Отец Вареньки в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

Бал на картине 1904 года: Wikipedia/Вильгельм Гаузе

Лев Николаевич Толстой всемирно известен прежде всего объемными литературными произведениями. Однако короткие рассказы давались ему ничуть не хуже. Один из них — «После бала». Краткое содержание непременно стоит прочитать, чтобы понять авторский посыл и оценить глубину творчества великого писателя.

«После бала»: краткое содержание

В 1870-х Толстой пребывал в глубоком духовном кризисе, пытался отыскать жизненные ориентиры и путь к Богу. С тех пор его остро интересовали проблемы взаимоотношений между людьми. Одно из произведений, которое написал после кризиса Толстой, — «После бала». Краткое содержание рассказа даст общее понимание о его сюжете и моральных вопросах, которые так волновали автора:

  • Рассказ «После бала» сразу переносит читателя в центр событий. Между друзьями завязывается разговор о том, что человеку сначала нужно изменить среду, и лишь тогда он и сам сможет меняться. Именно общество, считает один из собеседников, формирует сознание каждой личности, устанавливает, что хорошо и что плохо.

Но у Ивана Васильевича другой взгляд на этот счет. И в доказательство своей точки зрения у него была история.

  • Иван Васильевич был молод и учился в провинциальном университете. Его жизнь сопровождалась весельем с друзьями, балами, шампанским и общением с барышнями. Но одна девушка — красавица Варенька — смогла пробудить в нем настоящую любовь.

На Масленицу губернский предводитель устроил праздничный бал. Опьяненный любовью, Иван Васильевич только и делал, что танцевал с Варенькой. Все вокруг обращали на нее внимание — и мужчины, и женщины.

Был на балу и ее отец — полковник Петр Владиславович. Он превосходно выглядел, был красивым и статным. Хозяйка дома уговаривала его исполнить танец с дочерью. Сначала он отказывался, говоря, что разучился танцевать, но затем с улыбкой взял Вареньку за руку и повел в такт музыке.

Присутствующие с восторгом наблюдали за парой, смотрел и Иван Васильевич. Любовь разлилась в нем, и даже Петр Владиславович вызывал у него нежное восхищение.

Отец Вареньки в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)Бал: YouTube/ИНФОУРОК

  • Вернувшись с бала, Иван Васильевич не мог спать. Любовь и счастье переполняли его. На улице уже светало, и, не снимая мундира, он пошел бродить по улицам. Дом Вареньки был на краю города у большого поля. Оказавшись у него, Иван Васильевич заметил вдалеке черную толпу и услышал музыку, доносящуюся оттуда. По замерзшей дороге он отправился туда.

Подойдя ближе, увидел солдат в черных мундирах, построенных в два ряда. Барабан и флейта выдавали неприятную мелодию. От кузнеца, который стоял рядом, Иван Васильевич узнал, что солдаты гоняли татарина за дезертирство.

Он остался смотреть за процессией: двое солдат вели раздетого по пояс человека, а остальные по очереди били его палками по спине. Следом за татарином шел высокий военный, в котором Иван Васильевич узнал отца Вареньки. Татарин просил о милости, но солдаты все сильнее хлестали его шатающееся окровавленное тело.

Полковник твердым шагом следовал за преступником. Вдруг он быстро подошел к одному из солдат и с криками ударил по лицу за то, что тот недостаточно сильно бил дезертира. Командир приказал подать новых шпицрутенов и в этот момент встретился взглядом с Иваном Васильевичем, но сделал вид, что не знает его.

  • От этого зрелища Ивана Васильевича окутала непреодолимая тоска и чувство стыда. Он никак не мог понять, хорошо или плохо то, что он увидел. Все происходило так, будто это необходимо. Так, может, они знают что-то, чего не знал Иван Васильевич? Он так и не узнал этого, поэтому и не поступил на службу — ни военную, ни какую-либо другую.

С того дня любовь к Вареньке постепенно сходила на нет. Оказываясь рядом с ней, он вспоминал про полковника и поддавался неприятным чувствам, пока и вовсе не разлюбил.

Отец Вареньки в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)Наказание: YouTube/ИНФОУРОК

«После бала»: анализ произведения

На проблемы нравственности всегда обращал внимание Толстой. «После бала» — яркий тому пример. Чтобы понять глубину авторского замысла, скрытого в произведении «После бала», кратко обозначим его литературные особенности:

История написания

У произведения любопытная история создания. «После бала» — это вовсе не выдумка, а основанный на реальных событиях рассказ.

Брат писателя Сергей Николаевич горячо влюбился в девушку Вареньку и уже собирался просить ее руки. Отец Вареньки был военным градоначальником, и однажды Сергею пришлось увидеть его жестокое обращение с беглым солдатом.

То зрелище настолько поразило молодого человека, что он быстро охладел и расхотел жениться.

Лев Толстой несколько лет вынашивал идею для будущего произведения. Он написал рассказ в 1903 году, однако опубликовали его уже после смерти Толстого — в 1911-м. Не мог автор определиться и с подходящим названием. Были разные варианты:

  • «Рассказ о бале и сквозь строй».
  • «Отец и дочь».
  • «А вы говорите…».

Название, на котором остановился Лев Толстой, — «После бала» — выбрано не зря. В нем подчеркнута парадоксальность жизни: веселье и лоск сменяются суровой действительностью, как и за блестящей внешностью часто прячется жестокость.

«После бала»: жанр и композиция

Произведение «После бала» по форме — рассказ, на что указывают его характеристики:

  • небольшой объем;
  • короткий временной отрезок — события укладываются в одну ночь;
  • одна сюжетная линия, в центре которой один персонаж — рассказчик.

Однако Толстой использовал необычный прием и создал рассказ в рассказе. Благодаря этому произведение охватило сразу две эпохи:

  • конец ХIX века, когда уже взрослый герой предается воспоминаниям;
  • 1840-е годы — времена молодости рассказчика.

Этим приемом автор подчеркнул, что с течением времени обычаи и быт могут меняться, но глобальные нравственные проблемы остаются неизменными.

Специфика композиции рассказа заключается в том, что он незримо разделен на две части:

  1. Первая часть погружает в сияющую обстановку бала. Читатель проникается яркой атмосферой, буквально чувствует огонь любви, горящий в главном герое.
  2. Во второй части, описывающей наказание беглого солдата, настроение резко меняется. Со страниц исходит тяжесть и уныние, которые испытывает персонаж.

Отец Вареньки в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)Варенька с отцом: YouTube/MyBook

«После бала»: герои

Прежде чем приступить к анализу авторского посыла в рассказе «После бала», характеристика героев поможет лучше понять суть истории:

  • Рассказчик Иван Васильевич наделен эмпатией и чутким сердцем. Он способен на искренние чувства, умеет сопереживать и не остается равнодушным к чужому горю. Очевидно, что этого героя Толстой писал с большой симпатией и именно через него транслировал свои идеи.
  • Варенька наделена только положительными чертами: она умна, красива и интересна. Однако ее персонаж в истории играет второстепенную роль, помогая раскрыть основных героев.
  • Куда более важное место в повествовании занимает отец Вареньки — Петр Владиславович. Уважаемый человек и хороший семьянин, который безумно любит дочь. Толстой отметил: полковник носит самодельные сапоги, чтобы позволить Вареньке туалет для выхода в свет. Но насколько Петр Владиславович нежен с дочерью, настолько жесток с солдатом-дезертиром.

Портреты персонажей передают взгляды самого автора на мир, в частности — на любовь и жестокость.

Проблематика и основная идея

В рассказе «После бала» автор размышляет о сути таких вещей, как честь, справедливость и человечность. В центре его внимания — неоднозначный образ полковника.

Респектабельный и привлекательный внешне мужчина поражает рассказчика зверским поведением, своей закулисной жизнью.

Толстой разоблачает лицемерие, свойственное свету, указывает, что под маской благодушия и блестящих манер скрывается ужасная изнанка.

Главный герой видит другую сторону полковника. Он не в состоянии принять такую жестокость и не хочет становиться частью этого зла. Поэтому делает внутренний выбор и отказывается от личного счастья.

Через рассказчика автор передает главную мысль. Да, человек не всегда может сам изменить мир и повлиять на обстоятельства. Но каждый должен сделать выбор, быть ли ему причастным ко злу или всегда оставаться честным с собой.

Рассказ «После бала» показывает, что Лев Толстой мастерски владеет коротким жанром и на нескольких страницах способен рассмотреть глобальные, вечные темы.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1877716-posle-bala-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

Отец Вареньки в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой) | Литерагуру

(353 слова) “После бала” — рассказ известного писателя Льва Николаевича Толстого о том, как всего лишь один случай способен изменить наше представление о мире. В этом произведении фигурирует персонаж Пётр Владиславич, отец Вареньки и полковник, о котором мы расскажем подробнее.

В первый раз мы встречаем Петра Владиславича на балу. Он красив, прекрасно сложен, имеет приятную внешность — румяное лицо, высокий рост, ласковую улыбку.

Полковник очень любит свою дочь Вареньку, готов ради неё на всё — даже станцевать мазурку, когда не хочется: “Надо всё по закону”. Танцует он прекрасно — бодро, с блеском в глазах, хоть уже и не молодой.

Смотря на них, рассказчик испытывает восторженное умиление, потому что заметно, что чувства отца искренние и трогательные.

Также он замечает следующую деталь — что отец носит “немодные” четвероугольные сапоги, а не острые, чтобы сэкономить деньги на обеспечение дочери, чтобы она ни в чём не нуждалась. После танца “с некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб”. Эта сцена пронизана любовью, читатель не может не заметить её.

Но когда рассказчик случайно встречает Петра Владиславича после бала, тот становится будто другим человеком. Выполняя свои должностные обязанности, он гонит татарина с изуродованной от насилия спиной за дезертирство.

Читайте также:  Тема жизни и смерти в русской лирике

Сначала нам кажется, что ему неприятна эта ситуация, ведь, когда его спутники били палкой пленного, он “шёл подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу”.

Но потом происходит следующее — полковник в гневе начинает бить одного из солдат по лицу из-за того, что он плохо избивает заложника. Заметив рассказчика, он делает вид, будто его не замечает, и быстро отворачивается. Очевидно, это потому, что ему стыдно.

Эта ситуация пугает рассказчика. Он пытается найти Петру Владиславичу оправдания, ссылаясь на то, что не владеет полной информацией, но уверенные действия полковника и солдат убеждают его в обратном. Эта сцена определяет всю его жизнь. Он не смог стать военным или поступить на любую другую государственную службу.

Таким образом, отец Вареньки — пример того, как люди ведут двойную жизнь, обманывая близких и самих себя. В начале он представляется нам как хороший отец, который любит свою дочь, а потом как злой тиран, заставляющий других страдать.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение: Образ полковника в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой) – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Одним из главных героев в рассказе «После бала» является полковник, отец Вареньки. Петр Владиславович — собирательный образ военного николаевской эпохи, который вобрал в себя все пороки военного сословия. Автор с его помощью выразил свое осуждение в адрес тех людей, которые зарабатывают на жестокости и смерти.

Произведение Льва Николаевича Толстого «После бала» − это рассказ от лица Ивана Васильевича, влюблённого в Вареньку. Герой знакомится с её отцом на балу. Звучит приятная музыка, кружат в танце пары. Отец Вареньки настроен очень благожелательно.

Он уже в годах, но его отличают стать, подтянутость, красота. У него «выправка старого служаки». Пётр Владиславович нравится рассказчику, вызывает его уважение. Полковник вежливо и учтиво говорит с дамами, проявляет галантность.

Особенно ласков он с дочерью: видно, что отец гордится Варенькой, любит её всей душой и терпит некоторые лишения, чтобы его наследница ни в чём не нуждалась. Не случайно рассказчик обращает внимание на сапоги полковника, вышедшие из моды.

Когда полковник танцует с Варей, весь зал следит за ними взглядом. Это прекрасная пара родных людей. Пётр Владиславович забывает о своём возрасте и положении и просто ведёт дочь в танце.

Казалось бы, эта картина является идеальной. Но бал проходит, наступает утро. Полковник снимает парадную одежду и возвращается к своей работе. У него та же твёрдая походка, то же румяное лицо, те же пышные бакенбарды и усы.

А куда подевалась его обходительность? Пётр Владиславович сначала равнодушно наблюдает за избиением палкой беглого солдата, потом вмешивается сам. Ему кажется, что виновного наказывают недостаточно сурово. Теперь на лице его маска гнева и досады.

«Старого служаку» не трогают просьбы и мольбы татарина: «Братцы, помилосердуйте!». Однако, увидев рассказчика, он злится. Наверное, ему не хотелось бы предстать перед знакомым человеком в неприглядном виде. С другой стороны, полковник ни минуты не сомневается в своей правоте.

Его уверенность даже передаётся Ивану Васильевичу, но тот всё равно чувствует горечь и тоску. Постепенно любовь рассказчика к Вареньке угасает.

Так какое же из двух лиц настоящее? Почему любящий отец вдруг стал безжалостным зверем? Это можно объяснить влиянием обстоятельств. Полковник просто выполняет свой служебный долг.

Виноват скорее не он, а закон, в котором офицерам разрешено избивать солдат, унижать их честь и достоинство. Для армии времён Николая Первого это было типично. Пётр Владиславович руководствовался своими представлениями о долге и мнением общества.

У него не было сомнений в правильности предписанных норм, поэтому он никогда и не назвал бы себя плохим человеком. Таковы жестокие нравы общества, в котором тогда приходилось жить.

Но это не значит, что нужно руководствоваться только общепринятыми правилами, и Иван Васильевич демонстративно отказывается от военной службы, чтобы жить за счет страданий и унижений простых солдат.

ПредыдущаяСледующая

Образ и характеристика Полковника в рассказе После бала Толстого сочинение

Полковник Петр Анисимович является самым противоречивым персонажем в произведении «После бала». Но, как известно, любовь отца бывает слепа.

Впервые читатель встречается с Петром Анисимовичем в прекрасной обстановке праздничного бала. Он блестяще вписывается в атмосферу праздника в своем парадном мундире, с наградами на груди. Он красив, статен и высок, не смотря на почтенный возраст. Несмотря на это, выправка мужчины бросалась в глаза.

Полковник почтителен с дамами, рассудителен с мужчинами. Особенное внимание всех на балу привлекает его отношение к дочери. На виду у всех он целует дочь в лоб, не скрывая своей большой отцовской любви. Их танец приковывает внимание общественности своей искренностью и простодушием. Он любит свою дочь, он гордится ею.

Как же трогателен момент, когда автор обращает внимание читателя на сапоги полковника, изношенные и вышедшие из моды. Становится понятно, что отец  жертвует всем ради любимой дочери. Именно так появляется представление о Петре Анасимовиче, как о достойном отце и члене общества.

Однако автор быстро разочаровывает трепетного читателя.

Затем наступает момент произведения, дающий название всему произведению – после бала. Именно здесь мнение читателя об отце Вареньки меняется в противоположную сторону. На следующий день Петр Анисимович снимает парадный мундир и возвращается к своим прямым обязанностям.

Но кажется, что вместе с мундиром снял он и все свои человеческие положительные качества. Человеческих чувств в нем не наблюдается. Походка его стала твердой и уверенной, а глаза заблестели яростью и равнодушием одновременно. Без зазрений совести руководил он избиением татарина.

Да-да, это был тот же самый человек, что и на балу.

Он не только равнодушен к страданиям человека, но и готов жестоко наказать того, кто недостаточно сильно бьет татарина. Своих подчиненных он морально опускает и унижает  в гневе. Именно такое лицо наблюдает главный герой произведения, встретившись с отцом Вареньки.

Стоит ли винить этого человека? Ведь, по сути, он выполнял свой долг, который предписан указаниями свыше. Виноват не полковник, а государство, которое создает такие указы. Сам же Петр Анисимович не осознает своей вины, он лишь работник, исполняющий обязанности работодателя.

Лев Николаевич Толстой в этом произведении умело совместил, казалось бы, несовместимые качества человека. Рассказ «После бала» заставляет задуматься о смысле человеческой жизни, над его поступками и эмоциями.

Сочинение Полковник – отец Вареньки

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» открывает перед читателями многие нравственные вопросы. Каким должен быть человек? Возможно ли изменить свое отношение к человеку за короткое мгновение? В какой момент нас ждет разочарование и, действительно, ли мы можем доверять людям и не ошибаться в них?

В начале рассказа Толстого перед нами предстает веселый, добродушный, уверенный в себе полковник, отец Вареньки. Для героя рассказа, влюбленного в дочь полковника, он является идеалом отца, семьянина.На балу мы видим полковника в разгаре веселья. Это был нежный и заботливый отец.

Он с большой любовью относится к своей дочери, нам видны его искренние чувства, забота, безграничная любовь, искренние теплые взаимоотношения между отцом и дочерью. По поступкам героя мы замечаем, что он все делает для своей дочери, чтобы она выглядела лучше всех. Сам он не заботится о своем внешнем виде.

Ивану кажется, что это связано с тем, что все заработанные средства он тратит на Вареньку. Герою рассказа приятно находиться рядом с этими людьми, он восхищен Варенькой и влюблен в нее без памяти. Он счастлив, и счастье его не имеет границ.

Думаю, что, глядя на семью полковника, чувства Ивана еще более усилились. Им овладел восторг.

Но переломным моментом для героя явилась встреча с полковником после бала. После окончания бала перед нами предстает полковник в совершенно другой роли. Теперь перед нами расчетливый человек.

Мы видим картину жестокого обращения с солдатом. Бедного человека прогоняют через строй, где каждый солдат должен был ударить его палкой. И всем этим руководил отец Вареньки.

Куда же пропал тот весельчак, который отплясывал на балу?

Теперь перед нами предстал полковник в совершенно другом облике. Человек, пользующийся своим должностным положением, жестокий и властный. Конечно, чувства нашего героя после увиденного исчезли. Его безграничная любовь улетучилась после увиденного.

Толстой в рассказе показал своим читателям о тех несправедливостях общества, которые тянут его вниз. К сожалению, эти пороки есть и в современном обществе. Рассказ заставляет нас задуматься об отношениях людей, о справедливости и честности, о выполнении своего долга перед людьми и народом.

Вариант 3

Основой рассказа «После бала» Льва Толстого стала реальная история. Этот случай произошел с его старшим братом, а событие поразило и самого Льва Николаевича. В своем творчестве писатель всегда уделял огромное внимание поискам нравственности, поэтому образ Полковника, описанный в произведении «После бала», заслуживает особого внимания.

Читайте также:  Анализ песни Высоцкого «Парус»

С этим действующим лицом нас знакомит герой рассказа Иван Васильевич, рассказывая историю своей влюбленности. Рассказчик говорит о Вареньке и её отце с нежностью и восторженностью. Описывает полковника с чувством глубокого уважения.

Полковник представлен нам высоким, красивым, статным и крепким человеком пожилого возраста. Галантный кавалер, настоящий аристократ и это подчеркивается его ласковой и неторопливой речью.

Когда он танцует с дочерью, то все вокруг любуются им и восхищаются. Главному герою он кажется обходительным и внимательным, а еще очень экономным.

Чтобы вывозить в свет и модно одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог и это умиляет рассказчика.

После бала влюбленный молодой человек не может уснуть и отправляется на прогулку. В поле, недалеко от дома Вареньки, он становится свидетелем жуткого избиения татарина – беглого солдата.

Человека, оголенного по пояс и привязанного к двум солдатских ружьям, вели через строй. Он дергался всем телом под ударами палками и молил бивших его солдат о милосердии. Сопровождал шествие ни кто иной, как отец Вареньки.

Он следил за тем, чтобы солдаты не пропускали удары и били со всей силы.

«Будешь мазать?», – еще долго звучал в голове Ивана Васильевича гневный и самоуверенный голос полковника. Любящий отец и ласковый, добродушный человек внезапно превратился в жестокого и бескомпромиссного изверга.

Двуличность полковника так поразила главного героя, что ему становилось неловко при встрече с Варенькой и её отцом. Он решает не идти на военную службу, и это решение полностью меняет его жизнь. Любовь постепенно уходит.

Остается вопрос: а, может быть, полковник был прав?

Иван Васильевич вспоминает эту историю и рассказывает своим собеседникам, как может один случай перевернуть всю жизнь.

← Характеристика и образ Натальи Савишны в повести Детство
← Образ и характеристика Тихона Щербатого в романе Война и мир↑ Толстой ЛевХарактеристика и образ Платона Каратаева в романе Война и мир →
Характеристика и образ Анны Павловны Шерер в романе Война и мир →

Характеристика главных героев рассказа Л.Н. Толстого «После бала» ℹ️ описание образов действующих персонажей, идеалы и отношения

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей.

Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника.

В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите».

Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н.

Толстого» в 1911 г.

Подробнее: Л.Н. Толстой «После бала»: история создания рассказа

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя – Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б.

, в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване.

Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания.

Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги.

В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города.

По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина.

Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Подробнее: Л.Н. Толстой «После бала»: сюжет и краткое содержание рассказа

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники.

Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы».

Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения.

Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть.

Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию.

Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Главные герои

Иван Васильевич

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека.

Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий.

Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Подробнее: Иван Васильевич: характеристика и образ героя

Варенька

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Подробнее: Варенька: характеристика и образ героини

Отец Вареньки

Полковник Пётр Владиславович – заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству.

Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве – великому нравственному закону Христа.

Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Подробнее: Отец Вареньки: характеристика и образ героя

Сочинение про Ивана Васильевича

При чтении работ знаменитого русского писателя Толстого удивляешься тому, какой талант и колоссальное чувство слова было скрыто в этом человеке. Его труды составляют ряд гениальных произведений русской литературы. Одним из таких творений является рассказ «После бала», основанный на событиях, происходящих в реальности в то время. Ведь все это происходило с братом писателя.

Главный персонаж — Иван Васильевич, который отрицает, что для того, чтобы совершенствоваться, необходимы совсем другие условия жизни. И рассказывает свою жизненную историю, которая полностью изменила его судьбу. Действие происходит в 40-е годы XIX века. Он в то время учился в университете и все свободное время проводил в веселье.

Читайте также:  Татьяна в романе «Евгений Онегин»: сочинение

И так как наш герой был приятной внешностью, то он с огромным удовольствием посещал торжества и балы. Вот как раз об одном из таких вечеров и повествует Иван Васильевич, который в то время был влюблен к Вареньке. Девушка была хороша собой, и поэтому он не мог налюбоваться на нее.

В сторону остальных барышень он даже и не смотрел, и все время танцевал только с Варенькой.

Здесь мы видим, как счастлив человек, причем это счастье было настоящее. Иван Васильевич обнимал мир любовью и боялся, что все может рухнуть в один момент.

На балу он даже не мог и думать о том, что существует зло и жестокость. Когда он пошел к дому Вареньки, наполненный светлим чувством, то вдруг увидел, как солдаты наказывали беглого татарина.

Его потрясло, с какой силой и жестокостью сыпались удары на спину этого человека.

Но больше всего он был удивлен и не мог поверить, что этими солдатами руководил отец его любимой девушки, которым он похвалялся. Ивану Васильевичу было стыдно за то, что этот человек на самом деле оказался таким бессердечным.

Вскоре после случившегося наш герой поменял планы о поступлении на военную службу. Он поменялся нравственно. Иван Васильевич совершенно по — другому начал смотреть на мир и окружающих людей. После этого все высокие чувства у него пропали.

Таким образом, автор на образе данного героя показал, как в человеке может пробудиться совесть и чувство ответственности за ближнего.

Цитаты

(Михаил Верхоланцев. Иллюстрация к рассказам о любви Л. Толстого. Изд. Радуга, СССР, 1989)

«Человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае». Иван Васильевич.

«Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра». Иван Васильевич.

«Ну, все равно, пройдитесь теперь вы с ней». Полковник.

«Татарина гоняют за побег». Кузнец.

Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердствуйте. Братцы, помилосердствуйте». Автор.

Подробнее: Л.Н. Толстой «После бала»: цитаты героев и автора рассказа

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

  1. Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;
  2. Музыка приобретает противный и ужасающий ри — «неприятная, визгливая мелодия»;
  3. Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;
  4. Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа – противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал – праздник молодости, любви и красоты.

Он проходит в последний день Масленицы – Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения.

Затем – тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва – инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

Идея

Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое.

Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов.

Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

Характеристика Полковника на балу и после бала (После Бала)

В основе сюжетной линии рассказа Л.Н. Толстого «После бала» лежит история из жизни, случившаяся с очевидцем событий.

Образ и характеристика Полковника на балу и после бала раскроет двуличность главного персонажа, обнажив его истинную сущность. Характеристика полковника Б происходит через призму восприятия его Иваном Васильевичем.

Он акцентирует внимание на том, как разительно отличается внешний вид и поступки полковника на балу и после него.

Полковник Б – Петр Владиславович Б. Центральный персонаж рассказа. Отец Вареньки.

Семья

Его семья жена и дочь Варенька. Проживали они в провинциальном городе, в добротном доме. В дочери полковник души не чаял. Все деньги уходили на нее. Балы, дорогая одежда требовали немалых денежных вложений. Отказывая себе во всем, он старался, чтобы дочь ни в чем не нуждалась. Примерный отец и семьянин. Он казался образцом для подражания, вызывая невольную зависть.

Внешность

Высокий, статный мужчина в возрасте. Румяное лицо с подвитыми усами. Аккуратные бакенбарды. На лице всегда блуждала ласковая улыбка. Взгляд блестящих глаз открыт. Походка твердая, уверенная. Он располагал к себе, вызывая невольное уважение и почитание.

Одежда

Петр Владиславович всегда носил форму. Увидеть его в штатском большая редкость. Мундир полковника безупречен. Сапоги хороши, но давно вышли из моды. Сбитые, без каблуков. С острыми, четвероугольными носками. На руках черные замшевые перчатки.

На балу

На очередном балу, куда полковник привез дочь, он, как всегда, был галантен и учтив. Было видно, какие у них с дочерью доверительные отношения. Он казался искренним, всем поведением и видом показывая любовь к Вареньке. Когда они кружили по залу, с них не сводили глаз. За этой парой приятно было наблюдать.

Полковник любил танцевать. Несмотря на преклонный возраст, старался не пропускать подобных мероприятий. Иван Васильевич, рассказчик, при первой встрече с бравым военным, был очарован им, как и другие. Все изменилось, когда ему пришлось увидеть полковника во время службы. Произошла эта встреча уже после бала.

После бала

Праздник закончился. Гости разошлись. После бала сон не шел. Эмоции переполняли Ивана Васильевича. Он направился к дому Вареньки и невольно стал свидетелем неприглядного зрелища, где главная роль была отведена полковнику. На этот раз, уже без парадного мундира, он выполнял свои непосредственные обязанности.

Перемены были разительны. Он изменился не только внешне, но и внутренне. В нем не осталось ничего человеческого. Наказанию подвергся солдат, пытавшийся совершить побег. Полковник оставался глух и нем к его мольбам о пощаде. Ему казалось, что он недостаточно наказан. Его гнев обратился на подчиненных. Он орал на них, унижал, заставляя причинить еще большую боль провинившемуся солдату.

Увидев Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что не узнал его. Отвернулся и продолжил свое грязное дело. Трудно представить, что еще недавно он нежно щебетал с дочерью, был галантен с дамами, шутил и смеялся, радуясь жизни. Сняв маску с лица, он принял истинный облик, который тщательно скрывал.

Кто виноват в случившемся

Что за человек на самом деле полковник? Садист или жертва сложившихся обстоятельств? Петр Владиславович не считал себя виноватым. Он выполнял свою работу. В то время палочная дисциплина для армии была нормой. Так было принято. Характер этого человека формировало общество, окружавшее его. Жестокий век с его нравами калечил души людей, превращая их в моральных инвалидов.

Другие материалы по рассказу:

  • Краткое содержание
  • Образ и характеристика Ивана Васильевича
  • Образ и характеристика полковника до и после бала
  • Образ и характеристика Вареньки
Ссылка на основную публикацию