Пример итогового сочинения по направлению «Война и мир»

Для начала предлагаем школьникам освежить знания по сюжетной хронологии романа и центральным образам главных героев (см. учебник «Литература. Базовый уровень. 10 класс» Т. Ф. Курдюмовой, с. 371-395).

Учебное пособие «Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Часть 2.» А. К. Михальской и О. Н. Зайцевой (с.

 101) содержит путеводитель по главам произведения, что поможет тезисно восстановить в памяти событийную канву.

Само название книги определяет ее основную проблематику и тематику. Противопоставленность значений двух этих понятий задает программный конфликт двух реальностей — реальности войны и реальности мира. Не следует забывать, что слово «мир» является многозначным. В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой встречаем значения:

I. Мир — это…

  • совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная.
  • отдельная область жизни, явлений, предметов.
  • это сельская община с её членами.

II. Мир это…

  • согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны.
  • это спокойствие, тишина.

Таким образом, мир — это все, что окружает человека, включая природу, феномены жизни, духовное. Более того, миром называется ещё и общность самих людей. Так или иначе, мир связан с существованием человека в нём. Отсюда не случайна омонимия рассматриваемого слова.

В ней усматривается мысль о том, что для Вселенной, а с ней и для всего человечества (мира в первых трех значениях) гармонизирующим является состояние согласия и единства (мира в двух последних значениях). Человеческое естество заключается в миролюбивом и дружелюбном отношении к окружающему. Война же противопоставлена этому, она извращает состояние покоя, этого гармонизирующего начала.

Получается, в каком значении мы бы не рассматривали слово «мир» в заглавии романа, всегда будет сохраняться антитеза понятий.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну» (Андрей Болконский)
  • «Причина войн, кроме честолюбия Наполеона, заключалась в неправильности европейского равновесия»
  • «Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны?» (Лиза Болконская)
  • «О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения»

Цитаты для размышления:

  • Нужно столетие, чтобы восстановить то, что разрушил день войны (Ромен Роллан)
  • Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, — значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были (Альбер Камю)
  • Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление (Виктор Гюго)
  • Мир имеет свои не менее славные победы, чем война (Джон Мильтон)

2. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РОМАНЕ

Роман Л. Н. Толстого представляет собой кладезь размышлений над вечными темами человечества. Поиск смысла жизни — одна из них. Путь к обретению жизненного смысла, жизненных целей и установок особо актуализирован на фоне перепитий, связанных с военным бременем.

«Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви», — так говорил сам Лев Николаевич. В тексте «Войны и мира» есть персонажи, которые, кажется, согласны с таким утверждением. Так, о своей героине, о Наташе Ростовой автор писал: «сущность ее жизни — любовь». Но смысл жизни сам писатель связывал не только с обретением любви.

Тяга к совершенствованию, духовному развитию, поиску истины — вот что становится важным как для самого Толстого, так и для его любимых героев. Пьер Безухов и Андрей Болконский переживают настоящую духовную эволюцию. Путь их жизненных исканий приводит к совершению ошибок, заблуждениям, однако это путь становления личности, открытой добру, саморазвитию и познанию.

В этом проявляется отличие данных героев от «салонных» персонажей, Курагиных и т. д.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда» (Пьер Безухов)
  • «Только наше святое братство имеет действительный смысл в жизни; все остальное есть сон. Вы поймите, мой друг, что вне этого союза все исполнено лжи и неправды…» (Пьер Безухов — Андрею Болконскому о масонстве)
  • «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба» (Андрей Болконский)
  • Цитата для размышления:

  • «Каждый человек — алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя» (Л. Н. Толстой)

3. НАРОДНАЯ МЫСЛЬ В РОМАНЕ

Монументальность произведения Л. Н. Толстого выражается в том числе и в широте охвата изображения жизни. В романе есть место противопоставлению власти, знатных людей и народа. Этот контраст передан в описании душевного состояния. На Пьера Безухова оказывает большое влияние встреча с простым солдатом.

Платон Каратаев удивляет графа своей добротой, которая не исчезла в критических условиях плена. Ласковая приветливая речь, спокойствие, умеренность сохраняются в солдате. Он резонёр народной мудрости, которая позволяет ему сохранять самообладание и веру в лучшее. Носителем подобной народной проницательности является и Кутузов.

В этом его отличие от вражеских полководцев: «Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история».

Народная мысль выражается и в критическом пафосе первого тома, в котором столичная знать, высший свет невероятно далеки от народа, от кровью защищающей их интересы русской армии (учебник «Русский язык и литература. Литература. Базовый и углублённый уровни. 10 класс», Б. А. Ланин, с. 315).

Народ показан Толстым как сила, проявляющая смирение, но обладающая при этом огромным потенциалом духовного. Именно эта сила определила исход войны, победив Наполеона.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету» (Платон Каратаев)
  • «Час терпеть, а век жить!» (Платон Каратаев)
  • «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»
  • «Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы, невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский видел мертвенность, Пьер видел необычайную могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживала жизнь этого целого, особенного и единого народа»
  • «…он восхищался, рассказывая с восторгом про хозяйственного мужика Матвея Ермишина, который всю ночь с семьей возил снопы, и еще ни у кого ничего не было убрано, а у него уже стояли одонья» (о Николае Болконском)

Цитата для размышления:

  • «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой)

Пример итогового сочинения по направлению «Война и мир»

4. ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ

Выше нами была сформулирована мысль о том, что война — это противоестественное миру состояние. Человек переносится в чрезвычайно дегармонизированные условия, которые не могут не влиять на его мышление, отношение к жизни. Князь Андрей видит изначально цель в получении «своего Тулона».

Для него война — это свершение подвига, проявление своего мужества, а следовательно, и благородства, достижение славы. Но не будем также забывать, что «Война и мир» иллюстрирует и проявления трусости, честолюбия на войне.

Отношение же Болконского к войне изменится, когда он увидит само кровопролитие и жестокость.

Для Пьера Безухова война тоже становится испытанием, меняющим его взгляды на жизнь в целом. Война выглядит безжалостным убийством. Но также это зрелище пробуждает в графе патриотизм, сближает его с обычным русским солдатом.

Русский солдат, выраженный в образе Платона Каратаева, становится главной участной в сражениях фигурой. Именно простому народу, которому удастся победить самого Наполеона, отведена героическая роль.

Только сам народ и не подозревает о своём величии и мощи.

Людей, вступающих на защиту Родины можно разделить на карьеристов, которым являлся какое-то время Болконский, и простых солдат. У каждого из них свои жизненные цели, однако за последними, не ищущими громких восхвалений подвигов, стоит народная духовность, приводящая русский народ, в конце концов, к победе.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь» (Андрей Болконский)
  • «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… — Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: — а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» (Николай Болконский)
  • «Молодость не мешает быть храбрым» (Сухтелен)
  • «Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей…» (Андрей Болконский)

Цитата для размышления:

  • «Один плохой главнокомандующий лучше двух хороших» (Наполеон)

5. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В МАСШТАБЕ ИСТОРИИ

Говоря о личности, оказавшейся в условиях военных сражений, нельзя не упомянуть самих полководцев. Фигуры Наполеона и Кутузова контрастируют на протяжении всего романа. М. И. Кутузов показан читателям как близкий простому народу человек.

Он не скрывает своих чувств и не стыдится проявить некоторую сентиментальность («был слаб на слезы»), верит в Бога, жалеет своих солдат и не относится к ним свысока. Вместе с тем, Кутузов опытен и мудр. Наполеону же чужда такая проницательность и чувственность. Французский полководец самолюбив, циничен, бесчестен.

Для Толстого такой человек ограничен духовно, поэтому и слаб. Наполеон заявляет, что для него война — это ремесло. Поэтому управление судьбами живых людей для него определено холодным расчетом. Личность Наполеона воспринята по-разному героями романа.

С восхищением отзывается о нём Анна Павловна Шерер, а Николай Ростов ненавидит его как преступника. Так или иначе, Наполеон в романе-эпопее представляет собой великую личность, способную вести за собой миллионы. Однако он становится проигравшим. Кажется, именно Бонапарт определяет историю, творит историю, однако его планы рушатся.

Объяснение этому находим в философии Толстого: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей.

Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Так, можно сделать вывод о том, что конкретная личность может повлиять на ход событий, однако существует предопределение, которое не позволяет укротить человеку историю.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Наполеон же, гениальный полководец, как его называют, дал сражение, теряя четверть армии и еще более растягивая свою линию»
  • «Царь — есть раб истории»

Цитаты для размышления:

  • «Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений» (Л. Н. Толстой)
  • «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя» (Л. Н. Толстой)
  • «Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом ее удобство» (А. Камю)
  • «Что такое история, как не ложь, с которой все согласны?» (Наполеон)

5. ЛЮБОВЬ И ВОЙНА

Война, извращая естественную действительность, казалось бы, должна искажать и моральные ценности человека. Там, где есть жестокость, убийство, разорение честных людей, не остаётся места проявлению человеколюбия. Однако люди, находясь в такой ситуации, испытывают удвоенную потребность в понимании, поддержке.

Читайте также:  Дворянство в пьесе «вишневый сад» (а. п. чехов)

Любовь для них становится спасением и защитой. Любовь становится, к примеру, для Наташи Ростовой смыслом жизни. Ее потребность в любви эволюционирует вместе с самой героиней. Девочка, воспитанная в условиях родительской любви, ощущает назревание любовного чувства, которому она не в силах дать объяснение.

Любовные коллизии приводят Ростову к совершению ошибок, однако ей удаётся их пережить. Война забирает у Наташи любимого человека, брата. Но эти потери не ожесточают девушку. Ее человеколюбие не угасает, она открыта для любви и готова проявлять любовь. Она помогает солдатам.

В конце романа мы узнаём, что Наташа Ростова становится верной женой и матерью. Ее счастье обретено в семейном кругу. Так, любовь к ближнему становится спасением человека в условиях коварной войны, отнимающей жизни. Понятие «любовь» так же противопоставляется с «войной», как и «мир».

Здесь вполне уместно употребить такое выражение: «любовь спасёт мир». Любовь, спасающая героев это: любовь в семье, в дружбе, любовь к ближнему, к окружающему миру и, конечно же, к человеку, покорившему сердце.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать…»
  • «Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю» (Андрей Болконский)
  • «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете — остальное все вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», — говорила эта атмосфера” (о доме Ростовых)

Цитата для размышления:

  • «Главное — ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения человека к человеку» (Л. Н. Толстой)

6. МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ

Формулировки многих тем, описанных выше, представляли собой выраженную оппозицию: человек-история, любовь-война, война-мир, власть-народ. Лев Николаевич Толстой на страницах своего романа представил большой набор подобных антитез. Так, сопоставление Москвы и Петербурга составляет одну из них.

Петербург в романе предстает холодным, высокомерным городом, где живут люди расчетливые, озабоченные выгодой и собственным благополучием. Салон Анны Павловны Шерер — это Петербург в миниатюре. Там принято говорить по моде, скрывая истинные чувство и мысль.

Кукольный «марафет» создает атмосфера искусственности.

«Как хозяин прядильной, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, так и Анна Павловна подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину». В салоне Пьер Безухов чувствует себя сдавлено, неуклюже. Петербург являет собой человеческое равнодушие. Не с проста петербуржцами являются члены семейства Курагиных.

Ростовы же живут в Москве. Московский мир дан в описании дома и быта этого семейства. Здесь также устраиваются приемы, но они лишены петербуржской бездушности и притворства.

Даже хозяин ведет себя по-другому: «Граф Илья Андреич Ростов иноходью озабоченно, торопливо похаживал в своих мягких сапожках из столовой в гостиную, поспешно и совершенно одинаково здороваясь с важными и неважными, которых он всех знал…»

Москвичи исполнены живостью духа, патриотизмом. Они оставляют Москву только в огне. Отсюда и стремление Наполеона захватить Москву, потому что именно она была символом России.

Цитаты и афоризмы из произведения:

  • «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать; всякий иностранец, глядя на нее и не зная ее материнского значения, должен чувствовать женственный характер этого города; и Наполеон чувствовал его»
  • «…Москва, в октябре месяце, несмотря на то, что не было ни начальства, ни церквей, ни святынь, ни богатств, ни домов, была та же Москва, какою она была в августе. Все было разрушено, кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого»
  • «…виконту и Ипполиту таскаться по гостиным и перебирать вздор и рассказывать сказочки пpo мадемуазель Жорж и про „девушка“ — это прилично, а мне роль эта не годится. Довольно с меня ее!» (Андрей Болконский о жизни в Петербурге)
  • «Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего» (об оставлении москвичами города)

Примеры сочинений по направлению «Война и мир»

09.10.2019

Сборник примерных готовых сочинений по направлению ВОАЙНА И МИР для итогового сочинения в 2019-2020 учебном году.

Раздел будет обновляться. СОХРАНИТЕ В ЗАКЛАДКИ!

Поведение человека на войне (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

150 лет книге «Война и мир»

Автор сочинения – Петрунина Людмила Григорьевна

Великий писатель – реалист Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» поставил перед собой задачу – сказать историческую правду о событиях 1812 года. С этой целью он отвел большое место в своем романе-эпопее партизанской войне. Он считал её законной и целесообразной в борьбе против врага.

Гениальный художник нарисовал яркие картины этой войны и целую галерею замечательных образов народных мстителей как из офицерского состава (Василий Денисов, Долохов), так и из крестьян (Тихон Щербатый, старостиха Василиса и другие). Писатель справедливо считал, что никаких правил для уничтожения людей не может быть.

И если враг пришёл на чужую землю с целью её завоевания, то благо тому народу, который берёт первую попавшуюся дубину и мужественно расправляется с ним.

Перед нами образ народного мстителя – партизана Тихона Щербатого. Это был один из самых нужных людей в партии, полезный и храбрый. Никто больше его «не открыл случаев нападения», никто больше его не побил французов. Его ненависть к врагу не знала границ.

Он проявлял отвагу и смелость, когда по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а также приводил пленных. Находчив и ловок был, когда со всего размаха раскалывал топором брёвна, а потом, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки, вырезывал ложки.

Когда нужно было сделать что – нибудь особенно трудное, все указывали на Тихона, зная его большую физическую силу и выносливость. Добродушный русский юмор и лукавый ум выделяли Тихона среди других партизан. Он шутил над ранением в спину и разрешал товарищам не раз смеяться над своим способом лечения раны.

В лице Тихона Щербатого Толстой дал яркий образ партизана, мстителя за преданное огню и мечу Отечество. Несмотря на тяжёлые условия ведения партизанской войны, русские партизаны не унывали, не падали духом, и в тех условиях они любили пошутить и посмеяться.

Все эти качества партизана эпохи Отечественной войны 1812 года в полной мере проявились и в Великой Отечественной войне с гитлеровской Германией.

Патриотическое поведение русских людей в Отечественной войне 1812 года выражалось по – разному. Смоленский купец Ферапонтов, увидев, что городу грозит падение, раскрывает двери магазина и разрешает тащить все из него, чтобы не досталось «дьяволам». Жители Смоленска покидают город с возами.

Княжна Марья отдает приказание подготовить подводы к отъезду. Мысль пользоваться покровительством и благодеяниями господина генерала Рамо приводила в ужас. Замечательным патриотическим подвигом русских людей была эвакуация из Москвы почти всего населения.

Толстой пишет, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов. Под их управлением нельзя было быть. Это понимал каждый житель. Патриотизм простых русских крестьян Карпа и Власа выразился в том, что они отказывались продавать французам сено даже по дорогой цене и сжигали его.

Патриотический подъем в народе хорошо выражен в словах одного ополченца: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят».

Подводя итог сказанному, снова обращаюсь к страницам замечательного произведения:« Каждый русский человек… на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах,…- делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию».

Отношение Толстого к войне в романе «Война и мир», Война и мир

Колосов Алексей Алексеевич

В своем романе-”Война и мир” Лев Николаевич Толстой показал две стороны человеческой жизни, в честь которых и названо само произведение. Об отношении автора к невоенному периоду жизни говорить не приходится, он,точевидно, положительно относится к мирному времени.

Но как автор великого романа относится к войне? Ответ, на самом деле, не сложен, отношение Л.Н Толстого к войне негативное. В подтверждение этому служит множество примеров. Мнение автора выражается как изображением картин войны, так и действиями и словами героев романа. Я думаю, трудно не показать то, насколько ужасна война, говоря о ней. Л.

Н Толстой в подробностях изобразил все её аспекты, что позволяет в полной мере понять её бессмысленность и ужас. Сразу на ум приходят события, которые мы видим глазами таких героев как Андрей, Пьер, Николай Ростов: люди, которые падают замертво от очередной пули, Бородинское поле, покрытое трупами, солдаты, оставшиеся без рук или ног.

Говоря о Николае, нельзя не вспомнить его визит к Денисову, в госпиталь, полный измученных, больных людей, которые умирают на глазах друг друга. Говоря о выражении автором своего отношения к войне посредством поступков и слов героев, на ум приходят Андрей Болконский и М.И Кутузов.

Андрей, который так рвался заполучить славу на поле боя, оказавшись в гуще боевых действий, на примере Тушина, который совершил настоящий подвиг, видит, что командование не воздает капитану почестей, его отчитывают за потерю пушки.

Князь Болконский видит людей, которые вместо того чтобы думать о том, как победить врага, думают о том, как побыстрее продвинуться по карьерной лестнице. Всё это заставляет молодого князя сомневаться, это всё совсем непохоже на то, о чём он мечтал.

Говоря о Кутузове, нельзя не сказать того, что он всеми силами пытался избежать тех сражений, которых не считал крайне необходимыми. Всё это для того, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, под Шенграбеном он послал отряд Багратиона для задержания неприятельской армии, всё для того чтобы остальная часть русского войска смогла отступить. Он был против и сражения под Аустерлицем, которые было проиграно и привело к

Читайте также:  Эпоха средневековья кратко

множеству жертв, как он и говорил. Все свои силы он направлял на сохранение как можно большего количества жизней. В заключении хочется сказать, что война, это безусловно ужасное событие в жизни любого человека, и Л.Н Толстой отчетливо изобразил все её ужасы и всю её бессмысленность, чем ясно дал понять своё негативное отношение к ней.

Пример итогового сочинения по направлению «Война и мир» | Литерагуру

(357 слов) Как правило, на войне люди проявляют отрицательные качества характера, ведь их окружают жестокость и несправедливость. Однако иногда она же пробуждает в них добродетели, которые ранее негде было проявить. Чтобы разобрать эту тему подробнее, нужно обратиться к литературе.

В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой раскрывает многие темы. В том числе и тему добра и зла. В самом названии произведения можно увидеть это противопоставление: Война – зло, Мир – добро. Война забирает жизни, разрушает семьи и часто забирает надежду.

Но та же самая война, такая страшная и жестокая, заставляет нас проявлять свои лучшие качества. Дети взрослеют после болезни, взрослые становятся мудрее после войны. Это тяжело и страшно, но это имеет место. Ярким примером доброты и кротости в романе стала княжна Марья.

Это терпеливая и мудрая девушка – идеальная героиня Толстого. Лев Николаевич трепетно относился к образу семьи, а её благополучие часто зависит именно от женщины. Марья – добрая, сострадательная девушка способна такую семью создать. Именно поэтому Толстой соединяет их с Николаем.

Война разрушает семьи, и в противовес разрушению Толстой награждает княжну личным семейным счастьем, которое она по праву заслужила. 

Примером подлого поведения в романе становится поведение Анатоля Курагина. Он беспечен, красив и привык к постоянному покровительству отца. Готов вступить в брак с княжной Марьей ради богатства, и подлостью это не считает. Для него в порядке вещей свататься к одной женщине и при ней же флиртовать с другой.

В отличие от Марьи, которая надеется, что любовь придёт в браке, Анатоль воспринимает брак как выгодную сделку, способную принести ему богатство. Позже он обманет и Наташу Ростову, пытаясь тайно обвенчаться с ней, хотя уже состоит в браке. Но даже такой человек, как Анатоль, становится совсем другим на войне.

Он получает серьезную травму и страдает от невыносимой боли. Но, видя Болконского на соседнем столе, он находит в себе силы помириться с ним и взглянуть в глаза своему сопернику. Горе сделало его человечнее и порядочнее. Война стала великим потрясением для всех, но в жизни Анатоля оно, видимо, пошло на пользу.

Таким образом, война раскрывает качества человеческого характера: и положительные, и отрицательные проявления натуры выходят наружу под гнетом опасности и страха за свою жизнь. Конечно, война — не метод самоанализа, но даже ее можно использовать, чтобы лучше понять себя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

→ Направления ИС.

→ Примерные темы.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске.

Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.

Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье.

В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой.

Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению.

Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну.

Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления.

Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину.

Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и старатьсяпридерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами.

В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым.

По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким.

Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент.

Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора.

Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству.

Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки.

Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

Читайте также:  Композиция в романе «Герой нашего времени»

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают.

Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел.

На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смогвоспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами.

Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой.

Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах.

Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить.

Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать.

Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу.

Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью.

Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках.

Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души.

Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла.

Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр».

Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения.

С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие.

Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А.

Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью.

Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом.

Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией.

Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник.

Своёпредназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину.

Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне.

Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

Официальные критерии оценивания итогового сочинения от Рособрнадзора.

Основной документ о проведении итогового сочинения в 2021/22 учебном году.

Ссылка на основную публикацию