Анализ песни Высоцкого «Парус»

25.01.2019 Анализ песни Высоцкого «Парус»

Сколько всего написали о Владимире Высоцком и когда он жил, особенно же – после его кончины. И про особенности его образа жизни, и про музыкальные, литературные и исполнительские качества его песен, звучавших буквально на крике, хрипе, рыдании. И все-таки не только в годы соцреализма, когда на фоне приглаженной эстрады эти песни корябали слух, заставляли остановиться и обратить на них внимание, но и сейчас, когда от многообразия исполнителей мелькает в глазах, а уши перестают различать производимый ими шум, написанные десятилетия назад слова Высоцкого почему-то вновь «цепляют» людей. И почему в его стихах и песнях, которые написаны и исполнены в годы государственного атеизма, столько слов о Боге, церковных понятий, обращений к Господу практически с молитвами? Это желание выделиться из тогдашней сугубо безбожной среды или след его трудного, сопряженного со многими ошибками и падениями поиска истины? В день рождения Высоцкого предлагаем вниманию наших читателей попытку осмыслить его творчество с точки зрения православной веры. А что думаете об этом вы?

Глубокий философский смысл заложен во многих песнях, стихах. Не зря на них так ссылаются, цитируют многие крылатые фразы известнейших песен. Удивительно, что в советские годы гонений на христианство, Высоцкий довольно часто осмеливался не только упоминать Бога, но и его прославлять.

  • Сколько чудес за туманами кроется – Ни подойти, ни увидеть, ни взять, – Дважды пытались, но Бог любит Троицу –
  • Глупо опять поворачивать вспять.

Приятно, что сохранились фотоснимки Высоцкого с крестиком на шее, а также такие, на которых Владимир Семёнович стоит среди людей на фоне Распятия.

Согласно рассказам очевидцев, у Высоцкого в доме были не только иконы и кресты, но и молитвословы, Священное Писание, другие церковные книги.

Сколько людей в безбожные годы было крещены тайно – иные сами об этом не знают, но сын Владимира Высоцкого Аркадий подтверждает факт крещения его отца на территории Армении.

Неспроста Владимиру Высоцкому доставались порой роли не только положительных, но и верующих героев.

В фильме «Служили два товарища» Владимир Высоцкий играл поручика Брусенцова, который венчался со своей женой.

В фильме «Плохой хороший человек» снова же герой Высоцкого зоолог Николай Васильевич фон Корен на вопрос дьякона Победова о вере в Бога смело и уверенно отвечал, что верит и знает заповеди.

Анализ песни Высоцкого «Парус»

Выражение «Спасите наши души» встречается у него в трех разных песнях. Высоцкий верил в бессмертие души, поэтому пел так неоднократно. В песне «Дом хрустальный» есть обращение к Господу за помощью. Автор верит, что Всевышний его не оставит в час трудный.

  1. Если беден я, как пес – один, И в дому моем – шаром кати, – Ведь поможешь Ты мне, Господи,
  2. Не позволишь жизнь скомкати!

В песне «На мой на юный возраст не смотри» упоминается сюжет из Священного Писания о том, как Спаситель был предан распятию (Мф. 26:14-16; Лк. 22:1-6).

  • На мой на юный возраст не смотри, И к молодости нечего цепляться, Христа Иуда продал в тридцать три,
  • Ну, а меня продали в восемнадцать.

Этот же сюжет имеется и в песне о фатальных датах и цифрах, в которой упоминается шестая заповедь – Не убий (Исх. 20:13).

А в 33 Христу – Он был поэт, Он говорил: «Да ни убий!» Убьешь – везде найду, мол.

Но – гвозди ему в руки…

Анализ песни Высоцкого «Парус»

В песне «Вершина» из фильма «Вертикаль» есть слова о молитве. Всегда были люди, не верившие во Всевышнего, но в трудную минуту они всё же обращались к Нему. Даже в наше время, когда столько возможностей быть верующим человеком, всё равно встречаются люди, которые только в самые опасные моменты вспоминают о Боге.

  1. В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала, – Надеемся только на крепость рук, На руки друга и вбитый крюк –
  2. И молимся, чтобы страховка не подвела.

Анализ песни Высоцкого «Парус»

Песня о друге – олицетворение евангельских слов: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою” (Ин. 13:34–35).

  • Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг,
  • а так;
  • Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, – Парня в горы тяни –
  • рискни!
  • Не бросай одного его: Пусть он в связке в одной с тобой –
  • Там поймешь, кто такой.

Анализ песни Высоцкого «Парус»

В песне акына на слова Андрея Вознесенского, которую Владимир Семёнович исполнял в спектакле «Антимиры», есть замечательные слова, обращённые к Господу. В этой песне отображается желание автора и исполнителя чаще иметь рядом с собой верного друга.

  1. Ни славы, и ни коровы, Ни тяжкой короны земной – Пошли мне, Господь, второго,
  2. Чтоб вытянул петь со мной.
  3. Прошу не любви ворованной, Не милости на денек – Пошли мне, Господь, второго,
  4. Чтоб не был так одинок.

Анализ песни Высоцкого «Парус»

Апостол Павел в Первом послании к Фессалоникийцам (5:17-18) учил: «Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

Самой лучшей песней Высоцкого на христианский мотив можно считать песню лётчика, в которой столько обращений ко Всевышнему. По выражению одной слегка пожилой глубоко верующей прихожанки, эта песня «царапает» за душу.

Песня исполнена от лица верующего патриота, который готов сражаться за Родину до последнего. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13).

  • Архангел нам скажет: «В раю будет туго!» Но только ворота – щелк, – Мы Бога попросим: «Впишите нас с другом
  • В какой-нибудь ангельский полк!»
  • И я попрошу Бога, Духа и Сына, – Чтоб выполнил волю мою: Пусть вечно мой друг защищает мне спину,
  • Как в этом последнем бою!
  • Мы крылья и стрелы попросим у Бога, – Ведь нужен там ангел-ас, – А если у них истребителей много –
  • Пусть пишут в хранители нас!

В одной из известнейших песен «Я не люблю» слова просто берут за душу. Автор показал свою любовь ко Спасителю, Которого распяли невиновным. Господь грехи наши вознёс Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Пет. 2:24). Когда я вижу сломанные крылья –

  1. Нет жалости во мне, и неспроста: Я не люблю насилье и бессилье, –
  2. Вот только жаль распятого Христа.

Анализ песни Высоцкого «Парус»

Песня о слухах сейчас особенно актуальна, когда много есть сплетников – любителей нарушать девятую заповедь «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Автор-исполнитель обличает этот порок человеческий и призывает людей задуматься над своими словами, за каждое из которых будет дан ответ Всевышнему.

Сколько слухов наши уши поражает. Сколько сплетен разъедает, словно моль!

  • ……
  • Словно мухи, тут и там Ходят слухи по домам, А беззубые старухи
  • Их разносят по умам!

В песне «Лирическая» автор даёт понять, что счастье не в богатстве. Ведь, как известно из Евангелия, «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк. 10:25).

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, Если терем с дворцом кто-то занял!

Анализ песни Высоцкого «Парус»

В Евангелии написано: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Есть песни у Высоцкого и с покаянными мотивами. Он знал о своих грехах и хотел от них избавиться.

Парус! Порвали парус! Каюсь! Каюсь! Каюсь!

Моменты поиска Бога, поиска истины содержит баллада об уходе в рай. Человек, побывавший на краю пропасти на грани смерти, осознаёт и понимает, что жизнь дана всего один раз и она не вечна. Автор рассуждает о загробной жизни.

Земной перрон! Не унывай! И не кричи – для наших воплей он оглох. Один из нас поехал в рай, –

  1. Он встретит Бога там – ведь есть, наверно, Бог!
  2. ………
  3. Вот и сбывается все, что пророчится: Уходит поезд в небеса – счастливый путь! Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
  4. Не умереть, а именно – уснуть!

Итак, прощай, – звенит звонок! Счастливый путь! Храни тебя от всяких бед! А если там и вправду – Бог,

Ты все же вспомни – передай Ему привет!

Анализ песни Высоцкого «Парус»

В песне «Райские яблоки» первая строка «Я когда-то умру – мы когда-то всегда умираем» напоминает, что в свое время оставит всякий человек земную жизнь, и душа его попадёт в мир иной. Вся песня проникнута поиском Бога. Этой песней Высоцкий показал, что думает не только о материальных земных благах, но и рассуждает о бессмертии души.

Читайте также:  Может ли быть человек жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?

«Финальная песня» открывается словами, похожими на те, что мы читаем в самом начале Евангелия от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В следующих строках говорится о Сотворении Мира (Быт.

1:6-7): «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет он воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая по твердью, от воды, которая над твердью. И стало так».

Высоцкий об этом пел следующее:

  • Сначала было Слово печали и тоски, Рождалась в муках творчества планета, – Рвались от суши в никуда огромные куски
  • И островами становились где-то.

Анализ песни Высоцкого «Парус»

Самой уникальной песней на христианскую тематику следует назвать «Купола», которая была написана для фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», но использована не была, зато стала актуальна сейчас. Русь издавна называли Святой, о вере людей столетия назад и ныне свидетельствуют золотым блеском на фоне неба купола храмов.

  1. В синем небе, колокольнями проколотом, – Медный колокол, медный колокол – То ль возрадовался, то ли осерчал… Купола в России кроют чистым золотом –
  2. Чтобы чаще Господь замечал.
  3. Душу, сбитую утратами да тратами, Душу, стертую перекатами, – Если до крови лоскут истончал, – Залатаю золотыми я заплатами –
  4. Чтобы чаще Господь замечал!

Песня «Случай на таможне» объективно повествует об обстановке в стране в годы гонений на веру. Сколько тогда церковных ценностей было вывезено за границу…

  • Таскают – кто иконостас, Кто крестик, кто иконку, – И веру в Господа от нас
  • Увозят потихоньку.
  • «Песня о времени» наполнена глубокой мудростью –
  • Ныне, присно, во веки веков, старина, – И цена есть цена, и вина есть вина, И всегда хорошо, если честь спасена,
  • Если другом надежно прикрыта спина.
  • Чистоту, простоту мы у древних берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остается добром –
  • В прошлом, будущем и настоящем!
  • В песне «Мы из породы битых, но живучих» упоминается не только Бог, но и ветхозаветные сюжеты, насколько их знал и помнил Высоцкий.
  • Что на Таганке той – толпа нахальная, У кассы давятся – Гомор, Содом!

……….

  1. Идут во МХАТ актеры, и едва ли Затем, что больше платят за труды. Но дай Бог счастья тем, кто на бульваре,
  2. Где чище стали Чистые пруды!

……….

Мы пара тварей с Ноева ковчега Два полушарья мы одной коры.

В.С. Высоцкий написал много песен на тему войны. Написал так, словно сам прошёл с боями по тем военным дорогам. Сейчас, когда ветеранов Великой Отечественной войны с каждым годом остаётся всё меньше, очень актуально четверостишие, написанное Высоцким ещё в далёком 1978 году:

  • Всё меньше вас, участники войны, – Осколки бродят, покидают силы. Не торопитесь, вы и не должны
  • К однополчанам в братские могилы.

Наверное, по Божьей воле Владимир Семёнович в 31 год выжил после клинической смерти и прожил с тяжёлой болезнью ещё более десятка лет, оставив по себе больший след, больше рассуждений и воспоминаний. За день до кончины Владимир Семёнович успел написать стихотворение, слова которого словно говорят о том, что он предчувствовал конец земно жизни.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ

Спасибо друг, что посетил последний мой приют. Постой один среди могил, почувствуй бег минут. Ты помнишь, как я петь любил, так распирало грудь,

  1. Теперь ни голоса, ни сил, чтоб губы разомкнуть.
  2. И воскресают, словно сон, Былые времена, И в хриплый мой магнитофон
  3. Влюбляется страна.
  4. Я пел и грезил, и творил – Я многое успел, Какую женщину любил!
  5. Каких друзей имел!

Прощай, Таганка и кино! Прощай, зеленый мир! В могиле страшно и темно,

  • Вода течет из дыр.
  • Спасибо, друг, что посетил Приют печальный мой. Мы здесь все узники могил,
  • А ты один живой.
  • Написано 23 июля 1980 года

Творчество Владимира Высоцкого – своеобразный «бунт», попытка противостояния в том числе атеистической эпохе ХХ века. Сколько бы ни было критики и замечаний в адрес некоторых моментов его творчества, всё же чувствуется попытка автора найти Истину. Все мы люди грешные, всем свойственно ошибаться.

Методом проб и ошибок Высоцкий оставил о себе глубокий след в памяти людей. За его смелые шаги говорить о Боге в годы воинствующего атеизма следует дать высокую оценку таким творческим порывам.

Даже в обычных светских песнях прослеживается высмеивание многих пороков человеческого общества, отображается противоречивый характер устройства мира, в котором идёт вечная борьба добра со злом.

Возвращаются все – кроме лучших друзей, Кроме самых любимых и преданных женщин. Возвращаются все – кроме тех, кто нужней.

  1. Я не верю судьбе, а себе – еще меньше.

Очень часто талантливые люди уходили из жизни преждевременно. Об этом вспоминал Высоцкий, когда писал стихотворение, посвящённое талантливому писателю, режиссеру и актеру, – «Памяти Василия Шукшина».

Смерть самых лучших намечает И дергает по одному. Такой наш брат ушел во тьму! – Не поздоровилось ему, –

  • Не буйствует и не скучает.

При анализе творчества Высоцкого складывается впечатление, что в его сознании ключом бурлили самые разные темы. Объём произведений, которые он оставил, прожив сорок с небольшим лет, свидетельствует, что он не сидел сложа руки, раз успел столько написать, спеть, выступить…

Как бы ни критиковали Высоцкого за его образ жизни, давайте вспомним разбойника, распятого вместе со Христом: «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Луки 23:42-43).

Евангелие показывает, как Господь принимает раскаявшихся.

Каким бы Высоцкий ни был при жизни, но он не оставил людям после себя зла, о чём свидетельствуют не только воспоминания всех, кто знал его лично, но и множество людей, проводивших Высоцкого в последний путь…

  1. Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу! Может, кто-то когда-то поставит свечу Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
  2. И веселый манер, на котором шучу…
  3. Александр КОРСАКОВ, учитель истории и обществоведения Видомлянской средней школы, пономарь церкви Тихвинской иконы Божией Матери (Ковалёво, г. Брест, Белоруссия)

Публикация газеты Брестской епархии «Духовный вестник» приводится в сокращении


Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

VIDEOMiN.ORG

2:16 Анализ песни Высоцкого «Парус» Владимир Высоцкий – Парус

2:16

344787

1:25 Анализ песни Высоцкого «Парус» ВЛАДИМИР Высоцкий – Парус

1:25

766187

1:22 Анализ песни Высоцкого «Парус» Парус или Песня беспокойства

1:22

598543

3:31 Анализ песни Высоцкого «Парус» Григорий Лепс – Парус (Official Video, 2004)

3:31

503941

7:01 Анализ песни Высоцкого «Парус» Григорий Лепс – Купола (Парус. Live, 2004)

7:01

830321

2:23 Анализ песни Высоцкого «Парус»

2:23

469052

1:10 Анализ песни Высоцкого «Парус» Владимир Высоцкий – Парус (Версия 2)

1:10

961093

1:21 Анализ песни Высоцкого «Парус» Высоцкий – Парус – А у дельфина взрезано брюхо винтом…

1:21

734350

7:11 Анализ песни Высоцкого «Парус» Владимир Высоцкий – Спасите наши души

7:11

692467

1:27 Анализ песни Высоцкого «Парус» Владимир Высоцкий – Парус (Караоке)

1:27

498909

1:16 Владимир Высоцкий – Порвали парус

1:16

328202

1:25

1:25

219529

1:36 Владимир Высоцкий “Парус”

1:36

130546

1:19

1:19

313692

1:25 Владимир Высоцкий – Парус (Песня беспокойства)

1:25

648541

1:21

1:21

116430

1:36 Владимир Высоцкий “Парус”

1:36

270155

1:24 Высоцкий Парус. Алексей Знаменский

1:24

718405

6:15 Дмитрий Самко – “Парус” – нокауты – Голос страны 8 сезон

6:15

492965

1:10 Владимир Высоцкий – Парус

1:10

401033

1:15 Владимир Высоцкий – Парус (cover by Dmitry Gulev)

1:15

178885

1:06 Владимир Высоцкий – Парус

1:06

558681

1:18

1:18

583320

3:13 Сергей Бабкин и Сергей Савенко – Парус (В.С. Высоцкий)

3:13

30205

56:44 Григорий Лепс – Парус /Весь Альбом/

56:44

735044

2:14

2:14

594643

1:50 Владимир Высоцкий – Парус

1:50

172235

История песни «Парус» – Владимир Высоцкий

В большинстве песен Владимира Семеновича Высоцкого четко прослеживается сюжетная линия. Многие из них исполняются от первого лица, заставляя слушателей отождествлять исполнителя с протагонистом.

 Но некоторые произведения легендарного поэта-песенника с трудом поддаются толкованию, и даже самому автору было нелегко объяснять их смысл. Таковой можно считать композицию «Парус».

Попробуем разобраться, о чем она.

История создания песни «Парус» Высоцкого

Вот что говорил Владимир Семенович о композиции:

Я вам спою сейчас песню, с которой я начинал свою деятельность в кино… Она звучала в таком кино, которое называется «Срочно требуется песня». А песня сама — песня-беспокойство. Под названием «Парус».

Читайте также:  Сочинение: Чем живёт Мцыри? (М.Ю. Лермонтов)

Подольск, 1977

Смысл песни «Парус» Высоцкого

Высоцкий рассказывал, о чем песня «Парус»:

В ней, в отличие от других моих песен, нет точного и твердого сюжета. Это песня беспокойства, песня о нашей сопричастности ко всему, что происходит в мире.

Любен Георгиев, «Владимир Высоцкий. Встречи, интервью, воспоминания»

[В песне «Парус»] нет сюжета, это просто набор беспокойных фраз, это о нашей причастности и ответственности за все, что происходит в этой жизни, в мире этом, на всем, теперь таком маленьком, нашем шаре…

«Монолог»

В ней нет никакого содержания, не ищите в ней никаких подтекстов. В ней есть набор беспокойных фраз — потому что время-то беспокойное, верно?

Ворошиловград, 1978

[Песню «Парус»] можно считать абстрактной… Но я в неё вкладывал вполне конкретное содержание… Это песня без сюжета, казалось бы, набор слов… Нет, это песня беспокойства… Это песня настроения.

Основную идею песни «Парус» Владимир Семенович также разъясняет в музыкальном видео.

Кавер-версии

Песню исполняли несколько известных артистов. Посмотрим видеоклип «Парус» Григория Лепса.

  • Послушаем также версию песни «Парус» Сергея Бабкина и Сергея Савенко.

Интересные факты

  • Издательство “Азбука” выпустило под названием “Парус” сборник стихов Владимира Высоцкого, написанных в период с пятидесятых по восьмидесятый годы.

Текст песни «Парус» – Владимир Высоцкий

А у дельфина взрезано брюхо винтом! Выстрела в спину не ожидает никто. На батарее нету снарядов уже.

Надо быстрее на вираже!

О динамике метафоры в поэзии в.с. высоцкого

О ДИНАМИКЕ МЕТАФОРЫ В ПОЭЗИИ В. ВЫСОЦКОГО.

Стоянов В.В.

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь, Россия

The article deals with the peculiarities of a metaphor’s dynamics as an element of poetic style in V. Vysotskiy’s poetry within the period of 60-70 years of the XX century: from a local metaphor to a metaphoric figurative devices and a poem-metaphor.

Nature, structure and metaphor’s functions are analyzed in the poems of different thematic groups.

«Поэзия двадцатого века дает новый простор «законам языка», почти безгранично, зачастую рискованно расширяет их свободу в деле формирования поэтического образа» [1], – это наблюдение относительно поэзии Б. Пастернака стало важной методологической позицией в нашей статье, где рассматриваются метафоры в поэзии В. Высоцкого.

Метафора как основной поэтический троп составляет сущность поэтической системы, формирует образные ряды произведения в единое целое.

Анализ природы, структуры, функционирования метафоры в тексте представляется делом не простым. Следует помнить положение Ю.

Лотмана о том, что установить замещаемое тропом является задачей иррациональной, ибо эффект тропа в том и состоит, чтобы выразить то, что иным способом выражено быть не может [3].

Для нас важно позиционирование метафоры в поэтике: «Русская поэзия давно и настойчиво приучает нас видеть в метафоре не только троп, не выразительный прием (этого слишком мало) – метафора, широко говоря, выступает как модель целого мира, с определенной позицией воспринимающего субъекта (поэта и человека).

Будучи явлением поэтики, даже в самых широких ее границах и толкованиях, и переходит в разряд миропонимания, раскрывает свой глубинный философский смысл» [2, с. 350].

Кроме того, необходимо учитывать функциональный аспект изучения метафоры: «Поэтический образ, вырастая из множественности реальных предпосылок, синтезирует, связывает их и несет в себе иную, потенциальную множественность – читательских восприятий.

Чего в нем больше, логики или интуиции, «борьбы» или «вдохновения», решает в конечном счете читатель, и не тот абстрактный, суммарный читатель которого отождествляют с целым народом и который «все знает», а каждый читатель, разный читатель, в зависимости от своего склада и понимания.

Искусство, о чем бы оно ни говорило, всегда рассказывает о своем рождении, оно раскрывает свою тайну – и порождает новую. Читатели, каждый со своим лицом и судьбой, вовлечены сотворчество, в рождение образа, слова – как оно в них отзовется?» [2, с. 344].

В ранней поэзии В. Высоцкого (1-я половина 60-х годов) метафоры встречаются значительно реже, чем в поздней. Произведения этого периода чаще всего повествовательны, сюжетны, в центре их – образы людей, поставленных в экстремальные ситуации.

Как правило, метафоры в таких стихотворениях локальные, единичные, краткие, а не развернутые, выполняют свойственные им образно-выразительные функции («Бодайбо», «Весна еще в начале», «Я женщин не бил до семнадцати лет», «Она была в Париже» и др.

) Метафорические переносы способствуют передаче состояния души персонажа: «Позади – семь тысяч километров, / Впереди – семь лет синевы…» («Бодайбо», 1961); «Влезли ко мне в душу, рвут ее на части – / Только б не порвали серебряные струны!» («Серебряные струны», 1962); «Я понял: мне не видеть больше сны – / Совсем меня убрали из Весны…» («Весна еще в начале», 1962); «Не дают мне больше интересных книжек, / И моя гитара – без струны./ И нельзя мне выше, и нельзя мне ниже,/ И нельзя мне солнца, и нельзя луны». («За меня невеста отрыдает честно…», 1963).

Так, стихотворение «Татуировка» (1961) строится на сокращенных схождениях/противопоставлениях: душа/тело, внутри/снаружи: «Я ношу в душе твой светлый образ, Валя, / А Леша выколол твой образ на груди», т.е.

носить в душе/выколоть на груди (теле) – использована игра слов, словесный каламбур (заметим, игра слов, словесный каламбур, разрушение идиом – приемы, часто встречающиеся в поэзии В. Высоцкого: «Я был душой дурного общества», «Ленинградская блокада» и др.). В этот период поэт использует общепринятые метафоры: душа, сердце, звезда, пожар.

Иногда они носят более индивидуализированный характер: «Я с дрожью в руках подошёл к ней впритык, / Зубами стуча «Марсельезу» («Я женщин не бил до семнадцати лет», 1963).

Формирование метафорических образов природы часто строится на олицетворении, например альпинистские песни о горах («Здесь вам не равнина», «Прощание с горами»): «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем / Горы будят у нас – и зовут нас остаться!» («Прощание с горами», 1966).

Высоцкий использует и гиперболизированные метафоры, особенно для передачи состояния влюблённости своего персонажа: «Я б для тебя украл весь небосвод, / И две звезды Кремлёвские в придачу»; «И подарю тебе Большой театр / И малую спортивную арену» («О нашей встрече», 1964).

Иногда гиперболизированная метафора стремится к символу: «Гололёд на Земле, гололёд – / Целый год напролёт гололёд. / Будто нет ни весны, ни лета – / В саван белый одета планета – / Люди, падая, бьются об лёд» («Гололёд на Земле, гололёд…», 1966/67, ред.< 1971>).

  • Высоцкий использует повторение метафор, близких по смыслу, чтобы актуализировать какой-либо мотив, тему, образ, выстраивая из метафор вариации на тему, например, в стихотворении «Мне каждый вечер зажигают свечи…»(1968): 1)»Мне каждый вечер зажигают свечи, / И образ твой окуривает дым…»; 2) «Ведь всё, что было на душе на год вперёд, / Не ведая, она взяла с собою – / Сначала в порт, а после – в самолёт»; 3) «В душе моей – пустынная пустыня, – / Ну что стоите над пустой моей душой! / Обрывки песен там и паутина,- / А остальное всё она взяла с собой»; 4) «В душе моей – все цели без дороги,- Поройтесь в ней – и вы найдёте лишь /Две полуфразы полудиалоги, – / А остальное – Франция, Париж…»
  • Складывается метафорический ряд: вечер- свечи- образ – душа (пустая) – пустынная пустыня- обрывки песен – паутина, центром которого является образ души любящего лирического героя. Метафорическая цепочка подготавливает рождение ещё одной метафоры, формирующейся из вариаций и сообщающей стихотворению дополнительную экспрессию и лиризм: 1) Мне каждый вечер зажигают свечи…; 2) И пусть мне вечер зажигает свечи…
  • Подобным же образом метафорические повторы в стихотворении»не писать мне повестей, романов…» (1969) актуализируют тему наркомании как социального зла, разрушения личности: «Кто-то там проколол свою душу… / Кто-то там проколол свою совесть… / Кто-то в сердце вкурил анашу…»

Метафора в стихотворениях В.Высоцкого этого периода легко дешифруется. Так, стихотворение «Человек за бортом» (1969) строится на аналогии: спасение человека на море / спасение человека (человеческой души) на суше. Лирический герой сожалеет: «обречён шагать / По суше, – значит, мне не ждать подмоги -/ Никто меня не бросится спасать,/ И не объявит шлюпочной тревоги». Он желает:

  1. Пусть море меня вынесет, а там –
  2. Шторм девять баллов новыми деньгами,-
  3. За мною спустит шлюпку капитан –
  4. И обрету я почву под ногами.
  5. Они зацепят меня за одежду,-
  6. Значит, падать одетому – плюс,-
  7. В шлюпочный борт, как в надежду,
  8. Мёртвою хваткой вцеплюсь.
  9. Я на борту – курс прежний, прежний путь –
  10. Мне тянут руки, души, папиросы,-
  11. И я уверен: если что-нибудь –
  12. Мне бросят круг спасательный матросы.
Читайте также:  Стихи про катю, екатерину: красивые стихотворения с именем известных русских поэтов классиков

Образный ряд: шторм – человек за бортом – шлюпочная тревога – суша – уходящий корабль – море – шторм – шлюпка – спасательный круг делает прозрачным второй план стихотворения.

Перечисление в одном ряду как однородных членов предложения существительных руки, души, папиросы делают естественным появление образа спасательного круга.

Метафорические образы моря, корабля романтизируются в этом и последующих стихотворениях («Я теперь в дураках – не уйти мне с земли», «баллада о брошенном корабле»).

С течением времени метафора Высоцкого усложняется, разрастается из отдельной, локальной в образные ряды. Усложнение природы, структуры метафоры, расширение её пространства и функций в тексте можно наблюдать в стихотворениях Высоцкого 70-х годов. Особенно это характерно для произведений лирических, с выраженной элегической тональностью. Проиллюстрируем это примерами.

Стихотворение «Так дымно, что в зеркале нет отраженья…»(1971) из трёх строф и трёх припевов насыщено романтическими образами романсового характера. Доминирующее начало – угасание, распад, уход, конец, о чём свидетельствует соответствующая лексика.

Во-первых, это обили глаголов с отрицательной частицей не, словосочетания с отрицанием нет: нет отраженья, не видно лица, не балует солнцем погода, память не может согреть, не порвать кольца.

Во-вторых, много глаголов и глагольных словосочетаний с семантикой усталости, грусти, угасания: успели устать; ноты давно сыграли; сгорело, погасло вино; порыв говорить пропал; души застыли под коркою льда; играют устало, сбиваясь; смыкается круг.

Метафорические образы в этом контексте драматизируются: зеркало, в котором «нет отраженья», «напротив не видно лица»; «души застыли под коркою льда», «напрасно я жду ледохода», «память не может согреть в холода»(вспомним стихотворение «Гололёд на земле, гололёд…») – возникает почти физическое ощущение холода, а затем и какой-то безысходности, стремление вырваться из такого пространства (кольцо, круг, флажки, линия горизонта, обрыв – излюбленные образы Высоцкого). Определённые трансформации метафорических образов: «в зеркале нет отраженья» – « тусклей, равнодушней оскал зеркал»,

«И лучше мне молча допить бокал» – «И лучше мне просто разбить бокал» – передают внутреннее состояние лирического героя. Как видим, метафоры стихотворения обладают повышенной суггестивностью, создают драматическую тональность, настроение, несут эмоционально-экспрессивную нагрузку.

Подобные функции выполняет метафорическая система стихотворения «Оплавляются свечи…»(1972).

В нём трудно выделить отдельные метафоры или даже их группы – одна перетекает в другую, формируя стихотворение-метафору в целом.

Оно строится на цепочке ассоциаций, рождая настроение печали, тревоги, ожидания, надежды. Отметим лишь повышенную эмоционально-смысловую нагрузку эпитетов как компонентов метафоры:

  • Оплавляются свечи
  • На старинный паркет,
  • И стекает на плечи
  • Серебро с эполет.
  • Как в агонии бродит
  • Золотое вино…
  • Всё былое уходит,-
  • Что придёт – всё равно.
  • И в предсмертном томленье
  • Озираясь назад,
  • Убегают олени,
  • Нарываясь на залп.
  • Кто-то дуло наводит
  • На невинную грудь…
  • Всё былое уходит –
  • Пусть придёт что-нибудь.
  • Кто-то злой и умелый,
  • Веселясь, наугад
  • Мечет острые стрелы
  • В воспалённый закат.
  • Слышно в буре мелодий
  • Повторение нот…
  • Пусть былое уходит,-
  • Пусть придёт что придёт.
  • Смысловая доминанта стихотворения – элегически-философское «пусть придет что придет», суггестивность его достигаются во за счет метафор.

Стихотворение «Белый вальс» (1978) тоже может восприниматься как развернутая метафора. В нем автор предлагает романтическую ситуацию бала, белого вальса, остальные детали не конкретизированы, размыты.

Так изначально возникает возможность расширения, обобщения ситуации, трансформация ее из культурно-бытовой плоскости в нравственно-философскую.

Сравним первые строки трех частей стихотворения: «Какой был бал!»; «Был белый вальс…»; «Где б ни был бал…».

Стихотворение обладает гармоничной структурой: состоит из трех частей, в каждой из которых три ямбические строфы по 12 строк с перекрестной рифмой. Способы рифмовки следующие: первая строфа – женская/мужская, вторая строфа – мужская, третья строфа – мужская/женская.

Три части стихотворения перебиваются тремя неизменными рефренами-припевами с разными способами рифмовки: женская, мужская, белый стих. Чередование, кружение, как в вальсе, мужского и женского начал реализуется в метроритмическом строе стихотворения.

Такая композиция, на наш взгляд, создает впечатление повторяемости, цикличности, стабильности и в то же время свободы. К тому же максимально использованы ритмические особенности вальса (три такта, трехчастная композиция), который является не менее важным персонажем, чем «он» или «она», стремится к статусу символа.

Метафорические ряды соединяют сферы физического и духовного, бытового и бытийного: бал – «накал движенья, звука, нервов», «танцуешь с горем пополам», «И кровь в виски твои стучится в ритме вальса», «металась, ломалась, дрожала она (тень – В.С.

) в зыбком свете свечей», «Она пришла, чтоб пригласить тебя на жизнь, – / И ты был бел – белее стен, белее вальса». В стихотворении использована часто встречающаяся у В. Высоцкого игра слов, смыслов:

  1. Если петь без души –
  2. Вылетает из уст белый звук.
  3. Если строки ритмичны без рифмы,
  4. тогда говорят: белый стих.
  5. Если все цвета радуги снова сложить –
  6. будет свет, белый свет.
  7. Если все в мире вальсы сольются в один –
  8. будет вальс, белый вальс.
  9. Благодаря метафорам, происходит расширение места и времени, переход из тональности лирической в лирико-публицистическую:
  10. Где б ни был бал – в лицее, в Доме офицеров,
  11. В дворцовой зале, в школе – как тебе везло, –
  12. В России дамы приглашали кавалеров
  13. Во все века на белый вальс, и было все белым-бело.
  14. Потупя взоры, не смотря по сторонам,
  15. Через отчаянье, молчанье, тишину
  16. Спешили женщины прийти на помощь к нам, –
  17. Их бальный зал – величиной во всю страну.
  18. Куда б ни бросило тебя, где б ни исчез, –
  19. Припомни этот белый зал – и улыбнешься.
  20. Век будут ждать тебя – и с моря, и с небес –
  21. И пригласят на белый вальс, когда вернешься.

Но, вероятно, самое удивительное стихотворение-метафора – «Парус» (1967). Оно состоит из простых предложений – лаконичных, информативных, как в бегущей строке на экране. В нем нет эпитетов, олицетворений, каких-либо словесных украшений – в строгом смысле понятия, нет тропов, в том числе и метафор.

Стихотворение строится как причудливая ассоциативная связь одной «беспокойной фразы» с другой. По словам самого Высоцкого, «Парус» – это «набор беспокойных фраз». Причем цепочка ассоциаций нарастает по масштабности: «А у дельфина / Взрезано брюхо винтом!» – «Все континенты / могут гореть в огне».

Почему же стихотворение не распадается на отдельные части? Целостность придает ему авторская концепция, заключенная в заглавии и подзаголовке «Песня беспокойства», рефрен «Парус! Порвали парус! Каюсь! Каюсь! Каюсь!» с отчаянно-надрывной интонацией. Многозначен образ порванного паруса, являющегося в то же время и символом беспокойства.

Нам представляется возможным интерпретировать стихотворение как своеобразное метафорическое покаяние лирического героя (троекратное «Каюсь!»), как свидетельство его тревоги за несовершенство и беды мира, а, следовательно, метафора Высоцкого обретает публицистичность, обладает аксиологическими характеристиками. В пользу такой интерпретации говорит разбор стихотворения поэтом В.

Берестовым, который считал, что Высоцкий составил «Парус» из многих песен настоящих и будущих: «Поэт хотел всех заразить своим беспокойством, считая, что «когда человек находится в нервном, возбужденном состоянии, он на многое способен», его песня с троекратным «Каюсь!» – о всеобщей нашей причастности ко всему и перед всем, что происходит на этой земле», «вокруг, близко, далеко – это неважно» [«Вагант», 1992, №10]. Но нужно, чтобы твои крики услышали, а для этого надо стать интересным и, говоря словами Пушкина, любезным народу. Добиться этого, как полагает классика, очень просто. Надо всего лишь пробуждать своею лирой, своей гитарой–кифарой добрые чувства, решиться в жестокий век восславить свободу и, разумеется, призывать милость к падшим. Наш век добавил к этому обязанность призывать милость и к самой природе, к нашей земле с ее морями и континентами» [В.Берестов. «В прошлом, будущем и настоящем…» – «Вопросы литературы», 1995, №2, с.6-7].

Итак, можно проследить некоторые закономерности динамики метафоры в поэзии В.

Высоцкого: от отдельной метафоры, которая воспринимается как оборот речи, троп и выполняет свойственные ей изобразительно-выразительные функции – к сложному сплетению метафорических образов, возникающих из связи и столкновения понятий, смыслов, звучаний, сходства синтаксических структур, разрушения идиоматических выражений, а далее – к развернутой метафоре, стихотворению-метафоре, где метафора поднимается уже на иной уровень, изымается из разряда прикладной поэтики, получает философское обоснование, является средством выражения авторской позиции.

Литература.

  1. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

  2. Берестов В. «В прошлом, будущем и настоящем…» // Вопросы литературы, 1995, №2.

  3. Лотман Ю.М. Риторика // Риторика, 1995, №2.

Ссылка на основную публикацию