаяние лирического героя.

ПредыдущаяСледующая

Анализ стихотворения А.А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе"

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной
земле,

Когда-твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь
заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Виво и страсть
терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость
свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не
снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная,
нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь
ушла…

Это
стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том, в цикл «Возмездие».
Этот цикл продолжает тему «страшного мира».

Возмездие, по Блоку, — это прежде
всего осуждение человеком самого себя, измена данным когда-то священным обетам,
расплата за которую — ду­шевная опустошенность, усталость от жизни, покорное
ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла «Возмездие».

Жанр стихотворения —
любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он
испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад.
Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического
параллелизма:

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как
молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не
снизошла.

Расставшись
с любимой, герой потерял смысл жизни, потекли страшные дни, крутящиеся
«проклятым роем». Образ «страшного мира» символичен, он один из ключевых в
стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с «синим
плащом», в который завернулась ге­роиня, уходя из дома (синий цвет — цвет
измены).

Стихотворение «О
доблестях, о подвигах, о славе…» имеет кольцевую композицию: первая стро­фа
повторяет последнюю, но противопоставлена ей. Этот прием замыкает стихотворение
в безыс­ходный круг: в словах лирического героя звучит лишь горечь и отчаяние, чистая
мечта развеяна, герой больше не верит в любовь:

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все
миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал
я со стола.

«О доблестях, о подвигах, о славе…» анализ стихотворения Блока по плану кратко – композиция, жанр,тема

В раннем творчестве Александра Александровича Блока тема любви была одной из центральных. Позднее в его стихах появляется мотив разочарования и тоски по утраченным идеалам. Это особенно остро чувствуется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…», включённом в цикл «Возмездие».

Приводим краткий анализ «О доблестях, о подвигах, о славе…» по плану, который будет полезен при подготовке учащихся к уроку литературы в 11 классе.

  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Ильиной Галиной Сергеевной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О доблестях, о подвигах, о славе….История создания – Стихотворение написано в 1908 году и вошло в цикл «Возмездие».

  «Эссе “Моя профессия – учитель начальных классов!”»

  1. Тема стихотворения – Утрата гармонии и разочарование в любви.
  2. Композиция – Кольцевая композиция.
  3. Жанр – Послание.

  4. Стихотворный размер – Пятистопный ямб; перекрестная рифмовка.
  5. Метафоры – « лицо сияло», «ты отдала свою судьбу другому», «приют гордыне нашла».
  6. Эпитеты – «горестная», «сырая», «проклятый».

  7. Олицетворения – «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».
  8. Сравнения – « звал тебя, как молодость свою».
  9. Инверсия – «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».

  10. Архаизмы – «гордыня», «аналой».

История создания

Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. В течение шести лет он посвятил ей несколько сотен лирических стихотворений. Но отношения с Любовью Дмитриевной, ставшей женой поэта, были неровные, их любовь подвергалась испытаниям.

Однажды она оставила Блока и ушла к его близкому другу, поэту Андрею Белому, который тоже её любил. Уход супруги, которую он боготворил, опустошил Александра Александровича. Многие внешние факторы также повлияли на состояние поэта. Он чувствует себя морально уничтоженным. Впоследствии Любовь Дмитриевна вернулась, но отношения между супругами изменились.

Глубокое эмоциональное потрясение стало толчком к созданию цикла «Возмездие». Несмотря на красноречивое название, в нём автор не пытается расквитаться за причинённую душевную боль.

Вину за понесённую утрату поэт возлагает на “страшный мир” и на самого себя.

Цикл открывается стихотворением «О доблестях, о подвигах, о славе…», проникнутым душевными терзаниями и разочарованием лирического героя.

Образы и символы

Своё любовное послание Александр Блок посвящает портрету. Он служит одним из символов прошлого, но для поэта это живой одухотворённый образ его любимой. Создаётся впечатление, что в портрете заключён весь мир.

Портрет жены Блока стоит на аналое – четырёхугольном столике, который стоит в храме перед иконостасом. Также перед аналоем проходит таинство венчания. Дело в том, что любовь поэт сравнивал с божественной светлой силой, и клятвы в верности ей для него значили всё. Изображение, стоящее на аналое – это символ преданности мужа и предательства жены.

Центральным образом стихотворения служит «заветное кольцо», которое лирический герой выбрасывает. Ведь клятва верности нарушена. Даже время суток (ночь) тоже своего рода знак. Она выступает в роли неизвестности. Ещё одной немаловажной деталью выступает синий цвет плаща. В средневековье он являлся символом измены.

Лирический герой разговаривает с портретом своей, теперь уже далёкой, жены. Он надеется, что его слова донесутся до любимой. Её изображение, не омраченное событиями последних лет, заставляет супруга забыть о горе, доблести и о славе.

Читайте также:  Анализ произведения А.А. Ахматовой «Любовь»

Тема

Главная тема произведения – разочарование в любви и окружающем героя “страшном мире”. Измена и уход некогда столь любимой женщины лишь одно из событий, которые оставляют глубокую рану в душе поэта. Он принимает решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной.

В стихотворении явственно звучат композиционные и образные переклички с пушкинским “Я помню чудное мгновенье…” (А.П. Керн). Блок, как и Пушкин, воспевает глубокую любовь к земной и одновременно неземной женщине, но на фоне знаменитых стихов Пушкина становится ощутимым трагизм блоковского произведения.

У героя утрачена гармония жизни; ни вино, ни страсть не в состоянии залечить раны. Всё стихотворение пронизано тоской и горьким послевкусием измены.

Анализ стихотворения

Любовная история, описанная в стихотворении, спорна и противоречива. Былого счастья не вернуть. Проблема, возникшая в семейной жизни — это судьбоносный рок!

Александр Блок относился к собственной жене в большей степени, как к музе, как к творческому вдохновителю. А Любовь Менделеева, хотя и была человеком искусства, актрисой, видимо, желала оставаться женщиной земной. В этом и было противоречие супругов, таких талантливых, и таких разных.

Для поэта его жена не только источник чистоты. Она ассоциируется у него со свежестью, с молодостью. Он отмечает, что после её ухода происходит прощание с юностью «Всё миновалось, молодость прошла!» Будто с уходом женщины главный герой потерял все ориентиры, но понял, что это точка невозврата. Точка невозврата в юность, любовь, былое счастье.

Надежды рухнули, поэтому он и убирает потрет любимой женщины со стола в самом финале стихотворения. Ему сложно это сделать, но он понимает, что должен.

Поэт показал читателю, что разум все-таки победил над чувствами, и как бы печально ему ни было, он все-таки совершил финальный поступок. Это решение оказалось самым верным и правильным.

Теперь это огромнейшее чувство любви уже не будет приносить ему столько боли и страданий. И может быть, вскоре появиться счастье в его жизни, а печаль и трагедия уйдет.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию, в которой последняя строфа почти полностью повторяет первую, но при этом противопоставляется ей. Данный приём помогает замкнуть сюжет произведения в некий безысходный круг. Лирический герой наполнен горечью и отчаянием, он подавлен утратой своей мечты и былых идеалов.

При сходстве композиций стихотворений Блока и Пушкина (“Я помню чудное мгновенье…”) – воспоминание о счастье в любви, разлука и забвение – у них резко контрастируют финалы. У Пушкина – пробуждение души героя, “чудное мгновенье”, у Блока – отчаяние и возмездие. Героиня Пушкина вносит в мир гармонию, у героя Блока эта душевная цельность, наоборот, утрачена.

Однако он всё же страстно мечтает вернуть любовь и прежние идеалы, и этим желанием пронизано всё стихотворение, что подчеркивается синтаксическим параллелизмом и двойной анафорой.

«О доблестях, о подвигах, о славе…», анализ стихотворения Блока

Поэт, пишущий о любви, конечно, опирается на собственный опыт любовных переживаний. Но личные эмоции, воплощенные в стихах, приобретают как бы общечеловеческий характер и становятся настоящей школой чувств для других. Александр Блок, поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, в начале своего творческого пути свою любимую сравнивал с Прекрасной Дамой и служение ей выбрал как жизненный удел.

Однако сравнивая стихи, написанные с 1902 по 1908 год, можно заметить эволюцию и этой темы, и образа Прекрасной Дамы. Еще в первых стихах цикла он писал:

  Сочинение на тему народные промыслы 6 класс хохлома

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Это и произошло: сначала Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку, а в 1908 году Блок написал очень грустное стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», вошедшее позднее в цикл «Возмездие», где звучит тема утраченного идеала.

Это стихотворение, анализ которого будет здесь представлен, написано в форме любовного послания.

Оно имеет кольцевую композицию: последняя строфа повторяет первую и одновременно противопоставлена ей, ведь признание в любви завершается осознанием ее невозвратимой утраты.

Именно поэтому все стихотворение пронизано страстным желанием вернуть ушедшую любовь, а сила эта подчеркнута двойной анафорой и синтаксическим параллелизмом:

… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою. Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла…

Любовь героя настолько всепоглощающая, что заставляет забыть его «о доблестях, о подвигах, о славе». Но ведь все это — атрибуты рыцарства, а мотив рыцарства характерен для первого тома. К «Стихам о Прекрасной Даме» отсылает и строка «И вспомнил я тебя пред аналоем», ведь когда-то свидание героя с дамой его сердца происходило в «тёмных храмах».

Не случайно поэт сравнивает героиню со своей молодостью, ведь разлука с любимой означает утрату прежнего идеала, юношеской романтической мечты. Героиня стихотворения названа «милой, нежной», а ее лицо прекрасным.

Но этот идеальный образ контрастирует с несовершенным, дисгармоничным миром, с образом «горестной земли» и «проклятого роя» дней. «Страшный мир», воплощенный в образе «сырой ночи», оказывается сильнее героя и отнимает у него возлюбленную.

Лирический герой настолько смиряется с потерей счастья, что решается на чудовищный поступок:

Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

Особое значение имеет синий цвет плаща, единственной предметной детали, связанной с обликом героини. У Блока, как и в поэзии позднего средневековья, этот цвет символизирует измену, причем не столько измену в любви, сколько измену идеалам, а также крушение юношеской веры в счастливую мистическую жизнь духа, в мировую гармонию.

Кроме того, в стихотворении явственно звучат композиционные и образные переклички со знаменитым пушкинским стихотворением, посвященным А. П. Керн:

«Передо мной явилась ты» — «Передо мной сияло на столе»;

«И я забыл твой голос нежный» — «И я забыл прекрасное лицо»;

«Шли годы» — «Летели дни» и т. д.

Однако на фоне пушкинских строк отчетливо ощутим трагизм блоковского произведения. При внешнем сходстве композиции у этих стихотворений резко контрастируют финалы. Там, где у Пушкина настает пробуждение души героя, у Блока звучит отчаяние.

Героиня Пушкина вносит в мир гармонию («И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь»), а у блоковского героя эта гармония безвозвратно утрачена («Вино и страсть терзали жизнь мою»).

Поэтому вину за понесенную утрату поэт возлагает не только на страшный мир, но и на самого себя.

Так в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…» начинает звучать мотив возмездия, принципиально важный для всего цикла в целом.

Ведь возмездие — это и осуждение самого себя, осознание собственных ошибок, расплачиваться за которые приходится иногда не только усталостью от жизни, но и ожиданием «спасительной смерти».

Подобное душевное опустошение, разочарование в прежних идеалах характерны для всего цикла «Возмездие», но в представленном стихотворении звучат сильнее всего.

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
  • «Фабрика», анализ стихотворения Блока
  • «Русь», анализ стихотворения Блока
  • «Летний вечер», анализ стихотворения Блока
  • «Рассвет», анализ стихотворения Блока
  • «На железной дороге», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока
  • «Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
  • «Коршун», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Осенний день», анализ стихотворения Блока
  • Александр Блок, биография, анализ раннего творчества
  • «В ресторане», анализ стихотворения Блока
  • «Скифы», анализ стихотворения Блока

По писателю: Блок Александр Александрович

Средства выразительности

Являясь поэтом-символистом, автор для большей выразительности использовал в своём произведении символы, среди которых встречается и традиционная христианская символика. Так, «заветное кольцо» – это символ верности, аналой – символ любви и верности, ночь олицетворяет собой тьму и неизвестность, а синий цвет плаща – измену.

При помощи ярких эпитетов («горестная», «проклятый»), олицетворений («летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою») и метафор («ты отдала свою судьбу другому», «приют гордыне нашла») поэт описывает переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Любовь же он сравнивает с безвозвратно ушедшей молодостью («И звал тебя, как молодость свою»).

Каждая фраза наполнена глубоким смыслом и символами, скрывающими страдание, печаль и отчаяние лирического героя.

Символы в стихотворении

Одним из символов, который автор удачно ввёл в текст, является кольцо. Его главный герой бросает в ночь, как показатель полного разрыва. Кольца, которые супруги подарили друг другу, больше не являются символом любви и верности, так незачем церемониться с этим аксессуаром.

Вторым символом является синий плащ, который в тексте повторяется несколько раз. Плащ – это символ дороги, а сам синий цвет – тревога и одиночества. Синий цвет является и цветом измены. У нашего лирического героя всё перемешалось от измены любимой женщины и разочарования, и Блок выбирает именно синий плащ, чтобы ещё ярче показать трагизм ситуации.

Символом любви и нежности становится фотография, и автор несколько раз подчёркивает «в простой оправе». Автор так влюблён, что ему безразлично какого качества оправа. Дорого сердцу именно фото.

Тест по стихотворению

  • Начать тест(новая вкладка)
  • Доска почёта
  • Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
    

  • Регина Чистова7/7
  • Вера Гостевских7/7
  • Юлиана Максимова7/7
Ссылка на основную публикацию