Татьяна в романе «Евгений Онегин»: сочинение

Главная страницароман “Евгений Онегин”

Татьяна в романе «Евгений Онегин»: сочинение
Татьяна Ларина и няня. Художник А. Самохвалов

Татьяна Ларина является главной героиней знаменитого романа в стихах “Евгений Онегин” А. С. Пушкина. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”: описание внешности и характера героини.
Смотрите: 
– Все материалы о Татьяне Лариной
– Все материалы по “Евгению Онегину” Татьяна Ларина – девушка из небогатой провинциальной дворянской семьи. Имение Лариных расположено в глухой деревне по соседству с деревней главного героя Евгения Онегина:
В глуши забытого селеньяЯ никогда не знала б вас…” (глава 3 строфа XXXI, письмо Татьяны Онегину) “Влюбленной, бедной и простой…” (глава 8 строфа XXVII) 
Татьяна живет с матерью и младшей сестрой Ольгой в своем имении. Отец семейства, Дмитрий Ларин, умер некоторое время назад (смотрите Семья Лариных):“Ведь Оленька ее моложе.” (глава 7 строфа XXV)“…Заняться старшею сестрой…” (о Татьяне, глава 2 строфа XXIII) “И там, где прах его лежит, Надгробный памятник гласит: Смиренный грешник, Дмитрий Ларин…” (глава 2 строфа XXXVI)  

Таким образом, полное имя героини звучит как Татьяна Дмитриевна Ларина.

Судя по всему, на момент знакомства с Евгением Онегиным Татьяне около 17 лет. О возрасте Татьяны нет конкретной информации в романе, однако в одном из писем своему другу П. А. Вяземскому Пушкин говорит о том, что его героине 17 лет (смотрите Возраст Татьяны и других героев):

“Дивлюсь, как письмо Тани очутилось у тебя… […] письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!…” (письмо А. С. Пушкина П. А. Вяземскому, 29 ноября 1824 г.) 

Татьяна является девушкой на выданье. По мнению соседей, ей пора выходить замуж.  

“…Соседи шепчут меж собою: Пора, пора бы замуж ей!..” (глава 4 строфа XXIV)
О внешности Татьяны Лариной известно, что она не отличается яркой красотой в отличие от ее сестры Ольги. По словам автора, Татьяна не так красива, румяна и свежа, как ее сестра: “…Татьяны бледные красы…” (глава 3 строфа XX)

“…Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей….” (глава 2 строфа XXV)“…И вспомнил он Татьяны милойИ бледный цвет и вид унылый…” (глава 4 строфа XI)“…Ее изнеженные пальцы Не знали игл…” (глава 2 строфа XXVI)“…что-то бледной и худой, А впрочем, очень недурной…” (глава 7 строфа XLVI)

Будучи барышней из провинции, Татьяна Ларина носит провинциально простые, старомодные (“запоздалые”) наряды и использует устаревшие (“запоздалые”) выражения в речи:

“…Представить ясные черты Провинциальной простоты, И запоздалые наряды, И запоздалый склад речей…” (глава 7 строфа XXVII)

Татьяна является простой девушкой в отличие от богатых блестящих красавиц, живущих в Москве и Петербурге:

“За то ль, что в милой простоте 

Она не ведает обмана…”(глава 3 строфа XXIV) 

“Влюбленной, бедной и простой…” (глава 8 строфа XXVII)

По мнению московских барышень, выросшая в деревне Татьяна Ларина является странной, провинциальной и жеманной девушкой:

“…Ее находят что-то странной,  

Провинциальной и жеманной…” (глава 7 строфа XLVI)

Татьяна является печальной, молчаливой, “дикой”, боязливой, неласковой, задумчивой девушкой. Она избегает общества людей и предпочитает бывать в одиночестве. По характеру Татьяна не похожа на остальных членов своей семьи:

“…Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей…” (глава 2 строфа XXV)

“…Да та, которая грустна И молчалива…” (глава 3 строфа V)

“…очень мило поступил С печальной Таней наш приятель…” (глава 4 строфа XXVIII)

Она часто сидит молча у окна в течение целого дня: 

“…часто целый день одна Сидела молча у окна…” (глава 2 строфа XXV)

Татьяна с детства отличалась задумчивостью: 

“…Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней…” (глава 2 строфа XXVI)

В детстве она не играла в куклы и не веселилась с другими детьми. Ей больше нравились страшные рассказы в темноте, чем игра в куклы:

“…Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про модыБеседы с нею не вела. И были детские проказы Ей чужды: страшные рассказы Зимою в темноте ночей Пленяли больше сердце ей…” (глава 2 строфа XXVII) 

Когда ее сестра Ольга играла с другими девочками, маленькая Татьяна не участвовала в играх, не играла в горелки. Все эти развлечения ей казалось скучными:  

Когда же няня собиралаДля Ольги на широкий лугВсех маленьких ее подруг, Она в горелки не играла,  Ей скучен был и звонкий смех, И шум их ветреных утех…” (глава 2 строфа XXVII)
Татьяна Ларина любит природу. Ей нравится гулять одной по лесу. Она беседует с рощами и лугами, как со своими старыми друзьями:

“…И все грустит она Да бродит по лесам одна…” (глава 7 строфа XXV)

“…Она, как с давними друзьями, С своими рощами, лугами Еще беседовать спешит…” (глава 7 строфа XXIX) 
Она с раннего возраста любит читать книги, в частности романы: 

“…Ей рано нравились романы; Они ей заменяли всё…” (глава 2 строфа XXIX) 

Татьяна верит в приметы, гадания и сны. Ее любимой книгой является книга предсказаний “Мартын Задека”:

“…Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны. Ее тревожили приметы…” (глава 5 строфа V) “…Мартын Задека стал потом Любимец Тани… Он отрады Во всех печалях ей дарит И безотлучно с нею спит…” (глава 5 строфа XXII) 

Татьяна в романе «Евгений Онегин»: сочинение
Татьяна и няня.
Художник М. Микешин

Как и многие дворяне того времени, она владеет французским языком лучше, чем русским:

“…Она по-русски плохо знала,Журналов наших не читалаИ выражалася с трудомНа языке своем родном,Итак, писала по-французски…” (глава 3 строфа XXVI)

По словам автора, Татьяна является умной, волевой, своенравной девушкой с пламенным и нежным сердцем и бурным воображением:

“Что от небес одарена Воображением мятежным,Умом и волею живой,И своенравной головой,И сердцем пламенным и нежным?” (глава 3 строфа XXIV) 

Она является умной девушкой с чистой, пламенной душой, по словам Онегина:

“…Вы чистой, пламенной душой, Когда с такою простотой, С таким умом ко мне писали?…” (Онегин – Татьяне, глава 4 строфа XV)

По словам Онегина, Татьяна Ларина обладает массой достоинств, “совершенств”:

“…Напрасны ваши совершенства:  Их вовсе недостоин я…” (глава 4 строфа XIV)

Татьяна –  юная мечтательница:

“…В соседстве Тани молодой, Моей мечтательницы милой…” (глава 5 строфа V)Она является доверчивой, невинной девушкой:

“…Что так доверчива она…” (глава 3 строфа XXIV) “…Доверчивость души невинной…” (глава 4 строфа XI) “Не отпирайтесь. Я прочел Души доверчивой признанья…” (Онегин о письме Татьяны, глава 4 строфа XI) 

В душе Татьяна является русской девушкой в отличие от большинства дворян, которых привлекало все иностранное. Например, она любит холодную русскую зиму:

“…Татьяна (русская душою, Сама не зная почему)  С ее холодною красою Любила русскую зиму…” (глава 5 строфа IV)

Татьяна очень дружна со своей младшей сестрой Ольгой: 

“…подруга стольких лет,  

Ее голубка молодая,  

Ее наперсница родная…” (об Ольге, глава 7 строфа XIII)

Судя по всему, в свободное время Татьяна занимается благотворительностью, то есть помогает бедным людям:

“Ты говорил со мной в тиши, Когда я бедным помогала…” (глава 3 строфа XXXI, Письмо Татьяны к Онегину)

Однажды юная Татьяна влюбляется в Евгения Онегина и прямо признается ему в любви в своем письме (смотрите Письмо Татьяны к Онегину). Татьяна с первого взгляда влюбляется в Онегина, она любит его серьезно и без искусства, полностью отдаваясь своему чувству:

“…Татьяна любит не шутя 

Любви, как милое дитя.” (глава 3 строфа XXV) 

“…За то ль, что любит без искусства, 

Послушная влеченью чувства…” (глава 3 строфа XXIV)

Однако Евгений отвергает ее любовь, объясняя это тем, что он не создан для семейной жизни. Девушка тяжело переживает его отказ:

“…Супружество нам будет мукой. 

Я, сколько ни любил бы вас,  

Привыкнув, разлюблю тотчас…” (Онегин отказывает Татьяне, глава 4 строфа XIV) “Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней.

” (Онегин отвергает Татьяну, глава 4 строфа XVI) 
Спустя некоторое время Татьяна выходит замуж за князя N и становится богатой и знатной княгиней. Внезапно встретив ее на светском вечере, Онегин не верит своим глазам. Из нежной девочки Татьяна превратилась в величавую светскую даму из высшего общества Петербурга, “неприступную богиню”, смелую и равнодушную женщину:
“…

Как изменилася Татьяна!  

Кто б смел искать девчонки нежной 

В сей величавой, в сей небрежной 

Законодательнице зал?” (глава 8 строфа XXVIII)

“…Но равнодушною княгиней,  

Но неприступною богиней…” (глава 8 строфа XXVII)

Замужняя княгиня Татьяна ведет себя с Онегиным равнодушно, сурово, холодно и смело.

Эта перемена в ней потрясает его: 

“…Ужели с ним сейчас была  

Так равнодушна, так смела?…” (глава 8 строфа XX)

“…Как сурова! 

Его не видят, с ним ни слова; 

У! как теперь окружена  

Крещенским холодом она!…” (глава 8 строфа XXXIII)Неожиданно для себя Евгений Онегин отчаянно влюбляется в “новую” Татьяну и мучается от своей любви. Во время личной встречи Татьяна признается Онегину, что по-прежнему любит его, но будет до конца жизни верна своему супругу, князю N:

“Я вас люблю (к чему лукавить?), 

Но я другому отдана;  Я буду век ему верна…” (глава 8 строфа XLVII)

Отношение Пушкина к Татьяне Лариной

Повествование в романе ведется от имени некоего вымышленного персонажа, который был приятелем Онегина. Этот рассказчик (предположим, что он олицетворяет самого Пушкина) с нежностью, сочувствием и уважением относится к своей героине. Он прямо говорит, что очень любит свою героиню:
“…Простите мне: я так люблюТатьяну милую мою!” (глава 4 строфа XXIV) 
“Татьяна, милая Татьяна!” (глава 3 строфа XV)
“…В соседстве Тани молодой, Моей мечтательницы милой…” (глава 5 строфа V) “Но полно. Мне пора заняться  Письмом красавицы моей…” (рассказчик о Татьяне, глава 3 строфа XXIX)

Также рассказчик признается, что до сих пор хранит у себя то самое письмо Татьяны к Онегину: 

“Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу, Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу.” (глава 3 строфа XXXI) 

Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин"

Татьяна в романе «Евгений Онегин»: сочинениеОбраз Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» давно стал символичным для русской литературы. Именно она, как правило, открывает галерею прекрасных женских характеров, созданных отечественными писателями. По тексту романа видно, что Пушкин создавал этого персонажа очень трепетно и внимательно. Достоевский писал, что в заглавии романа должно стоять имя не Онегина, а Татьяны – именно ее знаменитый романист считал главной героиней произведения. Образ Татьяны не просто возникает как застывший во времени и пространстве портрет, она показана в своем развитии, в мельчайших чертах характера и поведения – от романтичной девочки до сильной женщины.

В начале «Евгения Онегина» автор показывает нам юную семнадцатилетнюю девушку (стоит отметить, что возраст Татьяны прямым текстом не указан, однако письмо Пушкина Вяземскому, в котором он пишет о героине своего романа, дает ответ на этот вопрос).

В отличие от своей веселой и легкомысленной сестры Ольги, Татьяна очень тиха и застенчива.

Читайте также:  Характеристика Штольца в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

С детства ее не привлекали шумные игры со сверстницами, она предпочитает одиночество – именно поэтому даже с членами семьи она чувствовала себя отстраненной, будто бы чужой.

Ее находят что-то странной,
Провинциальной и жеманной,
И что-то бледной и худой,

А впрочем очень недурной…

Однако эта девушка, такая молчаливая и малопривлекательная, имеет доброе сердце и способность очень тонко чувствовать. Татьяна любит читать французские романы, и переживания главных героев всегда находят отклик в ее душе.

Влюбленность Татьяны раскрывает ее нежную натуру. Знаменитое письмо, которое она пишет Онегину, является свидетельством ее смелости и искренности. Надо сказать, что для девушки того времени признаться в любви, тем более написав первой, практически приравнивалось позору.

Но Татьяна не хочет таиться – она чувствует, что должна рассказать о своей любви. К сожалению, Онегин просто не может этого оценить, хотя, надо отдать ему должное, он и сохраняет признание в тайне. Его равнодушие ранит Татьяну, которая с трудом справляется с этим ударом.

Столкнувшись с жестокой действительностью, так не похожей на мир любимых французских романов, Татьяна замыкается в себе.

И меркнет милой Тани младость:
Так одевает бури тень

Едва рождающийся день.

Интересным эпизодом в романе является сон Татьяны, предрекший гибель Ленского от руки Онегина.

Чувствительная душа Татьяны, улавливающая любую тревогу, откликается на напряжение в отношениях двух бывших приятелей, и выливается в тревожный, странный кошмар, приснившийся девушке во время святок.

Сонники не дают Татьяне разъяснений о жутком сновидении, но героиня боится толковать его буквально. К сожалению, сон сбывается.

Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался… хижина шатнулась…

И Таня в ужасе проснулась…

Финальная глава «Евгения Онегина» показывает нам совершенно другую Татьяну – повзрослевшую, рассудительную, сильную женщину.

Ее романтичность и мечтательность исчезают – несчастная любовь стерла эти черты из ее характера. Поведение Татьяны при встрече с Онегиным вызывает восхищение.

При том, что любовь к нему еще не угасла в ее сердце, она остается верной своему мужу и отвергает главного героя:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Так, лучший образ романа, который прекрасно описывает цитата «Татьяны милый идеал», сочетает в себе прекрасные и достойные подражания черты: искренность, женственность, чувствительность, и при этом – удивительную силу воли, честность и порядочность.

Татьяна Ларина в романе «Евгений Онегин»

Татьяна в романе «Евгений Онегин»: сочинение

В произведении «Евгений Онегин» главный женский персонаж – Татьяна Ларина. А.С. Пушкин с большой любовью относится к своей героине и очень красочно описывает её образ.

Он называет её простым именем «Татьяна», не модным в то время, и в какой-то степени наделяет качествами, противоположными качествам щёголя Онегина.

Автор не скрывает своего восхищения Татьяной Лариной, он представляет её идеальной женщиной, воплотившей в себе самые лучшие человеческие черты.

Пушкин выводит Татьяну Ларину на страницы романа в юном возрасте, около семнадцати лет. Её родители – деревенские дворяне со средним достатком – имели небольшое поместье и две сотни крепостных крестьян. Отец умер, и всем хозяйством стала управлять мать героини. Сестра Татьяны – Ольга – красивая, здоровая, весёлая девушка, которую не терзают размышления о превратностях жизни.

Она всё воспринимает легко и просто. Татьяна, напротив, по характеру замкнутая, внешне симпатичная, но худая, бледная, мысленно витающая в своих фантазиях. Она, в дань тому времени, отлично владеет французским языком и увлекается иностранными романами. Но одновременно Татьяна «русская душою» беззаветно предана своей старой няне-крестьянке, доверяет народным предсказаниям, приметам, гаданиям.

Начитавшись романтических историй, Татьяна с упоением ожидает своего «принца». Но семья Лариных проживает в сельской местности, и новые молодые люди появляются в округе нечасто. Когда Ленский привозит к ним своего друга Онегина, девушка чувствует к нему большую симпатию и предполагает, что он и есть её вторая половина.

По наивности она решается в письме открыться своему избраннику. Однако молодой человек не захотел оценить смелый порыв нашей героини. При свидании он стыдит Татьяну за еёненадлежащее и, по его мнению, нескромное поведение. Первое чистое чувство и гордость Татьяны втоптаны в грязь.

Ко всем несчастьям примешивается дуэль, на которой погибает Ольгин жених – Ленский. Несчастная девушка, чтобы забыть всё произошедшее, соглашается на брак с генералом, человеком известным и уважаемым в светских кругах.

Проходит некоторое время, и судьба вновь сталкивает Онегина с Татьяной.

Он встречается с ней на светском приёме и сражён переменой, произошедшей с героиней. Нет никакого сходства с деревенской стеснительной девочкой – перед ним величавая покорительница сердец, княгиня, привыкшая к всеобщему поклонению.

И Евгений страстно влюбляется в эту недосягаемую женщину и начинает «волочиться» за ней – искать с ней встреч, забрасывать посланиями. Она не отвечает на его письма и при встрече ведёт себя недоступно.

Онегин не привык к такому обращению, он «заболевает» своим чувством, чахнет, тоскует, не находит себе места. И лишь случайно, застав княгиню, читающую его письма и роняющую слёзы, Онегин понимает, что его по-прежнему любят.

Но Татьяна и не отпирается, она честна с Евгением. Однако брак для неё неприкасаем: «Но я другому отдана…». Татьяна не собирается изменять своему мужу. Онегин наконец-то понимает, насколько эта женщина нравственно чиста и порядочна.

Но это для него приговор – она никогда не будет с ним.

Созданием необыкновенного образа Татьяны А.С. Пушкин доказал читателю, что простая, нечем не выдающаяся девушка благодаря своей цельной натуре может превратиться в нравственно-сформировавшуюся сильную личность. Татьяна Ларина олицетворяет собой образец настоящей, самодостаточной русской женщины в мировой классической литературе.

Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» | СуперСоч

Пушкинская Татьяна Ларина – один из самых ярких женских образов в русской литературе XIX века, это собирательный образ идеальной дворянской девушки, воспитанной, начитанной, одухотворенной.  Пушкин называл свою героиню «милым идеалом».

Старшая дочь семейства Лариных не только является воплощением нежности и женственности, но и отличается богатым внутренним миром. Она любит читать и глубоко погружается в мир литературных произведений и остро переживает проблемы их героев. Пушкин прописывает характер девушки на контрасте с её младшей сестрой, которая как раз не отличается образованностью и тягой к прекрасному.

Многие воспринимают Татьяну, как «милого дворянского ребенка». Однако, это лишь внешнее впечатление. Пушкин наделяет персонажа индивидуальностью и положительными личностными качествами. Она обладает внутренней силой и смелостью.

Не каждая девушка той эпохи решится первой написать письмо с любовным признанием, как это делает Татьяна.

Она верит в идеальную любовь, и готова подарить себя избраннику, она любит по-особенному, глубоко и искренне, но Евгений оказывается не тем человеком, который готов принять трепетную женскую любовь.

В отличие от своего избранника, ставшего в дворянском обществе «лишним человеком», Татьяна становится органичной частью этого общества, примером для многих женщин. Когда Онегин осознает, что он потерял, оказывается уже поздно. Девушка замужем.

Роман в стихах показывает нам развитие героини. В начале – это наивная, юная девушка с романтической душой. Влюбленность и душевные терзания, отказ любимого человека и последующее замужество меняют её, закаляют характер. Татьяна превращается в статную, мудрую женщину.

Татьяна выходит замуж за нелюбимого человека, что было нормой для дворянских девушек той эпохи. Признание Онегина могло бы пробудить в ней вулкан чувств, вернуть юношеский романтичный порыв, но нет.

Даже ради любви она не готова поступиться своими принципами и пойти на измену. «Но я другому отдана и буду век ему верна», – пишет Татьяна в ответном письме Онегину. Этот поступок показывает благородство героини и силу её характера.

Моральные принципы для неё не пустой звук.

Чистота, искренность и порядочность героини делают её образ не только женским, но и человеческим идеалом.

На протяжении многих лет девушки-школьницы учат письмо Татьяны наизусть, пытаясь поставить себя на место этой героини и глубоко проникнуться тонкими струнами её души. Пушкин создавал героиню своей эпохи, но её образ оказался вечным.

Изменилось время, изменилось общество, а непреходящие ценности остались, и цельный образ Татьяны Лариной по-прежнему остается «классическим» примером женского характера.

Образ татьяны лариной в романе пушкина «евгений онегин» — сочинение для 9 класса

Белинский назвал роман в стихах «Евгений Онегин» «самыми задушевным произведением» Александра Сергеевича Пушкина. Да и сам автор считал этот роман лучшим своим творением.

Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты.

Образы из романа стали для Пушкина почти родными.

Наиболее близок автору образ Татьяны, которая, по сути своей, является идеалом русской женщины для Пушкина. Именно такой представлял он себе истинную русскую женщину —  искренней, пламенной, доверчивой и, в то же время, обладающей душевным благородством, чувством долга и сильным характером.

В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний ее портрет: «…Дика, печальна, молчалива…». Это нетипичный образ, привлекающий не красотой своей, а внутренним миром.

  • Пушкин подчеркивает разницу между Татьяной и Ольгой:
  • Ни красотой сестры своей,
  • Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей, — говорит он о Татьяне и далее еще не раз повторяет, что Татьяна некрасива. Но образ этой кроткой, задумчивой девушки притягивает читателя и самого автора своей прелестью и необычностью.

Во второй главе романа мы встречаем девушку, чей любимый круг жизни составляют природа, книги, деревенский мир с рассказами и сказками няни, с ее теплотой и сердечностью.

  1. Задумчивость, ее подруга
  2. От самых колыбельных дней,
  3. Теченье сельского досуга
  4. Мечтами украшала ей.

Читая роман, можно заметить, что в тех строфах, где речь идет о Татьяне, обязательно присутствует описание природы.

Недаром Пушкин много раз передает душевное состояние Татьяны через образы природы, он подчеркивает этим ту глубокую связь, которая существует между деревенской девушкой и природой.

Например, после суровой проповеди Онегина «меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день”.

Прощание Татьяны с родными местами, родными полями, лугами сопровождается трагическим описанием осени: “Природа трепетна, бледна, Как жертва пышно убрана”. Весь внутренний мир Тани созвучен с природой, со всеми ее изменениями.

Такая близость является одним из признаков глубокой связи с народом, которую Пушкин очень ценил и уважал.

Песня детушек, утешающая Таню, привязанность к «Филиповне седой”, гаданье — все это снова говорит нам о живой связи Тани с народной стихией.

  • Татьяна (русскою душою,
  • Сама не зная почему)
  • С ее холодною красою
  • Любила русскую зиму.

Одиночество, отчуждение от окружающих, доверчивость и наивность позволяют»мечтательнице нежной” представлять Онегина героем романа, присваивать себе ’’чужой восторг”, «чужую грусть”.

Но, увидев вскоре, что герой ее мечтаний вовсе не такой, каким она себе его вообразила, пытается понять Онегина. Девушка пишет Онегину пылкое, страстное письмо и получает в ответ суровую проповедь.

Но эта холодность Евгения не убивает Танину любовь, «строгий разговор» в саду лишь открыл Тане жестокосердечность Онегина, его способность безжалостно отвечать на искренние чувства. Вероятно, уже здесь начинается рождение «той равнодушной княгини”, которая так поразила Онегина впоследствии.

Но, между тем, даже смерть Ленского не разрушила то глубокое чувство, которое Татьяна испытывала к Онегину:

  1. И в одиночестве жестоком
  2. Сильнее страсть ее горит,
  3. И об Онегине далеком
  4. Ей сердце громче говорит.
Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «косцы» для читательского дневника (и. бунин)

Онегин уехал, и, кажется, безвозвратно. Но Татьяна до посещения его дома продолжает отказывать, когда к  ней сватаются другие. Лишь побывав в «молодой келье», увидев как и чем жил Евгений, она соглашается ехать на «рынок невест» в Москву, потому что начинает подозревать нечто страшное для себя и для своей любви:

Что ж он? Ужели подражанье?

  • Ничтожный призрак, иль еще —
  • Москвич в Гарольдовском плаще?
  • Чужих причуд истолкованье,
  • Слов модных лексикон?
  • Уж не пародия ли он?

Хотя внутренний мир Евгения и не исчерпывается книгами, которые он прочел, Таня этого не понимает и, делая ошибочные выводы, разочаровывается в любви и в своем герое. Теперь ей предстоят скучная дорога в Москву и шумная суета столицы.

В «уездной барышне» Татьяне «все наруже, все на воле”. В восьмой же главе мы встречаем “равнодушную княгиню” «законодательницу зал». Прежняя Таня, в которой было «все тихо, все просто», теперь стала образцом «безупречного вкуса», «верным слитком» благородства и изысканности.

Но нельзя сказать, что теперь она действительно «равнодушная княгиня», не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та «беспечная прелесть» Татьяны — маска, которую она носит с искусством и естественностью.

Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. В ней все еще живет та доверчивая девочка, любящая «русскую зиму», холмы, леса, деревню, готовая отдать «весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад…».

Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, «неловкий» Евгений остается с ней один ни один. Но все-таки главное достоинство Татьяны — это душевное благородство, ее истинно русский характер.

Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства, именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

  1. Я вас люблю (к чему лукавить?)
  2. Но я другому отдана;
  3. И буду век ему верна.

Пушкин восхищался образом, столь искусно созданным им самим. Он воплотил в Татьяне идеал настоящей русской женщины.

Писатель видел жен многих декабристов, которые из любви своей и чувства долга отправлялись в Сибирь за мужьями. Вот таким душевным благородством наделил он свою героиню. Образ Татьяны является самым глубоким и серьезным в романе. Высота, одухотворенность, глубина Татьяны Лариной позволили Белинскому назвать ее «гениальной натурой».

Татьяна Ларина — образ и характеристика героини романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Татьяна — любимая героиня Пушкина и главная героиня романа «Евгений Онегин». Этот образ наиболее близок автору, основные жизненные принципы их совпадают. Характеристика образа Татьяны Лариной помогает понять другого главного героя — Евгения Онегина, хотя их воспитание, образ жизни и внутренний мир сильно отличаются.

Происхождение и воспитание

Татьяна Дмитриевна Ларина выросла в небогатой провинциальной дворянской семье. Имение Лариных находилось недалеко от деревни дядюшки Евгения, куда он приехал после смерти родственника.

Отец Татьяны умер, в романе она представлена живущей с матерью и младшей сестрой Ольгой.

Воспитание Татьяны было простым. От матери она унаследовала любовь к чтению — в основном это были любовные романы того времени: английского писателя, автора «чувствительной» литературы Ричардсона и Руссо, французского писателя-сентименталиста. Отец же, сам не имевший тяги к чтению, никогда не интересовался, что читала его дочь.

Жизнь в семье Лариных текла спокойно и размеренно, в сельских заботах и домашних хлопотах. Пушкин знакомит читателей с Татьяной, когда ей было около 17 лет. В самом романе её возраст не указан, но об этом известно из письма поэта к П. Вяземскому.

Внешность и характер

Татьяна не похожа на девушек своего возраста не только внешне, но и внутренне. Пушкин отмечает:

Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Она никого не могла поразить красотой, как её сестра, но было в ней что-то такое, что привлекло Евгения Онегина, хотя в женщинах он был искушён.

Татьяна была молчалива, с самого раннего детства сдержанна, отказывалась принимать участие в обычных детских забавах и больше всего любила сидеть у окна, глубоко о чём-то задумавшись.

Её не интересовали даже куклы — любимая забава девочек всех времён.

Но она очень любила природу и в единении с ней чувствовала себя хорошо, гораздо лучше, чем в шумном обществе детей. Она любила летом встречать на балконе восход солнца, а зимой вставать при свечах и так дожидаться утра.

Татьяна была простой провинциальной барышней, носила «запоздалые» (устаревшие) наряды, речь её также была простой, бесхитростной.

Но пришло время, и она влюбилась. И все её впечатления от прочитанных романов, все её воображения и девические мечты воплотились и сошлись в Евгении Онегине, который появился у них благодаря Ленскому, влюблённому в Ольгу.

Интересно, что Пушкин сразу же обозначил любовь Татьяны как путь к гибели:

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.

Погибнешь, милая…

Почему он так думал? Потому что сам поэт прошёл тот путь, который он показал в рассказе о юности Евгения Онегина. С детства Онегин впитал в себя все светские правила, его личность сформировалась по законам этого общества, он не мог вырваться из этого плена, хотя ему наскучила светская жизнь. Именно поэтому Онегин сразу выделил Татьяну как образец чистоты, невинности и доверчивости.

Татьяна и Евгений Онегин

В романе описаны несколько встреч этих героев, и в этих встречах развёртывается вся последующая судьба Татьяны.

После первой встречи девушка поняла, что влюбилась. Она страдает, тоскует, скучает и, наконец, решается на признание. В письме к Онегину Татьяна откровенно и чистосердечно признаётся в своём чувстве. Его тронуло признание девушки, и это говорит о том, что светская жизнь не до конца ещё иссушила его сердце, он ещё способен был понять другого человека и оценить его искренность.

Вторая встреча этих героев произошла в саду Лариных, и здесь Онегин ведёт себя несколько по-менторски, но всё-таки благородно. Он вполне оценил не только этот поступок Татьяны, но и понял, что такую чистую душу обидеть нельзя, и так же искренне ей ответил, что он не способен любить и не может составить ей счастье.

Но чувство Татьяны слишком захватило её, она не перестаёт думать об Онегине. А его уже стал раздражать её грустный и томный вид на именинах. Евгений злится на Ленского, который привёз его на этот скучный вечер, и всё оканчивается  их дуэлью и гибелью Ленского.

После всего случившегося Онегин уезжает, а Татьяна буквально гаснет и увядает на глазах, чем очень тревожит мать, всех родственников и знакомых.

Гуляя однажды, она забрела к дому Онегина и зашла в этот пустой дом. Ей казалось, что она сможет лучше понять его душу, его интересы и занятия — так это и произошло. Она ходила по комнатам и рассматривала его вещи, делала выводы о его характере, о его пристрастиях.

Вот портрет Байрона, поэта-романтика; вот чугунная статуэтка «под шляпой с пасмурным челом, //С руками, сжатыми крестом» — это, конечно, Наполеон, кумир молодёжи первой половины XIX в.; вот книги, которые он читал, делал в них пометки.

Татьяне всё интересно, она приходит сюда ещё и ещё и начинает понимать, как формировалась душа Онегина. Ведь в этих книгах

…отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Татьяна постепенно начинает догадываться, что Онегин — это подражание, пародия, «москвич в Гарольдовом плаще», т. е. личность, сформировавшаяся под внешним воздействием модных идей века, а не по собственным внутренним качествам. Но, тем не менее, она продолжает его любить.

Мать и все родственники, обеспокоенные её состоянием, решили как можно быстрее выдать Татьяну замуж. Для этого ей отправляют к тётушке в Москву.

Последняя встреча

Прошло несколько лет. И вот Онегин неожиданно встречает Татьяну на балу в Петербурге.

Но это уже совсем другая Татьяна, Онегин с трудом узнаёт в этой величавой и гордой светской даме ту девочку, с которой он познакомился когда-то в деревне.

Она замужем, она хозяйка модного салона, она холодна и недоступна, но в то же время лишена тех особенностей, которые были свойственны женщинам света и которые так ненавидел Онегин. «Всё тихо, просто было в ней», — пишет Пушкин.

И Онегин влюбился. Он поступает так же, как когда-то поступила она: отправляет ей письмо с признанием в любви. Потом пишет второе, третье… Ответа нет. На светских вечерах она также не замечает его. Утром он едет к ней в дом, и там происходит объяснение между ними, а в конце:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Вывод

Чаще всего во время изучения романа перед школьниками встаёт вопрос: за что Пушкин любит Татьяну? Почему «Татьяны милый идеал» так дорог поэту?

На эту тему уже написаны горы книг, и ответы на эти вопросы разные: очевидные, экзотические, смешные…

Очевидно ведь, что эта девушка была самобытна, чиста, добра, искренна и в своих чувствах, и в своих словах, что она отличалась преданностью, верностью, способностью любить.

И после замужества ничего пошлого и грязного к ней не пристаёт, хотя она уже вошла в светское общество. Она живёт в мире с собой и с окружающими. Ею гордится муж-генерал.

К ней тянутся другие люди — это хорошо выражено в сцене бала.

И вот что ещё интересно.

Онегин — свободный человек, он не связан ни семьёй, ни службой, ни какими-либо обязанностями перед людьми; он может свободно путешествовать, но в его жизни нет ни счастья, ни гармонии.

А Татьяна, по настоянию матери вышедшая замуж за нелюбимого человека, вполне состоявшийся человек, в ней столько положительного, что она наполнена этим до краёв и ещё делится с другими.

Образ Татьяны Лариной — совершенный в понимании поэта образ женщины, олицетворение женской верности и искренности.

Характеристика образа Татьяны Лариной может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сочинение: Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин"

В своем непревзойденном романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин сумел создать образы насколько типичные для своего времени, настолько и своеобразные. В романе два главных героя — Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Именно Татьяна стала “милым идеалом” Пушкина, имен­но с помощью ее образа поэт убеждает нас, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей, всегда есть возможность подняться над бездуховной средой.

Так кто же она, Татьяна Ларина? Татьяна росла и воспитывалась в деревне, в традицион­ной семье провинциальных дворян: “Они хранили в жиз­ни мирной привычки милой старины…” Русская природа, атмосфера народных традиций и обычаев, “преданья простонародной старины”, рассказы няни родили и укрепили в сердце девушки любовь, чувство близости к своему народу. Общение с природой, близкие доверительные отношения с няней научили Татьяну естественному проявлению чувств, и с самого первого мига знакомства с героиней мы попадаем во власть обаяния и душевной красоты “девы лесов”.

Читайте также:  Иван хемницер - милостивой государыне марье алексеевне дьяковой: читать стих, текст стихотворения поэта классика

[sms]

С детства Татьяна зачитывалась сентиментальными романами  Ричардсона и Руссо, которые “ей заменяли все”. Чтение книг пробуждало мысль и развивало воображение  впечатлительной и мечтательной девушки, однако не могло заглушить в ней те черты личности, которые корнями уходили в народную почву. Будучи маленькой девочкой она страшные рассказы няни предпочитала обычным детским забавам и играм.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой. Живущая в своем мире искренности и чистоты чувств Татьяна всегда была замкнута и одинока: “Я здесь одна никто меня не понимает”, — однако эта погруженность в себя, задумчивость лишь обогащают ее внутренний мир делают его более цельным. Мечты и нерастраченные впустую душевные силы, об­разы прочитанных романов и бурная личная жизнь сест­ры Ольги подготовили нежное и искреннее сердце Татья­ны к большой и красивой любви.

Душа ждала… кого-нибудь,

И дождалась… Открылись очи;

Она сказала: это он! Евгений Онегин выгодно отличался от окружения Та­тьяны своей неординарностью, умом, образованностью, зна­нием света, поэтому все герои прочитанных девушкой ро­манов

…в единый облик облеклись,

В одном Евгении слились. Татьяне чуждо притворство, поэтому письмо, которое она пишет Онегину, наполнено искренностью, непосредствен­ностью, чистотой. Это письмо просто и естественно выли­лось из ее полюбившего сердца, хотя на самом деле подоб­ное объяснение в любви бросило вызов пошленькому миру  Пустяковых, Скотининых, Буяновых. Доверяясь Онегину  Татьяна ожидала, что он поймет ее, оценит, полюбит, однако для Евгения время любви еще не настало, он отнесся к глубокому чувству девушки как к легкому увлечению. Но в то же время  сумел оценить достоинства Татьяны и даже предостеречь ее от дальнейших ошибок:

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет. Отвергнутая любимым, Татьяна не только продолжает, любить  его,  но и стремится понять его внутренний мир, стремления и надежды. Она посещает дом Онегина, читает его книги. Верная своим чувствам и принципам, Татьяна не изме­няет клятве, данной Онегину: “Нет, никому на свете не отдала бы сердца я!” — даже когда волей обстоятельств выходит замуж за нелюбимого князя. Но Татьяна умеет жертвовать собой, своим счастьем, поскольку видит свой нравственный долг в нерушимой супружеской верности, в собственной внутренней чистоте. Она оказалась хорошей ученицей и научилась “властвовать собой”. Став светской дамой, она конечно же, не приобрела ни пошлости, ни при­творства, ни жеманства, а осталась простой и естественной, милой сердцу автора Таней. Но, теперь уже княгиня, Тать­яна умеет скрывать свои чувства, поскольку она прошла науку “высшего света” и не может уже безоглядно дове­рять людям:

Княгиня смотрит на него…

  • И что ей душу не смутило,
  • Как сильно ни была она
  • Удивлена, поражена,
  • Но ей ничто не изменило:
  • В ней сохранился тот же тон,

Был так же тих ее поклон. Теперь между Онегиным и Татьяной лежит настоящая бездна, потому что они любят, но не понимают друг друга. Они не могут быть вместе, поскольку Татьяна замужем, а нравственная чистота, долг и честь для нее важнее личного счастья –  таково ее воспитание, принципы жизни.

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна. Роман Пушкина заканчивается очень грустно, пото что очень хочется, чтобы люди, по-настоящему близкие  друг другу, были счастливы. Но в трагичной концовке  больше правды и знания жизни, которая далеко не всегда быстро и точно удовлетворяет наши желания. Наблюдение за судьбой и взаимоотношениями героев очищает нас, обогащает наши чувства и душу, поскольку в образе Евгения Онегина Пушкин отобразил хоть и типичного, но совсем не заурядного своего современника, а образ Татьяны Лариной на долгие десятилетия останется идеалом русской женщины.[/sms]

Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин"..

  • Сочинение:
  • Каждый великий художник стремиться запечатлеть в своих произведениях тот идеал героини, в котором нашли выражение лучше качества своего народа, времени. Пушкинским идеалом стал образ Татьяны Лариной в романе “Евгений Онегин”

Впервые читатель знакомится с Татьяной во второй главе, героиня предстает нам как девушка из провинциальной русской семьи, простая уездная барышня.

Покойный отец ее, бригадный генерал,  был “добрый малый, в прошедшем веке запоздалый”, а ее патриархальная семья хранила “привычки милой старины”,  отмечая традиционные русские праздники: масленицу, день Троицы.

Течение жизни молодой героини проходит неспешно, она читает романтические произведения Ричардсона и Руссо, гадает о суженом, верит в приметы, крещенские страхи, толкует вещие сны по старинной книге Мартына Задеки и любит разговаривать с крестьянкой-няней.

Однако с самого начала автор выделяет Татьяну из обычной провинциальной семьи:  Она в семье своей родной
    Казалась девочкой чужой
Девушка не занимается традиционными девичьими занятиями — не вышивает, не играет в куклы, 
ее не привлекает игра со сверстницами в горелки и подвижные игры, это скучно для нее, зато она любит слушать страшные рассказы няни Филипьевны. Часто Татьяна проводит целый день сидя молча у окна, она задумчива и предпочитает одиночество:  Она любила на балконе

              Предупреждать зари восход

Для того чтобы усилить впечатление, автор дает контрастный образ младшей сестры Татьяны, Ольги:
    Глаза, как небо, голубые,
    Улыбка, локоны льняные,
    Движенья, голос, легкий стан,
    Все в Ольге…
Ольга, безусловно пресестна: скромна, послушна, всегда весела, “как поцелуй любви мила”.
Татьяна же наоборот, не отличалась ни красотой своей сестры, ни румяной свежестью, и не могла привлечь внимание.
Однако младшая сестра внутренне бесцветна, что отмечает сам Евгений Онегин: 
    Я выбрал бы другую,
    Когда б я был, как ты, поэт.
    В чертах у Ольги жизни нет
Внутренней пустоте противопоставлено богатство внутреннего мира Татьяны, ее духовная красота,

доброта, нравственная сила и вера. 

Главное занятие Татьяны — чтение: 
    Ей рано нравились романы;
    Они ей заменяли всё
Книги оказывают сильное влияние на ее поведение, Татьяна сама представляет себя героиней романтической повести, а большинство ее поступков – это копия тех отношений, которые предстали перед ней на страницах французской литературы.
Однако в милой героине романа нет ничего наносного, неискреннего, нет кокетливой позы и набора банальных фраз светской девицы на выданье. Пушкин постоянно подчеркивает, что Татьяна “любит без искусства”, “любит не шутя”. С какой удивительной откровенностью и смелостью пишет эта скромная уездная барышня своему возлюбленному, герою ее мечтаний, Евгению Онегину! В 19 веке барышням не принято было первыми признаваться в своих 
чувствах. Татьяна понимает, что переступает нравственные запреты, все, чему ее учили : 
     Теперь, я знаю, в вашей воле 
     Меня презреньем наказать… 
Страдает ее гордость, ее понятия о том, что правильно, а что нет. В письме, написанном на французском,
проявляются столь свойственная ей романтичность и решительность. Она не желает молча страдать, а готова действовать и менять  не устраивавшую ее ситуацию. В то же время она верит в благородство Онегина: ” Вы не оставите меня.” 
Известный критик Белинский в своей статье писал: “Татьяна вдруг решается писать к Онегину: порыв наивный и благородный; но его источник не в сознании, а в бессознательности: бедная девушка не знала, что делала.”
“Всё в письме Татьяны истинно, но всё просто. Сочетание простоты с истиною составляет высшую красоту и чувства, и дела,  и выражения…”, однако критик уверен, что она не сумела бы ни понять, ни выразить собственных своих ощущений,  если бы не прибегла к помощи впечатлений, оставленных на ее памяти романами, без толку и без разбора читанными ею.
Как бы то ни было, стихи в конце письма прекрасны: они проникнуты чистым чувством, и являют собой соединение искренности и простоты:
    …Судьбу мою
   Отныне я тебе вручаю.
   Перед тобою слезы лью,
   Твоей защиты умоляю…
Несмотря на всю честность и смелость послания, Онегин отказывает Татьяне:
    Напрасны ваши совершенства:
    Их вовсе не достоин я.
Все надежды бедной девушки рушаться, но назидательная, нравоучительная отповедь Евгения не смогла убить в Татьяне любовь к нему, разрушенная надежда не погасила в ней пожирающего ее пламени: 
он начал гореть тем упорнее и напряженнее, чем глуше и безвыходнее. Несчастие дало новую энергию страсти. 
И даже после посещения Татьяной деревенского дома Онегина и чтения его любимых книг, где “Онегина душа себя невольно выражала”, 

когда девушка поняла, кого судьба ей послала, героиня продолжает любить этого человека. 

Но вот, по прошествии нескольких лет, мы можем видеть Татьяну в высшем свете. Рисуя образ петербургской Татьяны автор пишет: 
    Она была нетороплива,
    Не холодна, не говорлива,
    Без взора наглого для всех,
    Без притязаний на успех..
    Все тихо, просто было в ней
Замужняя дама Татьяна взрослеет и кардинально меняется: 
   Никто б не мог её прекрасной
   Назвать; но с головы до ног
   Никто бы в ней найти не мог
   Того, что модой самовластной
   В высоком лондонском кругу
   Зовется vulgar
Теперь это равнодушная княгиня, неприступная богиня роскошной царственной Невы, однако Татьяна равнодушна к светской жизни, 

она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе.

В знаменитой сцене решительного объяснения Татьяны с Онегиным мы видим, как много перечувствовала, передумала, перестрадала эта доверчивая девочка “из глуши степных селений”, в итоге став мудрой разумом и сердцем женщиной. Она сохранила в себе лучшее  от несмелой и простой Тани, помнит о прошлом, о своем сельском домике, старушке няне, встрече с Онегиным, своих 
“любви безумных страданиях”, о столь возможном и близком счастье.
В этом объяснении все существо Татьяны выразилось вполне. Речь Татьяны начинается упреком, в котором высказывается желание 
мести за оскорбленное самолюбие:
   Онегин, помните ль тот час,
   Когда в саду, в аллее нас
   Судьба свела, и так смиренно
   Урок ваш выслушала я!
   Сегодня очередь моя.
Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда, 
что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь приводит к ее ногам жажда славы.
Во всем этом выражается страх за свою добродетель, и пожалуй самое главное в характере и поведении Татьяны — это понимание долга,  ответственности перед людьми. Эти чувства берут верх над любовью. Она не может быть счастливой, принеся несчастье другому человеку, своему мужу, который “в сраженьях изувечен”, гордится ею, доверяет ей. Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. 
Татьяна находит в себе силы спокойно и достойно сказать любимому и любящему ее человеку знаменитые слова признания и прощания:
    Я вас люблю, (к чему лукавить?), 
     Но я другому отдана; 

    Я буду век ему верна.

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась,  но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер. Главные качества Татьяны – душевное  благородство, искренность и чувство долга.
Татьяна является для поэта идеалом женщины, и он этого не скрывает: “Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою…”

“Гармония духа” составляет сущность ее характера и делает пушкинскую героиню “милым идеалом”, одним из привлекательных и ярких образов русской и мировой литературы.

Ссылка на основную публикацию