Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Каждые 5-10 лет мы оглядываемся назад и думаем о том, что какими наивными и глупыми были.

А что было бы, если мы не сделали эти досадные глупости, обидные промахи и роковые ошибки? Жизнь могла быть более светлой, счастливой, благополучной и яркой.

Если сегодня использовать опыт людей, которые уже набили себе шишки на схожих граблях, то твое будущее будет совсем другим. Умные люди учатся на чужом жизненном опыте.

Все мы делаем ошибки в жизни, что является причиной многих наших последующих переживаний и страданий. Некоторые ошибки тянуться с нами всю жизнь, когда сожалеешь постоянно. Но есть вариант делать меньше ошибок, чем ранее. Сделать это можно участь на не только на своем жизненном опыте, но и чужом. Твое будущее может быть совсем иным, а улыбка будет гораздо шире, чем сейчас.

Мы поинтересовались у взрослых людей и их ошибках в прошлом. Получилась довольно интересная картина, которая говорит о главных сожаления и промахах других людей. Зачем попадать в туже ловушку, что и другие? Ты будешь иметь более благополучную жизнь, если учтешь чужой жизненный опыт. Будь умнее. Жизненный опыт и ошибки, которые лучше не делать.

Жизнь – это не гонка и не состязание с другими людьми. Прекращай сравнивать себя с другими людьми и думать о том, что ты позади кого-то. Делай не только то, что должен. Делай то, что хочешь и что делает счастливым. У каждого своя уникальная дорога, а не состязание с другими людьми.

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Какие ошибки ты делаешь сегодня и будешь жалеть в будущем?

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?Marvin Meyer , Unsplash

Выбор стратегии «все или ничего» будет привычен для молодости, но ошибочен на длинной дистанции жизни. Пробуй больше всего разного в жизни и не бойся, если что-то не получается. Продолжай заниматься тем, что может быть интересно или перспективно. Не бросайся в крайности, а двигайся вперед и пробуй новое.

3. Необдуманные отношения портят жизнь

Одной из важных ошибок, о которой мы обычно не думаем, будут отношения. Влюбиться в неподходящего человека, с кем совсем нет перспектив, очень просто.

Но вот что с этим потом делать? Большую часть проблем в жизни мы получаем тогда, когда влюбляемся в неподходящих людей. Влюбляться нужно сердцем, но при этом не забывать про голову.

Красные флаги и предупреждения в отношениях нужно анализировать, а не игнорировать. Подходи к выбору второй половинки более взвешенно.

Недосыпание и плохой режим сна ухудшают качество жизни. Мы любим много работать, а потом смотреть в телевизор или сидеть в интернете полночи.

Но стоит подумать о том, что недостаток сна безобразит внешность, портит здоровье, ухудшает продуктивность, снижает энергичность и делает менее счастливыми.

Начни высыпаться и удивишься тому, как ты себя чувствуешь и как все более хорошо в жизни. Высыпайся и отдыхай в течении дня, тогда жизнь будет лучше.

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Что ты выберешь? Правила и вопросы для игры

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?Mathilde Langevin , Unsplash

5. Удели внимание карьере

Проблема большинства людей в том, что они недостаточно зарабатывают, чтобы хорошо жить. Лучший совет – это усердно работать, получать образование, накапливать опыт и делать разумный выбор в профессии, чтобы вывести себя на желаемый уровень дохода. Используй чужой жизненный опыт, а не занимайся ерундой.

6. Занимайся спортом

Начни следить за своим телом как можно раньше. Занимайся спортом, а не жри все подряд и береги здоровье. Ты можешь выглядеть и чувствовать себя лучше, чем твои одногодки, на 5-10 лет.

Обязательно заведи себе спортивное хобби: плаванье, бег, фитнес. Можно заниматься в тренажерном зале, либо тренироваться дома. Начни делать зарядку и трижды в неделю спортом.

Твое тело начнет преображаться уже через неделю, а ты почувствуешь прилив мотивации и энергии.

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?Cucu Marius Daniel , Unsplash

Береги деньги, а не увлекайся шопоголизмом, кредитами, долгами или рассрочками. Очень часто мы не ценим деньги, тратя их на бесполезные вещи или развлечения. Понимание цены денег приходит гораздо позднее, когда многое уже разбазарено.

Береги деньги и постоянно откладывай их, а не занимайся шопоголизмом. Не трать еще незаработанные деньги на кредиты, чтобы пустить их на сомнительные понты и желания.

Не попадайся в ловушку банков и транжирства, тогда жизнь будет спокойнее, счастливее и проще.

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Жизнь преподает уроки. Какой главный урок преподала людям жизнь?

Пьянство будет похоже на путешествие вниз по спирали. Вначале это весело и прикольно, а потом тяжело и губительно. Алкоголь будет медленно, но уверенно забирать деньги, перспективы, будущее, отношения, семью, потенцию и здоровье. Алкоголь погубил много хороших умных и перспективных людей, превратив их в пропащих пьяниц. Учти жизненный опыт и ошибки других, а не попадайся в эту ловушку.

9. Меняй свой путь в случае необходимости

Меняй работу или профессию, если тебе это не нравится. Часто выбранный в молодости путь оказывается не тем, что мы хотим сейчас. Всю жизнь ненавидеть работу и саму жизнь? Лучше приложить усилия для смены работы, получения образования и пробы новой профессии. Никогда не поздно изменить свой карьерный путь, как и саму жизнь.

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?Marvin Meyer , Unsplash

10. Избегай курения

Неприятной ошибкой в жизни будет курение. Когда привычка пустит свои корни и будет портить тебе здоровье, будет уже тяжело бросать. Лучше и проще даже не начинать курить, чем потом сотни раз бросать. Хотя это касается многих вредных привычек.

Не трать время на разную ерунду включая лень, сомнения и трусость. Занимайся любимыми делами, гоняйся за целями и делай мечты реальностью. Время двигается очень быстро, а ты не успеешь оглянуться, как окажешься уже на пенсии. Действуй сейчас и пробуй сейчас, чтобы потом не корить себя за нерешительность. Следуй за мечтами прямо сейчас, ведь другой жизни у тебя не будет.

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Жизнь коротка, чтобы тратить ее на ошибки. Всегда думай, прежде чем ввязываться в какое-то дело безрассудно. Используй чужой жизненный опыт и ошибки, чтобы быстрее добраться до мечты.

Ошибки в жизни – ценнейший опыт

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок? элеонора брик

«Ошибки в жизни – это плохо!». Такое мнение бытует и избавиться от него нельзя. Несмотря на фатальность предыдущего заявления, рассмотрим, а так ли уж плохи ошибки в жизни, или все-таки они людей чему-то учат. Условно подразделим ошибки в жизни на два вида:

  1. Вредные (роковые).
  2. Полезные.

Вредные ошибки в жизни человека: как их избежать?

Начнем со страшного, а на десерт оставим приятное. Итак, ошибки в жизни человека, которые подводят его под монастырь.

  • Ранний брак.
  • Профессия, выбранная по наказу родителей, а не по велению сердца.

Ранний брак

Ранний брак – это не всегда зло. История знает случаи, когда люди рано вступали в союз, но тем не менее добивались в жизни успехов. Однако ранний брак в 18 – 20 лет в большинстве своем вносит существенный дисбаланс в отношения и общую перспективу жизни мужчины и женщины, особенно в том случае, если нежданный союз спровоцирован скорым появлением ребенка.

Последствия:

  • Высшее образование либо ставится под вопрос, либо его качество падает до минимума.
  • Мужчина соглашается на любую работу, спектр выбора существенно сужается.
  • Молодые люди в таком нежном возрасте не готовы к узам должествования, которые сковывают их по рукам и ногам.

А если еще ко всему прочему не повезло с парой, то пиши пропало. И тут возможны вариации: когда попадается сварливая баба, то к «прелестям» семейной жизни добавляется еще и бесконечное «пиление» дома – «Не такой, не сякой».

Если мужчина не оправдал ожиданий женщины, то она остается одна на руках с ребенком при живом муже. Если последний дает денег, а не прогуливает их, то это еще удачный вариант. Случается так, что люди попадают и в более тяжелые ситуации.

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

История знает примеры счастливых ранних браков, где супруги веселы, бодры, а дети их молоды и красивы, но это редкость. Счастье в жизни встречается редко, главное содержание жизни – это борьба.

Вся разница между людьми в том, когда тот или иной человек вступает в это сражение. Некоторым, правда, везет и они вообще не принимают участия в соревновании.

Их закрывают от тягот состоятельные родители, родственники или смерть в молодости.

Жизнь без ошибок невозможна, но существует вероятность их минизировать. «Вредные советы», если речь идет о раннем браке:

  • Не бежать со всей возможной проворностью в ЗАГС в 18 лет. Возможно, это влюбленность, а не любовь. А гражданский союз лучше заключать на холодную голову, основательно обдумав детали.
  • Если мужчину шантажируют ребенком, то лучше на женщине не жениться, ибо счастья такой брак не предполагает.
  • Если мужчина слишком быстро и легко без терзаний и проволочек приглашает девушку замуж – в его тихом омуте много чертей. И такому субъекту в профилактических целях лучше отказать. Если он сразу уйдет, то предложение было ловушкой.
Читайте также:  Сочинение только ли горечь несут человеку поражения

Профессия по расчету

В идеале профессию выбирают, согласно критериям Георгия Ивановича – персонажа х/ф «Москва слезам не верит». Работу предполагает:

  • Любовь.
  • Наслаждение.
  • Бессознательное, сердечное влечение.

Соблюдение пунктов не исключает профессионального, творческого развития и повышения зарплаты (поиска более выгодных вариантов, мест работы), но если вдруг зарплата маленькая, то это не беда, ведь у человека есть само дело. Таков смысл возвышенного послания.

Если же человек не смотрел отечественный киношедевр, или его не впечатлили слова Георгия Ивановича, то он рискует прожить унылую жизнь.

Почему работа так важна?

  • На работе человек проводит 80% времени.
  • Люди интеллектуального труда вообще с нее не уходят. Обдумывание замыслов и планов бесконечно.
  • Когда человек выбирает профессию, он решает, каким будет главное содержание его жизни.

Жизнь без ошибок трудно представить. Благостное существование без трагических изломов и проблем приелось бы человечеству, и оно бы долго не протянуло. А пока есть ошибки и проблемы, у человека есть возможность показать себя, блеснуть преодолением жизненных неурядиц.

Когда кажущиеся главные ошибки жизни оборачиваются победами

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Случается и так, что человек думает: «Вот это главные ошибки жизни», а затем проходит время и его поражение превращается в победу. Данный тезис справедлив в отношении многих сфер человеческой жизни:

  • Учебы. Человек может бросить школу или не получить никакого образования и основать при этом концерн и стать миллиардером. В наши дни мужчины и женщины благоговеют перед высшим образованием, но Чарльз Буковски стал писателем и не получил документа об окончании колледжа. Внимание: в условиях российских реалий схемы не работают!
  • Работы. Человек обретает статус безработного и думает, что жизнь его кончена, а ему остается только повеситься, но неожиданно через год или два унылой жизни, он получает место, о котором всегда мечтал. Жизнь насколько удивительна, что трудно понять, когда ты выигрываешь, а когда проигрываешь.
  • Семьи. Женщина думает: «Семья – это альфа и омега существования», но потом брак разваливается, муж уходит к другой. И героиня расцветает: находит работу по душе, открывает новые смыслы жизни.

А ведь на первый взгляд пункты повествуют о фатальных промахах людей. Но потом жизнь после ошибки становится еще лучше, чем была до кризиса. Гораздо хуже, если сам образ жизни окружающими признается ошибкой. Тут уж нельзя говорить о жизни после ошибки, потому что все бытие человека – один большой провал.

Ошибки в образе жизни: зависимостях и современных течениях

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

  • Зависимости. Они плохи тем, что делают жизнь человека плоской и предсказуемой. Существование превращается в прямую от точки «А» до точки «Б». Вид зависимости определяет наименование точек. Для общества человек, страдающий пагубной страстью, потерян. Люди, находящиеся в «завязке», могут извлечь из «темного» периода своей жизни ценный урок, но такое случается редко.
  • «Взрослые дети». Не хотелось бы, но придется обвинить родителей в возникновении инфантов – людей, которые не желают брать ответственность за свою жизнь. Цель их существования – наслаждение. Здесь так же трудно говорить о том, что человек из такой жизни способен извлечь полезные знания или опыт.
  • Маниакальные стремления на примере движения «Здоровый образ жизни». Сам спорт и тяга к физическим нагрузкам – это прекрасно. Плохо то, что люди, которые открыли для себя спасение через гантели, навязывают свое откровение всем остальным и сами сосредотачивают свое внимание только на одной цели — быть здоровыми и сильными. Так как жизнь шире этой задачи, спортсмены оказываются в одиночестве.

Приведенные случаи не предполагают вопроса, а какие конкретно ошибки в образе жизни следует исправить инфантилам, ярым атлетам или зависимым, чтобы все наладилось. Здесь весь жизненный путь не сулит человеку ничего радужного.

Несмотря на то, что ошибки в жизни – ценнейший опыт, человек должен помнить: разделение на вредные (роковые или фатальные) промахи и полезные и не путать одно с другим и думать, думать, думать.

28 февраля 2014, 10:32 Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Не бойтесь ошибаться. Почему мы всегда учимся на ошибках — и только на них

Сам процесс обучения основан на ошибках. Мы не просто учимся на них — не существует другого способа учиться, кроме как совершая ошибки. Во время обучения и приобретения нового жизненного опыта ошибки даже не неизбежны — они составляют суть процесса. Соответственно, если нет ошибок, нет и обучения и вообще мы мертвы.

Ошибки играют ключевую роль в обучении с точки зрения и психологии, и нейробиологии.

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Психология о роли ошибок в процессе обучения

Кэрол Двек, профессор психологии в Стэнфордском университете, предложила теорию о существовании двух полярных подходов к обучению, которые соответствуют двум типам мышления: фиксированному (fixed mindset) и гибкому (growth mindset).

Люди с фиксированным мышлением считают, что обладают определенным уровнем интеллекта и не могут заметно его изменить.

Они руководствуются принципом «выше себя не прыгнешь», а ошибку воспринимают как знак того, что они недостаточно способны. Те же, кто обладают гибким мышлением, ориентированы на процесс развития.

Они полагают, что если приложат усилия и проявят трудолюбие и терпение, то смогут значительно улучшить свои способности. Ошибка для них — это повод учиться.

Теория Кэрол Двек основана на ее психологических экспериментах. В одном из них поучаствовали более 400 пятиклассников. Дети проходили несложный тест, состоящий из невербальных пазлов, после чего им сообщали результат. Половину детей хвалили за то, что они умные, а другую половину — за старание.

Затем детям предложили выбрать между двумя тестами разной сложности. Около 90% детей, которых похвалили за ум, выбрали более простой тест, предпочтя остановиться на уже достигнутом и не потерять репутацию умных.

Дети, которых похвалили за усилия, были более безжалостны к себе — они выбрали тест посложнее, который позволил им продемонстрировать свое стремление прилагать усилия.

Затем Двек предложила тем же пятиклассникам пройти очень сложный тест, рассчитанный на 8-й класс.

Ученики, которых хвалили за старательность, настойчиво пытались решить задания и добивались значительных успехов. Те же, кого похвалили за ум, быстро разочаровывались в себе и переставали прилагать усилия.

Свои ошибки они воспринимали как признак поражения и доказательство того, что не такие уж они и умные.

Таким образом, боязнь совершить ошибку отрицательно влияет на образовательный процесс, в то время как отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками гарантирует эффективное обучение.

Согласившись с идеей Двек о разграничении фиксированного и гибкого мышления, психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер исследовал нейронные механизмы, лежащие в основе разных типов реакций на ошибки. Он проследил взаимосвязь между типом мышления человека и его реакцией на ошибки.

Участники его эксперимента должны были выполнять задания, в которых легко ошибиться.

В это время Мозер с помощью энцефалограммы анализировал нейронные сигналы, участвующие в обработке ошибок: рефлекторную регистрацию ошибки ERN (error-related negativity) и осознанную реакцию на ошибку Pe (error positivity).

Первый сигнал показывает конфликт между правильным и ошибочным ответом, он возникает приблизительно через 50 миллисекунд после допущения ошибки. Второй сигнал регистрируется через 100–600 миллисекунд после ответа и указывает на осознание ошибки и концентрацию внимания на ней.

Согласно исследованиям сигналы ERN и Pe, скорее всего, генерирует передняя поясная извилина коры — зона, которая участвует в мониторинге поведения и сигнализирует о том, что нужно усилить когнитивный контроль.

В эксперименте Мозера уровни сигналов ERN и Pe коррелировали с более сосредоточенными и более точными ответами, следующими за ошибками. Оказалось, что чем выше амплитуда ERN- и Pe-сигналов, тем более эффективен процесс обучения.

Мозер подтвердил теорию Кэрол Двек: его эксперимент доказал, что обладатели гибкого мышления больше сосредотачиваются на ошибках и демонстрируют большую точность ответов после ошибок, то есть лучше учатся.

Амплитуда сигнала Pe у них в среднем равна 15 пунктам, тогда как у носителей фиксированного мышления — 5.

Ошибившись, «гибкие» люди сразу же сосредотачиваются, обрабатывают ошибку и после этого демонстрируют прирост точности.

Работа Мозера показала, что ошибки являются важной составной обучения и развития. Если их избегают или воспринимают как показатель отсутствия способностей к определенному занятию, эффективность обучения заметно снижается.

Именно ошибки запускают нейроактивность, отражающую процесс обучения.

На субъективном уровне мы воспринимаем ошибку как «что-то пошло не так», но именно это «не так» на нейронном уровне содействует наиболее активным процессам.

Для обучения ценнее всего именно ошибки: этот процесс построен на провалах, а не на успехе. Упускать возможность неудачи, пытаясь всё делать правильно и безошибочно, — значит упустить возможность обучения и развития.

Ниже на схеме из эксперимента Мозера видна разница в уровне интенсивности реакции мозга на ошибку у людей с фиксированным и гибким мышлением.

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Кэрол Двек описала это различие так:

«Слева вы видите студентов с фиксированным мышлением. Активность практически отсутствует. Они бегут от ошибок. Они не хотят с ними связываться.

Справа же вы видите студентов с гибким мышлением — тех, кто убежден, что способности можно развивать. Они полностью погружены в процесс. Их мозг охвачен идеей „пока нет“. Они глубоко вовлечены.

Они обрабатывают ошибку. Они на ней учатся и исправляют ее».

Как ни странно, теория Двек о гибком и фиксированном мышлении и ключевой роли ошибок в его усовершенствовании крайне популярна. Вероятно, это связано с тем, что Двек предлагает путь к успеху (от фиксированного мышления к гибкому), утверждая, что способность нашего мозга к преобразованию ограничена только нашими внутренними барьерами, которые можно преодолеть, перестав бояться ошибок.

Но в действительности поводов для оптимизма в теории Двек мало, ведь она констатирует, что для освоения нового знания нет другого пути, кроме как пройти через изматывающую фазу ошибок, и чем больше растет гибкость, тем болезненнее эта фаза.

Ошибки с точки зрения нейробиологии

Есть основания утверждать, что ошибки играют определяющую роль не только в процессе обучения и приобретения навыков, но и в том, насколько высока нейропластичность мозга. Более того, такой подход может перевернуть представление о человеке и вписать его в эволюционную перспективу, тем самым высвободив из перспективы теологии, в которую он был традиционно вписан.

Читайте также:  Почему Татьяна отвергает Онегина в финале?

Биологической основой обучения является нейрональная пластичность. Эта концепция относится к способности нервной системы изменять силу синапсов — соединений между нейронами.

Основная теория, с помощью которой сейчас объясняют понятие нейропластичности, была разработана американским психологом Дональдом Хеббом. Согласно теории Хебба в основе способности нашего мозга меняться лежит изменение силы синапсов, то есть связей между нейронами.

Правило Хебба гласит: если два нейрона активны примерно в одно и то же время, их связи усиливаются (Cells that fire together, wire together).

Процесс, благодаря которому усиливаются синаптические связи между нейронами, называется долгосрочным потенцированием.

Именно долгосрочное потенцирование считается ключевым процессом в объяснении нейропластичности. Хотя известно, что модификация силы синапсов включает также процесс его угнетения — долгосрочную депрессию. Однако если при рассмотрении темы нейропластичности упомянуть потенцирование считается обязательным, то о депрессии синапсов либо говорят во вторую очередь, либо не говорят вообще.

Модификация силы связей нейронов предполагает как их усиление, так и ослабление. Мы склонны забывать об этом втором аспекте, поскольку привыкли считать генеративные процессы ключевыми, а дегенеративные — вторичными.

Впрочем, в истории нейробиологии были и попытки свергнуть общую перспективу. Некоторые исследователи утверждают, что именно долгосрочную депрессию следует рассматривать как ключевой процесс, лежащий в основе обучения и формирования памяти.

Общая логика здесь такова: конфигурация существующего объема знаний в человеческом мозге оставалась бы неизменной, если бы нейронные контакты не обладали способностью ослабевать и в конечном итоге исчезать. Другими словами, механизм обучения и формирования знаний, синаптическая пластичность обязательно включает в себя способность ослаблять синаптические связи.

Так, американский инженер Джеймс С. Альбус, работавший над созданием модели мозжечка, предположил, что «хранение паттернов должно осуществляться главным образом за счет ослабления синаптических весов, а не их усиления».

Английский ученый Ричард Докинз полагает, что избирательная смерть нейронов может лежать в основе хранения памяти. Французский нейробиолог Жан-Пьер Шанжё в книге «Нейрональный человек» утверждает, что «учиться — значит стабилизировать заранее установленные синаптические комбинации и устранять излишки».

В своей статье Learning from Mistakes ученые Данте Чиалво (Аргентина) и Пер Бак (Дания) продвигались дальше по этому пути.

По их мнению, то, как мы сегодня понимаем биологические механизмы, обусловлено нашей склонностью к телеологическому (то есть предполагающему, что у всего происходящего есть конечная цель) мышлению.

Оно не позволяет нам перенастроить наше мышление так, чтобы оно было выгодно для изучаемого процесса, а не служило нашему удобству.

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Чиалво и Бак пересмотрели общепринятое мнение о том, что для обучения обязательно требуется усиление синапсов и что долгосрочное потенцирование — это ключевой процесс:

«Хотя можно представить, что долгосрочное потенцирование является определяющим явлением для хранения информации и что долгосрочная депрессия может существовать просто для перезагрузки долгосрочного потенцирования, следует отметить, что также можно представить, что противоположное может быть правдой».

Ученые предложили схему понимания нейронных процессов обучения, которая переворачивает всё с ног на голову, утверждая, что именно снижение синаптической активности является фундаментальным динамическим механизмом, а потенциация играет только вспомогательную роль. Именно долгосрочная депрессия имеет формообразующую силу.

«Вера в подкрепление Хебба долгое время оказывала влияние на исследования, препятствуя объективному изучению альтернативных сценариев. Мы утверждаем, что отрицательное подкрепление имеет важное значение и, кроме того, любое положительное подкрепление снижает способность к адаптации».

Согласно Чиалво и Баку обучение в основном происходит путем исправления ошибок. «Окружающая среда действует как критик, а не как учитель».

Это означает, что негативный фидбек (который коррелирует с долгосрочной депрессией синапсов) — это основа обучения.

В соответствии с альтернативным взглядом Чиалво и Бака в процессе обучения активные синаптические соединения временно «помечаются» и, если получаемый результат оказывается неудачным, впоследствии подавляются.

Учась чему-то, мы не формируем новые синапсы, а в первую очередь уничтожаем лишние. Таким образом, любое обучение в основании предполагает ошибку.

Сочинение «Опыт – сын ошибок трудных…» (А.С.Пушкин)

Говорят, что лучше учиться на чужих ошибках. Но никто не застрахован от принятия неверных решений в жизни. Наверное, нет такого человека, который бы никогда не ошибался.

Совершая неверные шаги по своему незнанию или неопытности, мы стремимся переосмыслить свои поступки и в будущем избегать ложных решений. Получается, что совершая ошибки и исправляя их, мы приобретаем жизненный опыт, становимся мудрее.

Именно поэтому А.С.Пушкин называет опыт «сыном ошибок трудных».

Обратимся к литературным примерам. Главный герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв по решению своего отца отправляется служить в Белогорскую крепость в сопровождении своего верного слуги Савельича. Путешественники делают остановку в гостинице города Симбирска.

https://www.youtube.com/watch?v=chkDP5ciNnw

В бильярдной Пётр знакомится с гусаром Иваном Зуриным, который потчует юношу вином и предлагает сыграть в бильярд на деньги. Проиграв сто рублей, Гринёв требует, чтобы Савельич отдал долг, обижая своего верного слугу.

В дороге герой понимает, что вёл себя в трактире очень глупо, легкомысленно, что он виноват перед Савельичем.

Осознав свою ошибку, герой раскаивается, просит прощения у обиженного старика и обещает ему вести себя впредь умнее и во всём слушаться доброго Савельича.

Мы видим, что Гринёв совершил нравственную ошибку по своей неопытности, но он осознал свою вину, раскаялся в своём поступке и больше никогда так не поступал, приобретя жизненный опыт.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Приведём ещё один литературный аргумент. В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» юная сельская барышня Татьяна Ларина, начитавшись французских романов и создав по ним свой идеал молодого человека, влюбляется с первого взгляда в петербургского аристократа Евгения Онегина, совсем не зная его. Девушка пишет письмо с признанием в любви.

И что же она получает в ответ? Евгений преподносит ей урок, читает проповедь, от которой у Татьяны «стынет кровь» даже спустя годы при воспоминаниях. Онегин советует несчастной влюблённой научиться «властвовать собою». Не всякий мужчина смог бы, как Онегин, «явить благородство души» и не раскрыть сердечную тайну девушки на всеобщее обозрение.

Свою «проповедь» светский баловень заканчивает так: «…к беде неопытность ведёт». Татьяна прекрасно усвоила тот урок, который преподал ей Онегин, она научилась «властвовать собой». Спустя три года, после длительного путешествия, Онегин вновь видит Татьяну. Он поражён тем, как изменилась Татьяна. Теперь это замужняя светская дама, которая пользуется почётом и уважением в обществе.

Она спокойна, холодна, нетороплива. Когда героиня видит Онегина, на её лице не отражаются никакие чувства: ни смятение, ни волнение.

Благодаря Евгению Онегину Татьяна исправила ошибку молодости, научилась скрывать свои чувства и не показывать их окружающим.

Мы пришли к выводу о том, что жизненный путь невозможен без ошибок. Важно осознать свои неверные шаги, исправить ошибки и не повторять их в будущем. А поможет в этом жизненный опыт, который ярко, образно и метафорически А.С.Пушкин называет «сыном ошибок трудных». (418 слов).

Полезный материал по теме:

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Сочинение «Опыт – сын ошибок трудных…» (А.С.Пушкин)Итоговые сочиненияСтр. 1

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Сочинение «Опыт – сын ошибок трудных…» (А.С.Пушкин)Итоговые сочиненияСтр. 2

Незнание формата итогового сочинения

В ходе анализа сочинений выявлено очевидное влияние других форм контроля на итоговое сочинение. Одни работы оказались максимально приближены к традиционному сочинению на литературную тему, другие соответствовали формату сочинения, которое требуется на ЕГЭ по русскому языку.

Были и такие сочинения, в которых проявлялось непонимание самого жанра сочинения. Приведем пример работ, написанных в форме письма и в стиле рэп-баттл.

                                       Сочинение-письмо

Здравствуй дорогой мой друг Генна, сегодня я хочу поговорить с тобой на тему дружбы и вражды. Порой между дружбой и враждой всего один шаг. Она кончается там, где начинается недоверие. Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты ли они оба. Давай к примеру возьмем роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Пьер Безухов, доверяющий своему «другу» Федору Ивановичу Долохову, приглашает его пожить в свой дом, помогая ему деньгами, в память о старой дружбе. Но доверие это оказывается напрасным, так как за спиной у Пьера, Долохов соблазняет его жену. Выражая свои чувства к Элен Курагиной, они вместе с ней насмехаются над Пьером.

При этом Пьер закрывает на все глаза и терпит. За ужином с князьями и офицерами Федор Долохов поднимает бокал «за красивых женщин и их любовников», что становится последней каплей в терпении Пьера. Он срывается на Долохова и вызывает его на дуэль. На дуэли Пьер чувствует себя взволнованно, но стреляет первым.

Дружба двух героев закончилась и переросла во вражду. Знаешь, я думаю, оба героя виноваты в своей вражде. Для второго примера, мы с тобой можем обсудить конечно же Евгения Оенгина и Ленского.

Как Ленский не уважает чувства Евгений Онегина, бросает ему вызов на дуэль, в тот вечер, когда Евгений Онегин танцует на балу с Катериной и всячески пытается заигрывать с ней. Вот и подошло к концу мое письмо. Дорогой Генна хочу оставить тут еще немного своих мыслей. Я могу сказать, что в каждой вражде, виноваты оба человека.

Порой, бывает не смотря на хорошие отношения и крепкую дружбу, многие становятся врагами. Самые сильные враги, как говорится – это бывшие друзья. Но мне кажется, друзей бывших не бывает, если уж дружить, так навсегда.

  • Комментарий эксперта
  • Выпускник не знаком с форматом итогового сочинения, не понимает сути вопроса, приводит литературные примеры, но трактует их вульгарно, допускает фактические ошибки.
  • Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
Читайте также:  Пример итогового сочинения по направлению «Война и мир»

Вот моя деревня вот мой дом родной вот качусь я в санках погоре крутой вот свернули санки и я набок хлоп подгору качуся подгору в сугроб и друзья мальчишки стоя надомной весело хлопочят над моей едой все лицо и руки залепил мне снег мне в сугробе горе а ребятам смех.

Пришла зима поют дрозды, скоро мне домой пора идти, скоро закончится мой срок это будет жизенный урок, жена любимая дождись. Выйду я скоро, и приду к своей жене я снова, там меня ждет сын, и доч будут счасливы они вновь, будет на сердце тоска без приключений же как не могу я.

Поеду к любвонице своей, поповоду дома поговорю я с ней, когда наступит лето и пойдет зима, буду делать дом ей я. Скоро превезут кирпич, и руберойд займусь я крышною дырой. Расчищу снег, отобью лед и начну я ложить на крышу рубероид, чтоб весна не наступила и некапали дожди, настигала нас это была не впервый раз.

Текла крыша всегда, не давала спать нам с любовницей не когда, какой-то шорох, какой-то крик это жена моя с детьми летит.

Будет лается она сомной, поголове я получу не впервой, дети скажут мам, папа нужен живой нам, дочка сильно заплачет и набросится она отца, и закричит мама хватит, поедем скоро мы домой, жена скажет что делать муж стобой ты мне врал не впервой что задевка была стобой.

А я ей вответ, успокойся красавица моя я безума люблю тебя, зачем начинаешь ты опять эти мне вопросы задовать. Ты ударишь меня вновь будет счастлива наша стобой любовь, если бьешь значит любишь и не когда меня ты не забудешь я тебе скажу я пошол вгараж. Скоро я приду, Она мне вответ дорогой можно я пойду стобой вотак и жизнь моя прошла померился зимой с любимой я и дочка и сын рады нам были всегда а с любовницей расстался не надолго я.

Комментарий эксперта

Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Данное сочинение представляет собой пример казуса. Автор сочинения сначала пытается цитировать стихотворение И.З. Сурикова, отдавая дань задаче опоры на литературный пример, а затем переходит к своему творчеству в стиле рэп-баттл.

Исправление перечисленных недостатков требует планомерной работы, начиная с 5 класса. Следует учить

¾ пониманию формулировки темы и внимание к ракурсу постановки вопроса (выпускники часто расширяли содержание работы до уровня тематического направления, размышляли о войне, времени, доме, любви, чести и бесчестии, опыте и ошибках, добре, жестокости, искусстве и т.п. без учета конкретного аспекта рассуждений, заявленного в теме);

¾ умению выявлять ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;

¾ четкому пониманию терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы.

Работу над итоговым сочинением следует начинать с выбора темы.

Чтобы не пришлось менять тему сочинения во время экзамена, выпускник должен обдумать все пять предложенных тем и выбрать одну, с учетом привлекательности поставленной проблемы и знания литературного произведения, которое можно привлечь для аргументации своих мыслей.

Обдумывание темы связано с пониманием значения каждого слова в ее формулировке. Важно уяснить, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развернуто обосновать.

  1. Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя от обозначенной в формулировке проблемы, потому что несоответствие теме ведет к выставлению «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.
  2. Чтобы определить нужный ракурс раскрытия темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения.
  3. Ниже выделены ключевые слова в отдельных темах 2016/17 учебного года.
  4. · Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
  5. · Почемуне кончается поединок чести с бесчестьем?
  6. · Когда поражение ценнее победы?
  7. · Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
  8. · Может ли быть неравенство в дружбе?

Первые из выделенных слов «вопросительные», они указывают, например, на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).

Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», т.е. указывающее на тот ракурс ответа, которого должен придерживаться выпускник в своем рассуждении.

Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, поражение, личность, время, дом, Отечество, опыт, счастье, честь, выбор, ответственность, самолюбие, благородство, познание, путь, любовь, душевная работа, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому и психологическому словарям.

Как простить себя за ошибки и жить дальше – Лайфхакер

Никто из нас не может изменить прошлое, как бы сильно нам этого не хотелось. Поэтому мы учимся жить с навязчивыми мыслями «Интересно, что было бы, если…» и пытаемся свыкнуться с постоянным сожалением, которое сопровождает каждую нашу ошибку.

Справиться с таким наплывом эмоций поможет подход психологов Шелли Карсон и Эллен Лэнгер, которые разделяют ошибки на «хорошие» и «плохие». Они различаются только нашей реакцией — из «хороших» мы извлекаем уроки, а «плохих» отчаянно стыдимся.

Чтобы выявить свои «плохие» ошибки, выполните одно простое задание — продолжите фразу «Я жалею, что…». Так вы узнаете, с какими сожалениями нужно работать. А чтобы превратить «плохие» ошибки в «хорошие», используйте пять основных стратегий.

1. Одинаково принимайте радости и трудности

Чтобы изменить восприятие событий, которые происходят в нашей жизни, потребуется заглянуть в себя. Для этого пригодится техника управления вниманием.

Сосредоточьтесь на дыхании или попробуйте любую другую медитативную практику, которая вам нравится. Прислушайтесь к своим мыслям и чувствам, примите происходящее в вашей жизни и обдумайте возможные варианты развития событий. Да, вы не можете изменить прошлое, но вы можете выбрать будущее.

2. Будьте добрее к себе

Автор книги «Самосострадание. О силе сочувствия и доброте к себе» Кристин Нефф уверена, что именно самосострадание помогает принять себя. Она предлагает попробовать практику, которая соединяет внутреннюю силу и любовь к себе.

Для этого задайте себе два важных вопроса:

  1. Как я могу проявить самосострадание при разборе своих ошибок?
  2. Как дать возможность самому себе подумать о сложившейся ситуации и вынести из неё необходимые уроки?

Ответы помогут понять, как проработать прошлые ошибки, не обвиняя в них себя.

3. Изучайте себя

Для этого попробуйте задать себе наводящие вопросы:

  • Чему этот опыт может меня научить?
  • Если бы я снова оказался в такой ситуации, что бы я сделал по‑другому? Как изменился бы сам?
  • Чему мне нужно научиться, чтобы принять правильное решение в следующий раз?
  • Какой совет я дал бы человеку в такой же ситуации?
  • Над какими мыслями, привычками или чертами характера мне нужно поработать, чтобы не повторить эту ошибку снова?

4. Определите, что вы можете изменить, а что — нет

Не все ошибки можно исправить. Иногда самое худшее уже произошло, и единственное, что можно сделать, — это смириться. Спросите себя, способны ли вы изменить ситуацию. Только будьте честны с собой: то, что произошло, — это всего лишь одна досадная ошибка или целая цепочка безрассудных решений?

«Мы не можем выбрать карты, которые нам достались, но можем выбрать то, как мы будем ими играть», — отмечает профессор Университета Карнеги ― Меллона Рэнди Пауш.

Если ваша ошибка задела другого человека, постарайтесь не просто извиниться, а выслушать его. После этого вы можете поделиться своими мыслями и рассказать, чему эта ситуация научила вас и что вы планируете делать дальше.

Рэнди Пауш выделил три важные части, из которых должно состоять любое извинение:

  1. Упоминание того, что вы сделали не так.
  2. Извинение за то, что вы причинили боль.
  3. Вопрос о том, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.

5. Мотивируйте себя

Найдите вдохновляющую фразу, которая будет помогать вам двигаться дальше в сложные времена. Вы можете повторять её про себя или сделать заставкой на телефоне — главное, чтобы она заставляла вас чувствовать себя лучше.

Верующим людям, а возможно, и не только им, подойдёт молитва немецкого богослова Карла Этингера: «Господи, дай мне спокойствие принять то, что я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого».

Ссылка на основную публикацию