Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество

Родился: 16 октября 1854 г., Дублин, ИрландияУмер: 30 ноября 1900 г., Париж, Франция

Оскар Уайльд — английский и ирландский драматург, поэт, прозаик и критик.

Полное имя — Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению — ирландец. Родился 16 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье.

Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать — светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении и считавшая свои приёмы литературным салоном.

Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии и аффектированно-театральной экзальтации, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни.

Окончив школу, он проводит несколько лет в привилегированном дублинском колледже Троицы, после чего поступает в Оксфорд. Здесь, под влиянием лекций Джона Рескина, поэтов-романтиков и искусства прерафаэлитов, формируются эстетические взгляды блестящего студента.

Культ Прекрасного, горячим пропагандистом которого стал Уайльд, привел юношу к бунтарству против буржуазных ценностей, но к бунту скорее чисто эстетическому, проявлявшемуся не только в изысканно-красивых стихотворениях, но и в нарочито-эпатажном стиле одежды и поведения — экстравагантный костюм с подсолнухом в петлице (позже подсолнух заменит знаменитая уайльдовская зелёная гвоздика), искусственно-манерные, почти ритуальные речевые интонации. Чуть ли не впервые в истории культуры художник, литератор рассматривал всю свою жизнь как эстетический акт, став предтечей знаменитостей русского Серебряного века, футуристов или наиболее последовательного приверженца эпатажного стиля жизни — Сальвадора Дали. Однако то, что в XX веке стало почти художественной нормой, для викторианской Англии конца XIX века было непозволительным. Это привело Уайльда к трагедии.

Уже первый поэтический сборник Уайльда — «Стихотворения» (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса, которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии — «Вера, или Нигилисты». Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам — эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам.

В конце 1881 уехал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях Уайльд первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 в книге «Замыслы».

Отрицание социальной функции искусства, приземлённости, правдоподобия, солипсистская концепция природы, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли своё отражение в известных произведениях Уайльда — его сказках, впрочем, объективно вырывающихся на пределы декаданса.

Нельзя не отметить волшебного, поистине завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно, адресованных не только детям, но и взрослым читателям.

Однако с точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда важнее другое: в них выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе. Пожалуй, единственной корректной стилистической аналогией пьесам Уайльда можно считать драматургию Бернарда Шоу — при всей полярности их творческих и жизненных принципов.

Однако до возвращения к драматургии, в качестве своеобразного перехода к ней от сказок, по заказу американского издателя, Уайльд пишет свой единственный роман «Портрет Дориана Грея» (1890), в котором писатель внятно очертил круг своей проблематики. Эстетизация безнравственности, концепция циничного гедонизма, пряное очарование порока, процветающего в роскошных интерьерах аристократических салонов, — всё это чуть позже перейдёт в изысканные комедии Уайльда.

Все пьесы Уайльда написаны в начале 1890-х: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Святая блудница, или Женщина, осыпанная драгоценностями» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьёзным» (1895) — и сразу поставлены на лондонской сцене.

Они пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внёс оживление в английскую театральную жизнь, о продолжении драматургических традиций Шеридана. Однако с течением времени стало ясно, что эти пьесы вряд ли можно отнести к простым «комедиям нравов».

Сегодня именно Уайльд, наряду с Шоу, справедливо считается основоположником интеллектуального театра, в середине XX века получившего своё развитие в течении абсурдизма.

В 1890-е практически всё творчество Уайльда сопровождалось громкими общественными скандалами. Первый из них возник при появлении «Портрета Дориана Грея», когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму «Саломея», написанную на французском языке для Сары Бернар.

Здесь обвинения в безнравственности были куда серьёзнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведён библейский сюжет.

Сценическую историю «Саломея» обрела лишь в начале XX века, с расцветом символизма: в 1903 её поставил знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхарт; в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; в 1917 в России прогремел спектакль Александра Таирова с Алисой Коонен в главной роли.

Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа.

Однако Дуглас, фактически разлучивший Уайльда с семьёй и бывший у него на роскошном содержании в течение трёх лет, на суде выступил свидетелем обвинения. Уайльд был осуждён за безнравственность и приговорён к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться.

Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании, стал Шоу.

Два года, проведённые писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы.

Это прозаическая исповедь «De Profundis» («Из глубины»), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма «Баллада Редингской тюрьмы», написанная вскоре после освобождения в 1897.

Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда — С.3.3.

Больше он ничего не писал. Приняв имя Себастьяна Мельмота, Уайльд уезжает во Францию. Один из самых блистательных и утончённых эстетов Англии XIX века проводит последние годы своей жизни в нищете, безвестности и одиночестве.

Оскар Уайльд скончался 30 ноября 1900 от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Умирал в захудалой гостинице. Последними его словами были: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек».

Он был похоронен в Париже на кладбище Баньо. Спустя примерно 10 лет его перезахоронили на кладбище Пер-Лашез. В 1914 на могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна. Поклонники на протяжении века выражали свою любовь к великому писателю, оставляя на памятнике надписи и поцелуи, предварительно густо накрасив губы помадой.

Жирная косметика оказала пагубное влияние на камень. Памятник множество раз чистили и реставрировали, но туристы, приезжающие со всего мира, продолжали целовать каменного ангела. В день 111-й годовщины со дня смерти поэта и писателя Оскара Уайльда власти Парижа открыли обновлённый памятник.

Теперь обезжиренная каменная скульптура окружена стеклянным барьером, призванным удерживать фанатов писателя на должном расстоянии.

  • Романы
  • 1890 — Портрет Дориана Грея / The Picture of Dorian Gray
  • Повести и рассказы

1887 — Кентервильское привидение / The Canterville Ghost
1889 — Портрет господина У. Х. / The Portrait of…

  • Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество
  • Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество
  • Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество
  • Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество
  • Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество
  • Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество
  • Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество
  • Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество
  • Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество
  • Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество

1878 — Оксфордская премия «Ньюдигейт» за поэму «Равенна»

Синдром Дориана Грея (англ. Dorian Gray Syndrome) — культ молодости, рассматривающий возможно более длительное сохранение образа жизни, в том числе и сексуальной, в рамках особенностей, присущих юношескому или более молодому периоду жизни. Синдром выражается в страхе перед физическим увяданием или старением.

Компенсируется неоправданным использованием молодёжной атрибутики, выбором одежды в молодёжном стиле, в крайнем случае ведёт к злоупотреблению пластической хирургией и косметическими средствами. Иногда болезнь заканчивается депрессиями и попытками самоубийства. Болезнь особенно распространена среди публичных личностей: кинозвёзд, артистов, певцов.

Болезнь названа в честь персонажа романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
● Когда один англичанин сказал, что в XIX веке люди, чьи фамилии начинаются с «Мак», сделали всё, а те, у кого они начинаются с «О», — ничего, Уайльд не согласился: «Вы кое о ком забыли. Есть О'Коннел и О. Уайльд».

● Уайльд любил говорить, что ирландцы — «самые лучшие собеседники после древних греков».
● Когда Метерлинк предложил Уайльду попробовать вино, какого нельзя купить в Англии, Уайльд с горькой иронией сказал: «Англичане наделены чудесной способностью превращать вино в воду».

● После освобождения из тюрьмы Уайльд опубликовал несколько статьей с предложениями по улучшению условий жизни заключённых. В 1898 Палата общин приняла «Акт о тюрьмах», в котором отразились многие предложения Уайльда.

● В июне 1923 на сеансе автоматического письма в присутствии коллег учёный-математик Соул заявил, что получил от Уайльда длинное и красивое потустороннее послание. Тот якобы просил передать, что не умер, а живёт и будет жить в сердцах тех, кто способен чувствовать «красоту форм и звуков, разлитую в природе».

● В конце 2007, после специального опроса телезрителей корпорацией «Би-би-си», Оскар Уайльд был признан самым остроумным человеком Великобритании. Он обошёл самого Уильяма Шекспира и Уинстона Черчилля.

Оскар Уайльд: биография, фото, личная жизнь

Оскар Уайлд: YouTube/Александра Борисенко

Оскар Уайльд 12 лет назад был назван самым остроумным британцем. Такие результаты показал опрос, проведенный ВВС. За всю жизнь он написал не так много произведений, в числе которых «Портрет Дориана Грея», но вошел в историю как один из лучших писателей XIX века. Расскажем о нем подробнее.

Оскар Уайльд: биография писателя

Оскар Уайльд (Oscar Wilde) родился в Дублине. Он был одним из трех детей Уильяма и Джейн Уайльд. Его младшая сестра умерла от менингита. В 1900 году эта болезнь забрала и самого Оскара.

Отец Уильям был известным хирургом. Когда Оскару было десять лет, Уильям получил рыцарский титул. Помимо медицины, отец будущего писателя увлекался собиранием фольклора и археологией. У него было трое незаконнорожденных детей и репутация человека, у которого есть ребенок на каждом постоялом дворе.

Мать Джейн имела итальянские корни, считала себя потомком Данте, но при этом была ирландской националисткой. Она сама сочиняла стихи и приобщила Оскара к поэзии.

Родители были состоятельными людьми, и до девяти лет Оскар получал домашнее образование. У него были две гувернантки, обучавшие его иностранным языкам. Интересно, что идеи матери об ирландском национализме не слишком увлекли Оскара.

За всю жизнь он так и не овладел ирландским, но знал древнегреческий, французский, немецкий, итальянский, а английским владел в совершенстве.

В доме собирались представители высшего общества, и любовь к светской жизни Оскар сохранил на всю жизнь.

В 17 лет Уайльд поступил в колледж в Дублине. Во время учебы он увлекся античной философией и литературой. Окончил учебное заведение с золотой медалью.

С 1874 по 1878 годы молодой Уайльд учился в Оксфорде. Во время учебы он был членом местной масонской ложи, но вскоре охладел к идеям масонства.

Тогда же его увлекли идеи эстетизма — течения, которое проповедовало, что эстетика должна преобладать над этикой. Иными словами, произведение искусства обязательно должно быть красивым, но не обязательно соответствовать общественному вкусу.

Оскар Уайльд, произведения которого нередко вызывали критику как аморальные, до конца жизни придерживался подобных убеждений.

Читайте также:  Модные книги в 2018 году: что еще вчера нужно было приобрести в книжном?

После колледжа Уайльд перебрался в Лондон. Денег, полученных по наследству от отца, ему хватало на то, чтобы вести светский образ жизни. Спустя некоторое время Оскар Уайльд, рассказы которого становились все более популярными, начал получать доход от литературной деятельности. В 28 лет он стал заметной фигурой в культурной жизни Лондона, и его пригласили читать лекции в США.

По возвращении из заокеанского турне Уайльд женился и несколько лет сотрудничал с различными изданиями, зарабатывая журналистикой. До 1889 года он редактировал журнал «Мир женщин».

После рождения детей писатель попробовал себя в новом жанре. Оскар Уайльд, сказки из-под пера которого увидели свет в 1888 году, показал себя как талантливый детский писатель. В 1890 году появился «Портрет Дориана Грея» — книга, которая вызвала неоднозначную реакцию критиков. К середине 1890-х Уайльд зарекомендовал себя как талантливый драматург, написав несколько успешных пьес.

В 1895 году Оскар начал судебную тяжбу против лорда Куинсберри — отца его любовника Альфреда Дугласа. Лорд обвинил писателя в содомии, а Уайльд лорда — в клевете. Куинсберри нанял частных детективов, и те нашли свидетелей связи писателя с мужчинами-проститутками. Дело Уайльд проиграл, а судебные расходы поставили его на грань банкротства.

Затем последовало уголовное обвинение в непристойности, и писателя осудили на два года. После заключения Уайльд поселился на севере Франции. Последние годы жил за счет помощи друзей и регулярных выплат бывшей жены Констанс, которая после процесса развелась с ним, уехала из Англии и сменила фамилию.

В 46 лет Уайльд заболел менингитом и умер. Одному из друзей он сказал, что не переживет XIX век. Так и случилось. 30 ноября 1900 года его не стало.

Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество flickr.com: UGC

Оскар Уайльд: личная жизнь

Оскар Уайльд, биография которого полна интересных фактов, стал одним из самых известных геев. Увлечение модой, необычная манера одеваться и любовь к эпатажу сделали писателя чуть ли не предтечей гей-культуры ХХ столетия. Но до 30-ти лет Уайльд вел образ жизни гетеросексуального мужчины.

Известно, что мать до пяти лет наряжала его в платья, накручивала локоны и выводила на прогулку. Невозможно однозначно утверждать, что именно воспитание в раннем возрасте повлияло на выбор Оскара в зрелом возрасте, но с детства он сохранил любовь к длинным волосам.

Интересно, что в XXI веке подобное поведение родителей считается нормальным и свободным от гендерных стереотипов. Голливудские звезды Меган Фокс, Шарлиз Терон и Уилл Смит воспитывают детей подобным образом.

Обучение в колледже было идеальным временем, чтобы исследовать свою гомосексуальность. Оксфорд и Кембридж слыли заведениями, чьи студенты не прочь поэкспериментировать.

Женщинам туда доступ был закрыт, и молодые люди оказывались в гомогенной среде. Более того, их заставляли изучать античную литературу, воспевавшую однополую любовь. Как известно, Уайльд был знатоком древнегреческой литературы, но при этом во время обучения не сближался с другими студентами.

После Оксфорда Уайльд вернулся в Дублин, где его ждало первое любовное разочарование. Его детская любовь Флоренс Бэлком вышла замуж за Брэма Стокера. Исследователи полагают, что это событие стало одной из причин его переезда в Лондон.

Столичной публике молодой Уайльд запомнился многочисленными романами с актрисами. Например, ходили слухи, что муж актрисы Лилли Лэнгтри нашел его спящим на пороге собственного дома, вернувшись из клуба.

В возрасте 30-ти лет Уайльд женился на Констанс Ллойд. В браке родилось двое детей-погодок: Сирил и Вивиан.

Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество flickr.com: UGC

Исследователи биографии Уайльда утверждают, что после рождения второго ребенка фигура Констанс изменилась, и писатель утратил к ней интерес. В 1886 году Оскар встретил Роберта Росса, который открыл для него мир гомосексуальных наслаждений.

Единственный роман Уайльда «Портрет Дориана Грея» увидел свет в 1890 году. После его публикации писатель стал появляться в обществе некого Джона Грея, что еще больше убедило публику в нетрадиционной ориентации автора. Юношу считали прообразом Дориана Грея, хотя писатель познакомился с ним спустя месяц после публикации романа.

В 1891 году писателю представили наследника именитого рода лорда Альфреда Брюса Дугласа, который на много лет стал любовью Уайльда. Именно Альфред, по мнению биографов, пристрастил Оскара к услугам мужчин-проституток.

Историк Робер Мюшамбле в книге «Оргазм, или Любовные утехи на Западе. История наслаждения с XVI века до наших дней» писал о том, что викторианская Англия боялась секса, считая его деструктивным и неконтролируемым. Но если проявления женской сексуальности всячески подавлялись, то к мужской общество относилось терпимо.

Женатые мужчины пользовались услугами мужчин-проституток. В Лондоне было несколько улиц, где такие услуги можно было получить. Мужчины-проститутки разработали специальные знаки и жесты, чтобы потенциальные клиенты их распознали. И поведение Уайльда не было чем-то, что вызывало резкое осуждение общества. Скандал разгорелся благодаря его тяжбе с Куинсберри.

Роман с Альфредом развивался бурно. Влюбленные обменялись перстнями, много путешествовали вместе, ссорились и писали друг другу любовные письма с покаяниями.

История сохранила рассказ о том, как пастор прихода в городке Горинг-на-Темзе пришел навестить лондонскую знаменитость, посетившую провинцию, и застал шокирующую картину.

На лужайке лежал обнаженный Дуглас, а Уайльд поливал его из шланга.

После суда Оскар обвинял Альфреда в том, что с ним случилось. Но, оказавшись в Париже, возобновил встречи с бывшим возлюбленным. Бывшей жене он объяснял это психологической зависимостью. Но Констанс потребовала прекратить встречи, иначе она лишит Оскара пособия. Тем же пригрозила Дугласу его мать — леди Куинсберри. После этого влюбленные больше не встречались.

Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество en.wikipedia.org: UGC

Федор Достоевский: страницы жизни писателя

Оскар Уайльд: цитаты и интересные факты

Уайльд прославился не только как поэт, писатель и нарушитель общественных устоев, но и как острослов и человек, которого цитируют по сей день.

Вот наиболее интересные факты о нем:

  • Уайльд повлиял на развитие рока.

Известно, что Джон Леннон был фанатом писателя и называл его своей музой. На обложке знаменитого альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» сразу за фигурой Джона можно увидеть изображение Оскара.

В 1967 году музыкантов другой популярной рок-группы Rolling Stones Кита Ричардса и Мика Джаггера арестовали по обвинению в употреблении наркотиков. Суд вынес, по мнению публики, неоправданно жестокий приговор. Музыканты, выйдя на свободу, записали песню «We love you». Во время ее презентации Мик Джаггер вышел на сцену, одетый как Оскар Уайльд, подчеркивая несправедливость судебной системы.

  • Писатель помог изменить женскую моду.

Уайльд одно время был редактором журнала «Женский мир», в котором писал о моде, интерьерах, поведении леди в быту и многом другом.

Его жена Констанс была активным членом Общества рационального платья, которое выступало за изменение женского гардероба. В частности, за отказ от корсетов, которые, по мнению врачей, сдавливали внутренние органы и негативно влияли на женское здоровье, а также за право леди носить раздельные юбки, которые, по сути, представляли собой широкие брюки.

Консервативная пресса считала раздельные юбки аморальными, но Уайльд в своем журнале описывал их пользу, чем повлиял на мнение общества и открыл возможность женщинам в будущем носить брючные костюмы.

  • Оказал влияние на культовое произведение ХХ века.

В 1991 году канадский писатель Дуглас Коупленд опубликовал роман «Поколение Х», который не только способствовал популяризации термина, но и обрел статус культового, поскольку описывал новые явления общества потребления.

Одним из неологизмов, придуманных Коуплендом, стало слово «дориан-грейство», означающее стремление скрыть признаки старения тела.

С легкой руки писателя дориан-грейство вошло не только в современный английский язык, но и другие языки мира.

  • Привлекает женщин после смерти.

Несмотря на то что Уайльд стал иконой гей-культуры ХХ века, его могила стала местом паломничества женщин, которые считали нужным оставить следы поцелуев на могильном камне.

Согласно городской легенде, поцеловавший камень обретет истинную любовь, которую никогда не утратит.

В 2011 году родственники вынуждены были закрыть могильный камень куполом из стекла, поскольку регулярные попытки смыть помаду вели к разрушению монумента.

  • Не говорил о важности быть собой.

Оскар Уайльд, цитаты которого становились популярными у современников и до сих пор не утратили актуальности, произнес множество выражений, ставших крылатыми, но никогда не говорил самую известную из приписываемых ему цитат: «Будь собой, прочие роли уже заняты».

Впервые выражение употребил писатель Томас Мертон в мемуарах, опубликованных в 1960-х. Но оно так понравилось публике, что его стали приписывать известному острослову Уайльду.

Вот наиболее известные его цитаты:

Циник — это человек, который всему знает цену и ничего не ценит..В нашей жизни возможны только две трагедии. Одна — это когда не получаешь того, что хочешь, другая — когда получаешь. Вторая хуже, это поистине трагедия!Истина перестает быть правдой, когда больше чем один человек верит в нее. Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть лечит душа.

Женщины существуют для того, чтобы их любили, а не для того, чтобы их понимали. Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество en.wikipedia.org: UGC

Оскар Уайльд, книги которого до сих пор популярны во всем мире, остался в истории как человек с неординарным взглядом на мир и искусство. Он возмущал, эпатировал, поражал современников.

Критики утверждали, что его произведения забудутся сразу после его смерти, но оказались не правы. Об этих критиках история почти ничего не помнит, а произведения писателя все еще интересны публике.

Братья Гримм: биография и творчество

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1831215-oskar-uajld-biografia-foto-licnaa-zizn/

Оскар Уайльд. Подробная биография

Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество

Оскар Уайльд – ирландский писатель и поэт, один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма – родился 16 октября 1854 года в Дублине и был вторым ребёнком от брака сэра Уильяма Уайльда и Джейн Франчески Уайльд. Его брат Уильям, «Уилли», был на два года старше.

Отец Уайльда был ведущим в Ирландии ото-офтальмологом (ушным и глазным хирургом) и был посвящён в рыцари в 1864 году за службу врачом-консультантом и помощником специального уполномоченного по переписи населения Ирландии.

Помимо профессиональной деятельности, Уильям Уайльд писал книги по ирландской археологии и фольклору, был филантропом и учредил бесплатный медицинский пункт, обслуживавший бедняков города. Джейн Уайльд под псевдонимом «Speranza» (с итал.

 — «надежда») писала стихи для революционного движения «Молодые ирландцы» в 1848 году и всю жизнь оставалась ирландской националисткой. Стихи участников этого движения она читала Оскару и Уилли, прививая им любовь к этим поэтам.

Читайте также:  Экспрессионизм: представители, примеры и признаки стиля

Интерес леди Уайльд к неоклассическому возрождению был очевидным по обилию древнегреческих и древнеримских картин и бюстов в доме.

В 1855 семья переехала в дом № 1 по Меррион-сквер, где год спустя пополнилась с рождением дочери. Новый дом был просторней, и благодаря связям и успеху родителей здесь воцарилась «уникальная медицинская и культурная среда». Гостями их салона были Джозеф Шеридан Ле Фаню, Чарльз Левер, Джордж Петри, Айзек Батт, Уильям Роуэн Гамильтон и Сэмюэл Фергюсон.

Сестра Оскара Изола умерла в десять лет от менингита. Стихотворение Уайльда «Requiescat» (с лат. — «да покоится (с миром)», 1881) написано в память о ней.

До девяти лет Оскар Уайльд получал образование на дому, от французской гувернантки он научился французскому языку, от немецкой — немецкому.

После этого учился в Королевской школе Портора, в городе Эннискиллен, графство Фермана. До двадцати лет Уайльд проводил лето в загородной вилле отца в Мойтуре, графство Мейо.

Там молодой Уайльд с братом Уилли часто играл вместе с будущим писателем Джорджем Муром.

С 1864 по 1871 Оскар Уайльд обучался в Королевской школе Портора (город Эннискиллен, близ Дублина). Он не был вундеркиндом, однако его самым блестящим талантом было быстрое чтение.

Оскар был очень оживлён и разговорчив и уже тогда славился своим умением юмористически переиначить школьные события. В школе Уайльд даже получил особую премию за знание греческого текста Нового Завета.

Окончив Порторскую школу с золотой медалью, Уайльд был удостоен Королевской школьной стипендии для учёбы в дублинском Тринити-колледже (колледже Св. Троицы).

В Тринити-колледже (1871-1874) Уайльд изучал античную историю и культуру, где снова с блеском проявлял свои способности в древних языках.

Здесь же он впервые прослушал курс лекций по эстетике, а благодаря тесному общению с куратором — профессором античной истории Дж.П.

Махаффи, утончённым и высокообразованным человеком, — постепенно стал приобретать крайне важные элементы своего будущего эстетского поведения (некоторое презрение к общепринятой морали, дендизм в одежде, симпатия к прерафаэлитам, лёгкая самоирония, эллинистические пристрастия).

В 1874 Уайльд, удостоившись стипендии на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении, поступает туда. В Оксфорде Уайльд выработал кристальное английское произношение.

Он также приобрёл, как и хотел, репутацию человека, блистающего без особых усилий. Здесь же оформилась его особая философия искусства.

Его имя уже тогда стало озаряться различными занимательными историями, порой карикатурными.

В Оксфорде Уайльд слушал лекции теоретика искусства Джона Рёскина и ученика последнего — Уолтера Пейтера. Они оба восхваляли красоту, однако Рёскин видел её только в синтезе с добром, в то время как Пейтер допускал в красоте некую примесь зла. Под обаянием Рёскина Уайльд находился на протяжении всего периода в Оксфорде.

Ещё обучаясь в Оксфорде, Уайльд посетил Италию и Грецию и был покорён этими странами, их культурным наследием и красотой. Эти путешествия оказывают на него самое одухотворяющее влияние. В Оксфорде он также получает престижнейшую Ньюдигейтскую премию за поэму «Равенна».

По окончании университета в 1878 Оскар Уайльд переселился в Лондон. Благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в светскую жизнь Лондона.

Он совершает «самую необходимую» для английского общества революцию — революцию в моде. Отныне он появлялся в обществе в самолично придуманных умопомрачительных нарядах.

Непременным аксессуаром стала гвоздика в петлице, выкрашенная в зелёный цвет.

В 1881 вышел его первый поэтический сборник «Стихотворения» (Poems), написанный в духе «братьев прерафаэлитов». Он выдержал пять переизданий по 250 экземпляров в течение года. Все расходы по изданию взял на себя сам Уайльд. Ранние стихи его отмечены влиянием импрессионизма, в них выражены непосредственные единичные впечатления, они невероятно живописны.

В самом начале 1882 Уайльд сошёл с парохода в порту Нью-Йорка. Вся пресса следит за действиями британского эстета в Америке. Свою первую лекцию, которая называлась „Ренессанс английского искусства“ (The English Renaissance of Art), он завершил словами: „Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл — в Искусстве“.

Проведя год в Америке, Уайльд вернулся в Лондон в отличном расположении духа. И сразу же отправился в Париж. Там он знакомится с ярчайшими фигурами мировой литературы (Поль Верлен, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Стефан Малларме, Анатоль Франс и проч.) и завоёвывает без особых трудностей их симпатии. Возвращается на родину.

Встречает Констанс Ллойд, влюбляется. В 29 лет становится семьянином. У них рождаются двое сыновей (Сирил и Вивиан), для которых Уайльд сочиняет сказки.

Чуть позже он записал их на бумаге и издал 2 сборника сказок — «Счастливый принц» и другие сказки» (The Happy Prince and Other Stories; 1888) и «Гранатовый домик» (The House of Pomegranates; 1891).

В Лондоне Уайльда знали все. Он был самым желаемым гостем в любом салоне. На него рисуют карикатуры и ждут реакции. А Уайльд погружается в творчество. На жизнь он в это время зарабатывал журналистикой. С 1887 по 1889 он работал редактором журнала «Женский мир». О журналистике Уайльда высоко отозвался Бернард Шоу.

В 1887 он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», «Портрет г-на У. Х.», которые и составили сборник его рассказов. Однако же Уайльд не любил записывать всё, что приходило ему на ум, многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались ненаписанными.

В 1890 в свет вышел единственный роман, который окончательно приносит Уайльду сногсшибательный успех — «Портрет Дориана Грея». Он был напечатан в журнале «Липпинкоттс мансли мэгэзин». Но критики обвинили роман в безнравственности.

В ответ на 216 печатных откликов на «Портрет Дориана Грея» Уайльд написал более 10 открытых писем в редакции британских газет и журналов, объясняя, что искусство не зависит от морали.

В 1891 роман со значительными дополнениями выходит отдельной книгой, и Уайльд сопровождает свой шедевр особым предисловием, которое становится отныне манифестом эстетизму — тому направлению и той религии, которые он и создал.

1891-1895 — годы головокружительной славы Уайльда.

В 1891 году выходит сборник теоретических статей «Замыслы» (Intensions), где Уайльд излагает читателям свой символ веры — свою эстетическую доктрину.

В том же 1891 он написал трактат «Душа человека при социализме» (The Soul of Man under Socialism), в котором отвергается брак, семья и частная собственность.

Отдельно стоит написанная по-французски в это время одноактная драма на библейский сюжет — «Саломея» (Salomé; 1891). По заверению Уайльда, она была специально написана для Сары Бернар, «этой змеи древнего Нила».

Однако в Лондоне её постановке воспрепятствовала цензура: в Великобритании запрещались театральные представления на библейские сюжеты. Напечатана пьеса была в 1893, а в 1894 году вышел и её перевод на английский язык с иллюстрациями Обри Бёрдслея.

Впервые пьеса была поставлена в Париже в 1896.

В 1892 написана и поставлена первая комедия «блистательного Оскара» — «Веер леди Уиндермир» (Lady Windermere’s Fan), успех которой сделал Уайльда самым популярным человеком Лондона.

В 1893 выходит его следующая комедия — «Женщина, не стоящая внимания» (The Woman of No Importance), в которой само название строится на парадоксе — до того «апостол Красоты» почувствовал этот приём родным.

Ударным в творческом отношении становится 1895. Уайльдом написаны и поставлены две пьесы — «Идеальный муж» (An Ideal Husband) и «Как важно быть серьёзным» (The Importance of Being Earnest).

В комедиях во всем блеске проявилось искусство Уайльда как остроумнейшего собеседника: его диалоги великолепны.

Газеты называли его «лучшим из современных драматургов», отмечая ум, оригинальность, совершенство стиля.

В 1891 Уайльд познакомился с лордом Альфредом Дугласом, сыном 9-го маркиза Куинсберри. Дуглас (родные и друзья звали его Бози) был моложе на 16 лет, искал этого знакомства и умел расположить к себе.

Вскоре Уайльд, всегда живший не по средствам, ни в чём не мог отказать Дугласу, постоянно нуждавшемуся в деньгах для своих прихотей. Дуглас не собирался скрывать свою связь с «блистательным Оскаром» и время от времени требовал не только тайных встреч, но и у всех на виду.

Уайльд, как и Дуглас, становится постоянной целью для лондонских шантажистов.

Уайльд перевёл свою страсть из частной жизни в публичную, эстетизируя непристойные отношения в стихах, рассказах, пьесах, романе и заявлениях в суде. Ключевым моментом стало то, что Уайльд обратился в суд с безосновательным обвинением в клевете. В итоге, Уайльд осужден, а Дуглас к суду не привлекался.

Свой срок Уайльд отбывал сначала в Пентонвилле и Уандсворте, тюрьмах, предназначенных для совершивших особо тяжкие преступления и рецидивистов, а затем, 20 ноября 1895 был переведен в тюрьму в Рединге, где находился полтора года. Тюрьма полностью сломила его. Большинство друзей от него отвернулись.

Альфред Дуглас, к которому Уайльд был так сильно привязан, ни разу не приехал к нему (жил за границей, закладывая вещи, подаренные Уайльдом).

Жена Уайльда, Констанц, несмотря на требования родственников, отказывается от развода и дважды посещает мужа в тюрьме: в первый раз, чтобы сообщить о смерти любимой им матери, а второй — подписать бумаги, что он поручает ей заботу о детях. Затем Констанц меняет себе и их сыновьям Сирилу и Вивиану фамилию на Холланд (это фамилия брата Констанц — Отто).

В тюрьме Уайльд пишет исповедь в форме письма Дугласу, которую называет «Epistola: In Carcere et Vinculis» (лат. «Послание: в тюрьме и оковах»), а позже его ближайший друг Роберт Росс переименовал её в «De Profundis» (лат. «Из глубины»; так начинается 129-й Псалом).

После освобождения, состоявшегося 19 мая 1897, Уайльд перебирается во Францию, где регулярно получает от жены письма и деньги, но Констанц отказывается встречаться с ним. Зато встречи ищет Дуглас и добивается своего.

Их разрыву способствовало то, что, с одной стороны, Констанц пригрозила, если он не расстанется с Дугласом, то она лишит мужа содержания, а с другой — маркиз Куинсберри пообещал в случае прекращения отношений с Уайльдом оплатить все немалые долги сына.

Во Франции Уайльд сменил имя на Себастьяна Мельмота (Sebastian Melmoth). Фамилия Мельмот была заимствована из готического романа знаменитого английского писателя XVIII века Чарльза Метьюрина, двоюродного деда Уайльда, автора романа «Мельмот Скиталец».

Уайльд избегал встреч с теми, кто мог бы его узнать, но на его беду это случалось, и он перебирался с места на место, как бы оправдывая своё новое имя. Во Франции Уайльд написал знаменитую поэму «Баллада Редингской тюрьмы» (The Ballad of Reading Gaol; 1898), подписанную им псевдонимом С.3.3.

Читайте также:  Рецензия на книгу Кинга «Оно» и ее экранизацию

— таков был тюремный номер Оскара (камера № 3, 3 этаж, блок C). «Баллада» вышла в свет тиражом в восемьсот экземпляров, напечатанных на японской веленевой бумаге. Помимо этого Уайльд опубликовал несколько статей с предложениями по улучшению условий жизни заключённых.

В 1898 Палата общин приняла «Акт о тюрьмах», в котором отразились многие предложения Уайльда.

Незадолго до смерти он сказал о себе так: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией.

Он был похоронен в Париже на кладбище Баньо, откуда позже, через 10 лет, его могилу перенесли на кладбище Пер-Лашез (Париж). На могиле установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна (в честь произведения «Сфинкс»).

Биография

Произведения

  • Кентервильское привидение
  • Портрет Дориана Грея
  • Соловей и роза

Критика

Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество | Литерагуру

Оскар Уайльд — великий писатель, явивший миру один единственный роман. Уайльд — представитель эстетизма, ярко внедривший это направление в массы.

Оскар — парадоксальный человек Европы, разделивший весь Лондон на две части: одни его ненавидели, другие восхваляли.

Так что же такого особенного в этом литераторе? Почему мы и до сих пор, спустя годы, продолжаем обсуждать этого экстравагантного молодого человека?

Рождение и детство

Кавалер эстетизма родился в Дублине. Произошло это в октябре 1854 года. Уайльд был вторым ребенком в семье.

Отец занимался изучением фольклора и археологии, мать поэта – ирландская националистка, писала стихи для движения «Молодые ирландцы» под псевдонимом «Speranza» (пер. итал. – надежда).

Юность: образование и начало карьеры

Изначально, обучаясь дома, девятилетний Оскар выучил французский и немецкий языки, а в 1864 году поступил в Королевскую школу Портора. Там он проучился семь лет. Уже тогда юному поэту открылся первый его талант — быстрое чтение.

Там же Уайльд смог распробовать божественный вкус славы за свое умение юмористически представить школьные происшествия.

К концу обучения Уайльд получает Королевскую стипендию на обучение в дублинском Тринити-колледже, куда он и поступает в 1871 году, окончив школу с отличием.

Где же в дальнейшем учился литератор? Прекрасное знание древних языков помогает Уайльду в его специализации на культуре и истории античности. Здесь Оскар получает фундамент для последующего раскрытия себя как писателя-эстета.

Он впервые слушает лекции по эстетике. А близкое общение с профессором античной истории Махаффи (куратором Уайльда) закладывает в нем главные черты дальнейшей личности.

С успехом завершив обучение, Оскар Уайльд удостаивается чести обучаться в Оксфорде.

Здесь он впервые встречается с теоретиком искусства Рёскином и его учеником Уолтером Хорейшо Пейтером и попадает по их влияние. Оба интеллигента преподносили красоту как что-то божественное, величественное.

Но если Рёскин представлял её только в содружестве с добром, то Пейтер отрицал моральное начало в красоте, представляя её как что-то независимое от этого. Взгляды этих людей произвели неизгладимое впечатление на юного писателя, которое будет сопровождать его на протяжении всей жизни. Там же Оскар Уайльд меняется до неузнаваемости.

Он избавляется от ирландского акцента и вырабатывает свой, авторский стиль в одежде. Меняется и характер. Эстетические высказывания, специфическая манера речи, самоирония, презрение к общепринятой морали становятся неизменными сторонами его личности. Так же он формирует вокруг себя, как и задумал, репутацию человека блистающего, экстравагантного.

Кому-то это понравилось, и многие были не прочь провести время в обществе интересного молодого человека. Другие, в числе которых особенно были спортсмены, испытывали к нему особенную неприязнь.

Еще будучи в университете, Уайльд пишет свою первую опубликованную работу – поэму «Равенна». На создание этого произведения писателя вдохновили его визиты в Грецию и Италию. Хотя в этом деянии еще не видно того мастера эстетизма, каким он станет в будущем, за поэму он получает высочайшую награду – Ньюдигейтскую премию. Завершив обучение, Оскар перебирается в Лондон.

Творчество

В начале своего творческого пути Уайльд реализовывает себя как поэт-эстет. Он выпускает первый сборник «Стихотворения», который от начала и до конца пронизан духом «Братства прерафаэлитов».

В своем творении писатель передает чувства, охватившие его в тот или иной момент.

Огромное множество тем, от политических и до духовных, проходят под его пером, через его эстетический взор, и предстают пред читателями во всей красе.

Следующий год Оскар Уайльд проводит, путешествуя по США. Он читает лекции по искусству, завоёвывает расположение аудитории и возвращается в Лондон.

Но надолго писатель здесь не задерживается. Далее… Париж, встреча с известнейшими французскими литераторами. Снова Лондон и полное погружение в творчество. Он сочиняет и издает свои известнейшие рассказы – «Кентервильское приведение», «Портрет господина У.Х.», «Сфинкс без загадки» и другие, читаемые и сегодня.

Так же он публикует сборники детских сказок. На создание известных произведений из этих сборников писателя вдохновляет собственные дети. В этот период Оскар зарабатывает на жизнь журналистикой. Статьи эстета печатаются в лучших изданиях, а сам он редактирует издание «Женский мир».

Прекрасную работу Уайльда как журналиста подчеркивает Бернард Шоу.

Следующий год – важная точка в биографии писателя. Оскар пишет и издает свой известнейший шедевр – «Портрет Дориана Грея» (есть интереснейшие подробности его создания, прочитайте). Роман приносит ему головокружительный успех и разделяет читателей на два лагеря.

Одни укоряют автора в безнравственности, разрушении моральных ценностей, другие — напротив, боготворят писателя. Затем Оскар дополняет свое творение главами.

Главным изменением становится вступление, именуемое манифестом эстетизму, — оно содержит мысли писателя, его взгляды на его же философию.

После нашумевшего романа публикуется сборник «Замыслы». В нем Оскар излагает свое видение «Искусства» как чего-то божественного, величественного, далее — «Душа человека при социализме» и другие, не менее значимые произведения.

Личная жизнь

Первые зарегистрированные отношения у Оскара Уайльда начались в двадцать девять лет. В этом возрасте он влюбляется и женится на двадцатипятилетней Констанс Ллойд. Через год в семье появляется первенец Сирил, а через год – Вивиан. Но счастье оказывается недолгим. Вскоре молодой отец находит новый объект для воздыхания – Альфреда Дугласа.

Дуглас всячески использовал Уайльда: просил денег на какие-то свои нужды, просто купался в славе известного писателя-эстета. Последствия не заставляют себя ждать. Оскар перестает видеться с семьёй, отдавая все своё время молодому возлюбленному. Отныне их брак с леди Констанс несёт только официальный характер.

 Жена Уайльда фактически одна воспитывает детей.

Вскоре происходит то, чего следовало ожидать. Отец юного лорда – Джон Шолто Дуглас – не желает мириться с тем, что у его наследника нетрадиционная ориентация. Маркиз Куинсберри угрожает Уайльду, что он предаст огласке увлечение писателя. Он требует у Оскара разорвать все связи с его сыном.

Но влюбленные не желают выполнять требования отца Дугласа, продолжая свои отношения. Ситуация разрешилась в феврале 95 года. Маркиз отправляет записку, адресованную Оскару Уайльду, в которой Джон Шолто обвиняет его в садомии. Ответ не застает себя долго ждать.

Оскар Уайльд, не слышащий ни голоса разума, ни голоса друзей, подает на отца своего возлюбленного в суд.

Интересные факты

  1. Писатель был осужден за написание своей книги. Его привлекли к суду за то, что он нарушил нормы морали и нравственности, а также пропагандировал цинизм. В пуританской Англии это было очень весомое обвинение.
  2. Оскар Уайльд даже помог развитию Британских тюрем, так как он написал несколько статей о содержании заключенных.

    Его предложения были внесены во время принятия «Акта о тюрьмах».

  3. По мнению телезрителей «BBC», Уайльд — очень острый на язык человек, живший в Англии когда-либо.
  4. Автор написал роман «Портрет Дориана Грэя» на спор всего лишь за две недели.
  5. Уайльду было чуждо стремление к наживе. Как-то раз американское издательство предложило именитому творцу 5.

    000 долларов за роман из 100.000 слов. Это баснословная сумма по тем временам! Но писатель ответил на это щедрое предложение лишь небрежную шутку: «Едва ли я знаю 100.000 слов».

  6. Мать автора очень хотела девочку и иногда наряжала сына в женские наряды, отрастив ему длинную роскошную шевелюру.

    Из-за этого смещения гендерного воспитания мальчик, по версии некоторых исследователей, стал гомосексуалистом.

Жизненная философия

Наш герой – человек неоднозначный, парадоксальный. Одни отзывались о нём положительно, хвалили и подражали ему, копируя стиль одежды и поведение, другие критиковали и критикуют писателя тогда и сейчас, называют бесчеловечным, а манеру поведения – эгоистичной.

Главную роль в жизни писателя сыграли преподаватели Рёскин и Пейтер. Но писатель не просто скопировал их видение жизни, он создал свою собственную философию.

С точки зрения других людей, непохожих на него, его поведение выходило за рамки общепринятой этики. Но он смотрел на все эстетическим взглядом – взглядом человека искусства.

Поэтому не стоит судить писателя за его эгоизм. Просто надо уметь посмотреть на вещи под другим углом.

Зрелость: гонения и тюрьма

3 апреля 1895 года начинается слушание по делу Уайльда. Во время заседания маркиз ответно обвиняет Оскара в гомосексуализме. Писатель даже не пытается защищаться.

В итоге Уайльд отзывает свой иск, когда против него начинают выдвигать свидетельства о его нетрадиционной ориентации. После процесса маркиз Куинсберии ответно подает в суд на эстета. Писателя арестовывают, и 26 апреля состоялся процесс.

Уайльда судят по его и Дугласа произведениям. В конце концов, писатель проигрывает дело.

20 ноября 1895 года Оскара сажают в Редингскую тюрьму. Здесь Уайльд сильно изменяется. Большинство друзей бросают его и рвут с ним все связи. Писателя никто не навещает, кроме жены.

Но она приходит два раза: сообщить о смерти его матери и подписать бумаги о поручении заботы о детях ей. Его возлюбленный изредка писал ему письма и не поддерживал общения.

Оскара Уайльда освобождают 19 мая 1897 года.

Смерть

После тюрьмы Оскар отправляется в «изгнание» во Францию. Там он живет в нищете. Единственный кто помогает ему – жена, не желающая бросать его после всего. Он живет, в основном, на её подаяния. Оскар меняет имя на Себастьяна Мельмота и избегает встречи со всеми, кто может его узнать.

Если всё-таки это происходит, и он переезжает с места на место, в надежде спокойно пожить. Единственный, с кем Уайльд ищет встречи, это Дуглас. Но тот бросает его, когда Оскар больше не может приносить деньги в его карман.
Умер великий писатель 30 ноября 1900 года. Причина смерти – менингит.

Последнее пристанище Уайльд нашел на кладбище Пер-Лашез. На могиле всемирно скандального и известного эстета устанавливают сфинкса в честь его одноименного произведения.

Кирилл Смирнов

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ссылка на основную публикацию