Тема жизни и смерти в русской лирике

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа 2
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа 1
Не названо произведение, и не указан его автор,И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют 4
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искаженаИ/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка 3
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искаженаИ/ИЛИ допущены две фактические ошибки 2
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)И/ИЛИ допущены три фактические ошибки 1
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл 8

__________________________

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Тема жизни и смерти в русской лирике

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Тема жизни и смерти в русской лирике

Русские поэты находят неисчерпаемый источник вдохновения в двух основных формах существования человека — жизни и смерти. Поэты благодарят жизнь, любуются ею, но в то же время ощущают ее конечность.

Они видят неотвратимость и величие смерти, но не трепещут перед ней. Лирика является одним из самых выразительных литературных жанров, ведь в малую форму заключено огромное количество средств выразительности, позволяющих передать то, что простыми словами не скажешь.

Поэты все чувствуют острее чем мы, поэтому такие темы как жизнь и смерть просто не могут не откликнуться в стихотворных строках.

Всегда надеялся понять смысл человеческого существования и места поэзии в нем А.С. Пушкин.

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?

Этим вопросом поэт задается в свой день рождения. Когда минует еще один год, все мы, подобно Александру Сергеевичу, задумываемся, к чему это все ведет? Зачем мы появились в этом мире? В стихотворении поэту не удается найти ответ:

Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум…

  “Юному поэту” – анализ стихотворения Валерия Брюсова

В стихотворении «Памятник» А.С. Пушкин поднимает тему смерти и бессмертия. Смысл жизни для поэта — в его творчестве, в нем же и его бессмертие. А.С. Пушкин говорит о том, что поэт живет до тех пор, пока люди помнят его творчество

Поэтическое наследие М.Ю Лермонтова также сложно представить без темы жизни и смерти. Многие говорят, что поэт предвидел свою раннюю смерть на дуэли и писал о ней в стихотворении «Смерть поэта».

В нем поэт словно противопоставляет себя жестокости окружающего мира. В смерти он видит избавление от лжи, коварства, лицемерия, встречающихся в жизни. Словно противопоставлено «Смерти поэта» стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали…».

Несмотря на все сложности, поэт любит жизнь, дорожит ею:

Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Поэзию С.А. Есенина не даром называют слишком «зрелой» для столь юного возраста поэта. Его лирический герой словно устал от жизни, всем пресытился. Легкими нотками меланхолии пронизаны стихи С.А. Есенина, в которых упоминается неизбежный конец:

В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

В этих строках жизнь и смерть словно уравниваются, для поэта они едины, одно не существует без другого. Это стихотворение называют предсмертным. В нем поэт прощается со всеми, кто ему дорог.

Могут ли поэты предчувствовать свою скорую смерть? Этого мы никогда не узнаем. Но люди всегда будут жить и умирать. Поэтому тема жизни и смерти — частый гость лирических произведений.

Введение

Актуальность темы: все хотят жить долго и счастливо, и поэтому всегда размышляли о жизни и размышлять будут философы, родоначальники религии, моралисты, медики и педагоги; нет такого человека, который бы хоть раз, но не задумывался о смерти, о смысле собственной жизни, о том, как достичь бессмертия.

Бессмертие и смерть не могут оставить ни одного философа равнодушным. Это связано с тем, что абсолютно все жизненные дела должны быть сопоставлены с вечным. Можно рассмотреть, как народы во все времена высказывали собственные точки зрения о проблеме жизни.

Так, Будда и Шопенгауэр считали, что жизнь – это страдание; Паскаль с Платоном говорили, что жизнь – это сон; Древний Египет считал, что жизнь – это бездна зла и так далее.

Цель данного исследования: изучить такую тему, как проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

Задачи данного исследования:

  1. выявить специфику проблемы жизни и смерти;
  2. рассмотреть бессмертие в философии.

Объект: проблемы жизни и смерти.

Предмет: исторический аспект, духовный опыт.

Структура данной работы: работа состоит из десяти глав, три из которых – это структурные элементы (введение, заключение список использованной литературы), семь глав (теоретические) – основная часть. Общий объем составляет двадцать страниц.

В ведении обосновывается актуальность темы. С первой по седьмую главы рассказывается о проблемах жизни, смерти, бессмертия. В заключении поводится итого проведенного исследования. В списке использованной литературы указываются источники, на которых делался упор во время написания курсовой работы.

Бессмертие души

Личная судьба, сознание личности все это очень тесно связано со смертью и бессмертием. В том случае, если же потерять острую сознание личности, а так же не помнить о ее вечной судьбе, то возможно такое утешение, как в роде вечно возрождаются и бессмертно, жизнь в природе.

  Стихи / Тютчев Федор Федор Тютчев — Полдень читать

В связи с тем, что у человека имеется божественное начало, он бессмертен. 19Однако бессмертно абсолютно все содержание человека, что подчиняется духу. Духовное начало – это такое начало в человеке, которое ведет к погружению в смертоносный поток времени, приводит к смерти.

Древние люди верили в бессмертие божественного и Бога, но ни как не в бессмертие человека. Душу привязывали к дуновению, а это, в свою очередь, идет от Бога. У души есть тень.

Такое верование, как то, что необходимо питать покойников, в противном случае те могут враждебно действовать, было популярным. Множество было препятствий на пути к загробной жизни: встреча с диким зверьем, переход опаснейших мест.

Опасная и трудная борьба имела место быть и после смерти. Единственно, только в Египте люди впервые признали душу человека бессмертной.

Для того чтобы достичь бессмертия, по мнению греков, необходимо стать Богом. Бессмертие – это проявление божественного начала в человеке. 20Обычные люди не могут стать бессмертными. Человек является смертным существом, однако бессмертие возможно, так как в человеке присутствует божественное начало. Бог есть в человеке.

Нет индивидуального бессмертия. Бессметное есть общее, никак не индивидуальное. Человеческая личность находится в подчинении вечности. Это можно просмотреть лишь только изнутри. Душа человека внутренне бесконечна, ограничивается телом. Человек находится в поиске бессмертия в субъекте, а не в объекте. Человек находится в поиске личного бессметия.

Проблемы жизни и смерти в историческом аспекте

Человек является живым существом и, чтобы выяснить особенности его жизни средь иных организмов, необходимо дать определение жизни, в чем заключается его природа, а так же качественное своеобразие.

С давних времен человечество желает постичь тайну жизни. К примеру, Аристотель расценивал живое существо как одно целое формы и матери считал основным признаком жизни возможность к самостоятельному передвижению. Однако, так как материя способна к движению сама по себе, как считал мыслитель, то жизненная сила, которая направляет и движет телом, есть форма и душа.

Читайте также:  Образ тургеневской девушки

Далеко в древности люди интересовались вопросом о происхождении, что вообще есть жизнь, от куда и как появились растения, человек, животный мир. Отражалось же это в мифах различных народностей. Мифы Древней Греции гласят о том, как Бог Зевс отдал приказ о том, что сделать людей из «костей великой матери».

Мать в данном случае – это мать-Земля, а кости – ее камни. Существуют и иные сказания, где человека сотворили из земли, животных, у которых нет формы, глины, дерева. Рассмотрим, что говорит Демокрит.

Он считал, что атомы в процессе переплетения образуют совершенно разные свойства, а так же животный и растительный миры не беспричинно, а «на какой-либо основании и в силу необходимости».1

С того момента, как христианство получило свое распространение в странах Европы, приняли такое сказание, что Бог сотворил все живое на земле.

Библейская мифология перекрыла полностью кислород исследователям в изучении реальных причин возникновения мира и всего живого, мыслителям только оставалось выявить то, сколько прожил Адам, выяснить, на каком языке Адам разговаривал с Евой и прочее.

Однако существовали и такие отцы церкви, у которых можно рассмотреть наблюдаем примирение библейских сказаний с представлениями древних мыслителей. К примеру, рассмотрим Блаженного Августина. Он уверял, что любое формирование проходит естественным путем, из-за того, что Бог положил в материю действенную силу.

По его мнению, данный процесс можно рассмотреть на примере роста дерева из семени, где заложены уже будущие листья, ветки, однако создаются они не сразу, в итоге той потенциальной силы, которая была вложена Богом. И именно в связи с этим, Августин Блаженный говорил о том, что сказания Библии, а именно о 6 днях творения, никак нельзя расценивать буквально, а необходимо верить в то, что с данной поры и берет свое начало течение времени.

Наука нового времени, базируясь на косвенных наблюдениях или же на строгих методов научного исследования, гласит о том, что у явлений жизни существуют строгие закономерности.

2Проведенные эксперименты дали такие результаты, что в состав живых организмов не входят простые вещества, которых бы не было в неорганической природе, что достаточно большое количество соединений, которые создаются в организмах в итоге перехода одних форм вещества в другие, можно создавать искусственно, лабораторным путем.

https://www.youtube.com/watch?v=_FiAeZeGJbw\u0026t=681s

Многие из ученых двадцатого века придерживаются такой точки зрения: в какое – то определенное время сложились условия для химической эволюции; итог этого — синтезировались сложные органические молекулы, после чего и сформировались из бесчисленных проб, а так же из ошибок маленькие сгустки вещества, которые могут и размножаться, и осуществлять обмен веществ. В такого рода гипотезах присутствует недочет: не существует ни одного факта, который хоть как – то бы подтверждал теоритическую способность самопроизвольного зарождения живых организмов на Земле из неорганических веществ.3

Мода на мертвечину как бунт

В 1883–1884 годах один из крупнейших авторов Франции своего времени, Поль Верлен, публикует цикл статей с названием «Проклятые поэты». В нескольких текстах он рассказывает о творческом пути и взглядах на литературу главных писателей-бунтарей эпохи, выступивших против буржуазной морали и добропорядочности.

Помимо себя в список он включил собственного экс-любовника Артюра Рембо, который к тому времени перестал писать стихи, Стефана Малларме, который переживет всех «собратьев по цеху», и Тристана Корбьера.

С легкой руки Верлена, термин «проклятые поэты» ушел в народ, объединив под своим именем ранних декадентов, в том числе — постфактум — литературоведы к этой когорте причислили и знаменитого скандалиста, провокатора и балагура Шарля Бодлера.

Скандальный сборник «Цветы зла» звезда французской поэзии впервые опубликовал в 1858 году — текст предваряется посвящением Теофилю Готье, одному из главных предшественников эстетизма и декадентства в литературе.

Именно он ввел в литературу героев из высшего света, утонченных и изнеженных молодых людей, которые прожигали жизнь в бесконечных наслаждениях.

Впрочем, ему было далеко до того же Бодлера, которого пресыщенность обыденной красотой по «темным путям» романтизма привела к восхищению «обратной стороной» жизни.

Поэт, расхаживавший по Парижу в розовом костюме, восторгался всем неестественным: чрезмерно загримированными старыми женщинами, денди, погрязшими во всяческих грехах, разлагающимися трупами на подмостках блистательной столицы

Удивительно, но по части смака физиологических подробностей разложения его тексты можно сравнить разве что с работами Габриэль Витткоп, которая возьмется за перо лишь через сто лет — редкий провидческий дар француза. Так, в стихотворении «Падаль» он пишет:

Вы помните ли то, что видели мы летом? Мой ангел, помните ли вы Ту лошадь дохлую под ярким белым светом, Среди рыжеющей травы? Полуистлевшая, она, раскинув ноги, Подобно девке площадной, Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги, Зловонный выделяя гной.

Спеша на пиршество, жужжащей тучей мухи Над мерзкой грудою вились, И черви ползали и копошились в брюхе, Как черная густая слизь. Все это двигалось, вздымалось и блестело, Как будто, вдруг оживлено, Росло и множилось чудовищное тело, Дыханья смутного полно.

Но вспомните: и вы, заразу источая, Вы трупом ляжете гнилым, Вы, солнце глаз моих, звезда моя живая, Вы, лучезарный серафим. И вас, красавица, и вас коснется тленье, И вы сгниете до костей, Одетая в цветы под скорбные моленья, Добыча гробовых гостей.

Скажите же червям, когда начнут, целуя, Вас пожирать во тьме сырой, Что тленной красоты — навеки сберегу я И форму, и бессмертный строй.

  • Одной из причин столь завороженного взгляда на распадающийся труп было то, что для Бодлера, как и для всех мыслителей того времени, особенно остро стоял вопрос конечности жизни: привыкшие к пресловутым запретным удовольствиям, представители богемы не особенно радовались перспективе умереть окончательно.
  • Их стремление к удовольствиям во многом было бунтом против Бога, в которого они все еще верили, но который, по их мнению, оставил мир, бросив человека на произвол судьбы.
  • Что в этой ситуации остается делать, кроме как постараться получить наслаждение от уродства и распада? Неслучайно даже Венера оборачивается пугающей и бесформенной женщиной в одноименном тексте другого культового поэта, Артюра Рембо:
  1. Из ржавой ванны, как из гроба жестяного, Неторопливо появляется сперва Вся напомаженная густо и ни слова Не говорящая дурная голова.
  2. И шея жирная за нею вслед, лопатки Торчащие, затем короткая спина, Ввысь устремившаяся бедер крутизна И сало, чьи пласты образовали складки.
  3. Чуть красноват хребет. Ужасную печать На всем увидишь ты; начнешь и замечать То, что под лупою лишь видеть можно ясно:
  4. «Венера» выколото тушью на крестце… Все тело движется, являя круп в конце, Где язва ануса чудовищно прекрасна.

Проблема бессмертия

Такая проблема, как проблема бессмертия, является основной проблемой человека. Абсолютно все религии, без исключения, построены в отношении смерти. Человек – это такое существо, которое стоит перед смертью всю жизнь, а не в последний час перед своей кончиной. 18Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие. Смерть – это не есть явление по ту сторону, это явление внутри жизни.

Вопрос о бессмертии и смерти всегда появляется в процессе страданий. Однако и любые углубления жизни подразумевают данный вопрос.

Существует достаточно большое количество типов и философских, и религиозных учений о том, как победить смерть, а так же достичь бессмертия: учение, повествующее о перевоплощении душ; идеалистическое учение о бессмертии идей и ценностей; мистико-пантеистическое учение о слиянии с Божеством;

Сильное страдание всегда ставит вопрос о смерти и бессмертии. Но и всякое углубление жизни ставит те же вопросы.

Было построено много типов религиозных и философских учений о победе над ужасом смерти и достижении реального или призрачного бессмертия: спиритуалистическое учение о бессмертии души (говорит о том, что бессмертие можно достичь только каким-то элементом человека); христианское учение о воскресении целостного человека (может ответить на данный вопрос, однако существует множество сложностей); притупление остроты проблемы смерти через слияние с коллективной жизнью на земле и через возможность земного счастья; идеалистическое учение (бессмертие ценностей, личных идей); учение о перевоплощении (разложение на отдельные части человека в космический круговорот, оставляя его во власти времени).

Тема жизни и смерти в русской лирике

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Тема жизни и смерти в русской лирике

Русские поэты находят неисчерпаемый источник вдохновения в двух основных формах существования человека — жизни и смерти. Поэты благодарят жизнь, любуются ею, но в то же время ощущают ее конечность.

Они видят неотвратимость и величие смерти, но не трепещут перед ней. Лирика является одним из самых выразительных литературных жанров, ведь в малую форму заключено огромное количество средств выразительности, позволяющих передать то, что простыми словами не скажешь.

Поэты все чувствуют острее чем мы, поэтому такие темы как жизнь и смерть просто не могут не откликнуться в стихотворных строках.

Всегда надеялся понять смысл человеческого существования и места поэзии в нем А.С. Пушкин.

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?

Этим вопросом поэт задается в свой день рождения. Когда минует еще один год, все мы, подобно Александру Сергеевичу, задумываемся, к чему это все ведет? Зачем мы появились в этом мире? В стихотворении поэту не удается найти ответ:

Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум…

  «Обезьяний язык» – анализ рассказа Михаила Зощенко

В стихотворении «Памятник» А.С. Пушкин поднимает тему смерти и бессмертия. Смысл жизни для поэта — в его творчестве, в нем же и его бессмертие. А.С. Пушкин говорит о том, что поэт живет до тех пор, пока люди помнят его творчество

Поэтическое наследие М.Ю Лермонтова также сложно представить без темы жизни и смерти. Многие говорят, что поэт предвидел свою раннюю смерть на дуэли и писал о ней в стихотворении «Смерть поэта».

В нем поэт словно противопоставляет себя жестокости окружающего мира. В смерти он видит избавление от лжи, коварства, лицемерия, встречающихся в жизни. Словно противопоставлено «Смерти поэта» стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали…».

Несмотря на все сложности, поэт любит жизнь, дорожит ею:

Читайте также:  Идейно — тематическое своеобразие повести куприна «олеся»

Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Поэзию С.А. Есенина не даром называют слишком «зрелой» для столь юного возраста поэта. Его лирический герой словно устал от жизни, всем пресытился. Легкими нотками меланхолии пронизаны стихи С.А. Есенина, в которых упоминается неизбежный конец:

В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

В этих строках жизнь и смерть словно уравниваются, для поэта они едины, одно не существует без другого. Это стихотворение называют предсмертным. В нем поэт прощается со всеми, кто ему дорог.

Могут ли поэты предчувствовать свою скорую смерть? Этого мы никогда не узнаем. Но люди всегда будут жить и умирать. Поэтому тема жизни и смерти — частый гость лирических произведений.

Связь жизни и поэзии

Поэт прожил короткую, драматичную жизнь, в которой было место всему: и трагической любви, и признания, и непонимания современниками.

Конечно, сложно говорить о старости в отношении 30-летнего Есенина, однако лирический герой поэта оказался намного старше своего создателя.

Вот какие тексты нужно проанализировать, чтобы разобраться в том, как виделась жизнь человека в восприятии автора:

  • «Мы теперь уходим понемногу»;
  • «Спит ковыль»;
  • «Памяти поэта»;
  • «До свиданья, мой друг»;
  • «Листопад».

Все они пронизаны тоской, горечью, сожалением по ушедшему и грустью из-за невозможности вернуться в прошлое.

Подобные чувства встречаются в лирике и других русских поэтов, например, Лермонтова и Тютчева, но именно у Есенина они зазвучали с особенной пронзительностью и проникновенностью.

Постепенно в его поэзии появляется исповедальное начало, лирический герой открывает перед читателем душу и делится самыми сокровенными переживаниями.

Поэт понимает, что те перемены, которые произошли с его родиной, коснулись и его. Он стал не нужен своему народу, оказался непонятым. Эти переживания не могли не отразиться на поэтическом творчестве.

Существенно же характеризующие героев эпизоды смерти выявляют их отношения к природе. Однако природа здесь выступает не только в роли объекта отношений личности к себе подобному “собственно другому”, их “совместного насилия” [4, 483-484], но и как носительница смерти, как “ничто” (см. дальше).

Во всяком случае для нас “смерть” – это инобытие “другого”, его универсальная форма, хотя в его осмыслении и таятся следы отношения личности как к самой себе, так и к суперличности.

Сулерличность – “инобытие личности”, она также может быть и “инобытием другого”, причем и в том и в другом отношении она – всего лишь “мир объективно значимых для нее явлений, (который она всегда ставит выше себя и над которым впоследствии всегда поднимается” [4, 489] в “сфере долженствования”, но не в “сфере бытия” (см.

дальше), ибо фактически, личность никогда не поднимается над подобным “другим”, она может только отождествиться с ним, как это и было в первобытном сознании.

(Заметим при этом, что несущественно характеризующие героев ситуации могут одновременно существенно их характеризовать, когда “собственно другой” и “вообще другой” (как смерть) предстают в едином образе.

Если к тому же учесть, что отношение личности к первому реализуется преимущественно сознательно, на уровне содержания, а отношение ко второму выражается бессознательно, в глубинных художественных пластах произведений, то их слияние выводит образ смерти в содержательный план и отношение к нему выявляет осознанное отношение личности к “суперличности”. Подобная смерть- “суперличность”, фигурирующая в произведении как “ничто”, в борьбе с которым личность “осиливает себя и свою судьбу в сфере своей общественной практики – в сфере созидания”, как “и в сфере своей трагедии – в сфере ничто” [4, 496]. Она предстает либо в персонифицированном виде, либо как образ смерти, часто идея смерти – идея “ничто”).

Смерть как “другой” может, таким образом, присутствовать в художественном произведении в весьма обнаженном виде, как один из описанных в нем фактов. Может быть и метафорической: исчезновение, изменение героя и т. д.

В первом случае мотив смерти может быть использован как замыкающий сам себя, очищенный от метафор регенерации, характеризующий “ряд индивидуальной жизни” (M. М. Бахтин).

Подобное оформление эпизодов смерти часто применяется также к отрицательным “другим” (автор как бы “убивает” отрицательного персонажа) и при этом личность и “собственно другой”, как и личность и “смерть”, противопоставлены. Либо этот мотив может быть оформлен метафорами воскресения, нового рождения, регенерации.

При этом снимается противопоставленность личности и “собственно другого”, как и личности и “смерти”, т. е. “я” и “не я”. Этот способ художественной подачи образа “другого” как смерти используется при описании смерти героев, олицетворяющих коллектив; в фольклоре; при описании смерти положительных героев.

Это смерть – регенерация. Анализ эпизодов смерти выявляет истинное, бессознательное отношение личности к “собственно другому” через отношение к “смерти”.

Во втором случае это – метафорическая смерть, изменение формы существования героя, приобщение к другому плану бытия, другим сферам, иным, чем “умершая” жизнь.

Через метафорическую смерть героя писатель прежде всего выражает свое отношение к жизни, к тем или иным ее формам, а герой, претерпевающий метафорическую смерть, является средством для показа этого отношения.

В таких случаях смерть не выполняет функций “другого”.

Таким образом, выступающий обнаженно мотив смерти характеризует отношение личности и к “другому”, замаскированный образ смерти служит показу отношения писателя к жизни, к тем или иным ее формам. Примерами последнего могут послужить “Золотой осел” Апулея, “Божественная комедия” Данте, “Витязь в тигровой шкуре” Руставели, “Фауст” Гете и др.

Метафорическая смерть героя расширяет границы изображаемого, как бы рассеивает свет внимания, универсализирует события и вещи, описанные в художественном произведении, тогда как обнаженно выступающий образ смерти фокусирует этот свет в основном только на герое.

Оба способа воплощения мотива смерти могут использоваться одновременно и выражать мировоззрение писателя во всей полноте. Предлагаемые методы анализа выявляют бессознательные пласты художественных произведений, не- или малоконтролируемые сознанием и поэтому наиболее истинно выражающие его многообразные отношения к окружающей действительности и к себе самому.

Все эти нюансы очень глубоко почувствовал M. М. Бахтин [1]. И хотя в своих работах он не поставил ударения на образе смерти как, в известном смысле, основе для выявления бессознательно воплощенных отношений писателя к изображаемому, он часто связывает образы героев и образы смерти как взаимообъясняющие, не разъясняя, однако, бессознательно-художественных механизмов их взаимосвязи.

Так, M. М. Бахтин указывает на сходство между творчеством Рабле и произведениями Э.

По (имея в виду новеллы последнего “Бочонок амонтильядо”, “Маска красной смерти” и “Король Чума”), в основе которого – весьма древний и почтенный комплекс (соседство): смерть – шутовская маска (смех), вино – веселье карнавала (carra navalis Bakxa) – могила (катакомбы), но золотой ключ к которому, по его мнению, потерян: “здоровое объемлющее целое торжествующей жизни отсутствует, остались голые и безысходные и потому жуткие контрасты” [1, 349. Приведенная цитата касается в частности “Бочонка амонтильядо” Э. По].

В этих новеллах По действие происходит на фоне карнавала, веселья, танцев, с которыми соседствует смерть. Это соседство присуще и творчеству Рабле. Однако в целом воплощение противопоставления и взаимослияния смерти-жизни в творчестве этих художников производит совершенно различный эффект, благодаря различному отношению личности к другому как к смерти.

В “Бочонке амонтильядо” несущественно характеризующей героев ситуацией является противопоставленность, доходящая до вражды: Монтрезор поклялся отомстить Фортунато за оскорбление.

другой – предыдущая | следующая – регенерация

Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Том II

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Анализ произведения

Стихотворение — это метафорическое изображение жизни человека при помощи образов, относящихся в природе.

В тексте заявлена тема увядания, кажется, что лирический герой проживает свои последние дни. Звучит грусть, но светлая и поэтическая, без отчаяния и боли.

Осень показана Есениным как период тишины. Она наполнена яркими красками, но даже они не делают мотив прощания менее ощутимым.

Звучит лейтмотив, связанный с образом журавлей, эти птицы в творчестве поэта объединены с прощанием с юностью, одиночеством и тоской. Однако лирический герой не сожалеет о минувшем, он полон светлой грусти, но не отчаяния или боли. Основная тема произведения — размышления о прожитой жизни и ее итогах.

Для создания особой напевности поэт использует пятистопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Изобразительно-выразительные средства в лучших традициях Есенина образны, но прозрачны. Поэт обращается к:

  1. Эпитетам (голубой пруд, милый язык, красная рябина).
  2. Метафорам (души сиреневая цветь, каждый в мире странник).

Это яркий образец пейзажной зарисовки, в которой под изображением картины природы скрываются глубокие философские размышления автора.

Тема жизни и смерти в русской лирике

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Тема жизни и смерти в русской лирике

Русские поэты находят неисчерпаемый источник вдохновения в двух основных формах существования человека — жизни и смерти. Поэты благодарят жизнь, любуются ею, но в то же время ощущают ее конечность.

Читайте также:  Отзыв о поэме «Василий Теркин» (А. Твардовский)

Они видят неотвратимость и величие смерти, но не трепещут перед ней. Лирика является одним из самых выразительных литературных жанров, ведь в малую форму заключено огромное количество средств выразительности, позволяющих передать то, что простыми словами не скажешь.

Поэты все чувствуют острее чем мы, поэтому такие темы как жизнь и смерть просто не могут не откликнуться в стихотворных строках.

Всегда надеялся понять смысл человеческого существования и места поэзии в нем А.С. Пушкин.

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?

Этим вопросом поэт задается в свой день рождения. Когда минует еще один год, все мы, подобно Александру Сергеевичу, задумываемся, к чему это все ведет? Зачем мы появились в этом мире? В стихотворении поэту не удается найти ответ:

Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум…

В стихотворении «Памятник» А.С. Пушкин поднимает тему смерти и бессмертия. Смысл жизни для поэта — в его творчестве, в нем же и его бессмертие. А.С. Пушкин говорит о том, что поэт живет до тех пор, пока люди помнят его творчество

Поэтическое наследие М.Ю Лермонтова также сложно представить без темы жизни и смерти. Многие говорят, что поэт предвидел свою раннюю смерть на дуэли и писал о ней в стихотворении «Смерть поэта».

В нем поэт словно противопоставляет себя жестокости окружающего мира. В смерти он видит избавление от лжи, коварства, лицемерия, встречающихся в жизни. Словно противопоставлено «Смерти поэта» стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали…».

Несмотря на все сложности, поэт любит жизнь, дорожит ею:

Он хочет жить ценою муки, Ценой томительных забот. Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет.

Поэзию С.А. Есенина не даром называют слишком «зрелой» для столь юного возраста поэта. Его лирический герой словно устал от жизни, всем пресытился. Легкими нотками меланхолии пронизаны стихи С.А. Есенина, в которых упоминается неизбежный конец:

В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

В этих строках жизнь и смерть словно уравниваются, для поэта они едины, одно не существует без другого. Это стихотворение называют предсмертным. В нем поэт прощается со всеми, кто ему дорог.

Могут ли поэты предчувствовать свою скорую смерть? Этого мы никогда не узнаем. Но люди всегда будут жить и умирать. Поэтому тема жизни и смерти — частый гость лирических произведений.

Выборы-2021: Россия все глубже уходит в болото застоя № 2

Закончились выборы, словно их не бывало.

Но что день грядущий нам готовит в новой ситуации, если она, конечно, новая? Что может измениться, если, как некоторые утверждают, у нас за последние лет пятьсот мало что поменялось? Что могут дать результаты гражданского волеизъявления, ведь на пандемию ковида они повлиять не могут? Не могут! Хотя, чисто теоретически, могли бы поменяться подходы к здравоохранению.

Заведующий отделом социологии фонда ИНДЕМ Владимир Римский предполагает, что исследования по ожиданиям россиян, конечно, проводились, собирали разные «фокус группы» — именно на тему «что ждут люди от выборов».

— Но если честно, эти опросы — ничего особенно серьезного не показывают. У нас получается, что в принципе каких-то таких изменений в настроениях людей нет. Я имею в виду следующее: партиям доверяют очень мало. У людей нет ожиданий перемен к лучшему. Есть много проблем, которые, по мнению наших граждан, следовало бы решить. Но их решения практически никто не ждет.

Сам факт проведения выборов у нас становится все менее и менее значимым в сознании граждан. Он важен для самих членов партий, особенно партийных руководителей — это важный этап в их жизни. Для них — это очень значимо. Для них будут какие-то изменения по результатам выборов. А для избирателей — не очень важно и само участие в выборах, и то, какие были дебаты на выборах, что там обсуждалось.

Желание стабильности, которое декларируют многие политики, доминирует. При этом все понимают, что необходимы перемены. Без перемен тех сложных проблем, с которыми сталкивается страна, решить не возможно. Но как это сделать — не знает никто. Поэтому выбор идет в пользу стабильности. Со стабильностью — вроде спокойней…

«Тема «жизни» в русской литературе XIX века и у Достоевского»

Творческую встречу открыла ария Casta Diva из оперы В. Беллини «Норма» в исполнении Анны Нетребко. Как рассказал А.Е. Кунильский, это одно из его любимых музыкальных произведений, связанное с историей русской литературы:

Одна из популярнейших в XIX веке и труднейших сопрановых арий, исполнение которой по силам лишь немногим оперным певицам, упоминается в романе И.А. Гончарова «Обломов» как своеобразный символ жизни.

Зав. кафедрой русского языка Института филологии профессор Н.В. Патроева отметила:

Темы жизни, смерти, проблемы бытия всегда волновали лучшие умы человечества. Над этим много задумывались философы, писатели, художники – люди искусства.

«Золотой век» русской литературы тоже характеризовался интересом к вечным проблемам: что такое жизнь? зачем человек приходит в этот мир? как и для чего он живет? Вспоминаются слова А.Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?..» или Е.

Баратынского: «Как жизни общие призывы, как увлеченья суеты, понятны вам страстей порывы и обаяния мечты…». Мне очень приятно, что А.Е.

Кунильский, мой учитель, который привил мне в студенческие годы интерес к русской поэзии XIX века своими замечательными лекциями, поговорит с нами о том, как русская проза «золотого века» в развитии русской литературы понимала жизнь, что писали об этом Достоевский, Толстой и другие. Андрей Евгеньевич Кунильский представляет целую известную в России и за рубежом петрозаводскую научную школу достоевсковедения и является ее ярчайшим представителем.

В монографии «Тема «жизни» в русской литературе XIX века и у Достоевского» рассматривается один из важнейших концептов русской и мировой культуры – «жизнь», устанавливаются основные традиции, способствовавшие его актуализации в XIX веке (библейская традиция, романтизм, немецкая литература и классическая философия). На материале творчества отечественных писателей и критиков проанализированы смысловые оттенки этого понятия, намечены главные линии в его истолковании.

Центральное место в работе занимает вопрос о том значении, которое имеют концепты «жизнь» и «живая жизнь» для понимания художественного мира и взглядов Ф.М. Достоевского.

  Краткий пересказ романа Пушкина «Евгений Онегин» по главам

Как отмечает А.Е. Кунильский, осознать, что «жизнь» может быть проблемой, ему помогла еще в юности книга В.В. Вересаева «Живая жизнь»:

Когда я был школьником, у меня был принцип: если я начинал читать какого-то писателя, то читал его с первого до последнего тома.

Читая Вересаева, я заинтересовался его работой «Живая жизнь», где сравниваются подходы Толстого и Достоевского к понятию «живая жизнь». Тогда я и решил читать Достоевского.

И окончив 9 класс, за лето прочитал десятитомник Достоевского, «заболев» творчеством этого писателя на всю жизнь.

Благодаря этой книге Вересаева А.Е. Кунильский начал обращать особое внимание на смысл и значимость понятия «жизнь» в текстах Достоевского.

Полнокровность понятия «жизнь» в текстах Достоевского Андрей Кунильский пытался показать уже в первой своей опубликованной статье.

Другим идейным стимулом к тому, чтобы заниматься изучением темы жизни у Достоевского послужили лекции любимого преподавателя-германиста того поколения студентов профессора Л.И. Мальчукова, которому в прошлом году исполнилось 80 лет.

А.Е. Кунильский отметил, что во всех произведениях Достоевского прослеживается тема жизни:

Так, в «Преступлении и наказании» Порфирий говорит: «отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, – прямо на берег вынесет и на ноги поставит», или последний роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» оканчивается словами Алеши, обращенными к мальчикам: «– Ах, деточки, ах, милые друзья, не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!

Издание адресовано исследователям истории русской литературы XIX века и творчества Достоевского, лингвистам, философам, культурологам, преподавателям высшей и средней школы, студентам.

По словам А.Е. Кунильского, его работа демонстрирует наличие и глубину, многообразие проявлений концепта «жизнь» и приглашает читателей к его коллективному изучению.

Книга опубликована Издательством ПетрГУ. Рецензенты книги – Н.Г. Шарапенкова, доктор филологических наук, доцент; Ф.В. Макаричев, доктор филологических наук, доцент.

Редактор книги – Т.А. Каракан, художественный редактор – Е.Ю. Тихонова. Кстати, неслучайно в работе над оформлением обложки книги была использована репродукция картины И.И. Шишкина «Дубы», этюд для картины «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». А.Е. Кунильский пояснил:

Мне казалось, раз речь в книге идет о жизни, значит, для оформления обложки подошло бы изображение дерева жизни. Думаю, дуб, изображенный на картине Шишкина, это дерево, как раз олицетворяющее жизнь: могучее, прекрасное.

Помимо этого, в картине можно найти много важных для нас намеков по теме «жизнь»: гроза – не страшная, она тоже символ этой радости жизни и всего бытия; фигура женщины, не собирающейся прятаться от непогоды и др. Кроме того, эта картина была написана в Германии, в окрестностях Дюссельдорфа.

А у меня в книге речь идет о том, что понятие «живая жизнь» пришло в русскую культуру из немецкой. Поэтому мне показалось, что прекрасная картина великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина в наибольшей степени подойдет для оформления обложки книги.

Книга представлена в печатном и электронном виде, с ней можно познакомиться в Научной библиотеке ПетрГУ и в Электронной библиотеке Республики Карелия.

Для участников презентации сотрудниками Научной библиотеки ПетрГУ была организована выставка научных трудов А.Е. Кунильского.

Пресс-служба ПетрГУ

Фото Елены Савенко

Ссылка на основную публикацию