Поиск счастья в романе замятина «мы»

Презентация на тему: счастья в романе Замятина «Мы» Поиск счастья в романе Замятина «Мы»

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Поиск счастья в романе Замятина «Мы» Поиск счастья в романе Замятина «Мы»

Поиск счастья в романе Замятина «Мы»

Поиск счастья в романе Замятина «Мы»

Поиск счастья в романе Замятина «Мы»

Поиск счастья в романе Замятина «Мы»

Поиск счастья в романе Замятина «Мы»

Поиск счастья в романе Замятина «Мы»

Поиск счастья в романе Замятина «Мы»

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Тема счастья в романе Замятина «Мы». Крылья – чтобы летать, а нам уже некуда: мы – прилетели, мы – нашли. Не так ли?Е.И.Замятин

№ слайда 2
№ слайда 3

Описание слайда:

Утопия — это вымышленная картина идеального жизненного устройства. Антиутопия — жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.Вопрос: роман Замятина «Мы» – это утопия или антиутопия? Докажите свою точку зрения.

№ слайда 4

Описание слайда:

О чем роман? – это роман о великом техническом прогрессе, достигнутом на Земле;     — это роман о счастье, каким его представляют люди в 28-м веке;     — это роман о бездуховном обществе;     — это роман о любви и предательстве;     — это роман о тоталитаризме;     — это роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.

№ слайда 5

Описание слайда:

Физкультминутка

№ слайда 6

Описание слайда:

Особенности композиции Записи-конспекты строителя космического корабля Каждая запись (их в романе 40) имеет свой заголовок, состоящий из нескольких предложений.Обычно первые предложения обозначают микротему главы, а последнее дает выход на ее идею: «Колокол. Зеркальное море. Мне вечно гореть», «Желтое. Двухмерная тень. Неизлечимая душа», «Авторский долг. Лед набухает. Самая трудная любовь».

№ слайда 7

Описание слайда:

Стиль романа Форма конспекта — и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Для понимания содержания важно и то, что многие слова пишутся только с большой буквы: Мы, Благодетель.Вопрос: Почему Замятин применяет такой, словно бы искусственный, язык?

№ слайда 8

Описание слайда:

Название романа Вопрос: почему роман называется «Мы»?

№ слайда 9

Описание слайда:

Зелёная стена – нерушимая граница Единого Государства

№ слайда 10

Описание слайда:

Идея романа Содержанием романа Е. Замятин утверждает мысль о том, что у человека всегда есть право выбора. Неестественно преломление «я» в «мы», и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком. Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного.      

№ слайда 11

Описание слайда:

Домашнее задание: напишите сочинение на одну из тем:      1) «Я» и «мы» в романе Замятина.     2) Тревога за будущее в антиутопии Замятина «Мы».     3) Предсказание или предупреждение? (По роману Замятина).Прочитать рассказ Булгакова М.А. «Полотенце с петухом».

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

7 секретов романа «Мы»

  • 9 января 2017Литература
  • Портрет Пушкина, волосатые руки главного героя и другие детали, помогающие понять, что имел в виду Замятин 
  • Автор Олег Лекманов

Поиск счастья в романе Замятина «Мы» Строительство дирижабля. 1930 год © Underwood Archives / Bridgeman Images / Fotodom

1. Тайна места действия

В романе Евгения Замятина ни разу не говорится прямо, на территории какой страны разворачивается сюжет произведения, — сообщается только, что после давней Двухсотлетней Войны Единое Государство, где живет главный герой Д-503, оградили Зеленой Стеною, выход за которую жителям Государства строго запрещен. Однако в «Записи 6-й» романа рассказывается, как Д-503 и его будущая возлюбленная I-330 посещают Древний Дом и там, в одной из некогда обитаемых квартир, Д-503 видит чудом сохранившийся портрет:

«С полочки на стене прямо в лицо мне чуть приметно улыбалась курносая асимметрическая физиономия какого-то из древних поэтов (кажется, Пушкина)».

В отличие от Достоевского, Толстого и Чехова, Пушкин не был известен за пре­делами России настолько, чтобы кому-нибудь пришло в голову поставить на полочку его изображение (возможно, подразумевается копия портрета Пуш­кина работы Константина Сомова 1899 года: на нем поэт улыбается и смотрит зрителю прямо в лицо). Таким образом Замятин ненавязчиво намекает внима­тельному читателю: действие его романа «Мы» разворачивается на территории бывшей (советской) России.

2. Тайна «бесконечных ассирийских рядов»

В финале «Записи 22-й» Д-503 с энтузиазмом рассказывает о том, что он чув­ствует себя встроенным в «бесконечные, ассирийские ряды» граждан Единого Государства. До этого мотив Ассирии дважды встречается в зачине той же записи:

«Мы шли так, как всегда, т. е. так, как изображены воины на ассирий­ских памятниках: тысяча голов — две слитных, интегральных ноги, две интегральных, в размахе, руки. В конце проспекта — там, где грозно гудела аккумуляторная башня, — навстречу нам четырехугольник: по бокам, впереди, сзади — стража…»

И чуть далее: «Мы по-прежнему мерно, ассирийски шли…» Для чего Замятину понадобилось акцентировать внимание читателя именно на ассирийском происхождении того «четырехугольника», которым движутся по городу граж­дане? Для того чтобы провести параллель между глубокой древностью чело­вечества и его возможным нерадужным будущим. Новоассирийская держава (750–620 годы до н. э.) считается первой империей в истории человечества. Ее власти подавляли врагов с помощью идеально организованного войска, в котором, как и в Государстве из романа Замятина, культивировалась красота геометрического единообразия. Было введено единообразное вооружение, а воины делились на так называемые кисиры (отряды). Каждый кисир насчи­тывал от 500 до 2000 человек, разбитых по пятидесяткам, в свою очередь состоявшим из десяток. 

3. Тайна сексуальной привлекательности героя

Невозможно не обратить внимания на то обстоятельство, что все женщины, о которых хоть сколько-нибудь подробно рассказывается в романе (I-330, О-90 и Ю), выделяют Д-503 среди остальных мужчин, а говоря точнее, испытывают к нему эротическое влечение.

В чем секрет привлекательности героя романа? В том, что он невольно выделяется из дистиллированного Единого Государства своим мужским, животным магнетизмом, материальным воплощением кото­рого в романе становятся волосатые руки Д-503. Этот мотив встречается в про­изведении Замятина трижды.

В «Записи 2-й» герой характеризует свои руки как «обезьяньи» и признается:

«Терпеть не могу, когда смотрят на мои руки: все в волосах, лохматые — какой-то нелепый атавизм».

В «Записи 22-й» эта метафора прямо расшифровывается:

«Я чувствовал на себе тысячи округленных от ужаса глаз, но это только давало еще больше какой-то отчаянно-веселой силы тому дикому, воло­саторукому, что вырвался из меня, и он бежал все быстрее».

А в «Записи 28-й» Д-503 с трудом удается удержать в себе другого человека — «с трясущимися волосатыми кулаками». Чуть дальше в этой же записи особое внимание к рукам героя проявляет I-330, раскрывая секрет магнетизма Д-503. Оказывается, он потомок диких и свободных людей — людей из-за Зеленой Стены:

«Она медленно поднимала вверх, к свету, мою руку — мою волосатую руку, которую я так ненавидел. Я хотел выдернуть, но она держала крепко.      — Твоя рука… Ведь ты не знаешь — и немногие это знают, что жен­щинам отсюда, из города, случалось любить тех. И в тебе, наверное, есть несколько капель солнечной, лесной крови».

Уже после Д-503 и явно по его следам собственную индивидуальность через свою сексуальность будет обретать герой романа Джорджа Оруэлла «1984».

4. Тайна стиля

Юрий Николаевич Тынянов описывает «принцип стиля» этого произведения следующим образом: «…экономный образ вместо вещи… …Все замкнуто, расчислено, взвешено линейно».

А другой великий филолог, Михаил Леонович Гаспаров, определил стиль романа «Мы» как «геометрически-проволочный». На самом деле в произведении Замятина наблюдается эволюция стиля, кото­рую можно разбить на три этапа.

Первый этап («геометрически-проволочный» стиль) — это начало романа, когда герой ощущает себя частью многомиллион­ного «мы»:

«Я люблю — уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим — только такое вот, стерильное, безукоризненное небо. В такие дни — весь мир отлит из того же самого незыблемого, вечного стекла, как и Зеленая Стена, как и все наши постройки».

Но уже в начальных записях романа внимательный читатель обнаруживает вкрапления совсем другого стиля — метафорического и избыточного, восходящего к прозе символистов и Леонида Андреева (в герое заложена «червоточина» индивидуальности):

«Весна. Из-за Зеленой Стены, с диких невидимых равнин, ветер несет желтую медовую пыль каких-то цветов. От этой сладкой пыли сохнут губы — ежеминутно проводишь по ним языком — и, должно быть, сладкие губы у всех встречных женщин (и мужчин тоже, конечно). Это несколько мешает логически мыслить».

В середине романа (герой обретает индивидуальность, становится «я») этот цветистый стиль начинает доминировать:

«Раньше — все вокруг солнца; теперь я знал, все вокруг меня — мед­ленно, блаженно, с зажмуренными глазами…»

Наконец, в финале романа (герой теряет индивидуальность: утрачивает «я» и снова вливается в «мы») геометрически-проволочный стиль возвращается и утверждается настолько прочно, что рецидивам «символистского» стиля не остается места:

«Но на поперечном, 40-м проспекте удалось сконструировать временную Стену из высоковольтных волн. И я надеюсь — мы победим. Больше: я уверен — мы победим. Потому что разум должен победить».

5. Тайна ребенка

Все бы заканчивалось совсем мрачно и беспросветно, если бы не один, на пер­вый взгляд периферийный, сюжет романа и не одна реплика I-330 из «Записи 34-й». Дело в том, что Д-503 противозаконно «дал» (как сформулировано в «Записи 32-й») О-90 ребенка, а потом с помощью I-330 этот ребенок вместе с матерью был переправлен через Зеленую Стену за пределы Единого Государ­ства:

«…Вчера вечером пришла ко мне с твоей запиской… Я знаю — я все знаю: молчи. Но ведь ребенок — твой? И я ее отправила — она уже там, за Стеною. Она будет жить…»

Замятин неакцентированно дает внимательному читателю надежду: да, Д-503 в итоге потерпел в борьбе с Единым Государством сокрушительное поражение. Однако лучшее в нем, возможно, воскреснет в его ребенке за Зеленой Стеной.

6. Тайна дневника 

Роман «Мы» часто именуют антиутопией, и это в общем справедливо, но, как кажется, помогает считывать лишь самые очевидные смыслы произведения и видеть в нем главным образом, по словам Замятина, «сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства — все равно какого».

Очень важно обратить внимание на другую жанровую особенность романа «Мы», а именно — на дневниковую форму, в которую заключено повество­вание. Определение жанра произведения как антиутопии не объясняет или почти не объясняет выбора подобной формы.

Может быть, «Мы» — это мета­роман, то есть роман о попытке стать писателем? Взглянув на произведение под таким углом, мы сразу же заметим, что очень большое количество его фрагментов посвящены раскрытию темы написания текста.

Более того, Д-503 саму жизнь, похоже, воспринимает как роман, как текст:

«И что это за странная манера — считать меня только чьей-то тенью. А может быть, сами вы все — мои тени. Разве я не населил вами эти страницы — еще недавно четырехугольные белые пустыни».

  1. «Что ж, я хоть сейчас готов развернуть перед ним страницы своего мозга…»
  2. «И я еще лихорадочно перелистываю в рядах одно лицо за другим — как страницы — и все еще не вижу того единственного, какое я ищу…»
  3. «Кто тебя знает… Человек — как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать…»
  4. «Прощайте — вы, неведомые, вы, любимые, с кем я прожил столько страниц…»
  5. «Тут странно — в голове у меня, как пустая, белая страница».

И не получится ли тогда, что роман «Мы» будет уместнее поставить не столько в ряд антиутопий («О дивный новый мир» Хаксли, «1984» и «Скотный двор» Оруэлла, «Хищные вещи века» братьев Стругацких и так далее), сколько в ряд ключевых для русской литературы ХХ столетия произведений, одной из глав­ных тем которых является писательство и попытка стать писателем («Дар» Владимира Набокова, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «В круге первом» Александра Солженицына). Только во всех этих романах героям в итоге все же удается стать писателями, а в «Мы» — нет: «Я не могу больше писать — я не хочу больше».     

Читайте также:  Анализ рассказа «Человек на часах» (Н. С. Лесков)

7. Тайна Марселя Пруста 

Не источником, но некоторым «исходником» для всех русских (и не только) метароманов о попытке героя стать писателем послужила семитомная сага Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Кажется, нет стилистически ничего более далекого от тягучей прустовской эпопеи, чем короткий и энер­гичный роман Замятина.

Но именно Пруст первым в ХХ столетии поднял на новый уровень тему писательского творчества. Его главный герой Марсель всеми силами пытается задержать навсегда уходящее время и тем самым обре­сти бессмертие.

Он пробует самые разные способы: например, ценой неимо­верных усилий сближается с древними аристократическими французскими семействами, которые кажутся ему самим воплощением времени.

Только в последней книге под названием «Обретенное время» Марсель понимает, что лучший способ удержать время состоит в его подробнейшем описании — в его фиксации и консервировании. «Вселенная подлежит полному переписыва­нию» — вот ключевая фраза последнего романа Пруста и всей его саги.

Ставя перед своими «нумерами» задачу «составлять трактаты, поэмы, мани­фесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства», это Государство стремится обессмертить себя в слове. Однако в случае с Д-503 все идет по другому, непредусмотренному плану, так как писательство пробуждает в герое романа творческую индивидуальность.

Источники

  • Замятин Е. И. Мы. Текст и материалы к творческой истории романа. Сост. М. Ю. Любимова, Дж. Куртис. СПб., 2011.

Теги

Счастье в романе замятина «мы»

Роман Евгения Замятина, написанный в 1920 году, описывает общество жесткого тоталитарного контроля над личностью идейно основанное на тейлоризме, сциентизме и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Возможно ли счастье личности? Какие условия необходимы человеку, чтобы стать счастливым в данном окружении?

Главным героем является гениальный математик и главный инженер новейшего достижения технической мысли — космического корабля «ИНТЕГРАЛ». В первой же части антиутопии он высказывает стремление подчинить «благодетельному игу» все живые существа.

По его мнению, члены современного общества «несут им математически безошибочное счастье, их долг заставить неведомые существа, обитающие на других планетах, быть счастливыми». Понимание счастья Д-503 тесно связано с математичностью, точностью и логичностью.

Друг главного героя, поэт R-13, первым проводит аналогию между этим понятием и понятием свободы.

Однако он, на примере легенды об Адаме и Еве, утверждает, что счастье и свобода являются взаимоисключающими: “Тем двум в раю – был предоставлен выбор: или счастье без свободы — или свобода без счастья; третьего не дано.

» Выходит, несвобода, ограниченность воли и фантазии человека – есть высшая точка удовлетворения в этой жизни, то, к чему стоит стремиться. Главному герою импонирует стиль мышления поэта, хотя его точка зрения уже не кажется Д-503 верной.

Его вера в математически точное счастье уже пошатнулось – он познакомился с И-330, женщиной, которая заставила его сомневаться абсолютно во всем, в чем он был уверен многие годы.

Сонет R-13, которым когда-то восхищался главный герой, не просто так имеет название «Счастье».

Он символизирует все те представления о мире и месте в нем, которые постепенно рухнули, оставив в душе Д-503 чувство тревоги и растерянности, неуверенности в будущем и страха перед ним. Он и И-330 – не “влюбленные дважды два, вечно слитые в страстном четыре”.

Они – живые люди, которые должны бороться за свое счастье, за право выбора… И свободу. И снова понятия “счастье” и “свобода” будто становятся тождественными.

Перед Операцией И-330 с грустной иронией озвучивает своему любимому концепцию счастья, как свободы от фантазии, от желаний и от чувств. Когда Д-503 отказывается покидать ее, она спрашивает: «Как? Не хочешь счастья?».

Главный герой понимает, что такое счастье не принесет ему ничего, кроме опустошения. Так он потеряет себя. Его ответ говорит об осознании своей потребности в любви, во всем том человеческом, что эта система хочет убить в людях: «Не могу без тебя, не надо без тебя».

Он больше не нумер, он живой, свободный и счастливый человек. Счастливый, потому что любящий. Потому что любимый.

Несмотря на то что Д-503 потерял способность чувствовать, фантазировать и любить, он помог многим обрести шанс на настоящее счастье.

О-90, носящая под сердцем его дитя, оказавшаяся за стеной, вдали от того ужаса, что творится в Государстве, стала свободной подобно множеству других людей (не нумеров).

Главный герой антиутопии, пускай и проиграв системе, стал примером для тех, кто будет продолжать борьбу за свободу. Он принес другим надежду на счастье и, хотя и недолго, был счастлив сам.

13. Роман-антиутопия е.Замятина «Мы» «формула счастья» и проблема свободы в романе

Роман
Евгения Замятина “Мы” написан в 1921
году. Время было сложное, и поэтому,
наверное, произведение написано в
необычном жанре “книги-утопии”, модном
в этот период. В жизни и творчестве Е.
Замятина роман “Мы” сыграл важную
роль.

Дело в том, что этот роман не удалось
опубликовать в России. Он издавался и
на чешском языке, и на английском. Только
в 1988 году российские читатели получили
возможность прочитать роман Замятина.

Над этим романом он работал в годы
Гражданской войны.

Под
названием романа “Мы” автор понимал
коллективизм большевиков в России, при
котором ценность отдельной личности
снижалась до минимума. Видимо, от страха
за судьбу отечества Замятин перенес в
своем романе Россию на тысячу лет вперед.

Ведущей темой этого романа является
драматическая судьба личности в условиях
тоталитарного общественного устройства.
Роман “Мы” написан в форме дневниковых
записей одного инженера под номером
Д-503.

В романе Замятину удалось четко
поднять важнейшие проблемы человеческой
жизни.

Основная
проблема — поиск человеком счастья.
Именно эти поиски счастья и приводят
человечество к той форме существования,
которая изображена в романе. Но и такая
форма всеобщего счастья оказывается
несовершенной, так как счастье это
выращено инкубаторным путем, вопреки
законам органического развития.

Мир,
задуманный автором, казалось, дол жен
быть совершенным и абсолютно устраивать
всех людей, которые в нем живут. Но это
мир технократии, где человек — винтик
огромного механизма. Вся жизнь человека
в этом мире подчинена математическим
законам и расписаниям по часам. Человек
этого мира — абсолютно обезличенная
субстанция.

Люди здесь не имеют даже
собственных имен (Д-503, 1-330, О-90, К-13).
Казалось бы, эта жизнь их устраивает,
они привыкли к ней, к ее порядкам. Автор
дает, на мой взгляд, яркое представление
об этой жизни: все из стекла, и никто
ничего не скрывает друг от друга, нет
ничего живого и естественного.

Зато за
стеной Единого Государства в полную
силу цветет жизнь. Там живут даже
одичавшие люди, которые не захотели
несильного счастья. Второй проблемой
романа “Мы” является проблема власти.
Замятин очень интересно написал главу
о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля.

Самое интересное то, что люди даже и не
помышляют о том, чтобы выбрать кого-то
другого на должность Благодетеля, кроме
самого Благодетеля.

Им
кажется смешным то, что у древних людей
результаты выборов не были известны
заранее. Для них Благодетель — это Бог,
сошедший на землю. Благодетель —
единственное существо, которому позволено
думать. Для него понятия любви и жестокости
неотделимы.

Он суров, несправедлив и
пользуется неограниченным доверием
жителей Единого Государства.

Кульминацией
романа является разговор главного героя
Д-503 с Благодетелем, который сообщил ему
формулу счастья: “Истинная алгебраическая
любовь к человеку — непременно
бесчеловечна, и непременный признак
истины — ее жестокость”.

Чтобы
окончательно разрешить поставленную
задачу, автор вводит в сюжет романа
революционную ситуацию. Находится часть
рабочих, которая не хочет мириться со
своим рабским положением. Эти люди не
превратились в винтики, не утратили
человеческий облик и готовы бороться
с Благодетелем, чтобы освободить людей
от власти технократии.

Они решают
захватить космический корабль, используя
возможности Д-503, строителя “Интеграла”.
С этой целью 1-330 соблазняет его, Д-503
влюбляется и, узнав об их планах, сначала
пугается, а потом соглашается помочь
им. После посещения Древнего Дома и
общения с живой природой у героя
появляется душа, что сравнивается с
тяжелым заболеванием.

В результате
взрывается Зеленая Стена, и оттуда “все
ринулось и захлестнуло наш очищенный
от низшего мира город”.

В
развязке романа погибает любимая женщина
главного героя в Газовом Колоколе, а он
после операции по удалению фантазии
обретает утраченное равновесие и
счастье. Роман “Мы” мне показался
интересным и легко читаемым. Писатель
вложил в него основные проблемы,
волновавшие его.

Автор
предсказал поэтапное развитие
тоталитаризма в мире. “Мы” —
роман-предупреждение о страшных
последствиях отказа от собственного
“я”, даже во имя самых прекрасных
теорий. Замятин показал, как трагично
и губительно может повернуться жизнь
людей в таком тоталитарном государстве.

Проблематика романа Мы | Студент-Сервис

Роман Евгения Замятина «Мы» написан в 1921 году. Время было сложное, и поэтому, наверное, произведение написано в необычном жанре модном в этот период. В жизни и творчестве Е, Замятина роман «Мы» сыграл важную роль.

Дело в том, что этот роман не удалось опубликовать в России. Он издавался и на чешском языке, и на английском. Только в 1988 году российские читатели получили возможность прочитать роман Замятина.

Над этим романом он работал в годы Гражданской войны.

Под названием романа «Мы» автор понимал коллективизм большевиков в России, при котором ценность отдельной личности снижалась до минимума. Видимо, от страха за судьбу отечества Замятин перенес в своем романе Россию на тысячу лет вперед. Ведущей темой этого романа является драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства, Роман написан в форме дневниковых записей одного инженера под номером Д-503. В романе Замятину удалось четко поднять важнейшие проблемы человеческой жизни.

Читайте также:  Сочинение: Образ Доктора Живаго

Основная проблема — поиск человеком счастья. Именно эти поиски счастья и приводят человечество к той форме существования, которая изображена в романе. Но и такая форма всеобщего счастья оказывается несовершенной, так как счастье это выращено инкубаторным путем, вопреки законам органического развития.

Мир, задуманный автором, казалось, должен быть совершенным и абсолютно устраивать всех людей, которые в нем живут. Но это мир технократии, где человек — винтик огромного механизма. Вся жизнь человека в этом мире подчинена математическим законам и расписаниям по часам.

Человек этого мира — абсолютно обезличенная субстанция. Люди здесь не имеют даже имен (Д-503, 0-90, Казалось бы, эта жизнь их устраивает, они привыкли к ней, к ее порядкам.

Автор дает, на мой взгляд, яркое представление об этой жизни: все из стекла, и никто ничего не скрывает друг от друга, нет ничего живого и естественного. Зато за стеной Единого Государства в полную силу цветет жизнь. Там живут даже одичавшие люди, которые не захотели насильного счастья. Второй проблемой романа «Мы» является проблема власти.

Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о выборе Благодетеля. Самое интересное то, что люди даже и не помышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого на должность Благодетеля, кроме самого Благодетеля.

Им кажется смешным то, что у древних людей результаты выборов не были известны заранее. Для них Благодетель — это Бог, сошедший на землю. Благодетель — единственное существо, которому позволено думать.

Для него понятия любви и жестокости неотделимы. Он суров, несправедлив и пользуется неограниченным доверием жителей Единого Государства.

Кульминацией романа является разговор главного героя Д-503 с Благодетелем, который сообщил ему формулу счастья:

«Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный признак истины — ее жестокость».

Чтобы окончательно разрешить поставленную задачу, автор вводит в сюжет романа революционную ситуацию. Находится часть рабочих, которая не хочет мириться со своим рабским положением.

Эти люди в таких не превратились в винтики, не утратили человеческий облик и готовы бороться с Благодетелем, чтобы освободить людей от власти технократии.

Они решают захватить космический корабль, используя возможности Д-503, строителя «Интеграла».

С этой целью соблазняет его, Д-503 влюбляется и, узнав об их планах, сначала пугается, а потом соглашается помочь им. После посещения Древнего Дома и общения с живой природой у героя появляется душа, что сравнивается с тяжелым заболеванием. В результате взрывается Зеленая Стена, и оттуда «все ринулось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город».

В развязке романа погибает любимая женщина главного героя в Газовом Колоколе, а он после операции по удалению фантазии обретает утраченное равновесие и счастье. Роман «Мы» мне показался интересным и легко читаемым. Писатель вложил в него основные проблемы, волновавшие его. Автор предсказал поэтапное развитие тоталитаризма в мире.

«Мы» — роман-предупреждение о страшных последствиях от собственного «я», даже во имя самых прекрасных теорий. Замятин показал, как трагично и губительно может повернуться людей в таком тоталитарном

Анализ романа Е. Замятина "Мы"

  •        Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение    
  • средняя образовательная школа села Амзя городского округа Нефтекамск
  •              Анализ романа Е. Замятина «Мы»
  •                        ( исследовательская работа)                                           
  • .
  •                                     Выполнил ученик 11 Б класса Гультяев Вадим
  •                                     Руководитель преподаватель русского языка и литературы                    
  •                                     Файзуллина Гульназ Мухаметзяновна
  •                                    2011-2012 учебный год
  •   Рецензия

   Исследовательская работа по роману Е. Замятина «Мы» актуальна. Жанр антиутопии широко распространён в литературе и кинематографе ХХ-ХХI веков. Ученику удалось показать развитие этого жанра, связь литературы   начала ХХ века с современной литературой.

   При анализе романа  Е. Замятина Гультяев Вадим сумел объяснить значение названия произведения, показать художественные приёмы, используемые  автором, охарактеризовать некоторых героев. Особый интерес представляет психологизм главного героя, составленный из цитат-размышлений. Он помогает понять внутренний мир героя, динамику его души.  

   Ученику удалось выявить основные проблемы романа. Таблица, демонстрирующая понятия «я» и «мы», помогает понять основной конфликт произведения.

  Данная исследовательская работа может быть использована как теоретический материал при изучении романа Е. Замятина.

                                                            1

Содержание

1 . Жанр произведения.

  1. 2. Смысл заглавия романа
  2. 3. Конфликт между обществом и личностью
  3. 4. Понятие счастья и свободы в романе

5. Внутренняя борьба главного героя.

6. Актуальность произведения

7. Развитие жанра антиутопии в современной литературе.

                                                                              2

 С древнейших времен люди мечтали, что когда-нибудь придет время, когда между человеком и миром наступит полная гармония и все будут счастливы. Эта мечта в литературе отразилась в жанре утопии  (основоположник жанра – Т.Мор).

Авторы утопических произведений рисовали жизнь с идеальным государственным устройством, социальной справедливостью (всеобщим равенством). Построить общество всеобщего счастья представлялось делом несложным.

Философы утверждали, что достаточно разумно структурировать несовершенный порядок, все расставить по своим местам – и вот вам земной рай, который  совершеннее небесного.

  Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты.

Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств (как правило — в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к кризису и обвалу).

Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями. 

  Антиутопия  – жанр, который еще называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.

 Назначение утопии состоит  прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.

Антиутопия обнажает несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, отчетливо демонстрируя, как равенство оборачивается уравниловкой, разумное государственное устройство – насильственной регламентацией человеческого поведения, технический прогресс – превращением человека в механизм.

  Роман Замятина «Мы» стал первым произведением, в котором черты этого жанра воплощены со всей определенностью. И для современного читателя Е.Замятин – прежде всего автор фантастического романа-антиутопии, поднявшего высокую волну в мировой литературе ХХ столетия.

  •     «Роман «Мы» — это протест против тупика, в который упирается
  •                                                         3
  • европейско-американская цивилизация, стирающая, механизирующая,

омашинивающая человека», – писал о своём произведении Е. Замятин.  Замятин сумел написать книгу актуального и своеобразного жанра-антитезы — сатирическую антиутопию, разоблачающую сладкие иллюзии, которые вводили человека и общество в опасные заблуждения относительно завтрашнего дня, и насаждаемые сплошь и рядом вполне сознательно.

По его стопам пошли в России А. Платонов, А. Чаянов, на Западе — О. Хаксли и Дж. Оруэлл. Этим художникам было дано разглядеть ту большую опасность, что несли с собой широко пропагандировавшиеся мифы о счастье с помощью технологического процесса и казарменного социализма.

Своим романом «Мы» Замятин положил начало новой, антиутопической, традиции в культуре ХХ века.

   Е. Замятин – писатель, которому удалось довольно точно разглядеть приметы антипрогресса в окружающей действительность первых лет советской власти. Конечно, предметом его размышлений становится не только технический прогресс, но и те общественные идеалы, которые выдвигались за непререкаемые истины.

   Замятин работал над романом в годы гражданской войны. Он был очень прозорливого ума человек, с мощным логическим мышлением.

В процессе работы почувствовал необходимость расширить круг проблем, он не стал ограничиваться политической сатирой современности, а решил все наблюдения использовать для более высокой цели: прогноза путей человеческой цивилизации.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое материнская любовь» по тексту Астафьева

Писатель имел инженерное образование, и это позволило ему успешно прогнозировать, какими неприятностями для человечества может обернуться технический прогресс и торжество технократического сознания. Замятин писал роман – проблему, роман – предупреждение.

Описывая общество, где поклонение всему техническому и математическому доведено до абсурда, он стремится предупредить людей о том, что технический прогресс без соответствующих нравственных законов может принести страшный вред.

    Драматична история публикации романа  «Мы». Писатель мечтал издать его на своей Родине! Но по цензурным соображениям роман появиться в России не мог, так как в то время он воспринимался многими как политический памфлет

                                                            4

на социалистическое общество. Наиболее четко эта точка зрения выражена в статье А.Воронского о Замятине, утверждавшего, что роман « целиком пропитан неподдельным страхом перед социализмом, из идеала становящимся практической, будничной проблемой».

Не понял произведения Замятина и М. Горький, писавший в одном из своих писем в 1929 г.: «Мы» – отчаянно плохо, совершенно не плодотворная вещь. Гнев ее холоден и сух, – это гнев старой девы». Сочувственно отозвались о романе критик Я. Браун и Ю. Тынянов.

Но их мнение не могло повлиять на общую ситуацию.

  Между тем писатель читал свой роман на литературных вечерах в Москве и Ленинграде.

Его узнали не только в России, но Замятин получил от крупной фирмы в Нью-Йорке предложение перевести роман на английский язык, и он принял это предложение. В 1924 году роман был опубликовал в Нью-Йорке.

Вскоре появились переводы на другие – чешский и французский языки. Лишь в 1988 году, почти 70 лет спустя после его написания, роман вышел в России.

   Дж. Оруэлл сказал: «Вполне вероятно, что Замятин вовсе не думал избрать советский режим глобальной мишенью своей сатиры.

Он писал еще при Ленине и не мог не иметь ввиду сталинскую диктатуру, а условия в России в 1923 году были явно не такие, чтобы кто-то взбунтовался, считал, что жизнь становится слишком спокойной и благоустроенной.

Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем грозит машинная цивилизации».

   По Замятину любой художественный образ в той или иной мере всегда автобиографичен. В случае с названием романа «Мы» и с героем романа это утверждение особенно справедливо. Название романа включает в себя и автобиографический элемент.

Известно, что Евгений Замятин в годы первой русской революции был большевиком, восторженно приветствовал революцию 1917 года и, полный надежд, вернулся из Англии на родину — в революционную Россию. Но ему пришлось стать свидетелем трагедии революции: усиления «католицизма» властей, подавления творческой свободы, что должно было неизбежно привести к застою, энтропии (разрушению).

Роман «Мы» — это отчасти и автопародия на свои былые миссионерски-просветительские революционные устремления, идеалы, проверка их на жизненность.

  В годы написания романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро. У пролетарского поэта В. Кириллова есть стихотворение с таким же названием – «Мы»:

                                                          5

Мы несметные, грозные легионы Труда.Мы победители пространства морей, океанов и суши,Светом искусственных солнц мы зажгли города,Пожаром восстаний горят наши гордые души.

Мы во власти мятежного, страстного хмеля; Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты», Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы. Мы сбросили тяжесть наследья гнетущего, Обескровленной мудрости мы отвергли химеры; Девушки в светлом царстве Грядущего Будут прекрасней Милосской Венеры.

.. Слезы иссякли в очах наших, нежность убита, Позабыли мы запах трав и весенних цветов. Полюбили мы силу паров и мощь динамита, Пенье сирен и движенье колес и валов… О, поэты-эстеты, кляните Великого Хама, Целуйте обломки былого под нашей пятой, Омойте слезами руины разбитого храма.

Мы вольны, мы смелы, мы дышим иной красотой. Мускулы рук наших жаждут гигантской работы,Творческой мукой горит коллективная грудь, Медом чудесным наполним мы доверху соты, Нашей планете найдем мы иной, ослепительный путь. Любим мы жизнь, ее буйный восторг опьяняющий, Грозной борьбою, страданьем наш дух закален.

Всё – мы, во всем – мы, мы пламень и свет побеждающий,Сами себе Божество, и Судья, и Закон.

                                                                      (1917г.)

    В названии романа отражена главная проблема, волнующая Замятина: что будет с человеком и человечеством, если его насильно загонять в «счастливое будущее». «Мы» можно понимать как «я» и «другие». А можно как безликое, сплошное, однородное нечто: масса, толпа, стадо. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери имени как потери собственного «я».

                                                             6

  На протяжении всего романа идёт противопоставление «мы» и «я». Конфликт между обществом и личностью . «Мы» – это Государство, власть, масса. Там, где «мы», нет места индивидуальности, личности, оригинальности, творчеству, уникальности, фантазиям, чувствам, эмоциям.

                            мы                            я
  1.  Власть Единого Государства
  2. Бюро Хранителей
  3. Часовая Скрижаль
  4. Зелёная Стена
  5. Государственная газета
  6. Институт Государственных Поэтов и Писателей
  7. Единая Государственная Наука
  8. Стабильность
  9. Разум
  10. Математически безошибочное счастье
  11. Музыкальный завод
  12. Идеальная несвобода
  13. Детоводство
  14. Нефтяная пища
  15. Равенство
  • Состояние свободы
  • Любовь
  • Эмоции
  • Фантазии
  • Творчество
  • Искусство
  • Красота
  • Религия
  • Душа, духовность
  • Семья, родители , дети
  • Привязанности
  • Неорганизованная музыка
  • «Хлеб»
  •  Оригинальность

  Очень трудно превратить личность в винтик государственной машины, отнять его уникальность, отнять у человека желание быть свободным, любить, даже если любовь приносит страдания.

И такая борьба идёт внутри героя на протяжении всего романа. «Я» и «мы» уживаются в нём одновременно.

В начале романа герой ощущает себя лишь частью «мы» «…именно так: мы, и пусть это «Мы» будет заглавием моих записей».

    В самом начале романа мы видим, какой восторг вызывает у героя-повествователя ежедневная маршировка под звуки музыкального завода: он переживает абсолютное единение с остальными, чувствует солидарность с себе подобными.

«Как всегда, музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства.

Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой. И я – Мы,

                                                           7

четверо, – одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке». (запись 2-я).

Отметим, что в вымышленной стране, созданной воображением Замятина, живут не люди, а нумера, лишенные имен, облеченные в юнифы.

Внешне схожие, они ничем не отличаются друг от друга и внутренне, неслучайно с такой гордостью восклицает герой, восхищаясь прозрачностью жилищ: « Нам нечего скрывать друг от друга».

«Мы счастливейшее среднее арифметическое», – вторит ему другой герой, государственный поэт R-13.

  Одинаковостью , механистичностью отличается вся их жизнедеятельность, подписанная Часовой Скрижалью. Это характерные черты изображенного мира. Лишить возможности изо дня в день выполнять одни и те же функции  – значит лишить счастья, обречь на страдания, о чем свидетельствует история «О трех отпущенниках».

  Символическим выражением жизненного идеала главного героя становятся прямая линия (как тут не вспомнить Угрюм-Бурчеева) и плоскость, зеркальная поверхность, будь то небо без единого облачка или лица, «не омраченные безумными мыслями». Прямолинейность, рационализм, механичность жизнеустройства Единого Государства объясняют, почему в качестве объекта поклонения нумера выбирают фигуру Тейлора.

  Антитеза Тейлор – Кант, пронизывающая весь роман, есть противопоставление рационалистической системы мышления, где человек – средство, и гуманистической, где человек – цель.

  Таким образом, идея всеобщего равенства, центральная идея любой утопии, оборачивается в антиутопии всеобщей одинаковостью и усредненностью ( «… быть оригинальным – это нарушить равенство», «быть банальным – только исполнять свой долг»).

Идея гармонии личного и общего заменяется идеей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни. «Счастье – в несвободе», – утверждают герои романа.

«Малейшее проявление свободы, индивидуальности считается ошибкой, добровольным отказом от счастья, преступлением, поэтому казнь становится праздником».

  Обратим внимание, как прорывается авторский сарказм в изображении приговоренного, чьи руки перевязаны пурпурной лентой. Высшее блаженство

                                                            8

Ссылка на основную публикацию