Аргументы на тему: Доброта и жестокость в пьесе «Вишневый сад» (А. П. Чехов)

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в пьесе «Вишневый сад» (А. П. Чехов)

Надежда. Она живёт в сердце каждого героя пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад».  А на что же надеются они?

Владельцы сада – Леонид Андреевич Гаев и Любовь Андреевна Раневская – на случай, на то, что кто-то за них решит их проблемы, что вдруг откуда-то появятся деньги и герои смогут выкупить своё имение.(Гаев: “…

Хорошо бы получить от кого‑нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки‑графини. Тетка ведь очень, очень богата…”) В народе о таких ситуациях говорят: «Ждать у моря погоды».

Бывшие владельцы сада не способны на активные действия, на решение проблем, даже когда им Лопахин пытается помочь, предлагая разделить сад на участки и сдавать их в аренду. Полная апатия, неумение трудиться, нежелание что-то делать самим. Раневская только и способна на то, чтобы с   грустью красиво сказать: “…

О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..” Надеется на свадьбу с Лопахиным Варя, но напрасно. Не нужна ему бесприданница, и она прекрасно понимает это. ( «Он богатеет, занят делом, ему не до меня…

“) Надеются посадить свой «вишнёвый сад», то есть изменить жизнь, Аня и Петя Трофимов – молодое поколение. Правда, Петя много говорит, рассуждает, а конкретных дел у него пока нет («вечный студент», не может закончить университет, иногда зарабатывает переводами). Однако хочется верить, что у них всё получится.

Петя: «И все же душа моя всегда, во всякую минуту, и днем и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье».  Герои мечтают жить счастливо, верят, что залог этого – свобода (Петя: «Будьте свободны, как ветер…”). «Начинается новая жизнь»,- говорит Аня. Герои не боятся перемен, ждут их.

Конечно, живёт надеждой разбогатеть, Ермолай Алексеевич Лопахин. Это представитель нового слоя буржуазии, выбившегося из низших слоёв (он сын крепостного крестьянина). Его Петя сравнивает с «хищным зверем, который съедает все, что попадается ему на пути». Лопахин целенаправленно идёт к своей цели, осуществляя свои надежды, и пока такие, как он, чувствуют себя хозяевами.

Да, надежда должна быть в жизни человека, Она ведёт его, указывает путь. Но любые планы осуществятся только при активности человека. Ничего в нашей жизни не происходит само по себе. Несбывшиеся мечты могут привести к отчаянию, к неверию в возможность счастья. Человек сам творит свою судьбу. И пусть его надежды будут чистыми, белоснежными, как цветущие весной вишнёвые сады!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

E-mail

Powered by Warp Theme Framework

Аргументы: проблема счастья. Проблема счастья в произведении «Вишневый сад» – пример из литературы

Классическая отечественная литература всегда охотно поднимала общечеловеческие темы. Это и понятно: читателю интереснее и легче всего сопереживать именно тем героям, которые чем-то похожи на них.

Самые сильные чувства у людей пробуждают те персонажи, которые живут тем же, чем и они.

Антон Павлович Чехов в своей небольшой пьесе «Вишневый сад» поднимает несколько тем: социальное неравенство, жадность, семейные перипетии.

Смотреть галерею

Философские аргументы, проблема счастья и вопросы воли

Но самой важной темой, которая красной линией проходит через все произведение и «склеивает» его части, выступает именно тема счастья. Проблема человеческого счастья, как ни странно, поднимается в литературных произведениях не так часто.

Казалось бы, что может быть важнее? Ведь если человек несчастлив, он не ценит жизнь, а это является самой серьезной проблемой, которая только может прийти к человеку. Дело в том, что проблема счастья человека – это не решенный вопрос, потому что все трактуют само понятие счастья по-разному.

Для кого-то это – обилие денег, для кого-то – радостные лица родных за праздничным столом. У Чехова же это — вишневый сад.

Смотреть галерею

Внутренний конфликт на фоне внешнего

Но почему же литературоведы считают, что «Вишневый сад» — произведение о счастье? Какие они приводят аргументы? Проблема счастья в пьесе связана практически с каждым персонажем.

Например, Раневская считает, что лишится последней радости в жизни, если вырубят ее любимый вишневый сад, в котором прошла почти вся ее жизнь. Ее дочь Аня мечтает выйти замуж – в этом она видит счастье для себя.

Старый Фирс рад и тому, что может заботиться о своих господах, и это приносит искреннюю радость ему. Лопахин же является прекрасным образцом человека, который находится в поисках меркантильного счастья. Итак, проблема счастья в «Вишневом саде» — это не только внутренний конфликт каждого персонажа.

Это еще и главная мысль, которая одновременно остается довольно неуловимой. Среди литературных критиков распространено такое мнение, что сам по себе вишневый сад символизирует то недостижимое, о чем мечтает каждый персонаж, но в итоге эта недостижимая мечта уходит от них.

Уходит она потому, что мало кто приложил достаточно усилий, чтобы ее удержать. Таковы основные аргументы. Проблема счастья – тема очень широкая, и Чехов сумел мастерски раскрыть ее, вложив в уста героев всего несколько удачных реплик.

  Обломов и Штольц (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Смотреть галерею

Аргумент ЕГЭ. Тема одиночества. Тема одиночества в драме «Вишневый сад». (Чехов А. П.)

Что такое одиночество? Одиночество может быть физическим и душевным, то есть, когда у человека нет рядом близких, которые могут помочь материально или духовно. Важно для каждого индивида иметь друга, человека, который имеет такие же взгляды.

Рассмотрим эту тему в пьесе Чехова «Вишневый сад», она отражена через судьбы главных персонажей. Тема одиночества в пьесе «Вишневый сад» представлена через образы всех героев произведения.

Герои всячески показывают, что любят друг друга и в их отношениях царит спокойствие и доверие.

Но правдивы ли их чувства? Они никакими действиями не подтверждают свои слова, так, например, Раневская не взяла с собой свою родную дочь. Персонажи одиноки и несчастны, Лопахин полностью погружен в предпринимательскую деятельность. Аня уходит вместе с Трофимовым не из-за любви, а от безысходности.

Раневская полюбила человека, который обманул ее и фактически обокрал. Ярким примером одиночества является Фирс.В чем счастье лакея? Что для слуг истинное счасть? Конечно, быть нужными хозяевам, ведь это их предназначение и они ничего, кроме этого не умеют.

Лакей — персонаж в «Вишневом саду», который имеет характер такой же как у всех слуг, он видит задачу жизни — забота о своих господах, как о собственных детях. Он родился для того, чтобы прислуживать господам и умрет, ухаживая за ними. Почти так и происходит.

Ведь после продажи усадьбы и вишневого сада все жители разъезжаются, но Фирс слишком стар и не может сам уйти, а его любимые хозяева забывают верного слугу в заколоченном доме, где персонаж и умирает.

Человечность – превыше всего

Интересно, что каждый персонаж ведет себя очень человечно. В «Вишневом саде» нет ни одного героя, который мог бы называться слишком картинным или шаблонным.

Например, старенький Фирс встречается в каждой третьей семье – такой себе пожилой сердобольный мужчина, который готов отдать последнюю рубашку, пусть даже и у самого ничего нет. Автор показывает его как бы мельком, но именно этот персонаж вызывает больше всего сострадания.

Читатель не знает, чего хочется Фирсу, и он видит только безграничную заботу и любовь, которую тот выказывает своим господам. А вот Лопахин вызывает раздражение. Человек, который изначально пытался поддержать семью, в итоге наносит им удар в спину.

Видно, что он немного раскаивается, но большая часть его раскаяния все-таки напускная. Лопахин – идеальный бизнесмен, поэтому у него такие мелочные аргументы. Проблема счастья кажется ему нелепой, ведь у него на первом месте – материальные блага, а разве сравнишь их с эфемерным счастьем?

Смотреть галерею

Трагедия Раневской

Каждому хочется урвать свой небольшой кусочек в жизни, но не у каждого это получается гладко. Проблема счастья в произведениях русской литературы поднимается с помощью изображения обычных русских людей, которые живут простой жизнью.

Неудачливая Раневская пытается отыскать свое счастье в другой стране, куда она бежит после трагической смерти сына. Но она не может найти там долгожданный покой, потому что ведь и туда она повезла свои предубеждения и наивный характер. Она все равно возвращается в Россию, оставшись практически без средств к существованию.

Поразительно, но ее вишневый сад просуществовал без нее целых пять лет, и она не вспоминала о нем заграницей. Однако когда появилась реальная угроза уничтожения этого сада, символа ее былой счастливой жизни, она запаниковала.

Человек слаб, потому что привязывается не только к другим людям, но и к территории и вещам, а Раневская не может представить себе, что символ ее прошлого счастья вдруг куда-то денется.

Смотреть галерею

Время и память в пьесе «Вишневый сад»

Последнее произведение Антона Павловича Чехова — пьеса «Вишневый сад» — очень ярко раскрывает тему памяти и времени.

Соединение прошлого и будущего, переломный момент, выраженный через события, связанные с продажей сада, — основной конфликт и драма произведения.

Образ сада является здесь центральным, именно с ним связаны воспоминания основных героев — Любови Андреевны Раневской, её брата Гаева, слуги Фирса.

Время занимает в пьесе немалое место — прощание с прошлым здесь раскрывается в глобальном смысле. Вишневый сад для Раневской — не просто собственность и место, где можно приятно провести время и отдохнуть.

В пьесе это — символ дворянского общества, безвозвратно угасающего в России начала 20 века.

Наступление новой эпохи означает конец аристократизма, и вырубка вишневого сада — яркий символ этого неизбежного процесса.

Действие пьесы охватывает пять месяцев из жизни героев. На самом деле время здесь представлено гораздо более широко — образно произведение описывает прошлое, настоящее и будущее России.

Персонажи постоянно ощущают нехватку времени, по-своему переживая о продаже имения. Хозяева сада, Раневская и Гаев, — люди прошлого. Они живут воспоминаниями, не думая о будущем, не желая менять что-то в жизни.

Продажа имения для них — истинно переломный момент, и что будет после него — неизвестно.

Читайте также:  Анализ рассказа Чехова «Лошадиная фамилия»

Однако беспокойство и тревога героев заканчивается лишь словами — они не предпринимают никаких действий для спасения сада. Другое дело — купец Лопахин, который предлагает практичный выход из ситуации. Но его идеи разбиваются о бездействие помещиков.

Лопахин в пьесе — человек настоящего времени, именно такие люди творили историю России в период написания произведения. Он предпочитает действовать, а не жить воспоминаниями или планами на будущее.

Лопахин как герой пьесы «Вишневый сад» — отражение нынешнего времени.

Вишневый сад — это олицетворение памяти о прошлом России, о дворянстве, его единстве и спокойствии. Его продажа происходит по вине самой Раневской.

«Время не ждет,» — эта фраза повторяется героями неоднократно, и она также символична: время быстротечно, и прошлое безвозвратно уходит вместе с тихим и прекрасным вишневым садом, который вскоре будет вырублен, полностью изменив судьбу каждого персонажа.

Он останется лишь памятью в сердце Раневской и прочих представителей «прошлого», как и вымирающий класс российского дворянства скоро канет в небытие, оставив лишь воспоминания.

Любовь, которая спасает мир

Многие российские писатели поднимают тему поиска собственного места в жизни и удовлетворенности этой самой жизнью. Поэты же акцентируют гораздо больше внимания на неразделённой любви. Например, проблема счастья в «Поэме без героя» Анны Ахматовой и в стихотворении под названием «Ты выдумал меня» вырастает именно из осознания лирическим героем своего несчастья на поприще любви.

В «Вишневом саде» тема любви также поднимается, и она точно также связана со счастьем. Дочь Раневской Аня мечтает выйти замуж и создать собственную семью, поэтому потерю вишневого сада она переживает гораздо легче матери.

Ей не понять, как дорог и символичен для Раневской этот участок земли, засаженный деревьями, потому что в ее возрасте приоритеты совсем другие. Она молода и смотрит в будущее, а Раневская уже отжила свои лучшие годы, поэтому прошлое для нее значит так много.

Возможно, этим Чехов пытается намекнуть читателю, что хорошее ждет нас только впереди, а тужить о прожитых годах глупо.

Смотреть галерею

  Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2020 Цыбулько 18 вариант

Поиски счастья героями пьесы «Вишневый сад»

Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет.

Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции.

Поиски счастья легли в основу проблематики пьесы «Вишневый сад»

Раневская возвращается в свое имение. Она устала от заграничной жизни, любовные отношения вымотали её. Любовь Андреевна рада увидеть дом и сад неизменными, такими, какими она их и оставила и это дает ей ощущение, что все будет хорошо, но покоя она все равно так и не находит.

В чем же заключено счастье для нее? А оно осталось в прошлом, в ее детстве и юности, когда она не задумывалась, в первую очередь, о бытовой составляющей жизни. Раневская наслаждалась ею. Будучи ребенком, она играла в вишневом саду, потом она влюбилась под сенью этих вишневых деревьев в человека не своего круга, но такого же легкомысленного, как и она.

Очевидно, именно в эти моменты Любовь Андреевна была счастлива. Промотав состояние, ее муж скончался от пьянства. Но на смену ему пришла пагубная страсть, буквально сжигающая Раневскую, к недостойному человеку. После гибели сына Гриши, обвинив себя в этой трагедии, она бежит.

Бежит от себя, от места, где погиб ее ребенок, от своего любовника, чувства к которому затмили для нее все вокруг. Но и в далеком Париже она не смогла быть счастлива. Возлюбленный нашел ее, и, обобрав, бросил. Что же мешает ей быть счастливой?

Дело ,наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то.

В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти.

«Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.

Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью.

Леониду Андреевичу бы леденцов по – больше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние на леденцах-то уже проедено, играть не с кем особо.

А когда хочет блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.

Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.

Может ли быть счастлив Лопахин? Сад для него напоминание о его корнях, ведь его предки были крепостными, и их руками это сад был посажен. Он ликует, став его хозяином. Вот казалось бы истинное счастье, стать господином там, где дед с отцом гнули спину.

Но, почему-то счастье не приходит…Лопахину горько от осознания того, что именно от его рук погибнет сад, пусть даже он получит новую жизнь, при которой он станет «счастливым, богатым, роскошным». Ведь, пожалуй, только он понимает, всю истинную красоту старого вишневого сада.

А слезы обожаемой им Любови Андреевны заставляют говорить, чтоб все это непонятное время быстрее кончилось. В любви Лопахину счастье тоже не представляется возможным. Раневская абсолютно не замечает его чувств, пытаясь сосватать ему свою приемную дочь. Варя девушка не плохая, но уж слишком ограничена бытовой жизнью.

Для нее счастьем было бы в монастырь пойти, но только средств для этого у нее нет. Может ли она привлечь Лопахина, купца, с » тонкой и нежной душой»? Навряд ли. И его безразличие к ней весьма заметно.

Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет..к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем.

Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья.

Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.

Проблематика произведения «Вишневый сад» затронула всех героев без исключения. Вероятнее всего, что свое счастье получится найти юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого».

И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого.

Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.

Такое разное счастье для всех

Литературоведы не зря приводят свои неопровержимые аргументы: проблема счастья в «Вишневом саду» — очень противоречивая тема. Критики до сих пор обсуждают это произведение, и к единому мнению так и не пришли.

Когда это произведение рассматривается в школе или университете, лучше всего предоставить ученикам и студентам возможность свободно рассуждать и не заключать их в какие-то рамки.

Наверное, Чехову бы даже понравилось то, с каким жаром молодое поколение рассуждает о проблеме счастья – вопросе, на который человечество не может вот уже который век найти единодушного ответа.

Если когда-нибудь секрет счастья и будет раскрыт, то первооткрыватель ни за что не поделится открытием, ведь счастье – это что-то очень индивидуальное и локальное. То, что Раневской кажется драгоценным, практически не имеет никакой цены в глазах ее дочери, а разница между ними всего лишь в одно поколение. Главное – чтобы люди никогда не уставали искать ответ на этот важный вопрос: «Что я должен сделать, чтобы стать счастливым?»

Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» – проблематика для сочинения по теме

Пьеса Чехова “Вишневый сад” – это последнее драматическое произведение писателя, преисполненное печалью об уходящей эпохе русского дворянства.

Большинство критиков и литературоведов, которые проводили анализ произведения, сходятся во мнении, что в этой пьесе Чехов выразил свое отношении не только к прошлому России, но и к ее настоящему, и будущему.

Предлагаем ознакомиться кратко с нашим вариантом анализа пьесы Чехова по плану при подготовке к уроку литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.Год написания – 1903 г.

История создания – Отец Чехова вынужден был продать свою усадьбу. Это событие подтолкнуло автора на написание “Вишневого сада”.

Тема – Основные темы, которые поднимаются в произведении “Вишневый сад” – это: тема невозможности приспособиться к “новому времени”, конфликт отцов и детей, потерянное поколение, размышления о судьбе России.

  Сочинение на тему тема жизни и смерти в прозе бунина

Композиция – Пьеса состоит из пяти частей. Первое действие пьесы – экспозиция. Второе действие – завязка, разделенная на две условные части. третье действие – это кульминация произведения и четвертое действие – развязка.

Жанр – Пьеса. Чехов называл “Вишневый сад” комедией, критики – трагикомедией и драмой.

Направление – “театр абсурда”.

История создания

История создания “Вишневого сада” началась в городе Таганроге, где находилось родовое имение Чехова. Отец писателя вынужден был продать свое “дворянское гнездо” ради того, чтобы расплатиться с долгами.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Образы животных в баснях И.А. Крылова

Чехов лично испытал всю гамму чувств, связанных с потерей своего имения, поэтому ему с легкостью удалось создать Раневской. Антон Павлович также был знаком и с прототипом героя Гаева – Киселевым А. С.

, которому также пришлось продать усадьбу, чтобы поправить материальное положение.

И если изначально драматург хотел создать легкую и смешную пьесу, где главным действием должна была стать продажа имения с молотка (этими идеями Чехов поделился в письме к своей жене в 1901 – ом году), то впоследствии ему пришлось отказаться от этого замысла. Наблюдая за процессом обнищания и вырождения дворянства как класса, Чехов не мог игнорировать явный трагизм происходящего и вместо веселой комедии на свет появилось произведение, созданное на основе жизненного опыта и потому правдивое и грустное.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Вишнёвый сад»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Вишневый сад»
  • для самых компанейских — Главные герои «Вишневый сад»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Вишневый сад»
  • для самых крутых — Читать «Вишневый сад» полностью

Примеры работ

Чтобы написать сочинение на тему «Вишневый сад» для сдачи ЕГЭ по литературе в 10 классе, необходимо придерживаться композиции, которая состоит из введения, основной и заключительной частей. В эссе должны быть тезис, аргументы и выводы. Можно написать эпиграф, но небольшой.

Первый вариант

Пьесу автор писал во время внешних и внутренних изменений в стране. В России была экономическая нестабильность. Дворянство уходило на второй план, на их место приходило новое поколение.

Писатель делит героев на три изменения:

  • люди прошлого: Раневская и Гаев;
  • те, кто живет сегодняшним днем: купец Лопахин;
  • граждане, планирующие перемены: Анна и Петр.

Люди, живущие прошлым, не готовы выходить из зоны комфорта и адаптироваться к новой жизни. Они желают вернуть прежнюю власть.

Лопахин считает себя хозяином жизни, не боится труда и почитает отдых. Он готов строить новое государство. Только сложно будет искоренить старое и получить новый достойный результат.

Люди, которые хотят перемен, — это беззаботное поколение. Им неведомо знать, какие будут планы через час, что говорить о будущем. Они не переживают о своей судьбе, мечтают сделать сад лучше, чем прежде. Вероятно, именно им удастся изменить общество и страну в лучшую сторону, так как они еще чисты душой и сердцем. Это прогрессивные люди.

С помощью героев автор показал варианты восстановления страны. Лопахин и Анна с Петром смогут повлиять на общество, но писатель предоставляет выбор будущего народной мысли.

Подводя итоги, можно сказать, что герои много говорят, но ничего не делают. Никаких решений не предпринимают. Они не любят свою жизнь, кто-то вообще не видит в ней смысла.

По сей день произведение актуально, что показало сочинение «Вишневый сад». Чехов изобразил проблемы пьесы, героев. Конфликт поколений очень актуален. Много людей, которые живут прошлым, вспоминают, что раньше было гораздо лучше.

Нужно жить сегодня, строить прекрасное будущее, а из прошлого брать только хорошее.

Другой образец

Главную роль в комедии «Вишневый сад» занимает имение с прекрасным садом. Он олицетворяет красоту не только природного мира, но и внутренних качеств героев. В пьесе имеются свои закономерности и несуразности.

  Дворянская молодежь в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Персонажи ведут себя словно недотепы. Они решают судьбу поместья и свою собственную. Гаев и Раневская — это родные брат с сестрой, они живут прошлым и страшатся перемен. Им присущи такие черты:

  • интеллигентность;
  • доброта;
  • отзывчивость;
  • любовь к творчеству и прекрасному.

Лопахин вырос в имении. Он был влюблен в Раневскую. Этот человек обладал тонкой душой, ценил красоту. Вишневый сад персонаж считал самым прекрасным на свете. Герой активен и инициативен, пытается спасти участок.

Его предложение отвергли, но в итоге он показал свое истинное лицо. Лопахин купил на аукционе вишневый сад. Только дарить владельцам не стал. Приобретение порадовало, ведь теперь он хозяин усадьбы, где когда-то его дед был крепостным. Это чувство и погубило героя.

Он не заметил горя прежних владельцев и приказал вырубить сад.

Думаю, автор изобразил пророческий образ героя. Такие люди, как Лопахин, в дальнейшем будут возглавлять революцию.

Трофимов — мечтатель, является пародией на революционеров. Судьба участка и сада его не волнует.

Автор показал только одного персонажа, который переживает за имение (соответственно, за страну) — это старый слуга Фирс. Он волнуется за сад больше, чем его хозяева.

Но ирония судьбы такова, что про него никто не вспомнил. Его оставили одного, старого и больного в пустом заколоченном доме.

В пьесе показано прошлое, настоящее и будущее России. Автор сообщает, что нет ничего однозначного, вся Россия — это сад, за который ведется борьба между тремя эпохами.

Тема

В пьесе “Вишневый сад” анализ произведения невозможен без определения темы.

Основная тема произведения – тема времени, и она не нова в литературе. При смене эпох, не каждый человек может приспособиться и влиться в новое течение времени, принять новый порядок и найти свое место в изменившемся мире.

Главная проблема произведения – это непонимание одного поколения другим. Чехову мастерски удалось отобразить конфликт поколений, используя многоуровневую систему образов, где Раневская и Гаев символизируют прошлое, Лопахин – настоящее, а неопределенное будущее – Аня и Петр.

Необходимость приспосабливаться к новому времени, чтобы выжить – это одна из основных мыслей произведения.

Общая характеристика личностного отношения автора к Раневской – негативное. Эта инфантильная особа, любящая страдания: она любит вишневый сад, хотя пережила в нем немало бед, но все равно возвращается туда.

Эта женщина не умеет любить. Иначе, как объяснить то, что она забывает своего верного старого слугу Фирса в доме, когда покидает имение, и его заколачивают изнутри? Окружающие ее люди, которые сделали ей немало добра – для нее никто.

Конфликт отцов и детей также проходят красной нитью в проблематике пьесы. Любовь к дочери Анечке у Любови Андреевны Раневской также неполноценна. Она отказывается принимать то, что дочь уже не ребенок, и поэтому беззастенчиво устраивает личную жизнь в ущерб интересам дочери.

Сам же вишневый сад – это символ России.

Старый сад никому не нужен, кроме Раневской. Аня и Петр мечтают о новом саде, старый погибающий сад им не к чему. Гаев равнодушен и к отчему дому, и к саду. Его интересует прибыль, как и Лопахина.

  Сочинение рассуждение на тему что значит свобода для меня

Таким образом, автор очевидно говорит читателю о том, что старая Россия умрет вместе со старым поколение и выражает надежду на то, что новое поколение построит новую Россию, с новым укладом.

Параллель между садом и всей России придает очевидный смысл названию произведения. Вишни расцветают в мае: они , благоуханны и прекрасны ровно отпущенную им неделю, а затем опадают.

Так прекрасно и скоропостижно опало дворянство, погрязшее в долгах и нескончаемых полемиках.

Проблема тематики пьесы «Вишневый сад»

В последней пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» темой стала обычная на рубеже веков ситуация – продажа имения и когда-то роскошного вишневого сада разорившихся дворян. Однако продажа сада – это то, что лежит на самой поверхности, а на самом деле тема и идея пьесы «Вишневый сад» гораздо глубже.

Упадок дворянства как сословия и потеря ими своих родовых гнезд, разрушение формировавшегося веками уклада жизни, появление нового класса предпринимателей, идущих на смену дворянству, революционные идеи об изменении жизни, вызывающие у автора сомнение- все это и послужило замыслом пьесы.

Однако мастерство Чехова было столь велико, что его финальная пьеса получилась настолько многослойной, что ее смысл оказался намного глубже первоначального замысла. Кроме самой видимой темы можно выделить и ряд других не менее значимых.

Это и конфликт поколений, и непонимание друг друга, внутренний разлад персонажей, заключенный в неумении любить и слышать других, осознанное разрушение своих корней, забвение памяти о предках.

Но самая актуальная и на сегодняшний день тема произведения «Вишневый сад» – это разрушение красоты человеческой жизни и исчезновение связующих звеньев между поколениями. А сам сад в этом контексте становиться символом уничтожения целой культуры.

И ведь не случайно во втором действии у Шарлотты Ивановны оказывается ружье, ведь, по словам самого Чехова, ружье обязательно должно выстрелить. Но в этой пьесе выстрел так и не прозвучал, а между тем происходит убийство сада, олицетворяющего красоту.

Композиция

Условно композиция пьесы состоит из пяти частей.

Первое действие пьесы – это экспозиция. В доме все ожидают приезда хозяйки имения Раневской с дочерью из Парижа. Домочадцы говорят и думают каждый о своем, совершенно не слушая друг друга.

Именно поэтому многие реплики героев брошены невпопад. Эта разобщенность очень напоминает разноголосую Россию, в которой также живут такие же непохожие друг на друга люди, которым сложно достичь взаимопонимания.

В первом же действии читатель наблюдает и завязку. Любовь Андреевна с дочерью появляются в доме.

Постепенно домочадцы узнают, что Раневской грозит разорение, но ни сама хозяйка имения, ни ее брат Гаев не могут предотвратить неминуемого банкротства.

Только у Лопахина появляется план спасения: вырубить старые вишни и построить на месте вишневого сада дачи. Это помогло бы выжить имению, но спесивые хозяева отвергают его предложение.

Во втором действии герои возвращаются к обсуждению судьбы поместья с садом. Раневская вновь с презрением отказывается от помощи Лопахина в решении этого вопроса и предпочитает предаваться воспоминаниям о былом. Ей намного проще бездействовать, нежась в своих страданиях. Гаев и купец постоянно ругаются.

Третье действие является кульминацией пьесы. Старые владельцы, словно ничего страшного не происходит, решают устроить бал. и пока они веселятся, проходят торги, и их усадьба уходит с молотка. Ее приобретает бывший крепостной Раневской – Лопахин.

Четвертое действие – это развязка произведения. Раневская возвращается в Париж, чтобы продолжать проматывать свое состояние. После ее отъезда все герои расходятся, кто куда. В доме остается лишь старый слуга Фирс, о котором попросту забыли и оставили в заколоченном доме.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Меняется ли человеческое мышление в эпоху инноваций?

Главная тема пьесы

Так какую же тему можно выделить как главную? Тема пьесы «Вишневый сад» выбрана не случайно, Чехова очень интересовала данная проблема, так как и его семья в свое время лишилась своего дома, проданного за долги. И он все время пытался понять чувства людей, теряющих свое родное гнездо, вынужденных оторваться от своих корней.

Работая над постановкой пьесы, А.П. Чехов состоял в плотной переписке с актерами, задействованных в ней. Ему было крайне важно, чтоб персонажи были представлены публике именно так, как он задумывал.

Почему это имело такое огромное значение для драматурга? Антон Павлович стал первым писателем, не делившим героев на положительных или отрицательных. Каждый образ, созданный им, так приближен к реальным людям, что в них легко найти какие-то черты и самих себя и своих знакомых.

Его выражение: «Весь смысл и драма человека внутри, а не во внешних проявлениях: Люди обедают, и только обедают, а в это время складываются их судьбы и разбиваются жизни» доказывают, что для Чехова на первом месте стоял интерес к человеческим характерам.

Ведь, как и в жизни нет людей представляющих абсолютное зло или добро так и на сцене. И совершенно не случайно Чехова называли реалистом.

Можно сделать вывод, что главная тема «Вишневого сада» Чехова- это жизнь, показанная через созданные образы. Жизнь, в которой очень часто желаемое расходиться с действительностью. Ведь историю делают люди, а идеальных людей нет, что весьма наглядно и показал Антон Павлович.

Жанр

Определить жанр “Вишневого сада” непросто. Сам Чехов считал свое произведение комедией, но с его мнением категорически были не согласны литературоведы и театральные критики, которые относили пьесу к жанру трагикомедии или драмы. Возможно, именно это жанровое своеобразие обеспечило произведению успех.

К тому же пьеса изобилует элементами нового направления, так называемого, “театра абсурда”. Реплики героев очень часто не имеют никакого смысла и логической связи. Они обращены в никуда, словно люди разговаривают сами с собой.

Эта антидрама изобилует разрушенными диалогами и несостоятельностью коммуникации.

Отчуждение личности от общества, глобальное одиночества каждого человека в мире – вот суть экзистенциальной проблемы, которая также присуща театру абсурда.

Нравственно — философские проблемы в пьесе Чехова «Вишневый сад» — сочинение 10 класс

→ Онлайн-обучение в лучших школах США, Канады и Великобритании

10 класс. Предмет Литература. Сочинение. Тема: Нравственно — философские проблемы в пьесе Чехова «Вишневый сад».

Примерный текст сочинения.

Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» раскрывает актуальные нравственно — философские проблемы. Автор выразил собственные взгляды на уходящую эпоху, замену старого образа жизни новыми идеалами и законами. Постепенно на первый план А.П. Чехов выдвигает проблему нравственных потерь или приобретений человека.

Ожидание изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего сущего. В их жизни разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия.

Все герои настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не замечают других. Неизвестность и тревога перед будущим все же рождает в их сердцах надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Это вопрос Чехов оставляет открытым. Ведь вишневый сад в пьесе Чехова не просто участок с плодовыми деревьями.

Это этическая и нравственная ценность, это образ, который символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им; той жизнью, которая погибает вместе с гибелью сада.

Вишневый сад — это символ добра, а потому такие выражения, как «подрубить корни», «растоптать цветок» или «ударить по дереву топором», звучат кощунственно и бесчеловечно.

Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, Чехов заставляет задуматься над судьбой России, которая является тем самым «вишневым садом». Сад – символ уходящей жизни. Конец сада – это конец поколения уходящего – дворян. Но в пьесе вырастает образ нового сада, роскошнее этого. «Вся Россия – наш сад». И этот новый цветущий сад предстоит выращивать молодому поколению.

Не менее остро поставлена в произведении проблема человеческого счастья. Она отражается в судьбах абсолютно всех героев. Для них счастье духовное неотрывно связано с вишневым садом, ставшим символом недосягаемой или потерянной мечты.

А сам сад рассматривается в отношении к нему с двух сторон – одна сторона сугубо материальная, предназначенная только для получения прибыли, другая – эстетическая, умение восхищаться им и ценить его красоту.

Несмотря на то, что Раневская перенесла немало невзгод в этом саду, она счастлива вновь вернуться сюда. Её не волнует ничего: ни долги, ни продажа имения. Она счастлива прожитыми и настоящими моментами. Однако тревога постепенно нарастает в её душе несмотря на то, что Лопахин говорит ей о спокойствии.

В итоге она чувствует расстройство и подавленность. Дело, наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то.

В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.

Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью.

Леониду Андреевичу бы леденцов побольше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей.

Только состояние уже проедено, играть не с кем, а когда хочет он блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.

Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.

Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет… к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем.

Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья.

Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.

В «Вишневом саде» тема любви также поднимается, и она точно также связана со счастьем. Дочь Раневской Аня мечтает выйти замуж и создать собственную семью, поэтому потерю вишневого сада она переживает гораздо легче матери.

Ей не понять, как дорог и символичен для Раневской этот участок земли, засаженный деревьями, потому что в ее возрасте приоритеты совсем другие. Она молода и смотрит в будущее, а Раневская уже отжила свои лучшие годы, поэтому прошлое для нее — значит так много.

Возможно, этим Чехов пытается намекнуть читателю, что хорошее ждет нас только впереди, а тужить о прожитых годах глупо.

Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет.

Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции.

Поиски счастья – нравственная и философская проблема пьесы «Вишневый сад»

Конфликт поколений – это тема, которую поднимает в своём произведении А.П. Чехов. Раневская и Лопахин принадлежат к абсолютно разным эпохам, однако классического конфликта «отцов и детей» в пьесе не происходит.

Чехов показывает, что в реальной жизни и старое и новое поколение одинаково несчастны.

И читатель невольно сопереживает и бывшим хозяевам сада, и самому поместью, и молодому поколению России, которым предстоит строить прекрасное будущее.

Конфликт отцов и детей пронизывает всё произведение «Вишнёвый сад».  Например, весьма неполноценной является любовь Раневской к своей дочери Анне. Любовь Андреевна не осознаёт, что Аня уже не ребёнок, и устраивает её личную жизнь по своему усмотрению в ущерб дочери.

Хотя вероятнее всего, что свое счастье получится найти именно юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого».

И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого.

Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.

«Вишнёвый сад» показывает нам, что бывает, когда человек отворачивается от жизни, погружается в самого себя, начинает игнорировать настоящее, бояться будущего и мечтать о прошлом. Мораль пьесы заключается в том, что надо не только красиво говорить, но красиво поступать.

Нравственно — философские проблемы затрагивают всех без исключения героев произведения «Вишнёвый сад». Пьеса показывает нам неоднозначность жизни, учит нас не делить мир только на чёрное и белое. Вывод Чехова — это необходимость созидания и гуманности для всех сословий.

У него нет плохих классов или людей, у него есть несчастные люди, которым просто не хватает радости в жизни.

  • Примечание
  • Уважаемые ученики, текст  сочинения «Нравственно — философские проблемы в пьесе Чехова  Вишневый сад»  приводится без исправления ошибок.
  • Этот сочинение написали учащиеся 10 класса
  • Купить книгу в Лабиринте
Ссылка на основную публикацию